Монах давший название хирургическому способу родовспоможения. История родовспоможения

Муж не уделяет внимания в последнее время, совсем. Стал равнодушным. Чувствую себя одинокой, хотя и окружена людьми целый день.

Но делиться эмоциями, радостью, поговорить, обсудить разные вопросы хочется только с ним. А он все время занят или поздно приходит, молчит, не дает эмоционального ответа, не хочет слушать. Муж внимания не уделяет даже в выходные, а эмоции накапливаются, и мне тяжело сдержать их - в результате срываюсь, упрекаю его. Спрашиваю, любит ли он меня. В ответ слышу, что он устал от моих истерик и уходит спать.

Слезы катятся градом, и мысли в голове, что он меня не любит. Не обращает внимания. Может, у него появилась другая? Что делать?

Выгнать его или уйти самой? Но как я буду жить без него?

Муж не уделяет внимание жене - почему

Если муж странно себя ведет и не обращает внимания, не спешите впадать в крайности и принимать жесткие решения, о которых можно пожалеть.

Зная себя и зная психические особенности супруга, можно построить счастливые семейные отношения. Все знают поговорку об отношениях - противоположности притягиваются. Доля правды в этом есть. А почему они притянулись, и как жить в таких отношениях и быть счастливым, никто рекомендаций не дает, кроме Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Давайте рассмотрим причины, по которым муж может не уделять внимания жене. И дело может быть совсем не в том, что он разлюбил жену или у него появилась другая женщина, а элементарно в том, что муж от природы обладает совсем другими свойствами психики, и его голова занята совсем другими мыслями, чем у жены.

Муж-трудоголик: почему он не обращает внимания на жену

Например, ваш муж является трудоголиком и не уделяет вам должного внимания. Он все время пропадает на работе, задерживается. Все ему некогда с вами поговорить, даже по телефону. Когда вы звоните ему на работу, муж все время занят - то на совещании, то уехал на объект.

Трудоголизм может встречаться как у мужчин с кожным вектором, так и с анальным вектором. Но причины того, почему они задерживаются на работе, будут разными.

Обладатель кожного вектора от природы подвижный, гибкий, не может долго сидеть на одном месте или заниматься одним и тем же делом.

Отдых на диване - это не про него. Он любитель подвижного отдыха, смены обстановки на выходные или отпуск. Организатор от природы, и лучше него никто не справится с новыми задачами и проектами. Кожник всегда хочет стать на ступеньку выше, подняться по карьерной лестнице. Он может засиживаться на работе, если это сулит ему выгоду, повышение или прибавку к заработной плате. В этих целях мужчина с кожным вектором может работать на двух-трех работах.

Когда он вечером приходит домой, мысли его могут быть все еще заняты работой, новым проектом или проблемами. И эмоциональную речь жены он может слушать «в пол уха». Ведь как сказано выше, человек с кожным вектором стремится к имущественному и социальному превосходству, и для этого он готов много работать, чтобы достичь благополучия для своей семьи. Жена, не зная таких свойств психики мужа, может принять его поведение за равнодушие, холодность и невнимание к ней.

Подробнее о мужчинах с кожным вектором читайте .

Совсем по другим причинам задерживаются на работе мужчины с анальным вектором. Они стремятся быть не первыми, как кожники, а лучшими во всем. Внимательно вникают в детали, стремятся все сделать качественно. Такие мужчины исполнительные, обязательные, усидчивые, умеют работать с большим объемом информации. На работе часто злоупотребляют их трудолюбием и нагружают сверх нормы.

Стоить отметить, что такие мужчины стремятся доводить все до конца. В результате часто задерживаются на работе, желая закончить начатое. В итоге другая сторона их жизни - дом, семья, дети, то, что является для них огромной ценностью, - остается за кадром. Отчего они испытывают неудовлетворенность и страдают.

Муж-молчун: почему он не уделяет внимание жене

А пока можно ознакомиться с отзывами людей, прошедших тренинг и получивших свои результаты в отношениях:

Что делать если жена не уделяет внимания своему мужу и постоянно занята своими делами, как привлечь внимание жены и восстановить теплые отношения – эти вопросы заботят немало мужчин. Особенно это актуально для тех семейных пар, у которых недавно появились дети.

На что жена тратит время?

Сначала нужно разобраться с тем, на что ваша жена тратит своё время. Если она много внимания уделяет детям – это значит, что всё, что касается семьи для нее немаловажно, и для женщины это хорошо, ведь далеко не каждая представительница прекрасного пола ответственно подходит к воспитанию детей. Безусловно, детей нельзя считать причиной того, что супруга вас игнорирует, просто в отношениях с ними она чувствует себя очень комфортно, она свободно проявляет чувства и рада быть хорошей мамой.

Если же жена тратит свое время на работу и достижения вовне, то, возможно, вы не так много зарабатываете или не настроены на внешние достижения и приобретение социальной значимости. А в семье супруги отзеркаливают друг друга и если муж жадный, то жена будет расточительной, и наоборот. Этот принцип работает во всём. Поэтому найдите что конкретно вам не нравится в действиях жены и отыщите причину в себе. Как только вы проработаете свой недостаток, так и отношение жены к вам изменится.

Причины охлаждения чувств женщины

Для того чтобы осознать причину игнорирования ваших потребностей женщиной, поразмыслите над тем, какая проблема могла встать между вами:

  1. Удостоверьтесь, что у вашей супруги всё в порядке со здоровьем. Нередко гормональный сбой в организме женщины становится причиной нежелания половой близости и раздражения. Сильная физическая усталость и различные другие недуги также отражаются на самочувствии жены.
  2. Насколько в семейных отношениях у вас всё налажено? Если вы ругаетесь со своей половинкой, с детьми или ваши домашние испытывают эмоциональный дискомфорт по какой-либо причине, женщина тоже может проявлять холодность. Дело в том, что она очень хорошо чувствует напряжение и не может быть спокойна, пока в семье отсутствует мир или дети не в безопасности.
  3. Насколько ваша супруга осведомлена в том, что вам не хватает ее внимания и видит ваше стремление его получить. Изучите 5 языков любви, описанных в одноименной книге Гарри Чепменом, и определите, какой язык любви у вашей благоверной. Чтобы достичь взаимопонимания признавайтесь ей в любви так, как она это воспринимает. Например, новый набор кухонных ножей ее может не сильно впечатлить, а вот романтический вечер при свечах, устроенный мужем поразит ее до глубины души.
  4. А может жена на что-то очень сильно обижается или ее гнетут какие-то негативные мысли? Тогда стоит поговорить с ней по душам, узнать что она чувствует, что ее беспокоит, при этом важно не давать советов, а просто слушать. В конце разговора вы можете поделится своими переживаниями и спросить о том, каким образом вы можете добиться ее внимания.


Как привлечь ее внимание?

Немногие мужчины понимают, какой груз ложится на плечи женщины в семейных отношениях. А ведь именно на ней держаться отношения в семье, множество бытовых вопросов, воспитание детей. Часто погружаясь во всё это женщина забывает о себе и уж тем более не может уделить должное внимание своему мужчине. Поэтому если вы поймете чего она хочет и предложите решить какие-то проблемы за нее, помочь с детьми или уборкой в доме, ее сердце растает и она с радостью выделит на вас время. Кроме помощи с решением проблем, еще очень хорошо начать вновь ухаживать за женой: подарки, цветы, неожиданные сюрпризы.

Статьи по теме


  • Если вы начали замечать, что отношения в семье портятся и задумались о том, как вернуть чувства жены к мужу, вам…

  • Часто в семейной жизни, женщины жалуются, что муж не уделяет внимания и беспокоятся о том, как привлечь внимание мужа. Первое,…

  • Сначала совместной жизни отношения меняются и происходит их преобразование в новое качество. В этот момент и возникает вопрос, что делать,…

  • Измена для любого человека является тяжелой психологической травмой, поэтому о том, как простить измену жены говорят советы психолога. Столкнувшись с…

Царственные особы нередко опробовали на себе новые методы лечения, воспринимая это как долг монархов перед державой. А королевское мужество во время операций подавало пример подданным. Рассказывает московский преподаватель, доктор искусствоведения Елена Александровна Дунаева.

