Загвязинский теория обучения современная интерпретация. Современная интерпретация концепции пустоты в буддизме

Интерпретация

– (от лат. interpretаri, -аtus; interpres, -etis – посредник, толкователь, переводчик) истолкование, раскрытие смысла, значения чего-либо. Объектом интерпретации является текст. И. зародилась как основное понятие герменевтики, науки о правилах толкования, связанное с желанием читателя "преодолеть культурную отдаленность, дистанцию, отделяющую читателя от чуждого ему текста, чтобы поставить его на один с ним уровень и таким образом включить смысл этого текста в нынешнее понимание, каким обладает читатель" (П. Рикер ). Иногда И. относят к экзегетике, толкованию или искусству понимания четко зафиксированных жизненных проявлений (У. Дильтей ). И. входит в объекты изучения многих наук: логики, математики, герменевтики, философии, семиотики, лингвистики, дидактики. В логике И. называют совокупность переменных величин, входящих в гипотезы и делающих их истинными. До интерпретации они ни истинны, ни ложны (Б. Рассел ). В математике, в частности геометрии, существуют эмпирический и неэмпирический (логический) виды И. Эмпирическая И. всегда должна включать термины, имеющие наглядное определение, полученное из чувственного опыта. В этом случае говорят, что стороны треугольника приблизительно являются прямыми линиями, а углы – приблизительно точками. Неэмпирическая И. имеет место в сфере чистой математики. "Совокупность всех упорядоченных триад реальных чисел образует трехмерное евклидово пространство. При такой интерпретации вся евклидова геометрия дедуцируется из арифметики. Даже неевклидова геометрия допускает подобную арифметическую интерпретацию" (Б. Рассел ).

В герменевтике И. определяется как "работа мышления, которая состоит в расшифровке смысла, стоящего за очевидным смыслом, в раскрытии уровней значения, заключенных в буквальном значении" (П. Рикер ). Задачу И. представители герменевтики видят в обнаружении множественности смыслов сообщения. Герменевтики различают внешнюю (внесение смысла в текст) и внутреннюю И. (расшифровка смысла) (П. Рикер ). Они рассматривают И. в широком смысле, восходящем к Аристотелю (hermeneia позволяет овладевать реальностью с помощью значащих выражений), т.е. как постижение знаков, и в узком смысле – как толкование письменных текстов. Два вида трактовки И. положили начало соотношению категорий интерпретации и понимания. "Герменевтика рассматривает значение не как когнитивную репрезентацию, а как практическое понимание, интерпретацию". Данная наука также трактует понимание как стремление интерпретировать действия другого человека через призму некоторой интерпретационной схемы (А.А. Залевская ). И. связана с понятием "герменевтического круга". Это значит, что любой феномен определяется на базе имеющегося предпонимания, адаптирующегося в процессе интерпретации (Г. Гадамер ).

В понимании философов, И. предполагает различные понятия. Так, в мифе оказываются тесно связанными структура сознания и ряд интерпретаций, производимых не только исследователем, но и самим мифом. "Миф живет в интерпретациях как некая неанализируемая целостность" (М.К. Мамардашвили, А.М. Пятигорский ). В отношении языка момент И. свидетельствует о том, что язык "взрывается, устремляясь навстречу к иному, чем он сам", "распечатывается". Этот "взрыв" философы называли говорением, т.е. приравнивали понятие И. к говорению (П. Рикер ).

