Кто не возненавидит и жизни самой. Всегда ли свята любовь? Амвросий Медиоланский «Увещание к девству»

В Евангелии от Луки Христос произносит фразу, которая обычно не просто вызывает недоумение, но буквально шокирует: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником» (глава 14, стих 26 ). Как же мог Богочеловек, Которого Церковь называет Спасителем мира, учить ненависти к самым близким людям - отцу, матери, жене, детям, сестрам и братьям?

Действительно, не мог же Спаситель забыть Божественные заповеди «почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» и «кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Исход, глава 20, стих 12 и глава 21, стих 17 )? Как слова Христа о ненависти к родным сочетаются с Его же словами о том, что надо любить даже врагов? Получается, врагов мы должны любить, а семью - ненавидеть?!

Сам Христос был далек от подобного понимания любви и ненависти. В том же Евангелии от Луки говорится, что до тридцати лет Господь жил с родителями и был в повиновении у них (см. глава 2, стих 51 ). Или, находясь уже на кресте, страдая от невыносимой боли, Спаситель думает о Своей Матери и просит апостола Иоанна Богослова взять Ее к себе в дом и заботиться о Ней (Евангелие от Иоанна, глава 19, стихи 25-27 ).

Наконец, в Евангелии можно найти прямой спор Христа с религиозными учителями Израиля по поводу именно пятой заповеди (о почитании отца и матери). Дело в том, что эти самые учителя разрешали детям отказывать в материальной поддержке своим родителям, если дети объявляли все свое имущество «корваном», то есть посвященным Богу. После этого чадо могло спокойно уйти из семьи, отдав часть денег в сокровищницу Иерусалимского Храма. Спаситель, обличая такой обычай, сказал фарисеям: «устранили слово Божье (то есть пятую заповедь. - Р.М. ) преданием вашим (то есть человеческим. - Р.М. )» (см. Евангелие от Марка, глава 7, стихи 1-13 ). То есть Христос прямо обличает современных Ему иудеев в непочитании родителей.

А Его слова о святости брака: «...Что Бог сочетал, того человек дa не разлучает»? Или благословение приходивших к Нему детей? В чем же дело? Если одни слова и дела Христа, казалось бы, противоречат другим, то как это все понимать?

Прежде всего, ученые до сих пор спорят, на каком диалекте арамейского языка говорил Спаситель. Для нас имеет значение то, что все языки семитской группы (языки Ближнего Востока, в том числе и почти утерянный в наши дни арамейский) чрезвычайно образны. Христос использовал это для Своей проповеди. Евангелие написано удивительным, образно-метафорическим языком, полно притч и аллегорий. Даже и в наши дни то, что звучит совершенно естественно для ближневосточного человека, в прямом переводе способно вызвать настоящий шок у европейца, привыкшего к точной и почти без-образной речи. Слово же «ненависть» в Евангелии (впрочем, как и вообще в Библии) в разных контекстах может обозначать различные понятия. В данном контексте, по мнению большинства толкователей Священного Писания, слова «кто не возненавидит...» следовало бы перевести иначе: «кто не предпочтет Бога отцу, матери...»

Кроме того, Спаситель говорит здесь о качествах, которые нужны Его настоящему ученику и последователю, а значит - любому христианину. Достаточно посмотреть на конец этого отрывка. Сказав о ненависти к родным, Христос как бы подводит итог: «...Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (стих 33 ). Таким образом, слово «возненавидеть» является здесь синонимом еще одной фразы - «отрешиться от всего». В контексте слово «все» - это не только родственники, но и вообще все земные привязанности, заботы, привычки и, конечно, страсти - то, что мешает общению человека с Богом. Именно так в Церкви и понимается выражение «ненависть к себе».

