Какие даты со дня смерти отмечают. Правила проведения годовщины смерти (1 год)

Святая Церковь молится постоянно о всех "прежде почивших отцех и братиях наших", но она также совершает особое молитвенное поминовение о каждом усопшем, если есть к тому наше благочестивое желание и нужда. Такое поминовение называется частным, к нему относятся третины, девятины, сорочины и годовщина.

Поминовение усопших в третий день после смерти есть предание апостольское. Оно совершается потому, что скончавшийся был крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа, Бога Единого в Троице. Кроме богословского значения поминовения усопшего в третий день, оно имеет еще значение таинственное, касающееся загробного состояния души.

Первые два дня душа еще пребывает на земле и с сопровождающим ее Ангелом посещает те места, которые притягивают ее воспоминаниями о земных радостях и горестях, делах добрых и злых. На третий же день Господь повелевает душе вознестись на Небеса для поклонения Себе.

В течение шести дней, с третьего до девятого, душа, возвращаясь от Лица Божия, в сопровождении Ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. На девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение.

После вторичного поклонения Богу Ангелы отводят душу в ад, где она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. На сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Господню, где решается ее участь - назначается место, которого она удостоится по своим делам.

Именно поэтому особенно усиленные молитвы за умерших мы должны возносить на третий, девятый и сороковой дни после смерти. Но эти сроки имеют и другой смысл. Поминовение усопшего в третий день совершается в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и образа Пресвятой Троицы. Молитва в девятый день - воздаяние чести девяти ангельским чинам, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

Дни плача по умершим в самой глубокой древности продолжались сорок дней. По установлению Святой Церкви, положено творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно в сороковой день (сорочины). Как Христос победил диавола, проведя сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь приносит молитвы, милостыни и бескровные жертвы по усопшему, испрашивает ему у Господа благодать, помогает победить врага, воздушного князя тьмы, и получить Царство Небесное.

Что мы можем сделать для близких в течение сорока дней после их смерти? Как только человек умер, необходимо сразу же позаботиться о сорокоусте, т.е. ежедневном поминовении во время Божественной литургии. По возможности хорошо заказать сорок обеден и даже в нескольких храмах.

Если смерть человека случилась во время Великого поста, то в среду и пятницу каждой недели заказывают панихиды, а в субботы и воскресения - обедни об упокоении души умершего. Сорокоуст во время Великого поста не заказывается, так как Божественной литургии каждый день не бывает.

Во время Пасхальной недели (первая неделя по Пасхе) панихиды не служатся, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей недели не заказываются ни обедни об усопших, ни панихиды. Только со вторника Фоминой недели (вторая неделя по Пасхе) в храмах начинают принимать заказы на сорокоусты и обедни об упокоении. Этот день называется Радоницей.

День смерти христианина есть день рождения его для новой, лучшей жизни. Поэтому мы празднуем память наших близких по истечении года со дня их кончины, умоляя благоутробие Божие о помиловании их душ, о даровании им вожделенного отечества в вечное наследие.

В третий, девятый и сороковой дни, а также в годовщину смерти надо заказать в церкви обедню об упокоении усопшего. Дома в эти дни собираются за трапезой его родные и близкие, чтобы в совместной молитве за него просить у Господа оставления грехов и упокоения души его во Царствии Небесном. Хорошо также послать пожертвование монастырям, чтобы там молились вечно об упокоении души усопшего.

Следует поминать усопших и в дни их земного рождения, в дни их именин (день памяти святого, имя которого они носили). В дни их памяти надо заказать в церкви обедню об их упокоении, панихиду, помолиться за них дома, помянуть их за своей трапезой.

Поминальная трапеза

Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Он описан еще у пророка Иеремии, откуда явствует, что у древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем... преломлять для них хлеб (Иер. 16, 7).

Но вот как именно за обеденным столом поминать усопших родных и близких? К сожалению, нередко поминки превращаются лишь в повод собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальной трапезой должны молиться за своих братьев по вере.

В этой главе обобщен опыт людей, живущих православной жизнью, разрозненные советы и пожелания сведены воедино.

Во время Великого поста, если поминки (третий, девятый, сороковой дни, годовщина) приходятся на его первую, четвертую и седьмую неделю, родные и близкие усопшего никого не приглашают. Эти недели - особенно строгие. Пусть за столом будут лишь самые близкие: мать или отец, жена или супруг, дети или внуки.

Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста, то они переносятся на ближайшие (предстоящие) субботу или воскресенье. Это поминовение называется встречным. Делается так потому, что праздничными днями Великого поста считаются субботы и воскресенья, когда совершается Божест­венная литургия.

В первые восемь дней после Пасхи не читаются молитвы за усопших, не совершаются по ним панихиды. В Церкви поется Пасхальный канон. Поминать усопших Святая Православная Церковь разрешает только со вторника Фоминой недели, Радоницы, о которой говорилось выше. С этого дня в храме по усопшему можно заказывать сорокоуст, обедню, проскомидию и панихиду. Келейно со дня Пасхи до вторника Фоминой недели по усопшему читают только Пасхальный канон.

Не следует поминать усопшего за столом водкой или другими крепкими алкогольными напитками. Поминки - это дни скорби, дни усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы здесь будем упиваться вином?

Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, - это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Отсюда происходит желание хозяев угостить пришедших повкуснее, посытнее. Но при этом нужно соблюдать постные дни, установленные Святой Церковью. Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов - постной, в мясоед - скоромной.

Молитвы читают перед святыми иконами с зажженной лампадкой или свечой. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать усопшего.

Непосредственно перед едой читают молитву Отче наш . Первым блюдом, которое по праву родства и близости к покойному сначала отведывают его ближайшие родные и друзья, является кутья. Это отваренные зерна пшеницы (риса), смешанные с медом (изюмом). Зерна служат символом Воскресения, а мед (или изюм) - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды.

Затем ее отведывают все присутствующие. Подают ее, по обычаю, в третий, девятый и сороковой дни поминовения.

Традиционными поминальными блюдами считаются на Руси блины и кисель.

Но самое главное - молитва об упокоении и помиловании души умершего человека. Если даже так случится, что в доме ничего не останется, кроме воды и сухарей, поминовение от этого не будет хуже. Если в доме не окажется и молитвослова, то будем читать те молитвы, которые знаем по памяти, обратимся к Богу своими словами, лишь бы только воздыхание за души умерших шло от нашего сердца.

Во время поминок принято оставлять во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд; это очень древний обычай.

Христианину, приглашенному на поминки близкого человека в неверующую семью, лучше не отклонять приглашения. Так как любовь превыше поста, то нужно руководствоваться словами Спасителя: Ешьте, что вам предложат (Лк. 10, 8), но соблюдать умеренность в еде и разговорах.

