Святитель григорий двоеслов, папа римский (†604). Григорий Двоеслов: православный папа Римский

Папа Григорий I Великий родился в 540 году в Риме, в старинной римской семье, происходившей из патрициев. Григорий получил хорошее образование и сделал карьеру на городской службе в Риме, в 574 году он возглавлял городскую администрацию. Однако, достигнув светской власти, он решил стать монахом. После принятия этого решения, он распродает свое имущество и на вырученные деньги основывает монастыри. Источники сообщают, что Григорий I вел строгую аскетичную жизнь праведника.

Http://www.krugosvet.ru/images/1002676_PH04582.jpg

В 590 году папа Пелагий II послал его в качестве папского представителя в Константинополь. Каких то дипломатических успехов Григорий не достиг (военная помощь от императора так и не поступила) однако в Константинополе он прославился участием в богословских диспутах.

В 590 г., во время эпидемии чумы в Риме папа Пелагий II скончался. Духовенство и народ единодушно избрали новым папой Григория I.

Согласно сообщению Григория Турского, папа Григорий I для избавления Рима от чумы призывал народ к покаянию, организовывал в городе молебны и крестные ходы. По преданию, во время одной из процессий над мавзолеем Адриана появился архангел Михаил,

Возглавивший Римскую церковь Григорий I был вынужден взять на себя заботу не только о Церкви, но и о гражданском благосостоянии страны. Он возглавил оборону города от лангобардов, разорив тем самым церковную казну (ему пришлось от них откупиться, чтобы сохранить город). В конце концов в 599 году был заключен мир с лангобардами.

Папа Григорий I укреплял церковную дисциплину, боролся с симонией, расширял благотворительность. Оставаясь монахом, он вел скромную, воздержанную жизнь, избегая светской роскоши, чрезвычайно благоволил монастырям, основывал новые храмы.

Григорий I известен как богослов его труды «Моралии на Книгу Иова», «Беседы на Евангелия», «Беседы на Книгу пророка Иезекииля», «Толкование на Песнь песней») и «Пастырское правило» стали неотъемлемой частью западной христианской традиции.

В православной традиции он получил имя «Двоеслов». Это связано с названием одного из его трудов - «Диалоги», или «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души». В книге, описывающей жития италийских святых, два собеседника - редко вопрошающий (субдиакон Петр) и пространно отвечающий (Григорий). Само же название «Двоеслов» является неверным переводом греческого Διάλογος, что в оригинале означает «Беседа» (или «Диалог»).

Григорий I провел реформу монашества. Было принято особое законодательство, посвященное организации монастырей.

Святитель ГРИГОРИЙ ДВОЕСЛОВ, папа римский (†604)

Григорий I Великий - 64-й папа Римский (с 590 по 604 гг.), известный в Православной Церкви как святитель Григорий Двоеслов. С его именем связана Литургия Преждеосвященных Даров. Он делил трапезу с нищими, его книгами зачитывались парижские ученые-схоласты и московские иноки-простецы. Он был великий святой, почитаемый и на Западе, и на Востоке.

Святитель Григорий Двоеслов родился в Риме около 540 года в очень знатной и богатой римской семье. Прапрадедом его был Папа Римский Феликс III (†492). Отец Григория Гордиан занимал видный пост в церковной администрации. Его мать Сильвия и тётки Тарсилла и Емилиана также причислены Римской Церковью к лику святых.

Благодаря своему знатному происхождению, Григорий получил блестящее светское образование и достиг высоких государственных должностей. Историк конца VI в. Григорий Турский писал: Григорий «был настолько сведущ в науке грамматики, диалектики и риторики, что считали, что во всём Риме не было равного ему человека» («История франков» Х.1). Некоторое время он, вероятно, являлся префектом Рима, то есть главой городской администрации.

Но Григорий чувствовал духовное призвание. Он вел скромную богоугодную жизнь и всей душой стремился к иночеству. После смерти отца святой Григорий истратил все свое состояние на устройство шести монастырей в Сицилии. В Риме он основал монастырь во имя святого апостола Андрея Первозванного и, променяв свои палаты на тесную келлию, принял там иноческий постриг.

В 577 году святой Григорий был посвящен в сан диакона. По поручению папы Римского Пелагия II долго жил и трудился в Византии, где изучал греческий язык и творения святых отцов Востока. Там он написал «Толкование на книгу Иова», оказавшее влияние на творения многих крупнейших богословов и поэтов средневековья.