В семиотике трактовка И. относительно структуры знака (знак, десигнат, интерпретатор) вызывала большие разногласия. Ч.С. Пирс, родоначальник семиотики, указывал на свойство интерпретируемости знаков. Функцию И. выполняет другой знак (или совокупность знаков), который сохраняет за собой возможность заменить интерпретируемый знак. В семиотике развитие понятия И. началось с работ Ч.С. Пирса и Ч.У. Морриса. Ч.С. Пирсу принадлежит идея о "сообществе интерпретаторов", соотносимая с понятием бесконечности и коллективности процесса осмысления явлений действительности. Ч.У. Моррис рассматривал И. в качестве составляющей знакового семиозиса, в котором "нечто учитывает нечто другое опосредованно, то есть через посредство чего-то третьего". Семиозис, в его понимании, это опосредованное учитывание, в котором посредниками выступают знаковые средства, учитывание – это интерпретанта, действующие лица процесса – интерпретаторы. Нечто есть знак только потому, что оно интерпретируется как знак чего-либо некоторым интерпретатором. "Интерпретанта знака – это навык, в силу которого можно сказать, что то или иное знаковое средство означает некоторые виды объектов или ситуаций; выступая как метод определения совокупности объектов, которые означает данный знак, интерпретанта не является членом этой совокупности" (Ч.У. Моррис ). Р. Якобсон различал три способа И. вербального знака: перевод знака в знаки того же языка (внутриязыковой перевод, или переименование), перевод знака в знаки другого языка (межъязыковой перевод, или собственно перевод), перевод знака в невербальную систему символов (межсемиотический перевод, или трансмутация).

Значительный вклад в развитие понятия И. внесла лингвистика текста. И. текста как целостного творческого произведения рассматривается как составная часть структуры текстовой деятельности (И.Р. Гальперин, В.А. Кухаренко, И.Я. Чернухина ). Знаковый характер текста и правила декодирования позволяют читателю интерпретировать текст (И.В. Арнольд ). В основу понятия И. художественного текста легла идея А.А. Потебни о том, что содержание художественного произведения развивается не в художнике, а в понимающем. "Слушающий может гораздо лучше говорящего понимать, что скрыто за словом, и читатель может лучше самого поэта постичь идею его произведения. Сущность, сила такого произведения не в том, что разумел под ним автор, а в том, как оно действует на читателя или зрителя, следовательно, в неисчерпаемом возможном его понимании" (А.А. Потебня ). Лингвистами было установлено, что механизмы И. хотя и обусловлены социальными и культурными факторами, все же имеют индивидуальный характер.

В дидактике понятие И. трактуется как методический прием изучения текста, способствующий повышению уровня знания языка на основе анализа и осмысления текста как сложного структурно-семантического единства (А.И. Домашнев, И.П. Шишкина, Е.А. Гончарова ). Считается, что грамматика, семантика, а также языковые средства выражения способствуют пониманию анализируемого текста. В зависимости от аспекта текстовой деятельности выделяются лингвоцентрический, текстоцентрический, антропоцентрический и когнитивные типы И. (Л.Г. Бабенко, И.Е. Васильев, Ю.В. Казарин ). Возможность использования И. в обучении анализу текста изучал Г.И. Богин, отмечая необходимость формирования навыков понимания текста через обучение рефлексии. Методика обучения И. текста соотносится с задачами практики перевода, непосредственно использующего результаты анализа произведения.

И. текста часто соотносят с анализом дискурса, имеющим целью выяснить, каким образом проявляет себя субъект в том, чтo он говорит (П. Серио ). При этом дискурс трактуется как речь, присваиваемая говорящим, в противоположность повествованию, которое разворачивается без эксплицитного вмешательства субъекта (Э. Бенвенист ). Анализ дискурса включает два элемента – архив и язык (Ж. Гийом, Д. Мальдидье ). Любой дискурс строится на большом количестве текстов, архиве (М. Фуко ), содержит следы преконструкта (М. Пешё ), "уже сказанного", "слышанного". Поэтому одной из задач анализа дискурса может стать выявление следов субъекта акта высказывания, указывающих на присвоение языка говорящим. Архив детерминирует смысл, вводя ограничения в описание семантики высказывания. Другой компонент дискурса – язык – позволяет выявить смысл на основе синтаксических и текстовых механизмов. Таким образом, смысл дискурса берет свое начало в архиве и языке, т.е. одновременно ограничен и открыт.

