Люби врагов. Люби врагов своих, благословляй клянущих тебя, делай добро ненавидящим тебя и молись за обижающих тебя

Господь заповедал нам любить врагов своих. Между тем и к близким людям, нашим родным мы не всегда испытываем теплые чувства, где уж тут любить врагов… Но заповеди Божии исполнять надо, вот и возникает вопрос: как этому научиться, как воспитать в себе важнейшую христианскую добродетель – любовь к врагам? Свои советы дают пастыри Русской Церкви.

В соработничестве с Богом

Протоиерей Игорь Шумилов:
– Любить врагов можно научиться только у Господа нашего Иисуса Христа и только с Его помощью. Для этого нужно следовать за Ним и пребывать в Нем, по Его заповеди. Иначе как с Божией помощью научиться этому невозможно.
Праведный Иоанн Кронштадтский: «Помолись о враге и увидишь, как хорошо тебе будет, как ты успокоишься, как будет тебе легко»
Священник Петр Гурьянов:
– Чтобы полюбить своих врагов, необходимо научиться видеть в каждом ближнем, которого Господь посылает на нашем пути, образ Божий. Тут еще нужно понимать, что любовь – это дар Божий. Вот, например, что говорит праведный Иоанн Кронштадтский о любви к врагам: «Помолись о враге и увидишь, как хорошо тебе будет, как ты успокоишься, как будет тебе легко. Горька, как смерть, вражда. Да бегаем вражды, как яда змиина. Да держимся любви, ибо сладостна любовь. Господи, всади и утверди во мне чувство искреннего доброжелательства ко всем людям. Даже ко врагам моим. Даже ко врагам веры и Отечества моего. Отверзи их сердечные очи. Да увидят правоту нашу, да приимут Православие веры и единым сердцем и душею да прославят Тебя, единого в Троице Бога нашего. Да не творят нам зла. Да не противятся нам в правых делах наших. Буди. Да прославится имя Твое, Господи, во всех языцех и племенах человеческих. Аминь».
Ему вторит преподобный Силуан Афонский: «Если кто вас обижает, или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, молитесь Господу, говоря: “Господи, все мы создание Твое. Пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние”. И тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать».
Святитель Иоанн Златоуст то же самое говорил в древности, советовал молиться о врагах. И так, постепенно, в соработничестве с Богом, мы исполним Его заповедь о любви друг ко другу, и наша жизнь преобразится.

Направить свое сердце к любви

Священник Димитрий Шишкин:
– Искренняя духовная любовь – это высшая ступень добродетелей, по откровениюпреподобного Иоанна Лествичника. А начало восхождения на эту высоту – это внимание к своей внутренней жизни и решительное несогласие со всяким чувством вражды, неприязни, обиды, ненависти и мстительности… словом, всего, что обычно сопровождает наше отношение к «врагам». Неприятие этих чувств с решительным их отвержением – это и есть начало исполнения заповеди о любви. А дальше нам Господь заповедовал молитву об этих людях и всякое посильное изъявление доброжелательности в расположении сердца, в словах и поступках. То есть мы должны просить у Господа помощи в том, чтобы нам относиться к врагам с искренним добрым расположением, и молиться об их очищении, просвещении и вразумлении не с озлобленностью, а с состраданием. И когда в ответ на нашу неотступную просьбу возникает в душе, по милости Божией, правильное отношение к нашим врагам, то, бывает, совершенно неожиданно происходит примирение с этими людьми и именно на основании добросердечия, простоты и любви христианской. Это, конечно, настоящее чудо, но происходит это чудо зачастую тогда, когда мы к нему стремимся, и это стремление есть начало исполнения заповеди Божией о любви к врагам.
Не нужно ожидать каких-то эмоциональных проявлений любви к врагам – нужно просто быть к врагам милосердным Священник Михаил Гапоненко:
– Нужно начать с того, чтобы всем сердцем полюбить Христа. Любовь ко Христу проявляется в исполнении Его заповедей. Не нужно ожидать каких-то эмоциональных проявлений любви к врагам. Нужно просто быть к врагам милосердным, молиться о них от всей души, искать возможность сделать для них что-то доброе, и это последнее часто превращает врагов в друзей.
Священник Святослав Шевченко:
– Способность любить врагов – «высший пилотаж» в христианстве. И одна из самых верхних ступеней на лестнице добродетелей. Поэтому святой апостол Любви Иоанн Богослов в своем послании восклицает: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4: 20).
Для того чтобы научиться любить своих врагов, нужно научиться любить своих ближних. Всегда искренняя любовь достигается через смирение своей гордыни, когда христианин ставит свои интересы ниже интересов ближнего. Это долгий путь длиною в жизнь. Для того, чтобы этому научиться, нужно практиковаться в мелочах: кому-то уступить место, промолчать на оскорбление, попытаться простить обиду… И разумеется, надо просить Бога дать силы и способность любить врагов.
Священник Георгий Мерзликин:
– Научиться искренне любить врагов можно с помощью молитвы, ведь «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18: 27). Просите у Бога такой благодати – любить и прощать, молитесь о «ненавидящих и обидящих» и имейте всегда перед своим внутренним взором Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, а Он молился о распинавших его (см.: Лк. 23: 34).
Любовь к врагам – это умение видеть образ Божий за слоем греха в любой, пусть самой черствой душе
Священник Павел Коньков:
– Врагов любить трудно. Это один из самых трудных подвигов в жизни. В теории все понятно, но как это осуществить на практике?
Прежде всего, нужно понять, что враг тоже человек и, как человек, тоже может ошибаться, быть под властью греха или страсти. А ведь и мы ошибаемся, и мы тоже можем быть одержимы грехом. Но в отношении себя мы признаем, что грех (пусть и совершенный мною) – это не я, что грех – это искушение, но не моя личность. Поэтому мы и боремся с грехами. Вот и в случае с врагами нужно помнить, что человек и грех, совершённый им, – это разные вещи. Грех – это не природа человека, а искажение ее диаволом. И потому, чтобы научиться любить врагов, нужно научиться любить в них бесценную душу, которую Господь создал по образу и подобию Своему. В какой-то мере любой человек – это икона. Неужели мы будем ненавидеть икону? Так что любовь к врагам – это в первую очередь умение видеть образ Божий за слоем греха в любой, пусть самой черствой душе.

