Зотов а ф философия. А.Ф

16 Лекция № 16. Тема: «Трудовое право РФ»

Трудовое право - это отрасль права, регулирующая отношения в процессе трудовой деятельности.

Основные принципы трудового права:

1) право на труд, право свободно распоряжаться своими спо­собностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

3) защита от безработицы;

4) право на справедливые условия труда, отвечающие требо­ваниям безопасности и гигиены;

5) право на отдых;

6) равенство прав и возможностей работников;

7) право на справедливое вознаграждение за труд;

8) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры,
а также право на забастовку.

Трудовое право как отрасль права состоит из различных норма­тивных актов. Все они являются источниками трудового права.

Источники трудового права - это Конституция РФ (статья 37), Трудовой кодекс РФ, принятый 30 декабря 2001 г. (вступил в действие с 1 февраля 2002 г.), а также ряд федеральных законов («О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «Об ос­новах охраны труда в Российской Федерации», «О коллективных договорах и соглашениях» и др.).

К источникам трудового права относятся указы Президента РФ и постановления Правительства РФ в трудовой сфере, акты орга­нов местного самоуправления, документы, регулирующие внут­ренний трудовой распорядок на каждом предприятии.

Субъектами трудового права выступают участники трудовых правоотношений - работники и работодатели. Кроме того, в не­которых случаях субъектами могут быть представители работни­ков и работодателей, профсоюзные органы, органы занятости на­селения, органы по рассмотрению трудовых споров, органы над­зора за соблюдением трудового законодательства.

Работодатель - это физическое или юридическое лицо, осу­ществляющее найм работника и вступающее с ним в трудовые отношения. Работник - это физическое лицо, вступившее в тру­довые отношения с работодателем. Для того чтобы вступить в тру­довые правоотношения, гражданин должен обладать трудовой правосубъектностью (праводееспособностью). Трудовая правосубъ­ектность наступает по достижении 16 лет. Законодательство пре­дусматривает возможность вступать в трудовые отношения и ли­цам, не достигшим 16-летнего возраста. Так, лица, получившие основное общее образование и достигшие возраста 15 лет, могут заключать трудовые договоры. С согласия родителей на работу мо­жет быть принят несовершеннолетний с 14 лет при условии его работы в свободное от учебы время (например, во время кани­кул).

Документом, определяющим общие вопросы взаимоотноше­ний работников и работодателя, служит коллективный договор. Он может включать в себя вопросы оплаты труда, компенсаций, ра­бочего времени и времени отдыха, социального страхования и т.д. Коллективный договор заключается на общем собрании трудово­го коллектива или профсоюза на срок от одного до трех лет.

Трудовой договор

Трудовое правоотношение возникает на основании трудового договора. Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по определенной специальности, квалификации или

должности, обеспечить условия труда, предус­ мотренные законами, иными нормативно-правовыми актами, кол­ лективным договором, своевременно и в полном размере выплачи­ вать работнику заработную плату, а работник обязуется лично и добросовестно выполнять определяемые этим соглашением трудовые функции и соблюдать действующие в данной организации правила внутреннего трудового распорядка.

По времени действия различают договоры, заключаемые на не­ определенный срок и срочные трудовые договоры, которые заключа­ются на определенный срок, не превышающий 5 лет. Срочный трудовой договор может быть заключен только в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределен­ный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. При этом работодатель обязан указать в трудовом до­говоре конкретные обстоятельства, по которым трудовой договор не может быть заключен на неопределенный срок. Истечение срока срочного трудового договора считается основанием для его пре­кращения. Однако в случаях, когда срок договора истек, но ни одна из сторон не потребовала его расторжения, и работник про­должает работу и после истечения срока, трудовой договор счита­ется заключенным на неопределенный срок. Независимо от вида договора, все они должны заключаться в письменной форме.

Прием на работу оформляется приказом администрации пред­приятия, учреждения, организации, который должен быть объяв­лен работнику под расписку. Приказ должен издаваться после за­ключения трудового договора. Трудовой кодекс запрещает не­обоснованный отказ в приеме на работу, не основанный на оценке деловых качеств.

При поступлении на работу необходимо представить ряд доку­ментов:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

2) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой
договор заключается впервые или работник поступает на работу
на условиях совместительства;

3) страховое свидетельство государственного пенсионного стра­хования;

4) документы воинского учета (для военнообязанных и лиц,
подлежащих призыву на воинскую службу);

5) при поступлении на работу, требующую специальных на­выков или квалификации, документ, подтверждающий наличие этих навыков или квалификации у работника, например диплом о высшем или среднем специальном образовании.

Содержание трудового договора определяется его сторонами и включает определенные условия. К существенным (необходимым) условиям относятся место работы, трудовые функции работника (специальность, квалификация, должность), дата начала (при срочном договоре - и окончания) работы, права и обязанности работника и работодателя, условия труда, режим рабочего време­ни и времени отдыха, условия оплаты труда и социального стра­хования.

Помимо существенных в трудовой договор включаются и до­ полнительные условия, конкретное содержание которых зависит от соглашения сторон. Дополнительными условиями могут быть ус­тановление испытательного срока, неразглашение коммерческой тайны, предоставление места жительства на время работы и др.

Недействительными признаются условия, ухудшающие поло­жение работников по сравнению с предусмотренными законода­тельством о труде.

Трудовой договор может быть расторгнут только по следую­щим основаниям:

1) соглашение сторон;

2) истечение срока трудового договора;

3) расторжение трудового договора по инициативе работника; расторжение трудового договора по инициативе работода­теля;

4) перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу
(должность);

5) отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника организаций либо ее реорганизацией;

6) отказ работника от продолжения работы в связи с измене­нием существенных условий трудового договора;

7) отказ работника от перевода на другую работу вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;

8) отказ работника от перевода в связи с перемещением рабо­тодателя в другую местность;

10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон;

11) нарушение установленных законом правил заключения тру­довых договоров.

При увольнении работника издается соответствующий приказ. В день увольнения работнику выдается трудовая книжка.

Существенные условия труда

Трудовое право подробно регулирует вопросы рабочего времени и времени отдыха. Рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с законом, коллективным и трудовым до­ говором, правилами внутреннего трудового распорядка организации должен выполнять порученную ему работу в установленном месте. Различают нормальное, сокращенное и неполное рабочее время.

Нормальное рабочее время - это установленная законом общая продолжительность рабочего времени для работ с обычными (нор­мальными) условиями труда. Оно составляет 8 часов в день при пятидневной рабочей неделе.

Сокращенное рабочее время короче нормального и устанавлива­ется для определенных категорий работников. При сокращенном рабочем времени зарплата выплачивается в полном размере. Со­кращенная продолжительность рабочего времени установлена для работников, не достигших 18 лет, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, инвалидов I и II группы, учите­лей, преподавателей высших и средних специальных учебных заве­дений, врачей и других медицинских работников и др. Рабочее вре­мя для таких категорий работников составляет 36 часов в неделю.

