Церковный музей московской епархии рпц и его роль в сохранении культурного наследия. Российская музейная энциклопедия

ЦЕРКОВНЫЕ МУЗЕИ

Группа музеев, создаваемых при церквях, монастырях, епархиях, религиозных объединениях, которые являются их собственниками и учредителями; в настоящее время прослеживается тенденция увеличения количества музеев. Церковные музеи возникли как группа музеев исторического профиля, с целью собирания и хранения памятников церковной старины.

Церковные или церковно-археологические музеи находились в ведении Святейшего Синода и существовали при духовных академиях, церковно-археологических комитетах и обществах, православных братствах. Появление церковных музеев было связано с введением курса церковной археологии в программу духовных академий, наглядность преподавания которого обеспечивалась демонстрацией предметов, а также осознанная обществом потребность в сохранении памятников церковной старины. Церковные музеи создавались на базе коллекций древлехранилищ, включавших собрания церковной утвари, облачений, книг и ставили своей целью просвещение духовенства и светской публики.

История

Первые церковные музеи появились в последней трети 19 в. при духовных академиях - Киевской (1872 г.), Петербургской (1879 г.), Московской (1880 г.) Самым крупным из них был музей Киевской духовной академии, состоявший из отдела рукописей, старопечатных книг и гравюр, архитектуры, иконописи, скульптуры, нумизматики, богослужебной утвари и включавший исторические реликвии (крест, которым, по преданию, преподобный Сергий Радонежский благословил вел. кн. Дмитрия Донского и др.) Интенсивная собирательская работа значительно увеличила количество предметов музея; результаты исследований отдельных экспонатов и коллекций (см. виды коллекций) публиковались в трудах академии.

В конце 19- начале 20 в. был создан ряд музеев по инициативе церковно-археологических обществ и комитетов. Музеи церковных древностей открылись в Ростове (1883 г.), Туле (1885 г.), Архангельске (1886 г.), Подольске (1890 г.), Ставрополе (1894 г.), Воронеже (1901 г.), Кишинёве (1904 г.), Орле (1905 г.).

Церковные музеи открывались и благодаря деятельности светских лиц - в Вологде (1888 г.), Тифлисе (1888 г.), Витебске (1893 г.), Могилёве (1897 г.)

На предварительном съезде деятелей музеев в Москве (1912 г.), созванном для обсуждения назревших вопросов в области музейного дела, группа представителей церковно-археологических музеев была одной из самых значительных. К этому времени в России было около 50 церковных музеев.

После Октябрьской революции церковные музеи были ликвидированы, а их собрания влились в коллекции исторических , художественных , краеведческих музеев и образовали "церковные" отделы, пополнявшиеся в 1920-е гг. культовыми предметами закрывавшихся храмов. В 1930-е гг. многие исторические и художественные музеи были закрыты или перепрофилированы в краеведческие и антирелигиозные. Церковные коллекции были частично утрачены, наиболее ценные поступили в крупнейшие государственные музеи - Центральный музей Древнерусской культуры и искусства им. А. Рублёва, музей-заповедник "Коломенское", Новгородский объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, местные краеведческие музеи.

Первый музей после ликвидации церковных музеев вновь был открыт в 1944 г. как Церковно-археологический музей при Московской духовной академии. Церковные музеи открываются в настоящее время как в действующих монастырях (музей истории Русской православной церкви в Свято-Даниловом монастыре, Мемориальный музей патриарха Тихона в Донском монастыре), так и в приходских храмах по всей России (Музей при кафедральном соборе в г. Тутаев Ярославской обл., в планах - открытие музея при храме св. великомученицы Варвары в с. Поводнево Мышкинского р-на Ярославской области, при Троицком соборе в г. Саратове). Сложные взаимоотношения, возникшие с 1990-х гг. между крупнейшими музеями и Русской Православной церковью по вопросам собственности коллекций церковных древностей, в настоящее время урегулированы не окончательно.

(Материалы конференции 1991 года “Церковь, музей, культура”. Публикуется с незначительными сокращениями).

В настоящее время ведутся активные поиски оптимальных систем охраны национального культурного наследия… В этом отношении целесообразно обратиться к опыту “церковных музеев”.

