Основы философии спо экзаменационные билеты. Экзаменационные билеты

ЕЛ. Яковлев, г. Ужгород
В последнее время вопросу особенностей эксплуатации микросхемы таймера серии 555 было посвящено много публикаций в массовой радиотехнической литературе. И тем не менее, целесообразно напомнить радиолюбителям принципиальную схему этой микросхемы. Зная ее, удалось бы избежать многих ошибок и заблуждений, которые, увы, характерны для некоторых часто публикуемых авторов.
Например, в была опубликована принципиальная электрическая схема управления светом и компрессором для аквариума (рис.1),


основанная но работе популярного таймера серии 555. Те, кто хоть когда-нибудь использовал эти микросхемы в своих конструкциях, сразу могли заметить: времязадоющий конденсатор таймера С1 не имеет гальванической связи с времязадающими резисторами R1,R2.
Если бы автор публикации более внимательно рассмотрел схему рис.4.2 , то заметил бы, что вывод 7 МС 555 соединен внутри нее только с коллектором разрядного транзистора Q14. Эмиттер этого транзистора соединен с отрицательным выводом питания микросхемы, поэтому конденсатор С1, подключенный к выводу 7 микросхемы, обязательно должен соединяться и с времязадающим резистором -необходима перемычка между выводами 6 и 7. Это же типовая схема включения таймера серии 555! К сожалению, для подавляющего большинства радиолюбителей расшифровка внутренней схемы таймера не известна, поэтому она повторена на рис.2 настоящей статьи.


На первый взгляд может показаться, что необходимая перемычка на рис.1 пропущена случайно. Только почему же автор не исправил эту оплошность, ведь это же схема публиковалось без корректировки автором неоднократно на протяжении многих лет и в различных изданиях ?
Ошибка в схеме подключения времязадающего конденсатора таймера в публикациях автора абсолютно идентично схеме рис.8.36 , а схема и описание миниатюрного передатчика рис.6.1 повторены в "Генераторе радиочастотных шумов" . Что характерно - с той же ошибкой первоисточника, из-за которой схема неработоспособна. Никаких ссылок, конечно, нет...
|Радиосхема №2/2008|
Литература:
1. Кашкаров А. Шеф для аквариума//Радиодело. -№5. -2006. -С.ЗО.
2. Трейстер Р. Радиолюбительские схемы на ИС типа 555// Издательство "Мир".-М.-1988.-С.97.
3. Кашкаров А. П. Радиолюбителям: схемы для быта и отдыха//Издательское предприятие РадиоСофт.-М.-2003.-С.25.
4. Кашкаров А. П. Электронные устройства для аквариумов//NTPress.-M.-2007.-C. 18.-рис.2.1.
5. Кашкаров А. Генератор радиочастотных шумов // Радиомир. -2007. -№8. - С. 32.

Микросхемы 555 применяются довольно часто в радиолюбительской практике - они практичны, многофункциональны и очень просты в использовании. На таких микросхемах можно реализовать любую конструкцию - как простейшие триггеры Шмитта с парочкой дополнительных элементов, так и многоступенчатые кодовые замки.

NE555 была разработана уже довольно давно, даже в советских журналах «Радио», «Моделист-конструктор», на аналогах этой микросхемы можно было встретить немало самоделок. На сегодняшний день эта микросхема активно применяется в конструкциях со светодиодами.

Описание микросхемы

Это разработка компании из США Signetics. Именно ее специалисты смогли реализовать на практике работы Камензинда Ганса. Это, можно сказать, отец интегральной микросхемы - в тяжелых условиях высокой конкуренции инженерам удалось сделать продукт, который вышел на мировой рынок и завоевал широкую популярность.

В те годы у микросхемы 555 серии не было в мире аналогов - очень высокая плотность монтажа элементов в устройстве и крайне низкая себестоимость. Именно благодаря этим параметрам она заслужила высокую популярность среди конструкторов.

Отечественные аналоги

После началось массовое копирование этого радиоэлемента - советский аналог микросхемы носил название КР1006ВИ1. Между прочим, она во всех отношениях является уникальной разработкой, даже несмотря на то, что у нее много аналогов. Только у отечественных микросхем вход остановки приоритетнее, чем вход запуска. Ни в одной из зарубежных конструкций нет такой особенности. Но эту особенность обязательно нужно учитывать при проектировании схем, в которых оба входа активно используются.

Где применяется?

Но нужно заметить, что приоритеты входов не очень сильно влияют на работоспособность микросхемы. Это только мелкий нюанс, который нужно учитывать в редких случаях. Для снижения потребляемой мощности в середине 70-х был налажен выпуск КМОП-элементов. В СССР микросхемы на полевиках носили название КР1441ВИ1.

Генераторы на микросхеме 555 очень часто используются в конструкциях радиолюбителей. Несложно реализовать на этой микросхеме и реле времени, причем задержку можно установить от нескольких миллисекунд до часов. Существуют и более сложные элементы, в основе которых находится 555 схема - они содержат в себе устройства по предотвращению дребезжания контактов, ШИМ-контроллеры, восстановления сигнала цифрового типа.

