Канон определение. Значение слова «канон

Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?

Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий - все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия - это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая - обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни - неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие - то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства - это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным - внутреннее содержание - попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем - в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.

14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары - износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников - Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу - значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

Также 14 августа - начало Успенского поста, который длится две недели - до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?

Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», - писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву - пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же - принести Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?

Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

- Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?

Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, - читаем мы в Священном Писании. - Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).

Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).

Беседовала Наталья Горошкова

Хотите узнать, когда будет Медовый Спас в 2019 году? Медовый (маковый) Спас в 2019 году – 14 августа.

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Какого числа будет Медовый Спас в 2019 году?

Медовый Спас – 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

История Медового Спаса

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и .

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Святые мученики Маккавеи

Смысл Медового Спаса

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой .

Изнесение Честных древ для нас - это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара - могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Ко дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста. Пост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа.

Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына, и не только Сына, но предвечного Бога, безгрешным своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира.

Конечно, эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой Владычицы в её земной жизни. И воспоминания этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной , Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня. Само осознаётся христианами как от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном.

Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица. В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.

Проповедь архиепископа Челябинского и Златоустовского Феофана на начало Успенского поста

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

Рецепты на Медовый Спас

Как хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, так и верующие ждут церковного благословения на вкушение меда, тем более, что мед – один из самых вкусных и полезных . Он очень полезен для здоровья: нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет.

Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда.

Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее.

Второй способ – обмакнуть в каплю меда простой мягкий («М» или «2М») карандаш. Если темнеет от графита, значит, мед не качественный.

Настоящий мед легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки.

Когда мед выбран и освящен, можно приступить и к приготовлению постных продуктов на радость домашним.

Постная медовая коврижка:

1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст ложки мёда, 1 ч ложка соды, 0,5 ч ложки разрыхлителя, 2 ст ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельчённых орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра.

В миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мёд. Размешать, чтобы сахар и мёд растворились. Смешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, пряности, потом добавить это в смесь масла, воды и мёда и тщательно вымесить,чтобы не было комков.
Добавьте орехи, изюм и муку с разрыхлителем. Муки нужно столько, чтобы тесто напоминало густую сметану. Выпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и присыпанной мукой, 30-35 минут при 200 градусах.

Коврижку можно есть в таком виде или разрезать поперёк и прослоить любым джемом или вареньем.

Меренга медовая

Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень крутым, но и не жидким).

Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне. Когда печенье охладится, сбрызнуть белой сахарной глазурью.

Квас медовый

800г. меда, 2лимона, 25г. дрожжей, 5л. воды.

В кипящую воду положить мед и хорошо размешать.
Когда жидкость остынет до 20° C, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить стоять на 10-12 ч.
Остудить, разлить в бутылки и закупорить их.

Салат медовый

2 моркови:
2 яблока;
8 – 10 грецких орехов;
сок 0,5 лимона,
2 столовые ложки меда.

Натереть на крупной терке морковь и яблоки, добавить размельченные орехи и заправить медом и лимонным соком.

Монастырский мед

1 кг. меда, Зл. воды, 2 ч. ложки хмеля.

Мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 час. В марлю положить хмель, небольшой камешек, и завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 час, периодически, по мере выкипания, добавляя горячую воду.

Мед снять с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день-два после того, как мед сварен.

Когда мед побродит (перестанет шипеть), в него влить полстакана хорошо заваренного чая (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз).

Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет через год хранения в прохладном месте.

Вы прочитали статью Всё о Медовом Спасе в 2019 году . Читайте также.

14 августа 2017 года Русская православная церковь отмечает Происхождения (изнесения) древ Креста Господня. А в народе этот день чаще называют - Медовый Спас. Следует знать, что Медовый Спас 14 августа - это первый день Успенского поста, который заканчивается 27 августа накануне Успения. Медовый Спас в 2017 году выпадает на воскресенье. Все три Спаса так или иначе увязаны не только с великими православными праздниками — Вынесением Креста Господня и началом Успенского поста (Медовый Спас), Преображением Господним (Яблочный Спас) и Успением Богородицы (Ореховый Спас), но и с сельскими полевыми работами, а именно — сбором урожая: мёда, винограда, груш, яблок, зерна. Главное, чтобы за религиозным ритуалом освящения плодов люди не забывали о значении и торжественности этих православных праздников .