Имя "короля-солнца" Людовика XIV было окружено ореолом славы. Он – любитель роскоши и великолепия, ценитель искусства и законодатель придворного этикета – правил 72 года. Этот великий король Франции – самый могущественный европейский монарх своего времени – строго соблюдал правила чести и приличия, принятые в те времена. Одно из них – отношение к здоровью, которое было единым как для царственных особ, так и для их приближенных и подданных. Эта область не была секретной. Напротив, она являлась доступной и открытой для всеобщего обсуждения.

В семнадцатом столетии не было "стеснительных" ограничений. Люди были менее лицемерны и называли болезни своими именами: рак – раком, колику – коликой, геморрой – геморроем, понос – поносом. И в отношении больных люди были менее брезгливы. Сам король, посещая лазареты, прикасался к несчастным, зараженным золотухой. Кстати, королевы всегда рожали при открытых дверях, и народ дорожил этой многовековой традицией. И только Людовик XVI во второй половине восемнадцатого века отменил это "правило открытых родов". Врачи – выпускники медицинского факультета Сорбонны – использовали три метода лечения: кровопускание, клистиры и промывания. Придворные доктора не скрывали, какие слабительные средства и какие клизмы применялись к царственному организму Людовика XIV.

Подданные знали, когда эти процедуры повторялись все чаще: сначала каждый месяц, а затем каждые три недели. Это воспринималось как нормальный "режим" лечения. В те времена здоровая работа желудка была явлением редким – люди слишком много ездили верхом и не ели достаточно овощей. Но подданные испытывали тревогу, когда Его Величество подвергалось "промыванию" в течение шести дней подряд. Тогда король обращался к народу и просил не беспокоиться "по поводу большого скопления жидкости" в его организме.

Здоровье Людовика XIV не отличалось завидной крепостью, но он удивительно стойко переносил любую боль. Королю не было еще тридцати лет, когда он тяжело повредил правую руку. А к пятидесяти годам Людовик XIV мучительно страдал самой аристократической болезнью – подагрой. Во время приступов король достаточно сильно хромал. Подагру лечили тем же промыванием желудка, которое считалось лечебным и профилактическим средством при всех болях в суставах. Король – прекрасный наездник, так любивший конные и пешие прогулки по версальским садам, во второй половине жизни должен был удовлетворяться тем, что его носили или возили. Даже на азартную псовую охоту он отправлялся в легкой коляске, а по замку Версаля вынужден был передвигаться в кресле.

Для короля-подагрика были придуманы самые разнообразные средства передвижения: "домашнее" кресло на колесиках, легкая коляска для псовой охоты на лань и оленя, коляска для оздоровительных прогулок по парку. Кресла и коляски были снабжены рулем, которым правил сам король, определяя направление движения. Людовик XIV не только не испытывал никакого стыда из-за того, что предаются гласности его недуги, но был удивительно послушным пациентом. Когда он отдавал себя в руки врачей, то полностью полагался на их опыт и знания. Он не сердился на своих эскулапов даже тогда, когда они подвергали его бессмысленным процедурам, более похожим на пытки: надеясь облегчить муки при сильном пищевом отравлении, неловко пустили ему кровь, вызвав кровотечение, или когда вырвали часть неба, по ошибке удалив здоровый зуб.

Людовик XIV был не первым и не последним из Бурбонов, кто болел "недугом французских королей". Так несколько столетий называли герпес. Сыпь, периодически появлявшуюся на разных местах "венценосных тел", начиная с Генриха Наваррского – основателя династии Бурбонов, медики связывали с простудой. Во избежание высыпаний они предписывали тепло и запрещали мочить поврежденные места. А единственным методом лечения являлись кровопускания, которые действительно на некоторое время помогали "заглушить" коварное заболевание. В течение трех лет хирурги "терзали" своего царственного пациента, борясь с гнойным свищом, вызванным геморроем.

Смирение короля в перенесении болей и принятии лекарств поразительно. В XVII веке фистулы в "неудобных местах" стали самой популярной болезнью среди высоких сословий. Причину заболевания доктора видели в том, что "герцоги, принцы и члены их семей слишком подолгу сидят на пуховиках в каретах, слишком много передвигаются в портшезах, злоупотребляют верховыми прогулками и едят слишком много жирного мяса с пряными соусами". Причины, несомненно, верны и с точки зрения современной медицины. Фистула Людовика XIV перешла в абсцесс. Первый хирург королевства неоднократно производил вскрытие опухоли с последующим введением трубки для оттока гноя. Страдая от этих болезненных ран, с одной стороны, и от подагры – с другой, Людовик в течение года был ограничен в движениях и не мог много находиться на людях.

В стране началась паника, возникли толки о скорой смерти короля. Действия этих мини-операций оказывались непродолжительными и не приносили ощутимого результата, и Людовик XIV решился на… "большую операцию" по удалению геморроя. Это был эксперимент, а король стал первым, кто "опробовал" на себе опасную операцию доктора Феликса по хирургическому удалению геморроидального свища. Измученный болью монарх понимал, что его нездоровье приносит ущерб делам страны и здравый смысл требует решиться на операцию, которая является в первую очередь государственным делом. Король владел собой безукоризненно. После консилиума и принятия решения врачи всю ночь находились в чрезвычайном волнении и были поражены, увидев короля крепко спящим – он был совершенно спокоен.

Когда его разбудили, Людовик XIV спросил, все ли готово, встал на колени и начал молиться. После молитвы он поднялся и сказал громко: "Господи, да будет воля твоя". Лег опять на свою кровать и приказал начинать операцию. Хирург удалял свищ, а министр крепко сжимал руку короля, который не кричал и только один раз, в момент нестерпимой боли, тихо произнес: "Господи!" Перед операцией Людовик попросил доктора, чтобы тот его нисколько не щадил и обращался с ним, как с обычным человеком его королевства. Когда операция была завершена, королю пустили кровь из вены, но сделали это неудачно, задев мускул руки. Людовик XIV вновь не произнес ни звука. В день сложнейшей операции официальный церемониал утреннего распорядка короля был задержан, но не отменен. Во второй половине дня король председательствовал на совете.

После операции Его Величеству было предписано ограничить употребление мяса, ввести в рацион молочные продукты и овощи, а также заменить всю выпиваемую жидкость красным вином, разбавленным водой. Через неделю вокруг раны образовались затвердения, которые "мешали полному выздоровлению". Хирурги решили удалить затвердения. После повторной операции одна из придворных дам записала: "Король страдал сегодня в течение семи часов так, как если бы его колесовали, но после операции провел все запланированные дела". "Излечение короля, последовавшее через месяц, – как вспоминали современники, – принесло всем необыкновенную радость, ибо можно сказать без всякой лести, что все, от самых важных вельмож до самого последнего человека в королевстве, были в тревоге за его жизнь, все молились за его здравие". Молебны по случаю "королевского выздоровления" служили во всех церквях Франции.

Страна сверкала салютами и фейерверками. Страдания короля положили начало новой хирургии, и 1686 год – год первой операции доктора Феликса – стал поворотным моментом в истории медицины. Отныне и врачи, и пациенты перестали бояться ножниц, ланцета и скальпеля. Этот пример сравним с уникальным случаем отечественной истории, когда Екатерина Великая собственным примером положила начало вакцинации в России.

Перед опасной операцией Людовик XIV встал на колени и начал молиться. Вытерпев муки, он не только выжил, но и вылечил свою болезнь. Так началась эра новой хирургии.

Алевтина ПУШКОВА

Современная поза для родов (в положении лежа) впервые была использована во Франции в XVII веке. Считается, что все началось с Луи XIV, который хотел, спрятавшись за занавеской, увидеть рождение ребенка у одной из любовниц, для чего женщину во время родов положили на спину. Сейчас уже во многих европейских странах обратили внимание на то, что роды проходят легче и менее травматично, когда женщина сидит на корточках или стоит на четвереньках.

А если вспомнить всю историю человечества, то до XIX века женщины в Голландии, например, рожали на специальных акушерских стульях. Их прототипом было родоразрешение на коленях, что в XVI-XVII веках часто практиковалось в Европе. В Голландии женщин, на коленях у которых разрешалась роженица, называли «живыми акушерскими стульями». В Америке практиковалось положение роженицы на боку во втором периоде родов. Во многих странах (например, в Средней Азии) живы предания о родоразрешении женщин на корточках. А у ацтеков богиня деторождения изображена в виде женщины, сидящей на корточках, с родившейся и находящейся между ногами головкой младенца.

