Какую роль философия играет в современном обществе. Роль философии в развитии и жизни человека и общества

Выполняются заказы по лазерной резке широкого круга материалов, конфигураций и размеров.

Сфокусированное лазерное излучение позволяет резать практически любые металлы и сплавы, независимо от их теплофизических свойств. При лазерной резке отсутствует механическое воздействие на обрабатываемый материал и возникают незначительные деформации. Вследствие этого можно осуществлять лазерную резку с высокой точностью, в том числе и легкодеформируемых и нежестких деталей. Благодаря большой мощности лазерного излучения обеспечивается высокая производительность процесса реза. При этом достигается такое высокое качество реза, что в полученных отверстиях можно нарезать резьбу.

Широко применяется в заготовительном производстве. Основное преимущество лазерной резки - она позволяет переходить с одного типа деталей любой геометрической сложности на другой тип практически без затрат времени. По сравнению с традиционными методами резки и механообработки скорость различается в несколько раз. Из-за отсутствия теплового и силового воздействия на изготавливаемую деталь, она не претерпевает деформаций в процессе изготовления. Качество изготавливаемой продукции позволяет совершать сварку встык без смещений кромок среза и предварительной обработки соединяемых сторон.

Твердотельные лазеры неметаллические материалы режут значительно хуже газовых, однако имеют преимущество при резке металлов - по той причине, что волна длиной 1 мкм отражается хуже, чем волна длиной 10 мкм. Медь и алюминий для волны длиной 10 мкм - почти идеально отражающая среда. Но, с другой стороны, сделать CО2-лазер проще и дешевле, чем твердотельный.

Точность лазерной резки достигает 0,1 мм при повторяемости +0,05 мм, причем качество реза стабильно высокое, поскольку зависит только от постоянства скорости перемещения лазерного луча, параметры которого остаются неизменными.

Краткая характеристика реза: окалина обычно отсутствует, небольшая конусность (завист от толщина), получаемые отверстия круглые и чистые, возможно получение совсем небольших деталей, ширина реза 0,2-0,375 мм, прижоги незаметны, тепловое воздействие очень мало, имеется возможность резки неметаллических материалов.

Прошивка отверстий

Немаловажным фактором для лазерной резки является прошивка первоначального отверстия для ее начала. У некоторых лазерных установок имеется возможность с помощью процесса так называемой летающей прошивки в холоднокатаной стали толщиной 2 мм получать до 4 отверстий в секунду. Получение одного отверстия в более толстых (до 19,1 мм) листах из горячекатаной стали при лазерной резке осуществляют с помощью силовой прошивки примерно за 2 с. Применение обоих этих методов позволяет увеличить производительность лазерной резки до уровня, достигаемого на вырубных прессах с ЧПУ.

Пробивка отверстий

С помощью этого метода можно получать отверстия диаметром 0,2-1,2 мм при толщине материала до 3 мм. При соотношении высоты отверстий к их диаметру 16:1 лазерная пробивка превосходит по экономичности почти все другие методы. Объектами применения этой технологии являются: сита, ушки игл, форсунки, фильтры, ювелирные изделия (подвески, четки, камни). В промышленности с помощью лазеров осуществляется пробивка отверстий в часовых камнях и в волочильных фильерах, причем производительность достигает 700 тыс. отверстий в смену.

Скрайбирование

Часто используемым является режим несквозной резки, так называемое скрайбирование. Оно широко используется в промышленности, в частности, в микроэлектронике, для разделения кремниевых шайб на отдельные элементы (фрагменты) по заданному контуру. В этом процессе также оказывается существенным взаимная ориентация проекции вектора электрического поля падающего излучения и направления сканирования для обеспечения высокой эффективности и качества процесса.

Скрайбирование широко используется в промышленности (микроэлектроника, часовая промышленность и др.) для разделения тонких пластин поликора и сапфира, реже для разделения кремниевых шайб. При этом для осуществления дальнейшего механического разделения достаточно скрайбирования на глубину около трети от полной толщины разделяемой пластины.

Процессы микрообработки

Высокая степень автоматизации в последние годы позволила вновь на новой стадии использовать на практике такие процессы, как подгонка номиналов резисторов и пьезоэлементов, отжиг имплантированных покрытий на поверхности полупроводников, напыление тонких пленок, зонная очистка и выращивание кристаллов. Возможности многих процессов к настоящему моменту еще не до конца раскрыты.

(вместо заключения)

Как мы уже знаем, философия - это форма духовной дея­тельности, направленной на постановку, анализ и решение ко­ренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на человека. К ним относятся та­кие проблемы, как постижение своеобразия человека и его мес­та в универсальном целостном бытии, смысл и назначение че­ловеческой жизнедеятельности, взаимоотношения бытия и соз­нания, субъекта и объекта, свободы и детерминизма и многие другие. Соответственно определяются основное содержание и структура философии, ее функции. Причем сама внутренняя структура философского знания является очень сложно органи­зованной, одновременно целостной и внутренне дифференци­рованной. Существует, с одной стороны, некоторое теоретиче­ское ядро, складывающееся из учения о бытии (онтология), теории познания (гносеология), учения о человеке (философ­ская антропология) и учения об обществе (социальная филосо­фия). С другой стороны, вокруг этого теоретически системати­зированного фундамента достаточно давно сформировался це­лый комплекс специализированных отраслей или ветвей философского знания: этика, эстетика, логика, философия нау­ки, философия религии, философия права, политическая фи­лософия, философия идеологии и др. Взятая во взаимодейст­вии всех этих структурообразующих компонентов, философия выполняет в жизни человека и общества самые разнообразные функции. К числу важнейших из них относятся: мировоззрен­ческая, методологическая, ценностно-регулятивная и прогно­стическая.

В ходе почти трехтысячелетнего развития философской мысли представление о предмете философии, об ее основном содержании и внутренней структуре постоянно не только уточ­нялось и конкретизировалось, но нередко и существенно изменялось. Последнее происходило, как правило, в периоды кру­тых социальных перемен. Именно такой период радикальных качественных преобразований переживает современное челове­чество. Поэтому закономерно возникает вопрос: как и в каком направлении изменится представление о предмете, об основ­ном содержании и назначении философии в том новом, как его чаще всего называют, постиндустриальном, или информацион­ном, обществе? Ответ на этот вопрос в наши дни остается от­крытым. Он может быть дан только в общей и предварительной форме, никак не претендующей на какую-либо категоричность и однозначность, но в то же время это достаточно ясный ответ. Речь идет о выдвижении на первый план проблем человека, языка в его обобщенном современном понимании, оснований и универсалий культуры. Все это суть разные попытки открыть в философии новые аспекты человеческого опыта, дающие воз­можность лучше понять как собственное содержание филосо­фии, так и ее предназначение в обществе. Думается, что эта тенденция носит устойчивый, доминирующий характер, опре­деляя общую перспективу и конкретные направления развития философии на десятилетия вперед.


