Что же такое истина. Так что же такое истина? Истина одна, но истина неоднозначна

1. ГЛАВНЫЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ МИРА

Сентябрь. Повышение учётной ставки ФРС США на 0,25%

5 Октября . В Атланте между 12 странами было подписано соглашение о создании Транстихоокеанского партнерства (ТТП).

Декабрь. Реформа МВФ фактически обеспечит группе БРИКС право вето. В совокупности сумма национальных квот стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) в капитале фонда составит лишь 14,7 %, тогда как блокирующий пакет должен превышать 15 %, однако на практике группа БРИКС будет иметь возможность привлечь на свою сторону страну или страны с небольшой долей в капитале, чтобы добрать необходимые 0,3 %. Это должно позволить блокировать при голосованиях решения, не выгодные растущим рынкам.

Январь-Декабрь. Падение мировых цен на нефть

КИТАЙ

Июнь. Начал работу Азиатский Банк Инфраструктурных Инвестиций (АБИИ- AIIB) со штаб-квартирой в Пекине , 57 стран подписали соглашение о создании банка. Россия получила в АБИИ 5,92 % голосов.

Июль. В Шанхае официально открылся Новый банк развития (НБР) БРИКС .

Октябрь. Начала работу китайская система международных платежей (CIPS ), которая даст возможность зарубежным участникам рынка вести расчеты в юанях напрямую с китайскими партнерами.

Октября 2015 года - п о данные международной платежной системы SWIFT: за первые 8 месяцев 2015 года юань впервые стал основной валютой в расчётах Китая со своими ближайшими соседями по Азиатско-Тихоокеанскому региону .

Октябрь. Визит председателя КНР Си Цзиньпина в Великобританию.

Ноябрь. МВФ включил китайский юань в список резервных валют (SDR). Кроме юаня в SDR входят доллар, евро, фунт и йена.

Август. Ядерный взрыв в портовом китайском городе Тяньтзинь.

Июль-Август. Атака на фондовый рынок Китая. Китайский рынок потерял порядка 4 трл. долларов.

Октябрь. Эсминец США в Южно-Китайском море около спорных островов.

2. ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ МИРА

Январь-Февраль . Обострение войны на Украине: «Дебальцевский Котеёл».

Февраль . Заключения Вторых Минских соглашений.

Апрель-Июль. Начало миграционного кризиса в Европе.

Июль. Долговой кризис в Греции.

28 Сентября. Выступление Президента России Владимира Путина на юбилейной 70-й Генассамблее ООН.

24 Ноября. У границы с Турцией был сбит Российский бомбардировщик Су-24

Январь-Декабрь. Начало предвыборный гонки за пост Президента США.

Январь-Декабрь . Снижение добычи сланцевой нефти.

Апрель. Беспорядки в Балтиморе (Волнения на расовой почве и полицейский беспредел).

Июнь. Верховный суд США легализовал регистрацию однополых браков на всей территории страны (дискриминация по половой ориентации).

Июль. Запрет публичной демонстрации флага Конфедерации Штатов Америки (КША).

Июль-Сентябрь. Масштабные учения МЧС и полиции и армии «Нефритовый Шлем» (JADE HELM) на территории южных штатов.

АРАБСКИЕ МОНАРХИИ

Январь-Декабрь . Война Саудовской Аравии и союзников против Йемена.

11 Сентября . В результате падения крана на мечеть в Мекке погибло более сотни человек.

Сентябрь. Во время Хаджа в давке погибло более 700 человек.

Декабрь. Казнь шиитского проповедника в Саудовской Аравии.

ТУРЦИЯ

Июнь-Ноябрь . Двойные выборы в парламент Турции.

Декабрь . Массовые столкновения силовиков с Курдами на Юго-Востоке Турции

ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ В РОССИИ

1. СУВЕРЕНИТЕТ

Июль . Президент подписал закон о запрете госзакупок в офшорах, введено понятие «контролируемой иностранной компании»

Июль . Конституционный суд Российской Федерации объявил верховенство Конституции над решениями ЕСПЧ.

Июль. Генпрокуратура РФ признала американский Национальный фонд демократии «нежелательной организацией» (NED стал первой организацией, чья деятельность признана нежелательной в России согласно подписанному 23 мая закону).

