Мир без иллюзий и мифов. Что же такое медитация? Новый взгляд на жизнь

Во-первых, здравствуйте, а во-вторых, добро пожаловать в мир иллюзий. Уж коли вы добрались сюда, то своё право быть здесь вы уже доказали. Пути, по которым сюда добираются –неисповедимы, пришедшим по ним нет ни имени, ни числа, а их цели…. Помилуйте, какие могут быть цели в мире иллюзий. В мире иллюзий все по-другому. Диалоги, происходящие здесь равно достойны собрания сочинений помещенных в библиотеку безумия, и редко стоят дороже салфеток в кафе, на которых записаны; иногда их можно услышать в переполненном болью трамвае, иногда в одиночной камере (по коридору налево от пыточных застенков), иногда они звучат на краю земли. А что такое край земли в мире иллюзий? Это долго объяснять – у меня нет времени.

(Кем и когда составлялась эта рукопись мне доподлинно не известно. Выкладываю её здесь без определённой цели. Читателей спешу предуведомить, что изначально рукопись представляла из себя несколько пожелтевших, а местами обугленных страничек, вырванных из ученической тетради. Кто оставил эти записки: банальный провокатор, одинокий шизофреник, или злобный мистификатор – не знаю. Возможно, более полная рукопись помогла бы ответить и на этот вопрос. А пока имеем то, что имеем. Все совпадения случайны. А имена изменены? – Гр. Р.).

(Далее записано другим почерком.).
О, дорогая, побродите здесь сами, поживите, оглядитесь…. Надеюсь, вам повезёт найти все ответы. А пока лишь могу сказать, что путеводители по миру иллюзий давно не переиздавались – их поточили мыши; надежных проводников порекомендовать не могу – сплошь шарлатаны; был у меня клубок ариадниных ниток, хранил впрок на всякий случай, однако, небрежно, и теперь он утратил первородные признаки путеводности, и стал напоминать гордиев узел; да, ещё здесь можно ориентироваться по звездам, но это наука не простая, по-первости, можно и заблудится. Что там нам осталось? Ну, конечно! Зорко одно лишь сердце…. Слушайте его, верьте ему, и оно вас не подведёт, поэтому никого здесь не слушайте, и никому не верьте.

(Снова другой почерк)
По части государственного устройства мир иллюзий типичная деспотия. В правописании есть грамматики главный закон: кто соблазняет невест – знакомится с палачом. Воинственное племя поэтов, издревле населяющие мир иллюзий, дабы не истребить, друг друга в кровавой междоусобице, приняли некое уложение – свод правил, дошедших до нас в различных списках под общим заглавием версификация. Это на латыни. Латынь – мёртвый язык, самый подходящий для мира иллюзий, язык носителей которого среди нас в живых не осталось ни одного человека, он теперь ничей, язык – сирота.
(Дальше часть текста частично вымарана, частично отсутствует, следующие страницы написаны явно второпях, почерк не ровный, много правки, ляпов и ошибок).

Если угодно, записывайте. Отменить законы стихосложения можно, но тогда литература частично утратит свою коммуникативную функцию, индивидуальность художника растворится в бесконечности возможных вариантов, вседозволенность станет стилем, мы сможем говорить о содержании и эмоциональном отношении к нему только вне традиций, вне правил, вне системы ценностей неотъемлемой частью которых является окончательный продукт вашего творчества – стихи.
Кажется, заболеваю, перепутав полтора десятка цитат, стащив с головы колпак звездочёта, помещаю себя в серый футляр протертого на локтях пиджака и превращаюсь в литературного редактора. Отражение в зеркале – посмешище, а внутри довольно уютно, привык.
Знаете, дорогая, отдельные периоды ваших стихов почти безупречны, здесь и далее будем говорить лишь о технике. Нравится, не нравится – это для девочек! Каждая совершенная строчка в идеале – маленькое чудо, строфа – подвиг, целое стихотворение – реализованный проект вавилонской башни, камень сизифа, воздвигнутый на вершине горы, и десять мешков ржи и пшеницы, разобранных безутешной Золушкой. Это трудно? А кто обещал, что будет легко?
Перестаньте морочить мне голову, вы не пишите стихов, а что тогда это:

Иногда цепенеет в жилах
Кровь, столкнувшись с дыханьем зимы.
Мы не любим ходить на могилы.
Мы не любим – любимы не мы?

Последний день, каким тебя увижу?
Не знаю, знать об этом не хочу,
Быть может, я топор возненавижу –
Он руку пожимает палачу.

Салютую товарищам павшим
серым дымом сырого костра,
им уже ничего не страшно –
наша участь не так проста.

Замечательно, и, пожалуй, совсем не по-женски. Не смешите меня. Я ничего не понимаю в женщинах. И вы этого не писали. Нет, просто мне смеяться больно. Вчера схлестнулся с двумя очень напористыми зоилами. Еле отбился, но сломал свое любимое перо и потерял пинту крови…
Кто такие зоилы? Это кровожадные чудовища. К сожалению, всякий попадающий в Мир Иллюзий обречен на встречу с ними. Я расскажу о них позже.

(И вновь другой почерк, неразборчивый нервозный)
Сударыня, меня совершенно не волнует Ваш творческий псевдоним! Допускаю, Вы не хотите быть просто Ирой, Таней, Томой или Даздрапермой! Поймите, для мира иллюзий это не важно! Ваше настоящее Я осталось в прошлом, едва Вы переступили порог этого мира. Вы хотите романтики? Призыва на Вашу страницу посредством кричащего имени? Но уверяю Вас, голубушка, этот крик никто не услышит. Он растворится среди тысяч других подобных ему, осыплется иголками старой новогодней елки, утратит свою силу и станет неотъемлемой частью общего гула, который вот уже много лет бродит в моей голове и мешает сосредоточится. Вас ввела в заблуждение искрящаяся мишура этого мира, ложный блеск искусственных свечей и обманчивый свет так и не родившегося солнца. Имя – ничто. Ваше творчество – всё. Поверьте, я встречал здесь много эффектных имен. «Дающая Свободу», «Несущая Мир», «Дарящая Тепло». Но само по себе имя не может что-то дать, принести или подарить. Это можете сделать только Вы. Ваша сила, ваш талант, ваша Душа!

Сударыня, не нужно понимать мои слова буквально. В этом мире полно подобных псевдонимов. О, как это по-женски, назвать себя «Душа Поэта» или «Заблудшая Душа». Почему-то мало кто желает именоваться «Душа Дуры» или «Душа Бездарности». Всем непременно хочется быть «Душой Принцессы», «Душой Королевы» или «Душой Графини». Душой нищенки быть никто не стремится.
Я верю Вам на слово. Душа у Вас «Хрустальная»! Но выбирая подобный псевдоним, Вы накладываете на себя определенные обязательства, ибо имиджу необходимо соответствовать. Многие захотят удостовериться, а действительно ли в Вашей поэзии можно услышать волшебный перезвон хрустальных колокольчиков, или Вы попросту присвоили чужое имя? И даже если Вам это удастся, все равно найдутся тугие на ухо критики, которые не расслышат в Вашей поэзии звона хрусталя, а лишь грубое соприкосновение граненых стаканов. Кроме всего прочего, этот псевдоним все равно уже занят одной достойной особой.
Но-но, сударыня, не нужно впадать в крайности! Хотя «Душа Дилетантки» это не так плохо. Вы молоды, амбициозны и главное, Вы испытываете постоянный творческий голод.Я могу только порадоваться за Вас. Смелее шагайте по этому миру, но помните: это всего лишь Иллюзия…