Успенский пост

Успенский Пост — это единственный многодневный православный пост в честь Богородицы и её Успения. Поэтому он очень строгий. Строгий, но сладкий, - как и жизнь достойных людей, верующих православных христиан после смерт.

Что можно есть в Успенский пост:

  • по понедельникам, средам и пятницам — сухоядение (а это — хлеб, овощи и фрукты);
  • во вторник и четверг можно кушать горячую пищу, но без растительного масла;
  • в субботу и воскресенье — горячую пищу с растительным маслом;
  • лишь в праздник Преображения Господня и в праздник Успения Богородицы можно кушать еще и рыбу.

Почему Спас называют Медовым, Маковым и Спасом на Воде

В различных регионах Медовый Спас также могут называть Первый Спас, Маковый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде, Лакомка, Медовый праздник, Медолом, Пчелиный праздник, Проводы лета, Спасовка, Маккавей. Поэтому в Медовый Спас принято святить не только мёд, но и воду, и еще - мак.

  • Медовый Спас

    • Медовый Спас называют так потому, что соты в ульях к середине августа заполнены, и пасечники приступают к сбору меда. Считалось, что если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд именно с этого дня. Мёд ели с хлебом или различными блюдами. Хозяйки пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней. С утра пчеловоды старательно высматривали, осеняясь крестным знамением, ульи, выбирая среди них самый богатый по медовому запасу. Облюбовав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посудину, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» от летних трудов пчелы, «Божьей работницы», и начинал святить принесённый в сотах мёд. Дьяк собирал «попову долю». Часть освящённого мёда передавалась тут же «нищей братии», поздравляющей пчеловодов с Медовым Спасом - «На первый Спас и нищий медку попробует!». А затем большая половина этого праздника происходила на пасеке. Вечером обступала каждый пчельник толпа ребят и подростков, с тряпочками или листом лопуха в рука - они получали «ребячью долю».
  • Маковый Спас

    • Маковым Спасом называют 14 августа вот почему. 14 августа отмечается также день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно наложились на русские обычаи и обряды: день памяти Маккавеев слился с древним русским обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник Макавей или Маковый Спас — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает. В этот день пекут маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготовляли маковое молочко — маково-мёдовую массу, в которую обмакивали блины. Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачок с мёдом — усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нём семьсот воевод».
      В день Макавея молодёжь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!».
  • Спас на воде

    • Спасом на воде Медовый Спас именован в честь малого водосвятия. На Руси было принято совершать крестный ход на естественные водоёмы для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. Также именно в это время освящали новые колодцы и чистили старые. Первый Спас называют Мокрым, потому что, по установлению Церкви, в этот день совершались крестные ходы на воду, молебны и водосвятия на реках, озерах, освящались колодцы. По данным А. С. Ермолова, до Первого Спаса, как после Крещения Господня, «по три дня белье не прут» (т. е. не стирают и не полощут в водоемах), чтобы не грязнить освящаемую при водосвятии воду. Купание в освященной воде считалось полезным для людей (от лихорадки, от сглаза и пр.) и скота (особенно лошадей). Интересно, что место, где совершалось водосвятие, могли называть Иорданью, по аналогии с Крещенской прорубью. Говорили даже, что «на Спас в Ердани купаться — незамоленные грехи простятся». Лошадей, как и весь скот, обычно в этот день купали в последний раз. Если после Первого Спаса выкупать лошадь,— объясняли крестьяне,— то она не переживет предстоящей зимней стужи, у нее «кровь застынет».

Приметы на Медовый Спас

Начинаются Спасовки или Спасы — народное название первой половины августа по старому стилю, когда отмечаются три Спаса и Обжинки. Считается, что названия даны в честь Иисуса Христа-Спасителя (Спаса). По народной этимологии значение слова «спас» произошло от «спасаться», то есть спасать себя, выживать тем, что употреблять в пищу нечто, а именно: мёд (Медовый Спас), яблоки (Яблочный Спас), хлеб, орехи (Ореховый или Хлебный Спас).

После Медового Спаса уже не купались : лето клонится к закату, вода цветёт, птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту, отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей.

Со Спаса начинаются проводы лета
. Говорят: У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье. По погоде этого дня судят о том, каков будет третий Спас.