По всей видимости, под философией, как и прежде, будет пониматься специфическая форма духовной деятельности че­ловека, ориентированной на решение коренных мировоззрен­ческих проблем. Она по-прежнему будет опираться на иссле­дование глубинных оснований человеческой деятельности, и прежде всего - продуктивной творческой деятельности, взя­той во всем многообразии ее типов и форм, а также на иссле­дование природы и функций языка в его современном обоб­щенном понимании. В частности, предстоит значительно глубже и основательнее разобраться в особенностях того спе­цифического типа реальности, каковой является так называе­мая виртуальная реальность, существующая и выражаемая средствами современных электронных технологий, в том числе при помощи Всемирной электронной паутины (Интернета и его аналогов).

Наконец, выскажем предположение, что в ближайшем буду­щем усилится тенденция к обретению философией своего ста­туса как некоего свода жизненно-практической мудрости. В пе­риод своего становления и первоначальных этапов европейская философия обладала этим статусом, но затем утратила его, сконцентрировав усилия на создании очень сложных, относи­тельно законченных систем преимущественно чисто теоретиче­скими, логическими средствами и методами. В итоге она во многом абстрагировалась от реальных запросов и нужд кон­кретного живого человека. Философия, по-видимому, попыта­ется вновь стать - конечно, с учетом всех реалий нашего вре­мени - необходимой человеку в осмыслении и решении про­блем, возникающих в ходе его повседневной жизни.

Литература и источники

А.В. Апполонов, Н.В. Васильев и др. Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2009 – 672 с.

Алексеев П.В., Панин А.В., Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2008- 592 с.

Спиркин А.Г., Философия. Учебник.- М.: Гардарика, 2009 – 736 с.

Гришунин С.И. Философские науки. Основные концепции и проблемы. Учебное пособие.- М.: Книжный дом «Либроком» 2009 -224 с.

Философ просыпается внутри каждого человека индивидуально, как отмечал К. Ясперс. Поэтому, как известно, можно быть сапожником или стекольщиком и войти в историю философии под именами Якоба Бёме или Бенедикта Спинозы.

Кто есть философ — интеллектуал, читающий тексты или крестьянин, знающий основы основ?

Философ просыпается внутри каждого человека индивидуально, как отмечал К. Ясперс. Поэтому, как известно, можно быть сапожником или стекольщиком и войти в историю философии под именами Якоба Бёме или Бенедикта Спинозы. Можно окончить философский факультет самого престижного университета и так и не стать философом, получив однако специальность — преподаватель философии. Данный пример не означает, что для того, чтобы стать философом, надо принципиально отказаться от обучения философии. Последняя установка часто порождает так называемое популярное философствование. Гегель так его характеризовал, обозначая как «царский путь» в изучении философии. Для этого надо, прежде всего, не читать никаких философских книг полностью, а лишь смотреть оглавление и пару рецензий, тогда в любом салоне, отмечал мыслитель, вы сможете выступать как философ. Таким образом, отвечая на Ваш вопрос, философ должен и обязан читать много текстов, хотя бы для того, чтобы не изобретать велосипедов. Но одновременно он должен уметь прежде всего философски мыслить, а это внутреннее состояние. Типичная ошибка, когда обращаясь к философу надеются на то, что он всё объяснит, но именно философ в большей степени может посеять не столько знание, сколько незнание как знание того, что мы в принципе ничего не можем знать абсолютно. Я просто расширил здесь известное положение Сократа «Я знаю только то, что ничего не знаю». Философ, как никто, понимает предметную ограниченность (опредмеченность) получаемого знания, ибо учёный смотрит на мир сквозь призму предметных очков. Биолог видит, например, в человеке совокупность неких биохимических процессов, физик может интерпретировать человека через физические параметры, социолог рассматривает человека как элемент социальной системы, выполняющей те или иные функции. Но никто из них не говорит о человеке как таковом, о его сущности. Философия же стремится раскрыть сущность исследуемого объекта, конечно, опираясь и на позитивные знания о мире, но не ограничиваясь лишь этим. Ибо человек как познающий субъект не только мир познает, но и переживает его, являясь в то же время частью этого мира.

Какова роль философа в современном мире?

С одной стороны, философ — это хранитель традиций той или иной культуры, вырабатывающий основания для системы ценностей. А с другой стороны, философия «конструирует миры будущего» (В.С. Степин), тем самым подвергая сомнению то, что есть в настоящем, и в этой ипостаси философ может выступать как разрушитель ценностей. Отсюда такое непростое отношение философии и власти. Когда философская система власть устраивает, она всячески поддерживает философов, но когда философы её критикуют, она их достаточно жёстко, со времён Сократа, осуждает. А иногда, как было в истории нашего университета, власть даже закрывает философские факультеты, опираясь на известную резолюцию, которую предоставил царю Министр Просвещения князь Ширинский-Шихматов: «Польза от философии сомнительна, а вред очевиден». Действительно философия может не приносить непосредственной пользы, ибо она выступает изначально как незаинтересованное знание, но как было бы трудно нам жить если бы вокруг нас было бы только то, что полезно. Философия ставит предельные вопросы о бытии и человеке, что мы иногда обозначаем как вечные вопросы. И как бы ни было развито позитивное знание о мире, всегда остаётся пласт таких метафизических проблем, о которых рассуждает именно философ.

Кто философ в обществе — пророк или белая ворона?

Известный философ Зеньковский вёл начало русской философии от юродивых, которые надевали маску безумия, чтобы донести истину до власти. И это могло спасти от расправы. Я не думаю, что задачей философии являются пророчества, для этого в античной Греции вас бы направили к оракулу, философ лишь предлагает варианты решений, в том числе некие сценарии развития событий. Поэтому для обывателя, ждущего результат, это, безусловно, отождествляется с понятием «белая ворона». Обыватель всегда ждёт простых ответов и идёт к философу за рецептом, а в ответ может получить ещё большее расширение сферы незнания. Именно так насмехался над Сократом Аристофан в своей комедии, выводя такой образ философа, который задаёт глупые вопросы, типа: «Пищит комар гортанью или задницей? На сколько стоп блошиных блохи прыгают?»

