Вероисповедание немцев. Немцы, государство и религия: отношения сложные, но крепкие

Конституционно с 1919-го года религия в Германии отделена от института государства. Принадлежность той или иной церкви государством никак не регулируется. Традиционная религиозность немцев оказалась в сильной зависимости от места жительства. Религия в Германии претерпела изменения за время раскола Германии после Второй Мировой войны. Большая часть жителей Восточной Германии оказались атеистами, в то время как жители Западной Германии в подавляющем большинстве - верующие. Какая религия в Германии имеет ведущие позиции? Христианство в Германии является наиболее распространенной религией. Но многие жители страны, даже не исповедуя какую-либо религию в Германии, с удовольствием отправляют христианские обряды и празднуют христианские праздники. Такие знаменательные дни, как Рождество или Пасха, давно превратились во всенародные праздники.


Религия в Германии, не будучи государственной, тем не менее, повлияла на запрет работы большинства магазинов и учреждений в воскресенье. В школах проводится обязательный урок религии, с преподаванием основ католической или евангелической религии. Те, кто считает обучение религии неприемлемым, может посещать другой урок - уроки этики. Современная Германия, принявшая большое число иммигрантов, временных рабочих из других стран испытывает большое давление на традиционные религиозные взгляды со стороны новых жителей. Но терпимость и строгое разграничение государством рамок вмешательства в частную жизнь позволяет различным религиям в Германии мирно сосуществовать.

Вероисповедание в Германии - личное дело каждого

Вероисповедание в Германии имеет географический признак. Христианские церкви католиков и евангелистов, поровну делящие две трети верующих на западе Германии, уступают атеизму на востоке Германии. Вероисповедание в Германии меняется и по направлению с юга, традиционно относящего себя к католицизму, на север - где большинство получают евангелисты-протестанты. Вероисповедание в Германии остальных жителей достаточно пестрое: иудеи, православные, баптисты и мусульмане - среди них большинство иммигрантов, имеющих вид на жительство, бывших жителей Турции и арабских стран.


Вера в Германии сейчас находится в стадии испытаний и потрясений. Несмотря на большое количество церквей, жители Германии посещают их от случая к случаю, особенно в больших городах. Многие религиозные обряды становятся необязательными или превращаются в народные обычаи. Впрочем, это повсеместный процесс, имеющий место не только в Германии. Во многом на вероисповедание в Германии оказывает влияние экономика, точнее, финансы. Дело в том, что регистрационные документы жителя Германии включают в себя пункт религиозной принадлежности. Указавшие религию, выплачивают часть подоходного налога на нужды церкви, для содержания благотворительных учреждений и на социальные программы. Многие жители, отказываясь от религиозной принадлежности, тем самым лишают церкви доходов.

Во времена франков . Крестителем Германии считается святой Бонифаций , бывший епископом Майнца и обративший в христианство значительную часть современной Германии (претерпел мученическую смерть от язычников в 754 году). В начале XVI века в Германии и Швейцарии началась реформация церкви, в основе которой лежали учения Ульриха Цвингли (Ulrich Zwingli) и Мартина Лютера (Martin Luther). В результате реформации и религиозных войн, сопровождавших её (главной из которых была Тридцатилетняя война - гг.), Германия разделилась на католические и протестантские (лютеранские) регионы. Главным принципом, закрепленном в Вестфальском мирном договоре 1648 г., стал принцип cujus regio, ejus religio , то есть подданные того или иного феодала были обязаны принимать его веру: католическую или протестантскую.

Протестантизм

Лютеранство и реформатство

Ислам

Часть верующих составляют мусульмане - около 3,5 млн, или 4 % населения страны (2010 год, ).

Иудаизм

Число последователей иудаизма составляло в Германии 0,12 % (около 100 тыс. человек).

Нерелигиозное население

Около 31 % немецкого населения - атеисты (на территории бывшей ГДР атеистов - до 70 %). Однако данные о количестве атеистов и верующих в Германии . Согласно данным опроса Цукермана, в 2005 году атеистами или агностиками назвали себя около 45 % населения страны. Опрос, проведенный Dentsu , показал, что 25 % населения считают себя нерелигиозными. Опрос проведённый The Gallup Organization показал, что 57 % немцев полагают, что религия не играет важной роли в их жизни.

