Как заниматься медитацией в домашних условиях детям. Как научиться медитации начинающим в домашних условиях? Расслабление и бдительность

Йога в переводе с санскрита означает «связь», «единение», «единство».

йога стала привычным элементом современной жизни, хотя в обиходе значение слова «йога» как правило сводится к комплексу оздоровительных упражнений для тела и дыхания, которые можно освоить в любом фитнес клубе. Эта статья призвана помочь вам разобраться, чем же на самом деле является йога, каков ее истинный диапазон и почему мы можем считать ее величайшим достоянием человечества.

Йога - как философия.

йога в широком смысле слова традиционно понимается как восточное духовно-философское учение, целью которого является достижение человеком единства со своим истинным «Я», которое, в отличие от «я» обыденного, относительного и смертного, есть «чистое сознание» - вечная, ничем не обусловленная реальность, лежащая в основе всего бесконечного многообразия феноменального (материального) мира.

В узком смысле Йога — это одна из шести систем древнеиндийской философии, основоположником которой считается Патанджали, автор «Йога-Сутр », предположительно живший во II веке до н.э.

В действительности йога гораздо старше. Маха Риши Патанджали систематизировал Знание столь же древнее, как вся Веда , которая, по словам Махариши Махеш Йоги, вечна - в том смысле, что представляет собой окончательное описание Реальности, обретенное через ее непосредственное восприятие древними видящими - Риши.

В соответствии с этим описанием, «феноменальный мир - это просто проявленная фаза вечного непроявленного Бытия»***
(*** Здесь и далее цитаты Махариши Махеш Йоги из Книги «Махариши Махеш Йоги о Бхагават-Гите» (перевод и комментарии)) - безграничного континуума Сознания. Подтверждение этого факта человек способен получить в своем собственном сознании, через практику йоги. С помощью йоги ищущий человек в состоянии найти ответы на вопросы: «Кто Я?» и «В чем смысл моей жизни?» .

Обретение этого Знания через непосредственный опыт навсегда освобождает человека от пут невежества, страданий и проблем. Поэтому достижение единства со своим «Я» также описывается в древних текстах как Освобождение («мокша »).

«Цель Йоги — получить знание путем непосредственного восприятия. Йога — это практическая наука жизни, которая открывает непосредст-венному опыту не только поле абсолютного Бытия, но также все различ-ные уровни относительного творения». ***

«Йога - это путь единения, - это прямой путь к опыту сущностной природы Реальности». ***

Йога - как состояние сознания.

Во время медитации ум при помощи специальной умственной техники выходит за пределы своей активности и достигает абсолютно спокойного, но полностью сознательного состояния. Это полностью спокойное состояние, когда ум не направлен ни на что внешнее, а воспринимает только сам себя, и есть прямой опыт того, что значит «просто быть» - опыт Бытия, опыт «Я». Его называют также «чистым сознанием».

Состояние Бытия - чистого сознания, - полностью вне поля активности. Нет триединства субъекта, объекта и процесса восприятия. Это состояние Единства познающего, познаваемого и процесса познания - йога, Самоосознание. Говорят, что в этом состоянии трансцендентального сознания, человек «взошел к йоге».

А вот как описывают это состояние современные источники:

«Самадхи — озарение, состояние сознавания, или постижения Истины. Это состояние не поддается описанию, поскольку в поле сознания нет ничего, к чему могли бы относиться слова. В данном случае можно говорить о высвобождении реликтовых форм дологического мышления, которое непосредственно связано с континуальным (глубинным) потоком сознания. Этот вид сознания присутствует в нас, но остается скрытым логико-структурированным мышлением. Таким образом, просветление наступает тогда, когда человек освобождается от привязанности к слову и знаку… Необходимо «опустошить сознание» до полного отсутствия мыслей или образов для управления континуальным потоком сознания — такого сознания, которое открывается после снятия вербализации. Этим методом и является медитация (Абаев Н. В., 1989). В самадхи человек полностью владеет своими физическими и психическими способностями. Достигший самадхи может произвольно регулировать жизненные процессы, обмен веществ, понижать и повышать температуру, давление.» (Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000).

Если человек настойчив в практике йоги, то его Самоосознание становится непрерывным и утверждается в природе ума до такой степени, что даже когда ум находится в поле внешнего опыта, он никогда не теряет осознания истинной природы своего «Я». Это состояние космического сознания - состояние человека, «утвердившегося в йоге» («нитья-самадхи », или «дживан-мукти »), также называемое Просветлением .

Утвердившись в йоге, человек утверждается в конечной Реальности жизни, являющейся источником бесконечной энергии и созидательности.

Практическое значение Просветления для жизни человека огромно - это единственный и окончательный способ разрешения всех человеческих проблем.

Поэтому йога - это не отвлеченная философия, Йога имеет самый что ни на есть практический смысл для достижения каждым человеком здоровой и счастливой жизни.

йога дает наиболее целостный и структурированный практический путь реализации истинного человеческого потенциала.

«Йога - это основа целостной жизни, средство привести в гармонию внутреннюю созидательную тишину и внешнюю активность жизни, а также способ действовать с точностью и успехом»***.

Йога - как практика.

йога - это практический аспект всех шести систем индийской философии. йога, и в этом важнейшее значение йоги, представляет собой практическую систему тренировки тела и ума для достижения человеком здоровой и счастливой жизни. Причем эффект от занятий йогой становится заметен буквально с первых дней и недель занятий и усиливается по мере практики с течением времени.

«Йога-сутры» Патанджали описывают так называемые «ступени» йоги - которые следует понимать скорее как сферы (направления) самосовершенствования в йоге. Так называемая аштанга-йога («восьмеричная йога») включает в себя следующие сферы:

  1. Яма — принципы взаимодействия с внешней средой.
  2. Нияма — принципы взаимодействия с внутренней средой.
  3. Асана — специфические позы, способствующие интеграции ума и тела и поддерживающие сбалансированное состояние здоровья.
  4. Пранаяма — дыхательные упражнения.
  5. Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами
  6. Дхарана — сосредоточенность ума, отвлечение ума от контакта с органами чувств
  7. Дхьяна — медитация (отвлечение ума из области всякой ментальной активности вплоть до достижения им состояния чистого сознания - самадхи).
  8. Самадхи — состояние Самоосознания.

Система упражнений - асаны и пранаяма, - известна как Хатха-Йога . Именно Хатха-Йога наиболее популярна сегодня и часто отождествляется с йогой вообще.

«Бхагавад-гита» (составная часть Веды и Ведической литературы) описывает три наиболее важные вида йоги:

  • Гьяна-йога — «йога знания», предназначенная для отшельников,
  • Карма-йога — «йога деятельности», предназначенная для людей ведущих обычную социальную жизнь,
  • Бхакти-йога — «йога преданности», или «йога преданного служения», предназначенная для верующих.

Большинство других «Йог » с терминологической точки зрения появились значительно позднее и характеризуют разнообразные школы йоги, различающиеся с точки зрения используемых методов медитации и различного сочетания восьми сфер самосовершенствования в йоге.

