Маслин михаил александрович. Маслин, михаил александрович

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Михаи́л Алекса́ндрович Ма́слин (род. 16 июля 1947 года , Москва , СССР) - русский философ , специалист по истории русской философии . . Доктор философских наук, профессор. Заслуженный профессор МГУ.

Биография

Член редакционных коллегий журналов «Философия и общество », «Философское образование », «Философия хозяйства ».

Научная деятельность

Область научных интересов: история русской философии, история русской духовной культуры, теоретическое россиеведение.

В работах М. А. Маслина обосновано новое направление в историко-философской науке - анализ современных западных концепций истории русской философии. Им проведено обобщающее исследование современной западной концепций истории русской философии (англоязычных - США, Канада, Великобритания; отчасти немецкоязычных и франкоязычных).

Подготовил 23 кандидата наук, научный консультант 4 докторских диссертаций. Опубликовал более 80 научных работ. Автор-составитель книг «О России и русской философской культуре. Философия русского после-октябрьского зарубежья» (1990), антологии отечественной мысли «Русская идея» (1992), словаря «Русская философия» (1995).

Читает основной курс лекций «История русской философии» на философском и психологическом факультетах, спецкурсы «Русская идея», «Современные западные концепции истории русской философии», «Введение в историко-философское россиеведение». Читал курс лекций «Русская философия» для студентов Университета штата Огайо (США, 1981) и Вюрцбургского университета (Германия, 1996).

В монографии "Русская социальная философия конца XIX - начала XX века: психологическая школа" раскрывается понятие психологизма в социальных науках, теоретические и социальные предпосылки поворота русской социальной философии рубежа XX в. к обоснованию концепции психологического типа (Н. И. Кареев , Л. И. Петражицкий , П. А. Сорокин и др.). Работа включает разделы, посвящённые проблемам этнопсихологии и психологии толпы .

Опубликован ряд статей, посвященных русским мыслителям в "Философском словаре ", "Эстетическом словаре ", "Социологическом словаре ".

Под общей редакцией М. А. Маслина вышел "Курс истории древней философии" С. Н. Трубецкого (1997).

Философии русского послеоктябрьского Зарубежья посвящены публикации о Н. А. Бердяеве , В. В. Зеньковском , Г. П. Федотове .

Награды

Научные труды

Диссертации

  • Маслин, М. А. Современные буржуазные концепции истории русской философии (от Радищева до революционных народников) автореферат дис. ... доктора филос. наук. / специальность: 09.00.03. Москва, 1988. - 47 с.

Монографии

  • Маслин М. А. «Критика буржуазных интерпретаций идеологии русского революционного народничества». - М., 1977.
  • Маслин М. А. Современные буржуазные концепции истории русской философии. Критический анализ. - М.: Изд-во МГУ , 1988. - 207 с. - (Серия: Критика современных буржуазных теорий) - ISBN 5-221-00005-6
  • Маслин М. А., Бочкарёв Н. И. , Федоркин Н. С. «Революционная демократия и марксизм». - М., 1990.
  • Маслин М. А. «О России и русской философской культуре. Философия русского после-октябрьского зарубежья». - М., 1990.
  • Маслин М. А., Алексеев В. А. «Русская социальная философия конца XIX - начала ХХ века: психологическая школа». - М., 1992.
  • Маслин М. А. «Русская идея». - М., 1992.
  • "A history of Russian philosophy. From the tenth through the twentieth centuries" (2 vols. Buffalo, 1994)
    • Николай Чернышевский
    • Русская философия за рубежом: западные интерпретации
    • Библиография
  • Маслин М. А. Русская философия. Словарь. - М., 1995.
  • «История русской философии». Руководитель авт. коллектива. - М., 2001.
    • Ф.М.Достоевский
    • П.Я.Чаадаев
    • Славянофилы

Статьи

  • Ширинянц А. А. , Милохина М. М., Маслин М. А. // Философские науки . - № 3. - 1989.
  • Маслин М. А. В. В. Зеньковский о России, русской философии и культуре" // "Русские мыслители и Европа" - М., 1997.
  • Маслин М. А. История русской философии как научная дисциплина во второй половине XX – XXI вв. // «Вестник Русской христианской гуманитарной академии». Выпуск № 2, том 14, 2013. С. 104-112.
  • Маслин М. А . Интеллектуальные портреты зарубежных историков русской философии: Анджей Валицкий и Фредерик Коплстон. //Русская философская мысль: на Руси, в России и за рубежом. М.: Издательство Московского университета.2013. - С.657-667. ISBN 978-5-19-010807-1.

Напишите отзыв о статье "Маслин, Михаил Александрович"

Примечания

  1. // Алексеев П. В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект , 2002. - 1152 с. ISBN-5-8291-0148-3
  2. // Платонов О.А. Святая Русь. Большая энциклопедия Русского народа. Русское мировоззрение. - М.: , 2003. - 1008 с. ISBN 5-901364-11-2
  3. // Официальный сайт Философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова
  4. Маслин, Михаил Александрович Современные буржуазные концепции истории русской философии (от Радищева до революционных народников) автореферат дис. ... доктора филос. наук Специальность: 09.00.03. Москва, 1988. - 47 с.