См. также

Напишите отзыв о статье "Религия в Германии"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Религия в Германии

– Я тебе говорю – вздор, еще молоко не обсохло, а в военную службу хочет! Ну, ну, я тебе говорю, – и граф, взяв с собой бумаги, вероятно, чтобы еще раз прочесть в кабинете перед отдыхом, пошел из комнаты.
– Петр Кириллович, что ж, пойдем покурить…
Пьер находился в смущении и нерешительности. Непривычно блестящие и оживленные глаза Наташи беспрестанно, больше чем ласково обращавшиеся на него, привели его в это состояние.
– Нет, я, кажется, домой поеду…
– Как домой, да вы вечер у нас хотели… И то редко стали бывать. А эта моя… – сказал добродушно граф, указывая на Наташу, – только при вас и весела…
– Да, я забыл… Мне непременно надо домой… Дела… – поспешно сказал Пьер.
– Ну так до свидания, – сказал граф, совсем уходя из комнаты.
– Отчего вы уезжаете? Отчего вы расстроены? Отчего?.. – спросила Пьера Наташа, вызывающе глядя ему в глаза.
«Оттого, что я тебя люблю! – хотел он сказать, но он не сказал этого, до слез покраснел и опустил глаза.
– Оттого, что мне лучше реже бывать у вас… Оттого… нет, просто у меня дела.
– Отчего? нет, скажите, – решительно начала было Наташа и вдруг замолчала. Они оба испуганно и смущенно смотрели друг на друга. Он попытался усмехнуться, но не мог: улыбка его выразила страдание, и он молча поцеловал ее руку и вышел.
Пьер решил сам с собою не бывать больше у Ростовых.

Петя, после полученного им решительного отказа, ушел в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал. Все сделали, как будто ничего не заметили, когда он к чаю пришел молчаливый и мрачный, с заплаканными глазами.
На другой день приехал государь. Несколько человек дворовых Ростовых отпросились пойти поглядеть царя. В это утро Петя долго одевался, причесывался и устроивал воротнички так, как у больших. Он хмурился перед зеркалом, делал жесты, пожимал плечами и, наконец, никому не сказавши, надел фуражку и вышел из дома с заднего крыльца, стараясь не быть замеченным. Петя решился идти прямо к тому месту, где был государь, и прямо объяснить какому нибудь камергеру (Пете казалось, что государя всегда окружают камергеры), что он, граф Ростов, несмотря на свою молодость, желает служить отечеству, что молодость не может быть препятствием для преданности и что он готов… Петя, в то время как он собирался, приготовил много прекрасных слов, которые он скажет камергеру.
Петя рассчитывал на успех своего представления государю именно потому, что он ребенок (Петя думал даже, как все удивятся его молодости), а вместе с тем в устройстве своих воротничков, в прическе и в степенной медлительной походке он хотел представить из себя старого человека. Но чем дальше он шел, чем больше он развлекался все прибывающим и прибывающим у Кремля народом, тем больше он забывал соблюдение степенности и медлительности, свойственных взрослым людям. Подходя к Кремлю, он уже стал заботиться о том, чтобы его не затолкали, и решительно, с угрожающим видом выставил по бокам локти. Но в Троицких воротах, несмотря на всю его решительность, люди, которые, вероятно, не знали, с какой патриотической целью он шел в Кремль, так прижали его к стене, что он должен был покориться и остановиться, пока в ворота с гудящим под сводами звуком проезжали экипажи. Около Пети стояла баба с лакеем, два купца и отставной солдат. Постояв несколько времени в воротах, Петя, не дождавшись того, чтобы все экипажи проехали, прежде других хотел тронуться дальше и начал решительно работать локтями; но баба, стоявшая против него, на которую он первую направил свои локти, сердито крикнула на него:
– Что, барчук, толкаешься, видишь – все стоят. Что ж лезть то!
– Так и все полезут, – сказал лакей и, тоже начав работать локтями, затискал Петю в вонючий угол ворот.
Петя отер руками пот, покрывавший его лицо, и поправил размочившиеся от пота воротнички, которые он так хорошо, как у больших, устроил дома.
Петя чувствовал, что он имеет непрезентабельный вид, и боялся, что ежели таким он представится камергерам, то его не допустят до государя. Но оправиться и перейти в другое место не было никакой возможности от тесноты. Один из проезжавших генералов был знакомый Ростовых. Петя хотел просить его помощи, но счел, что это было бы противно мужеству. Когда все экипажи проехали, толпа хлынула и вынесла и Петю на площадь, которая была вся занята народом. Не только по площади, но на откосах, на крышах, везде был народ. Только что Петя очутился на площади, он явственно услыхал наполнявшие весь Кремль звуки колоколов и радостного народного говора.

