Чин преподобных. Православные Святые: список по годам жизни

История становления православия на Руси неразрывно связана с рядом личностей, которые посвятили свою жизнь истинному почитанию Бога с исполнением всех божественных законов. Строго следуя предписаниям вероисповедания, эти люди заслужили Божественную Благодать и звание православных святых за свое беззаветное служение Всевышнему и ходатайство за весь род людской перед ним.

Список богоугодных личностей, прославившихся праведными делами либо пострадавших за веру Христову, поистине неиссякаем. В наши дни он также пополняется новыми именами благочестивых христиан, канонизированных церковью. Обретение святости подвижниками духовного совершенствования можно назвать великим трудом, сопряженным с тяжестью преодоления низменных чувств и порочных желаний. Создание божественного образа в себе требует огромных усилий и кропотливого труда, а подвиг православных святых пробуждает восхищение в душах истинно верующих.

На иконах, изображающих праведников, их голову венчает нимб. Он символизирует Благодать Божию, просветившую лик ставшего святым человека. Это божий дар, согревающий душу теплом духовности, радующий сердце божественным сиянием.

Молитвами в храмах и молебельными песнопениями священнослужители вместе с верующими прославляют образ земного жития праведников согласно их сану либо званию. С учетом свершенных подвигов при жизни или причины ухода в мир иной, на страницах Православного календаря, составленного Русской Православной церковью, представлены списки благочестивых персон по рангам.

  • Пророки. Так именуют Ветхозаветных святых, наделенных даром предвидеть события будущего. Пророков избрал Всевышний, они призваны были подготовить народ к принятию христианства.
  • Апостолами называют лучших последователей Господа. Из них 12 святых именуют приближенными, ряды воспитанников Царя Небесного насчитывают 70 праведников.
  • К Праотцам относят благочестивых мужей, упоминаемых в Ветхом Завете, которые состояли в дальнем родстве со Спасителем нашим.
  • Праведников мужской либо женской стати, принявших монашеский сан (иночество), называют преподобными.
  • Статусом великомучеников либо мучеников наделены богоугодники, ушедшие из жизни мученической смертью за веру Христову. Служителей церкви относят к рангу священномучеников, страдальцев в монашестве – преподобномучеников.
  • К числу Блаженных причисляют благочестивых, ставших безумными Христа ради, а также путников без постоянного жилища. За покорность такие люди одаривались Божьей милостью.
  • Просветителями (равноапостольными) называют праведников, деяния которых способствовали обращению народов к христианской вере.
  • Страстотерпцами либо исповедниками именуют благочестивых верующих, подвергшихся гонениям и заточениям за свою приверженность Спасителю. В миру такие христиане приняли смерть в тяжких муках.

Молитвы святым угодникам связаны не только с почитанием сподвижников Божьих, но с обращением к ним за их собственной помощью. Оказывать божеские почести и поклоняться кому-либо, кроме Бога истинного и единого, запрещено по Священному Писанию.

Список наиболее почитаемых святых Православной церкви по годам их жизни

  • Апостол Первозванный принадлежит к числу 12 учеников Христовых, избранных им для проповедования Евангелия. Статус Первозванного ученик Иоанна Крестителя получил за то, что первым откликнулся на призыв Иисуса, а также назвал Христа Спасителем. Согласно преданию был распят приблизительно в 67 году на кресте особой формы, названном впоследствии Андреевским. 13 декабря – день почитания православной церковью.
  • Святитель Спиридон Тримифунтский (207-348 г) прославился как чудотворец. Житие Спиридона, избранного епископом города Тримифунт (Кипр), прошло в смирении и призывах к покаянию. Святитель прославился множеством чудес, среди которых оживление умерших. Приверженец точного соблюдения слов Евангелия ушел из жизни во время чтения молитвы. Икону чудотворца верующие хранят дома для обретения благодати Божьей, а 25 декабря чтят его память.
  • Из женских образов наиболее почитаемой в России считается Блаженная Матрона (1881-1952 г). Православная святая была избрана Всевышним на благие дела еще до своего рождения. Тяжелое житие праведницы было пронизано терпением и смирением, чудесами исцеления, задокументированными письменно. Верующие прикладываются к мощам страстотерпицы, сохраненным в стенах Покровского храма, за исцелением и спасением. День почитания церковью – 8 марта.
  • Наиболее известный из праведников Угодник (270-345 г) в списке великих святителей значится как Николай Мирликийский. Будучи епископом, уроженец Ликии (римская провинция), всю жизнь посвятил христианству, умиротворял враждующих, защищал невинно осужденных, творил чудеса спасения. Верующие обращаются к иконе Николая Угодника за исцелением душевным и телесным, покровительством для путешественников. Церковь почитает память чудотворца молитвами в день 19 декабря по новому (григорианскому) стилю.

Молитва Николаю Угоднику о помощи:

После того, как желаемое реализуется, важно вознести святому благодарственную молитву:

Прикосновение к мироточащим мощам Чудотворца, хранящимся в католическом монастыре города Бари (Италия), благословляет верующих исцелением. Обращаться с молитвой к Николаю Угоднику можно в любом месте.

Акцент православного учения опирается на духовный принцип целеустремленного движения к обретению святости на протяжении безгрешной жизни. Важное преимущество святости по Православному учению в постоянном общении с Богом апостолов, пребывающих в Царствии Небесном.

Список святых Русского Православия, канонизированных в XIX веке

Именование святого (мирское имя) Статус святости Краткие сведения о канонике День памяти Годы жизни
Саровский (Прохор Мошнин) Преподобный Великий подвижник и чудотворец предсказал, что смерть его «откроется пожаром» 2 января 1754-1833
Петербургская (Ксения Петрова) Блаженная праведница Странствующая монахиня дворянского рода, ставшая юродивой Христа ради 6 февраля 1730-1806 (дата приблизи-тельная)
Амвросий Оптинский ( Гренков) Преподобный Великие деяния оптинского старца связаны с благословлением паствы на богоугодные дела, попечительством женской обители 23 октября 1812-1891
Филарет ( Дроздов) Святитель Благодаря митрополиту Московскому и Коломенскому, христиане России внемлют Священному Писанию на русском языке 19 ноября 1783-1867
Феофан Вышенский ( Говоров) Святитель Богослов отличился на ниве проповедничества, добровольно выбрал затворничество для перевода аскетических книг 18 января 1815-1894
Дивеевская (Пелагея Серебренникова) Блаженная Монахиня стала Христа ради юродивой по завещанию Серафима Саровского. За подвиг юродства подвергалась гонениям, биению, была прикована цепью 12 февраля 1809-1884

Акт канонизации праведных христиан может быть как общецерковным, так и местным. Основание – святость при жизни, свершение чудес (прижизненных либо посмертных), нетленные мощи. Итог церковного признания святого выражается призывом к пастве почитать праведника молитвами во время общественных богослужений, а не поминанием. Древнехристианская церковь процедуру канонизации не проводила.

