Мыслителем считавшим что философия подобна дереву. Античное понимание философии

Упражнения и задачи

(второй уровень понимания материала)

1. Чем объяснить почти одновременное возникновение философии в территориально разобщенных центрах древней цивилизации: Индии, Китае, Греции?

2. Объясните, каким образом данное высказывание Р. Декарта соответствует содержанию предмета философии? «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике... Подобно тому как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец».

3. В истории науки в период XIV-XX вв. на становление математики, физики, химии большое влияние оказала философия, в равной степени как вышеназванные науки способствовали развитию философии. Покажите это на примерах творчества великих мыслителей, представителей науки этого времени.

4. Какую роль сыграла ограниченность механистического материализма и идеализма в кризисе науки на рубеже XIX-XX вв.? Как отразились новейшие научные открытия XX в. на развитии философии? (И. Ньютон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, А. Эйнштейн).

5. «Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию». Какое значение для осознания сущности философии имеет это высказывание Гегеля? Какую роль играют универсальные законы и принципы в системе философских знаний?

6. Разделяете ли вы позицию Г. Фихте? «...каждый имеющий притязание на общее умственное развитие должен в общих чертах знать, что такое философия; несмотря на то, что он сам не участвует в этих исследованиях, он все же должен знать, что она исследует; и, несмотря на то, что он сам не проникает в ее область, он все же должен знать границы, отделяющие эту область от той, на которой находится он сам, чтобы не бояться опасности, угрожающей со стороны совершенно другого и абсолютно чуждого ему мира тому миру, в котором он находится».

7. Какая, на ваш взгляд, функция философии отражена в высказывании Б. Рассела?

«...Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства».

Дополнительное задание:

Какое влияние оказывает философия на формирование Вашего самосознания и вашей жизненной позиции?

Тестовые задания

(третий уровень понимания материала)

1. Предметом философии является:

1) человек и его место в мире;

2) природа и ее законы;

3) общественно-исторические процессы;

4) универсальные законы и принципы.

2. Философия может быть определена как:

1) система самых общих теоретических воззрений на мир, на место человека в нем;

2) мудрость вообще;

3) совокупность нравственных учений и норм;

4) система религиозных учений о мире и человеке.

3. Какое определение наиболее полно раскрывает сущность материи?

1) материя - то, из чего все состоит;

2) материя - объективная реальность, существующая независимо от сознания;

3) материя - основная субстанция, первоматерия;

4) материя - комплекс «моих ощущений».

4. Онтология - это философское учение:

1) о бытии;

2) о ценностях мира;

3) о происхождении Вселенной;

4) о доказательствах.

5. Гносеология - это философское учение:

1) о познании мира;

2) о непознаваемости бытия;

3) о знании вообще;

4) раннего христианства.

6. Метафизика - это:

1) физика;

2) философия;

3) религия;

4) математика.

7. Укажите понятие, которое можно отнести к философской категории:

1) элементарная частица;

2) информация;

3) система;

8. Чем отличается философия от мифологии и религии?

2) рационально-теоретическим представлением о мире;

3) образностью представлений;

4) учением о сверхъестественном.

9. Укажите философское определение «природы»:

1) природа - это географическая среда;

2) природа - это вся Вселенная;

3) природа - это материя;

4) природа - это биосфера Земли.

10.Материалистическая точка зрения:

1) сознание есть свойство высокоорганизованной материи;

2) сознание есть свойство всей материи;

3) сознание материально;

4) сознание человека - это проявление мирового духа.

11. Выделите метод познания, который относится только к теоретическому уровню:

1) наблюдение;

2) анализ;

3) измерение;

…Прежде всего я хотел бы выяснить, что такое философия, сделав почин с наиболее обычного, с того, например, что слово «философия» обозначает занятие мудростью и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек; это же знание, которое направляет самую жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках. А чтобы философия стала такой, она необходимо должна быть выведена из первых причин так, чтобы тот, кто старается овладеть ею (что и значит, собственно, философствовать), начинал с исследования этих первых причин, именуемых началами. Для этих начал существует два требования. Во-первых, они должны быть столь ясны и самоочевидны, чтобы при внимательном рассмотрении человеческий ум не мог усомниться в их истинности; во-вторых, познание всего остального должно зависеть от них так, что хотя начала и могли бы быть познаны помимо познания прочих вещей, однако, обратно, эти последние не могли бы быть познаны без знания начал. При этом необходимо понять, что здесь познание вещей из начал, от которых они зависят, выводится таким образом, что во всем ряду выводов нет ничего, что не было бы совершенно ясным….

