В каком обществе не существует плюрализм. Плюрализм: определение понятия

На протяжении всей истории человечества мысли о возможности существования только одной «правильной» точки зрения или множества вариантов оценки соперничали в умах и представлениях людей. Еще в древнем мира возможность различных и равноправных точек зрения была признана официальным философским течением и получила наименование «плюрализм».

Вконтакте

Определение философского понятия

В настоящий момент официальная наука понимает в качестве определения этого философского понятия признание факта существования множества различных, независимых и несводимых друг к другу основ и понятий форм бытия. Также в этом понятии учитывается возможность равноправного существования методологических познаний и форм знания. Плюрализм в философии является оппонентом монизма.

Но с целью грамотного использования данного понятия стоит заранее разобраться, какие конкретно варианты развития событий можно рассматривать в качестве классического типа независимых и несводимых друг к другу основ и форм бытия.

Как философское понятие, термин получил официальное обоснование в 1712 году, когда был описан немецким философом Христианом Вольфом.

Как политическая философия, плюрализм окончательно оформился во второй половине 19 века и был обоснован британскими либералами. Это философское направление стало основой политической системы .

Идейное обоснование

В современном мире, в котором диктатуры уходят в прошлое, идейный плюрализм становится и официально признается одной из основ успешной жизнедеятельности гражданского . Именно это понятие находится в принятом на современном этапе развития гражданского общества обсуждении социально-политических с разных сторон рассмотрения вопроса. Обсуждения, при достаточно понимании всеми оппонентами вопроса, проводятся бесцензурно.

На основе этого формируется подход к минимизации конфликтов современного мира, который основывается на плюралистическом сознании. По сути, это означает при должном уровне понимания процессов происходящего всеми сторонами, принимать структуру ненасильственного культурно-экологического мира. На этом этапе плюрализм успешно преобразовывается в идеологию самопознания общества и превращает его в нацию.

Такая идеология не является статичной. Она включает в себя новые основы и понятия по мере развития общества, появления новых исторических факторов. Влияние на формирование оказывают экономическая, политическая и мировоззренческая позиция.

Что такое плюрализм мнений

Именно на основе принятия обществом такого понятия, появляется возможность на равных правах высказывать свою обоснованную точку зрения каждому участнику обсуждения.

Все мнения выслушиваются без предварительной оценки и вынесения точки зрения только после обоснованного обсуждения.

Важной частью идеологии становится готовность сторон рассматривать все аргументы, в том числе полностью противоположные точки зрения. Обсуждения и оспаривания осуществляются на основании представленной аргументации . Безосновательные пропагандистские заявления и заверения в этом течении не имеют право на существование.

Исторические личности, придерживавшиеся плюрализма

Это философское течение оформилось в древнейшие времена. Наверное, появившись раньше, чем признанное понимание его фактического лозунга: в споре рождается истина. Многие мысли философов Древнего мира основываются именно на принятии и рассмотрении всех точек зрения.

В современной истории среди значительных приверженцев можно назвать:

  • Американского психолога и философа Уильяма Джеймса, родившегося в США в 1842 году и умершего в 1910 году.
  • Австрийского и британского социолога и философа Карла Раймунда Поппера (1902-1994), его теория критического рационализма основывается на принципах плюрализма: «Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине».
  • Американца Пола Карла Файерабенда (1924-1994), разрабатывавшего « о свободном обществе».

Примеры философского течения

По сути, самым ярким примером плюрализма является модель современного гражданского общества любого развитого государства. Каждое направление деятельности современного человека предполагает возможность рассмотрения разных точек зрения и выбор той, которая признается конкретным индивидуумом наиболее приемлемой для него в конкретной ситуации. То есть принятия без внешнего побуждения оптимального варианта из многих, обоснованных.

Одним из наиболее ярких примеров является политическая система развитых государств, основанная на многопартийности.

В число примеров можно включить равное право существования в одном светском государстве различных религиозных конфессий, если они не относятся к категории деструктивных .

Понятной каждому студенту возможностью становится выбор оптимального образовательного учреждения, в котором будут приобретаться знания для дальнейшего трудоустройства и развития жизненного пути.

Предложение выбора частной или государственной клиники для проведения лечения, в том числе возможность обращения к зарекомендовавшим свой профессионализм представителям народной и нетрадиционной медицины, которая не наносит вред здоровью и признана на официальном уровне.

Важно! В число примеров входит любое осознанное действие, которое принимается на основании рассмотрения различных мнений и предложений, подтверждаемое своей действенностью.

Плюралистическая модель мира

За тысячелетия развития человеческого общества плюрализм стал одной ведущих моделей общественного развития. Наравне с ним признаются:

  • Идеалистическая;
  • Натуралистическая;
  • Материалистическая.

Современный мир в ходе развития гражданского общества выбрал следование в большей мере именно плюралистической модели мира.

Что представляет собой плюралистическое общество

Именно к развитию плюралистического общества мир пришел на современном этапе существования. Эта модель общества предполагает принятие различных точек зрения без неаргументированного отрицания.

Но она не переходит в стадию идеализации, плюрализм предполагает существование различных групп сторонников различных идей, готовых отстаивать собственную позицию. Это понятие объединено под названием «идейный плюрализм».

