Что такое тайное соборование. Соборование тяжелобольного человека: значение таинства

Многие считают таинство соборования последним обрядом, который проводят над умирающими: отпускают все грехи и помазывают елеем. Но это неверное понимание елеосвящения: его можно проводить над любыми заболевшими и даже над здоровыми людьми. Последнее проводят раз в год над всеми присутствующимив церкви, иногда - несколько раз в год.

Таинство соборования

Соборование. или елеосвящение. - это одно из семи таинств в христианстве, оно заключается в помазании тела освященным елеем. Оно проводится и в католицизме, и в православии, проводит обряд священник или архиерей.

Соборование установлено по Соборному посланию апостола Иакова. Он говорил, что к больному необходимо призвать священнослужителя, чтобы тот помазал больного елеем и помолился над ним. Тогда Господь исцелит больного и простит ему все грехи. Подобное можно прочитать и у Симеона, архиепископа Фессалоникийского. Он писал, что освященный елей дан Богом для очищения и освящения верующих, желающих избавиться от грехов.

Соборование могло применяться только при определенных условиях . Соборование больного на дому совершалось и совершается сегодня над:

При этом обряд может быть совершен как дома, так и в церкви. Его можно проводить над одним или несколькими людьми, над одним человеком его можно проводить несколько раз. Раз в год во время Великого поста соборование совершается во всех храмах над всеми пришедшими на него людьми. Изредка оно может совершаться несколько раз в год.

Особенности елеосвящения

Нередко слово «соборование» применяется по отношению к находящемуся при смерти человеку, которого уже не спасти. Начиная с XIX века в России (и чуть раньше на Западе), елеосвящение проводилось именно над такими людьми и стало символом предсмертного обряда, последнего помазания. Это же отражалось в послании Апостола: елеопомазание проводилось над тяжелобольными, неспособными прийти в храм, людьми.

Однако это не так:

Иными словами, соборование нередко проводят именно как таинство очищения от греха и избавления таким образом человека от заболевания. Это же поможет понять, как часто можно собороваться больному: таинство совершенно не повредит ему и может быть проведено несколько раз.

Однако соборование не может заменить исповедь и Причастие . Если на душе человека тяжкий грех, ему необходимо начинать с покаяния и исповеди.

А также стоит отметить, что проведение соборования не гарантирует полного физического исцеления. Протопросвитер Александр Шнеман отмечает, что Христос сперва прощал грехи человека и лишь после исцелял физически. То есть подлинный смысл таинства - в изменении понимания сути болезни, изменении восприятия больного. Только поняв, что стало причиной страданий (совершенные грехи), человек может исцелиться, приняв эти страдания, как дар страданий Христа.

Но и приблизить смерть человека таинство не может : длительность жизни человека зависит исключительно от воли Господа, очищение от греха и помазание елеем не могут на это повлиять.

Еще одно заблуждение относится к понятию «миропомазание» - его совершают сразу после крещения. Оно не имеет никакого отношения к елеосвящению и проводится при совершенно другом таинстве.

Порядок и условия проведения

Соборование совершается собором из семи священников (отсюда происходит название «соборование»), однако при необходимости обряд может быть проведен и одним лицом. Обычно используют смесь елея и вина. Ими смазывают больные места, при этом смазать можно любой участок, включая неблаговидные места. Но обычно смазывают крестообразным движением лоб, щеки, губы, грудь, голени, ладони и кисти.

Помимо исцеления болезни, священник отпускает грехи больного, о которых тот не сообщил на исповеди или забыл. Поскольку считается, что болезни насылаются на человека за его грехи, важно не только помолиться о здоровье физическом, но и убрать духовную причину.

Предварительная подготовка

Если соборование происходит в храме , к нему необходимо подготовиться:

С собой нужно взять:

Если елеосвящение проходит над тяжелобольным дома, никакой особой подготовки не потребуется. Больному достаточно настроиться на нужный лад, прочитав молитву, а его родственникам - подготовить все необходимое. Точный список даст священник.

Проведение общего таинства

Оно проводится в церкви раз в год для всех желающих . По времени оно может длиться от одного до четырех часов - в зависимости от количества прихожан, священников и места проведения.

Сколько стоит соборование? Здесь нужно отметить, что сумма зависит только от места. Она может составлять от ста до тысячи рублей, обычно не дороже. При этом сами деньги считаются пожертвованием, а не оплатой. В ряде храмов священники могут провести таинство бесплатно для неимущих прихожан, но узнать об этом можно только на месте.

Оно проходит следующим образом:

При соборовании тяжелобольного порядок действий не меняется, только вместо аналоя используют подручную мебель. А также обычно присутствует один священник, без хора или помощников. В зависимости от состояния больного таинство может быть уменьшено: например, вместо семи отрывков читают один.

Последовательность молитв

По традиции чин таинства состоит из нескольких этапов:

После каждого чтения Апостола и Евангелия читается ектенья и тайносвершительная молитва, одновременно больного помазывают елеем. После последнего прочтения Евангелия и помазания священник кладет на голову больному Евангелие и читает разрешительную молитву.

Соборование или елеосвящение - это таинство в христианстве, которое проводят над больным человеком для его выздоровления и прощения грехов. Вопреки распространенному, но неверному мнению, проводить таинство можно не только над умирающим, но и над здоровыми людьми . Это помогает им избавить душу от скрытых или забытых ими грехов. Общее соборование проводится как минимум раз в год для всех желающих практически во всех церквях.

Что такое соборование в церкви и как к нему готовиться. Соборование – редко проводимое, в основном в период больших постов, Таинство православной церкви. Его еще называют Елеосвящением. Потому как во время Таинства молитвами и чтением священных писаний освящается елей (масло) и им семикратно помазываются участвующие в Таинстве.

