Дипак чопра утренняя. Ясный свет

«Ничего хорошего в этом мире само не происходит. Для этого надо прилагать усилия. Сами собой получаются только проблемы» . Из высказывания мудрецов

В Йоге для духовного роста существует ступенчатая система. Основоположником данной системы был Патанджали. Йога Патанджали — практика самореализации, основанная на работе с сознанием и внутренней энергией. Суть практики строится на восьми ступенях , они состоят: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи . Важным инструментом по направлению к движению цели самореализации (познание своего назначения, задач) является этическо—нравственная основа Яма — Нияма.

Нияму - внешнее и внутреннее очищение через самодисциплину или индивидуальные правила поведения, дисциплинирующие практикующего составляют: Сауча (чистота), Сантоша (удовлетворенность), Тапас (строгость, аскетизм, самоограничение), Свадъхьяйя (самообразование, самоанализ), Ишвара Пранидхана (вера в Бога).
Йога как деятельность состоит из Тапаса (строгость, аскетизм, самоограничение), Свадхьяи (самообразование, самоанализ), Ишвара Пранидханы (вера в Бога посвящение всех своих действий, слов и мыслей Высшей Цели). Тапас сжигает нечистоту и делает тело крепким.
Что такое Тапас, откуда он берется, и для чего нужен?
Слово «тапас» (tapas) происходит от корня, означающего «нагревать», «накалять», то есть означает рвение и полноту усилий. Иногда его рассматривают как очищающие действия, ибо они устраняют нечистоту. Это понятие относится в первую очередь к телу, и означает надлежащий уход за ним. Вследствие устранения нечистоты благодаря подвижничеству обретается совершенство тела и органов чувств. Йога использует тапас как одну из составляющих крия-йоги и ниямы. Патанджали подчеркивает, что лишь духовный накал (тапас) может сжечь загрязнения психики. Это совершенно иной уровень тапаса, чем достижение магических сил или статуса царя. Здесь нет надобности в долгом подвижничестве.
Тапас, совершаемый ежедневно как составляющая ниямы, вместе с чистотой и удовлетворенностью меняет состояние психики, делает ее менее загрязненной. Практикующий очищается от мирской скверны, накапливает заслуги, повышая запас духовной энергии.
Йога понимает под этим такую заботу о теле, при которой оно не беспокоит разум во время медитации.
Иногда «тапас» переводят как «аскетизм» — идея крайней аскетичности далека также от учения Патанджали . После нескольких лет сурового аскетизма Будда Шакьямуни отказался от него и стал проповедовать срединный путь (мадхьяма марга ) с умеренными самоограничениями при высокой нравственности. Термин «тапас» в буддизме означает самодисциплину. Практика тапас выглядит регулярностью и естественным ростом мастерства.
Все высшие вещи происходят только в результате тапаса. Если себе потакать, размягчаться в духе, уровень сразу опускается.
Практика йоги - это всегда тапас и бросание вызова своим возможностям , это возжигание внутреннего огня. Быть человеком для йога не составляет труда. В человеческом обществе йогин - это тот, кто может очень хорошо жить, без всяких проблем; решать задачи обычного среднего человека ему ничего не стоит. Обычный человек решает в большинстве случаев задачи материального мира: как обеспечить свою семью, купить жилье, карьерный рост, построение отношений с родственниками, друзьями, начальством на работе. Но эти задачи не велики - как добиваться успеха. Вершиной многих людей является добиваться успеха, например, получить много денег, стать успешным, влиятельным человеком. Обычному человеку быть, йогом по сути, очень сложно. Он не сможет узнать сути, пока не закалит свою железную волю и не усмирит эго. Духовная практика требует от него большего. Это ежедневный тапас и самодисциплина.
Чтобы достичь такого состояния, нужно непрерывно тренировать себя, нужно бороться за это, бросать себе вызовы и постоянно побеждать . Низменная часть ни за что не должна выиграть. А почему вначале это невозможно? Много мирских желаний, узкие и забитые каналы, много ограничений, омрачений и старой информации, очень слабая воля - никуда не годится. Если воля слабая, отрешение - это подвиг: «Я отрекся от пепси-колы, месяц не пью. Я две недели соблюдаю брахмачарью и не ем мясо», но это смешно. Для йогина это не проблема.
От слабой воли мы идем к воспитанной воле, к йогической. Лучшим способом будет совмещать тапас с другими средствами ниямы или асанами. Ежедневно преодолевая нежелание, тренируется воля. Как обычная мышца накачивается благодаря ежедневной тренировке, так и ежедневное преодоление себя «наращивает» волю. Наша воля крепнет, загрязнения слабеют. Мы замечаем, что легко избавляемся от привычек, борьба с которыми требовала усилий (например, курение, желание подольше поспать, вкусно поесть и т.д.). Если ежедневно практиковать тапас в течение нескольких лет, результаты превзойдут все ожидания. Вам станет подчиняться и собственный организм. Ваше тело и органы чувств станут невероятно «чуткими» к вашим приказам. Это и подразумевается, говоря о «совершенстве тела и органов чувств».Тапас бывает трёх видов: физический, устный и умственный.
1. Физический тапас
Брахмачарья, служение Гуру и мудрецам, практика Ахимсы или ненасилия - всё это Тапасы тела. С помощью силы Брахмачарьи Бхишма и Хануман совершали чудесные дела. С помощью силы целомудрия Дамаянти сожгла охотника; Анасуя превратила Тримурти в детей; Савитри вернула Сатьявана назад от Бога Ямы. Сила Брахмачарьи более могущественна, чем сила физического Тапаса.
2. Устный тапас
Говорить правду, соблюдать обет молчания, не вредить другим недобрыми или грубыми словами, говорить полезные слова, изучать священные писания - всё это Тапасы речи. Уравновешенность, умственное обуздание (шама ), чистота природы, однонаправленность ума, умственное счастье, жизнерадостность, чистота жизни - всё это Тапасы ума.
3. Умственный тапас
Умственный тапас более могуществен, чем физический тапас. Тот, кто переносит жару и холод, выполняет физический тапас. Он увеличивает свою силу выносливости, но он может быть неспособным перенести оскорбление. Он легко расстроится от грубого или недоброго слова. Он может отомстить или наказать по принципу «око за око, зуб за зуб». Он не контролирует ум. Он дисциплинировал только свое физическое тело. Поддерживать равновесие ума во всех случаях жизни, выносить оскорбления, вред, гонения, быть всегда безмятежным, удовлетворенным и спокойным, быть жизнерадостным в неблагоприятных условиях, иметь мужество при встрече с опасностью, иметь присутствие разума и воздержанность — все это формы умственного тапаса.
С философской точки зрения, медитация является высшей формой Тапаса. Фиксация блуждающего ума на Боге или Брахмане является великим Тапасом. Вичара и Нидидхьясана являются высшим Тапасом. Исследование «Кто есть Я?» есть высший Тапас. Пратьяхара, Пранаяма, Дхарана и Самадхи, - великий Тапас.
Упанишады рассматривают тапас наряду c брахмачарьей как добродетель, порождающую огромную силу. Традиционная философия Индии утверждает, что тапасом можно достичь чего угодно, вплоть до владычества над всем миром. С этой целью индийские аскеты (тапасики) предпринимали самоистязание, например, стояли среди четырёх костров, расположенных по сторонам света, на открытом месте, таким образом, что палящие лучи солнца действовали, как пятый огонь. Другим видом тапаса является обет стоять на пальцах одной ноги и т. д. Тапасик не стремится умилостивить Бога или богов, напротив, боги зачастую стараются помешать тапасу тем или иным путём. В основе механизма действия тапаса лежит закон кармы, утверждающий равновесие причин и следствий. В соответствии с этим законом, перенесённые аскетом мучения должны быть компенсированы равноценным количеством счастья.