Для примера можно вернуться к принятой в развитии стран многопартийной государственной системы. В ней хорошо заметно взаимодополняющее существование различных взглядов и политических мировоззрений, которые в дополнении друг к другу способствуют развитию современного общества в демократичном ключе. При этом разные группы в борьбе за власть могут конфликтовать между собой, объединяться в союзы и коалиции, буквально находясь в постоянном броуновском движении.

Виды плюрализма

Развитие современного общества настолько уверенно пошло по пути плюрализма, что это понятие даже официально закреплено в Конституции многих стран. В том числе, в Конституции Российской Федерации. В этом официальном документе указывается два ведущих вида этого течения в развитии демократического общества:

  • Политический;
  • Идеологический.

Важно! Сочетание этих понятий формирует развитое гражданское плюралистическое общество, в котором каждый представитель имеет право высказывать свою обоснованную точку зрения и защищать её. При этом, он берет на себя моральные обязательства рассматривать обоснованную точку зрения оппонента или оппонентов.

Что подразумевает плюралистический подход

Именно такое представление о собственной позиции формирует плюралистический подход. Это понятие определили Роберт Даль и Иозеф Шумпеттер в ХХ веке. Их мнение основывается на уверенности распределения столь широкого круга ресурсов в современном мире, что это полностью исключает перспективу монопольного влияния на любую сторону жизни: от политики и , до СМИ и финансов.

Существует ли проблема плюрализма в философии

Вся философия современного мира за счет тысячелетий развития человечества приняла плюрализм. Ведь уже древние представители этой науки признавали движение мнений в форме множества линий, позволяющих рассмотреть каждую проблему с бесконечного числа точек зрения. Это определило теоретическое осмысление подхода к бытию, помогая выявить самое существенное и общее в ходе кристаллизации единого подхода многих с учетом точки зрения каждого. Поэтому плюрализм в философии имеет право на существование.

Понятие правового плюрализма

Виды плюрализма — политический, идеологический

от лат. pluralis - множественный) - англ. pluralism; нем. Pluralismus. 1. Философская концепция (Г. Лейбниц, И. Гербарт) противоположная монизму, согласно к-рой все существующее состоит из множества духовных сущностей, к-рые не сводятся к единому началу. 2. Проявление различных мнений, ориентации, многообразия оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций. 3. Принцип, утверждающий наличие множества различных взаимозависимых и самостоятельных соц. и полит, групп, партий и организаций; предполагает право каждого человека придерживаться любых взглядов, т. е. инакомыслия.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПЛЮРАЛИЗМ

лат. pluralis - множественный) - философско-мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга. П. проявляется в онтологии, гносеологии, социологии, этике, аксиологии и т.д. П. - это не столько признание необходимости множества мнений и их борьбы, сколько отражение многообразия форм бытия, социальной организации общества. Суть П. в признании им противоречий как источника социального прогресса, стимулировании многообразия общественной жизни с вытекающими отсюда оппозицией, конфликтами и конкуренцией. Разрешение этих противоречий предполагается демократически, в рамках закона. Сам термин "П." был введен в оборот систематизатором и популяризатором философии Г. Лейбница - Х. Вольфом в 1712. Противоположностью П. является монизм, признающий единую основу всего сущего. Весь историко-философский процесс свидетельствует о противоборстве монизма и П., выдвигая на первый план то первое, то второе. Так, философия рубежа 19-20 вв. имела по преимуществу монистический характер. Сюда следует отнести такие направления, как материализм, абсолютный идеализм, эмпириомонизм, феноменология и др. В современной философии большое распространение получил П. Наиболее четко он проявляется в персонализме и прагматизме, согласно которым каждая личность автономна и неповторима, она не сводима к каким-либо общностям и силам; в аксиологии, исходящей из многообразия ценностей и ценностных ориентаций; в гносеологии, допускающей одновременное существование и конкуренцию различных теорий, картин мира и т.д.; в социологии и политологии П. представлен в теории факторов, идее П. демократии и т.п.

Общественные системы, базирующиеся на П., как показывает опыт, предпочтительнее авторитарно-монолитных, т.к. в первых сталкиваются разные точки зрения, соревнуются политические группы, критика направлена не только сверху вниз, но и наоборот. Однако такая система требует государственной и общественной дисциплины, выражающейся прежде всего в выполнении принятых большинством законов, но оставляющей возможность деятельности меньшинства. Для того, чтобы общество функционировало нормально, необходимо наличие в нем групп людей с различными взглядами, которые можно свободно отстаивать и критиковать, не опасаясь преследований. В современной социальной философии данный тематизм осмысливается в контексте движения социального времени, переводящего П. в пространство интерпретаций терминов прагматизма, а также транслируется в контекст социального пространства, в границах которого П. предполагает сосуществование принципиально разнокачественных сущностей.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ПЛЮРАЛИЗМ

(от лат. pluralis - множественный) , филоо. позиция, согласно которой существует несколько или независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (П. в онтологии) , оснований и форм знания (П. в гносеологии) . Термин «П.» был предложен нем. философом X. Вольфом в 1712. П. противоположен монизму.

