Почему не могу заниматься производством алхимии. Алхимия

Алхимию можно отнести к разделу оккультных наук. Она учит достигать сути каждой отдельной вещи. Каждый из нас привык воспринимать ее исключительно как псевдонауку. Действительно, большинство алхимиков занимались ею исключительно из корыстных побуждений (например, добыча золота). Однако, в то время, когда она только появилась алхимия, несла преимущественно философский смысл, который давал четкое определение устройству мира и человека. Еще одна вещь, которая приходит на ум при слове «алхимия» - магия.

Алхимию можно отнести к разделу оккультных наук // Фото: agniyogi.ru


Настоящие алхимики, активно занимающиеся данной деятельностью, восхваляют единство мира. Можно даже сказать, что они принимают участие в процессе его космического творения. Также некоторые люди полагают, что алхимия напрямую связана с зельевареньем. Вот в этом утверждении можно найти некоторый смысл. В ней очень часто практикуется смешивание различных ингредиентов для достижения определенного результата.

Возникновение слова «алхимия»

Само слово «алхимия» может ответить на вопрос, что это такое. Происхождение псевдонауки уходит корнями в Древний Свет. Изначально она начала возникать в Древней Греции, а затем перебралась в Египет, Рим и последовала на Восток. К сожалению, нельзя точно сказать значение термина, потому как алхимия обладает огромным количеством корней. Одна из версий гласит, что название связано со словом Chymeia, которое переводится, как «наливать» или «настаивать». Оно как-раз указывает на связь с врачебной практикой.

Иная версия утверждает, что термин происходит от Khem. Это слово когда-то обозначало земли, на которых находится Египет. Более древние источники говорят, что она связанна со словами «хемевсис» и «хюма». Переводятся они как смешивание, лист или же поток.


Само слово «алхимия» может ответить на вопрос, что это такое // Фото: ekabu.ru

Центральный элемент алхимии

Центральным элементом псевдонауки можно считать философский камень. Он известен как некий эликсир, обладающий способностью превращать любую вещь в изделие, выполненное из благородного металла. Во все времена этот эликсир описывали не только как обычный камень. Часто он принимал форму порошка или жидкости.

Часть адептов представляет нам способ приготовления данного «Великого Магистерия». К примеру, Альберт Великий изобрел для себя рецепт, в котором использовал ртуть, окалину серебра, мышьяк и нашатырный спирт. Все компоненты должны пройти через несколько стадий очищения, затем смешиваются, подогреваются и перегоняются до тех пор, пока не образуется белая субстанция. По словам алхимика она в итоге должна превратиться в твердую кристаллообразную массу. Способности философского камня не ограничивались превращением металлов. Алхимики Возрождения и даже Средневековья утверждали также, что с помощью эликсира можно выращивать драгоценные камни, исцелять неизлечимые болезни, в разы увеличивать плодоносность растений. Также существовали версии, что с его помощью некоторые продлевали жизнь при этом сохраняя молодость.


Центральным элементом псевдонауки можно считать философский камень // Фото: interesno.cc

Изготовителя философского камня

Француз Николас Фламель, который активно занимался алхимией в XIV столетии, отнесен к тем деятелям, которым удалось изготовить эликсир. Якобы после того, как он наткнулся на трактат Авраама, посвятил всю свою жизнь на его расшифровку. На его страницах автор оставил рецепт реального «ключа к Долголетию». В результате долгой и кропотливой работы он «обрел» свое бессмертие.

Легенда приобрела распространения благодаря очевидцам. Несколько людей утверждали, что своими глазами видели Фламеля, который абсолютно не постарел даже спустя несколько лет после официальной даты смерти. Более того, после вскрытия могилы тела там не оказалось. В любом случае философский камень ни в коем случае не стоит рассматривать в качестве какой-то материальной субстанции. Некоторые адепты полагали, что это всего лишь истина, которая решала сложнейшую задачу герметизма. Иными словами, она могла избавить человека от первородных грехов.


ранцуз Николас Фламель, который активно занимался алхимией в XIV столетииhttp:// Фото: 900igr.net


Со временем алхимия стала на одну ступень с медициной и астрологией. Именно эта псевдонаука дала толчок к возникновению химии и медицины, как науки. Некоторые ученые химики иногда называют алхимию сумасшедшей матерью разумной дочери химии. Но, это не совсем верно. Несмотря на то, что и химия, и алхимия работают с природными материалами их цели и принципы кардинально отличаются друг от друга. Для химии обязательными являются химические элементы, а вот для алхимии – сам человек. Последняя также руководствуется философскими соображениями и моральными основами. Ее опыты проводятся не только при наличии физического тела. Для нее достаточно присутствия души.

Греческий бог Гермес (Статуя Гермеса на острове Сирое (Греция), рисунок слева), посланник богов Олимпа, получивший прозвище Трисмегист, считался создателем алхимии и магии. Поэтому словом «герметический» стали называть тайные и неявные традиции.

Алхимия была частью образования в Греции и Риме. Занимались алхимическими исследованиями наряду с изучением философии, математики, логики и науки, и в Академии Платона, которая просуществовала с 385 года до нашей эры по 529 год нашей эры, пока не была закрыта по распоряжению императора Юстиниана. Тогда научные трактаты и их ученые авторы рассеялись по исламским землям, где знания высоко ценились. Со временем наука вернулась в Европу.

Алхимик Авиценна (Ибн Сина), магистр алхимии. Иллюстрация из трактата Михаила Майера «Златое алтарное приношение двунадесяти языков» («Symbola aurea mensae duodecim пайопит») 1617. Цель алхимика — превратить основные в золото.

