Предстоятель русской православной церкви патриарх кирилл. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси (Гундяев Владимир Михайлович)

20 ноября 2017 года, в понедельник седмицы 25-й по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В этот день Его Святейшеству исполнился 71 год.

В 2017 году отмечается 170-летие основания официального представительства Русской Православной Церкви в Святой Земле ― Русской духовной миссии во Святом Граде Иерусалиме, а также 200-летие со дня рождения начальника Русской духовной миссии архимандрита Антонина (Капустина). В торжественном богослужении в Храме Христа Спасителя участвовали Преосвященные архипастыри и священнослужители, ранее занимавшие должность начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, а также действующий начальник Духовной миссии.

За Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Игнатия (Суранова) во епископа Мариинско-Посадского, викария Чебоксарской епархии (Чувашская митрополия).

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1963-1965 гг.; митрополит Валентин (Мищук); митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава; митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви; митрополит Воронежский и Лискинский Сергий; митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1982-1986 гг.; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1986-1988 гг.; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации; митрополит Казанский и Татарстанский Феофан; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей; митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1993-2002 гг.; митрополит Рязанский и Михайловский Марк, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Савватий; митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий; митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церкви, ректор Киевской духовной академии; митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; архиепископ Сурожский Елисей, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 2002-2006 гг.; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Якутский и Ленский Роман; епископ Гурий (Шалимов); епископ Видновский Тихон; епископ Звенигородский Антоний, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Серпуховской Роман; епископ Подольский Тихон, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 2006-2009 гг.; епископ Краснослободский и Темниковский Климент; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Волгодонский и Сальский Корнилий; епископ Канашский и Янтиковский Стефан; епископ Балашихинский Николай; епископ Нефтекамский и Октябрьский Амвросий; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав; епископ Алатырский и Порецкий Феодор; епископ Шахтинский и Миллеровский Симон; епископ Вяземский и Гагаринский Сергий; епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря; епископ Бронницкий Парамон, наместник Донского ставропигиального монастыря; епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий; епископ Переславский и Угличский Феодор; епископ Луховицкий Петр; епископ Люберецкий Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи; епископ Рославльский и Десногорский Мелетий.

Также Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили: протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; архимандрит Александр (Елисов), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме; архимандрит Никита (Латушко), настоятель Свято-Троицкого храма в Всеволожске (Санкт-Петербургская митрополия), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1988-1993 гг.; архимандрит Исидор (Минаев), настоятель храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала) в Санкт-Петербурге, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 2009-2013 гг.; игумен Феофан (Лукьянов), заведующий Сектором протокола ОВЦС МП, и.о. начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме в 2013-2015 гг.; священник Александр Волков, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси; духовенство г. Москвы и Чувашской митрополии.

На богослужении присутствовали: полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов; президент Приднестровской Молдавской Республики В.Н. Красносельский; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Гаврилов; вице-президент Республики Абхазия В.В. Габния; депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра Москвы и советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин; Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Абхазия в Российской Федерации И.М. Ахба; Чрезвычайны и Полномочный посол Латвийской Республики в Российской Федерации Марис Риекстиньш; председатель Государственного совета Чувашской Республики В.Н. Филимонов; руководитель Департамента национальной политики межрегиональных связей и туризма г. Москвы В.И. Сучков; заместитель председателя совета директоров ПАО «ФосАгро» А.Н. Гурьев; председатель правления, генеральный директор ПАО «ФосАгро» А.А. Гурьев.

За Литургией молились председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, духовенство, монашествующие и миряне, пришедшие в Храм Христа Спасителя помолиться со Святейшим Патриархом Кириллом в день рождения Его Святейшества.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция богослужения.

В сугубую ектению были включены особые прошения о здравии Святейшего Патриарха Кирилла. После сугубой ектении митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий прочитал молитву о Предстоятеле Русской Православной Церкви.

Затем Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине.

На заупокойной ектении были вознесены прошения о упокоении душ усопших наставников и родственников Его Святейшества, в том числе рабов Божиих митрополита Никодима, протоиерея Михаила, Раисы, иерея Василия, Параскевы.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Максим Кравченко, настоятель храма Введения Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил заупокойную литию по почившим начальникам Русской духовной миссии в Иерусалиме.

Затем Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Мариинско-Посадского Игнатия, викария Чебоксарской епархии, на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Игнатий!

Днесь всемощная благодать от Отца исходящего и Сыном ниспосылаемого Утешителя Духа освятила твое естество. Окруженный сонмом иерархов, пастырей и мирян, видимых очами телесными, и осененный крылами бесплотных Сил Небесных, зримых очами духовными, ты приял под сводами сего храма дар епископства, дабы «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).

Соделавшись преемником апостольского служения, облекшись во святительские одеяния, ты, как и твои предшественники - собратья-архипастыри, стоишь пред нами в ожидании напутствия Предстоятеля. Внемли же Патриаршему наставлению и запечатлей его в своем сердце. Да поможет тебе оно надлежащим образом проходить епископское поприще, представлять себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2:15).

Архипастырское служение сколь высоко, столь и многотрудно. Высоко потому, что является продолжением на земле великого и славного служения учеников Христовых, тех, чьи очи сподобились видеть, руки - осязать, а уши - слышать воплотившегося нас ради Сына Отчего. Средоточием апостольской миссии стало благовестие о Иисусе Воскресшем. Посланники от имени Христова (2 Кор. 5:20), они шествовали даже до края земли (Деян. 1:8), призывая людей примириться с Богом (2 Кор. 5:20), покаяться, обратить к Нему свои сердца. Отныне и тебе надлежит продолжать их дело на земле, осолять этот мир спасительными евангельскими глаголами, быть ему светом (Мф. 5:13).

Как я уже сказал, епископское служение не только высоко, но и многотрудно. Оно требует самоотверженности и терпения, верности долгу и мужества. Помни, что апостолы без остатка отдали жизнь своему возлюбленному Учителю. Помни, что они не искали покоя, не страшились трудов и испытаний, не боялись ни мучителей, ни мучений, ни самой смерти. Помни и подражай им в служении.