Для избавления по милости Бога, от болезней тела и души и грехов, которые и являются основной причиной недугов. Можно ощущить мощную духовную энергию, настолько, что некоторые священники рекомендуют его только больным людям.

Участвуют в нем обычно раз в год и берут с собой освященное масло для освящения своего масла в течение года. Сейчас как раз это Таинство проводится во многих храмах.

Что такое соборование и как оно проводится

Что такое соборование и как оно проводится?

Это Таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных болезней и отпущения ему забытых без злого умысла грехов.

Таинство елеосвящения еще называется соборованием, потому что для совершения его собираются семь священников, хотя по нужде может совершить его и один иерей.

Соборование ведет свое начало от Св. Апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть исцелять всякую болезнь, они «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Марк. 6, 13). Подробно говорит об этом Таинстве ап. Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне.

Таинство елеосвящения (соборование)

И молитва веры исцелит болящаго, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15). Младенцев не соборуют, т. к. у них не может быть сознательно совершенных грехов.

Раньше елеосвящение совершалось у постели болящего, теперь — чаще — в церкви, сразу для многих людей. В блюдо с пшеницею (или другим зерном) помещают небольшой сосуд с маслом, как знаком милости Божией, к которому, в подражание евангельскому милосердному самарянину и в напоминание о пролитой Христом Крови, добавляют красное вино.

Вокруг сосуда ставятся в пшеницу семь свечей и семь палочек с ватой на конце. Все присутствующие держат в руках зажженные свечи. После особых молитв читается семь избранных мест из посланий апостольских и семь евангельских повествований.

Что такое соборование в православии

Что такое соборование в православии?

После каждого из них, с произнесением молитвы ко Господу-врачу душ и телес наших, священник крестообразно помазует у больных чело, щеки, грудь, руки. После седьмого чтения он возлагает раскрытое Евангелие, словно исцеляющую руку Самого Спасителя, на голову болящих и молит Бога о прощении всех их грехов.

Благодать в любом случае действует через освященный елей, но действие это обнаруживается, по смотрению Божию, неодинаково: одни совершенно исцеляются, другие получают облегчение, в третьих пробуждаются силы для благодушного перенесения болезни. Прощение же грехов, забытых или неосознанных, всегда даруется соборующемуся.

Как проходит соборование в церкви

Взято из церковной литературы

Как проходит соборование в церкви?

Соборование обычно совершается для прихожан в Великий пост. По четвергам, если на него не падает праздник, можно в послеобеденное время получить данное таинство.

Обычно через неделю после поста в церкви вывешивают объявление с датами и временем соборования. Даются несколько дней. Можно выбрать любой. На протяжении всего поста можно выбрать удобный день. На все соборования ходить не нужно, только на одно. Много дней дается для того, чтобы все желающие могли получить таинство.

Спросите заранее, что принести с собой. Обычно просят 1кг любой крупы, бутылку масла и бутылку кагора. Деньги для милостыни и для свечи.

Если с деньгами у Вас проблема, то можно не все принести или принести маленько — Бог все видит и воздаст Вам по усердию.

Таинство соборования как подготовиться

Таинство соборования как подготовиться

Покупаете 7 свечей или одну большую. Свечи зажигают перед очередным чтением святых писаний и тушат перед помазанием. Всего помазаний 7. На каждое берут новую свечу или зажигают прежнюю.

Возьмите с собой платочек носовой, женщинам нужно взять еще и головной платок, емкость для масла (банку или бутылку с крышкой) и пакет или мешочек для крупы.

Одеться надо так, чтобы можно было расстегнуть кофточку на груди — будут помазывать маслом. С рукавов не должны свисать висюльки и бахрома — тыльная сторона ладоней так же будет помазаться. Лоб должен быть открыт для того же. Не надевайте золота на шею и пальцы, браслеты так же выпачкаются и будут мешать.

Платочек Вам понадобится, чтобы в конце чуть утереться (не все начисто стереть) или во время соборования если масло потечет, промокнете платочком.

Соборование что нужно делать

Соборование что нужно делать?

После соборования всем будут раздавать в их тару масло, смешанное с вином и крупу — обычно смесь разных круп.

Это масло Вы можете по столовой ложке добавлять в бутылку обычного масла, которое используете для жарки, салатов и прочих блюд. Так же освященным елеем можно натирать больные части тела. Это масло, как и крупа используются по чуть-чуть на протяжении всего года — до следующего поста.

Крупа по маленьким горсточкам кладется в блюда при готовке. Все это очень помогает соборовавшемуся.

После данного таинства могут быть какие-либо обострения в жизни или у физического тела. Скоро пройдут. Не переживайте.

Соборование идет долго. В зависимости от того, сколько в церкви народу — от 2 до 4 часов. Учитывайте это, планируйте, как Вы будете добираться домой. Главное, постарайтесь пронести благоговейно таинство на себе хотя бы всю следующую неделю от соборования. Свеча или свечи после соборования надо забрать домой и зажигать для себя в случае болезни или другой крайней необходимости с молитвой.

Великим постом во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Как к нему подготовиться? И можно ли совершать это Таинство на дому?

“Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак. 5, 14 — 15).

Соборование не совершается над младенцами , потому что у младенца не может быть сознательно совершенных грехов.

Ни с каким другим таинством не связано столько суеверий и предрассудков, как с соборованием. Говорят, что после соборования нельзя вступать в брак, нельзя мыться, есть мясо, нужно поститься по понедельникам; а главное — что принимать это таинство можно только умирающим. Все это неправда!

Это не напутствие на тот свет , но исцеление для этой жизни в покаянии. Оно ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, “многих больных мазали маслом и исцеляли” (Мк. VI, 13).

Таинство Елеосвящения , одно из семи таинств Церкви, состоящее в помощи болящим, чающим выздоровления от недугов телесных и душевных, и дарует больному прощение забытых не исповеданных грехов (но не сокрытых сознательно). Из-за несовершенства памяти человек может исповедовать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность Соборования. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе.