Отрывок, характеризующий Маслин, Михаил Александрович

И вот, имея такого домашнего «чародея», я, к всеобщему ужасу моей семьи, в один прекрасный день вдруг по-настоящему перестала есть. Теперь я уже не помню, был ли для этого какой-либо повод или это просто произошло по какой-то мне неизвестной причине, как это обычно происходило всегда. Я просто начисто потеряла желание к любой мне предлагаемой пище, хотя никакой слабости или головокружения при этом не испытывала, а наоборот – чувствовала себя необычайно легко и совершенно великолепно. Я пыталась объяснить всё это моей маме, но, как я поняла, она была сильно напугана моей новой очередной выходкой и ничего не хотела слышать, а только честно пыталась заставить меня что-то «глотать».
Мне становилось очень плохо и от каждой новой порции принимаемой пищи рвало. Только лишь чистая вода принималась моим истерзанным желудком с удовольствием и легко. Мама уже была почти что в панике, когда к нам совершенно случайно зашла, наш тогдашний семейный врач, моя двоюродная сестра Дана. Обрадованная её приходом, мама, конечно же, тут же рассказала ей всю нашу «ужасную» историю о моём голодании. И как же я обрадовалась, когда услышала, что «ничего такого уж страшного в этом нет» и что я могу на какое-то время быть оставлена в покое без насильственного запихивания в меня еды! Я видела, что моя заботливая мама в это совсем не поверила, но деваться было некуда, и она решила оставить меня в покое хотя бы на какое-то время.
Жизнь сразу стала лёгкой и приятной, так как чувствовала я себя абсолютно прекрасно и больше уже не было того постоянного кошмарного ожидания спазмов желудка, которые обычно сопровождали каждую малейшую попытку принятия какой-либо пищи. Это продолжалось примерно около двух недель. Все мои чувства обострились и восприятия стали намного ярче и сильнее, как бы выхватывалось что-то самое важное, а остальное уходило на второй план.
Мои сны изменились или вернее, я стала видеть один и тот же, повторяющийся сон – как-будто я вдруг поднимаюсь над землёй и иду свободно не касаясь пятками пола. Это было настолько реальное и невероятно прекрасное чувство, что каждый раз просыпаясь, мне немедленно хотелось обратно. Этот сон повторялся каждую ночь. Я до сих пор не знаю, что это было и почему. Но это продолжалось и после, спустя много, много лет. И даже теперь, перед тем, как проснуться, я очень часто вижу тот же самый сон.
Как-то, папин брат приехал в гости из города, в котором он в то время жил и во время разговора сказал папе, что недавно он видел очень хороший фильм и начал его рассказывать. Каково же было моё удивление, когда я вдруг поняла, что уже наперёд знаю, о чём он будет говорить! И хотя я совершенно точно знала, что никогда не видела этот фильм, я могла его рассказать от начала до конца со всеми подробностями... Я никому об этом не сказала, но решила понаблюдать проявится ли что-либо подобное в чём-то ещё. Ну и естественно, моё обычное «новенькое» не заставило себя долго ждать.
В то время в школе мы проходили старые античные легенды. Я была на уроке литературы и учительница сказала, что сегодня мы будем проходить «Песнь о Роланде». Вдруг, неожиданно для самой себя, я подняла руку и сказала, что могу рассказать эту песнь. Учительница очень удивилась и спросила, часто ли я читаю старые легенды. Я сказала, что не часто, но эту я знаю. Хотя, честно говоря, пока что понятия не имела – откуда?
И вот, с того же дня, я начала замечать, что всё чаще и чаще в моей памяти открываются какие-то незнакомые моменты и факты, которых я никаким образом не могла знать и с каждым днём их появляется всё больше и больше. Я немножко уставала от всего этого «наплыва» незнакомой информации, которой, по всей вероятности, для моей детской психики в то время было просто многовато. Но так как оно откуда-то приходило, то, по всей вероятности, для чего-то это было нужно. И я совершенно спокойно всё это принимала, точно так же, как всегда принимала всё незнакомое, что приносила мне моя странная и непредсказуемая судьба.
Правда, иногда вся эта информация проявлялась в весьма забавной форме – я вдруг начинала видеть очень яркие образы незнакомых мне мест и людей, как бы сама в этом принимая участие. «Нормальная» реальность исчезала и я оставалась в каком-то «закрытом» от всех остальных мире, который могла видеть лишь я одна. И вот так я могла оставаться долгое время стоя «столбом» где-нибудь посередине улицы, ничего не видя и ни на что не реагируя, пока какие-нибудь перепуганные, сердобольные «дядя или тётя» не начинали меня трясти, пытаясь как-то привести в чувство, и узнать всё ли со мной в порядке…
Несмотря на свой ранний возраст, я тогда уже (по своему горькому опыту) прекрасно понимала, что всё то, что постоянно происходит со мной, для всех «нормальных» людей, по их обычным и привычным нормам, казалось абсолютно ненормальным (хотя по поводу «нормальности» я готова была спорить с кем угодно уже тогда). Поэтому, как только кто-то в одной из этих «необычных» ситуаций пытался мне помочь, я обычно старалась как можно быстрее убедить, что у меня «совершенно всё хорошо» и что абсолютно не надо за меня волноваться. Правда, убедить мне удавалось далеко не всегда и в таких случаях это кончалось очередным звонком моей бедной, «железобетонно-терпеливой» маме, которая после звонка естественно приезжала меня забирать…
Вот такой была моя сложная и порой смешная, детская реальность, в которой я в то время жила. И так как другого выбора у меня не было, то приходилось находить своё «светлое и прекрасное» даже в том, в чём другие, думаю, не нашли бы этого никогда. Помню как-то после очередного моего необычного «происшествия», я грустно спросила бабушку:
– Почему моя жизнь такая непохожая на всех остальных?
Бабушка покачала головой, обняла меня и тихо ответила:
– Жизнь, моя милая, на десятую долю состоит из того, что с нами происходит и на девять десятых из того, как мы на неё реагируем. Реагируй весело, малыш! Иначе временами может быть очень не просто существовать… А что не похожая, так все мы вначале так или иначе непохожи. Просто ты будешь расти и жизнь начнёт всё больше и больше «подкраивать» тебя под общие мерки, и будет зависеть только лишь от тебя, хочешь ли ты быть такой же, как все.
И я не хотела… Я любила свой необычный красочный мир и не променяла бы его ни на что и никогда. Но, к сожалению, каждое прекрасное стоит в нашей жизни очень дорого и надо это по-настоящему очень сильно любить, чтобы не было больно за это платить. А, как нам всем очень хорошо известно, платить приходится, к сожалению, за всё и всегда... Просто, когда делаешь это сознательно, остаётся удовлетворение от свободного выбора, когда твой выбор и свободная воля зависит только от тебя. А вот за это, по моему личному понятию, по-настоящему стоит платить любую цену, даже если это иногда и очень дорого для самого себя. Но вернёмся к моему голоданию.
Прошли уже две недели, а я всё ещё, к большому огорчению моей мамы, ничего не хотела есть и, как ни странно, физически чувствовала себя сильно и совершенно прекрасно. А так как выглядела я тогда, в общем-то, весьма хорошо, постепенно мне удалось убедить маму, что ничего плохого со мной не происходит и ничего страшного мне, видимо, пока не грозит. Это было абсолютной правдой, так как я по-настоящему чувствовала себя великолепно, если не считать того «сверхчувствительного» психического состояния, которое делало все мои восприятия может быть чуточку слишком «оголёнными» – краски, звуки и чувства были такими яркими, что от этого иногда становилось тяжело дышать. Думаю, эта «сверхчувствительность» и явилась причиной моего следующего и очередного «невероятного» приключения…