Список благочестивых праведников, получивших чин святости в XX веке

Имя великого христианина Статус святости Краткие сведения о канонике День памяти Годы жизни
Кронштадтский (Иоанн Сергиев) Праведник Кроме проповедования и духовного писательства, отец Иоанн исцелял безнадежно больных, был великим прозорливцем 20 декабря 1829-1909
Николай (Иоанн Касаткин) Равноапостольный Епископ Японский полвека занимался миссионерской работой в Японии, духовно поддерживая русских пленных 3 февраля 1836-1912
( Богоявленский) Священномученик Деятельность митрополита Киевского и Галицкого была связана с духовным просветительством для укрепления православия на Кавказе. Принял мученическую смерть во время гонений на церковь 25 января 1848-1918
Царственные особы Страстотерпцы Члены царской семьи во главе с государем Николаем Александровичем, принявшие мученическую смерть во время революционного переворота 4 июля Канонизация была подтверждена Россией в 2000 году
(Василий Белавин) Святитель Жизнь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси была связана с прославлением ликов святых. Исповедник миссионерствовал в Америке, выступал против гонений на Православную церковь 25 марта 1865-1925
Силуан (Симеон Антонов) Преподобный Сойдя с иноческого пути, служил в армии, где поддерживал товарищей мудрым советом. Приняв постриг, удалился в обитель для обретения аскетического опыта в постах и молитвах 11 сентября 1866-1938

В православной литературе существует особый жанр, описывающий жизнь и подвиги, проживших в святости людей. Житие святых – это не светские хроники, а жизненные истории, написанные в соответствие с церковными канонами и правилами. Первые записи событий жизни святых подвижников велись на заре христианства, затем их сформировали в календарные сборники, списки дней почитания светлой памяти угодников.

Согласно наставлению апостола Павла, проповедников слова Божия следует поминать и подражать их вере. Невзирая на уход в мир иной святых праведников, которых почитает святая церковь.

За высокую нравственность и святость, на протяжении истории Православной Руси, Божию благодатью были одарены люди с чистым сердцем и сияющей душой. Они получили небесный дар святости за свои праведные деяния, их помощь живущим на земле людям неоценима. Поэтому, даже при самой безысходной ситуации, сходите в церковь, обратитесь с молитвой к святым угодникам, и вы получите помощь, если молитва будет искренней.

Апостолы (ап.) - это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь; а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Их было сначала двенадцать, а потом еще семьдесят.

  • Двое из апостолов, Петр и Павел, называются Первоверховными , так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.
  • Четыре Апостола: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, написавшие Евангелие, называются Евангелистами .

Бессребренники (бесср.) служили ближним безвозмездным врачеванием болезней, т. е. без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные, как например: Косма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон и другие.

Благоверные (блгв.). В праздновании памяти святых монархов и князей прославляется их подвиг, запечатленный в благочестии, милости и заботе об укреплении христианской веры, а не властные полномочия, бывшие у них в земной жизни, или родовитое происхождение. Например, Святой благоверный князь Даниил Московский, святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская.

Блаженные (юро́дивые) (блж.,блаж. ) (гр. σαλός слав.: глупый, безумный) - представители сонма святых подвижников, избравших особый подвиг - юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения.

Великомученики (вмч., влкмч .).Умершие за святую веру после особенно тяжелых (великих) страданий, каким подвергались не все мученики, называются великомучениками , как например: св. великомученик Георгий ; святые великомученицы Варвара и Екатерина и другие.

Исповедники (исп., испов. ). Мученики, которые после перенесенных ими мучений, скончались мирно, называются исповедниками .

Мученики (мч.) - те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Например, св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

  • Первые, пострадавшие за Христову веру были: архидиакон Стефан и св. Фекла, и потому, они называются первомучениками .

Начертанные . Исповедники, которым мучители писали на лице хульные слова, называются начертанными .

(новмч., новомуч.). Христиане, принявшие мученическую кончину за исповедание веры во Христа в сравнительно недавнее время. Так Церковь именует всех пострадавших за веру в период послереволюционных гонений.

Праведные (прав.) проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя в миру, будучи семейными людьми, как например, св. праведные Иоаким и Анна и др.

  • Первые праведники на земле: родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами , как например: Адам, Ной, Авраам и др.

Преподобноисповедники (прп. исп., прписп.) Исповедники из числа монахов.

Преподобномученики (прмч.). Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками .

Преподобные (прп.) - праведные люди, которые удалялись от Мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве, (т. е. не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и другие.

Пророки (прор.) - Божиии, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее и преимущественно о Спасителе; они жили до пришествия Спасителя на землю.

Равноапостольные (равноап.) - святые, которые подобно Апостолам распространяли веру Христову в разных местах, например: Мария Магдалина, первомученица Фекла, благоверные цари Константин и Елена, благоверный князь Российский Владимир, св. Нина, просветительница Грузии и др.

Святители (свт.) - епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например; святой Николай чудотворец, св. Алексий, митрополит московский и др.

  • Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями , то есть учителями всей христианской Церкви.

Священноисповедники (сщисп.). Исповедники, принадлежащие к священническому чину.

Священномученики (сщмч.). Священнослужители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками .

Столпники (столпн.) - святые подвижники, подвизавшиеся на столпе - башне или высокой площадке скалы, недоступной для посторонних.

Страстотерпцы - принявшие мученическую кончину не от гонителей христианства, но от своих единоверцев - в силу их злобы, коварства, заговора. Подвиг страстотерпчества можно определить как страдание за исполнение Заповедей Божьих, в отличие от мученичества — которое является страданием за свидетельство веры в Иисуса Христа (веры в Бога) во времена гонений и при попытках гонителей заставить отречься от веры. Этим именованием подчёркивается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам, что является заповедями Иисуса Христа.

Чудотворцы (чудотв.) - эпитет святых, особо прославившихся даром чудотворения, заступников, к которым прибегают в надежде на помощь. Можно сказать, что все святые обладают даром чудотворения, т.к. засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

Общепринятые сокращения

Сокращение множественного числа термина образуется, как правило, от сокращения единственного числа путём удвоения последней буквы. Пример: св. — святой, свв. — святые.

  • ап. — апостол
  • апп. — апостолы
  • архиеп. — архиепископ
  • архиепп. — архиепископы
  • архим. — архимандрит
  • архимм. — архимандриты
  • бесср. — бессребреник, бессребреники
  • блгв. — благоверный (благоверная)
  • блгвв. — благоверные
  • блж. (блаж. ) — блаженная, блаженный
  • блжж. — блаженные
  • вмц. (влкмц .) — великомученица
  • вмцц. (влкмцц .) — великомученицы
  • вмч. (влкмч .) — великомученик
  • вмчч. (влкмчч .) — великомученики
  • диак. — диакон
  • ев. — евангелист
  • еп. — епископ
  • епп. — епископы
  • игум. — игумен
  • иером. — иеромонах
  • иеросхим. — иеросхимонах
  • исп. (испов. ) — исповедник, исповедница
  • кн. — князь
  • кнн. — князья
  • кнг. — княгиня
  • кнж. — княжна
  • митр. — митрополит
  • митрр. — митрополиты
  • мч. — мученик
  • мчч. — мученики
  • мц. — мученица
  • мцц. (мчцц .) — мученицы
  • новмч. (новомуч. ) — новомученик
  • новосвщмч. — новосвященномученик
  • патр. — патриарх
  • патрр. — патриархи
  • прав. — праведный
  • правв. — праведные
  • пресвит. — пресвитер
  • прор. — пророк
  • прорр. — пророки
  • пророчц. — пророчица
  • просвет. — просветитель, просветительница
  • прот. — протоиерей
  • протопресв. — протопресвитер
  • прмч. — преподобномученик
  • прмчч. — преподобномученики
  • прмц. — преподобномученица
  • прмцц. — преподобномученицы
  • прп. — преподобный
  • прпп. — преподобные
  • прп. исп. (прписп.) — преподобноисповедник
  • равноап. — равноапостольный, равноапостольная
  • равноапп. — равноапостольные
  • св. — святой, святая
  • свв. — святые
  • свт. — святитель
  • свтт. — святители
  • сщисп. — священноисповедник
  • сщмч. — священномученик
  • сщмчч. — священномученики
  • столпн. — столпник
  • страст. — страстотерпец
  • схим. — схимонах
  • чудотв. — чудотворец
  • юрод. — юродивый

Святость — это сердечная чистота, ищущая несотворенную божественную энергию, проявляющуюся в дарах Святого Духа как множество цветных лучей в солнечном спектре. Благочестивые подвижники являются связующим звеном между земным миром и небесным Царством. Проникаясь светом божественной благодати, они, через Богосозерцание и Богообщение, познают высшие духовные тайны. В жизни земной святые, совершая подвиг самоотречения ради Господа, получают высшую благодать божественного Откровения. Согласно библейскому учению, святость — это уподобление человека Богу, который является единым носителем всесовершенной жизни и уникальным ее источником.