Как рождается философ — из призвания или следуя своему выбору?

Любое призвание должно сопровождаться выбором, иначе оно не будет реализовано.

На какие слои реальности распространяется философская рефлексия?

Философия в близком для меня метафизическом варианте исследует предельные основания бытия, частью которого является и сам человек. В науке исследуемое явление опредмечено и объём знания все время расширяется, стремясь ко все более точному отражению природы. Именно поэтому здесь последняя по времени научная теория будет наиболее адекватно отражать мир. В философии же иная ситуация. Философия выступает как особое смысловое пространство, границами которого являются те самые предельные вопросы о сущности истины, о понимании и критериях прекрасного, о бытии и т.д. А вот ответы, внутри этого философского пространства могут быть самые разные, в том числе и противоположные. Поэтому развитие философии не осуществляется векторным образом от прошлого к будущему, и Платон может при решении той или иной проблемы оказаться более актуальным, чем современный философ. И это обеспечивает диалог внутри философии, в том числе, и с теми идеями, которые были выдвинуты много столетий назад.

Какова компетентность философа — меняет ли он мир или он меняет себя в мире?

Слово компетентность плохо применимо к философу, как, например, и к художнику или поэту. Кто более компетентен Рембрандт или Рафаель? Философ, как и художник в определённом смысле создаёт уникальные творения. Именно поэтому философии не следует учить по подобию изучения обычных дисциплин, как, к сожалению, это происходит, ибо в философии, вопрошание может быть гораздо ценнее ответа.

Насколько должен быть эрудирован человек, претендующий на то, чтобы быть философом?

"Многознание уму не научает", - говорили древние, а Гегель вообще выступал против эрудитства в философии. Эрудиция, говаривал он, основана на множестве ненужных знаний. Это знание ради знания. Человек, выигрывающий в викторины и отгадывающий кроссворды, то есть внешне обладающий большой совокупностью знаний, может быть при этом абсолютно глупым. Правда, это не означает, что философ не должен в принципе ничего не знать. Кант называл подобный способ философствования, основанный на принципиальном незнании — "мисологией". В этом случае философствовать очень просто. Надо просто делать свои мысли непонятными как можно большему числу людей, а в идеале, наверное, непонятными и для диалога самого себя с зеркалом (но это уже случай из психиатрии). К сожалению, такая псевдосложность очень популярна. И люди не понимают, что говорить сложно гораздо проще, чем говорить просто о сложных вещах, что, как мне кажется, и должна делать философия.

Кто, кроме самого философа, нуждается в добываемом философией знании?

Тот, кто усматривает в таком знании пользу, в том числе и пользу для самого себя, то есть незаинтересованную пользу.

И, соответственно, кто платит философу? И за что?

Если Вы имеете ввиду преподавательскую деятельность, то именно за неё и платит, в нашем случае, государство. Но это не имеет непосредственного отношения к философии. Конечно, в истории человеческой культуры бывали случаи, когда философу платили, скажем так, за оказание консультационных услуг. И надо сказать, что философы часто стремятся к такому положению. Моё же мнение, что философ должен быть дистанцирован от власти. Как иронично отмечала Х. Арендт в письмах к Хайдеггеру, что тем не менее философы, начиная с Платона и Аристотеля, да и сам Хайдеггер, стремятся прислониться к какому-нибудь тирану. Понятна логика такого сближения. Это попытка реализовать некоторые свои идеи практически. Но, как правило, заканчивается это плачевно для самих философов и очень редко способствует реализации их идей, а скорее выступает средством оправдания тех субъектов, к которым они прислонились.

Профессия ли это — философ — или это целая гроздь профессий? Какие ниши имеются для существования выпускников?

Философ не профессия. Это призвание и даже образ жизни. А профессия, которую приобретают на факультете, называется «преподаватель философии». Однако если при этом хоть кто-то приобщится к философии не в школярском, по выражению И. Канта, а в её всемирно-историческом значении как науке, определяющей цели человеческого разума, то это большая удача.

Является ли практика полит-технологии формой вульгаризации философского знания?

Политехнология не имеет никакого отношения к философии. Это некая совокупность, в данном случае, действий, позволяющих достичь соответствующих результатов. В отличие от философии, она не имеет никакого отношения к истине или сущности объекта, в том числе и такого сложного, как политика. Именно поэтому рецепты политехнологов так хорошо работают в стабильном обществе и мгновенно теряют эффективность в нестабильной ситуации.

Какие задачи ставит перед собой преподаватель философии в университете?

Приобщить человека к тому знанию и, главное, к умению размышлять над сложными предельными вопросами бытия, которое было накоплено человечеством, научить студента уметь задавать философские вопросы или, иначе говоря, философствовать.

Вопросы задала Эльмира Давыдова

(вместо заключения)

Как мы уже знаем, философия - это форма духовной дея­тельности, направленной на постановку, анализ и решение ко­ренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на человека. К ним относятся та­кие проблемы, как постижение своеобразия человека и его мес­та в универсальном целостном бытии, смысл и назначение че­ловеческой жизнедеятельности, взаимоотношения бытия и соз­нания, субъекта и объекта, свободы и детерминизма и многие другие. Соответственно определяются основное содержание и структура философии, ее функции. Причем сама внутренняя структура философского знания является очень сложно органи­зованной, одновременно целостной и внутренне дифференци­рованной. Существует, с одной стороны, некоторое теоретиче­ское ядро, складывающееся из учения о бытии (онтология), теории познания (гносеология), учения о человеке (философ­ская антропология) и учения об обществе (социальная филосо­фия). С другой стороны, вокруг этого теоретически системати­зированного фундамента достаточно давно сформировался це­лый комплекс специализированных отраслей или ветвей философского знания: этика, эстетика, логика, философия нау­ки, философия религии, философия права, политическая фи­лософия, философия идеологии и др. Взятая во взаимодейст­вии всех этих структурообразующих компонентов, философия выполняет в жизни человека и общества самые разнообразные функции. К числу важнейших из них относятся: мировоззрен­ческая, методологическая, ценностно-регулятивная и прогно­стическая.