Сентябрь. Впервые с 1991 года в основу преподаваемого в школах курса истории положена единая концепция

Сентябрь. Председатель Правительства ограничил максимальную цену на автомобили, гаджеты и другие товары, закупаемые из бюджетных средств для нужд чиновников.

Октябрь. Владимир Путин подписал закон о возрождении норм ГТО

Октябрь. Путин образовал Российское движение школьников.

Ноябрь. Председатель правительства обязал госорганы закупать отечественное программное обеспечение, вошедшее в специальный список. Покупка иностранного ПО разрешена только в случае отсутствия российских аналогов.

Ноябрь. Президент подписал закон о перечислении 90 % итоговой прибыли Центробанка РФ в бюджет России

Декабрь. Владимир Путин подписал закон, разрешающий Конституционному суду игнорировать решения ЕСПЧ и других международных судов.

Декабрь. На монетах появится изображение герба РФ

2. ФИНАНСЫ

Декабрь. Началась эмиссия карт российской национальной платежной системы (РНПС)«Мир»

Декабрь . Начало работу российское рейтинговое агентство - Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА).

Декабрь. В России вступают в силу новые правила обмена валют свыше 15 тысяч рублей для противодействия отмыванию доходов.

Ноябрь. Россия начала тестировать независимые от Brent торги нефтью, которые будут вестись за рубли на основе нового эталонного сорта нефти российских компаний - это должно повысить стоимость российской нефти и отвязать её от котировок Brent.

Январь-Декабрь . Центральный банк отозвал лицензий у 93 банков и не банковских организаций.

Декабрь. Дефолт Украине по долгу в 3 млрд. долларов перед Россией

3. БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ

Март . Арестован губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин.

Сентябрь . Арестован губернатор республики Коми Вячеслав Гайзер

Сентябрь . Арестован экс-глава республики Карелия Андрей Нелидов.

Ноябрь. Суд приговорил экс-губернатора Брянской области Николая Денина к 4 годам и штрафу в 21,8 миллиона рублей.

Декабрь . Вынесен приговор эекс-меру Махачкалы Саиду Амирову. Пожизненно.

4. ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ

Январь-Декабрь . Активное освоение Арктики.

Январь. Вступило в силу соглашение о создании Евразийского экономического союза.

Февраль. В центре Москвы был убит известный российский оппозиционер Борис Немцов

Май. Президенты России, Белоруссии, Казахстана и Армении подписали документы о присоединении Киргизии к Договору о ЕАЭС.

Май. Москве в честь 70-летия Победы прошёл крупнейший в истории парад на Красной площади, в котором впервые приняли участие ВС Китая и Индии,были продемонстрированы бронемашины «Армата» и МБР «Ярс»

Понятие истины - сложно и противоречиво. У разных философов, в разных религиях оно свое. Первое определение истины дал Аристотель, и оно стало общепринятым: истина - это единство мышления и бытия. Расшифрую: если ты о чем-то думаешь, и твои мысли соответствуют действительности, то это истина.

В повседневной жизни истина - это синоним правды. «Истина в вине», - говорил Плиний Старший, подразумевая, что под влиянием определенного количества вина человек начинает говорить правду. На самом деле эти понятия несколько различаются. Истина и правда - обе отражают реальность, но истина - это больше логическое понятие, а правда - чувственное. Сейчас наступает момент гордости за наш родной русский язык. В большинстве европейских стран эти два понятия не различают, у них это одно слово («truth», «vérité», «wahrheit»). Откроем Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля: «Истина - … все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть; … правда: правдивость, справедливость, правосудие, правота». Итак, можно сделать вывод, что правда - это нравственно ценная истина («Мы победим, с нами правда»).

Теории истины.

Как уже говорилось, теорий множество, в зависимости от философских школ и религий. Рассмотрим основные теории истины :

  1. Эмпирическая : истина - это все знание, основанное на накопленном опыте человечества. Автор - Френсис Бэкон.
  2. Сенсуалистическая (Юм): истину можно познать только сенситивно, ощущением, восприятием, созерцанием.
  3. Рационалистическая (Декарт): вся истина уже заключена в разуме человека, откуда ее надо извлекать.
  4. Агностическая (Кант): истина неопознаваема сама по себе («вещь в себе»).
  5. Скептическая (Монтень): ничто не истинно, человек не способен на получение сколько-нибудь достоверных знаний о мире.

