Известные антоны. Имя Антон: происхождение, характер, судьба

Каждый новый день таит в себе нечто интересное в виде того или иного праздника. Зачастую на один конкретный день выпадает сразу несколько памятных событий. Сегодняшний день, 18.01.2017, в этом отношении не является исключением из правил.

Так, сегодня, 18 января, отмечается сразу несколько праздников. Конечно же, в первую очередь нужно заострить внимание на Крещенском сочельнике, который предшествует наступлению Крещения Господне. В свою очередь, ежели заглянуть в народный календарь, то становится понятно, что и здесь имеется важное событие, связанное с этим праздником, а именно Голодный вечер.

18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник.

До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день - 6 января и назывался этот праздник Феофанией - Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению - святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом - сочиво.

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: "Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся", говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза - и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры “дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога”.

При этом читается молитва: “Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”. При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода - это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Крещенский сочельник в народном календаре отмечают в ночь на 18 января (5 января по старому стилю). Данная дата, согласно православным праздникам, считалась кануном Господнего Богоявления, когда Иисуса Христа крестили в реке Иордан.

По традиции люди постились и ничего не ели в течение дня, а когда загоралась первая звезда, присаживались к столу. Сперва делали глоток святой воды, затем начинали трапезу. Из блюд выставляли сочиво (кутью) из зерен, меда, мака и орехов, а также постные блины, вареники и узвар из сухофруктов. За сдержанность в еде день именовали Голодным вечером.

Люди верили, что снег, собранный в Крещенский сочельник, имеет чудотворные и лечебные свойства. По утру за ним ходили в лес и приносили в ведрах. Тающий снег применяли при лечении различных болезней, а хранили в плотно закрытой емкости, он не портился долгое время. Горсть снега кидали в колодец, чтобы источник не пересыхал. Иногда им обмывали лицо, желая подольше оставаться юным.

Крещенский сочельник считался временем гулянья нечистых сил. Дабы они не просочились в дом, хозяйки метили мелом косяки дверей и окон крестом. Если человек забывал провести такой обряд, его ожидало несчастье.

Данный вечер был последним из вереницы рождественских гаданий. Желая узнать имя супруга, молодежь спрашивала у первого встречного имя, - какое называли, так должны были величать суженного. Девушки на перекрестке звали будущего супруга - если встречался молодой человек, добрая примета, если пожилой - наоборот. А чтобы очиститься водой от греха святочных гаданий, люди купались в проруби.

По поверьям, запрещалось в данный день лить слезы, чтобы не плакать круглый год. Избегали споров и хвальбы, не вспоминали об умерших, иначе можно было притянуть беду. Сны, приснившиеся в вечер Крещенского сочельника, были вещими. Крестьяне верили, что небеса раскрыты для просьб, и загадывали желание.

По народным приметам, если замечали снежную поземку, то летом ждали отличный урожай на поле. Затянутое ночью небо облаками предвещало скромный сбор грибов. Ясные звезды означали, что весной река выйдет из берегов. Много снега на ветвях сулило обильный сбор ягод. Погода в Крещенский сочельник указывала аналогичную погоду на Масленицу.

Крещенский сочельник, Голодный вечер

Считалось, что под Крещение снег приобретает особые свойства (Фото: Yuriy Kulyk, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 5 января

18 января - день накануне Крещения Господня, в который люди готовили себя к празднику постом. Потому и вечер назывался голодным: принято было есть только сочиво - особое кушанье из зерен, а также постную кашу, овощные блины и медовые оладьи.

Считалось, что под Крещение снег приобретает особые свойства, поэтому его старались собирать и использовать в разных целях. Женщины знали, что только крещенский снег способен выбелить любую холстину. Верили также, что снег, собранный в крещенский сочельник, может исцелять недуги, а если вымыться в бане водой, натопленной из такого снега, можно надолго сохранить красоту.

В давние времена зародился и обычай, доживший до наших дней, - ходить в полночь на Крещение за водой на реку. Принеся воду домой, ее сохраняли: говорили, что она может стоять в закрытом сосуде, не портясь, и имеет столь же чудесные свойства, что и крещенский снег.

Для этого вечера существовало множество примет на погоду и будущий урожай. Звездное небо предвещало, что уродится хлеб, снегопад - что вызреет гречка, а метель - что будут хорошо роиться пчелы. Кроме того, метель в этот день означала и метель на Масленицу; сильные ветры с юга предвещали грозовое лето. Также говорили: «Звезды ярки породят белые ярки» , - что означало, что овцы принесут большой приплод.

Именины в этот день

Аполлинария, Григорий, Евгения, Иосиф, Лукьян, Матвей, Полина, Роман, Семен, Сергей, Татьяна

Крещенский сочельник

В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение

18 января Русская Православная церковь отмечает день Навечерия Крещения Господня или Крещенский Сочельник .