Православный писатель XIX века Евгений Поселянин писал: “Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью… Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, я могу прибегать к соборованию”.

Часто миропомазание путают с соборованием. Помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной не является Церковным Таинством .

Кроме этого Соборование, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь, в той мере, в какой это по смотрению Божию необходимо для спасения болящего. Поэтому соборование не отменяет употребления лекарственных средств , Господом данных, для врачевания наших болезней.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ: как подготовиться к соборованию?

Но перед тем как принять участие в этом Таинстве, Вам необходимо прийти заранее и подготовиться . Совершение этого Таинства — платное. Но надо не только оплатить, но и чтобы ВНЕСЛИ ВАШЕ ИМЯ в список соборующихся. Потом эти имена священник будет несколько раз читать при совершения Танства Соборования. Поэтому надо сначала подойти к церковной лавке.

Также надо приобрести свечку , которую Вы будете держать в руках во время всего Таинства Соборования. Оно продолжается около 1 — 1,5 часов.

Также прежде возьмите либо 2 больших носовых платка, либо 2 куска хорошо впитывающей ткани (марли) — один нужен будет для того, чтобы вытирать излишки масла с рук и лица, другой, чтобы закрепить его на горловине, чтобы масло не стекало на одежду .

Женщинам нужно взять еще и головной платок (учитывая, что лицо будет замаслено и волосы поправить будет очень трудно).

Также обычно приносят с собой бутылочку масла (на ваше усмотрение, большую и маленькую, домашнее масло или из магазина). И поставить на столик для соборования (в центре).

Одеться надо так , чтобы шея была хорошо открыта и можно было расстегнуть кофточку на груди – будут помазывать маслом. С рукавов не должны свисать висюльки и бахрома – тыльная сторона ладоней также будет помазываться. Лоб должен быть открыт для того же.

Не надевайте золота на шею и пальцы, браслеты также выпачкаются и будут мешать.

После соборования не забудьте забрать вашу бутылочку с маслом.

Это масло можно понемногу добавлять в пищу. Также освященным елеем можно помазывать (крестообразно) больные части тела. Это масло, как и крупа, используются понемногу на протяжении всего года – до следующего поста.

Использованную бутылку от масла надо сжечь. Также поступить и с платочками и тряпочками , которыми вы вытирали излишки масло на лице во время Соборования.

Соборование обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего, может быть преподано и на дому.

Когда таинство совершается в домашних условиях, то необходимо сделать следующие приготовления : в комнате больного, перед иконами, поставить стол, покрытый чистой скатертью. На стол ставится блюдо с зернами пшеницы (при отсутствии ее можно заменить другими злаками: рожью, просом, рисом и т. д.).

Посреди блюда на пшеницу устанавливают сосуд в форме лампады (или просто чистый стаканчик) для освящения елея. В пшеницу ставят семь свечей. В отдельных сосудах (пиалках или стаканах) ставят на стол чистое масло и немного красного вина.

Как происходит соборование?

В центре храма ставится аналой с Евангелием. Рядом столик, на котором стоит сосуд с елеем на блюде с пшеницей. В пшеницу ставится семь зажженных свечей и семь кисточек для помазания — по числу читаемых отрывков из Священого Писания.

Все соборующиеся держат в руках зажженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос — свет в нашей жизни.

Возгласом «Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков» начинается молитвословие с перечислением имен соборующихся. Затем священник вливает в сосуд с маслом вино и молится об освящении елея, ради исцеления и очищения плоти и духа тех, кто будет им помазан.

Вино в масло вливается в память о милосердном самарянине, о котором рассказал Господь в Свое притче: как некий самарянин сжалился над человеком, избитым и ограбленным разбойниками, и «перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:34), а добавляемое в него в небольшом количестве вино – символизирует Искупительную Кровь Спасителя. Соединение елея с вином делается в подражание тому врачевству, какое употребил для болящего самарянин.

Кроме вина и масла при совершения Таинства Собрования используются зерна пшеницы или пшена. Эти зерна символизируют зародыш жизни, а по смерти тела — воскресение.

Итак, звучат песнопения, это молитвы, обращенные к Господу и святым, которые прославились чудесными исцелениями. Затем следует чтение отрывка из посланий апостолов и Евангелия, рассказывающего нам о чудесных исцелениях болезней. После чего священники каждого крестообразно помазуют освященным елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон. Это делается в знак очищения всех наших пяти чувств, мыслей, сердца и дел рук наших — всего того, чем мы могли согрешить.

Сказанное в последовании: “елеем святым дал еси образ Креста Твоего” показывает, что самые болезни верующего таинственно объединяются со Христовыми страданиями, служа болезненным, но благотворным напоминанием о них, истинным состраданием, а при духовном подвиге и молитве и причастием страданий Его.

Перед каждым помазанием священник изливает душу свою в молитве пред Господом, чувствуя свое недостоинство и величие таинства, и нужды болящего, как зеркало собственных немощей, и вспоминает многочисленные примеры помилования грешников и исцелений в Ветхом и Новом Заветах.

При каждом помазании читается молитва: «Отче Святый, врачу душ и телес, пославый единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего и от смерти избавляющего, исцели и раба Твоего (или рабу Твою) от обдержащие (охватившие) его (или ее) телесные и душевные немощи и оживотвори его (или ее) благодатию Христа Твоего»… Далее следует молитвенное призывание Пресвятой Богородицы, Животворящего Креста, Иоанна Крестителя, апостолов и всех святых.

Во время помазывания масло настоятель храма на колнеях читает молитву о даровании здоровья и перечисляет имена людей, учавствующих сейчас в Таинстве Соборования.

