Что значит нимб. Что символизируют нимбы над головой у Святых? Вестминстерский словарь теологических терминов


Аполлон с лучистым нимбом на римской мозаике (конец II века, Эль дием, Тунис).

"Матерь солнца свои крылья распускает и расчерчено тело её в середине, а над головой Ясуней Воинов света) сияние как венец Славы, как будто не чешут свои головы Ясуни (то есть у воинов света нимбы над головой). И берегут их до дней Кола бога (Коляды)..." Велесова Книга". Так что же из себя представляет свечение вокруг головы.

- Мы имеем дело с необыкновенным физическим явлением, - объясняет доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина Александр Журавлев.

У этого явления длинное название: спонтанное сверхслабое свечение внутренних органов животных и человека в видимой области спектра за счет окислительных процессов. Обнаружил его я с моими коллегами Борисом Тарусовым и Анатолием Поливодой.

- Александр Иванович, все люди светятся? Или только избранные?

Все светятся. Кто-то слабее, кто-то сильнее. Порождают излучение в видимом диапазоне химические - окислительные - реакции, в которые вовлечены так называемые свободные радикалы.

У нас во всех внутренних органах, тканях очень много жиров, ненасыщенных жирных кислот. На поверхности кожи - пот и жир. Эти вещества начинают окисляться даже при самых низких концентрациях кислорода. В результате образуются активные продукты - перекиси. Но светятся не они, а продукты их распада. И подобное явление свойственно всяким живым тварям. Включая нас с вами.

- Что-то я не вижу вокруг вас и меня сияния...

Свечение редко можно увидеть невооруженным глазом - чувствительности не всегда бывает достаточно. Цвет свечения белый, распространяется оно на расстояние от 380 до 1200 нанометров. Есть и невидимое излучение, которое можно зафиксировать только с помощью специальной аппаратуры для измерения сверхслабых световых потоков - фотоэлектронных умножителей.

- Как мне свою ауру увидеть?

Надо взять у вас кровь из пальца, поместить в пробирку, а ее саму - в фотоэлектронный умножитель. И увидите, как ваша кровь будет светиться.

А вот нимбы над головами некоторых людей… Их вроде бы видят окружающие. Это свечение то же самое - «спонтанное сверхслабое за счет окислительных процессов»? И действительно ли оно признак святости?

У некоторых людей возникает весьма редкое нарушение обмена веществ, когда выделяется патологический флюоресцирующий пот. Под влиянием внешнего света он сияет. И это свечение может достигать такого уровня, что оно становится заметным. Особенно в темноте. И если в давние времена наши предки увидели, как у одного святого засветилось вокруг головы, то этого факта для них было достаточно, чтобы впоследствии на всех иконах рисовать ауру-нимб вокруг их голов.

Будда с нимбом



Но, может, светящийся пот - это некий признак, свидетельствующий об особенном строении организма таких людей?

Нет, это скорее признак патологии или предпатологии, когда в организме производится много фосфора, да еще и выделяется с потом.

ЭФФЕКТ КИРЛИАНА - ОБМАН

Сейчас в любой «Лавке жизни» можно сделать фото своей ауры. Получаешь снимок с неким довольно ярким ореолом вокруг тела. Некоторые экстрасенсы по его цвету и толщине судят о состоянии человека. Что это за свечение?

Тут речь идет об эффекте Кирлиана. Он возникает тогда, когда предметы помещают в электромагнитное поле. Их действительно начинает окружать некий ореол. Но возникает он не в результате жизнедеятельности. Просто с поверхности - любой - отрываются электроны, которые ионизируют воздух. Это свечение и фиксирует фотопленка. Подобным образом светятся и живые тела, и трупы, и листья, и кирпичи. Картинка возникает красочная, дает возможность очаровывать и вводить в заблуждение всех несведущих и желающих заблуждаться.

А свечение, которое мы открыли, - это свечение наших внутренних органов. И к эффекту Кирлиана оно не имеет никакого отношения. Какую информацию несет свечение Кирлиана, науке неизвестно.

- Ваше открытие сейчас применяют?

Или когда при туберкулезе идет воспалительный процесс, то в легких резко усиливаются окислительные процессы, и мы видим, что свечение, например, сыворотки крови туберкулезного больного резко увеличивается. Таким образом, свечение позволяет выявить болезнь на ранних этапах.

