Что такое отпевание. Отпевание покойного — кого нельзя отпевать и в какие дни это делать запрещено? − А для чего на лоб кладут венчик? Что он означает

Архиепископ Викентий разъяснил недопустимость "заочного отпевания" и кремации

Послание Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия о необходимости церковного погребения усопших, а также недопустимости практики "заочного отпевания" и кремации.

Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших,

дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.

Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес,

то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.

(1Сол.4, 13-14)

Дорогие братья и сестры!

В жизни всех нас неизбежно наступают дни, когда близкие наши, наши друзья и знакомые завершают свое земное существование. Эти минуты расставания порождают немало проблем и житейских хлопот, связанных с устроением похорон. Но при этом мы должны помнить, что каждый православный христианин должен заботиться не только о должном погребении тела усопшего, но и – в значительной и даже большей степени! – об упокоении души близкого ему человека.

К сожалению, годы гонений на Церковь привели к тому, что и в этом благочестивые традиции наших предков были нарушены, а многим они даже не известны. Православный христианин должен стремиться отойти в жизнь вечную примиренным с Богом и людьми, исповедавшись и причастившись Святых Христовых Тайн. Уже в момент кончины начинается усердная молитва Церкви о ее верном чаде: совершается Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господней при разлучении души от тела. А тотчас же после смерти совершается Последование по исходе души от тела. Затем над телом усопшего начинается чтение Псалтыри.

После необходимого приуготовления и положения почившего в гроб его всегда доставляли в храм Божий. В вечернее богослужение вносились особые дополнения, прошения об усопшем. Всю ночь гроб находился в церкви, продолжалось чтение Псалтыри. Затем усопший как бы последний раз пребывал на утреннем богослужении, на Божественной литургии, когда вновь все прихожане соборно молились о нем. И, наконец, совершался чин отпевания и похоронная процессия с пением молитвы "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас" оправлялась на кладбище. Здесь над свежей могилой совершалась лития.

Этот благочестивый порядок ныне известен только людям глубоко воцерковленным, постоянно посещающим храм Божий, прибегающим к Таинствам церковным. И они стремятся проводить дорогих им усопших "в путь всея земли" так, как учит Православная Церковь.

Но очень многие, даже те, кто принадлежит Церкви по Святому Крещению, в непростой момент смерти близких теряются перед лицом смерти, начинают поступать так, как им советуют соседи, знакомые, а порой и некоторые недобросовестные работники ритуальных служб. Большие деньги и силы тратятся на приобретение дорогих гробов, на устроение шумных, пьяных застолий – поминок, что не только не приносит пользы страждущей душе покойного, предстоящей Богу, но и даже вредит ей. Это очень хорошо понимали угодники Божии. Преподобный Ефрем Сирин, покаянную молитву которого мы ежедневно произносим Великим постом, наставлял окружавших его: "Не полагайте меня в роскошные гробницы, потому что ни к чему не послужат для меня ваши украшения… Вместо того, чтобы расточать благовония и ароматы, воспоминайте меня в молитвах своих, ибо, что пользы от благовоний мертвецу, который не может их ощущать?"

С христианской точки зрения главным является забота о душе усопшего, и уже во вторую очередь исполнение нашего долга о захоронении его тела. Заупокойное богослужение, которое формировалось вековой традицией, глубоко назидательно. Оно доставляет душе усопшего большую духовную пользу, а родных и близких, скорбящих об утрате – утешает, обновляя в их сердцах спасительные истины христианства, избавляя от душепагубного отчаяния. Поэтому отказ от соборной молитвы об умершем, совершаемой в храме Божием, является несомненным грехом.

Немногим лучше и те печальные случаи, когда в храм отправляется только один из родственников, чтобы заказать так называемое "заочное" отпевание. В этом случае чинопоследование совершается над листом бумаги, на которую священник насыпает землю. Землю эту родственники переносят на кладбище, где и рассыпают над могилой покойного.

Дорогие братья и сестры! Таким поступком все, кто не принял участие в молитве, показывают свое полное безразличие к покойному, к его загробной участии. Совершение "заочных отпеваний" может иметь место только в особых случаях. Например, во время войны родственники не только не могут иметь возможности участвовать в погребении своего погибшего сродника, но подчас не знают даже и о месте его захоронения, имеют только уведомление о смерти. В этом случае "заочное отпевание" благословляется Церковью и может быть совершено. Оно может иметь место и в том случае, когда человек находится в многолетнем безвестном отсутствии и факт его смерти устанавливается судом.

Но, к нашему глубокому сожалению, "заочные" отпевания совершаются порой даже над теми, кто жил и скончался всего в нескольких кварталах от храма Божия. Почему это происходит? До сих пор дают о себе знать последствия гонения на Церковь от богоборческой власти в ХХ веке. Тогда, даже областных городах СССР, храмы Божии были закрыты. Миллионы наших братьев и сестер были таким насильственным образом лишены духовного окормления со стороны православных священнослужителей. И тогда, когда даже священника для совершения чинопоследования православного отпевания найти было невозможно, родственники усопших христиан были вынуждены погребать без церковной молитвы. Затем они обращались в один из действующих православных храмов, где священнослужители Русской Православной Церкви с благословения священноначалия совершали "заочные отпевания". В данных обстоятельствах совершение такого чинопоследования было вынужденной мерой.

Но сегодня, дорогие братья и сестры, мы имеем все возможности для исполнения всех канонов Православной веры. Храмы Божие открыты повсеместно, и есть все возможности совершать в них заупокойные богослужения над телами усопших, как и предписывает церковный богослужебный Устав. Мы должны честно сказать себе, что совершение "заочного" отпевания, – если, повторюсь, оно не вызвано исключительными обстоятельствами, – в отсутствие большинства родственников, тела самого усопшего, является просто душепагубной формальностью, нашей попыткой оправдать свою леность и чёрствость души. Такая неискренность приносит усопшему гораздо меньше пользы, чем следовало, а нас прямо обвиняет перед Богом: "Проклят, кто дело Господне делает небрежно..." (Иер. 48:10).

И уж совершенно недопустимо для православного христианина потворствовать развития греховной языческой традиции сожжения тел усопших. Вспомним слова Священного Писания: "Адаму же сказал: ...в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят..." (Быт. 3:17-19). Достойно предать тело покойного земле с соответствующими заупокойными богослужениями, совершёнными в храме Божием есть первейшая христианская обязанность родственников покойного, за исполнение которой каждый даст ответ на Страшном Суде Божием. Потому сожжение тела усопшего является тяжким грехом – поруганием храма Божия: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы" (1Кор.З:16-17).

Поэтому, чтобы не совершались подобные трагические ошибки, ныне при храмах нашей епархии создаются собственные похоронные службы. Такие службы действуют в Екатеринбурге, Каменске-Уральском, Талице и других городах. Их сотрудники, верующие православные люди, точно знают, как в соответствии с церковными канонами совершаются наши труды ради наилучшего упокоения усопшего. Они помогут и с выбором похоронных принадлежностей, и с оформлением необходимых документов, и, самое главное, с организацией чтения Псалтыри и всех необходимых заупокойных Богослужений. И поминальная трапеза будет организована ими в строгом соответствии с церковным уставом (например, сейчас, во время Великого поста, такая трапеза должна быть постной, равно как в другие постные дни и во время многодневных постов). Похоронные принадлежности для этих служб изготавливаются также православными прихожанами, и здесь невозможно столкнуться с нарушением, например, формы креста, что бывает порой.

Похоронная служба Екатеринбургской епархии ныне действует круглосуточно, туда можно позвонить по телефону 217-91-39. Такой режим работы позволяет этой службе доставлять усопшего на ночь в Иоанно-Предтеченский кафедральный собор, где над гробом совершается чтение Псалтыри. Родственники, друзья покойного могут принять участие в этой соборной молитве на протяжении всей ночи.