Вернёмся к тапасу.
Это некий капитал, накапливаемый аскетизмом, но — капитал как таковой. Его можно использовать как для достижения власти, богатства и магического могущества, так и для очищения своей психики. Этот капитал можно накапливать, передавать другому. Тапас тесно связан с понятием тепла, жара, накала. Но это психический огонь, духовный жар. В текстах есть синоним — теджас , накал, блеск, великолепие. Эта одна из основных творческих сил, особенно половая. Интенсивность этого пламени, сопровождаемая разными самоистязаниями, развитием воли, сублимация всех сил в божественный творческий огонь, в свет, рассекающий мглу неведения, — вот что такое тапас.
Мифология полна примеров, когда некто накладывал на себя суровый тапас для достижения могущества . Достигнув желаемого, такие люди прекращали тапас и начинали тратить накопленное. Есть демоны в мифологии, достигшие подобным путем невероятного могущества.
Начав тапас, ученик набирает могущество. Его воля развивается, духовный капитал накапливается. Если он не прекращает тапас, то этот капитал, в точном соответствии с финансовым капиталом, «начинает приносить проценты». Свою силу он не растрачивает, а использует для достижения еще большего могущества. Проценты не тратятся, а все время вкладываются в достижение цели. Наконец, такой ученик становится духовным «миллиардером». У него аккумулируется столько же силы, сколько скопил бы обычный человек, тысячу лет простояв на одной ноге. Тапас это жар страстей, который люди тратят попусту чревоугодием, похотью и т.д и т.п.... Аскет же этот жар не тратит и в результате накапливает большое количество жара, который учитывается при новом рождении.
Святость придет, если совершенствуете себя нравственно, физически, интеллектуально, эстетически (чувства). Эти 4 породят духовное совершенствование — дхарану и дхьяну. Или практика 5 йог. В раджа-йоге как целостном учении можно выделить бхакти — любовь, преданность, хатха — физическое совершенствование, гигиена, закаливание, джнана — изучение писаний, развитие мудрости, самоучение, карма — списывание грехов через деятельность, служение людям своими талантами, способностями, опытом. И буддхи-йога — медитативная практика.