Святая троица А. Рублева


- Когда такая чудо-диагностика появится в поликлиниках?

Когда создадут сверхчувствительные установки и подготовят специалистов по квантовым технологиям.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Самое интересное, что это открытие Журавлев и его коллеги сделали почти 50 лет назад. В 1961 году сенсационные результаты их исследований изучили в Академии наук СССР и... зарубили. В постановлении комиссии было сказано, что в представленной научной работе нет ни фундаментального значения, ни практического приложения.

А в 2009 году открытие советских биофизиков переоткрыли японцы из Университета Киото и Технологического института Тохоку. Исследователи помещали обнаженных по пояс людей в абсолютно темную комнату. Они сидели там по 20 минут. В это время добровольцев снимала камера высокой чувствительности, способная улавливать даже отдельные фотоны. Съемка повторялась каждые три часа с 10 утра до 10 вечера.

Обработка полученных изображений подтвердила: человеческое тело светится в видимом диапазоне. То есть испускает фотоны. Сияние это весьма призрачное и слабое - в тысячу раз менее интенсивное, чем способен уловить человеческий глаз. Но оно есть. О чем, собственно, и твердили наши ученые еще 50 лет назад.

Теперь японцы претендуют на Нобелевскую премию! И ведь, наверное, дадут.

Это частый вопрос, который интересует людей. Нимб (сияние, или гало) (nimbus) с латинского переводится как «облако» или «туча». Нимб – значение слова «ореол святости» – обозначает особое сияние вокруг головы или всего тела (в том числе и духовного) у Бога, святых и Ангелов. Благодаря ореолу в искусстве и иконографии становится возможным выделение на фоне остальных участников композиции святых, представителей мира Ангелов, Пресвятой Богородицы, Троицы.

Форма нимба над головой у святых, Ангелов, Бога может быть разной:

  • треугольной,
  • круглой,
  • шестиугольной.

Треугольная форма ореола с вершиной наверху характерна для икон Бога Отца. Отличительной чертой икон второй ипостаси Троицы Господа Иисуса Христа является круглый позолоченный нимб, в который вписаны 3 луча от креста. Традиция таким образом передавать святость Спасителя (или Бога Слова) и передавать Его подвиг распятия на Кресте характерна для православных изображений. В католических иконах вокруг духовных фигур художники просто означают свет, сияние.

История появления

История появления нимба уходит своими корнями в древнейшие времена.

Ореолы над головой у Ангелов и святых, изображенные иконографами, означают факт их святости и встречаются в различных культурах на протяжении многих веков:

  • древнегреческой,
  • мусульманской,
  • византийской,
  • христианской.

В восточных культурах светящийся нимб вокруг головы или лба всегда выражал награду от Всевышнего за праведную жизнь. Он показывал, что указанный человек уже достиг просветления.

Нимб для защиты статуй

Есть сразу несколько вариантов в отношении того, как возник такой показатель святости, как нимб. Согласно версии некоторых исследователей, ещё в Древней Греции на статуях применялся специальный мениск – металлический плоский кружок, располагавшийся вокруг них с целью защиты от погодных неблагоприятных условий и птиц .

Щит победителя

Прочие специалисты считают, что изображение ореола вокруг головы возникло вследствие традиции, согласно которой к спине различных героев помещали щит. Именно он и возвышался над головой.

Более правдоподобной и обусловленой трактовкой появления нимба все-таки является греческая. С одной стороны она более разумна, с другой – имеет под собой мифологическую основу.

Согласно древним греко-римским сказаниям, боги с Олимпа возникали перед людьми в образе человека. Отличались при этом от людей ослепительным и ясным светом нематериального происхождения, который осмыслялся как:

  • светозарный эфир;
  • неземная атмосфера;
  • пространство обитания богов.

Иначе говоря, такое свечение – это показатель принадлежности к божественной и человеческой природе.

Позже у греков данная традиция изображения святости была заимствована христианами и буддистами. К нему же обращались также египтяне и римляне.

С приходом в мир Спасителя такое свечение стало доступно и для простых смертных, Его последователей, удостоившиеся чести стать подобными небесным представителям. С течением времени традицию передачи изображения нимба было сокращено до ореола вокруг головы.