Преимущества и недостатки микросхемы

Внутри таймера имеется встроенный делитель напряжения - именно он позволяет задать строго фиксированный нижний и верхний порог, при котором происходит срабатывание компараторов. Именно отсюда можно сделать вывод о главном недостатке - пороговыми значениями невозможно управлять, а из конструкции исключить делитель тоже нельзя, существенно сужается область практического применения микросхемы 555. Схемы мультивибраторов и одновибраторов построить можно, но более сложные конструкции не получится.

Как избавиться от недостатков?

Но избавиться от такой проблемы можно, достаточно установить полярный конденсатор не более 0,1 мкФ между управляющим выводом и минусом питания.

А чтобы существенно повысить помехоустойчивость, в цепи питания устанавливается неполярный конденсатор емкостью 1 мкФ. При практическом применении микросхем 555 важно учитывать, влияют ли на их работу пассивные элементы - резисторы и конденсаторы. Но нужно заметить одну особенность - при использовании таймеров на КМОП-элементах эти все недостатки просто уходят, нет необходимости применять дополнительные конденсаторы.

Основные параметры микросхем

Если вы решите изготовить таймер на микросхеме 555, то нужно знать ее основные особенности. Всего в приборе имеется пять узлов, их можно разглядеть на диаграмме. По входу находится делитель напряжение резистивного типа. С его помощью происходит формирование двух опорных напряжений, необходимых для работы компараторов. Выходы компараторов соединяются с RS-триггером и внешним контактом для сброса. И только после этого на усилительное устройство, где увеличивается значение сигнала.

Питание микросхем

В окончании находится транзистор, у которого коллектор открыт - он выполняет ряд функций, зависит все от того, какая конкретно задача перед ним стоит. Рекомендуется на интегральные микросхемы NE, SA, NA подавать напряжение питания в диапазоне 4,5-16 В. Только для в случае применения микросхем 555 с аббревиатурой SE допускается увеличение до 18 В.

Максимальный ток потребления при напряжении 4,5 В может достигать 10-15 мА, минимальное значение - 2-5 мА. Существуют микросхемы КМОП, у которых ток потребления не превышает 1 мА. У отечественных ИМС типа КР1006ВИ1 ток потребления не превышает 100 мА. Подробное описание микросхемы 555 и ее отечественных аналогов можно найти в даташитах.

Эксплуатация микросхемы

Условия эксплуатации зависят напрямую от того, какая фирма производит микросхему. В качестве примера можно привести два аналога - NE555 и SE555. У первой диапазон температур, в котором она нормально будет работать, находится в интервале 0-70 градусов. У второй же он намного шире - от -55 до +125 градусов. Поэтому такие параметры всегда нужно учитывать при проектировании устройств. Желательно ознакомиться со всеми типовыми значениями напряжений и токов на выводах Reset, TRIG, THRES, CONT. Для этого можно воспользоваться даташитом к конкретной модели - в ней вы найдете исчерпывающую информацию.

От этого зависит и практическое применение схемы. Радиолюбителями микросхема 555 используется довольно часто - в системах управления даже существуют задающие генераторы для радиопередатчиков на этом элементе. Преимущество его перед любым транзисторным или ламповым вариантом - невероятно высокая стабильность частоты. И нет надобности подбирать элементы с высокой стабильностью, устанавливать дополнительные устройства для выравнивания напряжения. Достаточно установить простую микросхему и усилить сигнал, который будет вырабатываться на выходе.

Назначение выводов ИМС

На микросхемах 555 серии присутствует всего восемь выводов, тип корпуса PDIP8, SOIC, TSSOP. Но во всех случаях назначение выводов одинаковое. УГО элемента - это прямоугольник, подписанный «G1» в случае генератора одиночных импульсов и «GN» для мультивибратора. Назначение выводов:

  1. GND - общий, по порядку он первый (если считать от ключа-метки). На этот вывод подается минус от источника питания.
  2. TRIG - вход запуска. Именно на этот вывод подается низкоуровневый импульс и он поступает на второй компаратор. В результате происходит запуск ИМС и появляется на выходе сигнал с высоким уровнем. Причем длительность сигнала зависит от значений С и R.
  3. OUT - выход, на котором появляется сигнал высокого и низкого уровней. Переключение между ними занимает не более 0,1 мкс.
  4. RESET - сброс. Этот вход обладает наивысшим приоритетом, он управляет таймером, причем не зависит это от того, есть ли напряжение на остальных ножках микросхемы. Чтобы разрешить запуск, нужно наличие напряжения свыше 0,7В. В том случае, если импульс меньше 0,7В, то работа микросхемы 555 запрещается.
  5. CTRL - контрольный вход, который соединяется с делителем напряжения. И если нет никаких внешних факторов, которые могут повлиять на работу, выдается на этом выходе напряжение 2/3 от питающего. При подаче управляющего сигнала на этот вход на выходе образуется модулированный импульс. В случае с простыми схемами этот выход соединяется к конденсатору.
  6. THR - остановка. Это вход 1-го компаратора, в случае появления на нем напряжения 2/3 от питающего происходит остановка работы триггера и таймер переводится в пониженный уровень. Но обязательное условие - на ножке TRIG не должно быть сигнала запуска (так как у него приоритет).
  7. DIS - разряд. Он соединяется непосредственно с транзистором, расположенным внутри микросхемы 555. У него коллектор общий. В цепи эмиттер-коллектор устанавливается конденсатор, который необходим для того чтобы задать время.
  8. VCC - подключение к плюсу источника питания.