Тапас — третья анга ниямы в раджа-йоге.

Тапас — это один из трех пунктов крия-йоги.

Тапас означает аскетизм, или практику покаяния.

Тапас — это бриллиант, подобный сверкающему огню.

Тапас означает также обуздание чувств и медитацию.

Тапас ведет к контролю ума.

Тапас есть аскетизм, контроль чувств и медитация. Очищайте себя с помощью тапаса, и вы достигнете конечной цели.

Hаpада стал бpахмаpиши, Бхагиpатха пpинес Гангу с небес, Гаутама уговоpил Годаваpи излиться на землю, Валмики осознал силу Рамамантpы, что дало ему возможность составить Рамаяну, Гаpги укpепился в бpахмачаpья и Сулабха — в духовной мудpости, — это все с помощью только тапаса. Да и зачем пpиводить такие огpаниченные пpимеpы? Путем тапаса даже Бpахма и Рудpа стали помощниками человека.
Как ни странно, тапас - это естественная вещь , хотя, может быть, для кого-то эта мысль покажется в чем-то необычной, но, на самом деле, тапас - не есть то, посредством чего достигается нечто далекое от нас, а, скорее, тапас - это возврат к истинному себе . Просмотрите йогические тексты, там сказано, что не надо купаться в холодной воде, не нужно греться у огня, пища должна быть не горькой и не сладкой, нужно избегать работы "в поте лица" и т.д. Как это все понимать? - Держаться середины. Когда доминирует саттва тела и в теле более естественный обмен энергий, то оно излучает тепло и свет, что достигается сдерживанием своих крайностей. Это есть дисциплина, и тапас также относится к ней как один из аспектов ниямы. В текстах, может быть, не все перечисляется, но самое главное - понять основной подход.
Путем дисциплины или позитивной практики мы утверждаем в себе правду самого ценного, правду существа, правду знания, любви, трудов, и заменяем этим заблуждения, которые слишком быстро росли, заглушили и извратили нашу натуру. Соблюдая в мирской жизни принципы Ямы — Ниямы, следуя правильному режиму дня, трудясь бескорыстно на благо других, заботясь о близких людях, вы со временем почувствуете ту силу духа, которой наделяется человек, полон внутренним огнем устремленности. Только достигнув очистки психики, изложенным выше путем будет возможным дальнейшее продвижения по «царственному пути» — Йоги!

Вследствие устранения нечистоты благодаря подвижничеству обретается совершенство тела и органов чувств
, достигаемых благодаря устранению нечистоты сознания вследствие подвижничества (тапаса). Это «совершенства тела» — способность становиться маленьким, как атом, или увеличиваться, подобно горе, способность преодолевать гравитацию (левитация), омоложение, крепость, «подобная алмазу», здоровье и т. д. Совершенство органов чувств — ясновидение и яснослышание во времени, в пространстве и т. п. Эти силы обретаются посредством аскетизма. Их, как и другие магические силы, достигаемые йогой, мы рассмотрим в третьей главе. Теперь же поговорим о тапасе.
Истоки этого понятия восходят к самым древним и авторитетным текстам. В ведах и упанишадах тапас — творческая сила, с помощью которой Бог сотворил вселенную. Например, Тайттирья — упанишада (6,2) говорит, что вначале существовал единый Абсолют, без второго. Он возжелал: «Я желаю быть множественным! Я хочу размножиться!» — совершив тапас, он создал мир (са тапо-тапиято — он воспламенился подвижничеством). Ауробиндо Гхош переводит это место, не используя термин «подвижничество». «Он сосредоточил всего себя в мысли, и силой своего размышления сотворил вселенную».
В той же упанишаде описан процесс обучения путем тапаса. По сути, здесь обратный процесс творения. Ведь ученик как часть сотворенного сам является первичным абсолютом, превращенным во вселенную путем тапаса, забывшего свою сущность. Тем же тапасом ученик постигает реальность. Это — тапас.
В Индии живет йог, который голодает уже 72 года подряд! Прахлад Джани (Prahlad Jani), которому скоро исполнится 83 года, стал знаменит на весь мир в 2003 году, когда обследовавшие его индийские медики объявили, что дед — феноменальный. Мол, действительно не ест и не пьет. И нет оснований сомневаться в заверениях Прахлада о том, что он не ест и не пьет с 11-летнего возраста.
Прахлад Джани, урожденный Чунривала Матаджи, садху — отшельник, аскет и йог. Живет в пещере, отказавшись от мирских благ. Но не сторонится пытливых ученых. Наоборот, охотно откликается на их приглашения. Терпит анализы, процедуры, обследования.
В 2003 году йог провел в госпитале 10 дней. Но без результата для индийской и мировой науки. Медики так и не разобрались в сверхъестественных способностях своего пациента. И не поняли, как ему удается не есть и не пить. Кстати, одно удивительное явление порождает другое — еще более сверхъестественное: чудо-человек не отправляет естественные надобности. Ни большие, ни маленькие. Последний раз йог писал в 1940 году — был в туалете в 11-летнем возрасте. С тех пор не хочет. Да и не испытывает такой потребности.