  • На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
  • Паши под озимь, сей озимь.
  • На Маккавеи собирают мак.
  • Дождь на Маккавея — мало пожаров бывает.
  • Отцветают розы, падают хорошие росы.
  • С первого спаса и роса хороша.
  • На первый спас олень копыто обмочил (вода холодна).
  • Пчела перестаёт носить медовую взятку.
  • Заламывай (подрезывай) соты.
  • Во что Маккавеи, в то и разговенье.
  • Первый Спас — на воде стоять, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зелёных горах холсты продавать.

Традиции на Медовый Спас

На Первый Спас «бабьи грехи» замаливаются : женщинам прощаются все их невымоленные грехи.

По традиции в этот день совершается малое освящение воды, а также мёда нового сбора , благословляется его употребление в пищу — пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком .

Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые. В церкви также освещались венки из колосьев с новым зерном , первые плоды урожая. В этот день в центральной и южной полосах России устраивали первый посев озимой ржи.

Накануне Маковия готовят «маковийский цветок» : букет, состоящий из разных цветов и растений, включая мяту, чабрец и календулу. Каждое растение обладает своим магическим значением, и их все вместе, с несколькими головками мака, освящают в церкви. После этого освященные маковые головки хранят дома для спокойствия и благополучия в семье. В народной медицине букетик сухих головок ставят у кровати тех, кто страдает бессонницей - для спокойного сна.

Весной освященный мак рассеивают на огороде , а девушки вплетают в волосы засушенные цветы - для того, чтобы не выпадали волосы.

Мед святили в новой посуде, которая еще не была в употреблении , куда пчеловод в чистой одежде клал часть сот из самого богатого улья. Освященным медом было принято угощать нищих, им также поминали родителей. Часть меда оставалась в церкви, им угощался причт, нищие и дети.

В этот день устраивали так называемые «вдовьи и сиротские помочи» - то есть помогали им по хозяйству, приносили угощение: «Ты - за себя, Мы - за тебя, А Христов Спас - За всех нас!»


Что приготовить на Медовый Спас

В этот праздничный день готовят блюда и напитки из меда, пекут пироги или пряники, для украшения и начинкииспользуют зерна мака. Предлагаем вашему вниманию небольшую подборку рецептов, что уместно и можно приготовить на Медовый Спас.

  • Сбитень

Ингредиенты:
1,5 л. воды,
500 гр. мёда,
5 гр. гвоздики,
5 гр. корицы,
5 гр. имбиря,
5 гр. душистого перца,
50 гр. дрожжей.

Приготовление:
Доведите воду до кипения, добавьте в нее мёд и снова доведите до кипения, постоянно снимая пену. Затем добавьте имбирь, гвоздику, душистый перец и корицу. Снова всё прокипятите и охладите. Разведите дрожжи в небольшом количестве теплой воды и смешайте с медовым отваром. Готовый сбитень разлейте по бутылкам и оставьте на 12 часов в теплом месте. Затем плотно закройте бутылки и оставьте в холоде на 2-3 недели, чтобы сбитень созрел.

  • Медовый квас

Ингредиенты :
5 л. воды,
800 гр. мёда,
25 гр. дрожжей,
2 лимона.

Приготовление:
Вскипятите воду, выложите в нее мед и тщательно размешайте. Остудите мёд до температуры 20 °С, добавьте дрожжи, сок 2 лимонов и оставьте при комнатной температуре на 10-12 часов. Готовый квас остудите в холодильнике, разлейте по бутылкам или сразу подавайте к столу.

  • Пряники медовые

Ингредиенты:
500 гр. мёда,
500 гр. ржаной муки,
1 ст.л. смеси из корицы, гвоздики, имбиря и кардамона,
2 ст.л. коньяка или водки,
2 ст.л. крахмала,
растительное масло.

Приготовление:
Смешайте муку и пряности, на маленьком огне растопите мёд и доведите его до кипения, добавьте к нему муку и очень быстро начинайте размешивать до тех пор, пока тесто не побелеет. Затем добавьте водку или коньяк, вымесите тесто до гладкости и положите в холодильник на несколько часов. Раскатайте тесто, подсыпая к нему крахмал, с помощью форм для печенья вырежьте пряники, выложите их на смазанный маслом противень и, не подрумянивая, доведите до готовности в духовке.