Основным заблуждением многих интерпретаторов йоги на протяжении тысячелетий было то, что они относились к этим сферам, как к последовательным ступеням самосовершенствования, тогда как в действительности они описывают принципы самосовершенствования, относящиеся к разным областям деятельности, которые человек может практиковать одновременно .

Читайте также

Более того, реализация йоги ни в одной из сфер невозможна в полной мере без прямого опыта «Самадхи» - чистого сознания, достигаемого при помощи медитации. Поэтому медитация («дхяьна») является подлинным сердцем йоги, как это описывается в шестой главе «Бхагават-Гиты».

Вот как описывает значение медитации и опыта самадхи Махариши Махеш Йоги в своих знаменитых «Комментариях к «Бхагават-Гите»:

«На протяжении сотен лет эти различные части Йоги ошибочно рас-сматривались как различные ступени в развитии состояния Йоги, тогда как на самом деле каждая часть предназначена создавать состояние Йоги в сфере жизни, с которой она соотносится. С непрерывной практикой всех этих частей, или средств, одновременно , состояние Йоги растет одновременно во всех восьми сферах жизни, чтобы в конце концов стать постоянным…

Необходимо указать здесь, что даже самадхи, уже являясь состоянием Йоги в смысле трансцендентального сознания, служит средством дости-жения конечного состояния Йоги, космического сознания. В состоянии космического сознания трансцендентальное сознание обретает постоян-ную основу в природе ума, или, в индийских терминах, кшаника (преходящая) самадхи становится нитья (вечной) самадхи. Именно в этом смысле Махариши Патанджали поставил самадхи рядом с другими семью частями, или средствами, Йоги.

Чтобы связать принцип дхьяны с практикой, можно заметить, что самой ценной практикой в сфере дхьяны является простая система Транс-цендентальной Медитации. Трансцендентальная Медитация принадлежит к сфере дхьяны и в то же время выходит за пределы этой сферы и дает начало состоянию трансцендентального сознания, самадхи. После того как это состояние было достигнуто, внимание возвращается в сферу дхьяны, которая является областью активности. Это регулярное переклю-чение внимания с одной сферы на другую позволяет поддерживать транс-цендентальное сознание даже во время деятельности, сначала на очень тонком уровне, и позднее — в грубой деятельности повседневной жизни, так что в конце концов оно становится постоянным. Таким образом простая система, известная как Трансцендентальная Медитация, которая является особым видом практики, образует наиболее действенный рабочий инструмент этих двух сфер жизни, дхьяны и самадхи.»***

Йога - не религия.

Существует глубокое духовное единство йоги с религиозными и духовными учениями Запада и Востока, но при этом йога сама по себе не является религией.

йога не имеет никакого отношения к индуизму, христианству, исламу, равно как и ко всем остальным религиям. Но все, кто познали истину, будь то Будда, Иисус, Мохаммед или Заратустра, постигали ее с помощью йоги. Только одним путем жизнь может достичь состояния внутренней целостности, и этот путь — йога во всех своих проявлениях.

йога, в отличие от религий, — это не система верований. Она представляет собой системный метод научного исследования, нацеленного на поиск истины жизни.

Конечно, это исследование отличается от методов современной науки, потому что йога не использует традиционные объективные методы исследования. Область исследования и методы исследования в йоге полностью субъективны. Но это исследование содержит все признаки науки, а не веры. йога не призывает что-либо принимать на веру. Атеист может заниматься этим с тем же успехом, что и верующий в Бога.

Наука не зависит от верований. Наука не предполагает наличия каких-либо сформировавшихся убеждений или догматов. Наука говорит: «Делай и смотри!».

Наука начинается не с допущений, она начинается с исследования. То же можно сказать и о йоге: йога начинается не с теорий, а с поиска, изучения, исследования внутри собственного сознания, в котором сокрыто все Знание мира, когда бы то ни было доступное объективному познанию.

Ю. Сычева, кандидат экономических наук,
Учитель Трансцендентальной Медитации

Эта статья для множества людей, которые занимаются йогой, для тех, кто вновь открыл для себя этот древний, но до сих пор актуальный поход к физическим упражнениям. Десятки миллионов людей начали заниматься йогой, потому что она оказывает мягкое и сбалансированное воздействие на тело, а также дает заряд бодрости, что в результате обеспечивает хорошую физическую форму в целом.

йога также высоко ценится людьми за тот умиротворяющий эффект, который она оказывает на ум. Неспешный стиль практики йоги, фокусирование внимания на конкретных моментах растяжения и дыхания помогают людям оставить в стороне заботы повседневной жизни и насладиться настоящим моментом.

Хотя нахождение в позах йоги ("йога асанах ") может быть чрезвычайно приятным, практикующие йогу полагают, что смогли бы поднять свою практику на более высокий уровень, научившись в большей степени интегрировать тело, ум и духовное начало через опыт глубокой медитации. И это дает нам повод отметить, что медитация может сделать йогу, которая уже хороша сама по себе, еще лучше. Более того, почти каждая система или школа йоги рекомендует медитацию (по крайней мере теоретически).

Но люди, обучающиеся йоге, часто откладывают занятия медитацией, боясь, возможно, что они утратят свою твердую дисциплину и умение полностью на чем-то фокусироваться, что, как считается, является неотъемлемой частью достижения успеха.

Одной из причин, по которой многие считают медитацию чем-то сложным, является распространенное неверное понимание 8 частей в йоге ("Аштанги-йоги "), изложенных в почитаемых Йога-Сутрах Патанджали.

В тексте Йога-сутр восемь частей йоги перечисляются в следующем порядке:

1) пять «ям », или личных добродетелей, таких как, «ахимса », отказ от насилия, или «сатья », праведность;

2) пять «ниям », или правил жизни, включая «шаучу », очищение, и «свадхьяю », обучение;

3) «пранаяма » - дыхательные упражнения;

4) «асаны » - йогические позы;

5, 6, 7) три стадии умственной практики: «пратьяхара», «дхарана» и «дхьяна» (медитация);

8) «самадхи », единение занятого мыслительным процессом ума с его глубочайшим, наиболее безмолвным уровнем, единым полем сознания, Самостью . Мысль индивидуума успокаивается и переживается безграничный океан сознания.

Однако, не смотря на то, что «Аштанга » переводится как восемь частей , а не восемь шагов или ступеней, многие полагают, что Патанджали имел в виду, что его восьмеричную систему следует практиковать шаг за шагом в последовательном порядке, начиная с личных добродетелей и завершая медитацией, чтобы войти в состояние самадхи .

Махариши Махеш Йоги вызвал смятение в мире йоги где-то 40 лет назад, когда путешествовал по миру, обучая людей программе Трансцендентальной Медитации , простой и легкой для изучения технике, позволяющей дать прямой опыт самадхи . Махариши обучал всех желающих, даже если они до этого были совершенно далеки от йоги. В Германии целая делегация йогов пришла распросить его об этой технике.