В этом году вместе со 100-летиемвосстановления Поместным Собором Патриаршества мы вспоминаем начало скорбного пути Русской Церкви, явившей великий сонм свидетелей Истины, мучеников и исповедников. По милости Божией сегодня мы не сталкиваемся с открытыми гонениями, не подвергаемся преследованиям за веру. Однако в любую эпоху подлинное исповедание Господа и Спасителя нашего требует стойкости и силы духа, ибо нередко сопровождается различными трудностями и притеснениями. Этому исповеданию могут сопутствовать и беды от лжебратии, и восстающие на душу соблазны и искушения.

«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33), - говорит Христос Своим ученикам. Ничего не страшись, ибо «князь мира сего осужден» (Ин. 16:11). Дерзай, не бойся, только веруй, и вера твоя спасет тебя (Лк. 8:48-50). Совершая епископские труды, никогда не забывай эти слова Победителя смерти и Подателя жизни. Пусть они ободряют тебя в предстоящем служении. Итак, дерзай и, подобно апостолам, со смелостью не переставай учить и благовествовать об Иисусе Христе (Деян. 5:42). Дерзай и со тщанием паси Его словесное стадо, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно (1 Пет. 5:2). Дерзай и с горячей верой, с непреложным упованием на Господа совершай возложенное на тебя ответственное послушание.

Пусть примером епископского служения будет для тебя святитель Игнатий, епископ Кавказский, в честь коего ты наречен в монашестве. Сей усердный молитвенник и строгий воздержник явил нам также яркий образ ревностного архипастыря и вдохновенного проповедника, опытного душепопечителя и деятельного храмостроителя. По немощи телесной он недолго был правящим архиереем. Однако за время пребывания на кафедре этот дивный служитель Господень сумел вопреки непростым внешним обстоятельствам взрастить многие плоды на ниве Христовой. Призываю тебя в епископском делании уподобиться своему небесному покровителю, неустанно ревновавшему о славе Божие.

Как же явить себя пастырем добрым - таким, каким был святитель Игнатий? Где обрести силы, разумение, волю? Для этого нужно «быть епископом своего сердца и приносить в жертву Христу помышления и чувствования, освященные Духом» . Эти замечательные слова произнес некогда настоятель Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий при наречении во епископа Кавказского и Черноморского, и этим словам он всегда старался следовать сам. Прежде всего будь епископом своего сердца, благоразумным управителем дома своей души. Тогда ты сможешь стать настоящим епископом человеческих сердец, мудрым управителем вверяемого твоему попечению удела церковного.

Священный Синод определил тебе проходить служение на земле Чувашии, где ты родился и вырос, принял священный сан и нес различные ответственные послушания. Призываю тебя быть ревностным и единомысленным соработником Преосвященного Варнавы, митрополита Чебоксарского и Чувашского, который долгие годы заботится об устроении церковной жизни в регионе. Помогай правящему архиерею в трудах по развитию в епархии просветительской и катехизаторской деятельности, в работе с молодежью, в служении милосердия, а также в иных благих начинаниях на пользу церковную. Яви себя, по слову Писания, добрым домостроителем многоразличной благодати Божией (1 Пет. 4:10), который все свои силы и способности полагает к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф. 4:12).

С таким напутствием вручаю тебе этот епископский жезл - символ архипастырской власти и сопряженной с ней великой ответственности за души человеческие. Теперь же благослови предстоящих людей, молитвенно соучаствовавших ныне в твоей хиротонии. Аминь».

По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

После возглашения многолетия Предстоятелю Русской Церкви митрополит Ювеналий обратился к Святейшему Владыке: «Ваше Святейшество! Только что Вы совершили поминовение тружеников Русской духовной миссии в Иерусалиме. Я хотел бы выразить Вам сердечную признательность за то, что несколько дней тому назад Вы благословили бывшим начальникам и труженикам Русской духовной миссии в Иерусалиме совершить паломничество в Святую Землю и отметить там 170-летие со дня основания Русской духовной миссии в Иерусалиме. Я имею долг передать Вам любовь и благопожелания Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского, который вместе с нашей делегацией совершал молитву и у Гроба Господня, и в нашей Русской духовной миссии в Иерусалиме».

Затем митрополит Ювеналий зачитал членов Священного Синода Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу.

Митрополит Ювеналий преподнес Его Святейшеству дары от Священного Синода ― копию интронизационных куколя и мантии святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, а также букет роз. «В этом году мы отмечаем 100-летие восстановления Патриаршества, и в эти дни мы вспоминаем интронизацию Святейшего Патриарха Тихона. Примите точную копию Патриарших куколя и мантии, в которых Святейший Патриарх Тихон был в тот исторический момент», ― сказал митрополит Ювеналий.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие владыки! Всечестные отцы! Братья и сестры!

Я хотел бы сердечно всех вас поблагодарить за то, что вы в этот будний день собрались в таком множестве, чтобы вместе со мной помолиться. Я не праздную сегодня никакой круглой даты - просто очередная веха жизни. Но если она сопровождается общецерковной молитвой, то становится очень важным духовным моментом лично для меня. Я сознаю, что мои немощные силы укрепляются молитвой многих архипастырей, пастырей, народа Божиего.

В рядовом Евангельском чтении (Лк. 12:42-48), которое мы сегодня слышали, есть замечательные слова: с того, кому много вручено, много и взыщется. Эти слова прямо относятся, в том числе, к служению Патриарха. Патриарху многое вручено Церковью. Избирая Патриарха, Церковь надеется, что он, став во главе епископата, клира, мирян, не будет делать ошибок, которые нанесли бы непоправимый урон церковной жизни; что он будет хранить непоколебимо, неизменно веру православную; что он будет объединять епископат, клир, верующий народ; что он будет прозревать проблемы текущего времени и, опираясь на Церковь, формировать общецерковный ответ на эти проблемы. Сегодня я могу с полной уверенностью сказать: именно благодаря поддержке епископата - Архиерейского Собора, Священного Синода, - благодаря мощной поддержке народа, которую я чувствую и в молитвах, и в ваших письмах, и в ваших добрых взглядах, Церковь наша, проходящая через очень непростые исторические условия, сегодня по милости Божией укрепляется. Открываются новые епархии, храмы, монастыри, много воскресных школ, разного рода учебные заведения. Проводится значительная работа и с молодежью, и с социально незащищенными людьми - нуждающимися, инвалидами. Ведется большая воспитательная и образовательная работа, миссионеры трудятся по всему лицу нашей Церкви. Все это, конечно, наполняет мою душу радостью, но одновременно повышает и уровень ответственности. Когда у Церкви практически не было никаких возможностей, кроме совершения богослужений в храмах и монастырях, тогда и спрос был другой. А сегодня перед нами открыты возможности оказания реального духовного влияния на весь наш народ, и потому спрашивать нас будут, по слову сегодняшнего Евангелия, по максимуму: что в этих новых исторических условиях, условиях свободы для Церкви, несмотря на постоянно препятствующие церковному деланию темные силы, каждый из нас сделал и делает. Планка ответственности сегодня очень высока. И первое, что нужно нам всем, - осознать высоту этой планки и измерять свои труды не только по количеству совершенных богослужений и произнесенных проповедей, не по тому, как откликаются на наши слова верующие люди, собравшиеся в храмах, а по тому, что происходит в нашем народе и с нашим народом.

