Штраус лео введение в политическую. Политическая философия

Ключевым предметом изучения политической философии всегда были отношения между людьми и стоящими над ними политическими институтами. Эти отношения порождают целый ряд важных вопросов. В чём состоит природа политической власти? Её предназначение? Каковы механизмы прекращения власти? Какую власть можно считать законной? Какие обязанности могут быть у граждан по отношению друг к другу? В каких случаях противодействие власти оправданно? Кроме того, вам предстоит исследовать такие вопросы, как участие в гражданском неповиновении, оправдание политического насилия, природа и характер свободы и многое другое. Точный список литературы для занятий будет меняться в зависимости от учебного модуля, но мы в любом случае будем изучать работы таких политических философов, как Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Мор, Макиавелли, Локк, Руссо, Юм, Кант, Милль, Торо, Маркс, Арендт, Вейль, Камю и Кинг. Цель данного курса – познакомить вас с политической философией как научной дисциплиной.

БИОГРАФИЯ:

Брайан Смит получил степень PhD в области политических наук в Бостонском университете (США). Он также получил степень магистра этики и публичной политики в Университете Саффолк (США). Брайан занимается политической теорией и философией. Дополнительная информация доступна по

Античные корни

Политическая мысль средневековья

Глава 2. Формирование предпосылок политической философии в Новое время

Глава 3. Институционализация политической философии

Формирование основных политико-философских идей и теорий

Две тенденции в развитии политической философии

Глава 4. Основные течения политико-философской мысли

Либерализм

Консерватизм

Социал-демократизм

Марксизм

Тоталитаризм: левый и правый

Глава 5. Политическая философия: сущность и основные параметры

Мир политического как объект политико-философской рефлексии

Политическая теория

Что такое политическая философия?

Онтология мира политического

Глава 6. Государство и власть: сущностные характеристики

Политическая система

Территориальный императив

Легитимность и суверенитет

Власть и монополия на законное насилие

Абстрактность и анонимность государства

Правовое государство

Глава 7. Что такое свобода?

Сущность свободы

Соотношение свободы и равенства

Глава 8. Политическая идеология

Сущностные характеристики идеологии

Место идеологии во внешней политике

Идеология в современном мире

Глава 9. Политическая этика

Морально-нравственный аспект мира политического

Политика между профессионализмом и моралью

Антиномия между равенством и свободой

Глава 10. Реализм и идеализм в политике

Политический реализм

Политический идеализм

Глава 11. Философия войны

Война как крайняя форма конфликта

Война вытекает из самой природы человека

Оценка феномена войны в мировых религиях

Pax quaerenda est

Тотализация войны

Война как продолжение политики в ядерную эпоху

О неискоренимости войн из жизни человечества

Глава 12. Методология познания мира политического

Рационализм и позитивизм

Объяснение и понимание

Предметный указатель

ВВЕДЕНИЕ Человек есть существо, живущее в пространстве и в необратимом историческом времени. В этом смысле человеку не дано уйти от истории, жить вне истории или, как говорил К. Ясперс, «нет пути в обход мира , путь идет только через мир, нет пути в обход истории, путь идет только через историю»1. Но следует иметь в виду, что человек живет еще и вне исторического времени, или, по М. Элиаде, в своей мечте, своем воображении. Иными словами, человек имеет духовное и мировоззренческое измерения. То же можно сказать об обществе, о государстве, мировом сообществе

Любое человеческое сообщество, любая цивилизация или крупная держава, показавшие свою пригодность к истории, основываются на особом, присущем только им идеале, или центральной, осевой идее. «Без высшей идеи, - совершенно справедливо подчеркивал Ф. М. Достоевский, - не может существовать ни человек, ни нация». Доминирующие в данной цивилизации образ жизни, формы менталитета, культуры, социальной, экономической и политической организации, философии и религии и т.д. так или иначе сообразуются с этой высшей идеей или идеалом. Когда они подвергаются эрозии или подрываются, сообщество, цивилизация, держава обречены на исчезновение или же на радикальную трансформацию. Опыт истории свидетельствует, что, как только начинают подтачиваться духовный и культурный стержни, служащие основополагающими скрепами цивилизации, можно говорить о начале ее заката. Всякий строй сохраняет жизнеспособность и эффективность до тех пор, пока большинство людей сохраняет веру в его законность и эффективность