Понимание действительности до возникновения точного естествознания было связано с выдвижением разнородных начал четырёх стихий» - земли, воды, воздуха и огня, и т. п.) . Наука и философия нового времени, стремившиеся выявить внутр. связи явлений, снести качеств. многообразие явлений к единым основаниям, в принципе отвергли П.

Развитие идеалистич. философии в кон. 19-20 вв. характеризуется усилением тенденций к П. При этом гносеологич. основой нлюралистич. концепций выступает . П. находит своё прежде всего в персонализме, исходящем из идеи уникальности каждой личности, в философии жизни, прагматизме (У. Джемс) , экзистенциализме, «критич.» онтологии Н. Гартмана.

Превращение П. в осознанную , позицию характерно для таких направлений бурж. философии науки, как, напр. , конвенционализм А. Пуанкаре, «критич. рационализма», предложенная К. Погшером и его учениками и наз. ими «теоретич. П.». П. в гносеологии и методологии науки, отстаивая о множественности истин, абсолютизирует одну из черт науки 20 в. - кон-курирующих друг с другом концепций, многовариантность развития совр. теоретич. знания.

В совр. бурж. социологии П. как методология, ориентация представлен в ряде концепций: в т. н. теории факторов, теории политич. П., трактующей политич. власти как противоборство и равновесие обществ. групп. Ряд идеологов правого и «левого» ревизионизма утверждает, что П. допустим внутри марксизма, выражающийся в различных его интерпретациях (сциентистской, антропологической и пр.) , в существовании множества «моделей» социализма. Политич. П. проявляется также в абсолютизации и универсализации социально-политич. структур бурж. «плюра-листич.» демократии, противопоставляемых реальному социализму.

Утверждая принципиальное науя. знания, предполагающее многообразие науч. подходов и , методы обсуждения и решения конкретных проблем познания и обществ. жизни, марксизм-ленинизм решительно отвергает филос. и полития. П.

Джемс В., Вселенная с плюралистич. точки зрения, иер. с англ. , М., 1911 ; Цехмистpо И. З., Диалектика множественного и единого, М., 1972 ; Федосеев П. Н., Философия и мирововзренч. проблемы совр. науки, «ВФ», 1978 , № 12; 1979 , № 1; Jakowenkо В., Vom Wesen des Pluralismus, Bonn, 1928 ; Der Methoden und Theorienpluralismus in den Wissenschaften, Meisenheim am Glan, 1971.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ПЛЮРАЛИЗМ

(от лат. pluralis множественный)

философская (метафизическая) , согласно которой состоит из многих самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства. Плюрализмом являются атомизм (понимаемый в абсолютном смысле) и . Само выражение «плюрализм» ведет свое происхождение от Хр. Вольфа. Современная философия, отклоняющая всякий , плюралистична в своей основе. Она признает множество самостоятельных, часто отдельных существований (см. Персонализм), детерминированных сущностей и «слоев бытия». В особенно яркой форме плюрализм представлен у Уильяма Джемса, в философии жизни и неотомизме.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ПЛЮРАЛИЗМ

(от лат. pluralis – множественный) – концепция, согласно которой существует несколько или множество не зависимых друг от друга субстанциальных начал или видов бытия. П. противостоит монизму. По своей сущности П. – идеалистич. направление, он исторически возникал либо как трансформация дуализма, либо как попытка эклектич. разрешения противоречий идеалистич. монизма.

Классич. примером П. была Лейбница, по к-рой состоит из бесчисленного множества духовных субстанций. В последующих системах идеализма П. в ряде случаев приобретал форму тезиса о том, что мир состоит из отдельных существ (личностей). П. получил широкое распространение с сер. 19 в. начиная с Прудона, Ренувье и Бутру и кончая Ройсом, Расселом и Витгенштейном. Концепции П. проникли в большинство идеалистич. филос. построений. П. свойствен филос. учениям Гербарта, Лотце, Яковенко и др. Наиболее типичным видом П. в 20 в. является философия персонализма (Боун , Брайтмен и др.). К онтологич. П. тяготеет Н. Гартмана и Александера с их учениями о качественной разнородности "слоев", или "уровней", бытия, а также критич. Сантаяны с его концепцией четырех "царств" бытия. Сторонники П. пытаются изобразить свое учение как якобы возвышающееся над противоположностью материализма и идеализма.

В совр. бурж. философии нередко употребляют "П." в широком значении. В агностич. и релятивистских теориях познания возникла своя гносеологическая разновидность П. – в виде утверждения об отсутствии объективной истины. Гносеологич. П., отрицающий объективную истину, характерен для прагматизма, философии жизни, экзистенциализма и неопозитивизма. За мнимой апологией активности человека в теориях этого рода кроется пессимистич. неверие в познават. возможности человечества. К выводам в духе П. пришел конвенционализм, ложно истолковывавший множества изоморфных интерпретаций для теоретич. построений. Термин "П." получил распространение и в бурж. социологич. лит-ре, где используется для обозначения различных концепций множественности факторов. Эклектич. методологич. основу этих концепций подвергли критике с позиций историч. материализма Маркс, Энгельс, Ленин. Маркс, в частности, подверг критике П. представителей вульгарной политэкономии. Бурж. теоретики развивают концепции различных "возможных путей" развития человечества, также характеризуя их как социологич. П. В ряде случаев П. стал выражением углубляющегося распада бурж. сознания и потери перспектив историч. развития. "...Единственное, что есть у вещей общего, – это то, что у них нет никакой взаимосвязи" (Sсhrеу H. H., Weltbild und Glaube im 20. Jahrhundert, Gött., 1956, S. 6).