Первобытно-общинный строй

Можно предполагать, что в период матриархата посильная помощь роженице оказывалась женщиной, старшей в семье. Не исключено, что в то далекое время женщина рожала и без всякой помощи, сама перекусывала пуповину, как это делают животные. Подтверждением могут служить быт и нравы некоторых туземных племен Бразилии, где до сегодняшнего дня женщины рожают именно так. Приручение диких животных и переход к пастушеству привели к доминирующему положению в семье мужчины - матриархат сменился патриархатом. При постоянном общении с животными пастуху приходилось оказывать помощь животным в случае тяжелых родов. Опыт лечения животных со временем был перенесен и на людей.

Есть мнение, что первобытные врачеватели умели даже проводить операции. Вот как описывает один из путешественников кесарево сечение, которое он наблюдал в семье аборигенов Центральной Африки (некоторые тамошние племена до сих пор живут по законам первобытнообщинного строя): «20-летняя женщина, первороженица, совершенно нагая, лежала на несколько наклоненной доске, изголовье которой упиралось в стену хижины. Под влиянием бананового вина она находилась в полусонном состоянии. К своему ложу она была привязана тремя повязками. Оператор с ножом в руках стоял с левой стороны, один из его помощников держал ноги в коленях, другой фиксировал нижнюю часть живота. Вымыв свои руки и нижнюю часть живота оперируемой сначала банановым вином, а затем водою, оператор, издав громкий крик, который подхватила собравшаяся вокруг хижины толпа, провел по средней линии живота разрез от лобкового сочленения почти до самого пупка. Этим разрезом он рассек как брюшную стенку, так и самую матку; один ассистент с большим искусством прижег раскаленным железом кровоточащие места, другой раздвинул края раны, чтобы дать хирургу возможность извлечь из полости матки ребенка. Удалив через разрез отделившуюся тем временем плаценту и образовавшиеся свертки крови, оператор при содействии своих помощников подвинул больную к краю операционного стола и повернул ее на бок таким образом, чтобы из брюшной полости могла вытечь вся жидкость. Только после всего этого были соединены края раны при помощи семи тонких хорошо отполированных гвоздиков. Последние были обмотаны крепкими нитями. На рану была наложена паста, которая была приготовлена тщательным разжевыванием двух каких-то корешков и выплевываний получившейся пульпы в горшок; поверх пасты был наложен нагретый банановый лист и все это укреплено при помощи своего рода бандажа».

Рабовладельческий строй

Известными в настоящее время памятниками медицинской литературы той эпохи являются различные египетские папирусы, в том числе «гинекологический папирус» из Кахуна (XXX векдо н. э.), китайские иероглифические рукописи (XXVII век до н. э.), вавилонские клинописные записи (XXII век до н. э.), индийская книга «Аюр-веда» («Знание жизни») в нескольких редакциях (IX-III века до н. э.).

На фоне общего развития человеческого общества, в связи с развитием наук и общей медицины, получает дальнейшее развитие и акушерство. Впервые возникают вопросы о причине трудных родов, появляются рациональные приемы родоразрешения.

У разных народов древнего мира познания в акушерстве были различными. Так, у египтян, евреев и китайцев акушерская помощь находилась всецело в руках женщин (повитух). С древних времен у китайцев сохранялась традиция проводить роды в сидячем положении. У древних египтян существовало особое сословие женщин, помогавших роженицам. Чтобы узнать, беременна ли женщина, ей давали напиток, приготовленный из особой травы (бу-ду-ду-ка) и молока женщины, родившей мальчика. Если напиток вызывал рвоту, предполагалась беременность, в противном случае беременность отсутствовала. Своеобразным методом определялся и пол будущего ребенка. Для этого брали зерна ячменя и пшеницы, смачивали их мочой беременной женщины и следили за прорастанием. Если первой прорастала пшеница, то предсказывали, что будет девочка, если ячмень - мальчик. Египетским врачам были известны некоторые женские болезни: неправильные менструации, опущение стенок влагалища, выпадение матки.

В Китае при оказании помощи роженице повитухи часто пользовались амулетами и особыми манипуляциями, но некоторые применяли и акушерские инструменты, точные сведения о которых до нас не дошли.

Акушерские познания древних евреев мало чем отличались от познаний египтян и китайцев. Известно, что для определения беременности они заставляли женщину ходить по мягкой почве: если оставался глубокий след, значит, беременность существовала.

В Древней Индии особого сословия повитух не было - помощь роженице могла оказать любая опытная в этом деле женщина; в случаях тяжелых родов акушерка обращалась за помощью к врачу-мужчине. В силу ли этого, либо по каким-то другим причинам акушерские познания у врачей Индии были большими, чем у египтян, китайцев и евреев. Судя по дошедшим до нас литературным источникам, врачи Индии положили начало изучению акушерства и первыми предложили рациональные приемы помощи при родах. Так, Сушрута впервые упоминает о неправильных положениях плода, при которых он рекомендует производить поворот на ножку и на головку.

Древняя Греция

Греческие врачи практиковали по всем специальностям, акушерская помощь ими оказывалась только в случаях тяжелых родов. Им были известны некоторые хирургические методы родоразрешения, они знали о кесаревом сечении, которое на живых в то время не производилось. Об этой операции на мертвой женщине с целью извлечения живого ребенка повествует и древнегреческий миф о рождении самого бога медицины Асклепия, который был извлечен из трупа матери своим отцом Аполлоном.

Оказанием помощи в родах в Древней Греции занимались исключительно женщины, которых греки называли «перерезывателями пуповины» («omphalotomoi»). Если роды бывали трудные и акушерка (повитуха) видела, что самостоятельно помощь оказать не может, она обращалась, как это было и в Индии, к врачу-мужчине.

Деятельность греческих акушерок была довольно разнообразной: они не только оказывали помощь при родах и в послеродовом периоде, но и занимались прерыванием беременности. В Древней Греции прерывание беременности на ранних сроках не преследовалось. Эту операцию до- пускал знаменитый древнегреческий философ и естествоиспытатель Аристотель, считая, что в ранний период развития беременности плод еще не имеет сознания. Какими средствами производился аборт - неизвестно.

Если по каким-то причинам роды должны были быть негласными, акушерки производили родоразрешение у себя на дому (естественно, это стоило очень дорого). В родоразрешении на дому у акушерки можно видеть прообраз родильного дома. Акушерки того времени обладали уже значительными знаниями. Так, беременность они определяли по ряду объективных признаков: отсутствие месячных, отсутствие аппетита, слюнотечение, тошнота, рвота, появление желтых пятен на лице. Но наряду с этим они прибегали и к довольно нелепым средствам: перед глазами женщины растирали красный камень, если пыль попадала в глаза, женщина считалась беременной, в противном случае беременность отрицалась. Пол плода пытались определить по наклонению сосков беременной: наклонение их вниз указывало на беременность девочкой, подъем кверху - мальчиком.

Древний Рим

У римлян существовали религиозные культы с поклонением богам, заимствованным у древних греков. Так, греческий бог-врачеватель Асклепий переносится в Рим под именем Эскулапа - бога медицины; появляется богиня лихорадки, богиня менструации Флюония, богиня матки - Утерина и богини деторождения - Диана, Ки-бела, Юнона и Мена. Больше того, специализация «божественной» акушерской помощи у римлян достигла особенного развития. Так, каждое положение плода в матке имело свою богиню: рождением плода вперед головкой ведала Проза, а родами при ножном и ягодичном предлежаниях (когда первыми рождаются ножки или ягодички), а также при поперечных положениях - Постверта. Дети, родившиеся вперед ножками, получали имя Агриппы. Во всех случаях родов акушерка должна была совершать различные приношения соответствующей богине.

Из врачей Древнего Рима в истории медицины сохранились особенно известные имена: римлянин Цельс и греки Филумен, Соран и Гален. Оказанием помощи в родах в Риме, как и в Греции, занимались преимущественно женщины-акушерки (повитухи). Врач приглашался только в случаях патологических родов, когда акушерка видела, что сама она справиться не может. Среди женщин-акушерок были и выдающиеся, оставившие в истории след своей деятельности. К таким относилась Аспазия (II век н. э.), носившая звание врача. Свои теоретические и практические познания она изложила в книге, дошедшей до нашего времени. В ней Аспазия осветила ряд вопросов, в частности о гигиене беременности, об уходе за больной при выкидыше, об исправлении смещенной матки, о расширении вен наружных половых органов, о кандиломах, грыжах. В книге изложены показания и методы обследования матки и влагалища путем пальпации и с применением влагалищного зеркала.

