Служба на крещение 19 января. Когда святят воду на Крещение

Традиции данного праздника своими корнями уходят далеко во времена Иисуса Христа. Всё, что люди делают на Крещение, тесно связано с житием Сына Божьего - нашего Спасителя. Это один из трех самых больших православных праздников, поэтому каждый должен знать его историю и то, что он символизирует.

История Крещения

Начать историю данного праздника стоит с того, что Иисус, будучи не только Богом, но и человеком, долгое время скрывал свою личность и истинное свое предназначение от людей. Согласно преданию и святому учению, Иисус решил явиться миру в 30 лет. Именно отсюда и пошло второе название праздника — Богоявление. В этот день Бог решил показать себя миру, начав свой короткий, но сложный путь спасения наших душ.

Началось все именно с первой встречи Бога с Иоанном Крестителем, к которому Иисус пришел для того, чтобы осуществить обряд крещения. Конечно, это обескуражило человека, поскольку перед ним стоял сам Бог во плоти. Они обмолвились парой фраз, после чего Иоанн понял, что он должен крестить Иисуса, несмотря на то, что Он и так святой. Иисус сказал ему, что это необходимо, потому что так наречено, таково предание, которое необходимо исполнить.

Обряд Великого Крещения был осуществлен в реке Иордан. В тот момент только сам Иисус понимал, что это было двухстороннее крещение — не только он принял это, но и вода стала святой от прикосновения Бога. Все современные обряды связаны с этим фактом.

Традиции крещения 19 января

Самая распространенная и известная традиция — это поход в храм утром 19 января за святой водой. Священнослужители осуществляют обряд освящения воды подобно тому самому моменту, когда Иисус освятил воду своим присутствием. Именно благодаря этому стало возможно взять частичку божественной силы к себе домой, где можно ею умыться или выпить, чтобы укрепить тело и дух. По традиции люди пьют воду, читая молитвы о спасении души и о здравии. Крещенская воды целительна — она очищает нас от болезней и от дурных мыслей.

Еще один довольно распространенный обряд — купание в проруби. Это очень похоже на то, как принимал Крещение сам Иисус. Многие люди делают это из года в год, ощущая бодрость и прилив сил. Обязательно необходим правильный настрой, который поможет не заболеть от ледяной воды. Купания в проруби производятся после вечернего богослужения в крещенский сочельник, 18 января.

По древней традиции люди также наблюдают за природой и за погодой 19 января, делая выводы о том, каким окажется будущее лето. Если в Крещение холодная погода без осадков, то лето будет крайне жарким и засушливым. В обратном случае следующее лето должно порадовать урожаями.

По традиции люди окропляют свое жилище святой водой, читая молитвы на очищение дома от бесовской силы. Это помогает избавиться от плохих снов, от чувства присутствия нечистой силы, от сглазов и проклятий.

Помните, что святая вода имеет силу лишь в одном случае — если ваша вера сильна и чиста. Важно все делать от самого сердца, глубоко понимая всю сущность праздника. В этот день нам даровано очистить себя и свой дом от зла, привлечь счастье , пустив в свою жизнь частичку Бога. Будьте здоровы, удачливы, верьте во Всевышнего и не забывайте нажимать на кнопки и

Богоявление или Крещение Господне – один из важнейших двунадесятых праздников Православия. Всё об истории возникновения этого события читайте в статье!

Крещение Господне, или Богоявление – 19 января в 2019 году

Что это за праздник?

Предпразднество Богоявления

Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. Еще в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные «Святками» (с 25 декабря по 6 января), составляют как бы одно торжество. Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова (со 2 января) Церковь начинает готовить нас к торжественному празднику Крещения Господня специально посвященными наступающему празднику стихирами и тропарями (на вечерне), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени), а церковные песнопения в честь Богоявления звучат уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания Господня на катавасию поются ирмосы канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую волнящуюся бурю…». Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и сретая события Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих:
«От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает». Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботою и Неделей пред Богоявлением (или Просвещением).

Навечерие Богоявления

Канун праздника - 5 января - называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова.

В Сочельник Богоявления 5 января (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если Навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одногo раза дозволяется принятие пищи дважды - после литургии и после освящения воды. Если чтение Великих часов с Навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает.

Особенности богослужения в Навечерие праздника

Во все седмичные дни (кроме субботы и воскресенья) служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого; после литургии (после заамвонной молитвы) бывает освящение воды. Если Сочельник случится в субботу или воскресенье, то Великие часы совершаются в пятницу, и литургия в эту пятницу не бывает; литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день Сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а за ней - вечерня и после нее водоосвящение.

Великие часы Крещения Господня и их содержание

Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотью пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь. В паримии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25).

Апостол и Евангелие возвещают о Предтече и Крестителе Господнем, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа (Деян. 13, 25-32; Мф. 3, 1-11). На 3-м часе в особых псалмах - 28-м и 41-м - пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии…» К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя - трепет и страх при Крещении Господа - и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества. В паримии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и Призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20).

Апостол повествует о различии крещения Иоаннова и крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), а Евангелие - о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1-3). На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».

Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения. В паримии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения» (Ис. 12).

Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3-12). Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15). На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Третий псалом часа - обычный, 85-й. Словами паримии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении (Ис. 49, 8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2, 11-14; 3, 4-7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3, 13-17).