Несостоятельными являются утверждения, будто П. органически присущ раннему или, наоборот, более развитому материализму. Эта т. зр. ошибочно истолковывает историч. роль наивных материалистич. концепций Ван Чуна, чарваков, Эмпедокла, Чжоу Яня и др., учивших о двух, четырех, пяти и более материальных началах бытия, а также подводит под рубрику П. все историч. виды материалистич. атомистики, замалчивая материалистов о единстве мира и односторонне трактуя их положения о дискретности материи, многообразии способов и форм ее существования. Поскольку домарксистским материализмом не была выявлена материи и сознания, его представители не всегда достаточно последовательно могли провести монистич. т. зр. Если они и проводили ее, то упрощенно, иногда примитивно, вульгарно. Однако это не превращало их в плюралистов. В указанных утверждениях софистически интерпретирован также признания диалектич. материализмом специфичности сознания и социальных явлений, отнюдь не означающей, что таковые сами по себе являются "разновидностью" материи.

Совр. П. софистически истолковывает все более открывающуюся человеч. познанию дналектич. неисчерпаемость многообразия свойств и явлений действительности, изображая ее как переплетение, а иногда как разнородных событий, фактов, состояний сознания и т.п. По своей сущности это метафизич. концепция, враждебная диалектич. и историч. материализму.

Лит.: Джемс В., Вселенная с плюралистической точки зрения, М., 1911; Делограмматик M. H., Методология П. и совр. бурж. социальной теории, "ФН" (НДВШ), 1963, No 2; Laner P., Pluralismus oder Monismus, В., 1905; Marcus H., Die Philosophie des Monopluralismus, В., 1907; Wahl J., Les philosophies pluralistes d"Angleterre et d"Amérique, P., 1920 (Thèse); Jakowenko В., Vom Wesen des Pluralismus, Bonn, 1928.

И. Нарский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ПЛЮРАЛИЗМ

ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный) - философское направление, утверждающее, что мир состоит из многих принципиально различных, независимых и несводимых друг к другу субстанций, первоначал, первосущностей. Плюрализм противоположен монизму. Термин “плюрализм” ввел X. Вольф в 1712.

Разновидностью плюрализма является , сводящий независимых первосущностей к двум. В истории философии последовательный плюрализм встречается не чаще, чем последовательный монизм. Классическим плюралистом, признающим более чем два независимых первоначала, считается Эмпедокл. Он учил, что мир образован четырьмя элементами - землей, водой, воздухом и огнем, которые вечны, неизменны и, следовательно, не влияют друг на друга и не переходят друг в друга. Все в мире объясняется их механическим смешением.

С гносеологической точки зрения плюрализм - это частный эклектики. Плюрализм - такой же неблагополучия теории, как и возникающие в ней парадоксы. Его начинают исповедовать, только когда, несмотря на все усилия, не удается последовательно провести монистическую интерпретацию исследуемых явлений.

От мировоззренческого отличают методологический плюрализм - стремление объяснить исследуемый взаимодействием множества независимых и не связанных между собой начал. Таков, напр., многофакгорный подход к исследованию человеческого общества. Ему противостоит однофакторный подход, объясняющий общества каким-то одним явлением - географической средой, экономикой и т. д.

Плюрализмом называют также социально-политическое учение, настаивающее на необходимости для нормального развития общества разнообразия политических, религиозных, экономических и др. взглядов.

Г.Д.Левин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПЛЮРАЛИЗМ" в других словарях:

    - (pluralism) В буквальном смысле слова (лат. pluralis – множественный), вера в существование более чем одного вида бытия или тенденция к бытию, обладанию или деланию более чем одной вещи. Именно в этом смысле данный термин используется в… … Политология. Словарь.

    - (от лат. pluralis множественный) позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр. Термин плюрализм может относиться к:… … Википедия

    плюрализм - а, м. pluralisme m. <лат. pluralis множественный. 1. Дух общественности. Михельсон 1866. Мы говорили о синекуризме, о плюрализме, о незаслуженных пенсиях, вообще о расточительных тратах казенных денег. ОЗ 1879 11 1 197. 2. Антинаучное… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (ново лат., от pluralis множественный). 1) философское направление, допускающее не единое начало, а множество самостоятельных сущностей материальных (атомизм) или духовных («монады» Лейбница, «реальности» Гербарта и др.). 2) предоставление… … Словарь иностранных слов русского языка

    плюрализм - (социально психологический аспект) (от лат. pluralis множественность) проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций. В П.… … Большая психологическая энциклопедия

    - (от латинского pluralis множественный), 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин плюрализм введен Х. Вольфом (1712). Разновидность плюрализма дуализм… … Современная энциклопедия

    - (от лат. pluralis множественный) 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин плюрализм введен Х. Вольфом (1712).2) Характеристика демократической политической… … Большой Энциклопедический словарь

С термином «плюрализм» люди сталкиваются достаточно часто. Простыми словами плюрализм – это многообразие. В каждой из сфер человеческой жизни этот термин интерпретируется по-разному.