Я хочу, чтобы вы поняли всю насыщенность термина тапас. Это первичная творческая сила, посредством которой Абсолют наложил на себя подобие иллюзии. И эта же сила способна вывести душу из дремы, помочь вспомнить свою истинную сущность.
Подвижничество, сосредоточение всего себя, усиленное размышление — тапас переводят посредством этих терминов. Упанишады говорят, что посредством некоего таинственного духовного усилия (тапаса) первичный Абсолют перевоплотился в каждого из нас. Мы, со своей стороны, используя эту же силу, можем вернуться к прежнему состоянию, опять осознать себя Брахманом. Используя тапас, можно процесс инволюции Бога в человека направить в обратную сторону, когда человек опять эволюционирует в Бога.
Есть еще одно применение тапаса — мы можем продолжить игру Бога, не освободившись от сновидения, постараться направлять этот процесс, включиться в него. Здесь работает формула «подобное овладевает подобным». Тапас — первичная творческая сила. Мы, с искрой Абсолюта внутри, можем продолжить этот творческий процесс, включиться в игру (лилу) Бога. В этом аспекте тапас объявляется универсальным средством. Тапас дает возможность магически овладеть миром, который произведен с помощью тапаса.
«Тапасом некогда существа произвел Прародитель…» — говорится в Мокшадхарме (гл. 297.15). Там же перечень разных уровней существования, достижимых душой благодаря степени тапаса. Текст утверждает, что достижения привилегированного положения в человеческом плане (браминство, княжество) или воплощение в виде сверхъестественного существа (адитьи, васавы, рудры, агни, ашвины, вишвадэвы, сиддхи и т. д.) — все это результат тапаса.
«Цари и другие родоначальники в мире смертных, рождающиеся в великих родах, все — благодаря тапасу. Украшения, посуда, шелковая одежда, дорогая мебель, повозки, упряжки — все это плод тапаса. Тысячи знатных, радующих сердце красивых женщин, отрадное лежание на богатых ложах, все это — плод тапаса. Нет НИЧЕГО В ТРЕХ МИРАХ, НЕДОСТИЖИМОГО ДЛЯ ПОДВИЖНИКА, ТВОРИВШЕГО ТАПАС».
Здесь тапас уподобляется некому капиталу, который можно употреблять на любые цели, вне зависимости от их нравственной ценности. Текст, в переводе на современный язык, звучал бы так: «одежда от лучших дизайнеров мира, самые дорогие и фешенебельные виллы, табуны длинноногих моделей, спортивные машины, лимузины…» Всего этого можно достичь, овладев таинственной магической силой, с помощью которой Прародитель сотворил вселенную. Вернее было бы сказать — с помощью которой Прародитель ПЕРЕВОПЛОТИЛСЯ во Вселенную.
Это чисто магический путь. Используя тапас, мы продолжаем процесс творения, играя все новые и новые роли. Здесь тапас можно сравнить с усилием, осознать процесс сновидения. Мы во сне напрягаем душевные силы, но не настолько, чтобы окончательно проснуться, а лишь до той степени, чтобы осознать свое сновидение и получить контроль. Так бывало с каждым, иногда мы понимали во время сна, что спим, и даже могли контролировать содержание сновидения. Точно по этой аналогии тапас дает возможность искорке Абсолюта, втянутой в мировую иллюзию, контролировать свое сновидение, примеряя разные роли — королей, полубогов и сверхъестественных существ.
Я не буду оценивать нравственный момент данного пути. Если вы желаете играть в божественную игру (лилу), то это ваш выбор. Йога даст вам все для этой игры. Вы сможете полностью управлять сновидением, называемой жизнью. Но наступает момент, когда Пуруше надоедает бесконечная череда сновидений, и он прекращает ЛИЛУ (игру) и КРИДУ (развлечение). Тогда душа уже не интересуется табунами моделей и новыми спортивными машинами или парапсихологическими силами. Тогда ученик жаждет нирвану. Йога — метод для достижения и ЛИЛЫ, и нирваны. Выбирать нужно каждому ученику самому. В первом случае йог достигает разных магических сил (сиддхи, вибхути). Во втором — не обращает на силы внимания и старается познать свою истинную сущность, искру абсолюта в самом себе. Нечто в его естестве начинает пробуждаться, вспоминать свою божественную сущность, и тогда ученику одинаково неинтересны как человеческий план (богатство и власть), так и роль полубога (Дэва).