Каждый человек, как представитель конкретного сообщества людей определенной исторической эпохи, имеет особые личностные параметры и характеристики, и именно через них он воспринимает остальных членов общества как своих современников и партнеров по общению и жизнедеятельности. Эти параметры и характеристики, в свою очередь, определяются тем фактом, что социальные рамки любого сообщества людей, будь то национальное государство, профсоюз, университет или что-либо другое, подпадающие под данную категорию, не просто обеспечивают нас средствами для удовлетворения материальных потребностей и гарантируют личную безопасность, а предписывают определенный порядок жизни, устанавливают морально-этические нормы, обычаи, формы и правила поведения и т.д

1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 280

При всей множественности последних люди, живущие в едином социокультурном и политико-культурном пространстве, нуждаются в некоем комплексе общих для всех них ценностей, норм, установок, которые в совокупности обеспечивают modus vivendi всех членов общества. Этот комплекс, определяющий содержание и направленность общественного сознания, общественной и политико-философской мысли, можно назвать парадигмой. Данную проблему я более подробно рассматривал в другой своей работе2. Тем не менее в контексте анализируемой здесь проблемы целесообразно отметить, что под парадигмой понимаются не те или иные социально-философская теория или течение мысли, а фундаментальная картина социального универсума, включающая комплекс основополагающих представлений об обществе и индивиде, гражданском обществе и государстве, сакральном и мирском. Этот комплекс представляет собой субстрат важнейших концепций, теорий, течений данного исторического периода. Иначе говоря, парадигма является мировоззренческой инфраструктурой, характеризующей пространство и время, природу и общество, человека, общество и государство, свободу и рабство, добро и зло и т.д

Парадигма - это система взаимосвязанных универсалий, призванных обеспечить хранение и трансляцию социального опыта от поколения к поколению. Она суть модель «законной» для каждой данной исторической эпохи общественно-политической системы, смысла, форм, целей и средств ее существования. Главным предназначением парадигмы служат интерпретация значимых для субъекта реалий социальной действительности, их оценка и ориентация в этой действительности. Формируясь и существуя в системе реальных общественных отношений, парадигма приобретает в определенной степени функции своего рода регулятора и координатора деятельности людей. Она призвана обеспечить мировоззренческие и ценностно-нормативные рамки для объединения людей, их интегрирования в единые сообщества

Парадигма включает в себя признанные всеми или большинством интеллектуальных и социально-политических сил язык и понятийно-категориальный аппарат , важнейшие элементы которых более или менее адекватно отражают и интерпретируют существующие экономические, социальные, политические и иные реалии. Она формируется и развивается путем выдвижения альтернативных гипотез и теорий, концепций и идей, преодоления одних и синтеза других основоположений. Парадигма всячески 2 См.: Гаджиев К. С. О смене общественно-политических парадигм//Вестник МГУ

Серия 12. Социально-политические исследования. 1993. № 1. С. 30 - 45

защищает себя, отвергая или подавляя новшества, способные подрывать ее основополагающие установки. Естественно, эти новшества не могут подавляться слишком долго, если они вызваны изменившимися условиями и реалиями, которые по мере своего вызревания и проникновения в новые ниши не будут заявлять о себе все настойчивее. И так до тех пор, пока господствующая парадигма воочию не продемонстрирует свою неспособность служить в качестве нормального и дееспособного инструмента объяснения наличного социального бытия

В каждый конкретный исторический период общественные и политические процессы разворачиваются и реализуются в рамках особых мировоззренческих парадигм, придающих этим процессам определенную конфигурацию и направленность. В отличие от природного процесса, в котором прошлое преодолевается и умирает, в историческом процессе те или иные аспекты прошлого продолжают жить в настоящем. Можно сказать, что общественно- исторический процесс имеет двойственную природу. Это, с одной стороны, эволюция, развитие и отрицание старого, разрыв с прошлым и творение нового, а с другой, он сохраняет и переносит из прошлого в настоящее и будущее все жизнеспособное, будь то позитивное или отрицательное. Общественно-историческая система может трансформироваться во многих своих аспектах, в то же время сохраняя преемственность в других аспектах