Исторический опыт России дает возможность утверждать, что стержнем культуры и всего жизненного уклада на протяжении тысячелетия были православные духовные традиции; все развитие общества и в целом жизнь Русской земли определялись этими традициями. Вполне закономерно, что РПЦ была духовным центром, а также центром культуры и просвещения народа. Особую роль РПЦ сыграла в организации музеев. Это положение до сего времени не получило должного внимания и оценки. С разрушением храмов разрушалась не только православная традиция, разрушались духовные, нравственно-этические основы человека, разрушалась культура России, в том числе и великое множество церковных музеев.

До 1917 года в стране существовало несколько типов церковного музея. Распространенным типом церковного музея являлась монастырская ризница. В соборах столичных, губернских и уездных городов также существовали ризницы. Ризницы хранили драгоценные предметы из золота, серебра, драгоценных камней, книги, иконы, одежды и т.п. Размещались ризницы, как правило, или в отдельных помещениях, а чаще – в одном из приделов храма. Вещи находились в шкафах, на стеллажах. В ризницах был тщательно организован учет вещей, о чем свидетельствуют многие памятники, ныне хранящиеся в государственных музеях страны, а также архивные документы, исторические описания монастырей и отдельных храмов. <…>

К церковному музею относились “епархиальные палаты древностей”, “древлехранилища”, которые, как правило, существовали в губернских и столичных городах. Именно древлехранилища явились основой создания многих губернских историко-археологических музеев.

Особую роль в создании церковных музеев, историко-археологических музеев сыграли священники. Священнослужители были, как правило, первыми историками земли Российской. Например, священник Федор Прусовецкий в начале XIX века составил первое рукописное описание города Осташкова, включившее важнейшие письменные древние документы, наблюдения и сведения. Священники стали организаторами первых уездных музеев. Так, в Осташкове первый музей был открыт в конце ХVIII – начале XIX века при четырехклассном городском училище; в конце прошлого (т.е. XIX. – Ред.) столетия настоятель Преображенского храма протоиерей Владимир Петрович Успенский на основе церковного музея создал городской краеведческий музей.

Важно оценить роль священнослужителей в сохранении многих памятников архитектуры Древней Руси. В ЦГИА СССР (Ф. 799. Оп. 26. Ед.хр. 163. Л. 3) хранится обращение в Императорскую археологическую комиссию с просьбой сохранить и не сносить из-за ветхости уникальный памятник древнерусского зодчества – ярусную церковь конца XVII века во имя Иоанна Предтечи на Ширковом погосте, в 18 верстах от истока великой русской реки Волги. “Прошение” подписали священник Илия Илонкский, диакон Михаил Голубев, уполномоченные прихода в числе 22 человек и церковный староста Гавриил Коровкин. В настоящее время этот храм – памятник союзного значения и вошел в историю русской архитектуры как уникальный тип местного ярусного деревянного храма.

Современные исследователи постоянно обращаются к отчетам и описаниям храмов и монастырей, находящимся в настоящее время в различных архивах страны. Примечательная деталь: в архивах сохранились описания храмов, росписей, икон и церковного имущества, составленные священнослужителями. В описаниях дана точная характеристика памятников.

В дореволюционной России существовал учет, описание, исследование памятников церковного искусства: храмов, настенных росписей, икон, книг, утвари. Особую роль играл ряд организаций: Императорская археологическая комиссия, Общество любителей истории, археологии и естествознания, Русское археологическое общество, Общество истории и древностей при Московском университете и т. п. Особую роль в русской культуре имели научные экспедиции Императорской Академии художеств, которые с 1870-х годов были традиционными.

Обращение к историко-культурным традициям Отечества дает богатый материал к размышлению, а также ответы на многие современные проблемы. РПЦ возвращаются храмы, встает вопрос о воссоздании церковных музеев, центров хранения и изучения памятников церковного искусства. В целях воспитания и просвещения церковные музеи должны сыграть особую роль: возрождение народа невозможно без освоения историко-культурного наследия РПЦ.

Вероятно, церковные музеи могут быть нескольких типов. Во-первых, музеи вновь открываемых монастырей. Статус подобного музея можно определить как “Художественно-архитектурный, исторический и природный музей-заповедник монастыря”. Он может размещаться как в одном из гражданских зданий на территории монастыря, так и вне ее. “Природный” – потому что должны сохраняться исторически сложившийся ландшафт, историческая среда окружения. Если монастырь сельский, то важно отразить историю и восстановление монастырского хозяйства.

Комплектовать фонды вновь открываемого музея монастыря возможно за счет памятников, ранее принадлежавших монастырю и находящихся ныне в фондах гос. музеев, действующих храмов, частных собраний и т. п.