Матф. 5:44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

Учение Иисуса Христа было совершенно новое, удивительное. Ведь люди во все времена любили, тех кто не делал им зла, своих друзей. Христос же дает своим ученикам новое повеление: « Любите врагов ваших». Не поступайте с ними так же, не относитесь к ним нейтрально не обращая внимания, но любите их. Но что же означает любить своих врагов, и как практически исполнить это Слово? Мы видим здесь, что Христос указал нам путь как исполнить Его волю

Любить своих врагов значит, благословлять их
Наверное, каждому из нас приходилось в своей жизни, слышать в свой адрес слова огорчения. И Иисус учит нас что проявление любви к тем кто проклинает, и говорит нам плохое будет заключатся в благословении нами таковых. На одном из углов города стоял нищий. Проходящие старались не обращать на него внимания. Кто- то клал мелочь, кто-то спешил быстрее пройти это место. Одна женщина, шедшая с печальным лицом, остановилась, и начала ругать его. « Много сейчас вас таких развелось, шел бы лучше работать» Нищий посмотрел на нее и промолвил в ответ - « счастья вам» . Люди видевшие все это, спросили его почему он так сказал? Знаете, ответил он, эта женщина, если бы была счастлива, если бы у нее все было хорошо то она никогда бы так не сказала, поэтому я и пожелал ей счастья. Действительно, мы живем в мире где царит несчастье. Где поработитель людей - сатана, причиняет им боль, и зло. И поэтому и люди выражают порою свое горе и свой внутренний духовный мир, словами. Но Бог хочет, что бы мы христиане, разрушали твердыни дьявола. Как часто именно доброе слово может коснуться человека и обратить его к Богу. Благословляйте проклинающих, призывает нас Господь. Иисус сам показал нам великий пример для подражания когда умирая на кресте Он будучи злословим, не злословил взаимно. Если в вашей жизни, вы встретитесь с тем что кто то будет злословить вас, с кажите ему доброе слово, и вы увидите как Бог через это может помочь человеку и изменить его.

Любить своих врагов значит, б лаготворить им
Следующее что значит любить своих врагов это благотворить им. Делать добрые дела своим врагам, это то к чему призывает нас Господь. На страницах Ветхого Завета мы встречаем историю о том как войско Сирийское пришло воевать с Израилем. Пророк Елисей увидев его, помолился Господу, попросив поразить их слепотою. И Бог сделал это по слову Елисея. Мне думается, что «слепота», которой было поражено сирийское полчище, не была только физической. Сомневаюсь, что, ослепнув физически, сирияне смогли бы так свободно маршировать за Елисеем в Самарию. Убежден, что это была слепота еще и другого рода. Мне кажется, что сирийская армия была ослеплена еще и добротой и благодушием Елисея. Он не питал к ним ненависти и вообще говорил на другом языке и имел в виду другое : «Это не та дорога… идите за мной». Куда он их вел? Что задумал? Доверившись ему, множество вооруженных воинов следует в глубокий тыл израильской армии. Только теперь у них открываются глаза — они окружены. «И сказал царь Израильский Елисею, увидев их: не избить ли их, отец мой? И сказал он: не убивай. Разве мечом твоим и луком твоим ты пленил их, чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды; пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему. И приготовил им большой обед, и они ели и пили. И отпустил их, и пошли к государю своему. Эта история заканчивается удивительно: «и не ходили более те полчища Сирийские в землю Израилеву». Сердца воинов были покорены и тронуты добротой и любовью проявленною к ним. В нашей жизни мы тоже встречаем людей причиняющих нам зло. Одна сестра находясь в узах за веру в Бога, подвергалась жестокому гонению со стороны начальника тюрьмы. Он сильно издевался над ней. Но Бог сохранил ее и помог выстоять. Освободившись она продолжала служить Ему подвизаясь в деле благовестия. Прошло время и она услышала что тот начальник тюрьмы, который так плохо относился к ней за какие то финнсовые махинации был осужден и отправлен в тюрьму. Узнав о месте его заключения, сестра собрала передачку и поехала к нему. Придя на свидание он никак не ожидал увидеть ее, а когда она передала ему гостинцы он со слезами пал на колени и просил у нее прощения. Этот поступок так тронул его что он обратился к Богу, посвятив Ему свою жизнь. Добро великая сила, только оно может победить зло. Будем же поступать как нас учит Господь, благотворя своим врагам.

Любить своих врагов значит, м олится за них
Еще оно проявление любви к своим врагам выражается в молитве за них. В отличии от двух предшествующих, это действие не видимо людьми. Но поступая так, мы занимаем правильное положение пред Богом. Этим мы показываем что простили обидчика и не желаем ему зла. «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого»- учил Иисус.
Как трудно бывает это сделать, какая сильная борьба происходит в этот момент. Но простив мы обретаем покой. Молясь, мы открываем путь для Бога, и предоставляем Ему возможность действовать. Мы читаем в книге Деяния Святых Апостолов о первом мученике Новозаветней церкви - Стефане. Когда его побивали камнями, он молился за своих врагов « Господи не вмени им греха сего». Вы помните, кто еще говорил эти слова? Конечно же наш Господь Иисус Христос умирая на кресте. Стефан показал своей молитвой чьим сыном являлся он, творя дела своего Отца. Но смерть побиваемого камнями этого мужа не прошла бесследно. Его молитва принесла добрый плод. Юноша Савл сторожа одежды побивающих, видел все это. Думаю, что это и стало для него первым семеним павшим в его сердце. Если мы хотим что бы из наших врагов выросли Павлы будем молится за них и Бог своей благодатью будет совершать великие дела.

