Княгиня ольга в чем помогает. Икона святая ольга значение

Иногда, читая жития святых, мы пропускаем мимо сознания одну весьма важную деталь: практически все люди, которые прославлены Церковью, прошли долгий и трудный путь к совершенству. И в большинстве случаев за красивым житийным рассказом кроется настоящая жизненная драма, борьба двух разных сторон личности – светлой и темной. Зрелой христианкой предстает перед нами в своем житии и княгиня Ольга, чья память совершается 24 июля. Но летописи знают и другую Ольгу – жестокую, надменную, расчетливую. Какой она была на самом деле? Какой портрет – житийный или летописный – более правдив? Если мы кратко ответим на этот вопрос, то окажется, что правдивы, как ни странно, оба портрета.

Княгиня Ольга жила в X веке. Ее происхождение – предмет многолетних споров, которые не стихают до сих пор. По одним источникам, это была чужестранка, дочь скандинавов, пришедших на Русь и взявших под контроль большинство славянских племен. По другой – Ольга была славянкой, получившей свое имя в честь Киевского князя Олега. Третьи источники вообще говорят о болгарском происхождении княгини, что тоже возможно. Ведь в то время среди славянских стран именно Болгария была самым сильным государством, и иметь в женах женщину из болгарского рода было делом престижа.

Не меньшая загадка – история знакомства Ольги и Игоря. Официальная версия передает рассказ о том, как в Псковских землях простолюдинка Ольга была паромщицей. 10-летнюю девочку и заметил горячий юноша Игорь во время переправы, но на приставания княжича Ольга ответила отказом – «лучше утоплюсь, но чести не отдам». Трудно сказать, запомнила ли эту встречу девушка, а вот княжич – запомнил, и когда через несколько лет ему пришло время жениться, то сватов он заслал именно к юной паромщице. Запала она ему в душу – и все тут! Правда, летописи признают, что Игорь не был верным мужем, но жену свою Ольгу все равно любил и уважал за мудрость и волевой характер.

Именно при княжеском дворе сформировалась Ольгина жестокость, расчетливость, холодность. Иначе и быть не могло, ведь, даже будучи женой великого князя, она постоянно рисковала стать жертвой интриг. И Ольга приспосабливалась – как могла и как умела. Особенно сильно на ее характер подействовала трагическая гибель Игоря от рук племени древлян, которых князь облагал непомерной данью. С убийцами своего мужа она расправилась хладнокровно, перебив древлянскую знать и уничтожив много простых людей. После этого никто уже не посмел поднять на Ольгу руку, и она по причине малолетства сына Святослава стала единоличной правительницей Новгородских, Псковских и Киевских земель.

Михаил Нестеров. Равноапостольная княгиня Ольга. 1893

Впрочем, даже когда Святослав вырос, власть практически оставалась в ее руках, поскольку страстью сына была война, а государством управляла его мать. Ольга провела мощную административную реформу, выработала схему налогообложения, начала активное каменное строительство, бывшее дотоле на Руси делом неслыханным. И все-таки в народной памяти княгиня осталась не жесткой правительницей, а именно христианкой – первой среди Рюриковичей.

В светской историографии утвердилось мнение, что Крещение было для Ольги политическим шагом, который позволил ей занять выгодное положение среди византийской элиты. Но внимательный анализ жития и летописных упоминаний показывает, что это не совсем так. Мы доподлинно не знаем, где и когда крестилась русская правительница, но источники говорят, что ее положение в византийском обществе после принятия Крещения было не таким уж и высоким, и оно явно не соответствовало амбициям этой сильной женщины. И здесь невольно понимаешь, что Ольгой двигала не политика, а вера. Бабка Владимира Великого была одной из тех, кто на себе испытал силу преображающей Божьей благодати. Несмотря на бурную жизнь и огромную власть, которая была сосредоточена в ее руках, эта женщина рано стала задумываться над смыслом жизни, и этот поиск привел ее к решению принять христианство.

Материал по теме


Искала ли Ольга крещения в Константинополе? Вряд ли. Во всяком случае, это не могло быть главной причиной ее визита. Стать христианской она могла, не покидая «стольного града», - отыскался бы священник.

Для полной ясности важно сказать, что несмотря на свое полулегальное существование, ко времени княжения Святослава и Ольги христианство успело укорениться среди многих знатных киевлян, а в самом Киеве имелось даже несколько храмов. В 944 году при подписании мирного договора с греками многие члены русского посольства приносили присягу не перед статуей языческого бога Перуна, а в церкви святого Ильи – перед Крестом и Евангелием. Поэтому обращение к вере Ольги в значительной мере стало возможным, благодаря труду предшествующих христианских поколений. Приняв христианство, Ольга всеми средствами поддерживала своих братьев по вере и трудилась на миссионерском поприще, уничтожая языческих идолов, строя храмы и проповедуя идеалы Евангелия, которые многим русским западали в душу. Своего сына Святослава она тоже стремилась обратить ко Христу, но, лояльный к христианству, он боялся делать этот шаг, поскольку считал, что его соплеменники-язычники будут смеяться над ним. Вояка-Святослав, проводивший в походах большую часть своей жизни, до самой своей трагической гибели в 972 году так и не стал христианином. Его сын Ярополк уже явно симпатизировал вере Христовой и даже был женат на христианке. Это благотворно влияло на положение Церкви в языческой Руси, но после междоусобной борьбы и восшествия на престол князя Владимира наступил период гонений на Церковь. Прежде чем одержать окончательную победу, ей предстояло обагриться кровью мучеников.

Материал по теме


24 июля день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги. О ней и о других святых, носивших это имя, читайте в материале на сайте журнала "Фома".

Впрочем, все это было потом. А при жизни Ольги христианство в Киеве давало первые росточки. По свидетельству современников, Крещение радикальным образом изменило княгиню. Это не значит, что она, будучи до Крещения женщиной, мудрой и волевой, после принятия Христа стала мягкой и слабой. Ольга осталась такой же, но теперь все силы души она направила на служение другим идеалам.

Княгина скончалась в 969 и была похоронена году по христианскому обряду. В 1007 году, после постройки легендарной Десятинной Церкви в Киеве, тело княгини было перенесено в этот храм. По легенде, в каменном склепе было проделано окошечко, и было видно, что останки этой великой женщины нетленны. Ее святость никогда не ставилась под сомнение. С XIII века имя Ольги стало крестильным, ее признали святой не только на Руси, но и в Чехии, и на Балканах. А в 1547 году Ольга была причислена к лику равноапостольных – то есть тех, чьи труды в деле миссионерства сравнимы с трудами апостолов. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории ( , мученицы Фекла и Апфия, и просветительница Грузии ).

Молитвы святым

Память: 11 / 24 июля

Княгиня Ольга, в крещении Елена называется "начальницей веры" и "корень Православия" в русской земле. Покровительница государевых людей. Ей молятся о детях, о воспитании их в вере и благочестии, о вразумлении неверующих детей и сродников, или попавших в секты.