  • Салат из моркови, соевого соуса меда и чеснока

Ингредиенты:
морковь — 2 шт (крупные)
соевый соус - 1-2 ст. л.
жидкий мед — 11,5 ст. л.
чеснок — 1-2 зубчика
оливковое масло — 1 ст. л.
вода — 1-2 ст. л.

Приготовление:
1. Очищенные один зубчик чеснока и морковь натрите на крупной терке, затем обжарьте на оливковом масле в течении двух-трех минут.

2. Добавьте к чесноку и моркови немного соевого соуса и меда, добавите потом добавить немного соевого соуса и меда, еще один зубчик чеснока (выдавите его через чеснокодавку), перемешаете все ингредиенты и накройте сковороду крышкой. Пусть поджариться еще минуты три.

3. По истечению трех минут попробуйте содержимое сковороды, и по необходимости добавьте еще чуть-чуть соевого соуса, меда, чеснока, плюс 1-2 ст. л. воды. Накройте сковороду крышкой и тушите на маленьком огне до полной готовности.

Подавать это блюдо можно как закуску, или как гарнир к мясу или рыбе.

  • Маковый пирог

Ингридиенты:
Сахар - 180 - 200г
Яйца - 4 шт.
Сливочное масло - 120г
Мука - 250г
Мак - 100-130г
Разрыхлитель теста - 1 ст. лож.
Вода -60 мл
Ванильный сахар - 7г
Растительное масло для формы
Манная крупа
Сахарная пудра для посыпки

Как приготовить маковый пирог:
В небольшой кастрюле соединить мак с 3 столовыми ложками сахара. Добавить воду и перемешать. Посуду с маковой смесью поставить на огонь и довести до кипения. Уменьшить огонь и варить 5 минут. Снять с огня и оставить, чтобы мак «набух» и масса полностью остыла. Сливочное масло комнатной температуры растереть с частью сахара (2-3 ст. лож.). Желтки отделить от белков и добавить в сливочную смесь. Содержимое тщательно перемешать (можно взбить миксером или венчиком). Всыпать просеянную муку и снова перемешать. Должна получиться довольно густая масса. В сухой и обезжиренной миске смешать охлажденные белки с ванильным сахаром и остатком сахарного песка. При помощи миксера взбить белки с остальными ингредиентами (сахар и ванилин) в устойчивый крем. В полученное тесто (из шага 6) добавить остывшую маковую массу и все тщательно перемешать. Вмешать в тесто разрыхлитель. Добавить взбитые белки и аккуратными движениями (чтобы не нарушить воздушную консистенцию) перемешать содержимое. Форму для выпечки смазать растительным маслом и посыпать манной крупой. Перелить готовое тесто и разровнять. Поместить форму в горячую духовку. Выпекать маковый пирог до готовности при температуре 180 0С примерно 40-50 минут. Готовый маковый пирог извлечь из духовки и оставить в форме, чтобы немного остыл.
Перед подачей маковый пирог посыпать сахарной пудрой и нарезать на порционные куски.

  • Маковый рулет

Ингридиенты:
2 штуки яйца
50 грамм сахар
6 грамм дрожжи
150 грамм масло сливочное
0.5 стаканов молоко
1 щепотка соль
150 грамм мак

Приготовление:
В миску налейте молоко или воду, насыпьте дрожжи и оставляем минут на десть растворяться. В чистую тарелку с помощью мелкого сита просеиваем муку и добавляем соли и сахара. Потом с водой начинаем замешивать тесто. Вливаем дрожжи, растопленное в сотейнике сливочное масло на среднем огне, соль и все перемешиваем. Потом на столе руками замешиваем упругое тесто, постоянно присыпаем его мукой, оно не должно в итоге прилипать к рукам. После его формируем в комочек и оставляем в глубокой миске, края которой смазаны растительным маслом. Накрываем полотенцем или хлопковой тканью. Оставляем в теплом месте на некоторое время, тесто должно подойти и увеличиться в два раза.