Крещенский сочельник - это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне или Крещение. Этот праздник православной церкви принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан.

Греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки словом «крещение», более точно следует переводить словом «погружение». Иоанново Крещение было, по сути, очистительным омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста.

Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя» . Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын - Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисошел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба.

Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить сочиво — пшеничный взвар с медом и изюмом. Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа.

В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Во дворах храмов тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь, хотя святой такую воду считать нельзя. На праздник Крещения Господня вода в храмах освящается по особому чину - великим Иорданским освящением и называется крещенской.

Вкушается крещенская вода натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Встал человек, перекрестился, испросил благословения у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму («агиасма», греч. — «святыня»). Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела.

Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку - каждый час по ложечке, с верой, конечно. Ею и умывать больного можно, и постель кропить. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь!

Считается, что святая вода не портится, поэтому ставить в холодильник ее не надо. Православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.

Категорически возбраняется, забирая святую воду или принимая ее, ссориться, ругаться, допускать неблагочестивые поступки или мысли. От этого святая вода теряет святость, а зачастую попросту разливается. Также есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления.

Интра (Индра)

Интра - покровитель змей (Фото: Kristian Bell, Shutterstock)

Интра (Индра, Змиулан, Индрик-зверь, Вындрик) - сын Земун от Дыя (Ночное Небо), брат «Ящера» и его противник. Интра является богом источников, колодцев, змей и туч. Связь с водными стихиями указывает на его Навью природу (Навь в восточнославянской мифологии дух смерти, а также мертвец).

В ночь ведуны заговаривали трубы домов, через которые Навь проникал в дома. Интра - обитатель подземелья, и в преданиях славян сказано так: «Как Солнце на небе, так и Интра - в Нави».

В индийских ведах Интра - это демон, и царь-змей. На последнее указывает то, что Интерию населяют змеи, а сам Интра - муж Змеи Параскевы. По нашим ведам, Змиулан - победитель козла-Пана (сына Вия), по сути - своего двоюродного брата (так как Дый и Вий - братья).

В деяниях Интры есть и доблесть, и низость, и честные победы, и жестокость. Несмотря на то, что он муж демона-змеи, он сражается на одной стороне с Перуном. Больше всех он близок людям из «Воинского Триглава» (Перун-Интра-Волх). Если Перун - это чистая «воинская правда», Волх - чародейство, жестокость и темный гнев, то Интра - это Свет и Тьма, борьба противоположностей.

Интра, скачущий верхом на единороге, - покровитель воинов, символ, олицетворяющий ратную доблесть и отвагу.

Чуткий Интра, услышь наш призыв!
Восприми наши ты воспевания!
О, мы знаем тебя, ярый бык!
Победи врага, мощный Интра!
Сокруши мощь Виева племени!

Что произошло 18 января 2018 в и стории?

  • 1535 – основание Лимы – будущей столицы Перу.
  • 1825 – в Москве состоялось открытие Большого театра.
  • 1901 – открылось первое кабаре в Берлине.
  • 1926 – премьера фильма Броненосец Потемкин.
  • 1943 – день прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
  • 1964 – американские врачи призвали конгресс обязать сигаретные компании писать на пачках предупреждение об опасности для здоровья.

Кто родился 18 января 2018 из знаменитостей?

  • Шарль Монтескье 1689 – французский просветитель и правовед.
  • Алан Милн 1882 – английский писатель и сказочник.
  • Иван Петровский 1901 – советский математик и академик.
  • Борис Бабочкин 1904 – советский актер и режиссер.
  • Владимир Федотов 1943 – советский футболист и тренер.
  • Такеши Китано 1947 – японский актер и кинорежиссер.
  • Тамара Гвердцители 1962 – советская, грузинская и российская певица.

(зач. 302). (зач. 6). Лит. - (зач. 143). (зач. 9). На освящении воды: (зач. 143 от полý). (зач. 2). Литургия свт. Василия Великого. По заамвонной молитве-великое освящение воды.

Мф.3:1-11

Мк.1:1-8

Мк.1:9-15

Мф.3:13-17

Лк.3:1-18

Мк.1:9-11

Богословие Богоявления

Господь начал проповедь Свою так: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» () . В конце веков тоже будет сказано: «исполнилось время, приблизилось Царствие»; но будет прибавлено не «покайтесь и веруйте» , а «исходите на суд». Время покаяния и трудов самоисправления кончилось; давай каждый отчет в том, что телом сделал благого или злого. Итак, пока время, поспешите воспользоваться им к своему спасению.