В то время на дворе была уже поздняя осень и группа наших соседских ребят после школы собралась в лес за последними осенними грибами. Ну и естественно, как обычно, собралась с ними пойти и я. Погода стояла на редкость мягкая и приятная. Всё ещё тёплые солнечные лучи яркими зайчиками скакали по золотой листве, временами просачиваясь до земли и согревая её последним прощальным теплом. Нарядный лес встречал нас в своём празднично-ярком осеннем наряде и, словно старый друг, приглашал в свои ласковые объятия.

Маслин М. А.
Разноликость и единство русской философии . - СПб.: Издательство РХГА, 2017. - 526 с.
ISBN 978-5-88812-838-1
Монография посвящена рассмотрению русской философской мысли с позиций концепции «Разноликости и единства». Это означает, что автор учитывает все интегральные формы русской мысли, как рациональные, так и иррациональные. Они анализируются в книге как связанные единой цивилизационной общностью и исторической судьбой. Книга содержит также историографические очерки различных зарубежных концепций русской философии.

УДК 1(091)
ББК 87.3(2)
М31

Московский государственный университет
имени М.В. Ломоносова
Философский факультет
Кафедра истории русской философии

Рецензенты:
доктор философских наук, профессор М. Н. Громов;
доктор философских наук, профессор В. В. Сербиненко

Maslin М. А.
Diversity and Unity of Russian Philosophy
The Monograph is Devoted to Russian Philosophical Thought Examined Through the Conception of «Diversity in Unity». It Means that the Author is Taking in Account All Integral Varieties of Russian Thought both Rational and Irrational. The Book is seeing them as Connected with Common Historical Destiny and Civilizational Integrity. Besides the Book includes Historiograhyic Essays on Various Foreign Conceptions of Russian Philosophy.

© Маслин М. А., 2017
© Издательство РХГА, 2017

Посвящается моим
сербским друзьям

От автора….9
РАЗДЕЛ I. Русская философия: разноликость и единство
История русской философии
как университетская дисциплина. Очерк развития….15
Интервью с заведующим кафедрой истории
русской философии М. А. Маслиным
в связи с 70-летием кафедры….31
Велико незнанье России… ….47
Концепция проекта энциклопедии «Русская философия»….73
Русский Путь. Диалог традиций и мировоззрений
в истории русской культуры….121
РАЗДЕЛ II. Русские мыслители XVIII–XIX веков
Правда и вера в наследии М. В. Ломоносова….129
Иван Киреевский и русская философия….141
Философия А. И. Герцена сегодня….151
Н. П. Огарев: от поклонения к забвению….169
«Мыслящий реализм» Д. И. Писарева….181
Миросозерцание Ф. М. Достоевского….195
Константин Леонтьев - дипломат и философ….215
РАЗДЕЛ III. «Русская философия XX–XXI веков»
Классики русской идеи:
Владимир Соловьев и Николай Бердяев….229
«Вехи» против «нищеты Духа»….243
Культура как «постановка и решение
вопросов духа и жизни»….259
Актуальность политической философии И. А. Ильина….267
Московское Психологическое Общество.
Очерк истории….279
Г. П. Федотов о трагедии интеллигенции….303
В. В. Розанов о России и русских….311
«Эпистолярность» русской философии
и творчество В. В. Розанова….329
Г. В. Флоровский и философское россиеведение….343
Евразийство как пореволюционное идейное течение….371
М. М. Бахтин о серьезности….393
Классическое евразийство
и его современные трансформации….401
Слово Святейшего Патриарха Кирилла:
философские аспекты….415
РАЗДЕЛ IV. Русская философия за рубежом
Философское россиеведение за рубежом….427
Анджей Валицкий как историк русской философии….441
Русская философия в католической
философско-богословской мысли ХХ века….469
Философы и фрейдисты….489
Размышления о судьбе русской философии на Западе….499
Китайская мечта: метафизический взгляд из России….511
Об авторе….525