Важно восстановление монастырских библиотек. Как один из вариантов – комплектование фондов библиотек факсимильными копиями книг и рукописей монастырских, находящихся ныне в различных гос. библиотеках, архивах, музеях.

На мой взгляд, целесообразно в музее монастыря собрать весь материал по истории советского периода: сведения о судьбах иноков, книги, периодические издания, проектные материалы реставрации монастырского комплекса, изобразительный материал: фотографии, станковая живопись, графика.

Целесообразным представляется создание “Церковного музея приходского храма”, “Церковного музея городского собора”, “Церковного музея епархии”, духовного училища, духовной семинарии, духовной академии. По типу эти музеи могут быть “церковными историко-археологическими кабинетами”. Комплектование фондов этих музеев – из фондов музеев народных, школьных, общественных, музеев государственных, а также путем закупки памятников и т. п. <…>

“Патриаршая ризница” должна стать Центральным музеем православной культуры, иметь статус научно-исследовательского центра. Возможно ее создание на базе Музея им. Андрея Рублева.

Создание музея нового типа “храм-музей” – особенность современного этапа развития общества. Преимущественное распространение этот тип музеев может иметь в исторических городах России, где сохраняется большое количество храмов, а из-за малочисленности населения не все храмы могут быть переданы РПЦ. Во многих храмах в настоящее время находятся краеведческие, художественные и иные музеи. В этом случае возможно оставить в храме музей, но экспозицию организовать только древнерусскую, не допуская антиправославной пропаганды. В храмах-музеях можно проводить отдельные праздничные богослужения.

Финансирование церковных музеев необходимо осуществлять не только за счет РПЦ, но и из бюджета государства, поскольку в данных музеях будут храниться памятники, являющиеся общенациональным культурным достоянием страны.

Здания, экспонаты и имущество церковных музеев должно являться собственностью РПЦ.

Функции учета, контроль за соблюдением условий хранения и т.п. может выполнять Центральный музей православной культуры.

28.02.2017

Каким может быть православный музей в преимущественно мусульманском регионе? Можно ли вообще сделать музей храма – что станет его экспозицией, какие экскурсии и другие события могут привлечь сюда посетителей, причем не только православных? И как подготовить экскурсоводов, которые смогут рассказать о старинном храме не только как об историческом памятнике? Об опыте Музея истории Благовещенского собора в кремле Казани рассказывает Ольга Пехтелева. Она возглавляет этот музей, являющийся отделом Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль».

Для современной России республика Татарстан и ее столица Казань являются положительным примером мирного взаимодействия различных культур и конфессий, прежде всего, мусульманской татарской и православной русской. Исторически сложилось, что в сердце Казани – Казанском кремле – неподалеку друг от друга расположены православный Благовещенский собор середины XVI века и мечеть Кул Шариф, построенная в 1996 – 2005 годах. Согласно Концепции музеефикации и развития музея-заповедника «Казанский Кремль», в обоих сооружениях, каждое их которых представляет свою религию на Татарстанской земле, должны располагаться музейные экспозиции, рассказывающие об истоках православной или исламской культуры как в глобальном общеисторическом разрезе, так и в аспекте местной религиозной традиции.


Целью создания музея является показ истории Казанской епархии и тех важнейших ее событий, в которых выразился особый вклад регионального православия в историю России и Русской Православной церкви. При этом одна из наших задач – ознакомить действующих и будущих экскурсоводов Казани, членов гильдии экскурсоводов Татарстана с историей Православия в Казанском крае и создать дополнительную учебную базу для действующих и будущих экскурсоводов нашей республики.

Музей при храме

Музей истории Благовещенского собора – один из немногих в мире музеев, расположенных при храмах. История старейшего православного собора Казани неразрывно связана с историей самого города и всех ярких событий, в нем происходивших. Именно в этом храме была совершена первая служба перед явленным Казанским образом Божией Матери, собор посещался всеми членами династии Романовых, приезжавшими в Казань. В 1897 году в Благовещенском соборе Кремля служил литургию один из самых почитаемых русских святых преподобный Иоанн Кронштадтский.