Заключение
Любить своих врагов не какое-то абстрактное понятие. Христос, сказав эти слова, показал нам их практическое применение. Будем же помятуя Его заповедь относится к своим врагам так как Он учил: благословлять их, благотворить им, и молится за них.

Иисус Христос привнес в нашу жизнь много непривычных этических принципов. Но даже среди них своей ускользающей от понимания необычностью выделяется заповедь любить врагов. «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:43-48; Лк.6:27-36).

Этот удивительный моральный императив, нравственное предписание, поначалу представляется просто вызывающей внутреннее отторжение абстракцией, невозможной для реального исполнения, поскольку она явно не согласуется с инстинктивной природой человека и практикой его жизни. Наше биологическое естество протестует, «кипит наш разум возмущенный». Как так, можно ли вообще любить того, кто тебя ненавидит и кого ненавидишь ты? Ведь для среднего, «нормального» человека любовь к врагам является не просто непреодолимым препятствием, она вообще выше его сил; т.к. нарушает, сдвигает устоявшиеся понятия о добре и зле. Наш рассудок забит шлаками негативных инстинктов, насквозь пропитан ядом гордыни, тщеславия, себялюбия и агрессивности. Так что подобное наставление в корне противоречит представлениям и жизненным установкам большинства людей, оно их попросту озадачивает.

Для современного непосвященного «цивилизованного» человека это слишком абстрактно, сложно, заумно и неконструктивно, в общем запредельная блажь на грани бреда. С чего бы это их любить? Чтобы «молиться кротко за врагов» нужны действительно «нечеловеческие силы». Это уровень святых. Доля же таких молящихся просветленных в общей совокупности исчезающе мала. Мы в своем большинстве не готовы воспринять этот идеал, еще не доросли. А Иисус всего-навсего призывал нас стать совершенными, как наш духовный Отец. Но куда там. В нас вовсю бурлит и клокочет призванный охранять наши шкурные интересы второй основной инстинкт человека (антипод либидо) - мортидо, включающее в себя стремление к борьбе и разрушению, которое проявляется в агрессии, вражде и тяге к уничтожению конкурентов. Именно поэтому отношение к заповеди любить врагов является идеальным пробным камнем, безошибочным тестом для того, кто называет себя христианином, - проверкой на верность идеалу, на подлинность веры. Ведь любить своего врага, преодолеть разделяющую вас пропасть озлобленности, раздражения, стыда и унижения невероятно трудно.

Поскольку Иисус (по определению) непогрешим и всегда прав, а Его царство покоится на любви, попытаемся взглянуть на проблему пристальней и аргументировать эту заповедь. Прежде всего, следует отметить, что даже в Ветхом Завете нет призывов ненавидеть врагов. Напротив, весьма недвусмысленны слова: «Никому не воздам злом, но буду отплачивать добром, ибо у Бога суд над всеми живущими»; «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исход 23: 4, 5). «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Левит 19:17-18). «Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его. Пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской» (Левит 19:33-34). «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; если жаждет, напои его, ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его; Господь же воздаст тебе доброе» (Притч 25: 22, 23). То же почти буквально повторяет Рим (12: 20). В Нагорной проповеди Иисус Христос говорил о своих современниках - фарисеях, сеявших вокруг себя отношения ненависти. Мораль толкователей Талмуда откровенно шовинистична.

Далее, кто такие враги. Из текста Евангелия следует, что в заповеди говорится только о наших врагах - то есть о людях, враждебных нам лично. Это все люди, которые причиняют нам зло, - те, кто словом или делом оскорбляют нас, проклинают, ненавидят, обижают, наносят ущерб и подвергают гонениям. Враг – понятие относительное, в данном случае это попросту характеристика качества отношений между конкретными людьми, имеющих характер конфликта, борьбы интересов. При этом наш враг может одновременно быть чьим-то лучшим другом, человеком близким ему и даже незаменимым. К тому же зло, творимое нашим врагом, не отражают всей его сущности. Человек сложен, и по своей тройственной природе вообще предрасположен к плохому. Идеальных людей нет, никто не свободен от пороков, на неблаговидные поступки в определенных ситуациях способен каждый. «Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы… Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, …вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси…» (Гал. 5: 17, 19, 20). Поэтому даже в худших из нас есть зачатки добра, а в лучших есть доля зла. Вся разница между нами в пропорциях. Чья-то ненависть к нам может являться результатом страха, гордыни, незнания, предубеждений и отсутствия взаимопонимания, но при всем этом душа каждого человека несет на себе печать Бога.

Наконец, почему их надо любить и что это значит (как их следует любить). Любовь бывает разная, но всегда это вид нашего отношения к кому-то или к чему-то, полное приятие чего-либо. Здесь возможно религиозное, бытовое и сущностное обоснование такой необходимости. Очевидно, врагов следует любить уже потому, что так заповедовал Иисус. Любовь к врагу – лишь особый случай любви к ближнему, притом такой, применительно к которому она только и проявляет свою специфическую суть. Соблюдая заповеди, мы служим Богу и себе.

Нельзя отвечать злом, ненавистью и насилием на причиняемое зло – по соответствующей заповеди и фактически. Никто ведь не хочет, чтобы его ненавидели. Поэтому вполне справедливы слова Иисуса: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.6:31). Злом побороть зло нельзя. В обсуждаемой заповеди выражен базовый принцип нашего бытия: только добром может быть побеждено зло и исправлен мир. Ненависть, даже к человеку, делающему зло, умножает зло. Нужно научиться прощать обиды. Прощение - это вовсе не игнорирование того, что было нам сделано плохого, и не представление зла добром. Это лишь способ отделения самого человека от его неблаговидных поступков, означающий, что совершенные действия не являются принципиальной преградой на пути установления нормальных взаимоотношений. Оно освобождает нас от бремени психологического давления и знаменует собой примирение, шаг к новой жизни.