Тропарь равноапостольной великой княгине Российской Ольге, глас 1

Крилами богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяческих, и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси, древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши, Ольго приснославная.

Кондак равноапостольной великой княгине Российской Ольге, глас 4

Воспоем днесь Благодетеля всех Бога, прославльшаго в России Ольгу богомудрую, да молитвами ея подаст душам нашим грехов оставление.

Молитва первая равноапостольной великой княгине Российской Ольге

О святая равноапостольная княгине Ольго, приими убо похвалу от нас, недостойных раб Божиих (имена ), пред честною твоею иконою молящихся и смиренно просящих: огради нас твоими молитвами и заступлением от напастей и бед, и печалей, и лютых грехов; еще же и от будущих мук избави ны, честно творящия святую память твою и славящия прославльшаго тя Бога, во Святей Троице прославляемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков

Молитва вторая равноапостольной великой княгине Российской Ольге

О великая угоднице Божия, богоизбранная и богопрославленная, равноапостольная великая княгине Ольго! Ты отринула еси зловерие и нечестие языческое, уверовала еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и восприяла еси святое крещение и положила еси начало просвещения земли Российския светом веры и благочестия. Ты еси духовная родоначальнице наша, ты по Христе Спасителе нашем первая виновница просвещения и спасения рода нашего. Ты еси теплая молитвенница и ходатаица о царстве всероссийстем, о царех его, народоправителех, воинстве и о всех людех. Сего ради смиренно молим тя: призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, блаженная Ольго, Человеколюбца Бога, да пробавит нам великую милость Свою: да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла; да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в Отечестве нашем, во всех концех его; да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы; да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства на небеси, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Молитва третья равноапостольной великой княгине Российской Ольге

О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице. К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временной жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у Всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временной и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величаем тя, святая равноапостольная княгине Ольго, яко зарю утреннюю в земли нашей возсиявшую и свет веры православныя народу своему предвозвестившую.

Акафист равноапостольной Великой княгине Российской Ольге:

Канон равноапостольной Великой княгине Российской Ольге:

Житийная и научно-историческая литература о равноапостольной Великой княгине Российской Ольге:

  • Равноапостольная Великая княгиня Российская Ольга – Православие.Ru
Читать другие молитвы раздела "Православный молитвослов"

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Святая Ольга – молитвы о помощи в делах

Многие исторические фигуры являются значимыми для верующих людей и за свои действия при жизни они были причислены к лику святых. К ним относится и княгиня Ольга, которая является значимой фигурой в становлении Руси. Церковь почитает ее память 24 июля по новому стилю.

Святая Ольга в православии

Многие храмы имеют икону равноапостольной княгини Ольги, которую считают матерью духовенства на Руси. Вместе со своим мужем она изгнала язычество и окрестила народ. Для многих является неизвестной информация о том, почему Ольга святая и за что она была причислена к лику святых. Священнослужители дают понятное объяснение, что равноапостольная, значит, равная апостолам. Такой титул церковь дает тем людям, которые утверждали веру в Господа и помогали людям прийти к вере.

Святая Ольга – биография

Замуж за киевского князя Владимира девушка вышла в юном возрасте. После его смерти правление Киевским государством перешло в руки Ольги, поскольку их общему сыну Ярославу было только три года. До конца своих дней княгиня занималась внутренними делами Руси. Есть несколько фактов ее жизни:

  1. Споры, касающиеся происхождения княгини, не утихают уже много лет, и существует несколько версий. Норманисты, считают, что в ее жилах текла варяжская кровь, а еще есть предположение, что она была славянкой.
  2. Считается, что святая Ольга была виновной в смерти своего мужа из-за того, что она повысила размер дани и люди отказались платить. Она длительное время мстила древлянам, что они лишили ее супруга жизни.
  3. Она была первой из правителей Руси, ставшая христианкой и во время обряда крещения ей было дано имя Елена.
  4. Святая княгиня Ольга пыталась склонить к вере своего сына, но он отказался, считая, что его не примет дружина.
  5. Известна точная дата смерти – 24 июля и похоронили ее по христианским обычаям, а ее внук равноапостольный князь Владимир перенес ее нетленные мощи в церковь в Киеве.
  6. Общецерковное прославление произошло в 1547 году.
  7. Считают святую покровительницей женщин, которые лишились мужа, и новообращенных христиан.
  8. Почитают Ольгу, как в католической, так и в православной церкви.

В чем помогает икона святой Ольги?

Образ княгини для православных верующих имеет большое значение, поскольку она способствовала духовному развитию целого народа. Святая Ольга, икона которой есть во многих церквях, помогает людям в разных ситуациях:

  1. Обращаются к ней за помощью матери, чтобы оградить своих детей от неправильных решений и разных проблем.
  2. Поможет святая Ольга пережить сложные периоды в жизни, когда руки опускаются, и вера начинает угасать.
  3. Образ может служить мощным оберегом для дома и всей семьи, который будет «отталкивать» злые силы, разный негатив и беды.
  4. Молитвы перед ликом святой помогают верующему человеку обрести житейскую мудрость и научиться правильно принимать решения в жизни.
  5. Святая способствует укреплению веры в сердце человека.
  6. Есть свидетельства, что Ольга помогала решить проблемы в личной жизни и возникшие конфликты, а еще найти правильный выход в запутанных ситуациях.

Молитва святой Ольге

Есть несколько особенностей, которые необходимо учитывать для обращения к равноапостольной. Чтобы святая великая княгиня Ольга откликнулась, обращаться к ней рекомендуется перед образом, который можно купить в церковной лавке. Молятся ей люди, чтобы она донесла просьбу к Господу и посодействовала в оказании помощи. Важно произносить молитвенный текст от чистого сердца и непоколебимой верой.

Молитва святой Ольге о помощи

В сложных ситуациях человек часто обращается за помощью к Высшим силам, помогает и святая Ольга. Она оказывает содействие в разных ситуациях, что доказывают отзывы верующих людей. Важно, чтобы просьба была значимой и имела только добрые помыслы. Молитва святой равноапостольной княгине Ольге может произноситься каждое утро или перед какими-то ответственными событиями, когда чувствуется необходимость в невидимой поддержке.

