Паисий святогорец биография. Уроки любви: как Паисий Святогорец взял чужую болезнь

Христианский мир невозможно представить без мудрых старцев и провидцев, ставших проповедниками православия, наглядным подтверждением величия веры в Иисуса Христа. Большинство жили в далекие темные времена, и нам довелось лишь читать их житие да воспоминания очевидцев. Но и двадцатый век подарил миру немало благочестивых служителей церкви. Святой старец Паисий Святогорец прошел поистине достойный путь и оказал большое духовное влияние на людей, а его предсказания о мире и войне до сих пор волнуют общественность.

Биография

Арсений Езнепидис (таково его мирское имя) родился в 1914 г. в Малой Азии, в то время эта территория являлась предметом споров Греции и Турции. Через несколько месяцев семья была вынуждена уехать из-за преследований мусульман-фанатиков и найти приют в греческом городе Конице.

Паисий Святогорец, старец, провидец и служитель Афона, уже с детства был предопределен Богу. Близкий друг семьи святой Арсений Каппадокийский еще до бегства Езнепидисов из Турции предсказал мальчику монашеское будущее и крестил его своим именем: "Пусть после меня монах останется". Его родители чтили все церковные традиции и воспитывали детей в христианской вере.

Арсений с детства ощутил в себе любовь к Богу и решил посвятить свой путь на земле служению его заветам. Однако перед уходом из мирской жизни успел получить профессию плотника и послужить своей стране. В армии он работал радистом и непосредственно участвовал в боях, эти трудности закрепили в молодом человеке веру в Господа и его ученье.

Особенная личность

Жизнь старца Паисия Святогорца не сразу дала возможность заняться тем, к чему так страстно стремилась душа с ранних лет. После возвращения со службы он пытается сразу уйти в монастырь, но в первое посещение Афона не удается отыскать наставника, и юноша возвращается домой, чтобы помочь отцу и сестрам. Арсений занимается плотницким делом, мастерит двери, различную утварь и многие работы проводит бесплатно, помогая бедным и нуждающимся.

Наконец, он понимает, что жизнь невозможна без Господа, и в 1950 году окончательно решает распрощаться со всем мирским. Для служения Богу юноша выбрал одно из самых священных мест для христиан, охраняемых Пресвятой Богородицей монастырь, где служили афонские старцы. Паисий Святогорец становится послушником духовника Кирилла, учится у него смирению и порабощению плоти. Все члены братии в монастыре трудились целый день, а ночи посвящали молитвам, он прошел все положенные испытания и был пострижен в рясофор под именем Аврикий.

Продолжить свое духовное совершенствование он решает в обители Фелофей, где жил иеромонах Симеон. Тот когда-то давно знал его святого крестного Аверкия, и молодой схимник был с радостью встречен монахами. Здесь он продолжает свое послушание, в том числе и в столярной мастерской, чем сыскал любовь и уважение всей братии. Несмотря на ухудшившееся здоровье, Аврикий не прекращает работать и молиться, и вскоре отец Симеон самолично постриг его в монахи.

Благотворительная деятельность

Паисий Святогорец, старец Афонский, начинает свой праведный путь со сложной миссионерской задачи. Его призвали в сгоревший монастырь Стомион, где христиан притесняли протестанты. Здесь почтенный отец занимается восстановлением святого места и благотворительностью, люди сразу поняли, что он настоящий святой, и потянулись в храм. Бедные несли зерно, кто побогаче - строительные материалы, помогали с перевозками. Много усилий Паисий Святогорец отдавал на воспитание нравственности среди населения, проповедовал благообразную жизнь.

Позже он решил организовать сбор средств более продуманно и учредил специальные места подаяний, а также создал попечительский совет, который распределял деньги между нуждающимися людьми. Не всех устраивала миссионерская деятельность отца Паисия, ему старались вредить сектанты, с которыми монах вел борьбу путем агитационных листов и проповедей. Невзлюбили его и некоторые собственники, обвиняющие его в присвоение монастырских земель. Но все это оставалось в стороне от святого отца, он жил и работал согласно божьему закону и не обращал внимания на человеческие склоки.

Жизнь в пустыни

Со временем отец Паисий все больше ощущает потребность в уединении и отрешенности от мира. Сам он называл себя радистом Церкви, устанавливающим молитвами связь с Богом, которому иногда необходимо совершать свой контакт со Всевышним в полном одиночестве. Он никогда не преставал думать о пустыни и грядущем уединении, но Господь никак не отпускал его в этот путь.

Он долго готовил себя к аскетичной жизни и, по воспоминаниям людей, мог не есть несколько дней, тренируя организм и дух. Наконец, получив благословение на безмолвие, монах поселился близ пещеры Святого Галактиона. Позже он рассказывал, что питался сухарями или рисом, пил воду, скопившуюся от дождя или росы, а из инструментов и одежды были лишь ложка, баночка и майка для сна.

Это место хранило воспоминания о многих аскетических подвигах святых отшельников. Раз в неделю он спускался в монастырь на службу и для помощи братии, отец Паисий работал так же, как и все, плотничал и наставлял молодых послушников, а вечером опять уходил в свою пустынь.

Наследие

Но здоровье его заметно ухудшалось, и в 1962 году Паисий Святогорец, старец Афонский, возвращается в монастырь. Здесь он продолжает подвижническую деятельность, и даже после сложной операции, в результате которой было отнято почти все левое легкое, не прекращает активно участвовать в жизни монастыря и принимать паломников.

Благодаря удивительной открытости старца и его дару поучать и пророчествовать, у Паисия было множество духовных детей, почитателей - священников и простых людей, они оставили бесценные записи о жизни и деяниях святого. Вместе с его книгами мы сейчас можем составить для себя портрет этого благочестивого сподвижника.

В этих собраниях написаны все известные мысли афонского монаха: о поисках духовного мира с самим собой; о лжеучении, повествующем о переселении душ, святой отец называл такие мысли происками дьявола; об особом назначении человека: "Мы пришли в этот мир не для того, чтобы поудобнее устроиться".

Житие старца Паисия Святогорца, его духовное наследие потомкам составлено уже после 2015 года, дня его канонизации Православной Церковью. Один из духовных чад отца описал его становление как священнослужителя, трудности и опасности выбранного им пути, помощь людям и важные предсказания. Все его слова и пророчества на разные темы были собраны и изданы в шести томах. Его рассуждения касались проблемы упадка морали у современного человека, роли молитвы в духовном совершенствовании.

Святой отец получал много писем от страждущих, одна из самых распространенных проблем в них - это взаимоотношения между мужем и женой. Этой теме посвятил множество речей старец Паисий Святогорец. «Семейная жизнь» - это сборник его поучений супругам, здесь можно найти советы, как избавиться от эгоизма современного мира и попробовать увидеть любимого человека в новом свете.

В последние годы в российской прессе стали все больше появляться предсказания отца Паисия, произнесенные им еще полвека назад и получившие подтверждение только сейчас.

Пророчества о войнах

Старца часто спрашивали о его отношении к противостояниям религий в мире, кровопролитным событиям в Греции, Турции и других горячих точках. Монах сам в детстве и позже, будучи миссионером, ощутил весь ужас убийств по идеологическим соображениям, причину он видел в разрозненности народов, говорил, что путь к миру возможен только через единую религию - православие.

Старец Паисий Святогорец, пророчества которого стали неожиданно сбываться в последние несколько лет, предсказал Третью мировую войну. По его словам, началом послужат боевые действия на Среднем Востоке, долгие и беспощадные, в которых будет участвовать большинство стран, в том числе и Китай.

Предвидел он и роль России как государства, способного остановить войну и вернуть Константинополь (Стамбул) христианскому миру. Спасение для человечества он видел в объединение всех православных людей и провозглашении учения Христа.