Суммируя контекст Евангелия и фразы Спасителя о ненависти к родственникам, можно сказать, что речь здесь идет о так называемой «системе приоритетов», которая есть у каждого человека. Кто-то (или что-то) у нас стоит на первом месте - и ради этого человек готов пожертвовать почти всем. А что-то - на последнем. И если человеку приходится выбирать, он жертвует «меньшим» ради «большего». Например, женщина, придерживающаяся строгой диеты, чтобы улучшить фигуру, должна пожертвовать этой диетой, если она носит в утробе ребенка. И подобный «жертвенный» выбор человек делает каждый день, каждый час...

Согласно Евангелию, Бог желает иметь не половинку, не две трети, а всего человека. Лучше даже сказать ждет. Ждет от человека любви. Полной до самоотречения. В этом смысле Евангелие - это самая максималистская книга на земле. Но Господь не просто «где-то там сидит на Небе и ждет» жертвы, а, согласно христианскоому вероучению, Сам выходит навстречу людям, отрекается, «ненавидит» Свое могущество и славу, как пишет апостол Павел, Бог «уничижил себя самого, приняв образ раба», то есть становится таким же, как мы, человеком. И ждет... Настоящая любовь не может поступать иначе.

Святые - канонизированные Церковью подвижники, как раз поступили в полном соответствии с евангельской максимой - ответили Христу всецело, всеми силами своей души. Помня, что Он сделал для людей, они тоже не могли поступать иначе, чем отдавать Ему жизнь. Причем сделать это можно по-разному. Кто-то, подобно Спасителю, взошел на крест, кто-то всю жизнь провел в пустыне, молясь Богу. А кто-то жил в кругу семьи, верующей или неверующей. Но все эти люди на своем месте слушали и служили только Богу, «ненавидя» мир и вместе с тем до самоотречения любя его. Как такое возможно? Этот классической парадокс выражен в формуле христианства: «Ненавидь грех, но люби грешника».

Казалось бы, почти невозможно быть настоящим христианином, таким, каким желает тебя видеть Христос. Однако в Евангелии со всей его категоричностью есть, на первый взгляд, «странные» слова Спасителя: «Иго Мое благо и бремя Мое легко». Явное противоречие с максимализмом Евангелия, разрешаемое просто - надо попробовать быть христианином. Ведь христианство - это не только герои-аскеты, святые и красивые здания с крестами на куполах. Христианство - это сообщество верующих во Христа людей. То есть Церковь. И каждый человек в этом сообществе по мере сил пытается «ненавидеть отца и мать», то есть ставить родственные связи в системе своих ценностей ниже, чем связь со Христом, хотя, конечно, это дается очень трудно. Но выбор у христианина стоит не между Богом и родными людьми, а между тем возможным злом, которое может исходить от родственников, и вечным, абсолютным добром, которое всегда исходит только от Бога.

Такая ненависть оказывается в итоге парадоксальной. Именно про нее Христос сказал: «Всякий, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 29). В чем здесь парадоксальность? Господь говорит не только о воздаянии в будущей жизни, но и о жизни земной. И получается, что та «ненависть», о которой сказал Спаситель, не разделяет людей, а, напротив, соединяет и помогает обрести истинную любовь, бескомпромиссно отсекая все злое и ложное в их отношениях.

КОММЕНТАРИЙ СВЯЩЕННИКА

Протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ ,
ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета,
настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецах:

К сожалению, нередко получается так, что именно те люди, которые теснейшим образом связаны с христианами земной жизнью, не солидарны с христианством в вопросах Жизни Вечной. Господь специально обратил на это внимание, сказав что «враги человеку - домашние его» (Евангелие от Матфея, глава 10, стих 36). В каком смысле «враги»? Не всегда, конечно, но нередко именно самые близкие по «крови и плоти» люди становятся самыми настоящими врагами христианину в вопросах веры и духовной жизни. Конечно, это не те враги, «которых уничтожают», однако надо четко понимать, что они могут стать серьезным препятствием к самому важному для христиан - спасению. Поэтому, любя их как людей, ни в коем случае нельзя следовать их антихристианским требованиям.

