Христианская церковь в италии. Православные церкви в италии

После католицизма православие - вторая по числу верующих в Италии религия. Русские православные церкви и приходы можно найти во многих точках Апеннин. Сегодня их насчитывается около 50 на всем полуострове...

Интересный факт - за последние годы православная конфессия расширилась в десятки раз. Около 1,4 миллиона верующих посещают православные церкви и приходы в Италии. Это выходцы из России, Украины, Беларуси, Молдовы, но не только. На службе можно увидеть и итальянцев. Один просто интересуется славянской культурой, у второго жена «из наших», третий добровольно и всем сердцем принял православие. А четвертый - сам батюшка ли даже настоятель! Но об этом чуть ниже. А пока что совершим маленький экскурс в занимательную историю русского православия на территории благословенных итальянских земель.

Первыми русскими храмами в Италии стали домовые церкви русской аристократии, еще в первой четверти 19 столетия. Например, в усадьбе у княгини Е.Голициной, графа Н.Демидова и Д.Бутурлина. И хотя государственные решения об открытии православных храмов на Апеннинах были приняты еще в конце 18 века, на практике ни одно из них не было исполнено. Что поделаешь, времена были лихие, бурные политические события, как и сейчас, тормозили многие славные начинания. Лишь в 1823 году в Тоскане был открыт первый, скажем так, «дипломатический» храм.

С новой силой русская православная жизнь во всей Европе «расцвела» после революции 1917 года. Для многих эмигрантов вера стала последним оплотом. «Мы потеряли родину, но осталась церковь», написал один из тех, кто оказался вынужден покинуть новую Россию… Большую роль в расширении русской православной общины в Италии, конечно, сыграла крупная волна эмиграции в начале 1990-х. Когда в страны «загнивающего империализма» хлынул огромный людской поток из бывшего СССР - в поисках новых возможностей для работы, в поисках лучшей жизни.

Итак, православных церквей и приходов в Италии около полусотни. Сегодня мы расскажем про несколько самых известных.

МИЛАН

Паломничество в Милан обычно пролегает вдоль светящихся яркими витринами роскошных улиц Монтенаполеоне и Спига, строгой «Ла Скалы» и ажурного Дуомо. А между тем в итальянской столице моды находится множество православных святынь и несколько (мы насчитали 7) активных православных приходов.

Православный Храм святых Сергия Радонежского и Серафима Сарова

Parrocchia dei Santi Sergio di Radonez e Serafino di Sarov

Милая православная церквушка находится в самом сердце Милана - недалеко от via Dante, ведущей к замку Сфорца, на тихой улочке Джулини (via Giulini), на углу с улицей Порлецца (via Porlezza). Приход святых Сергия и Серафима располагается в боковой капелле Сан-Винченцо - когда-то большой церкви при женском монастыре, основанном еще в 8 веке. Во время второй мировой бомбы союзников оставили от этого монастыря одни руины. В конце 1960-х удалось восстановить лишь небольшую его часть, внутри которой разместились «по-соседски» кинотеатр, силовая установка и приход православной церкви.

Нынешний настоятель храма, архимандрит Димитрий (Фантини) - итальянец, служит на церковнославянском языке. Что-то наизусть, что-то по записям. По профессии отец Димитрий - доктор, и до пенсии совмещал две этих службы. В больнице врачевал тела, в приходе - души.

К отцу Димитрию приходят не только русскоязычные, но и итальянцы. Архимандрит говорит, что некоторые из его соотечественников не просто остаются и переходят в православную веру. Есть такие, кто становится монахом. Есть те, кто священником сегодня служит в других приходах на севере Италии.

Православно-Греческая Церковь Благовещения Святой Богоматери
Chiesa Greco-Ortodossa dell’Annunciazione della SS. Madre di Dio

Этот православный храм находится в районе Corso Buenos Aires, на перпендикулярной ему улице Ромоло Джесси (Romolo Gessi, 19), недалеко от метро Lima. Храм занимает уцелевшую часть исторического здания, где когда-то располагался городской лазарет для больных чумой, свирепствовавшей в Милане в 1630 году. Эти трагические события ярко описал знаменитый итальянский писатель-романист Алессандро Манзони.