Не признают деяний святого Паисия разве что только в Турции, ведь он предсказал этой стране скорую войну с Россией и последующее разделение на 5 или 6 частей. Старец не раз говорил, что мусульмане вынуждены будут уйти с захваченных много лет назад территорий, и Святой город вновь вернется в состав Греции.

Пророчества о РФ

Неслучайно так много слов сказал старец Паисий Святогорец о России, он видел особую миссию этой страны как последнего оплота православия во всем мире. Однажды он сказал пришедшему человеку, что Советский Союз вскоре перестанет существовать и вновь возродится вера во Христа. Много бед предсказано было нашей стране - и происки западных политиков, и разрушительные войны, но в конце концов монах видел возрождение новой сильной России.

Старец Паисий Святогорец, пророчества которого имели и нравоучительную цель, предупреждал русских о проблемах богословия в стране. В духовные лидеры приходят люди, движимые мирскими соображениями получения власти и руководства умами. Подмена истинных христианских норм и догматов может печально сказаться на будущем государства. Люди поддались советской пропаганде, десятилетиями очерняющей священнослужителей и саму Церковь.

Процветание Греции и России он видел в их объединении как духовном, так и политическом. Современным руководителям нового этапа возрождения нашей страны не мешало бы прочитать предсказания старца. Паисий Святогорец был не только провидцем, но и удивительно мудрым человеком, оставившим большое наследие наставлений, мыслей и высказываний.

О воспитание детей

Одной из подвижнических видов деятельности святого отца стала помощь молодым людям в создании правильной христианской семьи. Он указывал, что большинство проблем возникает из-за непонимания в кругу близких. Все начинается с выбора партнера, старец предостерегал девушек и юношей идти на поводу у плотских чувств, а искать спутника по любви и общему духу.

Особое внимание Паисий Святогорец уделял воспитанию детей: ребенок, по его словам, как губка, он впитывает все разговоры, видит пример отношений мамы и папы друг к другу и к нему, а позже переносит все эти знания уже в собственный дом.

Предостерегал старец некоторых матерей от чрезмерной плотской любви к своему ребенку, не нужно постоянно превозносить его таланты и добродетели, которых еще нет. Дитя станет эгоистом с убеждением, что только он самый умный и красивый.

Ребенка нужно растить с молитвой и в нравственных представлениях православного мира, не стоит проявлять излишнюю строгость, так же как и чрезмерную любовь. Во всем необходим баланс и взвешенность взглядов. Родители всегда должны найти время выслушать свое чадо и объяснить то, чего он не понимает, иначе малыш пойдет искать ответы на свои вопросы в другие места.

Участие в жизни страны

Многим заблудшим душам помог старец Паисий Святогорец. Слова его были направлены и к юным, и к пожилым, иногда встречался монах и с людьми, занимающими высокие должности, так как они своими действиями могут облагодетельствовать гораздо большее число страждущих.

Отец Паисий был истинным патриотом родной страны, когда-то молодым человеком сражался за нее и продолжал это делать и в монашеском сане. Он не проповедовал поднятия статуса Греции среди остальных стран, не желал роскоши и неги для жителей своего родного государства, его слова были направлены на пробуждение в согражданах истинной веры в Господа. Старец всегда говорил, что из-за упадка духа в обществе эллинов турки придут на их земли и пройдут по ним без всякого сопротивления.

Его помощь не ограничивалась только проповедями, старец Паисий внес большой вклад в сохранение государственности Греции, выступал против фальсификации истории и старался предупредить попытки соседних стран отобрать не принадлежащие им земли. С мнением отца Паисия считались даже в правительстве, так силен был его авторитет среди народа.

Фильмы о старце

Святая гора Афон, на которой монах прожил много лет, была благословлена самой Богородицей. На протяжении веков на небольшой скалистый полуостров приходят верующие со всего мира, чтобы проникнуться божественным духом этих мест. Священнослужители в монастырях Афона всегда имели особое влияние на мирян; так и Паисий Святогорец, старец, провидец двадцатого века, благодаря своим деяниям стал известен далеко за пределами родной Греции.

Многие люди были свидетелями его церковной и общественной деятельности, он умер в 1994 году, после продолжительной болезни, но духовные чада и просто неравнодушные успели записать и запечатлеть на пленку рассуждения о мире и Боге, которые высказывал сам старец Паисий Святогорец. Документальный фильм о его жизни, духовных и телесных подвигах, долгом пути к Богу и самопознанию включает шесть серий.

Режиссер цикла Александр Куприн постарался охватить все вехи становления святого подвижника Православной Церкви, от его рождения до канонизации. Картина включает как воспоминания друзей, близких и других людей, посещающих когда-то монаха, так и собственные записи и книги отца Паисия.

Канонизация

Святой старец стал самым известным афонским подвижником наших дней, его деятельность имела разный характер: он проповедовал соблюдение христианских традиций, любовь к Богу и человеку, но в то же время сам не ограничивался только лишь словами. Он восстанавливал храмы, организовывал учебные классы для молодежи, собирал пожертвования для нуждающихся, но главное - смог сплотить вокруг себя группу сподвижников.

Все эти деяния отца Паисия были отмечены Священным Синодом во главе со Вселенским патриархом. После изучения жизненного пути старца члены собрания высказали идею о его канонизации. Решение было принято в 2015 году единогласно и не вызвало ни у кого возражений. Был назначен день его памяти - 12 июля.

Заслуженное признание уже при жизни смог обрести старец Паисий Святогорец. Книги его повествуют о сотнях людей, кому святой отец помог в трудную минуту, о тех, кто благодаря ему обрел духовный покой.

13 января исполняется год, как Священный Синод Вселенского Патриархата канонизировал преподобного Паисия Святогорца. К нему обращались и обращаются с тяжелыми болезнями, при бесновании, в несчастных случаях. Почему лик святого сиял еще при жизни, как преподобный взял на себя бремя чужой болезни, о многочисленной помощи и мудрых поучениях, смирении и любви читайте далее.

Штрихи к биографии святого

Биографию этого праведника обычно преподносят без лишних метафор и словесных украшений — ведь это наилучшим образом соответствует его образу жизни.

Родился в 1924 году в Каппадокии. При крещении его назвали Арсением, и уже тогда указали на монашеское будущее (это сделал святой Арсений Каппадокийский).

Закончил школу, выучился на плотника, три года отслужил в армии радистом. После этого думал уйти в монастырь, но нужно было еще помочь сестрам.

С 1950 начинаются его труды в монастыре. Четыре года послушником, потом — рясофор (с именем Аверкия), через два года — малая схима (после этого он и «стал» Паисием).

Из биографии Паисия Святогорца известно, что в 1966 году после болезни у него откзала часть легких. Но мало кто знает, как это случилось.

Однажды ко святому приехал человек с подобным недугом. Но он просил помолиться не за себя, а за жену и детей. Когда старец обратился к Богу, то увидел ангела, сказавшего ему: «Чтобы этот человек избавился от болезни, надо, чтобы кто-то взял это на себя». Так Паисий Святогорец согласился нести бремя вместо этого человека.

Он подвизался не только в афонских монастырях, но и на Синае, недалеко от Салоник — в Суроти. Но где бы он ни был, его жизнь всегда отличалась аскетичностью, нестяжанием и высочайшей любовью ко всякому человеку.

В 1970-х участвовал в организации работы миссии афонского монастыря Григориат в Центральной Африке. На территории современной Демократической Республики Конго миссионеры открыли интернат для мальчиков, обустроили 55 приходов, где крестили более полутора тысяч местных жителей.