Лишь при наличии взаимодействия и тесного переплетения двух начал: развития и творения нового, с одной стороны, и сохранения преемственности с прошлым - с другой, можно говорить об истории и общественно-историческом процессе

Поэтому любая социально-философская или идейно-политическая конструкция, претендующая на объективное отражение существующих общественно-политических реальностей, должна учитывать оба этих начала. В противном случае либо она нежизнеспособна, либо попытки ее реализации чреваты непредсказуемыми последствиями, представляющими угрозу самим основополагающим моральным, этическим, нормативным и иным принципам и ценностям. При этом смена парадигм всегда имеет в своем основании пересмотр большинства, если не всех, основополагающих ценностей, норм и установок, всей системы миропонимания людей. Иначе говоря, суть появления, трансформации и исчезновения человеческих сообществ или цивилизаций и культурных кругов выражается в ницшеанской формуле: «переоценка всех ценностей». С такой «переоценкой всех ценностей» связаны радикальные трансформации в Европе, которые привели к смене античной цивилизации сначала средневековой, а этой последней, в свою очередь, современной западной рационалистической (или капиталистической) цивилизацией

Соответственно изменялись и трактовки мира политического, его компонентов, предназначения и функций

Здесь вопрос состоит в том, чтобы не путать историю политических учений и идей, накопление политического знания с политической наукой, политической философией и политической социологией в собственном смысле слова, хотя и нельзя отрицать факт существования между ними преемственной, генетической связи. Если зачатки первых в той или иной форме возникли с появлением самого государства, то политическая наука и политическая философия могли формироваться лишь по мере вычленения мира политического, т.е. той сферы, рефлексией которой и являются эти дисциплины, в качестве самостоятельной подсистемы человеческого социума или сферы жизнедеятельности людей. Подобно тому, как социология формировалась и развивалась в русле основных тенденций и закономерностей становления и эволюции гражданского общества, политическая философия в собственном смысле слова и политическая наука также могли возникнуть лишь по мере отделения мира политического от экономической, социальной и духовной подсистем, что по времени совпало с новым периодом истории

Все высказанные здесь соображения и подтолкнули меня взяться за эту весьма сложную и трудноразрешимую, но в высшей степени интересную проблему

Монография подготовлена в Институте мировой экономики и международных отношений РАН и рекомендована к печати дирекцией Института

НАУЧНО-РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ ИЗДАТЕЛЬСТВА Шамхалов Ф.И. (председатель), Абалкин Л.И. (зам

председателя), Аганбегян А.Г., Агеев Ш.Р., Алекперов В.Ю., Аксенов В.А., Аносова Л.А., Аристер Н.И. (зам. председателя), Артюхов В.Г., Балабанов B.C., Богомолов ОТ., Брячихин A.M., Васильев С.А., Винокуров М.А., Гаджиев К.С., Глазьев С.Ю., ГранбергА.Г. (зам. председателя), Грязнова А.Г., Долгов С.И., Емельянов A.M., Журкин В.В., Золотарев B.C., Ивантер В.В., Иншаков О.В., Киселев В.В., Козлов А.А., Колесов В.П., Кукура С.П., Кулешов В.В., Лузин Г.И., Львов Д.С., Мазин Г.И. (зам

председателя), Макаров В.Л., Мартынов В.А., Мелентьев А. Ю., Микульский К.И., Минакир П.А., Муравьев А.И., Невзлин Л Б., Некипелов А.Д., Панибратов Ю.П., Петраков Н.Я. (1-й зам