Содержание:



Определение

Плюрализм – это принцип, подтверждающий существование разных мнений, взглядов на явления, происходящие в мире. Эти мнения не зависят друг от друга и не сводятся к единственно правильному.

Принцип и признаки плюрализма

Термин «плюрализм» используется в разных сферах общественной жизни, начиная философией, заканчивая политикой и правом. Выделить общие признаки многообразия для каждой области невозможно, но существуют положения, которые помогают представить основной принцип плюрализма:

  1. Разнообразие мнений . Каждый взгляд на ситуацию имеет право на существование, все точки зрения на проблему равны между собой.
  2. Толерантность . Терпимое отношение к многообразию мнений и их различий.
  3. Работа с обстоятельствами . Плюрализм отрицает попытки изменения чьих-то устойчивых принципов, главная идея – постараться смириться и принять их как факт.
  4. Диалог . Умение обсуждать, принимать различия и находить компромисс, который устроит все стороны конфликта.




Виды

Как уже было отмечено, термин используется в разных сферах жизни, и немного видоизменяется в каждой из них. Вот основные области, где слово «плюрализм» имеет особенно большое значение.

Политический плюрализм

Политическое многообразие подразумевает существование различных политических течений, равных между собой. Они конкурируют за право представлять себя в органах государственной власти.

Можно говорить о существовании плюрализма в государстве, нужно соблюсти некоторые условия:

  • Свобода слова;
  • Отсутствие цензуры и свобода средств массовой информации;
  • Многопартийность;
  • Устойчивая оппозиция;
  • Свободные и открытые выборы;
  • Разграничение функций законодательной и исполнительной властей;
  • Общественные организации.

Важно! Во многих источниках информации политический плюрализм называют многопартийностью. И это верно – эти понятия равны между собой.

Плюрализм мнений

Признание того, что каждый человек обладает собственным мнением, мировоззрением и принципами и есть плюрализм мнений . Эта концепция помогает выстроить хорошие отношения с окружающими, потому что человек принимает взгляды другого и считается с ними. Это ни в коем случае не значит, что нужно соглашаться со всем, что говорит собеседник. Достаточно уважать его точку зрения и не давать оценочных суждений.

Идеалистический

Идеалистический плюрализм закрепляет право каждого человека иметь собственную систему ценностей и взглядов на мир, развивать ее и защищать. При этом никакая из этих систем не признается единственно верной и обязательной.




Религиозный

Религиозный плюрализм подразумевает, что ни одна из религий не может быть признана главной. Это целое религиозное движение, которое стремится к диалогу религий и признанию их равенства.

В религиозном плюрализме есть два основных принципа:

  • Все религии положительны и помогают человеку достичь духовности.
  • Религий много, но Бог един для всех. Все религии способствуют духовному росту последователя и нельзя считать любую из них высшей или низшей.

Люди, придерживающиеся позиции религиозного разнообразия, предлагают отбросить фанатизм, нетерпимость и разделение людей по конфессиям. Они выступают против насилия и ограниченности, проповедуя ценности толерантности.

В самом деле, в процессе изучения религиозных текстов прослеживается общий набор принципов и мнений. Каждая из конфессий выражает свое мнение по-своему, но поддерживает основные человеческие принципы.

Интересный факт! Религиозный плюрализм считается теологическим течением и называется суперэкуменизм. Впервые о равенстве в религии заговорили на Всемирном конгрессе религий в 1893 году в Чикаго, где собрались представители разных конфессий.



Правовой

Плюрализм в праве предполагает существование нескольких юридических систем в одном обществе. Это значит, что для решения проблемы применяются разные правовые механизмы.

Многие юристы считают, что существование разных правовых систем, приводит к противоречиям и разладу в обществе. Решить проблему становится затруднительно, потому что юридические нормы одной системы не согласуются с нормами другой.

Другие исследователи уверены, что существование разных юридических институтов наоборот снижает общественное напряжение. Это особенно заметно после серьезных реформ, где люди постепенно привыкают к изменениям, а не резко начинают следовать новым правилам.

Интересный факт! Ярким примером правового многообразия можно назвать ситуацию на Северном Кавказе. Там действуют обычаи коренного населения, шариат – кодекс ислама и российское право.

Космический

Космический плюрализм – это научная теория, которая предполагает, что помимо Земли во вселенной существуют другие населенные миры.

Идея космического многообразия распространилась не только среди философов, но и среди астрономов.

Впервые о космическом плюрализме заговорили в Древней Греции. Часть философов придерживалась мнения, что Земля уникальна, а оппоненты утверждали, что существует бесконечное количество миров.

Благодаря появлению телескопа в средние века, идея космического разнообразия закрепляла свои позиции. Теперь эта теория захватывала не только умы философов, но и ученых.