Хорошо заранее озаботиться вопросами предстоящего погребения, посетить храм Божий и узнать обо всем необходимом. Тогда в трудный час вы будете поступать правильно, как должно для пользы духовной вашей и ближних ваших.

Но можно ли считать после похорон, что наши обязанности полностью исполнены? Если усопший дорог нам, то мы должны и в дальнейшем проявлять заботу о душе его. По православной традиции нам необходимо на третий, девятый и сороковой день после кончины вновь поспешить в храм Божий, чтобы призвать братьев и сестер наших к соборной молитве об усопшем на Божественной литургии и совершить о нем панихиду.

В течение всех сорока дней по смерти человека его родные и близкие должны читать Псалтырь. Сколько кафизм в день – зависит от времени и сил читающих, но непременно чтение должно быть ежедневным. Порядок совершения этих молитв мы можем найти в православных молитвословах.

Но возникает вопрос, как сделать, чтобы молитва наша была услышана, чтобы дорогому нам усопшему были прощены согрешения его вольные и невольные, чтобы он удостоился благой участи со всеми святыми, от века угодившими Богу?

Мы знаем, что Господь многие милости и чудеса являл по молитвам святых. Значит, для того, чтобы наша молитва была столь же сильна и доходчива, нам надо стремиться приблизить свою жизнь к образу жизни великих угодников Божиих. Нам необходимо измениться, начать жить подлинной церковной жизнью, обязательно посещать воскресные и праздничные Богослужения, подавать на церковное поминание записки об упокоении наших близких, постоянно прибегать к таинствам церковным, соблюдать посты, регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн.

Ныне самое благоприятное время для того, чтобы вступить на этот спасительный для нас и благополезный для дорогих нам усопших путь: время Великого поста, время покаяния и молитвы. Кроме того, великим постом совершается особое поминание усопших субботы второй, третьей и четвертой седмицы. В этом году это поминание будет совершаться за вечернем Богослужением накануне и за утренним Богослужением 18 и 25 марта, а также 1 апреля.

Дорогие братья и сестры! Наша земная жизнь должна быть подготовкой к Жизни Вечной, исканием прежде всего Царства Божия и правды его. Мы глубоко скорбим, когда расстаемся с близким человеком, которого любили и почитали. Но смерть не сеть уничтожение жизни, а только дверь в истинную, вечную жизнь и, и вера в эту вечную жизнь и молитва успокаивают наши сердца, соединяя воедино Церковь Небесную и земную. И так как мы верим, что у Бога все живы, мы можем иметь великое молитвенное единение с дорогими нам усопшими, и, если мы будем достойно, по-православному, провожать их в последний путь, если будем усердно молиться об их упокоении, Господь не оставит всех нас своим милосердием, и тогда для нас в самые трудные дни будут утешением слова преподобного Ефрема Сирина: "Да не печалятся сердца ваши смертные; придет день Господень, возвеселит и пробудит нас почивших, хранители подвигнутся пред Господом, Ангелы возвеселяться в день воскресения. Да не скорбит душа ваша, искупленные крестом и призванные в Царство; приидет день Господень, даст глас в шеоле и мертвые восстанут, и воздадут хвалу. Не скорбите, смертные, об истлении своем, царь Христос воссияет с высоты и всесильным мановением Своим воскресит мертвых во гробах и достойных облечет славою во Царствии".

Призываю на всех вас Божие благословение и напоминаю: у нас есть великое сокровище – благословлённый Матерью-Церковью древний погребальный обряд, содержащий дивной силы молитвословия. Пусть в наших душах и во время благоденствия, и во время потери родных будет одно и то же спасительное настроение: память о том, что главной в нашей жизни должна быть забота о душе. Пусть во всех случаях, когда смерть ближнего входит в наш дом, именно это настроение определяет наш твёрдый христианский выбор: позаботиться о душевном благе усопшего, принести его тело в храм Божий для совершения отпевания, а затем с благоговением предать тело земле. Тогда Всемилостивый Господь, видя нашу верность Ему и усердие, упокоит души дорогих нам усопших в селениях праведных, идеже святые упокоеваются, и сотворит им вечную память.

Тех же родственников усопших, которые – по незнанию или немощи духовной – пренебрегли своими христианскими обязанностями, следовало бы призвать всерьез задуматься о вечности, о своей загробной участи, и раскаяться в своих согрешениях, связанных с нерадением о душевном благе усопших ближних своих. Им необходимо, осознав свои согрешения, прибегнуть к таинствам Исповеди, Причащения и принять на себя посильный усердный молитвенный подвиг для уврачевания раны, нанесённой своей душе этими злочестивыми поступками. Наряду с этим им следует объяснить своим родным и близким, друзьям и знакомым недопустимость такого нерадения по отношению к усопшим.

Викентий,

Архиепископ Екатеринбургский

и Верхотурский»

"Информационное агентство Екатеринбургской епархии"


14 / 03 / 2006

19.11.2013

В рамках обсуждения проекта документа «О христианском погребении усопших» возникли вопросы об отпевании на дому. Насколько эта практика распространена сейчас? В чем разница − отпеть покойного в храме или дома? В каких случаях допустимо домашнее отпевание? В нашем опросе - мнения священников из Москвы, Благовещенска, Ставрополя, Саранска и Губкина.

Игумен Силуан (Туманов), клирик Феодоровского кафедрального собора (г. Саранск):

− В этом вопросе, как и во многих других, теория вступает в противоречие со сложившейся практикой. Допустима она или нет, но во многих регионах, например в Мордовии и Нижегородской области, подавляющее большинство отпеваний сегодня совершается на дому. Эта практика укрепилась в советские годы, когда храмов было мало и светские власти препятствовали отпеванию.

С одной стороны, тексты отпевания не говорят об обязательности пребывания усопшего в храме. Они напоминают собравшимся у гроба родственникам о достойной жизни усопшего, обетованиях Христовых и всеобщем воскресении, с другой − погребение как таинство перехода человека в жизнь вечную уместнее совершать в присутствии всей общины, в том храме, который регулярно посещал для молитвы усопший.

Лично я сторонник отпевания в храме − разумнее и естественнее для христианина быть отпетым в храме, в котором он молился при жизни.

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова:

− За всю историю служения в храме мученицы Татианы у меня не было случая, что б я отпевал на дому. Были случаи, когда отпевания приходилось совершать в «ритуальных залах» при больничных моргах, несколько раз − в кладбищенских часовнях. Чаще всего это происходило из-за организационных и материальных трудностей, с которыми сталкивались родственники (например, из-за пробок в Москве, а также из-за того, что нет рядом с храмом парковок для катафалка). Приходилось вникать в эти подробности нашего быта и идти навстречу просьбам прихожан.

Формально, к сожалению, нет никаких запретов отпевания ни в этих залах, ни в часовне, ни даже на дому. Однако лучше совершать это богослужение в храме Божием − в Москве, например, есть много храмов с парковками и недалеко от кладбищ. Этот вопрос, конечно же, надо прояснить в обсуждаемом проекте документа об отпевании.

Протоиерей Димитрий Карпенко, настоятель храма святого апостола Иакова, брата Божия (г. Губкин):

− Отпевания на дому случаются достаточно часто, и для этого есть ряд причин. Одна из них – то, что у людей банально не хватает средств, чтобы привезти тело усопшего в храм, или нет такой возможности, например, если человек умер в селении, где нет храма, а везти его куда-то далеко по тем или иным причинам затруднительно.С этим священники сталкиваются часто, хотя, конечно, в более или менее крупных населенных пунктах на городских кладбищах есть храмы или часовни, где обычно и совершаются отпевания большинства умерших.