Махариши поприветствовал делегацию и начал с того, что их объединяло - признания авторитета Патанджали. Затем, однако, он объяснил свой мнение по поводу того, что Патанджали из-за того, что прошло много времени с момента написания Йога-Сутр , начали неверно интерпретировать. Порядок известной восьмеричной системы йоги Патанджали поменялся на противоположный по сравнению с тем, что Патанджали имел ввиду. «Практика йоги была понята так, что началом йоги стали считать яму, нияму (мирские добродетели) и так далее, - сказал Махариши, - в то время как на самом деле следует начинать с самадхи ». Иными словами, ошибочно думать, что твердая мораль и правильное поведение необходимы для достижения самадхи , напротив, сказал Махариши, правильное поведение и соблюдение норм морали являются результатом опыта переживания наиболее целостного и полного блаженства уровня жизни…

Сознание-блаженство - это тот более высокий уровень развития сознания , к которому йога должна нас приобщить. йога означает «единство». Одним из определений йоги является «единство тела, ума и дыхания». Хотя и это может принести хорошие результаты, но есть более высокий уровень понимания йоги: единство думающего ума, или маленького «я», с большим «Я», космическим разумом. Результатом этого, согласно Йога-Сутрам , является наивысшее блаженство.

Занятия йогой предусматривают не только выполнение асан с контролем дыхания, но и объединение их с визуализациями, мантрами, медитацией и пр.

В статье мы расскажем, для чего необходимо заниматься медитацией, и как правильно это делать. Наш материал пригодится тем, кто только начинает медитировать и имеет множество вопросов о методах и наиболее частых ошибках медитирующих.

Преимущества йога-медитации

Главная цель медитации - расслабление, избавление от напряжения. Современный ритм жизни привёл к тому, что люди живут в постоянном стрессе, имеют мало времени на отдых, а некоторые вовсе разучились расслабляться.

Нервная система, пребывающая в постоянном напряжении, провоцирует развитие различных проблем со здоровьем, приводит к депрессиям, синдрому хронической усталости - болезням, которые стали просто бичом современного общества.

Медитация позволяет человеку разгрузить нервную систему, научиться смотреть на окружающий мир с оптимизмом, избавиться от усталости, прибавить сил и насытиться энергией.
При медитации человек учится контролировать своё дыхание, делает его более глубоким, в результате замедляется сердцебиение и понижается артериальное давление.

К тому же после медитативных практик человек, который до этого имел, по его мнению, неразрешимую проблему, стоял в тупике, начинает смотреть на неё по-другому, находит выход либо относится к ней проще, не принимая близко к сердцу.

Ещё одно важное преимущество медитации - способность с помощью этой практики найти ответы на вопросы: «Чего я хочу?», «Куда я иду?». Йога-медитация позволяет человеку лучше понять и узнать себя, осознать, где его место в мире.

Несомненно, через некоторое время после того, как человек пришёл к необходимости медитации в своей жизни и стал активно ею заниматься, он начинает лучше себя чувствовать, молодеет душой и телом.
Медитация примиряет человека с собой, окружающим миром, другими людьми и помогает ему проживать ежедневную жизнь. Регулярные практики расслабления приводят к тому, что человек избавляется от агрессии, становится добрее, терпимее к окружающим.

В свою очередь, весь негатив, который обрушивается на человека ежедневно, перестанет его задевать и выводить из равновесия.

Такое состояние влечёт за собой коренные изменения в жизни человека и в его устремлениях. Достаточно всего лишь 8 недель практики, чтобы увидеть результат.

Таким образом, медитации позволяют внести следующие изменения в жизнь человека:

  • добиться общего улучшения состояния здоровья и избавления от многих, в том числе хронических, болезней благодаря налаживанию работы нервной системы и избавлению от стресса;
  • научиться освобождать разум от ненужных, «токсичных» мыслей;
  • обучиться притягиванию в свою жизнь необходимых условий для собственного счастья - любви, богатства, удачи, здоровья и т. п.

Видео: о медитации

Основные правила

Чтобы медитации получались и давали результат, следует придерживаться нескольких нехитрых правил:

  1. Практиковать расслабления регулярно. Оптимально - каждый день. На первых порах допускается частота 3 раза в неделю. Лишь при регулярном медитировании можно добиться желаемого эффекта и увидеть изменения в своей жизни. Если произвести длительный перерыв, то возвращение к практике будет трудным.
  2. Оптимальная частота практик - 2 раза в день: по утрам и вечерам. Утренняя медитация позволит насытиться энергией на весь день. Вечерняя - поспособствует устранению негативных эмоций, напитанных на протяжении дня.
  3. Практику не стоит осуществлять после плотного приёма пищи. Вряд ли медитация в таком состоянии будет успешной, поскольку вместе с желудком тяжёлыми также будут нервы и сознание. Желательно, чтобы пищеварительный тракт перед расслаблением был пустой. После приёма пищи и до принятия медитативной позы должно пройти не менее 2 часов. Но если чувство голода приносит вам дискомфорт и не даёт нормально медитировать, то разрешается выпить стакан молока либо сока.
  4. Позаботиться о том, чтобы в момент медитации не произошло постороннего вмешательства. Следует предупредить людей, с которыми вы проживаете, чтобы они вас не беспокоили. Внезапное постороннее вмешательство может привести к негативным последствиям. Если погружение глубокое, то возможно даже развитие психического расстройства.
  5. Подобрать подходящую музыку для расслабления. Она должна быть монотонной, простой, не отвлекающей от процесса.

С чего и как начать

Начинать практику медитации следует с 5 минут, постепенно увеличивая её длительность до 10, 15, 30, 45 и 60 минут. Наиболее распространённая поза для медитации - сидячая с ровной спиной: лотоса либо полу-лотоса.

В таком положении достигается одновременное сочетание напряжения и расслабления мышц. Спину необязательно держать на весу, можно пользоваться различными приспособлениями, например, подушками, валиками, а также опираться о стену, другие вертикальные поверхности.

Но если человеку, пришедшему к необходимости введения в свою жизнь медитации, такая поза по каким-либо причинам покажется неудобной, то можно выбрать более комфортную для себя - на коленях, на стуле, в кресле.

Перед сном можно медитировать даже лёжа. Главное, чтобы дискомфорт и напряжение не отвлекали и не мешали расслаблению.

Если поза комфортна, однако вы не в силах длительное время удержать в ней тело без того, чтобы оно не начало противиться и сигнализировать об этом болями в мышцах, то нужно будет тренироваться путём выполнения асан. И через некоторое время поза для медитации обязательно вам покорится.
Глаза во время медитации большинство новичков держат закрытыми. Это помогает сосредоточению. Однако закрытые глаза при медитации - не принципиальный момент. Некоторым людям удаётся успешно медитировать и держа их открытыми либо полузакрытыми.

Место для медитации должно отвечать нескольким критериям:

  • быть тихим - чем меньше посторонних звуков будет доноситься и отвлекать, тем проще и быстрее можно будет достичь состояния расслабленности;
  • быть хорошо освещённым, с комфортным, не режущим глаза освещением;
  • быть уютным - комфорту и уюту будут способствовать свечи, аромапалочки, цветы, простор, комфортная обстановка, соответствующая музыка.