РИМ

Церковь святителя Николая Чудотворца

Русский православный храм на улице Палестро (Via Palestro, 69/71) - самый старый из русских приходов в Италии. По указу императора Александра I он должен быть построен еще в 1804 году. Уже и решили, во имя кого освятить церковь - во имя апостолов Павла и Петра. Но внешнеполитическая ситуация помешала, и храм (теперь уже святителя Николая Чудотворца) увидел свет лишь в 1823 году.

Несколько раз он менял свое местоположение. А в 1867-1870 отношения между русской православной церковью и папским престолом накалились до того, что на три года Никольскую церковь вообще закрыли, и русские ездили в Неаполь на богослужения.

Новый и по сей день актуальный адрес храм приобрел в 1931 году, когда приход получил в наследство трехэтажный особняк княжны М.Чернышевой («Палаццо Чернышев»), завещанный ею ещё в конце 1800-х. деньги. Пожертвования на устройство храма были получены даже от королевы Италии Елены Савойской.

Церковь Святой великомученицы Екатерины

И в этом случае история начинается издалека - в конце 19 века, когда начался сбор средств на строительство православного храма в Риме. «Царскую лепту» в 10 тысяч рублей внес Николай II. Вслед за ним пожертвования делали великие князья, московские фабриканты и сибирские золотопромышленники. А с 1913 года сбор средств шел по всей России-матушке. В 1915 году возглавляемый князем Абамалек-Лазаревым Строительный комитет приобрел участок на холме у набережной реки Тибр на имя посольства России. Однако революция помешала задуманному.

Лишь спустя 80 лет о строительстве храма в Риме заговорили снова, и в 2009 году на вилле Абамелек на территории Посольского комплекса был возведен храм Святой великомученицы Екатерины. Сегодня он считается одной из достопримечательностей Рима. В храме хранятся важные святыни, среди которых - мощи святой великомученицы Екатерины.

ФЛОРЕНЦИЯ

Для начала нужно сказать, что "русская Флоренция" — это целый культурно-исторический феномен. Богатый и многогранный. Особая тяга россиян к красоте Тосканы и ее мягкому климату выражалась не только в частых путешествиях. На залитых солнцем тосканских землях пару столетий назад возникла целая колония состоятельных аристократов и художников.
Православная церковь стала не только одним из самых высоких проявлений русской жизни во Флоренции. Своими прекрасными формами и убранством она обогатила и дополнила культурное достояние "колыбели Ренессанса".

Церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца

Строительство этой красивейшей церкви началось еще в 1899 году. За основу проекта было взято московско-ярославское зодчество 17 века - то есть периода наивысшего расцвета русской храмовой культуры. Роскошный мраморный иконостас - дар императора Николая II.

Случилось так, что после революции Русская церковь не могла больше поддерживать храм, и вскоре перешел под крыло Константинополя. В 1920-1930х в нем находились усыпальницы членов греческой королевской семьи - королев Ольги и Софии, короля Константина I.

Однако сегодня прекрасная церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца находится в составе русской православной церкви. Она располагается на via Leone X, недалеко от Центрального вокзала.

САН-РЕМО

Храм Христа Спасителя

Chiesa di Cristo Salvatore

В 1875 году Сан-Ремо впервые посетила Мария Александровна. Российская императрица провела здесь все зимние месяцы. Морской курортный город и без того славился среди русской аристократии своим мягким теплым климатом, способным вылечить почти любые болезни. А после визита Ее Величества жизнь высшего русского общества в Сан-Ремо и вовсе забила ключом. Сюда приезжали на зиму многие известные семьи. А ближайшие православные храмы находились в Ментоне и Ницце.