Contents

Autors Note….9
Chapter I. Russian Philosophy: Diversity and Unity
History of Russian Philosophy as University Discipline….15
An Interview with Professor М. А. Maslin….31
Great Ignorance about Russia….47
General Conception of the Book
«Russian Philosophy. Encyclopedia»….73
Russian Road. Dialogue of Traditions and World Views
in the History of Russian Culture….121
Chapter II. Russian Thinkers of XVIII–XIX Centuries
Truth and Faith in the Heritage of M. V. Lomonosov….129
Ivan Kireevsky and Russian Philosophy….141
Philosophy of A. I. Herzen Nowadays….151
N. P. Ogarev: From Admiration to Neglection….169
«Thinking Realism» of D. I. Pisarev….181
World View of F. M. Dostoevsky….195
Konstantin Leontiev: Diplomat and Philosopher….215
Chapter III. Russian Philosophy of XX–XXI Centuries
Classics of Russian Idea:
Vladimir Soloviev and Nicholas Berdyaev….229
«Vekhi» against «Poverty of Spirit»….243
Culture as a «Putting and Solving the Questions
of Spirit and Life»….259
Actuality of I. A. Ilin’s Political Philosophy….267
Moscow Phychological Society. An Essay of it’s History….279
G. P. Fedotov on the Tragedy of Russian Intelligentsia….303
V. V. Rosanov on Russia and Russian People….311
Epistolary Style of Russian Philosophy
and the Writings of V. V. Rosanov….329
G. V. Florovsky and Russian Studies in Philosophy….343
Eurasianism as Postrevolutionary Intellectual Trend….371
M. M. Bakhtin on Seriousity….393
Classical Eurasianism Through Modern Transformations….401
The Word of Holy Patriarch Cyrill: Philosophical Aspects….415
Chapter IV. Russian Philosophy in Abroad
Russian Studies in Philosophy in Abroad….427
Andrzey Walicki as Historian of Russian Philosophy….441
Russian Philosophy in Catholic
Philosophical-Theological Thought of XX Century….469
Philosophers and Freudists….489
Thoughts on Destiny of Russian Philosophy in the West….499
Chinese Dream: Metaphysical View from Russia….511
About the Author….525

Разноликость и единство - ключевые слова, вынесенные в заглавие настоящей книги в качестве предельно общих определений своеобразия предметной области русской философии. Они отражают сложившуюся в течение многих лет научную концепцию, которая выразилась в прочитанных автором курсах лекций в Московском университете, Российском университете дружбы народов, МФТИ, МАИ, а также за рубежом - в США, ФРГ, КНР, в выступлениях в научной печати и на различных теоретических конференциях в России и за рубежом.
Порядок расположения этих слов не случаен. На первое место поставлено славянское (сербское) слово «разноликость», которое является эквивалентом распространенного русского слова «многообразие», особенно часто используемого в бинарных связках «единство в многообразии», или «многообразие в единстве». Однако, сербское слово «разноликость», употребляемое по-русски реже, представляется более образным и содержательным по отношению к той культурно-исторической духовной реальности, которую олицетворяет и «озвучивает» русская философия. Своеобразным и, возможно, неповторимым качеством русской философской мысли является именно ее разноликость , то есть чрезвычайное разнообразие смысловых преломлений при сохранении общего лика, в его целостности и единстве. Понятие единства здесь стоит на втором плане, ибо разные лики единого целого русской философской мысли являлись продуктами разных исторических и философских эпох. Отсюда понятно, что не существует равной самой себе русской философской мысли, основные теоретические качества которой сводились бы к неизменному воспроизведению, например, антропоцентризма, историософичности, социальной приверженности или иных штучных особенностей, которые часто фигурируют в научной литературе в качестве штампов, усредняющих и нивелирующих разноликость русской философии. Предмет, жанровые особенности и проблемы русской философии претерпевали изменения в разные эпохи ее существования, и разноликость является ее фундаментальной характеристикой, подтверждаемой источниками.
Специальный анализ центральной для данной монографии концепции соотношения разноликости и единства русской философии представлен в первом методологическом разделе монографии, название которого совпадает с ее общим названием. Данная концепция конкретным образом раскрывается в книге в качестве очерка истории русской философии как научной дисциплины и как презентация большого научного проекта энциклопедии «Русская философия», коллектив которого насчитывает несколько десятков отечественных и зарубежных исполнителей и которым руководит автор книги, начиная с 90‑х годов прошлого столетия вплоть до настоящего времени. Назову имена лишь основных исполнителей проекта, которым я особенно благодарен: А. И. Абрамов, В. Ф. Пустарнаков, П. П. Гайденко, А. А. Ермичев, М. Н. Громов, В. В. Мильков, А. А. Ермичев, Л. Е. Шапошников, Б. В. Емельянов, С. М. Половинкин, В. П. Кошарный, В. В. Сербиненко, О. В. Марченко, В. А. Бажанов, П. В. Калитин, А. Н. Ерыгин, А. С. Мигунов, А. П. Козырев, В. В. Ванчугов, Б. В. Межуев, А. А. Попов, А. П. Поляков, П. П. Апрышко.
Автор стремился открыть разные лики философского «лица России» на примерах интеллектуальных портретов русских мыслителей разных эпох и направлений, с XVIII века до наших дней: от М. В. Ломоносова до И. В. Киреевского, А. И. Герцена, К. Н. Леонтьева, Н. П. Огарева, Д. И. Писарева, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, Г. П. Федотова, И. А. Ильина, Г. В. Флоровского, М. М. Бахтина, А. С. Панарина. Следующие разделы - второй «Русские мыслители XVIII–XIX веков» и третий - «Русская философия XX века» выстроены по хронологическому принципу. Это предполагает рассмотрение идей русских философов различных направлений, религиозных и нерелигиозных, не как разнородной совокупности идей, но как преемственного процесса полифонического диалога идей внутри целого отечественной философской мысли. Такой подход несовместим с господствовавшим в советское время монологическим «классовым подходом» и принципом партийности, который навязывал рассмотрение историко-философского процесса сквозь призму борьбы «всех против всех»: консерваторы, революционеры, либералы рассматривались как враждующие и непримиримые идеологические группировки, не связанные никакой идейной общностью.
Заключительный четвертый раздел книги имеет название «Русская философия за рубежом». Это раздел преимущественно историографический, его целью является ознакомление читателя с зарубежной литературой о русской философии, сведения о которой до сих пор распространяются в России отрывочно и несистематично. Между тем знание этой литературы обязательно для научной истории русской философии. Труды Анджея Валицкого, Вильгельма Гёрдта, Фредерика Коплстона, Людольфа Мюллера, Томаша Шпидлика, Джорджа Клайна, Джеймса Скэнлана, Мариз Денн и других зарубежных знатоков России так же важны для изучения, как и работы русских классиков - Герцена, Бердяева, Булгакова, Зеньковского, Лосского, Флоровского, Франка, Вышеславцева. Однако до сих пор, в том числе среди профессиональных философов, особенно узкозападного кругозора, существует предвзятое и неквалифицированное мнение о том, что русская философия мало кому интересна за рубежом и что она существует главным образом лишь для «внутреннего употребления». Между тем зарубежная историография русской философии имеет уже более чем столетнюю историю: первое исследование на эту тему было опубликовано на немецком языке еще в 1913 году, оно принадлежало перу австрийского философа и общественного деятеля Томаша Масарика, чеха по этническому происхождению, впоследствии первого президента Чехословакии.
Этот интерес впоследствии распространился по всей Европе, после Второй мировой войны и в США, чему способствовала патриотическая деятельность мыслителей русского послеоктябрьского зарубежья по сохранению и преумножению традиций русского философствования. История изучения русской мысли за рубежом несводима только к историографии. Это проблемная область историко-философского знания, в которой в концентрированном виде отразилась рефлексия над трагической и величественной историей России последних двух столетий. Сегодня интерес к русской философии за рубежом сохраняется и расширяется, захватывая не только Запад, но и Восток, в том числе Китай. Сохранению этого интереса не смогло помешать даже разнуздание самой оголтелой русофобии и тоталитарного духовного подавления всего русского на Украине. На Украине изучение русской философии продолжается вопреки политике русофобского режима.
Автор книги глубоко убежден в том, что тяга к духовной культуре России, в том числе к философии, будет развиваться и далее, выполняя роль мягкой силы против внешней и внутренней русофобии. Наглядное подтверждение этой тяги автор многократно видел за рубежом. Вот почему на историков русской мысли внутри самой России лежит особая ответственность за правдивое и непредвзятое освещение отечественной интеллектуальной истории. Особенно глубокое понимание русской философии, проникнутое любовью и сердечным восприятием России, автор нашел в Сербии, где осуществлены переводы на сербский язык практически всех классических произведений русской философской мысли.
Сербским единомышленникам и друзьям я посвящаю эту книгу.