Критерии истины.

Критерии истины - это те параметры, которые помогают отличить истину от лжи или заблуждения.

  1. Соответствие логическим законам.
  2. Соответствие ранее открытым и доказанным законам и теоремам наук.
  3. Простота, общедоступность формулировки.
  4. Соответствие фундаментальным законам и аксиомам.
  5. Парадоксальность.
  6. Практика.

В современном мире практика (как совокупность накопленного поколениями опыта, результаты различных экспериментов и результаты материального производства) - первый по значимости критерий истины.

Виды истины.

Виды истины - классификация, изобретенная некоторыми авторами школьных учебников по философии, основанная на их желании все классифицировать, разложить по полочкам и сделать общедоступным. Это мое личное, субъективное мнение, появившееся после изучения множества источников. Истина одна. Разбивать на виды ее - глупо, и противоречит теории любой философской школы или религиозного учения. Однако у истины есть разные аспекты (то, что некоторые рассматривают как «виды»). Вот их и рассмотрим.

Аспекты истины.

Открываем практически любой сайт-шпаргалку, созданный для помощи сдачи ЕГЭ по философии, обществознанию в разделе «Истина», и что мы увидим? Выделятся три основных аспекта истины: объективная (та, что не зависит от человека), абсолютная (доказанная наукой , либо аксиома) и относительная (истина только с одной какой-либо стороны). Определения верны, но рассмотрение этих аспектов - крайне поверхностное. Если не сказать - дилетантское.

Я бы выделил (основываясь на идеях Канта и Декарта, философии и религии и т.д.) четыре аспекта. Эти аспекты следует разделить по двум категориям, не сбрасывать все в одну кучу. Итак:

  1. Критерии субъективности-объективности.

Объективная истина объективна по своей сути и не зависит от человека: Луна вращается вокруг Земли, и на этот факт мы не можем повлиять, но можем сделать объектом исследования.

Субъективная истина зависит от субъекта, то есть мы исследуем Луну и являемся субъектом, но если бы нас не было, то не было бы ни субъективной истины, ни объективной. Эта истина, напрямую зависящая от объективной.

Субъект и объект истины взаимосвязаны. Выходит, что субъективность и объективность - это грани одной и той же истины.

  1. Критерии абсолютности-относительности.

Абсолютная истина - истина, доказанная наукой и неподлежащая сомнению. Например, молекула состоит из атомов.

Относительная истина - то, что является истиной в определенный период истории или с определенной точки зрения. До конца XIX века атом считался наименьшей неделимой частью вещества, и это было истиной, пока ученые не открыли протоны, нейтроны и электроны. И в этот момент истина изменилась. А потом ученые открыли, что протоны и нейтроны состоят из кварков. Далее, думаю, можно не продолжать. Получается, что относительная истина какой-то период времени была абсолютной. Как убедили нас создатели «Секретных материалов», Истина где-то рядом. И все же где?

Приведу еще один пример. Увидев фотографию пирамиды Хеопса со спутника под определенным углом, можно утверждать, что это квадрат. А фото сделанное под определенным углом с поверхности Земли, убедит, что это треугольник. На самом же деле - это пирамида. Но с точки зрения двумерной геометрии (планиметрии), первые два утверждения - истина.

Таким образом, получается, что абсолютная и относительная истина так же взаимосвязаны, как и субъективная-объективная . Наконец-то, мы можем сделать вывод. У истины нет видов, она одна, но у нее есть аспекты, то есть то, что является истиной под разными углами рассмотрения.

Истина - сложное понятие, которое при этом остается единым и неделимым. И изучение, и осмысление этого термина на данном этапе человеком еще не завершено.

От угла взгляда зависит то, что мы увидим. Шестёрку или девятку. При чём в большинстве случаев наше мнение будет однозначным, если мы будем видеть цифру лишь с одной стороны. Более того, мы даже не предполагаем, что у одного и того же предмета может быть другое значение\название\признаки качества. Вы же, увидев 6, не задумываетесь над тем, что это может быть 9. Однако, когда мы владеем информацией о предмете, мы не удивляемся тому, что девятка может быть одновременно и шестёркой. Равно, как монета имеет «орла» и «решку» одновременно.