По соглашению между работником и работодателем для пер­вого может устанавливаться неполное рабочее время. Оно меньше нормальной продолжительности, но в отличие от сокращенного рабочего времени оплата труда производится пропорционально отработанному времени.

Время отдыха - это период, в течение которого работники освобождаются от выполнения своих трудовых обязанностей. Выде­ляются следующие виды времени отдыха:

1) перерывы в течение рабочего дня;

2) междудневные (междусменные) перерывы;

3) еженедельные выходные дни;

4) праздничные дни;

5) ежегодные отпуска.

В течение рабочего дня работникам предоставляется обеден­ный перерыв. Он не включается в рабочее время и не оплачивает­ся. Кроме обеденного перерыва в течение рабочего дня работни­кам могут предоставляться перерывы целевого назначения, кото­рые включаются в рабочее время и оплачиваются (например, перерывы для обогревания при работе на открытом воздухе, пе­рерывы для отдыха на погрузоразгрузочных работах, перерывы на работах с вредными условиями труда и др.).

Междудневный перерыв - это перерыв в работе между ее окон­чанием в один день и началом в следующий день. Длительность ежедневного перерыва зависит от продолжительности рабочей смены и режима работы. Выходными днями считаются суббота и воскре­сенье. Если на предприятии сменный график, то выходные дни пре­доставляются в различные дни недели поочередно каждой смене.

Перечень федеральных праздничных дней установлен законо­дательством. Субъекты федераций могут устанавливать свои празд­ничные дни. В такие дни допускается только работа на непрерыв­но действующих предприятиях и предприятиях по обслуживанию населения. При совпадении выходного и праздничного дней вы­ходной день переносится на следующий после праздничного ра­бочий день.

Важный вид времени отдыха представляют отпуска. Они быва­ют ежегодные основные, ежегодные дополнительные и целевого назначения (по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, учебные, творческие отпус­ка и др.).

Ежегодный отпуск - это непрерывный отдых в течение не­скольких дней подряд с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Продолжительность ежегодного оплачивае­мого отпуска должна быть не менее 28 календарных дней. Удли­ненные основные отпуска установлены для инвалидов, несовер­шеннолетних, работников научно-исследовательских и культурно-просветительских учреждений, судей, государственных служащих, прокурорских работников, учителей и преподавателей и др.

Право на использование ежегодного отпуска в первый год ра­боты возникает у работника по истечении 6 месяцев его непре­рывной работы в данной организации. Законодательство предус­матривает случаи, когда работодатель по заявлению работника обязан предоставить отпуск до истечения 6 месяцев, а именно:

1) женщинам - перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;

2) работникам в возрасте до 18 лет

3) работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до
3 месяцев;

4) в других случаях, предусмотренных законодательством.

Некоторые работники имеют право на получение дополнитель­ных отпусков. Их продолжительность колеблется от 6 до 36 рабо­чих дней в зависимости от оснований их предоставления.

Ежегодные дополнительные отпуска предоставляются за рабо­ту с вредными условиями труда, за продолжительную непрерыв­ную работу на одном предприятии, в организации, за работу с ненормированным рабочим днем, за работу в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях и др.

Трудовые споры

Относительно новое положение российского трудового зако­нодательства - это право на индивидуальные и коллективные тру­довые споры.

Трудовые споры - это разногласия по поводу применения трудо­ вого законодательства. Они бывают индивидуальные и коллек­тивные.

Индивидуальный трудовой спор - это разногласие между ра­ботником и администрацией предприятия. Он рассматривается комиссией по трудовым спорам (КТС) или районными (город­скими) судами. КТС - первичный орган по рассмотрению таких споров. Работник может обратиться в нее в течение трех месяцев с того дня, как узнал о нарушении своего права. КТС обязана рассмотреть спор в 10-дневный срок со дня подачи соответству­ющего заявления. В суде спор рассматривается, когда работник не согласен с решением КТС, по заявлению прокурора, если решение КТС противоречит закону и если на предприятии нет КТС.

Коллективные трудовые споры - это разногласия между коллек­тивом работников и администрацией предприятия. Такие споры рассматриваются примирительной комиссией, которая создается в 3-дневный срок по инициативе одной из сторон из представителей сторон. Примирительная комиссия должна рассмотреть спор в те­чение 5 дней.

Если согласия не будет достигнуто, то создается трудовой ар­битраж. Если же и там не будет достигнуто примирение, то работ­ники имеют право на проведение забастовки.

Право на забастовку закреплено в Конституции. Забастовкой называется ультимативное действие трудового коллектива или проф­союза, форма давления на администрацию путем прекращения рабо­ты с целью добиться удовлетворения требований, не получивших разрешения в примирительной комиссии и трудовом арбитраже. Ра­ботодатель должен быть предупрежден о проведении забастовки в письменной форме не позднее, чем за 10 дней. Кроме того, забас­товка не должна ущемлять интересы третьих лиц.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙЧКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ

ИЗДАТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2006

Курс лекций по трудовому праву имеет целями дать студентам определенный объем знаний по трудовому праву России в системе, научить студентов ориентироваться в трудовом законодательстве на основе знания и соблюдения важнейших принципов регулирования труда.

Тема 1. Предмет, метод и система трудового права.

1. Понятие трудового права, его цели, задачи и функции.

2. Предмет трудового права.

3. Метод трудового права и его особенности.

4. Система трудового права.

5. Соотношение трудового права и других смежных отраслей права.

1 вопрос.

Трудовое право – самостоятельная отрасль права. Она имеет специфическую сферу регулирования – сферу общественно – трудовых отношений. Оно регулирует процесс коллективного труда. Индивидуальный труд не регулируется нормами трудового права. Возникающие общественные отношения носят объективный характер, они присущи любому совместному труду. Совместный труд – это система организованного поведения людей, осознавших необходимость соблюдения определенных правил поведения в процессе коллективного труда. В зависимости от отношения к средствам производства различается труд собственников (сособственников) и труд несобственников (наемных работников). Если между гражданином (работником) и работодателем заключен трудовой договор, то на этих субъектов распространяются нормы трудового права независимо от принадлежности их к средствам производства. Трудовое право регулирует не технологию труда, а общественные связи , возникающие между работником и работодателем. Отношения между работниками в процессе выполнения ими трудовых обязанностей не регулируются трудовым правом.

В Трудовом кодексе четко определены цели и задачи трудового законодательства (ст.1 ТК РФ).

Целями трудового законодательства являются:

Установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан,

Создание благоприятных условий труда,

Защита прав и интересов работников и работодателей.

Впервые основной закон о труде предусмотрел среди целей правового регулирования труда – защиту интересов работодателей, поскольку работодатели являются наряду с работниками субъектами основных видов правоотношений в сфере труда.