12 июля 1994, в праздник апостолов Петра и Павла, в возрасте почти 70 лет Паисий Святогорец отошел туда, куда он стремился всю свою жизнь.

Современникам остались память о старце, его многочисленные творения, поучения и свидетельства о чудесах. Всегда кроткий, смиренный, молчаливый, Паисий Святогорец обладал еще одним Божьим даром. Он умел слушать других людей, не перебивая. Никогда не настаивал на собственном мнении. Если видел, что человек ошибается, то только плавно подводил его к таковому пониманию.

Истории помощи старца Паисия

Существует множество рассказов очевидцев чудодейственной помощи преподобного. Здесь собраны только три таких случая из жизни разных людей, которых объединяет один помощник.

Скоро поправишься

Один житель греческой столицы попал в аварию. Машина вдребезги, серьезная черепно-мозговая травма, реанимация. Он увидел облако света, а в нем монаха. Хоть человек этот был и далек от церкви, но ему неслучайно кто-то рассказывал о старце. Монах только улыбнулся и сказал: «Не бойся, скоро пойдешь на поправку».

После этого человек пришел в себя и понял: произошло чудо. Его выписали из больницы. Проходя мимо книжного магазина, он увидел являвшегося инока... на обложке книги. Это был Паисий Святогорец. Встреча со святым сильно изменила всю жизнь мужчины. Он не мог уже жить так, как раньше, грешить по-прежнему.

Мальчик «вылетел» с четвертого этажа

Священник Христос Цандалис — отец девятерых детей. Его чада забрались на крышу дома, где был открыт люк осветительной шахты. Дети начали прыгать через этот люк. Перепрыгнули все, кроме шестилетнего мальчика, который сорвался вниз с высоты четвертого этажа.

У отца сердце было не на месте, когда он открывал дверцу шахты, — так боялся увидеть сына. Мальчик стоял перепуганный, бледный, но без переломов и смертельных травм. Священник подумал, что сына спасла Богородица. Но мальчик подвел его и указал на фотографию Паисия Святогорца.

Попался на крючок

Николай Ксинарис из кипрского города Пафос работал сантехником. Как-то, окончив работу, он собирал инструменты и собирался возвращаться домой. На улице уже темнело, поэтому Николай не заметил проволоки для белья. Один ее конец свисал в виде крючка. Сантехник попался, как рыба. Но самое ужасное было то, что крючок вцепился... в глаз. Мужчина плакал и звал о помощи, как ребенок. Он, отец троих детей, не хотел быть слепым. Думал о том, чтобы его отвезли в травмпункт к медикам.

Пока хозяин дома спешил на помощь с кусачками (освободить конец проволоки), перед несчастным сантехником появился монах. Мужчина даже перекрестился. Инок поднял его голову вверх и освободил от крючка.

Оперативная помощь врачей не понадобилось. Об удивительном происшествии свидетельствовала лишь глубокая царапина на зрачке. Понадобилось смазать глаз специальной мазью и несколько дней походить с повязкой.

На следующий день сантехник направился в магазин и на стене увидел изображение своего помощника. Это было фото Паисия Святогорца. Николай был готов заплатить за него любые деньги. Но вместо этого хозяйка подарила ему книгу о старце.

7 поучительных мыслей святого

Читателям близки книги преподобного Паисия «Отцы-святогорцы и святогорские истории», «Письма», «О семье христианской», шесть томов поучений. В них сконцентрирован огромнейший духовный опыт. Приводим только некоторые цитаты.

Паисий Святогорец о снах

Святые отцы советуют не обращать внимания на сны. Даже если они от Бога, мы ничего не потеряем, если их проигнорируем. Богу угодна наша осторожность в этом вопросе и он обязательно откроет нам то, что хотел сказать через сновидение, каким-либо другим образом

Настоящее мужество

Быть мужественным — значит иметь героизм и храбрость внутри. Люди, ставшие великими (герои), имели большое сердце и доблесть. Мужество — это всецелое доверительное посвящение себя Богу. Если кто-то тебе скажет что-то дурное — ничего страшного. Сразу вспоминай, сколько раз ты сам грешил и ошибался. Сносить обиды и несправедливость — вот настоящее мужество

О фильтровании мыслей

Диавол — большой мастак. Каждого хочет на чем-нибудь поймать. Самое главное для нас — это контроль за своими помыслами

Важность духовного чтения

Очень помогает и недолгое духовное чтение — особенно перед молитвой. Оно очень согревает душу и рассеивает попечения, которыми человек занимался днем. А когда душа освобождается и переносится в духовную божественную атмосферу, то ум не отвлекается в своем делании. От прочитанного отрывка из Евангелия или из Отечника ум переносится в духовную область и уже не уходит оттуда. Ведь ум — он, как непоседливый ребенок, который не может усидеть на одном месте — бегает то туда, то сюда. Но дай ему сладкую карамельку, и он никуда не уходит


Быть светом

Человек должен становиться лучше по доброй воле. Не важно, станет ли он фонарем в городе или маяком на скалах. Главное, чтобы он нес в себе свет

Еще при жизни Паисия Святогорца замечали с просветленным лицом. Именно таким, просиявшим, его впервые увидел писатель Афанасий Раковалис.

Отсечь самооправдание

Чтобы преуспеть в духовной жизни — следует всегда находить для других (даже для диавола) смягчающие обстоятельства. Себя же самого не оправдывать никогда. Ни в коем случае нельзя перекладывать на других свою собственную вину

Гордость — опаснейшая духовная болезнь

Внутренняя гордость распознается с трудом. Один из ее явных признаков — то, что человек не может найти душевного покоя. Если превозносится человек безумный — Бог дает ему радость, но тот, кто одержим внутренним самолюбием, лишен Божественного утешения. После того как он осознает свой «духовный диагноз», гордец должен не принимать людских похвал и избавляться от высокого мнения, которое о себе питает

Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Паисий Святогорец или преподобный Паисий Афонский - великий подвижник XX века. Для всей Греции он стал истинным духовным светочем. Сохранилось множество высказываний старца Паисия. Его слово наполняло души теплом, от которого в них распускались цветы добродетели. Как великий духовный наставник он умел самые глубокие истины донести на простом и понятном каждому языке. Яркие примеры и сравнения, искрометный юмор отца Паисия цепляли и ум, и душу. Считая смирение и любовь духовным фундаментом, каждого он побуждал с их помощью открывать в себе «нового человека», победив погрязшего в страстях человека «ветхого». Слово Паисия Святогорца вдохновляет бороться со страстями и обрести духовную свободу.

Преподобный Паисий Афонский. Фото с сайта - orthodoxanswers.gr

Мирское имя преподобного Паисия - Арсений Эзнепидис. Родился Арсений 25 июля 1924 года в каппадокийском селении Фарасы незадолго до начала греко-турецкого обмена населением. Его родителей звали Продромос и Евлампия, помимо Арсения в их семье было еще восемь детей.

Арсений Эзнепидис с родителями Продромосом и Евлампией

В августе 1924 года, ровно за неделю до того, как жители Фарас начали переселение с территории Турции в Грецию, ребенок был крещен. Таинство совершил сам Арсений Каппадокийский, который позже будет причислен церковью к лику святых. Родители желали наречь сына в честь деда Христосом, но преподобный Арсений настоял и дал ребенку свое имя, чтобы «оставить монаха по стопам своим». Так преподобный предсказал монашеское будущее одного из самых прославленных подвижников XX века.

Спустя пять недель после крещения Арсения семья Эзнепиди в числе других греческих переселенцев прибыла в порт Пирей, откуда была отправлена на Керкиру. Еще через полтора года семья переедет и окончательно осядет в городе Коница, недалеко от Янины. Здесь Арсений окончит начальную школу. Еще в школьные годы мальчик начал изучать Священное Писание и жития святых. С юных лет стало очевидным его желание стать монахом. Все, кто знал его ребенком, уже тогда отмечали особый свет в его глазах и печать благодати на челе.