В современном православии ореол вокруг головы Святой Троицы , Пресвятой Богородицы , Ангелов и святых может быть показан по-разному. Как уже упоминалось, у лика Господа Вседержителя ореол над головой может быть треугольной формы, а также в виде шестиконечной звезды.

Вторая ипостась Божия – Спаситель Иисус Христос – имеет свечение, в которое вписан крест. Как вариант, в нимб Спаса могут быть вписаны три линии света. Иногда в ореол вписывают пучок лучей, которые исходят из центра диска по его радиусу.

Третья ипостась Божия – Дух Святой – изображается в виде голубя с треугольным ореолом.

Также ореолы Господа и Божией Матери, как правило, имеют золотистый цвет, показывают золотое сияние, что имеет значение духовного светила, нематериального солнца. Как и само слово «нимб».

Свечение у Девы Марии по форме всегда круглое. Бывает украшен звездами (как правило, двенадцатью), лучезарной короной, диадемой, что указывает на Ее, если так можно сказать, статус Царицы Небесной.

Святые Ангелы, а также святые люди разных чинов и видов святости ( , преподобные, праведные, мученики, исповедники, святители, блаженные и т. д.), вне зависимости от своего чина, имеют изображение нимба с шаровидными золотистыми косами вокруг головы. Случается, что у патриархов и пророков оттенки свечения бывают серебристыми.

Существуют некоторые различия между изображениями нимбов в католической и . В православной традиции ореол святости показывают вокруг головы полностью закрашенным, католики изображают просто легким кругом над ней.

Нимб, своего рода нематериальная солнечная корона, является показателем человека, совершенного в любви, на которого спустился .

Раньше светящийся ореол вокруг головы ассоциировался с солнечным кругом и осмыслялся проявлением силы Солнца.

В иконографии на Востоке таким образом показывались солнечные божества. Ореол над областью головы свидетельствовал о том, что изображающийся наделен власти, о могуществе и незаурядной силе духа.

Аналогом нимба в светской иконографии являлась корона.

Также светящийся ореол был в прошлом атрибутом Феникса и символизировал бессмертие.

Цвет и форма

Золотой нимб всегда был представлен в христианском искусстве.

Индусы используют красный свет. Античные боги имеют голубое свечение. В отдельных ситуациях встречался даже радужный.

Гало (круглый ореол) в Византии всегда был отличительным знаком ушедших в мир иной, которые при своей земной жизни были образцом высокой нравственности и снискали милость Небес.

Пресвятая Дева Мария всегда имеет изображение с круглым и часто изысканным ореолом вокруг головы.

У Ангелов и святых гало такое же, но всегда без каких-либо украшающих орнаментов. Крест внутри нимба или, как вариант, крестообразный ореол – это особенный, специальный символ, характерный только для Спасителя. Он показывает Искупление и Распятие Христа.

Ореол в виде овала говорит о духовном свете.


Квадратный нимб или шестиугольный может быть показателем святого человека или представителя Небесного мира среди живых. Также квадратный нимб может указывать на обычного человека, но творящего какие-либо дело, спасительно для его души и окружающих, к примеру, приносящего жертву.

Квадратный нимб иногда осмысливается как изображение чего-то низшего, через него передают символом земли.

Квадратный нимб также трактуется таким образом: три его угла – это Троица, а оставшаяся говорит о Ее единстве.

Круглый ореол – напротив, показатель вечного бытия.

Треугольный – это указатель Святой Троицы, Ее Триединства. Единства трех Ее личностей в совершенной любви (кстати, именно поэтому христиане не многобожники: Отец Сын и Святой Дух пребывает во всесовершенной, бесконечно соединяющей Любви и даже пишется без знаков препинания, показывая Одного Бога).

Гало в форме треугольника бывает только на иконах Бога Отца.

Многогранники характерны для людей и Ангелов, которые прославились особой добродетелью и подвигом.

«Корона Славы»
Дата публикации: 11.10.2007
Источник: ЗАО "Русский Антиквариат"

Религиозная символика всегда была важным ключом к прочтению замысла художника. Общий символ христианских святых, который является обязательным в их изображении, это нимб (лат.nimbus - туча, облако), или ореол (лат. corona aureolа - золотой венец). Различное изображение ореола, нимба для передачи идеи некой ауры в искусстве отражает взаимовлияние мировых цивилизаций и религий.

