Патриарх кирилл мысли. История Анны Крамер

Преподобный Никита Столпник Переславский был уроженцем города Переславля-Залесского и заведовал сбором казенных податей и налогов. В 1152 году князь Юрий Долгорукий перенес город Переславль и каменный храм во имя Всемилостивого Спаса на новое место. В связи с расходами по строительству города и храма был произведен усиленный сбор податей с жителей города. Никита, руководивший этими сборами, нещадно грабил жителей, собирая огромные суммы денег для себя. Так длилось много лет. Но Милосердный Господь, желающий всех грешников спасти, и Никиту привел к покаянию.
Однажды он пришел в церковь и услышал слова пророка Исаии: «Измыйтеся, и чисти будете, отьимите лукавства от душ ваших... научитеся добро творити... избавите обидимаго, судите сиру (защитите сироту) и оправдите вдовицу» (Ис. 1, 16-17). Словно громом, был потрясен он этими словами, проникшими в глубину сердца. Всю ночь Никита провел без сна, вспоминая слова: «Измыйтеся и чисти будете». Однако утром он решил пригласить друзей, чтобы в веселой беседе забыть ужасы прошедшей ночи. Господь, вновь, призвал Никиту к покаянию. Когда жена стала готовить обед для угощения гостей, то вдруг увидела в кипящем котле то всплывавшую человеческую голову, то руку, то ногу. В ужасе позвала она мужа, и Никита увидел то же самое. Внезапно в нем пробудилась уснувшая совесть, и Никита ясно осознал, что своими поборами он поступает как убийца. «Увы мне, много я согрешил! Господи, наставь меня на путь Твой!» - с такими словами выбежал он из дома.

В трех верстах от Переславля стоял монастырь во имя святого великомученика Никиты, куда и пришел потрясенный страшным видением Никита. Со слезами он припал к ногам игумена: «Спаси погибающую душу». Тогда игумен решил испытать искренность его покаяния и дал первое послушание: три дня стоять при монастырских воротах и исповедовать всем проходящим грехи свои. С глубоким смирением Никита принял первое послушание. Через три дня игумен вспомнил о нем и послал одного инока посмотреть, что он делает у монастырских ворот. Но инок не нашел Никиту на прежнем месте, а обнаружил его лежащим в болоте; он был покрыт комарами и мошками, тело его было в крови. Тогда сам игумен с братией пришел к добровольному страдальцу и спросил: «Сын мой! что ты делаешь с собой?» «Отец! Спаси погибающую душу», - отвечал Никита. Игумен одел Никиту во власяницу, сам ввел в монастырь и постриг в монашество.
Всем сердцем приняв монашеские обеты, преподобный Никита проводил дни и ночи в молитве, пении псалмов и чтении житий святых подвижников. По благословению настоятеля он возложил на себя тяжелые вериги и на местах своих монашеских подвигов ископал два глубоких колодца. Вскоре преподобный усилил свой подвиг - он выкопал глубокую круглую яму и там, возложив на главу каменную шапку, стал, подобно древним столпникам, на пламенную молитву. Только голубое небо да ночные звезды видел он со дна своего столпа-колодца, да узкий подземный ход вел под церковную стену - по нему преподобный Никита ходил в храм на Богослужение.
Так подвизаясь добрым подвигом в обители великомученика Никиты, преподобный Никита и сам завершил жизнь мученической кончиной. Однажды ночью родственники святого, приходившие к нему для благословения, прельстились его блестевшими веригами и крестами, приняв их за серебряные, и решили овладеть ими. В ночь на 24 мая 1186 года они разобрали покрытие столпа, убили подвижника, сняли с него кресты и вериги, завернули их в грубую холстину и убежали.
Перед утренним Богослужением пономарь, пришедший за благословением к святому Никите, обнаружил разобранную крышу и сообщил об этом игумену. Игумен с братией поспешил к столпу преподобного и увидел убитого святого, от тела которого исходило благоухание.
Между тем убийцы, остановившись на берегу реки Волги, решили поделить добычу, но с удивлением увидели, что это не серебро, а железо, и бросили вериги в Волгу. Господь прославил и эти видимые знаки тайных подвигов и трудов святого. В ту же ночь Симеон, благочестивый старец Ярославского монастыря во имя святых апостолов Петра и Павла, увидел над Волгой три ярких луча света. Он сообщил об этом настоятелю монастыря и старейшине города. Собор священников и многочисленные горожане, сошедшиеся к реке, увидели три креста и вериги «яко древо в водах волжских плавающие». С благоговением и молитвами перенесены были вериги в обитель великомученика Никиты и положены: на гроб преподобного Никиты. При этом произошли исцеления. Около 1420-1425 гг. святитель Фотий, Митрополит Московский, благословил открыть мощи святого Никиты. Игумен монастыря с братией совершил молебен, затем открыли бересту, которой было обернуто нетленное тело, но вдруг могила закрылась землей и мощи остались под спудом. В 1511-1522 гг. был воздвигнут придел во имя преподобного Никиты, а в XIX веке протоиерей А. Свирелин составил акафист святому.
Сейчас мощи святого Никиты Столпника почивают в раке возле алтаря в Благовещенском храме. Тут же висит часть его железных вериг - крест (раза в два-три больше священнического) и два креста поменьше, скрепленные цепью.

Тропарь, глас 4:

           Православным смыслом юношская возжеления возненавидев / и доблественныя нравы восприим, врага победил еси, / и во благоразумии Богу угодил еси, / и свыше от Него прием дар чудес, / бесы прогоняти, недуги исцеляти, / Никито преславне, / моли Христа Бога, да спасет души наша.