Объятия Отчи отверсты к принятию всех приходящих с искренним чувством сокрушения о прошедшем и с желанием поработать Богу впредь усердным исполнением заповедей Его святых. Для каждого из нас конец века - смерть : она дверь в другую жизнь. Почаще посматривай в нее и повернее для себя определяй: что же потом? - и, определивши без жаления себя, примись за труды, чтоб заготовить неготовое ко вступлению туда, где радость нескончаемая, и к отстранению всего, что может подать право слугам тьмы кромешной возобладать нами и увлечь в свою область, откуда не будет уже выхода.

Проповедь дня

Сочельник: можно ли ничего не есть весь день?

Архимандрит Кирилл (Говорун), кандидат богословия, доктор философии:

— Традиция воздержания от еды в течение всего дня или даже нескольких дней существовала еще в Ветхом Завете. Такой пост мог налагаться на весь израильский народ накануне важных событий, перед военными сражениями или в связи с какими-то бедствиями. Именно так постился Моисей на горе Синай.

В богослужебном круге Православной Церкви тоже есть дни, когда верующие могут воздерживаться от пищи в течение всего дня. Это Страстная пятница, Воздвижение Креста Господня, Рождественский сочельник, Крещенский сочельник. В Греции существует традиция ничего не есть в течение первых трех дней Великого поста, то есть до первой Преждеосвященной литургии. И многие верующие придерживаются этого правила.

Однако для большинства людей такое воздержание непосильно, поэтому Церковь никогда не принимала эту благочестивую традицию как норму, обязательную для всех верующих. В Православной Церкви упор делается на качестве поста, а не на его количестве. Воздержание в пище — важный элемент поста, но не единственный. Отношение к посту в Православии комплексное, целостное и включает в себя не только отказ от скоромных продуктов, но и от злых дел, злых помыслов. Тем не менее, если кто-то имеет в себе силы и желание отказаться от пищи на весь день, это можно делать по благословению духовника.

Крещенский сочельник - время тайн, молитв и исполнения желаний. Именно в этот день верующие люди могут подготовиться к светлому празднику Крещения Господня.

Большое количество церковных праздников в православии верующие начинают праздновать еще с вечера. Именно поэтому почти каждому значимому христианскому празднику предшествует Навечерие. Не исключение этому и Богоявление , и очень значимым является канун этого праздника — 18 января.

История праздника

Навечерие Крещения происходит вечером, 18 января, перед величайшим празднованием Богоявления 19 января. Как говорится в текстах Евангелия, в этот вечер Христос пришел к Иоанну Крестителю для крещения, которое является обязательным для каждого истинно верующего христианина. Тогда и ответил Христос на главный вопрос Иоанна и всего человечества, что обряд крещения является неотъемлемой частью принятия веры и Господа в сердце каждого христианина.

Во время Своего Крещения освятил Сын Божий все воды земли, наградив их чудотворной силой. Поэтому каждый год на протяжении уже нескольких веков 19 января все православные верующие набирают святую воду , чтобы наделить дом свой и душу свою светом и божественной силой. Вода не только способна излечить больного, но и укрепить веру, очистить дом от негатива и отогнать врагов. Важное значение этот праздник имеет неспроста, ведь в этот день Господь показал людям силу, способную на настоящие божественные исцеления и чудеса.

Православные традиции Навечерия

Вечером в крещенский Сочельник принято находиться в кругу семьи за столом. Разрешается приготовление блюда, названного «сочиво», из отварного пшена с изюмом и мёдом. Его готовят специально в этот день, так как все православные соблюдают пост, а это блюдо включает в себя все разрешенные продукты. Но соблюдение поста не обязательно — это решается каждым человеком индивидуально, поэтому на стол могут быть приготовлены и другие блюда.

Основная суть — не переедать и не пренебрегать едой, ведь это уже считается грехом, особенно накануне светлого и великого праздника. Данного правила необходимо придерживаться до утра самого Крещения. В день Навечерия 18 января люди также читают молитвы и посещают службу в храме. А вечером, ближе к ночи, абсолютно каждый может окунуться в прорубь любого водоема или же просто умыться святой водой.

Важно не забывать, что этот праздник является одним из самых значимых для всех христиан, поэтому отнеситесь к нему с особым уважением и хорошим настроением, пребывая в благих мыслях, открывая свою душу перед Богом. Тогда Господь подарит вам счастье и благополучие , наградив вас радостью и светлым будущим. Мы желаем вам отличного настроения, и не забывайте нажимать на кнопки и

17.01.2018 03:39

Крещение Господне зачастую именуют Богоявлением. Многие полагают, что под разными названиями подразумевается один и тот...

Богоявление Господне - один из важнейших православных праздников. Ежегодно в честь этого события проходят торжественные...

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского и мч. Феоны волхва (303) Прор. Михея (IX до Р.Х.) Прп. Аполлинарии (ок. 470) Прп. Симеона Псково-Печерского (1960) Прп. Синклитикии Александрийской (ок. 350). Прп. Фостирия. Прп. Мины (VI). Прп. Григория Акритского (ок. 820). Мч. Иосифа и с ним 37-ми мучеников (1921). Мц. Евгении (1933). Сщмч. Сергия пресвитера (1934). Мч. Матфея (1938).