В ходе почти трехтысячелетнего развития философской мысли представление о предмете философии, об ее основном содержании и внутренней структуре постоянно не только уточ­нялось и конкретизировалось, но нередко и существенно изменялось. Последнее происходило, как правило, в периоды кру­тых социальных перемен. Именно такой период радикальных качественных преобразований переживает современное челове­чество. Поэтому закономерно возникает вопрос: как и в каком направлении изменится представление о предмете, об основ­ном содержании и назначении философии в том новом, как его чаще всего называют, постиндустриальном, или информацион­ном, обществе? Ответ на этот вопрос в наши дни остается от­крытым. Он может быть дан только в общей и предварительной форме, никак не претендующей на какую-либо категоричность и однозначность, но в то же время это достаточно ясный ответ. Речь идет о выдвижении на первый план проблем человека, языка в его обобщенном современном понимании, оснований и универсалий культуры. Все это суть разные попытки открыть в философии новые аспекты человеческого опыта, дающие воз­можность лучше понять как собственное содержание филосо­фии, так и ее предназначение в обществе. Думается, что эта тенденция носит устойчивый, доминирующий характер, опре­деляя общую перспективу и конкретные направления развития философии на десятилетия вперед.

По всей видимости, под философией, как и прежде, будет пониматься специфическая форма духовной деятельности че­ловека, ориентированной на решение коренных мировоззрен­ческих проблем. Она по-прежнему будет опираться на иссле­дование глубинных оснований человеческой деятельности, и прежде всего - продуктивной творческой деятельности, взя­той во всем многообразии ее типов и форм, а также на иссле­дование природы и функций языка в его современном обоб­щенном понимании. В частности, предстоит значительно глубже и основательнее разобраться в особенностях того спе­цифического типа реальности, каковой является так называе­мая виртуальная реальность, существующая и выражаемая средствами современных электронных технологий, в том числе при помощи Всемирной электронной паутины (Интернета и его аналогов).

Наконец, выскажем предположение, что в ближайшем буду­щем усилится тенденция к обретению философией своего ста­туса как некоего свода жизненно-практической мудрости. В пе­риод своего становления и первоначальных этапов европейская философия обладала этим статусом, но затем утратила его, сконцентрировав усилия на создании очень сложных, относи­тельно законченных систем преимущественно чисто теоретиче­скими, логическими средствами и методами. В итоге она во многом абстрагировалась от реальных запросов и нужд кон­кретного живого человека. Философия, по-видимому, попыта­ется вновь стать - конечно, с учетом всех реалий нашего вре­мени - необходимой человеку в осмыслении и решении про­блем, возникающих в ходе его повседневной жизни.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

На сайте сайт читайте: философия. севастьянов м а..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Севастьянов Михаил Александрович
Философия. Конспект лекций. Учебное пособие.-М.:НОУ МЭЛИ 2009г. В учебном пособии раскрываются основные мировоззренческие проблемы философской науки. Учебное пособие в кра

О способах, методах, приемах познания и преобразования как природной, так и социальной действительности
2. Идеалы как конечная цель стремлений и деятельности, совершенство, образец. 3. Ценности – важность, нужность, значимость чего-либо в диапазоне от общечеловеческого до индивидуальных. Цен

Уровни мировоззрения
1. Обыденное Это мировоззрение, которое формируется стихийно на основе опыта и знаний людей, полученных в результате их повседневной жизнедеятельности. Обыденное мировоззрение вкл

Исторические типы мировоззрения
1. Мифологическое мировоззрение. 2. Религиозное мировоззрение. 3. Философское мировоззрение. Мифологическое мировоззрение – это система взглядов н

Основные вопросы
1. Философия как особый вид знания и тип мировоззрения. 2. Предмет, структура и функции современной философии. Литература Спиркин А.Г. Философия. Учебник

Основной вопрос философии
«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию» (Ф. Энгельс.) Основной вопрос философии:

Специфика (особенность) философского знания
1. Это знание о сущностях и закономерностях всего существующего. 2. Это знание общего и всеобщего характера. 3. Стремление объяснить мир, философские проблемы опир

Историческое развитие представления о предмете философии
Пифагор – «любовь к мудрости». Сократ – средство познания добра и зла. Платон – особая наука, направленная на познание вечного истинного бытия. Аристотель

Социальные функции философии
Функция философии – это роль, назначение, которую выполняет философия относительно потребностей общества, человека. 1. Мировоззренческая. 2. Познав

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое философия? 2. С постановки каких проблем начинается философия? 3. Чем характеризуется философское мировоззрение? 4. В чем заключается специфика философского

Исторические типы философии
Учебные вопросы: 1. Древняя философия: А. Философия Древней Индии и Китая Б. Философия Древней Греции. 2. Философия Средневековья и эпохи Возрожд

Философские школы Древней Индии
Ортодоксальные (астика) Признавали авторитет Вед и разделяли убеждения их авторов · Санкхья (Капила) · Йога (Патанджали) · Веданта (Бадараяна)

Буддизм и его основные идеи
Буддизм – религиозно-философское учение, распространившееся в Индии, Китае, странах Юго-Восточной Азии. Основатель учения Гаутама Будда. 1. Главная идея буддизма – «Средний путь»

Четыре благородных истины буддизма
Путь достижения Нирваны связан с усвоением «четырех благородных истин»: · Земная жизнь полна страданий. · Причина страданий – желания (жажда наживы, славы, удовольствий и т.д.)

Некоторые важные понятия философии Древнего Китая
· Дао – всеобщий космический закон; естественный ход вещей; Абсолют как высшее состояние бытия; начало и конец всех вещей; символ высшей космической гармонии. · Дэ

Видение мира и окружающей действительности с позиций древнейших китайских национальных школ
· Восприятие Китая как центра существующего мира. · Осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов. · Слитность отдельно

Даосизм
Даосизм – древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построение и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, прир

Основные идеи даосизма
· Все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями. · Материя, из которой состоит мир, едина; существует кругоо

Качества, которыми должен обладать руководитель (начальник)
· Подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам. · Управлять на основе добродетели. · Обладать необходимыми знаниями. · Верно служить стране, быть патриотом.

Афоризмы конфуция
· Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен. · Благородный муж винит себя, низкий человек винит других. · Благородный муж думает о морали, долге и о том, к

Древнегреческая философия
Древнегреческой называется философия (учения, школы) выработанная греческими философами, проживающими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремеслен

Досократические школы Древней Греции
1. Милетская школа «физиков» (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). 2. школа пифагорейцев. 3. Школа Гераклита Эфесского. 4. Элейская школа (Парменид, Зенон, Мелисс Самосский).

Афоризмы пифагора
Берегите слёзы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле. Будь другом истины до мученичества, но не будь её защитником до нетерпимости.