Конечно, в идеале отпевание должно совершаться в храме и, желательно, именно в том, прихожанином которого был умерший человек.

Отпевание на дому еще может быть связано с тем, что люди специально не хотят тратить время (хотя и средства есть). Это происходит от недостатка церковности. Когда умирают постоянные прихожане, никогда не возникает вопроса, где именно отпевать человека: только в храме.

Так как у нас нет критериев, по которым мы могли бы отказывать людям в церковном погребении (допустим, умерший человек никогда в храм не ходил, не исповедовался, не причащался, но по факту крещения является формально членом Церкви), мы не можем отказывать людям и в домашнем отпевании. Тем более, что для родственников умершего подчас служба погребения становится первой церковной службой, на которой они присутствуют.

Повторюсь, отпевание лучше совершать в храме, но тут уж как придется, а мы не можем упускать и такой возможности: священнику очень важно чувствовать ситуацию, найти правильные слова при общении с родственниками усопшего, чтобы вместе со словами соболезнованиями постараться расположить людей к необходимости для них самих церковной жизни.

Иерей Святослав Шевченко, клирик Благовещенского кафедрального собора (г. Благовещенск):

− За все время, что я был городским священником, отпевать на дому пришлось лишь дважды: один раз − по приглашению армянской диаспоры, а второй – в большой цыганской семье. То есть сегодня в крупных городах практически не провожают усопших на дому. На мой взгляд, это актуально лишь для сельской местности, где домашнее отпевание – либо часть деревенских традиций, либо просто нет поблизости церкви.

В городе же этот обряд совершается, в основном, в ритуальных залах при моргах или в храмах. Зачастую ритуальные залы становятся последним пристанищем покойных по причине невоцерковленности родственников. И это своего рода акт снисхождения Церкви к немощи соотечественников, которые испытывают влияние секулярного мира. А священники, по примеру древних апостолов, идут за церковную ограду, чтобы проповедовать слово Божие у тела усопшего.

Мне трудно понять священнослужителей, которые отказывают в христианском погребении крещеным православным христианам, которые были редкими гостями в храме. Уверен, в этом есть большая доля нашей священнической вины, что после Таинства крещения мы не смогли ни словом, ни личным примером убедить людей полюбить Бога и Его Церковь.

Священник Евгений Шишкин, клирик Андреевского архиерейского подворья (г. Ставрополь):

− Практика отпевания на дому допустима и оправданна, когда в населенном пункте нет храма или принесение тела усопшего в храм связано со значительными неудобствами. Классическим примером подобной ситуации является период гонений на Церковь. Собственно, отпевание на дому и закрепилось в русской приходской практике как раз в советский период, когда многие верующие стремились не привлекать внимание посторонних к своему участию в жизни Церкви.

В настоящее время обычай совершать отпевание на дому, как правило, сохраняется по инерции, причем по большей части в городах. Однако если приезд священника на погребение в отдаленный хутор, где все богослужения и так совершаются «на дому», выглядит вполне уместно, то в крупном городе необходимость такой практики вовсе не очевидна. Она диктуется, скорее, соображениями комфорта и потребительской психологией: отпевание воспринимается как своего рода «церковная услуга», получить которую «с доставкой на дом» будет значительно удобнее. Однако отпевание − не услуга, предоставляемая священником, а совместная молитва тех, кто провожает в последний путь близкого человека. Именно поэтому оно должно происходить в храме.

Заметьте, какое удивительное единение в молитве наступает, когда вся община собирается у гроба людей церковных, глубоко верующих прихожан, которых все знали и любили при жизни. Если почивший был постоянным прихожанином какого-то храма, лучше его отпевать в той церкви, где он сам всегда молился; для остальных случаев в большинстве крупных городов есть кладбищенские храмы. Отпевание на дому должно совершаться при наличии каких-либо особых обстоятельств, в виде исключения.

Подготовила Ольга Богданова
специально для портала «Приходы»

Когда душа человека уходит в иной мир, близким, даже, если они являются членами Церкви, тяжело пережить утрату. В такие моменты хочется сделать что-то для усопшего, помочь ему пройти трудный путь мытарств и встретиться с Господом. Можно ли это сделать, если человек уже мертв?

В Евангелии от Луки мы встречаем слова утешения: “Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы”.

Бог сотворил нас для райского блаженства и бессмертия, но человек отверг бесценный дар Господа. Грехопадение, которое совершили Адам и Ева обрекло все человечество на тление и смерть. Святой Апостол Павел говорил о том, что вместе со грехом смерть вошла в мир. Человек поражен смертью, как болезнью. Но Господь милостив. Чтобы спасти человечество, Он послал в мир Сына Своего Единородного – Господа нашего Иисуса Христа. Претерпев страдания и смерть за грехи человечества, Спаситель заключил новый союз человека с Богом, открывающий нам путь на Небо через символ победы над смертью – Крест Господень.

У нас есть надежда на вечную жизнь с Богом, а смерть для православных – лишь начало нового пути. “Для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение”, – говорил Апостол Павел.

Отпевание в церкви, виды отпевания

Существует шесть видов отпевания:

  1. младенцев - для христиан не достигших 7-летнего возраста;
  2. мирских человек;
  3. монашеское - для монахов (в том числе иеромонахов);
  4. иерейское - для лиц в иерейском сане, а также епископов;
  5. архиерейское - по завещанию таковых (св. синод от 13.12.1963);
  6. в первую седмицу Пасхи.

Суть отпевания

Чинопоследование христианского обряда погребения умерших неразрывно связано с мыслью о грядущей встрече со Христом. Тело человека – храм его души, а земная жизнь – лишь дверь в будущую жизнь, вечную жизнь. Умершего человека называют “усопшим”, потому что во время второго Пришествия Христа души людей вновь соединятся с их телами. Тело человека укрывают саваном в знак исполнения обета чистоты и непорочности жизни, которые человек дал Господу во время Таинства Крещения. Тело усопшего укрывают саваном, в знак того, что он жил под покровом Церкви.

В правую руку покойного вкладывают крест – символ вечной жизни, на грудь полагают икону Спасителя, а на лоб – бумажный венчик с изображением Христа, Богородицы и Иоанна Креститель. Венчик – предзнаменование Небесного Венца, который полагается всем, кто был верен Богу.

Молясь об упокоении усопшего, близкие читают над гробом Псалтырь. Когда тело переносят в храм, над умершим совершают чин отпевания. В храме гроб с телом стоит посреди церкви ногами к алтарю. По четырем сторонам гроба зажигают свечи.

На могиле христианина у ног покойного ставится Крест. Родственники и близкие умершего поминают его за совместной трапезой.

На какой день после смерти совершается отпевание

Погребение человека проводится на третий день после кончины. Отпевание по православному обычаю также совершается на третий день с момента смерти.

Первым днем считается сам день кончины (то есть, если человек преставился в среду, то хоронить его принято в пятницу).

По особому чину совершается отпевание в дни Светлой Пасхальной седмицы: вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи.

В день Светлого Христова Воскресения и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают, перенося его на следующий день.

Как проводят отпевание

Чин отпевания состоит из песнопений, в которых отображается земной путь человека. За преступление заповеди Господа, человек изгоняется из рая, возвращается в землю, из которой был взят. Тем не менее, человек остается образом и подобием Творца, поэтому Церковь молит простить человеку его грехи и принять в Царствие Небесное. Святая Церковь молится за усопших, даруя им надежду на посмертное прощение грехов.

Чтобы совершить отпевание нужно:

  • знать волю самого покойного (часто люди на смертном одре просят, чтобы их душу отпел определенный священник в конкретном храме или просят не отпевать их, в таком случае вопрос свободы воли человека выходит на первый план. Церковь не отпевает тех, кто сам этого не хотел);
  • убедиться, что покойный был крещен;
  • получить свидетельство о смерти в органах ЗАГС;
  • подготовить все документы о покойном;
  • предоставить в храме все документы, договориться о дате, времени и месте совершения отпевания;
  • все нужное для отпевание обычно можно приобрести заранее в церковной лавке.