Молитва святой Ольге о замужестве

Поскольку княгиню считаются покровительницей и заступницей всего русского народа, то к ней могут обращаться все верующие со своими проблемами. Святая равноапостольная Ольга помогает женщинам найти свою вторую половинку, удачно выйти замуж и сохранять чувства в течение длительного времени. Важно читать молитву с полной ответственностью, а не ради интереса, и не иметь дурного умысла.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Молитва святой Ольге – первопрестольной княгине Киевской

Чудотворной иконе Святой Равноапостольной Княгини Ольги молятся наряду с другими великими святыми, ее почитают не только в православной вере, но и в католической. Молитва святой Ольге всегда помогает тем, кто сердечно и искренне это делает. В XVI веке она была канонизирована, ее нетленные мощи были помещены в Десятинную церковь в Киеве, но потом прошло много времени, и они бесследно исчезли. Для того чтобы понять, чем великая княгиня заслужила такую святость, при каких обстоятельствах ей можно молиться и когда день святой Ольги, необходимо ознакомиться с описанием ее жизни, которое очень противоречиво, достаточно объемно и требует тщательного изучения. Однако пройдемся по самым главным и интересным моментам ее жизни.

Княгиня Ольга и христианство

Молитва святой Ольге наиболее сильна тогда, когда понимаешь, что пережила эта великая правительница и как она добивалась своего. Кстати, славянское имя Ольга стало производной от древнескандинавского имени Helga, которое переводится как «мудрая», «священная», «ясная». И это наложило определенный отпечаток на ее судьбу, характер и поведение. Безусловно, это была очень мудрая и сильная женщина, об этом прекрасно знали все, и даже враги с этим соглашались.

Перед тем как дать ответ на вопрос о том, молитва святой Ольги в чем помогает, надо отметить, что княгиня Ольга стала первой женщиной, которая после смерти своего мужа правила Киевской Русью до 962 года. Родилась она в примерно 890 году, практически за сто лет до крещения Руси, и провела очень достойную и благочестивую жизнь, прожив до 80 лет. Святая Ольга вошла в историю как первая русская княгиня, принявшая христианство и изменившая многовековые языческие устои и культуру своего государства.

Житие святой

Из «Повести временных лет» известно, что Ольга была родом из деревни Выбуты, расположенной на Псковской земле. Имена ее родителей неизвестны, скорее всего, они были совсем не знатного варяжского рода, во всяком случае на этот факт намекает древнескандинавское происхождение ее имени. На присутствие скандинавов в тех местах указывает и ряд археологических находок.

Знакомство Ольги с великим князем в летописях описывается так: однажды Игорь охотился в псковских лесах, где, выслеживая очередную добычу, он оказался у реки Великой и захотел переправиться на другой берег. В это время мимо проплывала лодка с девушкой, которую князь сначала принял за юношу. Она была одета в мужское одеяние, и он очень удивился, когда разглядел в ней красивую девушку. Князю очень она приглянулась, он захотел своими сладкими речами прельстить ее. Но целомудренная Ольга сразу пристыдила путника мудрыми словами. Так закончилась их первая встреча.

Вещий Олег

Князь Игорь был единственным наследником князя Рюрика, после смерти отца его опекуном стал Новгородский воевода Вещий Олег, который очень любил его и воспитал как настоящего воина. Вскоре пришло время жениться Игорю, и ему стали подыскивать достойную невесту, но никого он так и не выбрал. В сердце Игоря уже оставила свой след псковская девушка Ольга. Тогда он отправил туда своих гонцов, чтобы разыскать ее. Через некоторое время ее с почестями доставили в стольный град Киев, где она и стала женой великого князя.

Воевода, женив Игоря, стал приносить жертвы языческим богам, чтобы они подарили Игорю наследника, но, так и не дождавшись этого, Олег умирает от укуса ядовитой змеи.

Ольга была разочарована языческими богами, которые за долгие годы жертвоприношений не принесли результатов, ведь у нее так и не было детей. Великая княгиня сильно беспокоилась по поводу того, что князь начнет искать себе другую жену, которая родит ему наследника. Тогда она стала слезно и горячо молиться единому христианскому Богу, и Он услышал ее молитвы. В скором времени Ольга родила наследника, нареченного Святославом. Князь Игорь, обезумевший от счастья, в знак благодарности завалил жену разными дорогими подарками, которые она отдала в пожертвование в Киевский храм Св. Пророка Илии (это первый христианский храм, который и до сих пор существует в Киеве на Днепре).

В исследовании темы «Молитва святой Ольге – покровительнице имени» обязательно нужно отметить, что княгиня так уверовала в христианского Бога, что очень скоро приняла крещение с именем Елена. Патриарх Константинопольский благословил ее крестом, вырезанным из животворящего древа Креста Господня. На нем была надпись, в которой говорилось о том, чтобы воскресла Русская земля вместе с этим Крестом Святым, который сегодня приняла Киевская княгиня Ольга.

С тех пор княгиня Ольга стала первопрестольной женщиной, возродившей христианскую веру на Руси. Она вернулась на Родину и стала проповедовать христианское учение язычникам и строить храмы.

Главное чудо, которое произошло благодаря духовному подвижничеству святой Ольги, это крещение Руси. Киевский князь Владимир, ее внук, произвел это по наставлению своей бабушки. Поэтому православные христиане очень часто в своих молитвах упоминают святую Ольгу и святого Владимира вместе.

Молитва святой Ольге: особенности

В 1547 году княгиню Ольгу причислили к лику равноапостольных святых. В христианской истории такое обращение применяется только к пяти женщинам: святой Марии Магдалине, мученице Апфии, первомученице Фекле, святой царице Елене (мать императора Константина I) и просветительнице Нине Грузинской.

Молитва святой Ольге читается перед иконой для того, чтобы получить ее покровительство в разных житейских делах. Но особенно ей молятся женщины о том, чтобы она походатайствовала перед Господом о рождении ребенка, а если есть дети, и особенно сыновья, – чтобы оберегала их от бед и несчастий.

Существует также молитва святой Ольге о замужестве, которая начинается со слов: «О святая равноапостольная великая княгине Ольга, первоугодница российская…»

Перед иконой Святой Ольги молятся от врагов и от всякого, кто захочет прийти в дом с нечистыми помыслами. Ей молятся женщины, потерявшие ребенка или мужа, чтобы справиться с горем и обрести покой в душе.

Молитва святой Ольге, покровительнице имени

Святая Ольга – небесная покровительница женщин с этим именем, поэтому им особенно важно искать молитвенной защиты у своей святой со словами «Моли Бога обо мне, святая угодница Божия Ольга…».

День святой Ольги отмечается 24 (11) июля и 17 (4) июля. Только первую дату Православная церковь чествует в честь первопрестольной Киевской княгини Ольги, а вторую – в честь святой страстотерпицы великой княжны Ольги (старшей дочери Николая II).

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона равноапостольной княгини Ольги значение и в чем помогает

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Святая Ольга считается матерью духовенства на Руси. Именно она со своим внуком Владимиром изгнали язычество и окрестили Русь. Во многих храмах и церквях имеется икона равноапостольной княгини Ольги, к которой за помощью обращаются многие христиане, как к духовной матери народа русского. Почитают память святой княгини ежегодно 11 июля.