На вопрос Какая вера в Германии? заданный автором Ирина Ланская лучший ответ это Традиционные религии Германии - это Христианство и Иудаизм.
Большая часть немецкого населения официально принадлежит к Христианской конфессии: Евангелическо-Лютеранская 32% (преимущественно северная, восточная и центральная Германия) , Римско-католическая церковь 31,7% (западная и южная Германия) , Православная церковь 1,14% и небольшая доля верующих из христианских сект.
Германия была христианизирована в эпоху франков, "святую политику" провел основатель империи - Карл Великий.
Реформация проводилась с начала 16-го века в Германии и Швейцарии, ее инициаторами выступили Мартин Лютер, Ульрих Цвинглис и Иоганнес Кальвин. Она сформировала религиозный ландшафт на всем немецкоязычном пространстве.
Законом ФРГ закреплена свобода мышления, совести и религии.
Наибольшим влиянием в Германии пользуются два вероисповедания: лютеранство и католичество. Лютеранство, названное так по имени своего основателя Мартина Лютера (1483-1546), является одним из течений протестантизма. Церковные организации, принадлежащие к этому течению, обычно называют евангелическими церквами. В 1948 году в городе Эйзенахе возникла Объединенная Евангелическо-Лютеранская Церковь Германии в результате объединения германских лютеранских церквей отдельных земель. К Евангелической Церкви Германии принадлежит около 34% от общего количества верующих в стране. Территориально евангелисты преобладают в Нижней Саксонии, Шлезвиг-Гольштейне, Бремене, Гамбурге, Гессене и шести восточных землях
Римско-католическая Церковь объединяет около 38% верующих. Католики преобладают среди верующих в Северной Рейн-Вестфалии, Саарланде, Рейнланд-Пфальце, Баден-Вюртемберге, Баварии. При этом в Южной Баварии практически все население - католики.
Также на территории Германии распространены следующие религиозные течения: Ислам - 1,7%, Новоапостольская Церковь - 0,5%, Греческая Православная Церковь - 0,4%, Свидетели Иеговы - 0,2%, Православная Церковь - 0,2%, Иудаизм - 0,06%.
Германия - светское государство, однако, в ней существует налог на Церковь, от уплаты которого освобождаются только те, кто официально заявил о своем атеизме. В Конституции страны провозглашено право каждого гражданина на свободное вероисповедание. Население Германии не обладает высокой религиозностью, что подтверждает и отсутствие влиятельных христианских профсоюзов и крупных религиозных учебных заведений.

Ответ от Осовелый [активный]
Католицизм.


Ответ от Consul [гуру]
католики


Ответ от Европейский [активный]
Большынство католики, но если такими темпами Россия будет туда валить то православие будет доминировать:))


Ответ от Простегать [эксперт]
евреи они еврее.


Ответ от НЕВЕДОМА ЗВЕРУШКА [гуру]
на первом месте католики, потом лютеране, потом православные, ну и дальше мусульмане и прочие


Ответ от Великолепная [гуру]
Протестанство и католизизм.
А ещё там много сект.