В эпоху Возрождения идеи космического многообразия продолжали развиваться. Главным участником споров стал Джордано Бруно, который утверждал, что существует бесконечное количество разных миров, которые невозможно перечислить. В эпоху Просвещения космический плюрализм прочно закрепил свои позиции. Эта концепция уже мало относилась к философии и искала подтверждение в математике, биологии и астрономии.

Даже в 70-е годы 20 века споры о Земле и других мирах продолжались. Российский ученый Константин Циолковский считал, что космос заселен более совершенными существами, чем люди. Он также был уверен, что пространство, время, а также звезды и планеты – бесконечны.

В наше время дискуссия продолжается, и придти к одному верному взгляду на многообразие миров во Вселенной, не удается.



Философский

Философский плюрализм – это позиция, которая подразумевает существование равных основ и форм бытия, а значит методов и способов познания.

Многообразие философских течений особенно заметно в конце 19-20 века, когда сформировались новые концепции и взгляды на место человека в мире, поиски истины и принятие верных решений. Плюрализм подчеркивает субъективность знания и критикует классическую науку.

Запомнить

Плюрализм, в зависимости от направления, имеет множество определений. Основная коцепция термина - допустимость различных мнений, что не сводятся к единственно правильному. Толерантность, диалог, работа с обстоятельствами и разнообразие мнений - задают вектор направления для плюрализма в любой сфере деятельности.

В социально-психологическом аспекте - проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентации, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций.

В плюрализме проявляется социальная активность личности, ее потребность в отстаивании собственных позиций, способность к рефлексии, терпимость к мнениям других. Чаще всего плюрализм можно наблюдать при принятии решений групповых и в дискуссии групповой, особенно при творческой деятельности совместной. Плюрализм - важная характеристика конструктивности общения, эффективного взаимодействия межличностного. Он является важным феноменом психологии политической, несовместим с догматизмом, тоталитарным мышлением и авторитарным руководством.

ПЛЮРАЛИЗМ

лат. pluralis - множественность) - проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентации, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций.

ПЛЮРАЛИЗМ

1. Философская точка зрения, согласно которой реальность состоит из более чем одной формы основной материи или принципа. Строго говоря, дуализм является плюрализмом, хотя эти термины обычно различаются; см. витализм, который в соединении с дуалистическим подходом является тому примером. 2. Тенденция искать множественные причины. Это значение очень общее и характеризует любое число теоретических подходов, признающих, что психологические явления возникают в результате действия множества причинных факторов. 3. Тенденция социальных групп разделяться на меньшие единицы. Этот способ употребления строго описательный. 4. Социально-философское направление, в котором утверждается, что культурные характеристики меньшинств, отличающиеся от других являются важными аспектами целого общества и они должны поощряться более мощным большинством.

Плюрализм

лат. pluralis - множественность] (социально-психологический аспект) - проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций. В П. проявляется социальная активность личности, ее потребность в отстаивании собственных позиций, способность к рефлексии, терпимость к мнениям других. Наиболее часто П. можно наблюдать при принятии групповых решений и в групповой дискуссии, в особенности при совместной творческой деятельности. П. - важная характеристика конструктивности общения, эффективного межличностного взаимодействия. Будучи несовместим с догматизмом, тоталитарным мышлением и авторитарным руководством, П. является важным феноменом политической психологии, характеризующим систему взаимоотношений в подлинно демократическом обществе. А.Г. Аллахвердян

ПЛЮРАЛИЗМ

от лат. pluralis – множественность) – проявление в обществе, социальной группе, деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций. В П. проявляется социальная активность личности, ее потребность в отстаивании собственных позиций, способность к рефлексии, терпимость к мнениям других. Часто П. можно наблюдать при принятии групповых решений, в групповой дискуссии, в совместной творческой деятельности. П. – важная характеристика конструктивности общения, эффективного межличностного взаимодействия, условие предупреждения конфликтов. Будучи условием гласности, демократизации и свободного мышления, П. несовместим с догматизмом, тоталитарным мышлением и авторитарным руководством. Термин «П.» был предложен немецким философом X. Вольфом в 1712 г.

Плюрализм

от лат. pluralis - множественный),

1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия, или оснований, знания. Термин введен Х. Вольфом (1712).

2) характеристика демократической политической системы общества, при которой социальные группы имеют органичные (институционные) возможности для выражения своих интересов через своих представителей (политические партии, профсоюзы, церковные и другие организации).