Затем я предложил бы обсудить полезность этой философии и вместе с тем доказал бы важность убеждения, что философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров и что каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов. Сверх того, любому человеку важно не только пользоваться близостью тех, кто предан душою этой науке, но поистине много лучше самим посвящать себя ей же, подобно тому как несомненно предпочтительнее при ходьбе пользоваться собственными глазами и благодаря им получать наслаждение от красок и цвета, нежели закрывать глаза и следовать на поводу у другого; однако и это все же лучше, чем, закрыв глаза, отказываться от всякого постороннего руководительства. Действительно, те, кто проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся открыть их; между тем удовольствие, которое мы получаем при созерцании вещей, видимых нашему глазу, отнюдь не сравнимо с тем удовольствием, какое доставляет нам познание того, что мы находим с помощью философии. К тому же для наших нравов и для жизненного уклада эта наука более необходима, чем пользование глазами для направления наших шагов. Неразумные животные, которые должны заботиться только о своем теле, непрерывно и заняты лишь поисками пищи для него; для человека же, главною частью которого является ум, на первом месте должна стоять забота о снискании его истинной пищи - мудрости.

…Высшее благо… есть не что иное, как познание истины по ее первопричинам, то есть мудрость; занятие последнею и есть философия…

… Правота присуща не чувству, а одному лишь разуму, когда он отчетливо воспринимает вещи...

…Начала, какие я предлагаю в этой книге, суть те самые истинные начала, с помощью которых можно достичь высшей ступени мудрости (а в ней и состоит высшее благо человеческой жизни). Два основания достаточны для подтверждения этого: первое, что начала эти весьма ясны, и второе, что из них можно вывести все остальное; кроме этих двух условий никакие иные для начал и не требуются. А что они (начала) вполне ясны, легко показать, во-первых, из того способа, каким эти начала отыскиваются: именно, должно отбросить все то, в чем мне мог бы представиться случай хоть сколько-нибудь усомниться: ибо достоверно, что все, чего нельзя подобным образом отбросить, после того как оно достаточно обсуждалось, и есть самое яснейшее и очевиднейшее изо всего, что доступно человеческому познанию. Итак, должно понять, что для того, кто стал бы сомневаться во всем, невозможно, однако, усомниться, что он сам существует в то время, как сомневается; кто так рассуждает и не может сомневаться в самом себе, хотя сомневается во всем остальном, не представляет собою того, что мы называем нашим телом, а есть то, что мы именуем нашею душою или сознанием. Существование этого сознания я принял за первое начало…

Вся философия подобна как бы дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие от этого ствола,- все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике. Под последнею я разумею высочайшую и совершеннейшую науку о нравах; она предполагает полное знание других наук и есть последняя ступень к высшей мудрости. Подобно тому как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец.

…Я знаю, что может пройти много веков, прежде чем из этих начал будут выведены все истины, какие оттуда можно извлечь, так как истины, какие должны быть найдены, в значительной мере зависят от отдельных опытов… Пожелаю нашим потомкам увидеть счастливое его завершение.

КАНТ И. Логика.

Философия … есть наука о последних целях человеческого разума. Это высокое понятие сообщает философии достоинство, т. е. абсолютную ценность. И действительно, она есть то, что одно только и имеет внутреннюю ценность и впервые придает ценность всем другим знаниям. … философия есть идея совершенной мудрости, указывающей нам последние цели человеческого разума. …Ее можно назвать также наукой о высшей максиме применения нашего разума, поскольку под максимой разумеется внутренний принцип выбора между различными целями.

Ибо и в последнем значении философия есть наука об отношении всякого знания и всякого применения разума к конечной цели человече­ского разума, которой, как высшей, подчинены все другие цели и в которой они должны образовать единство.

Сферу философии в этом всемирно-гражданском значении можно подвести под следующие вопросы:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я смею надеяться?

4. Что такое человек?