Лит. : Арнольд И.В. Стилистика декодирования: Курс лекций. – Л., 1974; Бенвенист Э. О субъективности в языке // Общая лингвистика. – М., 1974; Мельчук И.А. Опыт теории лингвистических моделей "смысл – текст". – М., 1974; Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках: Опыт философского анализа // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. – М., 1977; Домашнев А.И., Шишкина Е.А., Гончарова Е.А. Интерпретация художественного текста. – М., 1983; Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. – М., 1983; Задорнова В.Я. Восприятие и интерпретация художественного текста. – М., 1984; Якобсон Р. Избранные работы. – М., 1985; Долинин К.А. Интерпретация текста. – М., 1985; Богин Г.И. Типология понимания текста. – Калинин, 1986; Язык и моделирование социального взаимодействия. – М., 1987; Кухаренко В.А. Практикум по интерпретации текста. – М., 1987; Ее же: Интерпретация текста. – М., 1988; Дейк Т.А. ван, Кинг В. Стратегии понимания связного текста // НЗЛ . – М.; 1988. – Вып. 23; Богин Г.И. Схемы действия читателя при понимании текста. – Калинин, 1989; Домашнев А.И., Шишкина И.П., Гончарова Е.А. Интерпретация худож. текста. – М., 1989; Белянин В.П. Психолингвистический и концептуальный анализ худож. текста с позиций доминанты // Логический анализ языка. Концептуальный анализ. – М.; 1990, Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. – Свердловск, 1991; Гюббенет И.В. Основы филологической интерпретации литературно-худож. текстов. – М.; 1991, Пищальников В.А. Концептуальный анализ худож. текста. – Барнаул, 1991; Понимание и интерпретация текста. – Тверь, 1994; Потебня А.А. Мысль и язык. – Киев, 1993; Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М., 1995; Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек – текст – семиосфера – история. – М., 1996; Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафорические рассуждения о сознании, символике и языке. – М., 1997; Квадратура смысла. – М., 1999; Басималиева М.К. О понятиях "текст" и "дискурс". – Филол. науки. – №2. – 1999; Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казаринов Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. – Екатеринбург, 2000; Крюкова Н.Ф. Метафорика и смысловая организация текста: Автореф. дис. … … д-ра филол. наук. – М., 2000; Воронова Н.Г. Деятельностная модель интерпретации художественного текста: Автореф. дис. … … канд. филол. наук. – Барнаул, 2000; Степанов Ю.С. Семиотика. Антология. – Екатеринбург, 2001; Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и граница. – Киев; М., 2001; Dithey W. Die geistige Welt: Einleitung in die Philosophie des Lebens: Abhandlugen zur Grundlegung der Geisteswissenschaften // Gesammelte Schriften. Vol. 5. – Еd. By G. Misch. –Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1924; Gadamer H.G. Wahrheit und Methode. – Tuebingen: J.C.B.Mohr, 1960; Harris Z.S. Discourse Analysis. Language. Vol. 28, 1969; Habermas J. Theorie des kommunikativen Han-delns. – Frankfurt am Main: Suhramp Verlag, 1981.

Теория обучения. Современная интерпретация. Загвязинский В.И.

М.: 2001. - 192 с.

В авторской интерпретации раскрыто современное понимание сущности, структуры, развивающего влияния, принципов обучения. Приведены сравнительные характеристики современных систем обучения, даны рекомендации о способах проектирования и реализации обучающей системы в рамках предметных и интегративных курсов.

