Почему господь ожесточил сердце фараона. Ожесточение


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


3.746 Алекс (aalex-sem@???.ru) пишет: « Уважаемый Василий, В выпуске 177 Вы прокомментировали стих 4:21 следующим образом: «4:21 "... когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа". Господь никак не влиял на фараона, ни в положительную, ни в отрицательную сторону. Вся слава Исхода принадлежит лишь одному Богу. "Ожесточить" здесь значит не повлиять на принятие решения, а послужить поводом для проявления у человека соответствующей реакции.» Откуда у Вас такая информация? Я посмотрел несколько переводов Библии и Ваш комментарий противоречит тому, что написано в Библии. Библия. Современный перевод. Москва, 1998 год.: «Я сделаю так, что фараон заупрямится и не согласится отпустить народ...» Я живу в Швеции и я просмотрел все шведские переводы этого стиха. Все они подтверждают современный перевод, что Бог повлияет на фараона и ожесточит (заупрямит) сердце фараона. Объясните это противоречие. Как это звучит в оригинале?»

Приветствую Вас, Брат Алекс (если я верно понял Ваше имя из адреса)!

Вообще-то, приведенный Вами комментарий из нашей рассылки составлял не я, но наша команда трудится совместно. И с текстом комментария я в принципе согласен. Потому готов предоставить ответ на Ваш вопрос.

Ваша проблема в том, что Вы консультировались с различными переводами, но не с различными комментариями. Конечно, непосредственно текст Слова Божьего - это именно то, к чему мы должны обращаться в первую очередь, и Писание является наилучшим комментарием для самого себя. Однако для этого нужно знать все Писание и находить в нем АБСОЛЮТНО ВСЕ тексты, которые говорят об исследуемой теме. Самостоятельно этого зачастую сделать трудно, а то и невозможно. Потому приходится обращаться к тем, кто уже проделал часть работы за нас. Хотя, это вовсе не значит, что нам следует слепо доверять таким людям, во-первых потому, что они тоже люди, даже если и обладают особыми знаниями или степенями.

Итак, мне доступны многие комментарии, и я обращаюсь к одному из моих любимых. Открываю ссылку на и среди прочего нахожу статью "Ожесточу его сердце". Статья достаточно большая, чтобы приводить ее полностью, тем более, что я перевожу ее с английского. Но я процитирую отдельные выдержки из нее:

"... Комментаторы значительно расходятся во мнениях в своем понимании ожесточения сердца фараона, приписанного здесь Богу. Всего таких высказываний десять. Восемь из них ( ; 9:12; 10:20, 27; 11:10; 14:4, 8, 17) используют слово chazaq, которое означает что Господь сделает сердце фараона "прочным" настолько, что оно не подвинется, и что его чувства к Израилю не изменятся. В гл 7:3 используется другое еврейское слово, qashah, которое подразумевает, что Господь сделает сердце фараона "твердым" или "бесчувственным". В гл 10:1 используется третье слово, kabed, означающее, что Бог сделал сердце фараона "тяжелым" или нечувствительным к божественному влиянию. То, что эти разные слова используются взаимозаменяемо, можно увидеть исследуя контекст.

Также можно найти десять высказываний о том, что фараон сам ожесточает свое сердце. Четыре из них (главы 7:13, 22; 8:19; 9:35) используют слово chazaq, "делать прочным", пять (главы 7:14; 8:15, 32; 9:7, 34) употребляют слово kabed, "делать тяжелым", и одно (гл 13:15) - слово qashah, "делать твердым". ..." (SDABC на ).

Далее комментарий анализирует, каким образом фараон сам ожесточался, в чем это проявилось, и до какой степени это было его собственное независимое решение. Также анализируются другие тексты Писания, которые говорят о том, что Господь не желает страдания и погибели грешника, но желает спасения всех, равно как одинаково нелицеприятно относится ко всем (Иезек 33:11; 1Тим 2:4; ; ). На основании всего этого данный комментарий делает заключение: "Ожесточение сердца фараона ни коим образом не было действием Бога, но свободным выбором с его стороны". В подтверждение этого приводится текст из , где даже язычники признают, что фараон сам ожесточился. Это слова филистимлян: "...и для чего вам ожесточать сердце ваше, как ожесточили сердце свое Египтяне и фараон? вот, когда Господь показал силу Свою над ними, то они отпустили их, и те пошли..."