Вечерня в день Навечерия праздника

Вечерня в Навечерие праздника Богоявления подобна той, какая бывает в Навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паримий, Апостол, Евангелие и проч., но паримий на вечерне Богоявленского Навечерия читается не 8, а 13.
После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: «Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе». После 6-й паримии - припев к тропарю и стихам: «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе».
Если в Навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого (в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то после чтения паремий следует малая ектения с возгласом: «Яко свят еси, Боже наш…», затем поется Трисвятое и прочее последование литургии. На вечерне же, отдельно совершаемой после литургии (в субботу и воскресенье), за паримиями, малой ектенией и возгласом: «Яко свят еси…» следуют прокимен: «Господь просвещение мое…», Апостол (Кор., зач. 143-е) и Евангелие (Лк., зач. 9-е).
После этого - ектенья «Рцем вси…» и прочее.

Великое освящение воды

Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы (если совершается литургия св. Василия Великого). А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава…». Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.

Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).

Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения orлашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV - V вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма.

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, Патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».

Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? - От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).

Во второй половине X века Антиохийский Патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. постановил совершать двукратное водоосвящение - в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил Патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектеньи и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе). На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.

По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость», и читаются три паримии (из книги пророка Исаии), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое…», читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении (Кор., зач. 143-е) говорится о лицах и событиях, которые в Ветхом Завете, во время странствования иудеев в пустыне, были прообразом Христа Спасителя (таинственное крещение иудеев в Моисея среди облака и моря, духовная их пища в пустыне и питие от духовного камня, который был Христос). В Евангелии (Мк., зач. 2-е) повествуется о Крещении Господа.

После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектенью с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.

Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе…» (без возгласа). По завершении ектении священник (настоятель) громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» (трижды) и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь (трижды): «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»

После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм.

Прославление праздника

В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на «Слава, и ныне») кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.

После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой.


Традиционные блюда на праздник Крещения
Как правильно купаться в проруби?
Когда и как можно набирать святую воду?
Какие читать молитвы на Крещение 19 января
Заговоры на Крещение 19 января
Крещение ребенка на Крещение 19 января
Приметы и поверья
Что нельзя делать на Крещение Христово
Как загадать желание на Крещение 19 января
Можно ли гадать в этот день?
Как загадать вещий сон с 18 по 19 января
Святочные сны по дням
Картинки и открытки с Крещением Господним 19 января
Стихи на Крещение 19 января
СМС поздравления

Почему Крещение 19 января?

В конце 4-ого века первыми древнюю традицию нарушили в Риме, когда стали праздновать в разные дни. Затем и в других городах и странах подхватили это новшество.

19 января приходится на 6 января по Юлианскому календарю, когда Константинопольский Патриарх освящает воды Геллеспонта.

Период празднования: 4 дня до и 8 дней после.

Откуда появилась дата 19 января и праздник Крещения у православных? История праздника Крещения 19 января.

19 января – это день Крещения Иисуса Христа в священных водах реки Иордан. Это 13-й день от рождения Иисуса Христа. Это отвечает на вопрос: что такое иорданская вода 18 января.

Крещение Господне еще называют Богоявлением. Во времена апостолов этот праздник называли «Епифания» или «Теофания».

Икона Богоявление (Крещение Господне)

Раньше христиане праздновали только Воскрешение Господне. После Крещения Руси языческие обряды и христианские обычаи перемешались. Поэтому мы наблюдаем и сегодня различные традиции, гадания с элементами язычества.

Обряды и ритуалы на Крещение 19 января

Обряд купания в очень холодной воде пришел от древних скифов. Они погружали в ледяную воду своих детей с целью закалки и это был языческий обряд. После Крещения Руси его связали с христианством и назвали Крещением.

Еще до принятия христианства на Руси считалось, что вода очищает и защищает от бед, дарует жизнь. Воду называли Матушкой, Царицей. Источник воды ассоциировались с богиней Мокоши и ей поклонялись. После Крещения Руси покровителями водной стихии стала святая Параскева и Николай Чудотворец.

Пост на крещение

Перед праздником у православных строгий пост Сочельник.

Готовится сочиво – голодная кутья, она готовится постной без добавления масла. Весь день в Крещенский сочельник ничего не кушают, а после появления первой звезды начинается трапеза.

Начинают есть с кутьи, в основном остальные блюда на столе постные. Готовятся пироги, соленья, блины, блюда из мяса и много других яств.

Традиционные блюда на праздник Крещения

Королем праздничного стола является поросенок, это блюдо ставится в центр стола. Хозяин, он же глава семьи раздавал всем кусочки, отламывая от целого блюда. Под столом самый младший член семьи похрюкивал.

Утром натощак употреблялось постное печенье, выпеченное в форме креста и запивалось святой водой. При этом неудачная выпечка не съедалась людьми, а отдавалось на корм уличным птицам.

Удачное печенье означало хорошее, а неудачное проблемы или беду. Думаю, можно напомнить, что удачная выпечка - это не подгоревшая и не растрескавшаяся. Должна быть румяной и хорошо пропеченной.

Затем на стол подавались в обязательном порядке медовые блины или оладьи. Поедание таких блинов означало притягивание большого количества денег.

В этот день Богослужение проводится на открытых водоемах, реках. Для этого мужчины вырубают прорубь в виде креста. Название такой проруби Иордань. Священник освящает воду. В случае, если не получается освятить воду в водоеме, то служба проходит возле храма.

Прорубь украшается, изо льда возводятся часовни.

Когда происходит купание в проруби на Крещение Христово?

Многие священники с утра 19 января после того, как закончится служба на Крещение Литургия идут освящать реки или озера, которые находятся в близости.

Обряд водоосвящения заключается в чтение молитв и трехкратного погружения креста в воду.

Как правильно купаться в проруби?