Каждое произведение искусства - это зашифрованное послание автора нам, зрителям. Особенно справедливо это замечание для произведений, посвященных тем или иным аспектам религии в целом и христианства в частности. Знание религиозной символики чрезвычайно важно для настоящего прочтения и оценки таких произведений. Не ограничивая себя рамками иконописи, в целях более широкого обзора возможных вариантов религиозной символики обратимся к наиболее яркому признаку святости в произведениях искусства.

В эпоху поздней античности создание культа христианских святых, разделяющих страхи и страдания мирян, явилось вкладом церкви в гуманизацию жизни тогдашнего общества. Святость при различных путях ее обретения всегда означает победу человека над злом в нем самом и в мире. В христианстве святые занимают очень важное место: за длительную историю церкви во имя христианской любви и благочестия было совершено немало ярких подвижничеств.

Нимб был известен во многих мировых религиях и мировом искусстве в целом как символ величия и власти. Известны изображения Будды с красным нимбом. Древние греки считали, что сияющий нимб - это частица эфира, который являет собой место пребывания богов. Ореол - атрибут античных солярных богов, таких как Митра, Гелиос, Аполлон. Верховное божество древних греков Зевс и его римский собрат Юпитер были обладателями голубых ореолов. Ореолом в теологии называют зону света, расположенную вокруг головы божества или причисленного к лику святых. Впервые такие нимбы появились на христианских изображениях IV века, во времена правления императора Константина I Великого (306–337). Нимб называют также «гало», божественным светом, по аналогии с сиянием, которое астрономы наблюдают вокруг солнца и других планет. Этот термин, ведущий свое происхождение от греческого «халос» (круглый настил из дерева, по которому шагал бык, вращавший жернова мельницы), был перенят теологами в XVI веке. Таким образным сопоставлением ими была обозначена «корона славы» над головами святых.

В Древнем Риме было принято воздвигать статуи умершим императорам с мениском - круглым металлическим горизонтальным кружком над головой, служившим защитой от непогоды и птиц. Для Востока нимб в первую очередь - это олицетворение силы, порой недоброй. Видимо, поэтому и в византийском искусстве сатана тоже имел над головой подобие нимба.

Первоначально в христианстве нимбы в качестве общих символов святости выглядели как золотой диск и использовались при изображении Троицы (Бог - Отец, Сын и Святой Дух) и ангелов. Постепенно нимб стал обязательным атрибутом апостолов и святых.

Менялась и форма нимба. С XII века появляется окантовка золотого диска орнаментальной каемкой, добавляются радиальные лучи света. К XVI веку диск упростился до известного ныне золотого круга, порой ограниченного тонкой линией различного цвета: красного, белого или черного. В живописи позднего европейского средневековья изображение круглого нимба переросло в изображение плоской золотой пластинки. На пластину наносилось имя обладателя знака святости.

В эпоху Возрождения нимб превратился в простой круг, изображение которого давалось в перспективе. К XVI веку в связи с распространением в Европе светского мировоззрения и идей гуманизма обязательность изображения нимба в западноевропейской живописи фактически была утрачена.

Если для искусства Западной Европы на определенном этапе (после Реформации) характерно игнорирование канонического изображения нимба как символа святости, то в русской иконописи, опирающейся на византийскую традицию, выдерживалось соблюдение канонов.

Как всякий другой символ, нимб, развиваясь, претерпевал определенную эволюцию. Сегодня можно говорить, что помимо традиционного (круг) нимб может иметь четыре варианта: квадрат, крест (или три луча), треугольник и мандорла (овал).

Современные художнику личности, такие как папа, император, донаторы, подвижники, почитавшиеся еще при жизни, наделялись квадратным нимбом. Нимбы такого типа встречаются в основном в средневековой западноевропейской живописи. Другой тип ореола - крест - форма нимба персонажей Троицы, в первую очередь Христа. Рассмотрим этот вариант нимба на примере русской иконографии.