История Церкви подтверждает эти слова Спасителя. Достаточно вспомнить великомученицу Варвару, которую предал на казнь родной отец-язычник (начало IV века). И в наши дни есть много случаев, когда родители, в прямом смысле этого слова, мучают своих детей. Например, я знаю девушку, которую родители выгнали из дома за то, что она крестилась и стала настоящей христианкой.

Или представьте - отец и мать были воспитаны еще при Советской атеистической власти, а дети стали верующими людьми. Родители не дают им вести духовную жизнь, сами являясь ярыми противниками Церкви. И в этом смысле отец и мать - это духовные враги своих детей. Конечно, родители будут всегда оставаться родителями. Более того, несмотря ни на что, их нужно любить и почитать. То же можно сказать и о супругах, и о детях, и о братьях с сестрами.

Также я знаю случай, когда неверующая мать заставляла идти на аборт дочь-христианку. Или, например, когда мать говорила дочери примерно следующее: «Ты выйди за него замуж, роди ребенка, а потом разводись. И мы с тобой будем ребеночка воспитывать». Бывают случаи, когда родители советуют своим детям не жениться, а просто вступать в блудные отношения, которые сейчас принято именовать «гражданским браком». В общем, учат своих чад, мягко говоря, плохому. Что делать в этом случае? Конечно, исполнять как раз ту самую заповедь Христа о ненависти к родным... Но ненависть христианина должна проявляться в том, что ему надо ненавидеть не человека (например, мать), а то плохое, греховное, чему она учит.

Конечно, те случаи конфликтов, которые я привел как пример, можно назвать крайними. Чаще бывают менее болезненные ситуации. Но все же слова Христа о ненависти к родным очень нелицеприятны. Они означают, что если неверующая семья мешает продвижению к Богу, а в итоге спасению, то христиане должны предпочесть Бога даже родственникам - самым близким людям на земле. Христианам иногда даже буквально приходится исполнять эту заповедь Спасителя, то есть на какое-то время уходить от родных. Каждый раз разные ситуации, и общего правила для всех верующих нет и быть не может.

Почему Господь употребил слово «возненавидеть»? За время Своего земного служения Христос не стремился сформулировать какую-либо научную доктрину, не говорил выверенные формулировки и тезисы. Его цель была совершенно другая - спасти, восстановить падшего человека в первоначальном достоинстве. Христос говорил и открывал людям величайшие тайны Царства Небесного. Для этого он использовал образную, часто метафорическую речь, потому что образ более понятен и дольше остается в уме, тем более у простого человека. Однако при переводе с одного языка на другой какие-то оттенки могут меняться. И, конечно, под словом «возненавидеть» Христос имел в виду совсем не то, что многочисленные и разные «совопросники века сего».

Священник Игорь ФОМИН
клирик храма Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади:

Начну со случая, который, возможно, поможет понять эту фразу Спасителя. Одна женщина, ходившая в наш храм, к сожалению, ходить к нам перестала, попав к неким лже-старцам, а по сути, просто сектантам и заодно мошенникам. Бедная женщина (как это обычно и бывает у сектантов) получила сильный прессинг цитат из Священного Писания, в том числе и цитату о ненависти к родным, растолкованную буквально. Она взяла малолетнюю дочку и ушла из семьи и Церкви «спасаться» к «старцам», то есть попросту исчезла. Когда муж нашел ее, перед ним предстало жалкое зрелище. Жена и еще несколько таких же охмуренных женщин, ушедших с маленькими детьми из семей, жили в избушке рядом со «старческим монастырем». Дети были грязными, голодными, полураздетыми...