Можно ли отпевать в морге

Если при морге есть часовня, принадлежащая к Русской Православной Церкви, то отпевать человека можно в ней. К сожалению, нередко случается, что при морге человека отпевает священник, не имеющий канонического статуса. Перед отпеванием лучше уточнить принадлежит ли часовня при морге к той или иной епархии Церкви.

Отпевание обычно проходит по определенному канону.

  • После прочтения Начальных молитв, погребение мирянина начинается псалмом 90-м: «Живы́й в по́мощи ́, в кро́ве Бо́га небе́снаго водвори́тся…».
  • После него читается или поется полностью 17 кафизма: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…» с припевами. Псалом 118 разделён на три статьи (части), к каждому стиху первой статьи припев: «Аллилуиа», к каждому стиху второй статьи припев: «Помилуй раба Твоего (или рабу Твою)», к каждому стиху третьей статьи припев: «Аллилуиа», между статьями священник произносит заупокойную ектенью («Поми́луй нас. Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й…»). При пении Непорочен, присутствующие на отпевании стоят с зажжёнными свечами.
  • После 17 кафизмы (118 псалма), поются тропари пятого гласа: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…»
  • После тропарей пятого гласа священник произносит заупокойную ектенью.
  • После чего поется седален за упокой.
  • Затем читается 50-й псалом.
  • По прочтении 50 псалма поется заупокойный канон 6 гласа; после каждого ирмоса по четыре тропаря, припев к первому тропарю: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», ко второму тропарю: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (или душу усопшия рабы Твоея или раб Твоих), к третьему тропарю: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», к четвёртому «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». После третьей песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется седален:

и поется богородичен седальна.

После шестой песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется заупокойный кондак:

и заупокойный икос:

  • После канона священник произносит заупокойную ектенью.
  • Затем поются восемь заупокойных стихир Иоанна Дамаскина. Каждая из стихир поется на свой глас Осмогласника, начиная с первого и кончая восьмым гласом.
  • После заупокойных стихир следуют Блаженны.
  • Прокимен: «Блаже́н путь, во́ньже и́деши днесь, душе́, яко угото́вася тебе́ ме́сто упокое́ния.» Стих: «К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от мене́».
  • Читается Апостол, 270 зачало (1Фес. 4:13–17).
  • Также читается соответствующее место из Евангелия от Иоанна, зачало 16 (Ин. 5:24–30).
  • После чтения Евангелия произносится ектения об упокоении: «Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молим Тебя об этом, услышь и помилуй…».
  • После чего начинается прощание с усопшим. Поются стихиры второго гласа, подобен «Егда́ от дре́ва»:

Во время пения стихир родственники и друзья дают последнее целование умершему - подходят по очереди к гробу и целуют «венчик», лежащий на лбу умершего и икону в его руках, перед тем как гроб с покойником будет закрыт и предан земле.

  • Затем читается Трисвятое и Отче наш
  • Поются тропари 4 гласа:
  • Произносится ектения об упокоении, после чего священник произносит:

Хор трижды поёт: «Вечная память.» После чего священник читает прощальную молитву.

С пением «Святый Боже…» гроб с телом усопшего выносится из храма. Перед закрытием гроба и положением его в могилу священник предаёт тело умершего земле - посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней». Затем священник читает Молитву разрешительную. Гроб закрывается крышкой, которая прибивается гвоздями или закрывается с помощью иных замков. После этого при пении литии гроб с телом умершего опускается в могилу, ногами к востоку, и во время пения тропарей: «Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни» могила засыпается землей. На место, под которым находятся ноги покойника устанавливается Крест.

Кого нельзя отпевать

В Русской Православной Церкви не отпевают:

  • некрещеных (если люди сами при жизни не захотели стать членами Церкви за них всегда можно помолиться келейно);
  • иноверцев;
  • богоборцев;
  • отрекшихся от Христа;
  • самоубийц (исключение – лишение себя жизни, во время психического заболевание, но это необходимо доказать и получить разрешение на отпевание у правящего архиерея);
  • до недавнего времени не отпевали и некрещеных младенцев, но недавно был подготовлен специальный чин.

Можно ли отпеть заочно

Отпевать усопших можно и заочно. Заочно отпевание проводится в случаях, когда:

  • Покойного хоронят в спешке, например, в ситуации военных действий, в братской могиле.
  • Когда люди погибли во время ЧС, при крупной катастрофе или крушении.
  • После похорон, если отпевание не совершили в нужное время.
  • При отсутствии в доступе храма Русской Православной Церкви.

Отпевание дает «гарантию попадания» в рай?

Отпевание не гарантирует то, что человек непременно попадет в рай. В вере не может быть никаких гарантий, но это именно то, что можно сделать на земле для человека, который уже ушел в иной мир. И надежда на милость Божию не угасает вместе со смертью человека.

Живые могут и после отпевания продолжать молиться за усопшего. Поминальная трапеза объединяет за столом всех, кто знал и любил человека в совместной молитве. Одно из главных блюд поминального стола – кутья из зерен пшеницы или риса. Подобно зерну человек полагается в землю и истлевает, чтобы родиться вновь для вечной жизни. Мед и сладости в кутье символизируют сладость райского блаженства.

Отличие отпевания от «обыкновенной» молитвы за усопшего

Молитва об усопших несет ту же миссию, что и отпевание, но в случае с отпеванием за душу человека молится вся Церковь, подавая людям надежду на посмертное прощение грехов. Особыми днями поминовения становятся третий, девятый и сороковой дни после смерти человека. В третий день, вспоминая воскресение Христа, Церковь просит Господа воскресить человека для вечной жизни. В девятый день Церковь просит о причислении умершего к лику угодников Божьих. В сорокой день совершается молитва о том, чтобы Иисус, вознесшийся на Небо, вознес в Царствие Небесное. По желанию родственников человека могут поминать в молитве сорок дней после его смерти. Такое поминовение называют сорокоустом.

Смерть – не конец человека, а лишь переход его души в жизнь вечную. При всеобщем воскресении мертвые оживут от звуков трубы архангела.

Приходит в наши семьи часто неожиданно, но к сожалению неизбежно… Мы попросили священника Михаила Михайлова ответить на самые распространенные вопросы о смерти, что такое отпевание, как правильно вести себя на отпевании и на кладбище.

–Батюшка, был ли человек сотворен смертным?

– Бог не сотворил смерти. Бог сотворил человека бессмертным. Но Адаму была дана одна заповедь, преступление которой означало отпадение, отречение от Бога и от Жизни Вечной. Греческий богослов митрополит Иерофей (Влахос) пишет: “Грех, вследствие которого родилась смерть, – это падение Адама в раю сладости. Бог, дав человеку заповедь не есть от запретного плода, в то же время известил его: “В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь” (Быт. 2, 17). И действительно, после совершения этого греха смерть вошла в человеческое естество; сначала смерть духовная, которая заключается в отлучении человеческой души от Бога, а потом смерть телесная – разлучение души с телом”. Адам отпал от Бога духовно, а вслед за тем последовала и смерть телесная.

Но пришел Христос, Сын Божий, спасти человека от греха и спасти человека от смерти. До Воскресения Христова врата Рая были закрыты и все, даже праведники, шли в ад. Поэтому на иконе Воскресения Христова мы видим людей, на главах которых сияют нимбы. Христос открыл нам врата Жизни Вечной и с того момента смерть – это рождение для вечной жизни.

– Как человек должен подготовиться к своей кончине и когда надо начинать готовиться?