В традиционной русской иконописи атрибутом Христа и других персонажей Троицы является крестообразный нимб, порой он имеет форму трех лучей. При этом принято в нарисованном над головой Христа кресте, на его рукавах располагать греческие буквы - первые буквы слов «Азъ есмь Сый» («Я есть сущий, истинный»). Так Господь Саваоф назвал себя, явившись Моисею в образе Неопалимой Купины, когда Моисей спросил: «…как Ему имя?» (Исход, 3:13–14). Такой нимб Христа называется «крестчатым» или «крестным» нимбом. С таким нимбом порой предстает и символическое изображение Христа в образе Доброго Пастыря и Агнца Божьего. Известно, что равносторонний треугольник является символом Троицы, единой божественной сущности; при этом все три ипостаси Троицы равны и, по христианскому учению, одинаково вечны. В католической иконографии в треугольный нимб вписано Всевидящее око, изображаемое в виде глаза. В сторону от него расходятся лучи света. Порой такое изображение Всевидящего ока может быть помещено в своде купола православного храма. Заимствованное у Запада, оно встречается в памятниках, датируемых не ранее чем XVIII веком. С треугольным нимбом иногда изображался и Святой Дух (в виде голубя).

Для русской иконописи характерно также изображение Бога-Отца с нимбом, состоящим из двух совмещенных квадратов, образующих восьмиконечную звезду, вписанную в круг. Таким Бог-Отец предстает на изображениях Новозаветной Троицы, включающей фигуры Бога-Отца, Бога-Сына и Духа Святого в образе голубя. Один квадрат ярко-красного (огненного) цвета, что отражает божественную сущность Отца. Синий (сине-зеленый) цвет второго квадрата обозначает непостижимость Божества. Подобное изображение Бога-отца установилось в русской иконописи только с XVIII века. Круглый нимб, украшенный диадемой, лучезарной короной или 12 звездами, использовался в католических странах в изображениях Богоматери и символов евангелистов - орла (Иоанн), ангела (Матфей), крылатых льва (Марк) и быка (Лука).

При изображении нимбов патриархов и пророков применялась серебряная краска, апостолов, мучеников и новозаветных святых - золотая, хотя были и иные варианты. Своеобразным нимбом является мандорла (итал. mandorla - «миндалина»). По-другому ее образно называют «рыбий пузырь» (лат. vesica piscis). Мандорла - овальный сияющий ореол, включающий в себя все божественное тело. Первоначально такой ореол символизировал облако, в котором Христос вознесся с Елеонской горы в присутствии апостолов на сороковой день после Воскресения. Позднее, с развитием христианства, это облако стало изображаться в виде ореола. Используется овальный ореол и при изображении образов Богоматери и Марии Магдалины. Мандорла может иметь форму круга, состоящую из нескольких кругов (или эллипсов) одного цвета, но разных тонов, от темного (в середине) до светлого. Подобный нимб называется «кругом славы», и помимо Христа и Богоматери в него помещают поясные изображения святых в настенной живописи.

Как редкий вариант можно выделить шестиугольный нимб, носителями которого в религиозном искусстве выступали персонификации богословских и мирских добродетелей, а также лик Бога-Отца, помещаемый в нимбе, состоящем из двух пересекающихся равносторонних треугольников.

На православной иконе поверх красочного слоя нимба (или его предполагаемого месторасположения) может быть закреплен аналог ореола. Подобное повторение нимба в виде накладного украшения известно как «венец» или «венчик».

Венец как часть оклада (накладного украшения иконы) может быть гладким или прорезным, выполненным из обработанного металла с использованием чеканки, черни, эмалевых накладок, ленточной или сканной перегородчатой эмали, фольги (рельефной и прорезной) и драгоценных камней в кастах (металлической оправе). Реже встречается венец из ткани, украшенной золотым или серебряным шитьем, унизанной жемчугом, стеклянным бисером или стразами. Порой такое украшение изготовлено из резной золоченой (по левкасу) древесины. Иногда венец завершается крупными зубцами, тогда он называется «городчатым венцом» или «короной». В подобном венце в иконографии изображаются пророки, библейские цари (Давид, Соломон), другие персоны царского звания.