По окончании школы Арсений освоил профессию плотника, и, отработав несколько лет, отправился на фронт полыхавшей в Греции гражданской войны. Получил увольнение в 1949, три с половиной года прослужив радистом. Во многих публикациях, посвященных жизни святого Паисия, его называют «Божьим связистом», так как однажды сам старец сравнил монашеское служение со службой в армии: «Монахи - радисты Церкви. Если своей молитвой они устанавливают связь с Богом, Он спешит на помощь».

Арсений Эзнепидис в годы армейской службы

Закончив службу в армии, Арсений окончательно решил нести другую службу, «воинскую службу Царю Небесному» - как назвал монашество преподобный Нил Мироточивый.

Сразу по увольнении из армии он впервые отправился на Афон, но пробыл там недолго, так как пообещал отцу вернуться и помочь в семейных делах.

Через год Арсений вновь отправится на Святую гору. В скиту святого Пантелеимона он встретит отца Кирилла, будущего игумена монастыря Кутлумуш, и останется при нем послушником. Дальнейший духовный путь продолжит в монастыре Эсфигмен, где примет рясофорный постриг с именем Аверкий. Братия монастыря отметит великие любовь и смирение, с которыми инок Аверкий нес послушание.

Спустя четыре года отец Аверкий покинет Эсфигмен и перейдет в монастырь Филофей, где в марте 1956 года будет пострижен в монахи с именем Паисий, в честь митрополита Кесарийского Паисия II, также уроженца Фарас.

Отец Паисий стремился к уединению, и даже собирался удалиться от людей на пустынный остров, но у Бога был иной замысел. Паисий нужен был людям. Поэтому спустя некоторое время он и вовсе окажется вдали от уединения Святой горы. Получив «внутреннее извещение», он отправится в Стомио, где займется восстановлением монастыря Рождества Пресвятой Богородицы.

Пребывая в Стомио, отец Паисий занимался не только делом устроительства обители. Провел он и огромную духовную работу: его усилиями вернулись к православию многие уклонившиеся в протестантизм семьи. За мудрость, человеколюбие и скромность отец Паисий снискал всеобщие любовь и уважение. Он помогал нуждающимся, не жалея отдавая свое; выслушивал, утешал и поддерживал отчаявшихся, наполняя их души верой.

Духовный поиск заставит отца Паисия покинуть монастырь в Стомио. Его путь лежал на Синай. Старец поселится в пустыне в келье святых мучеников Галактиона и Епистимии. Он усердно молился, держал строгий пост, а также занимался ручным трудом - мастерил деревянные кресты для продажи паломникам, а на вырученные деньги кормил бедуинов, которые очень его полюбили.

Преподобный Паисий Афонский

После Синая старец Паисий вновь вернется на Афон и поселится в Иверском скиту. В 1966 году случится несчастье: из-за тяжелой болезни ему отнимут часть легких, а хирургическое вмешательство даст осложнения на глаза.

Старец смиренно все примет и даже поблагодарит Бога за то, что из телесного недуга вынес пользу для души: «Раньше, читая в Священном Писании о Страстях Господних, я воспринимал это как исторический факт. И о мучениях святых - также. Отныне же я буду им сопереживать, потому что и самому мне довелось пережить небольшую боль».

Еще до операции, когда отец Паисий находился в больнице, к нему обратились с просьбой организовать женский монастырь с афонским уставом. После выписки из больницы старец нашел место для строительства обители - недалеко от Салоник в поселении Суроти. Здесь и будет основан монастырь Иоанна Богослова, где сразу же начнут селиться сестры. Отец Паисисий до возвращения на Афон, пока здоровье его окончательно не окрепло, оставался в Суроти, помогая сестрам в устроении обители. Впоследствии, игуменья Филофея вспоминала, что уже тогда, в относительно молодом возрасте, отец Паисий обладал поистине старческой мудростью и вникал в сложнейшие духовные переживания. Монахиням он всегда помогал советом, и, даже поселившись вновь на Афоне, переписывался с сестрами. До самой своей кончины старец Паисий опекал монастырь Иоанна Богослова.

Женский монастырь Иоанна Богослова, Суроти. Фото с сайта - 2.bp.blogspot.com

Окончательно оправившись после операции, отец Паисий вернулся на Святую гору, где поселился в Ипатьевской келье монастыря Великая Лавра. Тем временем, слава о его мудрости и добродетели распространилась далеко за пределы Святой горы, к нему за советом и благословением начали приезжать сотни людей.

В 1979 году старец Паисий вновь отправится в Кутлумуш. Он поселится отшельником в заброшенной келье Панагуда. Сюда для беседы со старцем последуют толпы. Людей было так много, что вскоре появились даже специальные знаки, указывающие путь к келье старца. К нему не только приезжали, но и слали письма с просьбами о помощи. Отец Паисий не отказывал никому, отдыхая всего по несколько часов в сутки. Несмотря ни на толпы паломников, ни на болезнь, он продолжал вести суровую аскетическую жизнь, что сказывалось на его здоровье.

Паисий Святогорец родился 25 июля 1924 года, в селении Фарасы, в многодетной семье. Его отец, Продромос Эзнепидис, был человеком верующим. В обыденной жизни он занимался крестьянскою деятельностью, плавкой железа. По складу характера Продромос отличался отвагой, патриотизмом и справедивостью. Мать Паисия, Евлогия, глубоко верующая, трудолюбивая женщина, происходила из рода Франгопулосов и состояла в родстве с ныне прославленным Арсением Каппадокийским.

При Крещении родители хотели назвать сына в честь деда, но преподобный Арсений, прозрев его будущую жизнь и желая дать ему свое благословение, настоял на имени Арсений.

Ввиду притеснения православных со стороны турецких мусульман и по причине обмена населением между Турцией и Грецией семья Арсения (Паисия) вместе с единоплеменниками вынуждена была отправиться в эмиграцию. По прибытии в Грецию переселенцы какое-то время ютились в порту Пирея, затем — в крепости острова Керкира. Здесь умер и был погребен преподобный Арсений. Наконец, беженцы добрались до города Коницы, где и осели.

С детства Арсений (Паисий) мечтал стать монахом, приобщался к молитвенному деланию, учился смиренномудрию и воздержанию. Родители часто рассказывали ему о преподобном Арсении, чьё имя он носил от Крещения, и кого потом сам Арсений ставил в пример.

Научившись грамоте, Арсений часто читал Священное Писание и Жития Святых. Рассказывают, что иногда, возвращаясь из школы, он сходу брался за эти священные пособия, забыв про еду. Случалось, что его старший брат, видя чрезмерную, как ему казалось, увлечённость Арсения, прятал книги, но Арсений проявлял удивительную настойчивость: доходило до того, что он убегал читать в лес. Уже тогда он пытался использовать опыт святых в своей практике.

Начальную школу он закончил неплохо, однако дальше учиться не стал; в его селении не было гимназии. Подражая Христу, как известно воспитывавшемуся, в доме плотника, Арсений стал учиться плотницкому ремеслу. Одно время он работал с наставником, а впоследствии организовал собственную столярную мастерскую. Помимо предметов домашнего быта, он мастерил вещи церковного употребления и гробы. За последние он не брал платы, выражая своё сострадание и проникаясь болью тяжёлых утрат.

Утверждают, что в пятнадцатилетнем возрасте Арсений удостоился чудесного явления Спасителя, что ещё больше утвердило его в ревности о Господе и благочестии. Вскоре он обратился в епархиальное управление с просьбой о вступлении в монашество, но беседовавший с ним представитель ответил, что ему необходимо подрасти.