Значение иконы «Святая Ольга»

Значение этого образа для православного мира трудно переоценить. Именно святой Ольге принадлежит самое большое чудо - Крещение Всея Руси. Поэтому и сегодня многие люди преклоняются в молитве этой святой.

Равноапостольная Ольга приравнивается по значению к апостолам, так как ее роль в становлении христианства очень велика, и только 6 женщин имели возможность в свое время получить такое призвание. При крещении, Святая Ольга получила имя Елены - святой, которая обрела Животворящий Крест. Служба Ольги Господу была такой же значимой, так как способствовала духовному развитию целого народа.

При жизни святая Ольга отличалась решительным характером и мудростью. Слезы она позволила себе только раз, когда увидела мертвое тело своего супруга Игоря. После его смерти она правила Русью, и ее методы руководства вызывали только уважение и похвалу. За свою жизнь она не смогла полностью установить православие в стране, но прекрасно воспитала своего внука Владимира в традициях веры. А он уже и совершил Крещение Руси в память про свою бабушку.

По легенде, когда мощи княгини Ольги извлекли, они были нетленны. Их поместили в гробницу, дабы веряне увидели их чудотворное сияние и могли получить исцеление от различных тяжелых болезней.

В чем помогает икона святой Ольги

Как одна из главных святынь христианства, икона святой Ольги помогает в разных ситуациях:

  • уберечь своих детей и себя от бед;
  • пережить горечь потери любимого человека;
  • защитится от проникновения злых сил в дом;
  • обрести житейскую мудрость и поступать справедливо;
  • укрепить веру;
  • пережить опасные ситуации;
  • решить конфликты и споры.

Святая Ольга является покровительницей всех женщин, которые носят такое имя. Им рекомендуют иметь всегда с собой молитву к святой, написанную от руки, чтобы в любой момент прибегнуть к защите. Молитвенный текст имеет такое содержание:

О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице русская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице.

К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временней жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами, вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове.

В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временней и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вдовы о защите, о помощи, о приосвещении и умягчении обидчиков (составлена святой равноапостольной великой княгиней Ольгой):

О премилостивый Господи Боже мой Иисус Христос, прилпе душе моя по Тебе, и мене прият десница Твоя: приклони ухо Твое ко мне и услыши молитву мою. И дай ми путь обрести, имже ми получу угодити Тебе: бо жажду источника спасения.

Помощник ми буди и не остави мене. Боже Спасителю мой, яко Отец мой и мати моя остависта мя, и супруга лишена бых; от него же единаго сына прижих, и той непокорен и неверен, такоже и людие неверни. Ты же, Господи, едину мя на упование призвал еси.

Аз же, Господи, на милость Твою уповах и на пучину щедрот Твоих надежу душа моя возлагаю и, к Тебе прибегая, молюся: научи мя творит волю Твою и спаси мя от рода сего строптиваго, множества неверных людей. Аще они заблудили суть от Твоея благодати, но Ты, Владыко, человеколюбия Своего ради, не презри их, но посети и в разум призови, и своему познанию приведи.

Икона которой с XVI века стала одной из наиболее почитаемых на Руси. Она и её внук святой князь Владимир, светом Христовой веры изгнавший с Днепровских берегов мрак язычества, дополняя друг друга, стали в нашей истории воплощением материнского и отеческого духовного начала.

Невеста Киевского князя

Древнейшая из летописей, носящая название «Повесть временных лет», является первым из дошедших до нас литературных памятников, упоминающих имя княгини Ольги, этой «духовной матери России», чей образ являет нам сегодня хранящаяся в большинстве храмов икона. Святая Ольга представлена в этом документе как юная невеста Киевского князя Игоря

Предание повествует, что принадлежала она к древнейшему роду князей Изборских и на свет появилась в 894 году в селе Выбуты, расположенном неподалёку от Пскова. Там же произошла и её первая встреча с будущим женихом, оставившая в его сердце память о чистой и целомудренной красавице, живущей на берегу реки Великой.

Горечь раннего вдовства

Именно её он предпочёл всем прочим невестам, съехавшимся в Киев, когда пришла пора назвать свою избранницу. И её он сделал своей женой и великой княгиней Киевской Руси. Но не дано было Ольге долгого семейного счастья. Едва родился у них первенец Святослав, как постигла молодую княгиню беда - принял Игорь в глухих лесных чащобах лютую смерть от рук коварных древлян, населявших те края.

Погоревала, поубивалась безутешная вдова, но горю-то не помочь, а сына растить надо, да и правительницей русской земли она теперь осталась единоличной. Все заботы государственные отныне легли на её женские плечи. Но вначале, чтобы успокоить душу, да и мужнюю память почтить как должно, задумала Ольга покарать убийц своего супруга.

Это уже позже, став христианкой, начала она по учению истинной веры молиться за врагов и прощать обиды. Тогда же излила она на губителей мужа своего всю безумную ярость тёмной язычницы. Дважды заманив их посольства в Киев, одних повелела живьём предать земле, а других спалить огнём. И чтобы уж до краёв напоить душу вражьей кровью, двинула свои дружины на города древлян, где счёт убитым врагам шёл на тысячи.

Правительница Руси

Нет, не этот образ являет нам сегодня храмовая икона. Святая Ольга родится позже из купели константинопольской, а тогда перед племенами и народами, населявшими Древнюю Русь, предстала сильная и беспощадная правительница, явившая в себе мощь, достойную выдающегося государственного мужа. И с трудом, но покорились ей подданные.

Добилась мудрая княгиня укрепления своей централизованной власти, разделив подвластные ей земли на «погосты» - отдельные районы, в которых поставила воевод, да каждому из них ввела оброк, собирать который посылала вооружённые отряды. Само название «погосты», как считается, произошло от этих самых «гостей», никогда не уезжавших с пустыми руками. Накладно было людям, но зато казне в достаток, а значит, и государству на пользу.

И направляемая твёрдой рукой многомудрой правительницы Русь всемерно укреплялась. Развивалась экономика, а вместе с тем появлялись и новые города. С каждым годом подрастал и юный князь Святослав, которому по достижении положенных лет предстояло взять в свои руки правление государством.

Забота о духовном просвещении народа

Имея перед собой пример одного из самых могучих по тем временам государств - Византии, княгиня Ольга понимала, что для процветания государства недостаточно лишь забот о его хозяйственном благополучии и военной силе. Она сознавала, что лишь общность духовной жизни может собрать воедино его жителей и стать надёжной основой для формирования нации.

Господь помог сделать ей правильный выбор, и, оставив государство на попечение своего уже достаточно подросшего сына, Ольга во главе многочисленного флота отправилась в Константинополь, чтобы воочию узреть земные плоды, приносимые верой, а заодно решить насущные дипломатические вопросы и продемонстрировать военную мощь.