В начале XX века русская община Сан-Ремо выступила с инициативой построить православный храм. Пожалуй, это первый в Италии случай, когда с идеей выступили не российский Императорский двор, а не Синод, а именно люди. Необходимые средства на строительство были собраны очень быстро. И сам царь выделил 2 тысячи рублей. В 1912 году был заложен первый камень, а через год после этого Храм Христа Спасителя увидел свет.

Православный храм в Сан-Ремо возведен по проекту легендарного архитектора Щусева в стиле московских соборов 17 века. Известно, что его кузина Анна Суханина, которая постоянно жила в Италии, однажды обратилась к двоюродному брату, и он безвозмездно сделал эскиз и подготовил чертежи. А далее церковь строилась под руководством Пьетро Агости - известного архитектора того времени.

Украшенный изразцами и каменной резьбой русский православный храм считается одним из самых красивых зданий в Сан-Ремо. В годы Второй мировой с ним случилось удивительная история - пробив крышу, в церковь попала бомба. Она застряла в полу и не разорвалась!

ТРИЕСТЕ

Церковь Святого Спиридона (по-другому Православный храм Святой Троицы и Святого Спиридона)

Церковь православной сербской общины в Триесте можно отыскать на улице Святого Спиридона (via San Spiridione), что у Большого Канала (Grande Canale). Этот один из старейших православных храмов Италии основан в 1869 году и выполнен в неовизантийском архитектурном стиле.

Образцом для этого стиля - с его приземистыми куполами - послужил Софийский храм в Константинополе и особенно ярко проявился именно в церковном зодчестве. Другой яркий пример - белоснежная базилика Сакре-Кер в Париже.

АПУЛИЯ

Церковь святителя Николая Чудотворца
La Chiesa Russa di Bari

Еще один оплот русского православия находится на самом «каблуке» Италии, в апулийском городе Бари. Говоря об этом храме, снова никак не обойтись без упоминания имени знаменитого русского и затем советского архитектора Алексея Щусева, которого называют одним из самых крупных знатоков древне-русского зодчества. Между делом напомним, что именно по проектам Щусева были возведены мавзолей Ленина и Казанский вокзал в Москве, храм-памятник на Куликовом поле и многие важнейшие российские достопримечательности.

Итак, строительство Церкви Святителя Николая Чудотворца в Барии продолжалось 6 лет - с 1913 по 1919ый. Средства на это снова собирали по всей Руси. По «Высочайшему повелению» на праздники святителя Николая Чудотворца во всех храмах на территории Российской империи устраивался тарелочный сбор - «на БарГрад». Сам Николай II пожертвовал в этот раз 10 тысяч рублей.

Ансамбль церковных построек на Corso Benedetto Croce выполнен в стиле псковско-новгородского зодчества 15 века. В храме есть два придела: верхний — святителя Николая Чудотворца и нижний — святителя Спиридона Тримифунтского. Среди святынь этой церкви - икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей.

В 2011 году Банк России выпустил памятную серебряную монету номиналов 2 рубля с изображением церкви Николая Чудотворца в Барии - прекрасного, наполненного светом места, куда каждый православный человек может прийти в порыве отчаяния, чтобы обрести успокоение и душевный мир…

Недавно архиепископ Егорьевский Марк (Головков) решением Священного Синода назначен временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии. При этом он ещё возглавляет Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, Патриаршую наградную комиссию, Северо-Западное и Северное викариатства Москвы, Венско-Австрийскую и Венгерскую епархии. Однако новое назначение занимает в этом ряду особое место.

Пустующие храмы передают православным

Владыка Марк, недавно прозвучало сообщение о том, что в Италии число православных верующих достигло миллиона, а количество наших приходов в этой стране выросло за последние годы в десятки раз. Что это за итальянский феномен, который стал ещё одним местом вашего служения?