Дмитрий Дрон,
старший научный сотрудник Государственного Музея истории религии

Есть вещи, которые в определённых кругах считаются "общеизвестными", тем удивительнее наталкиваться на мнение, противоречащее тому, что, казалось бы, должны знать все православные христиане. И в этом мне приходилось убеждаться не единожды.
Таким образом, для тех, кто знает "Закон Божий" в рамках воскресной школы, данный материал можно пропустить...
А кому интересно - представляю новую статью для мартовского номера журнала "Лоза"

Образы святых в православной иконографии имеют один общий атрибут - нимб. Нимб, как мы знаем, это круг, символизирующий святость изображенного лица (иногда, нимб также может означать царственность персонажа или, в более редких случаях, сопровождать фигуру, которая является аллегорией времени суток, природного явления, города и страны).

Все нимбы в большей или меньшей степени, однотипны и только нимб Господа Иисуса Христа имеет определенные отличия.

Ещё в период, когда иконография Спасителя только складывалась, предпринимались различные попытки выделить Его образ различными знаками. Например, в нимб вписывалась монограмма Христа (соединенные греческие буквы «хи» и «ро», так называемая «хрисма»),а по сторонам от фигуры Господа писались первая и последняя буква греческого алфавита «альфа» и «омега» («Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр.1:8)). Что лишний раз демонстрирует Божественность Христа.

Позднее, в нимбе Спасителя стал изображаться главный символ нашего спасения - крест. Этот атрибут очень прочно закрепился за иконографией Христа и остается до сих пор практически непременным ее атрибутом. Такой нимб именуется крестчатым.

Форма такого креста в разные времена была различной, как и цвет. Крест мог быть и белым, и золотисто-охристым, и красным, и пурпурным, и небесно-голубым.

Он мог быть плоским, иметь условный объем, простым или украшенным «драгоценностями».


Со временем в три видимых лопасти креста стали вписывать греческое слово «ό ών», что значит «Сущий», «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий . И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам».(Исход.3:13,14) .

Центром развития христианской иконографии долгое время был Константинополь, тем интереснее, что буквы в нимбе Христа в самой Византии появляются сравнительно поздно, в то время, как они уже употреблялись на периферии византийского мира - например, в Южной Италии и на Руси.

Итак, «ό ών», греческие буквы «омикрон» (в данном случае, это артикль мужского рода) и «омега» с «ню» («ни» в византийском произношении), собственно, само слово «сущий». Обычно на иконах они располагаются следующим образом: в верхней лопасти «омикрон» и ниже слева направо относительно зрителя, «омега» и «ню».

Реже, буквы располагаются по часовой стрелке и даже против.

В мировой культуре много примеров, когда значение некого символа забывается и, со временем начинает иметь другой смысл. К сожалению, так случилось и с буквами крестчатого нимба. Греческий язык на Руси к XVI веку практически никто не знал. Толкование «ό ών» - «сущий» было утрачено. Однако, разгадать тайну «загадочных букв» очень хотелось. Греческие буквы очень похожи на славянские (тем более, что шрифты на то время, практически не отличались), греческая «омега», с надстрочными знаками, была принята за славянскую букву «от» T . И это уже давало известный простор в толковании.

В старообрядческой литературе, которая игнорировала греческие источники, имеется несколько вариантов толкования нового буквенного сочетания: T ОН. Например: T - «еже есть отчески», О - «ум», Н - непостижим сый».Или: T - «от небес приидох», О - «они же Мя не познаша», Н - «на кресте распяша» и т.п. Были и простонародные толкования, вроде: «Он Отец Наш».

Точно также девять линий креста в нимбе (рудимент объемности) тоже стали наделяться символическим значением, например - 9 чинов ангельских. Какое отношение ангельские чины имеют к кресту Христовому решительно непонятно, но на первый взгляд может показаться, что ничего страшного в этих альтернативных прочтениях нет.
И все же. Сама тенденция придавать глубокий смысл случайным мелочам (как тем же линиям креста) и выдумывать свои собственные толкования, игнорируя историческое значение символов, может привести рано или поздно к печальным результатом.
Так, в последнее время, распространяется информация, что якобы в нимбе Спасителя зашифрована дата конца света: http://samlib.ru/n/nostr_a_g/kod2.shtml

Такую методику, используя нашу малограмотность и инертность, часто применяют различные сектантские группировки. Знание же своей традиции, лучшее противоядие.