Мусульманские ученые использовали методы научного эксперимента и строили теории. Некоторые из них, например аль-Бируни и Ибн Сина, критиковали и опровергали различные идеи алхимии и астрологии. Развитие науки продолжалось, и упорядочивались некоторые процессы, такие как дистилляция и фильтрация, для изготовления лекарств, духов, керосина и мыла.

Алхимии придавали значение в Индии и Китае. Китайские мастера работали с золотом, нефритом и корицей, а также ядовитыми ртутью, серой и мышьяком. В разных странах алхимические приемы имели много общего. Возможно, они передавались от народа к народу. В Европу знания пришли из арабских переводов греческих и римских текстов. Это, например, объясняет, почему Na — символ натрия (от лат. natrium), а К — калия (лат. ка-lium).

Алхимики стремились превратить основные металлы в золото, но их подлинные интересы лежали в духовной сфере. Они хотели создать эликсир жизни, который исцеляет все болезни и обеспечивает долголетие, и искали так называемый философский камень, считавшийся необходимым для достижения любой цели. Камень этот должен был обладать огромной силой, помогать в мистических и философских размышлениях, способствовать обретению совершенства. В те времена основой человеческих ожиданий была изменчивость. Все на свете могло меняться: зерно можно превратить в хлеб, виноград — в вино, а хлеб и вино — в Тело и Кровь Христову (поэтому алхимия не противоречила религии). Считалось, что и короткую, с болезнями и склонностью ко злу, человеческую жизнь можно преобразить в совершенную — здоровую и вечную.

«Изумрудная скрижаль» Авторство «Изумрудной скрижали» — раннего текста, объясняющего задачи алхимии, — приписывается Гермесу Трисмегисту. Самый древний известный источник «Скрижали» — «Книга тайн» («Kitab Sirr al Asrar»), написанная аль-Джилани около 800 года. Вернувшись в Европу, «Скрижаль» оказала огромное влияние на алхимию времен Средневековья и Возрождения. Этот трактат высоко ценился, и среди его переводчиков Альберт Великий, Роджер Бэкон, Михаил Майер, Исаак Ньютон и Алистер Кроу ли.

Розенкрейцеры в 1875 году опубликовали символическое переложение «Изумрудной скрижали». Она вписана в круг — символ единства и единения. Первые буквы слов («VITRIOL») открывают тайну алхимии: Visita (посети) Interiora (внутреннюю) Теггае () Rectificando (в очищении) Invenies (открой) Occultum (оккультный, то есть философский) Lapidem (камень).

Руки символизируют клятву и полярность бытия — двойственность, которую необходимо объединить в «химическом браке».

Над руками изображены семь планет. и вливают в кубок жизненную субстанцию, тем самым объединяя противоположности. Кубок поддерживает , гермафродит (мужчина и женщина одновременно) — еще одно соединение противоположностей.

Великое делание заключается в союзе Солнца и Луны при помощи Меркурия.

Святой Фома Аквинский (см. рис.) размышляет о том, можно ли продавать алхимическое золото как настоящее. Философ считал, что если полученное вещество обладает всеми качествами золота, это допустимо.

Роджер Бэкон — один из переводчиков «Изумрудной скрижали».

Слева расположены и , справа — Венера и . Таким образом, планеты сбалансированы и разбиты на группы.

Три щита отражают три химических : сере соответствует лев, соли — семиконечная звезда, ртути (Меркурию) — орел. Астрологический Меркурий и алхимическая ртуть связаны, но не являются одним и тем же. Кубок символизирует воду, лев -огонь, орел — , звезда — землю.

Две сферы означают небо и землю. В самом центре схемы находится кольцо — круг макро- и микрокосма. Между кольцом и звездой изображен алхимический символ купороса. На противоположной Меркурию стороне кольца, и их соединение создает камень.

Все эти и их соединения обладают богатейшим смыслом для знатоков алхимии. «Изумрудная скрижаль» использовалась для медитаций и визуализации. Считалось, что в ней содержится способ создания алхимического золота и поднятия сознания на очень высокий уровень.

Средневековые алхимики Святой Альберт Великий (1193-1280), монах-доминиканец, вернул в Европу греческую и арабскую науку. Этот очень уважаемый ученый не только проводил эксперименты по биологии и медицине, но и занимался алхимией. Он использовал камни и растения в медицинских целях для повышения нравственности. Самым важным для него была бессмертная душа.

Роджер Бэкон (1214-1292) считался приверженцем традиционных методов. Чтобы процедура была признана, ее необходимо продемонстрировать в лаборатории и подтвердить научно. Благодаря ему алхимия получила логическое обоснование.

Алхимия возникла еще в глубокой древности, ее возрождение произошло в Средние века, когда ее таинственные метафизические (исследующие первоначальную природу мира) знания были почти утрачены, остались только рецепты и советы. Для того, чтобы подтвердить правильность этих рецептов в Средние века проводилось огромное количество экспериментов. Существуют исторические сведения об алхимиках, которые смогли осуществить то, что нам кажется фантастикой, т.е. сделали золото. В то же время имеется множество упоминаний об алхимиках, которые, несмотря на и огромные старания, не смогли добиться успеха.

Какова была цель алхимии?

Первое, что думают все об алхимии, - это получение золота из менее благородных металлов с целью обогащения и приобретения власти.

Вторая цель - достижение бессмертия. Часто алхимиков сопровождало множество странных слухов. Говорили, что они нашли формулу бессмертия. При этом, имелось в виду, физического бессмертия, потому что это единственная форма существования, которая в наше время интересует людей.

Третья цель - достижение счастья. Алхимики искали счастья, вечной молодости или сказочного богатства.
Такие представления об алхимии широко представлено в современной литературе. Однако есть и совершенно иная задача алхимии.

История алхимии

Еще в Древнем Китае существовали алхимики, причем еще в мифические времена, в эпохи Небесных императоров и Владык, принесших на землю огонь. В этот период появились Братства Кузнецов, которые владели величайшими таинствами, и, работая с металлами, они добивались их изменения.