В экспозиции музея представлено более ста предметов, произведений искусства и документов, которые знакомят с наиболее яркими страницами истории православного храма, начиная с середины XVI века и до наших дней. Теперь посетители смогут познакомиться не только с богатым архитектурным убранством Благовещенского собора, но и узнать, насколько разнообразен, интересен и даже загадочен православный мир Казани. Среди экспонатов – православные книги XVII – начала XX века, разнообразные по стилю и технике исполнения иконы, фотографии православных памятников дореволюционной Казани, впервые экспонирующийся посох первого архиепископа Казанского и Свияжского Гурия, модель преподнесенной в 1767 году от имени казанцев императрице Екатерине II кареты, которую она подарила архиепископу Казанскому и Свияжскому Вениамину, и многое другое.

Важная часть экспозиции отведена теме обретения и прославления иконы Божьей Матери «Казанская» и ее последующему почитанию на Казанской земле.

Музейную экспозицию дополняют проекторы, с помощью которых воспроизводятся фильмы православной тематики, в том числе и художественно-документальный фильм «Заступница» о Казанской иконе Царицы Небесной. В помощь интересующимся художественным наполнением интерьера собора доступен «электронный киоск», с помощью которого можно заглянуть в самый потаенный уголок настенной росписи.

В храм – на урок

Значимой частью целевой аудитории Музея истории Благовещенского собора являются школьники города, да и всей республики.

Музей-заповедник «Казанский Кремль» подготовил цикл культурно-образовательных программ для учеников школ в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики народов России», адаптированного для Республики Татарстан согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Программы разработаны в формате уроков в экспозициях Музея исламской культуры и Музея истории Благовещенского собора. Программный цикл состоит из шести занятий, по три в каждом из этих музеев. Каждый урок в доступной интерактивной форме раскрывает одну из учебных тем по истории культуры и традиций православного христианства и ислама на территории современного Татарстана, дополняет и закрепляет знания учащихся по предмету, способствует эстетическому воспитанию школьников.


Цикл рассчитан на хронологическое изложение учебного материала и начинается с уроков, посвященных теме «Православие в Московском царстве»: детям последовательно рассказывается о строительстве деревянной Благовещенской церкви, обретении Казанской иконы Божией Матери. А завершается цикл темой «Православие в эпоху Романовых» и рассказом о Благовещенском соборе. Все темы уроков адаптированы к учебнику.

В ходе урока ребятам предоставляется возможность познакомиться с обликом первой деревянной религиозной постройки Казани после присоединения города к Царству Московскому. Также многие из учащихся впервые видят облик царя Ивана Грозного, представленный в печатных копиях Лицевого летописного свода. Ребятам в игровой доступной манере рассказывается о значении русской книжной миниатюры, сохранившей и передавшей нам важные исторические моменты и образы. Развитию памяти способствует задание найти образ царя в остальных материалах свода, представленного в музее.

Развитию ассоциативного мышления и логики способствует и первой важное «секретное» задание – найти предмет из коллекции, который изображен в портрете исторического лица, с которым мы знакомимся в ходе урока. Все ребята с воодушевлением узнают посох первого архиепископа Казанского и Свияжского Гурия, который до этого они видели в руке фигурки святителя, выполненной из папье-маше возле исторической реконструкции церкви.


Заданий по ходу урока о строительстве первой деревянной Благовещенской церкви выполняется четыре. В конце каждого из заданий первые из ответивших правильно получают в дар призы. Затем все вместе приступают к последнему творческому заданию – собиранию паззлов командами. Это самая увлекательная часть урока и самая шумная, надо признать, ведь соревновательный дух у школьников развит очень сильно. Но кроме того у детей вырабатывается и навык работы в команде – это отмечают все педагоги. Чувство удовлетворения в конце делится ровно на столько, сколько человек вместе работало, чтобы собрать большой и довольно сложный рисунок.

Паззлы собираются по темам: Благовещенский собор Казанского Кремля и икона «Благовещения Пресвятыя Богородицы» XVIII века из ризницы Благовещенского собора.


Два других урока по темам «Обретение Казанской иконы Божией Матери» и «Благовещенский собор – главный престол Казани» также строятся по интерактивному принципу с элементами игры, беседы и с использованием аудиовизуальных средств: документально-художественного фильма «Заступница» и музыкальных записей эпохи барокко. Занятие, посвященное чудотворной иконе, проводится в форме квеста: ознакомившись с экспонатами, рассказывающими историю главной святыни Казанской епархии, ребята заполняют путеводитель. Первые пять победителей получают призы.