  • Купание разрешено только в проруби с построенным входом в воду.
  • Можно только тогда, когда есть человек рядом, который в любой момент поможет вам.
  • Нельзя употреблять алкогольные напитки и курить.
  • Нельзя купаться на голодный желудок.
  • Нельзя окунаться сразу после приема пиши.
  • С собой нужно взять теплое одеяло, плед и одежду для переодевания.
  1. Нужно дойти до последней ступеньки лестницы Иордани.
  2. Затем перекреститься и три раза окунуться в прорубь с головой.
  3. При этом проговаривать слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Вода - это чудодейственная сила, исцеляющая и помогающая всем верующим. В это верили в древние времена и сейчас все больше людей купаются в ледяной проруби и крестятся.

Кроме обряда купания (Крещения) многие православные набирают воду в свои посуды для запаса.

В конце церковного обряда выпускают голубей – символ обновления старого и окончания праздника.

Когда и как можно набирать святую воду?

Вода считается освященной с 18 января в Крещенский сочельник накануне Крещения в храме с 18 часов, и 19 января, когда освящается живая вода в открытых источниках. Вода остается святой до обеда 19 января. Затем реки и озера становятся обычными.

В храме можно святую воду набирать не только в день освящения, но и в другие праздничные дни в течение недели (столько дней длится праздник по уставу церкви).

Можно святую воду набрать и дома из крана. Наилучшее время для этого с 00.10 часов до 01.30 часов в ночь с 18 января на 19 января.

Нельзя проявлять жадность и набирать очень много крещенской воды с запасом.

Какие читать молитвы на Крещение 19 января

Тропарь, глас 1-й

Во Иордане крещающуюся Тебе Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещен, слава Тебе.

Кондак, глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет неприступный.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Тропари на водоосвящении, глас 8-й

Глас Господень на водах вопиет глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума. Духа страха Божия, явльшагося Христа.

Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема.

Яко человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещение прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших, Человеколюбче!

Слава, и ныне: Ко гласу вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень, пришел еси, Господи, зрак рабий приим, крещения прося, не ведый греха. Видеша Тя воды и убояшася, трепетен бысть Предтеча, и возопи глаголя: како просветит светильник Света, како руку положит раб на Владыку? Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех.

Заговоры на Крещение 19 января читать с чистым сердцем

Крещенские заговоры на здоровье на воду

Принести в дом снег в ночь на Богоявление и умыться талой водой с просьбой к Господу, чтобы даровал исцеление от болезней, здоровье и силу. При этом произнесите: «Вода иорданская очисти и защити!»

Если родственник болеет, то постирайте в талой воде его одежду и попросите излечения.

Говорите о своем намерении на воду своими словами или читая специальную молитву, или молитву Отче Наш. В заговоре на здоровье, просите все, что связано со здоровьем. Мысли должны быть чисты и полны веры.

Заговоренную воду можно будет добавлять маленькими порциями, практически каплями в ванну для купания. Считается, что она восстанавливает энергетическую оболочку, смывает плохую энергетику от другого человека, способна оздоравливать.

Заговоренная вода снимает порчу и сглаз. Поэтому ее добавляют в ванночку для купания ребенка.

Лучше всего брать воду, освященную у храме. Но и набранная во время Крещения Иисуса Христа обладает не меньшей силой.

Обряд очищения жилища от негативной энергетики при множестве проблем и плохих событий.

Возьмите святую воду и пройдитесь по всем углам комнат, окропите их (обрызгайте небольшим количеством жидкости). В углах, считается, прячется нечистая сила. Можно эти углы и перекрестить при этом. Слова говорите, какие считаете нужными по вашим обстоятельствам и от всего сердца.

Это принесет в дом благополучие, удачу, здоровье жильцам и очистит от накопленного негатива.

Начинайте от входной двери и заканчивайте входной дверью.

Крещенская вода из храма (хорошо собрать из 7 храмов) снимает порчу, сглаз.

Эти слова произносить, обливаясь святой водой:

«Господь родился,

В Крещение крестился,

Прославился именем

Иисуса Христа.

Как эта вода

Стекает с меня,

Так чтобы

И вся порча

С меня ушла.

Ныне и присно

И во веки веков. Аминь».

Заговор на крещенской свече, или оберег от сглаза и болезней.

В церкви поставить несколько свечей. Дома одну свечу растопить до мягкого состояния. Из части от крещенской свечи слепить лепешку и прилепить на кровать у изголовья. Это будет оберегом на здоровье и выздоровление.

Заговор от сглаза для детей

С помощью Крещенской свечи защищают младенца от порчи и сглаза таким же образом, прилепив кусок свечи у изголовья детской кроватки. Также можно заговорить ребенку легкую жизнь.

Слова заговора:

«Иван Креститель Христа крестил, а Христос весь мир благословил.

Будет это дитятко подрастать болезней тяжких не знать.

Будут его беды миновать да не будут на него зла держать.

Будут его люди любить, будут его ангелы хранить».

Заговор на легкую жизнь для младенца

Прикрепить к пеленке часть свечи и проговорить:

«Господи, дитя живет первый годок, пошли ему в жизни много легких дорог. Ангела-спасителя, ангела-хранителя самого лучшего дай, своей святой рукой Раба Божьего (имя) благословляй на добрый час, на добрый раз. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь.»

Заговоренная пеленка прячется от всех, чтобы она не попалась никому на глаза.

Заговор на удачу для семьи

В ночь на Крещение занести всю обувь в квартиру. Поставить возле двери посуду с водой рядом с обувью. Утром в этой воде вымыть всю обувь, на которой заносится негатив из вне.

Вылить воду и проговорить: «Злой дух под землю, а добрый на землю». В своем доме вода выливается там, где никто не ходит. В квартире в канализацию.