На первый вопрос отвечает метафизика, на второй - мораль, на третий - религия и на четвертый - антропология. Но в сущности все это можно было бы свести к антропологии, ибо три первых вопроса относятся к последнему.

Итак, философ должен определить:

1) источники человеческого знания,

2) объем возможного и полезного применения всякого знания и, наконец,

3) границы разума.

…Философу требуются главным образом две вещи: 1) культура таланта и умения, чтобы применять их ко всевозможным целям; 2) навык в применении того или другого средства к каким-либо целям. То и другое должно соединяться, ибо без знаний никогда нельзя стать философом, но также и одни знания никогда не создают философов, если целесообразная связь всех знаний и навыков не образует единства и не возникает сознание соответствия этого единства высшим целям человеческого разума.

Вообще нельзя называть философом того, кто не может философствовать. Философствовать же можно научиться лишь благодаря упражнениям и самостоятельному применению разума.

… Кто хочет научиться философствовать, тот все системы философии должен рассматривать лишь как историю применения разума и как объект для упражнения своего философского таланта.

Следовательно, истинный философ как самостоятельный мыслитель должен применять свой разум свободно и оригинально, а не рабски подражательно. Но он не должен также применять свой разум лишь на то, чтобы сообщить знаниям видимость истины и мудрости. Последнее есть занятие одних софистов и совершенно несовместимо с достоинством философа как знатока и учителя мудрости.

Первое, с чем сталкивается слушатель курса философии, это неспособность постичь, что такое философия ?
Было бы слишком просто возводить вину за такую неспособность на конкретных слушателей или конкретных преподавателей, поскольку и наиболее способные из философов точно так же терялись в догадках, как и все остальные. «Может быть, философия – лишь видимость?» – такой вопрос поставил Мартин Хайдеггер, крупнейший философ XX века и ректор университета во Фрайбурге, в своей первой лекции о философии.
Или же давались, на внешний взгляд, строгие определения, отвергнутые последующим развитием мысли. Один из классических ответов на вопрос что такое философия предложил Рене Декарт, основоположник новоевропейской философии и современной науки.

«Вся философия подобна дереву, где корни – метафизика, ствол – физика, а ветви, растущие из ствола, – все другие науки».

Плоды трудов Декарта-ученого, как некоторым и сейчас еще кажется, опровергают его оптимизм как философа. Два столетия бурного развития эмпирического знания и физической теории будто бы не оставили от декартова древа и следа, буквально спилили его. Георг Гегель был вынужден заметить: «При появлении философских трудов трудно ожидать, – и в наше время для этого меньше всего оснований, – чтобы они нашли не то что понимающую публику, но хотя бы несколько индивидуумов, которые бы ими заинтересовались».

С другой стороны, живший в конце эпохи Гегеля великий математик Давид Гильберт, торжествующе воскликнул: «Мы должны знать, и мы будем знать». Когда Гильберт завершил построение языка математической логики, он, тем самым, разрушил последний аргумент, который хоть как-то оправдывал преподавание философии в университете – формальную логику. Теперь естествознание могло опираться на непротиворечивые математические описания. Или, точнее, Гильберт собирался это доказать.

Однако такое доказательства так и не было предъявлено. Вместо этого, австриец Курт Гёдель потряс научный мир, заявив, что любое достаточно полное математическое описание мира обязательно будет противоречивым. Предположим, что мы имеем «достаточно богатую» формальную систему математического языка (например, такую, на языке которой можно записать все утверждения арифметики). Тогда, как доказал Гёдель, в этой системе можно указать утверждение, не доказуемое и не опровержимое средствами системы. Такое утверждение оказывается «непознаваемым».

Здание физической теории неожиданно повисло в пустоте, и обнаружилась страшная несправедливость, допущенная Декартом-ученым в отношении Декарта-философа. Ведь философия была изгнана из наук как старая собака, потерявшая нюх, – за слишком расплывчатые определения, допускающие противоречивые толкования. За априорные идеи. Мир – это порядок или хаос? Поди догадайся! И вот оказалось, что молодые псы науки – физика и математика, столкнулись с той же смысловой рассеянностью, с той же неполнотой.

Тогда и только тогда ученый мир был вынужден вспомнить, что у декартова древа, помимо ствола и ветвей – пусть они остаются в распоряжении науки – есть еще и корни. Интерес к корням, причем, к самым древним корням философского знания, теперь почти восстановлен.

