Экономика социология политология. Социология

Экономическое поведение - вид социального поведения, отражающий участие личности в экономической жизни общества посредством различных форм экономической деятельности, обусловленной социальным интересом и материальными возможностями индивида.

Социологический анализ интерпретаций моделей экономической поведения, которые конструируются в рамках экономических теорий. Рассмотрим несколько таких теорий и моделей экономического поведения.

    Экономическая социология, возникла в России в конце ХХ в., хотя по утверждению многих уважаемых знатоков социологии ее зарождение началось за долго до обозначенного периода и сопоставимо с зарождением социологической науки, как бы сразу отделившись в отдельную ветвь - экономическую социологию. С одной стороны, исследуемые экономической социологией возможности и ограничения исполнения интересов общественных групп, с другой - как социальные факторы и условия функционирования экономики зачастую рассматриваются, объект исследований, который служит конкретным механизмам связи экономического и социального развития. Основной задачей экономической социологии, является определение путей и способов влияния социальных характеристик общества на развитие экономики, а уровня развития и состояния экономики - на социальные отношения.

    Экономическое поведение - поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, то есть выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая прибыль и выгода. Предпосылками экономического поведения, выступают экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы, социальные стереотипы. При этом каждый феномен по-своему формирует тот или иной тип экономического поведения. Например, техника экономического мышления - это некая предпосылка, которой человек руководствуется в своем поведении. Исходя из баланса рациональности и эмоциональности своего мышления индивиды предпринимают лишь те действия, которые принесут им наибольшую чистую пользу, иными словами пользу за вычетом возможных затрат, связанных с этими действиями.

    В общении между собой, особенно по поводу распределения и потребления ограниченных экономических ресурсов, субъекты преследуют свои экономические интересы, удовлетворяют свои насущные потребности. Это вторая предпосылка их экономического поведения, позволяющая во многом его предсказывать. Действуя в собственных интересах, люди создают возможность выбора для других, и общественная координация формируется как процесс непрерывного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в ходе их взаимодействия. Существует несколько моделей экономического поведения индивидов, содержащих механизмы общественной координации.

1. Виды экономического поведения

Первая модель, основанная на методологии английского экономиста и философа А. Смита, строится на признании компенсаторной роли заработной платы в качестве основы экономического поведения субъекта.

Функционирование модели детерминируется пятью главными условиями, которые «компенсируют малый денежный заработок в одних занятиях и уравновешивают большой заработок в других:

1. приятность или неприятность самих занятий;

2. легкость и дешевизна или трудность и дороговизна обучения им;

3. постоянство или непостоянство занятий;

4. большее или меньшее доверие, оказываемое тем лицам, которые занимаются ими;

5. вероятность или невероятность успеха в них.

Эти условия определяют баланс действительных или воображаемых выгод и издержек, на которых основывается рациональный выбор индивида. Альтернативные варианты, выбираемые в каждом из пяти условий зарабатывания денег исходя из склонностей и предпочтений людей, определяют их экономического поведения

Анализ эконом. поведения индивида, в контексте методологии А.Смита, показывает, что в отечественной экономике в процессе становления рыночных отношений явно доминируют два базовых типа экономического поведения индивидов: до рыночный и рыночный. Дорыночный тип поведения характеризуется формулой «гарантированный доход ценой минимума трудовых затрат», или «минимум дохода при минимуме трудовых затрат». В целом для носителей до рыночного типа поведения характерно неприятие рынка или настороженное отношение к нему, низкая оценка собственных представлений о рыночной экономике, высокий уровень социальной и психологической напряженности личности, находящейся под сильным влиянием социальных стереотипов, выработанных в годы советской экономики.

Рыночный тип поведения характеризуется формулой «максимум дохода ценой максимума трудовых затрат». Он предполагает высокую степень экономической активности со стороны индивида, понимание им того, что рынок предоставляет возможности для повышения благосостояния соответственно вложенным усилиям, знаниям, умениям. Собственно рыночный тип поведения еще только начинает формироваться и в сильной мере зависит от хода экономических реформ и их соответствия социальным ожиданиям экономически активных индивидов.

Неизбежные издержки формирования рынка труда привели к возникновению еще одного типа экономического поведения - псевдорыночного. Псевдорыночный тип экономического поведения характеризуется формулой «максимум дохода ценой минимума трудовых затрат». Наличие псевдорыночного типа поведения в той или иной социальной системе свидетельствует о низком уровне ее развития, отсутствии четко выраженной концепции этого развития, что характерно в той или иной мере для развивающихся стран.

Вторая модель, основанная на методологии американского экономиста П. Хейне, исходит из того, что экономический образ мышления имеет четыре взаимосвязанные особенности: люди выбирают; только индивиды выбирают; индивиды выбирают рационально; все общественные отношения можно трактовать как рыночные отношения. Названные условия создают определенный баланс действительных или воображаемых выгод и издержек, на которых основывается рациональный выбор индивида. Делая этот выбор, индивид предпринимает действие, которое принесет ему в соответствии с его ожиданиями наибольшую чистую пользу. При этом чем серьезнее экономические обоснования выбора, тем больше вероятность того, что он будет рациональным.

Необходимыми свойствами-ограничениями экономической теории П. Хейне являются, во-первых, признание безусловной рациональности человека; во-вторых, абсолютизация рационального выбора; в-третьих, акцентирование внимания на возможности осуществления выбора единичным индивидом. Осуществляя рациональные выборы, основанные на ожидании чистой выгоды, индивиды предпринимают определенные действия, прогнозируемые другими людьми. Когда пропорция между ожидаемой выгодой и ожидаемыми затратами на какое-либо действие увеличивается, то люди совершают его чаще, если уменьшается - реже. Тот факт, что почти каждый предпочитает большее количество денег меньшему, неимоверно облегчает весь процесс; деньги здесь подобны смазочному материалу, крайне важному для механизма общественного сотрудничества. Умеренные изменения денежных затрат и денежных выгод в тех или иных случаях могут побудить большое число людей изменить свое поведение таким образом, что оно окажется лучше согласованным с действиями других людей, осуществляемыми в то же самое время. В этом и заключается главный механизм сотрудничества между членами общества, позволяющий им обеспечивать удовлетворение своих потребностей, используя доступные для этого средства.

Ограниченность объяснительных возможностей экономической теории П. Хейне преодолевается в ходе создания социологизированной модели экономического поведения Последняя включает в себя: во-первых, действия, детерминированные коллективным выбором; во-вторых, иррациональные выборы индивидов, которые часто имеют место в жизни и связаны с присутствием в структуре человеческой психики компонентов бессознательного; в-третьих, действия, детерминированные экономическими интересами и социальными стереотипами.