В 590 году святой Григорий был избран на Римскую кафедру, став первым Римским папой из монашествующих. Считая себя недостойным, святой в течение 7 месяцев не решался принять столь ответственное служение, и лишь уступая мольбам клира и паствы, принял посвящение. Григорий перенес свою папскую резиденцию в Латеранский дворец на юге Рима, где жил в монашеском сообществе, следуя строгим правилам монастырской жизни. Предпочитая более полагаться на монахов, он удалил из администрации Римской церкви мирян и ослабил позиции клириков.

Это было трудное время: Римская империя разрушались под натиском варварских нашествий, конфликты с византийским императором, войны, разорения, эпидемии. Это было то самое мрачное средневековье, о котором пишут в книгах. «Города опустошены, крепости разрушены, церкви пожжены, монастыри мужские и женские разорены, селения покинуты народом, поля остались невозделанными, земля превратилась в пустыню, не осталось на ней ни одного жителя, дикие звери стали обитать там, где прежде жило множество народа. Не знаю, что делается в других частях света, - пишет святой Григорий, - но на сей земле, где мы живем, кончина мира не только близка, но уже и наступила».

Несмотря на то, что вокруг всё рушилось, святитель Григорий основывал монастыри и укреплял аскетическую дисциплину, упорядочивал каноническое устройство Церкви, богослужение и экономику церковного римского государства. Он ревностно боролся с ересью донатистов, обратил к истинной вере жителей Британии - язычников и готов, приверженных к арианской ереси. Именно он послал группу миссионеров во главе с Августином (будущим Кентерберийским) в Англию, положив основание организации Английской Церкви.

ДОНАТИЗМ - крупнейший раскол в Западной христианской церкви, разразившийся по случайному поводу в Карфагенской Церкви (Северная Африка) после гонений Диоклетиана. Названо по имени лидера движения - Доната (ок. 270-355).


Поводом раскола послужил конфликт вокруг выборов епископа Карфагена в 307 году, когда на кафедру был избран архидиакон Цецилиан, к-рого в период гонений на христиан 303-305гг. обвиняли в том, что он запрещал приносить пищу заключенным исповедникам. Возможно, выборы были проведены с нарушениями. Противники Цецилиана обратились к императору Константину с просьбой разрешить конфликт, однако тот высказался в пользу Цецилиана. Но Донат пользовался огромным личным авторитетом и влиянием, поэтому на сторону донатистов перешла «почти вся Африка». В Карфагене начались бунты. Общины донатистов были созданы в Италии, Испании и Галлии.

Донатисты считали себя наследниками Церкви эпохи гонений. Их учение основывалось на трудах Тертуллиана и сщмч. Киприана Карфагенского («вне Церкви нет спасения»). По мнению донатистов, характерным признаком истинной Церкви является святость, выражающаяся в личном совершенстве её служителей; таинства теряют свою силу, если совершены священнослужителями, провинившимися против Церкви, или в Церкви, сохраняющей связь с виновными. Поэтому донатисты перекрещивали переходящих к ним даже и православных, ругались над православными церквами и их священниками. Ради сохранения учения о святости Церкви они были готовы пожертвовать учением о ее вселенскости и универсальности. Поэтому некоторые донатистские богословы высказывались в том смысле, что истинная Церковь осталась лишь в Африке.

Хотя донатисты были раскольниками, «не погрешавшими в основах веры», ряд положений, защищавшихся ими, в частности в учении о Церкви и таинствах, некоторыми святыми Отцами признавались еретическими: блж. Иероним, говоря о Донате, замечал, что его утерянное творение «О Святом Духе» содержало учение, близкое к арианскому; взгляды донатистов опровергал блж. Августин. Донатисты отвергали союз Церкви с государственной властью. Даже христианские императоры, по их мнению, были предшественниками антихриста. Среди донатистов было развито почитание мучеников. Мученичество считалось главным признаком истинного христианства. Донатисты были настроены против монашества. Они не признавали ряд общецерковных праздников (в частности, праздник Богоявления), пользовались древними латинскими переводами Священного Писания (т.н. Италой).

Решающую роль в победе над донатизмом сыграли труды и деятельность блж. Августина. Летом 403 года было организовано совещание с донатистами по вопросу о том, кто вправе использовать наименование «Кафолическая Церковь», а в 405 году против донатистов начали действовать антиеретические законы. Члены донатистских общин постепенно стали переходить в каноническую Церковь. Некоторое возрождение донатизма произошло в понтификат свт. Григория Двоеслова. Но после арабского завоевания Северной Африки движение донатов прекратило существование.