В числе основных задач ТК РФ закрепил:

Создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства,

Правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Трудовое право выполняет следующие основные функции :

1. Социальную . Она отражается в нормах по реализации принципа свободы труда, других конституционных прав и свобод граждан, в нормах по обеспечению безопасных условий труда, ограничении продолжительности рабочего времени , оплаты труда и др.

2. Защитную . Она выражается в установлении высокого уровня условий труда, надзоре и контроле за соблюдением трудового законодательства, правил охраны труда , в установленном законодательстве о труде порядке разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

3. Производственную . Выражается в стимулировании качественной работы путем регулирования заработной платы , установлении надбавок и доплат, в нормах трудовой дисциплины.

4. Воспитательную . Отражается в нормах о применении мер поощрения за добросовестный труд, мер дисциплинарной и материальной ответственности работников, материальной ответственности работодателя.

5. Развития производственной демократии . Она выражается в нормах о праве работников на участие в управлении организацией, правах и гарантиях профсоюзных органов, дополнительных юридических гарантиях работникам-членам профсоюзов, работникам - членам представительного органа работников.

Предмет трудового права – это те общественные отношения, которые регулируются его нормами. В предмет трудового права входят следующие виды общественных отношений :

1. Трудовое правоотношение . Оно занимает центральное место в предмете трудового права. Трудовое правоотношение – это отношение работника с работодателем по использованию его личной способности к труду, выражающееся в выполнении конкретной трудовой функции с подчинением внутреннему трудовому распорядку организации и за вознаграждение по труду.

2. Отношения, непосредственно связанные с трудовым (ст. 1 ТК РФ), по:

а) организации труда и управлению трудом;

б) трудоустройству у конкретного работодателя;

в) профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя:

К основным субъектам трудового права относятся:

Гражданин (работник);

Работодатель (юридическое или физическое лицо);

Работники;

Профсоюзы, их органы;

Органы по разрешению трудовых споров;

Субъекты социально-партнерских отношений;

Органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

2 вопрос.

Следует выделить 3 категории граждан как субъектов трудового права:

1. Лица наемного труда (работники).

2. Работающие собственники (члены акционерных обществ , кооперативов и пр.).

3. Предприниматели (работодатели).

Трудовая правосубъектность гражданина как работника включает в себя возрастной и волевой критерии.

Минимальный возраст при приеме на работу установлен ст. 63 ТК РФ. По общему правилу этот возраст для заключения трудового договора установлен 16 лет . В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать граждане при достижении возраста 15 лет . С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может заключаться с лицами при достижении 14 лет . Однако для таких подростков необходимо, чтобы работа выполнялась в свободное от учебы время, она должна быть легкой и не причинять вреда здоровью и не нарушать процесс обучения. Как исключение ТК РФ устанавливает возраст при приеме на работу менее 14 лет. Это допускается в организациях кинематографии, театрах, концертных, театральных организациях, При этом также необходимо согласие одного из родителей, органа опеки и попечительства и работа не должна нанести ущерб здоровью и нравственному развитию подростка.

Гражданин должен быть дееспособным , то есть при заключении трудового договора он должен отдавать себе отчет в происходящем. Это касается любых условий трудового договора и самого факта заключения трудового договора, как юридического факта, вызывающего для сторон определенные правовые последствия. Свобода воли невозможна без осознания совершения определенных юридических действий. При наличии медицинского заключения работодатель должен расторгнуть трудовой договор с работником в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, если невозможно работника перевести с его согласия на другую работу (п. п. «а» п.2 ст. 81 ТК РФ). В случае признания работника полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением трудовой договор расторгается по п. 5 ст. 83 ТК РФ. Из указанных положений вытекает, что трудовая праводееспособность гражданина имеет принципиальное значение, и при приеме на работу работодатель обязан это учитывать. Таким образом, если гражданин является полностью недееспособным по решению суда, он не может быть субъектом трудового правоотношения, т. е. трудовой договор с ним не может быть заключен.

Наемные работники не имеют отношения к собственности работодателя (в смысле приобретения, распределения, отчуждения собственности работодателя).

Работающие собственники в отличие от наемных работников являются собственниками имущества общества, поэтому их правовой статус регулируется как нормами трудового, так и гражданского законодательства.

Имеются некоторые особенности правового статуса иностранного гражданина .

Иностранный гражданин не вправе находиться на государственной или муниципальной службе, замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, установленными Кодексом торгового мореплавания РФ, быть членом экипажа военного корабля РФ, или иного эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть командиром воздушного судна гражданской авиации и пр. (ст. 14 ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» о 25 июля 2002 года).

При приеме на работу иностранных граждан работодатель должен получить в установленном порядке разрешение на основании заключенных с ними трудовых договоров. При этом в качестве работодателя может быть как юридическое, так и физическое лицо. Иностранный гражданин также может выступать в качестве работодателя, если он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя . Иностранный гражданин может не иметь разрешение на работу, если он постоянно или временно проживает на территории Российской Федерации; является сотрудником дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств в РФ; сотрудником международных организаций, а также частным домашним работником указанных лиц, журналистом, аккредитованным в РФ; обучающимся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающим в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в котором он обучается и пр. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание (ст. 13 ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 01.01.01 года).

Порядок приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности регулируется ст. 18 ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 01.01.01 года. Для этого необходимо:

Наличие квоты (она утверждается Правительством РФ ежегодно по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ);

Приглашение выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающими вопросами внутренних дел (или его территориальным органом) по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем в соответствующий орган;

Одновременно с ходатайством работодатель представляет разрешение на привлечение и использование иностранных работников, документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника.

Работодатель обязан иметь разрешение на привлечение и использование иностранного работника; обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу; представить соответствующие документы для его регистрации; уведомить налоговый орган по месту своего учета в течение 10 дней; содействовать выезду из РФ иностранного работника после истечения срока трудового договора; оплачивать расходы при выезде иностранного гражданина из РФ при нарушении порядка привлечения и использования иностранного гражданина для работы; направлять в соответствующий орган исполнительной власти информацию о нарушении условий трудового договора иностранным работником и о досрочном расторжении договора с ним; направлять в соответствующий федеральный орган исполнительной власти информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

Разрешение на работу может аннулироваться, если иностранный гражданин, например, представил подложные документы; осужден за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; находится за пределами РФ более 6 месяцев и других случаях в соответствии с указанным ФЗ РФ.

Контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, его территориальными органами во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах компетенции.

3 вопрос.