Режим одновибратора

Всего существует три работы режима микросхемы NE555, один из них - одновибратор. Чтобы осуществить формирование импульсов, приходится применять конденсатор полярного типа и резистор.

Работа схемы происходит таким образом:

  1. Ко входу таймера прикладывается напряжение - низкоуровневый импульс.
  2. Происходит переключение режима работы микросхемы.
  3. На выводе «3» появляется сигнал с высоким уровнем.

По прошествии этого времени на выходе произойдет формирование низкоуровневого сигнала. В режиме мультивибратора выводы «4» и «8» соединяются. При разработке схем на основе одновибратора нужно учитывать такие нюансы:

  1. Напряжение питания не может влиять на время импульса. При увеличении напряжения скорость зарядки конденсатора, который задает время, больше. Следовательно, увеличивается амплитуда сигнала на выходе.
  2. Если произвести подачу дополнительного импульса на вход (уже после основного), то он не повлияет на работоспособность таймера до окончания времени t.

Чтобы повлиять на функционирование генератора, можно воспользоваться одним из способов:

  1. На вывод RESET подать низкоуровневый сигнал. При этом таймер вернется в состояние по умолчанию.
  2. Если на вход «2» идет низкоуровневый сигнал, то на выходе всегда будет высокий импульс.

При помощи одиночных импульсов, подаваемых на вход, и изменения параметров времязадающих компонентов, можно на выходе получить прямоугольный сигнал нужной длительности.

Схема мультивибратора

Изготовить металлоискатель на микросхеме 555 сможет любой начинающий радиолюбитель, но для этого нужно изучить особенности работы этого прибора. Мультивибратор - это специальный генератор, который вырабатывает с определенной периодичностью прямоугольные импульсы. Причем строго задается амплитуда, длительность и частота - зависят значения от того, какая задача стоит перед устройством.

Для формирования повторяющихся сигналов применяются резисторы и конденсаторы. Длительность сигнала t1, паузы t2, частоту f, и период T можно найти по следующим формулам:

  • t1=ln2*(R1+R2)*C=0,693*(R1+R2)*C;
  • t2=0,693*C*(R1+2*R2);
  • T=0,693*C*(R1+2*R2);
  • f=1/(0,693*C*(R1+2*R2)).

Исходя из этих выражений, можно увидеть, что пауза по длительности не должна быть больше времени сигнала. Другими словами, скважность не будет никогда больше 2. От этого напрямую зависит практическое применение микросхемы 555. Схемы различных устройств и конструкций строятся по даташитам - инструкциям. В них даны все возможные рекомендации для сборки приборов. Скважность можно найти по формуле S=T/t1. Чтобы увеличить этот показатель, необходимо добавить в схему полупроводниковый диод. Его катод соединяется с шестой ножкой, а анод с седьмой.

Если посмотреть в даташит, то в нем указывается обратная величина скважности - ее можно посчитать по формуле D=1/S. Измеряется она в процентах. Работу схемы мультивибратора можно описать следующим образом:

  1. При подаче питания конденсатор полностью разряжен.
  2. Таймер переводится в высокоуровневое состояние.
  3. Конденсатор накапливает заряд и на нем напряжение достигает максимума - 2/3 от питающего.
  4. Происходит переключение микросхемы и на выходе появляется низкоуровневый сигнал.
  5. Конденсатор разряжается в течение t1 до уровня 1/3 от питающего напряжения.
  6. Микросхема 555 переключается снова и на выходе образуется опять высокоуровневый сигнал.

Такой режим работы называется автоколебательным. На выходе постоянно изменяется величина сигнала, микросхема-таймер 555 равные промежутки времени находится в различных режимах.

Прецизионный триггер Шмитта

В таймерах типа NE555 и аналогичных имеется встроенный компаратор с двумя порогами - нижним и верхним. Кроме того, в нем присутствует специальный RS-триггер. Именно это позволяет реализовать конструкцию прецизионного триггера Шмитта. Напряжение, поступающее на вход, делится при помощи компаратора на три равные части. И как только достигает уровень значения порога, происходит переключение режима работы микросхемы. Гистерезис при этом увеличивается, его величина достигает значения 1/3 от напряжения питания. Используется прецизионный триггер в конструкциях систем с автоматическим регулированием.