Ответ от Ирина [гуру]
В Германии существет множество самых разнообразных религиозных конфессий, самые многочисленные: католицизм (более 25 млн), протестантизм (более 24 млн), ислам (более 3 млн), новоапостольская церковь (более 360 тыс), помимо этого, ещё более 80 различных вероисповеданий. К русской православной церкви принадлежат более 150 тысяч. Эти данные на конец октября этого года.
Кстати, я Вам послала (правда, на немецком) полную информацию.

Государственная религия в Германии в наши дни отсутствует, при этом порядка 70% граждан этой страны считают себя христианами, которые относятся к протестантской и католической конфессии приблизительно в равном соотношении. Остальные 30% жителей исповедуют другие религии или остаются атеистами. С давних времён христианство в Германии играло одну из важнейших ролей жизни в общественной жизни. Своё распространение в Германии христианская религия начала с 800 года. Священным Римским императором тогда стал Шарлемань. И именно его правление усилило связь Рима и немецкого государства. Позже, обосновавшийся на северо-востоке страны в XIII веке рыцарский орден Тевтонцев, захватил подавляющее число земель, на которых проживали балтийские народы язычников, активно обращая их в христианскую римско-католическую веру. Однако с началом Реформации в 1517 году, когда Мартин Лютер прибил к дверям Витгенбергской церкви знаменитый протест против роскошеств и излишней пышности церкви, Германию стала захватывать волна протестантизма. Стать полностью протестантской страной Германии помешала Тридцатилетняя война, которую инициировал Священный Римский император с рядом протестантских областей на юге Германии. Результатом войны двух конфессий стало то, что в южных регионах страны до настоящего времени католицизм остался главенствующей религией. Количество католиков в Пассау и Регенсбурге превышает 80%.

Хотя с 1919 года религия в Германии отделена от государства конституцией страны, фактически она продолжает играть весьма заметную роль в жизни её жителей.

Так, к примеру, благодаря многим религиозным праздникам, установлены общегосударственные выходные дни. Кроме того, из-за значительного религиозного влияния в стране, подавляющее большинство магазинов и торговых центров Германии по воскресеньям не работают. По мнению чиновников страны, по воскресеньям немцы должны посещать церковь и уделять свободное время семье, а не беспокоиться о каких-либо покупках. Для немецких школ обязательным является урок религии. Родители могут выбрать для своих детей уроки католического или протестантского уклона. Те, кто является атеистом или исповедует другую веру, должны вместо уроков религии посещать занятия по этике.

Религия в Германии: цифры

  • Атеисты – около 27 миллионов человек
  • Последователи Римско-католической церкви — 24 миллиона человек
  • Евангелисты – 23,6 миллиона человек
  • Мусульмане – порядка 4 миллионов человек

Стоит отметить, что в восточных регионах страны на территории, которая ранее принадлежала ГДР, в связи с проводимой просоветским правительством явной антицерковной политикой, верующих на сегодня не так много. Лишь 12% восточных немцев считают себя верующими, тогда, как 68% жителей востока страны причисляют себя к атеистам. Иначе обстоит ситуация на западе Германии. Здесь только 15% бюргеров не обладают религиозной принадлежностью. А вернее, они официальным образом не принадлежат ни к одной из церквей. Заметим, что при регистрации по месту жительства в Германии необходимо заполнить анкету, в которой присутствует графа об исповедуемой религии. Однако заполнение этой графы – дело добровольное, и никто не мешает информацию о вероисповедании оставить в тайне.

«Религия – это воздух угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». Карл Маркс

Из прочих заметных в Германии религий следует выделить иудаизм и православие. Особое место в современной Германии принадлежит исламу. Эта религия в Германии собирает все больше приверженцев, и они занимают на сегодня третье место по численности после протестантов и католиков. При этом из этнических немцев мало кто является мусульманами. А вот приехавшие в страну в 60-х годах гастарбайтеры из Турции, впоследствии осевшие в Германии, основали тут одну из самых больших в Европе мусульманских диаспор. Узнать больше о количестве мусульман в Германии можно из нашей .