Работодателем может быть как физическое , так и юридическое лицо (ст.20 ТК РФ). Причем, работодатель - юридическое лицо - независимо от формы собственности юридического лица и организационно-правовой формы деятельности. Работодатель - физическое лицо может быть как индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица, так и гражданином, не занимающимся предпринимательской деятельность. Имеются некоторые различия (это установлено Трудовым кодексом) в полномочиях работодателя юридического или физического лица. Например, работодатель - юридическое лицо обязан вести трудовые книжки на всех работников, проработавших в организации свыше 5 дней, если для них эта работа основная. Работодатели - физические лица не вправе вести трудовые книжки на работников (ст.66, 309 ТК). Имеются особенности в правовом статусе работодателя - физического лица, которые определены главой 48 ТК РФ. Например, такой работодатель обязан зарегистрировать трудовой договор с работником в соответствующем органе местного самоуправления (ст.303 ТК). Об изменении существенных условий трудового договора работодатель предупреждает работника в письменной форме не менее чем за 14 календарных дней (ст.306 ТК). Трудовой договор может быть прекращен не только по основаниям, предусмотренным ТК РФ, но и по основаниям, предусмотренным трудовым договором (ст.307 ТК).

Трудовая праводееспообстность работодателя возникает с момента его государственной регистрации, установленной ГК РФ (для работодателя юридического лица и индивидуального предпринимателя без образования юридического лица). Прекращается трудовая праводееспособность с момента исключения из государственного реестра (для работодателя юридического лица) и с момента прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в установленном ГК РФ порядке. Основаниями для прекращения деятельности работодателя могут быть прекращение их деятельности при банкротстве либо прекращении деятельности на основании решения полномочных органов или для индивидуального предпринимателя – это смерть.

Зотов Олег Анатольевич родился 12 сентября 1976 г. в г. Москве. По окончании средней школы в 1993 г. поступил на философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова (отделение философии). Специализировался по кафедре Истории зарубежной философии, тема дипломной работы: «Древнеирландское поэтическое проклятие: формально-культурологический аспект» (научный руководитель Г.Г. Майоров).

С октября 1997 по январь 1998 г. проходил учебную стажировку в Ирландской республике в рамках программы обмена между МГУ и Тринити Колледжем (Дублинский Университет), по итогам обучения в котором получил высшие оценки у ведущих ирландских специалистов.

По окончании учебы на философском факультете МГУ в 1998 г. (диплом с отличием) был рекомендован в очную аспирантуру философского факультета по кафедре Истории и теории мировой культуры. Тема диссертационного исследования: «Феномен сатиры в ирландской культуре раннего Средневековья». В процессе обучения в аспирантуре О.А. Зотов дважды проходил научную стажировку в Ирландии (сентябрь-октябрь 2000 г.; октябрь-декабрь 2002 г.).

С февраля 2002 по настоящий момент О.А. Зотов – старший преподаватель кафедры Истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ.

Сфера научных интересов О.А. Зотова - кельтология, медиевистика, теория и практика средневекового искусства гиберно-саксонского региона, общая теория культуры; с 1999 г. преподает древнеирландский язык. Начиная с 2000 г. регулярно выступает с сериями публичных лекций по кельтологии, истории и культуре средневековой Ирландии, им разработаны и апробированы два авторских спецкурса, рекомендованных к чтению на кафедре Истории и теории мировой культуры в 2002/2003 учебном году.

Лекции и спецкурсы

  • «Введение в кельтологию». (В рамках проекта ирландского культурного центра на базе Городской библиотеки N 27 ЦАО г. Москвы). Октябрь 1999 – май 2002 г.;
  • «Культура раннесредневековой Ирландии» (с февраля 2002 г. по наст. время с/к на каф. ИТМК; параллельно в рамках проекта ирландского культурного центра на базе Городской библиотеки N 27);
  • «Древнеирландский язык» (в рамках проекта ирландского культурного центра на базе Городской библиотеки N 27). С октября 1999 г. по наст. время (3 учебных группы).

Публикации

  • «К интерпретации одного фрагмента ирландского Жития св. Патрика» // Кельты: история, мифология, язык. Материалы 1-й студенческой конференции МГУ. М., 1996.
  • «Сis lir fodla a?re? Классификация сатир в древнеирландских текстах» // Язык и культура кельтов. Материалы XVIII ежегодного коллоквиума. Отв. ред. А.И. Фалилеев. 312 стр., СПб., 1998.
  • «Формы и функции раннеирландской сатиры» // Материалы Ломоносовских чтений Философского ф-та МГУ за 2000 г. М.: Изд-во МГУ, 2000 (0,4 п.л.).
  • «Раннеирландская сатира: проблема типологии» // Аспекты: Сборник статей по философским проблемам истории и современности. М.: Изд-во «Современные тетради», 2002.
  • 12 интернет-публикаций, включая электронные версии указанных статей и переводы с древнеирландского (фрагменты «Анналов Ульстера», «Анналов королевства Ирландии» и т.п.).

Философия. Под ред. Зотов А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В.

6-е изд., перераб. и доп. - М. : 2009. - 688 с.

Учебник подготовлен коллективом преподавателей Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Структура учебника максимально приближена к курсу философии, читаемому в настоящее время в большинстве вузов. В учебнике представлены: история философии, изложение философии в логическом плане - как системы идей, а также рассмотрены отдельные сферы философского знания, демонстрирующие, как философская методология может быть практически применена при исследовании специфических областей действительности. Авторы стремились сохранить полемический характер изложения, раскрывая перед читателем многообразие подходов, представленных в различных философских школах и направлениях. Для студентов высших учебных заведений.

Формат: pdf (2009 , 6-е изд., 688с.)

Размер: 30,1 Мб

Скачать: 08

Формат: pdf (200 4 , 2-е изд., 688с.)

Размер: 4,6 Мб

Скачать: 08 .02.2018г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Проспект" (см. примечание)