Вопрос №1

Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла совей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в окружающем мире, чтобы конкретизировать понятие мировоззрения стоит рассмотреть его структуру. Возможны различные срезы в структуре мировоззрения в зависимости от того, с каких позиций анализируется подход:

    Учитывая различия субъектов мировоззрения, можно говорить о мировоззрении индивидуально - личностном и мировоззрении общества на определенной ступени его развития (культура).

    Можно различать элементы мировоззрения, исходя из особенностей того вида отношений человека к миру, результатом которых эти компоненты структуры и являются:

    Познавательная компонента мировоззрения, в которую входят разнообразные знания о мире, предметные (вера, чувственно- эмоциональные знания).

    Ценностная компонента, т.е. цели, идеалы, оценки и их критерии ценностные ориентации и установки. Этот элемент мировоззрения является ядром мировоззрения.

    Нормативно-регулятивная компонента включает различные нормы, правила деятельности и поведения человека, которые регламентируют деятельное поведение человека и опираются на предшествующие компоненты (знания, ценностные компоненты).

    Эмоционально-волевая, которая возникает как синтез предшествующих компонент с волевым настроем, готовности действовать в соответствии с определенными ценностями. Наиболее яркий элемент убеждения. Убеждение самый активный элемент мировоззрения.

    Анализ мировоззрения. Можно выделить различные его уровни:

    Обыденное мировоззрение, α формируется во многом стихийно. Именно поэтому в обыденном мировоззрении могут присутствовать и присутствуют такие взаимоисключающие моменты, α не вполне соответствуют действительным потребностям субъекта, его истинным интересам.

    Теоретическое мировоззрение формируется у человека избирательно, с учетом осознанных человеком действительных собственных возможностей, задатков, способностей. Оно предполагает самосознание. Наиболее существенным фак­тором является усвоение культуры в процессе образования, профессиональной деятельности. Теоретическое мировоззрение является системно-рационализа­тор­скими - оно формируется как результат сознательного критического отно­шения к миру.

Эти уровни различаются по тому, посредством каких методов способов они формируется, насколько полно представляют и формируют его интересы.

Обыденное и теоретическое мировоззрение тесно связаны между собой, но обыденное более мобильно.

Исторически существуют различные типы М: мифологическое, религиозное, философское, научное.

М играет активную роль в ЖД человека: выражает смысл жизни, степень осознания им себя и своей жизни, определяет идеалы, выбор тех или иных норм, методов, средств поведения человека.

Вопрос №2

Природа философских проблем и специфика философского знания. Философия и мировоззрение.

Философия есть теоретическая рефлексия над мировоззрением и культурой определенного исторического типа.

Рефлексия есть осознание , осмысливание и обоснование того, над чем она осуществляется. Саморефлексия - сам себе обосновывает свои поступки.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Мировоззрение же отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения).

Философия выступает как размышление над мировоззрением и культурой, которые стремятся объяснить, понять, определить тип культуры и мировоззрения как стремление обосновать их. Философия стремиться показать каково значение для человека вот такого осознания, понимания, обоснования, каким образом это влияет на самосознание личности.

Поскольку предметом философии выступает мировоззрение и культура, постольку проблемы, с которыми имеет дело философия, являются смысложизненными. Таких проблем много и все они выступают как стороны аспекты, проблемы человека. Проблема человека – центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон человека проблема сознания и самосознания человека проблема познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи.

Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им. Существуют различные классификации многообразных проблем философии. Выделим некоторые из них.

1. Проблемы устройства мира, бытия, т. е. проблемы онто­логии: существует ли субстанция бытия, и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития, существуют ли законы природы или мы верим в них благодаря склонности к порядку и т. п.?

2. Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире, как удостовериться в том, что полу­ченные результаты - истина, а не заблуждение?

3. Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и «факты» реальности и т. д.?

4. Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразо­вать мир; где границы допустимого вмешательства в естес­твенное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности.

5. Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др.

Результатом философской рефлексии являются философские знания.

Специфика философского знания: взаимосвязь и в то же время отличие от других типов знания.

    Философское знание является системно-рациональным, т.е. оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого, достижение и изложение философского знания связано с использованием специальных знаний и специального языка. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным .

    Философское знание является целостным выражением мира отношением человека к миру, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. Любое знание стремиться к духовному воспроизведению мира в форме картины мира (научной, философской, религиозной).В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.

    Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.

    Являясь ценностным, философское знание характеризуется особой ролью субъективностью личностного момента, ему всегда присуще ценностная ориентация автора. В этом сближается с религией, художественные эстеты. Ценностный характер философского знания определяет то, что отношение к философии у человека должно быть избирательным: личность в принципе должна в философии, как и в искусстве и литературе должна обладать вниманием на то, что соответствует его идеалам.

Вопрос №3

Философское понятие культуры, ее структура. Социальные функции культуры.