Церковная процедура причисления праведника к лику святых называется канонизацией. Она призывает верующих почитать признанного святого в общественных богослужениях. Как правило, церковному признанию благочестия предшествует народная слава и почитание, но именно акт канонизации позволял прославлять святых сотворением икон, написанием житий, составлением молитв и церковных служб. Поводом для официального причисления к лику святых может стать подвиг праведника, сотворенные им невероятные деяния, вся его жизнь либо мученическая кончина. И после смерти человек может быть признан святым из-за нетления его мощей, или происходящих у его останков чудес исцеления.

В том случае, если святой почитается в пределах одного храма, города или монастыря, говорят о епархиальной, местной канонизации.

Признает официальная церковь и существование неведомых святых, подтверждение благочестивости которых еще не известны всей христианской пастве. Их называют почитаемыми усопшими праведниками и служат им панихиды, тогда как канонизированным святым служатся молебны.

Вот почему имена русских святых, перед которыми благоговеют в одной епархии, могут отличаться и быть неизвестны прихожанам другого города.

Кого канонизировали на Руси

Многострадальная Русь породила более тысячи мучеников и мучениц. Все имена святых людей земли русской, которые были канонизированы, занесены в святцы, или месяцеслов. Правом торжественно причислять праведников к лику святых изначально обладали Киевские, а позже Московские, митрополиты. Первым канонизациям предшествовали эксгумации останков праведников для сотворения ими чуда. В 11-16 веках были вскрыты захоронения князей Бориса и Глеба, княгини Ольги, Феодосия Печерского.

Со второй половины 16 века, при митрополите Макарии, право канонизировать святых перешло к церковным соборам при первосвятителе. Непререкаемый авторитет просуществовавшей на Руси к тому времени уже 600 лет православной церкви, подтверждали многочисленные русские святые. Список имен прославляемых праведников макариевскими соборами был пополнен наречением святыми 39 благочестивых христиан.

Византийские правила канонизации

В 17 веке русская православная церковь поддалась влиянию древнейших византийских правил причисления к лику святых. В этот период канонизировались, в основном, священнослужители за то, что они имели церковный сан. Также причисления заслуживали миссионеры, несущие веру, и сподвижники возведения новых храмов и монастырей. А необходимость сотворения чудес потеряла свою актуальность. Так были канонизированы 150 праведников, в основном, из числа монахов и высшего духовенства, а Святцы пополнили новые имена русских православных святых.

Ослабление церковного влияния

В 18-19 веках правом канонизировать обладал только Святейший Синод. Этот период характеризуется снижением активности церкви и ослаблением ее влияния на общественные процессы. До восхождения на престол Николая II прошли только четыре канонизации. За непродолжительный период царствования Романовых к лику святых были причислены еще семь христиан, а святцы дополнили новые имена русских святых.

К началу 20 века, в месяцесловы были внесены общепризнанные и местночтимые русские святые, список имен которых дополнялся перечнем усопших православных христиан, коим творились панихиды.

Современные канонизации

Началом современного периода истории канонизаций, проводимых Русской православной церковью, можно считать проведенный в 1917-18 годах Поместный собор, которым были причислены к лику святителей повсеместно почитаемые русские святые Софроний Иркутский и Иосиф Астраханский. Затем, в 1970-е годы, были канонизированы еще три священнослужителя — Герман Аляскинский, архиепископ Японский и митрополит Московский и Коломенский Иннокентий.

В год тысячелетия крещения Руси прошли новые канонизации, где были признаны благочестивыми Ксения Петербургская, Дмитрий Донской и другие, не менее известные, православные русские святые.

В 2000 году состоялся юбилейный Архиерейский собор, на котором были канонизированы император Николай II и члены царской семьи Романовых «как страстотерпцы».

Первая канонизация Русской православной церкви

Имена первых русских святых, которые были канонизированы митрополитом Иоанном в 11 в., стали своеобразным символом истинной веры новокрещеного народа, полного принятия им православных норм. Князья Борис и Глеб, сыновья князя Владимира Святославича, после канонизации стали первыми небесными защитниками русских христиан. Борис и Глеб были убиты своим братом в междоусобной борьбе за престол Киева в 1015 году. Зная о готовящемся покушении, они с христианским смирением приняли смерть ради единовластия и спокойствия своего народа.

Почитание князей носило массовый характер еще до признания их святости официальной церковью. После канонизации мощи братьев были обретены нетленными и являли древнерусским людям чудеса исцеления. А восходящие на престол новые князья совершали паломничества к святым мощам в поисках благословения на справедливое княжение и помощи в ратных подвигах. День памяти святых Бориса и Глеба отмечается 24 июля.

Формирование русского святого братства

Следующим после князей Бориса и Глеба к лику святых был причислен преподобный Феодосий Печерский. Вторая торжественная канонизация, проведенная русской церковью, состоялась в 1108 году. Преподобный Феодосий считается отцом русского монашества и основателем, совместно со своим наставником Антонием, Киево-Печерского монастыря. Учитель и ученик показали два разных пути монашеского послушания: один — суровый аскетизм, отказ от всего мирского, другой — смирение и творчество во славу Бога.

В пещерах Киево-Печерского монастыря, носящих имена основателей, покоятся мощи 118 послушников этой обители, живших до и после татаро-монгольского ига. Канонизировали их всех в 1643 году, составив общую службу, а в 1762 году имена русских святых были занесены в святцы.

Преподобный Авраамий Смоленский

О праведниках домонгольского периода известно очень мало. Авраамий Смоленский, один из немногих святых того времени, о котором сохранилось подробное жизнеописание, составленное его учеником. Авраамия долго почитали в родном городе еще до его канонизации Макариевским собором в 1549 году. Раздав нуждающимся все свое имущество, оставшееся после смерти богатых родителей, тринадцатый ребенок, выпрошенный у Господа единственный сын после двенадцати дочерей, Авраамий жил в нищете, молясь о спасении во время Страшного Суда. Постригшись в монахи, он переписывал церковные книги и рисовал иконы. Преподобному Авраамию приписывают спасение Смоленска от большой засухи.

Самые известные имена святых земли русской

В одном ряду с упоминавшимися выше князьями Борисом и Глебом, своеобразными символами русского православия, стоят не менее значимые имена русских святых, ставших заступниками всего народа через свой вклад в участие церкви в общественной жизни.

После освобождения от монголо-татарского влияния русское монашество видело своей целью просветительство языческих народов, а также возведение новых обителей и храмов в необжитых северо-восточных землях. Наиболее заметной фигурой этого движения был преподобный Сергий Радонежский. Для богопослушного уединения он построил келью на холме Маковец, где позже возвели Троице-Сергиеву Лавру. Постепенно к Сергию стали присоединяться праведники, вдохновленные его учением, что привело к образованию монашеской обители, живущей плодами рук своих, а не подаяниями верующих. Сергий сам работал в огороде, подавая пример собратьям. Учениками Сергия Радонежского было возведено около 40 монастырей по всей Руси.