Затем священники возвращаются на свои места. Снова читаются молитвы, поются специальные песнопения, и опять же читаются отрывки (но уже другие) из Апостолов и Святого Евангелия. После священники опять крестобразно помазывают святым елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон.

И так всего семь раз. Каждый раз читаются другие отрывки из Апостолов и Святого Евангелия. (Какие отрывки из Апостолов и Св. Евангелия читаются, какой смысл этих чтений — читайте ниже)

Заканчивается Елеосвящение соборующихся возложением Евангелия на головы, держа его письменами вниз, как бы исцеляющую руку Самого Спасителя — на голову больного и при этом молит Господа о прощении всех его грехов: «Господи Иисусе Христе, не мою руку грешную полагаю на головы пришедших к Тебе просить оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, которая в этом Святом Евангелии, и молю Тебя с ними, Спаситель наш, Сам прими рабов Твоих кающихся и подай им прощение…»

От Соборования нельзя ожидать немедленного выздоровления. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Некоторые люди воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными– не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нeт!

Благодать в любом случае действует через освященный елей, но действие это обнаруживается, по смотрению Божию, неодинаково: одни совершенно исцеляются, другие получают облегчение, в третьих пробуждаются силы для благодушного перенесения болезни. Прощение же грехов, забытых или неосознанных, всегда даруется соборующемуся.

Исцеление - это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций женщины в период регулярной немощи не приступают к соборованию, как и к любому другому таинству.

ЧТЕНИЕ АПОСТОЛОВ И СВЯТОГО ЕВАНГЕЛИЯ НА СОБОРОВАНИИ

Первое чтение — Послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения (Иак. 5, 10-16). Евангелие (Лк. 10, 25-37) о самарянине, который милосердствовал к ближнему, израненному разбойниками. Вслед за тем, вспоминая благодеяния Божии человеческому роду, просвещенному и искупленному Им, и благодать служения, данную пророкам и апостолам.

Второе чтение — Рим. 15, 1-7, где апостол Павел повелевает сильным носить немощи слабых и, по примеру Христа, угождать не себе, но ближнему, во благое, взывая к Богу терпения и утешения. Он внушает, что все члены Тела Христова должны единодушно славить Бога.

Во втором же Евангелии (Лк. 19, 1-10) речь идет о мытаре Закхее, обратившемся к вере при посещении его Иисусом Христом.

Третье чтение — 1 Кор. 12, 27-13, 8, где сначала исчисляются различные служения членов Церкви Христовой, а затем превозносится превыше всего любовь как главная цель и средство христианской жизни. В третьем Евангелии (Мф. 10, 1, 5-8) повествуется о послании учеников на проповедь в Иудею, когда Господь дал им власть изгонять нечистых ду́хов, исцелять всякий недуг и воскрешать мертвых.

В четвертом чтении — 2 Кор. 6, 16-7, 1 — апостол Павел называет верующих храмами Бога Живаго и призывает их очиститься от всякой скверны плоти и духа, «совершая святыню в страхе Божием».

В последующем евангельском чтении (Мф. 8, 14-23) повествуется об исцелении Самим Спасителем тещи Петровой, лежавшей в горячке, а также многих бесноватых, во исполнение пророчества Исаии, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Ис. 53, 4).

В пятом апостольском чтении — 2 Кор. 1, 8-11 — апостол Павел ставит в пример свое избавление Господом посреди гонений, когда он уже не надеялся остаться в живых, и заповедует уповать на Бога.

В соответствующем Евангелии (Мф. 25, 1-13) приводится притча Господня о пяти мудрых и пяти неразумных девах, не приготовивших елея к встрече Жениха и оставшихся потому вне брачного пира — Царства Небесного. «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий», — призывает Господь в заключение этой притчи.

В шестом чтении Апостола — Гал. 5, 22-6, 2 — апостол Павел исчисляет духовные плоды, внушая пастырям, чтобы они исправляли согрешающих в духе кротости. «Носите бремена́ друг друга, и таким образом исполните закон Христов», — призывает он.

В Евангелии от Матфея (15, 21-28), читаемом затем, повествуется о великой вере жены хананейской, дерзновенным усилием испросившей здоровья своей дочери.

Ряд чтений из Посланий святого апостола Павла завершается отрывком из 1 Фес. 5, 6-19, содержащим призыв апостола к верным утешать малодушных, поддерживать слабых, прощать зло. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте», — взывает он к нашим сердцам.

Наконец, святой евангелист Матфей (9, 9-13) повествует о том, как он был из мытаре́ призван Господом и соделался апостолом, и приводит слова Иисуса Христа роптавшим на Него фарисеям: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

О СОБОРОВАНИИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

- В каких случаях человеку необходимо пособороваться? До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.

Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние), ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.

Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого поста.

Как часто можно прибегать к Таниству Соборования?

— К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

- А как нужно готовиться к Соборованию?

Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и, естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Как частный случай можно сказать и о том, что, помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству.

Означают ли процитированные вами слова апостола Иакова: «Если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким, как Соборование?

Нет, конечно, Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.

– Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы?

Елей можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно. Можно им пользоваться и тем, кто не соборовался (нет никаких указаний в уставе о том, что это запрещено), но только это не заменяет участия в Таинстве. Но бывает так, что люди забывают про него, а потом люди спрашивают, куда девать прогоркшее масло. Так что в другой раз не смущайтесь, если все будут брать, а у Вас не будет такой необходимости - это не обязательно. Использованную бутылку от масла надо сжечь. Также поступить и с платочками и тряпочками, которыми вы вытирали излишки масло на лице во время Соборования.

Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию. Хотите – прорастите, хотите – пирожок из них испеките, если их достаточно, - тут нет никаких указаний церковного устава.

– Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время всенощного бдения. В чем их отличия?