Составление Чина Литургии Преждеосвещенных Даров


Предание называет святителя Григория Двоеслова составителем чина Литургии Преждеосвященных Даров - особой литургии, которая служится только Великим постом.

Чтобы понять, для чего понадобилось устраивать специальную "постную" литургию, надо вспомнить одну простую, но подзабытую истину: литургия - это всегда праздник. Более того, это всегда трапеза, угощение. С самого начала христиане, еще не имевшие тогда своих храмов, собирались на частных квартирах, "преломляя хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца". Вот почему постом обычная литургия служится только в воскресенье и субботу - дни, когда поститься не полагается. Но вовсе лишить верующих возможности причащаться в будни Церковь не могла, поэтому и стали служить Литургию Преждеосвященных Даров - Дары на ней не освящаются, они освящаются прежде, обычно в предыдущее воскресенье. Народ причащается, но полного торжественного чина не бывает.

Однако Григорий Двоеслов всё же не был автором чинопоследования литургии. Его заслуга состояла в том, он составил чин Литургии Преждеосвященных Даров на латинском языке, т.е. для Западной Церкви. В Восточной Церкви (в частности, в Константинополе) эта Литургия была известна давно лишь в устном предании и бережно передавалась от апостольских преемников. Утвержденный VI Вселенским Собором в 680 году, этот чин был принят всей Православной Церковью.

Григорианское пение

Также святитель Григорий Двоеслов прославился тем, что распространил церковное пение, которое по его имени названо григорианским . Он создал хоры певцов, которые должны были заменить часто неумелое пение диаконов во время богослужений.


Григорианский хорал нельзя воспринимать как абсолютную музыку, сущность его — распев молитвословного текста, омузыкаленная (или даже «озвученная») молитва.

Языковая основа григорианского пения — латынь; отдельные песнопения пелись на греческом языке, а в Хорватии и Чехии допускался также старославянский язык. Тексты брались в основном из латинской Библии (Вульгаты), больше других использованы тексты псалмов (полностью или отдельных стихов). После Второго Ватиканского собора григорианские песнопения допускается исполнять на любых современных языках, в том числе на русском.

Кончина

Святитель Григорий возглавлял Церковь в течение 13 лет, заботясь обо всех нуждах своей паствы. Он отличался необыкновенным нищелюбием. В сфере церковного управления Григорию не удалось всюду подчинить епископов папской власти. Для укрепления своего авторитета он использовал монахов-бенедиктинцев, устав которых сильно подчеркивал принцип послушания. В некоторых епархиях на епископских тронах оказались монахи, что было новшеством в практике западного христианства.

Скончался святитель в 604 году , мощи его почивают в соборе святого апостола Петра в Ватикане.

Мощи святителя григория Двоеслова

Имя «Двоеслов»

Святитель Григорий Двоеслов оставил после себя многочисленные творения.

Имя «Двоеслов», закреплённое за Григорием Великим в православной традиции, связано с названием одного из его трудов — «Диалоги» , или «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души» . В книге, описывающей жития италийских святых, два собеседника — редко вопрошающий (субдиакон Петр) и пространно отвечающий (Григорий). После этого святителя стали называть «Двое-словом», то есть "ведущим диалог, собеседником". Само же название «Двоеслов» является неверным переводом греческого Διάλογος, что в оригинале означает «Беседа» (или «Диалог»).

По сути это патерик, сборник рассказов о жизни итальянских подвижников VI века, которые Григорий рассказывал своему духовному сыну. Особенно привлекали читателей описания сверхъестественных событий, которыми изобилует повествование: чудесное приумножение вина, изгнание бесов, неожиданное наказание грешников, рассуждения о посмертной участи и об устройстве загробного мира. Кстати, западное учение о жизни после смерти во многом складывалось под влиянием диалогов папы Григория и диакона Петра, которые они ведут на страницах «Собеседований».

В Средние века эта книга была «бестселлером», в VIII веке ее перевели на греческий, а в IX веке — на славянский (напомним, год крещения Руси — 988!).

Творения Григория Двоеслова


Его толкования на Священное Писание, многочисленные проповеди и пастырские послания составили костяк нового западного богословия.

Особенной известностью пользуется его «Правило пастырское» (или «О пастырском служении»). В этом творении святитель Григорий всесторонне описывает образ истинного пастыря. До нас также дошли его письма (848), содержащие нравственные наставления.

Тропарь, глас 4:
Иже от Бога свыше Божественную благодать восприем, / славне Григорие, / и Того силою укрепляема / евангельски шествовати изволил еси. / Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне, / Егоже моли, // да спасет души наша.