Философы милетской школы
1. выступали со стихийно материалистических позиций; 2. занимались наряду с философией точными и естественными науками; 3. пытались объяснить законы природы (за что получили свое

Анаксимандр (610 -540 г.г. до н.э.)
Ученик Фалеса, естествоиспытатель, географ и натурфилософ. · Первоначалом всего сущего считал «апейрон» - бесконечное, неопределенное материальное первоначало. · Дал первую характ

Анаксимен (546-526 г.г. до н.э.)
Ученик Анаксимандра. · Первоначалом всего сущего считал воздух: все вещи представляют его порождения, образуясь путём его сгущения или разрежения. · Другие изменч

Атомисты
Материалистическая философская школа (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атом

Софисты
Философская школа, существовавшая в 5 – пер. полов. 4 вв до н.э. (Протагор, Горгий, Продик, Критий). «Софисты» - мудрецы, учителя мудрости. Они выступали в качестве философов-педагогов, обучавших ф

Протагор (5 в до н.э.)
Основное кредо Протагора: «человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» · Критерием оценки окружающей действительности, хорошего

Основные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля
Сократ (469-399 до н.э.) – полемист, мудрец, философ-педагог. · Свою просветительскую деятельность вел в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы, диалога,

Афоризмы Сократа
Брак, если говорить правду, зло, но необходимое зло. Ваятель должен во внешности выражать душевную деятельность. Всякое знание, отделённое от справедливости и другой добродетели,

Философия Платона
Платон (427-347 гг до н.э.) – ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, создатель системы объективного идеализма. Наиболее важные сочинения Платона: «Апология Сократа», «

Философия Аристотеля
Аристотель (384-322 до н.э.) – ученик Платона, основатель Афинской школы «Ликей», воспитатель Александра Македонского. Отец многих наук, таких как психология, логика, биология, эстетика и др.

Основные философские идеи Аристотеля
1. Не существует «чистых идей», эйдосов, не связанных с окружающей действительностью. Они являются отображением вещей и предметов реального мира; 2. существуют только единичные и конкретно

Афоризмы Аристотеля
Быть свободным - значит иметь равные права на справедливость. Быть смелым значит: считать далёким всё страшное и близким всё внушающее смелость. Внутренние распри

Аристипп из Кирены (430 - 355 г. до н.э.)
Для того чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю. Необходимо либо вовсе не приближаться к царям, либо говорить им лишь то, что им приятно. Мудрецы не умеют разгова

Афоризмы Цицерона
Нет ничего более противного разуму и природе, чем случайность. Трудности, доставляющие славу, переносятся с легкостью. Ненавижу мудреца, который не мудр для себя. Мы долж

Философия Средневековья
Средневековая философия – это философия эпохи феодализма в Европе в 5-15 веках. · Начало средневековой философии ознаменовано союзом философии и теологии, а ее завершение – распадом этого

Основополагающие догматы средневековой философии
Догмат творения. Согласно догмату творения: · Бог сотворил окружающий мир из ничего; · Творение мира есть результат акта Божественной воли;

Патристика и схоластика
Патристика – совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2-8 вв, имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование х

Важнейшие проблемы схоластической философии
· Рациональное доказательство бытия бога; · Креационизм; · Соотношение веры и разума; · Свобода воли и теодицея; · Провиденциализм; · Бо

Афоризмы Августина Аврелия
Время врачует раны Воля в нас всегда свободная, но не всегда добрая Верь, чтобы понимать Если зла нет, то сам страх перед ним есть зло Кто ненавидит мир? Те, кто

Фома Аквинский (1225-1274)
· Доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма, - направления католической Церкви. Разработчик основ католицизма.

Афоризмы Фомы Аквинского
Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бесполезны Историческое значение средневековой теоло

Философия эпохи Возрождения (Ренессанса)
Это особый этап в истории философии, характеризующийся утверждением новой формы философствования, строящийся на принципах независимых от философской схоластики. Пер

Афоризмы Данте Алигьери
Следуй своей дорогой и пусть люди говорят что угодно Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена великих нравственных переломов сохранял нейтралитет Франче

Николай Коперник (1473-1543)
Основные положения картины мира, предложенной естествоиспытателем: · Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм); · Солнце является центром, Земля вращается вокру

Галилео Галилей (1564-1642)
На практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно: · Изобрел телескоп; · С помощью телескопа исследовал небесные тела; · Доказал, что небесные т

Политическая философия Николо Макиавелли (1469-1527)
Основное произведение «Государь». · Человек обладает изначально злой природой; · Движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде

Словарь основных терминов
· Возрождение (или Ренессанс) – термин, обозначающий переходную эпоху от средневековья к Новому времени. Хронологические границы эпохи Возрождения – 14 – 16 (17) вв. ·

Философия Нового времени 16-17 вв
Особенности эпохи: · Начало первых буржуазных революций (в Нидерландах и Англии) и утверждение капиталистического промышленного развития; · Ослабление влияния цер

Дуализм Р. Декарта
· Человек – единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой; · Исходя из того, что челов

Учение Р. Декарта о субстанции
Для характеристики сущности бытия Р. Декарт вводит понятие субстанции. · Субстанция– это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого с

Учение Р. Декарта о врожденных идеях
· Суть данной теории в том, что духовная субстанция имеет в себе врожденные идеи. Это особый род знаний, который не нуждается в доказательстве. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достове

Основные философские идей Френсиса Бэкона
· Философия должна иметь прежде всего практический характер; там, где она остается умозрительной (схоластикой), она неистинна. · Суть основной философской идеи Ф. Бэкона за

Учение Ф. Бэкона о методе познания
· Бэкон выдвинул главным методом познания индукцию. Этот метод философ разрабатывает в своем главном труде «Новый Органон». «Органон» - в пер. с греч. – означает орудие, инструмент, средство

Призраки театра
· «Призраки рода» - это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей; · «Призраки пещеры» - заключаются в ошибках индивидуального характ

Афоризмы Ф. Бекона
Законы подобны паутине: мелкие насекомые в них запутываются Нет больше вреда для державы, чем принимать хитрость за муд­рость. Что самое главное в государственных делах? - Смелос

Афоризмы Э. Роттердамского
Лишь одним дуракам даровано умение говорить правду, никого не ос­корбляя. Большинство людей глупы, и всякий дурачится на свой лад. Начать войну легко, а закончить трудно.

Философия И. Канта (1724-1804)
· Основоположником немецкой классической философии считается И. Кант. Творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: (1) докритический – до начала 70-х годов 18 века; (

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831)
Гегелем были выдвинуты и разработаны: · Теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является Абсолютная Идея, Мировой Дух); · Диале

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831). Немецкий философ
Великий человек осуждает людей на то, чтобы они его объясняли.