Согласно этой модели, выбор индивидов в реальной ситуации определяется: состоянием баланса рационального и эмоционального в экономическом мышлении; подвижностью равновесия нормативного и индивидуального в социальном стереотипе; и наконец, более глубинными причинами (часто не зависящими от них) - их экономическими интересами. Преследуя свои экономические интересы, люди приспосабливаются к поведению друг друга, соблюдая принятые правила игры, адаптируются к меняющейся ситуации, стремясь получить максимальную чистую выгоду (за вычетом издержек) в результате своих выборов.

Анализ экономического поведения индивидов в контексте методологии П. Хейне позволяет создать типологию экономического поведения индивидов исходя, например, из оценки различными группами безработных того, что значила для них прежняя профессия как ценность. В ходе анализа выявлены, на этом основании, стратегии прагматического, профессионального и безразличного поведения лиц, потерявших работу. Стратегия прагматического поведения формируется на основе целевой установки, с которой выпускник заканчивает (а безработный закончил) школу, ПТУ, ССУЗ, вуз, - достичь материального благополучия и сделать карьеру. Прагматический тип поведения, как правило, присущ разным образовательным группам и почти не зависит от пола. Вместе с тем он значительно усиливается с возрастом и в старших возрастных группах выражен втрое сильнее, чем в группе до 30 лет. Этот тип поведения наиболее близок к собственно рыночному типу.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Рациональность и ее типы. Основные модели человека в экономической теории. Теория рационального выбора потребителя. Особенности рационального экономического поведения в России. Переходная экономика: поведенческие аспекты нестабильности, пути стабилизации.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2012

    Экономический человек и максимизация личной выгоды. Теории экономического поведения. Рациональное принятие решений. Экономическое поведение и мировоззренческие установки. Рациональность эгоистического индивидуализма и наличие коллективного интереса.

    статья , добавлен 06.12.2010

    Институты как основа экономического поведения. Поведение индивидуума как потребителя и участника производства. Основные типы ситуаций, приводящих к появлению институтов. Типология институтов, их функции и роль. Институциональная структура общества.

    реферат , добавлен 21.11.2015

    Предпринимательское поведение как предмет социально-экономического анализа. Исследования классиков экономического поведения. Изучение происхождения норм поведения бизнесменов. Определение общих способностей предпринимательского поведения к управлению.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2016

    Развитие теории рентоориентированного поведения. Рентоориентированное поведение в области экономического регулирования. Общая теория общественного выбора. Современная проблема поиска ренты. Масштабы коррупции в различных отраслях экономики России.

    контрольная работа , добавлен 24.02.2014

    Экономическая деятельность и экономическое поведение людей, проблемы их мотивации. Специфика и характеристика психологических, социологических и экономических теорий мотивации. Экономико-социологический подход к мотивации хозяйствующего субъекта.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2011

    Характеристика и методологический статус модели экономического человека. Понятие экономической рациональности и ее роль. Особенности и сущность факторов, определяющих трудовое поведение современного экономического человека, его мышление и функции.

    контрольная работа , добавлен 10.09.2011

    Исследование поведения потребителей. Кривая безразличия и карта безразличия. Поведение бюджетной линии при изменении дохода потребителя и при изменении цен. Комбинации потребительских товаров. Изменение поведения в условиях экономического кризиса.

    «Экономическое поведение – поведение людей, добровольно или вынужденно руководствующихся рыночными целями, законами и ограничениями» - широкое определение экономического поведения. Более узкая трактовка - «Экономическое поведение - сознательное стремление к выгоде (прибыли), минимизация своих усилий и имеющихся в наличии ресурсов, максимизация своей прибыли и выгоды».

    Выстраивая линию экономического поведения, люди ориентируются на свои потребности, цели, интересы, мотивы и ценности. Это строительный материал внутренней структуры экономического поведения. Внешняя структура определяется не психологическими, а экономическими параметрами: соотношение спроса и предложения, ставка капитала, банковский процент и т.п.

    Экономическое поведение не рассматривают как что-то целостное, рассматривают его отдельные компоненты (роли). В экономическом поведении субъект может выступать как: Потребитель, Покупатель, Производитель, Предприниматель, Продавец (посредник), Плательщик(налогов).

    2.Говоря об экономическом поведении, следует рассмотреть понятие «экономический человек» - субъект экономического поведения. Первым модель экономического человека предложил А.Смит. Адам Смит рассматривал данную модель, как человека рационального, наделенного эгоизмом, стремящегося к накоплению богатства. Со временем классическая модель экономического человека изменялась. Джордж Бентам сформулировал принцип максимизации удовольствия и минимизации страдания как закон человеческого поведения. К.Маркс доказал ведущую роль общественного производства не только в формировании условий человеческой жизнедеятельности, но и в формировании самого человека. Основные черты классической модели эконом. человека: 1. Эконом. человек действует на конкурентном рынке, что предполагает его минимальную взаимосвязь с другими эконом. людьми. 2. Эконом. человек рационален с т.з. механизмов принятия решений. Он способен к постановке цели, последовательному ее достижению, расчету издержек в выборе средств достижения. 3.Эконом. человек обладает полнотой информации о той ситуации, в которой он действует, удовлетворяя вои потребности. 4. Эконом. человек эгоистичен, т.е. он стремится к максимизации своей выгоды.

    С развитием экономики появилась новая неоклассическая модель эконом. человека – Человек оценивающий. Суть ее в том, в реальной жизни человек соотносит различные потребности, силу удовольствия и затраты и стремится оптимизировать эту систему.Новую модель экономического человека рассматривали А.Маршалл, Д.Кейнс, Т.Веблен и др.. Эконом. человек рассматривали экономисты с точки зрения экон. законов, то сегодня учитываются социально-психологические факторы, влияющие на эконом. поведение субъектов.

    Рассмотрим когнитивные, аффективные и волевые факторы экономического поведения:

    Когнитивные факторы эконом. поведения предполагают восприятие, осмысление, понимание эконом. ситуации и себя в ней. Основной вопрос в эконом. поведении, связанном с когнитивными факторами это принятие эконом. решения. Эконом. решение всегда принимается при отсутствии всей необходимой информации. Эконом. взгляд на принятие решения сводится к двум вопросам: какова цена? и что я должен за это отдать? На первый взгляд достаточно сложить и вычесть и получить результат. Но в поведении чел. все сложнее.

    А. Выбор и расчет решения не зависят только от математических формул. Есть несколько эффектов (ошибок), влияющих на выбор в экономическом решении:1) эффект репрезентативности (переоценивается надежность малых выборок), 2) эффект наглядности (яркое запоминается и выбирается чаще), 3) эффект экоцентризама (собственному опыту верят больше), 4)эффект консерватизма (новое воспринимается с недоверием), 5) эффект Ирвина («жду и верю»- желаемое будет, нежелательное пройдет мимо), 5)эффект якоря (влияние точки отсчета), 6) эффект края (недооценка вероятных событий, переоценка маловероятных), 7) эффект Монте-Карло (при оценке вероятностей двух последовательных независимых событий, люди стремятся связать их между собой), 8) эффект Стоунера (позитивный сдвиг риска в групповых решениях по отношению к индивидуальным). Т.о. при принятии экономического решения люди, способные к рациональным вычислениям, имеют преимущество перед людьми, склонными принимать решения под влиянием импульса. Но интуитивный подход при принятии экономического решения может быть результатом экономии времени или энергии. На принятие экономического решения также влияет рискованность выбора или готовность человека к риску.