Вернемся к тапасу. Это понятие трудно перевести. «Аскеза» имеет некие чуждые тапасу контексты, как и «умерщвление плоти», «подвижничество», «самоистязание». Христианская аскеза творится для угасания страстей, в первую очередь — половой страсти и развития смирения. Но тапас не занимается этим. Это некая «разменная монета», по курсу которой определяется дар, просимый у того или иного божества. Это некий капитал, накапливаемый аскетизмом, но — капитал как таковой. Его можно использовать как для достижения власти, богатства и магического могущества, так и для очищения своей психики. Этот капитал можно накапливать, передавать другому.
Тапас тесно связан с понятием тепла, жара, накала. Но это психический огонь, духовный жар. В текстах есть синоним — теджас , накал, блеск, великолепие. Эта одна из основных творческих сил, особенно половая. В Айттирья-упанишаде сказано (2.1), что теджас сконцентрирован в мужском семени . Это огонь, исходящий от человека. В Брихаддаранкья-упанишаде теджас — синоним Брахмана, Абсолюта (вот почему НЕЛЬЗЯ бездумно терять семя!). Этот Абсолют силой своего накала создал внешний мир, как создает внутренние образы как бы из пластического вещества во время сна.
Каждый из нас — этот огонь, это пламя. Наши мысли, страсти, нервные токи (праны), процессы в теле и психике — все это теджас. Этот огонь — любовь, ненависть, гнев и чары… Огненная сила Абсолюта — сила мышления.
Даже сакральные тексты сравнивают с клубами дыма от этого костра, зажженного пламенем мышления Брахмана.
Упанишады определяют Абсолют, как свет, — джотис . Все проявленное — отражение этого света.
Интенсивность этого пламени, сопровождаемая разными самоистязаниями, развитием воли, сублимация всех сил в божественный творческий огонь, в свет, рассекающий мглу неведения, — вот что такое тапас. Он не является принципиальным отказом от наслаждений, а лишь накоплением творческой силы для возможно большего наслаждения.
Мифология полна примеров, когда некто накладывал на себя суровый тапас для достижения могущества. Достигнув желаемого, такие люди прекращали тапас и начинали тратить накопленное. Есть демоны в мифологии, достигшие подобным путем невероятного могущества.
Я хочу объяснить один момент, встречающийся в сакральных текстах неоднократно. Читая йогические писания, вы встретите «тысячелетний тапас». Как нужно понимать подобный термин? Здесь не идет разговор о том, что некто простоял на одной ноге тысячу лет в прямом смысле этого слова. Я считаю, что подобное нужно расшифровывать так.
Начав тапас, ученик набирает могущество. Его воля развивается, духовный капитал накапливается. Если он не прекращает тапас, то этот капитал, в точном соответствии с финансовым капиталом, «начинает приносить проценты». Свою силу он не растрачивает, а использует для достижения еще большего могущества. Проценты не тратятся, а все время вкладываются в достижение цели. Наконец, такой ученик становится духовным «миллиардером». У него аккумулируется столько же силы, сколько скопил бы обычный человек, тысячу лет простояв на одной ноге.
Йога использует тапас, но не так абсолютно. В арийском обществе были т. н. паривраджаки — последователи направления, считающего тапас панацеей от всего. Но путь йоги намного превосходит путь тапаса своей эффективностью.
«Пусть человек предается тапасу тысячи лет, стоя на одной ноге,
он не заслуживает шестнадцатой доли того, что бывает плодом йоги».
Пайнгала — упанишада 4.15