Немецкий философ, разрабатывающий концепцию антропологического материализма
Основные философские труды: · «Сущность христианства»; · «Основные положения философии будущего»; · «Лекции о с

Недостатки философии Л. Фейербаха
· Критика им Гегеля носила односторонний характер: отрицая идеализм, он недооценил гегелевскую диалектику; · Чрезмерное преувеличение «природной» стороны в человеке и недооценка социальной

Фейербах Людвиг Андрюс (1804-1872). Немецкий философ
Чтобы познать человека, нужно его полюбить. Где мораль утвер

В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом; нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя
Все великие всемирно-исторические события и личности появляются дважды: один раз в виде трагедии, второй раз - в виде фарса. Все виды экономии в обществе сводятся в конечном счёте к эконом

Нужно, чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым
Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства. Революции - локомотивы истории. Теория становится материальной силой, как только овладевает массам

ЛЕНИН Владимир Ильич (Ульянов) (1870-1924). Российский политический деятель
Всё искусство управления и политики состоит в том, чтобы знать, где сосредоточить сво

Афоризмы Ларошфуко
Ум служит нам порою для того, чтобы смело делать глупости. Радости и несчастья, которые мы испытываем, зависят не от разме­ров случившегося, а от нашей чувствительности.

Основные черты русской философии
· В нашем конспекте не ставится задача рассмотреть в деталях ту или иную национальную философию. Это соответствует тому, что в учебниках математики рассматривается не немецкая или французская матем

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1784-1948). Российский философ
· ФИЛОСОФИЯ Н.А.БЕРДЯЕВА: ЧЕЛОВЕК - ЭТО ОТКРОВЕНИЕ, СВОБОДА И ТВОРЧЕСТВО

Есть одно мерило, которым можно измерить свободу, это веротерпимость
По-настоящему любит свободу тот, кто утверждает её для другого. Нетерпимость, смягчённая форма фанатизма, есть всегда сужение сознания, непонимание множественности и индивидуальности жизни

Философия как творческий акт ничего общего не имеет ни с познанием натуралистическим, ни с познанием математическим - она есть искусство
Само сознание человека, как центра мира, в себе таящего разгадку мира и возвышающегося над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без которой нельзя дерзать философствовать.

Женщины лживее мужчин, ложь есть самозащита, выработанная историческим бесправием женщины
Мир не есть мысль. Мир есть страсть и страстная эмоция. В творческом подъёме преодолевается подавленность, а это самое главное. Оптимизм и пессимизм одинаковы формы детерминизма,

Война и революция - судьи людей и народов
Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, всё для неё уже подготовлено. История человечества есть в значительной с

Искусство освобождает от рабства у обыденности
Существование личности предполагает существование сверхличных ценностей. Личности человека нет, если нет бытия, выше его стоящего, если нет того горнего мира, к которому она должна восходить.

С точки зрения общественного благополучия можно оправдать любое бесправие
Если наука переходит в философию, то философия переходит в религию. Трагична не только неразделённая любовь, трагична всякая любовь по самой своей сущности, так как она не знает удовлетвор

Революционеры поклоняются будущему, но живут прошлым
Вежливость есть символически условное выражение уважения ко всякому человеку. Добрые дела”, которые совершаются не из любви к людям и не из заботы о них, а для спасения собственной души, с

Философия наших дней
· Современная философия представляет собой единое, но разнородное целое. Изучающему философию следует ориентироваться в этой разнородности. Недостаточно знать только одно философское направление, и

Гуссерль Эдмунд (1859-1938). Немецкий философ
Человек не может мыслить (не может сохранить способ существования мыслящего существа)

Гадамер Ханс Георг (р. 1910). Немецкий философ
Всегда смысл текста превышает авторское понимание. Всякий перевод уже являет

Есть философы, которые существуют, чтобы поддерживать статус-кво, и другие, которые существуют, чтобы преобразовать его сверху донизу
Идеология на самом деле одно из орудий образования стада. К очень неприятным явлениям нашего времени относится то, что только ограниченные люди оказываются очень уверенными в правоте своег

Ненавидеть врагов легче и увлекательнее, чем любить друзей
Не старайся избегать искушений: со временем они сами начнут тебя избегать. Никому ещё не удалось создать философию одновременно и правдоподобную и внутренне последовательную. Нищи

При демократии дураки имеют право голосовать, при диктатуре - править
Свобода мнения может существовать только тогда, когда правительство уверено в своей безопасности. Стоик добродетелен не для того, чтобы делать добро, а делает добро, чтобы быть добродетель

Витгенштейн людвиг (1889-1951). Австрийский философ
Смысл мира должен лежать вне его. В мире всё есть, как оно есть, и всё происходит так

Свобода воли состоит в том, что поступки, которые будут совершены впоследствии, не могут быть познаны сейчас
· ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ · Если местом становления аналитического направления в философии по праву можно считать Англию (Кембридж), где рабо

Поппер Карл Раймунд (1902-1994). Австрийский философ, социолог
Без демократического контроля не может быть ни малейшего основания, почему бы правите

Попытка создать рай на земле неизбежно приводит к созданию преисподней
Признание историцизма с необходимостью предполагает ту или иную форму тоталитаризма. Кто хочет управлять историей, тот должен управлять человеческим разумом, совестью, действиями. Для этого необход

Тот, кто учит, что править должен не разум, а любовь, открывает дорогу тому, кто будет убежден, что править должна ненависть
Хотя история не имеет цели, мы можем навязать ей свои цели, и хотя история не имеет смысла, мы можем придать ей смысл. Человеческая нужда - вот насущная проблема государственной политики.