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ 3
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ 5
1. Предмет и объект философского знания 5
2. Философия и другие формы мировоззрения 11
3. Функции философии.
Место философии в системе культуры 16
4. Методы философского познания.
Философия как ценностное знание 20
СОЗНАНИЕ 27
1. Сознание как качество высокоорганизованного субъекта 27
2. Сознание в антропосоциогенезе 40
3. Уровни сознательной организации, сознание и подсознание 50
4. Общественное сознание 56
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ 63
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 85
1. Загадка древнегреческой цивилизации 65
2. Мифологическое мышление и первые философские идеи 68
3. Сущность и явление, противопоставление видимого и реального 75
4. Человек как мера всех вещей 78
5. Линия Демокрита и линия Платона 81
6. Философия Аристотеля 93
7. Позднеантичные философские учения 97
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 107
1. Философия Средних веков 107
2. Предсхоластический период 108
3. Ранняя схоластика 114
4. Высокая схоластика 120
ВОЗРОЖДЕНИЕ И РЕФОРМАЦИЯ 133
1. Предпосылки возникновения капитализма и новые мыслительные парадигмы 133
2. Возрождение 136
3. Реформация 146
ФИЛОСОФИЯ Н0В0Г0 ВРЕМЕНИ 153
1. «Знание- сила»- философия Ф.Бэкона и Т. Гоббса 154
2. Cogito ergo sum: философия картезианства 157
3. Дискуссии о врожденности знания. Дж. Локк и Г. Лейбниц 163
4. Французское Просвещение 171
5. Немецкое Просвещение 173
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 175
1. Истоки и предпосылки 175
2. Философия Канта 177
3. «Наукоучение» Фихте и «натурфилософия» Шеллинга 186
4. «Абсолютный идеализм» Гегеля 191
5. Антропология Фейербаха 195
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 107
1. Зарождение русской философии и ее особенности 197
2. Философская мысль русского Просвещения 200
3. Важнейшие течения в философии XIX в 204
4. Русская философия конца XIX- начала XX века 219
РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКАИ 225
ПРАГМАТИЗМ 227
1. Культурно-исторические предпосылки развития американской философии 227
2. Чарльз Пирс 231
3. Уильям Джеймс 238
4. Джон Дьюи 242
НЕОПОЗИТИВИЗМ 24В
1. Общая характеристика 246
2. Становление логического позитивизма 252
3. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна 268
4. Венский кружок 287
5. Логическая семантика 299
6. Идеи «позднего» Витгенштейна 304
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ 311
1. Феноменология как метод и как философское учение 311
2. Гуссерлева «Философия арифметики» и редукция в роли методологического принципа 315
3. «Логические исследования» 324
4. Процесс конституирования и проблематика времени. Феноменологическая редукция как метод и феноменология как фундаментальная онтология 328
5. Проблема «других Я». Интерсубъективность 334
6. Проблема судьбы европейской культуры. «Жизненный мир» 339
РАЗДЕЛ IV. ФИЛОСОФИЯ КАК СИСТЕМА ИДЕЙ 357
СТАНОВЛЕНИЕ ОНТОЛОГИИ КАК УЧЕНИЯ О БЫТИИ 350
1. Возникновение метафизического отношения к миру 359
2. Изначальные варианты решения онтологических проблем 361
3. Определение места онтологии в структуре метафизики (Аристотель) 370
ОВВЯТИЕ БЫТИЯ И ВДРИДВТЫ ОВТОДИГИИ 379
1. Бытие как существование 379
2. Онтологические модели бытия как существования.. 381
3. Понятие субстанции и субстанциональность бытия 391
4. Кризис онтологии. Иерархические модели бытия.... 392
ШУИДДМЕНШЬНЫЕ СВОЙСТВА N ДИАЛЕКТИКА БЫГНЯ 338
1. Движение как фундаментальное свойство бытия... 398
2. Движение и развитие. Модели развития 404
3. Диалектика бытия и всеобщие законы развития... 408
4. Детерминизм и развитие 416
5. Системность бытия 422
6. Пространственно-временные уровни бытия 433
И™"1 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И МИРУ 444
1. Понятие, основные проблемы и исторические варианты гносеологии 444
2. Субъект и объект познания 460
3. Сущность, динамика и основные характеристики знания 465
4. Понятие и основные концепции истины 469
РАЗДЕЛ V. СФЕРЫ ШИДРСРШСИНГО ЗНАНИЯ 493
И™*1 СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 495
1. Предмет и метод социальной философии 495
2. Деятельность как субстанция социокультурного мира 502
3. Понятие социального действия. Субъект и объект. Потребности и интересы общественного человека 509
4. Общество как организационная форма деятельности 520
ФИЛОСОФИЯ ШИШИ 532
1. Политология как наука и область философского знания 532
2. Перспективы развития политологии 539
3. Россия: поиск цивилизационной идентичности... 542
1. Этика как наука о морали 548
2. Этика в историческом развитии 555
3. Этика как система идей 558
4. Современная этика 563
ЭСТЕТИКИ 5М
1. Эстетическая ценность 574
2. Специфика эстетического суждения 584
3. Национальное и общечеловеческое в искусстве 593
4. Эстетика постмодернизма 598
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 602
1. Онтология и антропология 602
2. Человек в модусе позитивности 608
3. Плеснер. Человек- это не только личность 616
4. Гелен: Нулевая антропология 621
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ В24
1. Понятие философии науки 624
2. Логический позитивизм 628
3. Критический рационализм 634
4. Методология исследовательских программ
Имре Лакатоса 642
5. Парадигмальная философия науки Томаса Куна... 647
6. Герменевтическая методология гуманитарных наук 652
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ 659
1. «Техника»: истоки и эволюция понятия, современная трактовка 661
2. Природа технического знания 664
3. Техника и искусство 666
4. «Технократическая концепция» 667
5. Прогнозы и предостережения 670

Драма советской философии. Эвальд Васильевич Ильенков (Книга - диалог) Толстых Валентин Иванович

А.Ф. Зотов Отношение к прошлому как проблема нашего самоопределения

ЗОТОВ Анатолий Федорович - доктор философских наук, профессор Московского Государственного университета им. Ломоносова.

Любая переломная эпоха, время перемен, начинаясь с радикального отрицания всего, что было «до того», очень скоро (по меркам исторического времени) ставит более основательно вопрос об отношении к прошлому. Как к тому, непосредственному, «вчерашнему», что еще живо в наших собственных воспоминаниях, так и к более отдаленному, и потому туманному, четкий, почти чеканный образ которого возникает в результате рациональной реконструкции. (Но, кстати, чем более четок этот образ прошлого, тем больше сомнений он начинает вызывать у тех, кто хотел бы знать, что было на самом деле;

под этим углом зрения весьма показательно появление серии книг Г.В.Носовского и А.Т.Фоменко, в которых подвергнута критическому анализу вся история древней Руси, Англии и Рима 6 - вослед вызвавшей большой резонанс работе Л.Н.Гумилева «Древняя Русь и Великая степь», (М., 1993) - и той «разработке», в ходе которой демократические критики нашего социалистического прошлого не только «переворошили», но просто «перевернули вверх дном» всю историю «Руси Советской», которая в их публикациях предстала как сплошная пропаганда и результат сознательного мифотворчества).

Вопрос о прошлом, в котором явно или подспудно центром проблемы оказывается отношение к нему, его оценка предстает как важнейший компонент рефлексии, самопостижения общества. Такое обращение к прошлому, его восприятие как своего прошлого, т. е. уже не столько как уже мертвого, которое «было и быльем поросло», но в качестве живого компонента собственного бытия, которое «коренится в прошлом» (и, значит, питается его, этого прошлого, соками и обретает в освоенном прошлом основание и оправдание своих надежд на будущее), по - видимому, совершенно необходимый момент «самоопределения» любого устойчивого социального организма. Современная дискуссия на эти темы, с одной стороны, позволяет понять, продолжается ли Россия как некая органическая социокультурная целостность, которая имеет и так или иначе сохраняет многовековую историческую традицию, а сегодня, подобно змее, просто «меняет кожу», или «связь времен» в российской истории прервалась, прежний социальный организм умер (или находится при последнем издыхании), социальная структура нации распадается, в лучшем случае превращается в протоплазму. Возникающие в ней эфемерные образования могут быть зародышами новых стабильных структур, но не исключено также, что это - просто последние судороги умирающего тела, закат великой цивилизации.