Это довольно крупное образование, которое сейчас называется администрацией Московской Патриархии в Италии, действительно развивается очень динамично. Ведь совсем недавно, в 1990-х годах, у нас не было в этой стране практически ни одного прихода. Потом появилось подворье в Бари. В 2000 году решением членов прихода вернулся в Московскую Патриархию храм на улице Палестро в Риме, затем в Риме же был построен ещё один храм - великомученицы Екатерины. Постепенно стали появляться наши приходы и в других итальянских городах и провинциях. А сейчас у нас в Италии уже более 50 общин. Конечно, они разные и по численности, и по условиям. Не у всех ещё есть свои храмы. Всё-таки большей частью богослужения совершаем в храмах, которые предоставляют нам католики. Ведь в последнее время католические храмы здесь становятся всё более невостребованными. Поэтому передача храма другой христианской Церкви представляется для многих епархий и монашеских общин хорошим выходом. Люди, которые в этих храмах молились, конечно, не хотят, чтобы там разместилось что-то совсем другое. И они хотели бы, чтобы там совершалось богослужение христианское. Поэтому в некоторых случаях такая передача происходит в достаточно благоприятных условиях.

- Это аренда?

По-разному бывает. Иногда и безвозмездное пользование, иногда за небольшие деньги. Главное, что такая практика существует. И, конечно, без помощи католических епархий мы в Италии не смогли бы в той степени развиться, в какой развились на сегодняшний день. А многие люди, которые теперь стали нашими прихожанами, остались бы без духовной помощи и поддержки.

Украинский Неаполь и молдавская Венеция

- Что за люди - прихожане, почему их стало больше?

В Италии наша паства особая. Здесь это не столько эмигранты, сколько те, кто приехали, как правило, на заработки, большей частью - с Украины и из Молдовы, в меньшей степени - из России. Эти люди ухаживают за стариками, детьми, трудятся на стройках, на других нелёгких и непопулярных работах. Их становится всё больше. Вот, например, в Неаполе, где католическая епархия передала нам храм, потребность в нём оказалась очень высока. Ведь в самом городе и его окрестностях сейчас проживают десятки тысяч выходцев с Украины. А в Венеции один священник показывал мне выписку из городского реестра о регистрации пяти тысяч молдаван, которые стали там самой крупной диаспорой. Так вот, при том, что в целом религиозность в Европе, и в частности в Италии, падает, среди этих людей тяга к вере высока. С одной стороны, потому что они выходцы преимущественно из западных областей Украины и Молдовы, где религиозные традиции очень сильны. А с другой стороны, даже те, кто, может быть, не часто посещал храмы на родине, здесь, на чужбине, идут в православную общину, потому что в ней находят не только место молитвы, но и общение с соотечественниками и даже социальную помощь.

- Что это значит?

Например, помощь в трудоустройстве. Этим тоже занимаются наши приходы. Итальянцы теперь уже нередко обращаются в православные храмы в надежде, скажем, получить добросовестного работника для ухода за пожилым или больным человеком. Так священник помогает кому-то из прихожан устроиться на работу. Конечно, бескорыстно. Интересно, что в чисто этнических общинах отношения бывают несколько иными. Узнав о вакансии, человек продаёт её земляку, и недёшево: от 200 до 600 евро, при этом ещё неизвестно, как долго удастся на этом месте работать.

- А у Русской Зарубежной Церкви в Италии приходы есть?

Практически нет. Есть несколько приходов Константинопольского Патриархата, есть приходы Румынской Церкви. В целом же сейчас православие в Италии является второй религией по количеству прихожан после католиков. Не протестанты, не мусульмане, а именно православные. Это факт.

Ориентиры для паломников

- Как найти наш приход, оказавшись в Италии? Есть ли там православные святыни?