Христос говорил, конечно, не об этом. Он говорил не о том, что надо так возненавидеть семью, что не надо заботиться о ее членах, тем более, если речь идет о совсем еще малышах. Спаситель говорил совершенно о другом - что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна, глава 15, стих 13). Вообще, все Евангелие проникнуто тем духом, что любовь к Богу человек может проявить через любовь, внимательное и чуткое отношение к своим ближним. Но прилепиться надо только к Богу. Кроме того, толковать слово «возненавидеть» нужно, учитывая образную восточную речь. Оно сказано для того, чтобы контрастно и ярко подчеркнуть мысль Христа. Христианин, конечно, должен любить ближних и заботиться о них, но «во главе угла» должны стоять не родственные связи, а Бог. Именно таков смысл «заповеди о ненависти».

Существует опасность истолковать эту заповедь в угоду себе.

Поэтому я думаю, поведение христианина в семье, пусть даже и во враждебной ему обстановке, должно быть таким, чтобы в итоге семья сказала: «Да, мы тоже хотим быть христианами».

Конечно, в семье бывает всякое, вплоть до того, что христиане всю жизнь проводят в неверующем окружении. Но я хочу все же рассказать о счастливом случае. У меня есть знакомая женщина, которая ходит в наш храм и давно ведет церковную жизнь, а ее муж - профессор, один из лидеров левой политической партии. Он никогда не препятствовал ей быть христианкой. Однако с перестройкой у него усугубились атеистические взгляды, вплоть до того, что если она шла в церковь, то обычно он попросту бил ее. Она прибегала в храм тайком, буквально на полчаса, не имея даже возможности присутствовать полностью на богослужении. Ее «мытарства» продолжались довольно долго, примерно лет десять, и закончились так.

У них в семье была традиция. Каждое воскресенье после обеда они садились на любом вокзале в любую электричку, выходили где-нибудь за городом и гуляли. Однажды по обыкновению они поехали за город. Сев на электричку и доехав до Сергиева Посада, они вышли и направились к Троице-Сергиевой Лавре. Женщина была ни жива, ни мертва, думая о том, что сейчас может начаться с мужем, когда он увидит церкви. Они пришли в один из лаврских храмов, а она все равно волновалась: вдруг муж прямо сейчас, во время службы начнет богохульствовать и кричать или ударит ее... Однако он все время молчал.

Абсолютно молча они дошли обратно до станции, и тут он повернулся к ней и сказал примерно следующее: «Слушай, мы с тобой давно мечтали купить домик. Давай приобретем его здесь. Мне так понравилось это место!» В течение месяца они нашли и купили-таки домик в Сергиевом Посаде, а он стал ходить в храм.

Почему произошло это чудо? Вообще-то, по всем человеческим законам и логике, как только муж стал богохульствовать и бить жену за то, что она ходит в церковь, она должна была расстаться с ним. Однако она вспомнила заповедь Христа и «ненавидела» такие поступки мужа, при этом положив себя на алтарь семьи. И через десять лет ее «ненависть» к мужу привела его к Богу. Почему? Да потому, что эта не та ненависть, которая все вокруг разрушает и приносит страдание другим, а та, о которой говорил Господь - «ненависть» к антихристианским делам мужа, соединенная с самоотверженной любовью к нему и постоянным чувством присутствия Бога в семье.

Проповедь на Евангелие Лк 14, 25-33

В то время: С Иисусом шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником. И кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения её, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: «этот человек начал строить, и не мог окончить»? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот ещё далеко, он пошлёт к нему посольство - просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. (Лк 14, 25-33)

(прим. Первую проповедь в качестве настоятеля челябинского прихода читает отец Маркус Новотны)

Дорогие братья и сестры!

Мы только что слышали, наверное, одно из самых сложных мест в Евангелии. Иисус говорит достаточно странные слова. Вначале «кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». Потом «кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником». Потом Он говорит о задумавшем строить башню и царе, ведущем войну. Эти фрагменты как будто не связаны между собой. Но главное, что хочет сказать Иисус, понять все же можно.