Поминовение усопшего после погребения

Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом сам день кончины считается первым).

Поминовение в эти дни освящены древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, злых и добрых дел. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред Лице Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. В девятый день Господь повелевает ангелам опять представить душу к Нему на поклонение.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и преданиях Церкви как время, необходимое для приготовления, для принятия особого божественного дара, благодатной помощи Отца Небесного.

Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали Закона лишь после сорокадневного поста.

Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия.

Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по Воскресении.

Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору небесного Синая, удостоилась лицезрения Божества, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного Суда.

Молитва в сороковой день чрезвычайно важна, ибо ею заглаживаются грехи умершего. Но и после него поминовение не прекращается, только теперь оно бывает в памятные дни - день рождения, смерти, именины покойного.

Для православного верующего день смерти ближнего - это день рождения в новую, вечную жизнь.

Как молиться в дни поминовения

В течение всех сорока дней после смерти человека его родные и близкие должны читать Псалтирь. Сколько кафизм в день - зависит от времени и сил читающих, но чтение непременно должно быть ежедневным. После прочтения всей Псалтири она читается сначала. Не следует лишь забывать после каждой "Славы..." чтение молитвенного прошения о поминовении усопшего (из "Последования по исходе души от тела ").

Многие родные и близкие умершего, ссылаясь на различные обстоятельства, доверяют это чтение другим (читальщицам) за плату или заказывают его в монастырях (т.н. "неусыпаемая Псалтирь"). Конечно, Бог слышит и такую молитву. Но она будет сильнее, искреннее, чище, если родной или близкий умершему человек будет сам просить Бога о помиловании усопшего. И не стоит жалеть на это ни сил, ни времени.

В третий, девятый и сороковой дни следует читать по усопшему особую кафизму (в нее входит 118-й псалом). Ее называют поминальной, а в богослужебных книгах - "Непорочны" (по слову, находящемуся в первом ее стихе: "Блажени непорочнии в путь, ходящий в законе Господни").

После кафизмы читаются положенные тропари (они сразу указаны после 118-го псалма в молитвослове), а за ними - псалом 50-й и тропари непорочны, или тропари за упокой (числом 8) с припевом к каждому стиху из 118-го псалма: "Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим".

После этих тропарей читается канон "Последование по исходе души от тела ".

Дни особого поминовения всех умерших православных христиан

Святая Православная Церковь в мудром попечении о душевном спасении своих верных чад издревле предназначила особые дни в году, в которые возносится за усопших церковная молитва, способствующая облегчению их загробной участи.


Таких дней в году:

1) суббота седмицы Мясопустной,

2) суббота 2-й седмицы Великого поста,

3) суббота 3-й седмицы Великого поста,

4) суббота 4-й седмицы Великого поста,

5) вторник 2-й седмицы по Пасхе,

6) суббота 7-й седмицы по Пасхе,


Представление всех покойников "родителями", т.е. принадлежащими уже к роду отцов, к которым они отошли, возбуждает в нас благоговение к их памяти. В некоторые дни, особенно субботы, совершается вселенское поминовение усопших. Эти дни получили название родительских суббот.

Именно в субботу полагается молиться об умерших потому, что так установлено Святой Православной Церковью: в каждую субботу недели, в день покоя, поминать умерших родных и близких.

Как поминать? В каждом "православном молитвослове" в конце утренних молитв помещены молитвы за живых и усопших. Не поленимся читать это небольшое поминовение за своих почивших сродников, называя их имена, прибавляя к ним молитвенное прошение из "Последования по исходе души от тела".

Днями сугубого (особого) поминовения усопших являются пять вселенских суббот.

Мясопустная родительская вселенская суббота отмечается за две недели до Великого поста. В этот день Святая Церковь молится за всех православных христиан, в том числе умерших внезапной смертью: во время потопа, землетрясения, войн и т.д.

Вместо ежедневного поминовения усопших во время Божественной литургии, какого не бывает во время Великого поста, Святая Церковь положила совершать усиленное поминовение в следующие три дня: родительские вторую, третью и четвертую субботы Великого поста.

В субботу 7-и седмицы по Пасхе, пред святою Пятидесятницею, совершается поминовение всех усопших христиан в той мысли, что событием Сошествия Святого Духа заключилось домостроительство спасения человека, которое простирается на живых и умерших. Установление поминовения усопших в Троицкую субботу относится к первым временам христианства. Святой Василий Великий к своим молитвам, читаемым в день Пятидесятницы, присоединил и моление об усопших в вере братиях: «Христе Боже наш... услыши нас, молящихся Тебе, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших отец и братии наших, и прочих сродников по плоти и всех своих в вере, о них же и память творим ныне... Приими убо, Владыко, мольбы и моления наши и упокой... вся преждепочившие души... в стране живых, в Царствии Небесном, в рай сладости, вводя вся в Святыя Твои обители» (3 пол.).

29 августа, в день Усекновения честныя главы святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, русскою Церковью установлено в 1769 году совершать поминовение православных воинов, за веру и отечество на брани убиенных.

Троицкая вселенская родительская суббота отмечается перед днем Святой Троицы (на 49-й день после Пасхи). В этот день совершается память всех усопших благочестивых христиан.

Частные родительские дни.

Вторник Фоминой недели. Неделя называется Фоминой потому, что на ней вспоминается апостол Фома. Сам же этот день, когда живые спешат на кладбище приветствовать умерших родителей радостной вестью о Воскресении Господа, принято называть Радоницей. Живые христосуются с умершими, принося с собой на могилы крашеные яйца. Это девятый после Пасхи день (вторник второй после Пасхи недели).

11 сентября , в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (полагается строгий пост), совершается поминовение православных воинов, за веру и отечество на поле брани убиенных. Это поминовение установлено в Русской Церкви при императрице Екатерине II (по указу 1769 г.), во время войны с турками.

В субботу перед 26 октября, днем памяти святого и славного великомученика Димитрия, мироточца Солунского, совершается поминовение всех православных христиан, в вере и уповании скончавшихся. Это поминовение установлено великим князем Димитрием Донским после Куликовской битвы в 1380 году и первоначально совершалось лишь о воинах, на брани убиенных.

Польза поминовения о усопших, принесения бескровной жертвы за них и молитв наших о них велика и бесспорна. Об этом свидетельствуют на пространстве тысячелетия (IV XIV вв.) единогласно отцы и учителя Церкви: святой Ефрем Сирин, преподобный Макарий Египетский, святой Иоанн Златоуст, святой Кассиан, блаженный Августин, святой Иоанн Дамаскин, святой Симеон Солунский и др.