Преподобный Сергий Радонежский нес идею богоугодного смирения не только простым людям, но и правящей верхушке. Как искусный политик, он способствовал объединению русских княжеств, убеждая правителей в необходимости сплочения династий и разрозненных земель.

Дмитрий Донской

Большим почитанием Сергий Радонежский пользовался у русского князя, причисленного к лику святых, Дмитрия Ивановича Донского. Именно преподобный Сергий благословил войско на затеянную Дмитрием Донским Куликовскую битву, а для божией поддержки отрядил двух своих послушников.

Став князем в раннем детстве, Дмитрий в делах государственных прислушивался советов митрополита Алексия, радеющего за объединение русских княжеств вокруг Москвы. Не всегда этот процесс проходил спокойно. Где силой, а где и женитьбой (на суздальской княжне) Дмитрий Иванович присоединял окрестные земли к Москве, где возвел первый Кремль.

Именно Дмитрий Донской стал основателем политического течения, ставившего целью объединение русских княжеств вокруг Москвы для создания могучего государства с политической (от ханов Золотой Орды) и идеологической (от византийской церкви) независимостью. В 2002 году в память о великом князе Дмитрии Донском и преподобном Сергии Радонежском был учрежден Орден «За служение Отечеству», в полной мере подчеркивающий всю глубину влияния этих исторических личностей на становление российской государственности. Эти русские святые люди радели о благополучии, независимости и спокойствии своего великого народа.

Лики (чины) русских святых

Все святые Вселенской Церкви обобщены в девять ликов или чинов: пророки, апостолы, святители, великомученики, священномученики, преподобномученики, исповедники, бессребреники, юродивые и блаженные.

Православная церковь России иначе разделяет святых на лики. Русские святые люди, в силу исторически сложившихся обстоятельств, делятся на следующие чины:

Князья . Первыми праведниками, признанными русской церковью святыми, стали князья Борис и Глеб. Их подвиг состоял в самопожертвовании во имя спокойствия русского народа. Такое поведение стало примером для всех правителей времен Ярослава Мудрого, когда истинной признавалась та власть, во имя которой князь приносил жертву. Подразделяется этот чин на равноапостольных (распространители христианства — княгиня Ольга, ее внук Владимир, крестивший Русь), иноков (князья, постригшиеся в монахи) и страстотерпцев (жертвы междоусобиц, покушений, убийств за веру).

Преподобные . Так называются святые, избравшие при жизни монашеское послушание (Феодосий и Антоний Печерские, Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Серафим Саровский).

Святители — праведники, имеющие церковный чин, положившие в основу своего служения защиту чистоты веры, распространение христианского учения, основание храмов (Нифонт Новгородский, Стефан Пермский).

Юродивые (блаженные) — святые, носившие при жизни облик безумия, отвергая мирские ценности. Очень многочисленный чин русских праведников, пополнявшийся, в основном, монахами, считавшими недостаточным иноческое послушание. Они покидали обитель, выходя в тряпье на улицы городов и терпя все лишения (Василий Блаженный, Исаакий Затворник, Симеон Палестинский, Ксения Петербургская).

Святые миряне и жены . Этот чин объединяет признанных святыми убитых младенцев, отрекшихся от богатства мирян, праведников, отличавшихся безграничной любовью к людям (Юлиания Лазаревская, Артемий Веркольский).

Жития русских святых

Жития святых — это литературное произведение, содержащее исторические, биографические и бытовые сведения о праведнике, канонизированном церковью. Жития являются одним из древнейших литературных жанров. В зависимости от времени и страны написания, эти трактаты создавались в виде биографии, энкомия (похвального слова), мартирия (свидетельствования), патерика. Стиль написания житий в Византийской, Римской и западной церковных культурах значительно отличался. Еще в 4 веке Церковь стала объединять святых и их жизнеописания в своды, имевшие вид календаря с указанием дня поминовения благочестивого.

На Руси жития появляются вместе с принятием христианства из Византии в болгарских и сербских переводах, объединенные в сборники для чтения по месяцам — месяцесловы и минеи четьи.

Уже в 11 веке появляется хвалебное жизнеописание князей Бориса и Глеба, где неизвестный автор жития — русский. Святых имена признаются церковью и добавляются в месяцесловы. В 12 и 13 веках, вместе с монашеским стремлением просветить северо-восток Руси, растет и число биографических произведений. Русские авторы писали для чтения во время Божественной Литургии житие русских святых. Имена, перечень которых был признан церковью к прославлению, получили теперь историческую личность, а святые деяния и чудеса были закреплены в литературном памятнике.

В 15 веке произошло изменение стиля написания житий. Главное внимание авторы стали уделять не фактическим данным, а искусному владению художественным словом, красоте литературного языка, умению подобрать множество впечатляющих сравнений. Стали известны умелые книжники того периода. Например, Епифаний Премудрый, написавший яркие жития русский святых, имена которых более всех славились народом — Стефана Пермского и Сергия Радонежского.

Многие жития считаются источником информации о важных исторических событиях. Из жизнеописания Александра Невского можно узнать о политических отношениях с Ордой. Жития Бориса и Глеба повествуют о княжеских междоусобицах до объединения Руси. Создание литературно-церковного биографического произведения во многом определяло, какие имена русских святых, их подвиги и добродетели, станут наиболее известны широкому кругу верующих.

Преподобным именуется святой, который при жизни был монахом и не имел архиерейского сана - то есть, не был архиепископом, епископом, митрополитом или патриархом.

Самые известные преподобные в Русской Церкви:

  • преподобный
  • преподобный
  • преподобный Сергий Радонежский

Самые известные преподобные Русской и зарубежных Церквей, жившие в XX веке:

  • преподобный
  • преподобный
  • преподобный Серафим Вырицкий

Старец Силуан Афонский — один из самых известных святых подвижников XX века. Монах, который сподобился созерцать Нетварный Свет уже на земле.

Преподобный - означает, что жизнь этого святого в первую очередь символизирует собой глубокий молитвенный путь - подобный ангельскому. Их подвиг - молитва, и соприкосновение с внешним миром происходило лишь по течению жизни, а не по «обязанности», которую подразумевает любое священство или архиерейство (архиепископы и митрополиты могли бы святейшими людьми и иметь дар к самой глубокой молитве и подвигу, но в силу своего сана они так или иначе участвовали в мирской и управленческой стороне Церкви, поскольку несли ответственность за целый город, митрополию или - как в случае с Патриархом - целую Церковь).

Это не значит, что все преподобные были затворниками и не выходили целыми днями из храма. Жизнь живая, и многие из них, если духовно наставляли многих приходящих в монастырь мирян и живущих в миру духовных чад. Некоторые из преподобных именно что получили почитание в народе за самоотверженное пастырство - как преподобные или , к которым стекались тысячи паломников. И получали от них духовное или физическое исцеление…

Кто такие святые?

Откуда вообще возникла необходимость давать определения (лики) святым и кто такие святые?

Святой это не только и не столько подвижник - то есть человек, который внешне отдал себя служению, аскезе и трудам не для себя, но для Бога. Человек может быть подвижником, но не святым.

Святой это тот, кто стяжал Благодать Святого Духа. И в котором присутствие Святого Духа было или стало очевидным для окружавших его.

(Иногда понимание, что человек был святым, приходит уже после его смерти, а иногда уже во время жизни человека всем очевидно, что канонизация - то есть, признание его святым всей Церковью, - это вопрос времени)

Святость не означает, что человек обязательно был наделен какими-либо сверхъестественными способностями - даром прозорливости или умением исцелять - хотя, чаще всего святые как раз открывали в себе невероятные Дары. Равно как не означает, что всякий прозорливец это святой.