За Ним ходит множество народа, как свидетельствует Евангелие от Луки. И часто бывает так, что вокруг любой знаменитости или яркой личности собирается множество поклонников. В сегодняшнем мире это выглядит несколько иначе. Те, которых еще вчера никто не знал, вдруг становятся знамениты. И многие приходят к ним, хотят с ними познакомиться, хотят приобщиться к славе звезд.

Может быть, похоже было и с Иисусом. Люди много слышали о Нем, видели чудеса, присутствовали на проповедях. Возможно, многие шли за Иисусом и из-за любопытства. Может быть, как раз этим людям Иисус обращает сегодняшние слова, которые мы слышали в Евангелии. Иисус требует решения. Не может быть, что человек попал в общение с Иисусом «просто так». Не может быть, чтобы человек стал учеником Иисуса «по случайности».

В отличии от многих из вас, я родился и вырос в католической семье. И никогда не был вынужден принимать твердое решение «да, я хочу быть верующим человеком». Это решение было принято либо моими родителями, которые принесли меня на крещение, когда я был совсем маленьким. Либо это решение было хорошо подготовлено различными обстоятельствами всей моей жизни. Не было такого момента, чтобы я вдруг оказался перед необходимостью принимать такое решение. Не то чтобы в моей жизни такого не было никогда. Но достаточно редко.

Многие из вас, которые были крещены в этом храме или других храмах относительно недавно, или которые уже будучи взрослыми приняли решение присоединиться к Католической Церкви, может быть совершенно иначе слышите и воспринимаете сегодняшнее Евангелие. Но думаю, вы еще больше понимаете, что быть учеником Иисуса Христа - это сознательное решение человека. Не может быть так, что человек сегодня «да», а завтра «не то, что нет, но посмотрим». Таким образом мы не можем стать учениками Иисуса Христа. Быть учеником Иисуса - это значит слушать, что Иисус нам говорит. В том числе то, что Он говорит в сегодняшнем Евангелии. Даже если нам кажутся странными Его слова.

Что значит возненавидеть отца и матерь, и жену, и детей, и братьев, и сестер? Я уверен, если спросить сейчас тех, у кого есть братья и сестры, наверняка они расскажут, что бывают такие ситуации, когда кажется, что ненавидишь своего брата или сестру. И это не только между братьями и сестрами и не только в каком-то определенном возрасте. Но не это Иисус имеет в виду. Речь не идет о том, что мы должны кого-либо возненавидеть. Наоборот. Мы внимательно читали Евангелия. И знаем, что Иисус Христос дает нам главную заповедь «любите друг друга». В том числе, и в первую очередь, отца и мать, жену и детей, братьев и сестер. Но сегодня Иисус говорит нам - все, что мы можем иметь здесь на земле, перед лицом Бога или в свете жизни вечной, мало что значит. Быть учеником Иисуса, значит слушаться Его Слова, когда Он зовет.

Не от всех Иисус требует одного. Не всех Иисус призывает уйти в монастырь. Монастыри были бы полные, приходы - пустыми. Не всех Иисус призывает стать священниками. Здесь, за кафедрой, было бы тесно, а в храме - пусто. Не может такого быть. Иисус призывает каждого человека индивидуально. И Он никогда не требует больше, чем человек может дать. Иногда нам кажется - невозможно. Иногда нам настолько тяжело, что мы думаем, как Иисус такое может требовать? Иисус никогда не требует больше, чем человек может нести.

И, смотря на последнюю строчку Евангелия, «всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником». Здесь речь идет не только об отношении к людям, но и об отношении к имуществу. Не плохо быть богатым. Многие хотели бы быть богатыми. И многие богатые делают много добра в этом мире. Важно как мы, будучи учениками Иисуса, относимся к своему богатству. Может быть, многие скажут: «ну, я не богатый». Но, согласитесь, это все относительно. Может вы себя и не считаете богатым. Но включите телевизор, посмотрите, как люди живут в некоторых странах Азии, Африки или Ближнего Востока. Очень много мест, где люди живут намного хуже. Так что все это относительно.