Димитриевская родительская суббота свершается за неделю перед 8 ноября (день памяти вмч. Димитрия Солунского). Установлена она великим князем Дмитрием Ивановичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле 8 (21 по новому стилю) сентября 1380 г., князь Дмитрий Донской совершил поминовение павших воинов перед днем своего Ангела.

Впоследствии в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и в Димитриевскую субботу стали поминать не только православных воинов, но и всех усопших.

Наконец, решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 г. День победы в Великой Отечественной войне (9 мая) стал днем особого ежегодного поминовения усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны.

В эти дни закажите о своих близких, родных обедню или поминовение на проскомидии (в переводе с греч. - приношение). Это листок с заголовком "Об упокоении", в котором перечисляются имена умерших (крещеных и не покончивших жизнь самоубийством).

В такие дни хорошо посетить могилы умерших, в церкви помолиться во время панихиды об их упокоении, а дома читать 17-ю кафизму.* Не забудьте помянуть умерших во время трапезы.

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" - "Да, конечно". - "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

Годовщина смерти, как поминать усопшего - серьезная проблема для невоцерковленного человека, т. е. того, кто не посещает регулярно православный храм и не участвует в церковных Таинствах. К сожалению, годы гонений на Святую Церковь выхолостили из русского сознания важность и суть перехода души в загробный мир. Главной задачей близких умершего стало приглашение родственников для очередного застолья, хоть и с грустным оттенком. Все знают, как организовать трапезу, а как правильно поминать усопших в соответствии с Церковным уставом - и понятия не имеют.

Важность воспоминаний после кончины

Лето человеческой жизни заканчивается на смертном одре. Согласно учению Православной Церкви, смерть представляет собой разлучение души от тела. Духовная сущность уходит к Богу, а физическая субстанция предается земле. Затем родственники организуют поминки на 3, 9, 40 день и годовщину. Но неверующие люди не задумываются над тем, что поминать можно лишь только живых. Ведь у Бога нет мертвых.

Отсутствие православной веры, знаний законов духовной жизни и опыта бытия за гранью земного вынуждает живущих на планете лавировать между церковными установлениями и языческими традициями. Поминки как трапеза, - это только часть и при этом не главная, общего правила прощания с человеком, перешедшим в духовные обители. Действенным поминовением является молитвенное предстояние дома, а еще лучше в церкви, на литургии и молебне.

На службу обязательно подается записка с именем почившего год назад человека, а также всеми крещеными прародителями, имена которых известны.

По церковным правилам проводить обряд тризны запрещено над:

  • некрещеными;
  • самоубийцами;
  • еретиками;
  • раскольниками.

Поминки этих людей невозможны, поскольку одни не верили в будущую жизнь, а другие добровольно лишили себя настоящей. Обычно на собрании говорят о делах умерших и воздают им благодарение. А что могут означать хорошие воспоминания для того, кого не существует? Для атеиста вообще характерна бессловесная форма выражения по отношению к умершим в виде минуты молчания или выпитой чарки. Означенный же смысл проведения церковного поминания заключается в реальной и положительной действенности на умершего человека молитв живых в день годовщины его ухода в иной мир.

Опасность некоторых традиций поминания

В России за последнее столетие произошло смешение многих религиозных традиций в неком ритуале, который назвать православным невозможно. Обычно в годовщину смерти собираются люди, знавшие покойника. Они мирно беседуют о жизни, принося знаки сочувствия родственникам и скорбя вместе с ними о человеке, которого уже нет в живых. Многие даже боятся подумать при этом, что рано или поздно момент смерти наступит для каждого. Со дня кончины прошел год, и для близких стала явной эта потеря. Некоторые впадают в такую безотчетную скорбь, что выматывают и себя, и окружающих.

В иудейской традиции есть такой обычай, когда над гробом или могилой покойника профессиональные плакальщицы издают душераздирающие рыдания, конечно же, искусственные. Наша Церковь запрещает подобные мероприятия, поскольку в этом происходит проявление одного из смертных грехов - уныния. Для истинно верующего годовщина после смерти любимого человека - еще 1 повод не только его помянуть, но и задуматься над своей жизнью, грядущим ответом перед Праведным Судьей.

Священники часто предостерегают о том, как пагубно для души покойника распитие любых спиртных напитков. В древней Руси не было практики возлияний, и старые люди всегда осуждали их. Другим рудиментом языческой тризны считается разделение с покойником трапезы, чтобы и он якобы был удовлетворен физической пищей. Но Устав Церкви не предполагает таких обрядов. Поэтому подобное времяпровождение никакого отношения к православию не имеет.

Настоящим экологическим бедствием стали миллионы пластиковых цветов и венков на кладбищах. В ХІХ в. Священный Синод Русской православной церкви запретил возложение бутафорских изделий на могилах. Кто бывал на монастырских погостах, тот знает о скромности, чистоте и отсутствии завалов из мертвых знаков внимания. Опытные люди советуют принести на кладбище живые цветы. Это будет настоящим уважением к покойнику. К сожалению, то, что называется народным благочестием, аккумулировало в себе стойкое языческое сознание.

Годовщина смерти

Обычно на поминки приходят только близкие родственники и друзья усопшего. Многолюдное и шумное сборище желательно не устраивать. Скромная семейная трапеза, теплые вспоминания после церковного богослужения станут настоящими днем памяти. Утеряна традиция скромности в одежде. Даже при посещении храма можно увидеть женщин без платков, в джинсах или с оголенными руками, декольте. Некоторые не стесняются в шортах. Костюм - для мужчин, строгие платья — для женщин в приглушенных оттенках станут наиболее уместными для траурной даты.

В поминальный день очень полезно посетить могилку покойника.

Накануне родственники приводят ее в порядок. Можно посадить живые цветы, если день памяти приходится на весну или лето. Не стоит проводить трапезу на кладбище. Сегодня эта пагубная привычка превратилась в непристойный обычай. Благочестивой традицией является раздача милостыни нуждающимся и больным людям. По возможности желательно посетить страждущих в больнице, специальных интернатах. Еще большее значение для потустороннего состояния умершего имеет приглашение на поминки бедных граждан. Таким образом, родственник сделает добро живым (они, возможно, помолятся о покойнике) и выполнит заповедь Иисуса Христа.

Если близкие люди умершего православные христиане, то у них в доме всегда в красном уголке находятся иконы с горящим огоньком лампады. Пригласив на поминки людей, нужно засветить свечку. Днем памяти усопших считается субботнее время. В случае если поминки совпадают с одним из больших православных праздников, то нужно посоветоваться с приходским священником, на какую лучше дату перенести годовую заупокойную трапезу.

Традиционными блюдами на Руси в день поминовения считаются:

  • кутья;
  • блины;
  • кисель.