Средние века

Медицина в этот период была под сильным влиянием религии, поэтому развивалась довольно слабо. Церковь насаждала совершенно фантастические идеи вроде догмата «о непорочном зачатии». Всякие критические высказывания по поводу подобных взглядов со стороны ученых и врачей вызывали их преследование, изгнание из родной страны и пытки инквизиции. Вполне понятно, что подобное положение гибельно сказывалось на развитии акушерской науки. И все же медицина продолжала развиваться. Так, в Византии в IX веке впервые была основана высшая школа, в которой изучались научные дисциплины, в том числе медицина. История сохранила нам имена византийских врачей Орибазия, Павла (из Эгины) и других, которые продолжали развивать наследие своих предшественников.

Центрами высшего образования, в том числе и медицинского, были университеты, начавшие появляться с XI века. Учащихся в университетах было очень немного. Основой всех наук являлось богословие. Господствующей формой идеологии в то время была религия, пронизывавшая все преподавание, которое исходило из того положения, что все возможные знания уже преподаны в Священном Писании.

Однако, хотя в раннем и среднем периодах феодализма (с V по X век и с XI по XV век) религия и схоластика являлись тормозом в развитии науки, среди врачей находились такие, которые не только учились по книгам Гиппократа, Сорана, Цельса, Павла, но и продолжали изучение природы и ее явлений. И все же акушерство оставалось на очень низкой ступени развития. Занятие акушерством в средние века считалось низким и неприличным для врачей-мужчин. Родоразрешением по-прежнему занимались бабки повитухи. Только в самых тяжелых случаях, когда роженице и плоду угрожала смерть, повитухи призывали на помощь мужчину-хирурга, который чаще всего применял плодоразрушающую операцию. К тому же хирурга приглашали не к каждой роженице, а преимущественно к женщинам состоятельным. Остальные удовлетворялись помощью «бабки» и вместо действительной акушерской помощи получали от них наговоренную воду либо амулет. Не приходится удивляться, что при такой помощи при несоблюдении элементарных требований гигиены смертность в родах и в послеродовом периоде была очень высокой. Исправление неправильного положения плода путем поворота - это великое достижение древности - было забыто или не использовалось большинством врачей.

Эпоха Возрождения

В то время как католическая церковь феодального периода была величайшим тормозом на пути прогресса, буржуазия периода зарождения капитализма была особенно заинтересована в развитии наук, в частности естествознания. Новое направление в медицине появилось в трудах Парацельса, Везалия и др. Новаторы прогрессивного течения стремились развивать медицинскую науку на основе опыта и наблюдения. Так, один из крупнейших врачей-реформаторов эпохи Возрождения Парацельс (1493-1541) отверг учение древних о четырех соках человеческого тела, считая, что процессы, происходящие в организме, являются процессами химическими. Великий анатом Везалий (1514-1564) впервые правильно описал строение матки женщины. Другой знаменитый анатом итальянец Габриель Фаллопий (1532-1562) подробно описал маточные трубы, получившие его имя (фаллопиевы трубы).

В этот период стала бурно развиваться анатомия. Это привело к большому числу открытий также в области гинекологии. Следует перечислить ученых, которые внесли значительный вклад в развитие гинекологии и акушерства. Римский профессор анатомии Евстахий (1510-1574) очень точно описал строение женских половых органов, основываясь на массовом вскрытии трупов в госпиталях. Аранций (1530-1589), ученик Везалия, вскрывая трупы беременных женщин, описал развитие человеческого плода, его связь с матерью. Одну из основных причин трудных родов он видел в патологии женского таза. Боталло (1530-1600) описал кровоснабжение плода. Амбруаз Паре (1517-1590) - знаменитый французский хирург и акушер - восстановил и усовершенствовал забытый способ поворота плода на ножку, применяемый при поперечном положении плода. Он рекомендовал использовать быстрое освобождение матки от содержимого для остановки маточного кровотечения, им же впервые был изобретен молокоотсос. Немецкий хирург Траутман одним из первых успешно провел кесарево сечение на живой роженице в 1610 году.

В XVI веке появились первые атласы-пособия для акушерок. Бурно развивающиеся наука и медицина этого периода позволяли проводить достаточно сложные полостные и гинекологические операции. Были предложены оригинальные методы удаления абсцессов из полости малого таза, восстановительная операция, производимая при выпадении матки. Под это влияние попало также и акушерство. Впервые Чемберленом (Шамберленом), а позже - Гейстером было предложено использование акушерских щипцов при сложных родах. Изучались такие анатомические понятия, как размеры таза, что позволяло в последующем более или менее точно предсказать течение родов и, соответственно, быть готовым к возможным осложнениям. Изобретение Левенгуком микроскопа позволило более детально изучить микростроение женских половых органов, на основе которых стали складываться начальные представления о функции различных отделов репродуктивного тракта.

Развитие акушерства в России

Акушерство на Руси зародилось в период родового строя у древних славян, о быте которых имеются весьма скудные сведения. Если медицинскую помощь в то время оказывал знахарь, которого называли «балий» или «ведун», то в области акушерской помощи такой фигурой следует считать бабку-повитуху. Опыт повивальных бабок переходил из поколения в поколение. Акушерская техника была своя в каждой местности и даже у каждой бабки-повитухи. Кроме того, бабка-повитуха не только принимала роды, но и была необходимой помощницей в крестьянском хозяйстве, защитницей и охранительницей матери и ребенка. Жизнь матери и ребенка находились в прямой зависимости от ее таланта, интуиции и опыта. Государство не принимало никакого участия в организации акушерской помощи.

В течение сотен лет в практике русского народного акушерства накопился ряд полезных приемов и манипуляций, вошедших отчасти в научное акушерство; в то же время применялись бесполезные и нередко опасные приемы, с которыми впоследствии научное акушерство повело усиленную борьбу.

Во время родов роженицу окружали только женщины: бабка-повитуха, мать, сестра. Мужчины же никогда не вмешивались в процесс родов. Задачи повивальных бабок, помимо первого ухода за младенцем, заключались в исполнении с давних времен установленных обычаев, поверий, заговоров. Так, чтобы «развязались» роды, повитуха расплетала роженице косы, развязывала на одежде все узелки, ходила с роженицей до полного изнеможения последней, подвешивала ее за руки, встряхивала, разминала ей живот. При этом чем более бабка-повитуха знала подобных приемов, якобы ускоряющих роды, тем более опытной и знающей она считалась.

Только Петр I издал законы, касающиеся деятельности бабок-повитух, которые до этого не подвергались никакому контролю. В 1704 году был издан указ, запрещавший под страхом смертной казни убивать родившихся уродов, что практиковалось повитухами и не противоречило установившимся в народе взглядам.

Для увеличения народонаселения несколько позже Петр I организовал первые убежища для новорожденных, от которых матери по различным причинам хотели избавиться. Эти убежища явились прототипом будущих воспитательных домов.

В 1771 году при воспитательном доме в Петербурге был основан Родильный госпиталь для бедных рожениц на 20 кроватей. Деньги на постройку этого первого крупного родильного дома пожертвовал заводчик Порфирий Демидов. Родильный госпиталь и Повивальное училище были объединены в единое Родовспомогательное заведение, в котором действовали отделения для бедных рожениц, для незаконно рождающих, а также «секретное отделение» для подследственных, сифилитичек и др.

Среди русских акушеров и гинекологов. было много видных ученых, возглавляющих многочисленные научные школы, которые получили признание как у нас, так и за рубежом. Однако в России было всего 12 акушерских кафедр. Огромная территория страны, за исключением крупных городов, оставалась без квалифицированной акушерско-гинекологической помощи; подавляющее число родов происходило вне медицинских учреждений и даже вне медицинского наблюдения, и потребность в такой помощи удовлетворялась лишь в ничтожной степени.

Так, в 1903 году 98% женщин в России рожали без всякой акушерской помощи. Но даже в таких крупных городах, как Санкт-Петербург, несмотря на то что к концу XIX века в городе было уже достаточное количество родильных домов и врачей, обеспеченные женщины предпочитали рожать дома, хотя и под наблюдением акушерок. Городские и районные родильные дома были предназначены в основном для бедноты. Только после революции 1917 года родильные дома стали основным местом родов. Безусловно, то, что широкие массы получили доступ к медицинской помощи, спасло жизни многих женщин.