Причисление Церковью того или иного подвижника к лику святых несет в себе две цели:

  • отдать дань святому;
  • показать пример пути к святости, чтобы каждый живущий на земле мог найти вдохновляющий или ободряющий для себя пример.

Сонм святых - это напоминание, как разнообразен может быть путь на Небо уже здесь на земле. Это ободряющее (или отрезвляющее) напоминание, что совершенно не обязательно быть монахом, чтобы стать святым. Совершенно не обязательно быть убитым ради Христа, чтобы стать святым. Совершенно не обязательно быть бездомным блаженным, чтобы стать святым. Пути Господни неисповедимы, и святость обуславливается не внешней формой, в которую облеклась жизнь того или иного человека - а его внутренним отношением к жизни, Богу и Вечности.

Старинная икона Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому

Какие бывают святые

Вот некоторые из самых известных ликов святых.

Апостолы это:

Ученики Иисуса Христа. Их было не двенадцать, а гораздо больше, хотя двенадцать из них считались Его ближайшими Учениками. При этом само по себе слово «апостол» не равнозначно слову «святой», поскольку Иуда тоже был и называется апостолом, но именно он предал Христа…

Четыре Евангелия написаны апостолами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном.

Благоверные это:

Такого лика удостаивались монархи или князья, которые вместо того, чтобы укреплять свою земную власть, старались укреплять и в себе, и вокруг христианскую веру и благочестие, и именно это безоговорочно поставили в своей жизни на первое место. Например, святой благоверный князь Даниил Московский. В его честь в Москве стоит мужской Свято-Даниловский монастырь.

Блаженные (они же - юродивые) это:

Святые, вставшие на путь внешнего похождения на безумца, бездомного, глупца и чудака. Возможно, это один из самых трудных для объяснения подвигов, и он в любом случае был не их «выбором», но - Призванием…

Своей жизнью они вызывали насмешки окружающих с одной стороны (и тем самым, в конце достигали святого смирения), а с другой - многие из них помогали духовно прозреть (или просто помогали) неимущим, сирым, и тем, кто на самом деле нуждается в помощи. Например - блаженная .

Икона святой блаженной Ксении Петербургской, которая взяла на себя подвиг юродства после скоропостижной смерти мужа.

Мученики это:

  • Отдавшие свою жизнь за веру и Христа.
  • Великомученики - те, которые претерпели особо тяжелые испытания и мучения.
  • Священномученики - это убиенные за веру священники (монахи или не-монахи).
  • Преподобномученики - убиенные преподобные.
  • Новомученики - павшие в гонениях на Церковь в XX веке. В основном, речь о послереволюционной России и Сталинских репрессиях.

Преподобные это:

Об этом мы подробно говорили в начале. Преподобные - это святые, которые в земной жизни были монахами, но не получали архиерейского сана: то есть имели по призванию жизнь подобную ангелам.

Равноапостольные это:

Святые, благодаря которым крестились или уверовали большое число людей - то есть, чей подвиг был равен апостольским. Например, к лику равноапостольных причислен святой Николай Японский, который в начале XX века крестил тысячи японцев - абсолютное чудо, учитывая менталитет этого народа и его укорененность в традициях.

Святители это:

Святые, которые были при жизни священниками или монахами-архиереями.

Страстотерпцы это:

Святые, убитые не за веру (то есть за призыв отказаться от нее или от Христа), а за соблюдение Заповедей или за саму идею благочестия. Например, император Николай II.

Чудотворцы это:

Никто из святых не искал для себя сверхестественных способностей, большинство даже тяготились ими. Однако Господь щедр к людям святой жизни, и путь некоторых из них для Церкви и народа ассоциируется в первую очередь с чудотворениями: прозорливостью, исцелениями…. И в молитвах к ним обращаются с особой надеждой - чудесно изменить существующее положение вещей: неустроенность, болезни, личные слабости.

В России особо почитаем, например, святитель .

Редкое фото: преподобный старец Паисий Святогорец кормит птичку.

Святые: какие приняты сокращения

Церковью принята система сокращений, которая сейчас активно используется в духовной литературе. Не все эти слова означают святость, но они употребляются в написании имен тех или иных святых.

  • ап. - апостол
  • бесср. - бессребреник, бессребреники
  • блгв. - благоверный (благоверная)
  • блж. (блаж.) - блаженная, блаженный
  • вмц. (влкмц.) - великомученица
  • вмч. (влкмч.) - великомученик
  • ев. - евангелист
  • исп. (испов.) - исповедник, исповедница
  • кн. - князь
  • кнг. - княгиня
  • кнж. - княжна
  • мч. - мученик
  • мц. - мученица
  • новмч. (новомуч.) - новомученик
  • новосвщмч. - новосвященномученик
  • прав. - праведный
  • прор. - пророк
  • просвет. - просветитель, просветительница
  • прмч. - преподобномученик
  • прмц. - преподобномученица
  • прп. - преподобный
  • прп. исп. (прписп.) - преподобноисповедник
  • равноап. - равноапостольный, равноапостольная
  • св. - святой, святая
  • свт. - святитель
  • сщисп. - священноисповедник
  • сщмч. - священномученик
  • столпн. - столпник
  • страст. - страстотерпец
  • чудотв. - чудотворец
  • юрод. - юродивый

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Святой священномученик Ермоген, патриарх московский и всея Руси

Святой Ермоген был священником в городе Kазани. С его именем связано обретение одной из самых известных и почитаемых на Руси икон Божией Матери - «Казанской». Спустя годы он стал казанским митрополитом, а затем и Патриархом Московским. Его правление совпало с тяжёлыми для Руси временами - нашествием поляков. Святой Ермоген призывал твёрдо держаться Православной веры, быть верными царю и Отечеству. За это поляки заточили святого в монастырь. Но он не испугался врагов и даже в неволе призывал народ бороться с захватчиками. Твёрдая вера, мужество и стойкость помогли святителю перенести тяжёлые испытания. «Что вы меня пугаете, боюсь лишь одного Бога», - говорил он своим врагам. «Спаси, Господи, люди Твоя», - горячо молились святой Ермоген со своей паствой об изгнании врага с Русской земли.

Святой равноапостольный царь Константин

Царь Kонстантин правил Византийской империей. Сначала он был язычником, но одно, казалось бы, невероятное событие перевернуло его жизнь. Однажды перед решающей битвой, когда силы противника многократно превосходили армию Kонстантина, он увидел на небе светящийся крест с надписью «Этим победишь!». Kонстантин нанёс такой же крест на воинские знамёна и одержал победу. Убедившись в силе Kреста Господня, он принял христиан под своё покровительство и объявил веру Христову государственной религией. С той поры по всей империи строились храмы, монастыри, создавались школы. Гонения на христиан прекратились. В конце жизни Kонстантин принял крещение и был признан святым за свою милость к христианам и за распространениеверы в Византийской империи. Одна из величайших заслуг Константина - созыв Первого Вселенского Собора в городе Никее в 325 г.

Святой равноапостольный князь Владимир

Святой Владимир был внуком княгини Ольги, одной из первых на Руси принявшей христианство. Он исповедовал язычество, но стал сомневаться в истинности своей веры и разослал гонцов во все страны, чтобы больше узнать о вере разных народов. Kогда русские послы прибыли в Kонстантинополь, то великолепие храмов, торжественность и красота богослужений тронули их до глубины души. Вернувшись, они рассказали о том, что увидели, князю Владимиру. В 988 году князь крестился сам(с именем Василий)и крестил Русь. С этого времени начали строиться храмы и монастыри, открывались школы, где учили закону Божьему. Русь стала православной страной. С тех пор русские люди исповедают Православную веру, в основе которой - любовь к Богу и ближнему. Она учит добру и милосердию. Обращение князем Владимиром русских людей в веру Православную.