Не запрещаются, конечно же, мясные блюда, если нет поста. Их прекрасно заменят рыба, пироги, грибы, холодные закуски. Бог все создал для человека и на его пользу - лишь бы не было злоупотребления. Перед началом трапезы старший рода должен прочитать молитвы, и только тогда все могут приступить к еде. Оканчиваются поминки также небольшим молитвословием. Но это не последняя годовщина смерти. Как поминать усопшего правильно, родственники уже знают. Желательно почтить память дорогого человека в деньего Ангела и рождения.

Как правильно поминать усопших? Можно ли подавать записки о упокоении, если неизвестно точно, был ли крещен человек? Ответы на эти вопросы – в нашей статье!

Как правильно поминать усопших?

Батюшка! Помогите! Моей мамы не стало… В это сложное время папа был в больнице, и на наши с мужем плечи легли все заботы. Отпевали ее хорошо, и смерть сделала ее внешне даже красивее - как это ни дико может звучать. Я чувствую такую потерю и такую боль, что, кажется, это не пройдет никогда. Да и забот много - папе надо после операции помочь восстановиться, ему труднее всего: я-то дочерний долг исполняла, а он лишился половины себя. Мама перед смертью исповедалась и причастилась, и папа тоже – перед тем, как ему лечь в больницу, сделал это по маминой просьбе и первый раз в жизни. Мама редко исповедалась, но к этой исповеди готовилась и хотела ее. Последняя ее неделя была без сна и наполнена болью. Но мама отказалась от обезболивающих уколов, уйдя с молитвой «Господи, прими душу мою» …у меня на руках. Возможно ли, что мама и после смерти останется нашей мамой и будет помогать нам, молить Бога о нас? Мне ее очень не хватает, хотя понимаю, что на все воля Бога нашего и молюсь о упокоении ее души. Елена.

Здравствуйте, дорогая Елена!

Примите мои соболезнования в связи со смертью Вашей мамы. Конечно, очень тяжело, когда умирает близкий нам человек, тем более мамочка, Ваша боль и скорбь вполне понятны и естественны. Конечно, и после смерти Ваша мама останется Вашей мамой, очень часто сохраняется чувство духовной связи с нашими усопшими сродниками. Но сейчас Ваша мама нуждается, прежде всего, в Ваших молитвах за нее, так что очень хорошо, что Вы молитесь о ней. Я бы посоветовал Вам читать Псалтирь о Вашей маме, может быть, Вы уже это делаете (обычно читают одну кафизму в день в течение первых 40 дней после смерти). Мы тоже помолимся о Вашей маме, чтобы Господь простил ее вольные и невольные согрешения и даровал Царствие Небесное!

Помоги Вам Господи!

Здравствуйте. Об этой истории я узнал не так давно. Мой дед по материной линии был крещен. Но он покончил с собой, хотя и похоронен на обычном кладбище. Как молиться о самоубийцах, существуют ли какие-то правила ан этот счет: какие молитвы можно читать о прощении и спасении их души, можно ли подавать записки в храме и т.п.? А что и когда можно читать об упокоении и спасении душ усопших маловерующих или вообще неверующих родственников? Андрей.

Здравствуйте, Андрей!

За дедушку Вы можете молиться своими словами, прося Господа простить ему грехи, церковная молитва за самоубийц (подача записок на Литургии, панихиды) невозможна. Будет очень хорошо, если в память о Вашем дедушке Вы будете совершать какие-либо добрые дела и подавать посильную милостыню.

Что касается Вашего второго вопроса, то, если Ваши родственники были крещены, о них можно и нужно молиться как дома, так и в храме, подавая поминовение о них и для общецерковной молитвы на литургию и панихидах. Если же они не были крещены, молитесь о них так же, как и о Вашем дедушке.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Батюшка, здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. Умер дедушка, но мы не знаем – крещен он был или нет. Как молиться за него? Можно ли подавать в церкви записки о его упокоении? В лекциях А.И. Осипова сказано, что молиться в храме можно за всех, даже некрещеных, только не подавать заказные записки, а в другой православной программе говорили, что за некрещеных молиться (как о здравии, так и о упокоении) нельзя. Как поступить? Дед у нас был хороший, жил по-христиански. Екатерина.

Екатерина!

Советую прислушаться к мнению профессора: храм Божий – дом молитвы для всех и о всех. Поминайте его в молитвах дома и в храме, а в записки не пишите, поскольку Евхаристия совершается только за тех, кто стал членом Тела Христова (Церкви) через Крещение.

Уважаемый батюшка! Хотелось бы узнать о правилах православного обряда упокоения. Обязательно ли новопреставленному провести ночь перед захоронением в храме? Где должно заколачивать гроб (после отпевания или на кладбище)? Нужно ли помянуть человека на кладбище? Посещают ли могилу на второй день? Должны ли быть венки из искусственных цветов? Должна ли быть прощальная музыка и нужно ли, неся тело, бросать цветы перед гробом? Заранее благодарна. Фотиния.

Смерть и посмертное существование определяются исключительно жизнью усопшего – разве что молитва может что-то изменить. В суетных же народных обрядах и их деталях для покойного нет ровным счётом никакого смысла. Поэтому:

1. Суть не в том, что мёртвое тело пролежит ночь в церкви – в старину это делалось только для того, чтобы как можно больше близких могли поучаствовать в заупокойной молитве, которая продолжалась над гробом всю ночь и заканчивалась утром заупокойной Литургией и отпеванием. Если речь о всенощной молитве и Литургии не идёт, то держать тело в храме нет смысла.

2. В древности захоронение совершалось без деревянного гроба – завёрнутого в пелены усопшего несли на доске на кладбище и опускали в могилу (которая и называлась “гробом”). Поэтому в современных условиях разумнее будет закрывать гроб в храме, тем более что оправдания к иному способу действий носят совершенно бессмысленный характер – мёртвое тело не может ни “на солнышко в последний раз посмотреть”, ни “с домом проститься”.

3. Поминовение православного христианина совершается молитвой: для этого и совершается отпевание. Что касается народных поминок, никак с молитвой и Церковью не связанных, то лучше совершать их дома, поскольку нередки случаи, когда после обильного поминовения на могилах начинались песни и пляски.

4.Посещение могил близких людей никак не ограничивается Церковью. Хочешь? Пойди, помолись – сколько и когда душа просит. А без молитвы лучше и не ходить, поскольку от этого развивается уныние.

5.Живые цветы предпочтительнее, поскольку символизируют собой краткость человеческой жизни.

6. На христианских похоронах лучше обойтись без музыки.

7. А смысл какой в разбрасывании цветов? Лучше потратить эти средства на милостыню или благотворительность.

С уважением, священник Алексий Колосов

Добрый вечер! Я хотел бы узнать у Вас, почему считается язычеством приношение всякой пищи на кладбище (люди говорят, что это как бы в поминовение усопшего)? Александр.