(days.pravoslavie.ru)

Уроженец города Переславля Залесского и заведовал сбором казенных податей и налогов. В 1152 году князь Юрий Долгорукий перенес город Переславль и каменный храм во имя Всемилостивого Спаса на новое место. В связи с расходами по строительству города и храма был произведен усиленный сбор податей с жителей города. Никита, руководивший этими сборами, нещадно грабил жителей, собирая огромные суммы денег для себя. Так длилось много лет. Но Милосердный Господь, желающий всех грешников спасти, и Никиту привел к покаянию.

Однажды он пришел в церковь и услышал слова пророка Исаии: «Измыйтеся, и чисти будете, отьимите лукавства от душ ваших... научитеся добро творити... избавите обидимаго, судите сиру (защитите сироту) и оправдите вдовицу» (Ис. 1, 16-17). Словно громом, был потрясен он этими словами, проникшими в глубину сердца. Всю ночь Никита провел без сна, вспоминая слова: «Измыйтеся и чисти будете». Однако утром он решил пригласить друзей, чтобы в веселой беседе забыть ужасы прошедшей ночи. Господь, вновь, призвал Никиту к покаянию. Когда жена стала готовить обед для угощения гостей, то вдруг увидела в кипящем котле то всплывавшую человеческую голову, то руку, то ногу. В ужасе позвала она мужа, и Никита увидел то же самое. Внезапно в нем пробудилась уснувшая совесть, и Никита ясно осознал, что своими поборами он поступает как убийца. «Увы мне, много я согрешил! Господи, наставь меня на путь Твой!» - с такими словами выбежал он из дома.

В трех верстах от Переславля стоял монастырь во имя святого великомученика Никиты, куда и пришел потрясенный страшным видением Никита. Со слезами он припал к ногам игумена: «Спаси погибающую душу». Тогда игумен решил испытать искренность его покаяния и дал первое послушание: три дня стоять при монастырских воротах и исповедовать всем проходящим грехи свои. С глубоким смирением Никита принял первое послушание. Через три дня игумен вспомнил о нем и послал одного инока посмотреть, что он делает у монастырских ворот. Но инок не нашел Никиту на прежнем месте, а обнаружил его лежащим в болоте; он был покрыт комарами и мошками, тело его было в крови. Тогда сам игумен с братией пришел к добровольному страдальцу и спросил: «Сын мой! что ты делаешь с собой?» «Отец! Спаси погибающую душу», - отвечал Никита. Тогда игумен облек его во власяную одежду и, взяв его за руку, ввел в монастырь и постриг в иноческий образ.

Принявши иночество, преподобный Никита всем сердцем и всею душою начал подвизаться ради Бога, в тесной келии, в строгом воздержании и посте, он проводил дни и ночи в молитве, пении псалмов и чтении житий святых подвижников. Для усиления благочестных подвигов он, с благословения настоятеля, возложил на себя тяжелые вериги, а по ночам, исходя из обители, выкопал два кладезя: один близ монастыря святых Бориса и Глеба (ныне городское кладбище), а другой - на северо-западе от монастыря близ потока студеного. Затем, более и более совершаясь в любви к Богу, преподобный построил себе столп для молитвы, а на главу возложил каменную шапку, и, прокопав небольшой проход под церковь, ходил им, никем невиденный, слушать церковные службы.

Душа преподобного день ото дня очищалась и возвышалась молитвою и богоугодными подвигами, и благодать Божия даровала ему дар чудес: "недуги исцеляти и бесы прогоняти". Слава о его чудесных дарованиях стала распространяться и за пределами града Переславля. Юный князь Михаил, сын Всеволода, князя черниговского, страдал тяжким телесным расслаблением. Услышав о благодатном даре преподобного Никиты исцелять недуги, он прибыл в Переславль, и не доходя версты до монастыря, раскинув шатер, послал своего боярина Феодора просить преподобного Никиту придти к нему. Преподобный послал ему свой жезл. Больной князь оперся на него - и стал здоров. Это было в 1186 году 16 мая, за восемь дней до кончины преподобного Никиты. В память своего исцеления благоверный князь повелел на месте исцеления поставить крест с означением года, месяца и числа исцеления.

Царь Иоанн Васильевич Грозный, благодарный за чудесное исцеление своего сына Иоанна, написал тропарь преподобному Никите. Как гласит предание, преподобный Никита исцелил младенца водой из источника, выкопанного рядом с Переславлем.

Так подвизаясь добрым подвигом в обители великомученика Никиты, преподобный Никита и сам завершил жизнь мученической кончиной. Однажды ночью родственники святого, приходившие к нему для благословения, прельстились его блестевшими веригами и крестами, приняв их за серебряные, и решили овладеть ими. В ночь на 24 мая 1186 года они разобрали покрытие столпа, убили подвижника, сняли с него кресты и вериги, завернули их в грубую холстину и убежали.

Перед утренним богослужением пономарь, пришедший за благословением к святому Никите, обнаружил разобранную крышу и сообщил об этом игумену. Игумен с братией поспешили к столпу преподобного и увидели убитого святого, от тела которого исходило благоухание. Торжественно и благоговейно, с пением и свечами было погребено честное тело подвижника у церкви святого великомученика Никиты, с правой стороны алтаря. При этом все недужные, какие случились в то время, получили исцеление.

Между тем убийцы, остановившись на берегу Волги, решили поделить добычу, но с удивлением увидели, что это не серебро, а железо. И бросили вериги в Волгу. Господь прославил и эти видимые знаки подвигов и трудов святого. В ту же ночь Симеон, благочестивый старец Ярославского монастыря во имя святых апостолов Петра и Павла, увидел над Волгой три ярких луча света. Он сообщил об этом настоятелю монастыря и старейшине города. Собор священников и многочисленные горожане, сошедшиеся к реке, увидели три креста и вериги, "яко древо в водах волжских плавающие".