К этому хотелось бы добавить еще текст из другого комментария: "Бог сказал относительно фараона: <Ожесточу сердце его, и он не отпустит народа> (). Никакая сверхъестественная сила не была применена для того, чтобы ожесточить сердце царя. Господь дал фараону самые сильные доказательства Божественной силы, но царь упорно отказывался принять этот свет. Каждое проявление безграничного могущества, отвергнутое им, все больше укрепляло его в восстании против Бога. Семена мятежа, которые он посеял, когда отверг первое чудо, принесли свои плоды. Пока он продолжал держаться своего пути, упорствуя все больше и больше, его сердце ожесточалось все больше и больше, пока его не позвали увидеть холодные мертвые лица первородных. Бог обращается к людям через Своих слуг, посылая им предостережения, порицая грех. Он дает каждому возможность исправить свои ошибки, прежде чем они укоренятся и сделаются чертами характера, но если кто-либо отказывается исправиться, то Божественная сила не препятствует развитию его плохих наклонностей. Для такого человека легче скатываться вниз, чем подниматься вверх. Он закрывает свое сердце перед Святым Духом. Дальнейшее отвержение света приводит к тому, что даже более сильное влияние не сможет произвести существенных перемен. Тот, кто однажды поддался искушению, сделает это гораздо легче во второй раз. Каждое повторение греха ослабляет способность человека сопротивляться ему, ослепляет глаза и заглушает голос совести. Каждое семя снисходительного отношения ко греху приносит свои плоды. Бог не совершает никаких чудес, чтобы помешать их созреванию. <Что посеет человек, то и пожнет> (Гал. 6:7). Тот, кто проявляет дерзкое неверие, тупое безразличие к Божественной истине, обязательно пожнет то, что сам посеял. Вот почему случается, что многие внимают со стоическим безразличием истинам, которые однажды волновали их до глубины души. Они сеяли пренебрежение истиной и сопротивление ей, и потому и пожинают такой урожай." (ЕГУ, Патриархи и пророки, гл 23 "Египетские язвы", стр ориг 268).

И, наконец, я хотел бы привести свой любимый текст, который, хотя и говорит не конкретно об ожесточении, но показывает, как действие Бога, описанное в Ветхом Завете прямыми словами, нужно понимать в действительности:

"Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?

Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, - и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.

Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие; ждал правды, и вот - вопль" ().

Этот текст раскрывает механизм наказания Божьего, который заключается не в том, что Бог Своей рукой опустошает, разоряет и уничтожает, но заключается в том, что Бог, отнимая Свою охрану, позволяет иным силам опустошать, разорять и уничтожать. Тот же принцип я готов применить и к вопросу об ожесточении сердца фараона: У Бога есть много возможностей удержать человека от падения, но когда человек упорствует, то Бог просто оставляет его пожинать последствия своего выбора.

Вам когда-либо приходилось испытывать в своей жизни чувство противления? Это когда Вам уже показали истину или указали на Вашу ошибку, а у Вас возникает желание не признаться в своей неправоте, а любой ценой утверждать себя и топтать другого. В такие моменты особенно чувствуется в душе борьба двух сил - Бога и сатаны. Одна сторона убеждает, что раз ты уже понял, что не прав, признайся и поступи правильно. А другая сторона нажимает на гордость и показывает, каким ты станешь в глазах других, когда признаешь свою неправоту. Само наличие этой борьбы показывает, что Бог не может разделиться и предлагать человеку два противоречивых варианта. Решение, выбор, результат этой борьбы зависит ПОЛНОСТЬЮ от самого человека. Но стоит однажды ему сдаться и пойти вослед сатаны, в следующий раз это будет легче. И вскоре наступит момент, когда у него уже борьбы не будет, потому что голос совести - голос Бога умолкнет. Вот тот самый момент, когда Бог уже не подсказывает человеку верный путь, а оставляет человека наедине с наветами сатаны, и является тем самым действием Божьим по направлению к ожесточению сердца. Это не прямое действие, а косвенное - Бог не Своей рукой ожесточает, а отнимая Свою руку оставляет человека в ожесточении. Точно так же, как и Исаия описывает наказание: Бог не Своей рукой наказывает, а отнимая Свою руку оставляет человека беззащитным к любому разрушению с другой стороны. Вот только очень часто та другая сторона не названа в Ветхом Завете своим настоящим именем - сатана. Но об этом читайте в моей книге "Откровение из бури", текст которой уже появился на нашем сайте. Особенно об этом говорится в главе "Сатана в Ветхом Завете".

Господь да благословит Вас! Василий Юнак

Читайте еще по теме "Разное":

свт.
  • под. ред. Лопухина
  • прот.
  • свящ. Вадим Маркин
  • Александр Ткаченко
  • мит. Калужский и Боровский Климент
  • Ка́зни еги́петские - десять наказаний Божиих, постигших Египет за отказ фараона отпустить народ Израиля из египетского пленения. Описаны в Ветхом Завете, в книге Исход ().