В Индии алхимия имела магико-практический характер, но изучала не только металлы. Ее главной целью являлся Человек. Труды алхимиков Индии были посвящены трансмутации (преображению) человека, внутреннему изменению.

Алхимия была известна и в Древнем Египте. До сих пор не разгаданы полностью загадки построения пирамид, камни которых прилегают друг к другу без соединительного раствора, обработки диорита медными орудиями (радиоуглеродный анализ показал присутствие следов меди) и многие другие. Остается допустить, что в Древнем Египте знали формулы, методы и условия изменения свойств природных тел.

Алхимическая традиция Египта восходит к богу мудрости и наук Тоту, которого в Греции называли . Алхимия и имя Гермеса связаны с тайной, часто говорят об алхимии как о герметической традиции, связанной с таинством. Алхимические знания всегда хранились в тайне, в основном, из предосторожности, чтобы недостаточно понимающие не смогли употребить их во вред.

Древнеегипетская алхимическая традиция нашла продолжение в философских школах Александрии. В VII-VIII веках у египтян ее переняли арабы и позже принесли в Европу.

В Западной Европе развитие алхимии началось в эпоху Крестовых походов в XI веке, ее принесли с Востока. Само название «алхимия» происходит от арабской науки «Ал-кимийя».

Физические, химические и алхимические процессы

Алхимии считается предшественницей химии, говорят, что «алхимия — безумная мать разумной дочери химии».

Алхимия, как и химия, работают с природными элементами, но их цели, методы и принципы различны. В основе химия лежат химические вещества, ей нужны лаборатории, человек является физическим посредником. Алхимия базируется на философских и моральных основах, и в ее основе лежат не только материальные тела, но обязательно учитывается душа и дух.

Древние не ставили знака равенства между физическими, химическими и алхимическими явлениями.

Например, физическое воздействие на тело изменяет его форму, не меняя молекулярной структуры. Если истолочь кусочек мела, он изменит свою форму, превращаясь в порошок. При этом молекулы мела не изменятся.

При химических явлениях можно разделить молекулу вещества на различные элементы, например в молекуле воды, состоящей из двух атомов водорода и одного атома кислорода, можно соответствующим способом отделить водород от кислорода.

При алхимическом явлении в атоме, например водорода, с помощью приемов алхимии можно осуществить внутренние изменения, преобразования, в результате которых атом водорода превратится в атом другого элемента. В наше время такой процесс известен как расщепление атома.

В алхимических преобразованиях скрывается глубокий смысл, связанный с принципом эволюции, который заключается в том, что все в природе, во Вселенной движется, развивается, к чему-то стремится, имеет предназначение и цель. Это относится и к минералам, и к растениям, и к животным, и к людям.

Цель алхимических исследований - поиск того, что могло бы ускорить эволюцию. То, что когда-нибудь может стать золотом, может быть им уже сегодня, потому что это его истинная суть. То, что когда-нибудь станет бессмертным в человеке, может уже сегодня быть бессмертным, так как в этом истинная суть человека. То, что станет совершенным когда-нибудь, может уже сейчас быть совершенным.

В этом смысл преобразований, которые часто называют золотом, являющимся символом совершенства, высшей точкой развития. Все должно вернуться к своему источнику, все должно стать совершенным и прийти к своей высшей точке.

Алхимические знания с давних времен скрывались в тайне, потому что были опасны для тех, кто не умеет владеть собой, своими страстями и желаниями, кто может использовать эти знания для собственной выгоды, но не для природы и других людей.

Основные законы и принципы алхимии

Основной принцип алхимии - это единство Материи. В проявленном мире материя принимает разнообразные формы, но Материя едина.

Второй принцип: все, что существует в Макрокосме, существует и в Микрокосме, то есть все, что есть в большом, есть и в малом. Это позволяет, проводя аналогии с процессами в нас самих, понять космические явления. Принцип Гермеса: «Что наверху, то и внизу». Алхимические процессы и преобразования не противоречат природе и не разрушают ее. Преобразование свинца к золоту заключается в том, что предназначение свинца - стать золотом, а предназначение людей - стать богами.
Третий принцип: первоматерия состоит из трех элементов, называемых в алхимической терминологии Сера, Ртуть и Соль. Это не химические элементы ртути, серы и соли. Эти понятия характеризуют степени совершенства в природе. Чем больше Серы в комбинации, тем выше степень совершенства. Большое количество Соли, наоборот, говорит о меньшей степени совершенства.

Задача алхимика состоит в изменении этих соотношений, чтобы трансформировать все в золото. Но не элемент золота, из которого чеканят монеты и делают украшения! Все должно превратиться в золото, то есть достичь высшей степени совершенства.

Алхимия рассматривает три элемента Серу , Ртуть и Соль в человеке.

Золото - это Высшее Я , совершенный человек.

Сера - это Дух , то наивысшая совокупность достоинств и потенциалов человека, высшая способность понимать интуитивно.

Ртуть - это Душа , совокупность эмоций, чувств, жизненной силы, желаний.

Соль - тело человека .

Совершенный человек отдает приоритет Сере, достигает три элемента стабильны, и высшее преобладает над низшим. Крест символизирует эту идею: Сера - вертикальная перекладина, Ртуть -горизонтальная. Соль - точка стабильности, точка их пересечения.

В алхимии имеется учение о «семи телах» человека, утверждавшееся в древних религиозных и философских школах. Сера, Ртуть и Соль символизирует четыре низших тела. Причем существует соответствия:

Сера - Огонь ,

Ртуть в жидком состоянии - Воздух , Ртуть в твердом состоянии - Вода .

Соль - Земля .