– Христианину нужно помнить о том, что он смертен, что Господь может взять нас в любую минуту, совершенно неожиданно для нас. Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу», а святые отцы напоминают: «поминай час смертный и вовек не согрешишь».

Каждый вечер мы читаем молитву «Господи, неужели мне одр сей гроб будет?», это значит, что отходя ко сну, мы должны помнить, что можем и не проснуться. Поэтому нужно каяться в грехах перед Богом каждый день и час, нужно регулярно исповедоваться, причащаться, жить так, чтобы быть готовым предстать на Суд Божий и уповать на милость Его.

– Как поступить близким людям? Нужно ли им напоминать своим невоцерковленным пожилым близким, что нужно готовиться к смерти?

Думаю, обязательно нужно, с любовью. Ведь потом мы же и будем «кусать локти», что не наставили человека на путь спасения, не причастили. Сколько любой священник знает случаев, когда родственники приходят в храм в самый последний момент, просят придти к умирающему, но часто бывает уже слишком поздно…

Например недавно причащали 100 летнего человека, который ни разу за всю жизнь не причащался. Человек прожил 100 лет и ни разу не причастился! Слава Богу, он был в сознании и было возможно напутствовать его.

Был случай у знакомого священника, пригласили его домой к умирающей бабушке, она была без сознания. Нельзя причащать человека без сознания, поэтому о.Сергий громко спросил ее: «Будем причащаться?»- и она на какой-то момент пришла в себя и ответила: «Да!». О. Сергий причастил ее, и она буквально через полчаса почила.

Не нужно дотягивать до последнего. У всех на слуху поговорка «memento mori» – помни о смерти. Нужно помнить о смерти всегда. Как приходим в этот мир, так и уйдем. Молодых людей мы готовим стать родителями, а пожилым нужно напоминать о смерти. Мы же готовимся ко сну после дневных забот. Так и наша жизнь: проснулись – родились, радуемся жизни, потом ответственность, заботы – проходит жизнь, к концу устаем, хотим отдохнуть, готовимся к переходу в мир иной.

– Не обидятся ли наши ближние на то, что мы им об этом им напоминаем? Ведь сейчас особенно на Западе, а понемногу и в нашей стране тема смерти становится почти запретной, ее все стараются избегать…

– Скорее всего, они обидятся, когда наступит этот смертный час, и они поймут, сколько они упустили. В моей личной практике был такой случай: председатель одного колхоза, причастившись первый раз перед смертью, был просто удивлен, почему он раньше не причащался, вот теперь он умирает, а как же раньше–то без Церкви обходился…

Человек пред лицом смерти становится совершенно другим. Мы этого не пока пережили, но каждый это переживет, отношение к прошедшей жизни меняется перед лицом смерти, вся жизнь в мгновение проходит перед глазами человека. Хорошо, если сподобимся тихой христианской кончины, но ведь как много и трагических смертей. Поэтому надо быть готовым к смерти всегда.

– Нужно ли скрывать от близких тяжелый диагноз? Нужно ли утешать их, говоря, что у них ничего страшного со здоровьем, или нужно стараться готовить их к переходу в Жизнь Вечную?

– Сейчас медицина отошла от того, чтобы не говорить о таком диагнозе, человека в любом случае надо как-то готовить.

В этом году на Светлой седмице отпевал р. Б. Галину. Молодая женщина, она тяжело болела. Я ее с супругом венчал. Она знала о болезни, знала, что болезнь неизлечима и говорила мне, что эта болезнь заставила ее совершенно по–другому посмотреть на жизнь. Они с супругом верующие из верующих семей, ей было легче.

А каково человеку неверующему на пороге Вечности? Поэтому нужно как-то тихонечко готовить человека, какой бы диагноз ни был.

– Значит, говорить человеку о том, что все будет хорошо, что он обязательно поправится – неправильно?

– Не неправильно, надежду можно давать, но надо объяснить, что все нам дает Господь.

Я знаю людей, смертельно больных раком, которые по воле Божией выздоравливали. Господь судит. И нужно готовить человека к принятию воли Божией, нам Господь еще отпускает какое-то время. Близким очень тяжело и тяжело самим больным в последние минуты. Облегчить их участь, их боль – наша задача. Быть рядом с умирающим человеком нелегко и не у всех хватает сил. Близкие умирающего иногда раздражаются, злятся, чуть ли не бьют больного, а после смерти рыдают, корят себя за неиспользованное время, за свою грубость. Господь нам дает возможность, а мы не используем это время для подготовки. Важно подводить людей к самому пониманию смерти как естественного перехода – из этой жизни в Жизнь вечную. Мы все носим одежду, но она ветшает со временем. Мы выкидываем истрепанную вещь и не печалимся. Так и наше тело, оболочка – она ветшает. Но мы с радостью облечемся в одежды новые, которые даст нам Господь, переселимся в Его обители. Это как ожидание встречи с родителями. Она всегда радостна.

К тому же, нередко, люди печалятся о себе: «Оставили меня…»! Я вспоминаю одно отпевание. Женщина смертельного скорбела и убивалась, у гроба почившего мужа. Потом ей задали какой-то отвлеченный вопрос, она сразу сменила свое поведение и спокойно ответила, как актер, отыгравший роль, потом опять вернулась ко гробу и начала причитать с удвоенной силой!

– То есть важно отличать, когда мы печалимся о судьбе почивших близких, а когда мы просто жалеем себя, что нам без них плохо?

– Конечно, тяжело терять близких, родителей, или детей. Но нужно смотреть на все здраво. Если Господь забирает ребеночка – значит так нужно. Ведь как часто люди жалуются на судьбу, часто приходится слышать от людей: «Сын (или дочь) пьет, непотребно себя ведет, родителей избивает! Лучше б в детстве умер!». Если Господь забирает даже самого близкого человека – это все по Его воле делается.

– В XIX в. в книгах много рассказывалось о том, как матери вымаливали больных детей, а потом не могли их воспитать и удержать от греха и душевной погибели и просили Бога, чтобы Он забрал дитя, если есть на то Его воля, пока не стало совсем поздно…

– Конечно, возьмем старые времена: на селе рожали по 20 детей и половина умирала, но особой скорби не было, люди печалились, но понимали, что это нормально. Те, кто выживали становились крепкими и здоровыми. Все в жизни промыслительно и ранняя смерть может физически отрезать человеку путь ко греху.

Очень часто смерть наших близких может служить нам вразумлением, особенно смерть молодого человека. Помню такой случай. Когда я служил в Лефортово, привезли как–то в храм молодого некрещеного человека, он разбился на машине. Много молодежи пришло, весь двор заполнили, стоят, требуют, чтоб его отпели, на батюшку чуть ли не с кулаками бросаются. А батюшка пожилой стал им объяснять, что некрещеного нельзя отпевать и очень мудро им ответил: «Вот смотрите, он некрещеный, а из вас много ли здесь крещеных? Он как пример для вас, чтоб вы задумались, покрестились, вот принесут вас к порогу церкви и что будет? Вы требуете чтоб неверующего отпевали, а почему? Потому что душа ваша требует. Вы же понимаете, что нужно в церковь его нести». Потом какая-то часть из тех молодых людей крестилась. Получается, что смерть их близкого друга сподвигла их ко крещению, заставила задуматься о вечном.

– Батюшка, как врач реанимации и священник можете ли Вы сказать, что человек, исповедавшийся и причастившийся, готовый к смерти, отходит по–иному, чем нераскаянный грешник?