Обостряет ситуацию с традиционным для Германии христианством тот факт, что всё большее количество немцев официально отказываются от католического и протестантского вероисповедования в пользу того же мусульманства или становясь атеистами. Для церкви такое положение вещей крайне неблагоприятно, в том числе и с материальной стороны. Каждый верующий, кто официально указал в анкете свою принадлежность к двум основным христианским конфессиям, обязан уплачивать налог на церковь. Это не дополнительный сбор, и на совокупных доходах бюргера он не отражается, просто часть обязательно подоходного дохода в этом случае уходит не в государственный бюджет, а церкви. Из этих средств финансируется большое количество социальных проектов и программ, в том числе дома престарелых и детские сады. И чем меньше жителей страны указывают своё вероисповедание, тем меньше средств церкви получат на эти нужды. Тем не менее, по воскресеньям и большим христианским праздникам возле церквей по-прежнему много народу. В храм на службы ходят все верующие, правда, время от времени. И, конечно же, особенно много людей бывает в церкви на Пасху и Рождество. Эти праздники у жителей Германии являются наиболее любимыми.

Что касается количества церквей в Германии, то их в весьма много. Шпили огромных храмов или небольших церквей возвышаются и в центральных районах больших мегаполисов, и над небольшими немецкими городками. Услышать колокольный звон можно в начале каждого часа в любом из населённых пунктов страны. Всего в Германии функционирует порядка 50 тысяч церквей.

Верования древних германских племен были преимущественно связаны с аграрными культами. По-видимому, в эпоху военной демократии Вотан, древний бог мертвых, занял в германской религии место верховного божества. Но в народном представлении он на протяжении столетий сохранил характер злого духа и вождя мертвых, оказав влияние на создание образа дикого охотника (см. раздел «Фольклор»).

Христианство начало проникать к германцам из Рима в IV в. (готы и вандалы, лангобарды и др.); в конце V в. оно распространилось среди франков. Горячими поборниками новой религии были короли и аристократия - христианское вероучение с его проповедью покорности и терпения помогало закрепить их власть. В пределах Германии - у тюрингов, баварцев, саксов и др.- христианство распространилось позже - главным образом в VIII в. Франкские короли навязывали его насильственно, иногда самыми кровавыми методами; например, Карл Великий казнил тысячи саксов, не желавших креститься. Германская церковь была подчинена римскому папе.

Понемногу новая религия стала проникать в сознание народа. Церковь искусно приспосабливалась к старым народным обычаям и обрядам, включала языческие праздники в свой календарь.

В раннее средневековье распространение христианства в Германии сыграло некоторую положительную роль. Первые школы в стране были открыты при монастырях. Возникли конфессиональные школы. Лишь в конце средневековья в городах были созданы светские латинские школы. Во времена непре- кращающихся феодальных распрей некоторое успокоение вносил обычай «божьего мира» (treuga Dei ) - запрет воевать в определенные дни недели и в праздники. Однако против «язычников» и «еретиков» сама же католическая церковь вела кровавые войны. Особенно отличались жестокостью духовнорыцарские ордена Тевтонский и Ливонский, огнем и мечом распространявшие христианство среди народов Прибалтики (пруссов, латышей, эстонцев) и в итоге поработившие их.

Церковь, созданная Лютером, не признавала власти римского папы и была подчинена земельным князьям. Феодалы использовали победу Реформации для усиления своей власти, поэтому многие из них помогали распространению нового учения. Реформация охватила почти все немецкие земли, вплоть до Баварии и Австрии. Но контрреформация, возглавленная иезуитами, вернула католицизму обширные области на юге Германии и в Альпах. Стараясь подчинить своему влиянию широкие народные массы, прежде всего городские сословия и дворянство, иезуиты поставили себе на службу литературу, искусство, в особенности зодчество («иезуитский стиль») и музыку- преимущественно оперную. Церковные праздники, шествия, даже проповеди сопровож- , дались театральными эффектами. Монашеский орден капуцинов сосредоточил свои усилия на завоевании для католицизма широких угнетенных слоев народа. В противоположность этому, протестантская церковь - лютеранская и реформатская - отвергала старые народные обычаи и прежде всего осуждала народный театр. На протестантском Севере народные обычаи, сохранившие отголоски языческих верований, и игры находились под запретом.