Плюрализм

от лат. pluralis - множественность] - демонстрация и реализация различных, инвариантых позиций, мнений, точек зрения в условиях совместной деятельности и общения по поводу вопросов и задач, личностно значимых для каждого и принципиально важных для общности в целом. При этом необходимо специально обговорить, что несовпадение мнений, отсутствие их нивелировки, поверхностного единства ни в коей мере не означает, что в общности сложилась конфликтная ситуация. Более того, на этапе дискуссионного определения «что» и «как» следует делать подобное откровенное столкновение индивидуальных мнений, что позволяет уже после принятия группового решения, когда выработана тактика дальнейших единых действий, не возвращаться к спорным вопросам, не «откатываться» на предшествующую фазу выработки согласованных групповых планов. Кроме того, совершенно очевидно, что без плюрализма мнений на этапе принятия группового решения практически был бы невозможен тот нередко случающийся интеллектуальный «прорыв», с надеждой на который и проводится, например, наиболее распространенная техника групповой дискуссии - брейншторминг. Следует подчеркнуть, что плюрализм мнений ничего общего не имеет с конфликтным противостоянием позиций, с непримиримой конкурентностью и ни в коей мере не предполагает попыток на этапе уже реализации принятого решения возложить груз ответственности на другого и снять его с себя, если на этапе обсуждения победило мнение оппонента. Конечно, подобная реакция нередко случается, но, как правило, лишь в группах невысокого уровня социально-психологического развития и при этом тогда, когда речь идет не об изначальном плюрализме мнений членов общности, а о принципиально низкой степени ценностно-ориентационного единства в ней и об отчетливо выраженном конкретно-конфликтном противостоянии ее членов друг другу. Несмотря на то, что в последние годы термин «плюрализм» достаточно широко применяется в психологии малых групп, все же это понятие чаще применяется в психологии больших групп и, прежде всего, в политической психологии, так как именно он характеризует систему взаимоотношений в действительно демократическом обществе, а отсутствие плюрализма выступает в качестве одного из важнейших критериев, позволяющих оценить социум в качестве тоталитарного.

Прямым следствием дефицита плюрализма в группе является широко известный в социальной психологии феномен «огруппления» мышления, который не только существенно снижает эффективность совместной деятельности, но и часто делает попросту невозможным принятие по-настоящему качественных решений. Более того, нередко «огруппление» мышления приводит к катастрофическим последствиям.

Данный феномен впервые был зафиксирован И. Джанисом на основании анализа процесса принятия ряда откровенно провальных решений высшим политическим руководством США, в частности, действий администрации Ф. Рузвельта в ситуации назревающего военного столкновения с Японией в 1941 г., попытки силового устранения режима Ф. Кастро на Кубе в 1961 г. и эскалации военного вмешательства США в ситуацию во Вьетнаме в 1964-1967 гг. И. Джанис сформулировал восемь симптомов «огруппления» мышления, а именно: иллюзию неуязвимости, безусловную веру в этичность группы, рационализацию, стереотипный взгляд на внешних оппонентов, часто позиционируемых как противник, сильное давление конформизма, самоцензуру, иллюзию единомыслия и наличие в группе «умохранителей».

Иллюзия неуязвимости проявляется в том, что группа проявляет излишний оптимизм относительно своих возможностей, не позволяющий адекватно оценить внешние угрозы и выявить уязвимые точки собственной позиции.

Зараженные безусловной верой в этичность своего сообщества «члены группы верят в неотъемлемо присущую ей добродетель и отвергают все рассуждения о морали и нравственности»1.

Рационализация является групповой формой аналогичной индивидуальной психологической защите. В процессе принятия решения члены группы заняты не анализом возможных альтернатив, а поиском псевдорациональных обоснований одной единственной позиции.

Стереотипный взгляд на внешних оппонентов проявляется, прежде всего, в том, что «попавшие в болото огруппления мышления рассматривают своих противников как слишком злонамеренных, чтобы вести с ними переговоры или как слишком слабых и неразумных, чтобы защитить себя от планируемых ими действий»2.

Давление конформизма становится явным и проявляется в открытых, целенаправленных санкциях против нарушителей единомыслия: «Тем, кто высказывает сомнения относительно идей и планов группы, члены группы дают отпор иногда даже не с помощью аргументов, а при помощи насмешек, задевающих лисность»1.

Самоцензура: «Так как разногласия зачастую дискомфортны, а в группе существует видимость консенсуса, ее члены предпочитают скрывать или отбрасывать свои опасения»2.

Иллюзия единомыслия является следствием сильного давления конформизма в сочетании с самоцензурой, поскольку таким образом создается видимость единодушной поддержки решения, «более того, кажущийся консенсус подтверждает правильность группового решения», поскольку «Все эти незаурядные люди не могут одновременно ошибаться»3.

Наличие в группе «умохранителей» предполагает, что «некоторые члены группы защищают ее от информации, которая могла бы поднять вопросы морального характера или поставить под сомнение эффективность групповых решений»4.

Еще раз подчеркнем, наличие даже некоторых из перечисленных симптомов может существенно снизить эффективность групповой деятельности и ограничить способность группы к принятию креативных и инновационных решений. Полномасштабное же «огруппление» мышления практически неизбежно влечет за собой «провальные» результаты. Этому имеется множество подтверждений не только в политической, но и в бизнес-практике. Так, например в истории бизнес-катастрофы, связанной с крахом проекта «Иридиум», фактор огруппления мышления сыграл одну из ключевых ролей.

В этой связи особый интерес представляют меры, предложенные И. Джейнисом для предотвращения «огруппления» мышления. Он сформулировал их в следующих основных положениях:

1. «Лидер должен поощрять каждого члена группы высказывать свои возражения и сомнения, возникающие по поводу предлагаемых решений. Чтобы это было эффективным, лидер должен демонстрировать готовность к восприятию критики своих собственных идей.