С благоговением и молитвами перенесены были вериги в обитель великомученика Никиты и положены на гроб преподобного Никиты. При этом произошли исцеления.

Обретение мощей

Около 1420-1425 гг. святитель Фотий, митрополит Московский, благословил открыть мощи святого Никиты. Игумен монастыря с братией совершил молебен, затем открыли бересту, которой было обернуто нетленное тело, но вдруг могила закрылась землей и мощи остались под спудом. В 1511-1522 гг. был воздвигнут придел во имя преподобного Никиты. Над мощами была устроена серебряная, чеканной работы, рака. В XIX веке протоиерей А. Свирелин составил акафист святому.

Повторно мощи были обретены летом 2001 г. при археологических раскопках, в разрушенном соборе монастыря.

Сейчас они почивают в раке возле алтаря в Благовещенском храме. Тут же висит часть его железных вериг - крест (раза в два-три больше священнического) и два креста поменьше, скрепленные цепью.

Сей преподобный отец наш родился и получил воспитание в городе Переяславле Залесском. С молодых лет он отличался жестоким и обидчивым характером, устраивал возмущения и причинял людям много зла, привлекая их к суду и производя грабежи. Таких же, подобных себе, он имел и друзей. Однажды, окончив свои занятия, он во время вечернего богослужения пришел в церковь и услышал следующие прочтенные там слова пророка Исаии: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло» (Ис.I:16), и проч. От этих слов он тотчас же пришел в ужас и, возвратившись домой, всю ночь провел без сна, размышляя об этих словах. На другой день по своей привычке он отправился к друзьям своим, развеселился в их обществе и просил их обедать у него в этот день. После сего он пошел на рынок купить провизии и, принесши ее домой, велел жене, чтобы она приготовила обед. И когда жена стала мыть мясо, то заметила, что из него необычно течёт кровь, а потом, когда она положила его в горшок и стала варить, то увидела, что в горшке пенится кровь и выплывает на поверхность то человечья голова, то рука, то ступни ног. От этого она пришла в ужас и рассказала мужу. Когда же он пришел и сам увидел то, о чем рассказала ему жена, то на долгое время его объял ужас, а потом, пришедши в себя, он с глубоким сердечным вздохом сказал:

Увы мне! много я согрешил.

После этих слов, молясь и заливаясь слезами, он вышел из дома и, отшедши на одно поприще от города, пришел в монастырь святого великомученика Никиты. Здесь он упал к ногам игумена сего монастыря и сказал:

Спаси погибающую душу.

Изумленный такою необыкновенною переменою Никиты, игумен сказал ему на это:

Испытай себя: пробудь три дня у монастырских ворот, плачь и исповедуй грехи свои пред всеми, кто будет входит в монастырь и выходить из него.

Никита так и сделал. Три дня он плакал и молился, исповедуя пред всеми грехи свои. После сего он увидел вблизи монастыря болотистое место, поросшее тростником, и множество летающих над ним мошек и комаров. Он пришел к этому месту снял с себя одежду и, вошедши совершенно нагим в болото, сел в тростник и стал молиться Богу. По прошествии трех дней игумен послал инока посмотреть, что делает Никита. Инок пришел и, не найдя его у монастырских ворот, после недолгих поисков нашел его лежащим в тростнике. Мошки и комары огромным облаком кружились над ним. Вернувшись в монастырь, инок рассказал об этом игумену. Тогда игумен вместе с братиею монастыря пришел к Никите и, увидев его в таком положении, что и тела его нельзя было разглядеть (так обильно текла из него кровь) сказал ему:

Сын мой! что это ты делаешь с собою!

Никита же ничего другого не отвечал, а только говорил игумену:

Отец! спаси погибающую душу.

После сего игумен ввел его в монастырь, постриг в иночество и поместил в тесную келлию, где он стал пребывать в постоянных молитвах и посте, проводя без сна дни и ночи. В это время злокозненный враг стал наводить на него страх различными видениями, но он ограждал себя от этих видений крестным знамением, призывая на помощь святого великомученика Никиту, и никому об этом не говорил. Вскоре Никита устроил себе близ церкви столп и выкопал узкую тропинку под церковную стену, которою и приходил в церковь на молитву. За такие подвиги он получил от Бога дар чудотворений, так как многие, одержимые различными недугами, приходя к нему, получали от него исцеление.

В это время благоверный князь черниговский Михаил заболел недугом расслабления. Услышав о святом Никите, он велел боярам своим свезти себя в город Переяславль к преподобному для исцеления. Когда он был уже в пути, то встретил его демон в образе монаха и сказал о себе, что он из того же монастыря, где подвизался и святой Никита. Князь спросил его о преподобном, и демон сказал, что он - обманщик. Это сильно опечалило князя. Через несколько времени тот же демон уже в другом образе снова встретил князя на пути и сказал ему:

Напрасно ты, князь, утруждаешь себя, совершая такой длинный путь.

Когда же князь подошел на расстояние одного поприща к монастырю, где пребывал преподобный, то повелел поставить себе шатёр, чтобы отдохнуть от пути, и послал в монастырь одного из своих бояр известить преподобного о своем прибытии. Тогда тот же демон встретил посланного в образе слепого на один глаз монаха с лопатою в руках и сообщил ему, что преподобный умер и что он уже похоронил его.