Мак запарьте и измельчите. Для этого мак заливаем кипятком, даем ему постоять минут десять или пятнадцать, а после выпаривайте на небольшом огне лишнюю воду. С помощью блендера мак измельчаем почти в пюре. Всыпаем потом в него сахар. А тем временем раскатываем все тесто в пласт, толщина которого полтора сантиметра. Выложите на него готовую начинку и сверните в рулет. Заранее разогреваем духовку, Потом смазываем противень растительным маслом и выкладываем на него рулет. Выпекаем в течение минут сорока, поднявшийся рулет смазываем взбитым яйцом и продолжайте запекать до готовности.

Надеемся, что предложенные рецепты блюд с медом помогут Вам в приготовлениях к Медовому спасу!

14.08.2016 14.08.2016 by Ласточка

Три августовских праздника в честь Спасителя названы Спасами. Они идут один за другим: Первый, Медовый – 14 августа, называют Спас «на воде», второй, 19 августа, Яблочный – Спас «на горе» и третий – Ореховый, Спас «на полотне».

Медовый Маковий

Медовым Первый Спас назван потому, что в этот день, 1 августа по старому стилю и 14 по новому, совершают малое водосвятие и начинают сбор меда, а также его освящение. Это праздник пчеловодов, когда в ульях заламывают первые соты, чтобы пчелы из других ульев не забрали весь мед. Крестьяне считали, что в этот день пчелы перестают давать мед. На Руси в этот день начинались медовые ярмарки. Кроме этого, святились цветы и мак, обязательно присутствовавший в подаваемых блюдах.


Медовый Спас является первым днем Успенского поста. Русской православной церковью в этот день отмечается Происхождение (изнесение) древ Креста Господня.

В церквях вспоминают семерых братьев-мучеников Маккавеев с их матерью Соломией. Известно, что в 166 году до н.э. династия Маккавеев восстала против указов, которые запрещали еврейские религиозные практики. Вероятно, связь мака и Маккавеев исключительно звуковая, но, тем не менее, это – одна из устоявшихся народных традиций.

Согласно украинским легендам, именно на этот праздник в 988 году Киевский князь Владимир Великий крестил Русь.

Первый Спас считается девичьим и детским праздником. Молодежь в этот день не работает. Этот Спас еще называется Лакомка. Тем, кто придерживается поста, с этого дня разрешено употреблять в пищу мед. Правда, согласно древним народным поверьям, мед, как и фрукты, разрешалось есть только с Яблочного, Второго Спаса. А до него ели лишь ягоды и огурцы.

По традиции 14 августа также проводили так называемое малое освящение воды: святили новые колодцы, очищали старые. Крестьяне отправлялись на водоемы крестным ходом, в последний раз в году купались, смывая грехи, защищаясь от лихорадки и сглаза, а также купали лошадей и домашний скот. Иногда лошадей кропили водой. Обряды сопровождались песнями и танцами.

Другие названия праздника

Первый Спас, кроме Медового и Макавея, имеет и другие названия: Мокрый Спас, Водный Спас, Медовый праздник, Пчелиный праздник, Медолом, Спасовка, Проводы лета, «Макавей зельная» (белорусское), «Маковия» (украинское), Маккавей, Макотрус.

Изнесение (происхождение) древ Креста Господня

В греческом часослове 1897 года говорится, что по причине болезней и эпидемий, которые часто бывали в августе, в Константинополе издревле был известен обычай износить Животворящее Древо Креста, на котором был распят Сын Божий, на улицы и дороги, чтобы освящать места и отвращать болезни. С этого дня и до Успения Пресвятой Богородицы народу предлагали его для поклонения, что и является предъисхождением Честного Креста.

Реликвии несли крестным ходом, который включал императора, к источнику Спаса, находившемуся за стеной города, и дальше в храм Святой Софии. Святыню носили по городу до праздника Успения Богородицы, который отмечают в конце Успенского поста – 29 августа.

В Русской Церкви этот праздник установил Андрей Боголюбский в 1164 году, когда им была одержана победа над волжскими булгарами, а греческим императором Мануилом – над арабами.

Согласно легенде, русский князь и греческий император имели Святой Крест Господень, оба усердно молились ЕМУ, прося помощи, и обоим с их войсками было чудное видение: от икон Спасителя и Богоматери, взятых на войну, исходил свет, осеняющий войска. Храбро кинувшиеся на врагов воины победили, в память чего был установлен на реку крестный ход.