В вопросе организации акушерского образования в России особенно большую роль следует отвести П. 3. Кондоиди (1710-1760). Он первый организовал преподавание акушерства в России и правильно оценил всю важность организации акушерской помощи населению, дал подробную и точную инструкцию для теоретического и практического преподавания, установил точные сроки обучения и производства экзаменов. Весь курс обучения укладывался в 6 лет. По истечении первых 3 лет обучения разрешалась самостоятельная практика, но под наблюдением опытной бабки. Предполагалось, что школы обеспечат кадрами акушерок не только крупные города, но и всю страну.

Из-за недостатка ассигнований «бабичьи» школы в Петербурге и Москве были открыты только в 1757 году, когда правительство нашло возможным отпускать на «бабичье дело» по 3000 рублей ежегодно каждой из этих школ. При наборе учениц в школы встретились большие трудности. Когда на основании утвержденного Сенатом указа была произведена регистрация проживающих в Петербурге и Москве бабок, то их оказалось в Петербурге 11, а в Москве - 4. Кроме того, в Петербурге было 3 и в Москве - 1 бабка, которые могли практиковать только под надзором более опытной. Таким образом, на два крупных столичных города Российской империи оказалось всего 19 женщин, имеющих ту или иную акушерскую квалификацию. Но все же школы начали свою работу. Многие родильницы, среди которых практиковали ученицы, были так бедны, что не в состоянии были платить за самые необходимые лекарства. П.З. Кондоиди нашел разрешение и этого вопроса. По его представлению в 1759 году Сенат принял решение, чтобы по рецептам акушеров из столичных аптек отпускались бесплатно для неимущих родильниц и новорожденных младенцев необходимые лекарства и вещи за счет остаточных сумм, определенных Сенатом для «бабичьего дела».

Самым выдающимся представителем русского акушерства является Н. М. Амбодик-Максимович (1744-1812), заслуженно названный «отцом русского акушерства». Н. М. Амбодик был ученым-энциклопедистом. Ему принадлежит заслуга создания медицинской русской терминологии. Он был автором нескольких словарей (хирургического, анатомо-физиологического и ботанического). Им было написано первое оригинальное русское руководство по акушерству в б частях с превосходным атласом «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле». Это было лучшее пособие до середины XIX столетия. В нем Н. М. Амбодик подробно осветил все вопросы акушерства на современном ему уровне знаний, а также коснулся некоторых элементов гинекологии (анатомии, физиологии, патологии женского организма и гигиены женщины).

Родзал в... бане

Русская баня была неотъемлемой составной частью быта. Там часто и принимали роды. Народные врачеватели высоко ценили целебную силу бани, ее благотворное влияние на человека, связанное с обильным потоотделением, способствующим удалению через кожу различных вредных веществ. К тому же баня являлась стерильным пространством с бактериологической точки зрения. Кроме того, это было отдельное помещение, в отличие от других, переполненных, в которых жили большие семьи. Важно было и то, что в бане было достаточное количество теплой воды. Все это создавало хорошие условия не только для роженицы, но и для новорожденного.

Изучив курс хирургических болезней, будущий врач должен овладеть диагностикой и усвоить основные принципы лечения наиболее распространённых заболеваний, с которыми сталкиваются хирурги (впрочем, как и врачи других специальностей) в своей повседневной деятельности.

Эти знания накоплены в течение многих веков, их передавали из поколения в поколение.

Многие полагают, что наиболее интересное в науке, в том числе и в медицине, — это сегодняшние успехи и достижения.

Между тем без осмысления исторического опыта невозможно полноценное становление специалиста любого профиля. Только тогда возникает возможность протянуть нить от античных времён к современности и иметь научную основу для суждений о будущем. Уже древним мудрецам было понятно, что ничто не проистекает из ничего, и именно в прошлом берёт начало всё, что есть и ещё будет.

Связь времён, преемственность поколений, бережная передача так трудно накапливаемых драгоценных знаний от Учителя к ученику — непременное условие развития любой науки, особенно хирургии.

Традиции, которыми столь богата современная хирургия, сложились в результате напряжённого и самоотверженного труда поколений хирургов, побед, поражений, отчаяния от собственного бессилия, упорного научного поиска и вновь, пусть малого, но поступательного движения к главной цели — спасению жизни больного.

Конечно, рамки учебника не позволяют осветить все вехи развития хирургии, однако вспомнить основные этапы, выдающихся учёных и врачей, стоящих у её истоков, чьими усилиями, талантом и напряжённым трудом добыты все победы и достижения этой науки, просто необходимо.

Хирургия — одна из древнейших наук, и родилась она, очевидно, вместе с человечеством. Первые операции наши далёкие предшественники выполняли в пещерах, с использованием кремниевого ножа, при свете костров. Первобытные люди умели лечить раны и переломы, вправлять вывихи, использовать целебные растения. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки, при которых в костных останках обнаруживают следы залеченных травм и ранений.

В последующем, с развитием цивилизаций и государств, начался активный процесс накопления знаний, совершенствования способов и методов лечения, стал формироваться особый круг посвященных, чьим основным занятием стало лечение заболеваний, ранений и травм.

Даже сейчас не могут не поражать знания и мастерство жрецов древнего Египта, которые уже в III тысячелетии до н.э. умели выполнять такие сложные операции, как ампутации, трепанации черепа, удаление опухолей, катаракты, лечить переломы и вывихи. Об этом свидетельствуют сохранившиеся изображения на памятниках, храмах и гробницах, найденные хирургические инструменты, древние медицинские папирусы.

Знаменитый врачеватель Имхотеп, верховный жрец и придворный врач фараона, живший в те годы, оставил одно из древнейших медицинских сочинений. В нём предлагались разумные и осмысленные меры при самых тяжёлых заболеваниях и повреждениях, поскольку уже тогда хирургию можно было назвать «дитя войны». Интересно, что такое широко используемое лечебное средство, как заклинания, врачеватели прошлого использовали в основном при лечении внутренних болезней. Хирургические вмешательства, как более эффективные, они редко рекомендовали сопровождать обращением к высшим силам и жертвами богам. Эта традиция — всегда рассчитывать только на собственные силы, знания и опыт — остаётся в хирургии уже много веков.

Врачам древнего Египта была хорошо знакома анатомия человека, поскольку в стране существовала традиция бальзамирования трупов. Эти знания, безусловно, помогали в распознавании и хирургическом лечении болезней. Древнегреческий историк Геродот, путешествовавший по Египту в V веке до н.э., отмечал, что уже тогда среди древнеегипетских врачей существовала определённая специализация.

Достижения древнеегипетских хирургов стали в дальнейшем известны во многих странах, прежде всего в Древней Греции, где в 460 г. до н.э. на острове Кос в семье потомственных врачевателей, возводивших свою родословную к Асклепию — богу медицины, родился Гиппократ — величайший врач и мыслитель античного мира.

В течение своей жизни Гиппократ много путешествовал и учился, объездил Грецию, Малую Азию, побывал в Ливии и Тавриде, после чего основал на родине медицинскую школу.

В своих трудах, вошедших в так называемый «Гиппократов сборник» и основанных на собственном опыте, он сформулировал свои взгляды на медицину. Именно Гиппократ стал основоположником принципа индивидуального подхода к больному, оценки его душевного склада, темперамента, телосложения и общего состояния. Ему принадлежат представления об анамнезе, этиологии заболевания, прогнозе. В отличие от своих предшественников Гиппократ полагал, что болезни не ниспосланы богами, а обусловлены вполне объяснимыми причинами, например воздействием окружающей среды.

Учение Гиппократа основано на нескольких основных принципах — прежде всего, не навредить больному противоположное лечить противоположным, помогать природе и стимулировать естественные защитные силы человека.

Гиппократ прославился и как замечательный диагност. В своём учении о диагностике и симптоматике болезней он рекомендовал основываться на данных тщательного обследования больного, учитывать наличие характерных симптомов и синдромов, многие из которых он описал впервые.

Гиппократ — философ и мыслитель — был хорошо знаком и с реалиями окружающего мира, много занимался практической медициной, лечением ран, переломов и вывихов, смело и искусно производил различные хирургические операции. Во время Пелопонесской войны Гиппократ был военным врачом. «Кто захочет упражняться в этого рода хирургии, должен следовать за чужими войсками, ибо этим способом он доставит себе опыт для такого упражнения », — советовал Гиппократ.