Обряд и заговор на достаток и деньги

Есть еще заговор для удачи и финансового достатка, который читается 19 января при выходе из церкви с освященной водой:

«Я со святой водой домой,

А вы, деньги и удача, за мной.

Все неприятности и убытки,

Ступайте другой стороной.

Ключ, замок, язык.

Аминь. Аминь. Аминь.»

Заговор на достаток и финансовое благополучие.

Взять освященную воду из церкви и пройтись по всем комнатам, заговаривая воду словами:

«Святая вода в дом пришла, благополучие мне принесла.

Будут убытки этот дом миновать,

будет достаток с каждым днем прибывать.

Будет удача меня во всем сопровождать,

ни в чем не буду неудачи я знать».

Затем эту воду поставьте на ночь в самом важном месте квартиры, а утром умойтесь ей.

Заговор пока тает снег:

«Огонь чистый снег растопит, в воду иорданскую превратит.

Иван Креститель воду освятит, божьей благодатью благословит».

Крещение ребенка на Крещение 19 января

Можно крестить ребенка на Крещение (19 января). Никаких запретов в церкви нет по этому поводу. Но нужно уточнять распорядок дней у священнослужителей и записываться заранее.

В этот день много желающих и к тому же священники освящают воду и нужно найти того, кто сможет окрестить ребенка.

Как народ проводит этот день и какие традиции поддерживает

В этот день люди не работают как обычно, а посвящают его добрым делам, молитвам.

Крещение завершает период святочных праздников.

После Богослужения все шли домой, где пробовали кутью. При этом первым, кто вкусит кутью – это последний пришедший член семьи. Поэтому старались не задерживаться, чтобы всей семье не приходилось ждать одного.

Свое жилище хозяйки окропляли святой водой, чтобы отогнать нечисть на весь год.

Снег наделялся теми же свойствами, что и вода. Его бросали в засыхающие колодцы, им умывались для придания здоровья и красоты коже лица. Святой водой женщины умывались и верили, что она сохранит их красоту.

Если будете в церкви 19 числа, то поставьте свечку в тихом уголке. Это принесет удачу вам и вашей семье.

Традиции празднования

Если Святки - это веселое празднование с народными гуляньями и гаданиями, то Крещение – это завершающий день празднований.

В этот последний день празднования молодежь ходит по домам и колядует, показывает небольшие театральные постановки и рассказывает стишки, поет песни. За это они получают угощения от хозяев дома.

Так же организовывались веселые гулянья, где девушки были особенно нарядными и красивыми.

Приметы и поверья на Крещение 19 января

Существуют народные приметы, проверенные веками. Многие связаны с погодой и предсказанием ее по тому, какая погода в день Крещения. Обычно в этот день самые сильные морозы.

Тепло в этот день к проблеме со здоровьем.

Если много снега, то это к крепкому здоровью.

Вот некоторые приметы, связанные с погодой:

Если ясно и холодно в день Крещения, то лето ждать засушливое.

Если пасмурно и свежо, то ожидайте обильный урожай в текущем году.

Оттепель – это к урожаю.

Ясный день – к неурожаю.

Если во время проведения службы у водоема пойдет снег, то год будет хлебородным и пчелы дадут много меда.

Деревья покрыты инеем – весной лучше сеять озимые в такой же день недели.

Много звезд на небе – лето сухое, ягоды и горох дадут богатый урожай.

Если ветер с юга, то лето будет с грозами.

Если небо яркое звездное, то лето будет жарким, весна ранней, а осень теплой и долгой в этом году.

Яркие звезды на небе также предвещают спокойный год во всех отношениях.

Для любви и отношений, создания семьи.

В этот день хорошей приметой служит, когда договариваются о свадьбе. Есть поговорка: «Крещенское рукобитье – к счастливой семье».

Узнать про замужество

В крещенский вечер девушке нужно выйти на улицу и если она встретит молодого симпатичного парня или мужчину, то скоро выйдет замуж.

Крестить человека в этот день тоже хорошо. Человек будет счастливым.

Можно и после 19 числа окунаться в проруби – это смоет грех, совершенный накануне.

Птица, постучавшаяся в окно, напоминает вам, что нужно помолиться за умерших.

В эту ночь приснится вещий сон и у вас появится возможность узнать будущее и не допускать ошибок, если сон был не очень позитивным. Сон может сбыться через много лет, поэтому время поработать заранее над ошибками у вас будет.

Лай собак к деньгам и благополучию.

Что нельзя делать на Крещение Христово

Нельзя ругаться со святой водой в руках, иначе она потеряет силу. И вообще в это время всех должны окружать согласие и мир.

Нельзя разливать воду и падать с ней, это к недолгой жизни.

Нельзя 2 дня после Крещения стирать дома и 2 недели в реках.

Нельзя кормить кур в день Богоявления и тогда они не будут разгребать грядки весной, летом.

Христианский праздник запрещает любой физический труд.

Нельзя напиваться в этот день, но немного согреться разрешается.

На Крещение не вспоминают умерших, чтобы не накликать смерть. Для этого есть специальный день поминовения. И как бы не были ваши воспоминания добры и светлы, оставьте их на другое время.

В этот день не следует лить слезы, иначе весь год будете плакать.

Нельзя шить, брать в руки иголку с ниткой или спицы для вязания, резать, стирать.

Как загадать желание на Крещение 19 января

Время Крещения – это самое удачные часы, когда можно загадать желание и оно будет услышано и исполнено. Поэтому к этому таинству тоже нужно подготовиться и правильно сформулировать свои чаяния и мечты.

Когда открывается небо на Крещение во сколько часов?