Но и здесь это четыре стихии алхимиков, а не известные нам огонь, вода, воздухи и земля.

Алхимия считает, мы знаем единственную стихию - Землю, потому что наше сознание погружено в нее.
Представить эти стихии можно так:

  • Землю - тело,
  • Воду - жизненная сила,
  • Воздух - совокупность эмоций и ощущений,
  • Огонь - способность мыслить, рассуждать и понимать

Еще три принципа:

  • Высший Разум - разум, на все сущее;
  • Интуиция- мгновенное понимание;
  • Чистая воля - действие без желания вознаграждения.

Философский камень

Великом Делание осуществляется над Первичной Материей, о превращении ее в Философский камень .

Практическая сторона Великого Делания охватывает всё, от тела до Души. Работа начинается с отделения Первоматерии. В этой Первоматерии, присутствуют в определенном соотношении Сера, Ртуть и Соль.

  • Первый этап Великого Делания - отделение Серы.
  • Второй этап - отделение Ртути. Соль, как и в символе креста, - соединяющий элемент, существующий, пока существует крест. То есть тело существует, пока объединены дух и душа, служа для выражения их единства.
  • Третья фаза Великого Делания - это новое объединение Серы и Ртути, образование того, кто больше не имеет различий, называемый Гермафродитом. Он сначала мертв, его Душа просит Бога дать телу новую жизнь, потому что объединение Серы и Ртути является следствием разделения, отделения, познания и объединения. Бог нисходит с Душой, позволяя ей войти в тело, которое рождается второй раз. Иными словами: сознание родилось, пробудился человек.

Конечная цель Великого Делания - Философский камень, универсальная панацея, превращающая людей в богов, солнца в огромные звезды, и трансформацию свинца в золото.

Философский Камень необходимо растолочь в порошок. Для трансформации в золото, он золотисто-красный, для трансформации в серебро - белый.

Философия алхимии

Философия алхимии открывает две грани: теорию, то есть все, что связано с духом и познанием, и практику.

Алхимическая философия утверждает: внимание нужно обращать не на внешний вид, а искать глубокие корни и причину всего. Важна не форма, а дух, живет в ней. Философия алхимии учит глубокому познанию природы, умению жить вместе с ней.

С практической стороны алхимия учит в определенный момент эволюции возвращать себе силы, ранее утраченные однажды, возвращать способность подняться, ускорить свою эволюцию. Алхимия позволяет человеку вновь обрести когда-то утраченное бессмертие, потому что человек изначально бессмертен.

Бессмертны не физические тела. Бессмертие не является свойством тела, оно качество духа. Бессмертен дух!

В душе каждого человека есть внутренняя лаборатория, в каждом живет алхимик, превращающий Ртуть в Золото, то есть делающий свою душу совершенной, и имеющий Философский Камень, то есть инструменты для получения золота совершенства. Из свинца своих недостатков каждый человек может создать золото своих достоинств.

Алхимия, по сути дела, никогда не оставалась безгрешным искусством. В Средние века редкий алхимик не был некромантом, а некромантия - это уже колдовство чистой воды.

Первоначально под некромантией (например, у древних греков) подразумевалось лишь гадание с помощью мертвеца или отдельных частей тела. Но уже в Средние века этому понятию предавалось гораздо более широкое понятие.

Так, в "Декамероне" Д. Бокаччо мессер Ансальдо с помощью некроманта удовлетворяет желание своей дамы Дианоры и разбивает для неё "в январе сад, такой же красивый, как в мае". Султан Саладин повелевает своему некроманту перенести своего друга Торелло из Египта в Италию, в Павию, и тот мгновенно исполняет его желание.

Таким образом, под некромантами стали подразумевать, прежде всего могущественных волшебников, умеющих творить настоящие чудеса. Поэтому любой страстный алхимик, в конце концов обращался к сверхъестественной силе, то есть к Дьяволу.

Что такое алхимия?

Чтобы полнее осветить все «чертоги» эзотерики, нужно упомянуть об алхимии. Скептики могут откреститься, сославшись на трактовку этого тайного учения из Толкового словаря живого великорусского языка Владимира Даля.

Безусловно, Владимир Иванович был прав, хотя и не совсем. Ведь известно, что алхимия породила такие науки, как физика, химия и биология. Быть может, она подтолкнула ученых XX века к разгадке генома человека? Не может быть? Может... может - еще как может быть!

Алхимический свод Альберта великого

Для того чтобы разобраться в алхимии, могут потребоваться даже не годы - десятилетия... Но есть путь, который для нас с вами давным-давно открыл Альберт Великий, написавший чудный и толковый исследовательский труд, который носит название «Малый алхимический свод». Кто-то уже его читал, но большинство - нет. Дабы заполнить брешь в эзотерических знаниях, приступим к чтению труда Альберта Великого, датированного XIII веком.

Предуведомление для тех кто хочет открыть для себя тайны алхимии

«Вся мудрость исходит от Господа нашего и всегда с ним и присно, и ныне, и во веки веков». И да возлюбит каждый эту божественную мудрость, взыскует ее и вымолит мудрость и разумение у Того, «кто дарует разумение и мудрость, изобильно и без препон», - каждому, не укоряя, не попрекая. Он есть высочайшая высота и глубочайшая глубина всякого знания. Он есть сокровищница всякого знания, Он есть сокровищница всей мудрости. Вот почему «все сущее - от Него, через Него и в Нем»; без Него ничто не может быть сделано, без Него ничто не может быть совершено. Честь и слава Ему во веки веков. Аминь.

Алхимические знания древних

Дословный перевод

Итак, приступая к сему рассуждению, я, уповая на помощь и благоволение Того, Кто первопричина и Кто исток всякого блага и любви, прошу Его сподобить скудные мои знания частице божественного Духа, дабы я оказался в силах высвободить свет, открытый во мраке, и повести тех, кто погружен во грех, по тропе истины. Да поможет мне в замышленном предприятии моем Тот, Кто вечно пребывает в высочайшей высоте высот. Аминь.