По мере возрастания возможностей для церковной проповеди многократно возрастают соблазны, которыми искушаются души наших людей. Сегодня грех не просто очевиден, хотя на протяжении всей истории люди пытались грехи скрывать, считая их чем-то непристойным, неправильным. Сегодня грех демонстрируется самым притягательным способом через кинематограф, через театр, через иные формы искусства. Искусство, которое призвано культивировать человеческую личность, обогащать ее, поднимать ее к небу, становится гирей, которая не дает человеку взлететь. Конечно, я имею в виду не все искусство, но то, которое в последние годы заявляет о своей особой роли и о своем праве нести народу искушение и грех, сбивая людей с толку. К сожалению, значительная часть нашей интеллигенции повторяет губительную ошибку своих предшественников, доведших страну до гибельных революционных событий, столетие которых мы в этом году вспоминаем.

Сегодня не то время, чтобы раскачивать лодку человеческих страстей, потому что и без того на человека оказывается слишком большое негативное воздействие, разрушающее его духовную жизнь. Сегодня время сплочения всех здоровых сил. Церковь, искусство, культура, наши писатели, ученые, все те, кто любит Родину, должны сегодня быть вместе, потому что мы входим в критический период развития человеческой цивилизации. Это видно невооруженным глазом, и нужно быть слепым, чтобы не видеть приближения грозных мгновений истории, о которых говорил в книге Откровения апостол и евангелист Иоанн Богослов. О времени том никто не знает (Мф. 24:36), но приближение или удаление этого времени зависит от нас - от Церкви Божией и от каждого человека. Тот, кто живет по правде, кто борется с грехом, - он на стороне света и правды, он своей жизнью, своим творчеством, особенно если этот человек публичный и способный влиять на других, может затормозить это сползание всего человечества в бездну окончания истории.

Наша брань действительно не против плоти и крови, но против миродержителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной (Еф. 6:12). И поэтому сегодня, когда я слышу добрые слова в мой адрес, я радуюсь вашей доброте, вашей братской поддержке, но одновременно прошу и каждого из вас, братья-архипастыри и духовенство, осознать нашу общую историческую ответственность за наш народ, за нашу страну, если хотите, за род человеческий. Потому что в Русской Церкви, как и в каждой Церкви, как и в каждом приходе отображается вся полнота Единой Святой Соборной Апостольской Церкви. Верим, что Господь будет с нами. Но для того чтобы не поддаваться искушениям, мы должны быть сильны, мы должны быть сплочены как никогда. Единство нашей Церкви, преодоление разделений и расколов, в том числе на Украине, является важной задачей, которая стоит перед всеми нами.

Православная Церковь, терзаемая извне в самое опасное время послереволюционного бытия, претерпевала нестерпимые муки и от внутренних разделений. Но знаем, что Господь, проведя народ наш через многие страдания, Церковь нашу через Голгофу, силой Своей даровал Церкви единство, а в народе возродил веру. Верим, что и сегодня Господь наш, Спаситель и Промыслитель мира, сохранит нас в единстве, восстановит единство там, где оно разрушено, всех нас укрепит в вере, народ наш - в благочестии, и даст возможность проводить мирную жизнь в вере, надежде, любви, своими трудами утверждая Божию правду в истории, а значит, приостанавливая действие темной силы, обращающее человеческую историю в движение к пропасти. И да поможет нам во всем этом Господь. Благодарю вас всех за ваши святые молитвы».

По окончании богослужения в Храме Христа Спасителя состоялся прием в честь дня рождения Его Святейшества. Со словами поздравления выступил президент Приднестровской Молдавской Республики В.Н. Красносельский, было зачитано приветствие Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

В Патриарших покоях Храма Христа Спасителя Предстоятель Русской Православной Церкви принял поздравления от епископата, столичного духовенства, монашества и мирян. Поздравить Святейшего Патриарха Кирилла также прибыли председатель Государственной Думы ФС РФ В.В. Володин, заместитель председателя Правительства РФ О.А. Голодец, первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ С.В. Кириенко, мэр Москвы С.С. Собянин и др.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Патриарх Кирилл, биография которого интересует сегодня очень многих людей, является Предстоятелем Православной Русской Церкви и признан одним из самых влиятельных и уважаемых людей нашего времени. Факты его жизни подтверждают истинное предназначение человека, который выбрал в жизни этот нелегкий, но благородный путь служения Богу.

Биография Патриарха Кирилла (Гундяева Владимира Михайловича) началась в Советском Союзе. Он родился в 1946 году, 20 ноября. Отец его трудился в те годы механиком на заводе им. а мама преподавала в средней школе немецкий язык. Семья была очень набожная и интеллигентная, в ней чтили Библию и соблюдали все христианские заповеди. Дед по отцовской линии прошел сталинские ссылки и лагеря. Дед Владимира был одним из первых узников знаменитого Соловецкого лагеря, а осужден он был за борьбу против церковного обновленчества и провел в заключении около 30 лет. Отец, Михаил Васильевич, окончил Высшие курсы Богословия, но за «нелояльность» к властям был арестован в 1934 году и провел в лагере на Колыме три года. После рождения сына Владимира Михаил Васильевич в 1947 году становится священником. Рукоположен он был в сан диакона, а затем и иерея, начав служить при храме, находящемся на Васильевском острове.

Патриарх Кирилл - биография

В средней школе Владимир проучился 8 классов, совмещая последние годы учебы с работой картографа. В 1965 году он поступил в Высшую духовную академию, которую блестяще окончил в 1970 году. В 1969 году Владимир Гундяев был пострижен в монашество, после чего наречен именем Кирилл. С этого момента начинается новый этап в жизни будущего Кирилла. Он много и усердно трудится: преподает, является помощником инспектора духовных школ Ленинграда и классным наставником, в качестве секретаря митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Николая Ротова). В 1971 году его возводят в сан архимандрита. Патриарх Кирилл, биография которого содержит сведения о его необыкновенном трудолюбии и стремлении служить Богу и людям, достоен всяческого уважения. В 1974 году он становится ректором духовной академии и вскоре епископом Выборгским, а в 1984 - архиепископом Смоленским и Вяземским. Архиепископом Смоленским и Калининградским будущий патриарх становится в 1986 году, а в 1991 году он возведен в очередной сан - митрополита.