Семинарская традиция

Потомки дореволюционных священнослужителей Казани, преподавателей Казанской духовной семинарии и академии поистине становятся соработниками музея и радеют об увеличении экспозиционного ряда, рассказывающего об истории крупнейших духовных школ России и священнической элиты.

В экспозиции затронута духовно-просветительская деятельность преподавателей и выпускников Казанской духовной семинарии и Казанской духовной академии. Во второй половине XIX – начале XX вв. Казанская духовная академия являлась крупным просветительским, образовательным и научным центром дореволюционной России, единственным высшим православным учебным заведением в стране, где преподавались восточные дисциплины, инородческие языки, этнография, вероучение инородцев и миссионерская педагогика. Преподаватели и студенты Казанской духовной академии были первыми в России миссионерами, получившими профессиональное востоковедческое образование.

Украшением раздела является полностью атрибутированный альбом преподавателей и выпускников Казанской духовной академии рубежа XIX-XX веков. Изучение материалов по этой духовной школе продолжается совместно с сотрудниками архива Казанской семинарии и потомками профессоров академии.

Трагический век

История Казанской епархии советского периода представлена немногими экспонатами – исследовательская работа по этому периоду продолжается.

Самым драгоценным экспонатом является, без сомнения, подлинная фотография заседания Священного Синода в 20-е годы, где через портрет, висящий над головами членов Синода во главе с митрополитом Сергием, незримо присутствует и сам прославленный ныне в лике новомучеников и исповедников Святейший Патриарх Тихон.

На этой фотографии можно видеть многих выдающихся церковных деятелей эпохи богоборчества, а среди них – и будущего священномученика митрополита Казанского и Свияжского Анатолия (Грисюка).


Главные праздники

Ежегодно внутри экспозиции появляются новые интересные разделы, посвященные таким церковным торжествам, как Пасха и Рождество. Первой выставкой в Татарстане на тему популяризации православной культуры стала выставка «Благодатный огонь Господень. Пасха», где сквозной темой всего выставочного комплекса предметов стало Светлое Христово Воскресение как общехристианское торжество. Культуре празднования «праздника праздников и торжества из торжеств» в православной среде посвящается ежегодный раздел экспозиции, открывающийся накануне празднования.

Открытием культуры православного Рождества стала выставка «Свет Вифлеемской звезды», где впервые для обозрения публики были представлены рождественские вертепы, специально для которых были приготовлены подиумы с выдержками из евангельских чтений, повествующих о Рождении Божественного Младенца. Иконы, книги, утварь и сами «вифлеемские звезды», сопровождающие посетителей, и, конечно, же «вкусная» елка со съедобными украшениями на ветках наподобие дореволюционных рождественских елей порадовали не только восторженных детишек, но и взрослых посетителей, заново открывших для себя тихую радость и материнскую нежность одного из самых трогательных праздников Православия.

От кремля – кремлю

В рамках сотрудничества российских кремлей именно музей истории Благовещенского собора Казанского кремля был удостоен чести принимать у себя ценности русской духовной культуры – коллекцию образов святых XIV-XIX веков из собрания Новгородского музея-заповедника.


В экспозиции были представлены восемьдесят ценнейших памятников иконописи, шитья и декоративно-прикладного искусства XIV – XIX столетий. Среди них можно выделить иконы XVI века, являвшиеся некогда предметами особого почитания в Великом Новгороде и на Руси в целом. Выставка «Яко звезды светлыя озаряюще нас…» стала ярким и запоминающимся событием в культурной жизни Казани.

Не только экспозиция

Однако Музей истории Благовещенского собора живет не только экспозиционно-выставочной деятельностью. Так, был разработан первый православный квест «Тайна святителя Гурия», знакомящий с житием первого архиепископа Казанского и Свияжского.

Набор мастер-классов музея постоянно пополняется. В ходе рождественских празднований огромный интерес вызвали кулинарные занятия «Пряничный домик» и «Имбирный пряник». Украшение выпеченных специально к Рождеству и Новому году имбирных пряников с давних времен остается непременным атрибутом празднования самых семейных праздников календарного года. В дореволюционной России украшенный собственными руками имбирный пряник олицетворял уют семейного Рождественского очага и занимал важное место на праздничной ели. А создание собственными руками домика из сказки – это осуществленная мечта ребенка. Самому придумать, как выглядит сказочное жилище любимого персонажа, и изготовить его из вкуснейших лакомств – это незабываемая радость, которая будет сопровождать малыша все праздничные дни. Так и происходит на самых сказочных мастер-классах рождественской поры.