В чём суть истины?

Китайская притча о правоте

Как-то раз двое монахов гуляли по саду даосского монастыря. Вдруг один из них увидел на их пути ползущую по земле улитку. Второй монах, его духовный брат, по недосмотру чуть было не раздавил ее, но первый монах вовремя его остановил.

Он нагнулся и поднял животное. “Смотри, мы чуть не убили эту улитку. А ведь это животное представляет жизнь и через нее Дао, которому надо следовать. Эта улитка должна жить и продолжать циклы реинкарнации”. И он осторожно выпустил улитку в траву. “Глупец! - рассердился другой монах. - Спасая эту никчемную улитку, ты подвергаешь угрозе грядки с салатом, которые выращивает наш садовник. Ради спасения жизни какой-то улитки ты уничтожаешь труды одного из наших братьев”.

За их спором с любопытством наблюдал третий монах, который оказался поблизости. И поскольку они не могли прийти к согласию, первый монах предложил: “Давай обратимся с этим вопросом к нашему настоятелю, он мудрый, пусть он и решит, кто из нас прав”, - и они отправились к настоятелю, с ними отправился и третий, которого заинтересовал этот спор.

Первый монах рассказал, как он спас священную жизнь, которая вмещает тысячи будущих или минувших существований. Настоятель слушал, кивая головой, потом объявил: “Ты прав, так и надо было поступить”. Второй монах возмутился. “Как же так? Разве хорошо спасти улитку, которая обгладывает овощи? Улитку надо было раздавить и спасти огород, который каждый день дает нам вкусную пищу!” Настоятель выслушал, кивая головой и сказал: “Это верно. Так и надо было поступить. Ты прав”.

Тогда третий монах, который до сих пор молчал возмутился: “Но их точки зрения противоположны! Разве оба они могут быть правы?” Настоятель долго смотрел на него. Потом покачал головой и сказал: “Это верно. И ты тоже прав”.

Каждый монах имеет своё мнение, у обоих своя . И каждый из них прав. И это несмотря на то, что они все ведут примерно похожий образ жизни, и наверняка имеют примерно похожие жизненные ценности, исповедуют одну религию и т.д., но всё же имеют свою отличную от друг друга правоту.

Истина сама себя защищает. (с) Цицерон Марк Туллий.

Что это значит? Как понять тогда, что такое истина, как познать её, если любой возможный вариант ответа на любой вопрос и есть истина? Исходя из цитаты (Вы с ней можете соглашаться, можете не соглашаться, это Ваше право, но сути это не изменит), можно сделать такой вывод.

Истина одна, но истина неоднозначна.

Дело в том, что смысл и суть истины заключается в её многогранности. Нашу жизнь нельзя упаковать в рамки математической точности и конкретики. Любой философский, психологический, мистический и другой вопрос, относящийся к нематериальной реальности, имеет множество граней, значений, однако не перестаёт быть собой.

Почему же это так важно для развития нашего общества? Один из самых простых примеров - юношеский максимализм. Когда подросток не желает принимать ничего, кроме того, что ему интересно в данный момент. Когда увлечение какой-то одной субкультурой влечёт за собой отрицание всех остальных с жёстким конфликтным негативом в адрес тех, кто «на другой стороне».

Я помню лет 15 назад мы с друзьями стали увлекаться рок-музыкой. При этом ругали попсу, рэп, а так же не скрывали своего негативного настроя по отношению к сверстникам, слушающих другую музыку. Конечно мы этим переболели и поняли, что неважно, какую музыку слушает человек, важен сам человек. Более того, мы и сами стали находить что-то хорошее в той музыке, которую когда-то не любили. И теперь например я очень люблю и классику и блюз (хотя когда-то считал эту музыку скучной), слушаю и рэп, и поп и т.д., и нахожу в каждом стиле что-то хорошее, НО (!) я не отказался от рока! Навсегда эта музыка будет для меня самой любимой. Просто со временем я понял, что никто не запрещает мне слушать и наслаждаться разной музыкой.