Вообще говоря, нам не только не следует обижаться на своих врагов, мы должны быть им даже благодарны. Действительно, человек растет духовно, учится, через взаимодействие с обстоятельствами и людьми. Каждая наша ошибка, любой межличностный конфликт, противостояние, если к ним правильно относиться, превращаются в возможность самосовершенствования. В этом плане именно враги – наши лучшие учителя. Друзья обычно не видят всех наших недостатков или не говорят нам о них. Враг же непременно подметит любую нашу слабость или проступок, и тем самым обратит на них наше внимание, невольно создавая предпосылки для ускоренной коррекции и оптимизации нашего поведения.

За врагов действительно надо молиться, ведь они (в основном не ведая, что творят) своими нападками кроме того укрепляют нас в добродетели, учат смирению и кротости, позволяют нам узнать правду о себе. Благодаря их козням мы получаем возможность и стимул исправить погрешности своего поведения. Гонения же с их стороны лишь приближают нас к Богу (Мф 5: 10-12). Врагов следует почитать еще больше, чем наших прямых благодетелей, поскольку последние одновременно с благодеяниями приносят в глазах Бога пользу и себе. Враги же своими пакостями невольно содействуют повышению нашего божественного статуса. Поэтому разумней пожалеть врагов, чем сердиться на них, поскольку себе они в конечном счете вредят гораздо больше, чем нам. Даже угроза смертью не страшна, т.к. смерть для живущего по Христу есть не потеря, а приобретение (Фил. 1: 21). Враги – это своеобразное горькое лекарство от наших духовных болезней.

Как ни странно, но на человеческие отношения распространяется закон механики, согласно которому всякое воздействие неотделимо от противодействия ему. Только в отличие от природных явлений, в данном случае противодействие способно принимать самые разнообразные формы и вполне может даже превышать силу самого действия. Поэтому ответное насилие в лучшем случае лишь воспроизводит исходный импульс. Точно так же, любовь и добро исходят только от любви и добра, но никак не из зла и насилия. Насилие может сделать многое, но оно не способно превратить врага в друга. Дружелюбное же отношение к врагам, проявление к ним благожелательности, есть наилучшее средство к тому, чтобы погасить взаимную вражду и ненависть. Именно любовь не позволяет справедливости деградировать в жестокость. «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12: 17-18). «Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить во-век» (Пс. 36: 27). «Не мстите за себя…, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12: 19). «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и Святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22: 11. 12). Об этом же напоминает и закон Кармы. Зло так или иначе все равно вернется к отправителю; и не стоит вмешиваться в этот сложный процесс, окунаться в грязь и брать на себя то, за что отвечают Высшие Силы.

Другой аспект проблемы в том, что вообще говоря наши истинные враги - это наш собственный эгоизм, гордыня, агрессивность, зависть, алчность, самомнение. Именно они по большей части бывают причиной наших обид и нетерпимости, подталкивают нас к вражде, ссорам и ненависти. Мы зачастую неверно оцениваем поведение окружающих и реагируем на него неадекватно. В силу мнительности многие склонны приписывать поступкам окружающих мотивы, о которых сами они даже не подозревают. К «врагам» люди нередко склонны автоматически причислять всех ближних, не вписывающихся в стереотипы, созданные воображением их собственного ограниченного ума. В этом кроется природа наших негативных реакций на других. Нам трудно смириться с тем, что многие люди живут по своим моделям поведения и имеют на это полное право. Но все люди объективно разные, поэтому нам разумнее всего признать как данность их своеобразие, воспринимая естественными даже недостатки. Следует помнить, что "здесь всё не по твоей вертится воле".

Вообще, нам всем надо бы почаще подходить к зеркалу и смотреть на своего главного врага, которого мы всё же любим. «Лишь человеческий вымысел разделил мир на группы врагов и друзей». Многие из наших "врагов" - мнимые, придуманные нами самими. В этой связи стоит отделять человека от его поступков и от их поспешных оценок.

Любовь является мощным средством, способным превратить врага в друга, чего нельзя достичь ненавистью и насилием. Следует искать не поражения или унижения нашего врага, а его дружбы и взаимопонимания, поскольку любовь - единственная сила, способная поменять полярность наших отношений. Нам никогда не избавиться от врагов, отвечая ненавистью на ненависть; мы лишаемся врагов, лишь отстраняясь от чувства вражды. По своей природе ненависть уничтожает и разрушает, любовь же созидает и строит. Александр Македонский на вопрос о том, что способствовало успеху его завоеваний, ответил: "Я обращал еще недавних врагов в близких друзей и сотрудников. Я поступал с ними так миролюбиво, искренне и сердечно, что они привязывались ко мне". «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим 12:21). Понятие "враг" - это зачастую условность, навязанная нашему восприятию некими обстоятельствами. Именно поэтому враги в принципе могут стать друзьями, а друзья врагами. Ведь противоположные чувства – любовь и ненависть – имеют свойство при определенных условиях переходить друг в друга. Примеры таких явлений широко известны и встречаются на каждом шагу.

И последний момент – как именно, согласно заповеди Иисуса, следует любить врагов. Ответ в этом ракурсе может быть только один, евангельский любовью - безусловной, бескорыстной, очищенной от элементов личной выгоды, объединяющей людей в единое целое в качестве высшего этического принципа. Содержание любви к врагам не следует путать с сентиментальным, нежным излиянием чувств к ним или с личной симпатией. Любить врага вовсе не значит испытывать к нему чувства магнетической привязанности или ощущать душевный подъем. Это не эстетическая, романтическая любовь, не божественное устремление души (эрос, по греческой терминологии) и не взаимная любовь, душевная привязанность, близость друзей (филия).