Словом «культура» называют все созданное человеком. При этом важной особенностью ее является заложенное в ней человеческое начало, что говорит о единстве К, человека и его деятельности. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и К. Нужно лишь различать материальную и духовную К, при этом не противопоставляя их друг другу. Это разделение кажется очевидным. Однако в материальной К заключено формирующее ее духовное начало, так как она есть воплощение идей, знаний, целей человека, что и делает ее К; продукты же духовной К всегда облечены в материальную форму. Все это дает основание говорить о К как таковой, независимо от деления ее на материальную и духовную.

Определяя сущность К, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение К есть проявление степени развития самого человека. Поэтому не будет преувеличением сказать, что К представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа.  К существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком.

Являясь продуктом деятельности, К выступает и как предпосылка ЖД человека. Овладение К – решающий способ социализации личности, ее способности выполнять различные социальные функции.

Структура К:

    различая виды деятельности, можно выделить элементы культуры по субъекту:

    можно выделить основные виды деятельности:

    познавательная (различные знания);

    ценностная деятельность (цели, идеалы);

    практически-преобразующая (нормы деятельности, эталоны, методы…)

    можно различать деятельность, поведение, общение,  есть:

    К деятельности;

    К поведения;

    К общения, α предполагает и К чувств;

    К, ее элементы могут различаться и по объекту:

    естественно-техническая К;

    гуманитарная К (политическая, эстетическая…).

В структуре К все элементы тесно взаимосвязаны.

К выполняет разнообразные функции:

    гуманистическая. К – способ становления человека, развития личности;

    познавательная, связанная с достижением, фиксацией, сохранением разнообразных знаний;

    ценностно-мировоззренческая;

    методологическая, так как К – совокупность способов, методов деятельности;

    образовательно-воспитательная;

    коммуникативная;

    социальной памяти;

    психологической защиты. К и самосознание личности могут позволить человеку в психологически сложной ситуации защититься, более взвешенно отнестись к ней.

Вопрос №4

Культура как способ самоопределения и развития личности. Культура и свобода личности.

Культура – это активная творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой производятся и потребляются материальные и духовные ценности и происходит становление человека, как субъекта культурной деятельности.

К выступает как предпосылка, необходимое условие ЖД человека. Всякий человек способен включиться в различные виды деятельности и общественные отношения (то есть стать членом общества), только овладев определенными знаниями, методами, способами, нормами, средствами соответствующих видов деятельности, то есть овладев К этих видов деятельности. Овладение К – это решающий способ социализации личности, т. е. ее способности выполнять различные социальные функции в процессе деятельности: чем разносторонне К человека, чем она выше, тем эффективнее он может включиться в общественные отношения. С учетом этого К часто определяется как мера социального в человеке, как мера человеческого; как показатель того, насколько ушел человек от своего животного состояния к духовному.

Свобода личности :

В истории общественной мысли свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли. Противопоставление понятий «свобода» и «необходимостью» как философских антиномий, отрицание или подмена одного из них другим были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения проблемы.

Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение.

Для философов, α считали первичной сущность, свобода была лишь конкретным воплощением необходимости со случайными отклонениями от нее. Для считавших первичным существование: свобода – первичная реальность человеческой жизни, в то время как необходимость – абстрактное понятие.

Вопрос №5

Философское понятие личности, ее творческая активность и свобода. Самореализация и смысл жизни личности .

Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности.

Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной активности, выраж. в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Соц-деятельная сущность лежит в основе социализации инд, в процессе которого и формируется личность.

Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - "Я". Это Я определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.

Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность .(самореализация)

Лишение индивида общения и возможности выбора отриц сказ на развитии личности. Еще страшнее навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемые атрибуты личности.

Люди обладают знач свободой в определении целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий.

Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняет нашу жизнь смыслом.

Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками... Все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности.

Главные духовные факторы, придающие жизни высокий смысл:

Свобода побуждает нас к борьбе, при необходимости, к отказу от всех человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через страдания, риск, потери и поражения - делает нашу жизнь прекрасной. Только свободный человек может делать выбор.

Творчество, созидание в условиях свободы: Счастье заключается не в самом состоянии счастья, а в его достижении .

Деятельная, творческая жизнь всегда была свободная, всегда счастливая, всегда полна смысла.

Каждый человек ищет в жизни что - то главное, решающее, великое, что освещает его жизнь. Каждый человек живет ради чего-то большего, чем собственная жизнь, в конечном счете- ради других людей.

Жизнь обретшая смысл не страшится смерти.

Вопрос №6

Самосознание личности. Роль деятельности, общения и духовной культуры в развитии самосознания личности и процессе ее самореализации.