– доктор философских наук, заслуженный профессор МГУ. Род. 16.07.1947 в семье известного московского философа А.Н.Маслина. После окончания средней школы в 1965 поступил на вечернее, через год перевелся на дневное отделение философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова и закончил его в 1970. С 1970 по 1973 – аспирант кафедры истории философии народов СССР (научн. рук. И.Я.Щипанов). Научные интересы молодого ученого и его университетских товарищей Шевчука И.И., Меськова В.С., Андреева А.Л. сложились под влиянием профессоров А.С.Богомолова, М.Ф.Овсянникова, В.Ф.Асмуса, Т.И. Ойзермана. В аспирантские годы М. избирают ученым секретарем крупнейшего в Москве философского общества МГУ. Диссертационные работы: кандидатская – “Идеология русского революционного народничества в современной англо-американской историографии” (1974), докторская – “Современные буржуазные концепции истории русской философии”(1989). На кафедре истории русской философии М. прошел путь от мл.научн. сотр.(1973-1977) до ст.н.сотр. и и.о.профессора (1977-1989); с 1990-профессор, с 1992 – зав.кафедрой. М.-действительный член Академии естественных наук (с1997), Академии гуманитарных наук (с 2001). В 1981 – стажировка в США; 1983 – участие в работе конференции “Варненская школа молодых ученых”; далее – выступления с научными докладами на международных конференциях в США, ФРГ, Нидерландах, Болгарии, Чехословакии, Венгрии; чтение лекций в университетах: штата Огайо (г.Колумбус, США), в Вюрцбургском и Кёльнском (ФРГ). Курс истории русской философии читает на философском, психологическом и филологическом факультетах МГУ, выезжает в вузы Российской Федерации. С 1992 – председатель специализированного Диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций по истории философии; с 2000 – председатель Диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при философском факультете МГУ, член Диссертационных ученых советов в МГУ: на факультете иностранных языков и ИППК; в Нижегородском гос. педагогическом ун-те; член Научного Совета РАН по культуре русского зарубежья; председатель научного Розановского общества. Член редколлегий журналов “Философское образование”, “Россия: духовная ситуация времени”, “Философия и общество”, “Философия хозяйства”. СССР →Россия Россия

Михаи́л Алекса́ндрович Ма́слин (род. 16 июля , Москва , СССР) - советский и российский философ , специалист по истории русской философии . Доктор философских наук, профессор . Заслуженный профессор МГУ.

Биография

С 1973 года работает на кафедре истории философии народов СССР (ныне кафедра истории русской философии) философского факультета МГУ. Прошёл путь от младшего и старшего научного сотрудника до профессора (с 1991 года) и заведующего кафедрой (с 1992 года).

Видео по теме

Научная деятельность

Область научных интересов: история русской философии, история русской духовной культуры, теоретическое россиеведение .

В работах М. А. Маслина обосновано новое направление в историко-философской науке - анализ современных западных концепций истории русской философии. Им проведено обобщающее исследование современной западной концепций истории русской философии (англоязычных - США, Канада, Великобритания; отчасти немецкоязычных и франкоязычных).

Подготовил 23 кандидата наук, научный консультант 4 докторских диссертаций. Опубликовал более 80 научных работ. Автор-составитель книг «О России и русской философской культуре. Философия русского после-октябрьского зарубежья» (1990), антологии отечественной мысли «Русская идея» (1992), словаря «Русская философия» (1995).