Речь в Евангелиях идет о третьем виде любви, о древнегреческой агапэ, о любви - заботе как духовном единении, добродеянии в отношениях между людьми. Такая, жертвенная любовь направлена на всех людей и проникнута созидательной, всепрощающей добросердечностью, благожелательностью, великодушием. Это чувство любви к людям за то, что их любит Господь как своих детей. За то, что другие люди в своей основе - такие же, как и мы сами. Такими их и следует воспринимать. На этом уровне мы любим человека, творящего зло, осуждая содеянное им. Подобная любовь свыше («любовь Христова») предписывает нам вообще никого не считать своим врагом и даже в критических ситуациях воздерживаться от морального подавления и унижения человека. Тем более, что человек способен меняться.

Любовь, разумеется, бывает разной. Она, к тому же, имеет много уровней, оттенков и градаций. Любить своих личных врагов, значит понимать условность нашей оценки, быть к ним снисходительным, незлобливым, не испытывать к ним ненависти, проявлять сочувствие, милосердие, сострадание, помогать в беде, прощать обиды, ошибки и промахи, то есть относиться к ним так же, как и к другим «ближним». «Злоба врага любовью и благосклонностью изгоняется» (Свт. Тихон Задонский). Ничто так не трогает людей, как то, когда им отвечают добром за их недобрые дела. В то же время «Кто воздает за добро злом, от дома того не отпадет зло» (Притч 17: 13). Как минимум, стоит поступать с людьми по правилу: «Чего в другом не любишь, того сам не делай». Хотя, конечно же, мера и выраженность этой "любви" у каждого может быть своей, стоит попытаться осознать верность принципа: "давать радостнее, чем брать" (Деян.20: 35).

Понятно, что большинству даже такое не под силу и представляется недостижимым. Однако каждый может для начала относиться к «врагам» хотя бы терпимо и милосердно, не отвечая злом на зло и посильно считаясь с их интересами. Ненависть в ответ на ненависть лишь умножает её, оставляет рубцы в душе и уродует людей. Эта сила зла наносит непоправимый ущерб своим жертвам. Но она также не менее губительна и для того, кто ненавидит, разрушая личность человека и подавляя его способность мыслить объективно. Живущая же в наших сердцах непроявленная внешне ненависть, злоба, обида вообще абсурдна. Во всяком случае ненавидеть человека таким образом уж точно нет никакого резона: ему до нашей «тихой» ненависти нет дела, а мы стойким стрессом на этой почве основательно подрываем свое здоровье. Это многократно подтвержденный медицинский факт.

К тому же нередко мы ошибочно считаем кого-то своим недоброжелателем, просто неверно оценивая ситуацию. Но всегда можно откорректировать свою позицию. Ведь наша враждебность, обоюдно извращенные отношения с окружением, идут от непонимания основ мироустройства, сущности человека и от переоценки значимости собственной персоны, отягощенной грузом эгоизма. И это при том, что (исходя из единства мира) наши предполагаемые «враги» - это, вообще-то говоря, мы и есть, только в другой ипостаси и на другой стадии развития. Все мы вышли из одного Источника, и все мы как части неделимого Целого принадлежим Ему. Примерно то же и в богословском варианте: «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело. Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12: 4,5) + 1Кор. 12: 12-27. К сожалению, живем мы не душой, а «разумом» и рефлекторными эмоциями. Наша же человеческая ценность определяется тем, что хорошего, доброго, полезного мы сделали для других, какой след мы оставили в их душах. «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал. 5: 26). «Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это всё любви счастливые моменты… Давайте жить во всём друг другу потакая. Тем более что жизнь короткая такая».

Любите врагов ваших: размышления о самой тяжелой заповеди

Однажды Иисус задал вопрос: «Собирают ли с репейника смоквы?» Ответ, конечно, нет, вы собираете урожай, который вы сажаете. Посадите репей и он разрастется, и будет везде. Если вы хотите выращивать инжир, вам нужно начать с фиговых семян. Этим вопросом Иисус косвенно высмеивает идею о том, что добро можно делать, используя зло. Насилие не является средством создания мирного общества. Отмщение не прокладывает путь к прощению. Супружеское насилие не закладывает основу для длительного брака. Ярость не является инструментом примирения.

Тем не менее, в то время как фиги не растут из репейника, в мире человеческого выбора и действия позитивная смена отношения и направления всегда возможна. Грех – стадия, предшествующая стадии святости. Новый Завет переполнен сообщениями об изменениях.

В церкви Христа Спасителя в районе Хора в Стамбуле существует византийская мозаика четырнадцатого века, которая в одном изображении рассказывает историю о маловероятном превращении: превращении воды в вино для гостей на свадебном пире в Кане Галилейской. На заднем плане Иисус — Его правая рука, протянутая жестом благословения — стоит бок о бок с матерью. На переднем плане мы видим, как слуга наливает воду из меньшего кувшина в более крупный. Вода оставляет первый кувшин светло-голубого цвета, а плитка-черепица становится темно-фиолетовой, когда она достигает края нижнего кувшина. «Это, первое из Своих знамений, Иисус сотворил в Кане, в Галилее, и проявил Свою славу; и Его ученики уверовали в Него».

Этот «первый знак», который дал Иисус, является ключом к пониманию всего в Евангелии. Иисус постоянно являет чудеса изменения: слепые глаза становятся видящими глазами, иссохшие конечности становятся рабочими конечностями, болезнь ̶ здоровьем, чувство вины ̶ прощением, незнакомцы ̶ соседями, враги ̶ друзьям, рабы — свободными, вооруженные люди ̶ безоружными, распятые воскресают, печаль ̶ радостью, хлеб и вино Им Самим. Природа не может производить смокву из репейника, но Бог делает это в нашей жизни все время. Постоянное сотрудничество Бога и творения делает что-то из ничего. Как гласит португальская пословица, «Бог пишет прямо с кривыми линиями».