Кондак, глас 3:
Подобоначальник показался еси Начальника пастырем Христа, / иноков чреды, отче Григорие, / ко ограде Небесней наставляя, / и оттуду научил еси стадо Христово заповедем Его, // ныне же с ними радуешися и ликуеши в Небесных кровех.

ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ, Двоеслов (латинский Gregorius Magnus) [около 540, Рим (?) - 12.3.604, там же], папа Римский (590- 604), отец и учитель Церкви, христианский святой.

Источниками жизнеописания Григория I Великого являются: его собственные сочинения (в частности, «Диалоги о жизни и чудесах италийских Отцов и о бессмертии души», «Беседы на Евангелия»; послания, письма); сочинения церковных писателей, древнейшие из которых - «История Франков» Григория Турского (завершена около 594), «О знаменитых мужах» Исидора Севильского (около 610), несколько глав «Церковной истории англов» Беды Достопочтенного (около 731), а также упоминания в «Истории лангобардов» Павла Диакона (2-я половина 8 века). Древнейшие латинские жития Григория I Великого: «Житие» (начало 8 века), составление которого приписывается Уитбскому Анониму, «Житие» (2-я половина 8 века), составленное Павлом Диаконом, «Житие» (начало 870-х годов), составленное Иоанном Диаконом по указанию папы Римского Иоанна VIII (872-882).

Григорий I Великий принадлежал к одному из влиятельных сенаторских родов (по преданию, к роду Анициев); предок (возможно, прапрадед) Григория I Великого, Феликс II (он же Феликс III, 483-492), также был папой Римским. Получил подготовку в риторике, философии, позднее - углублённое образование в области права; около 572 или 573 стал префектом Рима, но вскоре оставил службу и принял монашество. Унаследовав большое состояние, основал 6 монастырей в родовых поместьях на Сицилии, а также превратил в монастырь Святого Андрея Первозванного свой дом на Целийском холме в Риме. Около 577-578 поставлен в диаконы-регионарии папой Бенедиктом I (575-579), около 579-580 направлен папой Пелагием II (579-590) в Константинополь в качестве папского представителя (апокрисиария) при дворе императора Тиверия (578-582) с целью заручиться поддержкой византийского двора в противостоянии лангобардскому вторжению; около 586 вернулся в Рим, став ближайшим помощником папы Римского Пелагия II. В 590 избран на Римскую кафедру.

В начале понтификата наладил управление церковными землями, находившимися в Средней и Южной Италии, на Сицилии, Сардинии, Корсике, а также в Северной Африке и Иллирике, стремясь увеличить их доходность. Григорий I Великий заботился также о каноничности избрания епископов в этих областях, принимавших посвящение в Риме; в период его понтификата регулярными стали соборы епископата указанных областей, на которых решались в том числе судебные и юрисдикционные вопросы. Придерживался политики мирного сосуществования с лангобардами. При участии Григория I Великого с лангобардами были заключены перемирия (592 и 594), а также мир (599), что в немалой степени способствовало началу процесса перехода лангобардов (частью язычников, частью ариан) в православие. Поддерживая развитие монашества, выступил с критикой эдикта византийского императора Маврикия, запрещавшего принятие монашества лицам на военной и государственной службе, укреплял внутрицерковную дисциплину, боролся с симонией. В июле 595 года под председательством Григория I Великого состоялся Поместный собор римской церкви, принявший ряд дисциплинарных и канонических определений. Так, был установлен твёрдый порядок богослужения; в сфере монашеской жизни была особо подчёркнута связь монашества и церковной организации во главе с папой Римским; предусматривалась возможность освобождения монастырей из-под контроля местного епископата; срок послушничества увеличен до 2 лет. Григорий I Великий организовал христианскую миссию в Британию (595-596), благодаря которой в Британии началось распространение римской церковной традиции и юрисдикции. К понтификату Григория I Великого относится попытка наладить полноценное каноническое общение с испанской и галльской церквами.