Поняв обман, боярин возбранил демону молитвою святого, и демон остался совершенно недвижимым на том месте, где стоял. Боярин тогда пришел к столпу святого Никиты и сообщил ему о прибытии князя и о тяжком недуге его, после чего святой послал князю жезл свой. Благоверный князь Михаил взял этот жезл в руку свою и стал на ноги совершенно здоровым, так что пришел пешком к столпу преподобного, принял от него благословение и рассказал ему всё о демонском искушении, случившемся с ним во время путешествия. Тогда преподобный возбранил демону именем Божиим и повелел ему явно пред всеми в течение трех часов стоять неподвижно у своего столпа, после чего демон дал святому клятву никогда более не делать зла людям и немедленно исчез. Получив исцеление, благоверный князь Михаил усердно возблагодарил Бога и святого старца и, дав богатый дар монастырю, возвратился в свой город.

Так святой отец наш Никита, пребывая в столпе своем и вознося постоянные молитвы Богу, подавал исцеление всем, кто приходил к нему для получения врачевства от недугов.

В одну ночь пришли к преподобному некоторые из его родственников, с просьбою помолиться за них и, увидев на нем тяжелые вериги, которые от долгого трения о тело вычистились и блестели, подумали, что они серебряные. Омраченные диавольским наущением, они задумали убить святого и, пришедши к столпу, разобрали бывший на нем покров, вошли в него и насильственно разлучили душу святого от тела его.

Взяв затем вериги, они завернули их в грубую холстину и убежали. Перед утренним богослужением параэкклисиарх по обычаю пришел к столпу святого, чтобы получить от него благословение, и, увидев, что покров столпа разобран, пошел к игумену и сообщил ему об этом. Тогда пришли к столпу и нашли тело преподобного еще тёплым, при чем от него исходило благоухание. Благоговейно взяв его из столпа, с каждением и пением псалмов торжественно похоронили его у церкви святого мученика Никиты с правой стороны вблизи алтаря. При этом все недужные, какие случились в то время, получили исцеление.

Нечестивые же убийцы преподобного, думая, что они приобрели драгоценное сокровище, продолжали бежать и скоро достигли реки Волги. Тут они развернули холстину и, увидев, что три честные креста и тяжелые вериги - железные, что от долгого трения они вычистились и от того блестели, бросили их в реку у города Ярославля близ монастыря святого Апостола Петра. В первую же ночь после этого один инок этого монастыря, по имени Симеон, увидел на том месте недалеко от берега три ярко светящиеся столпа. Они поднимались от земли к небу и испускали лучи света. Инок рассказал об этом архимандриту своего монастыря, а тот сообщил начальнику города и, сопровождаемые множеством народа, они отправились на это место и нашли честные вериги преподобного, которые подобно сухому дереву чудесно плавали поверх воды. Благоговейно взяв их, с пением псалмов понесли в город и, встретив на пути хромого, который ползал на ногах по земле, осенили его крестами, бывшими на веригах, после чего укрепились ступни ног и колени его, и он стал на ноги, совершенно здоровый. Кроме сего много других больных, страдавших различными недугами, получили исцеление от вериг преподобного. Спустя некоторое время преподобный Никита явился вышеупомянутому иноку Симеону и сказал ему:

Пусть сей честной знак моих подвигов в скором времени перенесен будет отсюда и положен на гробе моем.

После сего вериги преподобного с почестями были перенесены из города Ярославля в город Переяславль и положены на честном гробе его. Всем, приходящим с верою, они подают многие исцеления во славу Христа Бога.

Тропарь преподобного Никиты

Православным смыслом юношеская возжеления возненавидев/ и доблественныя нравы восприим, врага победил еси,/ и во благоразумии Богу угодил еси,/ и свыше от Него прием дар чудес,/ бесы прогоняти, недуги исцеляти,/ Никито преславне,// моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Никиты

Христа ради от твоих рабов нуждную смерть претерпел еси/ и венец нетления от Него восприял еси,/ приходящим же с верою от честнаго твоего гроба подаеши цельбы,/ о Никито преподобне,// молитвинниче о душах наших.

Текущая страница: 1 (всего у книги 21 страниц) [доступный отрывок для чтения: 14 страниц]

Патриарх Кирилл
Мысли на каждый день года

Patriarch Kirill

In His Own Words



St Vladimir"s Seminary Press

Yonkers, NY 10707



© Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2017

© ИД «Познание», 2017

© St Vladimir"s Seminary Press (english edition), 2017

Предисловие митрополита Волоколамского Илариона

Настоящая книга, в которую вошли мысли Святейшего Патриарха Кирилла, распределенные по 366 дням календарного года, стала плодом многолетнего и тесного сотрудничества Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке (США) и выходит одновременно на русском и английском языках.

Для Общецерковной аспирантуры и докторантуры Патриарх Кирилл – не просто Предстоятель Русской Православной Церкви. Он еще и фактический основатель этого учебного заведения, так как оно было создано по его инициативе на первом же заседании Священного Синода после его избрания на Патриарший престол. На протяжении вот уже семи с половиной лет Святейший Патриарх внимательно и с любовью следит за жизнью своего детища. Под его председательством проходят заседания Наблюдательного совета Аспирантуры. Сегодня Общецерковная аспирантуры и докторантура – это не только ведущее учебное заведение Русской Православной Церкви, но и один из главных центров ее богословской науки. Ее миссия состоит в том, чтобы включить русское богословие в международный богословский контекст.

У англоязычного издания этой книги есть определенная цель. В России и ряде других стран канонической ответственности Русской Православной Церкви голос ее Предстоятеля хорошо слышен, богослужения с его участием транслируются на центральных телеканалах, его статьи и интервью публикуются в ведущих журналах и газетах, а его книги выдерживают одно издание за другим. У американского читателя гораздо меньше возможностей услышать живой голос Предстоятеля Русской Церкви, не преломленный через призму журналистского взгляда, нередко политизированного и необъективного.