    Б. Готовность к риску зависит от того рискует человек ради достижения выигрыша или избегания потерь. Закономерность в том, что люди не любят рисковать из-за выигрыша, но готовы рискнуть из-за проигрыша.

    В. Выбор и способ предъявления условий. Человек устанавливает «рамки» принятия решения, которые зависят от формулировки проблемы, его норм, привычек и личностных характеристик.

    Г. Психологические затраты экономического решения. Экономическое решение может быть принято не на основании максимизации выгоды, а на основании эмоции или привычки – вместо максимально выгодного решения принимается наименее психологически затратное.

    Но чем важнее для человека решение, которое надо принять, тем скорее он будет обдумывать, взвешивать, проявлять все виды поисковой активности.

    Д. Выбор и атрибуция. атрибуция – приписывание другим людям характеристик и мотивов поведения на основе собственных представлений и опыта. Наиболее типичные ошибка - приписывание субъекту характеристик ситуации («жадность» продавца, отказ партнера от сотрудничества).

    Аффективные факторы экономического поведения – субъективное отношение, окрашенное чувствами, эмоциями, переживаниями. Эмоции окрашивают и закрепляют индивидуальный опыт в экономической сфере, благодаря эмоциональной памяти полезные формы поведения закрепляются, а неудачные отвергаются.

    А. Влияние модальности и интенсивности эмоций на экономические поступки. Все эмоции имеют модальность: положительное или отрицательное значение. Положительные эмоции положительно влияют на экономическое поведение (например покупательскую активность, принятие рискованных решений), а отрицательные действуют противоположно. Другая характеристик эмоций, влияющих на экономическое поведение – их интенсивность. Интенсивность эмоций связана с успешностью деятельности (поведения) в законе Йеркса-Додсона: существует оптимальный уровень возбуждения,обеспечивающий успешную деятельность. При простых задачах следует поддерживать высокий уровень возбуждения, при сложных – невысокий, иначе в состоянии повышенной ответственности перевозбуждение, перемотивация приведут к ошибкам, ухудшат результат работы.Этот закон проявляется и в потребительском поведении: при важности покупки (повышен уровень возбуждения) больше вероятность в ситуации информационной перегрузки (много товаров, дефицит времени, сравнение цены и качества и т.д.) допустить ошибки.

    Б. Личный эмоциональный профиль также влияет на экономическое поведение. Личный эм.профиль – это содержание и характер преобладающих эмоций и чувств человека(связанные с накоплением, успехом в работе, с радостью открытия, жажда славы, стремление к риску, романтические эмоции и пр). .

    В. Эмоциональный потребительский выбор также относится к аффективным факторам экономического поведения. Он часто побеждает экономический расчет при совершении покупки. Это зависит от характера товаров и услуг и личности покупателя: Экспрессивность (яркость) товара побеждает когнитивные компоненты выбора. Экспрессивность связана с престижем, модностью, чувственной привлекательностью товара.

    Мотивационно-волевые компоненты экономического поведения включают мотивы и волевое поведение, которое состоит из экономических норм, экономических интересов, экономических поступков, деятельности. Экономические мотивы - побуждения, направленные на реализацию экономических интересов, составляют экономическую направленность личности. К ним относятся мотивы связанные с накоплением богатства, конкуренции, погоне за прибылью, склонности к рискам и сделкам. Выделяют мотивы накопления(или сбережения) и мотивы инвестирования.

    А. Мотивы накопления. Дж.Кейнс выделил следующие мотивы сбережения (накопления):1)осторожность (создание резерва на черный день), 2)предусмотрительность (учет возможных будущих трудностей), 3) расчетливость (стремление обеспечить будущие доходы), 4)стремление к лучшему (желание повышения своего жизненного уровня), 5) стремление к независимости, 5)предприимчивость (накопить на будущую предпр.деятельность), 6)желание оставить детям наследство, 7) чувство скупости.

    Б. Мотивы инвестирования. Мотивы частного инвестирования населения и элиты и среднего класса различаются. Главным для частного инвестирования населения является фактор доверия. Значение этого фактора особенно сильно в периоды экономических потрясений. Люди не верят финансовым институтам и предпочитают использовать неинвестиционные модели сберегательного поведения.

    В. Волевые компоненты экономического поведения включают экономические нормы, экономический интерес, экономические поступки и деятельность. Экономические нормы регламентируют поведение в хозяйственной сфере(законы, инструкции, правила регулирующие различные стороны хозяйственной, экономической жизнедеятельности). Особенность экономических норм в том, что, как правило, они закреплены юридически и наделены соответствующими средствами контроля за их соблюдением. Экономический интерес – познавательное эмоционально окрашенное отношение к экономическим реалиям, связанным с материальными благами и ресурсами. Экономический интерес развивается под влиянием экономических мотивов, но при регулировании этих мотивов экономическими нормами. Экономический интерес – это форма действия власти собственности на волю субъекта хозяйствования и источник хозяйственной активности. Еще Адам Смит подчеркивал разницу трудовой активности на своем и ничьем поле.

    Еще по теме 65.Психологические факторы экономического поведения субъекта.:

    1. В данном разделе курса рассматривается поведение покупателей (потребителей) и продавцов (производителей) как индивидуальных экономических субъектов, на которых оказывает влияние большое число факторов.

    Экономическим поведением обычно называется поведение, вызванное экономическими стимулами, и деятельностью хозяйствующего субъекта. Экономическая психология направлена на исследование процессов и механизмов, лежащих в основе потребления или других типов экономического поведения, и прежде всего предпочтений, выборов, принятий решения и влияющих на них факторов.

    Любому поступку человека обычно предшествует восприятие, осмысление, понимание ситуации и себя в ней, т.е. когнитивные (познавательные) компоненты; субъективное отношение, окрашенное чувствами, т.е. аффективные (эмоциональные) компоненты, и, наконец, действие или, наоборот, его сдерживание, т.е. конативные (мотивационно-волевые) компоненты. Рассмотрим их.

    Когнитивные факторы. Здесь рассматриваются познавательные компоненты и факторы экономического поведения, обращается внимание на рациональное и иррациональное в экономическом поведении, выявляются субъективные составляющие экономических оценок, объясняются причины и факторы экономического выбора.

    В экономике, которая изучает отношения людей по поводу хозяйствования, эти отношения описываются прагматично, рационально-упрощенно, на языке вещей и цифр. Экономическая наука длительное время опиралась на концепцию «экономического человека» - рационального, имеющего стабильные предпочтения и стремящего максимизировать собственную выгоду в условиях абсолютной полноты информации, свободы выбора и количественной оценки альтернатив. Современная экономическая наука стремится преодолеть упрощенную схему «экономического человека». И в этом ей помогает экономическая психология.