Миропомазание и Елеосвящение – это два совершенно различных Таинства. Миропомазание совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается отдельно; предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии (к примеру, из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений), действительность Крещения которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными.

Безусловно, и от того и от другого Таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время всенощной и которое люди, только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее, иногда принимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен предыдущей всенощной, когда совершалась лития - часть богослужения, во время которого совершается благословение пшеницы, вина, елея и хлебо́в. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание на всенощном бдении. Повторим, это не является церковным Таинством.

Соборование – таинство очищения и прощения грехов, проводимое обычно несколькими священнослужителями. Именно от соборного проведения и название – . Чем же отличается это таинство от обычной исповеди, на которой человеку также отпускаются грехи? Дело в том, что исповедь носит более сознательный характер и призвана освободить верующего от тех грехов, которые он за собой замечает и в которых может сознаться перед священнослужителем и Господом. Во время же происходит очищение и от тех грехов, которые человек может совершить невольно и даже не отдавать себе в этом отчета.

Сила соборования очень велика, не случайно оно применяется для облегчения страданий тяжело болящих и умирающих. Разумеется, полное исцеление таинство не гарантирует, на все воля Господа, но часто случается, что больные начинают чувствовать себя гораздо лучше или вовсе выздоравливают. Не стоит воспринимать это таинство как панацею от всех бед, ведь любая молитва доходит до Господа и обязательно будет им услышана. Сила соборования заключается, прежде всего, в вере самого человека, а не в ритуалах и песнопениях, проводимых в храме.

Собороваться могут как больные, так и совершенно здоровые, ведь очистить свою душу и открыться перед Господом человек может не только в состоянии тяжелого телесного недуга или при . Обычно соборуются раз в год, но если вы ощущаете потребность пройти это таинство дополнительно, не стоит останавливать себя. Для совершения соборования нет определенных сроков или канонов, поэтому, если человек готов к нему и чувствует настоятельную потребность, необходимо .

Одним из обязательных атрибутов таинства является помазание елеем в знак очищения тела от греха. Священнослужитель мажет соборующихся, читая молитвы. Цикл из чтения писания и помазания повторяется семь раз, после чего верующие прикладываются к . Масло, оставшееся после завершения церемонии, соборующиеся могут забрать домой, чтобы также совершать им помазание. По церковной традиции этот же елей наливается в гроб усопшим, что жизнь вечную.

Тяжелобольным боятся таинства соборования не стоит. Бытует суеверие, что собороваться необходимо лишь умирающим и только при приближении чувства скорого конца. Именно по этой причине многие , что после соборования дни их будут сочтены. Это представление совершенно ничем не обосновано и полностью неверно. То, сколько отпущено человеку на этом свете, зависит ни от проведения того или иного ритуала, а исключительно от воли Господа. Если ему будет угодно, болящий может и вовсе исцелиться или проживет достаточно долго и после соборования.

Видео по теме

Связанная статья

Источники:

  • как проходит соборование
  • Таинство Соборования

Евангелие греческое слово «евангелион», в переводе означает «радостная, или благая весть». Первоначально это слово означало радостную весть о спасении через Иисуса Христа, его искупительную смерть на кресте за всех грешников.

Через некоторое время после возникновения, Евангелия стало подразумевать повествование о земной жизни Иисусе Христе, записанное в Библии. Все четыре Евангелия, являются каноническими книгами Нового Завета, входящими в Библию. Они описывают чудесное рождение младенца Иисуса, жизнь, служение, деяния, страдания Христа и его воскресение.Евангелия – наиболее важный источник, людям знания об Иисусе. Они содержат его речи, проповеди, поучительные . У каждого из четырех Евангелий свой . В Новом Завете эти книги расположены в следующем порядке – Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Среди авторов Евангелий Матфей и Иоанн были учениками и апостолами Иисуса Христа. Марк – был сотрудником Петра, который тоже причислен к апостолам, а Лука – сотрудничал с Павлом, который получил апостольство намного позже других.Несмотря на то, что содержание всех четырех Евангелий описывает одни и те же события из жизни и служения Христа, они разнятся в подаче, стиле, а также аудитории, для которой эти книги предназначались. Каждый автор особенным образом описывает отдельные моменты из жизни Иисуса. И каждый по-своему описывает Христа. В Евангелии от Матфея идет речь о Христе как о Мессии, сыне Авраама и Давида, в котором исполнились все и обетования. Евангелие от Марка показывает Иисуса Слугой, пришедшим на землю, несмотря на то, что Он был Сыном Божьим. Лука в своем повествовании обращается ко всему человечеству, и потому Иисус у него представлен как Сын Человеческий, сошедший с небес для всех людей. Иоанн описывает не биографические данные о Христе, а свидетельствует о Нем как о предвечном Сыне Небесного Отца, который является Хлебом, Светом, Истиной и Жизнью для всего мира.Первые три Евангелия – от Матфея, Марка и Луки по большей части описывают схожие события из жизни Иисуса. В Евангелии же от Иоанна подача, стиль и содержание заметно разнится с остальными тремя книгами. Но все четыре Евангелия – это короткий о пришествии на землю Спасителя Иисуса Христа и Его миссии здесь на . Все Евангелия рассказывают о Иисуса на , а также о Его .Заключительные главы всех четырех Евангелий повествуют о том, что воскресший Иисус дал поручение своим ученикам идти и нести спасительную благую весть среди всех народов земли. Каждый человек посредством благой вести и обретением веры в Иисуса имеет спасение для вечной жизни.Книга Деяний Апостолов, следующая за четырьмя Евангелиями, описывает служение и деятельность уже учеников, апостолов Иисуса Христа.

Видео по теме

Источники:

  • Проект "Библия Онлайн"

В христианской православной традиции существует семь таинств. Это особые священнодействия, необходимые для призывания благодати Святого Духа и освящения человеческой Личности. Основной идеей бытия людей является стремление к святости. Поэтому участие в освящающих человеческую личность таинствах просто необходимо.