После того как вы научитесь погружаться в себя, место для вас уже не будет иметь значения. Вы сможете посвящать себя медитации в любое время и в любом месте.

Противопоказаний к практикованию медитаций практически не существует, к ним может приступить любой человек. Единственная категория людей, которым нельзя медитировать, - это те, кто имеют психические заболевания в тяжёлых формах.

Видео: о медитации Обучиться медитации легко - в интернете, а также в специализированной литературе имеется множество советов и видеоуроков по обучению.

Учитель для этой цели в большинстве случаев не нужен. Наставник понадобится лишь при овладении глубокими методиками, оказывающими серьёзное воздействие на сознание и физическое самочувствие.

Методы для начинающих

Есть множество способов, как достичь релаксации и при этом сочетать её с максимальной концентрацией внимания. Ниже мы приводим описания простых техник, которые доступны для новичков. Вы можете выбрать для себя ту, которая понравилась больше всего, попрактиковать её пару недель, а затем приступить к освоению следующей.

Осознанное дыхание

Как понятно из названия, данная практика предполагает обучение отслеживанию своего дыхания. Человек концентрируется на каждом вдохе и выдохе и ощущениях, которые он при этом испытывает.
Поначалу такое отслеживание даётся непросто, поскольку в голову всё-таки закрадываются посторонние мысли. Нужно их отбрасывать и возвращаться к дыханию.

Техника проведения:

  1. Посидеть 2–3 минуты в расслабленном положении в удобной позе.
  2. Сконцентрироваться на том, как воздух входит и выходит из организма. Выдох сопровождать счётом.
  3. После отсчитанных 4–5 минут выдохов следует считать до 10, опережая вдох.
  4. Прекратить счёт и просто сосредоточиться на дыхании.
  5. Обратить внимание на место, где воздух наиболее ощутимо контактирует с телом. Сосредоточиться на ощущениях при его вхождении в тело.

Пение мантр

Пение мантр присуще многим религиям. Это мелодичное распевание какого-либо слова или фразы, в ходе которого звуки сливаются в один поток. Оно сочетается с концентрацией внимания и синхронизацией дыхания. Чаще всего поются такие фразы, как «Ом, амен», «Ом мани падме хум».

Новичкам, которым не совсем понятно значение слов «сокровище в лотосе» (именно так переводятся данные фразы), можно распевать более простое слово, например, «мир». Мантры можно петь вслух либо произносить про себя.
Чтобы правильно петь мантры, нужно обучиться посылать вибрации голоса на различные участки тела:

  1. Поместить одну ладонь на низ живота и проследить вибрации в этом месте.
  2. Переместить ладонь ниже и ощутить вибрации.
  3. Продолжить наблюдение за вибрациями, опускаясь к более нижним участкам тела.

В ходе таких тренировок человек способен со временем проследить вибрации в стопах. При пении следует сосредотачиваться на том, на что направлена мантра. Необходимо научиться концентрироваться лишь на одной мысли и не перескакивать на другие, иначе нужного эффекта достичь не получится.

После проведения этой практики человек заряжается освобождающей, очищающей и созидательной энергией, приобретает чувство спокойствия и удовлетворения.

Видео: о пении мантр

Визуализация

Визуализация предполагает «рисование» в голове образов - янтр или мандал: витиеватых геометрических изображений.

Новичкам вначале предлагается посмотреть на простую геометрическую фигуру, например, овал, треугольник, квадрат, а затем закрыть глаза и попробовать сосредоточенно, со спокойным дыханием, изобразить её в своём воображении.

Научившись «рисовать» простые фигуры, можно переходить к замысловатым янтрам и мандалам. Впоследствии эту медитативную практику можно использовать для того, чтобы визуализировать и реализовывать свои желания.

Меттабхавана

Меттабхавана дословно с древнеиндийского языка переводится, как «метта» - «любовь», «бхавана» - «развитие, воспитание». Таким образом, данная практика означает воспитание в себе любви ко всему живому.
Сначала человеку в ходе медитации предлагается полюбить самого себя, затем - своих близких, потом - окружающих, в том числе и врагов. Завершается медитация ощущением любви ко всем живым существам на планете.

Всё это делается с одновременным сосредоточением на дыхании и произнесением таких фраз, как:

  • «Пусть я буду счастлив»;
  • «Пусть я буду спокоен»;
  • «Пусть я освобожусь от страдания».

Проделав такую работу над собой и добившись любви к себе, следует представлять близкого человека, повторяя по отношению к нему: «Пусть ты будешь счастлив» и т. д.

Проработав отношения с близкими, а затем и с чужими людьми, можно приниматься за людей, отношения с которыми складываются трудно, с негативными эмоциями. Завершается медитация пожеланием добра всему живому, что существует в мире.

Видео: о меттабхаване

Випассана

Випассаной называют медитацию внутреннего озарения. Для её выполнения следует выделять не менее 45 минут.

Техника выполнения выглядит следующим образом:

  1. Принять положение сидя с хорошо выпрямленной спиной в удобном положении, позволяющем не отвлекаться на телесные ощущения. Можно использовать различные приспособления - стул, скамейку, кресло, подушку и т. п.
  2. Закрыть глаза.
  3. Дышать ровно, как обычно, сосредотачиваясь на вдохе и выдохе.
  4. Фокусироваться на привлекающих внимание ощущениях в теле, например, в ухе, носу и т. п.
  5. Затем перейти к ощущениям, которые доставляет окружающий мир, например, запах, какой-то звук.
  6. Мысли, которые будут приходить в момент наблюдений за ощущениями, следует отбрасывать либо давать им эпитеты: например, пугающая, интересная, глупая и т. д.
  7. Проблемы, которые у вас есть, нужно воспринимать отстранённо, не привязываясь к ним и не отвергая их. Заложить в себе установку на то, что это ваша жизнь, за которой интересно наблюдать со стороны.

Медитация по Веданте

Эта практика направлена на обучение наблюдению за своим сознанием, которое находится в процессе самоизучения. В ходе неё человеку удаётся почувствовать, что он является частью мироздания.

Практика предполагает при возникновении любой мысли ввести с собой следующий диалог:

  • Для кого эта мысль возникает?
  • Для меня.
  • Кто я? Где моё начало?

Выстраивание такой логической цепочки приводит человека к освобождению от собственного эго и к приобщению к миру.

Медитация в движении

Для медитации в движении можно выбрать различные формы. Это может быть какой-нибудь вид йоги либо просто ходьба, бег. Она подходит для тех людей, которым некомфортно длительное время сидеть на одном месте.

Видео: о медитации в движении Например, можно отправиться гулять в безлюдное место и при этом заниматься медитацией:

  1. Синхронизировать вдох и выдох с шагами.
  2. На вдохе отрывать от земли пятку, плавно переходя к подъёму пальцев ног и перемещению ноги вперёд.
  3. На выдохе так же плавно опускать стопу, фиксируя это в сознании.