Во время Гражданской войны коммунисты заточили было Арсения в тюрьму, но впоследствии, разобравшись, освободили. В виду участия братьев в войне, Арсений вынужден был взвалить на себя бремя крестьянских работ, став помощником и опорой для матери. Мысль о вступлении в монашество пришлось отложить.

Воинская служба

В 1945 году Арсений был призван в Армию, получил воинскую специальность радиста. Подразделение, в котором служил будущий Святогорец, участвовало в боевых действиях. Арсению не раз приходилось испытывать смертельную опасность и трудности, но он не унывал, а уповал — на Бога. И Бог не оставил его.

Однажды на стрельбище Арсений стал свидетелем необыкновенного свечения, невидимого для других. Оно исходило из оврага. Позже он выяснил: на том месте расстреливали осужденных, среди которых, вероятно, были и невиновные. Промыслом Божьим Арсений был избавлен от участия в этих расстрелах.

Жизнь на Афоне

В 1950 году, после возвращения со службы и непродолжительного пребывания в Конице, Арсений отправился на Святую Гору. Он желал найти старца, который бы взял его в послушание. Однако поиски не привели к искомому результату. К тому же Арсений получил весть от отца о возникших трудностях. И он решил отправиться домой.

Вернувшись с Афона, Арсений занялся плотницким ремеслом. Из заработанных средств он уделял родным и жертвовал беднякам. Кому-то безвозмездно делал окна и двери. Несмотря на профессиональную деятельность, требующую сил, Арсений постился, по ночам предавался молитвам и совершал поклоны, спал же он прямо на полу.

В марте 1953 года, следуя призванию, Арсений принял окончательное решение оставить суету мира и посвятить свою жизнь монашескому подвигу. Раздав сбережения нищим, он вновь отправился на Афон. Поначалу его выбор остановился на монастыре Констамонит, однако ко времени его прибытия на место на стороне южного побережья разыгрался шторм. Признав это за действие Божьего Провидения, он сел на судно, маршрут которого пролегал вдоль северной стороны, и вышел к монастырю Эсфигмен. Монастырь отличался строгим порядком. Здесь было у кого учиться, и от кого перенимать духовный опыт.

Первое время Арсений исполнял послушание в трапезной и пекарне, затем — в столярке. Ещё одной зоной ответственности было два храма, находившихся вне пределов монастыря. Там он поддерживал чистоту и зажигал лампады.

Как ни тяжело было послушание, с завершением трудового дня, ночью, Арсений молился и славословил Творца. Постепенно, под контролем игумена, к одним своим подвигам он прибавлял другие. В церкви старался не садиться, зимой, в келье, обходился без печки, а на улице — без теплых одежд. Спал на кирпичах или каменных плитах.

Как и многие прославленные подвижники, Арсений не избежал диавольских приражений и козней. Одно время изобретатель греха смущал его разогревом воспоминаний и переживаний за родных, являл их во сне то больными, то умершими. Затем он являлся Арсению в чувственном виде, желая его устрашить, разговаривал с ним. При помощи Божьей, Арсений преодолевал его коварство, обходил сети и западни.

Начало монашеского пути

27 марта 1954 года Арсений, пройдя испытания, был пострижен в монашество. С тех пор он стал носить имя «Аверкий».

Однажды, находясь в алтаре и наблюдая за священником, совершавшим Проскомидию, он увидел, как Агнец на дискосе трепещет, будто ягненок.

В другой раз, ночью, во время молитвы, он ощутил, будто что-то нисходит на него сверху и омывает его. Аверкий исполнился слезами радости. Это было действие благодати.

В послушании у старца

Со временем в Аверкии больше и больше зрело стремление к безмолвной, уединённой жизни. И вот, однажды он испросил благословение на уход из обители. Отправившись после этого в Иверский монастырь, он приложился к иконе Божьей Матери и ощутил какую-то особую нежность. Из этого Аверкий заключил, что его уход соответствует Божьему произволению.

Будучи наслышан о добродетелях старца иеромонаха Кирилла, подвизавшегося в Култумушском скиту, Аверкий пришёл к нему и попросился в послушники. Старец дал согласие. Помимо общих для христиан добродетелей, он обладал даром прозорливости и даром изгнания бесов. Аверкий относился к нему с глубоким уважением и думал остаться при нём навсегда. Но диавол стал строить новые козни.

В какой-то момент, несмотря на то, что Аверкий ушёл из обители не по личному произволу, а по благословению игумена, антипросоп монастыря затребовал его возвращения. Обитель нуждалась в нём как в хорошем плотнике и антипросоп использовал угрозу: если Аверкий не возвратится, то будет изгнан со Святой Горы.

Поступление в монастырь Филофей

В особножительном монастыре Филофей подвизался тогда дальний родственник Аверкия, иеромонах Симеон. В своё время он знал преподобного Арсения Каппадокийского. Имея это в виду, старец Кирилл посоветовал Аверкию перейти в эту обитель и встать под покровительство отца Симеона, что и было исполнено.

Согласно архивному свидетельству, Аверкий поступил в него 12 марта 1956 года. Подвизаясь в Филофее, он имел возможность посещать старца Кирилла и получать от него душеполезные разъяснения по насущным вопросам. Бывало, что старец, заранее прозрев время прихода Аверкия и содержание интересующей его темы, вместо словесного ответа указывал на уже отмеченный им в книге фрагмент.

В монастыре Филофей Аверкий имел послушание трапезника и келаря. Затем он был назначен старшим в столярку. Помимо этого трудился в пекарне. Однажды, увидев, как один из старцев запирает дрова, Аверкий опечалился, и попросил его больше так не поступать, сказав, что и сам готов носить дрова для него и для прочих братий, лишь бы никто не брал чужого. Свою же келью он традиционно не топил.

Однажды диавол хотел уловить Аверкия через гордость, на что он, уразумев сатанинский подвох, тут же зажег свечу и стал молиться. Затем, исповедуясь, он рассказал о произошедшем духовнику. После беседы с духовником он внимательно проанализировал свои помыслы и понял, что иногда и действительно уклоняется в мнение о значительности своих дел.

Время от времени диавол старался внушить ему хульные помыслы о святых. А один раз, во время Божественной Литургии, он явился ему в образе чудища с пёсьей головой, и, раздосадованный тем, что Аверкий пел тогда «Святый Боже», погрозил ему своей поганой лапой.

К лету 1956 года здоровье Аверкия пошатнулось и монастырские старцы отправили его в Коницу, на лечение. Добравшись до места, он не захотел жить в родительском доме, ввиду строго и внимательного отношения к взятому монашескому обету, и остановился в церкви святой Варвары. Вскоре, по приглашению давней знакомой, он переселился к ней в дом. Периодически его посещал лечащий врач, а родная сестра приходила делать уколы. По завершении курса лечения, Аверкий вернулся в Филофей.

3 марта 1957 состоялся постриг Аверкия в мантию. Тогда же он получил новое имя «Паисий», в честь Паисия II, митрополита Кесарийского.

На протяжении своего пребывания в Филофее Паисий много думал о безмолвии. Но все попытки удалиться в пустыню не имели успешного разрешения.

Однажды он условился с лодочником, что тот перевезёт его на пустынный остров, однако к назначенному сроку лодочник не появился. В другой раз Паисий предполагал стать послушником старца Петра, но вскоре старец скончался.