Ответить на такой вопрос - вопрос для нашего поколения поистине роковой - совсем не просто, для кризисной ситуации характерна специфическая сложность, в которой рассудку трудно разобраться - не только потому, что традиционному научному рассудку действительность представляется результатом взаимодействия множества факторов, то есть таким «предметом», который сначала нужно подвергнуть анализу, «определить», представить в чистом виде компоненты ситуации (превратив их тем самым в самостоятельные силы); потом, выделив среди них главные, заняться реконструкцией, «восхождением от абстрактного к конкретному», в результате которой ситуация станет понятной. Таким образом, разум создает рациональные модели социального процесса; в итоге такой работы общество предстает как «сложный социальный механизм», а исторический процесс - как закономерное движение, «железная поступь» этого «механизма».

Но если даже не поднимать в общей форме вопроса о правомочности отождествления результата рациональной реконструкции с самим социальным процессом, есть причины усомниться, что кризисная ситуация вообще годится для того, чтобы применительно к ней использовать подобный, обычный для науки, подход. Ведь в период кризисов баланс факторов существенно иной, чем в «спокойные» эпохи. Во - первых, происходит смена в составе и расстановке действующих сил - иначе не имеет смысла говорить о переходной эпохе. Во - вторых, далеко не всегда очевидно, какие из действующих сил не являются эфемерными, короткоживущими образованиями (вроде множества предвыборных блоков, объявляющих себя политическими партиями), а, напротив, достаточно стабильны и потому сравнительно легко поддаются формализации в процессе рациональной реконструкции, которая призвана «прояснить ситуацию», заместить в сознании «человека разумного» ситуацию неясную, неопределенную и неустойчивую в обозримую систему сил, совокупное действие которых можно «исчислить» и экстраполировать на достаточно отдаленное будущее. В - третьих, возрастает роль факторов, которые в «спокойное» время можно и не учитывать, поскольку в «обычных обстоятельствах» спокойного периода они были бы без особого труда «погашены» другими, превалирующими (к примеру, в «спокойный» период общество так или иначе держит в узде преступность, кризисный период обычно сопровождает «криминальная революция», и обещание покончить с преступностью становится «козырной картой» в предвыборной игре). Если общество и теперь позволительно сравнивать с «машиной» - то разве что с такой машиной, в которой детали настолько износились и разболтались, что даже незначительная выбоина на дороге может стать причиной сокрушительной аварии.

В таких условиях исследователю, вместо принципа «спокойного» научного детерминизма, положенного в основание его рациональных реконструкций, больше подходит вероятностный подход, при котором оценка «внешних» и «слабых» факторов становится не менее важной, чем строгий расчет действия главных сил с опорой на «объективные законы». (Поэтому теперь умные социологи и политологи больше похожи на психологов или даже психоаналитиков: они предпочитают базировать свои предсказания не столько на объективных выкладках ученых - экономистов, сколько на субъективных мнениях экспертов и результатах массовых опросов, выявляющих перемены в настроениях населения).

Все это означает, что кризис - не просто «сложная», многофакторная ситуация, которую трудно «определить»; это еще и состояние объективной неоднозначности, развитие которого вовсе не предопределено - ни «свыше», будь то воля Всевышнего или объективные экономические или исторические законы, ни сложившимися обстоятельствами. Говоря несколько упрощенно, здесь «свобода» теснит «необходимость», и не только обретает автономию, а просто - напросто уже перестает быть не то что «проявлением необходимости», но и ее «дополнением». Соответственно и в поведении человека место разумного расчета занимает малообоснованная, эмоциональная реакция - иногда подлинно свободное действие человека, руководствующегося не выгодой, а этическими принципами; иногда случайная массовая вспышка гнева и ярости - тот самый бессмысленный и беспощадный русский бунт, о котором писал А.С.Пушкин в драме «Борис Годунов». Пытаясь определить свое положение, активная часть общества теперь тем или другим манером самоопределяется и тем самым вносит собственный - быть может, решающий - вклад в совокупность факторов, от которых зависит будущее. Если кризис еще не разрядился в бунт - значит, наше будущее, как я надеюсь, пока еще не «судьба», а только «возможность» - в худшем случае оно предстает как угроза, в лучшем - как надежда.

То, что мы, собравшиеся в этой аудитории, не столько предаемся воспоминаниям об Эвальде Васильевиче Ильенкове, сколько пытаемся понять как социальный феномен и феномен российской культуры его труды, его способ мышления, его взаимоотношения с людьми, его судьбу - это, конечно же, факт и нашего собственного исторического, социокультурного самоопределения.

Вряд ли среди нас найдется кто - либо, кто не согласится с утверждением, что Эвальд Ильенков был именно философом - не «преподавателем философии» и «научным работником в области философских наук, преподавателем ВУЗа и ВТУЗа», со «званием учителя средней школы», как было записано в наших тогдашних дипломах. То, что среди нас все - таки были и философы, а не сплошь преподаватели философии или партийные функционеры и политпросветчики, подготовленные на «идеологическом факультете», само по себе может послужить основанием вывода, что марксистская философия у нас так и не выродилась окончательно ни в квазирелигиозную догматику, ни - того хуже - в политпропаганду в форме учебной дисциплины (то, что Э.В.Ильенков был «подлинным» марксистом, для всех, знавших его, вне сомнений).

Разумеется, философская мысль в нашей стране в то время была живой не только в «школе Ильенкова», которая воспитала немало ярких и во многом самобытных продолжателей его дела; немало вполне серьезных разработок на счету наших методологов естествознания или «системников» (которые, на мой взгляд, часто были весьма сомнительными марксистами), а также методологов истории (которые, напротив, были достаточно правоверными, хотя отнюдь не догматическими, «истматчиками»). Но именно «школа Ильенкова», на мой взгляд, предстает, с одной стороны, как носительница (и хранительница) классической европейской философской традиции в СССР, а с другой, как своеобразный «мост», связывающий европейскую культурную традицию в области философии с русской культурной традицией, которая была частично подавлена, но частично также и ассимилирована в состав социалистической государственной машины нашей страны. Этой «машине», при всей ее внешней идейной «окраске», конечно, больше отвечал не марксизм в качестве живого течения мысли, философского направления, а марксизм, превращенный в учебную дисциплину, с программой, утвержденной партийно - государственными «аппаратчиками», и таким образом превращенный во что - то вроде устава караульной службы.