Что такое соборование

Существует семь церковных таинств, одним из которых является . В богословской можно встретить и иное название этого священнодействия - елеосвящение. История установления возводит нас ко временам апостолов. В послании Иакова говорится о том, что если кто заболеет, то должен призвать пресвитеров Церкви для молитвы над ним и (). В этом вера и надежда на то, что веры спасет болящего и Господь его исцелит. Получается, что соборование необходимо человеку, как средство помощи при заболеваниях. У каждого есть те или иные болезни серьезные и незначительные, а человек по своей сути стремится к сохранению своего тела.


Многие неправильно считают, что соборуются только . Это серьезное заблуждение. Таинсва Церкви не для смерти, а жизни! Часто соборуют больных именно для того, чтобы облегчить их муки и страдания.


Необходимо осознавать, что соборование полезно не только для тела. Так, определяется, что в этом таинстве человеку прощаются забытые грехи. Но не те, которые он запамятовал по лени, а совершенные по неведению или напрочь исчезнувшие из памяти. Происходит очищение души приступающего к этой святыни и на человека нисходит благодать, которая укрепляет и придает духовных сил верующему.

В Православной Церкви существует семь таинств, одним из которых является соборование. В этом таинстве верующим испрашивается божественная благодать, исцеляющая различные недуги телесные и душевные. Также считается, что в таинстве соборования прощаются забытые грехи.

Таинство соборования иначе именуется елеосвящением. Само название елеосвящения указывает на то, что человек освящается от специального елея (растительного масла). Помазание человека святым маслом является главной составляющей таинства.


Чаще всего соборование совершается в храмах во время постов, однако время совершения елеосвящения может быть и другим - совершитель таинства (священник) сам может выбрать время. Исторически таинство соборования совершалось семью или несколькими священниками - происходило соборное служение. Отсюда и название таинства.


Начинается соборование обычным чином - молитва "Царю Небесный", трисвятое по Отче наш, "Приидите поклонимся Цареви нашему Богу". Далее читается псалом 142, после которого следует малая ектенья. Иногда псалом и ектенья сокращаются.


После этого поются определенные тропари, читается 50-й псалом, после которого совершается чтение канона о болящих священником. После канона исполняются хором особые стихиры и тропарь о болящих. Затем великая ектенья с особыми прошениями о болящих, молитва священника о болящих и тропари святым целителям. Далее читаются отрывки из Священного Писания Нового Завета (из Апостола и Евангелия). После чтения священных текстов священнослужитель читает определенные две молитвы о болящих. На соборовании принято читать отрывки из Священного Писания семикратно. После возвещения текстов Апостола и Евангелия и происходит помазание.


После седьмого помазания священником произносится сугубая ектенья, поются стихиры и совершается отпуст.


Также можно отметить, что существует распространенная практика совершения таинства соборования перед одром болящего. Это может быть на дому или в больнице. В таком случае священник может сократить таинство (страха ради смертного). Вычитывается канон и один комплекс отрывков Священного Писания. После этого происходит однократное помазание.

Среди приверженцев всех религий особенно выделяются три наиболее многочисленные группы верующих: католики, православные, или, как еще говорят, христиане, и буддисты. Католицизм является ветвью христианства. Значение слова «католик» - «целостность», именно этот постулат лежит в основе католицизма как части христианского верования.

Сегодня католицизм находит своих последователей в различных странах, таких как: Италия, Франция, Чехия, Куба, США и многие другие. Людей, которые придерживаются данной веры, принято называть католиками, название они получили от латинского latholicismus – «всеобщий, единый», главою и основателем своей церкви они считают Христа.

Догмы

Для католиков существует две основных истины в вере: Библия, которая являет собою Священное писание, и священные предания. Стоит отметить, что характерными догматами в католицизме принято считать: учения о чистилище, веру в непорочное зачатие Девы Марии, догмат о не грешности главы церкви. Каждый католик обязан знать семь основных таинств, лежащих в основе культа католицизма.


Таинства

Таинство крещения, является одним из самых первых. Католики верят, что через омовение человек очищается от своего первоначального греха, путем омовения освященной водой, начиная с головы.


После крещения происходит процедура , обряд этот совершают над детьми, достигшими 7 лет. Эта процедура - символ чистоты полученной после крещения, кстати, у православных эта процедура происходит сразу после крещения, это является еще одной отличительной чертой религиозных традиций католиков.


Следующее таинство называется «причащение » - это обряд с использованием хлеба и вина, символизирующих плоть и кровь сына божьего. Употребляя символическое количество хлеба и вина, человек приобщается к , разделяет с ним его долю.



Таинством покаяния в общепринятой форме исповеди является процесс признания своих грехов, раскаяния за совершенные проступки. У католиков в церквях существуют кабинки, разделяющие исповедующегося и священника, так человек может покаяться и остаться не узнанным. У православных исповедь проходит лицом к лицу.


Таинство брака для католика является главным в семейной жизни. Особенностью свадьбы у католиков является венчание и публичные обещания супругов – клятвы . Клятвы приносятся пред ликом божьим, а свидетельствует их священник.


Двумя последними таинствами католиков являются соборование и священство. Отличительной чертой соборования является смазывание тела больного человека специальной священной жидкостью, которая называется елей. Елей это как дар божий, благодать, которая посылается человеку. Священство же заключается в передаче от епископа к священнику особой благодати: католики верят, что священник это образ Христа.

Во время церковного православного богослужения в храмах используются различные книги. Кроме служб суточного круга священнослужители исполняют так называемые требы - определенные последования, совершаемые по нужде человека.