Философия бытия
Учебные вопросы: 1. Бытие как философская проблема. 2. Виды и формы бытия. Литература: Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов. М.: Гардарики,

Историческое осмысление категории бытия
Термин «бытие» был введен в философию древнегреческим философом Парменидом. Согласно Пармениду, бытие – это то, что действительно ес

Понятие бытия
Бытие– философская категория, служащая для обозначения всего того, что реально существует. Это и материальные явления и социальные процессы и творческие акты, происходящие в сознан

Формы движения материи (по Ф. Энгельсу)
· Механическая; · Физическая; · Химическая; · Биологическая; · Социальная. Основные группы форм движения:

Онтологическая структура бытия согласно Г. Гегелю
Абсолютная идея сама по себе (Мировой разум=Бог) Логическая ступень развития. Абсолютная идея. Природа как инобытие Абсолютной ид

Естественно-научное определение материи
· Материя есть объективная реальность. · Элементы структуры материи: - неживая природа, - живая природа, - социум (общество). · Материя – это вся совоку

Материя и ее атрибуты
· Философское определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, ото

Мегамир (бесконечный космос)
- метагалактика (доступная изучению часть Вселенной); - скопления и системы галактик; - Галактики; - звездные скопления и системы; - планетные системы и Звезды;

Структура материи (материального бытия)
В зависимости от основных способов существования материи выделяются: · Неживая природа в единстве: элементарных частиц, атомов, молекул, звездных систем, галактик и метагалактик, веществ и

Движение как способ существования материи
· Материя существует и проявляет себя только в движении; · Движение применительно к материи есть изменение вообще. · Свойства движения: - объективность;

Формы существования материи
· Пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, расположение элементов внутри материальных объектов и объектов между собой. ·

Основные концепции пространства-времени
· Субстанциальная (Декарт, Эпикур, Ньютон). - пространство и время не связаны между собой; - пространство и время не связаны с материей и существуют сами по себе

Словарь
· Бытие – философская категория, которая служит для обозначения всего существующего, независимо от того, знает ли человек об этом существовании или нет. · Реальность (от лат. вещественный)

Принципы и законы диалектики
Структура диалектики: · Принципы диалектики: - принцип развития; - принцип всеобщей связи; - принцип детерминиз

Закон единства и борьбы противоположностей
Закон дает представление об источнике и механизме развития явлений реальной действительности и мышления. Позволяет ответить на вопрос, почему идет развитие. ·

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
Данный закон характеризует механизм образования качественно новых явлений и процессов. Закон позволяет ответить на вопрос, как происходит развитие, возникновение нового. &n

Методологическое значение закона взаимоперехода количественных и качественных изменений
· Закон указывает на необходимость познания качественной определенности процессов и предметов, на анализ их сходства и различия между собой. · Закон требует проводить объективный и точный

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос, куда идет развитие и раскрывает его направленность. · Центральная категория данного закона – диалектическое отрицание.

Состояние начального отрицания
(исходное) состояния Закон отрицания отрицания показывает, что развитие идет через цепь диалектических отрицаний, которые обеспечивают устранение старого, утверждение ново

Словарь
· Диалектика – философское учение о взаимосвязи и развитии всех видов и форм бытия. · Объективная диалектика – диалектика объективного мира, представляет собой совокупность связей и отноше

Сознание, его происхождение и сущность
Основные философские концепции происхождения сознания: · Идеалистическая концепция – сознание существует изначально до появления материи и

Отражение
Отражение – это способность материальных образований (объектов, предметов) при взаимодействии друг с другом изменяться или сохранять следы взаимодействий. Формы от

Биологические предпосылки и социальные факторы возникновения сознания
· Биологические предпосылки: - развитие нервной системы и особенно головного мозга; - развитие первой сигнальной системы; - изменение строения тела (прямохождение, развит

Структура сознания
· В зависимости от основных состояний сознания в нем выделяются: - знания; - эмоционально-чувственные состояния; - волевые состояния; - ценностные установки;

Сущность и структура общественного сознания
· Общественное сознание – совокупность идей, теорий, концепций, программ, взглядов, норм, традиций, привычек, мнений, слухов и других духовных образований, отражающих общественное бытие конкретного

Словарь
· Адаптация (от лат. – приспособление) – вид взаимодействия личности или социальной группы со средой. · Социальная адаптация – приспособление среды к своим потребностям, видоизменение сред

Теория познания
Гносеология (теория познания) – раздел философии, в котором изучается природа познания. 5.1 Основные гносеологические концепции: ·

Формы отражательно-познавательных связей между
субъектом и объектом: · Связи отражения (от объекта к субъекту); · Связи выражения (формирование в сознании образа, знака, имеющих смысл и содержание на основе от

Философия общества
Социальная философия – философское учение об обществе. 6.1 Основные проблемы социальной философии: · Сущность общества. · Происхождение

Теории развития общества
1. Эволюционного типа: · Теория Г. Спенсера. · Теория Э. Дюркгейма. · Теория Ф. Тенисса. · Теория индустриального общества (Р. Арон, У. Ростоу).

Материально-производственная (экономическая) сфера жизни общества
Материально-производственная (экономическая) сфера – жизнедеятельность общества по воспроизводству, хранению, распределению, обмену и потреблению материальных ценностей, удовлетворе

Структура способа производства
1.Производительные силы: · Люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками; · Средства производства (предметы труда – те объекты, на которые направлен труд людей

Политико-правовая сфера жизни общества
Политико-правовая сфера жизни общества основана на осознании социальными общностями своих политических интересов и потребностей, связанных с завоеванием власти, использованием власт

Социальная сфера жизни общества
Социальная сфера жизни общества – необходимая подсистема, характеризующая положение людей в обществе с позиции социального равенства или неравенства, справедливости или несправедливости. &

Духовная сфера жизни общества
Духовная сфера жизни общества связана с воспроизводством индивидуального и общественного сознания, с удовлетворением духовных потребностей субъектов общества и развитием духовного мира человека.

Понятие гражданского общества
Гражданское общество – человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур (объединений, организаций, ассоциаций, Союзов

Философия истории
Философия истории – наука и раздел философии, исследующая логику и направленность закономерного развития общества, единство и многообразие исторического процесса, п

Линейная концепция развития
Христианская традиция развития: · Исторический процесс есть единая линия, направленная в будущее; · Начало истории – в божественном творении мира,

ТОЙНБИ Арнольд Джозеф (1889-1975). Английский историк и социолог
Общество, как и пространство, не является и не может быть ничем иным, кроме как посре

Концепция круговорота истории Д. Вико (1668-1744)
Основной труд: «Основания новой науки об общей природе наций». Основные идеи: · Допускал существование божественного начала, от которого якобы исходят законы истории; · В

ВИКО Джамбаттиста (1668-1744). Итальянский философ
На трёх пороках, ведущих людей по ложному пути, - на жажде крови, скупости и честолюбии - основывает законодательство войско, торговлю и двор. Основ

Формационный (спиралевидный) подход к истории
Предложен К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным. Основные идеи: · Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических фор

Формационный подход к истории
Достоинства: · Понимание истории как закономерного объективного процесса; · Глубокая разработка экономических механизмов развития; · Реал


ШПЕНГЛЕР Освальд (1880-1936). Немецкий философ, историк
Каждая культура имеет свою эпоху расцвета и все впадают в эпоху окостенения цивилизац

Философские проблемы будущего
Футурология – область научных знаний, охватывающая перспективы цивилизационных процессов. 8.1 Философия решает ряд методологических

Глобальные проблемы человечества
· Духовный кризис; · Угроза мировой войны с применением оружия массового уничтожения; · Истощение природных ресурсов планеты; · Неравномерное социально-политическое разви

Словарь
Природа – совокупность естественных условий существования человеческого общества. Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающую

Словарь терминов по всему курсу
Абсолют - духовная первооснова и одновременно высшая, верховная ценность. Абстракт - нечто выделенное, наделенное самостоятельностью и вложенное, как общее, в предмет исследования.