Англоязычное издание этой книги дает возможность живому голосу Патриарха Кирилла прозвучать на английском языке для всех американских читателей, готовых его услышать. И особенно важно, что ее подготовку и публикацию взяло на себя издательство Свято-Владимирской православной семинарии. Семинария в свое время восприняла лучшие традиции русского богословия, а ее издания на сегодня остаются одним из главных источников, знакомящих американского читателя с миром Православия.

В основу книги положены тщательно подобранные фрагменты проповедей, научных статей, докладов, выступлений, книг, интервью Патриарха Кирилла, охватывающие более 35 лет его пастырского служения и богословского творчества – с 1980 по 2016 год. На страницах этой книги читатель познакомится с Патриархом Кириллом как пастырем Церкви Христовой, как мыслителем, обращающимся к актуальным вопросам современности, как человеком, обладающим глубоким духовным опытом и уникальной харизмой проповедника.

В одном из своих интервью Патриарх Кирилл подчеркивает, что главное дело его жизни – служение Богу, а в центре этого служения – совершение Божественной литургии. Важное место в этой книге также занимают выдержки из его проповедей, произнесенных за богослужением. Именно в них наиболее выразительно звучит его живой голос, чувствуется пульсация его богословской мысли. В своих проповедях Патриарх обращается к современному человеку, пытается перевести на понятный ему язык вечные евангельские истины, ту правду Божию, которая остается неизменной вне зависимости от текучих обстоятельств мира сего. Патриарх размышляет о следовании за Христом, о служении ближним как о подлинном выражении веры человека, о преображающей силе христианства.

Еще одна важная для Патриарха Кирилла тема – это христианская миссия. Нести благую весть о спасении, принесенном Христом, естественно для верующего человека, и сам Патриарх Кирилл считает именно миссионерское служение главным девизом всей своей деятельности.

В эту книгу вошли яркие цитаты из главного личного миссионерского проекта Патриарха Кирилла – авторской телепередачи «Слово пастыря», которая более 20 лет регулярно выходит на первом канале российского телевидения. Благодаря этой программе многие люди после десятилетий государственного атеизма впервые услышали о вере и сделали свои первые шаги навстречу Богу.

Читатель этой книги познакомится с Патриархом Кириллом как мыслителем в первую очередь на материалах, выбранных из его научных публикаций, докладов и выступлений, посвященных общецерковному осмыслению проблем современного общества и взаимоотношения свободы и ответственности. Труды Патриарха Кирилла в этой области сделали возможным появление двух важнейших документов Русской Православной Церкви, до сих пор не имеющих аналогов во всем православном мире: «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000 год) и «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (2008 год). Каким должно быть отношение Православной Церкви к государству и власти? Что является критерием подлинного творчества? Может ли Церковь признать свободу без нравственной ответственности? Ответы на эти и другие вопросы, которые сегодня волнуют верующих по всему миру, читатель найдет на страницах этой книги.

Важные штрихи к образу Патриарха Кирилла добавляют цитаты из его автобиографических выступлений. Он родился и вырос в стране, в которой вера в Бога была фактически под запретом. Тем не менее даже в условиях советской атеистической школы он сохранял верность христианским истинам. Мужество и бескомпромиссность в вопросах защиты православной верыотличительная черта Патриарха Кирилла. В этом смысле он является достойным продолжателем своего деда – священника Василия Гундяева, который около 30 лет провел в заключении за веру, и своего учителя – митрополита Никодима (Ротова), самоотверженными трудами которого Русская Церковь смогла выстоять во время гонений 1960-х годов. Воспоминания об этих людях, а также размышления Патриарха о его собственном пути к Богу и церковном служении читатель найдет в этой книге.

Обозначенные темы не исчерпывают содержания книги и только намечают ее главные идеи. Как Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл в первую очередь заботится о своей Церкви и о своей пастве, ищет ответы на вопросы, актуальные для верующих России и ближнего зарубежья. Но его также волнует то, что происходит сегодня в странах Европейского Союза, в Америке, на Ближнем Востоке. Количество затрагиваемых им тем широко. Однако, открывая эту книгу, читатель не должен забывать, что в основе всей многообразной деятельности Патриарха Кирилла лежит принцип, который сам он считает основополагающим: служение Богу и Церкви во всем и без остатка. Это тот ключ, с которым следует приступить к настоящей книге.

Издательский коллектив, работавший над книгой, включая сотрудников Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке, сердечно поздравляет Святейшего Патриарха Кирилла с 70-летием и молит Господа, чтобы Он сохранил его на многая и благая лета!


Иларион, митрополит Волоколамский,

ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры,

председатель Синодальной Библейско-богословской комиссии

Предисловие протоиерея Чада Хатфилда

Эта книга выходит одновременно в США и России как совместный проект Издательства Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке и Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Москве. Это издание подтверждает крепкие дружеские узы, связывающие эти две православные богословские школы, и приурочено к юбилейным торжествам в честь Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Ни одному современному христианскому лидеру не доводилось соучаствовать, а затем и стоять во главе столь значительного возрождения Православия, как нынешнему Патриарху, в новой, постсоветской России.