В эту ночь на 19 января открываются небеса и каждое ваше слово, молитва будут услышаны и исполнены. После того, как открываются небеса священники начинают водосвятие.

Как подготовиться к загадыванию желания?

  1. Попросите прощение у тех, кого обидели когда-либо. Можно мысленно.
  2. Поблагодарите Бога за то, что он поддерживает всю вашу жизнь и за все хорошее.
  3. Перед тем, как предстать перед открытым небом с вечера поставьте дома чашу с водой и скажите такие слова: «ночью вода сама колыхнется». В полночь понаблюдайте за водой и когда она действительно колыхнется, сразу же идите на улицу и просите о самом заветном и желанном у Бога. Говорят, что оно обязательно исполнится.

Способы загадывания желания на Крещение Господне

  1. Рассыпьте горсть любых мелких предметов и загадайте желание. Затем посчитайте их количество. Четное число означает исполнение желания.
  2. Накануне напишите 12 пожеланий на листках бумаги и положите на ночь под подушку. Утром наугад вытяните 3 из них. Эти и сбудутся.
  3. В ночь перед Крещением снятся вещие сны. Перед сном скажите вслух «Святой Самсон, покажи праздничный сон Ваше Желание». Если увидите во сне то, что загадали, то оно сбудется.
  4. На Крещение налейте воду в посуду и после того, как она начнет колыхаться, идите на улицу и загадывайте свое желание, глядя на небо. Просите у Бога самое сокровенное.
  5. Еще способ с водой. К краю посуды с водой прикрепите свернутые (чтобы не было видно, что написано) маленькие бумажки со своими желаниями. В воду положите нетонущую свечу (чайную). К какому листочку приплывет свеча, то и сбудется.
  6. Позовите свое домашнее животное и посмотрите, какой лапой оно переступит порог. Если левой, то желаемое сбудется.
  7. На зеркале напишите свое чаяние кусочком мыла и положите под подушку на ночь. Утром проверьте зеркальце. Если ничего нет, то это желание сбудется. Оно услышано.
  8. Можно желание загадать в процессе купания в проруби. При погружении пожелайте, что хотите. А на следующий день 20 января в три часа ночи, выйдя на улицу, попросите еще раз.
  9. Возьмите на купание в ледяной воде камень аквамарина. Он как яркая вспышка – представьте себе ее и бросьте его в прорубь.

Самое главное, знайте, что важно не исполнение обрядов, а вера в то, что все будет как вы захотите и вера в Бога, в Высшие Силы.

  1. Выйдите просто на балкон, на улицу и глядя на звездное небо, загадайте сокровенное и все сбудется. Это может быть и первая звезда, которая вам откроется. Верьте в хорошее!

И помните, что загадывать нужно только хорошее, не приносящее вред другим людям.

Как и когда гадают на Крещение 19 января? Можно ли гадать в этот день?

Вопрос: Когда гадают на Рождество или Крещение?

Ответ: На Рождество.

В этот день Богоявления 19 числа нельзя гадать ни каким способом, иначе оно предвещает беду. После 19 января тоже нельзя в течение 8 дней.

Последним днем для святочных гаданий является 18 января до полуночи. Поэтому все делайте от Рождества с 6 на 7 января по 18 января. А в ночь с 18 на 19 уже нельзя будет.

Лучше загадывайте то, что хотите получить от Бога и Вселенной. И все получите!

Как загадать вещий сон с 18 по 19 января и в святочную неделю

Вещие сны считаются правдивыми, загаданными с четверга на пятницу и накунуне церковных больших праздников, в том числе Крещения.

Как подготовиться к вещему сну

Для того, чтобы такой сон со смыслом приснился, нужно сосредоточиться на том, что хотите узнать. Важен эмоциональный настрой. Обозначьте для себя, что хотите увидеть. Сформулируйте четко вопрос и повторите его несколько раз про себя. С этой мыслью и засыпайте.

Ложиться лучше сразу после того, как переделаете все домашние дела. Не смотрите телевизор, иначе впечатление от просмотренного фильма или передачи может всплыть во сне. Ваше состояние умиротворенное и спокойное. вы готовы к принятию важной информации о своем будущем.

Не лишним будет проветрить перед сном комнату и немного добавить аромата с помощью ароматических масел. Зажгите аромолампу с успокоительными свойствами масла лаванды (хорошо для медитаций), иланг-иланга с седативным действием. Такими же свойствами обладают масла пачули, апельсина, розы, сандалового дерева, мускатного ореха, ромашки, бергамота, фенхеля. Этот способ называется релакс терапией. В расслабленном состоянии человек способен считывать космическую информацию.

Также желательно спать в одиночестве в отдельной комнате и кровати.

Утром сразу вспомните в мельчайших деталях свой сон, так как его можно легко забыть.Затем толкуйте его относительно своего вопроса. Полезно положить с вечера рядом с собой бумагу и ручку. Едва проснувшись, можно записать о том, что снилось. Тогда точно не забудете мелкие детали. В толковании помогут сонники и ваша интуиция.

Помните, что сон, который вам не понравится - это не программирование на будущее, а предупреждение чего нужно опасаться и как не стоит поступать. Поэтому любой сон воспринимайте положительно и позитивно.

Существуют и специальные заговоры на вещий сон.

  1. «Ложусь в ночь на (день недели) спать под Сиамской горой. Три ангела над головой: один слышит, второй видит, третий – мне расскажет».
  2. Под подушку положить маленькое круглое зеркальце, говоря слова: «Как свет и тень отражаются в нем, так ответ на вопрос отразиться во сне моем».

Святочные сны по дням - какие сны мы видим в святочную неделю.