Несмотря на все мои многотрудные странствия по многочисленным землям и провинциям, городам и замкам, странствия, вдохновленные моим интересом к науке, зовущейся алхимией, несмотря также и на то, что я вдумчиво собеседовал с учеными людьми и мудрецами, хранителями алхимической премудрости, употребляющими ее, чтобы исследовать свой предмет сполна; несмотря даже на то, что поглощал их писания одно за другим, бессменно склоняясь снова и снова над трудами мудрецов, я не нашел в них сути того, что сии мудрецы провозглашали в своих сочинениях. Я изучал алхимические книги двояко, стараясь уразуметь в них и то, что говорит в пользу мужей, их написавших, и то, что говорит против них, но установил, что эти книги никчемны, бессмысленны и бесполезны.

Вдобавок я обнаружил еще, что многие ученые: богачи, аббаты, епископы, каноники, знатоки натуральной философии - будто вовсе были они неграмотными, потерпели крах, затратив бездну бесплодных усилий и в конец разорившись. И все только потому, что, увлеченные своим искусством, они оказались неспособными вовремя остановиться или свернуть с начатого пути.

Однако меня не оставляла надежда. Я продолжал безостановочно трудиться. Я продолжал тратить имеющиеся у меня средства и, путешествуя по городам, монастырям и замкам, продолжал наблюдать. Но наблюдал, размышляя, ибо, как говорит Авиценна:

«...возможно ли это? Но если этого не может быть, то каким образом этого не может быть?»

Я настойчиво изучал алхимические сочинения и размышления над ними, пока наконец не нашел того, чего искал, но не посредством моих собственных скудных знаний, а посредством божественного Духа. Но как только я стал отличать и понимать то, что лежит за пределами природы, я начал более пристально и с большим тщанием следить за процедурами вываривания и возгонки, растворения и перегонки, размягчения, обжига и сгущения в алхимических и иных работах. Я делал это до той поры, пока не убедился, что превращение в Солнце и Луну возможно, причем алхимическое Солнце и алхимическая Луна в испытаниях и обработке оказываются лучше природного золота и природного серебра.

Вот почему я, ничтожнейший из философов, вознамерился ясно изложить истинное искусство, свободное от ошибок, для моих единомышленников и друзей; но таким, однако, образом, чтобы они увидели и услышали, то, что для них самих сокрыто и остается невидимым, неслышимым и неумопостигаемым. Вот почему я прошу тебя и заклинаю тебя именем Творца всего сущего утаить эту книгу от невежд и глупцов. Тебе я открою тайну, но от прочих утаю эту тайну тайн, ибо наше благородное искусство может стать предметом и источником зависти. Глупцы глядят заискивающе и вместе с тем надменно на наше Великое Деяние, потому что им самим оно недоступно. Поэтому они и полагают наше Великое Деяние отвратительным, но верят, что оно возможно. Снедаемые завистью к делателям сего, они считают тружеников нашего искусства фальшивомонетчиками. Никому не открывай секретов твоей работы! Остерегайся посторонних! Дважды говорю тебе: будь осмотрительным, будь упорным в трудах твоих и при неудачах не расхолаживайся в рвении своем, помня о великой пользе, к коей ведет твой труд.


А сейчас в этом малом своде я поведаю тебе коротко и просто о том, как тебе следовало бы поступить, зачиная столь великое искусство. Но прежде я укажу тебе на всевозможные уклонения, ошибки и камни преткновения, встающие на пути подвижников этого искусства. Об эти препятствия многие - даже почти все - спотыкаются.

Я видел немало таких, кои с большим тщанием совершали процедуру возгонки, проходящую обычно наверняка, но не доводили до конца, спотыкаясь на непонимании изначальных принципов.

Я видел и иных, хорошо начинавших, но склонных к выпивке и прочим глупостям. И они не доводили дело до конца.

Я видел, например, и таких, кои хорошо умели вываривать, перегонять и возгонять. Но путь был длинным, и терпения им не хватало. Поэтому-то и они оставляли дело незавершенным.

Мне попадались и такие люди, которые вполне владели истинным искусством и которые умело и терпеливо совершали разные операции, но теряли летучие начала при возгонке, потому что сосуды их были дырявыми. Усомнившись, они не шли дальше.

Среди встреченных мною были и такие, что желали добраться до цели нашего искусства, но в нетерпении дождаться окончания дела слишком быстры были в совершении возгонок, перегонок и растворений. В результате летучие начала оказывались разложившимися, оскверненными (rubiginatos), а водные растворы и дистилляты - взболтанными и взмученными. Так вот и рушилась вера сих нетерпеливых в истинность нашего искусства.

Бывали и такие, которые терпеливо продвигались вперед, но по пути их ждала неудача, потому что им не хватало приличествующей их занятию выдержки и твердости. Ибо, как сказал поэт: Коль смертные страхи мерещатся вам в благородном труде, То и знания сущностей многих вещей не помогут, - Вас ждет пустота в результате.

Наше искусство не для бедняков, ибо у каждого взявшегося за дело должно быть достаточно денег по меньшей мере года на два. Так, если кому-то случится ошибиться и потом начать все заново и продолжить начатое вновь, этот кто-то не должен впасть в нищету. Между тем как раз противоположному я бывал свидетелем не единожды.

Мне встречались мастера, коим удавалось осуществлять чисто, хорошо многократные - до пяти раз возгонки. Но на этом умение их кончалось. Если они шли дальше, то все больше и больше впадали в заблуждение и обман: они выбеливали медь, прибавляя к ней пять или шесть частей серебра, равно дурача себя и других.