(Почерк чёткий ровный, почти каллиграфический).
Выпить по рюмочке – это была превосходная идея. При встрече вы показались мне слишком доверчивой, а я вам надо полагать слишком подозрительным. Для этого есть основания. Какие? Не бойтесь, умирать не страшно. Особенно в мире иллюзий, хотя, признаюсь, противно. Скоро рассветёт, и вы увидите, что укрылись мы на кладбище, где почти на каждом надгробье обозначена причина смерти: «удален модератором». Что это значит? Это значит, в нашей игре кто-то присвоил себе право Господа Бога удалять кого-то куда-то. Наверное, вы уже имеете скорбный опыт знакомства с кем-то, кому пришлось быть удаленным, а вот куда их удаляют? Представьте себя маленькой девочкой, бессонная ночь, а за окном гроза, и вот все ваши самые мерзкие фантазии, кишащие молчаливыми чудовищами, жизнерадостными ублюдками, любознательными садистами и неутомимыми палачами оживают и делают шаг к вашей постели. Вот это мгновение погружения в кошмар, осознание своей беззащитной беспомощности становится для удаленных вечностью. Я говорю правду, а не пугаю. Бояться мира иллюзий занятие неблагодарное. Бросьте ему вызов. Сорвите с себя одежду и пройдите по ратушной площади голой перед толпой зоилов. Плюньте в лицо старшине Почетного легиона старейших пользователей форума. Назовите Главного редактора сукиным сыном. Вас осудят, распнут, но нарекут свободной. Не свободной от чего-то там, не свободной для чего-нибудь, не во имя, не ради, не потому что и вопреки всему, а просто свободной. Мои слова кажутся вам странными, а мне кажутся странными слова тех, кто говорит, например, так: «мы не можем говорить о содержании и эмоциональном отношении к нему вне традиций, вне правил, вне системы ценностей неотъемлемой частью которых является окончательный продукт вашего творчества – стихи». Стихи это продукт? Бред. Почему вы на меня так смотрите? Вам уже кто-то говорил эти слова? Говорил? Не молчите же! Отвечайте – светает.

(И снова другой почерк.Прыгающие торопливые строчки).
Госпожа моя! Я последний ваш гид по Миру Иллюзий! Все предыдущие учителя уже мертвы! Одних настигли модераторы, другие не выдержали схватки с зоилами. У меня самого осталось слишком мало времени. Красноглазые взяли меня в плотное кольцо. Так что не теряйте времени – спрашивайте!
Ах, Вы еще не поняли кто такие зоилы? Вспомните пушкинские строки:

"Охотник до журнальной драки,
Сей усыпительный Зоил
Разводит опиум чернил
Слюною бешеной собаки".

Это злобные критики, которые в Мире Иллюзий обрели реальность. Реальность настолько страшную, что многие молодые поэты уже боятся селится в Нашем призрачном мире. Зато зоилы множатся в геометрической прогрессии, сверкают глазами и жадно урчат, предчувствуя свежую кровь. Это кровопийцы блуждающие по страницам в поисках новых жертв. Они настолько же многообразны, как разнообразен этот иллюзорный мир. Кто-то из моих предшественников даже составил их табель о рангах. Но это сейчас не важно. Скажу лишь, что их более ста категорий. Последние самые слабые. Вы легко узнаете их по красным глазищам и вечно текущей слюне. Справиться с ними не сложно, они с воем убегут от легкого щелчка по лбу. А вот упыри более высокого ранга уже опаснее. Они научились маскироваться и прятать алчный блеск красных глаз под стеклами солнцезащитных очков. Они будут расточать Вам комплементы и одаривать лучезарной улыбкой, но когда Вы потеряете бдительность, вопьются клыками в шею.

Зоилы первых рангов поистине вселенское зло. Не потому, что борьба с ними потребует напряжения всех сил, и после схватки Вы будете чувствовать себя выжатым лимоном, а потому что они умеют воздействовать на модераторов.

Модераторы. Пожалуй, в нашем мире это синоним слова Смерть. Как они выглядят? Затрудняюсь сказать, ведь я еще жив… Я, как и все, могу довольствоваться лишь слухами. Один человек дважды умирающий в этом мире писал: «Это маленькие незримые существа с огромными ушами, длинными подвижными пальцами и пустыми ничего не выражающими глазами…».

Кому-то, они являлись в виде черной летучей мыши, кто-то видел лишь горящие во тьме глаза, разрезающие мглу подобно паровозным фарам, а мой друг, весельчак и умница, сподобился лицезреть мультяшного Чебурашку. Нет, он не удивился, ибо в Мире Иллюзий можно встретить и не таких удивительных существ. И лишь когда Чебурашка принялся вытворять странные пассы руками, и иллюзорное жилище моего друга подернулось рябью и стало медленно таять, он понял, что перед ним Модератор.

Нет, сами по себе модераторы вовсе не злые и кровожадные. Но их органы восприятия – уши… Обитая в недрах этого мира, они слушают его звуки, питаются и наслаждаются ими. Этой особенностью и пользуются зоилы. Видя, что не могут самостоятельно справиться с гордым поэтом, они настойчиво начинают нашептывать в волосатое ухо модератора гнусную клевету о нем, распространять лживые сплетни о кощунственных высказываниях в адрес Мира Иллюзий и часто добиваются желаемого. Модераторы, как стражи этого мира выносят приговор: Смерть!

Модераторам все равно кого убивать. Все жители этого мира для них равны. Я слышал, что некоторые авторы сумели расправиться с зоилами их же методами, пожалившись модераторам. Но таких очень немного, ибо большинство поэтов слишком горды, чтобы опуститься до жалобы. Они лучше примут мученическую смерть. А вот зоилы… . Помяни черта!

Госпожа моя, Вы слышите?! У нас совсем не осталось времени! Я слышу топот множества ног! Мои преследователи скоро будут здесь! Я многого не успел Вам рассказать! Вот, возьмите этот список! Здесь отмечены люди, которые всегда придут Вам на помощь, дадут совет и помогут отбиться от зоилов! В Мире Иллюзий множество честных жителей и мне больно и стыдно, что не все они в моем списке! Я не успел! А у Вас вся жизнь впереди! Вы ещё пополните его достойными именами!
Вот этот список:

Дмитрий Кирьяков, Макар Бронзо, Любовь Архипова, Людмила Зрелик, Антон Рысаков, Татьяна Чехова, Наталья Коршакова-Марон, Олег Тютиков, Николай Фока, Сергей Вебер, Надежда Лада, Алёна Кор, Татьяна Ибрагимова, Даэтоя Юрий, Петровна 2, Несущая Мир, Артем Банни, Елена Серженко, Алина Данилова 2, Валентина Юрьева Мутилина, Душа Хрустальная, Екатерина Вяткина, Абракадабр, Анатолий Шинкин, Юрий Маков, Пекл Адюк, Игорь Дегор Антонов, Алла Ребенко.