По Аугсбургскому миру 1555 г., заключенному между католиками и протестантами после многолетних религиозных войн, вероисповедание"подданных определялось местным князем: «чья власть - того и вера» («cujus regio ejus religio »). Таким образом, смена династии могла привести к смене вероисповедания в стране. Переход князя в протестантство открывал ему возможность секуляризации церковных владений и часть феодалов не удержалась от этого соблазна, приняв лютеранское учение («аугсбургское исповедание»).

Кальвинистская церковь завоевала в Германии меньше приверженцев, чем лютеранская. Кальвинисты сейчас имеются лишь в Восточной Фрисландии, в близком соседстве с Нидерландами, а также в Рейнланде и Пфальце (отдельные группы). Это потомки переселенцев из Нидерландов в XVII- XVIII вв. и французских гугенотов.

В эпоху просвещения (XVIII в.), когда возрос культурный уровень населения, имели место поиски новых, более тонких форм религии. На этой почве возникла, например, идеология деизма (религии, не признающей догматов и обрядов), а также масонское движение, распространившееся среди аристократии многих европейских стран, вюм числе и Германии. Но народ понимал масонов по-своему. Таинственностьцеремониймасонских лож и тот факт, что члены этих лож были людьми состоятельными и даже богатыми, создали в народе уверенность, что масоны - союзники черта и колдуны. Католическая церковь решительно боролась с масонами.

Среди католического населения имелись ультрамонтаны-сторонники неограниченной власти папы. Во времена фашизма делались попытки создать свою собственную «германскую» религию, отмежевавшись от христианства.

В наши дни в ФРГ преобладает римско-католическое вероисповедание в Баварии, Бадене, Рейнланде, Саарской области, Вестфалии; евангелическо- лютеранское - в Вюртемберге и Гессене. В ГДР, наоборот, среди верующих больше протестантов - в Мекленбурге, Бранденбурге, Саксонии, Тюрингии.

По данным переписи 1946 г., 59,2% населения всей Германии были лютеранами, 35,2%- католиками. Несмотря на значительные миграции в годы войны и после войны, по-прежнему юг и юго-запад страны остались преимущественно католическими, восточные и северные районы-преимущественно протестантскими. По данным 1950 г., в ФРГ исповедовали католицизм -45,2% верующих, протестантизм (евангелизм)- 51,2%; в ГДР 87% всех верующих принадлежали к лютеранско-евангелической церкви. Кроме последователей этих двух официальных религий, имеется небольшое число сектантов (адвентистов и др.). Процент атеистов невелик (5,1% в 1939 г.), хотя все время возрастает. Кроме того, нужно отметить, что большая часть населения (особенно лютеране) исповедуют религию лишь формально, по традиции.

Церковь всегда употребляла свое влияние для усиления патриархальности, немецкой семьи и общины. Священники воздействовали на умы прихожан проповедями, притчами и читая с кафедры рассказы для народа.

Как у католиков, так и у протестантов духовные лица занимали руководящее положение в общине; к католическому священнику относились с особым почтением. По народному поверью, священник самим принятием духовного сана приобретал магические способности; обет безбрачия и целомудрия наделял его особым ореолом. При засухе, непогоде от священника ждали чудесной помощи. Он должен был изгонять повинных в бедствиях ведьм и чертей. Священников приглашали помочь больным, особенно душевнобольным, которых считали одержимыми дьяволом. Особой славой заклинателей пользовались капуцины. В случаях, когда требовалось совершить магические"действия, даже протестантское население обращалось к католическим священникам. Однако многие священники, прежде всего католические, навлекали па себя презрение верующих, порицавших ихзаскупость, стяжательство и развращенность. Эта критика отразилась в народной поэзии, особенно в многочисленных широко распространенных «поповских шванках» (см. раздел «Шванк»). У католиков эти старинные шванки бытовали в неизменном виде почти вплоть до настоящего времени. У протестантов они подверглись переделкам - в них стали высмеивать евангелических пасторов. Характерна социальная направленность этих шванков - в них дьячок всегда превосходит пастора умом и остроумием. В бюргерских шванках духовенство уличалось в необразованности. Литературную и публицистическую обработку антиклерикальные мотивы этих шванков, приобрели в сочиненных учеными-гуманистами «Письмах темных людей» (начало XVI в.).