Здравствуйте, Александр!

Трапезы на кладбищах – это дохристианская языческая традиция, не имеющая ничего общего с Православием. В советское время эта традиция была воскрешена, ведь необходимо было чем-то заменить церковную заупокойную молитву, которая должна в этот день совершаться на могилах усопших. Молитва была запрещена так же, как и вера в Бога была вне закона. Но народ не забыл христианские традиции поминания усопших, в которых также есть место поминальной трапезе. Правда, в отличие от языческой традиции, христиане никогда не совершали этих трапез на кладбище. Еще святитель Иоанн Златоуст, живший в 4 в., упоминал в своих трудах о заупокойной молитве на кладбищах в дни особого поминовения усопших. Безбожные власти в 20 в. решили заменить молитву поминальной трапезой на кладбище, где было место не только еде, но и обязательной выпивке. Усопших поминали не молитвой, а спиртным. Отсюда и традиционные 3 рюмки «чтобы земля была пухом» и рюмка с водкой «для покойника» на могиле. Неудивительно, что такие «посиделки» на кладбищах зачастую имели вид обычных попоек со всеми вытекающими из этого последствиями. К сожалению, многие люди и сейчас принимают все это как должное и продолжают отдавать дань языческим традициям.

Здравствуйте! 20 лет назад умерла моя мама. На похоронах я не была в силу малого возраста, и мама снилась мне всю неделю после смерти. И только лет 15 спустя вновь появились сны о ней. В них она приходила домой, задавая вопросы о жизни близких родных. Я с упоением рассказывала обо всем, после этого просыпаясь в прекрасном настроении – будто пообщавшись с ней. Когда мне сказали, что ее душа неспокойна и надо поставить свечку о ее упокоении, я сделала это. И больше ни разу не видела ее во сне. Это просто совпадение или нет? И еще ситуация. Позавчера похоронила бабушку, которая меня вырастила. К ней я поехала, как только сказали, что она умирает. Но все же не успела с ней попрощаться и позвать священника, чтобы ей причаститься. Когда я ехала в поезде, она мне приснилась. Я с ней говорила в ее доме. Что может значить этот сон. Она со мной прощалась или это плод моих фантазий? Юлия.

Здравствуйте, Юлия!

Не стоит искать истолкования Вашим снам. Это всего лишь сны. В первом случае Вы сделали все правильно, молитва необходима усопшим. Независимо от того, снятся они или нет. Заметьте – не просто свеча, а молитва. Молитесь сами и заказывайте церковные службы. Но только не стоит внимать «поучениям» о неспокойствии души. Об этом знает лишь Господь. Во втором случае, думаю, что это плод Ваших переживаний за бабушку.

С уважением, священник Дионисий Свечников

Здравствуйте! Скоро исполняется год, как ушел из жизни близкий человек. Дата этого события выпадает на рабочий день. Можно ли перенести день поминок на выходной день (субботу или воскресенье) и когда правильно организовать поминки: до или после даты годовщины? Александр.

Здравствуйте, Александр!

Нашим усопшим сродникам в первую очередь необходима наша молитва за них. Поэтому, если усопший был православным христианином, постарайтесь накануне годовщины зайти в храм и подать записочку на Литургию о упокоении его души, заказать панихиду на день годовщины. Сами же в этот день постарайтесь также помолиться об усопшем, например, прочитайте чин литии, совершаемой мирянином (текст Вы можете найти здесь: http://www.molitvoslov.com/text233.htm)

А поминки можно перенести на выходной день после годовщины смерти.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Скажите, пожалуйста, как быть, если хочешь подать поминание об упокоении усопшего, не зная его церковного имени? Я хотела подать в местной церкви поминание об усопшем, зная только его мирское имя. А здесь мне сказали, что нужно знать его церковное имя. Но ведь я даже не была лично знакома с ним. Просто человек был хороший, и я захотела помянуть усопшего. Его мирское имя Ратмир. Буду Вам очень благодарна, если мой вопрос не останется без внимания. Галина.

Здравствуйте, Галина!

Вам совершенно верно ответили в храме: для поминовения усопшего в храме необходимо знать то имя, которое было дано ему при крещении. Если нет никакой возможности узнать, каким именем был крещен Ратмир, то поминайте его в домашней молитве, совершайте в его память какие-то добрые дела, подавайте милостыню. Верьте, Господь слышит Вашу молитву и принимает ее, видя Вашу искренность.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Добрый день! У меня несколько вопросов. 1. Какие существуют в храме службы о упокоении, и в чем между ними разница? 2. Мне приходилось слышать, что молитва во время литургии очень полезна для души умершего человека. На вопрос «Сколько нужно и можно заказывать подобные поминания на литургии» в храме мне ответили, что все зависит от моей любви к этому человеку и моего финансового состояния. Скажите, кто вообще устанавливает “цену” на различные службы и почему они именно такие? Заранее благодарю Вас за ответы. Александр.

Здравствуйте, Александр!

Об упокоении усопших можно молиться на Литургии, по ним может совершаться панихида (или более краткая лития), читаться Псалтирь.

Действительно, наиболее важна молитва на Литургии – главном богослужении для христиан, за которым мы причащаемся Тела и Крови Господня.

Панихида – это особое богослужение, на котором мы молимся только об усопших, это просто совместная молитва, составленная по особому чину, она совершается отдельно по просьбе молящихся или в особо установленные дни поминовения усопших (родительские субботы).

Чтение Псалтири может совершаться всеми (в отличие от Литургии и панихиды, которые совершаются только священниками), но, поскольку у нас не всегда есть возможность самим молиться об усопших, в монастырях и храмах организуется чтение Псалтири с поминовением всех, о ком оно было заказано.

Для усопших, которые уже не могут сами молиться за себя, очень важна молитва за них и Ваша, и всей Церкви. Но нет какого-то установленного числа молитв, Литургий, после которого души усопших «автоматически» попадали бы в рай. Мы не знаем Божия Суда о них, и потому при каждом случае молимся за них, например, подавая записку с их именами в храм на каждой Литургии, на которую приходим.

А почему мы молимся за других? Это проявление нашей любви к ним, не так ли? Настоящая любовь всегда проявляется в делах. Наша молитва о ближних – это тоже дело. Но часто мы хотим сделать больше. Именно поэтому есть традиция раздавать в память кого-то милостыню, совершать какие-то добрые дела, прося и окружающих помолиться о наших родственниках и друзьях. Так мы проявляем свою любовь и к тому, кому помогаем, и к усопшим, жертвуя чем-то не ради себя, а ради них.