Культура выступает специфическим способом ж.д. ч. К. можно понять как систему «внебиологически выработанных механизмов», благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в об-ве. Культура в таком понимании предстает, как сотворенная человеком вторая природа, то есть выступает, как технологический контекст челов-ской деятельности, кот. Лежит у истоков возникновения об-ва и является основой его сущ. И развития. При этом нужно иметь в виду, что главным в культуре является не просто деятельность, а человек. Деятельность – это только способ и средства, результат и предпосылка его существования. Поэтому к. следует рассматривать, как процесс становления, функционирования и развития чел-ской сущности, воспроизводства чел-ка как -объекта социальной деятельности.

Одной из ф-ций к. является ф-ция общения, ибо без определенных общезначимых средств общения, трансляции ёбыта и знаний, невозможно объединение людей в группы а значит и существование самого об-ва, такм образом, не происходит самореализация личности в об-ве.

Язык, наука, иск-во, равы, обычаи имеют то значение, что посредством их осуществляется процесс развития человеческих сущностных сил становления личности.

Вопрос №7

Философия в системе культуры. Основные функции философии, ее значение для личности.

Когда идет речь о месте философии в системе культуры имеется в виду ее взаимосвязь с другими элементами культуры: воздействие философии на элементы культуры и обратное воздействие. Это взаимодействие во многом определяет и функции философии в системе культуры.

Функции философии:

    интегративная : осуществляя анализ различных элементов культуры, стремясь обосновать определенный тип культуры, философия вместе с тем содействует и установлению более тесных взаимосвязей, интегрированию различных элементов культуры. В свою очередь различные элементы культуры воздействуют на Ф: Ф опирается на обобщение знаний, достигнутых в различных элементах культуры. Причем разные элементы К нередко своими объективными запросами, потребностями существенно влияют на развитие Ф, выдвигая на первый план разработку Ф проблем; кроме того они играют особую роль в своем воздействии на Ф;

    логическая, которая заключается в разработке понятийного аппарата К, особенно в разработке общеК-х понятий;

    методологическая: Ф вырабатывает наиболее общие методы, способы деятельности человека, исходя из познания общих связей действительности и общечеловеческих познавательных способностей и возможностей;

    культурно-гуманитарная : являясь обобщением К, выявляя типичные тенденции, особенности определенного типа К, Ф при ее изучении позволяет более сжато познакомиться с этой К, усвоить эту К.

Благодаря своей логической и методологической функции Ф способствует развитию К мыслительной деятельности человека, М-кой К, что способствует и развитию самосознания личности.

Т. о., можно сказать и о значении Ф для личности:

    развитие общей культуры;

    развитие самосознания;

    развитие мышления.

Философия многогранна, многообразны проблемные пласты, области исследования. Между тем нередко односторонне делается акцент на те или иные аспекты этого сложного явления. Искусственное сужение проблемы рождает обыденные образы, в то время как реальные философские интересы обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Чем богаче философская концепция, тем более широкое поле культуры становится предметом мировоззренческого осмысления.

Выделяются следующие области философского изучения разных сфер культуры (их может быть больше или меньше в зависимости от концепций): философия техники, философия природы, философия истории, философия политики, философия права, философия искусства, философия религии, философия морали.

Такой подход дал возможность понять философию как сложное многомерное явление, с учетом системы связей, в которой она проявляет себя в духовной жизни общества. Такое отношение к проблемам соответствует реальной сути философии и отвечает потребности в широком, полноценном миропонимании, что нельзя достичь использую только узкую специализированную философскую мысль.

Рассматривая философию, как исторически-культурное явление можно охватить весь комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Общественная жизнь людей при культурологическом рассмотрении представляет собой единый процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, передачей ценностей, с преодолением старых и становлением новых форм опыта в многообразии конкретных типах культур.

Функции философии:

    Экспликация – выявление наиболее общих идей, представлений, форм опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом (выявление универсалий). Кроме этой функции философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя задачу рационализации (перевода в логическую понятийную форму) и систематизации (теоретическое выражение суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах).

    Рационализация – выражение в общих понятиях всевозможных форм человеческого опыта, идей, представлений. (Философия в идеале как бы старается охватить, обобщить, осмыслить, оценить не только интеллектуальные, духовные, жизненно-практические достижения человечества в целом, но и его негативный опыт).

    Критическая функция – поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мироведения, обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, стереотипов, ошибок, встающих на пути к истинному познанию, правильному действию. (Философы ставят под сомнение, разрушают устаревшие взгляды, догмы и стремятся сохранить в отвергаемых формах мировоззрения всё ценное, рациональное, истинное.)

    Интеграция – согласование всех форм человеческого опыта практического, познавательного, ценностного. Их целостное осмысление – необходимое условие для гармоничной и сбалансированной общественной жизни.

Вопрос №8

Философия как социокультурное историческое явление. Периодизация истории философии.

На различных этапах развития общества на философию воздействуют различные социальные факторы, определяя особенности философии на каждой ступени общественного развития, в целом определяя исторический характер философии: переход от одной исторической формы к другой.