Митрополит Кирилл - биография

С 1989 года является Председателем Отдела Внешних сношений Патриархата Москвы, Председателем комиссии Синода. Он успешно служит на благо Отечеству и Православию. Несмотря на такую загруженность, Митрополит Кирилл начинает вести на первом канале духовно-просветительскую передачу «Слово пастыря», которая и по сей день приносит людям Слово Божие. Митрополит Кирилл, биография которого может послужить примером беззаветного служения Господу нашему и людям, все силы посвящает служению обществу, считая это главным свои долгом.

27 января 2010 года был избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Ныне здравствующий Патриарх Кирилл, биография которого полна яркими событиями православной жизни, с достоинством несет Патриарший крест и содействует все большему укреплению Православия не только в нашей стране, но и в СНГ, и странах всего мира. Он постоянно совершает пастырские визиты, принимает участие в Богослужениях, при его непосредственном участии созданы 8 новых епархий. Святейший Патриарх Кирилл непрестанно трудится во благо не только православных, но и представителей других религиозных конфессий, чьим уважением заслуженно пользуется. Биография Патриарха Кирилла продолжается, и все православные молятся о том, чтобы Господь дал ему многие лета и крепкого здоровья для дальнейшей деятельности на этом тяжелом Патриаршем поприще.

Патриарх Кирилл – широко известная личность современной России, обильная деятельность которого вызывает уважение во всем мире. Помимо своих основных обязанностей глава православной церкви вносит вклад в развитие России, глубоко вникает во внешнеполитическую деятельность страны и ведет активную благотворительную программу.

Родился Патриарх Кирилл (в миру Гундяев Владимир Михайлович) в культурной столице России 20 ноября 1946 года в семье священника. Отец будущего Патриарха Московского и всея Руси к моменту рождения сына был рукоположен в иереи храма Смоленской иконы Божьей матери, а мать Раиса Кучина работала учителем немецкого языка в местной школе. Владимир Михайлович в семье был средним ребенком, у него есть старший брат Николай и младшая сестра Елена, деятельность которых также тесно связана с религией.


Детство Патриарха Кирилла прошло как у обычных детей – он закончил восемь классов среднеобразовательной школы, после которой поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а по ее окончанию в духовную академию. В 1969 году он был пострижен в монашество, где его нарекли именем Кирилл.

В 1970 году будущий глава православной церкви с отличием окончил духовную академию и получил степень кандидата богословия. С этого момента и началась церковная деятельность священника, который достиг религиозной вершины и стал первым в истории Патриархом Московским и всея Руси, рожденным в Советском Союзе.

Епископство

Религиозная деятельность Патриарха Кирилла с самых истоков стремительно развивалась. В течении первого года после окончания духовной академии и монашеского пострига священник несколько раз возводился в высший сан, а также был назначен представителем Московского патриархата при Женевском Всемирном совете церквей. Через три года он получил назначение на должность ректора духовной семинарии и академии Ленинграда и возглавил епархиальный совет Ленинградской митрополии.


В марте 1976 года отец Кирилл получил посвящение в сан епископа и стал членом комиссии по вопросам межцерковных сношений и христианского единства в Синоде. В 1977 году епископ Выборгский был возведен в сан архиепископа, а через год уже управлял патриаршими приходами в Финляндии. В 1978 году архиепископ Кирилл стал заместителем главы Отдела внешних церковных сношений и начал преподавательскую деятельность в Московской Духовной Академии.


В 1984 году будущий глава Православной церкви был назначен архиепископом Вяземским и Смоленским, а в 1986 году стал управляющими православными приходами Калининградской области. Проявив недюжинное трудолюбие и желание служить Богу, Патриарх Кирилл в 1989 году был назначен постоянным членом Синода, где активно участвовал в разработке законов о вероисповедании и религиозных свободах. В феврале 1991 года архиепископ Кирилл был возведен в сан митрополита.


В период развала СССР и политических потрясений в России он занимал четкую миротворческую позицию, чем завоевал доверие и уважение среди населения. Тогда же митрополит внес значимый вклад в сохранение и укрепление мира, за что трижды награждался почетной Ловийской премией.

В период середины 90-х годов Московская патриархия существенно проявила свою политическую активность, а будущий глава Православной церкви стал своего рода «премьер-министром русской церкви». Благодаря ему произошло воссоединение Русской Православной Церкви с приходами в зарубежье, а также были стабилизированы отношения РПЦ с Ватиканом.

Патриаршество

К патриархальному престолу митрополит Кирилл пришел благодаря своей активной общественной и политической деятельности. Начиная с 1995 года он вел плодотворную работу с правительством РФ и широко освещал духовно-просветительские вопросы на телевидении в программе «Слово пастыря». Тогда ему удалось создать концепцию РПЦ в области церковно-государственных отношений, и уже в 2000 году были приняты Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.


В 2008 году после смерти Алексия II местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Кирилл, который в 2009 году на поместном голосовании был избран Патриархом Московским и всея Руси, набрав 507 голосов и 677 возможных. Интронизация митрополита Кирилла прошла 1 февраля 2009 года. На церемонии присутствовали первые лица политической элиты страны, а именно действующий тогда президент России с супругой , премьер-министр РФ , супруга экс-президента страны и глава Молдавии Владимир Воронин. Руководство России тогда выразило надежду на дальнейшее сотрудничество РПЦ с государством.


Патриарх Кирилл до сегодняшнего несет патриарший крест. Он регулярно совершает визиты за границу, где его считают человеком с фундаментальными знаниями, широкой эрудицией и высоким интеллектом. Его встречи с западными религиозными деятелями существенно укрепили положение РПЦ и расширили границы сотрудничества между Россией и зарубежными государствами.

Скандалы

Несмотря на данные соцопросов, подтверждающие, что патриарха Кирилла поддерживают порядка 99% населения, он неоднократно становился фигурантом громких скандалов, широко обсуждаемых в обществе. Его критиковали за участие в организации импорта табачной и алкогольной продукции в Россию и незаконном пользовании налоговыми льготами. Тогда большинство религиозных деятелей назвали данную акцию провокацией главы православной церкви и намерением запятнать имя религиозного человека.