Григорий I Великий - автор значительного числа философских, богословских, экзегетических, пастырско-дидактических и аскетических сочинений, а также обширного эпистолярного наследия. К наиболее известным относятся его экзегетические сочинения: «Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования» (латинский «Expositio in librum lob sive Moralia», в 35 книгах, начато в 580-е годы), «Беседы на Евангелия» (латинский «Homiliae in Evangelia», 40 бесед в 2 книгах, 590-593),«Беседы на Книгу пророка Иезекииля» (латинский «Homiliae in Ezechielem Prophetam», 22 беседы в 2 книгах, 593-594),«Беседы на Книгу Песни Песней» (латинский «Homiliae in Canticum Canticorum», около 594-598). Экзегетические сочинения Григория I Великого свидетельствуют о значительном влиянии на него философии и богословия Оригена (например, «Беседы на Книгу Песни Песней»); являются, как, например, «Беседы на Книгу пророка Иезекииля», важным источником по истории Италии эпохи лангобардского завоевания. В «Толковании на Книгу Иова...» авторский замысел отталкивается от библейского текста в рассмотрении буквального смысла, переходя затем к мистическому, прообразному, нравственному толкованию. К наиболее известным пастырско-дидактическим и аскетическим сочинениям Григория I Великого относятся: «Пастырское правило» (латинский «Regula pastoralis», начало 590-х годов), а также знаменитые «Диалоги о жизни и чудесах италийских Отцов и о бессмертии души» (латинский «Dialogi de vita et miraculis Patrum Italicorum et de aeternitate animarum», в 4 книгах, 593-594), первый патерик (смотри Патерики), по названию которого Григорий I Великий в православной традиции именуется Двоесловом. «Диалоги», а также «Пастырское правило» с 9 века приобрели значительную известность в славянских землях, с 11-12 века - на Руси. «Пастырское правило», посвящённое епископу Иоанну Равеннскому, состоит из 4 частей: 1-я посвящена изложению того, какими качествами должен обладать призванный к пастырскому служению, 2-я - какими качествами должна отличаться жизнь истинного пастыря, 3-я - о канонах гомилетики и правилах назидания паствы различных сословий и состояния, 4-я - о ежечасном смирении пастыря. «Диалоги» Григория I Великого представляют собой агиографические сочинения, совмещающие житийные и автобиографические сюжеты. Эпистолярное наследие Григория I Великого объединяет более 800 сохранившихся до наших дней писем, собранных в 14 книгах.

Лит.: Успенский Ф. И. Церковно-политическая деятельность Папы Григория I Двоеслова. Казань, 1901; Dudden F. Н. Gregory the Great, his place in history and thought. N. Y., 1967. Vol. 1-2; Dagens С. Saint Grégoire le Grand. Р., 1977.

Григо́рий I Великий (Gregorius Magnus, в православной традиции Григорий Двоеслов) (около 540, Рим - 12 марта 604, там же) - римский папа (с 590), способствовал становлению церковного государства («патримоний Петра») и упрочению церковной и мирской власти папства, расширил сферу влияния римской церкви: посылал миссионеров в Британию к англосаксам, в Испанию к вестготам, вмешивался в церковные дела в Галлии и в Африке, заявил о своем исключительном праве выступать верховной апелляционной инстанцией для всей западной церкви. Большое внимание он уделял организации хозяйства на папских землях («патримоний Петра») с целью поднять их доходность. Григорий I оставил ряд богословских сочинений, ценную переписку, осуществил реформу литургии и церковного пения (григорианское пение). Его «Моральные толкования на книгу Иова» (35 книг) стали для средневековой мысли главным авторитетом в области религиозной этики. Он враждебно относился к светскому образованию, уничтожил многие античные литературные памятники. Память Григория Великого в православной церкви отмечается 12 (25) марта, в католической церкви - 3 сентября.