Важно, какое у нас отношение к тому, что мы имеем. Собираем только для себя или мы по-христиански относимся, как Иисус нас учит. Это значит открытым сердцем внимать тому, что происходит вокруг. Главное слушать то, что Иисус говорит. Главное пытаться узнать волю Божию, которую Он мне хочет сообщить каждый день. Каждый день мы призваны идти за Иисусом, быть учениками Иисуса, пытаться узнать, в чем воля Божия для меня в этот конкретный день, в этой конкретной ситуации, в которую я попал.

Таким образом, мы не только учимся тому, что значит отрешиться от всего. Мы учимся, что значат наши отношения к окружающим нас людям. Так, как истинные ученики Иисуса Христа. Другого выхода я не вижу. Если мы решили быть учениками Иисуса Христа… А это решение не такое, что мы однажды решили и на всю жизнь. Это решение обновляется каждый день. Если мы решили быть учениками Иисуса Христа, несмотря на то, какой у нас возраст, образование и так далее. Если мы решили быть учениками Иисуса Христа, мы должны слушать то, что Иисус хочет нам сказать.

От Луки святое благовествование. Глава 14, стихи 25-35.

25 С Ним шло множество народа; и Он обратившись сказал им:

«Обратившись» здесь означает повернувшись лицом к людям, «открыв лице». Это то же самое, как в Ветхом Завете Бог в наказание за грехи людей сначала «скрыл» от них Свое лице, а потом, в самом конце времен вновь его «открыл» людям. Это образные выражения. Выражение «Бог скрыл лице» - значит люди по своей греховности стали понимать закон Божий прямо по тексту, буквально. В результате убивали людей камнями, приносили кровавые жертвы и творили прочие беззакония. Это «грех Египта» в Ветхом Завете, и «грех по неведению» в послании Апостола Павла к Евреям. А выражение «Бог открыл лице» - это значит, что люди вновь стали образно толковать закон Божий, так как и учил Христос. То есть в 25 стихе речь о том, что Христос открывает свое лице людям и посредством образного толкования люди начинают понимать, что же им говорит Святой Дух.

26 Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;

Речь здесь не о родственниках, а об учениях и церквях. «Отец» и «мать» - это учение и церковь, которые воспитали каждое конкретное учение, которое хочет идти за Христом к Богу. Это может быть не только христианское учение, но и мусульманское или иудейское. «Братья» - это в первую очередь христианские конфессии, которые существуют на тот момент времени. «Сестры» - церкви этих конфессий. Ну и т.д.

Суть в том, что если настал момент второго пришествия Христа и людям как бы «неожиданно» открылось образное толкование Библии, то необходимо забыть все, чему учили людей ранее. Все это «негодные к употреблению смоквы» из письма Иеремии к пленникам Вавилона. В том числе «негодными» являются учения различных «святых отцов» и лжепророков, которые не основаны на словах Святого Духа, которые понятны только при образном толковании закона Божиего. Именно это и называл Христос в Новом Завете «старое вино», «старые мехи», «предания старцев». Все это должно быть похоронено навсегда, но не живыми (толкующими закон образно), а такими же «мертвецами», которые слушают «святых отцов» и т.п.

Тот, кто хочет быть учеником Христа – тот должен отречься от устаревших учений.

27 И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником;

«Нести крест» - это здесь означает то, что человек отрекается от устаревших учений и начинает следовать указаниям Святого Духа из Нового Завета и Ветхого Завета (посредством образного толкования). Но тем самым этот человек сам себя обвиняет, что вся его прежняя жизнь была греховной, в «грехе по неведению». Это и есть крест. Человек сам себя распинает на позорном кресте и тем образно уподобляется своему Учителю.

28 Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее,

29 Дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,

30 Говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?