    Религией Египта того времени был политеизм – вера в нескольких божеств. Египетский пантеон включал в себя большое количество божеств различной значимости. В каждом городе были свои, особо чтимые культы. Обожествлялись и явления природы: солнце, звезды, ветер, стихийные бедствия. Звери, птицы, рептилии и даже насекомые также становились объектами поклонения.

    Кроме того, древние египтяне в своих верованиях смешивали человеческое и животное начало. Примером может служить богиня Сахмет, целительница болезней, изображавшаяся как женщина с лицом львицы. Многие фараоны еще при жизни отождествляли себя со сфинксами и повелевали запечатлеть это в камне. Целый ряд изваяний сфинксов, находящихся ныне в Каирском музее, свидетельствует об этом. Часть из них сохранились до наших дней.

    Одну из ключевых ролей в религии Египта играл сам фараон, выступавший в качестве единственного «посредника» между людьми и богами. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом.

    По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплощением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора.

    С самого своего рождения фараон почитался одновременно и как верховный правитель, и как божество. Вполне естественно, что владыка Египта спрашивал Моисея: «Кто такой Господь, чтоб я послушался Его [и] отпустил Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исход 5:2). Просьба Моисея сразу была отклонена фараоном. Тогда Господь сказал Моисею нечто весьма необычное: «Смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исход 7:1). Таким образом, у фараона появился «соперник». Живой Бог Израиля противостал одному из земных божков.

    При чтении истории о десяти казнях, часто встречается повторяющаяся фраза: «И вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш » (Исход 6:7; 7:5; 8:22; 10:2; 14:4). Эта фраза подчеркивает смысл всего происходящего. Господь хотел показать и египтянам, и евреям, что Он является истинным, всемогущим Богом. Поэтому даже самому фараону Господь сказал в самый разгар 10 казней египетских: «Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою и чтобы возвещено было имя Моё по всей земле» (Исход 9:16).

    Десять казней египетских следовали одна за другой, после очередного отказа фараона отпустить израильский народ:

    1. Превращение воды в кровь ()
    2. Нашествие жаб ()
    3. Нашествие мошек ()
    4. Наказание песьими мухами ()
    5. Мор скота ()
    6. Язвы и нарывы ()
    7. Гром, молнии и огненный град ()
    8. Нашествие саранчи ()
    9. Тьма ()
    10. Смерть первенцев ().

    Некоторые толкователи указывают на то, что египетскими казнями были последовательно унижены и посрамлены египетские идолы (Ра, Изида, Хапи, Амон и проч.) оказавшиеся неспособными защитить те области, влияние на которые им приписывали египтяне.

    Общая продолжительность казней укладывается в период с июля одного года до марта следующего.

    Все десять казней египетских нашли отражение в псалмах 77 и 104.

    Псалом 77:41-51 «…не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения, когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан; и превратил реки их и потоки их в кровь , чтобы они не могли пить; послал на них насекомых , чтобы жалили их, и жаб , чтобы губили их; земные произрастения их отдал гусенице и труд их – саранче ; виноград их побил градом и сикоморы их – льдом; скот их предал граду и стада их – молниям; послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве ; поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых »;
    Псалом 104:26-36 «Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал. Они показали между ними слова знамений Его и чудеса Его в земле Хамовой. Послал тьму и сделал мрак , и не воспротивились слову Его. Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их. Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их. Он сказал, и пришли разные насекомые , скнипы во все пределы их. Вместо дождя послал на них град , палящий огонь на землю их, и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их. Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа; и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их. И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их ».

    Иерей Геннадий Егоров. «Священное Писание Ветхого Завета»:
    В чем же вина фараона, если Бог, как сказано, «ожесточил сердце» его ()? Ведь фараон получается в данном случае просто игрушкой в руках Божиих? Это не совсем так. Одно и то же действие Божие по-разному на разных людях сказывается, в зависимости от их собственного расположения. Содействие Бога израильтянам для израильтян служит укреплением веры, а для фараона – источником все более и более жестокого сопротивления (ср. – «сердце фараона ожесточилось» ; ). «Дело не в том, что противодействие было вложено в душу фараона по божественной воле, но в том, что он по собственному выбору вследствие склонности к пороку не принял доводов, смягчающих это противодействие». Чем более Бог являет Свои чудеса и содействует израильтянам, тем более ожесточается фараон. Точно так же как в Евангельской истории мы видим: чем более Господь Иисус Христос являет Свое мессианское достоинство, являет Свое божество, тем более и более безумно ополчаются на Него противники.

    Коментарий Новой Женевской Библии:
    «Ожесточу сердце фараона» (Исход 4:21). Это выражение, скорее, означает «сделаю твердым», чем «жестоким». Иными словами, Господь никак не будет влиять на фараона, чтобы тот переменил свое намерение, – фараона будет убеждать Моисей словом и знамениями».