На развитие философии воздействуют как различные культурные факторы, элементы духовной культуры, а также и более широкие социальные факторы: экономические, социально-политические. Учитывая, что философия исторически развивается, и в этом развитии определяется разнообразными социальными факторами, философию понимают, как социокультурное историческое явление.

Основанием для периодизации западноевропейской философии является периодизация общеисторического развития общества: определенный период развития общества равен определенному периоду развития философии.

Этапы в развитии философии:

    античная философия (конец 7 в. до н.э. – 2 в. н.э.)

    средневековая философия (3 – 14 вв.)

    философия эпохи возрождения (конец 14 – 16 в.)

    философия 17 века (Эпоха реформации)

    философия 18 века (Эпоха просвещения)

    философия 19 века

а) классическая немецкая философия (конец 18 – первая пол. 19 века)

б) марксистская философия (середина 19 в. – вторая пол. 19 века)

в) неоклассическая философия 19 века

    западноевропейская философия ХХ века


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО ФИЛОСОФИИ

БИЛЕТ №1


  1. Древнеиндийская философия (общая характеристика).

  2. Мировоззрение: сущность, структура, функции.

БИЛЕТ №2


  1. Древнекитайская философия: конфуцианство, даосизм.

  2. Мифология и религия – первые исторические типы мировоззренческого постижения мира.

БИЛЕТ №3


  1. Доклассический период древнегреческой философии: Фалес, Гераклит, Парменид, Демокрит, софисты.

  2. Специфика философского знания и его функции. Философия и наука. С. Франк «Понятие философии. Взаимодействие философии и науки».

БИЛЕТ №4


  1. Моральная философия Сократа и этика Эпикура. Эпикур «Эпикур приветствует Геродота».

  2. Категория «бытие», ее смысл и специфика. Значение проблемы бытия в медицине.

БИЛЕТ №5


  1. Философия Платона. Платон «Федон».

  2. Материя, движение, пространство, время.

БИЛЕТ №6


  1. Философия Аристотеля. Аристотель «Метафизика».

  2. Диалектика как учение о связи и развитии. Особенности диалектического и метафизического мышления.

БИЛЕТ №7


  1. Основные черты средневековой философии Европы. Ф. Аквинский «Сумма теологии».

  2. Понятие закона. Основные законы диалектики и их методологическое значение для медицины.

БИЛЕТ №8


  1. Философия эпохи Возрождения (общая характеристика).

  2. Сознание и бессознательное. К. Юнг «Об архетипах коллективного бессознательного».

БИЛЕТ №9


  1. Европейская философия Нового времени (общая характеристика).

  2. Научное знание, его специфика и строение. Т. Кун «Структура научных революций».

БИЛЕТ №10


  1. Философия Ф. Бэкона. Ф. Бэкон «Новый Органон».

  2. Общественное сознание и его структура.

БИЛЕТ №11


  1. Философия Р. Декарта. Р. Декарт «Рассуждение о методе».

  2. Проблема сознания в философии: основные концепции.

БИЛЕТ №12


  1. Гносеология и этика И. Канта. И. Кант «Критика практического разума».

  2. Субъект и объект познания. Истина как процесс. Критерии истины.

БИЛЕТ №13


  1. Метод и система философии Г. Гегеля.

  2. Познание как процесс. Чувственная и логическая ступени познания. Особенности логической ступени познания.

БИЛЕТ №14


  1. Антропологический материализм и гуманизм Л. Фейербаха. Л. Фейербах «Сущность христианства».

  2. Закономерности развития науки.

БИЛЕТ №15


  1. Марксистская философия (общая характеристика). К. Маркс «Тезисы о Фейербахе», «К критике политической экономии. Предисловие».

  2. Мораль в системе культуры.

БИЛЕТ №16


  1. Философия А. Шопенгауэра. А. Шопенгауэр «Мир как воля и представление».

  2. Религия в системе культуры.

БИЛЕТ №17


  1. Философия Ф. Ницше. Ф. Ницше «Так говорил Заратустра».

  2. Понятие общества. Основные концепции общественного развития. Д. Белл «Постиндустриальное общество».

БИЛЕТ №18


  1. Философия позитивизма в ее историческом развитии: от позитивизма к нео- и постпозитивизму. Витгенштейн «Логико-философский трактат».

  2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания и их формы.

БИЛЕТ №19


  1. Основные идеи философии экзистенциализма. Ж.-П. Сартр «Свобода и ответственность».

  2. Общество и природа, их взаимосвязь. А. Печчеи «Человеческие качества».

БИЛЕТ №20


  1. Религиозная философия XX века: неотомизм и христианский персонализм.

  2. Общественная жизнь как цивилизационный процесс. А. Тойнби «Постижение истории».

БИЛЕТ №21


  1. Общая характеристика русской философии XIX – н. XX вв. С. Франк «Сущность и ведущие мотивы русской философии».

  2. Методы научного познания.

БИЛЕТ №22


  1. Материалистическое направление в русской философии: А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Н.Г. Чернышевский «Антропологический принцип в философии».