Начиная с празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году Русская Православная Церковь вышла из подполья, и движение это было необратимо. Настало время невероятного возрождения русского Православия после советских гонений, возрождения духовного и зримого. В то время будущий Патриарх возглавлял Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. На долю Патриарха Кирилла, известного своей красноречивой апологетикой Евангелия и блестящей церковной дипломатией, выпала великая задача учительства и наставления после семидесяти лет коммунистического режима. Необходимо было восстанавливать соборы, храмы, монастыри, выстраивать административную структуру крупнейшей Православной Церкви в мире. Эти труды продолжаются и сейчас, когда Его Святейшество отмечает свое семидесятилетие.

Эта история во многом остается недооцененной на христианском западе. Фигура Патриарха до сих пор рассматривается через призму геополитики, замутненную образами холодной войны. Английское издание этой книги дает возможность американскому читателю встретиться с Патриархом Кириллом непосредственно и судить о нем из его собственных слов.

Издание содержит 366 цитат или размышлений на каждый день года. Слова эти позаимствованы из проповедей, обращений, пастырских посланий, в которых проглядывает глубокая вера во Христа и любовь к Его Церкви; это слова архиерея, слова пастыря, вдохновенно и без прикрас обращенные к пастве. На этих страницах духовный отец русского православного народа предстает перед нами в новом свете.

Англоязычное издание – дань нашей благодарности Патриарху Кириллу за его пастырское руководство и за его голос. Хотел бы поблагодарить Его Высокопреосвященство митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, а также Андрея Гусева, выпускника Свято-Владимирской семинарии, который работал вместе со мной над составлением этой книги с командой переводчиков: отцом Христофором Хиллом, Зинаидой Носовой и Анной Колесниковой. Джинни Ньюесма провела большую работу по форматированию англоязычной версии книги сообразно стандартам издательства SVS Press и отмечала, как душеполезно было читать эти отрывки. Выражаю огромную признательность и коллективу Издательства Свято-Владимирской семинарии за их неустанный труд, в результате которого в серии «Orthodox Profiles» появилась еще одна книга. И наконец, благодарю Бронсона и Кэтлин Иден за их щедрую поддержку, которая сделала возможной публикацию англоязычного издания.

Публикация русской версии книги была бы невозможна без трудов сотрудников Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Выход этой книги ежедневных размышлений одновременно на английском и на русском языках – еще одно подтверждение единства веры, которое связывает нас друг с другом во Христе Иисусе. Кроме того, это свидетельство влияния, которое Его Святейшество имеет на православных христиан всего мира, ободряя и поддерживая как чад Русской Православной Церкви, так и англоязычные православные общины по всему миру.


Протоиерей Чад Хатфилд,

редактор серии «Orthodox Profiles»,

исполнительный директор Свято-Владимирской православной семинарии, г. Йонкерс, штат Нью-Йорк, США

Взгляд Патриарха

Радость и благодарение

1. Очень важным является умение радоваться и благодарить Бога. Христианство – это не безрадостная и не скорбящая религия. Это не система табу, которая зажимает человека и мешает ему жить. Христианство дает огромную энергию, оно действительно раскрепощает человеческий дух, поднимает человека над сиюминутными обстоятельствами времени, открывает грандиозную перспективу… И это состояние радости и благодарения Богу проистекает от доверия Господу. Недаром самое главное Таинство Церкви – Евхаристия – в переводе означает благодарение. Мы собираемся все вместе как Церковь, чтобы благодарить Бога, потому что слова «спасибо», «благодарю» являются самыми правильными словами, которые человек обращает к Богу.


– Выступление на открытии Международного съезда православной молодежи в Москве (18 декабря 2014 года)

«Только от нас зависит состояние наших сердец»

2. Мир спасается любовью к ближним и дальним, любовью, у которой нет врагов и нет преград. Никакая, даже самая разумная общественная система не способна сделать людей счастливыми и исключить страдание из их жизни. Но даже самые тяжкие страдания и несовершенство общественных отношений могут исцеляться любовью и теплотой, идущими от человеческих сердец. Сказанное может показаться недостижимым идеалом.

И тем не менее в этом идеале есть нечто совершенно конкретное: его осуществление зависит не от кого-то, кто вершит политику, а от каждого из нас. Мы имеем власть над самими собой, от нас и только от нас зависит состояние наших сердец.

И сегодня, как, может быть, никогда ранее, личное духовное совершенство приобретает значение огромной общественной ценности. Сердце, исполненное любви, сострадания, милосердия, способно растопить лед в человеческих отношениях, искоренить из этих отношений злобу, зависть, недоброжелательность и наполнить их светом, добром и правдой. Христос не только на словах сообщил нам эту истину, но явил ее всем подвигом Своей жизни.


«Господь открыт к нашей молитве и покаянию»

3. Мы должны помнить, что Господь не поставил между Собой и нами Херувима с огненным мечом, напротив, Он открыт к нашей молитве и покаянию и дверь к Нему не бывает затворена. Он всегда рядом с нами и терпеливо ожидает нашего желания и, конечно, усилий идти навстречу Ему. Адам хотел бы возвращения в рай и примирения с Отцом Небесным, но это было невозможно; нам же в отличие от согрешившего праотца во всякий час возможно возобновление связи с Богом, ибо Он всегда готов принять наше покаяние и в ответ даровать отеческое прощение.


Побеждая гордость

4. Многие из отцов дают замечательные советы, как следует свою самость взять под контроль, чтобы она не мешала, по крайней мере, разбираться с самим собой. Тем более, чтобы она не мешала предпринимать усилия по врачеванию внутренних болезней.

Симеон Новый Богослов, византийский отец Церкви, также размышляя на эту тему, говорит о том, что мы должны поставлять себя в ситуацию, когда можем понять, что с нами происходит. И он предлагает с особым вниманием относиться к тому, что внутри нас происходит, когда нас обижают люди, когда на нас клевещут, злословят, когда о нас несправедливо судят.