Бегите, госпожа моя! Я их задержу! Берегите список! Прощайте!
Вам не нужно идти со мной, по крайней мере, сейчас. Почему? Хотя бы, потому что у меня есть ружьё, а у вас нет. Вот когда оно освободится, вы решите что делать дальше. Выход всегда есть. Вы можете пойти следом за мной и погибнуть, но только, пожалуйста, не торопитесь. Внимательно слушайте. Звуки их выстрелов будут напоминать противное «пиу-пиу», я буду отвечать «ба-бах», когда мои «ба-бах» прекратятся, выбирайте: пойти за мной или отступить, за этим склепом крутой обрыв над рекой. В ледяной воде предзимья шансов выжить не много, но они есть, они есть даже, если вы не умеете плавать…. Я умею. Да, плавал. Не обижайтесь, не хочу ничего объяснять, просто запомните, после моего последнего «ба-бах» вы должны принять решение сразу. Уже через две минуты здесь будут наши ушастые друзья. Они предложат вам ещё один путь – отречься. Ничего сверхъестественного, они прочтут вам любое ваше стихотворение и спросят кто его автор. Нет, это будет ни манифест, ни откровение, что-нибудь простое и легкомысленное, пусть даже это:

Ветер в тумане наделал дыр,
И предрассветной порой
Увидел как нимфу влюблённый сатир
Моет холодной росой.
Ветер волною украсил пруд,
Спрятался в камышах,
Сатир там щекочет юную грудь
Кисточкой на ушах…

Если назовете автора, автор погибнет. Откажитесь – вернётесь с ними в город, и будете как все. Может быть, они вас попытаются сделать шлюхой, оценив по достоинству ваш язык, красоту и невинность, они это умеют. Будете рифмовать им по праздникам розы и морозы, как завещал великий…. Хватит пугать вас? Да, пожалуй, хватит. Знаете, я просто не хотел…. Мне показалось при первой встрече, да на мосту, помните ласточку, я тоже, там мне показалось, что для этого мира у вас слишком много иллюзий….

(Тот же почерк, те же чернила, как на первой странице).
Потом он сказал: кажется, нам действительно пора подводить итоги. Итак, по порядку, с чего мы начали? Во-первых, здравствуйте, во-вторых, добро пожаловать, и, в-третьих: прощайте! Мне пора, а этот мир ваш.

Рождение и смерть определяют рамки нашего существования в проявленном, материальном мире. Появившись на свет, в наше время ребёнок получает заботу и внимание своих родителей, а затем «внимание» и «заботу» иных, очень «хороших людей» и компаний, предлагающих обеспечить ребенку лучшее будущее, за счет материальных благ, которых он получит уже сейчас. Не задумываясь, чем мотивированы эти советы, и, разумеется, желая своим детям добра и счастья, родители бегут к этим «благочестивым» людям купить хоть немного этого блага для своих чад, отплачивая всё это своим рабским трудом.

С детства нам прививают мысль о том, что мы можем управлять собой, можем менять мир вокруг себя, должны выполнять те или иные обязанности. Всё это объясняют в детских садах, потом в школах, в институтах. Понимая или не понимая, что происходит, подросшие дети заводят семьи, рожают детей, воспитывают их, пользуясь тем опытом, который передали им родители или «добрые и благочестивые» люди в кино или… Миллионы, миллиарды вариантов и все возможны.

Кому-то навязаны мечты о богатстве и могуществе. Кто-то не мыслит себя без планшета. Некоторые готовы умереть, если не будет конфет. Некоторые бегают и поют по улицам, прославляя Господа, некоторые обманывают себя и других. Все вовлечены в процесс бесконечного действия. В период зрелости человеку предлагается масса развлечений, его манят красивыми вывесками, тайными знаниями, рецептами долголетия и счастья. Всем в этом мире найдется место, всем будет свой напиток, своё знание. И всем предложат именно то, что они хотят.

Но вот человек начинает стареть. Вроде бы и во вкус вошел, и почувствовал интерес к жизни, и управлять начал процессами, людьми, вмешиваться в то, что не составляло его компетенцию. Но болезни, постоянная изнуряющая потребность в поиске средств к существованию, отсутствие времени остановиться и посмотреть на себя, …бывшего так не давно молодым и энергичным.. И, например, в один прекрасный момент…кхе... кхе... саркома легкого... [...] и вот ваше управление закончилось!

Ничья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует. Родные вам начинают лгать, вы, чуя неладное, бросаетесь к ученым врачам, затем к шарлатанам, а бывает, и к гадалкам. Как первое и второе, так и третье ‒ совершенно безсмысленно , вы сами понимаете. И всё это кончается трагически: тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи.

«А бывает и еще хуже: только что человек соберется съездить в Кисловодск,‒ тут иностранец прищурился на Берлиоза, ‒ пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, потому что неизвестно почему вдруг возьмет ‒ поскользнется и попадет под трамвай! Неужели вы скажете, что это он сам собою управил так? Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то совсем другой? - и здесь незнакомец рассмеялся странным смешком». (М.В. Булгаков).

Получается весьма интересная картина, не правда ли? Мы, пришедшие в этот мир с чистой уверенностью в том, что управляем своей жизнью, решаем все, знаем как правильно поступать…Но на самом деле, мы также, как наши родители, все лишь строим для себя иллюзию, а в конце жизни осознаем, что жизнь утекла сквозь пальцы, как вода. Кто-то воспользуется проверенным «щитом», сказав, «ерунда». Кто-то подумает, что надо что-то менять и начнет действовать. Кто-то решит, что он не может ничего изменить, и проживет так, как положено ему по судьбе. А кто-то и не задумается вовсе. И все они получат опыт и придут к знанию рано или поздно. Просто количество страданий будет разным. Да это, собственно, не важно. Каждый выберет свой или чужой кнут и размеры этого кнута, чтобы подстегнуть себя к главному результату.

Родился я в Москве, в замечательной семье, которая заботилась обо мне, как могла. Двушка, старый район, природа, доставшаяся от индустриального СССР. Перед моими глазами прошла перестройка. Потом обещания лучшей жизни. Мы верили и как истинные пионеры двигались за вождем в неизвестном направлении (для нас). Папа старался оберегать меня от скверны и вседозволенности, наводнившей тогда мою Родину. В это, безусловно, интересное время, я закончил школу, 2 института. Один по желанию Родителей, так надо было. Второй по пламенному представлению друга. Что, дескать, за маркетингом будущее. Умение продвигать людям товары действительно пригодилось. Но я не об этом. Хотел рассказать о том, когда моя жизнь начала меняться.

Это произошло, когда идеалы, заложенные во мне родителями, рухнули. Вся моя жизнь погрузилась в сплошной туман. Как будто вдруг дом, построенный не на том месте и не на том фундаменте, оказался не нужным. И его велели разобрать, а «детальки» сложить «как было». Вот так прошел год. Я проснулся утром в 2009 году в однокомнатной квартире, которую мне купили Родители и мой Дедушка, в городе Кохтла-Ярве. Было хорошо на улице. Лето. Обстановка в квартире была достаточно аскетичная, хотя это меня тогда вообще не интересовало.

Я просто жил, что-то делал, как то спал. Был один в своих мыслях и старался контактировать с миром вокруг по минимуму. Состояние, сравнимое с болезнью. Когда вокруг только близкие люди, или вообще никого. И этим утром в моей голове родилась мысль: Надо использовать мое состояние во благо. И я решил питаться по-другому. Сразу исключил все мучные изделия, сладкое (шоколадки, конфетки, сахар), мясо, яйца, сыры, творог. Но зная себя, не ограничивал себя в питании сырыми продуктами, отъедался «от пуза».

Со временем ушло желания покушать мяса (особенно долго я отучался от рыбы, потому как есть ее очень любил), к шоколадкам и прочим сладостям меня особенно и не тянуло, как и к мучным изделиям. Улучшилось общее состояние здоровья, появилась энергия, которую я пытался направлять на изучение духовной литературы, на поиск знаний, которые помогли бы мне изменить мою жизнь. В этот период много почерпнул знаний о построении благого обществе на земле, о «добрых» компаниях, об управлении людьми. О рабстве и религиях. Эти знания рушили мое представление о мире, сформированное родителями и учителями. Моё мировоззрение, как фундамент недавно выстроенного дома, разбиралось на составные части. Это был хороший период, всё время я посвящал размышлениям о смысле жизни.

Вообще люблю болеть: делаешь меньше ненужных действий, перед лицом болезни отступают ложные мысли. Просто для них нет энергии, она вся направлена на суть. Тогда же увлекся трансферингом Зеланда. Слушал аудио книги. Да, в его словах был смысл, но не было духовности, что ли. Не могу подобрать слова. Некоторое время спустя мне попались на глаза ролики с участием Трехлебова Алексея Васильевича, захотел посмотреть его лекции.