Духовное рождение во святой купели

В византийской столице воображение княгини поразило обилие храмов и благолепие совершавшихся в них богослужений. Она зачарованно слушала церковное пение и впервые постигала новые для неё понятия - исповедь, литургия, крест и икона. Святая Ольга была крещена Феофилактом, и во время совершения обряда её восприемником был сам император Константин Богрянородный.

По совершении таинства княгиня удостоилась имени Елена, в честь святой матери императора Константина Великого, обретшей Животворящий Крест Господень и прославившейся распространением истинной веры в Римском государстве. Уподобившись ей, новокрещенная правительница Руси, вернувшись на родину, стала проповедницей христианства на подвластных ей землях.

Благочестивые труды на родине

Домой княгиня Ольга прибыла с большим багажом икон и богослужебных книг. С ней же на Русь приехали и несколько православных священников, которым предстояло обращать ко Христу киевлян, поклонявшихся до той поры идолам. Повелением Ольги в Киеве на могиле первого христианина князя Аскольда воздвигли храм святителя Николая чудотворца, в который была помещена привезённая из Константинополя икона.

Святая княгиня Ольга много потрудилась также для прославления на Руси Существует предание, что недалеко от родного села на берегу реки Великой она сподобилась узреть три сходящих с неба сияющих луча и тогда же предсказала, что в том месте будет возведён храм в честь Пресвятой Троицы и со временем зашумит большой торговый город. Сама же установила на берегу и основала храм, положивший начало строительству Пскова.

В самом же Киеве богомудрая правительница построила который освятили в 960 году. Главной его святыней стал крест, которым благословил её во святом крещении Константинопольский патриарх. Сделан он был из Животворящего Древа Господня, через него было явлено немало чудес исцеления.

Душевная печаль княгини

Однако не пробил ещё час Руси выйти из мрака язычества и озариться светом православной веры. Летописец сообщает, что изрядно нашлось в Киеве бояр и дружинников, возненавидевших Премудрость Божию, и среди них был князь Святослав, возмужавший и окрепший к тому времени сын Ольги.

Как ни наставляла его мать в истинной вере, как ни уговаривала принять крещение, он неизменно продолжал упорствовать. Однако тем из приближённых, кто обращался ко Христу, не препятствовал в этом и другим не позволял над ними издеваться. Со временем к сыну перешла вся полнота власти, а его благочестивая мать всецело предалась служению Богу и делам благотворительности. Государственными же делами занималась лишь в те дни, когда Святослав бывал в походах со своей дружиной.

Последние годы праведницы

Последние годы жизни она провела в Киеве, воспитывая внуков, среди которых подрастал и будущий креститель Руси князь Владимир. Благочестивая бабка наставляла их в вере, рассказывала о Едином Боге и о том, как Он сотворил небо и землю, но крестить их не решалась, опасаясь гнева своего сына-язычника.

Даже священника ей приходилось принимать у себя тайно. Её единственной отрадой были молитвенник и икона. Святая Ольга до последних дней своих не переставала просить Господа о просвещении русской земли. И Вседержитель внял её мольбам, возложив это великое дело на её равноапостольного внука. Саму же праведницу призвал к Себе в 969 году.

Канонизация и общецерковное почитание

Канонизация «начальницы веры в земле Российской» совершилась на соборе 1547 года. Там же было подтверждено её всеобщее почитание ещё в домонгольский период. С этого момента начинает свою историю и её иконография. Важно заметить также, что за всю среди шести женщин, причисленных к лику равноапостольных, этой чести удостоена и Святая Ольга.

Икона, значение которой становится понятным из самой её композиции, представляет угодницу Божию держащей в одной руке крест, символизирующий веру, а в другой изображение храма - символ её миссионерства и распространения христианства на языческих землях. Те же символы можно видеть и на иконах иных носителей веры, например, равноапостольной княгини Тамары.

Иконы, почитаемые и любимые

Равноапостольная княгиня Ольга почитается как духовная мать русского народа, поскольку именно с неё берёт начало его становление на путь христианской веры. Неисчислимы храмы, возведённые в её честь. В них уже много веков идут люди поклониться честному образу равноапостольной княгини.

Не иссякает их поток и в наши дни. Большим почитанием пользуется, например, икона Святой Ольги в Москве в домовом храме при Паломническом центре Московского Патриархата - самом высотном храме столицы. Он расположен на пятнадцатом этаже гостиницы «Университетская», ежедневно открывает свои двери для сотен верующих, съезжающихся со всей страны.

Известна многим и икона Святой Ольги в Санкт-Петербурге, хранящаяся в построенном в её честь храме, находящемся в Стрельне. Этот архитектурный памятник, возведённый в Михайловском парке на берегу Финского залива, всегда привлекает много паломников и просто туристов. И всем им надолго запоминается образ княгини, держащей в руке крест, дарованный ей константинопольским патриархом. Это и есть икона Святой Ольги.

О чем молятся перед этим образом?

Принято считать, что молитва перед иконой равноапостольной княгини Ольги помогает верующим обрести мудрость в житейских делах и наполняет их сердца Благодатью, столь необходимой каждому в нашей полной тревог и искушений жизни. Также принято возносить ей молитвы об укреплении России, о защите от обидчиков и умягчении их сердец.

Известны также случаи, когда исцеление страдающим душевными болезнями приносила именно икона Святой Ольги. В чем помогает ещё её святой образ? Правильно будет сказать, что буквально во всём, если только молитва произносится из самой глубины сердца и наполнена живой верой. При этом условии святая равноапостольная княгиня Ольга преклоняет слух к нашим мольбам и ходатайствует перед Богом об их исполнении.

Известно также, что женщинам, носящим имя Ольга, особое покровительство являет именно икона Святой Ольги. Фото, представленные в статье, помогут создать представление об иконографии этого образа и о том, как его видели мастера разных эпох.

Предисловие

В конце июля нас ожидают дни памяти удивительных отечественных святых, которые осознали гибельность язычества и привели с Божьей помощью восточных славян к православию. 11 июля по старому стилю (24 июля н.ст.) – святой равноапостольной великой княгини Ольги. На следующий день – 12 (25) июля – мучеников Феодора варяга и сына его Иоанна. А 15 (28) июля – равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия: День Крещения Руси.

Святая равноапостольная княгиня Ольга

Прежде чем начать разговор о святой равноапостольной княгине Ольге, хочется, дорогие братья и сестры, сказать о том, что русичи – современники княгини – очень отличались от нас. У славянских наших предков-язычников совсем иное было отношение к жизни другого человека, к браку и многим морально-нравственным категориям, которые стали нашим общественным фундаментом сегодня и которые привил нам Господь наш Иисус Христос и Его Святая Церковь.

Многие поступки людей прошлых веков нам кажутся страшными и очень жестокими, но им самим так не казалось. Ведь они жили по агрессивным, почти звериным, хищным законам язычества, девиз которого – «служи себе, угождай своим страстям, подчиняй себе других для этой цели».