Молитва – не товар, и каких-то цен на молитву нет и быть не может. Мы не покупаем в Церкви молитву о ближних, благодать Божию, отпущение грехов, а жертвуем какие-то деньги, попробуйте понять разницу между этими понятиями. Во многих храмах просто стоит кружка, куда каждый кладет деньги по мере своей возможности. А где-то указываются ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ пожертвований, хотя никто не должен Вам отказать, если у Вас нет денег. По вопросу о деньгах в Церкви советую почитать статью диакона Андрея Кураева «Откуда у Церкви деньги» (например, здесь: http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=580); в рамках письма полностью осветить этот вопрос сложно.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

У меня умер сыночек, год и десять месяцев. У меня несколько вопросов.

1)Как молиться о упокоении младенца? Все молитвы, которые я нахожу, содержат просьбу о прощении грехов.

2)Не могу перестать о нем заботиться. Что еще – кроме молитв – я могу сделать для него?

3)Как православные женщины носят траур, сколько времени, обязательно ли вся одежда должна быть черного цвета?

4)Хочу как можно скорее забеременеть снова – существуют ли какие-либо ограничения в данной ситуации?

Большое спасибо за ответ. Наталия.

Здравствуйте, Наталия!

Примите соболезнования о постигшей Вас утрате. Если Вы успели крестить ребенка, нужно совершить в храме обряд погребения младенческого. Также, если он крещен, о нем можно и нужно молиться не только дома, но и в храме. Для мирян, действительно составлена только одна молитва родителей за усопших детей своих, содержащая прошения о прощении грехов. Особые молитвы о младенцах есть только для священников, в чине погребения младенческого. Вы можете читать имеющуюся молитву, опуская смущающие Вас прошения. О младенце, не сподобившемся святого крещения, молятся мученику Уару. Ниже привожу текст молитвы. Траур в наши дни не столь строго регламентирован, как в прошлом. Но обычно он длится от 40 дней до года. Ограничений для зачатия нового ребенка Церковь не налагает.

С уважением, священник Михаил Самохин

Молитва святому мученику Уару

О, святый мучениче Уаре досточудный! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися. Воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердаго Творца во веки веков. Аминь.

Вы прочитали статью Как правильно поминать усопших ? Читайте также.

Тема сегодня вроде бы печальная. К сожалению, в нашей жизни всегда есть место не только радости, но и грусти. Давайте обсудим, что происходит с душой человека после смерти, как правильно провожать и поминать усопших близких.

Ведь предки говорили – «Когда человек рождается – он плачет, а все радуются. Когда человек умирает – радуется он, но плачут все».

Что происходит с душой после смерти человека

Вам интересно знать, что происходит с душой после смерти человека? Ведь наше плотное тело, с которым мы идентифицируем свое Я – это всего лишь одно из тел, самое плотное и видимое в волновом спектре обычного человека.

Тонкие тела человека

А существуют еще и тонкие тела человека. То, что мы называем аура – это энергетические, так называемые тонкие тела человека, которые выполняют свои функции в жизнедеятельности человека в его земной жизни.

Земное тело человека – это биологическое и 4 тонких тела. Остальные три тонких тела человека – неизменны с момента сотворения Души и актуальны в тонких мирах, когда с матрицы Души снимаются блоки памяти временной, и становится возможной оценка всех воплощений и качество накопленного опыта.

Например, астральное тело «отвечает» за наши страсти и желания.

Ментальное тело – за наши мысли и намерения.

Связь плотного и тонких тел осуществляется за счет энергоцентров, которые называются чакрами.

Что происходит во время смерти?

С точки зрения сакральных знаний на Земле, в плотном теле, рождение и смерть является только лишь трансформацией, перерождением бессмертной Души из тонкого в плотное состояние и обратно.

Причем стресс рождения младенца – намного сильнее стресса смерти. При обоих этих процессах необходимо огромное количество энергии.

В утробе матери дитя помнит все свои прошлые жизни и задачу воплощения, слышит и понимает все, что говорит, чувствует и думает мать, а также ее окружение. Происходит формирование не только физического тела ребенка, но и его тонких тел, которые необходимы для жизни на земле.

Плотное, эфирное, астральное, ментальное, казуальное тела. Это и есть земной человек.

Остальные три тонких тела человека – это постоянная составляющая бессмертной души на пути эволюции в инкарнациях и воплощениях в мирах (и не только на нашей матушке Земле).

В начале родового процесса дитя испытывает сильнейшую боль, сжимаются мышцы матки, удушье, апокалипсис – его мир рушится…

При этом нужно очень большое количество энергии, которая при правильной беременности и правильном поведении матери и ее близких накапливалась в течение 9 месяцев, – и в таком случае роды легкие и быстрые без осложнений.

Правильное поведение беременной женщины очень подробно оговорено в Ведах (да и во всех абсолютно учениях от начала времен), и предки знали желательное и запретное.

Потому и рожали наши прародительницы на стоге сена или в лесочке (где прихватит), а потом своими ножками возвращались с младенцем и спокойно могли идти доить корову, например.

Природное необходимое количество энергии для родов было накоплено, стресс у ребенка минимальный, как говорится – не успел испугаться, а уж и родился.

В принципе так же и умирали, поскольку смерть – это рождение в тонком. А рождение – в тонком смерть…

Что происходит с человеком после смерти?

В обратной трансформации – смерти – также необходимо большое количество энергии, для того чтобы отделение поочередное тонких тел от физического и друг от друга проходило без отклонений и по законам перехода. Как душа покидает тело после смерти?

Предки с детства воспитывали в потомстве правильное понимание смерти – потому ее никто и не боялся… На тризне (то бишь на поминках) вспоминали подвиги, устраивали Бои в честь ушедшего воина.

Энергия смерти, ее качество и количество не зависит от старости или молодости, здоровья или болезни, смерти в постели или в катастрофе.

Она зависит от количества и качества энергий, которые накопила душа человека на его жизненном пути…

Как душа покидает тело после смерти

Я на простом примере расскажу, как душа покидает тело после смерти. Чем ниже частота вибраций энергии, тем «тяжелее» и дольше происходит отслоение тонкого тела.

Душа, как 4-ступенчатая ракета, при прохождении каждого энергетического фильтра, теряет ракетоноситель.

В астрале остается астральное тело, плотность которого не позволяет проникнуть ему в более тонкий ментальный фильтр.

В ментальном слое Земли – отпадет ментальное тело. Только потеряв все земные тела, от биологического в могилке до ментального в ментальной сфере – фильтре Земли — душа имеет возможность попасть в совсем иные пространства, где собственно и была рождена и где будет решаться дальнейшее.

Или возвращение в школу на землю, возможно и в новый класс… Или на второй год… Или шанс стать студентом первого курса высшей ИЕРАРХИИ… Там тоже полно своих заморочек… Можно и с первой сессии вылететь.