Меня привлекло то, что он говорил о здравомыслии, о своем опыте, о том, что необходимо разбираться во всём самому или правильнее сказать, услышал это для себя. Начал читать Славяно-Арийские веды и интересоваться ведической культурой. Нашёл «Махабхарату» в видео формате. Пересмотрел всю, потом «Пураны». Читал апокрифы. Купил книгу Алексея Васильевича, но чтение не мой конек. Хотя я практически осилил его безценный труд.

Эти знания стали отправной точкой в изменениях, которые так стремительно настигли меня в 2009 году летним утром. Не знаю, как это произошло, но начал интересоваться Йогой. На одном из семинаров по Йоге услышал о личной практике. Но что это значит, узнал гораздо позднее. По приезду с семинара стал искать себе компанию для занятия Йогой, вот тогда то и начался мой путь как преподавателя йоги. Купив диск с записью тренировки Андрея Вербы, собрав детей и взрослых, я предложил заниматься вместе.

Приносил компьютер, ставил диск, и мы все практиковали асаны, так, как будто рядом был учитель. Со временем у меня стало получаться то, что раньше не выходило сделать. Но с другой стороны, появились и первые проблемы, ухудшилось здоровье, тренировки я стал пропускать. Мое отношение видели ребята, и их энтузиазм тоже падал. Понимаю, что лень и отсутствие личной практики были причинами моего поражения. Это понимание пришло гораздо позднее, когда начал просто заставлять себя делать хоть несколько асан в день. «Меняя себя, меняем мир вокруг нас» ‒ это не пустые слова. Так и есть на самом деле. С помощью здравомыслия и накопленного жизненного опыта проверено. Раньше мне казалось, что необходимо людям рассказать, навязать, силой изменить и побудить людей вести здравый образ жизни. Но… опыт показывает, что как ты выстраиваешь свои взаимоотношения с миром, так и он с тобой общается. Ты «причиняешь» ему добро, а добро превращается во зло. Ты меняешь группу людей, но как тебя нет, группа вновь приобретает те качества, которые имела раньше. Ты убеждаешь этот мир в одном, он тебе показывает другой вариант и даже несколько. И эти варианты противоречат тому, который ты предложил.

Говорят: «Иногда решительный шаг вперед ‒ результат хорошего пинка сзади». Оглядываясь назад, я понимаю, что это правильно. Иначе захотелось ли бы мне меняться?! Сомневаюсь. Я уже долгое время не вел занятия со своими спортсменами и занимался личной практикой. Затем решил все начать снова, потому, как и люди захотели заниматься Йогой и я почувствовал в себе потребность помочь им.

В 2014 году решил посетить в Йога лагере «Аура». С деньгами проблемы, с возможностями тоже. Многое было против, но я был уверен, что моя поездка состоится. И накануне отъезда случается непредвиденное, моя Мама попадает в больницу. Инфаркт, реанимация. Переживая, конечно, я все же оставался спокоен. Как много раз я говорил своим родителям о правильном питании, а они отвечали, что без мяса не могут. Болезнь мамы заставила и отца задуматься о том, как нужно правильно питаться, чтобы качество жизни повысилось. Имея опыт, полученный в йога лагере «Аура», я дал им попробовать мою пищу, предложил подходящие, по-моему разумению и опыту, рецепты, купил проращиватель. Папа у меня стал пропагандировать здравое питание у себя на работе. И многие люди откликнулись с желанием и интересом, он умеет убеждать. Я это знаю. Составили жесткий график питания и стараются ему следовать. Папа, разговаривая со мной о влиянии питания, пришел к заключению, что мясо дает быструю силу, которая так же быстро кончается и дает организму много страданий, а вегетарианский тип питания дает первоначальную слабость, потому как организм начинает перестраиваться, а затем повышает работоспособность организма на 25-50%.

Мама сейчас проходит реабилитационный период. Кушает практически так, как и сыроеды, включая, изредка, вареные продукты и не ест мяса. Заметила за собой, что стала больше проходить и меньше отдыхать на прогулках. И это первые результаты.

Питание действительно важно. Но при этом не забывайте и о пище духовной. Имея опыт в сыроедении, сыромоноедении, сыроедении с включением молочных продуктов знаю, что если к своему развитию подходить однобоко неизбежен срыв. Появится желание съесть что-то, приносящее вред организму, перечеркивающее достигнутые результаты. Очень важно следить за чистотой своего тела, день за днем успокаивать свой ум, держа его в узде и содержать в чистоте свою энергию. И не боятся давать людям знания, не привязываясь к результату, но неся ответственность за данное тобой.

И тогда ты будешь удовлетворен тем, что каждый миг твоей жизни ты потратил для изменения себя. Что ты можешь помочь другим, подав им благой пример. Сейчас я столкнулся с новым препятствием на пути. Мой ум управляет мной. И с ним теперь у меня предстоит жесткий разговор. Битва будет не простой. Успокоив его, я смогу увидеть этот мир по-другому. По-настоящему осмыслить и почувствовать себя. Пользуясь инструментарием Йоги, все смогут, обуздывая свой ум, достичь гармонии.

Благодарю всех Учителей, что оставили нам практики саморазвития. Благодарю всех Учителей, которые обучали нас на преподавательском курсе.

Постсоветское пространство, его история, современный анализ его состояния и перспективы развития в геополитическом контексте стали темой очередного занятия в рамках курса «Социальные среды».

Первый мастер-класс нового семестра в Военной академии РВСН им. Петра Великого провёл известный политолог, теле- и радиоведущий, глава Института Каспийского сотрудничества и экспертно-консультационного совета при главе Республики Крым Сергей Михеев.

Открывая новый семестр проекта «Социальные среды» в академии РВСН, советник министра обороны РФ Андрей Ильницкий подчеркнул учебный характер этого курса. Он отметил: «Социальные среды» – это не только эффективный механизм обретения их участниками уникальных знаний, но и навыков ведения полемики, повышения профессионального уровня и компетенций офицеров в работе с личным составом. По указанию министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу на базе Военной академии РВСН им. Петра Великого создаётся современный учебно-научный кластер, подтверждающий инновационные, лидерские позиции военного образования в России. Не имеющий аналогов курс «Социальные среды» – элемент этих инноваций. По итогам работы слушатели, в частности, будут представлять и защищать курсовые работы по теме «Армия и общество». Акцент – на практическое применение новых знаний и навыков на службе. Лучшие работы будут отмечены, а их авторы станут участниками мероприятий научно-технической программы форума «Армия-2017».

Сергей Михеев во вступительной лекции дал подробный политологический анализ постсоветского пространства, высказал свою версию причин распада Советского Союза, уделил внимание особенностям и сложившейся затем ситуации на постсоветском пространстве. Он подчеркнул: по его мнению, распад СССР – это историческая трагедия и поражение нашей страны и всего общества, последствия которого мы остро ощущаем и сегодня. По его словам, Россия находится в историческом периоде выхода из состояния этого поражения и именно этим обусловлена тяжесть задач, которые перед нами стоят.

– Содружество Независимых Государств сменило Советский Союз и стал формой его развода. В документах Содружества были заложены позиции, которые могли бы обозначить пути последующего реформирования. Мало кто знает, что в первоначальных документах СНГ предусматривались общая оборонная политика, общая армия, общая валюта. Есть основания полагать, что Борис Ельцин положил на плаху истории целостность страны в угоду собственным политическим амбициям. Главной его целью тогда было «переиграть» Горбачёва, выстроить такую политическую конструкцию, которая обеспечивала бы ему личную власть. В какой-то момент Ельцин предположил, что роспуск Советского Союза и превращение его в СНГ сохранит власть в его руках. Отсюда Беловежские соглашения, отсюда распад Союза. Горбачёв же стал жертвой своих личных пристрастий: желая понравится всем, особенно на Западе, он провалил проект модернизации СССР. Это был политический деятель, явно не соответствовавший историческому моменту. Проиграл он, проиграли все мы.