А однажды он договорился с филофеевским монахом, отцом Ф., идти ради безмолвия на Катунаки. Их обоих остановило Божье вмешательство. Отцу Ф. приснился сон: они бежали по крыше монастыря, но перед тем, как должны были спрыгнуть, Жена, облаченная в черное, удержала их за одежду, сказав, что внизу — пропасть, и если они спрыгнут — разобьются. Паисию же было ниспослано особое откровение. Когда он пребывал в своей келье и молился, у него неожиданно отказали ноги и руки. Какая-то невидимая сила сковала его так, что он совершенно не мог шевелиться. Пробыв в таком состоянии около двух часов, он, вдруг, увидел Катунаки, а с другой стороны — обитель Стомион в Конице. Когда он направил взгляд на Катунаки, услышал голос Пресвятой Богородицы, запрещавший идти на Катунаки и повелевающий отправляться в монастырь Стомион. Когда Паисий заметил, что он просил пустыни, а Она посылает его в мир, то вновь услышал, что должен отправиться в Коницу. Потом он разрешился от таинственных уз, и его сердце исполнилось благодатью. Когда Паисий рассказал об этом духовнику, тот, посоветовав никому не рассказывать о случившемся, благословил его оставить Святую Гору и ехать в Коницу.

Монастырь Стомион

В 1958 году Паисий, во исполнение Божественной воли, оказался в сгоревшем монастыре Стомион. Ни денежных средств, ни материалов, необходимых для восстановления обители, Паисий не имел. Христиане обрадовались появлению подвижника и готовы были оказывать ему посильную помощь.

Владыка благословил отца Паисия ездить по окрестным селениям с мощами святых и собирать пожертвования. Некоторые люди жертвовали по тарелке пшеницы, однако Паисий не приберегал её для продажи, а отдавал священникам, чтобы те раздавали её нуждающимся.

Ходатайством Пресвятой Богородицы нашлись люди, которые способствовали восстановлению монастыря денежными средствами, строительными и отделочными материалами, транспортом, личным трудом.

Помимо строительных работ Паисий прилагал много усилий в деле нравственного воспитания населения, отучал от разгульных пирушек и плясок, которые прежде устраивались возле монастыря. Рассказывают, что справа от входа он выкопал могилу и водрузил над ней крест, а потом зажигал там лампаду и кадил.

В какое-то время в Конице активизировались сектанты — евангелисты. Они настолько умело пропагандировали свою веру, что число их последователей неуклонно росло. В ответ Паисий составил письменное разоблачение и подвесил его к монастырским дверям. Кроме того, он неоднократно беседовал со слушателями еретических проповедей и своими ревностными увещеваниями отклонял их от опасности приобщения к секте.

Наряду с заботой о духовно-нравственном состоянии людей, отец Паисий проявлял заботу о материальной поддержке бедняков. По договоренности с властями, он установил в разных кварталах Коницы специальные благотворительные копилки, назначил ответственных за сбор и создал попечительский совет, распоряжавшийся распределением средств. Для ухода за стариками он направлял добровольцев. Сдавая в аренду беднякам монастырские земли, он не требовал за неё денег, а лишь просил, чтобы в случае хорошего урожая уделили монастырю столько, сколько сочтут необходимым.

Стараниями отца Паисия в Коницу были перенесены мощи преподобного Арсения Каппадокийского. Для этого он ездил на Керкиру, участвовал в обретении мощей и лично омывал их вином и водой.

К сожалению, не все относились к Паисию с пониманием. Кому-то не нравилось, что он запрещал неуместные развлечения, а кто-то заглядывался на монастырские владения. Нашлись и такие, которые требовали изгнать Паисия. Тогда он уехал на Святую гору, но жители стали просить его вернуться. Он и вернулся, а в 1961 году вновь отправился на Афон, затем вновь возратился.

Через какое-то время, вступив в переписку с Синайским архиепископом Порфирием и получив от владыки благословение жить на Синае, Паисий переселился на Синайскую Гору. Шел 1962-й год.

Жизнь пустынника на Синайской Горе

Рассказывают, что в первое время по прибытии Паисия на Синайскую Гору, там стояла тяжёлая засуха. Когда монастырь стал готовить к отправке за водой караван из верблюдов, старец попросил не отправлять его в этот день. Ночью он предался молитве, и пошёл дождь.

Какое-то время отец Паисий участвовал в столярных работах, связанных с реставрацией икон. Затем, испросив благословение на уединенную жизнь в пустыне, он поселился в келье святых Галактиона и Епистимии. Недалеко от этого места был небольшой родник. Воды было мало, но старец делился с животными и птицами.

По воскресеньям, а иногда реже он посещал монастырь: причащался, помогал петь и читать, принимал участие в монастырских работах, наставлял обращавшихся к нему за советами.

Диавол не оставлял Паисия и здесь. Однажды, когда он потряхивал старый будильник, диавол стал внушать ему мысль, что если бы он был женат, то качал бы не будильник, а ребёнка. Старец тут же его зашвырнул.

К 1964 году здоровье Паисия сильно ухудшилось. Как ни жаль было расставаться с любимой пустыней, Паисий вынужден был возвратиться на Афон.

Ухудшение здоровья

Вернувшись на Святую Гору, отец Паисий поселился в Иверском скиту. Он охотно помогал окружавшей его братии, а по возможности предавался безмолвному уединению, занимался молитвенным деланием и богомыслием.

Между тем болезнь прогрессировала. Оказалось, что диагноз, поставленный в прошлые годы, был неправильным. Тогда как Паисия лечили от туберкулеза, в действительности его мучил бронхоэктаз. В 1966 году ему сделали операцию, удалив почти всё левое легкое.

Помимо аскетических подвигов, он занимался резьбой. Часть изделий продавал, обеспечивая себе скромное пропитание; большую же часть раздавал.

Когда Священный Кинот поручил иеромонахам Василию и Григорию, насельникам Иверскиго скита, преобразовать жизнь монастыря Ставроникита, они обратились к Паисию за советом. Он поддержал это решение и пообещал помочь. 12 августа 1968 года Паисий перебрался в Ставроникитский монастырь.

10 сентября 1968 года отошел ко Господу старец Тихон. Перед смертью он высказал Паисию желание, чтобы тот стал его преемником по келье. Сам Паисий считал это большим благословением. Оказав посильную помощь братиям Ставроникитской обители, он перешел в каливу Честного Креста.

21 февраля 1971 года Паисий удостоился явления преподобного Арсения Каппадокийского. В это время он читал рукописное, составленное им Житие святого Арсения. Тот ласково погладил Паисия по голове. Впоследствии описание увиденного в этом явлении облика преподобного Арсения, а также написанный Паисием рисунок легли в основу его иконографического образа.

В 1972 году Паисий сподобился посетить место своего рождения, Фарасы. А в 1977 году, по приглашению Православной Церкви в Австралии, он посетил эту страну, совместно с отцом Василием, игуменом обители Ставроникита.

Сообщают, что однажды старец стал очевидцем явления Господа Иисуса Христа. Он узрел Его в сиянии света.

Келья «Панагуда». Последние годы жизни святого Паисия

Пробыв в каливе Честного Креста приблизительно одиннадцать лет, старец Паисий переселился в келью «Панагуда». Эта келья менее других удовлетворяла условиям уединенной жизни, но зато более других соответствовала удобству паломников, искавших у старца духовной поддержки и утешения. Келья была очень ветхой и нуждалась в ремонте. Отец Паисий приложил немало усердия, чтобы привести её в подобающий вид.

В 1982 году отец Паисий посетил Иерусалим. А после Иерусалима отправился на Синай, в монастырь святой Екатерины. Пробыв там непродолжительное время, он вернулся на Афонскую Гору.

Последнее время старца мучила боль. Он чутко реагировал на холод и уже с сентября начинал отапливать келью. Телесные силы иссякали.