На сайте Патриархия.ру справа размещена карта зарубежных приходов. Там указаны и координаты, и фамилии священников, и электронные адреса. Очень просто найти всю информацию о наших приходах и стать участником богослужения. А православных святынь в Италии очень много. Прежде всего в Риме, где пострадали и апостол Пётр, и апостол Павел, и многие раннехристианские мученики. Известное место православного паломничества - Бари, где хранятся мощи Николая Чудотворца. И в Венеции тоже много православных святынь. Настоятель нашего прихода в Венеции отец Алексий Ястребов очень хорошо знает эту тему. Он написал книгу о святынях Венеции, создал фильм. И думаю, он с радостью поможет посетить святыни. Также рады будут соотечественникам и в любом нашем приходе.

Беседовал Валерий Коновалов

Ноябрь 2, 2016

В Италии титульная религия - католицизм, но немало и православных храмов и приходов. Даже если вы не являетесь сторонником христианских конфессий, посетить святые места будет интересно всем.

Самые известные направления для паломничества:

Бари.
Один из самых почитаемых святых в странах постсоветского пространства - Николай Чудотворец (Николай Угодник, Святитель Николай, Николай Мирликийский). В Италии известен как San Nicola di Bari (Святой Николай из Бари).
Базилика Святого Николая (ит. Basilica di San Nicola). была специально построена для хранения мощей святого, которые привезли из древнего города Мира (сейчас находится в Турции). Принадлежит католической церкви, но в крипте (подземное помещение) базилики проходят совместные православные богослужения. По четвергам, если они не совпадают с другими важными праздниками, совершаются богослужения византийского (греческого) обряда.
9 мая (в православии это 22 мая) - праздник города Бари и день перемещения мощей Николая Чудотворца.
Памятные даты в православии: 19 декабря, 22 мая, 11 августа, каждый будний четверг.
Для католиков это: 6 декабря, 9 мая, 29 июля.
Largo Papa Urbano II, 70122 Бари, Италия

Церковь святителя Николая Чудотворца (для итальянцев - La Chiesa Russa di Bari /// Русская церковь в Бари). Принадлежит Московской Патриархии и Русской Православной Церкви Заграницей. Построена по византийскому типу двухэтажных церквей, в псковско-новгородского зодчества XV века. Церковь построена относительно недавно - в начале прошлого века. Строительство было связано с устройством в Бари подворья специально для паломников, прибывающих к мощам Николая Чудотворца. Сейчас на территории церкви находятся 2-х и 3-х этажные здания для всех желающих. Стоимость и условия проживания на официальном сайте Патриаршего подворья:
http://bargrad.com
Corso Benedetto Croce, 130-140, 70125 Бари, Италия

Таранто.
Скальные церкви — довольно распространённое явление для Италии. Это когда в природных ущельях организованы религиозные места с соответствующим антуражем. Апулия в VIII-X веках была довольно пустынным краем и сюда бежали монахи-иконописцы, после того как в Византии император Лев III в 726 году запретил писать святые иконы. Для житья и своих творений они выбирали природные убежища, в которых и написали уникальные фрески. По-итальянски ущелье — gravina. Этим же словом и называют такие скальные церкви.
Где посмотреть:
⇒ Региональный природный парк «Земля гравин» (ит. Il Parco naturale Terra delle Gravine)
⇒ В небольшом городе Массафра расположены две действующие гравины: святого апостола и евангелиста Марка и гравину Божией Матери делла Скала.
Palazzo De Notaristefani — Massafra Via Vittorio Veneto, 15

Италия – одна из древних колыбелей христианства. К сожалению, разделение 1054 года существенно уменьшило контакты христианского Востока с итальянскими христианами. Тем не менее православие продолжало свою жизнь в этом крае, развивалось.

Ставропигиальный храм Русской Православной Церкви в Риме в честь св. вмц. Екатерины

Живы, активны православные приходы в Италии и сегодня. Сегодня особенно, когда в Италию устремляются, в надежде трудоустроиться, многие украинцы, румыны, молдаване и другие представители православных культур. Чем живёт православие в Италии сегодня? Какое место занимает среди других христианских конфессий? Чем отличается итальянское православие от других европейских Православных Церквей? На эти и другие вопросы отвечает известный историк итальянского православия, литератор Михаил Талалай (Италия).