По словам Сергея Михеева, имел место и элемент предательства партийной номенклатуры, разуверившейся в советской идеологии. Ни местные националистические элиты в республиках бывшего Советского Союза, ни внешние факторы, ни американцы, ни европейцы не были и не будут заинтересованы в интеграции постсоветского пространства.

Первая из форм интеграции постсоветского пространства было Союзное государство России и Белоруссии. Сергей Михеев отметил, что необходимо и впредь беречь отношения России и Белоруссии, они имеют стратегический характер. Руководители стран могут и будут меняться, России с Белоруссией оставаться всегда. К союзу с Белоруссией надо относиться бережнее, чем порой случается. Это стратегический ресурс. Довольно часто логика личных амбиций, некомпетентность и стремление к сиюминутной прибыли оказываются выше, чем стратегическое видение.

Сергей Михеев отметил, что власть, которая неожиданно досталась лидерам национальных элит постсоветских республик, является для них с тех пор основной ценностью. Он призвал трезво смотреть на постсоветскую действительность, особенно сторонников идеи возрождения Советского Союза.
По мнению Сергея Александровича, объединить постсоветское пространство способно лишь стратегическое понимание перспектив, которое, на его взгляд, у большей части постсоветских элит отсутствует. Другим объединяющим фактором может стать общий враг. По его мнению, и очевидного общего врага для всей совокупности постсоветских республик нет. Руководители постсоветских государств видят ситуацию на внешнем контуре по-разному.

– Не стоит строить иллюзий, что мы вместе. Единство, к сожалению, осталось в прошлом, я это констатирую с внутренней болью. Надо трезво оценивать вещи. У ряда стран есть определённые мотивы участвовать в ОДКБ и рассчитывать на защиту России. Надо активнее работать с населением, наращивать наше влияние на постсоветском пространстве. Русский мир существует де-факто. Русский мир открыт для всех. Он не замкнут в границах России. Мы обязаны работать с ним.., – высказал своё видение грядущего Сергей Михеев.

Глобальный проект России для мира без идеологии невозможен. И тут тоже не должно быть иллюзий. Гибридная война ведётся против России давно, серьёзно и системно.

Задача России – сохранение себя, как цивилизованного феномена, на политической арене. Задача государства – обеспечить собственный суверенитет, определить зону ближнего интереса и решать локальные проекты. Никто не должен думать, что Россию можно игнорировать – вот формула нашего суверенитета для мира! Оборона страны, мощь нашей армии – ключевой фактор сохранения и развития России.

Модернизация Вооружённых Сил РФ – важнейший государственный приоритет. Если мы не будем сильными, население не будет в безопасности, нам некогда будет думать об экономике. Экономика же должна производить не только товары, но и способ организации жизни. Так было в СССР. Для этого необходимо стратегическое видение. Его у нынешнего экономического блока правительства, по мнению Михеева, нет.

«Если вы не будете достаточно сильны, у вас не будет уверенности, что вас завтра поглотят. Быть достаточно сильным – значит обеспечить условия для дальнейшего поиска экономической модели, мировоззренческой, политической. Если вы не уверены в собственной безопасности, вам трудно думать, какую следует строить экономику или что делать с культурой», – высказал свои мысли Сергей Михеев.

Он выразил уверенность, что Россия – это цивилизационный феномен, цивилизация с глубокими корнями и собственной историей. Сохранение себя, как крупного действующего лица, на исторической арене – это и есть задача, которую мы сейчас выполняем.

Отвечая на вопрос, возможен ли украинский сценарий в Республике Беларусь, Сергей Александрович напомнил, что попытки чего-то похожего на Майдан там были и их жёстко подавил Лукашенко. И один из факторов его политического долгожительства – жёсткая силовая реакция на оппозиционную активность. Попытки выхода на площадь в Минске предпринимались несколько раз. И во всех случаях они были быстро подавлены.

– На фоне украинских событий белорусский лидер решил, что надо вести более искусную, как ему кажется, игру с оппозицией и западом. Есть при этом субъективные и объективные факторы. Действительно, Лукашенко опасается переползания украинской модели в Белоруссию. Потому что в Белоруссии есть собственные силы националистического, антироссийского и прозападного характера, – считает Сергей Михеев. – Но на данном этапе, я полагаю, «белорусский майдан» невозможен. Если Лукашенко потеряет чувство реальности и будет двигаться по пути заигрывания с оппозицией, с Западом и силами, которые хотели бы использовать Белоруссию для борьбы с Россией, тогда нашего союзника превратят в такой же плацдарм давления, как это сделали с Украиной.

Следующий вопрос из зала затронул духовные скрепы России: какими они должны быть в настоящее время, что россиян держит вместе и на что следует обратить основные усилия для дальнейшего духовного сплочения нации?

– Как я уже говорил, ответил гость «Социальных сред», – Россия – это особый цивилизационный феномен, который включает массу факторов – от экономики до культуры и религии. Феномен, который продолжается в истории независимо от форм, которые мы принимаем. Страну связывают такие простые и близкие каждому вещи, как территория и общие границы, необходимость их защищать, экономика, работающая на благо населения, ощущение общей исторической судьбы и, разумеется, языковая, культурная общность.

Отвечая на вопрос по геополитическим мировым трендам, политолог отметил:

– Экономическая модель, которая практикуется в мире, близка к исчерпанию. У неё накапливается всё больше внутренних концептуальных проблем. Она превращает человека в функцию. И в рамках этой модели требуется всё меньше людей. Но жизнь человека не может ограничиваться функцией. Эта модель вытесняет огромное количество землян в маргинальный слой. В странах третьего мира экономика делает людей бездомными, голодающими. России нужны свои, а не заимствованные у Запада либеральные подходы к экономической политике. Нужна иная философия организации экономики, при которой не люди для экономики как функция, а экономика для людей как способ организации жизни.

По его мнению, американцы с их имперской политикой рано или поздно поплатятся за то, что они фактически объявили новую мировую революцию, экспортируя и навязывая свою модель «демократии» другим странам. Они повторяют ошибки Советского Союза. Идеология их выдыхается, они её сами же дискредитируют. Тезисы, которые они продвигают по миру, корыстны, неискренни и манипулятивны.

На вопрос о стилистике гибридной войны Запада против нашей страны Сергей Александрович ответил, что её составляющими являются информационная кампания, работа в социальных сетях, экономическое воздействие, создание полувоенных ситуаций, конфликтов по границам, внутренних ситуаций нестабильности и, может, даже диверсионная террористическая деятельность. По его словам, гибридная война ведётся против России давно, эффективно и серьёзно. И только в последнее время Россия стала осознавать необходимость применения ответных мер.

Делясь впечатлениями о прошедшем мастер-классе, политолог отметил: «Слушатели курса – это элита наших Вооружённых Сил. От того, что они думают о текущей ситуации и перспективах, зависит и эффективность действий подразделений, которыми они будут руководить. Эти мысли они будут транслировать своим подчинённым. Поэтому такая работа на стыке армии и общества крайне важна – это на самом деле элемент безопасности. Относиться к этому, как к некоторой лирике, встрече с «интересными людьми», было бы просто неверно».