Европейский «антигегелевский переворот» в философии, в ходе которого возникла марксистская философия, сам был компонентом широких мировоззренческих, интеллектуальных и психологических преобразований, вектором которых было движение от «системы» к «ситуации», от «всеобщего» к «индивидуальному», от «рационального» к «эмоциональному», от «логического» к «психологическому», от жесткого детерминизма в картине мира к «плюралистической Вселенной», от приоритета «общественных интересов» к приоритету «прав личности». Это воистину был переход от «царства необходимости» к «царству свободы» - во всяком случае в области сознания. Сама гегелевская философия уже была отмечена такой печатью перехода: поэтому в ней логика стала не «формальной», а содержательной, не однозначной, а «диалектической»; если «случайность» и не получила еще в системе Гегеля равноправия с «необходимостью», но ее «относительная автономия» - как «проявления и дополнения необходимости» - была все же признана. Гегелевская философия уже была подготовлена самим автором к тому, чтобы быть «перевернутой с головы на ноги», сохранив при этом свое «рациональное ядро»; абсолютный дух был самим Гегелем подготовлен к «приземлению», к превращению в «язык» (как подлинную, демистифицированную, «субстанцию» культуры); в «национальную» или «классовую» идеологию; в «общественное сознание» и т. п. Он был подготовлен и к тому, чтобы перестать быть предметом философии как «метафизики» и стать предметом психологии как «позитивной науки». Какой бы компонент европейской культуры прошлого столетия мы ни взяли, везде можно заметить соответствующую смену приоритетов и трансформацию методов. Особенно заметно это, кстати, в исторических превращениях психологии этого периода, в спектре предметов которой мы найдем и бергсоновское «сверхсознание», и дильтееву «жизнь духа», и логическое мышление, и социальное поведение, и - в самом конце спектра - экспериментальные исследования сознания и физиологию нервных процессов (которая была поистине «психологией без души»).

Поэтому и «перевернутое», даже «переработанное» гегельянство, каковым по философской сути своей была европейская марксистская философия, в общем русле европейских преобразований выглядит не вершиной, не апогеем, а только промежуточным этапом: европейская философия просто должна была пойти «от Гегеля к Канту», от «картин мира» к феноменологии и к методологическим конструкциям. Европейская марксистская философия сама, по сути, превратилась в XX веке в политэкономию и социальную критику, «основным вопросом» которых стал вовсе не «вопрос об отношении мышления к бытию». То, что Маркс оставил не «Логику с большой буквы», а именно «логику Капитала», вовсе не было, на мой взгляд, следствием того, что ситуация не оставила ему времени заняться этим делом (подобно тому, как спад политической борьбы после революции 1905 г. в России, напротив, дал возможность В.ИЛенину написать его единственный специально философский труд - «Материализм и эмпириокритицизм»). Тему «постгегельянской метафизики», в том числе в сознании самого Маркса, развитие европейской цивилизации отодвинуло на периферию культуры, оставив ей, самое большее, статус «подсобной» феноменологической конструкции. «Метафизические потенции» гегелевского способа философствования объективно оказались в Европе XX столетия, по сути, невостребованными.

А вот в советской России, с ее марксистской идеологической «закваской», сложилась благоприятная ситуация для того, чтобы европейское философское мышление сделало очередной шаг, опираясь не на Канта, а на Гегеля, - что, на мой взгляд, и осуществили в своих трудах Э.В.Ильенков и «ильенковцы» (среди которых назову хотя бы Библера и Арсеньева, хотя серьезное влияние идей Э.В.Ильенкова испытали и очень многие из тех, кто не только никогда не принадлежал «организационно» к школе Ильенкова, но даже и не осознавал себя «ильенковцем»). Это утверждение на первый взгляд может показаться парадоксальным, если не просто ложным: разве не обвиняли Ильенкова в 1953 году в «гносеологизме»? Разве в 1965 году он получил премию им. Чернышевского не за цикл работ по теории познания диалектического материализма?! Однако в устах тогдашних критиков Э.В.Ильенкова ругательный термин «гносеологизм» перемежался с другим - «гегельянщина», причем оба выглядели синонимами; а ведь каждому более или менее грамотному историку европейской философии понятно, что сам термин «теория познания» обрел права гражданства в западной философии только во второй половине XIX века и обозначал специфическую, антиметафизически заостренную, исследовательскую программу, призванную научно обосновать отказ от метафизики: изучение познавательных «механизмов» должно было «преследовать лжеца до истока лжи» - т. е. проследить реальный процесс образования знания. Отсюда и требование опираться на достижения «опытных» наук - прежде всего «позитивную» психологию и физиологию нервной деятельности, историю умственного развития животных и ребенка; отсюда «генетическая» установка в изучении научных понятий; отсюда предпочтение индуктивных методов и «принцип непрерывности», «теоретико - познавательный идеализм» и т. д. и т. п.

В конечном счете теория познания «по - европейски» скорее приводила к выводу о бессмысленности «основного вопроса философии», чем к доказательству истин материалистического антипода идеалистической метафизики. Поэтому, кстати, и марксистская теория познания была на Западе куда менее влиятельна - даже среди естествоиспытателей - чем эмпириокритицизм или неокантианский методо - логизм. Гносеология же «по - ильенковски», напротив, была теснейшим образом, и вполне «позитивно», связана с онтологической проблематикой, и потому его гносеологические разработки были продолжены дискуссией о «природе идеального», стержнем которой было определение идеального, а отнюдь не исследование и описание деталей познавательного процесса. Этот же импульс определил дальнейший творческий путь Э.В.Ильенкова - разностороннее развитие им концепции человеческой деятельности как основания сознания человеческого индивида и культуры в целом. В этом плане он тоже - европейский мыслитель в широком смысле этих слов, продолжатель дела не только Маркса, но и Гёте (помните? - гётевс - кий Фауст трансформирует библейское «В начале было Слово…» в такое утверждение, которое звучит едва ли не как революционный лозунг: «В Деянии начало бытия!»). Стоит ли напоминать, подтверждая этот тезис касательно Э.В.Ильенкова, что он весьма высоко ставил Гёте - мыслителя и был тонким знатоком его поэзии?

Мне представляется также весьма примечательным и факт близости, не только личной, но и творческой, Э.В.Ильенкова с А.Ф.Лосевым, человеком глубоко верующим, который синтезировал в своих трудах - отнюдь не без успеха - европейский платонизм с русской православной традицией: «умный» философский материализм (сразу в двух смыслах - человеческого качества Э.В.Ильенкова как адепта этой школы и ориентации марксистского материализма на исследование «разумного» начала в истории - пусть даже расцениваемого как «вторичное») оказался ближе к «умному» (в том же двояком смысле) философскому идеализму, чем к вульгаризированному, превращенному в плоскую идеологическую дисциплину, «академическому» диамату… Но не свидетельствует ли этот факт о большем - о том, что и в советской России продолжала существовать интеллектуальная база для развития философской «метафизики Всеобщего», которая питала гегельянские «западнические» философские изыскания в дореволюционной России в то время, когда в Европе и Америке их быстро вытесняли куда более «индивидуалистичные» философские программы трансцендентализма и прагматизма, которые казались человеку русской культуры декларациями бездуховности?