За 17 лет своего служения, а до этого, будучи медиком, я видел всего 2-3 людей, отказавшихся от Причастия перед смертью. Обычно же, когда люди видели крестик, они совершенно по–другому относились к медицинскому работнику. Однажды к нам в больницу в очень тяжелом состоянии попала пациентка – руководитель хора общины пятидесятников и когда я уже выходил из реанимации, она взяла меня за руку и попросила за нее молиться. Пятидесятники не поминают усопших, а она, видя крестик, попросила. Кончина у причастившегося человека другая, спокойствие, даже в тяжелой болезни, он принимает все как из рук Божьих. Перед смертью человек видит другой, сокрытый от нас мир, и по–другому смотрит на все, ценности уже совсем другие. И он больше ни о чем и думать не может. К примеру, зуб болит – хочется на стену лезть, ни одежд красивых, ни сериалов тебе не надо, температура под сорок – какая там музыка, кино, осуждать кого-нибудь, лишь бы выздороветь, одна надежда на Бога и врачей. Конечно, много происходит и чудесных случаев.

Одна матушка болела раком, но болей почти не было, она смиренно все переносила. Господь судил ей еще год прожить, ее муж, священник, причащал ее каждый день. Она знала о своей тяжелой болезни, но смиренно все воспринимала и кончина ее была тихой и спокойной.

– А знаете ли Вы такие случаи когда темные силы не давали человеку причаститься?

– Да конечно, один умирающий, к которому меня позвали, изрыгал проклятия, плевался, и я не дерзнул его причастить. Но перед самой смертью, когда началась агония, он начал звать священника, но было уже поздно. Какие силы бы не забирали человека, отходит он все равно на Божий суд.

– Имеют ли значение такие формальные вещи как цена гроба, материал и т.д. или просто важно, чтоб на гробе был православный крест?

– Цена не имеет значения. На Афоне, например, хоронят не в гробу, а завернув в простыню. А неких князей мира сего хоронят в шикарнейших гробах. Ну и что с того? Ведь сказано: «раб и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равнем достоинстве» (стихиры на отпевании). Конечно, не нужно пренебрегать благолепием. Все должно быть просто, но достойно. Хочется еще отметить, что на Руси не было понятия «гроб», говорили «домовина» – добротный дом, не вычурный но добротный.

Обычно перед концом человек не в состоянии позаботиться о себе, поэтому долг всякого верующего – сделать все, чтобы переход в иной мир сложился для умирающего по-христиански. Близкие умирающего должны проявить к нему всю свою любовь и теплое участие, простив и забыв взаимные обиды и ссоры. Не утаивание близкой кончины, а помощь в приготовлении к великому переходу в загробный мир – вот главнейшая обязанность родственников.

Нужно обязательно пригласить к умирающему священника, хорошо, если перед кончиной человек исповедуется и причастится. Но нужно стараться сделать это заблаговременно – не откладывать на последний момент, потому что в самый последний момент может быть уже поздно: несколько минут промедления – и человек – без сознания.

В минуты разлучения души с телом читается Канон молебный Пресвятей Богородице от лица человека с душею разлучающагося и не могущаго глаголати. Он читается от лица “человека, с душею разлучающагося и не могущаго глаголати”. Молчат уста умирающего, но Церковь от его лица изображает всю немощь грешника, готового покинуть мир, и поручает его Пречистой Деве, помощь Которой призывается в стихах отходного канона. Канон этот заканчивается молитвой священника о разрешении души умирающего от всяких уз, об освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых.

Если человек долго и тяжело страдает и не может умереть, то над ним читается еще другой канон на исход души, называемый Канон, чтомый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет. Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут и должны быть прочитаны у одра умирающего мирянином с опущением молитв, предназначенных для чтения только священником.

– Отпевание. Как правильно все устроить? Можно ли отпеть в морге?

Святейший Патриарх Алексий говорил, что морг – не место для отпеваний, отпевание хорошо совершить в храме при больнице, в храме на кладбище или в любом другом храме. Прежде, чем совершить отпевание усопшего в морге, удостоверьтесь в том, что отпевание будет проведено не лжесвященником и в том, что у него есть разрешение на отпевание. Дело в том, что много самозванцев, которые, выдавая себя за священников Русской Православной Церкви, совершают “отпевания” в моргах и на кладбищах Московской области.

– Какие дни особого поминовения усопших?

До 40-го дня усопший именуется новопреставленным. Поминовение новопреставленного в первое время по кончине важно и необходимо особенно потому, что оно облегчает душе усопшего такой нелегкий переход из временной жизни в вечную и помогает проходить так называемые мытарства. Особые дни поминовений новопреставленного – третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни берет начало в глубокой древности. В Апостольских постановлениях написано: “Совершайте же и третины почивших в псалмах, в чтениях и молитвах ради Воскресшего в третий день, и девятины в воспоминание сущих здесь почивших, и сорокоуст по древнему образцу, ибо так народ израильский оплакивал Моисея, и годовщину памяти покойного.” Существует также обычай поминать усопшего в каждую годовщину по смерти, в день рождения и день Ангела. В эти дни собираются самые близкие родственники, чтобы помянуть усопшего молитвою за совместной трапезой. В церкви же подают записку на Литургию или заказывают панихиду, освящают коливо. В году есть отдельные дни, преимущественно посвященные молитвам за усопших.

Это так называемые родительские дни:

1. Вселенская мясопустная родительская суббота. Она бывает за неделю до Великого поста. Название мясопустной эта суббота получила по следующему за ней дню – “Недели мясопустной”, т. е. Дню, в который последний раз разрешается есть мясо.

2. 2-й недели Великого поста.

3. Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста

4. Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста

5. Радоница – вторник второй недели после Пасхи. Радоницей этот день назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении Христовом.

6. 9 мая – день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны.

7. Троицкая вселенская родительская суббота – суббота перед днем Святой Троицы. В настоящее время сложился неправильный обычай считать родительским днем сам праздник Троицы.

8. В день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (11 сентября по новому стилю) Церковь совершает поминовение православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных. Поминовение это установлено в 1769 году во время войны с турками и поляками по указу императрицы Екатерины II.

9. Димитревская родительская суббота – суббота за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю), Небесного Покровителя благоверного великого князя Димитрия Донского. Одержав победу на Куликовом поле, князь Димитрий совершил поименное поминовение павших на поле брани воинов накануне своего дня Ангела. С тех пор Церковь поминает в этот день, названный народом Димитриевской субботой, не только воинов, погибших за Отечество, но и всех усопших православных христиан.

В родительские дни православные христиане посещают храм, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) – различные продукты (за исключением мясных). Продукты на панихидный стол приносят и в другие дни, когда совершается панихида, т.е. это есть милостыня за усопших. В весенние и летние родительские дни (Радоница и Троицкая суббота) принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших родственников и помолиться уже рядом с их погребенными телами.

– Как правильно вести себя на кладбище?

На кладбище не нужно пить, еду оставлять, разве что если птичек покормить. А если приносить и оставлять еду – это язычество, усопший же не выйдет чтобы покушать. И яйца пасхальные освященные нельзя оставлять – достанутся они собакам и птицам и это будет поругание святыни. Для поминовения усопшего лучше нищим пищу отдать, чтоб помолились.

– Какие обычаи, связанные с погребением, являются греховными и суеверными?

Перечислить все суеверия, наверное, и невозможно – столько их – закрывать зеркала, рюмка водки с хлебом «на помин души», запрещение садиться на табуретки, на которых стоял гроб, выливание водки на могилу и так далее. Не нужно им следовать, в них верить. Всегда нужно помнить – Господь забирает человека, когда Сам произволяет, человек находится на Суде Божием, поэтому главное – это наша молитва о человеке. Наша молитва и церковная.

– Надо ли близким говорить чтобы не придавали значения суевериям?

– Думаю, сказать можно, с любовью. Объяснить, что главное – это молиться за усопшего. Я, например недавно сказал и меня послушали.

– На могильном кресте не должно быть фотографии усопшего?