    Принятие экономических решений. Наибольшее внимание в полемике экономистов и психологов о рациональности экономической деятельности и поведения было сконцентрировано на проблеме принятия экономического решения. Вложение денег в бизнес, выбор профессии или учебного заведения, перемена районов, городов или стран жительства связаны с принятием решения при отсутствии определенной информации о результате.

    Неопределенность остается постоянной, иногда доминирующей особенностью условий существования человека.

    Экономический взгляд на принятие решения сводится к двум вопросам: «Какова ценность этого?» и «Что я должен за это отдать?» Отсюда выбор между тем или этим, «сейчас» или «потом». Когда делается выбор между определенными альтернативами, то достаточно описать варианты для самих себя словами «лучше, чем», «хуже, чем», или «такой же».

    Но в поведении человека все не так однозначно. Обратимся, например, к аксиоме «жадности», представленной в теории спроса: «Если корзина А содержит такие же товары, что и корзина Б, но хотя бы на одну единицу одного товара больше, то А всегда будет предпочитаться Б».

    Экономистам свойственна тенденция преувеличения абсолютизации когнитивных компонентов. Они рассматривают принимающего решение человека как рационального последовательного, главная цель которого - выгода, а основной принцип деятельности - ее максимизация.

    Выбор и расчет. Многие не любят расчеты и используют приблизительные догадки. Эксперименты показали, что очень немногие люди умеют и хотят соединять вероятности независимых событий путем умножения.

    В условиях неопределенности человек может себя вести как интеллектуальный калека. Известны следующие основные виды систематических ошибок, допускаемых при оценке вероятностей:

    · эффект репрезентативности (переоценивается надежность малых выборок);

    · эффект наглядности (переоценка вероятностей ярких, запоминающихся событий);

    · эффект эгоцентризма (недостаточный учет априорной информации и использование преимущественно собственного опыта);

    · эффект консерватизма;

    · эффект якоря (влияние точки отсчета, с чем сравнивается)

    · эффект Монте-Карло (при оценке вероятностей двух последовательных независимых событий люди стремятся устанавливать между ними связь);

    Поскольку в экономическом поведении люди не всегда производят вероятностный расчет, следует учитывать, что задачи выбора, где риск предварительно подсчитан, вызовут иное поведение, чем те, в которых люди производят подсчеты самостоятельно.

    В экономике часто констатируется тот факт, что во многих экономических ситуациях люди, более способные к рациональным вычислениям, имеют преимущество над людьми ненаблюдательными, заторможенными или склонными принимать решение под влиянием импульса. В то же время интуитивный подход при оценке вероятностей может быть проявлением дефицита времени или экономии энергии.

    Итак, люди учитывают вероятность событий, причем определенность желанна сама по себе, но в разных ситуациях неопределенность, риск, вероятность событий воспринимаются по-разному.

    Психологические затраты. Экономическое поведение определяется многими факторами и не может быть аксиоматически описано и однозначно предсказано. Рациональное поведение, рациональный выбор - это только один из вариантов поведения. Экономисты - представителями институциональных теорий фирмы и потребительского спроса - стремятся учитывать влияние психологических факторов на экономические решения и отношения. Включая психологические составляющие в модели экономического поведения, они сумели выйти за рамки упрощенной схемы «экономического человека».

    Экономическое поведение как субъекта, так и социальной группы не ведет к максимизации экономического результата поведения. Это связано с инерционностью экономической деятельности. Субъекты не реагируют на изменения в экономической жизни до тех пор, пока потребность в принятии нового решения не становится слишком очевидной. Соответственно в течение некоторого промежутка времени максимизации выгоды не происходит.

    Анализ моделей экономического поведения позволил сделать и другие существенные поправки к традиционному пониманию рационального поведения. Рассматривая фирмы в качестве субъектов экономической деятельности, пришли к выводу, что фирмы в процессе деятельности не максимизируют прибыль и не минимизируют затраты. Это положение в значительной степени совпадает с рядом аспектов теории фирмы, утверждающей, что принятие рационального решения фирмой не означает выбора максимизирующей функции. В процессе принятия решения происходит поиск приемлемых вариантов, и в условиях недостаточности или ограниченности информации выбор делается не в пользу максимального варианта, а в пользу одного из удовлетворительных вариантов. Модель «поиск-удовлетворение» сегодня признана экономической наукой и постепенно включается в различные теоретические и практические построения. Американские экономисты показали, что менеджеры крупных корпораций не заинтересованы в максимальных прибылях своих фирм, так как это связано с повышенным риском. Поэтому для сохранения своего положения менеджеры выбирают варианты развития, ориентированные на краткосрочные и стабильные доходы.

    Вместо модели максимизации часто используется модель оптимизации, однако экономисты в большей степени делают акцент на роли логического мышления и переносят центр тяжести на внешние относительно субъекта факторы.

    Но экономическое решение может быть принято на основании эмоции или привычки. Тогда вместо максимально выгодного решения осуществляется менее психологически затратное. Привычка предполагает стереотипные автоматизированные действия, что дает экономию во времени и энергетических затратах. Эмоция в отличие от мыслительных актов дает быструю, хоть и грубую оценку ситуации, т.е. опять происходит экономия во времени и экономия энергии. Интуитивный подход при расчете вероятностей также может быть выбран как менее затратный, поскольку мыслительные операции требуют больше времени и психоэнергетических затрат, чем восприятие и эмоция.

    Однако чем больше субъективная значимость поступка, тем выше его рациональность, т.е. чем важнее для человека результат его поступка, тем скорее он будет обдумывать решение, рассчитывать, взвешивать, проявлять все виды поисковой активности.

    Важным фактором, перекрывающим стремление к выгоде, является затратность максимально выгодного решения. Вы часто предпочитаете купить что-то несколько дороже, но ближе к дому или выполнить работу с помощником, а не в одиночку, и получить за нее меньшее на его долю вознаграждение. Тогда не рациональность, а оптимальность становится критерием экономического решения и поступка. Под оптимальностью понимается рациональность, ограниченная тем или иным фактором, в данном случае затратностью.

    Как ни странно, дополнительные психологические затраты по принятию экономического решения могут снизить его эффективность. Так, интересен пример из области менеджмента. Американские специалисты убедились в существовании эффекта «бремени победителя». Как правило, он срабатывает, т.е. в том случае, когда кандидатов на должность будет рассмотрено очень много, велика вероятность, что будет отобран далеко не лучший.

    Кроме общепсихологических компонентов принятия экономического решения (восприятие и оценка, сравнение и понимание), на него оказывают влияние еще и социально-психологические (т.е. связанные с взаимодействием между людьми и группами) механизмы. Например, в процессе объяснения поведения других людей - партнеров, конкурентов включаются различные механизмы атрибутирования. Атрибуция - это приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного анализа их действий и поступков, своего опыта и представлений. Такое приписывание часто бывает неточным и ошибочным..