Кроме Изнесения Креста, в этот день Русская православная церковь чтит: Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице; Семь мучеников Маккавеев: Авима, Алима, Антонина, Гурия, Евсевона, Елеазара и Маркелла, учителя их Елеазара и матери их Соломонии (Соломеи); священномученика Димитрия Павского; мучеников в Пергии Памфилийской: Александра, Аттия, Евклея, Леонтия, Катуна, Киндея, Кириака, Минсифея и Минеона; обретение мощей преподобной Софии Суздальской.

На Первый Спас также замаливаются женские грехи: женщинам прощается всё.

Традиции Первого Спаса

Накануне Маковия готовят «маковийский цветок»: букет, состоящий из разных цветов и растений, включая мяту, чабрец и календулу. Каждое растение обладает своим магическим значением, и их все вместе, с несколькими головками мака, освящают в церкви.

После этого освященные маковые головки хранят дома для спокойствия и благополучия в семье. В народной медицине букетик сухих головок ставят у кровати тех, кто страдает бессонницей – для спокойного сна.

Весной освященный мак рассеивают на огороде, а девушки вплетают в волосы засушенные цветы – для того, чтобы не выпадали волосы.


Именно в этот день первые птицы улетают в теплые края. Неизвестно, откуда на Руси появилось понятие о розах, однако крестьяне считали, что когда розы перестают цвести, происходит перемена и в росах: с 14 августа росы хорошие и безвредные. Если говорить о розах, то они были перенесены в русскую землю во времена царствования Алексея Михайловича в XII веке.

Мед святили в новой посуде, которая еще не была в употреблении, куда пчеловод в чистой одежде клал часть сот из самого богатого улья. Освященным медом было принято угощать нищих, им также поминали родителей. Часть меда оставалась в церкви, им угощался причт, нищие и дети.

К этому дню приурочивалось начало многих хозяйственных работ: начинали отделывать овины, очищать гумна, устраивали так называемые «вдовьи и сиротские помочи» – то есть помогали им по хозяйству, приносили угощение: «Ты — за себя, Мы — за тебя, А Христов Спас – За всех нас!»

В церкви также освещались венки из колосьев с новым зерном, первые плоды урожая. В этот день в центральной и южной полосах России устраивали первый посев озимой ржи.

В Сибири этот день назывался днем «Соломониды — ба(в)ушки», которая почиталась беременными и матерями, а также лекарками и знахарками, упоминавшими в наговорах ее имя.

О вкусном и полезном

В блюдах в день Первого Спаса обязательно присутствовали мак и мед, пеклись пироги и пирожки, печенья, коржи, торты и рулеты. Особой популярностью на Руси всегда пользовались медовые пряники. Начиналась трапеза блинами с маком: в специальной посуде растирали маково-медовую массу, маковое молочко, в которую обмакивали блины. Мак упоминается во множестве пословиц и поговорок, а также в хоровых песнях и загадках. Девушки в этот день водили хороводы, осыпая парня маком, щипая и щекоча.

Мед по праву заслужил звание одного из самых полезных и вкусных продуктов. В некоторых диетах из сладкого разрешен только мед. Даже медицина никогда не отказывалась от него, в отличие от многих других народных средств.

Мед состоит из сахаров: левулезы, глюкозы, мальтозы и сахарозы (78%), воды (20%) и минеральных солей. Он содержит полезные ферменты, микроэлементы, витамины и полезен детям в период роста, выздоравливающим. Его бактерицидное действие подобно антибиотику: он даже никогда не плесневеет.

Однако хранить мед больше года не нужно, так как со временем в нем уменьшаются и разрушаются полезные вещества, а увеличивается количество сахарозы и кислот. Нужно помнить также о том, что мед нельзя хранить в металлической посуде.

Согласно нормам медолечения, для взрослого человека суточная норма меда – 100г, а максимальная – 200г. Это количество распределяется на день и принимается между едой, лучше всего в чистом виде. Мед очень боится кипятка: при температуре выше 40 градусов все витамины и антибактериальные вещества разрушаются, превращая бесценное лекарство в сладкую водичку.

Что приготовить на Медовый Спас

В этот праздничный день готовят блюда и напитки из меда, пекут пироги или пряники, для украшения и начинкииспользуют зерна мака. Предлагаем вашему вниманию небольшую подборку рецептов, что уместно и можно приготовить на Медовый Спас.