Йога использует тапас как одну из составляющих крия — йоги и наямы. Патанджали подчеркивает, что лишь духовный накал (тапас) может сжечь загрязнения психики. Это совершенно иной уровень тапаса, чем достижение магических сил или статуса царя. Здесь нет надобности в долгом подвижничестве. Тапас, совершаемый ежедневно как составляющая ниямы, вместе с чистотой и удовлетворенностью меняет состояние психики, делает ее менее загрязненной. Результаты ощутимы спустя несколько месяцев.
Я советую совместить тапас с другими средствами ниамы или асанами. Любое упражнение йоги можно превратить в подвижничество. Можно каждое утро или дважды (трижды) в день обливаться холодной водой. Можно исполнять мауну — обет молчания. Он состоит из устного и мысленного молчания — каждый день, хотя бы по часу, сидеть в медитационной позе, ничего не делая, ни о чем не думая. В этом суть тапаса — мысленное молчание очень трудно выполнимо, но подобное упражнение подготавливает к медитациям и очищает психику от загрязнений, развивая волю. Обливания холодной водой служат как чистоте, так и развитию воли. Преодоление себя очищает психику так же, как вода очищает физическое тело. Нельзя намачивать голову. Это упражнение я советую исполнять перед каждой тренировкой в йоге.
Диета — тоже один из видов тапаса. Можете соблюдать т. н. жидкую голодовку, в течение нескольких дней принимать только жидкую пищу — соки, молоко, мед. Полную голодовку я не советую, здоровье нужно для продвижения на духовном пути, а голодовкой его можно испортить.
Ежедневное обливание холодной водой — совмещение двух пунктов ниямы — требования чистоты и тапаса. Ежедневно преодолевая нежелание холодного душа тренирует волю. Как обычная мышца накачивается благодаря ежедневной тренировке, так и ежедневное преодоление себя «наращивает» волю. В этом смысл подвижничества. Наша воля крепнет, загрязнения слабеют. Мы замечаем, что легко избавляемся от привычек, борьба с которыми требовала усилий (например, курение). Если ежедневно практиковать тапас в течение нескольких лет, вы изумитесь результатами. Ваша воля увеличится настолько, что это будет заметно даже окружающим. Ваше влияние на собеседников будет этому доказательством. Вы будете способны почти телепатически править окружающими. Вам станет подчиняться и собственный организм. Ваше тело и органы чувств станут невероятно «чуткими» к вашим приказам. Это и подразумевает учитель, говоря о «совершенстве тела и органов чувств». О магии и парапсихологии мы поговорим чуть погодя.
Наконец, я хочу подчеркнуть один момент. Решившись совершить тапас, вы ни за что не должны уступить лени и слабости. Обет должен быть исполнен. Это подобно дрессировке животного. Ваша низменная часть ни за что не должна выиграть. Победа должна быть за вашей волей. Если вы решили начать ежедневные обливания, или мауну, то вы должны исполнить ваше решение. Лучше вообще не начинать, чем начать и прекратить на половине пути.

Поверьте, ежедневный тапас примерно через год исправит ваше тело, сделав его абсолютно здоровым!

Исправит дефекты органов чувств, наподобие слабого зрения и т. п. Ваша развитая воля станет творить почти чудеса, магически влияя на собственный организм и на окружающий мир. Вы обнаружите, что вашей увеличенной воле подчиняется не только ваш организм и нервная система, но организмы и нервные системы окружающих. И, что главное, тапас — непременное условие очистки психики от загрязнений. Только посредством него станет возможным дальнейшее продвижение по «царственному пути».

Истоки этого понятия восходят к самым древним и авторитетным текстам. В ведах и упанишадах тапас - творческая сила, с помощью которой бог сотворил вселенную. Тапас в переводе означает самоистязание, аскетические упражнения или раскаяние, и в брахманской традиции индуизма считается олицетворением благочестия и аскетического рвения.
Бродячие или оседлые аскеты, живущее одиноко или собранные в таинственные братства, развивали оккультные возможности, иногда предавались оргиям или, напротив, исполняли самые строгие и самые невероятные обеты: в течение года пребывали в положении вниз головой или неподвижно сидели на открытом солнце меж четырьмя кострами; наполовину погружались в муравейник; сохраняли такую неподвижность, что птицы устраивали гнезда у них в волосах; терпели бессонницу, изматывающие голодовки; хранили полное молчание в течение нескольких лет, а то и всей жизни; имитировали поведение коров или даже (что уже приближается к йоге) задерживали дыхание, выходя за границы вероятного.
Сила тапаса способна вывести душу из неведения, помочь вспомнить свою истинную сущность. Но и тапас – не одно и тоже понятие. С помощью тапаса мы нарабатываем внутренний огонь – огонь целеустремленности. Его можно использовать как для достижения власти, богатства и магического могущества, так и для очищения своей психики. Этот капитал можно накапливать, передавать другому. Мифология полна примеров, когда некто накладывал на себя суровый тапас для достижения могущества. Достигнув желаемого, такие люди прекращали тапас и начинали тратить накопленное.