Игорь ЗОТОВ, «Красная звезда»

Для того, чтобы добиться успеха в сфере классической музыки, надо знать, какие дороги к нему ведут. Талант и трудолюбие не являются гарантией успеха, удачной карьеры и счастливой жизни. Хотите, чтобы ваш ребёнок посвятил жизнь музыке? Узнайте сначала правила игры и как всё устроено в этой сфере. Возможно, вам будет интересно узнать, как и почему складываются судьбы не только знаменитостей, но и всех остальных. Дирижёр – это вершина. Но все ли дирижёры на вершине? Тайное становится явным.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Классическая музыка как система и каково это – быть дирижёром. Музыкальный мир без иллюзий (Юрий Соболев) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Часть 1. Легко ли быть музыкантом?

1. Немного о Системе

Есть вещи, о которых все знают, но не говорят. Есть вещи, о которых не говорят потому, что не знают о них. Наконец, есть вещи, о которых знают лишь некоторые, но не говорят потому, что не хотят ни знать, ни видеть, ни слышать о них, не хотят признавать, что они есть. Потому что если о них размышлять и делать выводы, окружающий мир становится несколько менее удобным и комфортным для проживания. Если человек осознаёт свою принадлежность к системе, давшей ему место под солнцем, жизненное пространство и кусок хлеба с чем-нибудь, в зависимости от положения, гораздо удобнее думать, что сама по себе система справедлива. Кому-то везёт больше, кому-то меньше, а в принципе всё зависит от личных качеств самого человека. Я занимаю это место потому, что я его достоин – ну и, конечно же, немного удачи. Размышления, ставящие под сомнение справедливость основополагающих принципов системы, нарушают привычную картину мира, появляется едва различимое, смутное чувство солидарности со всеми несправедливостями системы, чувство, с которым надо жить дальше, и с течением времени оно будет только расти. Большинству людей это не нужно. Не нужны проблемы, частью которых они сами являются. Вот внешний враг, или какой-нибудь явный коррупционер, или иная одиозная личность, на которую можно направить свой праведный гнев – это то, что надо, потому что отрицательный пример отдельных личностей лишь подтверждает позитивную природу самой системы. Под словом «система» мы понимаем в данном случае любую сферу профессиональной деятельности, которая занимает значительную часть жизни человека, сферу, с которой человек идентифицирует себя, осознаёт себя её частью. Например, есть система образования, здравоохранения, вооружённые силы – тоже система, искусство – тоже.

Конечно, если я был спортсменом, но повредил здоровье и теперь работаю охранником в детском саду, чтобы заработать на жизнь, я не ассоциирую себя с системой частной охранной деятельности! Скорее всего я буду продолжать считать себя частью системы профессионального спорта до конца жизни. Ведь то, что со мной случилось, изначально заложено в основе существования этой системы – риск получить травму или потерять здоровье. Но поскольку я посвятил спорту лучшие годы своей жизни, для меня гораздо комфортнее и психологически безопаснее блокировать в зародыше размышления о том, что, возможно, система профессионального спорта основана на принципе безжалостного отношения к человеку, что погоня за результатом, за рекордом, изменяет отношение человека к себе и окружающим не в лучшую сторону, что система безжалостно выбрасывает за борт отработанный человеческий материал итд. Если я усомнился в системе, я усомнился в том, что моя предыдущая жизнь прошла не напрасно, а от этого уже недалеко до сумасшествия. Вот если бы кто-то во времена моего детства, отрочества, сумел бы убедить меня выбрать другую специальность, объяснил бы все риски и сложности, с которыми я столкнусь через двадцать лет, к примеру, моя жизнь прошла бы в русле другой системы.

Но это всё только для примера, речь у нас не о спорте.

Искусство, традиционно считающееся сферой прекрасного, тоже является системой, существующей по своим правилам. И далеко не все занятые в сфере искусства с самого начала, ещё в годы обучения, знали, что это за правила, как на самом деле всё устроено, на что реально можно рассчитывать. В этом смысле, безусловно, проще тем, чьи родители или родственники являются частью системы, которые на своём опыте уяснили некоторые закономерности и вовремя объяснили своим детям, внукам и племянникам основные принципы функционирования системы – то, что никогда не узнают дети и юноши, пришедшие со стороны, чьи родители работают в других областях. Не узнают до тех пор, пока на каком-либо этапе своей жизни не столкнутся с этим сами.

Постепенно приближаясь к объекту наших размышлений, обратимся к музыке. Академической классической музыке как Системе. Что знают о ней остальные люди? Можно было бы сказать «обычные люди», но среди них, возможно, есть и необычные. Также не скажешь «простые люди» – а вдруг среди них есть и непростые…

Итак, общеизвестно, что некоторые музыканты зарабатывают очень хорошо, при этом график работы у них значительно более гуманный, чем большинства людей, трудящихся по 8 часов 5 дней в неделю. Музыканты ездят на гастроли, видят новые города и страны, им аплодирует публика, они получают море цветов. При этом они хорошо воспитаны и образованы, их жизнь проходит среди подобных им людей, творчески одарённых, умных, интеллигентных.

К тому же, занятия музыкой в детстве очень развивают личность, это тоже всем известно. А потом многие, очарованные волшебной силой музыки, хотят идти по этому пути дальше – к творческим успехам, гастролям, концертам, аплодисментам, цветам, а главное – к неисчерпаемым источникам радости от разучивания и исполнения новых произведений. Есть, конечно и другая информация, также общеизвестная. Какой-то известный композитор ослеп, другие оглохли, кто-то сошёл с ума, а этот умер от какой-то весьма подозрительной болезни. Половина известных композиторов кончила жизнь в нищете, другие провели жизнь в скитаниях, произведения третьих не исполнялись при жизни. А чего стоит одна тёмная история про знаменитого скрипача, якобы продавшего кому-то там свою душу! И Томас Манн со своим Адрианом Леверкюном туда же…

Но эти сведения почему-то никого не останавливают, люди уверены, что с ними-то уж точно ничего такого не произойдёт. То, что Система существует очень давно и принимает далеко не всех желающих, даже таких великих, как упомянутые выше музыканты, в голову не приходит. И совершенно напрасно.

Среди посторонних людей существуют множество суждений о мире классической музыки, среди них есть как весьма точные, так и весьма забавные. Например: «музыка это лёгкий хлеб», или «не лезь туда, сынок, не дадут пробиться». Первый тезис, конечно, достаточно поверхностный и легко опровергается, зато со вторым ситуация немного сложнее. Тем не менее, огромный поток людей, желающих посвятить себя музыке, не иссякает. Многие с раннего детства начинают ощущать это желание, в мире рождается достаточно много музыкально одарённых детей, которые при определённых условиях могли бы стать знаменитыми и уважаемыми солистами, певцами или дирижёрами. Да. Могли бы.

2. Музыка как Система

Что можно сказать о сфере классической музыки как системе? Нет никаких оснований полагать, что она в силу своей творческой специфики отличается от всех остальных систем. Рычаги, приводящие её в движение, те же самые, а алгоритм попадания в систему, выживания в ней и продвижения наверх тоже похож на все остальные. Семейные кланы? Да, но они есть и в других сферах деятельности: ремесленники, повара, артисты цирка, рыбаки и так далее. Рекомендации, знакомства, любимчики? А где этого нет? Основополагающий принцип продвижения по любой системе – быть лучше других и иметь поддержку влиятельных лиц – работает и в медицине, и в офисе, и в бизнесе. Человеческая природа не отличается разнообразием, поэтому всё везде очень похоже. Главное отличие системы в искусстве, в том числе и в музыке, состоит в критериях оценки и пути достижения результата. Именно здесь заканчивается равенство возможностей для всех – заканчивается, не успев начаться, ещё в музыкальной школе, причём очень многие начинают понимать это спустя годы и десятилетия. Если ты талантливый математик, спортсмен, парикмахер или повар, твой талант проявляется чётко и недвусмысленно: ты готовишь вкуснее, бегаешь быстрее, лучше делаешь причёски. Поэтому на таких людей всегда будет спрос – ведь на них можно заработать! Или деньги, или славу, или всё вместе. Связь между твоим мастерством и твоей карьерой прослеживается вполне определённо. Конечно, при желании можно погубить любой талант интригами, завистью и клеветой. Всё дело в пропорциях, в процентном соотношении реализованного и нереализованного. Это и определяет, что есть правило, а что исключение. А правило таково – многим системам для обеспечения собственной жизнедеятельности, жизнеспособности и конкурентоспособности выгодно такое положение вещей, когда лучшие наверху. Принцип естественного отбора, если хотите. Это повышает эффективность самой системы, что является некоторым ограничением для коррупции, которая так или иначе присутствует везде (мы уже говорили о человеческой природе).