Современный человек часто не задумывается о том, что такие, как сейчас говорят, демократические принципы – право на жизнь, на частную собственность, свобода совести, право на охрану здоровья, институт брака – детища христианской, православной морали, вышедшие из чрева Матери-Церкви, имеющие в себе ген заповедей Божиих из Священного Писания.

Современный человек может декларировать, что он атеист и даже активный богоборец, но ходит в жизни по дорожкам, созданным и пробитым для него именно христианством.

Цель данного блока трех статей, основанных на житиях святой равноапостольной княгини Ольги, киевских мучеников Феодора варяга и сына его Иоанна, а также святого равноапостольного великого князя Владимира – показать подвиг этих воистину великих людей, которые вывели восточных славян из страшной, разрушительной тьмы язычества. И с другой стороны, показать существование опасности сегодня – в XXI веке – перечеркнуть духовный подвиг десятков поколений славянских православных святых и путем неоязычества, эгоизма, культа тела и удовольствий снова ввергнуться в гибельную и разрушительную духовную тьму, из которой с такими скорбями и трудом нас выводили наши святые предки.

И воистину денницей, предутренней зарей, луною, предваряющей солнце и освещавшей во тьме язычества путь ко Христу для целого конгломерата народов, была княгиня Ольга.

«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи», –вот что о ней писал преподобный Нестор Летописец в своем произведении «Повесть временных лет».

Святая Княгиня Ольга. Владимирский собор в Киеве. М. Нестеров

«Ольга» это значит «святая»

Действительно, имя «Хельга» имеет скандинавские корни и переводится на русский язык как «святая». В славянском произношении имя произносилось как «Ольга» или «Вольга». Очевидно, что она с детства имела три особенных качества характера.

Первое – богоискательство. Конечно же, имя «Ольга», или «святая», подразумевало языческое понимание святости, но все равно оно определяло какое-то духовное и неотмирное устроение нашей великой древнерусской святой княгини. Как подсолнух тянется к солнцу, так и она всю жизнь тянулась к Господу. Она искала Его и обрела в византийском православии.

Вторым качеством ее характера было дивное целомудрие и несклонность к разврату, который бушевал вокруг нее в славянских племенах того времени.

И третьим качеством внутреннего устроения Ольги была ее особенная мудрость во всем – от веры до дел государственных, которая, очевидно, питалась из источника ее глубокой религиозности.

История ее рождения и происхождения довольно туманна в силу своей древности и различных исторических версий. Так, например, одна из них говорит, что она была воспитанницей князя Олега (ум. 912 г.), который воспитывал малолетнего княжича Игоря – сына Рюрика. Отсюда историки, придерживающиеся этой версии, говорят о том, что девочка была названа Хельгой в честь киевского князя Олега. Об этом говорит Иоакимовская летопись: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил». Существует также и версия болгарского происхождения святой княгини Ольги.

Но наиболее распространенная и документально аргументированная версия такова, что Ольга происходила из Псковщины, из села Выбуты, что на реке Великой, из древнего славянского рода князей Изборских, представители которого заключали браки с варягами. Этим и объясняется скандинавское имя княгини.

«Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря». Эскиз В. И. Сурикова, 1915

Встреча и брак с княжичем Игорем Рюриковичем

Житие дает красивую и чудесную историю их встречи, которая полна нежности и напоминает о неизреченных чудесах Божиих и Его благом Промысле о человечестве: провинциальной дворянке из псковских лесов предуготовано было стать великой княгиней Киевской и великим светильником православия. Вот уж действительно Господь смотрит не на статус, а на душу человека! Душа же Ольги пламенела любовью ко Всевышнему. Недаром в крещении она получает имя «Елена», что переводится с греческого как «факел».

Предание гласит, что княжич Игорь, воин и викинг до мозга костей, воспитанный в походах сурового Олега, охотился в псковских лесах. Он захотел перебраться через речку Великую. Увидел вдалеке фигуру лодочника на челне и подозвал его к берегу. Тот подплыл. Лодочником оказалась красивая девушка, к которой Игорь тут же воспылал похотью. Будучи воином, привыкшим к грабежам и насилию, он захотел тут же взять ее силой. Но Ольга (а это была она) оказалась не только красива, но также целомудренна и умна. Девушка пристыдила княжича, сказав, что он должен быть светлым примером для своих подданных. Она говорила ему о княжеском достоинстве и правителя, и судии. Игорь, что называется, был совершенно сражен и покорен ею. Он вернулся в Киев, храня в сердце прекрасный образ Ольги. И когда пришло время жениться, он выбрал ее. В грубом варяге проснулось нежное, светлое чувство.

Ольга на вершине власти в языческом Киеве

Следует сказать, что быть женою великого князя киевского – дело непростое. При древнерусском дворе в ходу были казни, отравления, интриги и убийства. Дело в том, что становым хребтом русской аристократии на то время были варяги, и не просто скандинавы, но викинги. Известный российский историк Лев Гумилев, к примеру, в своей книге «Древняя Русь и Великая степь» пишет о том, что нельзя было отождествлять полностью весь скандинавский народ и викингов. Викинги, скорее, были необычным феноменом этого народа, чем-то отдаленно напоминающим наше казачество или, к примеру, японских самураев.

Среди скандинавов были племена земледельцев, рыболовов и моряков. Викинги для них были почти таким же необычным элементом, как и для многих других народов – социальным феноменом. Это были люди определенного воинско-разбойничьего склада, которые уходили из скандинавских племен и образовывали свои общины-отряды «вики» – команды для войн, пиратства, грабежей и убийств. Викинги держали в страхе портовые города побережий Европы, Азии и Африки. У них выработались свои правила и законы. Именно викинги, начиная от Рюрика, стали основой древнеславянской монархии и аристократии. Они во многом навязали современному им русскому обществу свои устои и правила поведения.

В 941 году Игорь предпринимает со своей дружиной поход на Царьград (Константинополь) и полностью разоряет южное побережье Черного моря. Его воины сжигают множество христианских храмов, священникам вбивают в головы железные гвозди. Но вот что интересно: в 944 году князь Игорь заключает с Византийской империей военно-торговый договор. В нем есть статьи о том, что русские воины-христиане могут приносить присягу в Киеве в храме святого пророка Ильи, а воины-язычники – на оружии в капищах Перуновых. Для нас это древнее свидетельство интересно тем, что воины-христиане поставлены на первое место, значит, их было довольно много на Руси. И уже тогда, по крайней мере, в Киеве, существовали православные храмы.

Как настоящий язычник, Игорь умирает от своей невоздержанности и сребролюбия. В течение 945 года он несколько раз собирал дань с племени древлян. Те уже были обобраны практически до нитки. Но Игорь, подстрекаемый дружиной, пошел на них еще раз. Древляне собрались на совет. В «Повести Временных лет» есть такие строки: «Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: „Если повадиться волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит“». И древляне отважились убить киевского князя. Это случилось близ их столицы Искоростеня. По одной из исторических версий, Игорь был привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.