Источник bizantinum

||| ???
? Гало / Ореол / Мандорла / Сияние /
Лат.: облако.
Символ ауры, озаряющей, окружающей сверхчеловеческие личности и в первую очередь голову. Зона света, представленная обычно в виде круга, квадрата или треугольника. Эманация центральной духовной энергии, души. Окружает голову, а иногда всю фигуру божественных или святых персон, указывая на их величие.
Первоначально олицетворял силу Солнца и солнечный диск, - атрибут богов Солнца.
Божественное сияние; сила огня и энергии божества; сияние, исходящее от святости; духовная энергия и сила света; "круг славы" гения; доблесть; излучение жизненной силы (мудрости), идущей от головы; трансцендентный свет знаний.
Одновременно (в восточной иконографии) означает идентификацию с солнечным божеством, могущество и принадлежность к власти либо - духовную силу, в отличие от светской (корона).
Иногда употребляется как атрибут Феникса - символа солярной силы и бессмертия.
Нимб обычно золотой в христианском искусстве, красный в индийском и голубой у античных богов.
Может быть радужным.
Форма:
Круглый нимб (собственно гало):
o Близок к символике круга;
o В искусстве Византии - знак умерших, заслуживших примерной жизнью на земле милость небес;
o Нимб Девы Марии всегда круглый и часто изысканно украшен;
o Нимбы святых или других божественных персон обычно без орнаментов;
o Крестообразный нимб (крест внутри круга), - специфический символ Христа (Искупления и Распятия).
Ореол в форме эллипса символизирует духовный свет.
Квадратный (иногда шестиугольный):
o Указывает на живущего святого или отличает от святых обычных людей, например, жертвователей.
o Может символизировать цельность главы божества: три стороны - Троица, четвертая - глава как целое.
Треугольник:
o Три луча означают Триединого Бога или Святую Троицу.
o Треугольный нимб или ромб означает Бога Отца (см. выше о квадратом нимбе).
Многоугольные нимбы:
o Используются для изображений персон, символизирующих добродетели, или других аллегорических фигур.
o Шестиугольное гало указывает на большие достоинства или аллегорический характер изображения.
Двойной нимб, гало или лучи олицетворяют двойной аспект божества.
Буддизм
Красное гало Будды - показатель динамичной солярной активности.
Античность
В азиатском и позднеантичном искусстве эллинизма это - излюбленное средство передачи божественности, величия царей и обожествленных римских императоров на монетах.
Голубой нимб - атрибут Зевса и Юпитера (как бога Неба), Феба и Аполлона, Дионис и Вакх.
Индуизм
Шива с ободом пламени символизирует космос.
Митраизм
Указывает на свет Солнца и Митру как бога Солнца.
Психология
Солнечный венец.
Персия
В представлении персов символизировал могущество Ахура-Мазды. Золотой круг - разновидность солнечной короны - близок символике золота, иероглифу совершенного человека и его психической силы.
Христианство
Заимствован у языческих изображений богов солнца или правителей, особенно из иконографии митраизма, вытесненного христианством в Римской империи. В римских катакомбах Каликста появляется со 2 в. как увенчание головы Христа, позднее этим способом выделяются также Мария и ангелы. Не изображался широко до IV в., когда становится символом четырех евангелистов.
Означает святость; святого; Божественное происхождение и святость Троицы, Святого Семейства, ангелов.
Обычно используют стилизованные нимбы в виде сияющего обруча или круга.
Крестчатый нимб указывает на Христа.
В византийском искусстве Сатану иногда изображали с гало, означающим излучение силы.
Иллюстрации
Крестовый нимб Вседержителя (Пантократора) в византийской церкви в???афни, ок. 1100 г.


Нимбы, или гало, окружающие головы святых, символизирует исходящий от них Свет Божий. Изображенная в центре мандорла, или vesica piscis, окружает все тело персонажа.