– Нет, ни в коем случае. Иногда помещают внизу на табличке но не на самом кресте.

– Батюшка, как быть с кремацией? Можно ли кремировать усопшего?

Если некуда захоронить, денег нет или везти очень далеко, иными словами, если нет другого выхода.

Строка поиска: отпевание

Найдено записей : 97

Добрый день! Мой брат Николай утонул 22 августа, тело до сих пор не нашли... Подскажите, пожалуйста, как поступить с отпеванием, похоронами, ведь свидетельства о смерти нет, т. к. он числится пропавшим без вести. Спасибо!

Андрей

Андрей, если доподлинно уже известно, что человека нет в живых, надо обратиться к правящему архиерею Вашей епархии за благословением на отпевание, а затем отпеть заочно в храме.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Спасибо, что помогаете понять многое. У меня несколько вопросов. 1. Моя крестная умерла. Я не знаю, отпевали ее или нет, так как она жила в другом городе. Как правильно ее поминать? Спросить не у кого, так как нет контактов родных. Можно ли писать ее имя в требах? 2. Как правильно поминать людей, если они не крещенные и не отпетые, или ты знал этого человека в жизни, но не знаешь таких подробностей. 3. Давно умершие родные, дедушка, прадедушка, мать свекрови, ее отец - также не знаю, отпевали ли их. Свекровь уже похоронила сама (вроде, все соблюла по православным правилам). Мужа тоже похоронила, но на момент жизни он не знал, совершено ли было необходимое таинство. Храни Вас Бог.

р.б. Татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Отпевание не является таинством. Оно не есть мистическое средство препровождения души умершего на «тот свет». В требнике этот обряд именуется: «Последование погребения мирских человек». Из названия видно, что речь идет о ряде молитвословий, расположенных в особом порядке, для сопровождения обряда погребения. В любое другое время о душе усопшего совершаются другие службы: панихида, заупокойная лития, парастас, ектении на Литургии и во время Проскомидии. За некрещеных и инославных не принято подавать поименные церковные поминовения. Церковная молитва совершается за весь род человеческий, но поименные прошения возносятся только за членов Церкви. Поэтому, за тех, в чьей принадлежности к Православной Церкви Вы не сомневаетесь, можно подавать любые поминовения, не задумываясь о том, были ли они «правильно отпеты». За всех прочих молитесь сами, поминая их по именам на своих утренних молитвах.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! скажите пожалуйста, для чего проводят обряд отпевания? Ведь если человек при жизни жил вне Христа, то он в Рай не попадет, то есть этот обряд бесполезен? Спасибо.

Сергей

Сергей, отпевание - это молитва родственников, близких и Самой Церкви, в лице священника, о прощении грехов усопшего. Это прошение, обращенное к милосердию Божию, чтобы Господь упокоил душу усопшего в местах радости и не помянул его злых дел, содеянных при жизни. Конечно, для посмертной участи души определяющую роль играет то обстоятельство, прожил ли человек на земле жизнь благочестивую или нет, и отталкиваясь от этого старообрядцы, например, отказывали в отпевании тем, кто не ходил в церковь, но на самом деле не наше дело уже здесь вершить суд над человеком - Божие милосердие огромно, а Его премудрость превосходит всякое человеческое рассуждение. Поэтому отпевать надо всех усопших, принадлежавших к Церкви, за исключением тех, кто сознательно покончил жизнь самоубийством, и тем самым восстал на промысел Божий о себе и попрал все Его благодеяния, содеянные для спасения души человека. Для всех душ молитва, совершенная на отпевании, приносит утешение и облегчение.

игумен Никон (Головко)

Здраствуйте, подскажите, что нужно делать с 12 свечами, которые держали родные при отпевание покойника? Куда их девают?

Елена

Здравствуйте, Елена! Если отпевание совершается в храме, то свечи можно поставить на подсвечник, чтобы догорели, можно возжигать их для молитвы дома или принести в храм, если не нужны.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Расскажите, как происходит заочное отпевание и что мне для этого надо? Отпеть надо маму.

Катерина

Катерина, заочное отпевание происходит точно по тому же чину, что и очное, только в храме не присутствует тело усопшего. Вам для отпевания надо предоставить в храм справку о смерти мамы, а дальше Вам в храме все подскажут.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Моя мама Надежда умерла много лет назад, в советские времена, когда ее не стало - меня не было рядом, и теперь это уже заграница. 22 марта ей провели заочное отпевание и дали землю. Подскажите, как мне с ней поступить? Так как в ближайшее время я не смогу съездить на могилу к маме, могу ли я захоронить часть земли сейчас у кого-либо из новопогребенных (хоть и незнакомых людей), а часть сохранить до того момента, когда смогу посетить собственно могилку? И что вообще нужно делать после отпевания в моем случае?

Любовь

Да, Любовь, Вы все правильно решили, так сделать можно, так и надо поступать. Более того, если хотите, то даже всю землю, данную Вам, полностью Вы можете захоронить на кладбище. Эти действия, в сущности, обряд, и поэтому здесь существует определенная степень свободы.

игумен Никон (Головко)

При отпевании усопшего родственники стояли с незажженными свечами (никто не подсказал), и на гроб тоже не зажгли, хотя были предусмотрены лампадки. Отпевание прошло с нарушением?

Наталья

Нет, Наталья, не беспокойтесь, свечи – это лишь символ молитвы, а главное в отпевании – это сама молитва, Ваша молитва о усопшем.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Дядя умер 3 марта (воскресенье), похороны 7 марта. А поминальные 9 дней решили организовать 10 марта (воскресенье). Но ведь еще нет 9 дней или это не запрещено? Подскажите, какую панихиду заказать? Что сделать еще? Дядя был глубоко верующим человеком. Спасибо.

Наталия

Здравствуйте, Наталия! Поминальную трапезу можно и перенести на удобный для вас день. Главное для умерших – это наша молитва. Закажите сорокоуст об упокоении, панихиду и Псалтирь по усопшему. И, конечно, если дядя был крещен, необходимо отпевание в церкви.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Спасибо Вам за Ваши ответы - чтение ответов-вопросов значительно снижает мою безграмотность. Вопрос такой - я проживаю в Казани, в следующем году у нас в городе планируют открыть крематорий. Город большой, мест на кладбище мало. Каково отношение РПЦ к кремированию? Допустимо ли это? Или все-таки православным необходимо избегать этой процедуры в сторону обычного погребения? Спасибо!

Алексей

Алексей, мы люди православные, и должны всегда придерживаться православных древних традиций. "Из праха взят, и в прах возвратишься", говорит нам Священное Писание. Отпевание и погребение - это молитва Богу и предание земле - "из земли взят, и в землю возвратишься, а дух к Богу пойдет", и ни о какой кремации и речи нет. Мы, православные, должны придерживаться погребения, а не кремации, хотя кремация и не считается грехом. Официально церковь не запрещает кремацию Однако это не наша традиция, не православная, это все пришло с Запада.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка. Мой отец в 1971г. покончил жизнь самоубийством. Мама, по молодости, тайно отпела его в церкви. Мой старший брат всю жизнь страдает болезнями и в личной жизни большие проблемы. Младшая сестра в браке всю жизнь очень несчастна, и ее дети болеют серьезными болезнями. Я несчастливый в личной жизни и начал серьезно болеть. Скажите, связано ли это с тайным отпеванием и что надо делать? Спасибо.