Так, известна практика эк баху - это практика индийских аскетов-садху, которая заключается в том, что необходимо минимум 12 лет держать правую руку поднятой вверх. И таких примеров тапаса в Индии найти не сложно.
Тапас тесно связан с понятием тепла, жара, накала. Но это психический огонь, духовный жар. В текстах есть синоним – теджас, накал, блеск, великолепие. Эта одна из основных творческих сил, особенно половая. В Айттирья-упанишаде сказано (2.1), что теджас сконцентрирован в мужском семени. Это огонь, исходящий от человека. Йога использует тапас, но не так абсолютно. В Пайнгала упанишаде сказано:
«Пусть человек предается тапасу
тысячи лет, стоя на одной ноге,
он не заслуживает шестнадцатой доли того,
что бывает плодом йоги».

Йога использует тапас как одну из составляющих крия-йоги и ниямы. Патанджали подчеркивает, что лишь духовный накал (тапас) может сжечь загрязнения психики. Это совершенно иной уровень тапаса, чем достижение магических сил или статуса царя. Здесь нет надобности в долгом подвижничестве. Тапас, совершаемый ежедневно как составляющая ниямы, вместе с чистотой и удовлетворенностью меняет состояние психики, делает ее менее загрязненной.
В практичном аспекте понятие тапаса связано с понятием «аскеза» (от греческого слова «аскезис» – упражнение) – то усилие, которое мы должны приложить, чтобы очиститься для общения с Богом. В более широком смысле аскетизм – образ жизни, характеризуемый самоограничением, прежде всего на удовольствия и роскошь; крайняя скромность и воздержание.

Подобная практика распространена во всех духовных учениях мира. Совершая аскезы, вы, таким образом, укрепляете силу духа – совершая как физические, так и моральные усилия над собой. По этой причине, аскеза должна охватить все аспекты нашей жизни от еды до сна. Только не стоит путать аскезу с недобровольными ограничениями, которые связаны с материальными проблемами.
Для кого-то тапасом будет подъем на рассвете, а для другого – несколько дней подъема на святую гору, не замечая усталости. Все ради высшей цели!

И не обязательно практиковать суровые аскезы, например, сидеть в пещере несколько лет или голодать пол жизни. Это путь для истинных тапасвами. Следуя правильному режиму дня, работая бескорыстно на благо других, заботясь о близких людях, вы со временем почувствуете ту силу духа, которой наделяется человек, полон внутренним огнем устремленности.

Тапас - третий принцип Ниямы. Пожалуй, это главный принцип, который следует отработать любому человеку, который всерьёз занимается духовными практиками или стремится добиться успеха в жизни.

Я не утверждаю, что каждый успешный человек сознательно занимается или другой системой духовного развития. Однако можно утверждать, что каждый успешный человек практически отработал принципы тапаса и постоянно ими пользуется. Это – необходимое условие успеха и любого осознанного развития вообще.

«Тапас»буквально переводится как «жар», «тепло», «самоистязание», «аскеза», имеет множество различных трактовоки означает, самоограничение, самоконтроль.

Я уже писал об этом принципе достаточно подробно в статье «». Здесь хочу остановиться на некоторых важных моментах.

В той или иной степени принципытапаса используютсяочень широко в виде законов, кодексов чести, корпоративных правил и предписаний.

Практика тапаса основана на использовании энергий манипуры чакры. Собственно, сильная и уравновешенная манипура – это цель и, одновременно,итог практики тапаса. Этот принцип – своеобразное сито, или рубеж. Тест,который однозначно, показывает, способен ли человек косознанному развитию или нет, способен ли ставить перед собой цели и достигать их.

Отступление по теме, или обоснование необходимости отработки тапаса

В контексте темы данной статьи у меня есть следующие представления.

При отработке принципов первой ступени классической йоги Ямы, у человекапроисходит поэтапное развитие и уравновешивание .Конечно, не только это. Только это – главное.

Манипура – высшая чакра эго человека.Манипура определяет способность человека иметь своё мнение и способность его отстаивать. Состояние манипуры чакры определяет способность человека к саморазвитию, во многом определяет силу его характера и личную силу вообще (не только физическую). Развитая и уравновешенная манипура чакра даёт человеку ощущение собственной силы, способность изменять себя, способность влиять на своёокружение, даёт осознание своей силы воли.

Манипура – это источник определённой энергии.Когда открывается чакра манипура, человек ощущает тепло в области локализации чакры.Поэтому есть такие варианты перевода этого слова, как «жар», «тепло». Раскрыть манипуру чакру можно при помощиспециальных упражнений илииспользуя определённый вид поведения. Тапас – это раскрытие манипуры при помощи поведенческих реакций. Тип поведения указан в вариантах перевода – «самоистязание», «аскеза».

Такая трактовка требуетпояснений.