    Наиболее типичной ошибкой атрибуции является приписывание субъекту характеристик, которыми обладает не он, а ситуация, в которой он находится. Допустим, ваш потенциальный партнер временно отказывается от сотрудничества, а вы приписываете ему своекорыстие, эгоистический интерес. На самом деле его поведение продиктовано исключительной ситуацией (допустим, временным отсутствием денежных ресурсов), и он действительно склонен к сотрудничеству в более поздний период. Если вы оказались в плену атрибуции и повели себя жестко и своекорыстно в ответ, то вы рискуете потерять возможность дальнейшего сотрудничества. Или, например, вам отказали уступить в цене товара, а вы связали отказ с жадностью продавца, тогда как отказ объясняется обязательствами перед организацией, и обида на конкретного человека неуместна.

    Итак, экономическое поведение обусловлено многими причинами. Принцип максимизации выгоды в последние десятилетия опровергается экономистами и психологами. Если раньше нерациональное поведение рассматривалось экономикой как исключение, аномалия, то теперь психологи и экономисты знают, что рациональное решение - это только один из вариантов принятия решения.

    Аффективные факторы . К аффективным факторам экономического поведения относятся эмоции, чувства, переживания. Эмоции - это психофизиологический процесс, целостная реакция организма, отражающая отношения субъекта к объекту (другому субъекту) в ситуации неопределенности. Эмоции окрашивают и таким образом закрепляют индивидуальный опыт в экономической сфере, влияют на экономическое поведение. Благодаря эмоциональной памяти полезные формы поведения закрепляются, а неудачные отвергаются.

    Положительные эмоции, хорошее настроение, стимулируют большую потребительскую активность, поэтому используются различные факторы (зрительные, слуховые, обонятельные и др.), поднимающие настроение в магазинах, супермаркетах, в местах развлечений. Положительные эмоции усиливают оптимистические ожидания, которые увеличивают незапланированные траты и снижают стремление потребителя сэкономить. Действие отрицательных эмоций противоположно. Те же закономерности срабатывают у биржевых игроков: на фоне положительных эмоций они питают больше надежд по отношению к продукции, ее эксплуатации или ситуации на бирже, что стимулирует большой риск.

    Благодаря эмоции активизируются энергетические резервные возможности в ситуации неопределенности. Однако для разных ситуаций, видов деятельности необходим различный уровень активации. Существует оптимальный уровень возбуждения, желания, эмоционально-мотивационного обеспечения деятельности. В состоянии повышенного возбуждения люди скорей займутся более легкими видами деятельности, а в состоянии низкого возбуждения - более сложными. Если в ситуации повышенной ответственности в трудовой и учебной деятельности перевозбуждение, перемотивация ухудшают результат работы, значит, нагнетание напряжения и тревоги в таких ситуациях будет управленческой ошибкой.

    Влияет на экономическое поведение в целом и личный профессиональный профиль, а именно содержание, характер преобладающих эмоций и чувств, тех высших эмоций, которые конкретному человеку особенно желанны.

    Эмоциональный профиль личности и группы может быть использован при решении маркетинговых задач. Так, рекламе следует опираться на эмоции, предпочтительные для группы, которой она адресована. Знание о доминирующих высших эмоциях коллектива или группы целесообразно применять также в целях эффективного управления ими.

    Эмоция или рациональный расчет играет ведущую роль при покупке? Это зависит от характера товаров и услуг и от личности покупателя. Чем экспрессивней товар (вызывает сильные яркие эмоции), «заражает», притягивает), тем в большей степени подавляются когнитивные компоненты оценивания и выбора товара, т.е. выбор становится менее обдуманным. Экспрессивность продукта скорее связана с престижем, выразительностью, «модностью», чувственной привлекательностью, чем с его функциональным и утилитарным назначениями. Например, экспрессивность одежды служит ее психосоциальным целям, тогда как ее защитное свойство - функциональным.

    Эмоциональному выбору свойственны внутренняя целостность и нерасчлененность, самосфокусированность и необъяснимость. Экспрессивный товар порождает эмоциональное суждение, которые тесно связаны с образом «Я». Это «мое», «мне это нравится», «это не для меня», «именно это мне подходит» - примеры личных эмоциональных суждений в отличие от когнитивных «это вещь дешевая и добротная», «в машине много места», «натуральные ткани здоровее».

    Часто эмоциональный выбор становится ведущим при отборе из нескольких альтернатив (направляет и удерживает внимание). Выделяет что-то из окружающего и создает первое впечатление, эмоциональный выбор, а при окончательном выборе осуществляется информационный поиск и рациональный расчет. Чем выше заинтересованность в результате, важнее правильный выбор, тем скорее обдумывание будет доминировать над эмоциями.

    Конативные (мотивационно-волевые) компоненты.

    Здесь акцентируется внимание на экономических мотивах поведения.

    Экономические мотивы представляют собой особую категорию мотивов. Мотивы, относящиеся к накоплению богатства, конкуренции, эгоизму и альтруизму, погоне за прибылями, склонности к риску и сделкам, имеют экономическую направленность.

    Изучение экономических мотивов помогает в объяснении экономического поведения как сравнительно автономного, целостного участка поведения.

    Мотивы накопления. Автор «Основного психологического закона» Дж. Кейнс, сопоставляя побудительные силы мотивов потребления и мотивов сбережения, отмечает, что обычно побуждение к удовлетворению неотложных нужд человека и его семьи по силе воздействия на поведение превосходит побуждение к накоплению. Им выделяются следующие мотивы сбережения или в его терминологии «воздержания от расходов»:

    · осторожность (создание резерва на случай непредвиденных обстоятельств в условиях конкуренции);

    · предусмотрительность (учет того, что в будущем соотношение между доходами и расходами изменится в худшую сторону из-за потребности обеспечить старость, дать членам семьи образование, содержать иждивенцев);

    · расчетливость (стремление обеспечить себе доход в форме процента или предполагаемого увеличения ценности имущества в будущем, так как люди часто отдают предпочтение большему потреблению в будущем по сравнению с меньшим потреблением в настоящем).

    · стремление к лучшему (мотив. основанный на широко распространенном подсознательном желании видеть в будущем постепенное повышение своего жизненного уровня, возможности увеличения своих будущих расходов, даже в том случае, когда сама возможность пользоваться благами может убывать);

    · стремление к независимости (финансовая независимость предоставляет человеку больше личностной свободы);

    · предприимчивость, как обеспечение свободы для спекулятивных и коммерческих операций, как желание обеспечить ресурсы для осуществления дальнейших капиталовложений, не прибегая при этом к долгам или к помощи рынка капиталов;

    · желание оставить наследникам состояние;

    · чувство скупости как таковое, когда человеком двигает ни на чем не основанное стойкое предубеждение против самого акта расходования.