председателя), Попов Г.Х., Поршнев А.Г., Проценко О.Д., Прусак М.М., Рассолов М.М., Ресин В.И., Рогов С.М., Романов А.Н., Савченко В.Е., Сильвестров С.Н., Симония НА., Ситарян С.А., Смирнов С.А., Сохроков Х.Х., Татаркин А.И., Тихомиров В.П., Шулус А.А., Шупыро В.М., Черник Д.Г., Юзбеков З.К., Явлинский Г.А., Яковлев В.Ф., Ясин Е.Г

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ Петраков Н.Я., акад. РАН (председатель), Аганбегян А. Г., акад

РАН (зам. председателя), Алекперов В.Ю., д.э.н. (1-й зам председателя), Аносова Л.А., д.э.н, проф., Аристер Н.И., д.эн., проф., Артюхов В.Г., д.э.н., проф., Гранберг А.Г., акад. РАН, Емельянов A.M., акад. РАСХН, д.э.н., проф. (зам. председателя), Кукура С.П., к.э.н., Львов Д.С., акад. РАН, Мазин Г. И., к.э.н., Мартынов В А., акад РАН, Могилевский В.Д., д.т.н., проф

(ответственный секретарь), Петров А.А., акад РАН, Ресин В. И., д.э.н., проф., Ситарян С.А., акад. РАН, Яковлев В.Ф., д.ю.н., проф., Шамхалов Ф.И., д.э.н., проф. (зам, председателя)

© Гаджиев К. С., 1999

© Оформление, оригинал-макет ОАО "Издательство "Экономика", 1999

У политической философии, этого чудовища из страшного сна всякого доктринёра, жадные глаза и длинные руки. Не довольствуясь темами бесчисленных частных политических распрей, она с присущим ей радикализмом задается вопросом о сущности политического как такового, о сущности каждой отдельной политической категории, с умыслом или по неосторожности оброненной в истории каким-нибудь практиком или, что также бывает, теоретиком. Политической философии привольно на той дистанции, которая распахивается между деятелем и действием в иной пассивный век. Когда успокаивается Наполеон, пробуждается Гегель, эта вечная полночная сова Минервы. Наступает время заниматься политической философией – пока это время по-прежнему есть, пока спящие не проснутся.

План занятий

Не в пример философии как таковой, корни которой теряются в исторической неизвестности, политическая ее разновидность имеет отчетливое начало в философии Платона. Автор «Политика», «Государства» и «Законов» оставил последующей политической мысли длинный ряд понятий, живых и влиятельных до сих пор. Обратившись к Платону, обсудим современную ему политическую конъюнктуру, проект идеального государственного устроения, философов на троне и многое другое.

Аристотель, великий систематизатор и универсал (в смысле гносеологии, а не автопрома), не мог миновать богатую политическую область своей систематизаторской дланью. Ему и принадлежит первый в собственном смысле политический трактат под ожидаемым названием «Политика». Обратившись к нему, обсудим самые элементарные основания политической и общественной жизни, концепцию политического животного, классификацию политических режимов и многое другое.

Не обогнав Грецию в науках, искусствах и философии, Рим был новатором именно в политической области. Мыслители Рима, подобные Цицерону, стремились к фиксации в своих текстах и речах ключевых отличий политического режима своего прославленного государства. Обращаясь к ним, сравним Рим Республиканский и Рим Императорский, обсудим основы римской гражданственности, условия и контексты упадка римского могущества и многое другое.

Несмотря на то, что официальным философом западной Церкви был выбран «ангелический доктор» Фома Аквинский, наиболее сильным и значимым философом христианства по сей день остается Аврелий Августин. Именно он в своем внушительном труде «О Граде Божьем» сформулировал христианскую политическую доктрину, идею двух градов. Обращаясь к нему, обсудим непростое соотношение градов Земного и Божьего, претензии на правление со стороны как мирских, так и духовных властей и многое другое.

Изрядно христианизированная, политическая философия европейского средневековья более прочего занималась непростым соотношением светских и духовных властей. Как правило, аргументы приводились в защиту трех позиций: разделение двух властей, верховенство духовной или же верховенство светской, земной власти. Обращаясь к подобным тезисам и аргументам, рассмотрим политический и религиозный контекст эпохи, останавливаясь отдельно на политическом мышлении таких авторов, как святой Фома, Данте и Марсилий Падуанский.