Сбитень

Ингредиенты:
1,5 л. воды,
500 гр. мёда,
5 гр. гвоздики,
5 гр. корицы,
5 гр. имбиря,
5 гр. душистого перца,
50 гр. дрожжей.

Приготовление:
Доведите воду до кипения, добавьте в нее мёд и снова доведите до кипения, постоянно снимая пену. Затем добавьте имбирь, гвоздику, душистый перец и корицу. Снова всё прокипятите и охладите. Разведите дрожжи в небольшом количестве теплой воды и смешайте с медовым отваром. Готовый сбитень разлейте по бутылкам и оставьте на 12 часов в теплом месте. Затем плотно закройте бутылки и оставьте в холоде на 2-3 недели, чтобы сбитень созрел.

Медовый квас

Ингредиенты:
5 л. воды,
800 гр. мёда,
25 гр. дрожжей,
2 лимона.

Приготовление:
Вскипятите воду, выложите в нее мед и тщательно размешайте. Остудите мёд до температуры 20 °С, добавьте дрожжи, сок 2 лимонов и оставьте при комнатной температуре на 10-12 часов. Готовый квас остудите в холодильнике, разлейте по бутылкам или сразу подавайте к столу.

Пряники медовые

Ингредиенты:
500 гр. мёда,
500 гр. ржаной муки,
1 ст.л. смеси из корицы, гвоздики, имбиря и кардамона,
2 ст.л. коньяка или водки,
2 ст.л. крахмала,
растительное масло.

Приготовление:
Смешайте муку и пряности, на маленьком огне растопите мёд и доведите его до кипения, добавьте к нему муку и очень быстро начинайте размешивать до тех пор, пока тесто не побелеет. Затем добавьте водку или коньяк, вымесите тесто до гладкости и положите в холодильник на несколько часов. Раскатайте тесто, подсыпая к нему крахмал, с помощью форм для печенья вырежьте пряники, выложите их на смазанный маслом противень и, не подрумянивая, доведите до готовности в духовке.

Салат из моркови, соевого соуса меда и чеснока

Ингредиенты:
морковь - 2 шт (крупные)
соевый соус — 1-2 ст. л.
жидкий мед - 11,5 ст. л.
чеснок - 1-2 зубчика
оливковое масло - 1 ст. л.
вода - 1-2 ст. л.

Приготовление:
1. Очищенные один зубчик чеснока и морковь натрите на крупной терке, затем обжарьте на оливковом масле в течении двух-трех минут.

2. Добавьте к чесноку и моркови немного соевого соуса и меда, добавите потом добавить немного соевого соуса и меда, еще один зубчик чеснока (выдавите его через чеснокодавку), перемешаете все ингредиенты и накройте сковороду крышкой. Пусть поджариться еще минуты три.

3. По истечению трех минут попробуйте содержимое сковороды, и по необходимости добавьте еще чуть-чуть соевого соуса, меда, чеснока, плюс 1-2 ст. л. воды. Накройте сковороду крышкой и тушите на маленьком огне до полной готовности.

Подавать это блюдо можно как закуску, или как гарнир к мясу или рыбе.

Народные приметы на медовый спас (маковый спас)

С медового спаса начинают сеять озимые.
У первого спаса всего в запасе — и дождь, и солнце, и ветер.
Журавль на спас в отлет летит.
На первый спас отлетают ласточки и стрижи.
На медовый спас даже нищий медку попробует.
На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
На маковый спас мак собирай.
Мак для выпечки нужно собирать именно 14 августа, тогда он будет обладать лечебными свойствами.
На первый спас святи колодцы, святи венки хлебные.
В первый спас любой бабий грех прощается.
Если колодец выкопать на первый спас — ему навредить никто не сможет.
На первый спас лошадей (весь скот) купают.
На Первый Спас защипывай горох.
После первого спаса в реку не заходят
Паши под озимь, сей озимь.
Ласточки три раза отлетают — на три спаса.
Дождь на Маккавея - мало пожаров бывает.
Отцветают розы, падают хорошие росы.
С первого спаса и роса хороша.
На первый спас олень копыто обмочил (вода холодна).
Начинается заготовка лесной малины, ягод черёмухи
Пчела перестаёт носить медовую взятку.
Заламывай (подрезывай) соты.
Во что Маккавеи, в то и разговенье.
Первый Спас - на воде стоять, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зелёных горах холсты продавать.

Loading...Loading...