Святой преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий с ранних лет служил Богу. Он родился в благочестивой боярской семье. Сергию (до принятия монашества Варфоломею) трудно давалась грамота, но чудесное посещение Ангела помогло ему. После смерти родителей Сергий ушёл в лес и жил там в труде и молитве ради Господа. Скоро к нему стали приходить ученики. Так была основана известная на весь мир Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Старец был не только духовным учителем, но и служил примером в повседневном труде. Он сам колол дрова, носил воду, пёк хлеб. За такое усердие и смирение святой был удостоен от Гос пода дара чудотворения. Он мог исцелять и даже воскрешать людей. Несколько раз его посещала Сама Богородица. Память о нём и вера в его заступничество останутся навсегда. Господь по молитвам прпеподобного Сергия воскрешает мальчика.

Святой преподобный Серафим, саровский чудотворец

Преподобный Серафим родился 19 июля 1759 года в благочестивой семье. В 17 лет он решил уйти в монастырь. Мать благословила его на этот подвиг, и он ушел в Саровскую пустынь. Святой принял постриг с именем Серафим, что означает «пламенный», и ушёл в затвор. Он жил в построенной им келье в лесу и молился Господу. Видя его святость, лесные звери приходили к Серафиму и служили ему. После 15-летнего затвора старец вернулся в монастырь. К нему за советом и утешением приходило множество людей. По его молитвам совершались знамения и чудеса. Воины, получившие благословение старца, оставались невредимы на поле боя. И по сей день преподобный Серафим почитаем народом, и его ласково называют «батюшка Серафим». Кротость и святость батюшки Серафима делали добрыми даже лесных зверей.

Святой преподобный Илия Муромец, печерский, в Ближних пещерах

Преподобный Илия родом из города Мурома. В детстве он сильно болел и не мог ходить, однако чудесным образом исцелился и обрёл небывалую силу. Учёные считают, что знаменитый былинный герой - богатырь и святой преподобный Илия один и тот же человек. Обладая невероятной силой, он воевал с врагами, храбро и бесстрашно защищая русские земли. В одном из боёв он был тяжело ранен и, вероятно, предчувствуя близкую кончину, ушёл в монастырь и стал иноком. Святому Илие Муромцу на его родине, в городе Муроме, установлен памятник. Нетленные мощи святого покоятся в Kиево-Печерской Лавре. Решив посвятить свою жизнь Господу, святой Илия удалился в монастырь и проводил дни в уединении и молитвах.

Святой преподобный Андрей Рублев

Святой Андрей родился около 1360 года. Отличался образованностью и мудростью. Он учился иконописи в Византии и Болгарии. Но дар его раскрылся только на Руси. Любовь к Богу и желание служить Ему стали смыслом его жизни, и он принял монашеский постриг в Спасо-Андрониковом монастыре. Более 20 лет вёл он жизнь подвижника-иконописца. Kисти святого Андрея Рублёва принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы - величайшая святыня и непревзойдённый шедевр иконописи. Святой Андрей расписал Благовещенский собор в Московском Kремле, Успенский собор во Владимире и множество других храмов и монастырей на Руси. И сейчас, спустя много веков, мы удивляемся красоте и совершенству икон, написанных великим Андреем Рублёвым. Преподобный Андрей Рублёв пишет икону Пресвятой Троицы.

Святой праведный Иоанн Кронштадский

Святой Иоанн происходил из простой семьи. Он с отличием окончил духовное училище, а затем семинарию. Иоанн мечтал уехать на Аляску и проповедовать среди язычников. Однако судьба распорядилась иначе, и он стал священником в Андреевском соборе города Кронштадта. Среди людей этого города, нуждающихся в участии и утверждении в вере, он и начал подвиг своего самоотверженного пастырского служения. Ежедневно бывал в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально. Особен но заботился о детях и старался сделать всё, что бы они ни в чем не нуждались. Милосердием своим он выражал любовь к Родине. Святой Иоанн говорил так: «Научись веровать в Бога и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству». Святой Иоанн Кронштадтский приводит сирот в приют для детей.

Святой праведный воин Федор Санаксарский Ушаков

Святой воин Феодор родился в 1745 году в благочестивой семье. С детства его отличали усердие и добрый нрав. При этом он был отважным, любознательным ребёнком, прилежно учился. За тем посту пил на службу во флот, что принесло России множество побед. «Благодаря Богу», - как любил говорить праведник, не только не потерпел он ни одного поражения в морских сражениях, но не потерял при этом ни единого корабля и ни один из его служителей не был взят в плен. Сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии. Годы свои праведный воин окончил в деревне возле Санаксарского монастыря, которому постоянно оказывал благотворительную помощь, и там же был погребён. Благодаря Богу святой Феодор Ушаков одержал ряд великих побед над врагом.

Святой благоверный князь Даниил Московский

Святой Даниил Московский был сыном князя Александра Невского. В управление он получил Москву, в которой поставил храм и монастырь, названные в честь его святого покровителя Даниила Столпника. Данилов монастырь действует и в наше время. Москва в то время была маленьким городом. Князь Даниил не стремился его расширять, ведь для этого пришлось бы вести войны. Он всегда шёл путём милосердия и миролюбия. После смерти своего дяди, князя Переяславского, Даниил получил в наследство его княжество. И вскоре Москва стала большим и знатным городом. Так было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу. За любовь к Богу и ближнему князь Даниил был причислен к лику святых. Святой Даниил, образец милосердия и миролюбия, - покровитель Москвы.

Святой благоверный князь Александр Невский

Александр Невский правил Великим Новгородом, одним из княжеств Руси, в тяжёлое для страны время. С востока надвигались полчища ордынцев, с запада - рыцари-крестоносцы. Будучи храбрым воином, он давал решительный отпор врагам. Князь одержал победу в битве со шведами на реке Неве, за что его называют Невским. Позже разгромил рыцарей на Чудском озере. Эта битва известна как Ледовое побоище. Западные рубежи Отечества были защищены, но с востока угрожали вторжением татаро-монголы. Нужно было избежать сражения. И здесь Александр проявил себя как мудрый политик. Он приезжал в Орду и вёл переговоры. В конце жизни князь принял монашество и даже высший монашеский постриг - схиму. Александр Невский: «Кто на нас с мечом придёт, тот от меча и погибнет». Битва на Чудском озере (Ледовое побоище).

Святой благоверный великий князь Дмитрий Донской

Святой Дмитрий Донской родился в 1350 году. Христианское благочестие сочеталось в нём с мудростью правителя. Жизнь свою он посвятил объединению русских земель и спасению их от татаро-монгольского ига. Перед решающей битвой с ордынцами князь просил благословения у святого Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя и послал с ним двух иноков-воинов: Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Они погибли на поле брани и были причислены к лику святых. За победу в Kуликовской битве, произошедшей 21 сентября 1380 года, князь Дмитрий был назван Донским. На месте сражения он построил монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в память всех воинов, погибших в битве. Ратный подвиг Дмитрия Донского. Победа русского войска в Куликовской битве положила начало освобождению нашего Отечества от татаро-монгольского ига.

Святитель Николай, архиепископ мир ликийских, чудотворец

Святой Николай с детства любил молиться в храме и читать книги. Когда он повзрослел, то стал епископом города Миры Ликийской области Римской империи. Он был очень добрым, заботился о людях, утешая их в бедах, и помогал совсем незнакомым. До глубокой старости дожил святой Николай, и за его праведную жизнь Господь наградил его даром чудотворения. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. Люди были обречены на гибель. Одна надежда - просить помощи у святителя Николая. Погибающие стали горячо молиться - икорабль благополучно вернулся в гавань. После смерти святого множество чудес происходило и от его мощей, которые находятся в храме итальянского города Бари. Чудесное заступничество святителя Николая и спасение людей на корабле, попавшем в шторм.