История философии знает множество определений философии и ее предмета – образных и метафорических, общих и частных. Они отражают многообразие ее истолкований и представлений о сфере ее интересов, свойственное великим творцам философии. Интересно проанализировать этимологию слова «философия», понять его изначальное буквальное значение. Древнегреческое слово «φιλοσοφία» восходит к двум другим словам – «φιλειν (любить)» и «σοφία (мудрость)». Таким образом, этимологически «философия» – это любовь к мудрости, любомудрие, а философ – это тот, кто любит мудрость (φιλει το σοφόν). По свидетельству Диогена Лаэртского, свое имя философия получила от древнегреческого философа и математика Пифагора (ок. 570 – ок. 497 гг. до н.э.): «Философию философией (любомудрием), а себя философом впервые стал называть Пифагор … мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней – «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ – это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости». При этом следует обратить внимание на тот интересный факт, что если понятие мудрости и слово, его обозначающее, встречается в литературных источниках всех древних народов, то понятие философии встречается только в литературе древнегреческой, а в языках других народов древнего мира оно отсутствует. У древних греков слово «философия» означало стремление к мудрости, к знанию, к пониманию сущности вещей. Именно в Древней Греции, где в период VIII-V вв. до н.э. и зародилась философия как специфическая форма духовной деятельности, сформировалось исторически первое, иногда называемое «староантичным», понимание философии и ее предмета. Оно связано с отделением совокупного, тогда еще нерасчлененного и неразделенного на составные части, научного знания о мире от ненаучных мифологических представлений. Слово «философия» было в это время синонимом научного знания в целом.

Такой подход можно обнаружить, например, в трудах величайшего философа и ученого Древней Греции Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), разделявшего философию на теоретическую (включавшую метафизику (первую философию), физику, математику), практическую (включавшую этику, политику, экономику), творческую (включавшую поэтику, риторику, искусства). Представляет интерес понимание Аристотелем первой философии и ее предмета, в качестве которого древнегреческий философ называет первые причины и сущее как таковое: «Есть некоторая наука, исследующая сущее как таковое... Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового…». Физику как умозрительное знание о природе Аристотель называет второй философией, что еще раз доказывает ее отнесение в сферу философского знания. Таким образом, философия у Аристотеля (и, в первую очередь, первая философия) понимается достаточно широко, будучи направленной на познание сущего, на выявление его важнейших аспектов, сторон, структуры. Первая философия, по мнению древнегреческого философа, дает начала и принципы прочим научным дисциплинам. Вот, например, как он трактует соотношение предметов математики и философии: «И вообще может возникнуть сомнение, какая же наука должна исследовать материю математических предметов. Это и не учение о природе…, и не наука, рассматривающая доказательство и познание. Стало быть, остается только одно: что этим занимается предлежащая нам философия…. Хотя математика на свой лад и пользуется общими положениями, но начала математики должна исследовать философия». Это аристотелевское представление о философии было широко распространенным и далеко вышло за временные рамки античности.



Так, например, французский философ XVII века Рене Декарт также следует еще аристотелевской традиции, рассматривая вопрос о сущности философии: «Прежде всего, я хотел бы выяснить, что такое философия, начав с обычного, а именно с того, что слово «философия» обозначает понятие мудрость и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего, что может познать человек; это же знание, которое направляет нашу жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех искусствах. А чтобы оно стало таковым, оно необходимо должно быть выведено из первых причин так, чтобы тот, кто старается овладеть им (а это и значит, собственно, философствовать), начинал с исследования этих первых причин, именуемых первоначалами». Декарт понимает философию как основу знания, которая разрабатывает начала другим наукам: «…должно серьезно отдаться подлинной философии, первой частью которой является метафизика, где содержатся начала познания; среди них – объяснение главных атрибутов Бога, нематериальности нашей души, а равно и всех остальных ясных и простых понятий, какими мы обладаем. Вторая часть – физика; в ней, после того как найдены истинные начала материальных вещей, рассматривается главным образом, как образован весь Универсум; затем, особо, какова природа Земли и всех остальных тел, находящихся около Земли… Далее должно… исследовать природу растений, животных, а особенно человека… Таким образом, вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трём главным: медицине, механике и этике. Последнюю я считаю высочайшей и совершеннейшей наукой, которая предполагает полное знание других наук и является последней ступенью к высшей мудрости». Взгляд на философию как на достаточно широкую сферу знаний о мире, понимание метафизики и физики в этой формуле восприняты из аристотелевской традиции, а значительная роль, отводимая конкретно-научным дисциплинам, безусловно, определена Новым временем и заметным в этот период прогрессом естественных наук, приобретающих все большую практическую значимость. В связи с этим, Декарт говорит о пользе философии, которая раскрывается в ее плодах: «Подобно тому, как плоды собирают не со ствола дерева, а только с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец».