Человек, живший по совести, накопивший энергию, отработавший старые кармические хвосты, буквально может пролететь эти слои, стремительно теряя отработанные тела.

Но сегодня мы говорим об обычных людях, которые жили обычную жизнь – да и большинство сегодня уходящих стариков прожили при воинствующем атеизме.

После наступления биологической смерти первым отделяется эфирное тело, самое тяжелое и плотное из всех тонких.

Именно эфирное тело, которое по разным причинам «застряло» в мире живых, мы называем привидение. И достаточно часто его можно увидеть полупрозрачной дымкой даже в нашем световом спектре зрения.

Теоретически эфирное тело отделяется в течение 3 дней, именно по этому первые поминки обычно устраивают до этого времени.

Скорость отделения зависит от частоты вибраций, от накопленного духовного опыта, и потому у кого-то это происходит в течение нескольких часов, а у кого-то 3 дня.

Как правильно провожать умершего

Но и потому похороны ранее 3 дней и предание тела земле – могут на старте нарушить путь души человека после смерти. Эфирное тело в любом случае отслоится через 3 дня максимум.

Как провожать умершего? Что ускоряет процесс отделения эфирного тела?

1. Омовение , пока тело еще теплое – энергия воды дает дополнительные вибрации.

2. Молитвы родных , а у них истерики, паника, и понимание, что происходит в реальности.

3. Желательно еще до остановки дыхания дать дополнительную энергию – в Тибете монах читает Тибетскую книгу мертвых, у христиан – причащение и соборование, у славян – чтение текстов Славянской книги мертвых, кто то для этого даже нанимал плакательниц или просто устраивает пышные поминки со всеми родственникими и т.д.…

Все религии без исключения имеют свои ритуалы для проводов души и более комфортного отделения тонких тел.

4. Отсутствие криков по теме – «На кого ты меня покинул?» или «Возьми меня с собой». Это тяжелые и очень низкие негативные вибрации, которые якорями цепляются к эфирному телу. А ему и так далеко не сладко.

5. Огонь свечей дает энергию огня – чем больше их горит, тем лучше. Но 2 свечи в изголовье умершего и 2 в ногах – обязательны.

В момент смерти человек может потерять сознание, но затем «приходит в себя».

Сознание сохраняется, потому что Я – это душа. И человек после смерти физической, не подготовленный к такого рода бессмертию, атеист или Фома неверующий испытывает определенный шок.

Нужно некоторое время для ОСОЗНАНИЯ – да, я умер!

Но если умер Ваня, то эфирное тело – тот же Ваня.

Только сбросив все земные тела и попав в высшие слои, – снимается блокировка глубинной памяти, и Душа уже знает все свои воплощения, в каких временах и телах был, как жил и проходил уроки, а накопленный опыт анализируется и принимается.

По тоннелю к свету летит эфирное тело. И после попадания в Свет уже не может вернуться в плотное тело. Реанимация невозможна.

Почему у славян сжигали (кремировали) умерших?

Но для этого нужно отделение эфирного тела и обрыв «серебряной» нити.

В самом идеальном варианте – это сожжение тела или кремация…

Нет массы – нет повода задерживаться, уж ничто не держит.

В этом идеальна простая формула Эйнштейна связи энергии и массы. А коэффициент скорость света в квадрате — и есть та самая скорость мысли.

То есть чем быстрее уменьшим массу, тем быстрее освободится энергия, а энергия мысли позволит проскочить ментальные фильтры быстро и легко.

В очень многих культурах и религиях – именно сожжение мертвого тела было погребением. Пепел или развеивали над водой, или предавали земле. Но не тело – а уж пепел.

Что происходит с душой человека после смерти при быстром захоронении до трех дней после остановки дыхания?

А вот это уж из серии заживо погребенные. Сознание Души после смерти сохраняется. Да – эфирное, не плотное, – но по сравнению с астральным и ментальным намного тяжелее…

И начинается путь подъема из-под толщи земли. Ване нужно много энергии, очень много.

Почему на могиле не растет трава?

Потому даже его позитивные энергетические накопления, вместо того чтобы разумно расходоваться при прохождении низших фильтров, идут тупо на выползание из могилки, на которую стенающие родственники еще мраморные плиты выкладывают и памятники тяжеленные ставят.

Возможно, вы обращали внимание на кладбищах, что некоторые могилы совершенно сухие. Не растут ни травка, ни цветы, ни деревья. Даже на заброшенных и неухоженных могилах трава и бурьян не растут. А на типа ухоженных – ничего не приживается.

Хотя рядом такая же старая и брошенная могилка – но природные чертополохи по грудь ростом. Живут и питаются полезным биоудобрением.

И птички рядом не летают и на веточки сухие не садятся.

Это так называемая активная могила, в ней кроме текущей биомассы есть еще кое-кто, который тянет энергию откуда только возможно. Из растений и глупых птичек.

А особенно от людей, что сидят около соседней могилки и поминают с водочкой и куличами. Это ваш Ваня, облитый слезами и зарытый по графику недешевой ритуальной конторы.

Процесс выхода эфирного тела при таких условиях может длиться до 300 лет.

Вот почему важно знать, как покидает душа тело после смерти человека, что с ней происходит, и как провожать усопших близких правильно.

Как правильно поминать умерших родственников

Причем важно не только правильно провожать усопших близких, но и знать, как правильно поминать умерших родственников.

Конечно, поминки после погребения, на 9 дней, и год после смерти дают свою энергию – но по идее эта энергия должна помогать пройти астральные страсти (или мытарства, как называют в христианстве прохождение астрального уровня).

Это конечно не правило, а исключения, но, увы, они бывают. И если родные не соблюдают элементарные правила проводов души близкого человека, последствия могут быть и такими катастрофическими для души.

Итак, как правильно поминать усопших?

Ни в коем случае нельзя фотографировать покойника и похороны, а тем более хранить в доме эти фото…

Нельзя до годовщины смерти выставлять на видное место фото усопшего, и тем более причитать над ним.

В вопросе, как правильно поминать усопшего, важно знание и понимание, что смерть это – не конец, это просто трансформация вашего близкого.

Он – есть, и он продолжает себя осознавать Ваней, как и при жизни рядом с вами на диване. И ему нужна помощь, возможно даже большая, чем родовспоможение акушера вам при рождении вашего ребенка.

Он тоже рождается, и сбросить наработанные тела совсем не просто, потому что мы не знаем законов, мы живем в догмах, а в храм ходим яйца и пасочки святить, не забыв их в корзинку пристроить.

Вашему близкому, его Душе после смерти нужна энергия, и чем больше, тем лучше. Потому важны молитвы и сорокоусты (или какие-то иные религиозные ритуалы в других конфессиях).