То, что в этот момент происходит в нашей душе, невозможно скрыть, приукрасить и невозможно не увидеть, какими бы мутными не были те самые очки, через которые мы смотрим внутрь себя. Потому что на такого рода раздражитель мы чаще всего реагируем всеми своими внутренними силами. Эту реакцию мы и должны замерять и по ней судить о состоянии своей души, выносить диагноз, определять степень нашей болезни.

Но, наверное, никаких собственных сил человека никогда не хватило бы, чтобы одержать победу над самим собой. Ведь ради этой победы Господь в мир пришел. Он стал одним из нас, Он Себя соединил с каждым из нас через единую человеческую природу. А тем, кто стал Его учениками, кто пошел за Ним, кто стал членом Его Церкви, Он дает особые силы – Свою благодать, способную споспешествовать нам в нашей нелегкой брани с самими собой.


Ценить ближнего

5. Кротость есть осознание ценности других людей. Человек, поставляющий себя в центр бытия, не может быть кротким, а значит, он не принимает других людей, он считает их ниже себя, слабее себя. А ведь на этом мироощущении основываются все беды, которые сотрясают человеческое общество. Кротость есть признание того, что все люди – дети Божии, что у каждого свой талант, своя красота, свой духовный мир. Кроткий человек не топчет мир своего ближнего ногами, но бережно относится к нему, а значит, вокруг кроткого всегда собираются люди.

Когда кроткий человек созидает семью, он наполняет ее духовной силой, любовью, взаимным уважением. Кроткий, смиренный сердцем человек видит ценность других людей, и, даже находясь во власти, он помогает другим проявлять свои таланты – не боясь конкуренции, а предавая себя в руки Божии и уважая силу другого человека.


Смысл и значение жизни человека

6. Библейское повествование о творении свидетельствует о том, что Бог сотворил мир незавершенным и предназначил человека возделывать и хранить его (ср.: Быт. 2, 15), соучаствуя с Ним, Творцом, в совершенствовании и завершении творения. Иными словами, человек призван не только к личному совершенству, но и к совершенствованию окружающего его мира, к тому, чтобы стать соработником Бога. Безграничное совершенствование человеческой личности, участие в совершенствовании творения, соработничество Богу – эти истины так возвышенны и велики, что кажутся далекими от сегодняшних проблем. И тем не менее именно эти истины составляют по воле Божией смысл и назначение человеческой жизни. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48), – призывает нас Слово Божие.


Целомудрие – условие возрастания человеческой личности

7. В чем заключается Божия правда о человеке? Она заключается в призыве к внутренней целостности, которая достигается путем отделения добра от зла, так, чтобы добро пленяло наше сердце, волю и покоряло ум, а зло исторгалось из жизни. Внутренняя целостность человеческой личности, которая на языке Церкви называется целомудрием, является непременным условием ее умственного, нравственного и духовного возрастания.

Но то, что справедливо для личности, справедливо и для семьи, и для общества. Единство семьи невозможно без целомудрия супругов. Если в семейной жизни правда смешана с ложью, если добро соседствует со злом, то такая семья, потеряв целомудрие, а значит, и внутреннюю целостность, не выдержит испытания временем. Ибо, по евангельскому слову, если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот (ср.: Мк. 3, 25).


Свобода и нравственность

8. Возведение прав и свобод человека в идеал и абсолютную ценность привело к вытеснению религии из публичного пространства, отказу от норм нравственности и традиционной морали. Между тем человеческие права и свободы ценны и созидательны лишь в рамках религиозной системы координат, в рамках нравственной ответственности человека. Но если нравственность становится относительной, тогда свобода становится вседозволенностью, потому что только нравственность способна ограничивать и направлять к добру свободный выбор человека. Свобода не может рассматриваться в отрыве от ответственности человека перед Богом, окружающими людьми и самим собой, перед голосом своей совести. В равной степени и права не могут существовать без обязанностей, в том числе и нравственных, вытекающих из нравственной природы человека.


– Слово на церемонии вручения диплома почетного доктора Белградского университета (14 ноября 2014 года)

Побеждая уныние

9. Сильная вера, надежда на Господа испепеляет всякое уныние. Хотел бы посоветовать каждому: в момент, когда уныние вас будет посещать, скажите Господу простые слова: «На все воля Твоя – и горе, которым Ты меня посетил, и скорбь, и слабость моя душевная и телесная – Ты допустил все это, Господи. Помоги мне силой Твоей выйти из этого состояния».

И обратитесь с искренней, сердечной молитвой ко Господу. Господь не бывает поругаем (ср.: Гал. 6, 7). В ответ на эту молитву человек, опускавшийся на колени в состоянии уныния и скорби, восстает преображенным. Иногда на это уходит некоторое время. Но нельзя терять веры в то, что все в руках Божиих – и наша жизнь, и наша смерть, и наше счастье, и наше горе. В этом сила верующего человека, который предает себя в руки Божии и через это обретает возможность стряхнуть с себя эту дремоту, порождаемую унынием, и работать как над самим собой, так и над решением тех проблем, которые могут быть причинами нашего уныния.


Настоящая книга, в которую вошли мысли Святейшего Патриарха Кирилла, распределенные по 366 дням календарного года, стала плодом многолетнего и тесного сотрудничества Общецерковной̆ аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке (США) и выходит одновременно на русском и английском языках.