Требником называется книга, в которой собраны чинопоследования таинств, молебных пений, молитв для освящения различных вещей, последования проводов в последний путь умерших. Верующий человек в течение своей жизни испытывает различные потребности, отсюда собрание чинопоследований для нужд христианина, объединенное в одну книгу, и получило название.


Православные требники используются преимущественно священником. Именно пресвитеры совершают таинства крещения (молитвы к этому таинству в требнике печатаются первыми), миропомазания, венчания, исповеди, соборования. Каждое православное священнодействие сопутствуется определенными молитвами. Корпус этих молитвословий составляет основную часть требника.


В православной традиции существует много видов молебных последований. В требнике содержатся тексты особых молебнов о болящих, путешествующих, об умножении любви и примерении враждующих, молебен. В расширенных требниках печатаются молебны перед началом Нового года, а также "учения отроков". Особое место в требнике занимает последование освящения жилища.


Особую часть в требнике занимают последования, относящиеся к проводам в вечную жизнь умерших. Так, в книге содержатся чины погребения православных мирских христиан (отпевание), печатается текст панихиды.


Кроме распространенных последований, используемых верующими людьми в жизни, в требнике расположены молитвы на освящение разных вещей: икон, нательных крестов, священнических . Можно увидеть в требнике и молитвы на освящение свечей, вербы, различных транспортных средств.

Таинство соборования иначе называют елеосвящением. Такая формулировка обуславливается тем, что во время священнодействия человек помазывается святым елеем (маслом) для исцеления душевных и телесных недугов. Также считается, что в соборовании прощаются забытые грехи.


Обычай помазывать больных елеем известен еще с библейских времен. Апостол и евангелист Марк в своей благой вести повествует о том, что Христос призвал двенадцать апостолов и повелел помазывать больных маслом для исцеления. Это описывается в 6-ой главе Евангелия от Марка. Кроме этого, в Библии есть и еще конкретные указания на помазание больного человека маслом для облегчения телесных недугов. В соборном послании апостола Иакова говорится, что больной человек должен призвать церковных пресвитеров для получения помазания елеем. Ради веры болящего и молитв священнослужителей Господь способен даровать исцеление и здравие нуждающемуся человеку (Иак. 5, 14-15). Таким образом, указание на совершение таинства соборования содержится непосредственно в новозаветных текстах Библии.


Само таинство соборования (точнее его чинопоследование) изменялось на протяжении веков. В библейские времена главными совершителями таинства были святые апостолы. Позднее, когда вера христианская получила большее распространение, елеосвящение производили священники Церкви. Именно об этом и указывает апостол Иаков в своем соборном послании.


Чинопоследование соборования также видоизменялось с первых веков. Приблизительно последование, которое и сейчас совершается в православных храмах или на дому, оформилось в XV веке.


На Руси таинство соборования до XIX века именовалось "последним помазанием". Однако святитель Филарет Дроздов настоял, чтобы такое именование церковного таинства было изъято из употребления по причине несоответствия главной сути священнодействия. Таинство соборования совершалось не только над умирающими, но и просто над больными людьми. Именно такой практики и сейчас придерживается Русская Православная Церковь.

Что такое соборование? Кому и зачем нужно собороваться? Почему в храме соборование совершается только во время постов?

Православный катехизис дает этому Таинству следующее определение: «Соборование (Елеосвящение) есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Вопреки распространенному ложному мнению, это Таинство не носит характера исключительно напутствия умирающим и не служит всего лишь неким «полезным дополнением» к медицине. Соборование - это Таинство исцеления; в нем открывается возможность приостановить процесс не только физического, но и духовного умирания, вновь ввести человека в благодатную атмосферу жизни Царствия Божия, в «радость и мир» (см.: Рим. 14 , 17). Святого Духа. Прибегать к этому Таинству может всякий верующий, православный человек, чувствующий свою немощь - телесную или душевную, нуждающийся в помощи Божией и молитвах Церкви, привлекающих эту помощь. Немощью в данном случае может быть как тяжкая, ведущая к смерти болезнь, так и просто заболевание, угнетающее тело и душу, но не сопряженное с угрозой близкой смерти. Может немощью быть и тяжелое душевное состояние - уныние, отчаяние, то, что часто именуют депрессией.

Собороваться можно в любое время церковного года - как в храме, так и на дому, если больной прикован к постели. Традиция собороваться Великим и Рождественским постами вполне объяснима с точки зрения духовной: пост - время по преимуществу покаянное, и такой же характер носит данное Таинство.

Нужно ли готовиться к соборованию? Можно ли собороваться тем, кто не ходит в храм постоянно, не исповедуется, не причащается?

Собороваться людям, не ведущим полноценной церковной жизни, можно. Более того - приходилось видеть, как человек, по чьему-то совету пришедший в храм постом на соборование, затем становился прихожанином этого (или другого) храма: по совершении Таинства в жизни его происходил переворот, она вся разворачивалась к Богу... Однако в идеале это Таинство требует подготовки. Прежде всего - осознанной, глубокой, серьезной исповеди, которая соборованию должна предшествовать. А уже после исповеди и соборования человек приступает к Таинству Причащения. В практике Древней Церкви соборование воспринималось не только как Таинство исцеления, но и как Таинство, во многом покаянное - чтобы понять, почему это так, достаточно внимательно прочитать его последование. В некоторых Поместных Церквах Таинство соборования совершалось над людьми, находившимися под длительным запрещением: когда заканчивался срок епитимии, отлучения, они соборовались и приступали к Причастию.

Я соборуюсь ежегодно. Однако мои болезни никуда не делись, а некоторые даже усугубились. Почему так происходит, ведь соборование по своей сути - это Таинство исцеления?