    Толковая Библия Лопухина:
    Сам фараон является виновником этого состояния постольку, поскольку в силу своей гордости и своекорыстия не хочет подчиниться признаваемой им самим и его окружающими высшей божественной воле (; ): во время казни готов отпустить евреев, по миновании ее отказывается сделать это. Но, с другой стороны, греховная наклонность фараона не развилась бы в такой степени, если бы к нему не было обращено божественное повеление об отпущении евреев. В этом отношении виновником ожесточения его сердца является Бог.

    Сергей Худиев:
    «Ожесточение” здесь проявилось в том, что Бог оставил фараона на него самого. Источником всего доброго в мире и людях является благодать Божия; то хорошее, что было в фараоне, было проявлением Божией благодати. Бог, Своей милостью, сдерживал злое сердце фараона и направлял его к добру. Когда же Бог отступил от фараона (в виду его собственного упорства), зло, бывшее в сердце фараона, беспрепятственно проявилось – именно это и имеется в виду в словах “я ожесточу сердце фараона”.
    В конце, при поражении первенцев, Бог дает повеление сделать знак – помазать косяки дверей кровью жертвенного агнца – и все дома, где люди смирились перед этим повелением, были защищены. А это были не только еврейские дома, потому, что дальше написано:
    И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. (Исход 12:37,38).
    У Египтян был выбор, была возможность покориться Богу и присоединиться к Израилю. Многие так и сделали; те, кто упорно пренебрегли Божьими предостережениями, пострадали за свое преступление и за свое упорство».

    "17. Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
    18. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
    19. Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
    20. А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
    21. Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
    22. Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
    23. дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе…
    (Рим 9:17-23)"
    Я бі не торопился так однозначно говорить о фараоне. То что фараон виноват - без сомнения. Но Господь унизил его из-за отказа смириться даже после 9 казней. Уверен что в этой истории все гораздо глубже и инициатива исходила как от фараона так и от Господа чтобы явить надменному фараону и всему Египту а также израильтянам Свою славу. Уверен что также будут посрамлены надменные и гордые политические лидеры сейчас в 21 веке и квинтэссенцией этого будет посрамление, унижение и гибель от "духа уст Господа" самого антихриста.

    Многое в Ветхом Завете - есть интерпретация прошлых событий, то есть записано по воспоминаниям лиц, которые вполне возможно сами не были свидетелями тех или иных событий.

    Привожу пример.
    Моисей будучи на горе говорил:
    17 Не убий . Втор 5
    А потом сказал будучи перед соплеменниками:
    9. Но убий его.
    10 Побей его камнями
    15. Порази жителей того города острием меча
    Втор.гл 13.
    16 ... не оставляй в живых ни одной души . Втор. гл 20.

    И какая противоположность у Христа.
    51. ...И коснувшись уха исцелил его. Лк. гл. 22.
    Он исцелил того, кто пришел его арестовывать, то есть по логике врага.

    Сам Христос про Ветхий Завет сказал:
    37. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие.
    39 И никто пив старое вино (из мехов ветхого завета) не захочет молодого (из уст Христа), ибо говорит старое лучше.
    Лк 5.

    Убить - это плохо. Но не убить, когда Бог говорит убить - ещё хуже.
    Библия - это Истина.
    У тебя должно быть такое к ней отношение.
    Ты не должен оспаривать её, подвергать сомнению.
    Подвергни сомнению сначала себя, свой разум.
    Подойди в смирении к Истине и спроси: что не так со мной ? почему я не понимаю? объясни мне, пожалуйста.
    И тогда Истина выйдет навстречу тебе.
    Не подвергай сомнению, искажению - Слово Божье, иначе тебя ждёт крах.

    Все эти ченнелинги - это общение людей с падшими ангелами. Все до единого. Библия запрещает это делать.

    Кстати, во времена ВЗ занимающихся ченнелингом убивали. И это было повеление Бога.

    Кстати, если ты потрудишься изучить историю Церкви, то найдёшь, что все эти знания, которые получают от наставников, занимающиеся ченнелингом, были осуждены ещё ранней Церковью, как ереси.
    В самом начале христианства было столько еретиков... что многим и не снилось. Церковь несколько столетий упорно с этим боролась. Кто тогда в христианстве только не был... Тоже были ребята, которые занимались ченнелингами. Просто почитай и ты всё поймёшь.
    Сегодня читал про Маркиона. Тот ещё кадр... Он, не разумея смысла ветхозаветных событий, внутренней связи Заветов, пришёл к заключению о двух богах: злом, описанном в Книгах Ветхого Завета, и добром – Отце Иисуса Христа.
    Кстати, ты ничего не замечаешь? Я и сегодня встречаю эту же информацию от тех, кто ченнелингует.
    В итоге он вообще отверг Ветхий Завет, а Новый в посланиях существенно урезал. И из Евангелий оставил только одно, от Луки. Тоже считал как и ты, что Христос многое не говорил, Ему приписали...