Молитесь сами, отпускайте его, душа и без вашего нытья привязана к дому и земной жизни, к детям, внукам, своим привычкам. Нужно помогать разрывать эти связи, а не укреплять их.

Пока тело еще в доме – входная дверь должна быть открыта – никто не знает, в какой момент из 3 дней оборвалась серебряная нить и эфирный Ваня вышел.

У предков было простое средство сохранения тела – на мизинец правой руки привязывали тонкую медную проволоку, и ее конец помещали в глиняную банку или горшок с землей.

Такое заземление не позволяло энергии Души утекать в пространство дома, ведь если человек не подготовлен к смерти, его сознанию нужно время для ОСОЗНАНИЯ смерти своего биологического пиджака.

Потому какое-то время эфир может ходить около вас, учиться пользоваться своим новым состоянием и т.д. Это младенчик, который уже родился, но совершенно беспомощен.

Потому и закрывают зеркала и все отражающие поверхности (а сегодня у нас понаставлено – плазмы, мониторы и т.д. и т.п.)

Для любителей зеркальных стен и потолков, которые накрыть невозможно, – разведите насыщенный солевой раствор и протрите все зеркала, недоступные к покрытию тканью. По высыханию будет белая солевая пленка – Душа себя не увидит, да и соль отражает энергию.

Почему же при клинической смерти люди сразу попадают в тоннель? Я просто уж слышу такой вопрос или комментарий.

Потому что клиническая смерть – это стресс, аварийная перезагрузка программы Бытия, то же можно сказать о людях, которые погибают в авариях, катастрофах и т.д. Там энергия стресса столь сильна, что эфир отделяется мгновенно и 3 дня выжидать не нужно.

Все, собственно, вышесказанное относится к стандартной смерти дома или в больнице, от старости, от хронических заболеваний.

Что и почему нельзя делать на поминках

Раскрывая тему, как правильно поминать умерших родственников, хотелось бы коснуться вопроса, что и почему нельзя делать на поминках.

Первые поминки сразу после погребения. Здесь нарушены все древние правила.

Основная задача поминающих – дать Душе дополнительную энергию для перехода.

Потому продукты насилия – мясо, яйца, рыба, – все, что было убито, на поминках есть нельзя.

Это мелочь для живых, а для Души человека после смерти энергия страха, которая сопутствует СМЕРТИ поросенка или теленка, очень сильно тянет вниз. Он сам…Ваня ваш…свежий в страхе смерти.

Почему нельзя пить на поминках алкоголь?

Второе, что нельзя делать на поминках это пить алкоголь. Спиртные напитки – полное Табу, особенно эта умилительная рюмочка с хлебушком для ДУШИ. Почему? Это туманит сознание и живых, и эфира. Помните это, если вам действительно важно, как правильно поминать усопшего.

Напомню – сознание сохраняется. И душа вкушает энергию, которую излучают продукты. Потому понижающие вибрации продукты нельзя вкушать людям и выставлять для эфирного Вани.

Нельзя на поминках после пары рюмашек начинать обсуждать земные дела.

Почему нельзя это делать на поминках? Все мирское тянет гирями Душу вниз.

Ваня совсем свежерожденный, и пока ему очень интересно все, что происходит в его бывшем и понятном мире.

А до первого фильтра – астрала, первого экзамена в Новом мире еще аж до 9 дней время есть. Потому разговоры на поминках – это пожелание усопшему быстрее оказаться в мире том, ну, и вариации на тему.

Как правильно поминать усопшего? Нельзя предаваться явной скорби и, опять же, про рыдания – нужно держать себя в руках и понимать, что ВАНЯ не умер. Он жив – просто уехал в далекую командировку.

При этом ничего у него не болит, он чувствует себя идеально, и около него уже проявляется такая же эфирная Маша с соседнего кладбища. И скоро они на низший астрал пойдут. На мытарства.

Что надо есть на поминки?

На поминках правильная еда – кутья. Рецепты повторять не буду, знают все, но никто не ест, все водку пьют.

Блины обязательны, причем именно первый блин, горячий разламывается руками и усопшему на подоконник кладется.

Любые каши со сливочным маслом, кисели и узвары, хлеб и пироги, причем и хлеб резать нельзя – только ломать. Резанный ножом продукт Душа вкусить не может.

Что делать с фотографией на поминки?

Ну да, представим вездесущую рюмку водки и кусок резаного хлеба для Ванечки. Водки хлебнул, закусить нечем. Энергии – минус…надцать (вернее энергии выделится много, но она ведет такую душу скорее не вверх, а вниз, как вы понимаете, и праведной душе будет только в минус). А астрал и мытарства-то впереди, 9 дней-то еще не настало.

Борщи и супы – только овощные. Я понимаю, что за периоды совдепа и атеизма все настоящие правила забыты, и чем богаче – тем престижней.

На поминках после погребения, и на 9, и на 40 день энергетики — помощь для Души — нужно ставить на подоконник перед фотографией. Стакан с узваром (это компот из сухофруктов, обязательно с медом) и ломанные блины или иная выпечка -только не резанная ножом.

После поминок фото нужно убирать. То есть фото до года не должно стоять на видном месте, тем более, если в доме бегают дети. А при поминании — фото ставится, и перед ним угощение для души.

Если вам дорог ваш Ваня, то сделайте поминки не в кафе, баре, ресторане, а дома, с парой-тройкой родных и соседей, которые реально были близки, а не явились на халявный банкет – попить, пожрать и обсудить свои земные дела.

Поминки – это когда собирается много людей, и они дают энергию свежепогребенному. А не повод напиться, нажраться и забрать у Души такую нужную сейчас энергию.

По мне, чем такие поминки, то лучше вообще без них – здоровее душа будет. Не получит энергии, так хоть накопленную не пропьют!

А пока идет процесс развоплощения. Или подготовки к новому воплощению. Или рождению в новом качестве, эти формулировки – как вашему сознанию удобнее.

Любые похороны сегодня напоминают сборище гусениц, которые потеряли соратника на своей ветке. Гусеница умерла, и ее оплакивают. Только бабочка знает, что она жива, да еще и свободна, да еще и с крыльями. И бабочке не понятно, почему рыдают ее соседки-гусеницы…

Ведь очень скоро и они умрут гусеницами, и станут бабочками, и встреча будет на цветущей поляне.

Понимая, что происходит с Душой после смерти человека, нам легче будет понять, как правильно провожать и поминать усопших, что и почему нельзя делать на поминках. Ведь наша задача – помочь умершему родственнику спокойно уйти и родиться в новом качестве.

Следующая статья будет о прохождении Душой астрал. Или по-христиански – мытарства.

Loading...Loading...