– Расскажите, пожалуйста, с чего начался Ваш интерес как исследователя к сфере истории Церкви, в частности православной Италии?

– Как исследователь я сформировался на родине – в Ленинграде/Петербурге и поначалу позиционировал себя как краевед. Существовало и существует также неуклюжее «петербурговед» (москвичам-москвоведам тут лучше). В области краеведения меня занимали «белые пятна», те зоны истории великого города, которые в советские времена табуировались. Одним из главных направлений моих поисков была церковная история Петербурга, храмостроительство и даже «храморазрушение», что считалось антисоветским дискурсом. Первая моя статья, в самиздате, анонимная, так и называлась – «О судьбе петербургских храмов». Я хорошо представлял историю Церкви новейшего времени, знал имена, специфику, участвовал в православной жизни позднесоветского Ленинграда. Когда же стал обосновываться в Италии – а это был постепенный процесс – очень органично очутился в православной Италии. Долгое время я был прихожанином православной общины во Флоренции, а это (у меня есть специальная статья) – «петербургский памятник», так как с берегов Невы приехали архитектор, художники и многие другие. А главный стимул, как и для всех исследователей, для меня состоял в том, что история православной Италии была совсем не изучена – в отличие, скажем, от Франции и Германии, где существует развитая православная диаспора.

– Какими юрисдикциями представлено нынешнее православие в Италии?

– Почти всеми! Проще сказать, каких нет. Была даже представлена Автокефальная Православная Церковь в Польше! Но здесь – специфика Италии: так как в «польскую» православную общину входили итальянцы, жители Сардинии, так уж получилось во время поисков канонической основы. Конечно же, широко представлены все национальные Церкви – Румынская, Болгарская, Грузинская и другие. Есть даже старообрядческая община – самая большая в Западной Европе.

– В чем уникальная специфика православия в Италии по сравнению с другими европейскими странами?

– В первую очередь Италия находится под сенью Ватикана, пусть это официально другое государство: Папы Римские, даже и не итальянцы, по традиции охотно принимают участие в итальянских делах. Так что – густая католическая среда, на фоне которой, до недавних времен, до Второго Ватиканского Собора, православных воспринимали как схизматиков. Теперь наши Православные Церкви воспринимают здесь как разделенные Церкви-Сестры, и итальянцы проявляют в отношении нас радушие, что и в целом свойственно этому чудесному народу. Однако не приветствуются переходы из католицизма в православие: «Где родился, там и сгодился». Наши священники ведут себя весьма дипломатично и «миссией» не занимаются. Другая особенность – Римско-Католическая Церковь за два тысячелетия практически беспрепятственной деятельности собрала на италийской земле великое множество святынь – мощей, икон, и для православных это источник радости и вдохновения.

– Почему самые многочисленные православные общины в современной Италии – румынские, молдавские?

– Потому что здесь это самая могучая диаспора эмигрантов. У Италии были особые отношения еще с социалистической Румынией, которая на поздних порах не препятствовала трудовой эмиграции. На автомобильных фабриках Турина еще в 80-е годы появилась масса румын (и в их числе – потомков старообрядцев, бежавших от Петра Первого в турецкие земли, ныне румынские). Румынам и молдаванам проще освоиться в итальянском пространстве и благодаря языковой близости. Интересно, что эти народы не сливаются под одними православными «куполами»: молдаване жалуются, что румыны к ним относятся свысока, и посему предпочитают общины Московского Патриархата, где к тому же выходцы из бывшего Советского Союза с общим культурно-политическим прошлым.

– В каких итальянских регионах больше всего православных и почему?

– Там, где больше всего эмиграции из Восточной Европы – в промышленно-развитых северных областях (в Ломбардии, Пьемонте, Эмилии-Романье).

– Есть ли итальяноязычные православные приходы в Италии или православие здесь слишком тесно связано с национальной идентичностью мигрантов, членов общин?