Для Общецерковной аспирантуры и докторантуры Патриарх Кирилл — не просто Предстоятель Русской Православной Церкви. Он еще и фактический основатель этого учебного заведения, так как оно было создано по его инициативе на первом же заседании Священного Синода после его избрания на Патриарший престол. На протяжении вот уже семи с половиной лет Святейший Патриарх внимательно и с любовью следит за жизнью своего детища. Под его председательством проходят заседания Наблюдательного совета Аспирантуры. Сегодня Общецерковная аспирантуры и докторантура — это не только ведущее учебное заведение Русской Православной Церкви, но и один из главных центров ее богословской науки. Ее миссия состоит в том, чтобы включить русское богословие в международный богословский контекст.

У англоязычного издания этой книги есть определенная цель. В России и ряде других стран канонической ответственности Русской Православной Церкви голос ее Предстоятеля хорошо слышен, богослужения с его участием транслируются на центральных телеканалах, его статьи и интервью публикуются в ведущих журналах и газетах, а его книги выдерживают одно издание за другим. У американского читателя гораздо меньше возможностей услышать живой голос Предстоятеля Русской Церкви, не преломленный через призму журналистского взгляда, нередко политизированного и необъективного.

Англоязычное издание этой книги дает возможность живому голосу Патриарха Кирилла прозвучать на английском языке для всех американских читателей, готовых его услышать. И особенно важно, что ее подготовку и публикацию взяло на себя издательство Свято-Владимирской православной семинарии. Семинария в свое время восприняла лучшие традиции русского богословия, а ее издания на сегодня остаются одним из главных источников, знакомящих американского читателя с миром Православия.

В основу книги положены тщательно подобранные фрагменты проповедей, научных статей, докладов, выступлений, книг, интервью Патриарха Кирилла, охватывающие более 35 лет его пастырского служения и богословского творчества — с 1980 по 2016 год. На страницах этой книги читатель познакомится с Патриархом Кириллом как пастырем Церкви Христовой, как мыслителем, обращающимся к актуальным вопросам современности, как человеком, обладающим глубоким духовным опытом и уникальной харизмой проповедника.

В одном из своих интервью Патриарх Кирилл подчеркивает, что главное дело его жизни — служение Богу, а в центре этого служения — совершение Божественной литургии. Важное место в этой книге также занимают выдержки из его проповедей, произнесенных за богослужением. Именно в них наиболее выразительно звучит его живой голос, чувствуется пульсация его богословской мысли. В своих проповедях Патриарх обращается к современному человеку, пытается перевести на понятный ему язык вечные евангельские истины, ту правду Божию, которая остается неизменной вне зависимости от текучих обстоятельств мира сего. Патриарх размышляет о следовании за Христом, о служении ближним как о подлинном выражении веры человека, о преображающей силе христианства.

Еще одна важная для Патриарха Кирилла тема — это христианская миссия. Нести благую весть о спасении, принесенном Христом, естественно для верующего человека, и сам Патриарх Кирилл считает именно миссионерское служение главным девизом всей своей деятельности.

В эту книгу вошли яркие цитаты из главного личного миссионерского проекта Патриарха Кирилла — авторской телепередачи «Слово пастыря», которая более 20 лет регулярно выходит на первом канале российского телевидения. Благодаря этой программе многие люди после десятилетий государственного атеизма впервые услышали о вере и сделали свои первые шаги навстречу Богу.

Читатель этой книги познакомится с Патриархом Кириллом как мыслителем в первую очередь на материалах, выбранных из его научных публикаций, докладов и выступлений, посвященных общецерковному осмыслению проблем современного общества и взаимоотношения свободы и ответственности. Труды Патриарха Кирилла в этой области сделали возможным появление двух важнейших документов Русской Православной Церкви, до сих пор не имеющих аналогов во всем православном мире: «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000 год) и «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (2008 год). Каким должно быть отношение Православной Церкви к государству и власти? Что является критерием подлинного творчества? Может ли Церковь признать свободу без нравственной ответственности? Ответы на эти и другие вопросы, которые сегодня волнуют верующих по всему миру, читатель найдет на страницах этой книги.

Важные штрихи к образу Патриарха Кирилла добавляют цитаты из его автобиографических выступлений. Он родился и вырос в стране, в которой вера в Бога была фактически под запретом. Тем не менее даже в условиях советской атеистической школы он сохранял верность христианским истинам. Мужество и бескомпромиссность в вопросах защиты православной веры — отличительная черта Патриарха Кирилла. В этом смысле он является достойным продолжателем своего деда — священника Василия Гундяева, который около 30 лет провел в заключении за веру, и своего учителя — митрополита Никодима (Ротова), самоотверженными трудами которого Русская Церковь смогла выстоять во время гонений 1960-х годов. Воспоминания об этих людях, а также размышления Патриарха о его собственном пути к Богу и церковном служении читатель найдет в этой книге.

Обозначенные темы не исчерпывают содержания книги и только намечают ее главные идеи. Как Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл в первую очередь заботится о своей Церкви и о своей пастве, ищет ответы на вопросы, актуальные для верующих России и ближнего зарубежья. Но его также волнует то, что происходит сегодня в странах Европейского Союза, в Америке, на Ближнем Востоке. Количество затрагиваемых им тем широко. Однако, открывая эту книгу, читатель не должен забывать, что в основе всей многообразной деятельности Патриарха Кирилла лежит принцип, который сам он считает основополагающим: служение Богу и Церкви во всем и без остатка. Это тот ключ, с которым следует приступить к настоящей книге.

Издательский коллектив, работавший над книгой, включая сотрудников Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке, сердечно поздравляет Святейшего Патриарха Кирилла с 70-летием и молит Господа, чтобы Он сохранил его на многая и благая лета!

+Иларион, митрополит Волоколамский,

ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры,

председатель Синодальной Библейско-богословской комиссии

Loading...Loading...