22 октября 1993 года отец Паисий покинул территорию Святой Горы и направился в монастырь Суроти. На Афонскую Гору он больше не вернулся. В Суроти ему сделалось плохо и он был доставлен в больницу. Там обнаружилось, что у него — рак. 4 февраля 1994 года сделали операцию, затем ещё одну.

Отец Паисий хотел было отправиться на Афон и там завершить земной путь, но этому препятствовало ухудшение его состояния. Он решил остаться в Суроти. 11 июля отец Паисий причастился Святых Христовых Тайн. 12 июля 1994 года сердце подвижника остановилось.

13 января 2015 года, Священный Синод Вселенского Патриархата единогласно определил причислить Старца Паисия Святогорца к лику святых Православной Церкви.

Тропарь преподобному Паисию Святогорцу

Глас 5. Подо́бен: Собезнача́льное Сло́во:

Боже́ственныя любве́ о́гнь прие́мый, / превосходя-́щим по́двигом вда́лся еси́ весь Бо́гови, / и уте-ше́-ние мно́гим лю́дем был еси́, / словесы́ боже́-ственными наказу́яй, / моли́твами чудотворя́й, / Паи́сие Богоно́се, / и ны́не мо́лишися непреста́нно // о всем ми́ре, преподо́бне.

Кондак преподобному Паисию Святогорцу

Глас 8. Подо́бен: Взбра́нной:

А́нгельски на земли́ пожи́вый, / любо́вию просия́л еси́, преподо́бне Паи́сие, / мона́хов вели́кое утвержде́ние, / ве́рных к житию́ свято́му вождь, / вселе́нныя же утеше́ние сладча́йшее показа́лся еси, / сего́ ра́ди зове́м ти: // ра́дуйся, о́тче всеми́рный.

Каждый христианин хотя бы раз слышал о старцах, подвиг которых был угоден Богу. Их молитвы спасали людей от болезней, опасностей, бед. Есть ли такие монахи сегодня, в наше время? Конечно, да! Об одном старце, жившем в прошлом веке, и пойдет речь.

Жизнь старца Паисия Святогорца: рождение и крещение

Точнее было бы сказать - житие. Монаха Паисия канонизировали в начале 2015 года. Итак, представим его житие.

На территории Турции есть историческая местность, называемая Каппадокией. Именно здесь в 1924 году, 25 июля, в у Продромоса и Евлампии Езнепидис родился мальчик. Крестным у ребенка был Арсений Каппадокийский, ныне прославленный в Он назвал младенца своим именем и сказал, что хочет оставить монаха после себя.

Впоследствии о человеке, который был его крестным, святой старец Паисий Святогорец писал, что своей праведной жизнью Арсений Каппадокийский проповедовал православную веру, он менял души и осенял Божьей благодатью христиан и турок, верующих и неверующих.

Детство и юность Арсения

Во времена младенчества будущего старца Паисия православные верующие испытывали притеснения и гонения со стороны турок мусульманской веры. В связи с этим многие семьи вынуждены были покидать родные места. Среди беженцев был и маленький Арсений со своими родными. В сентябре 1924 года прибыли вынужденные переселенцы в Грецию. Семья будущего святого обосновалась в городе Коница.

Паисий Святогорец, старец в будущем, с раннего детства мечтал о монашеской жизни, убегал часто в лес, где проводил время в молитве - самозабвенной не по годам.

Окончив школу, Арсений работал плотником. В 1945 году его призвали на службу в армию. Во время войны будущий монах был радистом. Но это ему не мешало на передовой проситься у командования на самые опасные задания вместо товарищей, у которых были жены и дети.

Монашеский путь старца

В 1949 году Арсений был демобилизован из рядов армии. Он выбрал стать иноком и решил отправиться на гору Афон.

Старец Кирилл, ставший позднее игуменом монастыря Кутлумуш, в 1950 году принял Арсения послушником. Через какое-то время будущий святой был отправлен в другую обитель - Есфигмен. Здесь он поднялся на следующую ступень монашеского пути и в 1954 году стал рясофорным иноком с именем Аверкий. Он часто наведывался к старцам, читал жития святых, постоянно молился в уединении.

В малую схиму (третью ступень монашества) Арсения постриг старец Симеон в 1956 году. Имя будущему святому при этом было дано в честь Паисия II митрополита Кессарийского.

Старец Кирилл стал духовным отцом монаха. Он всегда предвидел время прихода Паисия в свой скит, знал нужды чада и помогал искать ответы на все вопросы. По молитвам отца Кирилла монах Арсений духовно возрастал. Он старался достичь божественной благодати и считал, что для этого любую проблему нужно встречать смирением, терпением, добрым помыслом.

Паисий Святогорец

Хоть и любил Арсений с раннего детства уединение, но доверился промыслу Отца Небесного. Многие верующие отправлялись в паломнический путь к Паисию Святогорцу в надежде на совет и поддержку. А монах никому и не отказывал в этом.

В 1958-1962 годах Паисий Святогорец, старец, жил в Стомио, в монастыре Рождества Богородицы. Здесь он и начал принимать паломников, приходивших к нему со своими духовными нуждами.

В 1962 году старец перебрался на Синай в келью святых Епистимии и Галактиона. На Афон Паисий вернулся через два года и стал жить в Иверском скиту.

Болезнь старца в 1966 году была очень тяжелой. В результате ему пришлось лишиться части легкого. Но Господь не оставил святого в болезни - за Паисием в больнице был хороший уход. Монашки, которые мечтали построить обитель в честь Иоанна Богослова, помогали старцу поправиться, ухаживали за ним. Выздоровев, Паисий Святогорец поспособствовал им найти место для монастыря, к тому же он всю оставшуюся жизнь поддерживал сестер духовно.

Блаженный старец Паисий Святогорец и любовь к людям

Отец Паисий снова сменил место в 1967 году. Он поселился в Катунаках, в Лавриотской келии Ипатия.

У старца сохранились особые воспоминания об этом месте. Он писал, что однажды ночью, молясь, почувствовал небесную радость и увидел прекрасный голубоватый свет, который был очень ярким. Но глаза монаха его выдерживали. По признанию старца, в этом свете он пребывал много часов, не ощущая времени и не замечая вокруг ничего. Это был не физический мир, но духовный.

В 1968 году пристанищем Паисия Святогорца стала обитель под названием "Ставроникита". Паломники везде находили старца. Чувствуя его безграничную любовь к каждому из людей, получая от него духовное облегчение и необходимые советы, они называли его святым. Но сам старец вполне искренне полагал, что он последний из грешников, и никогда никому не отказывал в поддержке. Был радушным и гостеприимным хозяином, предлагая каждому пришедшему лукум и кружку свежей холодной воды. Но другую жажду к нему приходили утолять.

Даже во время болезней старец Паисий, укрепляемый Господом, принимал страждущих. Весь день он утешал их и помогал обрести веру и надежду, а ночи проводил в молитвах, отдыхая только по 3-4 часа в сутки. Сам старец говорил духовным чадам, что добро лишь тогда приносит пользу и радость, когда ради него жертвуешь чем-то. Он принимал боль людей как свою собственную, умел поставить себя на место любого человека и понять, как никто другой. Такой был святой Паисий Святогорец, старец, и такой была его и людям.

Молитвы монаха

Каждый день святой полностью перечитывал Псалтырь, а когда все вокруг засыпало, горячо молился за весь мир, а также за тех, кто болен, за супругов, находящихся в ссоре, за работающих допоздна и путешествующих по ночам.

Как-то раз, в темное время суток, старцу было дано откровение, что человек по имени Иоанн находится в опасности. Паисий Святогорец стал возносить молитвы о нем. Следующим днем монаха посетил тот самый юноша, поведав о том, как ночью отчаяние наполнило его душу и он решил сесть на мотоцикл, выехать из города, сорваться с обрыва и разбиться. Но молодого человека остановила мысль о старце Паисии, и он пришел к монаху за советом. С тех самых пор Иоанн приобрел духовного отца, любящего и понимающего. По молитвам святого юноша и встал на путь истинный.