К тому же мнению я пришёл и в вопросе о вере. Да, я православный и верю в Христа, но это ничуть не мешает мне допускать возможность того, что вселенная появилась из-за Большого взрыва, как я могу утверждать в этом вопросе что-то конкретное, если нет единственного верного факта, который исключил бы все остальные версии? Эту тему я развивал в другой статье (), тут мы не будем отходить от основного вопроса.

К сожалению замечаю, что многие взрослые солидные люди напоминают как раз тех подростков, которые не хотят даже слышать ничего, что идёт в разрез с их мировоззрением. Принимают в штыки даже не разобравшись в сути.

Важно понимать, что никто не может отобрать у Вас Ваш взгляд на некоторый вопрос. Не менее важно и то, что в нашем обществе должна быть свобода мнения , и другой человек так же имеет право на свой, отличный от Вашего, взгляд на определённую проблему, ситуацию.

У нас не будет здорового цивилизованного общества, крепких семей, воспитанных детей до тех пор, пока мы не научимся уважать чужую точку зрения. А уважать её возможно лишь в том случае, если человек может допустить, что позиция оппонента может быть так же верна, как и его собственная, сохраняя при этом .

Я считаю, что суть истины в её неоднозначности и многогранности.

P.S. Очень интересно узнать Ваше мнение по этой теме. Пишите в комментариях.

Так что же такое истина?

Имеются разные понимания истины. Вот некоторые из них: «Истина - это соответствие знаний действительности»; «Истина - это свойство самосогласованности знаний»; «Истина - это полезность знания, его эффективность»; «Истина - это соглашение».

Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности, является главным в концепции истины. Она называется так потому, отмечает Э. М. Чудинов, что оказывается древнейшей из всех концепций истины: именно с нее и начинается теоретическое исследование истины. Первые попытки ее исследование были предприняты Платоном и Аристотелем. Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский, П. Гольбах, Гегель, Л. Фейербах, Маркс; разделяют его и многие философы 20 столетия.

Этой концепции придерживаются и материалисты, и идеалисты, и теологи; не отвергают ее и агностики; среди приверженцев классической концепции истины имеются и метафизики, и диалектики. Она очень солидна по своему представительству. Различия внутри нее проходят по вопросу о характере отражаемой действительности и по вопросу о механизме соответствия.

Иногда говорят: классическое определение истинны (через «соответствие», «верное» или «адекватное» отражение) тавтологично. На наш взгляд, правы те, кто считает полезным и такие определения-тавтологии, поскольку они играют роль разъяснений значений менее знакомых слов через слова, значения которых интуитивно более ясны.

Термин «адекватное» («верное») отражение применительно к мысленным образам может быть конкретизирован через понятия изоморфизма и гомоморфизма. Д. П. Горский, И. С. Нарский и Т. И. Ойзерман отмечают, что верное отображение как мысленные образ, возникающий в результате познания объекта, есть: 1) отображение, причинно обусловленное отображаемым; 2) отображение, которое находится в отношении изоморфизма или гомоморфизма по отношению к отображаемому; 3) отображение, в котором компоненты, находящиеся в отношении изоморфизма или гомоморфизма к компонентам отображаемого, связаны с последним отношением сходства. Всякое верное отображение (как мысленный образ) находится в указанных отношениях с отображаемым и поэтому может быть охарактеризовано как истинное. Предикат «истинный» выступает, таким образом, как некоторое сокращение для описания отображений, отличающихся указанными выше свойствами. Этим оправдано традиционное определение понятия истины. См.: «Современные проблемы теории познания диалектического материализма. Истина, познание, логика». Т. 2. М., 1970. С. 30 - 31.

Современная трактовка истины, которую разделяет, по-видимому, большинство философов, включает в себя следующие моменты. Во-первых, понятие «действительность» трактуется, прежде всего, как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся. Во-вторых, в «действительность» входит также и субъективная действительность, познается, отражается в истине также и духовная реальность. В-третьих, познание, его результат - истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувствительной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т.е. знание сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике. В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс. Эти моменты отграничивают диалектическо-реалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма.

Одно их определений объективной истины таково: истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон.