С 9 на 10 января - о благополучия, исполнении желаний, о семейном очаге. Ответ на вопрос о судьбе близких людей.

С 11 на 12 января - о материальных затруднениях или наоборот о богатстве, о повышении должности на работе.

С 16 на 17 января ничего не загадывают. Сон сам расскажет, что вас ждет и с какими трудностями столкнетесь.

Картинки и открытки с Крещением Господним 19 января

Скачайте бесплатно красивые картинки, фото, открытки и отправьте своим близким и друзьям с поздравлением. Ниже есть стихи, которые можете использовать в своих письмах.

Красивые открытки с текстом поздравления и стихотворениями

Анимационные поздравительные открытки

Стихи на Крещение 19 января

Поздравление на Крещение 19 января прикольные и смешные

Будьте к празднику готовы -

Очень веселы, здоровы,

Чтобы в проруби купаться

И здоровеньким остаться!

Поздравляем с Днем Крещения

Всех, кто чтит его!

И желаем вам здоровья,

Радости, всего-всего…

В этот день хватай бочонок,

В церковь мчи скорей

И водицы освященной

От души налей!

На Крещенье не зевай,

Попу в прорубь окунай!

Пусть Крещенская вода

Даст здоровья на года!

С Крещением Господним!

С Крещением вас, люди!

Хрен вам всем на блюде!

К хрену - поросёночка,

К поросёнку - водочка,

К водочке - икорку,

К икорке - хлеба корку,

Хлеб намажьте маслицем,

И, дай Бог вам счастьица!

На Крещение не зевайте

В прорубь попы окунайте,

Чтоб до нового Крещения

Оставались ощущения!

С Крещением Господним!

В День Крещенья – улыбайся,

Радуйся воде святой

Но сверх мер не увлекайся

Ледяною ты водой!

Пусть Господь благословит,

Но не подхвати бронхит!

С Крещением Господним!

В прорубь ночью девки скачут,

Попы голые маячат!

Мужики за ними в след,

Вот залез и старый дед!

Ведь свята сейчас водица,

Для здоровья пригодится!

А крещенские морозы

Вызывают смех сквозь слёзы!

С Крещением Господним!

В семье желаю света и любви,

С друзьями доброты и понимания,

В Крещение решения найди,

Чтоб оценил господь твои старания.

Красивые и поздравления с крещением 19 января смс короткие в стихах в четыре строки

СМС поздравления с Крещением Господнем

Поздравляю вас с Крещением,

С духовным омовением!

Будьте счастливы мои любимые,

А также здоровы, друзья мои милые!

Поздравляю с Крещением вас

И желаю я вам в этот час

Души легкого очищения

И Божьего благословения!

Любовь и Вера мир спасет,

Душа покой свой обретет!

Когда произойдет Крещение,

Вас поздравляю я с очищением!

Примите поздравления

Христа Благословение,

Свершается сегодня

В Крещение Господне!

С Крещением Вас поздравляем душевно,

Творите добро Вы отнюдь каждодневно,

Живите всегда позитивно и дружно,

Красиво, достойно, великодушно!

Пусть крещенские морозы

Унесут беду и слезы

И добавят в жизнь веселья,

Счастья, радости, везенья!

Родным, друзьям, сестре, родителям и другие – на все случаи.

Друзьям

Сегодня Святое Крещение,

Тела грешного омовение,

Поздравляю вас друзья мои,

И желаю на дальнейшие дни

Вам крепкого здоровья,

Жить в мире и с любовью!

Больше духовных сил,

И что бы Бог грехи отпустил!

Родителям

Мама и папа, мои люди родные,

Вас поздравляю с Крещением!

Присоединиться вам дорогие

Желаю к таинству священному!

Чтоб душою и телом здоровыми быть,

Чтобы счастье не покидало вас,

И о проблемах своих позабыть!

В святую воду окунувшись раз!

Брату

Любимый, дорогой мой брат,

С Крещением святым тебя!

Я поздравляю, будь же рад,

Ты празднику весь мир, любя!

Желаю счастья, покоя и света,

И исполнения всех желаний,

Чтобы богат ты был, но при этом

Не растерял духовных знаний!

Любимому мужу

В Крещение раздвинулось небо,

И Бог с высот улыбнулся!

И где бы в праздник ты не был,

Желаю, чтоб тебя он коснулся

Легкой, святою и доброй рукой,

Любимый, муж мой родной!

Не бойся омыть свое тело,

И душу водой обновить,

Ведь это святое дело,

В Крещение чистым быть!

Водою святой орошение

В дни праздника Крещения

Наши грехи смываются,

И души вновь рождаются!

Примите поздравления

И дай вам Бог терпения!

Веры, правды и здоровья

Поздравляю всех с любовью!

Я вас поздравляю с крещением!

Сегодня воды освещение

Поможет нам вновь родиться!

Омойте сначала лица,

Затем войдите в воду

Соединяясь с природой!

Окунайтесь в нее вы смело

Здоровье душе и телу!

Ангел души касается

Когда в воду человек погружается!

В Крещение Господне,

Которое произошло сегодня!

Здоровье вам на долгие года

Благословенья Божьего всегда!

Большого счастья, чистоты,

И чтоб сбылись ваши мечты!

Сестренке

Сестренка моя родная

С Крещением тебя поздравляю!

Пусть Господь тебя бережет

Только счастья в жизни даёт!

Много радости и здоровья,

Чтоб душа жила только любовью!

Давайте сбросим одежды

В священную воду нырнем

Жить будем всегда с надеждой

Что счастье своё обретем!

Душа пусть наполнился светом

И легкою станет в раз!

Я Бога прошу об этом

Поздравляя с Крещением вас!