    Как видишь, нет ничего нового под солнцем. Всё повторяется. Всё кружится. В начале был наплыв ересей. В конце (сейчас) наплыв ересей. Тогда они были такие и сегодня они такие же... И как тогда это был дьявол, так и сегодня это он. Просто изучай историю. Кто не знает историю, тот обречён на её повторение...

    И ещё: на Маркиона оказали влияние учения другого гностика - Кердона. Ну а Кердон, как известно, был последователем Симона Волхва. Так что как ни крути, а видно откуда растёт.

    Поэтому не чуди. Тебе решать, кем ты войдёшь в историю. Маркионом (которого предали анафеме за дело) или каким-нибудь нормальным.

    Отчего сердце человеческое ожесточается? Ответ кажется простым и очевидным: от перенесенных страданий и тягот, от нужды, от непосильного горя… А если еще точнее - от людской злобы и бесчувствия, на которые человек просто вынужден был научиться отвечать тем же. Вроде бы все тут логично и правильно. Но - лишь на первый взгляд.

    При более серьезном рассуждении эта простая схема не выдерживает никакой критики. Уже хотя бы потому что огромное множество людей сумели не ожесточиться и сохранить способность к любви и милосердию в самых чудовищных условиях - на войне, в концлагерях, в палатах для неизлечимо больных. И напротив - вполне благополучные, ни в чем не нуждающиеся и ничем не стесненные люди могут вести себя так, будто у них вместо сердца - камень. А самое главное, если принять мысль о том, что ожесточение человека - результат воздействия на него извне, то с неизбежностью нужно будет признать, что человек несвободен в своем выборе между милосердием и черствостью, что выбор этот целиком зависит от обстоятельств его жизни, а добрым и отзывчивым способен быть только тот, кому судьба всю дорогу выдавала одни лишь медовые пряники. Однако практика убедительно доказывает, что в реальной жизни все обстоит ровно наоборот: как раз люди хлебнувшие в жизни лиха куда чаще бывают способны к состраданию и участию в чужой беде. И потом все мы хорошо знаем, что именно в преодолении трагических обстоятельств выявляют себя самые лучшие, самые благородные и возвышенные человеческие качества. Самоотверженность, героизм, жертвенность в принципе невозможны там, где все хорошо и где нет человеческого горя и страданий.

    Таким образом, очевидно, что тяготы жизни - лишь одно из возможных условий ожесточения сердца человека, но никак не его причина. Это только собака, как известно из детской песенки, бывает кусачей от жизни собачьей. Ну так на то она и собака, у нее нет этических критериев и свободы нравственного выбора. Человека определять по этой же линейке можно лишь в том случае, если хочешь его унизить и приравнять к животному.

    Ледниковый период

    Но откуда же тогда берется столько ожесточения в людях? За примерами далеко ходить нет нужды:

    каждый из нас на собственном опыте хорошо знает, как может душа заледенеть настолько, что достучаться до нее не могут даже самые наши родные и близкие люди.

    И ведь большей частью никаких особо страшных бед при этом в нашей жизни не происходит. Повод к началу такого «ледникового периода в сердце» может быть настолько ничтожным, что мы даже не всегда способны его отследить. Просто в определенный момент вдруг констатируешь, что живешь словно бы в какой-то капсуле, отделяющей тебя от всего остального мира, и любая попытка пробиться к тебе извне не вызывает в твоем сердце ничего, кроме раздражения и неприязни. Собственно, само слово «ожесточить» буквально и означает - сделать жестким, твердым, неспособным воспринимать какое-либо воздействие извне. Не случайно ведь противоположное жестокосердию качество человека принято обозначать в тех же категориях, но с обратным знаком - «мягкосердечный». То есть способный к перемене своего сердца, сохранивший эмоциональную пластичность.

    Как же происходит в человеке потеря такой драгоценной способности?

    В христианстве, безусловно, есть ответ на этот важный для каждого человека вопрос. Но для того чтобы правильно его понять, необходимо сделать небольшой экскурс в текст Священного Писания.