После этого духовнослужителя попытались уличить в материальных слабостях, на которые по церковным законам он не имеет права. Зарубежные СМИ «насчитали», что состояние патриарха Кирилла достигло 4 млрд долларов. При этом во владения главы Патриархата «включили» дорогостоящий пентхаус, золотые часы Breguet, стоимостью 30 тыс евро, яхты, самолеты и дорогие автомобили.


На все скандалы, связанные со своей персоной, патриарх Кирилл сделал категоричные опровержения и заявил, что средства Московской патриархии используются по целевому направлению и идут на развитие храмов и благотворительность. Все подобные заявления глава православной церкви считает попытками унизить и подорвать его авторитет в РПЦ, а «критикующих церковь» людей призывает к духовному исцелению.

Личная жизнь

Личная жизнь патриарха Кирилла заключается в служении людям и Богу. Он по церковным законам не имеет возможности иметь мирскую семью. Дети Патриарха Кирилла – это его многочисленная паства. Глава православной церкви уделяет особое внимание благотворительности и заботе над детьми, лишившихся родительской опеки.


Помимо этого он глубоко вникает в политические процессы России, ведет активную внешнеполитическую деятельность и смело высказывает свое мнение, даже если оно идет вразрез с идеологией политической элиты РФ.

Особое место в жизни патриарха Кирилла занимает научно-просветительская деятельность. Он является автором ряда книг и статей об истории христианской церкви и православном единстве. Помимо этого он является почетным членом российских и зарубежных духовных академий и входит в состав Комиссии по госпремиям в области литературы.

В современной России Патриарх Кирилл является знаменитой и известной личностью. Его деятельность высоко оценивается, так как глава православной церкви вносит значительный вклад в развитие религии. Помимо этого, Кирилл, в миру Гундяев Владимир Михайлович, активно участвует в различных политических процессах и организовывает благотворительные проекты.

Жены у Владимира Михайловича нет, так как он полностью ведет церковный образ жизни. В связи со своей деятельностью Патриарх часто консультирует молодоженов, рассказывая о целях, задачах и предназначении семьи в обществе.

Дети Патриарха Кирилла

Детьми Патриарха являются прихожане, которые слушают его проповеди. Тем не менее, духовный наставник заботится о сиротах, которые были брошены в младенчестве. Он намеренно создает благотворительные фонды в помощь детям-инвалидам.

Биография Патриарха Кирилла

Гундяев Владимир Михайлович родился в Северной столицы РФ 20.11.1946 года. Поначалу Владимир учился в обычной средней школе, но по окончании восьми классов поступи в Духовную семинарию в Санкт-Петербурге. Монашество он принял в конце 1960-х, тогда и получил свое новое имя – Кирилл.

Кандидатом богословия Кирилл стал вначале 1970-х, с этого момента он начал проводить церковную деятельность, достигший статуса — «Патриарх Московский и вся Руси».

После окончания академии, религиозная деятельность молодого человека развивалась стремительно. Сначала его поставили ректором духовной семинарии Санкт-Петербурга, а затем назначили главой епархиального совета.

В середине 1970-х Кирилл стал епископом, решая проблемы межцерковных отношений. В конце 1970-х он уехал в Финляндию управлять патриаршими приходами. Чуть позже Кирилла отправили в Калининград для организации церковных направлений. За трудолюбие и непомерное желание служить Богу священника сделали постоянным членом Синода. До 1990-х он разрабатывал религиозные законы для церкви, пока не причислили сан митрополита.

Во времена развала СССР Кирилл старался наладить связь между народом и политиками. Он занимал миролюбивую позицию, что сделало его известной личностью в России. Стоит отметить, что богослужитель не раз награждался Ловийской премией за укрепление мира. Несмотря на трудные времена 1990-х, Кирилл работал с западными церквями, создавая положительный образ РПЦ. И это ему удалось, Русская Православная церковь сблизилась с Ватиканом.

Кирилл умел выделиться от остальных, так как вел общественную и политическую деятельность, решал многие социальные вопросы и поддерживал обездоленных людей. Таким образом, он дошел до патриархального престола. В середине 1990-х ему предоставили эфирное время на телеканале, Кирилл вел программу под названием «Слово пастыря», где освещал вопросы духовно-просветительского характера.

И уже в 2009 году богослужителя выбрали Патриархом Московским и всея Руси. Церемония восхождения на патриарший престол проходила в кругу политических деятелей, общественников и президента Российской Федерации. Правительство выразило надежду на сотрудничество между государством и Русской Православной Церковью.

И по сей день, Кирилл является патриархом, часто ездит за границу, поддерживая тамошние православные церкви. О нем отзываются как о человеке с высоким интеллектом, моральными принципами и фундаментальными знаниями. Кирилл заметно укрепил отношения между РПЦ и зарубежными державами.

Несмотря на свою просветительскую деятельность и общественную поддержку, Кирилл оказывался множество раз в скандальных ситуациях. Например, он подвергался критики за поддержку иностранных товаров, в частности, табака и алкоголя. Но ближайшее окружение патриарха назвала эту акцию провокацией, созданную для смещения Кирилла с его поста.

Также зарубежные СМИ писали о том, что на счету Кирилла четыре миллиарда долларов. Он имеет несколько дорогих автомобилей, яхту, самолет и часы известной марки. Однако Патриарх отрицает нападки журналистов, утверждая, что все средства используется по назначению. Деньги РПЦ направляются ежегодно на развитие православной школы и в благотворительные фонды. По словам Кирилла, все обвинения указывают только на одно – унизить главу РПЦ и раскритиковать православие в России.

Личная жизнь Патриарха Кирилла

Как и у всех духовных настоятелей, личная жизнь патриарха Кирилла связана в служении народу и Святому Духу. Ему нельзя иметь семью по церковным законам, поэтому он чтит и проповедует Евангелие.

Семья Патриарха Кирилла

Кирилл родился в религиозной семье. Отец был иереем церкви, а мать простым учителем в средней школе. В момент рождения мальчика отец заведовал храмом Смоленской иконы Божьей матери. Помимо Владимира в семье еще были брат Николай и сестра Елена, которые также в будущем посвятили свою жизнь служению Богу.

Дата рождения: 20 ноября 1946 г. Страна: Россия Биография:

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде.

Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 г. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 г. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор , настоятель Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х гг. ХХ в. подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.

По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе.

После окончания средней школы в 1965 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 г.

В должности председателя ОВЦС в составе официальных делегаций посетил все Поместные Православные Церкви, в том числе, сопровождал и в их поездках за рубеж.

В качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви официально посетил Поместные Православные Церкви: Константинопольскую (2009 г.), Александрийскую (2010 г.), Антиохийскую (2011 г.), Иерусалимскую (2012 г.), Болгарскую (2012 г.), Кипрскую (2012 г.), Польскую (2012 г.), Элладскую (2013 г.).

Межхристианские отношения и сотрудничество

Святейший Патриарх Кирилл принимал участие в работе межхристианских организаций. Как делегат участвовал в IV (Упсала, Швеция, 1968 г.), V (Найроби, Кения, 1975 г.), VI (Ванкувер, Канада, 1983 г.) и VII (Канберра, Австралия, 1991 г.) Генеральных Ассамблеях ВСЦ и в качестве почетного гостя в IX Генеральной Ассамблее ВСЦ (Порту-Алегри, Бразилия, 2006 г.); во Всемирной миссионерской конференции «Спасение сегодня» (Бангкок, 1973 г.); являлся президентом Всемирной конференции «Вера, наука и будущее» (Бостон, 1979 г.) и Всемирной конвокации «Мир, справедливость и целостность творения» (Сеул, 1990 г.); участвовал в ассамблеях комиссии «Вера и устройство» ВСЦ в Аккре (Гана, 1974 г.), в Лиме (Перу, 1982 г.), в Будапеште (Венгрия, 1989 г.). Был главным докладчиком на Всемирной миссионерской конференции в Сан-Сальвадоре, Бразилия, в ноябре 1996 г.

Был делегатом XI Генеральной Ассамблеи Конференции Европейских Церквей (Стирлинг, Шотландия, 1986 г.) и XII Генеральной Ассамблеи КЕЦ (Прага, 1992 г.), а также одним из главных докладчиков на Европейской Ассамблее КЕЦ «Мир и справедливость» (Базель, 6-21 мая 1989 г.).

Был участником Второй Европейской Ассамблеи КЕЦ в Граце, Австрия (23-29 июня 1997 г.) и Третьей в Сибиу, Румыния (5-9 сентября 2007 г.).

Был участником четырех туров двусторонних собеседований между богословами Русской Православной и Римско-Католической Церквами (Ленинград, 1967 г., Бари, Италия, 1969 г., Загорск, 1972 г., Тренто, Италия, 1975 г.).

С 1977 г. — секретарь Международной технической комиссии по подготовке диалога между Православной и Римско-Католической Церквами. С 1980 г. — член Международной богословской комиссии по православно-католическому диалогу. В этом качестве принимал участие в четырех пленарных заседаниях данной комиссии: (Патмос-Родос, Греция, 1980 г.; Мюнхен, ФРГ, 1982 г.; Крит, 1984 г.; Валаам, Финляндия, 1988 г.) и в работе ее Координационного комитета.

Являлся сопредседателем второго тура православно-реформатского диалога (Дебрецен II) в 1976 г. в Ленинграде и участником Евангелических Кирхентагов в Виттенберге (ГДР, 1983 г.) в Дортмунде (1991 г.) в Гамбурге (1995 г.).

Участник диалога с делегацией Старокатолической Церкви в связи со 100-летием Роттердамско-Петербургской комиссии, Москва, 1996 г.

В должности председателя ОВЦС по поручению Священноначалия Русской Православной Церкви принимал участие в контактах с Церквами США, Японии, ГДР, ФРГ, Финляндии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Бельгии, Голландии, Франции, Испании, Норвегии, Исландии, Польши, Чехии, Словакии, Эфиопии, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Таиланда, Шри-Ланки, Лаоса, Ямайки, Канады, Конго, Заира, Аргентины, Чили, Кипра, Китая, ЮАР, Греции.

Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви, провел ряд встреч с главами и представителями инославных Церквей и христианских организаций.

В 2012 г. состоялось подписание Предстоятелем Русской Православной Церкви и председателем Польской католической епископской конференции .

Участие в Соборах Русской Православной Церкви

Был членом Поместного Юбилейного Собора Русской Православной Церкви (июнь 1988 г., Загорск), председателем его Редакционной комиссии и автором проекта Устава Русской Православной Церкви, принятого Юбилейным Собором.

Являлся участником Архиерейского Собора, посвященного 400-летию восстановления Патриаршества (октябрь 1989 г.) и внеочередного Архиерейского Собора 30-31 января 1990 г., а также Поместного Собора 6-10 июня 1990 г., Архиерейских Соборов 25-26 октября 1991 г.; 31 марта — 4 апреля 1992 г.; 11 июня 1992 г.; 29 ноября — 2 декабря 1994 г.; 18-23 февраля 1997 г.; 13-16 августа 2000 г.; 3-6 октября 2004 г., 24-29 июня 2008 г.

Председательствовал на Архиерейских (2009 г., 2011 г., 2013 г.) и Поместном Соборах (2009 г.), на остальных указанных Соборах Русской Православной Церкви являлся председателем Редакционной комиссии.

Как председатель ОВЦС делал доклады о работе ОВЦС. На Юбилейном Соборе 2000 г. в качестве председателя соответствующих Синодальной Рабочей группы и Синодальной комиссии представил Основы социальной концепции Русской Православной Церкви и Устав Русской Православной Церкви.

На Архиерейском Соборе 3-6 октября 2004 г. выступил также с докладом «О взаимоотношениях с Русской Зарубежной Церковью и старообрядцами».

Управление Смоленско-Калининградской епархией (1984-2009 гг.)

За время пребывания Святейшего Патриарха Кирилла на Смоленско-Калининградской кафедре было открыто 166 приходов (94 в Смоленске и области, 72 в Калининграде и области). Восстановлено 52 и вновь построен 71 православный храм.

В 1989 г. было открыто Смоленское духовное училище, преобразованное в 1995 г. в Смоленскую духовную семинарию.

С 1998 г. действует Межъепархиальное духовное училище, готовящее регентов церковных хоров, катехизаторов, иконописцев и сестер милосердия. При большинстве приходов епархии действуют воскресные школы. Имеются православные гимназии и детские сады.

С 1992 г. ведется преподавание Основ православной культуры в государственных школах Смоленской и Калининградской области.