Мне лично для объяснения, что такое тапас, нравится термин, которыйнаписан в книгах Карлоса Кастанеды – «непреклонное намерение», которое маги должны были постоянно практиковать. Было указано, что единственная причина, из-за которой человек может не выполнить своё непреклонное намерение – это собственная смерть.

То же самое можно сказать и про тапас. Необходимостьтакой практики обусловлена энергетическим «устройством» человека, его чакральной системой.

Так, на уровне человек вынужден действовать, бороться за своё существование – жизнь постоянно подставляет ситуации, требующие решения.

На уровне жизнь уже протекает с удовольствием, все насущные проблемы решены. Зачем напрягаться? Многие останавливаются на этом этапе.

Однако, остальные чакры тоже работают и, временами дают о себе знать. Это проявляется в виде желания что-то узнать, или улучшить свою жизнь, или развить в себе какие-то способности, как-то реализоваться. Жизнь, вроде, не вынуждает. Здесь уже требуются усилия собственной воли. Это переход сознания на уровень манипуры чакры. Этот переход осуществляется относительно легко – манипура чакра выше свадхистаны.

Стресс можно устранить, сообщив организму противоположные ему состояния, такие как глубокое расслабление, освежающая физическая нагрузка и покой. Приемы, описанные ниже, представляют собой простые, но очень эффективные способы достижения этой цели.

Польза медитации подтверждается многочисленными научными исследованиями, и миллионы людей во всем мире могут удостоверить, что эта практика дает положительные результаты. В некоторых формах медитации используются мантры. Мантры - это едва различимые первичные звуки, которые повторяются для того, чтобы вывести разум на более высокий уровень сознания. Медитации с использованием звука обучают в Центре психофизиологической медицины в Калифорнии, а также в других организациях, однако это далеко не единственный эффективный способ медитации. Ниже описан метод дыхательной медитации, которому легко обучиться без посторонней помощи и который дает чрезвычайно положительные результаты при стрессе.

Дыхательная медитация:

1. Выделите время, когда вы сможете освободиться от всех обязанностей и вас ничто не будет отвлекать.

3. Дышите как обычно, но при этом постепенно сосредотачивайте сознание на вдохах и выдохах.

РАВНОВЕСИЕ И КРАСОТА

Наши жизни, подобно самой Вселенной, должны быть равновесием отдыха и активности. К какому бы решению вы ни пришли относительно своей карьеры, следите за тем, чтобы у вас хватало времени и на другие важные вещи в жизни, например приятное времяпрепровождение со своими близкими. Эти простые радости жизни являются чрезвычайно важной частью аюрведи-ческого распорядка дня.

Не жалейте времени на развлечения, хобби или образовательные и культурные интересы. Возможно, существует множество таких вещей, сделать которые вы хотели всю свою жизнь, но всегда откладывали из-за нехватки времени, и это нарушило принцип уравновешивания отдыха и активности.

У большинства людей, страдающих от бессонницы, активная часть жизни чрезмерно акцентирована за счет отдыха. Следите за тем, чтобы у вас уходило достаточно времени на то, чтобы уравновешивать свою динамическую активность истинным отдыхом. Не страдайте от дефицита пикников!

Свободное время и время отпуска нужно проводить за занятиями, которые дают вам почувствовать себя цельным и свежим, а не еще более изможденным и усталым. Целая Вселенная создана для тех, кто желает разделить единственную страсть Бога: красоту. Перед лицом красоты восстанавливается наша связь с природой, и мы осознаем ее как истину.

В Аюрведе все проблемы возникают из-за ориентированности на объект. Это означает, что мы обращаемся к объекту для того, чтобы определить самих себя, для того, чтобы определить, кто мы такие. Этими объектами могут быть ситуации, обстоятельства, люди или вещи. В результате этой ориенации на объект мы развиваем в себе чувство вины и сожаления о прошлом, мы пребываем в растерянности, испытываем страх и тревогу в отношении будущего. Это и является коренной причиной болезни.

Таким образом, решение любой болезни состоит в том, чтобы быть направленным на самого себя. Вы преподносите миру величайший дар, становясь самим собой. Все остальное - фундамент для напряжения, стресса, тревоги и бессонницы. Причина страдания в подмене своей истинной личности воображаемым образом, в отказе от обращенного на себя восприятия мира, в пользу восприятия, ориентированного на объект.

Для того чтобы вернуться к своему я, нам необходимо научиться быть разобусловленными, нам необходимо научиться верить себе, своим инстинктам, своей интуиции и своему внутреннему голосу. Цель Аюрведы заключается в том, чтобы мы поняли, что созданы из чистого сознания, что нам суждено всегда чувствовать наше Я, что нам суждено быть свободными.

Loading...Loading...