«Чего не излечивает лекарство, излечивает железо. А чего железо не излечивает, излечивает огонь. А чего огонь не излечивает, то должно считать неизлечимым », — утверждал Гиппократ в своих «Афоризмах».

Уже тысячелетия назад в медицине, и в хирургии в особенности, огромное значение придавали взаимоотношениям врача и больного, а также врачей между собой.

Связано это с особой ответственностью за жизнь пациента, поскольку хирургическое вмешательство может как излечить болезнь, так и вызвать развитие опасных для жизни осложнений.

При этом овладеть настоящим мастерством, даже прекрасно владея теорией, можно только на практике, в связи с чем особое значение приобретают отношения доверия и преданности между учеником и Учителем.

С именем Гиппократа связано представление об этическом кодексе врачей. Чтить наравне с родителями своего Учителя, всегда и во всём помогать ему, вступать в каждый дом единственно с целью всемерно помочь больному, хранить врачебную тайну, исполнять свой долг самым честным образом, постоянно во благо больного учиться у тех коллег, кто опытнее тебя, — вот тот нравственный фундамент, без которого просто нельзя заниматься врачеванием, тем более хирургией. Знаменитая «Клятва врача» впоследствии стала основой обязательств, принимавшихся врачами во многих странах, в том числе и в России.

Труды Гиппократа в течение более чем 20 веков были неисчерпаемым источником медицинских знаний для многих поколений хирургов. Ещё в конце XIX века многие известные клиницисты вполне серьёзно полагали, что современная им хирургия не прибавила к хирургии Гиппократа ничего существенного. Его работы сохраняют значение и для современной медицины, а советы и рекомендации великого греческого врача, которые он давал хирургам (о хирургической тактике, руках хирурга, поведении во время операции, использовании инструментов), будут интересны и для врача, работающего в клинике XXI века.

Высокий уровень хирургии был характерен и для древнейших государств Азии — Индии и Китая. Одно из самых древних медицинских сочинений, «Аюрведа» («Наука жизни»), позволяет судить о знаниях и мастерстве хирургов того времени.

Хирургия называется «...первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба и верным источником славы ».

Древнеиндийские врачи выполняли пункции брюшной полости при асците, кесарево сечение, ампутации и лапаротомии при кишечной непроходимости, удаляли помутневший хрусталик. Они умели сшивать ткани льняными и сухожильными нитями, конским волосом, накладывали кишечные швы. Хирурги древней Индии стали основоположниками пластической хирургии.

Распространённое в те времена судебное наказание, заключающееся в ампутации носа, привело к тому, что была изобретена «индийская пластика», при которой дефекты лица исправляли с помощью кожного лоскута на ножке, взятого с других частей тела.

Древнеиндийским хирургам было знакомо обезболивание, его проводили с помощью опия, вина, белены, гашиша. Они использовали разнообразные инструменты, среди которых были ножницы, пилы, пинцеты, зонды, катетеры, зеркала, трепаны, шприцы для орошения ран. Большинство из них было изготовлено из стали. При этом справедливо считалось, что «самый лучший инструмент — рука ».

Хирургия древнего Китая достигла расцвета в эпоху Хань (II—III века н.э.), золотого века китайской культуры, когда жил выдающийся хирург Хуа То . Достаточно сказать, что он проводил трепанации черепа, кесарево сечение, удаление селезёнки, использовал при проведении операций обезболивающие вещества. При сшивании ран он применял шёлк, нити джута и конопли; Важной особенностью древнекитайской хирургии было то, что болезни, лечившиеся хирургическим путём, рассматривали как заболевание всего организма, и наряду с операцией использовали акупунктуру, гимнастику и лекарственные средства.

Значимый вклад в развитие хирургии внесли выдающиеся врачи древнего Рима.

Авл Корнелий Цельс придумал способы остановки кровотечения. Ведь во времена Гиппократа не знали хирургических методов борьбы с кровотечением и не отличали артерии от вен.

Цельс предложил использовать тампонаду с помощью губки, смоченной в холодной воде или уксусе и прижатой рукой. Если тампонада не помогала и кровотечение продолжалось, следовало наложить лигатуры на сосуды: «Надо захватить вены, из которых льётся кровь, перевязать в двух местах вокруг поражённого места... ». Когда же не удавалось наложить и лигатуры, рекомендовалось прибегнуть к прижиганию. Описанная Цельсом методика прижиганий ран использовалась затем в медицине на протяжении многих веков.

Имя другого выдающегося римлянина, Клавдия Галена , долгие годы было символом врачебного искусства. Гален придерживался взгляда о присущей природе органической целесообразности строения и физиологических функций организма. Основными причинами ошибок, от которых он предостерегал своих коллег, Гален считал пренебрежение к анатомическим вскрытиям и незнание принципов логического мышления. Хирург, стремящийся помочь больному, по мнению Галена, не может быть простым ремесленником, он просто обязан знать анатомию, физиологию и философию, быть всесторонне образованным человеком.

Пришедшие на смену древним цивилизациям Запада и Востока «тёмные века» Средневековья отбросили назад развитие культуры, в том числе и медицины.

С болезнями боролись посредством молитв и заклинаний, они объявлялись наказанием божьим, которому нужно покоряться без сопротивления; удачные же исцеления считались делом рук дьявола.

Религия — как христианство так и ислам — фактически запретила операции на живом человеке и даже на его мёртвом теле. Однако арабская медицина во многом смогла обогатить врачебную практику Средневековья.

Её выдающиеся представители (Авиценна, Альбукакис ) в своей практической работе и научных трудах смогли обойти религиозные запреты и ограничения, совершенствуя уже известные оперативные методы-лечения Лечение ран и переломов, ампутации, перевязки артериий лапаро- и торакоцентез, грыжесечение (как оперативным путём, так и прижиганием), удаление катаракты, камней из мочевого пузыря, обезболивание во время операций (опиум, мандрагора) были знакомы и выполнялись арабскими врачевателями. Они же впервые применили рассасывающиеся кишечные нити.

При всём своём незаурядном хирургическом мастерстве они рекомендовали использовать оперативные методы осторожно, тщательно взвешивая последствия их применения.

«Не приступайте ни к нему подобному, если не обладаете уверенными знаниями, которые считаете достаточными, чтобы обеспечить пациенту благоприятный исход », — советовал Альбукакис в «Руководстве для врача».

В своих работах этот выдающийся врачеватель, пользовавшийся огромным авторитетом, анализировал свои ошибки и неудачи, что другие врачи делали исключительно редко, поскольку в те далёкие времена (да и в последующем) даже при очень тяжёлых заболеваниях врачей нередко считали единственными виновниками трагического исхода.

Дальнейшее развитие медицины и хирургии в Европе было связано с появлением больниц при монастырях и врачебных школ, впоследствии превратившихся в университеты.

В монастырских госпиталях, которые постепенно стали играть всё большую роль в оказании медицинской помощи, хирургия оказалась в руках у монахов, выполнявших некоторые примитивные операции.

Однако католическая церковь, негативно относившаяся к любой науке, разрешив монахам заниматься медициной, запрещала лечить больных «с помощью прижиганий и ножа ». Какое-то время этот запрет удавалось обходить, однако созванный в 1215 г. Латеранский собор принял ещё одно и на этот раз строжайшее решение — запретил духовным лицам заниматься хирургией, поскольку «христианской церкви противно пролитие крови». Эти запреты, способствовавшие искусственному отделению хирургии от медицины, серьёзно задержали её развитие.

В эпоху Средневековья в Италии, Франции, Германии наряду с монастырскими врачами работали и пользовались большим авторитетом своеобразные, часто семейные врачебно-хирургические школы, снискавшие уважение и известность. Гвидо Ланфранк, Гуго Боргониони, Генри де Мондевиль, Ги де Шолиак — эти врачи, учёные и педагоги сыграли огромную роль в подготовке практических врачей- хирургов, передавая им свой огромный хирургический и жизненный опыт.

«Будь смел в верных случаях, боязлив в опасных, избегай дурных методов или приёмов лечения, будь обходителен с больными, приветлив с товарищами, мудр в своих предсказаниях, будь целомудрен, воздержан, бескорыстен, не вымогай деньги, но принимай умеренную плату сообразно с трудом, состоянием больного, родом болезни и исхода её и с собственным достоинством », — напутствовал Ги де Шолиак молодого хирурга.

Эти благородные слова сказаны в те годы, когда, как порой считают, в Европе процветали только невежество и религиозные догматы.