Истина, по определению, - в субъекте, но она же и вне субъекта. Истина субъекта. Когда мы говорим, что истина «субъективна», это значит, что она не существует помимо человека и человечества; истина объективна - это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества.

Некоторые «идеологи» полагают, что содержание истины зависит от классов и времени. В 30 - 40-х годах в нашей стране внедрялось представление, будто существует «буржуазная физика» и «буржуазная генетика». Это явилось одним из оснований гонений на тех, кто поддерживал теорию относительности, хромосомную теорию наследственности.

Однако в соответствии со здравым смыслом и по исходному определению объективная истина внеклассова и надысторична.

В. И. Ленин отмечал, что объективная истина это такое содержание человеческих представлений, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества; из этого утверждения, если быть последовательным, вытекало положение о независимости истины и от классов. В том же ключе следовало бы делать вывод и из утверждения, что соответствия теории денежного обращения с практикой Маркса «не могут изменить никакие будущие обстоятельства» В.И. Ленин. ПСС. Т. 18. С. 146.

Положение о внеклассовом, надысторичном характере объективной истины нисколько не нарушает того, что имеются истины, выражающие интересы классов, что истина изменяется со временем в смысле своей полноты, степени отражения сущности материальных систем и их проявлений.

Именно по этой причине - внеклассовости и надысторичности - и атомистическая концепция Демокрита в своей основе истинна; материальные тела действительно состоят из атомов, а атомы неделимы. Хотя атомы и оказались иными, чем это представлялось в античности, хотя и была доказана впоследствии делимость атомов (кстати, при критике метафизического положения 17-18 вв. о неделимости атомов забывают, что атомы целостны и действительно неделимы в определенных пределах при определенных условиях; на этом основана, в частности вся химия), все же данная концепция соответствовала и соответствует своему уровню состояния практики, пусть примитивному, обыденному, но вполне определенному опыту. В этих границах она истинна. Иное дело, что данный уровень опыта и представление о неделимости атомов были в то время абсолютизированы, и в положении «Все тела состоят из атомов, атомы неделимы» не только не содержалось оговорки - «при таких-то условиях», но, более того, полагалось категорическое «атомы неделимы при всех условиях».

Как видим, к оценке научных концепций в плане «истина» или «заблуждение» нужно подходить при строгом соблюдении требования соотносить их содержание с конкретным, или отражаемым, предметом, его элементами, связями, отношениями. Если такое соответствие налицо и при фиксированных (а не любых) условиях воспроизводится, то это означает, что мы имеем дело с достоверным объективно-истинным знанием в полном его объеме или (как в случае с атомистической концепцией Демокрита) с достоверностью, истинностью в главном го содержании. В последнем случае сама концепция в гносеологическом плане есть истина плюс заблуждение (что выявляется ретроспективно, с точки зрения нового уровня развития практики).

Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов, классов, человечества, следует ее конкретность.

Конкретность истины - это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Реализацию принципа конкретности можно было видеть из приведенного только что примера с атомистической гипотезой. Пример, нередко приводимый в литературе: утверждение «вода кипит при 100 градусах Цельсия» правильно при наличии нормального атмосферного давления (760 мм ртутного столба) и неправильно при отсутствии этого условия. Еще пример, из области социально познания; он касается оценки марксизма французским экзистенциалистом Ж. -П. Сартром. «Марксизм, - писал он, - был самой радикальной попыткой прояснения исторического процесса в его тотальности». Именно поэтому «марксизм остается философией нашего времени: его невозможно превзойти, так как обстоятельства, его породившие, еще не исчезли» J. -P. Sartre. “Critique de la raison dialecti-que”. Paris, 1960. P. 29. Изменение же капитализма, переход его в монополистический, а затем и в постмонополистическую форму требует, конечно, и соответствующего изменения социальной экономической теории капитализма.

В понятие конкретной истины включается указание на время. Имеется в виду время существования объекта и момент или период его отражения субъектом. Если же «время объекта» или «время субъекта» меняется, то знание может потерять свою объективность.

Таким образом, абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Конкретность включается в объективную истину. Вследствие этого понятие истины неотъемлемо от ее развития, от понятия творчества, необходимого для дальнейшей разработки и развития знания.