Читает основной курс лекций «История русской философии» на философском и психологическом факультетах, спецкурсы «Русская идея», «Современные западные концепции истории русской философии», «Введение в историко-философское россиеведение». Читал курс лекций «Русская философия» для студентов Университета штата Огайо (США, 1981) и Вюрцбургского университета (Германия, 1996).

В монографии «Русская социальная философия конца XIX - начала XX века: психологическая школа» раскрывается понятие психологизма в социальных науках, теоретические и социальные предпосылки поворота русской социальной философии рубежа XX в. к обоснованию концепции психологического типа (Н. И. Кареев , Л. И. Петражицкий , П. А. Сорокин и др.). Работа включает разделы, посвящённые проблемам этнопсихологии и психологии толпы .

Опубликован ряд статей, посвященных русским мыслителям в «Философском словаре », «Эстетическом словаре », «Социологическом словаре ».

Под общей редакцией М. А. Маслина вышел «Курс истории древней философии» С. Н. Трубецкого (1997).

Философии русского послеоктябрьского Зарубежья посвящены публикации о Н. А. Бердяеве , В. В. Зеньковском , Г. П. Федотове .

Награды

Основные работы

Диссертации

  • Маслин, М. А. Современные буржуазные концепции истории русской философии (от Радищева до революционных народников) автореферат дис. … доктора филос. наук. / специальность: 09.00.03. Москва, 1988. - 47 с.

Монографии

  • Маслин М. А. «Критика буржуазных интерпретаций идеологии русского революционного народничества». - М., 1977.
  • Маслин М. А. Современные буржуазные концепции истории русской философии. Критический анализ. - М.: Изд-во МГУ , 1988. - 207 с. - (Серия: Критика современных буржуазных теорий) - ISBN 5-221-00005-6
  • Маслин М. А., Бочкарёв Н. И. , Федоркин Н. С. «Революционная демократия и марксизм». - М., 1990.
  • Маслин М. А. «О России и русской философской культуре. Философия русского после-октябрьского зарубежья». - М., 1990.
  • Маслин М. А., Алексеев В. А. «Русская социальная философия конца XIX - начала XX века: психологическая школа». - М., 1992.
  • Маслин М. А. «Русская идея». - М., 1992.
  • «A history of Russian philosophy. From the tenth through the twentieth centuries» (2 vols. Buffalo, 1994)
    • Николай Чернышевский
    • Русская философия за рубежом: западные интерпретации
    • Библиография
  • Маслин М. А. Русская философия. Словарь. - М., 1995.
  • «История русской философии». Руководитель авт. коллектива. - М., 2001.
    • Ф. М. Достоевский
    • П. Я. Чаадаев
    • Славянофилы

Статьи

  • Ширинянц А. А. , Милохина М. М., Маслин М. А. Современные буржуазные концепции истории русской философии. Критический анализ. (недоступная ссылка) // Философские науки . - № 3. - 1989.
  • Маслин М. А. В. В. Зеньковский о России, русской философии и культуре" // «Русские мыслители и Европа» - М., 1997.
  • Маслин М. А. История русской философии как научная дисциплина во второй половине XX-XXI вв. // «Вестник Русской христианской гуманитарной академии». Выпуск № 2, том 14, 2013. С. 104-112.
  • Маслин М. А . Интеллектуальные портреты зарубежных историков русской философии: Анджей Валицкий и Фредерик Коплстон. //Русская философская мысль: на Руси, в России и за рубежом. М.: Издательство Московского университета, 2013. - С.657-667.

Настоящее издание представляет собой концептуальное систематизированное изложение взглядов русских мыслителей с XI века до наших дней. Книга дает развернутое представление об основных направлениях в истории отечественной философской мысли, ее проблемах, о своеобразии и взаимосвязях с мировой философией.
Авторы адресуют свой труд широкому кругу читателей, интересующихся историей философии в России. Книга рекомендована в качестве учебника для студентов и аспирантов высших учебных заведений.

Философская мысль в древнерусской культуре и ее особенности.
Некоторые исследователи представляют древнерусскую культуру в виде некоего однородного образования, между тем на Руси такого единообразия не было, как не было его и в Византии, и на Западе. В частности, здесь можно выявить различные сосуществовавшие и соперничавшие между собой мыслительные традиции.

Самое древнее в славяноязыческой культуре определение философии было сформулировано в конце IX в. основоположниками кирилло-мефодиевской традиции. Оно содержится в «Житии Кирилла», составленном его братом Мефодием или кем-то из ближайших сподвижников просветителя славян. Под философией здесь понималось «знание вещей божественных и человеческих, насколько может человек приблизиться к Богу, что учит человека делами своими быть по образу и подобию сотворившего его». Мировоззренческие установки данной формулы нацеливали на познание природного мира и Бога. К компетенции философии соответственно относилось богопознание, что фактически означало право на исследование надприродной реальности. Таким образом, с философией отождествлялись как рационализированное богословие, так и мирская мудрость, которые не противопоставлялись одно другой, а взаимно дополняли друг друга, с тем чтобы служить осознанному нравственному выбору, «приближающему человека к Богу».

В этом определении философии просматривается синтез установки стоиков на знание
вещей божественных и человеческих с платоновским учением, обосновывавшим стремление человека к Богу. В нем также нашел отражение аристотелевский принцип разделения философии на теоретическую и практическую, причем последнее исследует правильное «богоугодное поведение», в основе которого лежит не слепое и смиренное исполнение требований религиозной доктрины, а свободное волевое действие, базирующееся на знаниях. Перед нами своеобразное богословие, примиряющее веру и знание, сближающее религиозный и философский способы осмысления бытия.