Святитель Алексий, митрополит московский и всея Руси, чудотворец

Святой Алексий с детства решил посвятить себя Богу и в 15 лет ушёл в монастырь. Он много учился, был благочестив и являлся примером для многих людей. Поэтому ему доверили воспитание малолетнего князя Димитрия (будущего Донского). В 1356 году Алексий был избран митрополитом Московским и всея Руси. Много потрудился святой в деле устроения новых обителей. Его отличали забота о своей пастве, а любовь к ближним была так велика, что он своим даром чудотворения исцелял всех, кто бы ни попросил. Однажды он исцелил даже супругу ордынского хана, слепую Тайдулу. Святитель Алексий дожил до глубокой старости, управляя Русской Церковью 24 года. Его святые мощи покоятся в Патриаршем Богоявленском соборе. По молитве святого Алексия, супруга хана, окропленная святой водой, исцелилась.

Равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители словенские

Братья Kирилл и Мефодий родились в греческом городе Салоники. Они получили хорошее образование и могли занять высокую должность при дворе византийского императора. Однако сердца их стремились к Богу. Братья стали монахами и отправились проповедовать слово Божие в славянские земли. Они неустанно трудились над распространением Христовой веры: создали славянскую азбуку, открыли школы для обучения людей чтению и письму, перевели на славянский язык Библию, богослужебные книги и сочинения святых отцов. В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая торжественно празднуется День славянской письменности и культуры. Все славянские народы любят этих святых и чтут их память. Святые братья Кирилл и Мефодий проповедуют слово Божие в славянских землях и рассказывают людям о вере Христовой.

Святые женщины

Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии

Святая Нина родилась в знатной семье. Когда девочке было 12 лет, они переселились в Иерусалим. Отец Нины стал пустын­ником, мать - диаконисой, а сама она стала жить при храме. Однажды девочка узнала, что где-то в Иверии (ныне Грузии) сокрыт хитон Господень, стала молиться Пресвятой Богородице о помощи, и Та явилась к ней во сне. Нина отправилась в Грузию, где проповедовала христианство. Вскоре девушке было открыто, что хитон находится под огромным кедром в царском саду. Кедр спи­лили, из шести сучьев сделали столбы для будущего храма, а столб из ствола никак не могли поднять. Нина молилась всю ночь, и явил­ся Ангел, и поднял столб, который засиял, осветив весь город. На этом месте и выстроили первый в Грузии храм. Святая равноапостольная Нина скончалась в 335 году, после 35 лет апостольского служения. Святая Нина обратила в христианство грузинских царя и царицу.

Святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина

Святая Мария до встречи с Иисусом жила неправедно. Последовав же за Ним, она стала Его верной ученицей. После казни Спасителя Мария рано утром пришла к пещере, где положили тело Иисуса, чтобы по обычаю тех времён ума­стить его миром и ароматами. Но тела там не оказалось. Мария горько заплакала и вдруг увидела двух Ангелов. «Почему ты плачешь?» - спросили они. «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его», - ответила Мария. Тут её окликнул знако­мый голос, и явился Сам Господь, сказав: «Иди к братьям Моим и скажи им: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». «Христос Воскрес!» - такую весть принесла Мария Магдалина апостолам. Святая мироносица ещё долгое время служила Церкви, разделяя с апостолами труды проповедничества. Благодаря святой Марии Магдалине мы дарим друг другу пасхальные яйца.

Святая равноапостольная великая княгиня российская Ольга

Святая Ольга была женой киевского князя Игоря. Великая княгиня устраивала жизнь страны: провела первую налого­вую реформу, установила государственные границы, повелела возводить надёжные городские стены и основывать новые горо­да. Кроме того, княгиня заботилась об убогих и малоимущих. Великая княгиня приняла Святое Крещение в Константинополе в честь равноапостольной царицы Елены. Следуя примеру своей святой, Ольга проповедовала христианскую веру, строила на Руси храмы, по её распоряжению переводились богослужебные книги. При внуке княгини, равноапостольном князе Владимире, произошло крещение Руси. Святая Ольга стала духовной мате­рью русского народа, её называют «начальницей веры» и «корнем Православия», почитают за искреннюю веру, апостольские труды и мудрое управление государством. Святая Ольга положила начало почитания на Руси Пресвятой Троицы.

Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна

Святая Елисавета родилась в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского. В 20 лет она стала женой великого князя Сергея Александровича, брата императора Российского Александра III. Великая княгиня всем сердцем полюбила Россию и приняла православие. В Москве она много помогала больницам, приютам, домам инвалидов, а во время русско-японской и Первой мировой войн занималась организацией помощи фронту и семьям фронтовиков, лично ухаживала за ранеными в лазаретах. Когда был убит её супруг, Елисавета Феодоровна продала свои драгоценности и построила Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Там были бесплатные аптека, больница, приют, библиотека, столовая для бедных. В 1918 году, после октябрьского переворота, великую княгиню арестовали и вместе с другими членами императорского дома бросили в старую шахту. Святая Елисавета всегда особенно заботилась о детях.

Святая праведная Иулиания Лазаревская, муромская

Святая Иулиания рано осталась сиротой и росла у родственни­ков. В 16 лет девушку отдали замуж. Она стала вести боль­шое хозяйство и растить детей, но всегда находила время для молитв и помощи неимущим: шила им одежду, ухаживала за больными. Во время страшного голода Иулиания продала всё своё имущество, чтобы купить хлеб для бедных, а затем стала выпекать его из лебеды и древесной коры, и этот хлеб оказывал­ся слаще мёда. Вслед за голодом пришла эпидемия, и святая при­нялась ухаживать за больными. После смерти мужа Иулиания раздала бедным всё своё наследство. Живя в крайней нищете, она, тем не менее, всегда была приветлива и жизнерадостна. Последними словами Иулиании перед кончиной были: «Слава Богу за всё! В руки Твои, Господи, предаю дух мой», а вокруг головы её появилось золотое сияние. Во время сильного голода, сама оставаясь без пищи, святая Иулиания отдавала последний кусок просящему.

Святая первомученица равноапостольная Фёкла

Святая Фёкла родилась в Иконии, в семье богатых язычни­ков. Однажды в город пришёл апостол Павел, и девушка, слушая его, всей душою возлюбила Иисуса Христа. Когда апо­стола Павла бросили в тюрьму, Фёкла подкупила охранников и тайно посещала своего учителя. Вскоре апостола изгнали из города, а Фёклу приговорили к сожжению на костре, однако пламя даже не опалило её одежд. Святая Фёкла покинула Иконию, отыскала своего учителя и, проповедуя Евангелие, дошла с ним до Антиохии. Там Фёклу вновь схватили и подвергли истязаниям, но девушка сохраня­лась невредимой, и правитель города устрашился и повелел отпустить её. По благословению апостола Павла святая Фёкла поселилась в пустыне и прожила там долгие годы, проповедуя Слово Божие, исцеляя больных молитвой и обращая в христи­анство язычников. Святая Фёкла привела ко Святому Крещению даже языческого жреца.