– Конечно, в настоящий период массовой трудовой эмиграции на первом плане – национальная идентичность. Однако в 1970–80-е годы было иначе. Существовала целая группа италоязычных приходов – в Милане, Турине, Болонье, Палермо. Это уникальное явление – православной диаспоры тогда почти не существовало, за исключением греческой, весьма обособленной, этноцентричной. И в тот момент едва теплившуюся православную жизнь поддержала плеяда итальянцев, принявших православие. Некоторые из них, будучи учителями, врачами и проч., стали священниками, продолжая свою прежнюю профессиональную деятельность. В поисках канонической основы они преимущественно обустроились под омофором Московского Патриархата, который не боялся трений с Ватиканом из-за этих переходов (случалось, что и католические священники принимали православие, а это уже скандал). Сейчас выросло уже новое поколение православных священников-итальянцев.

Ставропигиальный храм Русской Православной Церкви в Риме в честь св. вмц. Екатерины, интерьер

– Во Франции в своё время был проект Галльской Церкви, который, однако, из-за эксцентричности личности Ковалевского, одного из его инициаторов, так и не был реализован в полной мере (новая юрисдикция всё же появилась, но не была признана канонической). А были ли проекты Итальянской Православной Церкви?

– Да, такая попытка была, но, увы, ее осуществил ушедший в раскол Евлогий Хесслер, бывший католический монах, ставший в 1970-е годы православным иеромонахом, главой большой миланской общины в составе Московского Патриархата. Однако он в чаянии епископского сана ушел к греческим «старостильникам», и за его перемещениями теперь вообще трудно уследить. Пытался он провозгласить и Итальянскую автономию. Все это весьма маргинально…

– Православные в Италии служат преимущественно в арендованных помещениях, или предоставленных местными властями домах, приспособленных под храм, или…?

Общего правила нет. Если говорить о соотечественниках, то есть и исторические храмы, устроенные императорской Россией: их пять, и они стали предметом моей диссертации, а затем монографии. Конечно, новые православные общины ищут поначалу опустевшие католические пространства и часто находят: католики передали православным свои упраздненные церкви в Милане, Турине, Неаполе и ряде других городов. Но иногда межконфессиональные отношения не складываются, по разным причинам. Встречаются католические архиереи, которые – негласно – но не приветствуют рост православной диаспоры, и в таких местах приходится арендовать или искать поддержку у других некатолических конфессий. Например, в Неаполе – при предыдущем архиепископе православным пришлось поначалу служить у вальденсов, потом при братстве св. Эгидия. Пришел новый католический архиерей – и ситуация кардинально изменилась.

– В последнее время среди итальянских католиков наблюдается интерес к православному наследию. Одним из подтверждений этому может служить огромный христианский форум в Римини, который предоставляет свои площадки для экспозиций о православии: и для выставки о новомучениках и истории гонений на Православную Церковь (2013), и для выставки о митрополите Антонии Сурожском (2015) и пр. Как Вы думаете, с чем связан такой интерес?

– Итальянцы – чувствительный живой народ. В последние годы многие заинтересовались истоками христианства, иконой, восточной мистикой. Есть даже некая мода на так называемый восточный, или византийский обряд. Кроме того, итальянцев поразило свидетельство православия перед лицом небывалых гонений. Удивляет их и размах паломничества православных – например, в Бари, к Святителю Николе Чудотворцу.

Беседовала Анна Голубицкая

В итоге в IX-XI вв. на Сицилии и в Южной Италии установилась уникальная ситуация особого сосуществования двух параллельных юрисдикций, своеобразная юрисдикционная «чересполосица»: в одной и той же области одни города были подчинены латинским епископам, находящимся в подчинении римского папы, а другие города – греческим архиереям, подчиненным Константинопольскому патриарху. Между этими параллельными юрисдикциями периодически возникали противоречия и споры, которые, как полагают многие авторы, и стали подлинной причиной разрыва евхаристического общения между Западной и Восточной Церковью в XI в.