Я видел людей, которые возгоняли летучие, а потом, сгущая, осаждали их, надеясь с их помощью окрасить медь или олово. Когда же ничего не отпечатлевалось на меди или олове и не происходило проникновения окрашенных сгущенных летучих «начал» в металлы, ими овладевало сомнение в истинности «искусства».

Я видел тех, кто осаждал и сгущал летучие, нанося проникающее масло, до проникновения оного в субстанциальную массу. Затем они добавляли одну часть серебра на одну часть меди. При этом медь выбеливалась, становясь похожею на серебро по ковкости и прочим проверкам (examinationem), а по белизне могла выдержать двух- или трехкратное испытание и все-таки не была совершенной, потому что медь, прежде чем выбелить, не обожгли и не очистили от примесей. Недаром Аристотель говорит.

«Я не верю, что металлы могут превращаться один в другой без того, чтобы прежде не быть превращенными (transformari) в первоматерию, то есть приведенными к состоянию золы обжиганием на огне. Вот тогда- то и возможно превращение».

Я видел, наконец, и таких мудрецов, которые совершили возгонку и осаждение порошков и летучих, приготовили растворы и дистилляты из этих порошков, сгустили, осадив их, и подвергли металлы обжигу, выбелив и выкрасив их массы. После этого им было возвращено твердое состояние и цвет свидетельствующий то, что они стали Солнцем и Луной, по ковкости и про1 ним проверкам лучше природного золота и природного серебра.

Видя, однако, такое несметное число ошибившихся и заблудших, я решил, что должен написать истинную и многократно испытанную в деле книгу, лучшую «из сходных», написанных всеми прочими философами, среди которых я работал и рукотворил. В этой моей книге не будет ничего такого, чего я не зрел бы собственными глазами.

Наука алхимия

Как появились металлы

С помощью алхимии заключающиеся в минералах металлы, пораженные порчей, возрождаются, причем несовершенные становятся совершенными. Должно заметить, что металлы отличаются друг от друга только своими акцидентальными (внешними) формами, но отнюдь не эссенциальными (сущностными). Следовательно, лишить металлы их проявлений - дело вполне возможное.

Возможно, стало быть, также посредством алхимического искусства осуществить новое вещество, подобно тому, как все разновидности металлов образуются в земле от смешения серы и живого серебра или зловонной земли. В самом деле, дитя в материнском лоне немощно сжимается из-за болезни неправильно расположенной матки, да вдобавок еще пораженной заразой. И хотя сперма здоровая, дитя, однако, рождается прокаженным только из-за того, что матка подверглась порче. Точно так и металлы подвержены порче либо от нечистоты серы, либо от зловонной земли. От этого и проистекают особенности, отличающие один металл от другого.

Когда чистая красная сера входит в соприкосновение с живым серебром во чреве земли, долго ли, коротко ли зачинается золото, либо от продолжительности «соприкосновений», либо от выварки, которой споспешествует природа.

Когда чистая и белая сера входит в соприкосновение с живым серебром в чистой земле, зачинается серебро, которое отличается от золота тем, что сера в золоте - красная, а в серебре - белая.

Когда же, однако, красная сера, порченая и пригорелая, входит в соприкосновение с живым серебром в земле, зачинается медь, которая не отличается от золота ничем, разве что в золоте сера здоровая, а здесь «в меди» порченая.

Когда белая сера, порченая и пригорелая, входит в соприкосновение с живым серебром в земле же, зачинается олово. Оно (как это установлено на опыте) хрустит на губах и легко разжижается. А происходит это оттого, что живое серебро было плохо смешано с серой.

Когда белая сера, порченая и пригорелая, входит в соприкосновение с живым серебром в зловонной земле, зачинается железо.

Когда же, наконец, сера, черная и порченая, входит в соприкосновение живым серебром, зачинается свинец. Свинец, как сказал Аристотель, «прокаленное золото».

Кажется, уже достаточно поведано о происхождении металлов, а также л о том, что отличаются они друг от друга только своими внешними проявлениями, будучи сущностно тождественными.

Остается теперь лишь проверить доказательства философов и авторитетов и убедиться, подтверждают ли они, что алхимическое искусство - истинное искусство. Тогда-то у нас будет право оспорить тех, кто утверждает обратное.

Алберт Великий

И сегодня чистые металлы используются крайне редко. С помощью добавок получают сотни сплавов с различными свойствами...

Изучая различные теории, мы приходим к мысли, что есть общая религия, или даже общее учение.

Миф о магии знака 666

«Молот ведьм» впервые был опубликован в 1486 году и, несомненно, является самым значительным и самым зловещим трактатом в истории демонологии. Это свирепый, безжалостный уголовный кодекс, который, по сути дела, распахнул шлюзы инквизиторской истерии по всей Европе.

Учебник для охотников на ведьм

Священная Книга есть самый высший атрибут, символизирующий собой и практически представляющий личную связь между оператором и Богом.

Гримуар «Книга теней»

Всякий манускрипт, писание, книга состоят из текстов или из их символического обозначения. Священная Книга не представляет здесь исключения. Она целиком состоит из теургических молений и магических заклинаний. Каковы же требования, которые предъявляет Эзотерическое Духовное Право к этому важнейшему писанию?

Алхимия как наука появилась в Средние века. Однако она существовала еще во времена глубокой древности, но ее секреты были потеряны, за исключением некоторых рецептов, практических предписаний и советов. Поэтому в Средние века было проведено очень много экспериментов. Существует масса исторических свидетельств об алхимиках, сумевших добиться того, что может большинству людей показаться нереальным - они произвели золото. Также есть и упоминания о тех, кто за годы опытных работ и устремлений так и не добился поставленной цели. В истории были и такие мастера алхимии, которые исчезали вместе со своими лабораториями.