Таким образом, удаётся добиться сосредоточенности и самосознания. Кстати, медитацию в движении можно производить даже при выполнении рабочих обязанностей либо при укачивании малыша.

Частые ошибки при медитации

Конечно же, мало кому удаётся с первого раза правильно медитировать и достигать нужно эффекта - расслабления и концентрации внимания.

Наиболее распространённые ошибки новичков:


Видео: ошибки при медитации

Что делать, если не получается

Хотим отметить, что множество людей начинали и в эту самую минуту начинают медитировать, однако приближаются к конечной цели не все. Чаще всего медитация не получается из-за множества посторонних мыслей, которые приходят в голову медитирующего и делают невозможным расслабление и концентрацию внимания.

Учителя советуют в таком случае ни в коем случае не расстраиваться, не злиться и не начинать борьбу с мыслями, не пытаться их остановить. Нужно просто фиксировать это и прикладывать усилия для того, чтобы уводить себя от мыслей и возвращаться к практике.

В ходе практики также могут возникать боли в теле - спине, ногах, мышцах, суставах. Естественно, они не дают расслабиться в полной мере.

Знаете ли вы? Многие знаменитые люди изменили свою жизнь, достигли гармонии и спокойствия благодаря медитациям. Среди них - актрисы Дженнифер Энистон, Эмма Уотсон, Лив Тайлер, Сьюзан Сарандон, телеведущая Опра Уинфри, певица Шерил Кроу.

В таком случае нужно, как мы уже упоминали, поменять позу на более удобную, заняться йогой и сделать более податливыми мышцы, либо если боль терпимая, просто наблюдать за ощущениями, что приведёт к скорому их исчезновению.
Медитируя длительное время с закрытыми глазами, нередко люди засыпают и тоже не достигают нужного результата. Таким лицам рекомендуется соблюдать режим дня: достаточно высыпаться либо выделять время для сна перед медитацией.

Важно! Справиться с сонливостью можно при помощи растирания ушных раковин либо выдоха с одновременным закидыванием назад головы.

Таким образом, йога-медитация позволяет кардинально изменить жизнь человека в лучшую сторону, избавить его от напряжения, проживать каждый день спокойно и невозмутимо, уверенно идя к своей цели и не отвлекаясь на ненужные эмоции и переживания.

Правильно подобранная практика приводит к тому, что человек легче взаимодействует с окружающим миром и проще относится к возникшим на его жизненном пути трудностям.

| Медитация

Медитация Атма Вичара - это поддержание непрерывной внимательности к осознаванию внутреннего чувства «Я» (ахам-вритти).
«Это итог и сущность всего, что стремящемуся к Истине необходимо знать. Категорическое требование к нему - вести ревностный и однонаправленный поиск источника ахам-вритти » Шри Рамана Махариши. Практика самоисследования.

Медитация. Медитативные техники и состояния

Медитативные техники - методы духовной практики в большинстве различных направлений йоги и в буддизме признаются основными средствами достижения цели практики или Плода .

Искренняя и глубокая молитва, которая является главным методом поклонения в таких духовных традициях, как Христианство или Ислам, в определенной степени может быть так же отнесена к Медитации . Очевидно, что речь не идет о молитве, как о той или иной просьбе в мирских делах человека к Богу, а о молитве как о просьбе жить в Боге и выполнять только Его волю.

Для сравнения - практика йоги с целью получения каких либо сверх-способностей или стремление с помощью таких практик стать более успешным в мирской жизни на самом деле не является йогой по сути, а является магией.

Плодом практики йоги или конечной целью молитвы является единение с Богом. И в йоге и в других мировых религичях признается, что такое единение с Богом невозможно достичь одними человеческими усилиями.

В медитативном состоянии сознания остановлено мышление, исчезает ощущение я (эго) и времени, но присутствует состояние полной осознанности, ощущение присутствия, слияние (растворение) себя с окружающим пространством.

Иногда говорят, что молитва усиливает близость с Богом, а Медитация усиливает единство со Всевышним.

Молясь, мы чувствуем, что Бог находится где-то над нами, у нас над головой или в голубом небе. Иногда мы чувствуем, что Он должен прийти к нам, где бы Он ни находился, чтобы дать то, о чем мы просим.

При использовании методов Медитации мы чувствуем, что Он прямо перед нами или внутри нас, внутри нашего тела, нашего сердца и души. Он наблюдает за нами. Мы чувствуем, что Бог одаривает нас всем, что нам нужно.

В большинстве случаев мы чувствуем, что может сделать все, что необходимо, и быстрее, чем молитва или любой другой метод. С другой стороны, если наша молитва — это проявление интенсивного зова нашего сердца, тогда во мгновение ока Он услышит нас и поможет нам. Молитва и Медитация могут дополнять друг друга.


При длительной Медитации все виды мыслей и желаний отсутствуют, прекращается осознавание своего я, практически полностью исчезает дыхание, устанавливается состояние глубокого покоя, после которого внутреннее сознание человека освещается светом, вызывающим состояние невыразимого блаженства. В этом состоянии человек может находиться очень долго, не осознавая окружающего.

На бытовом уровне иногда полагают, что Медитация позволяет достичь расслабления, освобождения от стресса, очищения сознания от ненужных мыслей и переживаний, получения душевного покоя и внутренней гармонии. В большинстве психотерапевтических методик рекомендуется упражняться в медитации при максимальном расслаблении. По распространенному в некоторых школах мнению, для освоения медитативных приемов на приемлемом уровне, достаточно упражняться по полчаса ежедневно на протяжении полугода. Однако, цель духовных искателей не лежит в области материального мира.

Медитативное состояние сознания

Йогин всегда понимает отличие между концентрацией, Медитацией, полнотой внимания, созерцательным присутствием и интеграцией.

Следует помнить, что помимо используемых методов Медитации, в Лайя-йоге основой практики является непрерывноесозерцание, и понимание техник созерцания передается от Учителя к ученику.

Главным методом практики признается непрерывная внимательность к естественному состоянию, Медитация в движении, созерцание, самоосвобождение двойственного восприятия благодаря присутствию осознанности.

Созерцание в Лайя-йоге означает безусильное присутствие бдительного осознавания, которое не фокусируется на чем-либо конкретном. Йогин старается не цепляться за прошлое, не фантазировать о будущем, не схватываться концепциями настоящего, пребывать за пределами концепций в естественном состоянии.

Естественное состояние ни внутри, ни снаружи, оно подобно небу без границ и центра. Это ум в его Истинной Таковости. Он подобен пространству без качеств, однако все качества возникают из него.

Освобождение от последствий любых действий возникает тогда, когда йогин непрерывно пребывает в недвойственном созерцании.

Если вы занимаетесь практикой Медитации и выполняете ее правильно и достаточное время, то можете пережить различные уровни просветления сознания.

Эти уровни просветления сознания называются дхьяны - состояния медитативной концентрации.

Существует восемь уровней медитативной концентрации или восемь дхьян.

Согласно ведической традиции внутри нас существует бесконечное сознание, которое называют Атман, Брахман , Бог Шива, Природа Ума, Ум как таковой, Самость, Природа Будды.