В светлый Крещенский праздник,

Встречаются люди разные,

Святою водою омыться,

Душою заново родиться!

В этот день я желаю здоровья

И для вас и для ваших близких,

Чтоб не было в жизни боли,

Чтобы не было в жизни риска!

Родным

Поздравляю родные с Крещением,

С этим Божьим благословением!

Будьте счастливы, к людям добры,

Будьте ласковы и милы!

К вам тогда вся любовь вернется,

И благом для вас обернется.

Потому что в Крещенскую ночь,

Все уходит плохое прочь!

Друзьям

Крестил Иисуса Иоанн,

И передал обряд векам,

И стало праздником Крещение,

В святую воду погруженье!

Поздравляю вас друзья мои,

И желаю на долгие дни

Для души покоя и счастья,

Не встречаться в жизни с ненастьем!

Передайте другим поздравления,

И дай вам всем Бог терпения!

Сестре

В Крещение, сестра моя родная

Если ты поверишь в чудо

Оно придет, я это знаю,

Желанья исполняться будут!

Ведь это праздник для души,

Благо несет лишь, поверь мне,

И спать ты ночью не спеши,

Чуду открой все двери!

Чудо духовного рождения,

Свершается в Крещение!

Будем самыми мы счастливыми,

Душою и телом красивыми!

Поздравляю с праздником прекрасным

И желаю сил не тратить напрасно,

А жить со своей душой дружно,

А большего для счастья не нужно!

Не надо забывать о душе своей,

Ей также нужно обновление,

И даже когда не хватает дней,

Заботьтесь о ней с вдохновением!

А в Крещение Господне,

Душе подарок надо поднести -

Омыть ее в воде сегодня,

Тем самым счастье обрести!

Поздравляю вас мои друзья,

С Крещением сегодня я!

Иисус сказал – прими Крещенье,

Это благое назначенье,

В раз откликнулся народ,

И крестом разверзся лед!

С этим всех вас поздравляю,

И покоя всем желаю!

Разнеслась благая весть,

Происходит Крещение Господне,

И людей собралось, не счесть,

У святой воды сегодня!

Я с праздником вас поздравляю,

Крещение – это дело благое,

И Бога за вас умоляю,

Чтоб дал он душе покоя!

Здоровья большого телу,

За проступки всегда прощенья!

Не быть никогда без дела

И больше с друзьями общенья!

В святые воды Иордана

Зашел Иисус, Крещенным стать,

И под руками Иоанна

Обрел души другую стать!

И он советовал народу

Принять Крещение водой,

Чтоб обрести душе свободу

Здоровье телу, разуму покой!

И вам желаю в праздник этот

Найти покой и мир найти,

Чтоб не метаться вам по свету,

И не сбиваться бы с пути!

Забыть все горести печали,

Ждать только счастье впереди,

Чтоб тело воды очищали,

Оставив худо позади!

Родителям

Дорогие мои родители,

Поздравленья мои примите вы!

В праздник - Господне Крещение,

Души человеческой рождение!

Желаю вам я благоденствия,

Чтобы обошли вас злые бедствия!

Здоровья, счастья и любви,

Спаси вас Бог и сохрани!

В Великое Крещение

Души нашей спасение,

Желаю всем я радости

И быть у Бога в благости!

Чтоб были здоровы дети,

Чтоб мир был на всем белом свете!

Чтоб люди верили в чудо,

Тогда мы все счастливы будем!

Близким

Происходит Крещение

Души нашей омовение,

Все грехи нам прощаются,

Жизнь по-новому начинается!

Я желаю вам этой благости,

Я желаю вам этой радости!

Будьте счастливы мои любимые,

Мои близкие, добрые, милые!

Для тех, кто свершает обряд.

Свершается таинство сегодня,

Ангелы в небесах поют,

Великое Крещенье Господне

Ликует, радуется люд!

С ним пламенно вас поздравляю,

И после великого омовения,

Телу здоровья желаю,

А душе большого облегчения!

К нам явится большое счастье,

Оно развеет все ненастье,

Через Крещение Господне,

Которое пройдет сегодня!

И я, друзья, вас поздравляю,

Душе родиться вновь желаю,

Пусть счастье будет с вами рядом,

За добрые дела наградой!

Примите Христа благословение

Окунитесь в святые воды,

Заслушайтесь песнопением,

Обретая души свободу!

В этот праздник чудесный

Простой и полезный!

Не смотря на лютые морозы,

Мы ныряем в глубину Креста,

Пусть вода омоет наши слезы,

Мы попросим чудо у Христа!

Для детей своих еще здоровья,

Пусть Господь их нежных бережет!

С Крещением поздравлю с любовью,

Знаю, что оно вам счастье принесет!

Забудем обиды и ссоры,

Ненужные разговоры,

В Иордани омоемся сегодня

В день Крещения Господня!

Я всем здоровья желаю,

И с праздником вас поздравляю!

Мороз на улице трещит,

Но наш народ всегда спешит,

На праздник - святое Крещение,

Чтоб совершить омовение!

В ледяную воду окунуться,

И завтра чистым проснуться!

Поздравления примите,

В сердце ангела пустите!

От воды и Духа родиться,

Помогает святая водица!

Так Никодиму сказал Иисус,

Я же вам говорить берусь.

Не бойтесь воды в Иордане,

Лишь здоровее мы станем!

Смело принимайте Крещение,

И мои искренние поздравления!

Когда купаться на Крещение – 18 или 19 января – этот вопрос задают очень часто в дни Крещения и Богоявления Господня.