Молитвенные слова старец Паисий Святогорец произносил с такой верой и любовью, что многие люди через это получали исцеление от болезней. Вот один из примеров: к святому обратился отец девочки, которая была глухонемой. Он рассказал старцу, что до рождения дочки препятствовал всячески своему брату, который мечтал стать монахом. Паисий Святогорец, видя, что человек искренне раскаивается, пообещал исцеление ребенку и помолился об этом. И действительно, через какое-то время девочка стала разговаривать.

Чудеса исцеления

Очень многие люди, страдающие от болезней опорно-двигательного аппарата, и даже инвалиды, передвигающиеся с большим трудом, уходили от монаха Паисия здоровыми. Были случаи исцеления от бесплодия супружеских пар.

Отец девочки, у которой был рак, обратившись к старцу с просьбой о помощи, услышал в ответ, что, кроме молитвы самого Паисия, мужчина и сам должен чем-то пожертвовать ради спасения дочери. Монах посоветовал ему бросить курить. Мужчина дал обет избавиться от пагубной привычки, и по молитве старца вскоре девочка поправилась. Но отец быстро забыл про обещанное Богу и снова стал курить. После этого болезнь дочери снова вернулась. Мужчина вновь обратился к старцу, но монах сказал лишь, что отец в первую очередь должен ради ребенка постараться, а молитва - дело второе.

Существует множество свидетельств об исцелении безнадежно больных, которым медики говорили, что ничего сделать нельзя. Молитвы монаха и здесь помогали людям поправиться. Но вот сам Паисий Святогорец, старец, все больше лишался здоровья.

Конец жизни

Еще во время болезни легких, в 1966 году, после приема антибиотиков у Паисия появилось осложнение с сильными болями в животе. Старец считал, что от этого лишь польза, так как через физические страдания смиряется душа. И он терпел боль, стоя часами и принимая желающих получить его благословение.

В 1988 году состояние монаха осложнилось кровотечениями. Но святой старец Паисий Святогорец, не желая обращаться к врачам, продолжал принимать людей, пока в 1993 году ему совсем не стало тяжело. Но и тогда на советы духовных чад лечь в больницу Паисий Святогорец отвечал, что болезнь помогает в духовной жизни, поэтому избавляться от нее он не хочет.

Монах с терпением и кротостью переживал телесные страдания и молился лишь о других, но для себя никогда ничего не просил. Все же Паисий поддался настойчивости духовных чад. Когда врачи его обследовали, был обнаружен рак. Две операции, сделанные в 1994 году, облегчения не принесли. Его душа отошла 12 июля 1994 года. Эта дата является днем памяти старца. Паисий Святогорец погребен в обители Иоанна Богослова в Суроти Солунской.

Но заступничество святого на этом не прекратилось. Паисию Святогорцу и сегодня творит чудеса, помогая исцелить душу и тело болящего.

Труды монаха

Множество изречений и мыслей, написанных и сказанных, оставил после себя святой. Все они вызывают интерес верующих и тех, кто ищет свой путь в жизни. И здесь придет на помощь старец Паисий Святогорец. Книги, автором которых и является сам святой, просты для понимания. Вот лишь часть из них:

  • "Слова" (пять томов);
  • "Арсений Каппадокийский";
  • "Возвращение к Богу от земли на Небо";
  • "Письма";
  • "Отцы-святогорцы и святогорские истории";
  • "Мысли о семье христианской".

Особенно хочется отметить книгу "Слова". Старец Паисий Святогорец много мыслей излагал на бумаге, беседы с ним записывались на пленку, его письма были тоже очень интересны. Весь этот материал и был использован при составлении пяти томов, каждый из которых представляет собой отдельную книгу.

Первый том называется "С болью и любовью о современном человеке". Рассуждения старца в нем касаются современных нравов, роли церкви сегодня, о дьяволе, грехах и духе нашего мира.

Второй том носит название "Духовное пробуждение". Старец Паисий Святогорец в нем говорит о важности работы над самим собой, благоразумного поведения, победы над сегодняшним равнодушием людей и безответственностью.

Третья книга под названием "Духовная борьба" повествует о таинстве исповеди и покаянии, а также о борьбе с помыслами.

Название четвертого тома. Оно говорит само за себя. Старец Паисий в нем рассказывает о роли в семье мужа, жены, о воспитании детей, выборе об испытаниях в отношениях любящих людей.

В пятой книге "Страсти и добродетели" советы святого касаются того, как распознавать страсти и освобождаться от них, а также того, как перейти к поступкам добродетельным.

Пророчества старца Паисия Святогорца

О тяжелых испытаниях и временах, которые уже наступают, монах начал говорить еще в 1980 году. Он в беседах с людьми пытался пробудить их от равнодушия, охватывающего весь мир. Старец стремился помочь избавиться от себялюбия и немощей для того, чтобы молитвы, возносимые к Господу, были сильнее, иначе слова, обращенные к Богу, будут слабыми и неспособными помочь людям, да и самому себе тоже.

Предсказания старца Паисия Святогорца в основном касаются событий, предваряющих конец времен. То, о чем писал Иоанн Богослов в своей книге "Апокалипсис", монах уточняет, чтобы дать ориентир в происходящем.

По словам старца, приход Антихриста будет выглядеть так: сионисты представят его как своего человек - и Будда, и Христос, и имам, и Мессия евреев, и тот, кого ждут иеговисты. Последние тоже признают его.

Предшествовать приходу Лжемессии будет разрушение мечети в Иерусалиме для восстановления храма Соломона.

Все эти события пока откладываются Господом ради каждого человека. Как говорил старец Паисий, чтобы "мы приобрели доброе духовное устроение".

О числе 666 монах говорил, что его уже внедряют во все страны. Даже метки лазером людям в Америке делают - на лоб и на руку. Именно так будут ставить печать Антихриста. Те, кто не согласится ее сделать, не смогут устроиться на работу, что-то купить или продать. Так Антихрист хочет захватить власть над всем человечеством. Отказавшимся от печати будет помогать сам Христос. Принятие же метки будет равносильно отречению от Иисуса.

Будущее глазами старца

Были еще предсказания, которые сделал старец Паисий Святогорец. Книги
с его высказываниями содержат немало пророчеств. Так, святой говорил, что Турцию займут русские, а Китай с двухсотмиллионной армией перейдет реку Евфрат и дойдет до Иерусалима.

Еще старец утверждал, что всемирная война начнется вскоре после того, как турки перекроют плотиной реку Евфрат и будут использовать воду для орошения.

Также святой во времена Брежнева предсказал распад СССР.

Он еще много раз говорил о войне в Малой Азии, о распаде Турции, о Константинополе.

Как видно из всего вышесказанного, некоторые предсказания уже сбылись, другие, возможно, скоро начнут воплощаться в реальность.

По благодати Божьей старцу открывалось будущее, чтобы предупредить в очередной раз живущих на земле ныне и образумить, заставить задуматься.

Немало святых в истории христианства. Но роль тех, кто живет вместе с нами или жил совсем недавно, нельзя переоценить. Ведь многие люди укрепились, а некоторые и вовсе уверовали благодаря молитвам и чудесам святых. Житие старца Паисия Святогорца как раз убеждает нас в этом. Светлый монах, любовь которого к людям была безграничной. Такое мужество в преодолении себя, своих немощей и болезней могут проявлять, наверное, только святые.

Блаженный Паисий Святогорец, моли Бога о нас!

Loading...Loading...