Работа в должности председателя ОВЦС (1989-2009 гг.)

Представлял Русскую Православную Церковь в комиссиях по выработке Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 г., Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. и Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

В качестве председателя ОВЦС принимал участие во многих международных общественных и миротворческих инициативах.

Принимал участие в выработке церковной позиции и миротворческих акциях во время событий августа 1991 г. и октября 1993 г.

Был одним из инициаторов создания Всемирного русского народного собора в 1993 г. Принимал участие и произносил основные доклады на Соборах (1993-2008 гг.). Со времени избрания на Патриарший Престол является председателем ВРНС (с 2009 г.).

В качестве председателя Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности инициировал создание синодальных отделов по религиозному образованию, по социальному служению и благотворительности, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Являлся автором Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования, принятой Священным Синодом 30 января 1991 г.

Разработал и представил на утверждение Священного Синода «Концепцию взаимодействия Русской Православной Церкви с вооруженными силами» в 1994 г.

С 1996 по 2000 гг. — руководил разработкой и представил Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 г. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Принимал активное участие в нормализации церковного положения в Эстонии. В связи с этим посетил Антиохийский и Иерусалимский Патриархаты (поездки в Ливан, Сирию, Иорданию и Израиль в 1996 г.), а также участвовал в переговорах с представителями Константинопольского Патриархата в г. Цюрихе (Швейцария) в марте и дважды в апреле 1996 г., в Фессалониках, Таллине и Афинах (1996 г.), в Одессе (1997 г.), в Женеве (1998 г.), в Москве, Женеве и Цюрихе (2000 г.), в Вене, Берлине и Цюрихе (2001 г.), в Москве и Стамбуле (2003 г.); неоднократно также посещал Эстонию, где вел переговоры с представителями правительства, депутатами парламента и с деловыми кругами этой страны.

Принимал активное участие в миротворческих акциях по Югославии. Неоднократно во время войны посещал Белград, вел переговоры с руководством этой страны, инициировал создание неформальной международной христианской миротворческой группы по Югославии (Вена, май 1999 г.) и созыв международной межхристианской конференции на тему: «Европа после косовского кризиса: дальнейшие действия Церквей» в г. Осло (Норвегия) в ноябре 1999 года.

Был основным докладчиком на Парламентских слушаниях, посвященных «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» (Москва, 2001 г.), и темам «Религия и здоровье» (Москва, 2003 г.), «Совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях: практика применения, проблемы и пути решения» (Москва, 2004 г.).

Выступил инициатором диалога с европейскими организациями в Брюсселе и создания в 2002 г. .

В должности председателя ОВЦС посетил Эстонию (многократно), Швейцарию (многократно), Францию (многократно), Испанию (многократно), Италию (многократно), Бельгию (многократно), Голландию (многократно), Германию (многократно), Израиль (многократно), Финляндию (многократно), Украину (многократно), Японию (многократно), Канаду (многократно), Китай (многократно), Венгрию (многократно), Молдову (многократно), Норвегию (многократно), Ливан и Сирию (многократно), Сербию (многократно), США (многократно), Турцию (многократно), Бразилию (многократно), Австралию (1991 г.), Австрию (многократно), Латвию (1992 г.), Чили (1992 г.), Болгарию (1994, 1998, 2005 гг.), Чехию (1996, 2004, 2007 гг.), Словакию (1996 г.), Иран (1996 г.), Литву (1997 г.), Данию (1997 г.), Марокко (1997 г.), Аргентину (1997, 2006 гг.), Мексику (1998 г.), Панаму (1998 г.), Перу (1998 г.), Кубу (1998, 2004, 2008 гг.), Люксембург (1999 г.), Непал (2000 г.), Словению (2001 г.), Мальту (2001 г.), Тунис (2001 г.), Монголию (2001 г.), Хорватию (2001 г.), Вьетнам (2001 г.), Кампучию (2001 г.), Таиланд (2001 г.), Ирландию (2001 г.), Ирак (2002 г.), Лихтенштейн (2002 г.), Филиппины (2002 г.), специальные районы КНР — Гонконг (2001, 2002 гг.), Макао (2002 г.), ЮАР (2003, 2008 гг.), Малайзию (2003 г.), Индонезию (2003 г.), Сингапур (2003 г.), ОАЭ (2004 г.), Польшу (2004 г.), Нидерланды (2004 г), Доминиканскую республику (2004 г.), Йемен (2005 г.), КНДР (2006 г.), Индию (2006 г.), Румынию (2007 г.), Туркмению (2008 г.), Коста-Рику (2008 г.), Венесуэлу (2008 г.), Колумбию (2008 г.), Эквадор (2008 г.), Анголу (2008 г.), Намибию (2008 г.). Венгрию, Монголию, Словению, Иран, Ирак и Йемен посетил с официальными визитами по приглашению правительств этих стран.

Патриаршее служение. Управление Русской Православной Церковью

В 2009 г. предпринята реформа центральных органов церковного управления. Принципиально реорганизована деятельность , уточнена сфера деятельности Отдела внешних церковных связей, созданы новые синодальные отделы, разведены функции Русской Православной Церкви и , проведена аналитическая работа по формулированию необходимых изменений в структуре при Священном Синоде и в целом в системе духовного образования. Активизирована деятельность .

В 2012-2013 гг. продолжается образование митрополий, увеличение числа епископов и епархий. Осуществляется контроль за реализацией поручений Архиерейских Соборов 2011 и 2013 гг. На базе принятых документов о социальной, миссионерской, молодежной работе, религиозно-образовательному и катехизическому служению в Русской Православной Церкви была разработана детализированная база документов, а также частично положения, регламентирующие специальную подготовку служителей в этих областях. Происходит распространение преобразований от центрального аппарата Церкви к уровню епархий. Предмет «Основы православной культуры» включен в программу средних общеобразовательных школ во всех регионах России.

За время Патриаршего служения образованы:

— Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви (2009 г.)

— Органы церковной исполнительной власти:

  • Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви (2011 г.)
  • Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества (2009 г.)
  • Синодальный информационный отдел (2009 г.)
  • Финансово-хозяйственное управление (2009 г.)
  • Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством (2010 г.)
  • Синодальный отдел по тюремному служению (2010 г.)
  • Патриарший совет по культуре (2010 г.)
  • Синодальный отдел по монастырям и монашеству (2012 г.), преобразован из Синодальной комиссии по делам монастырей (2010 г.)