    Альтруизм. С точки зрения экономической психологии альтруизм выражается в поведении - помощи, в подарках, благотворительных пожертвованиях, поведение в условиях социальных дилемм и переговоров. От альтруистических мотивов зависят предпочтения в области распределения денег (или прибыли). Существуют различные попытки объяснения альтруистического поведения, можно рассматривать альтруизм как вариант эгоизма.

    Зрелость экономического сознания предполагает доминирование сотрудничества среди многочисленных форм поведения, проявления соотношения «выгода для себя, выгода для других». Сотрудничество (выгодно обоим партнерам) эффективнее, созидательнее, чем состязательность (выгода себе - ущерб другому, индивидуализм), альтруизм (выгодно только другому) и др. Даже в условиях активной конкуренции договор чаще выгоднее, чем борьба.

    Мотивы труда. Самым устойчивым мотивом трудовой деятельности человека является желание получить материальное вознаграждение за работу. Полученная плата может расходоваться на самые разнообразные цели в зависимости от того, каков сам человек (потребление - исключительно психологический аспект экономического поведения). Цели расходов могут быть возвышенными и эгоистичными, но побудительным мотивом, всегда будут деньги. Это создает предпосылки для того, чтобы стремления, склонности, мотивы или побудительные силы человека, недоступные непосредственному измерению, измерить косвенно, через внешние их проявления, выступающие в денежной форме. Сума денег, ради которой человек готов выполнять утомительную работу, как-то характеризует меру готовности преодолеть тяготы труда. Сумма денег, которую человек готов отдать за вещь или услугу, соотносима с силой побудительных сил, толкающих на их утрату.

    Одна из современных классификаций мотивов труда включает три вида побуждений заниматься трудом:

    Побуждения общественного порядка (осознание необходимости приносить пользу обществу, оказывать помощь другим, нежелание прослыть тунеядцем);

    Получение материальных благ для удовлетворения материальных и духовных потребностей;

    Удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации.

    Характеризуя мотивацию потребителя, выделяют три основных потребности: стремление к разнообразию, стремление привлечь к себе внимание и жажда признания как такового. Более подробной, признанной психологами и широко применяемой на практике является классификация потребностей Абрахама Маслоу.

    Волевые компоненты. К волевым компонентам экономического сознания и поведения относятся экономические нормы, экономический поступок, деятельность.

    Экономические нормы не выделялись до недавнего времени в самостоятельный вид социальных норм (стандартов поведения, регламентирующих отношения людей, «правил игры»). Однако в этом возникла необходимость, потому что они могут и стимулировать, и тормозить активное экономическое поведение, предприимчивость.

    Одна из особенностей экономических норм заключается в том, что они, как правило, закрепляются юридически, приобретая статус правовых, и наделяются соответствующими средствами контроля (санкциями) за их соблюдением.

    Экономический интерес развивается на основе мотива, но под регуляторным воздействием норм. Если рассматривать собственность как определенную форму власти экономических благ над человеком, то экономический интерес - это форма действия власти собственности на волю субъекта хозяйствования и источник хозяйственной активности. Еще Адам Смит подчеркивал разницу трудовой активности на своем и на ничьем поле.

    Поскольку изменения в экономике на макроуровне происходят посредством политической воли, ее изучение представляет важнейшую проблему на стыке с политической психологией.


    Традиционно термины «экономическое поведение» и «экономический человек» относятся к сфере экономики. Сравнительно новая отечественная область психологии - экономическая - считает своим предметом «закономерности психического отражения хозяйственных отношений» (А. В. Филиппов, С. В. Ковалев, 1989; А. И. Китов, 1987).

    Цель психологии экономического поведения как науки, возникшей на стыке экономики и психологии, - изучение целостного человеческого поведения под влиянием экономических факторов, отраженных в психике человека. Психология экономического поведения расширяет свою сферу не только за счет включения в нее так называемой непроизводственной сферы, но и комплексного подхода к поведению человека. С нашей точки зрения, выделение особого экономического сознания, мотивов, мышления и интересов является временной данью дифференцированному подходу молодой отечественной экономической психологии. Это не только сфера осознания хозяйственных отношений, но и включение и изучение временно не осознанного: не только измерение структур сознания - установок и отношений индивида, философии фирмы или деклараций министерств и ведомств, но и в большей степени результат действия или деятельности индивида, семьи, фирмы, государства под влиянием экономических факторов.

    Предмет психологии экономического поведения - человеческое поведение в его выборе между альтернативами под влиянием экономических и психологических факторов. Не учитывая сферу временно не осознанного, мы упускаем из поля исследования, например, влияние разделения денег и власти на партнерские отношения в семейном бизнесе. Игнорируя личные пристрастия в окружении главы государства, мы не поймем экономических решений по поддержанию монополий каких-либо отраслей и обратного влияния монополий на политическую власть.

    Объект изучения психологии экономического поведения - прежде всего индивид. Если раньше экономистов интересовало в основном поведение больших групп людей, то теперь они склоняются к изучению микроотношений в экономике.

    По современным исследованиям в области экономического поведения трудно определить, кто является автором - психолог или экономист, маркетолог или экономический психолог по образованию, - настолько у тех и других выработаны общие подходы, настолько они взаимообогатили методы и сблизились в своих интересах. Именно актуальное поведение отдельного индивида стало сейчас интересовать всех названных специалистов. Так, конечно, было не всегда. Историческое развитие и взаимообогащение экономических теорий критикой психологов (и на-

    оборот) началось еще со времен Г. Тарда (1843-1904). В своей книге «Экономическая психология» он определил основные темы новой науки: психология распределения и потребления, денег и рекламы.

    Комплексный продукт экономической психологии и поведенческой экономики вобрал в себя разнообразные методы и подходы психологии, социологии, биологии, антропологии, политических наук и экономики.

    30.1. «Экономический человек»

    Несмотря на то что экономисты в своих концепциях использовали психологические теории - мотивации и принятия решений, - они рассматривали поведение человека упрощенно. Проследив историческое развитие концепции «экономического человека», можно увидеть эволюцию экономических теорий в сторону психологизации. Такое развитие прошли, например, концепции обмена.

    Поведение экономического человека. В основу поведения экономического человека экономисты положили целенаправленное поведение, которое четко структурируется на цели, средства и результаты. Это поведение характеризуется общими чертами. Прежде всего у него есть цель как некоторое свойство или состояние самого человека. На основании этого предполагается, что у экономического человека есть некоторая упорядоченная структура целей, которую можно изобразить в виде «дерева целей».

    Цели эти, в свою очередь, дискретны, что позволяет объективно фиксировать конец или границы этапов в процессе достижения целей и сравнивать их. Цель представляется конкретной, достижимой в границах обозримой ситуации и поэтому ограниченной, конечной. Конкретность цели определяется возможностью измерить, оценить успешность движения к ней, фиксировать степень ее достижения. В качестве социального вознаграждения понимается результат достижения цели (Н. Ф. Наумова, 1988).