Формат: djvu

Размер: 1,4 Мб

Скачать: yandex.disk

Формат: doc

Размер: 1,1 Мб

Скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. О предмете, теоретических основах и актуальных проблемах дидактики 6
Предмет изучения 6
Современная дидактическая концепция 7
Инновационные процессы в образовании. Авторские школы 12
Глава 2. Сущность, структура и движущие силы обучения 20
Современное понимание сущности и структуры обучения 20
Понятие о развивающем обучении 25
Глава 3. О законах и закономерностях обучения 31
Глава 4. Принципы обучения 35
Понятие о принципах обучения 35
Система принципов обучения 38
Интегративные характеристики системы принципов обучения 47
Глава 5. Содержание образования 51
История вопроса 51
Принципы и критерии отбора учебного материала 54
Учебный план, программы, учебники 61
Глава 6. Методы и методические системы обучения 68
Понятие о методах и приемах обучения 68
Выбор методов обучения на основе их классификации 70
Выбор доминирующего типа обучения. Понятие о методической системе 74
Сообщающее (информационно-иллюстративное, репродуктивное) обучение 77
Программированное обучение 78
Проблемное обучение 82
Выбор доминирующей системы обучения 89
Глава 7. Современные образовательные (обучающие) технологии 95
Понятие образовательной технологии 95
Поисково-исследовательская (задачная) технология обучения 98
Технология критериально-ориентированного обучения 102
Имитационная (моделирующая) технология обучения 109
Информационные технологии в образовании 116
От многообразия выбора к авторским технологиям 126
Глава 8. Формы организации учебного процесса 130
Понятие о формах организации обучения и их историческом развитии 130
Урок как основная форма организации обучения в школе 134
Роль учителя в подготовке и проведении урока 139
Другие формы организации обучения в школе 143
Основные формы обучения в вузе. Современная вузовская лекция 144
Организация самостоятельной работы студентов 154
Семинарские занятия 160
Глава 9. Диагностика процесса и результатов обучения 171
Краткое заключение 180
Терминологический словарь 181

Диловар Исоқжоновна Негматова ,

старший преподаватель

Самаркандский Государственный университет

Самарканд, Узбекистан

Dilovar Isoqjonovna Negmatova,

Assistant of professor

Samarqand State University

Samarqand, Uzbekistan

Аннотация: В статье рассматривается развитие представлений об общечеловеческих ценностях и их понимании в человеческом сообществе. Большое внимание уделяется современной интерпретации общечеловеческих ценностей.

Ключевые слова и фразы: ценность, общечеловеческие ценности, гуманизм, человеческое общество, история человечества, первобытность, язычество, государство.

A modern interpretation of human values

Summary: In this article the development of ideas about human values and their understanding in the human community is considered. Much attention is paid to modern interpretations of human values.

Key words and phrases: value, universal values of humanism, human society, human history, primitive stage, pagan, state.

Современная интерпретация общечеловеческих ценностей

Общечеловеческие ценности понятие с одной стороны фиксированное во времени явление, однако, с другой стороны, некоторые понятия и категории могут истолковываться в угоду той или иной исторической эпохи. Гуманистическая направленность развития человеческого общества естественно не подвергается сомнению . Однако история показывает, что под личиной созидательности скрываются различного рода негативные антигуманные ценности. Примеров этому предостаточно. Это и гитлеровский нацизм, итальянский фашизм, гегемонизм некоторых государств, которые под предлогом освобождения насаждали и продолжают насаждать свои ценности, выдавая их за общечеловеческие. Очень трудно остаться в таких условиях сохранить собственную точку зрения, мировоззрение и к тому же остаться приверженным подлинным общечеловеческим ценностям .

Конечно же, сегодня основной упор в достижении каких-либо успехов делается в сторону материальных ценностей, ценностей рыночных отношений. Гуманист сегодня меньше уважаем, чем Коммерсант, да к тому же и меньше влиятелен. Патриот стало понятием менее устойчивым, чем, например, в недалёком советском прошлом.

В политическую жизнь страны внедряются, своего рода рыночные отношения – выигрывает та политическая сила, которая наиболее эффективно использует средства на благо общества.