Объективная истина имеет три аспекта: бытийственный, аксиологический и праксеологический.

Бытийственный аспект связан с фиксацией в ней бытия как предметно-субстратного, так и духовного (в последней случае - когда объектом познания индивида становится духовный мир другого человека, установленные теории, система догматов и пр.). Само же это бытие является данным субъекту как объект, т.е. как объективная реальность, хотя и сопряженная с субъектом, но находящаяся вне субъекта, познания. Сама истина обретает собственное бытие. В.С. Соловьев отмечал: «Истина заключается прежде всего в том, что она есть, т.е. что она не может быть сведена ни к факту нашего ощущения, ни к акту нашего мышления, что она есть независимо от того, ощущаем ли мы ее, мыслим ли мы ее или нет… Безусловная истина определяется прежде всего не как отношение или бытие, а как то, что есть в отношении, или как сущее». Соч. в двух томах. Т. 1. М., 1998. С. 691 Бытийственный, или онтологический, аспект истины подчеркивался и П.А. Флоренским в его фундаментальном труде «Столп и утверждение истины». «Наше русское слово «истина», - пишет он, - сближается с глаголом есть («истина» - «естина»)… «Истина», согласно русскому о ней разумению, закрепила в себе понятие абсолютной реальности: Истина - «сущее», подлинно-существующее… В отличие от мнимого, не действительного… Русский язык отмечает в слове «истина» онтологический момент этой идеи. Поэтому «истина» обозначает абсолютное само-тождество и, следовательно, само-равенство, точность, подлинность. «Истый», «истинный», «истовый» - это выводок слов из одного этимологического гнезда». «Столп и утверждение истины». Т. 1(1). М., 1990. С. 15-16 Истина - это «пребывающее существование»; это - «живущее существо»; «дышущее», т.е. владеющее существенным условием жизни и существования. Истина, как существо живое по преимуществу, - таково понятие о ней у русского народа… Именно такое понимание истины и образует своеобразную и самобытную характеристику русской философии». «Столп и утверждение истины». Т. 1(1). М., 1990. С. 17

Аксиологический аспект истины состоит в нравственно-этической, эстетической и праксеологической ее наполненности, в тесной связи с смыслом жизни, с ее ценностью для всей, в том числе практической деятельности человека. Наличие такого момента в истине мы уже видели из приведенного выше факта, касающегося биографии физика Х.А. Лоренца. Само понятие «истина» в русском языке неотрывно от понятия «правда». Вл. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» замечает: правда - это истина на деле, истина во благе, честность, неподкупность, справедливость; поступать по правде значит поступать по истине, по справедливости; правдивость, как качество человека или как принадлежность понятия, рассказа, описания; полное согласие слова и дела, истина. В.И. Даль. Т. 3. М., 1980. С. 379 Истина - противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть; все, что есть, то истина. Ныне слову этому отвечает правда, хотя вернее будет понимать под словом «правда» правдивость, справедливость, правосудие, правоту. Истина относится [более] к уму и разуму, а добро или благо к любви, нраву и воле. В.И. Даль. Т. 2. М., 1979. С. 60

Известный ученый А. Д. Александров пишет, что само понятие «правда» охватывает и объективную истину, и моральную правоту. «Стремление найти истину, распространить и утвердить ее среди людей оказывается существенным элементом моральной позиции по отношению к людям… Знание истины обогащает человека, позволяет ему лучше ориентироваться в действительности. Поэтому ложь не просто противна истине. Тот, кто лжет, как бы обкрадывает человека, мешает ему понимать происходящее и находить верные пути, стесняет его свободу, налагает на него оковы искаженного взгляда на действительность. Искажение и сокрытие истины всегда служило угнетению. Неуважение к истине, безразличие к ней выражает неуважение, безразличие к людям; надо совершенно презирать людей, чтобы с апломбом вещать им, не заботясь об истине». «Истина как моральная ценность»// «Наука и ценности». Новосибирск, 1987. С. 32

Праксеологический аспект истины демонстрирует включенность в истину момента ее связи с практикой. Сам по себе этот момент как ценность, или полезность истины для практики входит в аксиологический ее аспект, однако, есть смысл в том, чтобы выделять его в качестве относительно самостоятельного.