Наши прошлые поступки и действия, в этой и в прошлых жизнях, то есть Карма, загрязняют Атман. Т аково действие нашего ума, который видит только эго. Когда мы медитируем, то мы пытаемся преодолеть некоторые ограничения Кармы и пробиться к состоянию Истинного Я, к тонкой светоносной ясности, пытаемся подчинить эго Всевышнему.

Когда мы медитируем, у нас может быть множество опытов и различных состояний сознания, мы можем испытывать чувства, эмоции, видения, состояния восторга, экзальтации или же, наоборот, угнетения и подавленности. Они называются бхаваны . Ни одно из них не является сущностным. Их следует рассматривать как иллюзию, как очередной вскрывающийся слой сознания.

Не следует привязываться к видениям, к каким- либо состояниям, а нужно их все отрицать, игнорировать до тех пор, пока вы не придете к состоянию высшего безопорного осознавания.

Только духовный Учитель может указать, верно это состояние или нет. Если же у вас нет духовного Учителя, можно самому найти в сутрах, шастрах наставлениях святых, описания этих состояний.


Для практикующего Лайя-йогу часто под Медитацией понимают именно такое пребывание в изначальной Мудрости покоя, когда нет отвлечений, пребывание в том мировоззрении, которое Учитель передал йогину.

«Ум, не обладающий самобытием, должен устранить двойственность медитации и медитирующего». Махасиддха Сараха

Медитация - это главное в йоге. Это по сути постоянное стремление к соединению с Божественным, отказ от эго, все остальное второстепенно.

Адепт Лайя-йоги стремится достичь осознания своей сущности и мира в целом. Находясь в непрерывной осознанности йогин полностью осознает происходящие в нем изменения: наступление покоя, гармонии, энергетического баланса, единения с миром и Богом.

Начиная знакомиться с практикой медитации неизбежно встает вопрос о том, как заниматься ей правильно, если нет опыта и нет в окружении тех, кто его имеет и мог бы научить.

И поэтому новички, которые изучают принципы медитации самостоятельно, сталкиваются с рядом препятствий, которые не позволяют им начать медитировать, хотя теоретически они уже имеют некое представление.

Можно выделить несколько причин:

  • Отсутствие времени и места для практики;
  • Желание сразу делать все правильно;
  • Мысли о том, что чего-то не хватает и что-то надо изменить.

Теперь подробней о каждой по-порядку.

Время для медитации

Бывает, что некоторые люди не могут стабильно заниматься медитацией ввиду того, что они думают, что у них нет времени. На самом деле время можно выделить, даже имея очень плотный график. Ведь у нас не стоит вопрос о том, что мы не успеваем спать, умываться, чистить зубы и удовлетворять свои другие насущные потребности. Мы всегда находим возможность для этого, за исключением редких случаев.

Потому что медитация — это такая же важная вещь как и другие наши потребности. Быть может она не так ярко выражена и мы не ощущаем сразу в ней острую необходимость. Но также, как мы умываемся и ухаживаем за телом, медитация отмывает и очищает наш Ум от ментальной грязи, которая в нем накапливается.

В самом начале практики я не думаю, что Вам потребуется очень много времени. Вы можете начать медитировать по 10-20 минут в день.

Самый оптимальный вариант - это раннее утро. Если проснуться на 15-20 минут раньше обычного и посвятить это время медитации то вопрос о нехватке времени будет закрыт.

Посмотрите пожалуйста видео и возвращайтесь назад к данному материалу. Я буду вас ждать.

В моей жизни был период, когда мне приходилось уезжать очень рано на работу и возвращаться домой поздно вечером. И я мог бы сдаться на волю текущих обстоятельств и плыть по течению, но мое страстное желание развиваться было сильней этого. Так как в тот момент я уже серьезно посвящал себя медитации, я начал вставать очень и очень рано, иногда около 3-х часов ночи, чтобы не прерывать свою ежедневную практику.

В общем, если есть желание время всегда найдется.

Место для медитации дома

Так как в этой статье мы рассматриваем медитацию дома, то уместно будет сказать о том, что в идеальном варианте если у Вас будет дома специально выделенное место для этого, где бы Вы могли медитировать каждый день.

Это может быть какой то уголок вашего жилища, в принципе значения нет где именно. Гостиная, зал, спальня, личный кабинет — это все подходящие места.

Если не получается заниматься практикой в одном и том же месте, то это не критично, медитируйте как получается.

Если Вы живете с семьей, с родителями или еще с кем то, и Вас отвлекают, то опять-таки ранний утренний подъем, пока все еще спят снова поможет Вам решить эту ситуацию.

Желание сразу делать все правильно

Это касается не только медитации, но и других начинаний. Человек хочет начать, но мысли о том, что вот еще немного почитаю, посмотрю, лучше пойму, а потом начну, могут отложить реальную практику на долгое время. Эдакий вечный студент, который только теоретизирует, но ничего не делает. Лучше начать, имея малый багаж, и в процессе углублять свои познания.

Желание вначале что-то изменить

Некоторые думают, что для того чтобы начать медитировать необходимо что-то кардинально поменять в своей жизни. Например, бросить работу, оставить семью и уйти в горы, стать отшельником, монахом или кем-то еще.

Такие заблуждения, к сожалению, не редко встречаются.

Конечно, отчасти это все верно.

Традиционно йоги уединялись и посвящали себя духовным практикам и медитации.

В «Бхагавад Гите как она есть» — древнем духовном манускрипте, как раз и описывается такой путь:

«Для занятий йогой надо найти чистое уединенное место, постелить на землю циновку из травы куша, покрыв ее оленьей шкурой и мягкой тканью. Сиденье не должно быть слишком высоким или, наоборот, слишком низким. Усевшись как следует, можно приступить к практике йоги. Обуздав ум и чувства, контролируя деятельность тела и сосредоточив мысленный взор в одной точке, йог должен очистить сердце от материальной скверны».

Но только единицы из многих многих тысяч людей готовы на то, что описано выше. А для большинства такой путь скорей всего окажется препятствием.

Если неподготовленный новичок начитавшись книжек уйдет в отречении и будет там сидеть и пытаться медитировать, то велика вероятность того, что вместо медитации его Ум будет поглощен размышлениями о чувственных наслаждениях и комфорте который он оставил. Долго это продолжаться не сможет и взяв слишком высокую планку для себя такой человек падет вниз.

Как проводить медитацию дома

Давайте же вернемся к нашей реальности. К занятиям медитацией дома, а не в лесу.

У меня на самом деле был различный опыт, я жил с монахами, жил в ашрамах, много путешествовал по Индии, останавливался и находился в Святых местах, медитировал там и занимался там другими практиками.

Поэтому могу сказать: «Чтобы начать медитировать ничего не нужно, все уже есть, не надо ничего кардинально менять и никуда уезжать, просто начните это делать».

Ваше желание развиваться — это та минимальная квалификация, которая позволит начать практику. Но вот чтобы ее углублять и совершенствовать могут понадобиться уже дополнительные условия, о которых мы обязательно будем еще говорить в будущем.