Обращение Павла является архетипом трансформации. Павел, ранее смертельный противник последователей Христа, становится апостолом Христа и самым неутомимым миссионером, пересекающим Римскую империю, оставляя за собой вереницу церквей, которые переносятся по сей день. Это было чудо вражды, обратившееся в дружбу, и это произошло в мгновение ока, слишком маленькое для измерения, путем внезапного озарения. Видение смерти первого диакона, Стефана, забитого камнями до смерти в Иерусалиме, должно было стать ключевым моментом для обращения Павла.

Петр ̶ это другой человек, который резко изменился. Отозвав его от сетей, Христос превратил рыбака в ловца человеков. В Гефсиманском саду тот же Петр отрубил ухо одному из тех, кто пришел арестовывать Иисуса. Не отблагодарив Петра за его мужество, Иисус исцелил рану и приказал Петру сложить свое окровавленное оружие: «возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». На оставшуюся часть своей жизни Петр никогда больше не был угрозой для чьей-либо жизни, ища только обращения противников, а не их смерти. Петр стал человеком, который скорее умрет, чем убьет.

Как происходит такая трансформация сердца? И каковы препятствия?

Это был вопрос, который преследовал русского писателя Льва Толстого, который в течение многих лет пытался превратиться из аристократа в крестьянина, из богатого человека в бедного, из бывшего солдата в миротворца, хотя ни одно из этих намерений не было полностью осуществлено. В детстве Толстому рассказывал его старший брат Николай, что в усадьбе на краю оврага в древнем лесу была зеленая палочка. Это был не обычный кусок дерева, ̶ сказал Николай. На ее поверхности были вырезаны слова, «которые уничтожали бы все зло в сердцах людей и приносили им все хорошее». Лев Толстой всю свою жизнь искал откровения. Даже как старик он писал: «Я все еще верю сегодня, что есть такая истина, что она откроется всем и выполнит свое обещание». Толстого похоронили возле оврага в лесу, именно там, где он искал зеленую палочку.

И.Е. Репин. «Пахарь Л.Н. Толстой на пашне», 1887 г.

Если бы мы ее обнаружили, я предполагаю, что зеленая палочка, вероятно, оказалась бы в предложении из трех слов, которое мы часто читаем, но оказалось настолько трудным, что мы забросили его в овраг внутри себя: «Любите своих врагов».

Дважды в Евангелиях, сначала у Матфея, а затем у Луки, цитируются слова Иисуса в этом замечательном учении, уникальном для христианства:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?»

Любите своих врагов, делайте добро тем, кто вас ненавидит, благословляйте проклинающих вас, молитесь за тех, кто вас оскорбляет. К тому, кто ударяет вас по щеке, подставьте и другую; и тому, кто забирает твой плащ, отдай и пальто. Дайте всем, кто просит от вас; у того, кто забирает ваши товары, не спрашивайте их снова. Как вы хотите, чтобы другие поступали с вами, так и вы поступайте с ними.

Возможно, мы, христиане, слишком часто слышали эти слова, чтобы нас ошеломил их простой смысл, но для тех, кто впервые услышал Иисуса, это учение было удивительным и противоречивым. Немногие сказали бы «аминь». Некоторые пожали плечами и пробормотали: «Любить римского солдата? Вы сошли с ума». Зилоты в толпе считали бы такое учение предательским, ибо всякий национализм происходит из ненависти. Бросьте вызов национализму или говорите против ненависти слишком определенным образом, и вы обретете врагов тот час же.

Национализм столь же силен, как океанский поток. Я вспоминаю обмен мнениями после беседы против войны во Вьетнаме, в которой я участвовал в Милуоки, штат Висконсин, еще в 1968 году. Тогда я был вовлечен в боевое сопротивление, которое вскоре привело бы к тому, что я провел бы год в тюрьме, но на тот момент я был отпущен под залог. В ходе вопросов сердитая женщина с маленьким американским флагом встала и бросила мне вызов, чтобы положил свою руку на сердце и прочел текст присяги. Я сказал, что флаги не должны рассматриваться как кумиры и вместо этого предложил, чтобы все мы встали и присоединились к чтению «Отче наш», что мы и сделали. Ее гнев, похоже, немного отступил, но я подозреваю, что я был предателем. Я провалил ее тест на патриотизм.

Мы склонны забывать, что страна, в которой Иисус вошел в историю и собрал своих первых учеников, не была идиллическим местом, из которого сделаны рождественские открытки, изображающие тихую земля, населенную привлекательными овцами, красочно одетыми пастухами и опрятными деревнями, венчающими плодородные холмы. Это была страна под военной оккупацией, от которой пострадали большинство евреев, и где любой, кто воспринимается как диссидент, скорее всего, будет казнен. В римской Палестине голый еврей, прибитый к кресту, был привычным зрелищем. Для первой аудитории Иисуса враги были многочисленны, безжалостны и под рукой.

Мало того, что римляне были ненавидимы со своими армиями, идолами, богами и императорами. Внутри Израиля были враги, не в последнюю очередь из сборщиков налогов, которые вымогали столько денег, сколько могли, потому что их собственная зарплата была в процентах от суммы. Были и евреи, которые подражали римлянам и грекам, одевались и вели себя также, как и они, все время взбирались по лестнице, братаясь и сотрудничая с римскими оккупантами. И даже среди тех религиозных евреев, которые старались оставаться верными традиции, спорили о том, что было и не было существенным в религиозном праве и практике, а также о том, как относиться к римлянам, все большее число евреев, зилотов, не видели возможности для мирной жизни, а были настроено на решительное сопротивление. Некоторые другие, такие как аскетичные ессеи, выбрали монашескую стратегию; они жили в пустыне около Мертвого моря, куда ни римляне, ни их подчиненные часто не вторгались.