Аналогичный подход возможно обнаружить у Ф.Бэкона(1561-1626), Т.Гоббса (1588-1679), И.Ньютона (1643-1727). Вот, к примеру, как выражал его Томас Гоббс: «Истинная мудрость есть не что иное, как познание истины в любом предмете. Поскольку же она вытекает из памяти о вещах благодаря определенным и точным наименованиям, она представляет собой результат не внезапного мощного прорыва души, а подлинного разума, то есть философии. Именно через нее открывается путь от созерцания отдельных предметов к общим понятиям. И эта философия делится на столько же ветвей, сколько существует родов вещей, которые могут быть доступными человеческому разуму… Наука, изучающая формы, называется геометрией, наука о движении – физикой, наука о естественном праве называется философией морали, тогда как вся наука в целом называется философией».

В «староантичном» представлении о соотношении философии и частных наук был заложен исток, импульс для дальнейшего самоопределения философии, постепенно приведший к формированию так называемого традиционного понимания.

Задачи, упражнения, тесты, творческие задания

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Философия: основные этапы и направления ее развития

Тема. ФИЛОСОФИЯ КАК СПОСОБ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ МИРА ЧЕЛОВЕКОМ.

I. Интеллектуальная разминка

1. Первоначальным было определение философии как …

· учения о мудрости;

· любви к мудрости;

· формы теоретического мировоззрения;

· учения о сверхсущем.

2. Кто первым ввел в оборот слово «философия»?

3. Совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение и понимание мира, места человека в нем, программу действий.

4. Тип мировоззрения, присущий ранним ступеням развития человеческого общества.

5. Система общетеоретических взглядов человека на мир как целостность и место в нем человека.

6. Кому принадлежит понимание философии как «науки о первых причинах и основаниях бытия»?

7. Мировоззрение с точки зрения эмоционально-образного восприятия действительности.

8. Познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.

9. Способ объяснения и понимания мира.

10.Мировоззрение, основой которого выступает вера в сверхъестественное.

11. Главный аргумент в религии и мифологии.

12. Чем в этом плане отличается философия?

13. Наука объясняет мир с помощью ________.

14. Единицей философского языка выступает _________.

15. Философское направление, объясняющее мир из одного начала.

16. Материализм есть философское направление, которое первичным полагает ________.

17.Философско-мировоззренческая позиция, утверждающая множественность форм бытия, философских взглядов, интересов.

18. Раздел философии, изучающий бытие во всем его многообразии.

19. Гносеология это философское учение о ________ .

20. Идеализм есть направление в философии, исходящее из первичности _____ .

21. Философское учение о природе ценностей.

22. Философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами.

23. Учение о наиболее общих законах развития мира и основанный на этом учении универсальный способ познания.

24. Философские учения, отрицающие возможность познания человеком сущности мира, относятся к _______ .

25. Основным вопросом философии Ф. Энгельс называет вопрос об _______.

II. Задачи, упражнения, комментарии.

1. «Философия есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения». «Это должна быть наука, исследующая первые начала и причины». «… Философия составляет своеобразный способ мышления, такой способ, благодаря которому оно становится познанием, и познанием посредством понятий».

«Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике… Подобно тому, как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец».

«Философия – наука о науке вообще».

«Философия учит нас все отыскивать в «Я». Впервые через «Я» входит порядок и гармония в мертвую и бесформенную природу».

· Поразмыслите над этими высказываниями различных философов и выделите поле философских проблем, специфику философии.

· Какие философские позиции (направления) обозначены в приведенных суждениях? В чем их принципиальное различие?

· Каково предназначение философии? Назовите ее функции.