Нужна ли философия сегодня, в век скоростей и высоких технологий, не устарела ли? А в условиях сплошного потока информации и хронической нехватки времени не вытесняется ли она конкретным знанием? Такие вопросы вполне правомерны, но ответы на них дает сама жизнь, которая ставит перед современным человеком множество философских проблем, в том числе и принципиально новых, никогда прежде не существовавших.

Так, начало третьего тысячелетия мировое сообщество встретило, все больше осознавая свое единство и ответственность за состояние биосферы и продолжение жизни на Земле. Отсюда вопросы гармоничного развития человека, установление гуманных, добрососедских отношений между людьми, народами, а также между обществом и природой наряду с вечными философскими темами становятся главными в философских исследованиях. В этой связи философы выражают глубокую озабоченность прежде всего состоянием и уровнем развития образования на планете. Именно неудовлетворительное образование и отсутствие должного воспитания (по мнению многих из них) лежит в основе большинства современных проблем, в преодолении которых призвана сыграть свою роль и философия. Еще стоики подметили, что человек гонит от себя философию, когда ему хорошо, и обращается к ней, когда ему плохо.

Сегодня уже не только отдельные народы, но и мировое сообщество в целом как никогда нуждается в философии и в философском осмыслении себя, своего места и предназначения в жизни. Подтверждением тому является и последний, XX Всемирный философский конгресс (1998, Бостон, США), который проходил под общей темой «Пайдейя. Философия в воспитании человечества». Термином «пайдейя» (от греч. pais - ребенок) древние греки обозначали всестороннее образование и воспитание, т. е. гармоничное телесное и духовное формирование человека (как детей, так и взрослых), реализующее все его способности и возможности.

Тогда пайдейя считалась отличительным признаком аристократии; теперь, выдвигая на первый план проблемы образавания и воспитания, философы вновь вспомнили это понятие, пытаясь определить роль философии в решении насущных проблем. Так, французский философ Пьер Обенк, сделавший на конгрессе один из основных докладов, задался вопросом: «Насколько возможно перейти от варварской природы человека к цивилизованной?». Единая природа человека двусмысленна, полагает он, и только образование (пайдейя) делает человека таковым в полном смысле этого слова, т. е., как говорит Платон, пайдейя открывает ему глаза.

Но образование заключается не в том, чтобы дать глазу зрение, а призвано дать ему правильный взгляд. Ссылаясь на авторитет Платона, Демокрита и других известных мыслителей, П. Обенк полагает, что посредством образования можно создать другую природу человека, если направить образование против насилия и культивировать в человеке разум. Понятие «пайдейя» акцентирует внимание на процессе образования, в результате чего ребенок становится взрослым. Механизм же такого процесса можно лучше понять, если обратиться к авторитетам античной философии, утверждавшим, что «божественную природу человека необходимо выращивать так же, как хороший виноград».

Древние греки проводили различие таких понятий, как «техне» и «пайдейя»; если первый термин означает знание, т. е. то, чему можно учить, то второй - источник правильного суждения, а не источник передачи знания. При этом пайдейя, как считал Аристотель, должна склонить человека к саморазвитию. Исходя из этого, II рота гор, Сократ, Платон в преподавании философии акцентировали внимание на том, чтобы обучать не искусству убеждения, а искусству правильного суждения.

Продолжая работу над решением таких проблем, современные философы вновь и вновь задаются, казалось бы, давно решенными вопросами: что есть философия? Кому и зачем она нужна? Каково ее предназначение? Как, с какого возраста и с какой целью ее преподавать? Всемирный конгресс, где об этом говорилось много и основательно, подтвердил, что в мире, как и прежде, нет единого взгляда на предмет, а также на то, может ли философия целенаправленно воздействовать на общественное развитие, а если может, то каким образом. Причины такого разномнения мы уже обсуждали, но главные из них, подчеркнем это еще раз, обусловлены спецификой самой философии, которая только и может быть лишь там, где есть плюрализм взглядов, инакомыслие. Но как тогда преподавать философию, если плюрализм в философии - это норма, а в каждой отдельной голове нужно приходить к монизму, т. е. к упорядоченной, целостной и хотя бы относительно непротиворечивой системе взглядов?

Именно этим в первую очередь и озабочены многие философы во всем мире, что, в частности, показал и упомянутый конгресс. Так, ссылаясь на опыт Сократа, Сенеки, других мыслителей прошлого, американский философ М. Нуссбаум отстаивала, казалось бы, бесспорную и вполне очевидную мысль, которая, однако, и теперь далеко не всегда учитывается в учебном процессе. Суть ее такова: «философия должна не учить запоминанию фактов, а развивать способности рассуждать и ставить вопросы. Смысл же философских занятии состоит в том, чтобы человек научился думать сам и следовал своему разуму, а не обращался бы по каждому вопросу к авторитетам. Отсюда задача философии - учить общению, диалогу, чтобы человек стремился не к самоутверждению, а к поиску истины. Это в свою очередь предполагает, что все люди заслуживают быть выслушанными». (Вопросы философии. 1999. № 5. С. 43).

Правильные и точные слова, еще раз подтверждающие ту мысль, что философию нельзя выучить как туку, усвоив ее как некую сумму знаний, готовых правил и формул. Избрать в обучении человека путь пайдейи - значит научить его «куда и как смотреть», а не тому, «что надо увидеть». Очевидно, что без творческого подхода, без самововлеченности и преподавателя, и самих обучающихся такая задача не решается, а философия как таковая пропадает, «испаряется», и тогда остается «предмет», который одни излагают, а другим его надо «пройти», выучить, да и просто сдать, наконец. Иными словами, в основу преподавания философии, равно как и в основу овладения ею, в обязательном порядке должно быть положено творчество, а оно, как известно, не тиражируемо и не может быть навязано извне.

Loading...Loading...