Всё большую роль в развитии медицины начинали играть университеты, открывавшиеся в XII—XIV веках в разных странах Европы, их медицинские факультеты, которым пусть и с трудом, но удавалось преодолевать религиозные запреты.

Так, университету в Солерно (Италия) только в 1238 г. было разрешено один раз в пять лет производить вскрытие человеческого трупа. Ещё через полтора века такое разрешение получил университет во французском городе Монпелье.

Между тем развитие хирургии серьёзнейшим образом тормозили низкий уровень знаний анатомии и физиологии, господство во всех без исключения средневековых университетах схоластической медицины, культивировавшей у студентов презрительное отношение к хирургии, которая считалась «низкой» профессией. В результате практическую хирургическую помощь, потребность в которой была особенно высокой во время многочисленных войн, стали оказывать не врачи с университетскими дипломами, а цирюльники. В войсках немецких государств их называли фельдшерами («полевые ножницы»).

Эти люди, стоявшие едва ли не на самой низшей ступени официальной медицины, честно и в меру своих представлений о пользе делали своё дело.

Даже эпоха Возрождения поначалу не изменила положение хирургии среди медицинских специальностей.

Среди хирургов было много бродячих мастеров, которые переезжали из города в город и производили свои операции на ярмарках и площадях, в присутствии многочисленных зрителей.

Университетский врачебный мир по-прежнему не признавал, а зачастую открыто презирал и игнорировал хирургов-ремесленников. Не оставались в долгу и те немногие хирурги, допущенные к университетским кафедрам. Знаменитый швейцарский врач Парацельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хохенхайм), в знаниях которого не сомневались даже самые высокомерные и чванливые университетские профессора, с гордостью называвший себя «обеих медицин доктором», в отличие от абсолютного большинства врачей того времени считал хирургию неотъемлемой частью науки врачевания.

«Хирургом быть невозможно, ежели не быть врачом, хирург из врача рождается. А ежели врач к тому же не будет хирургом, то он окажется болваном, в коем нет ничего, и размалёванной обезьяной », — писал он.

Лишение хирургов учёных степеней не прекратило развитие этой важнейшей составной части медицины.

Самым выдающимся реформатором хирургии стал бывший цирюльник, французский врач Амбруаз Паре .

Со времени повсеместного распространения огнестрельного оружия, т.е. с рубежа XIV и XV столетий, лучшим лекарством для лечения огнестрельных ран считалось прижигание их раскалённым железом или заливание кипящим маслом. Пулевые ранения плохо поддавались лечению, во многих случаях эти раны становились источником сепсиса, причину которого видели в специфическом для огнестрельного оружия «отравлении». Поэтому у палатки военного хирурга всегда горел костёр, на котором висел котелок с кипящим маслом.

Паре стал первым, кто заметил, что раны у солдат, которым не хватило кипящего «бальзама», заживают скорее и легче, и отказался от варварского прижигания.

Хирурги его времени останавливали сильное кровотечение при ампутации, применяя раскалённые докрасна ножи. Для состоятельных пациентов использовали инструменты из серебра и золота, но и это помогало не всегда, и многие операции заканчивались смертью пациента от кровопотери.

Широко использовалось погружение культи в кипящую смолу. Эта процедура сразу прекращала кровотечение, но не всякий раненый мог её перенести. Паре применил новый способ перевязки крупных сосудов лигатурой, наложенной несколько выше зоны операции. Использовал он и лигирование сосуда с прошиванием. Знаменитая нить Амбруаза Паре совершила переворот в хирургической технике, избавив пациентов от кровотечений, и применяется до наших дней.

Амбруаз Паре получает титул «первого хирурга и акушера короля». Король Франции Карл IX настолько высоко ценил Паре, что, хотя тот и был гугенотом, спас ему жизнь во время печально знаменитой «Варфоломеевской ночи».

В XVIII веке Европа вступила в «Век Просвещения». «...Имей мужество пользоваться собственным умом! » — эти слова Иммануила Канта стали девизом для учёных. В науке начинал главенствовать метод эксперимента, исследования проводились с использованием научных инструментов и измерительных приборов.

Дальнейшее развитие получило естествознание, зарождалась патологическая анатомия, бурно развивалась физиология. Хирургия вступила в научный период своего развития, становясь важнейшим разделом клинической медицины.

Официальное её признание как науки произошло в 1731 г. во Франции, где была основана Королевская Хирургическая Академия, получившая те же права, что и университеты, и готовившая настоящих врачей-хирургов. Интересно, что Великая французская революция, упразднившая погрязшие в схоластике университеты, не затронула Хирургическую Академию.

В эти годы во Франции жили, преподавали и своим упорным трудом поднимали престиж хирургии такие талантливые врачи, как Жан-Луи Пти , открывший новую эру в лечении рака молочной железы, оперировавший на жёлчном пузыре и прямой кишке, удостоенный чести стать первым из хирургов членом Парижской Академии наук («Академии бессмертных»); Пьер-Жозеф Дезо , много сделавший для разработки лечения переломов и аневризм и всегда обучавший студентов у постели больного; Франсуа Пейрони, делавший резекцию кишки и оперировавший на мочевыводящих путях.

Во второй половине XVIII в. в Великобритании работал выдающийся врач и исследователь Джон Хантер (Гунтер). Его имя носит целый ряд анатомических образований (гунтеров канал и др.), он разрабатывал новые операции на сосудах и нервах, при этом новые оперативные методики проверял на животных. Хантер в своей клинической практике выполнял пересадку кожи и именно ему принадлежит термин «трансплантация». Если же экспериментальных данных было недостаточно, этот самоотверженный учёный производил эксперименты на себе.

Отечественная хирургия не была обособленной, изолированной от других частью этой науки. Напротив, она стала неотъемлемой частью общеевропейской и общемировой хирургии.

Можно по-разному относиться к реформам Петра I, но следует признать, что страсть этого монарха к анатомии и хирургии способствовала распространению медицинских знаний в России. При жизни Петра в стране было создано 10 госпиталей и свыше 500 лазаретов. Учреждение госпиталей преследовало целью не только лечение больных и увечных, но и преподавание медицины и хирургии. Именно при госпиталях были открыты первые медико-хирургические школы в России.

Николай Бидлоо , лейб-медик Петра I, ставший впоследствии главным доктором Московского госпиталя и директором госпитальной школы, обращал в первую очередь внимание на те науки, которые призваны были сформировать у будущих медиков практические навыки, клиническое мышление врача и хирурга.

Отличительной особенностью российских госпитальных школ было обучение клиническим дисциплинам и практической хирургии непосредственно у постели больного, это происходило параллельно с изучением теоретических предметов. Хирургическим операциям в госпитальной школе обучали как в анатомическом театре, так и в клинике. Этот наиболее прогрессивный способ обучения хирургическому мастерству используется и поныне.

Несмотря на развитие естествознания, прогресс анатомии и физиологии, формирование научного подхода к оперативным методам лечения, до середины XIX века хирургия оставалась царством страданий, боли и крови. Даже сейчас пациенты с тревогой ждут операции, страшась боли, связанной с вмешательством хирурга.

Что уж говорить о периоде зарождения современной хирургии. И люди издавна искали средства обезболивания. Хирурги древней Ассирии надевали больному на шею петлю, затягивая её до тех пор, пока пациент не терял сознание. Когда он приходил в себя, петлю затягивали опять, и так продолжали до конца операции. В средние века применяли различные снадобья, рецепт которых хранили в строжайшей тайне. Однако эти средства были крайне несовершенными: при малых дозах пациенты пробуждались от боли во время операции, а при больших — умирали от отравления.

Французский хирург Вельпо однажды сказал: «Нож хирурга и боль неотделимы друг от друга. Безболезненная операция — мента, которая никогда не сбудется ».

Но мечта сбылась. Современная анестезиология знает не только год или месяц, но и день своего рождения: 16 октября 1846 г. В этот день в Главной больнице Массачусетса зубной врач Вильям Мортон , используя серный эфир, усыпил молодого человека, которому известный американский хирург Джон Уоррен провёл удаление опухоли верхней челюсти.

В ходе операции больной был без сознания, не реагировал на боль и лишь после окончания вмешательства начал просыпаться. Тогда-то Уоррен и произнёс свою знаменитую фразу: «Gentlemen, this is no humbug! » (Джентльмены, это не трюк!). С тех пор этот день называют «The death of pain » (смертью боли).