Рассвет алхимии начался с таких имен как Гермес Трисмегист, Гебер, Парацельс , Ван Гельмонт, Александро Калиостро, Сен-Жермен и других. Именем Гермеса впоследствии стали называть алхимию и другие «тайные» науки, недоступные для непосвященных (герметические науки).

Что известно об этой тайной науке?

Алхимию очень часто связывают с поисками философского камня, который может обращать все металлы в золото; он же был и «эликсиром жизни», дающим бессмертие и вечную молодость. К этому можно приписать еще одну задачу алхимии - достижение счастья. Такие мнения часто встречаются в современной литературе, однако задача алхимии заключается совсем в другом...

Ученые Древнего Китая обладали сакральными знаниями алхимии, которая развивалась наряду с китайской культурой и поэтому стала неотъемлемой ее частью. Первые упоминания известны со времен легендарного Желтого Императора Хуан Ди, чьи годы правления относят к третьему тысячелетию до н.э. Считается, что он был посвящен во все секреты алхимии и владел рецептом философского камня; его также считают первопредком всех китайцев и основателем религиозно-философского учения даосизма. Еще одним из наиболее известных мастеров алхимии был древнекитайский философ Лао-цзы (VI - V в. до н.э.).

Сакральные знания Древнего Китая вобрала в себя , которая была разделена на внутреннюю алхимию и внешнюю. Внутренняя алхимия занимается трансформацией (духовного и физического бессмертия) и приведением внутреннего мира человека в соответствие с космическим порядком посредством специальных практик и упражнений. При этом все эти практики ведут не просто к какому-либо конкретному эффекту, который, несомненно, будет оказан на человека, а к тому, чтобы помочь практикующему найти или собрать ингредиенты, необходимые для «выплавки» так называемой «пилюли бессмертия», употребив которую человек обретет вечную жизнь.

Перед внешней стороной даосской алхимии также стоит задача трансформации тела, энергии и духа с целью достижения бессмертия. Только акцент в данном случае делается на использование альтернативных средств, например: определенный набор химических ингредиентов, с которыми можно было бы проводить эксперименты в лабораторных условиях. 3десь также применяются различные средства для подготовки тела: практикующий принимает внутрь эликсиры, изготовленные из минеральных веществ.

Алхимию изучали и в Древней Индии. В индийской алхимии есть две параллельные техники: первая, расаяна является «мистической» техникой, она примыкает к тантризму и к иным магико-аскетическим школам; вторую можно определить как предхимию , она предположительно зародилась в Средние века и была связана с медициной, металлургией и эмпириоиндустриальными техниками. У этих техник различный строй мыслей со своей характерной целью. У первой алхимии - метафизическая природа, у второй - прагматическая. Таким образом, в расаяне занимаются разработкой приема «трансмутации души», ищут секреты бессмертия и духовного освобождения, а в предхимии разрабатывают медицинские рецепты.

Есть версия, согласно которой родоначальником алхимии был Древний Египет. Его лучшие умы знали много о природе камней и металлов, человека и Вселенной. Это видно, хотя бы из того, на что они были способны: без соединительного раствора древние египтяне умудрялись установить камни пирамид один на другой; без соответствующих инструментов, как известно из книг по истории, они делали измерения и обрабатывали диорит медными орудиями (о наличии следов меди свидетельствует радиоуглеродный анализ), а это - как резьба по дереву бумажным ножом. Отсюда напрашивается вывод о том, что египтяне владели тайнами, позволявшими вносить изменения в структуру природных тел.

С алхимическим процессом и поисками философского камня египтяне ассоциировали миф о боге возрождения и властелине загробного царства - Осирисе. Миф говорит о бессмертности человеческой души и тела. Согласно ему, тело умирает, но продолжает существовать в другом состоянии, а душа может жить вечно, но, только в своем теле. Тело - это сосуд души, который нужно сохранить, поскольку она принадлежит только одному телу.

Алхимические учения римско-эллинистического Египта передавались до IV-V веков, развиваясь в философских школах Александрии. В VII-VIII веках эту многовековую мудрость переняли арабы, после завоевательных походов.

Возможно, само название «алхимия», было заложено арабами. У них была такая наука, как Ал-кимийя , которая имела отношение к работе с черной землей. В основу названия науки, вероятно, вошло Древнее имя Египта - Кем, Кему или Кеми, что значит - «Черная земля». В целях той науки было великое открытие, великая трансформация, превращение.

Арабская алхимия не содержала той таинственности, что была присуща алхимикам Европы. В основе учения арабской алхимии стоят идеи древнегреческого философа Аристотеля, в частности, идеи о взаимопревращаемости элементов. Среди арабских алхимиков выделяется Айюб ал Рухави (769-835), который, согласно аристотелевому учению, дал такое занимательное объяснение свойств некоторых металлов:

Золото содержит больше влажности, чем серебро, поэтому оно более ковко. Золото желтое, а серебро белое, так как первое содержит больше тепла, а второе - больше холода. Медь суше, чем серебро или золото, и ее цвет более красен, так как она теплее. Олово более влажно, чем серебро или золото, так же обстоит дело и со свинцом. Это объясняет, почему они так легко плавятся на огне. Больше всего влажности в ртути, поэтому она, подобно воде, испаряется на огне. Что касается железа, то оно землистее и суше, чем все остальные, ... и оно с трудом поддается действию огня и не плавится, подобно другим, если только плавящая сила не приведена в тесное соприкосновение с ним.