Пасхальный период был отмечен небывалом интересом к мастер-классам в музее истории Благовещенского собора, точнее, уже в самом соборе Благовещения. На «Пасхальный трезвон» пришло огромное количество людей – они с блеском в глазах учились у профессионального звонаря епархии звукам православной Пасхи: Пасхальный праздник может звучать, и этот звук можете ей дать вы!


В нынешнем учебном сезоне уже стяжал небывалую популярность новый мастер-класс нашего музея – «Древнерусская каллиграфия». Письмо – пожалуй, самый сложный вид деятельности человека. И самый развивающий. На кончиках большого, указательного и среднего пальцев рук, которыми мы пользуемся при письме пером, находятся нервные клетки, которые наиболее связаны с мозгом. Активизируя их, мы развиваем наши речь, мышление и внимание, и при этом формируем такие основополагающие черты характера, как терпение, усердие, аккуратность, точность.

Встретимся в Благовещенском

Важной аудиторией Музея православной культуры стали историки, краеведы, рядовые жители Казани и республики, интересующиеся историко-культурным наследием своей «малой родины». Для них разработан цикл научно-популярных лекций «Встречи в Благовещенском».


Гости собора смогли услышать лекции о создании первой православной общины города и святителе Гурии Казанском, об обретении чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы, о непосредственно связанном с этим событием святителе Ермогене и его литературно-духовном наследии, об истории и памятниках старообрядческой Казани, о Казанских архипастырях XVII века и Седмиезерной пустыни.


На ежемесячной основе в музее проходит цикл «Казань Православная». Разработано шесть тематических экскурсий: «Создание Казанской епархии. XVI-й век», «Монастыри-пустыни», «Свято-Успенский монастырь на Зилантовой горе и храм-памятник Спаса Нерукотворенного», «Торговый Посад. Век XVIII-й», «Православная Казань – новое время», «Свияжск как зеркало русской истории». Во время этих путешествий предлагается, например, посетить исторические места православной Казани, связанные непосредственно с XVI веком: Казанский Богородицкий мужской монастырь, Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля. Участники экскурсии могут ознакомиться с историей и поклониться святыням монашеских обителей, созданных в Казанском крае в разные периоды XVII столетия, – маршрут охватывает Раифский Богородичный мужской монастырь, мужской монастырь Девяти мучеников Кизических и Седмиезерный Богородичный мужской монастырь. Можно также совершить историческое путешествие в монастырь, связанный с пребыванием в Казани молодого русского царя, в отношении которого он сам повелел: «Монастырь с русского кладбища перенести и поставить на Зилантовой горе». Отправившимся на экскурсии также предстоит увидеть Торговый Посад, созданный русскими купцами, не жалевшими средств на создание и поддержание православных храмов веке XVIII-м: Петропавловский собор, Покровский собор и Николо-Низскую церковь, Богоявленский собор; и вернуться в новое время, ознаменованное строительством в Казани комплекса духовной семинарии, Архиерейского подворья во имя священномученика Кирилла Казанского, церкки в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Завершает цикл знакомство с уникальной историей первого православного града-крепости в Казанском крае – Свияжска и посещение Успенского мужского монастыря, в главе которого стоял святой Герман Казанский.


В рамках действующей в музее выставки «Невьянское чудо» была организована первая в истории Казани методическое занятие-экскурсия по историческим местам, связанным со старообрядческой Казанью.

Гиды для паломников и экскурсантов

В 2004 году в рамках курсов учебного центра Института истории Казанского федерального университета было открыто направление «История и памятники культового зодчества Казани». Целью создания именно такого направления стал возрастающий интерес к истории архитектурных памятников и мест, связанных с именно религиозным назначением: христианских храмов, мечетей и синагоги. Данный курс также задумывался как вторая ступень в ходе повышении квалификации действующих экскурсоводов.

Итоговым моментом завершения обучения является защита квалификационной работы – авторской экскурсии по номенклатуре утвержденных проректором университета тем. Форма проверки знаний – экзамен. Документом, подтверждающим прохождение обучения, становится свидетельство государственного образца и присвоение квалификации «Экскурсовод по направлению «История и памятники культового зодчества Казани».