Таким образом, княгиня Ольга при малолетнем их с Игорем сыне Святославе осталась вдовой и правительницей Киевской Руси. Почувствовав слабость великокняжеского престола, древляне предложили ей сделку – брак со своим князем Малом. Но Ольга отомстила обидчикам за смерть мужа. Сегодня ее поступок может казаться крайне жестоким, но вспомним оговорку в начале статьи. Время было темное, страшное, языческое. Будущей славянской святой еще только предстояло впустить в себя свет Христовой веры.

Ольга мстит древлянам четырежды. В первый раз она закапывает заживо послов, пришедших к ней от Мала. Во второй раз она сжигает послов живьем в бане. В третий раз, уже на древлянской земле, дружина Ольги убивает до пяти тысяч неприятелей. И в четвертый раз княгиня вновь завоевывает древлян и с помощью известной хитрости с птицами сжигает столицу противников Искоростень дотла. Она просит у осажденных необычную дань в виде голубей и воробьев с каждого двора, а потом привязывает к их лапкам трут, поджигает и отпускает домой. Птицы сжигают город.

Таким образом, древляне оказываются вновь покоренными Киевом.

Ольга принимает христианство

Перефразируя выражение Достоевского о том, что есть ум главный и не главный, нужно сказать, что у княгини Ольги был главный ум, потому она в истории и получила прозвище Мудрой. Она глубоко осознавала несостоятельность язычества, замешанного на эгоцентризме – на услаждении самого себя. Варварской разбойничьей империи древней Руси суждено было распасться, если бы она держалась, только на одних грабежах, кутежах, языческих ритуальных убийствах и блудодеяниях. Человеческая личность разлагалась в таких условиях, и это снова вело к родовой раздробленности и бесконечным межплеменным войнам. Итог же этому был самым печальным: человек уничтожал сам себя, и молодое славянское государство обречено было бы на гибель.

Нужно было что-то скрепляющее, не государственное и не экономическое в первую очередь. Нужен был некий духовный геном, нужно было исправить жизнь славянской души – надо было обрести Бога. И Ольга едет в Константинополь. В памятнике русской исторической литературы XVIвека «Степенной книге» есть такие слова: «Подвиг ее (Ольги) в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа».

Она присутствует на богослужениях в великой церкви Святой Софии, во Влахернском храме и принимает Святое Крещение от рук Святейшего Патриарха Константинопольского Феофилакта, ее восприемником становится сам император Константин Багрянородный. Это свидетельствует о том, какой политический вес имели русские князья в современном Ольге мире. Патриарх благословил ее крестом, вырезанным из цельного куска Честного Животворящего Креста Господня, и сказал пророческие слова: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих».

Она же ответила: «Молитвами твоими, Владыко, да сохранена буду от сетей вражеских». Здесь мы видим, что Ольга Мудрая прекрасно понимала: главное сражение человека происходит не во внешнем мире, но в глубине его души.

Крещена она была Еленой в честь святой равноапостольной царицы Елены. И жизненные пути обеих святых женщин были так сходны!

Крест, которым ее благословили, святая привезла на родину. Став великой княгиней Киевской, она во множестве строит православные храмы. Например, 11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии – Премудрости Божией. А на своей родине – Псковщине – она впервые на Руси заложила основы почитания Святой Троицы.

Святой Ольге было видение на речке Великой. Княгиня видела три пресветлых луча, сходящие с неба с востока. Она сказала прочески своим спутницам: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом месте она воздвигла Крест и основан Троицкий храм, который позже станет главным собором Пскова.

Княгиня Ольга очень много пеклась о централизованной государственной власти. В землях различных славянских племен основываются погосты – поселения, где жили княжеские тиуны с дружиной, собиравшие дань и следившие за порядком. Часто при погосте строился православный храм.

Княгиня Ольга с сыном Святославом

Трагедия Ольги: сын Святослав

Как говорится в народе, яблоко от яблони недалеко падает. Святослав был духовным наследником своих отца Игоря и деда Рюрика – варягом по сути своей. Как не уговаривала его Ольга, но он креститься не хотел, больше потакал языческой дружине. И хотя он очень много сделал для расширения Киевской Руси на юге, западе и востоке (победа над хазарами, печенегами, булгарами) и для безопасности ее жителей, при его правлении язычество начинает процветать.

Святослав и его сторонники начинают притеснять Церковь Божию. Во время языческой реакции был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные княгиней храмы. Святая уединяется в княжеском городке в Вышгороде, где проводит время как настоящая монахиня – в молитве, милостыне и воспитании внуков в христианском благочестии. Несмотря на то, что язычество торжествовало в Киевской Руси, Святослав разрешил матери содержать при себе православного священника.

Сергей Ефошкин. Княгиня Ольга. Успение

Мирное упокоение святой и ее прославление

Умерла святая равноапостольная княгиня Ольга довольно рано вследствие тяжких трудов, прожив около пятидесяти лет, 11 июля 969 года. Незадолго до смерти она исповедалась и причастилась Святых Христовых Таин. Главным ее завещанием было, чтобы никаких языческих тризн над ней не совершать, но похоронить по православному обряду. Она умерла настоящей христианкой, верной своему Богу.

Бог прославил Свою угодницу нетлением мощей и чудесами, исцелениями, происходившими от них. В 1547 году она была канонизирована в чине равноапостольном. Примечательно, что только пять женщин в церковной истории канонизированы в этом чине.

Языческая реакция по ее смерти продолжалась недолго. Семя Христово было уже брошено в благодатную почву славянского сердца, и вскоре оно даст могучий и щедрый урожай.

Святая равноапостольная великая княгине Ольго, моли Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко




Святая Равноапостольная Княгиня Ольга

К рещение Ольги было ознаменовано пророческими словами патриарха, крестившего ее: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!» При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи н обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской. В летописных свидетельствах о ней немало хронологических неточностей и загадок, но вряд ли могут возникнуть сомнения в достоверности большинства фактов ее жизни, донесенных до нашего времени благодарными потомками святой княгини — устроительницы Русской земли. Обратимся к повествованию о ее жизни.

Имя будущей просветительницы Руси и родину ее древнейшая из летописей — «Повесть временных лет» называет в описании женитьбы Киевского князя Игоря: «И привели ему жену из Пскова именем Ольга».

Иоакимовская летопись уточняет, что она принадлежала к роду князей Изборских — одной из древнерусских княжеских династий.

Супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении — Ольга (Вольга).


Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой.
Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе — сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Летопись отмечает, что она с сыном и дружиной прошла по Древлянской земле, «устанавливая дани и оброки», отмечая села и становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. Ходила она в Новгород, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге. «Ловиша ее (места охоты) были по всей земле, установленные знаки, места ее и погосты, — пишет летописец, — и сани ее стоят в Пскове до сего дня, есть указанные ею места для ловли птиц по Днепру и по Десне; и село ее Ольгичи существует и поныне». Погосты (от слова «гость» — купец) стали опорой великокняжеской власти, очагами этнического и культурного объединения русского народа.

Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна. своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода, окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ольге, на Вышгород» — на ратное строение. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику («страну городов»), как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой.

Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.

Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее /Ольги/ в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа».

Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», — повествует житии святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933 — 956), а восприемником был император Константин Багрянородный (912 — 959), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов русской Княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос».

Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами — началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.

Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова — славного града русского, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому.

11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии — Премудрости Божией. Этот день отмечался в Русской Церкви как особый праздник. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе. Храм, построенный Ольгой, сгорел в 1017 году, и на его место Ярослав Мудрый воздвиг церковь святой великомученицы Ирины, а святыни Софийского Ольгина храма перенес в доныне стоящий каменный храм Святой Софии Киевской, заложенный в 1017 году и освященный около 1030 года. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано: «Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне». После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба нам неизвестна. Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые, по словам летописцев «возненавидели Премудрость», как и святую Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. «Повесть временных лет» так повествует об этом: «Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним... Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, все так же сделают».

Он же, не слушая матери, жил по языческим обычаям, не зная, что если кто матери не слушает, попадет в беду, как сказано: «Если кто отца или матерь, не слушает, то смерть примет». Он же к тому еще и сердился на мать... Но Ольга любила своего сына Святослава, когда говорила: «Да будет воля Божия. Если Бог захочет помиловать потомков моих и землю русскую, да повелит их сердцам обратиться к Богу, как это было мне даровано». И говоря так, молилась за сына и за людей его все дни и ночи, заботясь о своем сыне до его возмужания».

Несмотря на успех своей поездки в Константинополь, Ольга не смогла склонить императора к соглашению по двум важнейшим вопросам: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде митрополии в Киеве. Поэтому святая Ольга обращает Взоры на Запад — Церковь была в то время едина. Вряд ли могла знать русская княгиня о богословских различиях греческого и латинского вероучения.

В 959 году немецкий хронист записывает: «Пришли к королю послы Елены, королевы руссов, которая крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников». Король Оттон, будущий основатель Священной Римской империи германской нации, откликнулся на просьбу Ольги. Через год епископом Русским был поставлен Либуций, из братии монастыря святого Альбана в Майнце, но он вскоре скончался (15 марта 961 г.). На его место посвятили Адальберта Трирского, которого Оттон, «щедро снабдив всем нужным», отправил, наконец, в Россию. Когда в 962 году Адальберт появился в Киеве, он «не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными». На обратном пути «некоторые из его спутников были убиты, и сам епископ не избежал смертной опасности», — так повествуют летописи о миссии Адальберта.

Языческая реакция проявилась столь сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся вместе с Ольгой. По приказу Святослава был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ею храмы. Святой Ольге пришлось смириться с происшедшим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу. Конечно, с ней по-прежнему считались, к ее опыту и мудрости неизменно обращались во всех важных случаях. Когда Святослав отлучался из Киева, управление государством поручалось святой Ольге. Утешением для нее были славные военные победы русского воинства. Святослав разгромил давнего врага Русского государства — Хазарский каганат, навсегда сокрушив могущество иудейских правителей Приазовья и нижнего Поволжья. Следующий удар был нанесен Волжской Болгарии, потом пришел черед Дунайской Болгарии — восемьдесят городов взяли киевские дружинники по Дунаю. Святослав и его воины олицетворяли богатырский дух языческой Руси. Летописи сохранили слова Святослава, окруженного со своей дружиной огромным греческим войском: «Не посрамим земли русской, но ляжем костьми здесь! Мертвые сраму не имут!» Святослав мечтал о создании огромной Русской державы от Дуная до Волги, которая объединила бы Русь и другие славянские народы. Святая Ольга понимала, что при всем мужестве и отваге русских дружин им не справиться с древней империей ромеев, которая не допустит усиления языческой Руси. Но сын не слушал предостережений матери.

Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Сын окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Пребывая в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 968 г. Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, — я ожидаю скорой кончины — отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти — вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди, куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню».

«Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение; она причастилась Божественных Тайн Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спаса нашего; все время она пребывала в усердной молитве к Богу и к Пречистой Богородице, которую всегда по Боге имела себе помощницею; она призывала всех святых; с особенным усердием молилась блаженная Ольга о просвещении по ее смерти земли Русской; прозирая будущее, она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые; о скорейшим исполнении этого пророчества и молилась блаженная Ольга при своей кончине. И еще молитва была на устах ее, когда честная душа ее разрешилась от тела, и, как праведная, была принята руками Божиими». 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Пресвитер Григорий в точности выполнил ее завещание.

Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.

Бог прославил «начальницу» веры в Русской земле чудесами и нетлением мощей. При святом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге, в каких было принято помещать мощи святых на православном Востоке. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие одержимые болезнями получали исцеление. Приходившему же с маловерием оконце но открывалось, и он не мог видеть мощей, а только гроб.

Так и по кончине святая Ольга проповедовала вечную жизнь и воскресение, наполняя радостью верующих и вразумляя неверующих.

Сбылось ее пророчество о злой кончине сына. Святослав, как сообщает летописец, был убит печенежским князем Курей, который отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковал золотом и во время пиров пил из нее.

Исполнилось и пророчество святой о земле Русской. Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Владимира (память 15 (28) июля) — Крещение Руси. Образы святых равноапостольных Ольги и Владимира, взаимно дополняя друг друга, воплощают материнское и отеческое начало русской духовной истории.

Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры.

Языческое имя Ольги соответствует мужскому Олег (Хельги), что означает «святой». Хотя языческое понимание святости отличается от христианского, но оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвление, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение этого имени, народ Олега назвал Вещим, а Ольгу — Мудрой. Впоследствии святую Ольгу станут называть Богомудрой, подчеркивая ее главный дар, ставший основанием всей лествицы святости русских жен — премудрость. Сама Пресвятая Богородица — Дом Премудрости Божией — благословила святую Ольгу на ее апостольские труды. Строительство ею Софийского собора в Киеве — матери городов Русских — явилось знаком участия Божией Матери в Домостроительстве Святой Руси. Киев, т.е. христианская Киевская Русь, стала третьим Жребием Божией Матери по Вселенной, и утверждение этого Жребия на земле началось через первую из святых жен Руси — святую равноапостольную Ольгу.

Христианское имя святой Ольги — Елена (в переводе с древнегреческого «Факел»), стало выражением горения ее духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории Христианской России.

Loading...Loading...