В областях восточнее Эльбы, особенно в земле Мекленбург, где до 1945 г. преобладали юнкерские владения, помещик занимал одновременно и господствующее положение в церковном приходе. От него зависело назначение приходского священника. Но зависимое население (сельскохозяйственные рабочие) часто не признавало назначенных помещиком священников, в чем проявлялось сопротивление юнкерам.

Протестантское и католическое духовенство всегда принимало активное участвие в политической жизни страны. Основное ядро церкви, особенно высшее духовенство, поддерживало самые реакционные правительства, в том числе и гитлеровскую диктатуру. Например, епископ Ди- белиус, до 1962 г. стоявший во главе немецкой лютеранской церкви, в своих книгах и статьях горячо оправдывал с «христианской» точки зрения зверства нацистов, их политику провокаций и завоевательных войн, всячески возвеличивал Гитлера. После войны тот же Дибелиус изо всех сил поддерживал реваншистско-милитаристскую политику канцлера Аденауэра. Католическая церковь, тесно связанная с Ватиканом, всегда сохраняла независимость от Цравительства. В годы нацизма некоторые католические деятели даже подвергались преследованиям. Но большинство католического духовенства поддерживало фашистскую власть, особенно после того как папа Пий XI заключил с Гитлером конкордат.

В настоящее время католическая церковь в ФРГ представляет собой мощную реакционную силу, всемерно поддерживающую реваншистскую политику боннского правительства. Католическая партия ХДС, возглавляемая Аденауэром, стоит у власти. Кардиналы, прелаты, епископы деятельно участвуют в политической жизни, часто выступают в печати, руководят выборными кампаниями, опираясь на широкую сеть католических орденов (152 религиозных ордена), используя в своих целях приходское духовенство, католические союзы и объединения. Колоссальны богатства католической церкви и связанных с ней организаций: в их руках - банки, акционерные компании.

Католические организации охватывают широкие слои населения - рабочих, мелкую буржуазию, крестьянство, женщин, молодежь. Самые крупные из этих объединений - Католическое рабочее движение Западной Германии, Христианско-социальное содружество в Объединении профсоюзов Западной Германии, Союз ремесленников-католиков, Союз католических торговых объединений, Союз германской католической молодежи, Германский союз женщин-католичек, Христианская рабочая молодежь, Католическое движение земледельцев, Католическое движение сельской молодежи в Союзе католической молодежи и др.

Католическая церковь в ФРГ располагает целой сетью учебных заведений. 244 католических газеты и журнала общим тиражом до 9 млн. экземпляров систематически ведут религиозную пропаганду. Ежегодно выходят з свет сотни книг, брошюр и прочих изданий религиозного содержания.

Католическая церковь пользуется и другими способами воздействия на массы, особенно охотно- традиционными праздниками, которым духовенство старается придать форму торжественных импозантных зрелищ. Пышные процессии в день праздника тела господня, когда сотни священников и монахов во главе с кардиналом и епископами в богатых облачениях под колокольный звон и пение проходят по городским улицам, собирают сотни тысяч зрителей. В таких крестных ходах участвуют члены правительства, высшие чиновники, парламентарии, члены религиозных организаций и толпы верующих. Помимо ежегодных повсеместно устраиваемых церковных праздников в некоторых местностях ФРГ сохраняется традиция религиозно-театральных торжеств. Самое известное из них - пасхальные мистерии, которые раз в четыре года устраиваются в баварской деревне Обераммергау силами местных жителей - крестьян. Эти мистерии широко известны, и на представления стекается множество верующих и туристов не только из других областей страны, но и из-за границы,

В ГДР гарантирована свобода религии. В отличие от ФРГ, здесь нет конфессиональных школ, преподавание религии в школе отменено. Церковь отделена от государства.

Loading...Loading...