Прежде всего это обращение ко всем религиям, вышедшим из Ветхого Завета. Христос говорит всем нам, вот вы считаете себя верующими. Если вы сейчас не отрекаетесь от устаревших учений и не следуете за Святым Духом, то какие вы верующие? Все же это было прописано в Ветхом Завете с самого начала. Вы не могли это прочитать, но раз вам теперь все сказали, то выполняйте волю Бога.

31 Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?

Почему у одного царя в два раза больше войско? Потому что первый царь – это царь людей, понимающих закон Божий прямо по тексту. Но закон Божий гораздо глубже. Его надо образно толковать. Тогда и войска становится в два раза больше - прямой текст и истолкованный.

32 Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство – просить о мире.

33 Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.

То есть кто не отринет старых учений действующих церквей, тот не может быть учеником Христа.

34 Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?

Соль – это христианская закалка, доставшаяся от действующих церквей. Но если она уже потеряла силу, то ее надо выбрасывать. Сам Христос призывает нас к этому.

35 Ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!

«Кто имеет уши слышать» - это означает: кто умеет образно толковать закон Божий, тот толкуй его, понимай слова Святого Духа и исполняй их.


§311. С Ним шло множество народа; и Он обратившись сказал им: "Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несёт креста своего, и идёт за Мною, не может быть Моим учеником. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником." ("Еванг. от Луки", гл. XIV, ст. 25, 26, 27 и 33.)
§312. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. ("Еванг. от Матф.", гл. Х, ст. 37.)
§313. Некоторые слова, впрочем очень редкие, в устах Христа представляют такой странный контраст с его личностью, что невольно отказываешься понимать их, но высота его учения остаётся недосягаема. Слова эти были записаны после его смерти, так как ни одно "Евангелие" не было написано при его жизни. Надо думать, что в данном случае основная мысль его не была верно передана, а ещё вероятнее, что первоначальный смысл мог измениться при переводе с одного языка на другой. Достаточно было сделать первую ошибку, чтобы она была повторена при последующих изданиях, как это случается с историческими фактами.
К этому случаю относится слово возненавидеть у Св.Луки: "если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери" и т.д. Невозможно приписать слова эти Иисусу; было бы излишним оспаривать это, а тем более стараться оправдать их. Нужно сначала узнать, были ли они произнесены Иисусом, а если да, то нужно знать, имели ли эти слова на современном ему языке то же самое значение, что и в нашем. Из следующего места "Еванг. от Иоанна": ненавидящий жизнь свою в этом мире сохраняет её для жизни вечной, ясно, что Христос придаёт этому слову совершенно другой смысл, чем мы.
Еврейский язык не отличался богатством и имел много омонимов - слов одного и того же звучания. Так, например, в "Пятикнижии" Моисея под словом день при сотворении мира подразумевались не сутки, состоящие из 24 часов, а известный период времени; отсюда произошло верование, что мир был сотворён за 6 суток. Такое же смешение понятий представляют слова "верблюд" и "канат"; канат изготовлялся из шерсти верблюда и был переведён словом верблюд в аллегории об игольном ушке. (Гл. XVI, §372). 1
Надо принимать в расчёт нравы и характер народов, влиявших на особенности свойств языка: без этого понимания настоящий смысл некоторых слов исчезает. При переводе с одного языка на другой одно и то же слово получает более или менее сильное выражение; так, на одном языке оно может служить выражением оскорбления или богохульства, тогда как на другом оно не имеет такого значения, какое ему придают; даже в одном и том же языке некоторые слова теряют своё значение по истечении нескольких столетий. Вот почему строго дословный перевод не всегда передаёт мысль в совершенстве, и для того, чтобы быть точным, надо иногда употреблять слова не буквальные, а однозначащие или перефразы.
Замечания эти могут иметь особенное применение к переводам Священного Писания, и в частности "Евангелия". Если не считаться со средой, в которой жил Иисус, то легко ошибиться в значении некоторых выражений и фактов вследствие привычки судить о других по-своему. Во всяком случае, нельзя придавать слову "ненавидеть" современного смысла, противоречащего духу поучения Иисуса. (См. гл XVI, §221 и след.)