Что касается искусства музыкального, то здесь критерии качества далеко не так очевидны, способностью отличить лучшее от худшего обладает далеко не каждый человек, поэтому люди из других сфер деятельности ориентируются в оценке того или иного музыканта на мнение «тех, кто понимает». Если о них говорят в новостях, пишут в газетах, их имена не сходят с афиш концертных залов, значит, они и есть лучшие. Или одни из лучших. Наша национальная гордость, наша творческая элита.

Но кто же они, эти люди, которые определяют лучших и худших на различных этапах становления музыканта? Если ты можешь ответить на этот вопрос, если ты сможешь войти с ними в контакт, если они проявят к тебе интерес и захотят принять тебя в свой круг – значит, ты понимаешь, как работает Система и у тебя есть хороший шанс занять в ней своё место. Место, достойное тебя, плюс немного удачи.

Говоря о размытых критериях качества, мы, конечно, не имеем в виду, что большинство людей не в состоянии отличить профессиональное исполнение от школьного или любительского. Безусловно, имеется рад технических и художественных характеристик, позволяющих оценивать с большой долей объективности игру любого музыканта. Мы оцениваем игру на музыкальном инструменте с трёх основных позиций: чистота интонации, уровень технического совершенства и художественная ценность исполнения, так называемая музыкальность. Отдельно можно выделить красоту звукоизвлечения, тембровое богатство. Всё понятно? Объективно? Конечно.

А теперь давайте проследим судьбу двух воображаемых музыкантов, например, пианистов, с момента начала занятий на инструменте до окончания консерватории. Оба музыканта имеют одинаковые врождённые музыкальные способности, очень большие способности – это обязательное условие нашего анализа, изначальное равенство!

Итак, двое талантливых (в равной степени) детей в возрасте пяти лет начали свои занятия на фортепиано в одной и той же музыкальной школе. Правда, оказались они у разных педагогов. Первый ребёнок попал к хорошему педагогу, спокойному, доброжелательному, установился контакт между учеником и учителем, все довольны. Второй ученик по предварительной договорённости осведомлённых родителей попал к другому педагогу, хорошему, спокойному, доброжелательному, имеющему вес среди преподавателей школы, имеющему знакомства среди преподавателей среднего и высшего уровней обучения, входящему в жюри детских музыкальных конкурсов, способному научить не только хорошо играть на инструменте, но и умению побеждать, не бояться сцены, контролировать эмоции и выживать в конкурентной борьбе. Этот педагог может рекомендовать своего талантливого ученика по окончании школы преподавателю из колледжа, такому же уважаемому и заслуженному преподавателю, как он сам, который берёт в свой класс далеко не всех и тоже обладает весом и связями на своём уровне. Оба ученика, талантливые каждый по-своему, заканчивают музыкальную школу с отличными оценками и поступают в колледж. Вступительные экзамены (особенно первые в жизни) – это большой стресс, это конкурс, это волнение. Первый ученик играет хорошо, но сильно волнуется, он не имеет никакой поддержки и надеется на свой талант и удачу. Второй ученик, уже имеющий опыт победы на детском конкурсе, знающий о том, что один заслуженный профессор уже приготовил ему место в своём классе, тоже играет хорошо, при этом всё вышесказанное придаёт ему дополнительную свободу и уверенность. Поэтому он играет без потерь, связанных с нервами, и получает более высокий балл. Оба ученика поступают в колледж, но теперь второй ученик сразу оказывается в положении фаворита, частью местной «элиты». Теперь ему гарантировано соответствующее отношение со стороны преподавателей и администрации до конца обучения. А первый ученик становится рядовым студентом первого курса, который на каждом экзамене должен будет доказывать своё право на высокие оценки и признание. Вот неожиданно представилась возможность сыграть фортепианный концерт со студенческим оркестром. Кого же порекомендуют в качестве достойного представителя кафедры фортепиано? Конечно, вы угадали. Теперь у второго ученика появился опыт игры с оркестром. Насколько это важно, будет понятно впоследствии. А первый ученик впервые начинает сомневаться в том, что всё решает одарённость и музыкальность. Тем не менее, не будем забывать, что оба ученика весьма способны. За годы учёбы в колледже оба выросли профессионально, первый ученик всё-же съездил на свой первый в жизни конкурс, а может быть, и на несколько. Правда, его профессор сам не сидит в жюри какого-либо конкурса и не имеет возможности поддержать своего ученика, используя своё влияние или дружеские отношения. Первый ученик может рассчитывать только на свой талант и трудолюбие, а также на удачу. Он уже понимает, что мир классической музыки не так прекрасен, как сама музыка, и не так прост, как он думал раньше, поэтому его беспокойство усиливается. Он получает третью премию – всё же он талантлив и лучше многих, но этот конкурс не входит в число престижных и не очень помогает в карьере. Но он даёт опыт. Теперь первый ученик знает, что такое конкурс, кто и почему получает первые премии. Председатель жюри дружески похлопывает его по плечу и желает успехов на следующих конкурсах.

В это же время второй ученик тоже участвует в конкурсах, но в других, и на одном из них получает первую премию. Победа на этом конкурсе даёт возможность дать несколько концертов в разных городах. Второму ученику всего 17 лет, но он уже чувствует себя уверенно и с оптимизмом смотрит в будущее, которое сулит ему немало приятных моментов. У него нет причин сомневаться в справедливости Системы, потому что она даёт ему то, чего он достоин. Он ведь на самом деле талантлив!

И вот наступило очередное испытание – вступительные экзамены в консерваторию. Обоим ученикам по 19 лет, они успели многого добиться, по мере возможности раскрыть свой талант и достигнуть высот. Наступил день экзамена. Второго ученика уже ждёт место в классе одного из самых известных в стране профессоров, который может дать своим ученикам возможность начать настоящую карьеру. Он берёт в свой класс только самых лучших и только по рекомендациям (самых лучших слишком много). Некоторые даже удостоились чести взять у него несколько уроков перед экзаменами, в том числе и второй ученик. Первый тоже очень хотел показаться этому профессору, заинтересовать его своей игрой, однако его никто не представил, не порекомендовал – просто среди его знакомых такого человека не оказалось… Первый ученик понимает, что надо действовать решительно, потому что наступает момент истины, и ловит профессора в коридоре консерватории, представляется и просит его послушать и дать консультацию. Профессор отвечает, что он бы с удовольствием, но, к сожалению, у него совсем нет времени: концерты, ученики, жюри международных конкурсов, словом, он не имеет возможности, к величайшему сожалению.