С 2015 года в рамках модуля «Православие» 27 академических часов отдано темам, затрагивающим богословские вопросы. При составлении расписания учитывалось мнение и интерес потенциальных слушателей. Двадцать академических часов отдано практическим занятиям в православных храмах города Казани – экскурсионным мастер-классам. Девять академических часов отдано методическим занятиям по составлению маршрута и проведению экскурсий на памятниках культового зодчества в классных аудиториях.

19 марта, на первой неделе Великого поста, паломники Знаменского храма отправились на экскурсию по православным музеям Москвы. В один день нашим прихожанам предстояло помолиться за литургией в храме святителя Николая в Толмачах, побывать в музее русской иконы и Афонском подворье. Насыщенная программа не испугала наших путешественников, и многие взяли с собой в паломничество детей.

Первым посещённым местом был храм Святителя Николая в Толмачах. Это уникальный храм-музей, расположенный в Замоскворечье. Сегодня он обладает статусом домовой церкви при Третьяковской галерее. Здесь созданы все необходимые условия для хранения уникальных святынь, являющихся духовным и культурным достоянием нашего народа. Раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона «Троица», написанная Андреем Рублёвым. В интерьере храма представлено более 150 единиц хранения из собрания Третьяковской галереи. Так, например, в храме-музее в специально оборудованном киоте хранится величайшая святыня и всемирно известное произведение искусства – Владимирская икона Божией Матери. Её пребывание в храме при Третьяковской галерее подчёркивает религиозную и художественную ценность святыни. Здесь же находятся особо почитаемые иконы Божией Матери «Иверская» и «Утоли моя печали», Дмитровский крест и мощевик. Перед литургией паломники приложились к иконам Божией Матери «Владимирская» и Николая Чудотворца, мощам угодников Божиих. Многим удалось принять участие в таинстве Евхаристии.

Музей русской иконы не впервые встречает наших паломников. Увлекательная и познавательная экскурсия проходила в дружеской обстановке. И взрослые, и дети внимательно слушали рассказ экскурсовода, наперебой задавая ему самые неожиданные вопросы.

Завершилось наше путешествие на Афонском подворье в Москве. В Греции на священной горе Афон находится Свято-Пантелеймонов монастырь (Россикон, Новый Руссик). В Москве же, в районе Таганки, обустроено его представительство, Афонское подворье. Главный монастырский храм – святого великомученика Никиты на Швивой горке – возведён в XVI веке. На московском подворье хранятся частицы святых мощей целителя Пантелеймона и преподобного Силуана, переданные монастырю с Афона.


На обратном пути паломники посмотрели фильмы, посвящённые 200-летию Знаменского храма села Старая Кашира и истории паломничества. Поездка подарила всем множество новых знаний и впечатлений, главное из которых – то, что время Великого поста можно проводить интересно, с пользой для ума и души.

ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕРКОВНО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

ПРИ КНЯЗЕ-ВЛАДИМИРСКОМ ХРАМЕ

г. Асбест

История создания православного музея

В феврале 2010 г. был открыт «Музей истории православия в г. Асбесте», переименованный позднее в «Православный церковно-краеведческий музей». Он создавался по благословению настоятеля Князе-Владимирского прихода протоиерея Павла Алабушева силами прихожан.

Экспозиция музея состоит из нескольких разделов, в том числе: краеведение, включающее историю открытия Баженовского месторождения асбеста и о его первооткрывателе А. П. Ладыженском, дореволюционная жизнь на асбестовых приисках; история первой православной церкви, построенной до революции; история и современная жизнь православных приходов на территории Асбеста и поселков Рефтинского, Малышева, Белокаменного. В музее имеется много фотографий, исторических документов, предметов церковного обихода, облачение священника, старинных предметов домашнего быта.

За период существования музея в нем побывало много посетителей: это прихожане и священство городских и поселковых храмов, ученики детских православных школ, духовенство из епархий, учащиеся и преподаватели школ города, представители городской власти и управления образования, краеведы, родоведы, горожане, иногородние, а также зарубежные гости из Казахстана, Украины и США. Когда в наш храм прибывают святыни из других храмов и монастырей, сопровождающие их люди непременно посещают музей, знакомятся с экспозицией и оставляют свои отзывы. «Дивный музей сегодня Господь сподобил посетить при Владимирском храме. Признаюсь, что очень понравилось здесь. С такой любовью и тщанием собраны экспонаты, сведения и фотографии людей, что диву подобно…» (монахиня Смарагда, Свято-Введенский Толгский женский монастырь, г. Ярославль).