    Казни египетские

    Есть в Библии место, которое можно рассматривать как некий универсальный ключ к пониманию человеческого жестокосердия во всех его многообразных проявлениях. Это история с фараоном, к которому Бог отправляет пророка Моисея вызволять еврейский народ из рабства, и говорит ему при этом странные слова: …когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа (Исх 4 :21). Далее на Египет обрушивается целая череда бедствий, известных под названием «казни египетские». В результате испуганный фараон сначала все-таки отпускает евреев домой, заплатив им за годы рабства очень богатую компенсацию. Но потом меняет свое решение, отправляется за ними в погоню, и в результате - гибнет в море со всем своим войском*.

    В приведенных выше словах Бога можно увидеть вопиющую несправедливость. Еще бы: Сам ведь ожесточил фараону сердце, а потом стал его же наказывать, и, в конце концов, погубил? Не удивительно, что именно это место Библии оказалось оселком, на котором оттачивали свое остроумие сначала советские, а за ними - и сегодняшние пропагандисты атеизма. Однако поспешные выводы во все времена были свидетельством не очень глубокого ума. И раз уж речь идет о реплике из Библии, наверное, есть прямой резон ознакомиться с толкованием, которое дает на нее Церковь.

    Грязь и солнце

    Слова «ожесточу сердце», казалось бы, говорят о каком-то насильственном действии со стороны Бога, которое лишает фараона свободного волеизъявления. Но сама логика библейского повествования прямо говорит об обратном. На это обращает внимание преподобный Ефрем Сирин: «Если Бог ожесточает сердце, то в сердце, которое ожесточает Бог, не могут происходить перемены. Если же фараон, терпя наказание, говорит: «Отпущу», а по миновании казни удерживает и не отпускает евреев, то значит, что ожесточение сердца его было не от Бога, но от внутреннего расположения, по которому во время наказания готов он соблюдать заповедь, а как скоро получает облегчение - попирает законы…». Собственно, так оно все и происходило: далее в Библии прямо говорится …И увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое и не послушал их** , как и говорил Господь (Исх 8 :15).

    Фараон сам ожесточил свое сердце, и никто его к этому не принуждал, а уж тем более этого не делал Бог. Но тем не менее очевидно, что Бог как-то участвовал в этом, иначе не было бы смысла в словах Я ожесточу . Вот только характер этого участия был совершенно иным, нежели может показаться при поверхностном прочтении библейского текста.

    Святитель Феофилакт Болгарский пишет о причинах ожесточения сердца фараона так: «Что же значит - Бог ожесточает? Казалось бы, это нелепо. Но о Боге говорится, что Он сделал жестоким грязное сердце фараона, подобно тому как солнце делает жесткой грязь. Каким же образом? Долготерпением, ибо Он делал его жестоким, являя к нему долготерпение. Здесь случилось подобное тому, что бывает, когда кто имея у себя порочного слугу, обращается с ним человеколюбиво. Чем человеколюбивее обращается с ним, тем худшим делает его, не потому, будто сам научает его пороку, но потому, что слуга пользуется долготерпением его к увеличению своей порочности, потому что пренебрегает этим долготерпением».

    То же самое говорит и святитель Феофан Затворник, распространяя этот принцип с библейской ситуации на все случаи человеческого ожесточения вообще: «Слово ожесточает не так следует понимать, что Бог силою Своею производил ожесточение в сердце непокорных, подобно фараону, а так, что непокорные нравом, под действием милостей Божиих, сами, по своему злонравию, не умягчаются, а более и более ожесточаются в своем упорстве и непокоривости».


    Бог и совесть

    Итак, слова об ожесточении Богом сердца фараона - не более чем фигура речи. Подобным образом в известной лирической песенке говорится: «Ах, эта девушка меня с ума свела, Разбила сердце мне, покой взяла». Хотя очевидно, что с ума тут сводит себя сам пылкий поклонник, а упомянутая девушка может быть вообще не в курсе его когнитивных и эмоциональных проблем.

    Фараон сам ожесточил свое сердце. И в этом факте можно увидеть тот самый, упомянутый выше ключ к пониманию причин людского жестокосердия. Оказывается, твердым, словно засохшая на солнцепеке грязь, наше сердце становится в ситуации, когда нам открывается Бог. И совсем необязательно это должно происходить через великие и страшные чудеса, подобные тем, через которые Бог являл Себя фараону. В нашей повседневной жизни все обстоит куда проще, но тем самым и куда трагичнее для нас - мы ожесточаемся, когда нам открывается истина. Ведь, если определять совсем просто, истина - то, что есть на самом деле, в противоположность обману или заблуждению. И когда человек вдруг начинает видеть себя именно так - без иллюзий и самообмана, - это может оказаться для него очень тяжелым испытанием, даже без каких-либо знамений или чудес свыше. Ведь так непросто бывает осознать, что ты, мягко говоря, неправ в своих мыслях, словах или поступках, даже когда эта неправота для тебя самого очевидна.