Григорий родился в знатной и богатой римской семье Анициев, получил хорошее образование, ориентиром в его духовной жизни были сочинения отцов церкви: Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского. В 573 году византийский император Юстин II назначил его префектом Рима - главой городской администрации, но уже в 574 году, Григорий избрал для себя монашеский удел, основал монастырь Святого Андрея в своих владениях на Целийском холме в Риме. Кроме того он основал шесть обителей в своих поместьях на Сицилии. Будучи последователем Бенедикта Нурсийского, в основанных им обителях Григорий ввел бенедиктинский устав. Позднее он написал биографию Бенедикта Нурсийского. В 579 году папа Пелагий II рукоположил Григория в дьяконы и направил его своим представителем при дворе византийского императора в Константинополь. Григорий добился признания легитимности папской власти со стороны императора, но ему не удалось получить военную помощь против угрожающих Риму лангобардов.
Около 585 года Григорий вернулся в Рим и стал аббатом основанного им монастыря. В 590 году Рим охватила эпидемия чумы, и на место скончавшегося папы Пелагия II был избран Григорий. По преданию, он отказывался от столь высокого поста, пытался бежать из города, но римляне были начеку и буквально заставили Григория принять папскую тиару. При Григории окончательно оформилась «патримония Петра», папские владения находились в основном в Средней и Южной Италии, а также в Далмации, Галлии, Северной Африке. Вникая в мелочи хозяйственной жизни, Григорий Великий стремился объединить свои земли, сделать их доходными, учредил строгий контроль за церковной жизнью. Значительные доходы позволяли папе содержать большую администрацию, помогать местным церквам, основывать монастыри, проводить благотворительные акции, влиять на политическую жизнь Европы.
Сам Григорий признавался, что не знает, считать ли себя церковным епископом или светским государем. В 591 году он направил помощь византийскому наместнику для борьбы с герцогом Сполето Ариульфом, заботился о защите Неаполя от нападения беневентского герцога Арихиса. В 592 году он заключил мир с Ариульфом, после возобновления войны равеннским экзархом, вынужден был откупаться от двинувшегося на Рим войска сполетского герцога. В 599 году Григорий Великий способствовал заключению мира между византийским императором и лангобардами, добился их обращению из арианства в католичество.
В 595 году Григорий назначил равеннским архиепископом, своего друга, римского пресвитера Мариниана, который, однако, стал оспаривать право папы вмешиваться в дела местных церквей. Григорию приходилось считаться с самостоятельностью местных церквей, в частности ему не удалось изменить порядок избрания примаса африканской церкви. В ряде случаев он освящал своим благословением свершившиеся события. Так, узнав об обращении вестготского короля Реккареда в католичество, он послал севильскому епископу Леандру паллиум (знак отличия, свободный пояс из белой шерсти с вытканными шестью черными крестиками); по соглашению с франкским королем Хильдебертом утвердил арльского епископа Вигилия своим викарием; в 601 году назначил архиепископом Кентерберийским (примасом английской церкви) Августина Кентерберийского . Утверждая первенство римского престола, Григорий Великий избегал безапелляционности своих предшественников, подчеркивал, что все епископы равны, а папа - лишь «раб рабов Бога». В то же время он отвергал притязания константинопольского патриарха на титул вселенского, поддерживал стремление иллирийской церкви перейти под покровительство римской церкви.
Григорий Великий был незаурядным церковным писателем, в его творчестве окончательно оформился латинский житийный жанр . Его «Диалоги о жизни италийских отцов и о бессмертии души» стали одной из самых популярных книг в средние века. От названия этой книги происходит и его русское прозвище - Двоеслов. Действие «Диалогов» в основном происходит в Италии, их герои - часто современники автора, книга полна описанием чудес, творимых святыми; ее простой язык, яркие и живые образы, подробные описания обстановки и ситуаций вселяли веру в реальность чудес. Многие эпизоды книги не оставляют сомнений, что Григорий рассчитывал с ее помощью укрепить позиции католической церкви в среде варваров-завоевателей Италии. Тотчас по окончании «Диалоги» были посланы недавно принявшей католичество королеве лангобардов Теоделинде. Проповеди Григория носят характер назидательных бесед, в них отсутствует пафос; сам он предпочитал записывать проповеди, так как от природы имел слабый голос. Его «Беседы на Евангелия» почти целиком были включены в «Гомилиарий» Павла Диакона, составленный по настоянию Карла Великого, и стали руководящими образцами для составления проповедей. В середине 8 века «Диалоги» Григория Великого были переведены на греческий язык римским папой Захарием, а в 8-10 веках - на церковнославянский язык, чем объясняется популярность Григория в славянских странах и на Руси, в частности. Сохранилось около 850 его писем, которые являются источником истории политической и культурной жизни Италии 6 века. Одним из деяний папы стала реформа литургии и церковного пения, отбор, канонизация текстов и напевов (григорианское пение, григорианские хоралы). Сведения о жизни и деятельности Григория Великого содержатся в «Церковной истории франков» его современника Григория Турского, в «Церковной истории англов» Беды Досточтимого» (7 век), в жизнеописании историка Павла Диакона (8 век).

Родился в Риме около 540 года в семье сенаторского достоинства, уже дававшей Церкви пап. Он блестяще закончил учебу и стал префектом Рима. С молодости любивший размышление над священными книгами, Григорий счел себя непригодным для мирской работы. Поэтому после смерти отца он отказался от должности, а огромное состояние раздал большей частью на устройство монастырей: шести в Сицилии и одного в Риме, который был основан в его собственном дворце и посвящен апостолу Андрею. В нем Григорий принял постриг и стал простым монахом.