Да, Таинство исцеления. Однако мы часто забываем, что подлинная наша цель - не здоровье само по себе, а спасение души, для которого порой полезно и поболеть. Поэтому соборование - не универсальное «лекарство», которое действует «автоматически». Соборуясь, мы предаем себя воле Божией - в надежде на его милость. Если даровал нам Господь исцеление - важно, чтобы мы были подлинно благодарны Ему, жили так, как это Ему угодно. А если попустил еще пострадать - важно, чтобы изменилось наше отношение к болезни, чтобы мы перестали воспринимать болезнь как стихийную, неизвестно откуда обрушившуюся на нас беду и увидели бы в ней средство, поданное нам Господом для уврачевания наших душевных недугов, епитимию за наши грехи.

Нужно ли соборовать детей, тем более младенцев, которые еще не исповедуются, не имеют «забытых грехов» и, в принципе, здоровы? Слышала о случаях, когда дети, наоборот, заболевали после того, как над ними было совершено Таинство соборования.

Детей в возрасте до семи лет соборовать, безусловно, не надо. Однако о случаях, когда маленькие дети после совершения над ними Таинства соборования заболевали бы, мне неизвестно.

Несколько лет назад умирала наша бабушка. Она не была воцерковленным человеком и не выражала желания собороваться, но, когда она уже была без сознания, мы пригласили священника, и он соборовал ее. Недавно ситуация повторилась с другой нашей родственницей. Но священник (из другого храма) отказался ее, уже бессознательную, соборовать, узнав, что она не ходила в церковь. Кто из этих батюшек прав?

Отношение к возможности соборования людей, находящихся без сознания, у различных пастырей мы можем видеть различное, это вопрос до известной степени дискуссионный. В «Настольной книге священнослужителя» мы читаем, что совершение этого Таинства над людьми в бессознательном состоянии невозможно. Но есть, например, практика Болгарской Церкви, допускающая соборование даже заочное. То же самое мы находим и в практике Греческой Церкви. В жизнеописании известного афонского старца иеросхимонаха Ефрема Катунакского рассказывается о том, как он именно заочно несколько раз соборовал одного из старцев своей келлии, удалившегося для операции со Святой Горы в Салоники. Лично мне близка позиция пастырей, которые допускают соборование людей, впавших в бессознательное состояние, но прежде того живших сознательной церковной жизнью, а тем паче - выражавших свое желание, чтобы над ними было совершено Таинство елеосвящения. И не допускают это в отношении тех, кто церковной жизни был чужд, поскольку в данном случае действительно имело бы место некое насилие над волей человека.

Я проходил соборование от своей болезни еще до Великого поста. Можно ли повторить соборование? Если да, то через какой срок это можно сделать? Во время соборования я забыл записать свое имя. Важно ли это?

Препятствий к тому, чтобы повторить соборование, нет. Однако нет нужды приступать к этому Таинству и слишком часто, раз за разом. Имя свое, конечно же, обязательно нужно записать, чтобы священник мог помянуть его, произнося соответствующие молитвословия.

Я читал недавно книгу убитого священника Даниила Сысоева («Инструкция для бессмертных, или Что делать, если вы все-таки умерли...») - очень рекомендую ее всем! Отец Даниил говорит о соборовании то, что мне, как и вам, не поднимет настроения. Ссылаясь на святых отцов, он утверждает, что соборование разрешает только от болезней разного рода (духовных, душевных, телесных), но не от забытых грехов. Во время соборования молятся о даровании воспоминания о забытых грехах, но «автоматического» оставления этих грехов Церковь не обещает...

В Церкви вообще ничего не совершается «автоматически», в неком одностороннем порядке. Все требует участия самого человека, его труда, сознательного очищения сердца. Что касается забытых грехов... Это вообще сложный вопрос. Мы грешим не только ежедневно, но и ежечасно, порой - ежесекундно. Можем ли мы упомнить решительно все свои грехи - и делом, и словом, и помышлением содеянные? Разумеется, нет. Мы должны жить внимательно, испытывать свою совесть, просить у Бога зрения своих грехов, каяться в них с сокрушением сердечным, ничего не утаивая и не скрывая. А самое главное - приносить плоды, достойные покаяния, уклоняясь от зла и творя благо (см.: Пс. 33 , 15). В этом суть покаяния, в этом залог нашего прощения и оправдания на Страшном суде. Но не в том, чтобы с математической точностью высчитывать и определять, сколько раз и как мы согрешили, не упустив при этом ни дела, ни слова, ни мысли греховных.

Грех уродует человека, удаляет от Бога, вырастает в стену между нами и Господом. И мы не можем сами эту стену зачастую преодолеть. А в Таинстве соборования мы как раз и просим, чтобы преклонился Господь к нашей немощи, исцелил изъязвленную страстями душу, уврачевал ее раны Своей благодатью, восполнил то, на что недостает сил, разума, решимости нам самим. Никто никогда не скажет Вам: «Вы соборовались (покаялись, причастились) и потому точно спасены». Спасение наше всегда будет совершаться, по слову преподобного Петра Дамаскина, между страхом и надеждой.

По мнению моего духовника, соборование для молодых незамужних девушек не рекомендуется, если ты в будущем собираешься выходить замуж, а если не собираешься, то можно.

Поверьте: абсолютно никакой связи между соборованием и семейным положением девушки или молодого человека нет и быть не может. Думаю, Вы просто не совсем правильно поняли своего духовника.

Мне посоветовали собороваться, потому что не все ладится у меня - и в личной жизни, и в материальном смысле, одним словом, не везет...

Нельзя относиться к Таинству так утилитарно. Чего мы ищем - в Церкви, в Таинствах ее? Или, точнее, чего должны искать? Царствия Божия и правды его (см.: Мф. 6 , 33). А все остальное, по-настоящему необходимое, приложился, как свидетельствует Евангелие, а вернее сказать - Сам Господь.

Игумен Нектарий (Морозов)
Газета «Православная вера» № 5 (457)

Loading...Loading...