Философ М.М. Рубинштейн обращал внимание на освободительный характер истины: каждая познанная истина, подчеркивал он, означает новый раскрытый простор для действия; предвидя будущее и объединяя его со своими принципами, человек не только ждет будущего, но способен и творить его; истина - жизнесозидательна, ложь жизнеразрушительна. «О смысле жизни». Ч. 2. М., 1927. С. 101, 103, 96

Нацеленность истины на практику, праксеологический аспект истины специально рассматривается в ряде работ по теории познания. Наиболее содержательной в этом плане является книга Б. И. Липского «Практическая природа истины» Л., Изд-во ЛГУ, 1988. - 152 с. Он указывает на то, что истина есть характеристика определенного отношения между идеей и предметом и поэтому должна включать в себя как объективное знание о свойствах предмета, так и субъективное понимание возможностей его практического употребления. Человек, располагающий истиной пишет: он, должен иметь четкое представление не только о свойствах данного предмета, но и о возможностях его практического использования. Практика удостоверяет истину лишь для того, чтобы эта удостоверенная истина могла служить дальнейшему развитию практики. Отсюда - определение понятия истины: истина есть «содержание человеческого сознания, соответствующее объективной реальности и выступающее теоретической основой ее преобразования для достижения субъективной цели». Б. И. Липский. Л., Изд-во ЛГУ, 1988. - с. 96

Наличие праксеологического аспекта в содержании понятия «истина» дает основание, как видим, для своеобразного определения этого понятия. Так понимать истину, конечно, можно, как возможны и некоторые другие ее определения. Однако, нужно видеть и узость этого определения, которая состоит и в неопределенности вводимого термина «теоретическая основа» и в игнорировании целого пласта знания, находящегося вне практики. В последнем случае имеются в виду многие области знания, как например, в описательной биологии, которые лишь отражают объекты в простом наблюдении (вне практики) и непосредственно не нацелены на обеспечение новых циклов практики.

Итак, мы рассмотрели три аспекта истины. Хотя определений понятий «истина» имеется множество (и они имеют право на существование), все же исходным является то, которое непосредственно касается его бытийной сути; оно приведено в начале данного раздела. Его модификацией является следующее: истина есть соответствие субъективных представлений объекту (реальности). Поскольку представления субъекта как индивида могут носить конкретно-чувственный или мысленно-абстрактный характер, постольку можно дать такое определение: истина есть соответствие конкретно-чувственных и понятийных представлений объекту.

Такое определение понятия «истина» предполагает, между прочим, вполне однозначный и положительный ответ на вопрос, а относится ли «истина» также к чувственному познанию действительности?

Нередко встречается мнение, будто истина соотносима только с понятиями и с понятийным мышлением. Не соглашаясь с этой точкой зрения, М. Н. Руткевич справедливо замечает, что истина как соответствие объекту есть общая характеристика любого гносеологического образа. «Истина» относится и к чувственному познанию. Но поскольку противоположность объективного и субъективного, соответствующего объекту и не соответствующего ему, развертывается в мышлении в противоположность истины и заблуждения, постольку «заблуждение» (в отличие от «ложного») обычно употребляется применительно к мысли. Действительно, чтобы «заблуждаться», надо «искать», чтобы искать, надо иметь известную свободу выбора, а она появляется вместе с относительной самостоятельностью мышления. В ощущениях и восприятиях свободы выбора нет, поскольку они есть результат непосредственного взаимодействия органов чувств с вещами.

Положение о применимости понятия истинности к ощущениям отстаивают А.И. Уемов, П.С. Заботин и некоторые другие. А.И. Уемов пишет: «Если мы не считаем ощущения единственной реальностью и полагаем, что вне нас существует материальный мир, который так или иначе отображается в ощущениях, то вопрос об истинности или ложности чувственных данных является вполне законным. Если эти чувственные данные соответствуют отображаемой ими действительности, то они истинны, если искажают ее, то - ложны» Уемов А. И. «Истина и пути ее познания». М., 1975. С. 38; см. также: «Диалектика познания»/под ред. А.С. Кармина. Л., 1988. С.59-60.

Loading...Loading...