  2. Особенности современного этапа взаимодействия общества и природы. Экологическая проблема: социально-исторические и этико-гуманистические аспекты. Конституция Российской Федерации об охране окружающей среды.

БИЛЕТ №23


  1. Философия В. Соловьева. Н. Бердяев «Основная идея Вл. Соловьева».

  2. Современные проблемы философии человека (сущность и существование, биологическое и социальное в человеке , индивид и личность, смысл и цель жизни). Э. Фромм «Иметь или быть».

БИЛЕТ №24


  1. Эволюция науки и ее функции. Классическая, неклассическая, постклассическая модель науки.

  2. Искусство в системе культуры.

БИЛЕТ №25


  1. Проблема человека в современной западной философии. М. Шелер «Человек и история».

  2. Философское понятие «культура». Культура как система. Функции культуры.

БИЛЕТ №26


  1. Проблема человека в русской философии.

  2. Наука и общество. Роль научного познания в развитии общества. Социально-нравственная ответственность ученого.

БИЛЕТ №27


  1. Культурно-исторические предпосылки зарождения философской мысли в Древней Греции.

  2. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. С. Франк «Духовная жизнь общества».

БИЛЕТ №28


  1. Проблемы

Шпаргалка по философии, ответы на экзаменационные билеты, Жаворонкова А.С., 2009.

Все выучить - жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальными преподами. Здесь найдешь все необходимое по философии, а остальное - дело техники.


ОГЛАВЛЕНИЕ .
1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ
6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК
7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА
8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
10. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЦЕСС

11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА
14. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (ПЕРИОДИЗАЦИЯ, СПЕЦИФИКА, ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ)
15. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
17. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ, ТЕОСОФИЯ, ПАНТЕИЗМ
18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
19. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТ РАЗУМА
20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.

21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
22. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
23. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕМЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в.
25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70-90-Х гг. ХХ в.
26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX в.
27. З. ФРЕЙД, ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ОППОНЕНТЫ
28. ФИЛОСОФСКИЙ ПОСТМОДЕРН
29. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ
30. ОНТОЛОГИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

31. ВОПРОС О БЫТИИ У И. КАНТА
32. ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, А. БЕРГСОНА, К. МАРКСА
33. АНТИОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВИСТОВ И НЕОПОЗИТИВИСТОВ
34. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОНТОЛОГИИ: РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА, НЕОТОМИЗМ
35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
36. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ
37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ
38. СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ОБЩЕНИЕ
39. ПРОБЛЕМАТИКА СОЗНАНИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, К. МАРКСА, А. БЕРГСОНА, У. ДЖЕЙМСА
40. ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И НЕОФРЕЙДИЗМ, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

41. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO
42. ОТКАЗ ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЗНАНИЯ
43. ТЕМА СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX-XX вв.
44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
45. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
46. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
47. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ
48. ПОЗНАНИЕ, ПРАКТИКА, ОПЫТ
49. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
50. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
52. ОППОЗИЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО, МНЕНИЯ И ЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ПАРМЕНИДА И ДЕМОКРИТА
53. ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УЧЕНИЮ ПЛАТОНА
54. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
56. МЕТОД ДЕДУКЦИИ И ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ ДЕКАРТА И СПИНОЗЫ
57. ТРАДИЦИЯ АНГЛИЙСКОГО ЭМПИРИЗМА
58. КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ
59. ТРАКТОВКА ПОЗНАНИЯ В НЕОКАНТИАНСТВЕ
60. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПОЗИТИВИЗМЕ И НЕОПОЗИТИВИЗМЕ

61. ПРИРОДА ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ В ПРАГМАТИЗМЕ
62. ИСТИНА И МЕТОД: ОТ РАЗУМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО К РАЗУМУ ИНТЕРПРЕТИРУЮЩЕМУ
63. ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
64. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ
65. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРИРОДОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ В НАШИ ДНИ
66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
67. ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ
68. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
69. ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА У Ф.НИЦШЕ
70. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ФИЛОСОФИИ XX в.

71. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
72. ИСТОРИОСОФИЯ АВГУСТИНА
73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
74. ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ
75. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
76. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
77. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ
79. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
80. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ
82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
83. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ
84. ПРОБЛЕМА ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в.
85. НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ И МИР НАУКИ
86. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
87. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА
88. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ФИЗИКЕ И ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ
89. ПОСТПОЗИТИВИЗМ
90. ГАЛИЛЕЕВСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЭМПИРИЗМУ


ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
.
Философия (от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость) - любовь к мудрости.
Философия - это наука о всеобщем, она - свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.
Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.
Цель философии - увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Философия как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.

Философия включает в себя :
- учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);
- о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);
- учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);
- теорию познания;
- проблемы теории познания и творчества;
- этику;
- эстетику;
- теорию культуры;
- свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Шпаргалка по философии, ответы на экзаменационные билеты, Жаворонкова А.С., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Loading...Loading...