В книге собраны ответы пастора М.В.Вовка на 100 вопросов читателей «Международной христианской газеты», опубликованные в 2002-2008 гг. Обстоятельные и аргументированные ответы не преследуют интересов какой-либо отдельной конфессии или деноминации, но основаны на Слове Божием. Можно ли обращаться к гадалкам, астрологам и чародеям-целителям? Любое ли самоубийство является грехом? Будут ли в раю люди узнавать друг друга? Почему нельзя играть в карты? Можно ли христианину обращаться в суд за защитой своих прав? Какое служение можно доверить женщине? Как относиться к отдыху на пляже и загару? Почему нельзя «жить вместе» до брака? На эти и десятки других вопросов вы найдёте ответы в этой интересной книге!

Как понимать выражение: «…Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери…»?


Я являюсь подписчиком вашей газеты вот уже третий год. Благодарю Господа за то, что Он даёт Своим детям мудрость. «Международная христианская газета» очень назидательна и поучительна. Чувствуется Божие присутствие, когда её читаешь. Само собой разумеется, газета не заменит Библию, но через неё Бог также открывает нам многое непонятное. Так вот, у меня возник вопрос. В Евангелии от Луки написано «…Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником…» (14:26). Как понимать это – «не возненавидит»? Я верю, что Библия правдива и в ней нет никаких разногласий. Ведь Сам Иисус Христос является Любовью, а тут Он говорит – «не возненавидит». Как же это понимать? Объясните, пожалуйста.

Петр Риде

Благодарим вас за письмо и теплые слова в адрес нашей газеты. Вы правильно понимаете то, что Иисус Христос – это Любовь. Об этом свидетельствует все Священное Писание. Сам Христос говорит о принципе жизни человека в Своей Нагорной проповеди: «А Я говорю вам: любите врагов ваших…» (Матф. 5:44). Христос всегда учил с уважением относиться к своим родным и друзьям. Вот Его слова: «…Почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя» (Матф. 19:19). Можно привести немало подобных высказываний Иисуса и Его последователей – апостолов.

Но как же понимать выражение «возненавидеть отца и мать»? Как мы, живущие в начале XXI века, понимаем эти слова? Возненавидеть – значит питать чувство вражды к человеку. Такое наше понимание. Однако восточные языки чрезвычайно образны и, вместе с тем, понятны и доступны простому человеку. Говоря, что мы должны возненавидеть наших ближних, Иисус имеет в виду, что любовь, которую мы должны питать к Нему, несравнима ни с какой другой земной любовью. Поэтому слово «возненавидеть» означает питать меньшую любовь ко всему, чем к Иисусу.

Еще один интересный момент. Кому и почему Иисус Христос сказал эти слова? В предыдущем стихе читаем: «С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им…» (Луки 14:25). Итак, Христос обратился к толпе, которая следовала за Ним. Эти люди вроде бы были последователями Иисуса. Но разные люди шли за Ним и по разным причинам: одних привлекали чудеса, других – возможность поесть вдоволь рыбы и хлеба, иные же просто были зеваками. Но многие, шедшие за Ним, ничего не делали со своей стороны для того, чтобы стать Его истинными последователями. И вот Спаситель хочет побудить людей к действию, которое выражается в том, чтобы устранить преграды, разделявшие их с Богом. Эти преграды уменьшали человеческую любовь к Богу и не позволяли людям полностью довериться Ему. Этими преградами для нас могут быть и наши родственники, и друзья, и любимые занятия… И тому, кто будет прилагать усилия со своей стороны, чтобы устранить эти преграды, Господь обещает Свою помощь.

Вот одно из обетований для всех: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф. 6:33).

Loading...Loading...