2. Лидер с самого начала должен сохранять беспристрастность в развернувшихся дискуссиях и выражать свои предпочтения и ожидания только после высказывания точек зрения остальных членов группы.

3. Группе следует разделиться на подкомитеты для независимого обсуждения проблемы и затем вновь собраться вместе, чтобы прийти к единому решению.

4. Периодически к участию в групповом обсуждении следует привлекать независимых экспертов и поощрять их к поиску слабых мест в позициях членов группы.

5. В ходе каждой встречи хотя бы одного человека следует назначать на роль “адвоката дьявола”, оспаривающего выдвигаемые группой идеи.

Эти предложения направлены на усиление способностей группы рассматривать множество альтернатив, устранять иллюзии согласия и более полно учитывать релевантную информацию»5. Совершенно очевидно, что речь в данном случае идет именно об обеспечении реального плюрализма мнений в контактном сообществе.

Еще одним важнейшим средствам обеспечения плюрализма в группе являются групповые нормы, особенно в той их части, которая касается принятия решений и обеспечения прав меньшинства. Как правило, при принятии решения, группы руководствуются одним из двух принципов: «побеждает большинство» или «побеждает истина». Что касается первого из них, то «в соответствии с правилом победы большинства, группа в результате соглашается с той позицией, которая имеет наибольшее число сторонников, даже если это большинство оказывается незначительным»1.

Принцип «побеждает истина», в свою очередь, предполагает, что «на основании представленной... информации и различных аргументов члены группы убеждаются в истинности определенной позиции, даже если поначалу ее разделяло меньшинство членов этой группы»2.

Вполне понятно, что эти два принципа далеко не всегда являются антагонистичными. Решения большинства в целом ряде случаев могут быть вполне объективными и рациональными, особенно если речь идет о малых группах высокого уровня социально-психологического развития. Кроме того, в идеале принцип принятия решения должен произвольно выбираться в зависимости от специфики задачи, «цены вопроса» и условий конкретной ситуации. Так, например, если речь идет о выборе места проведения пикника, по-видимому, вполне оправдано следование мнению большинства, поскольку для успеха данного мероприятия во многом определяющими являются субъективные предпочтения большинства компании, а один берег водохранилища, по большому счету, принципиально не отличается от другого. С другой стороны, для решения даже такого в общем-то бытового вопроса, как покупка автомобиля, вряд ли наиболее подходящим будет простое семейное голосование, поскольку в данном случае необходим анализ массы объективных факторов: технических, финансовых, организационных и т. п.

И все-таки вполне очевидно, что принцип «побеждает истина» в значительно большей степени обеспечивает подлинный плюрализм, чем принцип «побеждает большинство». Между тем, его целенаправленное использование практически невозможно в целом ряде случаев, касающихся функционирования больших групп, например, при формировании представительных органов власти. В связи с этим в демократических обществах при реализации принципа «побеждает большинство» используется целый ряд процедур, позволяющих, в известной степени, обеспечить плюрализм мнений в рамках данного принципа. К ним относятся, в первую очередь, тайное голосование, реальное обеспечение равных возможностей при представлении избирателям альтернативных программ и точек зрения, многочисленные согласительные процедуры, выделение определенной квоты во властных структурах для представителей меньшинства и т. д.

Следует особо отметить, что обеспечение реального плюрализма в сообществе в большой степени зависит от социально-психологических особенностей меньшинства. Если оно состоит из конформных и авторитарных личностей, в обществе неизбежно возникает тотальное «единомыслие», какими бы громкими и радикальными публичными декларациями не разражались при этом представители меньшинства. Типичным примером такого рода может служить деятельность ряда российских «оппозиционных» политических партий, с разных позиций критикующих действующую власть и одновременно фактически поддерживающих и лигитимизирующих все ее действия.

С другой стороны, по-настоящему сильное, сплоченное и убежденное в собственной правоте меньшинство способно не только эффективно отстаивать свои интересы и взгляды, но и в целом ряде случаев существенно влиять на позицию большинства. Это было экспериментально зафиксировано, например, в исследованиях С. Московичи и его коллег. Они «...обнаружили, что, если меньшинство постоянно называет голубые полоски зелеными, представители большинства эпизодически соглашаются с этим. Но если меньшинство колеблется, называя “голубыми” третью часть голубых полосок и “зелеными” - остальные, практически никто из большинства никогда не назовет их “зелеными”. ... Московичи полагает, что следование меньшинства за большинством означает просто публичную уступку, а следование меньшинства за большинством отражает истинное одобрение - действительное восприятие голубой полоски как зеленой»1.

Практический социальный психолог, если он работает с большими группами, выполняя свою профессиональную деятельность, должен учитывать факт наличия или отсутствия плюрализма для того, чтобы верно диагностировать характер взаимосвязей в макросоциуме. Если же полем его профессиональной деятельности является малая группа, то он должен выстраивать свою программу психологической поддержки и сопровождения реального функционирования контактного сообщества таким образом, чтобы на этапе выработки группового решения мнения членов группы были максимально плюралистичны, а на этапе реализации уже принятого решения сбалансировано едины.

Loading...Loading...