— Общецерковные коллегиальные органы:

  • Патриаршая комиссия по вопросам семьи и защиты материнства (2012 г.), прежнее название — Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства (2011 г.)

— Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2009 г.)

— Межведомственная координационная группа по преподаванию теологии в вузах (2012 г.)

— Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской (2013 г.), прежнее наименование — Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских (2012 г.)

Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви, в 2009-2013 гг. посетил страны: Азербайджан (2009 г., 2010 г.), Армению (2010 г., 2011 г.), Беларусь (2009 г., 2012 г., 2013 г.), Болгарию (2012 г.), Грецию (2013 г.) Египет (2010 г.), Израиль (2012 г.), Иорданию (2012 г.), Казахстан (2010 г., 2012 г.), Кипр (2012 г.), Китай (2013 г.), Ливан (2011 г.), Молдавию (2011 г., 2013 г.), Палестинскую автономию (2012 г.), Польшу (2012 г.), Сирию (2011 г.), Сербию (2013 г.), Турцию (2009 г.), Украину (2009 г., 2010 г. — 3 раза, 2011 г. — 5 раз, 2012 г., 2013 г.), Черногорию (2013 г.), Эстонию (2013 г.), Японию (2012 г.).

К февралю 2014 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил 124 выезда в 67 епархий, 156 выездов в 26 ставропигиальных монастырей, в 21 из них неоднократно. Посетил 7 подворий ставропигиальных монастырей. Совершил 432 выезда в 105 храмов г. Москвы (данные на 31 января 2014 г.).

За время служения Святейшего Патриарха Кирилла образованы:

  • 46 митрополий Русской Православной Церкви;
  • 113 епархий, в том числе в России — 95 епархий*;
  • Среднеазиатский митрополичий округ (2011 г.);
  • викариатства в Московской епархии (2011 г.).

Количество епархий Русской Православной Церкви увеличилось со 159 на начало 2009 г. до 273 на начало 2014 г. (в России — с 69 до 164).

На начало 2009 г. в Русской Православной Церкви было 200 архиереев, в начале 2014 г. — 312*.

Святейший Патриарх Кирилл возглавил 109 епископских хиротоний, в том числе: в 2009 г. — 5; в 2010 г. — 9; в 2011 г. — 31; в 2012 г. — 41; в 2013 г. — 22; в 2014 г. — 1*.

Также за 5 лет Патриаршего служения совершил 144 хиротонии во диакона и пресвитера (18 во диакона и 126 во пресвитера)*.

Награды

Награды Русской Православной Церкви

Общецерковные награды

  • 1973 г. — Орден святого равноапостольного великого князя Владимира (II степени)
  • 1986 г. — Орден преподобного Сергия Радонежского (II степени)
  • 1996 г. — Орден святого благоверного князя Даниила Московского (I степени)
  • 2001 г. — Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (II степени)
  • 2004 г. — Орден преподобного Сергия Радонежского (I степени)
  • 2006 г. — Орден святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси (II степени)

Ордена Самоуправляемых и Автономных Церквей Русской Православной Церкви

  • 2006 г. — Орден преподобных Антония и Феодосия Печерских (I степени) (Украинская Православная Церковь)
  • 2006 г. — Орден «Благоверный Воевод Стефан Великий и Святой» (II степени) (Православная Церковь Молдовы)
  • 2009 г. — Орден священномученика Исидора Юрьевского (I степени) (Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата)
  • 2009 г. — Орден в честь 450-летия принесения на землю Волынскую Почаевской иконы Божией Матери (Украинская Православная Церковь)
  • 2011 г. — Орден святителя Феодосия Черниговского (Украинская Православная Церковь)

Награды Поместных Православных Церквей

  • 2007 г. — Орден преподобного Саввы Освященного (II степени) (Александрийская Православная Церковь)
  • 2009 г. — Золотая медаль святителя Иннокентия (Православная Церковь в Америке)
  • 2010 г. — Памятная медаль Свято-Владимирской духовной семинарии (Православная Церковь в Америке)
  • 2010 г. — Большой крест ордена святого апостола и евангелиста Марка (Александрийская Православная Церковь)
  • 2011 г. — Орден святых апостолов Петра и Павла (I степени) (Антиохийская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден святого царя Бориса (Болгарская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Золотой орден апостола Варнавы (Кипрская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден святой равноапостольной Марии Магдалины (I степени) (Польская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден Живоносного Гроба Господня «Большой крест Святогробского братства» (Иерусалимская Православная Церковь)

Награды других религиозных организаций и христианских конфессий

  • 2006 г. — Орден святого Григория Парумальского (Маланкарская Церковь, Индия)
  • 2010 г. — Орден святого Григория Просветителя (Армянская Апостольская Церковь)
  • 2011 г. — Орден «Шейх-уль-ислам» (Управление мусульман Кавказа)
  • 2012 г. — Орден за услуги перед Уммой I степени (Координационный центр мусульман Северного Кавказа)

Государственные награды Российской Федерации

  • 1988 г. — Орден Дружбы Народов
  • 1995 г. — Орден Дружбы
  • 1996 г. — Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту»
  • 1997 г. — Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • 2001 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (III степени)
  • 2006 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (II степени)
  • 2011 г. — Орден Александра Невского

Государственные награды иностранных государств

  • 2009 г. — Орден Дружбы народов (Республика Беларусь)
  • 2010 г. — Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (Приднестровская Молдавская республика)
  • 2010 г. — Орден «Шараф» (Азербайджанская Республика)
  • 2011 г. — Орден Республики («OrdinulRepublicii») (Республика Молдова)
  • 2011 г. — Орден святого Месропа Маштоца (Республика Армения)
  • 2012 г. — Орден «Звезда Вифлеема» (Палестинская национальная администрация)

Святейший Патриарх Кирилл удостоен также ряда других федеральных, ведомственных и региональных государственных наград; имеет более 120 наград российских и зарубежных общественных организаций; является почетным гражданином городов Смоленск, Калининград, Неман (Калининградская обл.), Муром (Владимирская обл.), Смоленской, Калининградской, Кемеровской областей, Республики Мордовия и других регионов и населенных пунктов Российской Федерации.

Публикации на портале Патриархия.ru

Святейший Патриарх Кирилл: Невозможно прекратить войны в мире нелюбви [Патриарх: Интервью]

«Религиозное воспитание в эпоху постмодерна». Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на XV Рождественских чтениях [Документы]

Loading...Loading...