Выйдя из многовекового спора о соотношении светских и духовных властей, политическая философия всё далее отходила от религиозной аргументации, всё более насыщалась земной прагматикой и реализмом. Ключевым мыслителем этого перехода к ранней версии Realpolitik был, разумеется, спорный, неоднозначный, блестящий Никколо Макиавелли. Обращаясь к его политической теории, а также к не менее знаковой теории его современника Франческо Гвиччардини, рассмотрим прагматические советы, стратегии, техники приобретения и удержания власти светским правителем нового, ренессансного образца.

Томас Гоббс разрабатывал свою политическую теорию путем проблематизации уже секуляризированного, реалистического, макиавеллиевского контекста современной ему политики. Неограниченная борьба за власть для Гоббса – не аксиома, но – проблема, препятствие, источник насилия и всяческого мирского зла. Обращаясь к теории Гоббса, обсудим попытки решения этой проблемы через введение понятий естественного состояния, борьбы всех против всех, Левиафана и прочих, а также сопоставим всё это с политической теорией Бенедикта Спинозы.

Джон Локк исходил из той же проблемы, что и его предшественник Гоббс: из необходимости построения секуляризированной, реалистической теории политики, выводящей людей из дополитического, анархического и жестокого естественного состояния. Однако решение Локка настолько отличается от гоббсовского, что, взятые в их взаимной дополнительности, теории их удачно очерчивают основные перспективы политического мышления на столетия вперед. Обращаясь к теории Локка, рассмотрим концепт разделения властей, обсудим политическое значение частной собственности и сравним всё это с параллельной политической теорией Монтескье.

Говорят – конечно, немало преувеличивая, но что-то существенное и угадывая, – что Великую французскую революцию совершили на деле… философы-просветители и, в первую голову, Жан-Жак Руссо. И если просветители проделали всю негативную работу, расчищая умы современников от плесени архаических предрассудков, то именно Руссо проработал проект нового, революционного понимания гражданина, его прав и обязанностей. Обращаясь к этому руссоистскому основанию революции, обсудим концепты общественного договора, всеобщей воли, а также все те зачастую безрадостные и кровавые результаты, к которым они привели на практике.

Перепахавший без малого все области знания своего времени, Иммануил Кант не обошел стороной, разумеется, и политическую проблематику. В его небольших, но значительных политических текстах осуществляется важный для всей последующей политической мысли синтез руссоистских идей об историчности гражданского состояния, о всеобщей республиканской воле с чисто кантовским этическим ригоризмом. Обратившись к этому синтезу, обсудим концепты вечного мира, мировой федерации государств как цели гражданской истории, а также сравним всё это с политическими воззрениями наследника и одновременно критика кантианства – И. Г. Фихте.

Как и во всем прочем, в политической мысли Гегель подводит внушительный и размашистый итог всему предыдущему европейскому философствованию. Более того, именно политический концепт государства как абсолютной свободы становится венцом всей гегельянской системы. Обратившись к этой системе, обсудим политическую диалектику индивида и государства, экстравагантное гегельянское понимание свободы, морали и многого прочего.

Наследники Гегеля, вполне в соответствии с ошеломляющей широтой гегельянской системы, представили самый разнообразный спектр политических позиций: правые, левые, какие угодно – и все, представьте себе, гегельянцы… Одним из самых значительных политических мыслителей этого спектра был Макс Штирнер, критик и своеобразный продолжатель Гегеля, родоначальник анархо-индивидуализма. Обратившись к этой и некоторым другим персонам, обсудим разнообразие пост-гегельянских ходов в политической философии, концепт Единственного у Штирнера и многое прочее.

Империи осуществляют единую власть над народами и территориями. Нации конституируются в обособлении от чужого и внешнего имперского ига. Обращаясь к соотношению двух этих понятий, обсудим противоборство имперской и национальной политики, а также территориальный, этнический, экономический и военный аспекты указанного противоборства.