    И тогда возможны два варианта реакции на открывшуюся картину своей жизни. Первый - это покаяние, признание своей ошибки, желание исправиться. Второй - глухая защита от увиденного, жесткий блок, отторжение. Но… отторжение чего? Того, что есть на самом деле, то есть - истины! Так человек закупоривает себя в некий духовный панцирь, отделяющий его от реального мира, так ожесточается человеческое сердце.

    Однако каким же образом во всем этом участвует Бог, и почему это болезненное осознание своей неправоты следует считать встречей с Ним? Дело в том, что у каждого человека есть удивительное свойство, позволяющее нам безошибочно определять нравственное содержание наших действий. Это - совесть, которую преподобный авва Дорофей прямо называет божественным светом в нашей душе: «Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон». Поэтому действие нашей совести с достаточным основанием можно считать действием Бога: ведь не случайно каждый из нас на опыте знает, как совесть может вступать в конфликт с нашими планами, оценками, решениями. Очевидно, что в природе человека она как бы «не совсем наша», и по отношению к личности человека парадоксальным образом является неким ее оппонентом. Эта искра божественного, присущая нашей душе, и высвечивает перед нами ту неправду, которую мы совершаем или даже еще только собираемся совершить. Кроме того, в христианстве дистанция между этикой в отношениях с Богом и этикой межчеловеческих отношений практически сведена к нулю словами Христа: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25 :40). И когда мы не желаем признать очевидной своей неправоты перед любым человеком, это означает не что иное, как ожесточение нашего сердца перед Самим Христом.

    Воск и глина

    Ну и, наконец, еще один аргумент. В Евангелии Господь прямо отождествляет истину - с Собой: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин 14 :6). Здесь слово «истина» означает уже не просто некую данность, имеющую место в действительности, а нечто неизмеримо более высокое и важное. Истина в богословском понимании - это творческий замысел Божий о мире и о человеке, то, какими мы должны быть, согласно Божьему замыслу.

    Через душевную боль наша совесть ежедневно показывает нам, где мы уклонились от этой Истины, где мы уклонились от Христа. И не так уж важно, в каких обстоятельствах это произойдет: обидим ли мы жену или сами обидимся, накричим на детей или просто с раздражением толкнем случайного прохожего в уличной давке.

    В любом случае такой конфликт с собственной совестью окажется для нас встречей с Богом, Которого в христианстве вовсе не случайно называют - Солнце Правды.

    Ведь под солнечными лучами различные вещества ведут себя очень по-разному: воск - размягчается, обретает способность принять новую форму, измениться. Глина же, наоборот, твердеет, сохнет, становится жесткой и нечувствительной к пальцам гончара или скульптора. Так и сердце человека - при встрече с Богом может либо размягчиться, подобно воску, либо - окаменеть, словно глина. А вот чему его уподобить - глине или воску, - это решает лишь сам человек, в этом и заключается божественный дар свободы, полученный людьми еще при сотворении. Внешние обстоятельства нашей жизни могут быть самыми разнообразными - благоприятными, или кошмарными; ровными, словно шоссейная дорога, или ухабистыми, как разбитый проселок. Но ожесточить или смягчить на этих путях свое сердце человек может только по собственной воле - когда Бог откроет ему Себя в каком-нибудь совсем неприметном для стороннего наблюдателя случае. Так вполне благополучный и счастливый богач из евангельской притчи каждый день отказывал в милости Христу, хотя перед ним был всего лишь покрытый коростой нищий бомж Лазарь. Так благоразумный разбойник, за свои преступления приговоренный к мучительной смерти, уже на кресте нашел в себе душевные силы пожалеть распятого рядом с ним Господа.

    Так каждый из нас ежедневно либо смягчает свое сердце прощением обид и состраданием к чужому горю, либо ожесточает его самооправданием и нежеланием признать собственную неправоту перед людьми, Богом и собственной совестью.

    *Подробнее обо всей этой истории можно прочитать в библейской книге “Исход”. - А. Т.

    ** Моисея и его брата. - А. Т.

    Иллюстрации Кая Нильсена, Артура Рэкема и Уильяма Хита Робинсона к сказке Г. Х. Андерсена.

    Ожесточил Бог сердце фараона...

    Недельная глава "Ваера" практически полностью посвящена одной-единственной теме – так называемым "казням египетским", которым Всевышний подверг фараона и его подданных, не желавших отпускать народ Израиля.

    Нетрудно догадаться, что для Лютера и его последователей рассказ о египетских казнях служит прекрасным подтверждением их теории. Те же, кто верит в свободу воли, оказываются в данном случае в серьезном затруднении. Ибо если Бог сам заставил фараона поступить определенным образом, то о какой свободе выбора можно в данном случае говорить?