Конечно, сводить роль государственной власти только к управлению средствами нельзя, правительство должно обеспечить в стране поря­док и торжество справедливости. Ведь и налоги должны взиматься по справедливости и расходоваться на общественные нужды, обусловлен­ные потребностями общества. Но чем обусловлены потребности общества? Исходя, из каких принципов определяется само понятие справедливости. Это, уже следующий уровень общественных ценностей: начав с экономики, с налогов, выяснили, что, не решив политических проблем невозможно стабилизировать экономику, что для этого необходимо со­здать в стране эффективную политическую систему, которая в свою очередь должна иметь в своей основе чёткое представление о спра­ведливости и порядке – категориях уже морально-нравственных. А это уже духовная жизнь человека – его мировоззрение. Его представление о добре и зле.

Переход от политики к морально-нравственным принципам чрезвычайно важен для каждого, очевидно, что в повседневной жизни любой человек, прежде всего, руководствуется законами морали и нравственности, и часто здесь уже больше действует физиология, которая заставляет человека краснеть от неловкого слова, испытывать радость и удовлетворение от похвалы. Очень важно уяснить, что морально–нравственные принципы определены целью жизни человека, понимает он, что или нет. Именно, исходя из самых важных своих ценностей, определяет он оценку каждого своего поступка. Поэтому на этом этапе главнейшую роль начинают играть общечеловеческие ценности – именно они отвечают за морально-нравственные принципы, исповедуемые человеком и защищаемые обществом. Таким образом, прослеживается существенная взаимосвязь в основе, которой находятся общечеловеческие ценности, определяющие смысл и цель человеческой жизни и этим оказывающие формирующие воздействие на морально-нравственные принципы, которые являются средством для достижения цели, А морально-нравственные принципы определяют представление человека и общества о порядке и справедливости, что решающим образом определяет политическую систему государства. А уже политическая система определяет условия для развития эко­номики в стране. Всё это говорит об особой роли общечеловечес­ких ценностей для каждого человека и для всего общества, поэтому всякое исследование общественных отношений необходимо начинать с представления об общечеловеческих ценностях господствующих в этом обществе. Именно представление о культивируемых в данном обществе общечеловеческих ценностях даёт возможность определить перспекти­вы этого общества и его потенциал.

Развитие человека продолжается уже не одну тысячу лет, и нет никаких оснований считать современного человека более интеллектуальным, чем были его далекие предки . То есть физиологически мозг человека за последние несколько тысяч лет сложнее не стал. И в то же время несомненен успех человеческой цивилизации в общественной организации, что привело к созданию общественных структур обще планетарного масштаба .

Объединение людей в коллектив, процесс достаточно сложный, каждый из нас знает, что уже в масштабах самого маленького сообщества, объединенного близкими родственными отношениями, имеют место различные недоразумения. Любая семья – это арена, на которой происходит непрерывный процесс согласования различных интересов, поиск компромиссов, а часто дело доходит до конфликтов и насилия. С ростом числа участников эти явления обостряются, и конфликты приобретают более ожесточенную форму, – войны становятся главным элементом отношений. Расходы на оборону поглощают огромные ресурсы, но это не дает никаких гарантий безопасности. Поэтому становится понятна огромная роль морально-нравственных принципов, позволяющих мирно уживаться и сотрудничать большому числу людей. Уже в отношениях внутри одной семьи их роль огромна, и следует признать, что развитие всей цивилизации, ее перспективы, всецело определяются степенью развития отношений между людьми, их способностью согласовывать свои действия и интересы. Именно эти функции, по обеспечению добрососедских отношений между людьми, исполняют так называемые общечеловеческие ценности – свод морально-нравственных принципов, позволяющий различным людям мирно уживаться в коллективе.

Не следует думать, что общечеловеческие ценности это нечто неизменное, данное раз и на всегда. Развивая общество, они изменяются и сами. Изучение истории развития человеческого общества позволяет выделить, по крайней мере, три этапа в развитии общечеловеческих ценностей. В прочем это разбиение условно, определено всего лишь удобством для исследования.

Особенностью исследования развития общечеловеческих ценностей следует признать то, что каждый из людей способен проверить все излагаемые принципы на примере развития собственной личности. Как в период внутриутробного развития младенец, как бы повторяет всю эволюцию вида, так и после рождения человек, развиваясь, осваивая обычаи и традиции своего народа и своей семьи, ускоренно проходит всю историю своего народа .