Николай

Нет, Николай, никак не связано, причины этих неприятностей нужно искать в собственном духовном несовершенстве: Господь через болезни и скорби учит нас не прилепляться к земным вещам, а думать о небесном и уповать на Него. Мы же, к сожалению, этих уроков не принимаем и ропщем на свою "горькую" участь.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, уважаемые батюшки! Хочу задать такой вопрос. наша бабушка умерла 2 года назад, и получилось так, что отпевание на третий день невозможно было сделать, так как все священники были заняты на тот день (хотя мы пришли в церковь договариваться заранее), и нам предложили либо отпеть заочно, либо предложили, что батюшка придет отпеть вечером во второй день, то есть на кануне третьего дня. Мы согласились на второй вариант, так как считали, что лучше отпевать над телом умершей. Есть ли в этом что-либо неправильное, ведь по канонам отпевают все-таки на третий день? И еще такой вопрос, бабушка в церковь почти не ходила, даже когда была здорова (сказывалось советское воспитание), хотя в душе верила в Бога, крест носила, молилась понемногу, как могла. Долго болела после инфаркта. Мы тогда и не думали, что к болящим можно позвать священника для исповеди и причастия, в этом и наша вина, так как особенно этими вещами не интересовались - в результате бабушка не исповедовалась перед смертью, и неизвестно исповедовалась ли в течение жизни когда-либо. Можно ли постоянно заказывать о ней поминовения на литургии, то есть заказать поминовение на год, потом опять на год и так в течении многих лет, пока у меня будет такая возможность? Не будет ли это чрезмерной дерзостью, ведь есть мнение, что вообще людей, которые умерли без покаяния, нежелательно поминать на литургии? Такая же примерно история и с моим дедушкой, был крещенный, но в церковь не ходил, умер от рака, много натерпелся, участник ВОВ. Как Вы считаете, могу ли я заказывать о них поминовение на Литургию постоянно, из года в год? Спаси Вас Господи.

Юлия

Юлия, какова жизнь человека, такова и его смерть. Наша жизнь - это приготовление к жизни вечной. К сожалению, многие живут беспечно, не думают об этом, а когда приходит время покидать этот мир - становится уже поздно. В чем застану, в том сужу, говорит Господь. Отпевание - это не таинство, это молитва о упокоении усопшего, и то, что вы отпели на второй день, не страшно, страшно, то что человек всю жизнь прожил без Христа, без церкви. После смерти нет покаяния, после смерти идет воздаяние, "от своих дел человек оправдается или осудится". Все наши грехи, наши дела, идут вперед нас и там нас встречают. Поэтому так важно сейчас и здесь очистится, покаяться в своих грехах. Это я больше говорю для Вас, Юлия, т. к. слава Богу, Вы живы - не прожигайте зря время, живите церковной жизнью. Наша жизнь кончится когда-нибудь, а впереди вечность – главное, наша душа. Молится не можно, а нужно, если человек крещеный, мы обязаны за него молится, у нас всегда есть надежда на лучшее. Бог милосерд. Конечно, можно заказывать за них годовые записки, можно это делать бессрочно, пожизненно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка. В 2005 году трагически погибла двоюродная сестра 1946 г.р. Была ли она крещена, неизвестно. Я посылала запрос в Пинск, где она родилась. Пришел ответ, что такими сведениями не располагают. Последнее время она мне снилась и говорила, что она не там, где все. Я это расценила так, что она не отпета. Я молюсь о ее душе в частной молитве. Можно ли в нашем храме заказать отпевание р. б. Лидии, чтобы поминать ее в храме?

Валентина

Валентина, а вот этот вопрос и надо как раз задать в Вашем храме. Мы не можем так вот заочно и дистанционно решать, что в Вашем храме можно, а что нельзя, там есть настоятель, и это его обязанности. Поговорите со священником из Вашего храма по данному вопросу и последуйте, пожалуйста, его совету.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У меня умерла бабушка полгода назад. Когда ее отпевали, ошиблись с ее святой. У нее святая Алефтина, а отпевали как Анну. Как и на что это могло повлиять? Некоторые родственники видят ее во сне и называют Анной, не подозревая о такой ошибке священника. Спасибо!

Полина

Полина, Господь знает своих рабов и знает, кого отпевали, так что все нормально - это ошибка не Ваша, а священника, не переживайте, это ни на что не влияет. Поминайте тем именем, которым она была крещена. Отпевание - это не таинство, а молитва за усопшего. Когда читают записки о упокоении, то иногда тоже, бывает, ошибаются и называют другое имя. Мы просим Бога за душу усопшего человека Он же знает, за кого мы просим, даже если мы и ошиблись.

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, помогите разрешить сомнения вот такие: вправе ли я подавать в записках об упокоении на литургию имена родственников, о которых я точно не знаю, были ли они отпеты или даже крещены? Можно сказать, что и в храм-то меня привела мысль о том, что за усопшего отца моего очень нужно молиться (в 47 лет уснул, будучи очень пьяным, в холодной бане, и не проснулся). Со слов мамы, он в детстве был только погружен, а отпевание она, вроде как, заказывала. Также в записках указываю имена дедов, они на фронте погибли. Опять же, доподлинно не знаю, были ли они крещены. Подумала, что в те времена - начало века - поди, всех крестили. А про отпевание от своего батюшки на приходе слышала, что после войны служилась отдельная служба с отпеванием всех погибших воинов. С бабушками хоть знаю, что были они и крещеные, и отпеты. Так вот, и на Литургии и при чтении Неусыпаемой в пост, и при чтении "круговой" Псалтыри подаю их имена. Вроде, как бы и не следует, но не могу не написать: то писала-писала, а тут вдруг и не напишу! Вроде как предательницей буду. Но и сомнение, мол, что-то все-таки не так я делаю, не оставляет. Как я могу исправить ситуацию, можно ли "выровнять" все? Чтоб никому не во грех было. Спаси Господи!

Елена, 44 года

Елена, я тоже думаю, как и Вы, что в начале века большинство людей все же крестили, поэтому давайте подавать записки, как и подавали. Кстати, даже если кто-то не был отпет, то это не является препятствием к церковному поминовению.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка, благословите. Скажите, что надо делать, если умер человек крещеный, но настолько неверующий, что глумился, анекдоты рассказывал, и даже перед смертью не одумался? Разве он не считается отлученным? Его родные - такие же атеисты, но по совету соседок пошли в церковь, заказали отпевание, сорокоуст на целый год, еще что-то. Сами они за него молиться не будут... Надо ли это, и если да, то кому? Не есть ли это насилие над его душой, ведь у него было время покаяться, он сам не хотел?

Елена

Елена, если человек крещенный, за него можно молиться. Я не говорю что надо, но можно, несмотря на его жизнь и отношение к церкви. Если вы за него не будете молиться, Вас за это никто не осудит, он сам себя уже осудил - своей жизнью. От церкви его никто не отлучал при жизни, но он считается атеистом. Святой Антоний Великий молился даже за языческих жрецов, и ему было откровение, они как бы говорили: "когда ты за нас молишься, то пламень угасает, и мы видим друг друга, и нам от этого становится отрадней на душе". Поможет ли таким людям молитва – это зависит от нас, как мы молимся, это выражение нашей любви к ним. Молитва полезна и для нас самих. Но, повторяю, - на Ваше усмотрение, молится или нет.

иеромонах Викторин (Асеев)

Где в писании и в деяниях соборов сказано, что нужно крестить младенцев, почитать мощи святых, изучать священное писание через призму творений святых отцов, поклонятся Богородице, апостолам, святым, молиться за умерших, освящать воду, поклоняться кресту, причислять людей к лику святых, крестное знамение, почитать предание святых старцев, отпевание мертвых? Заранее прошу прощение за дерзость написания таких вопросов, просто нужно же что-то отвечать протестантам на их упреки православию. Они ведь считают, что после апостольского времени все учение напрочь исказилось, поэтому протестанты его сейчас и "восстанавливают". Если можно, то ответьте на эти вопросы со стороны Евангелия и учения апостолов, и, если можно, где в деяниях соборов все вышеперечисленное засвидетельствовано?

Loading...Loading...