Крещенский сочельник

Крещение Господне

Великий двунадесятый праздник Богоявления называется современном православном календаре также Крещением Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа”.

Смысл Богоявления можно истолковать как раскрытие миру тайны Триединого Бога в момент Крещения Иисуса Христа. Во время Крещения Господня раздается глас Бога Отца «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» и с Небес сходит Святой Дух в виде голубя. Одной из важнейших особенностей богоявленского богослужения является Великое освящение воды в крещенский сочельник и в самый день праздника.

Эта богослужебная особенность имеет древние христианские корни и восходит к традиции крещения оглашенных в праздник Богоявления. Со со временем эта традиция превратилась в воспоминание крещения Господа нашего Иисуса Христа.

Существует благочестивый обычай хранить в крещенский сочельник строгий пост. Некоторые христиане ничего не вкушают до появления на небе первой звезды.

Смысл названия этого праздника заключается в том, что разговляются православные специальным постным блюдом под названием сочиво или коливо, которое изготовляется из пшеницы или риса, смешанных с орехами, маком и медом.

Память святых мучеников Феопемпта и Феоны

Святые мученики Феопемпт и Феона

Святой мученик Феопемпт жил в триста третьем году. Годы его жизни выпали на период тяжелых гонений, которые воздвиг на христиан император Диоклетиан.

Феопемпт имел высокий сан епископа в городе Никомидии. Он был ревностным защитником Православия и активно выступал против идолопоклонства и твердо отстаивал веру Христову. Когда император узнал о противостоянии епископа язычеству, то приказал привести его к себе и стал принуждать принести жертву языческому богу Аполлону. Феопемпт решительно исповедал православную веру, после чего разъяренный Диоклетиан приказал бросить его в раскаленную печь. Однако Господь явил на Своем угоднике великую милость: пламя не смогло причинить ему ни малейшего вреда. Глубокой ночью из печи послышалась молитва, которую творил Феопемпт.

Тогда Диоклетиан решил, что епископ владеет чародейством и отдал приказ не давать ему ни пищи, ни воды. Однако это также не возымело никакого действия, и он призвал на помощь волхва Феону. Тот приготовил яд и вложил его в хлеб, который дал Феопемпту, но отрава не подействовала на мученика. Тогда Феона дал страдальцу гораздо более сильнодействующий яд, но и он не возымел действие. После этого волхв уразумел, что все его усилия тщетны по сравнению с верой в Христа, в результате чего уверовал и исповедал Господа.

Феону бросили в темницу, где по Промыслу Божию он попал в одну камеру в Феопемптом, который окрестил волхва с наречением имени Синесий, что значит “исполенный разума». Оба они были приговорены к смерти и мужественно приняли мученический венец.

Пророк Михей

Святой пророк Михей жил за девятьсот лет до Рождества Христова. Он был современником святого пророка Илии и как и он обличал царя Самарии за идолопоклонство.

Царь Ахав женился на дочери финикийского царя Иезавели. В Финикии поклонялись языческому богу Ваалу и приносили ему человеческие жертвы. Вместе с Иезавелью культ Ваала проник и в Самарию.

Пророк Михей предупреждал Ахава, что забвение Единого Бога сулит ему гибель. Но царь, разгневавшись на такие слова, приказал заключить Михея в тюрьму. Вскоре началась война с ассирийцами. Михей передал свое пророчество: израильтянам не победить в ней, но жертв не будет, погибнет лишь Ахав.

Так и случилось – в самом начале сражения Ахав был сражен случайной стрелой. Его войско в панике бежало.

Пророк Михей предсказал также приход Спасителя и назвал место, где родится Христос – город Вифлеем.

Преподобная Аполлинария

Прп. Аполлинария

Преподобная Аполлинария жила в пятом веке. Она была родом из очень богатой и знатной греческой семьи. Девушка рано рассказала родителям о своем стремлении отказаться от брака и посвятить себя Богу. Родители разрешили ей и отпустили в паломничество в Святую Землю. Она побывала в Иерусалиме, а в Александрии скрылась от слуг и переодевшись монахом бежала за город, в уединенное болотистое место. Там Аполлинария несколько лет прожила в посте и молитве. А потом по Божественному откровению она отправилась в скит к великому подвижнику святому Макарию Египетскому. Девушка назвала себя иноком Дорофеем. Преподобный Макарий принял ее в число своей братии, и там новый инок прославился своей подвижнической жизнью. Неузнанная никем, однажды она исцелила от беснования свою родную сестру и со временем открыла свою тайну родителям. Скончалась преподобная Аполлинария в четыреста семидесятом году. Тело святой погребено в пещере, в обители святого Макария Египетского.

Loading...Loading...