2. Ф. Энгельс так сформулировал основной вопрос философии:

«Великий вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию…»

А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос: вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, - это значит ответить на основополагающий вопрос философии».

М. Хайдеггер считал, во-первых, что «всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий тоже вовлекался в него», т. е. тоже подпадал под вопрос.

· Чем, по-вашему, можно объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса философии?

· Что должно служить основанием для формулировки основного вопроса философии?

· Как в самой постановке основного вопроса философии отражается мировоззренческая позиция философа?

· Чем объяснить многообразие и разнообразие постановки этого вопроса?

3. «Научные понятия не являются раскрытием реальности». Это лишь, «синонимы соответствующего набора операций». «Понятие есть интеллектуальный инструмент решения проблем», - утверждает представитель инструментализма.

· Научные и философские понятия – одно и то же?

· В чем сущность философских категорий?

· К каким философским направлениям принадлежат авторы приведенных суждений?

4. Что имел в виду Ф. Энгельс, говоря, что понятие, прямо не совпадает с действительностью?

5. Прокомментируйте высказывание Гегеля: «Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении».

III. Заполните таблицы.

1. Структура философского знания

2. Эволюция философского мировоззрения

IV. Тематика творческих заданий.

1. Мировоззрение и исторические судьбы человека и общества.

2. Философия – наука или мировоззрение?

3. Философия – «как самосознание исторически определенной эпохи».

4. Отношение человека к миру (Базаров в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» называет природу мастерской, а человека в ней – работником. Русские философы-космисты рассматривают Вселенную как Дом, куда вселен человек (Н. Ф. Федоров), Сад (Н. Г. Холодный), а человека как садовника мира (К. Э. Циолковский), который с любовью его взращивает.

5. «Знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью» (Сократ).

V. Тесты.

1. Впервые понятие «философ», согласно традиции употребил …

А) Пифагор;

Б) Гегель;

В) Аристотель;

2. Глубинная потребность человека в признании абсолютов, в безоговорочном принятии неких истин, есть …

В) Интуиция;

Г) Восприятие.

А) Обозначение чего-либо;

Б) Форма «чистого разума»;

В) Понятие, отражающее связь любого типа;

Г) Понятие, отражающее существенные, универсальные связи и отношения.

4. Философия первоначально возникла …

А) В Греции;

Б) В России;

В) На Древнем Востоке;

Г) На американском континенте.

5. Суждение: «Философия это духовная квинтэссенция времени» принадлежит …

А) Гегелю;

Б) К. Марксу;

Г) Фейербаху.

6. Характерной чертой философских проблем является …

А) Обыденность;

Б) Разрешимость;

В) Всеобщность;

Г) Эмпирическая подтвержденность.

7. Онтология изучает …

А) Проблемы сознания;

Б) Религиозные проблемы;

В. Формы и законы мышления;

Г) Проблемы бытия.

8. Соотнесите:

Философская дисциплина Основное ее понятие

А) Онтология; 1) Красота;

Б) Гносеология; 2) Добро;

В) Этика; 3) Истина;

Г) Эстетика 4) Бытие.

А) Сократа;

Б) Аристотеля;

В) Гегеля;

Г) Хайдеггера.

10. Представителем материалистической философии является …

А) Платон;

Б) Демокрит;

В) Беркли;

Г) Гегель.

Дополнительная литература

1. Библер В. В. Что есть философия? Очередное возвращение к исходному вопросу / В.В Библер. // Вопросы философии, 1995, № 1.

2. Вальяно М. В. Основы философской культуры: учебник / М. В. Вальяно – М., 1999.

3. Ильенков Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. – М., 1991.

4. Ильин И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин – М., 1993.

5. Мамардашвили М. Как я понимаю философию / М. Мамардашвили. М., 1992.

6. Марсель Г. Трагическая мудрость философии / Г. Марсель. – М., 1995.

7. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей /Н.В.Мотрошилова. – М., 1991.

8. Философское сознание: драматизм обновления. – М., 1991.

9. Шуртаков К. П. Мировоззрение и методы его формирования / К. П. Шуртаков. – Казань, 1989.

10. Хайдеггер М. Что такое философия? / М. Хайдеггер. // Вопросы философии. – 1993, № 8.

Loading...Loading...