Теория Маркса – не в первую очередь политическая, и непосредственно политическая ее компонента требует отдельной реконструкции. Прежде всего это касается выбора текстов: скорее не знаменитых экономических сочинений (многотомный «Капитал» и прочее), а небольших политических тестов по случаю. Обращаясь к ним, обсудим такие политические понятия Маркса, как классовая борьба, революционный пролетариат, коммунистическая партия и многие прочие.

Маркс мог бы быть немало шокирован, узнай он о том, какая судьба ожидала его теорию в ХХ веке. Самыми радикальными преобразователями марксизма оказались большевики, среди них – наиболее влиятельные теоретики в лице Ленина и Троцкого. Обращаясь к их политическому наследию, обсудим концепции партии как движущей силы революции, постепенного отмирания государства, перманентной революции и некоторые другие.

Если для коммунистов вопрос о существовании государства был спорным и проблематичным, то с точки зрения анархистов вопрос был решен: государство порочно по своей сути, его не должно быть. В этом сходятся разные анархические направления, в остальном заметно отличные друг от друга. Обращаясь к ним, обсудим анархические теории Бакунина, Кропоткина и других, а также сравним их с отдельно стоящим синдикализмом Ж. Сореля.

Старый-добрый политический макиавеллизм нашел на пороге ХХ века новое теоретическое обоснование. Им стала теория элит, рассматривающая человеческую историю через противопоставление подлинно политического класса – элиты – и всех остальных, лишь подвластных. Обращаясь к этой теории, обсудим модификации понятия элиты у В. Парето и ряда других теоретиков данного направления.

Рубеж ХХ века – время возникновения причудливого теоретического феномена, имя которому – массы. В кратчайшие сроки этому феномену выпало стать одним из самых популярных объектов политического мышления своего времени. Обращаясь к нему, обсудим понятие масс у таких мыслителей, как Х. Ортега-и-Гассет, Г. Лебон, Э. Канетти и некоторых других.

Движение консервативной революции, претендовавшее на влияние в Веймарской Германии, проиграло свой политический бой с массовым движением национал-социалистов. Исторически маргинальная, консервативная революция тем не менее представляет немалый теоретический интерес. Обращаясь к этому движению, обсудим идеи таких его представителей, как О. Шпенглер, Э. Юнгер, А. Меллер ван ден Брук и некоторых других.

Сегодня фашизм – понятие-жупел, в собственном смысле и не понятие, но оскорбление – и не более. Само собой, есть тому веские исторические основания, однако – с теоретической точки зрения – нет оправданий тому, кто даже и с самыми благородными целями отказывается от объективного понимания этого, как и любого другого, феномена. Обращаясь к историческому фашизму, попробуем вернуть его в понятийные рамки, обсудим саморепрезентацию фашизма у Муссолини, соотношение фашизма с национал-социализмом и прочее.

Наряду с Ницше и Фрейдом, Маркс и марксизм оказали решающее влияние на политическую философию ХХ века. Тогда как одной из важнейших модификаций такого влияния оказалась критическая теория Франкфуртской школы. Обращаясь к работам Хоркхаймера, Адорно, Маркузе и других франкфуртцев, обсудим понятия диалектики Просвещения, культуриндустрии, прибавочной репрессии и ряд прочих.

Лекция 23. Демократия. Либерализм. Репрезентация

Лекция 24. Биополитика. Фуко. Агамбен

Лекция 25. Постмодерн. Делёз. Хардт и Негри

Лекция 26. Неолиберализм. Фукуяма

Лекция 27. Хабермас

Лекция 28. Поле политики. Бурдье

Лекция 29. Несогласие. Рансьер

Лекция 30. Политика и событие. Бадью.

Лектор: Дмитрий Хаустов -историк философии и литературы. В 2009 закончил факультет массмедиа РГГУ, в 2014 с отличием закончил философский факультет РГГУ. С 2013 года читает лекции по философии и литературе. Автор книг «Битники», «Лекции по философии постмодерна», «Буковски».

Стоимость: разовое посещение - 500 рублей.

Также на лекции действуют стандартные Абонементы Пунктум.

Loading...Loading...