Самому раннему этапу развития человечества соответствует первобытнообщинный строй, когда главенствовали так называемые запреты-табу. В раннем детстве ребенка так же мало интересуют причины запретов, для него достаточно уже самого требования взрослых. Так и действие запретов-табу, — причиной возникновения табу может оказаться что угодно, на взгляд современного человека, причина может быть самой нелепой. Но исполняются эти запреты-табу неукоснительно, и даже случайное их нарушение приводит нарушителя к смерти, причем описаны случаи, когда нарушители умирали от самой мысли о совершенном проступке.

Процесс накопления запретов-табу шел самым случайным образом и поэтому был весьма долгим – десятки тысяч лет. Несомненно, что вся эта информация имела уже достаточно большой объем, и это создавало условия для ее систематизации – поиску взаимосвязей между всеми этими знаниями об окружающем мире и человеке. Возникла необходимость в некой системе очевидной в своей простоте, но позволяющей описывать достаточно сложные процессы во взаимосвязи между ними. И такую систему нашли, использовав систему родственных отношений внутри племени. Так зарождается сложный языческий пантеон богов, божков, героев, полубогов, с помощью отношений, между которыми описываются процессы окружающего мира, – описываются и объясняются. Возникает четкое представление о причине и следствии. Это уже второй этап развития общечеловеческих ценностей, на этом этапе человек начинает строить модель окружающего мира, и у него возникает необходимость определить собственное место в окружающем мире, выделить свой интерес, свои потребности. Возникает представление о собственной личности и ее интересах .

Третий этап развития общечеловеческих ценностей определяется желанием человека обрести свободу – выйти из зависимости от подсознания, из слуги подсознания стать его хозяином. Во многом это определено существенными противоречиями, возникшими между сознанием и подсознанием, так для подсознания важнейшим является исполнение задач стоящих перед человеком как биологическим видом, в то время как для сознания большую роль играет индивидуальная судьба личности. Подсознание больше «работает» на весь вид, на всю экологическую систему, в то время как сознание больше заинтересовано собственной судьбой .

Третий уровень развития общечеловеческих ценностей характеризуется стремлением сознания выделить собственные интересы, которые как оказалось не только не совпадали с интересами подсознания, но часто им и противоречили.

Общечеловеческие ценности третьего уровня включают в себя оба первых уровня развития и позволяют в одной семье вполне благополучно уживаться людям, освоившим различные уровни общечеловеческих ценностей.

Третий уровень освоения общечеловеческих ценностей приводит и общество к иному уровню отношений. Так человеку, исповедующему высшие ценности необходимы права беспрепятственно исполнять, прежде всего, свой долг по развитию собственной личности, христианская религия понимает это под термином – спасение души. А для спасения души человеку, прежде всего, необходимо неукоснительно соблюдать закон любви и милосердия, понятно, что это предельно социальный человек, не нуждающийся в постороннем надзоре. Само понятие абсолютной свободы для такого человека заключается в возможности беспрепятственно соблюдать божественный закон. Общественные отношения приобретают подчинённую роль: функцией общества становится обеспечение возможности каждому человеку исполнять свой долг перед Богом. Что декларируется в преамбуле общественного договора – Конституции страны.

Таким образом, история свидетельствует, что однозначного толкования и природы и самих общечеловеческих ценностей нет. Ценности меняются, как и общества, цивилизации, государства, люди. Но хочется верить в то, что принципы гуманного отношения и к самим себе и ко всему окружающему миру у людей сохранятся.

Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Основы современного гуманизма: учебное пособие для вузов / Под ред. В.А. Кувакина и А.Г. Круглова. – М.: Рос. гуманист. о-во, 2002. – 389 с.

Жукоцкий В.Д. Основы современного гуманизма: курс лекций. – М.: Рос. гуманист. о-во, 2005. – 127 с.