Одно из условий успешной практики — это стабильность. Посмотрите видео о том, чтобы медитация стала естественной частью Вашей жизни.

Занятия медитацией дома

Опираясь на свой опыт могу сказать, что лучше всего если вы запланируете для ежедневной медитации одно и тоже время и место. В этом вам будет способствовать , о котором я писал ранее.

Перед медитацией желательно принять душ и проветрить помещение. А также, намного легче медитировать если поддерживать чистоту в том месте, где проводите сеансы. Т.е. если вокруг беспорядок, раскиданы носки, белье, грязная посуда и т.д. это создаст дополнительные препятствия в практике.

Внешний беспорядок как правило отражает беспорядок внутри. Поэтому если поддерживать чистоту, то это будет способствовать развитию , уберет остатки сна и поможет лучшей концентрации внимания.

Поза

Выберите удобную медитативную позу и позаботьтесь о том, чтобы Вас никто не отвлекал на протяжении всего сеанса. Научиться правильно сидеть поможет Вам . Правильная и удобная поза, залог хорошей, сосредоточенной медитации.

Музыка

Некоторые во время медитации, для успокоения ума рекомендуют включать музыку, но я был бы с этим осторожен. Хотя у меня есть страничка с подборкой , а также записи мантр, все их нет потребности использовать в своей практике.

Благовония

По желанию, можно зажечь ароматическую палочку благовоний. Сандал, или любое другое которое Вам понравится. Запах благовоний очищает пространство и помогает успокоить Ум. У некоторых людей бывает аллергия на дымящиеся палочки, поэтому будьте осторожны.

Преимущества домашней медитации

В первую очередь медитация дома предполагает некое чувство безопасности. Например, медитируя в лесу или парке, или где-то еще, может возникать чувство незащищенности, которое может отвлекать. Но занимаясь практикой в одном и том же месте, особенно дома, такого чувства не возникает.

Способы медитации дома

Проводить медитацию дома можно тем способом, который вам больше нравится.

Я сторонник классических методов, и не слишком поддерживаю новомодные веяния из разряда: привлечение любви, денег, исцеление тела и т.д. Это все может прийти само собой, которая выделена каждому из нас, медитация же имеет несколько другую цель.

Мантры

Мой основной метод медитации — это медитация на звуки мантры. Их обычно произносят вслух, шепотом либо про себя. Отдельная статья, в которой я подробно описал , поможет Вам разобраться в этом.

Если очень сложно самостоятельно сосредоточиться, то можно включать записи мантр,(по ссылке выше, в указанной статье есть несколько аудио записей) и повторять в унисон либо в своем темпе.

При безмолвных медитациях, таких как гаятри мантры и медитация на дыхание лучше быть в абсолютной тишине, чтобы ничего лишнего не отвлекало.

Медитация на дыхание

В данной медитации необходимо концентрироваться и следить за своим дыханием, в этом Вам поможет

Такая медитация чаще всего не преследует какую-то высокую духовную цель, а просто помогает успокоению Ума и осознанности.

В одной короткой статье невозможно объять необъятное. Медитация - это как бездонный океан, в который чем больше у нас опыт, тем глубже можно погружаться. Но надеюсь, что эта публикация позволит Вам все-таки начать медитировать дома. на новые статьи и видео, чтобы прямо на почту получать уведомления о них. А также буду рад вопросам и дополнениям в комментариях к данной записи.

С уважением и наилучшими пожеланиями, Руслан Цвиркун.

В ней я хочу немного подробнее описать практику в поверхностных слоях сознания . Стоит подчеркнуть сразу, что данный текст не содержит описание каких-то конкретных практик (об этом, возможно, в следующих статьях), скорее он является теоретической частью для понимания процессов. Название статьи выбрано совсем не случайно. Сейчас почти любые практики принято называть модным словом «медитация», что с моей точки зрения, не совсем правильно. То, что я буду описывать дальше, а также описанная в предыдущей статье работа с «безмолвием» (пустотой), никакого отношения к практике йогической медитации – процессу пратьятхары, дхараны, дхьяны, а тем более самадхи – не имеет, поскольку происходит на разных уровнях сознания. Об этом и была написана . Если этого понимания не произошло, прочитайте ее еще раз.

Итак, предназначение йоги как духовной практики – пробуждение «спящего» Сознания. Сознание обычного человека закреплено в самом поверхностном слое, из которого он смотрит на внешний мир. В этом же слое происходит процесс мышления и проявляются эмоции, которые переживаются. Пробуждение начинается с ментальной осознанности, когда человек начинает обращать внимание не только на внешний мир, но и на то, что происходит у него в уме, то есть смотреть на самого себя, наблюдать. Этот процесс можно назвать «открытием двери» во внутренние структуры Сознания. Такая «дверь» есть у всех. Например, если вы спросите любого человека, о чем он думает, он может вам сказать мысли - это способность к самоосознанию. К сожалению, в эту «дверь» немногие заходят.

Ментальная осознанность – обязательный элемент практики йоги, и развитие этого навыка – признак прогресса в ней. Прогресс должен развиваться в двух направлениях.

Первое направление – продолжительность процесса ментальной осознанности. Чем чаще и дольше по времени вы наблюдаете за тем, что происходит в вашем уме, тем лучше. Нужно быть очень настойчивым, чтобы создать привычку наблюдать за собой. Однако в то же время, нужно быть осторожным, поскольку вы можете столкнуться с жестким сопротивлением вашего ума. Он очень любит, когда вы привычно «спите» и очень не любит, когда за ним «кто-то» наблюдает. По сути, когда осознанность отсутствует, вы находитесь в «спящем» состоянии сознания, даже если вы активно проявляете себя во внешнем мире. Этакий режим «биоробота», жестко выполняющего командные программы и не понимающего, что происходит. Но даже если у вас включен режим наблюдения за мышлением, очень часто упускается важный момент:

Смысл не в бесконечном рассматривании собственных мыслей, а в том, чтобы почувствовать того, кто смотрит на них.

Вы не являетесь мыслью или эмоцией, вы тот, кто наблюдает это. Йогой вы пытаетесь найти ответ на вопрос «Кто я?», заданный самому себе, если конечно вы занимаетесь этим, как духовной практикой, а не ограничиваетесь уровнями «физкультуры» для здоровья или красивой фигуры. Реализовать подобное бывает не просто, так как необходим режим «раздвоенного» внимания, когда часть внимания фиксирует мысль или эмоцию, а другая пытается почувствовать «наблюдателя». У обычного человека часто этот навык отсутствует.

Очень важно понимать, что такое Внимание. Внимание – это не только канал восприятия, но и канал, по которому движется энергия. Движется она туда, куда направлено ваше внимание. Своим вниманием вы можете «накачивать» энергией собственные мысли и эмоции, других людей, жизненные ситуации, все что угодно. Это Великий Инструмент Ума. С его помощью вы можете подняться на «вершины Духа», но оно может и опустить вас на уровень «животного». Поэтому без навыков осознанного управления вниманием, прогресс в практике йоги невозможен. Когда вы пытаетесь почувствовать «наблюдателя», а не мысли, вы «обесточиваете» мышление, делая ум более спокойным, одновременно «накачивая» энергией собственное Присутствие (Существование).