    Впрочем, Маймонид и сам прекрасно понимал, какую проблему создают для него соответствующие стихи Торы, а потому решил "сыграть на опережение":

    "Но бывает так, что кто-нибудь совершает такой великий грех или такое множество грехов, что Праведный Судья решает в наказание за грехи, совершенные человеком по своей воле и разумению, лишить его способности к раскаянию. И не будет такому человеку дано возможности оставить злодейство свое, и погибнет он за грехи, в которых повинен... И поэтому написано в Торе: "И Я ожесточу сердце фараона". За то, что он грешил прежде и делал зло Израилю, жившему в его стране, по приговору Всевышнего у него была отнята возможность раскаяться, чтобы наказать за все грехи".


    Фараон и египтяне, угнетая евреев, действовали совершенно свободно и, следовательно, должны были понести наказание за свои преступления. Однако Писание неоднократно подчеркивает, что в случае раскаяния наказание может быть уменьшено или даже совсем отменено (вспомним хотя бы книгу Ионы). Поэтому, чтобы наиболее опасные преступники не смогли избежать наказания, Бог лишает их возможности раскаяться.

    Иными словами, Маймонид был согласен, что фараон в данном случае действовал несвободно. Однако, по мнению философа, отсутствие свободы воли является в данном случае исключением, а не правилом.
    Маймонид был не единственным еврейским комментатором, полагавшим, что фараон действовал несвободно. Аналогичной точки зрения придерживались, к примеру, Рамбан и Раши. Причем если Нахманид в целом следовал той же логике, что и Маймонид ("За великое зло, совершенное сынам Израиля без всякой причины, фараон заслужил, чтобы его лишили возможности совершить тшуву ", Раши объяснял политику Всевышнего иначе: Бог заставил фараона продержаться до конца, дабы евреи полностью осознали Его могущество ("Он обрушивает кару на народы, чтобы сыны Исраэля услышали и прониклись страхом ").

    К сожалению, никто из комментаторов не объяснил, каким, по его мнению, был «механизм», с помощью которого Всевышний лишил фараона возможности раскаяться. Возможно, они полагали, что имело место сверхмощное внушение, подобное гипнозу. Однако, на наш взгляд, можно предложить и иное объяснение.

    Рассмотрим три случая, когда фараон отказался отпустить евреев. И попробуем понять, можно ли объяснить эти решения при помощи обычных политических и/или экономических соображений:

    1. Шмот, 7:10-13
    Логика фараона представляется здесь очевидной: поскольку его волхвы могли воспроизвести чудо, сделанное Моше и Ароном, - значит, перед ним обычные волшебники, а не посланники какого-то неведомого Бога. Следовательно, нет никаких оснований относиться к нему серьезнее, чем к любому другому волшебнику, который подчиняется фараону, а не приказывает ему. В этой мысли фараон имел возможность укрепиться еще дважды – когда волхвы сумели воспроизвести первые две казни, которые Всевышний обрушил на Египет (Шмот 7:20-22, Шмот, 8:2-3).

    2. Шмот 10:8-11
    B древнем мире жертвоприношения могли совершать только взрослые здоровые мужчины (смотри, например, законы о священниках в книге Ваикра). Что же до маленьких детей, то их участие в жертвоприношениях, особенно в Канаане, нередко заключалось в том, что в жертву приносили их самих. Так что, услышав, что евреи собираются взять на жертвоприношение детей, фараон имел все основания продемонстрировать «культурность» и «гуманность», запретив «подобное варварство»: Да будет так с вами Бог, как я отпущу вас и детей ваших. Смотрите, беда перед вами! (Шмот, 10:10).

    3. Шмот, 10:24-27 В этот момент «моральный облик» евреев уже перестал волновать фараона. Однако израильтяне заявили, что заберут с собой свой скот. А фараон не мог не понимать, что для разоренной страны это будет еще одним экономическим ударом. Так что не удивительно, что отпустить евреев на таких условиях правитель Египта не согласился.

    Разумеется, Писание далеко не каждый раз называет мотивы очередного отказа. Однако на основании вышеприведенных текстов мы можем предположить, что и в остальных случаях фараон действовал, исходя из тех или иных политических, экономических, "моральных" или личных соображений. Всякий раз у него появлялось рациональное обоснование того, почему он никак не может разрешить еврейскую эмиграцию.
    Не найди фараон подобных обоснований, он, возможно, и отпустил евреев гораздо раньше. Однако "Бог ожесточил сердце фараона", и правителю Египта не было дано свернуть с пути, в конце которого его и его подданных ожидала заслуженная гибель.

    Loading...Loading...