Появление наркоза (а вслед за эфиром в хирургическую практику вошли хлороформ и закись азота) повлекло за собой грандиозные перемены.

До этого оперативные вмешательства могли продолжаться всего несколько минут, поскольку больные просто не могли переносить боль в течение длительного времени. Хирурги были вынуждены работать в лихорадочной спешке и были настоящими виртуозами.

Доминик Ларрэ , личный врач и любимец Наполеона, в 1812 г. во время Бородинского сражения в полевых условиях провёл экзартикуляцию нижней конечности в тазобедренном суставе за 4 мин и за сутки произвёл 200 ампутаций, причём большинство раненых выжили.

У Николая Пирогова на удаление камня мочевого пузыря уходило 2 мин. С появлением обезболивания в операционных наконец-то воцарилась тишина, и у хирургов появилась возможность вдумчивого выбора оптимальных решений.

Самоотверженность, гуманизм, высокое чувство долга выдающиеся хирурги демонстрировали не только за операционным столом.

Когда в России свирепствовала холера, профессор Андрей Иванович Поль, знаменитый московский хирург, занимался борьбой с эпидемией, организовывал лечение больных, карантины и временные больницы. Французский хирург Ги де Шолиак боролся с чумой, причём сам заразился бубонной её формой. Лечением азиатской холеры занимался Пирогов, он же организовывал противоэпидемическую службу в российской армии. Рискуя жизнью, борьбой с эпидемиями и спасением тысяч людей занимались многие и многие хирурги.

Другой основополагающей вехой, открывшей дорогу бурному развитию хирургии, стала антисептика. К созданию метода, способного спасти жизни больных от гнойно-септических осложнений, стремились поколения хирургов. Не имея представления о микробиологии, уже ранее наиболее наблюдательные хирурги использовали для перевязок ран вино и морскую воду. Эти меры основывались, конечно же, не на научном анализе, а на практическом опыте и интуиции, и были, в сущности, замечательной догадкой.

Ещё в середине XIX столетия жизнь человека на операционном столе зачастую подвергалась большей опасности, чем на поле брани. В хирургических отделениях многих госпиталей смертность достигала 60% оперируемых больных. «Если я оглянусь на кладбище, где похоронены заражённые в госпиталях , — говорил Пирогов, — то я не знаю, чему больше удивляться: стоицизму ли хирургов... или доверию, которым продолжают ещё пользоваться госпитали ».

Причина столь трагической статистики заключалась в господствовавшей в больницах эпидемии «послеоперационной горячки», которая очень часто заканчивалась смертью больного. Было замечено, что болезнь эта встречается только в больницах и редко поражает пациентов, оперируемых на дому. Поэтому данное заболевание получило название «больничной горячки».

Следует отметить, что до середины XIX века больницы выглядели совершенно иначе, чем теперь.

В палатах, редко проветриваемых и убираемых, царили грязь и смрад. Больные лежали на койках, расставленных близко одна от другой, причём пациенты с высокой температурой тела и гноящимися ранами лежали рядом с только что перенёсшими операции или готовящимися к ним, выздоравливающие лежали рядом с умирающими.

Не в лучшем состоянии были и операционные залы. В центре, как правило, стоял обыкновенный стол, иногда из необструганных досок; в углу на табурете стояла миска с водой, в которой врачи после операции мыли окровавленные руки. Инструменты висели в шкафчиках на стенах, откуда их брали без всякой стерилизации. Вместо ваты употребляли корпию, т.е. клубки нитей, вырванных из старого полотняного белья, иногда вообще не стиранного, а высушенного после предыдущей операции.

Хирурги приходили в больницу всегда в одной и той же одежде, до предела загрязнённой кровью и гнойными выделениями, что не только никого не удивляло, но даже представляло предмет гордости, потому что служило доказательством большого опыта, которым обладал владелец грязного сюртука. Нет сомнения, что перегруженность больниц, отсутствие какой-либо заботы об изоляции пациентов с гнойными ранами от только что прооперированных, способствовали распространению внутрибольничной инфекции.

Выдающийся венский хирург прошлого столетия Теодор Бильрот , обладавший огромным опытом, пришёл к выводу, что главной причиной «больничной горячки», губившей больных и результаты работы самых искусных хирургов, является обычная грязь, царившая в больницах. Он распорядился производить ежедневно тщательную уборку всех помещений клиники. Один раз в неделю все палаты поочередно освобождались от больных и коек, палаты проветривали, тщательно убирали и мыли полы. Операционный зал после операции убирали и мыли ежедневно.

Кроме того, Бильрот порвал с традицией грязных сюртуков.

После многочисленных ходатайств и не без борьбы он добился от дирекции больницы белых кителей для врачей, притом в таком количестве, какое было необходимо для ежедневной смены всеми без исключения врачами. Распорядился, чтобы все хирурги перед операцией обязательно мыли руки в хлорной воде. Таким образом, Теодор Бильрот стал одним из основоположников наступательной борьбы с инфекцией в хирургии, и именно ему обязаны современные врачи своими белыми халатами, ставшими одним из символов профессии.

В 1847 г. Игнац Земмельвайс , молодой врач акушерской клиники Венского университета, вменил в обязанность медицинскому персоналу мытьё рук раствором хлорной извести. Эта мера дала отличные результаты, случаи послеродовой горячки, а вместе с ними и смертность среди родильниц резко снизились. Однако коллеги встретили открытие Земмельвейса крайне отрицательно, оно не было по достоинству оценено и признано. Антисептика появилась лишь в 1865 г., после гениальных открытий Луи Пастера и Джозефа Листера .

Вопреки тысячелетним представлениям хирургов о пользе нагноения известный английский хирург Джозеф Листер, основываясь на опытах Пастера, доказавшего присутствие в воздухе «особых низших организмов», настойчиво искал такой способ обработки ран, который бы воспрепятствовал попаданию в них «носящихся в воздухе частиц». С этой целью Листер предложил использовать карболовую кислоту для обработки рук хирургов, инструментов, повязок, распыления в воздухе операционной.

Свой антисептический метод Листер стечением времени значительно усовершенствовал. Он впервые предложил и начал использовать дренирование ран при помощи резиновых трубок, обеспечивающих отток раневого отделяемого и крови. И вскоре новым, открывающим огромные перспективы законом хирургии стало положение, согласно которому при правильном лечении раны должны заживать без нагноения, и его стали рассматривать как осложнение, а не как обычное явление.

«Никогда не было в хирургии открытия , — утверждал российский хирург А.Д. Павловский, — которое бы принесло столько счастья человечеству, как антисептика ».

В гордом одиночестве антисептика просуществовала до 90-х годов XIX столетия, когда на помощь ей в хирургию пришла асептика, основанная на предварительном обеззараживании всего, что будет соприкасаться с операционной раной. Были разработаны совершенно новые правила работы в операционной — использование стерильных инструментов, шовного материала, стерильного халата, маски, резиновых перчаток и операционного белья. Эти правила действуют и по нынешний день.

Появление методов обезболивания, асептики и антисептики стало основой бурного прогресса хирургии, огромного расширения её лечебных возможностей.

Интенсивно развивалась хирургия желудка, пищевода, печени и жёлчных путей, начали производить операции на лёгких, гортани, головном и спинном мозге. Свой вклад в развитие медицинской науки, формирование её современного облика внесли представители разных стран.

Немцы Теодор Бильрот, Иоганн фон Микулич-Радецкий, француз Жюль Пеан , швейцарец Жан Луи Реверден, американец Уильям Холстед , российские хирурги Николай Владимирович Экк, Николай Васильевич Склифосовский, Александр Алексеевич Бобров, Пётр Иванович Дьяконов, Сергей Петрович Фёдоров и многие другие разрабатывали новые эффективные операции и оперативные методы, принёсшие им мировую известность. Ряд из них используется без значительных изменений по настоящее время.

Поистине эпохальные достижения конца XIX века с полным правом можно назвать плодом коллективных усилий.

Интернационализация научных исследований, объединение усилий хирургов и представителей других естественных и точных наук с этого периода стали и традицией, и условием дальнейшего прогресса хирургии. Из Золушки медицины она окончательно превратилась в прекрасную юную волшебницу, вызывающую восхищение и поклонение окружающих. В 1909 г. Теодору Кохеру , первому из хирургов, за разработку методов лечения заболеваний щитовидной железы была присуждена Нобелевская премия.

Савельев В.С.

Хирургические болезни

Loading...Loading...