Святая мученица Татиана

Святая Татиана родилась в Риме, в знатной христианской семье. Девочка выросла благочестивой, трудолюбивой и стала диаконисой: ухаживала за больными, помогала бедным, посещала темницы, готовила верующих к обряду крещения. Имя «Татиана» означает «устроительница», и у неё действи­тельно всё волшебным образом устраивалось. На благодарно­сти Татиана отвечала: «Не меня благодарите - Господа!» Вскоре в Риме сменилась власть и начались гонения на христиан. Татиану схватили, подвергли пыткам, но все раны чудесным образом исцелялись. Тогда девушку бросили на съедение львам, однако свирепые хищники лишь приласкались к ней и смирно легли к её ногам. Львов хотели загнать обратно в клетку, и тут они растерзали одного из мучителей. Татиану не взял даже огонь, и ей вынесли смертный приговор: девушка была казнена мечом. Восемь палачей уверовали во Христа и пали к ногам святой Татианы, прося отпустить им их грех против неё.

Святая мученица Людмила, княгиня чешская

Святая Людмила была замужем за чешским князем Боривоем. Супруги приняли Крещение от святителя Мефодия и стали распространять веру Христову на своей земле - строить церкви, приглашать в них священников. Когда князь умер, Людмила продолжала вести благочестивую жизнь и неустанно заботиться о Церкви. Княжить стал сын Боривоя и Людмилы, Вратислав, который вскоре женился на язычнице Драгомире. Их сыну Вацлаву было 18 лет, когда Вратислав умер, и юноша стал пра­вить княжеством с помощью матери. Пользуясь молодостью и неопытностью сына, Драгомира стала насаждать языческие обы­чаи. Святая Людмила воспротивилась этому и была убита по приказу Драгомиры. Когда от гроба святой мученицы стали совершаться многочисленные исцеления, князь Вацлав перенёс тело в Прагу и положил его в церкви Святого Георгия. Святая Людмила почитается как святая покровительница Чехии.

Святая мученица Екатерина

Святая Екатерина родилась в Александрии, в богатой знат­ной семье. Девушка изучила несколько языков, творения всех знаменитых древних писателей и философов, а однажды познакомилась со старцем, который поведал ей о Христе. Когда император Максимилиан устроил праздник в честь языческих богов, в числе прочих гостей он пригласил и Екатерину. Она стала проповедовать христианство, и никто не смог переубедить её. Тогда император приказал подверг­нуть Екатерину пыткам на деревянных колёсах с железными остриями. Но Ангелы освободили святую от уз и сокрушили колёса. Мужеством и мудростью девушка обратила в христианство жену императора, которая навещала её в темнице. Максимилиан не смог стерпеть этого и казнил обеих. Святая Екатерина взяла верх над 50 учёнейшими мужами империи, так что они сами уверовали во Христа.

Святая великомученица Варвара

Отец святой Варвары был богатым и знатным язычником. Девушка жила в башне, где её посещали только учителя­язычники. Она любовалась видом из окна и вскоре поняла, что идолы, творения рук человеческих, не смогли бы создать такого прекрасного мира. Когда отец захотел выдать Варвару замуж, она воспротивилась. Решив, что дочь просто устала от заточения, отец дал ей полную свободу. Вскоре Варвара познакомилась с христианами и приня­ла Святое Крещение. В то время христиан подвергали преследо­ваниям и пыткам, и когда Варвара рассказала о своей вере отцу, тот отдал её на суд правителя города. Правитель повелел девуш­ку обезглавить. Возмездие Божие не замедлило постичь мучите­лей святой Варвары: они были сожжены молнией. По молитвам святой Варвары Ангел прикрыл её наготу светозарной одеждой.

Святая великомученица Анастасия Узорешительница

Святая Анастасия родилась в семье римского сенатора. Мать её была христианкой и воспитала дочь в вере, несмотря на то что христиан жестоко преследовали. Когда девочка выросла, отец выдал её замуж, но супруг вскоре умер, и Анастасия получила огромное наследство, которое раз­дала бедным. Она посещала христиан, томящихся в темницах (узах), - ухаживала за больными, утешала страждущих. Когда её учителя, святого Хризогона, казнили, Анастасия отправилась странствовать, чтобы помогать христианам везде, где возможно. Она облегчала заключение многих людей, заботясь не только о телах, но и о душах, и поэтому её называли Узорешительницей. Узнав о том, что Анастасия христианка, римский император заключил её под стражу. Святая отказалась поклоняться языче­ским богам и мужественно приняла муки и последующую казнь. Святая Анастасия была отрадой для всех изнемогающих телом и духом людей, часто выкупала узников из темниц.

Святая блаженная матрона Московская

Святая Матрона родилась в семье бедных крестьян. Девочка росла слабой и слепой, но отзывчивой и ласковой. С семи лет она исцеляла больных и оберегала людей, предсказывая собы­тия и давая мудрые советы. В 16 лет у неё внезапно отнялись ноги. Девушка приняла болезнь со смирением, продолжая помо­гать людям. Некоторое время спустя она переехала в Москву, где ютилась по разным углам, не имея своего жилья. Однако, как и прежде, Матрона лечила больных и утешала отчаявших­ся, проводила долгие часы в молитвах. Когда началась война, Матроне открывались судьбы людей, сражавшихся на фронте, и она сама часто говорила, что хранит бойцов, невидимо присутствуя на фронтах. До самой своей кончины блаженная неустанно помогала просящим. Святая Матрона принимала в день до сорока человек.

Святая блаженная Ксения Петербургская

Святая Ксения выросла в семье благочестивых родителей. Она вышла замуж за придворного певчего, но спустя некоторое время тот внезапно скончался, не успев принести покаяния. Ксения решила вымолить у Бога прощение мужу, приняв тяже­лейший подвиг юродства. Она раздала всё имущество, днём бро­дила по городу, а ночью молилась. Блаженная отказывалась от денег, а одежду принимала только красных и зелёных цветов - в память о форменной одежде мужа. На Смоленском кладбище тогда строилась новая церковь. Рабочие заметили, что кто-то им помогает: ночью носит кирпичи на леса. И однажды они увидели, как пришла блаженная Ксения, набрала тяжёлых кирпичей и легко понесла вверх по лестнице. Святая несла подвиг добровольного безумия 45 лет. Милость Божия так осеняла святую Ксению, что те, к кому она просто заходила в дом, были успешны и счастливы.

Святая благоверная княгиня преподобная Анна Новгородская

Святая Анна была дочерью шведского короля, тогда её звали Ингигерда. Девушка получила прекрасное образование, много путешествовала, участвовала в общественной жизни, хорошо владела оружием. Повзрослев, Ингигерда приняла пра­вославие с именем Ирина и стала женой русского князя Ярослава Мудрого. Она помогала мужу во всех государственных делах, строила храмы и монастыри, заботилась об образовании народа. Кроме того, она стала матерью десятерых детей и дала им истин­ное христианское воспитание. В 1045 году Ирина отправилась в Новгород к сыну Владимиру на закладку собора во имя Святой Софии Премудрости Божией. Там великая княгиня приняла монашеский постриг с именем Анна, соединив в себе два пути святости - духовного и земного материнства. Со святой Анны началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа.

Преподобная благоверная княгиня Евфросиния Полоцкая

Преподобная Евфросиния, в миру Предислава, с малых лет полюбила книги и усердные молитвы. Узнав, что родители хотят обручить её со знатным князем, она ушла из дома в оби­тель. Юная монахиня изучала и переписывала книги, а выру­ченные от их продажи деньги тайно раздавала нищим. Однажды ей явился Ангел и сказал основать недалеко от Полоцка обитель. Спасо-Преображенский монастырь быстро расширялся: насельниц привлекала школа при монастыре. Преподобная Евфросиния учила послушниц закону Божьему, грамоте, переписыванию книг, пению, шитью и иным ремёслам. Также она заботилась о мире между соседями, а всем желавшим жить благочестиво давала духовные советы в соответствии с предписаниями Святой Церкви. Отправляясь к месту будущей обители, святая Евфросиния взяла с собой только святые книги - «всё своё имение».

Loading...Loading...