Кадр из фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы»

Несомненно, в обществе Иисуса также были римляне и агенты Рима, которые слушали то, что Он должен был сказать, либо из любопытства, либо потому что это была их работа. С римской точки зрения евреи, даже подчиненные, оставались врагами. Римляне относились к ним с недоумением и презрением — как к людям, которые заслуживают всех бед, которые получили. Некоторые из них были наказаны римлянами в слепой ярости за то, что они вынуждены были застрять в этом ужасном, некультурном болоте. Иудеи и Галилеяне не были востребованы в качестве римских солдат или римских чиновников во времена Понтия Пилата.

Иисус был революционером. Не только Его учения были революционными, но и более респектабельные члены общества были удивлены тем, что к нему приходили многие люди, имевшие скандальную репутацию: проститутки, сборщики налогов и даже римский офицер, который просил Иисуса исцелить своего слугу, и Евангелие ясно говорит, что Иисус любил грешников, и это создавало скандал.

Многие, должно быть, были впечатлены Его мужеством — никто не обвинял Иисуса в трусости, но некоторые из них судили Его безрассудно, как человека, положившего голову в львиную пасть. Хотя Иисус отказался взять оружие или разрешить его использование, Он не проявлял разумного молчания и выглядел порой как коллаборант. Он не стеснялся говорить и делать то, что было Его целью. Возможно, событие, которое подготовило Его распятие, было то, что Он сделал с менялами денег в стенах Храма в Иерусалиме. Он сделал хлыст из веревок, который жалил, но не причинял им ранений и заставлял торговцев бежать, опрокидывая столы и разбрасывая монеты. Любой, кто разрушает бизнес, быстро наживает врагов.

Многие благочестивые люди также были встревожены тем, что казалось им Его пренебрежением религиозной практикой, особенно не соблюдением Субботы так строго, как по мнению большинства фарисеев, ее должны соблюдать евреи. Люди не были созданы для Субботы, отвечал Иисус, но суббота дана людям. Зилоты ненавидели Его за то, что Он не был фанатиком и привлекал людей, которые могли быть завербованы ими. Те, кто возглавлял религиозный истеблишмент, были настолько возмущены, что им удалось устроить казнь, указав римлянам, что Иисус был создателем проблем и «извратил нацию». Римляне пытали Иисуса и казнили Его.

Любой христианин, который считает Иисуса воплощенным Богом, Вторым Лицом Святой Троицы, Которое вошло в историю не случайно, но целенаправленно, в точное время и выбранное место, становясь полностью человеческом, как дитя Девы Марии, найдет это стоящим для раздумий о воплощении, происходящем именно тогда, а не в мирные времена, происходящего в униженной земле с чрезмерным налогообложением, управляемой жестокими, ненавидящими свою жизнь оккупационными войсками. Иисус родился, жил, распялся и воскрес из мертвых в стране крайней вражды.

Перенося события Евангелия в наш собственный мир и время, многие из нас будут встревожены и потрясены тем, что говорил и делал Иисус, поскольку действия, которые кажутся восхитительными в древнем повествовании, могут быть признаны неразумными и несвоевременными, если не безумными, в том случае если они произойдут в эквивалентных обстоятельствах здесь и сейчас. Любите своих врагов? Означает ли это, что надо любить преступников, убийц и террористов? Можете ли призвать людей избавиться от своего оружия? Можем ли мы сказать, что не скажем ни одного патриотического слова и не отдадим предпочтения национальному флагу? Многие говорили бы, что такой человек сам виноват в своих проблемах.

Это был бы большой и рискованный шаг, чтобы стать одним из Его учеников. Если бы вы жили в Иудее или Галилее, когда происходили события, записанные в Евангелии, вы уверены, что хотели бы, чтобы вас отождествляли с Ним?

Перевод с английского Виктора Щедрина.

Наверное, каждому христианину приходилось сталкиваться с тем, что его поведение оценивается с точки зрения христианских идеалов людьми, которые сами от этого идеала весьма далеки.

Некоторые любят критически оценивать строгость соблюдения постов другими людьми. Общим местом стал упрёк православным и Церкви в недостаточной аскетичности и бедности. Причём люди, выступающие с подобными упрёками, как минимум, не видят для себя ничего плохого в обладании дорогим автомобилем, а некоторые даже и смысл жизни обнаруживают именно в качественном и обильном потреблении.

Но это всё мелочи по сравнению с гораздо более серьёзной претензией. Христиан порой упрекают в недостаточно сильной любви к ближним. Эти обвинения можно услышать практически каждый раз, когда православные пытаются высказать неодобрение тому или иному явлению общественной жизни или даже поведению отдельного человека.

И сразу же «знатоки» Священного Писания вспоминают про то, что Христос заповедовал нам любить своих врагов. С этим, действительно, не поспоришь. Спаситель и в самом деле сказал: «Любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы» (Мф. 5, 44).

Однако зачастую исполнения этой заповеди требуют в довольно своеобразном виде. Подразумевается, что наша любовь должна в основном как раз и распространяться на тех, кто так или иначе делает зло нам или нашим близким, порой даже в ущерб добрым чувствам к тем, кто ничего дурного не совершил.

Мол, нет ничего особенного в любви к своим, на это можно и не обращать внимания. А вот если ты называешь себя христианином, то возлюби врага – как можно сильнее.

Давайте попробуем разобраться, правомерно ли это на самом деле.

Человеческая любовь – это всегда чувство избирательное. Лучше всего это, конечно, проявляется в любви между мужчиной и женщиной. Собственно, эта любовь и проявляется в том, что кроме избранника, все остальные словно бы перестают существовать. Представьте себе, что девушка спрашивает юношу, любит ли он её. Понравилось бы ей, если бы он ответил, что он любит вообще всех женщин, ну или пускай даже вообще всех людей? Разумеется, совсем других слов ждём мы от наших возлюбленных.

В любви родительской это проявляется в более скрытом виде, но она тоже основана на выборе. Просто этот выбор в большинстве случаев оказывается предопределён уже самим фактом рождения ребёнка. Впрочем, бывают и печальные исключения.