Работу осуществляет совет музея, состоящий из пяти человек. Все члены совета являются экскурсоводами, за каждым из которых закреплен определенный день недели. Помимо экскурсионной работы проводятся беседы с прихожанами, прослушивание церковных песнопений, просмотр видеофильмов. Так, например, был проведен цикл бесед о Преподобных Оптинских Старцах, частицы мощей которых находятся в мощевике нашего храма. Беседовали с прихожанами священники о.Валерий Малахов, о.Михаил Третьяков, и игумен Алексий. Своими впечатлениями о поездке в Иерусалим и фотографиями поделился прихожанин храма Геннадий. Продолжается сбор новых исторических документов, старинных предметов, воспоминаний. Проводится обмен опытом работы во время конференций, семинаров, проводимых Уральским церковно-историческим обществом (УЦИО) и Уральским историко-родоведческим обществом (УИРО). Сотрудничаем также с городскими и школьными музеями.

Своим опытом организации православного музея и его работы делимся с желающими. Так, в октябре 2011 года к нам приезжали гости из Арамиля во главе с настоятелем храма во имя Святой Живоначальной Троицы протоиереем Андреем Николаевым. После посещения они оставили такой отзыв: «История православия до сих пор остается наименее изученной темой для многих Уральских городов. Для воссоздания полной картины церковной истории требуются усилия краеведов, историков, архивистов, старожилов. Важно то, что осмыслять и анализировать собранный материал должны люди, не только знающие историю православной церкви, но и живые носители православной веры. Именно такие люди создали «Музей истории православия в г. Асбесте». Музей подобной тематики мы видели впервые. Целью нашей поездки в Ваш музей было желание создать подобный «Музей истории православия» у нас на Арамильской земле. Поэтому мы ехали с желанием взять у Вас идеи и попросить совета по различным вопросам устроения подобного музея. Очень понравилось то, что экскурсии по Музею проводят сами прихожане Князе-Владимирского храма, которые каждый день готовы принять всех желающих ознакомиться с его экспозицией».

Иногда к нам обращаются за помощью учащиеся и студенты. Например, после ознакомления с музеем студент Максим Кайгородов оставил такую запись в Книге отзывов: «Я разрабатываю экскурсию по предмету «Паломнический туризм» Тема: «Святые места г.Асбеста». Большое спасибо работникам музея за предоставленную информацию. Тот материал, который мне рассказали, очень пригодится в разработке экзаменационной работы».

К большому сожалению, за прошедший учебный год было мало посещений музея учащимися. На наши приглашения преподаватели и руководители школ отвечали, что необходимо согласие родителей на посещение православного музея. В связи с этим обращаемся к родителям: « Дорогие родители! Не запрещайте Вашим детям посещать наш музей, мы не вовлекаем здесь в православную веру, а только знакомим с историей родного края и историей православия в Асбесте. Считаем, что об этом не лишне знать не только Вашим детям, но и Вам самим. Поэтому приглашаем и Вас к нам на экскурсию, где вы убедитесь, что ничего крамольного здесь нет.

В декабре 2011 г. в музее побывал муфтий Альфрид Мустафин, и.о. главы мусульман по Уральскому региону Имам МРОМ «Иршад» г.Асбеста. После проведенной экскурсии у него сложилось благоприятное впечатление о музее, его нужности и полезности, о чем он сообщил в беседе с сотрудниками музея и в Книге отзывов.

Всех асбестовцев и гостей города приглашаем посетить наш музей.

Экскурсии проводятся в понедельник — суббота по предварительным заявкам по телефонам 8-922-136-24-32 или 2-92-73 (храм).

Музей находится по адресу: г. Асбест, ул. Ладыженского, 32 в цокольном помещении Князе-Владимирского храма.

Руководитель музея — Костромина Лариса Иннокентьевна.

Желающим подробнее ознакомиться с историей православия в Асбесте предлагаем книгу Т. Горбачевой и А. Пономарева(†) «Миром Господу помолимся». Книга была написана по желанию и с благословения настоятеля прихода протоиерея Павла Алабушева и первоначально посвящалась 15-летию храма во имя равноапостольного великого князя Владимира и его строителям. Но, в связи со скоропостижной кончиной о.Павла накануне храмового праздника, главу «Путь к храму» пришлось дополнить, а книгу посвятить также блаженно почившему настоятелю протоиерею Павлу Алабушеву. Книгу можно приобрести в свечной лавке Князе-Владимирского храма.

Loading...Loading...