Прошли экзамены и оба ученика поступили в консерваторию. Первый едва дотянул до проходного балла и поступил в класс к другому профессору, который очень хорошо занимается. Да, он учит очень интересно, но из его класса почти никто не выигрывает престижные конкурсы и не избалован количеством концертов. Второй же ученик уже на первом курсе взял первую премию на одном из самых серьёзных международных конкурсов. Это дало ему множество концертов в разных странах. Первый ученик тоже подавал документы на этот конкурс, но его даже не отобрали для участия. Через год он подал документы на другой конкурс, попроще, и прошёл. На первом туре он играет прекрасно – он талантлив, к тому же он понимает, что следующего шанса может не представиться. Он проходит и второй тур. На последнем туре в программе концерт для фортепиано с оркестром. Первый ученик никогда не играл с оркестром, у него не было такой возможности, как и у большинства других пианистов его возраста. Но у его соперников в финале конкурса опыт игры с оркестром был.

Первый ученик, оказавшись впервые в окружении оркестровых музыкантов и поймав вежливо-равнодушный взгляд дирижёра, начинает терять самоконтроль, его охватывает волнение и нехорошие предчувствия. Выступление началось. Ученик не знал, насколько сильно аккомпанемент оркестра отличается от второго рояля – этого не понять без личного опыта! Он не может расслышать все оркестровые голоса и теряется. Он занимает последнее место среди финалистов, получает сильнейшее душевное потрясение и не получает никаких предложений выступить с концертами. Он возвращается домой и чувствует, что больше не может бороться, он устал и разочарован. А главное – перед его мысленным взором проходит весь его творческий путь, начиная с музыкальной школы, наступает переоценка ценностей, и он теряет веру в свой талант.

Подходит к концу обучение в консерватории. Первый ученик понимает, что стать концертирующим пианистом он не сможет, у него нет ни имени, ни поддержки, а значит, не будет и концертов. Между тем, юность постепенно сменяется зрелостью, наступает время зарабатывать на жизнь. Перед первым учеником открываются следующие возможности: преподаватель в музыкальной школе или колледже, концертмейстер или артист оркестра (очень редкая возможность). А второй ученик становится звездой, затем творческой элитой, а со временем имеет неплохие шансы попасть в категорию «национальная гордость». Он был талантлив и приумножил свой талант. Он этого достоин. Всё справедливо, разве нет?

Мы рассмотрели один из самых оптимистичных сценариев для первого ученика. Всё могло сложиться гораздо хуже: он мог не поступить в консерваторию, не получить ни одной премии на конкурсе, чувство несправедливости могло бы довести его до отчаяния и он бы бросил музыку. За время обучения одни становятся частью Системы, других она отбрасывает. Чаще всего вежливо и с улыбкой, ведь музыканты – люди культурные и интеллигентные.

Для второго ученика этот сценарий тоже самый оптимистичный, всё-таки не все становятся мировыми звёздами, но Система всегда имеет интересные предложения для своих избранников: профессорские кафедры, директорские кресла, посты в министерстве культуры, места в театрах и многое другое.

Проанализируем некоторые принципы продвижения по Системе академической классической музыки. В самом начале пути, как мы уже видели, все юные музыканты имеют равные шансы в соответствии со своими природными способностями. Очень многое зависит от первого учителя. Он может оказаться грубым и жёстким, в душе проклинающим свою злосчастную судьбу, которая привела его на должность преподавателя музыкальной школы, хотя он мечтал о концертной деятельности. Он может оказаться просто бездарным педагогом, будучи добрым и приятным человеком. Если он не сможет правильно сформировать музыкальный аппарат ребёнка, например, «поставить руки», даже при чрезвычайных способностях настоящего успеха не будет. Первый учитель может оказаться хорошим педагогом и хорошим человеком (это уже очень большая удача), но при этом не иметь веса среди других педагогов на кафедре, и его ученики на экзаменах будут всегда получать заниженные оценки и в конце концов могут потерять интерес к занятиям. А есть такие педагоги, которые не только чуткие и внимательные, не только грамотные и любящие работу с детьми, но ещё и имеющие авторитет в своей школе, связи и знакомства в музыкальном мире. Такие преподаватели безошибочно сформируют аппарат, помогут ребёнку максимально развить свои способности, почувствовать себя успешным, смогут привить любовь к труду, к занятиям. Таких преподавателей мало, они хорошо известны в музыкальной среде, к ним приходят учиться дети музыкантов, артистов, творческой интеллигенции, дети тех, кто заранее поставил себе задачу обеспечить своему ребёнку достойное место в Системе.

По тому же принципу делятся преподаватели и на последующих этапах обучения: плохие, хорошие и элитные (хорошие с дополнительными возможностями).

Что ещё влияет на развитие музыкального таланта в детском и юношеском возрасте? Возможность выступать на сцене. Навыки поведения на сцене формируются годами для того, чтобы не было потерь, связанных с волнением. Крепкие нервы помогают на многочисленных экзаменах и конкурсах, где решающим фактором становится стабильность. Но не только это! Способность не бояться публики и сконцентрироваться на исполнении помогает добиться больших высот при выступлении на концерте. Таким образом, мы плавно подошли к одной из наиболее важных для правильного понимания тем, связанных с карьерой музыканта вообще.

Одним из основных способов получить право на концертную деятельность является успешное участие в международных музыкальных конкурсах. Все ли правильно понимают, что такое конкурс и каковы его истинные задачи? Здесь абсолютно необходимо прояснить некоторые обстоятельства.

Конкурс, как любое другое соревнование, по своей сути направлен на выявление лучшего. На каждом этапе отбираются лучшие, которые на следующем этапе соревнуются друг с другом. Это очень похоже на спортивные состязания, чемпионаты мира и олимпийские игры. Разница только в одном – в критериях оценки. Ох уж это искусство! Если ты прыгнул дальше, пробежал быстрее или забил больше голов, результат очевиден для всех, он сразу фиксируется и уже не вызывает сомнений ни у кого. Конечно, бывают так называемые судейские ошибки, когда несправедливо удаляется игрок, не засчитывается честно забитый гол, ошибочно назначается пенальти. Эти обстоятельства способны изменить ход игры и принести незаслуженную победу одной из команд. Тем не менее, решение судьи окончательно и победитель проходит в следующий круг.

Музыкальный конкурс имеет следующее отличие: вместо судьи результаты оценивает жюри. Жюри – это группа музыкантов, как правило, достаточно известных и авторитетных, представляющих собой саму Систему. Точнее сказать, это те люди, которым Система доверяет представлять себя. Жюри оценивает выступления музыкантов путём тайного голосования или совещания и никому не даёт отчёта в том, чем оно руководствовалось в своих оценках. Ни о каких ошибках членов жюри речь никогда не идёт – не будем забывать, что Система им доверяет. Судья в своих решениях опирается на правила игры, а результаты соревнований на скорость фиксируют видеокамеры и секундомеры. Жюри музыкального конкурса выносит решение на основании своего впечатления – понравилось или не понравилось, а точнее – насколько понравилось и насколько не понравилось. Этих людей пригласили в жюри, потому что им доверяют: как они решат, так и будет. И они решают – кого принять в Систему, а кого нет. Никто никогда не узнает, о чём совещались члены жюри за закрытыми дверями, какие аргументы приводил каждый из его членов. Почти на каждом конкурсе некоторые решения жюри вызывают бурю негодования со стороны слушателей и наблюдателей. Многие лауреаты конкурсов вызывают сомнения в том, что они лучшие, однако, получив свои премии, они получают пропуск в мир большого искусства, ими интересуются менеджеры и директора оркестров, их дальнейшая творческая жизнь может считаться устроенной. Многие музыканты сидят в жюри на нескольких конкурсах и знакомы с большинством своих коллег, также сидящих на нескольких конкурсах. При этом большинство из них имеет собственных учеников. При отсутствии строгих критериев оценки существует возможность привести к победе практически любого участника.

Конец ознакомительного фрагмента.

Loading...Loading...