Содержание
I. Становление философской мысли на Руси (XI-XVII вв.)
Глава I
Философская мысль в древнерусской культуре и ее особенности
1. Что понимали под философией в Древней Руси и кого считали философом 9
2. Философски значимое содержание древнерусской книжности 12
Глава II
Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI-XIII вв.)
1. Мировоззренческие идеи славяно-русского язычества 16
2. Крещение Руси и его отражение в мировоззрении древнерусского общества 18
3. Теологический рационализм и аллегоризм 25
4. Нравственная проблематика 28
Глава III
Философские идеи в культуре Московской Руси
1. Особенности интеллектуального развития в XIV-XVI вв. 31
2. Внешние идейно-философские влияния 33
3. Мировоззренческие основы споров нестяжателей и иосифлян 38
4. Социально-философская и историософская мысль в XIV-XVI вв. 43
5. Философская мысль в XVII в 47
II. Философия в России XVIII в.
Глава I
Философско-богословская
1. Преподавание философии в Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академиях 53
2. Феофан Прокопович: религиозный философ и идеолог петровских реформ 57
3. Митрополит Платон и "ученое монашество" 61
4. Философские идеи в старообрядчестве 64
Глава II
Возникновение и развитие светской философии
1. Социально-философские и этические взгляды идеологов петровских реформ (В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир) 71
2. "Корпускулярная философия" М. В. Ломоносова 75
3. Идеи социального консерватизма М. М. Щербатова 80
4. Философские идеи в русском масонстве 83
5. Г. С. Сковорода: жизнь и учение 89
6. Становление университетской философии. Обоснование рационального знания 96
7. А. Н. Радищев: философия человека 104
III. Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в.
Глава I
Развитие философских представлений в первой трети XIX в. Обоснование идей консерватизма и радикализма
1. Александровский мистицизм 113
2. Романтизм любомудров 117
3. Социально-философские основы идей декабризма 122
4. Философия истории П. Я. Чаадаева 127
Глава II
Философия славянофилов
1. Становление и основные особенности 131
2. Родоначальники славянофильства А. С. Хомяков и И. В. Киреевский 133
3. Обоснование славянофильских идей Ю.Ф. Самариным и К. С. Аксаковым 145
Глава III
Кружок Н. В. Станкевича и либеральное западничество: философские идеи и принципы
1. Кружок Н. В. Станкевича 152
2. Социально-философские и философско-исторические идеи либерального западничества 155
Глава IV
Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев 165
1. Эволюция мировоззрения Белинского 166
2. Философия истории: поворот к человеку 168
3. Проблема социальной активности личности 171
4. Круг философских интересов петрашевцев 173
Глава V
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества 175
1. Основные вехи жизни и творчества А. И. Герцена 176
2. Вопросы онтологии, гносеологии и антропологии 177
3. Социальная философия и "русский социализм" 180
4. Философские и социальные воззрения Н. П. Огарева 184
Глава VI
Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского 189
1. Вехи жизненного и творческого пути 190
2. Основы философского мировоззрения 191
3. Учение о человеке и обществе 194
Глава VII
Философские идеи единомышленников Н. Г. Чернышевского
1. Философские взгляды Н. А. Добролюбова 200
2. "Мыслящий реализм" Д. И. Писарева 207
3. Философско-публицистическое творчество М. А. Антоновича 214
Глава VIII
Почвенничество, теории культурно-исторических типов и "византизма" 218
1. Почвенничество 219
2. Учение о культурно-исторических типах Н. Я. Данилевского 225
3. Теория "византизма" К. Н. Леонтьева 229
Глава IX
Философия народничества
1. Основные черты и особенности мировоззрения народничества 234
2. Философия революционного анархизма М. А. Бакунина 238
3. Антропологическая философия П. Л. Лаврова 242
4. "Реальное мировоззрение" П. Н. Ткачева 247
5. Н. К. Михайловский: философия личности и общества 250
6. "Синтетическая философия" анархо-коммунизма П. А Кропоткина 255
IV. Философия Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого
Глава I
Миросозерцание Ф. М. Достоевского
1. Жизнь и творческая эволюция 262
2. Антропология 266
3. Нравственная философия. Идеалы и ценности 267
Глава II
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого 271
1. Жизненные поиски 272
2. Смысл истории 274
3. Вера как сознание жизни 277
4. Ненасилие, непротивление злу как истина любви 281
V. Философия в духовных академиях и университетах в XIX - начале XX в. Философско-правовая мысль
Глава I
Философия в духовных академиях
1. Феномен духовно-академического философствования 285
2. Санкт-Петербургская духовная академия 286
3. Московская духовная академия 288
4. Киевская духовная академия 291
5. Казанская духовная академия 294
Глава II
Философия в российских университетах
1. Университетская философия в ее истории 296
2. Кантианство и неокантианство 301
3. Позитивизм 307
4. Персонализм 311
5. Феноменология 314
Глава III
Философско-правовая мысль
1. Монархические концепции права 318
2. Позитивистские теории права 321
3. Теория естественного права 324
4. Государственная школа 326
5. Психологическая школа права 330
VI. Философские системы В. С. Соловьева и С. Н. Трубецкого
Глава I
Философия всеединства В. С. Соловьева
1. Жизненный путь и философское становление 334
2. Критика отвлеченного мышления с позиций спиритуалистического реализма 336
3. Идея всеединства 339
4. Софиология 341
5. Историософия. Идея теократии 344
6 Нравственная философия. "Оправдание добра" 346
Глава II
"Конкретный идеализм" С. Н. Трубецкого
1. Жизненный путь и формирование философских взглядов 348
2. Греческая философия и религия откровения в трактовке Трубецкого 350
3. Учение о соборной природе сознания 351
4. Идея универсальной чувственности 354
5. Критика отвлеченного идеализма. Учение о конкретном сущем 355
6. Источники знания: опыт, разум и вера 357