См.: Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. Изд. 2-е, испр. – М.: КомКнига, 2007. – 384 с.

См.: Выжлецов Г. П.Аксиология: становление и основные этапы развития// Социально-политический журнал. – 1995. – № 6. – С. 61-73.

См.: Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. Изд. 2-е, испр. – М.: КомКнига, 2007. – 384 с.

В авторской интерпретации раскрыто современное понимание сущности, структуры, развивающего влияния, принципов обучения. Приведены сравнительные характеристики современных систем обучения, даны рекомендации о способах проектирования и реализации обучающей системы в рамках предметных и интегративных курсов.

Современная дидактическая концепция.
Педагогическое регулирование, все принципы, требования и рекомендации должны исходить из современной педагогической концепции, которая носит гуманистический характер и определяет главной целью образования и воспитания реализацию и самореализацию заложенного в человеке личностного потенциала. Эта концепция с учетом ее дидактической интерпретации (истолкования) и составляет исходный теоретический базис дидактики - понимание обучения прежде всего как развивающего и воспитывающего процесса, как средства развития личности в соответствии с социально обусловленными целями и образовательными запросами граждан. При этом выделяются: социальная функция обучения, призванного формировать личность, отвечающую общественным потребностям, перспективам развития общества, способную адаптироваться и активно трудиться в современном мире; личностно-развивающая функция, находящая свое воплощение в развитии способности человека к саморегуляции, саморазвитию и самореализации, формировании его духовной сущности (идеалы, ценности, познавательные способности), нравственном становлении. Обучение в современных условиях призвано выполнять также функцию здоровьесбережения (валеологическую), функцию социальной защиты и функцию трансляции культуры и подготовки учащихся к ее творческому развитию. Другое дело, насколько и как выполняются эти функции.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. О предмете, теоретических основах и актуальных проблемах дидактики 6
Предмет изучения 6
Современная дидактическая концепция 7
Инновационные процессы в образовании. Авторские школы 12
Глава 2. Сущность, структура и движущие силы обучения 20
Современное понимание сущности и структуры обучения 20
Понятие о развивающем обучении 25
Глава 3. О законах и закономерностях обучения 31
Глава 4. Принципы обучения 35

Понятие о принципах обучения 35
Система принципов обучения 38
Интегративные характеристики системы принципов обучения 47
Глава 5. Содержание образования 51
История вопроса 51
Принципы и критерии отбора учебного материала 54
Учебный план, программы, учебники 61
Глава 6. Методы и методические системы обучения 68
Понятие о методах и приемах обучения 68
Выбор методов обучения на основе их классификации 70
Выбор доминирующего типа обучения. Понятие о методической системе 74
Сообщающее (информационно-иллюстративное, репродуктивное) обучение 77
Программированное обучение 78
Проблемное обучение 82
Выбор доминирующей системы обучения 89
Глава 7. Современные образовательные (обучающие) технологии 95
Понятие образовательной технологии 95
Поисково-исследовательская (задачная) технология обучения 98
Технология критериально-ориентированного обучения 102
Имитационная (моделирующая) технология обучения 109
Информационные технологии в образовании 116
От многообразия выбора к авторским технологиям 126
Глава 8. Формы организации учебного процесса 130
Понятие о формах организации обучения и их историческом развитии 130
Урок как основная форма организации обучения в школе 134
Роль учителя в подготовке и проведении урока 139
Другие формы организации обучения в школе 143
Основные формы обучения в ВУЗе. Современная ВУЗовская лекция 144
Организация самостоятельной работы студентов 154
Семинарские занятия 160
Глава 9. Диагностика процесса и результатов обучения 171
Краткое заключение 180
Терминологический словарь 181.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Теория обучения, Современная интерпретация, Загвязинский В.И., 2001 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - djvu
Скачать файл № 2 - doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать книгу Теория обучения, Современная интерпретация, Загвязинский В.И., 2001. djvu - Яндекс Народ Диск.

Loading...Loading...