А ностальгия по «национальной идее», получившая столь широкое распространение в современной России, призывы к восстановлению русской духовности в противоположность «западному» потребительству, оживленные религиозные искания - не свидетельство ли это в пользу предположения, что и сегодня прежняя западная метафизика - будь то платоновский идеализм или концепция языка как идеальной «субстанции» культуры - была бы ближе русской душе, чем современные западные экономические принципы, правовые нормы жизни и методологические концепции?

И не значит ли это, наконец, что точки исторических траекторий, в которых две философских культуры - русская и «западная» - предстали как наиболее сблизившиеся друг к другу «содержательно», оказались уже отделенными друг от друга «в другом измерении» - временным интервалом?

Sub specie aeternitatis философские достижения Э.В.Ильенкова (или А.Ф.Лосева) и его последователей в Москве, Киеве, Алма - Ате,

Минске и других интеллектуальных центрах бывшего Советского Союза не обесцениваются. Пусть даже сегодня, в «западной» системе отсчета, они выглядят «несвоевременными размышлениями» - так же, как современные «западные» философские идеи мы, в «нашей» системе отсчета, нынче числим по ведомству «зарубежной» (т. е., так или иначе, «не нашей») философии - в общий корпус мировой культуры и то, и другое входит на равных правах. И это, пожалуй, самое главное. Если именно история - способ человеческого бытия, то тематическая несинхронизированность философской проблематики в разных национальных культурах ничуть не более трагична, чем ее тематическая разнородность. Даже более того - она уже свидетельствует о принципиальной возможности «большого синтеза»! Войдя в состав отечественного философского наследия, деятельностная концепция идеального тем самым сделала наше современное мышление имплицитно более «европейским» - если даже в нем на определенный период возобладают «восточные» мотивы. Те, кто идут за нами, станут, во всяком случае, лучше понимать людей другой, в данном случае «западной», культуры; и это является главным условием взаимообогащения разных культур, даже если они всеми силами стремятся сохранить самостоятельность (может быть, кстати, что такова вообще оптимальная форма культурного синтеза!).

Из книги Идеология и утопия автора Маннгейм Карл

4. Контроль над коллективным бессознательным как проблема нашего времени Появление проблемы многообразия стилей мышления, возникших в процессе научного развития, и обнаружение скрытых ранее мотивов коллективного бессознательного – лишь один аспект духовного

Из книги Человек для себя автора Фромм Эрих Зелигманн

ГЛАВА V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино - государственная власть и философия, и пока не будут

Из книги Константин Леонтьев автора Бердяев Николай

Глава VI Религиозный путь. Дуализм. Пессимизм в отношении к земной жизни. Религиозная философия. Филаретовское и хомяковское православие. Отношение к католичеству. Трансцендентная религия и мистика. Натурализм и Апокалипсис. Отношение к старчеству. Отношение к смерти.

Из книги Непостижимое автора Франк Семен

3. Проблема основания или происхождения зла (проблема теодицеи) Однако вся непостижимость этой связи открывается нам, лишь если мы не потеряем из виду самой этой противоположности между внешним обликом, эмпирической картиной мирового бытия и его глубинным внутренним

Из книги Тайны пространства и времени автора Комаров Виктор

От настоящего – к прошлому В тех случаях, когда речь идет о явлениях космического порядка, в соотношение времен вмешиваются еще и гигантские космические расстояния.Как известно, лучи света, как и другие электромагнитные излучения, распространяются в пространстве со

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала Внутренний мир человека - это единый духовный опыт взаимодействия его личности как с внешними фактами

Из книги Вовлечение другого [Очерки политической теории] автора Хабермас Юрген

2. О смысле и бессмысленности национального самоопределения Согласно национальному принципу нации обладают правом на самоопределение. Поэтому всякая нация, которая стремится управлять собой самостоятельно, имеет право на независимое государственное существование.

Из книги Основные понятия метафизики. Мир – Конечность – Одиночество автора Хайдеггер Мартин

Ь) Отношение нашего философствующего вопрошания к зоологии и биологии Зоология - да и всякая наука - исторична, причем не только в прогрессе получаемых результатов, но и в регрессе своей манеры вопрошания. Регрессивные моменты какой-нибудь науки почти всегда незаметны,

Из книги Семантическая концепция истины и основания семантики автора Тарский Альфред

§ 64. Первые черты феномена мира: раскрытость сущего как сущего и «как»; отношение к сущему как давание и не-давание бытия (отношение-к..., себя-удержание, самость) Когда, переходя от обсуждения тезиса о том, что животное скудомирно, к рассмотрению тезиса «человек

Из книги Исследования по феноменологии сознания автора Молчанов Виктор Игоревич

§ 66. Собственная раскрытость живой природы и перемещенность вот-бытия в кольцевое окружение живого как своеобразное фундаментальное отношение к нему. Разнообразие видов бытия, их возможное единство и проблема мира Прежде всего надо вспомнить о различных способах

Из книги Формирование философии марксизма автора Ойзерман Теодор Ильич

18. Отношение нашего определения к философской проблеме истины и к различным эпистемологическим направлениям. Я слышал замечание о том, что формальное определение истины не имеет никакого отношения к "философской проблеме истины". Однако никто и никогда не объяснил

Из книги Диалектика эстетического процесса.Диалектика эстетического как теория чувственного познания автора Канарский Анатолий Станиславович

§ 2. Хайдеггер и Кант. Проблема сознания и проблема человека. Анализ хайдеггеровской интерпретации «Критики чистого разума» Как следует из введения в «Бытие и время», интерпретация кантовской философии должна была составить один из разделов II части этой работы, которая

Из книги Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии автора Ванеян Степан С.

3. Свобода и ее необходимое проявление в печати. Идеальное и материальное, сущность и явление. Природа государства и его отношение к частным интересам. Проблема объективной закономерности Необходимым выражением самосознания и внутренне присущей ему интеллектуальной

Из книги автора

Из книги автора

Проблема эстетического как проблема самоцельности чувственного Сложно и многогранно человеческое чувственное состояние. Но в процессе, в живой смене этих состояний достаточно четко прослеживается и устойчивая особенность их проявления. Ни одно из таких состояний не

Из книги автора

Проблема архитектурного смысла – проблема истории искусства Так мы приходим к кругу проблем, связанных уже не столько с самим строительным искусством, сколько с наукой, которая призвана анализировать и как раз интерпретировать, в том числе, и архитектурные памятники

Loading...Loading...