VII. Философские идеи в естествознании XIX - начала XX в. Русский космизм
Глава I
Философские вопросы в трудах русских ученых-естествоиспытателей
1. "Новое измерение мира" Н. И. Лобачевского 361
2. Материалистическое учение И. М. Сеченова о психических явлениях 363
3. Философские и социальные идеи Д. И. Менделеева 365
4. Мировоззренческие аспекты биологического учения К. А. Тимирязева 369
5. Философские аспекты достижений отечественных физиологических школ 372
Глава II
Космизм
1. Философия "общего дела" Н. Ф. Федорова 378
2. К. Э. Циолковский: космический взгляд на Вселенную 384
3. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере 387
4. Космический детерминизм А. Л. Чижевского 389
VIII. Философские искания русских писателей начала XX в.
Глава I
Религиозно-философские идеи В. В. Розанова и Д. С. Мережковского
1. Миропонимание В. В. Розанова 393
2. "Мистический реализм" Д. С. Мережковского 399
Глава II
Философия символизма 404
1. Истоки, вехи становления, расцвета и упадка 405
2. Вячеслав Иванов 407
3. Андрей Белый 409
4. Александр Блок 412
5. Трактовка идей символизма И Ф. Анненским 414
IX. Русская религиозная философия в XX столетии
Глава I
"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
1. Вехи жизненного пути и творческая эволюция 417
2. Как возможна религиозная философия? 419
3. Учение о Софии 421
4. Философия имени, или грамматика бытия 425
Глава II
"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
1. Жизнь и творчество 427
2. Аритмология и антиномизм 428
3. "Конкретная метафизика" 430
4. Теодицея и антроподицея. Учение о Софии 431
5. Философия языка и культурно-исторические воззрения 433
Глава III
Экзистенциально-персоналистическая философия Н. А. Бердяева
1. Жизненный путь и этапы творчества 435
2. Идеи "неохристианства" 437
3. Экзистенциальный метод познания и философствования 438
4. Философская антропология и "парадоксальная этика" 441
5. Философия свободы и творчества 443
6. Историософия и русская идея 444
Глава IV
Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
1. Вехи жизни и особенности творчества 447
2. Отрицание традиционного понимания философии 448
3. Экзистенциальный принцип философствования 452
Глава V
Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского 456
1. Формирование философских взглядов 457
2. Интуитивизм, или мистический эмпиризм 458
3. Понятие субстанциального деятеля 461
4. Учение о системности мира и сверхсистемности начал 464
5. Этика и теодицея 466
Глава VI
Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
1. Основные вехи жизненного и творческого пути 471
2. Бытие как сверхрациональное всеединство 472
3. Познание как конкретное описание и интуитивное постижение 475
4. Человек как двуединое (природное и сверх-природное) существо 479
Глава VII
Е. Н. Трубецкой: обоснование смысла жизни 483
1. Вехи творческого пути и общественной деятельности 484
2. Трактовка философского наследия В. С. Соловьева 485
3. Учение об абсолютном сознании 486
4. Проблема смысла жизни 489
Глава VIII
В. Ф. Эрн: борьба за Логос
1. Вехи жизни и творчества 491
2. Концепция "логизма" 492
3. О своеобразии русской философии 495
Глава IX
И. А. Ильин: философия духовного опыта 497
1. Вехи жизни и творчества 498
2. О специфике и назначении философского знания 498
3. Этика, антропология и социальная философия 503
4. Осмысление религиозного опыта 507
5. Эстетические взгляды 508
Глава X
Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
1. Жизненный и творческий путь 509
2. Основные черты религиозно-метафизической концепции 510
3. Учение о симфонических личностях 511
4. Философия истории 513
5. Социально-политические взгляды 515
6. О своеобразии русского духа и предназначении русской культуры 517
Глава XI
Евразийство: социальная философия и историософия 518
1. Истоки евразийства 520
2. Философия культуры 520
3. Историософия 522
4. Евразийский "проект" 524
5. Судьбы евразийства 526
Глава XII
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
1. Биографические сведения 527
2. Идеи всеединства и диалектика 528
3. Философия имени, числа и мифа 529
4. Философия культуры 530
5. Исследования по истории русской философии 533
X. Философия марксизма в России конца XIX - начала XX в.
Глава I
Философия Г. В. Плеханова
1. Вехи жизни и творчества 537
2. Социально-политическая философия 538
3. Теоретическая философия 539
4. Философия истории 543
5. Философско-правовые идеи, этика и эстетика 547
6. Историко-философские исследования 547
Глава II
Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
1. "Легальный марксизм" и экономизм 548
2. Эмпириомонизм А. А. Богданова 553
3. Богостроительство 558
Глава III
Ленин как философ 560
1. Жизнь и творческая эволюция 561
2. Главные философские труды 563
3. Философия политики 567
4. Оценка теоретического наследия Ленина в мировой философской литературе 570
XI. Философская мысль в России советского и постсоветского периодов
Глава I
Становление советской философии
1. Вытеснение немарксистских течений. Первые философские дискуссии 574
2. Основные участники философского процесса 578
Глава II
Советская философская мысль 30 - начала 50-х гг. 587
1. Философская мысль в 30-е гг. 588
2. Особенности философских исследований в конце 30 - первой половине 40-х гг. 593
3. Философская мысль в послевоенный период: основные черты 595
Глава III
Новые тенденции и направления в философских исследованиях (60-90-е гг.)
1. Проблемы теории познания. Обоснование принципа единства сознания и деятельности 598
2. Философия науки, общенаучные методы познания и логические исследования 602
3. Новые подходы в социально-философских исследованиях 605
4. Становление философской антропологии 606
5. Историко-философские, этические и эстетические исследования 608
6. Особенности развития философской мысли в 60-80-е гг. (некоторые итоги) 611
7. Философские исследования в постсоветский период 613
Указатель имен 618.

Loading...Loading...