    Экономическое поведение характеризуется осознанностью цели. Без этого трудно говорить о субъективной полезности и порядке предпочтений. Ведь именно с этим связана возможность построения иерархии целей, выстраивания целей по степени желательности и порядку предпочтений, исходя из чего всегда можно сказать, какая из двух целей предпочтительнее и что на смену достигнутой цели должна приходить цель, следующая по порядку предпочтений из предыдущего перечня, а не со стороны (новая).

    Третья черта поведения экономического человека - инструментальное подчинение средств целям. Выбор средств (методов, способов действий) производится на основе оценки их эффективности для достижения цели. Средства и сам процесс достижения цели не вознаграждаются. В то же время средства содержательно независимы от целей. Характер средств определяется не столько целью, сколько условиями, обстоятельствами, возможностями.

    Четвертая черта касается расчета результатов, последствий - эффективности поведения. Деятельность оценивается по ее эффективности, т. е. по результату. В этом смысле целью деятельности является ее результат. Под принятием решений понимается оценка альтернатив, расчет последствий, выбор способа действий исходя из относительной ценности ожидаемого результата. Предполагается, что так выбираются и средства, и сами цели. В случае если достижение цели требует

    слишком большого риска и/или затрат, то, как полагают экономисты, «экономический человек» отказывается от цели. Поэтому рациональность экономического поведения понимается как расчет (целей, средств, результатов) и последовательность названных шагов.

    Безусловно, именно такое представление о рациональном и целенаправленном поведении человека имеет достаточные основания, так как хорошо воспроизводит специфику самой управленческой деятельности. Кроме того, такой тип поведения наиболее легко наблюдаем, измеряем, исчисляем и поэтому прогнозируем. И последнее: он наиболее управляем, так как его основные компоненты - цели, средства вознаграждения - служат вместе с тем и компонентами систем воздействия, стимулирования, воспитания и управления.

    На недостатки данной модели экономического человека указывали многие экономические психологи (С. В. Малахов, 1990). Практически все нецелевое и нерациональное поведение человека в сфере экономики не укладывается в «целера-циональную» модель. Это импульсивное и эмоциональное поведение, а также поведение, которое детерминируется областью бессознательного (Ф. В. Бассин, В. Е. Рожнов, 1975). Немецкий социолог, экономист и историк М. Вебер выделил тип рациональности, не связанной с целерациональной деятельностью и назвал ее субстантивной рациональностью.

    Наиболее полно ограничения модели экономического человека проанализированы в философской литературе. Во-первых, основания цели этого поведения лежат вне целерационального поведения, в сфере человеческих идеалов и ценностей. Во-вторых, логика целерационального поведения позволяет человеку ориентироваться лишь в той ситуации, которая ему хорошо известна, когда он отчетливо осознает свои цели и может рассчитывать средства. В-третьих, целерациональ-ное поведение, давая некоторый самостоятельный статус средствам, оценивает их только по эффективности, но не по содержанию, тем самым делая возможной подмену целей средствами и утрату целей, жизненных ориентиров.

    Целерациональное поведение обедняет деятельность, так как лишает смысла многие ее элементы и периоды. Все, что рассматривается как средство, автоматически теряет самостоятельный смысл, и чем целеустремленнее человек, чем больше сил, мотивов, времени, жизненных сфер он подчиняет целям - превращает их в средство, тем уже становится область смысла в его деятельности. Существование теряет непрерывность, становится дискретным. Целерациональное поведение выстраивает поле жизни в одну линию, лишая его альтернативности. Принятие решения - это закрытие многих альтернатив в пользу одной. Исходя из этой модели, чем больше принято решений, тем больше закрыто альтернатив. Каждое последующее решение делает возврат к отвергнутым альтернативам все менее возможным.

    30.2. Концепции обмена

    Понятие «обмен» в настоящее время широко используется в западной социологии для анализа социального поведения, в частности экономического. Концепция обмена претендует также на объяснение поведения «экономического человека». Однако это верно лишь в незначительной степени. Одностороннее экономизиро-ванное толкование обмена вызывает серьезные возражения при попытке универсального объяснения экономического и социального поведения.

    Схема обмена действительно может включать в число реальных побуждений не только деньги, вещи и другие материальные условия, но и нематериальные условия для получения престижа и власти, а также духовные побуждения. Теоретически в любой обмен может быть включен почти любой набор целей или ожиданий индивида (например, потребности по иерархии А. Масло"у).

    Эффективность деятельности индивида определяется тем, насколько выгодным ему представляется соотношение его вклада и вознаграждения за этот вклад. Иногда делаются попытки определить, что на что обменивается: деньги - на время работы; социальное признание и безопасность - на работу и лояльность к организации; возможность творческого и свободного труда - на высокую продуктивность и качество и т. п. Изучалось, в частности, насколько устраивает индивида подсчитанный им желаемый чистый баланс вознаграждений и убытков, к которым могут быть отнесены любые личностные ценности, чувство одиночества и т. д. Э. Герсон (1976) при использовании схемы обмена для оценки качества жизни предлагал рассматривать его как результат сделки между индивидом и обществом по поводу четырех основных ресурсов - денег, времени, отношений и умений.

    Однако для выхода за рамки представлений об экономическом человеке важно не столько введение внеэкономических понятий и мотивов деятельности, сколько построение другой структуры, выявление специфических механизмов социального обмена.

    Концепция обмена Дж. Хоманса. Эта концепция построена на предположении, что непосредственная взаимная полезность людей, обмен вознаграждениями является источником, гарантом социальной упорядоченности общества. Механизмы обмена, по Дж. Хомансу, выглядят следующим образом. Например, если в прошлом была такая ситуация, в которой поведение человека получило вознаграждение, то чем больше актуальная ситуация похожа на прошлую, тем больше вероятность того, что человек будет вести себя так же или сходным образом. Или: чем чаще в течение данного периода времени поведение одного человека вознаграждает поведение другого, тем чаще этот другой будет вести себя таким же образом. В целом добровольное взаимодействие существует лишь до тех пор, пока партнеры считают, что их вклад в него меньше, чем получаемое в его процессе вознаграждение. Ограниченность этой схемы состоит в том, что здесь не учитывается практически ни один собственно социальный механизм регулирования поведения (ролевой, институциональный, нормативный, властный).

    Структурно-функциональная теория Т. Парсонса. Другую концепцию обмена - нормативную, можно найти в структурно-функциональной теории Т. Парсонса, которая использует понятие взаимного вознаграждения для гарантии стабильности социальной системы и называется нормативной. Отличие от концепции Дж. Хоманса состоит в том, что в нормативной схеме вознаграждается не «польза» (отдача, вклад и т. п.), а следование норме, конформность, соответствие социальным ожиданиям (другого человека, группы, организации, общества). Поэтому Дж. Хомансом были предложены другие правила обмена.

    1. Следование норме вознаграждается.

    2. Чем больше поведение соответствует норме (ожиданиям других), тем больше оно вознаграждается; при этом чем дольше совершаются конформные действия, тем меньше они ценятся и вознаграждаются.