Необходимо добиваться максимально отчётливого ощущения собственного существования (Я есть), из которого и происходит восприятие (осознание) не только ментальных процессов, но и всего остального в жизни. Такая практика приводит к проявлению реальной «субстанции», воспринимаемой как «Я». Она не является ни мыслью, ни эмоцией, ни телом (обычно она больше, чем физическое тело). Данная субстанция осознается не физическими органами чувств, а непосредственно умом, и создает как бы «опору» в нём, из которой происходит восприятие всех процессов в сознании. Присутствие Наблюдателя делает ум более спокойным и устойчивым. Это важный этап практики, без этого, «опираясь» только на мысли и эмоции, добиться устойчивости сознания и управления мышлением практически невозможно.

Второе направление развития ментальной осознанности – увеличение глубины восприятия. Ваше осознание начинает расширяться вглубь. На поверхности находятся мысли и эмоции, восприятие этого уровня доступно каждому. Дальше находятся силы и программы, которые запускают процесс и выносят мысли на поверхность, то есть другие настройки вашего сознания. Попадания на данный уровень требует пробуждения чуть более глубоких слоев сознания, и здесь уже без помощи Пустоты (безмолвия) не обойтись, поскольку мысли и эмоции имеют свойство втягивать внимание, привязывая вас к поверхности.

Очень важно иметь правильное понимание феномена, называемого «Пустотой», поскольку слово не передает полный смысл. Разберемся с термином «Пустота». Итак, мысли и эмоции – это проявленные формы энергии. Когда же наступает «безмолвие» (Пустота), энергия переходит в непроявленное состояние, но она никуда не исчезает. Ее можно почувствовать как Присутствие Беспредельного Пространства, заполненного ничем не ограниченным Творческим Потенциалом, из которого разворачивается все, что угодно, и куда обратно все возвращается. В каком-то смысле это Полнота, а не Пустота, поскольку она содержит в себе все, что может проявиться. Ваше Присутствие Наблюдателя сливается с Пустотой, и вы становитесь Присутствием Осознающей Пустоты. Так происходит «укоренение» в Пустоте. Данное явление можно назвать Пространственно Расширенное состояние сознания. Другими словами вы становитесь «слишком большими», и мысль не может вместить вас в себя, как «облако» не может вместить в себя «Небо».

Контакт с Пустотой и укорененность в ней позволяют находиться в более глубоких слоях сознания и предоставляет огромный потенциал возможностей работы с ним. Когда ослабевают «путы», привязывающие вас к поверхности ума, вы можете погружаться глубже. Мысли и эмоции – это конечный «продукт» работы вашего Сознания. Когда вы опускаетесь глубже, вы можете видеть те силы и программы, которые его создали. Вы получаете много новых знаний о самом себе и о том, как работает ваш ум. Постепенно растет ваша чувствительность к внутренним процессам, восприятие становится более «утонченным».

Такое развитие может создать проблемы, поскольку автоматически начинает расти чувствительность к внешнему миру, и какие-то события или люди очень легко могут выводить вас из равновесия. Некоторые люди, особенно женщины, изначально имея очень высокую чувствительность, должны быть к этому готовы. Одновременно с повышением чувствительности могут увеличиваться возможности контроля. Ключи к этому также лежат в Присутствии Пустоты. То есть чем большую часть внимания вы втягиваете в это Безмолвие, тем спокойнее будет на поверхности. Вы, не подавляя, можете возвращать энергию мыслей и эмоций обратно в источник (Пустоту), откуда она и появилась.

Такая практика выводит контроль на совершенно новый уровень, поскольку Пустота может «поглотить» любое количество энергии. Однако это не значит, что вы должны во чтобы то ни стало удерживать Полное Безмолвие на поверхности. Такие усилия могут привести к «тонкой» блокировке сознания (об этом я упоминал в первой статье). В поверхностный слой выводится информация со всего Сознания, не только из структур личности, но и из глубины, от вашего Духа, который вам может много чего подсказывать или направлять. В связи с этим нужно нарабатывать различение (вивеку), отличая одно от другого. И здесь новые знания о собственной личности очень помогают.

На начальном этапе приходится принудительно добиваться хотя бы небольших периодов полного Безмолвия с помощью определённых практик, чтобы лучше познакомиться на практике с тем, что такое Пустота и укорениться в ней. Кроме того, появляется возможность менять программы личности, делая ее более спокойной, живущей в гармонии с внешним миром и с самим собой. Появляются также большие возможности по развитию творческих способностей, поскольку в Пустоте скрыт огромный творческий потенциал и все гениальное приходит оттуда. Но здесь лучше проявлять чувство меры, поскольку процесс творчества может очень вас затянуть, и вы вообще забросите практику йоги.Творчество – не цель практики йоги, а скорее побочный «продукт» её. Оно может приводить к большим потерям энергии, в ущерб практике, поскольку куда направлено ваше внимание, туда и течёт ваша энергия.

Если вы пишете прекрасные стихи или замечательно рисуете, это не говорит о том, что вы «продвинуты» в йоге. «Продвинутость» в йоге определяется совсем другими вещами (опять же ). Основной объект «творчества» в йоге – это вы сами, а главная цель – раскрыть (пробудить) ваше собственное Сознание, во всей его Божественной Красоте, это высший тип Творчества, и это самый лучший подарок Творцу. Реализовать это возможно только через личную практику. И никак иначе.

Данные направления, описанные ваше, являются всеми многочисленными возможностями, которые дает вам «общение» с Пустотой. Развитие ментальной осознанности позволяет даже в обычной жизни находиться в «пробужденных», более глубоких состояниях Сознания, то есть в большем контакте со своим Духом, а это уже совсем другая жизнь.

Стоит отметить, что все описано выше, можно реализовать и без длительного сидения в медитациях. Достаточно ежедневно применять относительно несложные практики, которые задействуют обычные органы чувств, а также совершать определенные манипуляции с вниманием для наработки необходимых аспектов сознания. Опять же – для этого не нужно создавать какие-то специальные условия, могут быть использованы обычные жизненные ситуации.

Что касается серьезных и длительных практик медитации, это практики не для начинающих. Для этого необходимо физически подготовленное тело, практикой пранаямы подготовленное «тонкое» тело (прежде всего, структуры позвоночника и сердца). Также абсолютно необходим хороший учитель, знающий технологию процесса и способный помочь в случае возникновения проблем. И кроме того, освоенные навыки работы в поверхностных слоях Сознания, о чем и написана данная статья. Прежде чем погружаться в «глубины» Сознания, неплохо бы научиться осознанно жить на «поверхности». Игнорирование этого может привести к непредсказуемым результатам.

Желаю всем успехов в практике и достижения полного пробуждения Сознания!

Владимир Ожогин – инструктор по йоге, ученик гуру-йоги Шри Шалендра Шарма.

Фото: mandarina.yoga/instagram.com
Loading...Loading...