Живя в воздержании, он мог наслаждаться полной свободой постоянного общения с Богом и сладостью созерцания, которая недоступна в заботах дольнего мира. Из вещей у него была только серебряная миска для еды.

Однажды ему встретился потерпевший кораблекрушение купец, просивший милостыню, и Григорий отдал ему миску, став отныне совсем свободным. В ответ Бог дал ему силу творить чудеса.

Однако недолго было ему суждено мирно жить в монастыре. Папа Пелагий II (579-590) отправил его посланцем в Константинополь, чтобы побудить императора и патриарха вмешаться в дела Италии, угнетенной лангобардами. Григорий провел там шесть лет, показывая двору пример простоты и добродетельной жизни и опровергая ошибки патриарха Евтихия (552-565).

Затем он вернулся в Рим, привезя драгоценные святые мощи. Григорий вновь поселился в своем монастыре и вскоре был избран его настоятелем. Любимый монахами, он по-отечески разделял их тяготы, обеспечивал все их нужды - и духовные, и земные, чтобы оградить от забот. Но умел он проявлять и строгость ради соблюдения монашеских традиций: тело одного умершего инока оставили в мусорной яме, когда увидели, что до самой смерти он хранил у себя в келье три золотые монеты. После этого в его память целый месяц служили каждый день литургию - и таким образом он получил от Бога прощение. Благодаря этой строгости монастырь Григория стал настоящей школой святости, а все жители считали святого настоятеля своим общим защитником.

Однажды он зашел на рынок, где продавали в рабство красивых белокурых юношей, и взволнованно спросил, откуда эти ангелы в телесном обличье. Узнав, что они из Англии - земли, которая еще не знала Благой Вести , он разрыдался и тут же решил отправиться туда с миссией в сопровождении нескольких монахов. Три дня они шли пешком на север, но их догнали посланцы от папы, которые объявили, что народ взбунтовался и требует возвращения игумена Григория.

В последующие годы он служил секретарем у папы Пелагия II. Когда тот умер от чумы в 590 году, клир, сенат и народ единодушно заставили Григория стать преемником, несмотря на его протест и апелляцию к константинопольскому императору Маврикию.

Поскольку чума распространялась и Риму грозил голод, святой Григорий обратился к народу и убедил его покаяться и признать, что это небесное наказание за грехи. Затем он возглавил крестный ход через весь город. Страждущий народ сопровождали монахи и монахини, неся впереди икону Божией Матери. Рассказывают, что повсюду, где проносили святую икону, зараженный воздух очищался, и архангел Михаил, явившийся с мечом в руке, вложил его в ножны. Когда чума прекратилась, Григорий снова попытался избежать нежеланных, навязанных ему почестей и укрылся в пещере. Но луч света указал всем это место, и он насильно был возвращен в Рим, а 3 сентября 590 года рукоположен в епископа.

На поздравления он отвечал сетованиями: «Вот теперь, в епископском достоинстве, я снова связал себя с миром еще сильнее, чем когда я был мирянином. Я потерял глубокую радость покоя. Внешне - это вознесение, внутренне же - падение… Когда я оканчиваю дневные труды, то стараюсь прийти в себя - и не могу: тяжкие и суетные заботы гнетут меня» . Церковь действительно была в плачевном состоянии: повсюду еретики, раскол, гнет варваров и разнузданность христианских государей. Борясь с голодом в Риме, папа святой Григорий организовал раздачу припасов и помощь нуждавшимся. Каждый день он принимал двенадцать бедных и мыл им руки. Он чувствовал личную ответственность за каждого, кто умирал от голода. Однажды за столом милосердия появился тринадцатый сотрапезник и в ответ на вопрос папы открыл, что он - Ангел Божий, посланный помогать ему до конца служения.

Жизнь в папском дворце Григория была организована по образцу монастыря. Он радел о богослужениях и чинопоследованиях, способствовал распространению почитания мощей святых, организовывал регулярные шествия , регламентировал молитвы и чтения литургического года, реформировал церковное пение. Во всех зависевших от Рима Церквах он следил за каноническим избранием епископов, преследовал симонию и не позволял епископам жить за пределами их епархий. По его инициативе собирались Поместные соборы против ересей и падения нравов. Он противостоял вмешательству светских властей в дела Церкви, а епископов - в дела монастырей. Ничто не ускользало от его ока. Он сам проповедовал в храмах Рима, а когда частые болезни не позволяли ему этого, он писал проповеди, которые читали за него . Несмотря на пастырские заботы, святой Григорий переписывался со всем христианским миром и еще находил время для создания духовных произведений.