Даже в малозначимых мелочах вроде «любви» к футбольной команде проявляется всё тот же выбор. Невозможно болеть сразу за всех соперников в соревновании.

Такова уж человеческая природа, что мы всегда кого-то любим больше.

Разумеется, любовь Божия не имеет подобных ограничений. Потому-то мы и полагаем Иисуса Господом и Спасителем, что он не ограничился обычной для большинства учителей нравственности моральной максимой о том, что не нужно делать другим того, чего сам себе не желаешь. По сути дела, это моральное правило можно рассматривать как требование просто не вмешиваться в жизнь другого человека, оставить его в покое.

Но Господь ждёт от нас не этого, а именно любви. Он и сам любит каждого из нас. Для Него не существует проблемы ограниченности выбора в объектах любви. Он выбирает каждого из людей.

Должны ли мы стараться быть подобны Господу и также любить всех людей без исключения: ближних и дальних, приятных нам и не очень? Стремление такое, конечно, похвально. Иисус заповедовал нам: «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Только не стоит забывать кое о чём.

Христос, воплотившись на земле, также совершал выбор. Он избрал 12 апостолов. Почему 12, а не, допустим, 100? Почему не сделал апостолами всех живших тогда хотя бы в Иудее?

И даже среди апостолов у Иисуса были любимые ученики. Свидетелями Преображения Господня на горе Фавор стали только Пётр, Иоанн и Иаков, которых позвал с собой Иисус.

Можно вспомнить и про воскрешение Лазаря. Господь воскресил его, потому что любил этого человека.

«Попытка сразу возлюбить весь мир, а особенно врагов, приведёт к пренебрежению ближними»

Соответственно, и нам стоит постараться любить в полной мере хотя бы тех, кто близок нам по крови или по духу. Попытка сразу возлюбить весь мир, а особенно врагов, приведёт лишь к пренебрежению ближними.

Однажды к Паисию Святогорцу пришёл человек, который некогда был беден, а потом разбогател. Он спросил у преподобного, как бы ему лучше распорядиться деньгами, чтобы это соответствовало христианской добродетели. Что же посоветовал ему Паисий?

Вначале он сказал, что нужно построить дом для детей, отложить деньги им на образование. Оказалось, что это уже сделано. Тогда старец сказал: «Помоги бедным – сначала родственникам, а потом и другим». Но и этим человек уже занимался по мере сил. Тогда преподобный посоветовал выделить денег на строительство храма в родной деревне. И лишь когда оказалось, что и это уже сделано, Святогорец сказал, что будет молиться о том, чтобы Господь просветил пришедшего к нему творить добро там, где в этом окажется наибольшая необходимость.

Слова старца однозначны. Сначала подумай о собственных детях, потом об остальных родственниках, затем о соседях, односельчанах. А уже потом думай о том, как облагодетельствовать людей в более широких масштабах.

Нам не помешало бы почаще вспоминать это мудрое наставление. Нельзя назвать хорошим христианином человека, который заботится о страданиях голодающих в далёкой Африке, но отказывает в подарке своим детям. Не стоит считать христианской добродетелью, когда человек заявляет, что любит всё человечество, но у него не находится даже пары добрых слов о своём народе и стране.

Зачастую требование любви к врагам трактуют так, что якобы само понятие «враг» должно исчезнуть из православного лексикона. Якобы христиане просто не должны считать человека врагом, что бы тот ни делал. Однако это как раз и будет прямым нарушением, извращением Господней заповеди. Христос сказал именно: «Любите врагов ваших». То есть именно понимая, что человек враг, нужно стремиться любить его, не забывать, что он так же, как и ты, сотворён по образу и подобию Божьему. Этим христиане должны отличаться от язычников, которые склонны любить только тех, кто им самим оказывает расположение.

Однако Христос не сказал: «Не считайте никого врагом», – или: «Не отличайте врагов от друзей».

Да, мы должны любить своих врагов, молиться за них. Но это не означает необходимости ущемлять своих близких или одобрять поступки врагов.

Вспомним тех же пресловутых «Пусси райот». Заслужили эти девушки любовь и прощение? Конечно. Но разве не заслужили большей и первоочередной любви и сочувствия те, кто был оскорблён и шокирован их поступком?

Ну и конечно, не стоит забывать о том, что любовь даже к самому заядлому грешнику никоим образом не должна превращаться в потакание греху. Все попытки отождествить милость к врагу и принятие зла, которое делает враг, должны рассматриваться исключительно как попытка манипуляции, игры на наших самых лучших чувствах и стремлениях.

Чувство любви к своим родным, к мужьям и жёнам глубоко укоренены в сердцах большинства людей. Несколько сложнее обстоит дело с национальным чувством, с патриотизмом.

Те, кто считают патриотизм глупым пережитком, любят припоминать христианам фразу из послания апостола Павла, про то, что нет уже ныне «ни эллина, ни иудея». Из этого делается вывод, что у православного человека нет никакого основания любить страну, в которой он был рождён, людей одной с ним крови и культуры.

Ложность подобного утверждения увидеть достаточно просто. Довольно лишь прочесть продолжение фразы апостола, в которой говорится: «Несть мужеский пол, ни женский: вси бо вы едино есте о Христе Иисусе» (Гал. 3, 28).

Слава Богу, никому ещё не пришло в голову делать из этой фразы вывод, допустим, об одобрении однополых браков. Ну а что? Ведь по вышеприведённой логике можно утверждать, что разницы между мужчинами и женщинами не существует.

Однако истинное понимание апостольской фразы довольно просто. Каждый человек, независимо от своей национальности, пола, социального положения может прийти ко Христу и спастись. Всё остальное – всего лишь домыслы.

Да, можно сказать, что православный эфиоп, алеут или бушмен ближе православному, чем русские атеисты, буддисты или оккультисты. Но подлинно христианским будет как раз стремление просветить светом истинной веры в первую очередь именно своих сограждан.

Вконтакте

Loading...Loading...