Развитие алхимических исследований и практик привело к созданию новой теории - ртутно-серной теории происхождения металлов. В ее основе легли знания о химических свойствах веществ. Разработал ее Джабир ибн Хайан (721-815), наиболее известный как Гебер. Данная теория стала теоретической основой для алхимии на несколько столетий вперед. Она была направлена на более конкретное объяснение свойств металлов (в частности, таких, как ковкость, блеск, горючесть) и обоснование возможности трансмутации. Следует выделить, что новая теория являлась попыткой теоретического обобщения опытных данных в довольно частном вопросе, не ориентированной на всеобщность объяснения.

Для Европы алхимия начала возрождаться в XI веке, во времена Крестовых походов. Там, на Востоке, захватчики увидели совсем другой мир, полный давно забытыми знаниями, авторов которых никто не знал.

Вокруг европейской алхимии висела завеса мистики и таинственности. Именно поэтому ее главной задачей было найти философский камень. При этом самым благоприятным временем для алхимии стало раннее средневековье, когда европейцы были не в состоянии значительно расширить добычу золота, потребность в котором росла постоянно. При таких обстоятельствах каждый, кто был горазд более или менее убедительно рассказать о своей способности делать золото, мог получить самую великодушную поддержку власти, остро нуждающуюся в этом металле. Практической стороне алхимии уделяли внимание и средства такие правители, как: Польский король Август II, Франц I, Филипп IV Красивый, Фридрих II, Эдуард II, во Франции - Карл VII, в Англии - Генрих VI, и многие другие. Некоторые из них весьма серьезно увлекались тайной наукой. Так, например, король Дании, Фридрих III, потратил миллионы денежных средств на алхимические опыты за период своего 20-летнего правления.

Одним из самых восторженных любителей алхимии был Рудольф II - император Священной Римской империи. Он сыграл особую роль в судьбе Праги и Чехии. Благодаря ему, Прагу ныне считают мировой столицей алхимии, мистики и черных сил. Легенда о том, что он открыл секрет философского камня ходит и по сей день. Император предпочитал уделять внимание ни сколько проблемам страны, сколько личным оккультным увлечениям. По его указу в Прагу были приглашены английские астрологи, алхимики Эдвард Келли и Джон Ди; при его дворе работал алхимик и великий астроном Тихо Браге. Некоторые из них проживали на знаменитой Золотой улочке. До сих пор в Прагу совершают паломничество приверженцы алхимии, магии и чародейства.

Надо сказать, что сами поиски долголетия и бессмертия начались с работ Парацельса (1493-1541 гг.). Европейские алхимики сформулировали дополнительные задачи своей науки:

1. Приготовление Эликсира или Философского Камня.

2. Создание гомункулуса.

3. Приготовление алкагеста - универсального растворителя.

4. Палигенез, или восстановление растений из пепла.

5. Приготовление мирового духа - магической субстанции, одно из свойств которой - способность растворять золото.

6. Извлечение квинтэссенции.

7. Приготовление жидкого золота (aurum potabile), совершеннейшего средства для излечения.

В XIV-XV веках алхимики Европы добились существенных успехов в постижении свойств веществ, чем превзошли арабов. В 1270 году итальянский алхимик Бонавентура (Джованни Фиданца, 1121-1274) приготовил универсальный растворитель (aqua Regis, т.е. «царская водка»), которым можно растворять золото («царь металлов»).

Стоит отметить, что мистической стороне алхимии особое внимание оказывала и церковь, т.е. всячески препятствовала, запрещала. Призывы не заниматься этой «темной» наукой содержались, например, в булле «Против алхимиков» (1317) папы Иоанна XXII, который, однако, сам был увлеченным алхимиком и, возможно, понаделал немало золота. И это не единственный в своем роде пример, алхимией тайно занимались многие церковные деятели: Фома Аквинский, Альберт Великий, папа Бенедикт II и другие. Церковные же запреты не имели достаточной силы, поскольку вера в то, что золото можно «сделать», всегда жила в сердцах, подпитываемая всевозможными, иногда и сознательно организованными слухами и свидетельствами очевидцев процесса создания золота.

Знания алхимии всегда старались охранять, прятать ее секретные формулы, используя для записей засекреченную символику, дабы они не попали в недостойные руки и не были употреблены во вред. Но, как любое выгодное дело обрастает массой шарлатанов, так и здесь появилось много желающих «сделать» золото. Европу заполонила целая толпа мошенников, которым удавалось обманывать не только простых людей, но даже образованных вельмож и королей. Частенько «золото» псевдоалхимиков оказывалось латунью, томпаком или бронзой, хотя еще у Аристотеля можно найти информацию о том, что при нагревании меди с оловом или цинком, можно изготовить золотистые сплавы.

Засчет весьма активной деятельности расплодившихся жуликов прославленная в Средние века герметическая наука стала исчезать. Закат алхимии в Европе начался в конце XVI века и продлился до конца XVIII века, чему в немалой степени способствовали скептически настроенные химики многих стран и, прежде всего, Германии, Франции, Голландии, Англии и России.

Католическая церковь прокляла занятие алхимией, впоследствии она была запрещена во Франции, в Англии, на территории Венеции. Причем, из-за этого невинно гибли и настоящие ученые: французского химика Жан Барилло казнили только за то, что он изучал в своей лаборатории химические свойства элементов.

Хоть есть и ни мало ученых скептиков, которые называют алхимию псевдонаукой и занятие ею приписывают только шарлатанам, да иллюзионистам, все же трудно поверить в то, что примерно четыре тысячи лет исследований и сто тысяч томов рукописей могли быть посвящены всего лишь вульгарному мошенничеству. Алхимия была вполне серьезной наукой, ее экспериментальная деятельность привлекла внимание таких крупнейших ученных, как И. Ньютон, Р. Бойль, Г.В. Лейбниц и многих других. Среди ее адептов были настоящие ученые-естествоиспытатели, чьими трудами был накоплен огромный материал, позволивший глубже копнуть в тайны нашего мироздания.

Loading...Loading...