Черновые материалы
В религиозном искусстве зона света, расположенная вокруг головы божественной или причисленной к лику святых личности. Иногда так изображались древние боги Индии и Китая. Он являлся атрибутом богов-солнце - Митры, Аполлона и Гелиоса (обычно в форме излучаемого света) и был принят в образах уже умерших римских императоров.
Ореол, по-видимому, появился в христианском искусстве около V века. Его использование поначалу ограничивалось тремя лицами Троицы и ангелами, но постепенно распространилось на апостолов, святых и других.
На Востоке нимб символизировал скорее силу, нежели святость, и по этой причине в византийском искусстве им нередко наделялся Сатана.
Нимб приобрел несколько очертаний.
Крестообразный нимб обычно является атрибутом Христа, хотя в некоторых изображениях Троицы он может быть у всех трех её лиц.
Треугольный нимб, символизирующий Троицу, принадлежит Богу-Отцу.
Квадратным нимбом наделяются живые (современные художнику) личности, такие, как папа, император и донаторы.
Богословские и основные добродетели и другие аллегорические фигуры имеют шестиугольные нимбы.
Известная круглая форма принадлежит главным образом Деве Марии, ангелам и святым.
В живописи позднего средневековья он изображался как плоская золотая пластинка, на которой (особенно в XIV веке) было начертано имя обладателя нимба. Художники раннего Возрождения свели это к простому кругу, который показывался в перспективе.
Но нимб вышел из употребления и в искусстве пост-Ренессанса использовался редко.
Термин "ореол" обозначает свечение, которое окружает всю фигуру, а не только голову. Это специфический атрибут божественности, и он остается только для Христа, особенно в Преображении -, и Девы Марии. По поводу стилизованного миндалевидного ореола см. Мандорла.
Нимб, сияние, гало или ореол - светящийся круг наподобие короны, которым древние наделяли своих божеств, а христиане - святых (8).
Визуальное выражение лучезарной сверхъестественной силы; или же, более упрощенно, интеллектуальной энергии в её мистическом аспекте. Подтверждением этому служит и тот факт, что античная традиция, как правило, приравнивала разум к свету.
Иногда ореол имеет сферическую форму; мусульмане, например, представляют рай в виде жемчужины и верят, что в раю праведники живут в жемчужинах, каждый со своей гурией. Ореол сравнивается с клеткой и, в особенности, со сферой как таковой (46).
Юргис Балтрушайтис в "Фантастическом Средневековье" собрал множество средневековых изображений существ, заключенных в прозрачные, очевидно, стеклянные сферы. В работах Иеронима Босха также часто встречаются подобные примеры. В этом случае ореол - просто визуальное выражение своего рода детерминизма, окутывающего каждого человека в его собственный образ жизни и его судьбу, как благоприятную и райски-счастливую, так и полную страданий и адских мук.
Изображение видимого лучистого сияния, используется в искусстве для обозначения людей с необыкновенной духовной силой или святых.
Ореолы бывают следующих форм:
гало - светящееся кольцо;
нимб - светящийся круг;
мандорла - стилизованный миндалевидный ореол.
Символизм ореола связан с сияющими божествами древнейших культов - Солнца и Огня.
Этимология слова "ореол" (произошло от латинского "aureola corona" - "золотая корона") показывает, что этот термин очень удачен для обозначения свечения в форме короны, сформированной из лучей света.
Ореол иногда окружает лишь голову, а иногда и всю фигуру.

Ореол - символ божественности, и следовательно, высшей силы.
Его использование предназначено для представления Бога: Отца, Сына и Святого Духа или для символов, служащих выражением ипостасей Троицы.
Кроме того, изображение ореола может распространяться на образы Пресвятой Девы.
Ореол состоит из поля света и величия, исходящего из всего тела.
В одних случаях ореол повторяет форму тела и, как бы обволакивая его, проявляется в виде световой оболочки. В других случаях ореол отделен от тела и представляет собой множество световых лучей, исходящих из некого центра. Иногда ореол заканчивается заостренными языками пламени или весь состоит из них. Он может быть оттенен цветами радуги.
В раннехристианской живописи ореолы были белыми, но в эпоху Возрождения, чтобы создать ощущение света, обычно использовалось золото.
Иногда можно увидеть голубой ореол, выражающий небесную славу.

ХРИСТИАНСТВО
Слава - сияющий свет, который объединяет в себе нимб вокруг головы и ореол вокруг тела. Она выражает самое высшее состояние божественности, и следовательно, является атрибутом Бога как Царя Небесного и Христа как Судьи.

Loading...Loading...