Самое главное, что нужно знать о Крещении Господнем – это не то, когда купаться (совершенно не обязательно окунаться в этот день в проруби), а то, что в этот день был крещен сам Господь Иисус Христос. Поэтому 18 января вечером и 19 января утром важно быть в храме на службе, исповедоваться, причаститься и взять святой воды, великой агиасмы.

Купаются же, по традиции, после вечерней службы 18 января и в ночь с 18 на 19 января. Доступ к купелям открыт, как правило, 19 января в течение всего дня.

Распространенные вопросы о купании на Крещение

Нужно ли купаться на Крещение в проруби?

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.

протоиерей Игорь Пчелинцев

Иордань - это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью

Протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всецарица» города Екатеринбурга, доктор медицинских наук, профессор:

Наверное, следует начать не с купания в крещенские морозы, а с самого благодатного праздника Богоявления. Крещением Господа нашего Иисуса Христа освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за две тысячи лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. В чем она - в деревьях, в озерах, реках, травах? Ее частички повсюду. И вот приближается праздник Богоявления, когда дарит нам Господь изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот люди без раздумий, даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись, потом целый год рассказывают о своем «подвиге». Приобщились они благодати Господа нашего или потешили свою гордыню?

Православный человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после исповеди и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство. Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Иордань - это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Он позаботится о выборе места, укреплении льда, сходнях, теплом месте для раздевания и одевания и присутствии кого-то из православных медицинских работников. Здесь и массовое крещение будет уместным и благодатным.

Другое дело - масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья искупаться «за компанию» в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы - сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться.

Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.

– Объясните все-таки, для чего православному человеку купаться в Крещение в ледяной воде, когда на улице мороз за тридцать градусов?

Священник Святослав Шевченко : – Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду - это каждый решает для себя индивидуально. Но сегодня обычай окунуться в морозную прорубь стал для нецерковных людей чем-то новомодным. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск - и в этом нет ничего плохого. Но не очень хорошо то, что люди этим поверхностным омовением и ограничиваются. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня.

Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?

Не купанием проверяется вера

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ :

Купание на Крещение - традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.

Освящение воды - напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике - лишь сравнительно новая традиция.

Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.

Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:

Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем ».

(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)

По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.

Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.

Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.

Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.

Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.

Одна наша прихожанка - морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.

Был случай, когда пожилой иеромонах - я его знал - решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер - не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.

Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном - взбадривает холодная вода, - но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, причастится ли Святых Христовых Таин.

Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.

В жизнеописании праведного Алексия Мечева я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», - пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», - ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.

Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.

Купание - только начало

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:

Традиция купаться на Крещение - поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.

Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.

Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.

Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.

Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание - только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.

Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.

Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят - купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой - доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.

Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь - теперь он не купается.

Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.

А причем здесь Крещение?

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:

Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.

19 января (6 января по старому стилю) православные христиане празднуют день Крещения Господня . В этот день православная церковь вспоминает, как Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан.

До V века было принято вспоминать рождение и крещение Иисуса Христа в один день — 6 января — и назывался этот праздник Богоявлением. Затем празднество Рождества Христова было перенесено на 25 декабря (по юлианскому календарю, или старому стилю). Так было положено начало святкам, заканчивающимся Навечерием, или Сочельником праздника Крещения. Слово "навечерие" означает преддверие церковного торжества, а второе название "сочельник" (сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с медом и изюмом — сочиво.

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, церковь установила после святок однодневный пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Меру поста верующие определяют индивидуально и по силам. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после литургии (богослужения) утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник после литургии в храмах совершается великое освящение воды . Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, которое стало не только образом очищения от грехов, но и действительным освящением самой материи (естества) воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой или крещенской водой.

Под влиянием Иерусалимского устава, с XI-XII веков водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

В древней церкви это было связано с тем, что накануне праздника совершалось крещение оглашенных (принявших и усвоивших христианское вероучение). Ради этого таинства и совершалось первое великое водосвятие.

Разница между первым и вторым освящением состояла в том, что в Навечерие Богоявления водосвятие совершалось в храмах, где крестились оглашенные, а в день праздника Богоявления христиане шли на реку Иордан.

В первые века (включая IV и V столетия) великое водоосвящение происходило только в Иерусалимской Церкви, где было обыкновение выходить на реку Иордан к тому месту, где принял крещение Иисус Христос. Позже стали устраивать "Иордань" и в других местах, где были реки или озера.

К освященной богоявленской воде христиане с древних времен имеют великое благоговение, она является святыней. Христос крестился и освятил естество вод, и поэтому крещенскую воду приносят домой и хранят весь год. И эта вода не портится и иногда два и три года остается свежей.

В Русской православной церкви и народе сложилось такое отношение к богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую святыню . Ее употребляют для окропления храмов и жилищ, при молитвах на изгнание злого духа, а также в качестве лекарства от болезней.

В качестве дополнительных после- и внебогослужебных (и вовсе не обязательных) упражнений в православных и не только в православных странах . В России погружаются в "иордань" (специально выстроенную купель), в Греции юноши прыгают за крестом, который священник бросает в воды моря, и соревнуются в том, кто первым его достанет. Это — народно-фольклорные продолжения богословского смысла праздника, который для православных верующих состоит прежде всего в воспоминании Крещения Иисуса Христа от Иоанна в реке Иордане.

Погружение в воду в праздник Крещения Господня — это прикосновение ко святыне, христианин поклоняется не водному естеству, а стремится прикоснуться к той освященной воде, которая освящена прикосновением Божества к этой воде. Это является духовным действием и должно быть связано с молитвой. Для христианина более чем достаточным будет прикоснуться, вкусить освященной воды и с благоговением чтить праздник, а не проявлять героизм, окунаясь в водоемы на морозе.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Loading...Loading...