    В свою очередь, это имеет два следствия:

    <■ человек уменьшает свою конформность и не получает вознаграждения, обмен нарушается;

    ♦ человек повышает свою конформность, чтобы вознаграждение не уменьшилось из-за инфляции конформности.

    3. Уровень вознаграждения не влияет на стабильность социальной системы до тех пор, пока участники принимают соответствующие нормы. При этом наличие общих норм повышает вероятность того, что конформность будет вознаграждена, но сокращает размер вознаграждения (парадокс конформности).

    4. Чем более односторонним становится обмен, тем менее устойчивыми становятся отношения.

    Попытки проверки концепций обмена постоянно сталкивались с тем, что люди, «хотя и способны руководствоваться ориентацией на свои интересы, они могут также руководствоваться и другими стремлениями - альтруизмом, чувством справедливости, соответствия статусу, соревновательностью, завистью». Когда участник взаимодействия движим перечисленными мотивами, его поведение, с точки зрения концепции «экономического человека», нельзя назвать рациональным. Но ссылки на нерациональность ничего не объясняют, поэтому изучались три группы социального обмена, которые не могут быть объяснены «взаимными вознаграждениями».

    Первая группа включает ситуации, при которых человек не получает внешнего вознаграждения, но «воздает» себе сам. Окружение не может непосредственно ни дать, ни отнять это вознаграждение. К последнему относится, например, так называемая психологическая отдача, которую человек получает от самого процесса работы (чувство общественной необходимости, чувство успеха и т. д.). Очевидно, что к этой группе можно отнести любое позитивное переживание, психологическое состояние, вызванное любым вознаграждением. Отличие от традиционных ситуаций состоит в том, что здесь добавляется звено - внутреннее переживание вознаграждения. Таким образом, первая группа мотивов нерационального поведения - это мотивы в условиях негарантированного обмена, когда вознаграждение обеспечивается сочетанием внешних и внутренних личных предпосылок.

    Вторая группа ситуаций связана с неэквивалентным обменом, за исключением ситуаций неравномерной информированности или власти. Невозможность или сложность определения вклада объясняется тремя причинами. Первая причина вытекает из самого качества человеческого существования, когда личностные параметры обладают свойствами количественной несравнимости. Личностные смыслы индивидуальны и неповторимы, а потребности взаимозаменяемы. Вторая причина вызвана сложностью оценки вклада участников взаимодействия и в сфере производства, и в сфере потребления и воспроизводства. Именно поэтому в некоторых организациях заменяют оценку результатов деятельности на оценку поведения индивида в организации - дисциплину, исполнительность, лояльность. Третья причина связана с тем, что некоторые универсальные эквиваленты обмена работают не точно, например деньги в условиях дефицита.

    Третья группа внешне невознаграждаемого поведения - это группа несимметричного обмена. Классическим примером такого обмена являются отношения долга, нравственности, бескорыстия. Субъект такого поведения не может требовать

    и ожидать от другого того, что он требует сам от себя (самоотверженность, бескорыстие, благодарность).

    Таким образом, вырисовываются целые области нерационального поведения, которые не вписываются в постулаты обмена Дж. Хоманса и Т. Парсонса - области негарантированного, неэквивалентного и несимметричного обмена. Именно отодвинутость, отдаленность вознаграждения в социальных отношениях смазывает всю картину правил концепций обмена.

    Плодотворная взаимная критика психологов и экономистов на протяжении вот уже ста лет привела к расширению понимания поведения человека. Экономисты стали больше учитывать психологические особенности человека, а психологи - принимать во внимание экономические факторы. На настоящий момент принято следующее определение экономического поведения:

    Экономическое поведение -\ это человеческие решения и выбор относительно альтернативного использования ограниченных ресурсов, к которым относятся деньги, время, пространство, усилия, энергия и другие материальные ресурсы для удовлетворения потребностей личности.

    Факторы, влияющие на экономическое поведение. Выделяют три группы факторов, влияющих на экономическое поведение:

    ♦ факторы окружающей среды и общие социальные ситуационные факторы;

    ♦ субъективные факторы;

    ♦ экономическое поведение.

    В первую группу факторов входят три подгруппы факторов, которые также взаимосвязаны друг с другом.

    1. Ситуационные факторы, к которым относится общая система налогообложения, экономические законы, средства массовой информации, уровень инфляции, общий уровень доходов.

    2. Факторы среды, субъективные условия и ограничения, которые непосредственно характеризуют субъект, - доход, оценка дохода, долги, статус. В статус субъекта входят демографические характеристики, которые также связаны с другими экономическими категориями - возраст, пол/гендер, образование, гражданский статус, место жительства, количество детей, матримониальный статус.

    3. Факторы, определяющие социальное влияние других субъектов. Вторая группа факторов также содержит три подгруппы факторов:

    1. Подгруппа восприятия выделена ван Раайем отдельно, чтобы подчеркнуть восприятие как функцию, связывающую окружающую среду, ситуационные факторы и поведение как фактор, через который преломляются все экономические категории. "

    2. Соматические факторы - включают в себя физиологические и биологические особенности субъекта, которые ограничивают или способствуют каким-либо решениям субъекта.

    3. Психологические факторы - установки, знания, мотивы, эмоции, ожидания, личностные особенности, умения.

    На рис. 30.1 представлено взаимодействие факторов экономического поведения.

    Рис. 30.1. Факторы экономического поведения (F. van Raaij, 1988)

    Схема позволяет учитывать индивидуальные особенности экономического поведения субъектов. Выделение процесса восприятия экономических факторов (фактор 1.1) акцентирует важность субъективности и поведенческих различий людей при воздействии окружающей среды, позволяет прогнозировать человеческое поведение или поведение малой группы. Стрелки показывают взаимовлияние факторов и подфакторов. Так, человек может проявлять различное поведение в отношении первой группы факторов, например, приспосабливаться различными способами к налоговой системе или изменять само налоговое законодательство как один из ситуационных факторов.

    Литература

    Автономов В. С. Модель человека в экономической науке. СПб., 1998. Дейнека О. С. Экономическая психология: социально-политический аспект. СПб.,

    Китов А. И. Экономическая психология. М., 1987.

    Малахов С. В. Экономический человек и рациональность экономической деятельности // Психологический журнал. 1990. Т. 11. Наумова П. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного

    поведения. М., 1988. Парсонс Т. Понятие общества: компонетны и их взаимосвязи // Теория и история

    экономических и социальных институтов и систем. М., 1994. Филиппов А. В., Ковалев С. В. Психология и экономика // Психологический журнал. 1989. Т. 10. Хейлбронне Р. Экономическая теория как универсальная наука // THESIS. 1991.

    Вып. 1. Applied behavioural economics: based on the international conference of economics

    and psychology/ Ed. by S. Maital. Wheatsheat, 1988. Beyond economic man/ Ed. by M. Farber, J. Nelson. Chicago, 1993.

Loading...Loading...