Кроме того, в XI в. Сицилия и Южная Италия были захвачены норманнами, которые признавали себя находящимися в юрисдикции Рима, и поэтому все греческие кафедры на территории нового норманнского государства были насильственно подчинены римскому престолу.

Константинопольский патриархат не признал законность захвата Римским престолом своих канонических структур на территории Италии и несколько раз пытался восстановить там власть греческих епископов, подчиненных Константинополю. Однако из-за политических обстоятельств сделать это было невозможно.

Лишь только в середине XII в., во время византийской «реконкисты» – кратковременного завоевания восточных частей Южной Италии, некоторые православные итальянские епархии Константинопольского патриархата смогли продолжить свое существование.

Считая территории Сицилии и Южной Италии своими, Константинопольский патриархат никогда не претендовал на области центральной и северной Италии, продолжая считать их территориями Западной Церкви. Несмотря на полный разрыв отношений с Римом и даже на признание еретичности исповедания Римского престола, в византийское время в Константинополе считали совершенно невозможным изменение древних канонических границ, установленных для пяти патриархатов.

Поэтому даже в середине XV в. когда патриарх Иосиф II вместе с делегацией восточных епископов (куда входил и знаменитый свт. Марк Ефесский) отправился на Ферраро-Флорентийский Собор. По прибытии в Северную Италию он незамедлительно прекратил служить архиерейским чином даже в своей походной церкви, поскольку счел, что прибыл на чужую каноническую территорию, где он не может служить без разрешения. Патриарх Иосиф продолжил служить по-архиерейски только после того, как испросил и получил на это специальное разрешение у римского папы.

Позиция Константинополя не изменилась и после падения Византии. Когда в 1577 г. представилась возможность рукоположить православного епископа для окормления православных на севере Италии, то Константинопольский Синод не стал создавать для этого специальной епархии, а отправил в Италию для окормления православных приходов известного богослова митрополита Филадельфийского Гавриила Севира.

С тех пор попечение о православных приходах на северно-итальянских территориях традиционно возлагалось Константинопольским патриархатом на иерарха, имеющего титул Филадельфийского митрополита, который постоянно проживал в Венеции, где грекам разрешили построить большой православный храм. Этим подчеркивалось, что Константинопольский патриархат не рассматривает Северную Италия в качестве своей территории, а лишь только окормляет православную диаспору, существующую на канонической территории римского патриархата.

Той же позиции относительно прав Западной Церкви первоначально придерживалась и Русская Церковь, открывая свои приходы на территории Западной Европы: все европейские приходы Русской Церкви подчинялись Санкт-Петербургскому митрополиту, и для них не образовывалось никакой отдельной епархии.

Только в начале ХХ в. русские иерархи, бежавшие заграницу, приступили к учреждению местных епархий на территории Западной Европы. В 1924 г. был рукоположен первый епископ Берлинский Тихон (Лященко), за ним начались массовые назначения русских архиереев в другие европейские города.

Вслед за русскими этой новой традиции последовали и иные Поместные Церкви, также ставшие рукополагать епископов с местными титулами. Причем игнорировались даже древние права Константинопольского патриарха на Сицилию и Южную Италию, которая также стала рассматриваться многими Поместными Церквами как «ничейная» территория.

Подобная практика привела к невероятной канонической ситуации, когда в одном и том же городе образовалось сразу несколько одноименных епархий, разделенных по национальному признаку. Такая же ситуация сложилась и в Италии, где в настоящее время существуют одноименные Итальянские епархии Константинопольского, Болгарского, Сербского, Румынского и Грузинского патриархатов.

Свои приходы на итальянской территории имеют и некоторые другие Поместные Церкви, не образуя специальных итальянских епархий. Так, Русская Церковь представлена в Италии Корсунской епархией и некоторыми приходами Русской Зарубежной Церкви.

Loading...Loading...