Святой иерарх был облачен в то же смирение, что и Тот, Который сказал: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11: 29). Священников он называл братьями, а мирян - своими господами. В посланиях он подписывался только одним титулом - «раб рабов Божиих» и искренне считал себя величайшим грешником. Константинопольскому патриарху святому Иоанну Постнику, которому Поместный собор дал титул Вселенского патриарха , святитель Григорий сделал мягкий упрек, что никакой епископ не может единолично претендовать на власть, которой обладают лишь Вселенские Соборы и Церкви в целом .

Поскольку он против воли очутился в горниле церковных дел в тяжелый период варварских нашествий, ему пришлось распространить пастырскую заботу на все стороны общественной жизни, подчинив административные таланты служению правосудию и евангельскому духу. Когда лангобарды подошли к воротам Рима и угрожали разграбить его, он стал дипломатом и сумел не только остановить их и добиться перемирия, но, при поддержке их православной королевы Теоделинды, многое сделать и для обращения этих варваров.

Борясь с внутренними неурядицами Италии, Григорий Великий выступал финансистом, использовал средства Церкви для выкупа пленников, делал дарения храмам Святой Земли и монастырям всего христианского мира. Будучи уверенным, что Церковь может сохраняться и странствовать в этом мире только с помощью молитв монахов, он всячески помогал развитию монастырей, которые должны были следовать традициям отцов, в особенности святого Венедикта Нурсийского. Папа Григорий написал его «Житие» и способствовал распространению на Западе его Устава.

Он был реалистом и хорошо понимал знамения времени. Сохраняя добрые отношения с Константинополем и своим другом императором Маврикием, святой Григорий много сделал для обращения и морального воспитания варварских народов, завоевавших почти всю Западную Европу. Он помнил об англо-саксонских рабах, увиденных на римском рынке, и поэтому, как только смог (596), отправил туда миссию. Она состояла из 40 монахов под началом святого Августина, настоятеля монастыря святого Андрея. Новые апостолы получили полную поддержку папы Григория. Узнав о первых успехах миссии, он с воодушевлением написал всей империи об обращении нового народа.

Обширная переписка святителя Григория красноречиво свидетельствует о попечении этого доброго пастыря не только о больших делах Церкви, но и о каждой самой малой овце его духовного стада . Болезни и бесконечные заботы должности не мешали ему предаваться литературному труду. В период своего понтификата он закончил «Нравственное толкование на Книгу Иова» - обширный комментарий на священный текст. В нем развертывается аллегорическая и моральная экзегеза, которая будет очень любима богословами в Средние века. Тонко чувствуя все повороты души человеческой, он описал все стороны христианской жизни - от будничных проблем до духовных высот.

Ему принадлежит также книга «О чудесах италийских отцов», более известная как «Собеседования» . В ней, в форме диалога с диаконом Петром, он рассказывает о подвижничестве и чудесах святых отцов, которые жили в его время в окрестностях Рима. Сведения об этих деяниях он начал собирать для наставления иноков монастыря святого Андрея, а затем они послужили ему для того, чтобы показать: и в его эпоху, как и в апостольском веке, действует единый Святой Дух, и поэтому во всякое время возможно достижение единства с Богом. Каждый рассказ заканчивается моральным или догматическим наставлением, особенно в 4-й книге, посвященной продолжению жизни душ после смерти и действенности церковных молитв для облегчения их участи.

Диакон Петр, его секретарь и доверенное лицо, клялся, что часто видел, как белый голубь диктовал папе на ухо небесные наставления. Да и сам святитель Григорий признавался в том, что слышал внутри себя, как Святой Дух подсказывал ему толкования Священного Писания, до которых он сам никогда бы не додумался.

14 лет святитель Григорий нес служение предстоятеля Церкви, никогда не прекращая скорбеть о потере благ созерцательной жизни. Он больше страдал из-за беспорядка и морального упадка, в которые Церковь была ввергнута варварскими нашествиями, чем от своих собственных болезней. Однако недуги были настолько тяжелыми, что последние два года жизни он был прикован к постели, поднимаясь лишь ради Божественной литургии по великим праздникам.

Он не просил у Бога иного утешения, кроме вечного покоя, который получил 12 марта 604 года. Переселившись в чертоги святых, он оставил в наследство учреждения и наставления, готовившие Церкви великое будущее на варварском Западе, который постепенно обращался в христианство.

Loading...Loading...