Значение слова хула на духа святого. Как понимать слова Христа: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам»? Вот до такого состояния и дошли книжники и фарисеи

В чем заключается хула на Святого Духа? С заповедями «не укради, не убий, не прелюбодействуй» все ясно и без дополнительных пояснений. Но чтобы не впасть в грех хулы на Духа, следует точно знать - каких именно действий нужно избегать. К сожалению, с этим у многих христиан сегодня нет полной определенности.

Есть в Евангелии место, которое приводит в недоумение и тревогу великое множество людей, знакомящихся с текстом Священного Писания. Это - слова Христа: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф 12 :31–32).

Тревога и недоумение здесь вполне закономерны. Тревога - потому что речь идет не о каких-то отвлеченных предметах, а о самом важном вопросе в судьбе каждого человека - его участи в жизни вечной. А недоумение - потому, что этот евангельский фрагмент неизбежно ставит вдумчивого читателя перед целым рядом вопросов, ответы на которые невозможно получить только лишь из текста Евангелия.

Почему хула на Духа лишает человека абсолютно всех шансов на спасение, в то время как хула на Христа остается безнаказанной? Ведь и Христос, и Святой Дух являются ипостасями одного и того же Бога-Троицы. Откуда же такое различие в последствиях хулы?

Почему Бог все-таки не прощает хулу на Духа? Ведь христиане призваны к всепрощению, дабы уподобиться Богу в этой добродетели. Но оказывается, что Бог почему-то прощает не всё и не всем.
И в чем же, наконец, заключается эта самая хула на Духа? Ведь если все обстоит так серьезно, нужно точно знать - что же именно Бог не прощает никому и никогда. Иначе, похулив ненароком Духа, даже знать не будешь, что ты уже погиб для жизни вечной. А потом хватишься - ан поздно уже: нет тебе прощения ни в сем веке, ни в будущем. И как тут быть?

Такие вот вопросы… Наверное, каждый читавший Евангелие человек задавал их себе в той или иной форме. Однако далеко не каждый сумел на них ответить. А ведь этими вопросами, словно неким смысловым пунктиром, обозначается еще одна огромная проблема: как жить в мире, где всемогущий Бог, обладающий всей возможной полнотой благ, ведения и власти над Своим творением, вдруг оказывается способным не простить какое-то действие слабому, смертному, нравственно поврежденному существу - человеку? И как после этого без скепсиса относиться к христианскому утверждению о том, что такой Бог есть Любовь?

Можно, конечно, задвигать эти неразрешенные вопросы на дальнюю полку сознания до лучших времен. Но думающему человеку жить с такой мировоззренческой «занозой» тяжело. Поэтому есть смысл попытаться найти на них ответы в святоотеческом наследии Церкви.

…Да не будет сего!

Может ли ответственность за хулу на Духа быть выше, чем за хулу на Сына?

Церковь утверждает, что Бог един по существу, но троичен в лицах - Отец, Сын, Святой Дух. Каждое Лицо (ипостась) Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а - единое Божественное существо. Поэтому оскорбление каждого из Лиц в равной степени означает, что хулится Бог-Троица. Конечно, любая аналогия здесь будет неполной, но можно попытаться использовать хотя бы очень ограниченное по смыслу сравнение. Предположим, некий хулиган взял баллончик с краской и испачкал непристойными надписями какое-нибудь общественное здание в центре города, например, концертный зал филармонии. Будут ли его судить по разным статьям Уголовного кодекса в зависимости от того, какую именно стену филармонии он испортил своим «творчеством»? Ответ очевиден: осудят этого пакостника за ущерб, нанесенный всему сооружению, а не его фасаду или боковой стене.

Три Лица Пресвятой Троицы почитаются христианами в равной степени. И ответственность за хулу на каждую ипостась Троицы также не может иметь различных степеней, потому что в любом случае это будет богохульством. Но почему же тогда Христос говорит: …если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем?

На это исчерпывающе отвечает святитель Афанасий Великий: «…Говорил же это Господь, не сравнение делая между хулою на Сына и хулою на Духа Святаго, и не в том смысле, что Дух больше, а потому хула на Духа имеет большую вину. Да не будет сего! …Та и другая хула касается Самого Господа, и Он сказал о Себе - и: Сын Человеческий, и: Дух, чтобы первым наименованием указать на человеческое естество, а словом “Дух” обозначить Свое духовное, умное и преистинное Божество. Ибо в означении телесного Своего естества хулу, в которой можно получить прощение, отнес к Сыну Человеческому, о хуле же непростительной объявил, что простирается она на Духа, чтобы этим отличением от телесного естества указать на Божество Свое».

Оказывается, хулой на Духа Христос назвал здесь оскорбление Своего Божества, а хулой на Сына Человеческого - оскорбление Своего человечества.

О прощении без покаяния

Довольно часто хула на Духа представляется неким гарантированным способом духовного самоубийства, когда всего лишь одна ругательная фраза в определенный адрес влечет за собой необратимые последствия по причине некоей божественной «сверхобидчивости», не позволяющей Богу простить хулителя, даже если тот по прошествии времени покается в своих необдуманных словах. Насколько же это мнение соответствует действительности?

Есть в современной массовой культуре такое забавное явление - фанфик. Это литературный жанр, в котором поклонники какого-либо литературного произведения сочиняют по его мотивам собственные продолжения полюбившихся им историй. Жанр этот, прямо скажем, «на любителя», но есть там один очень правильный принцип: по своим характеристикам герои фанфика должны в точности соответствовать героям исходного произведения или историческим прототипам. Нарушение этого правила именуется в жанре англоязычной аббревиатурой ООС - Out Of Character, что можно перевести на русский как «выпадение из характера». Самый наглядный пример подобного «выпадения» описал когда-то английский писатель Г. К. Честертон: «…Гораздо естественнее поверить в то, что за пределами нашего разума, чем в то, что не переходит этих пределов, а просто противоречит ему. Если вы скажете мне, что великого Гладстона в его смертный час преследовал призрак Парнелла, я предпочту быть агностиком и не скажу ни да, ни нет. Но если вы будете уверять меня, что Гладстон на приеме у королевы Виктории не снял шляпу, похлопал королеву по спине и предложил ей сигару, я буду решительно возражать. Я не скажу, что это невозможно; я скажу, что это невероятно. Я уверен в том, что этого не было, тверже, чем в том, что не было призрака, ибо здесь нарушены законы того мира, который я понимаю».

Таким образом, ООС - это действие, которое герой не может совершить никогда и ни при каких обстоятельствах, иначе он просто перестанет быть самим собой.

И когда заходит речь о том, что Бог христиан не желает простить похулившего Его человека, даже если тот покается, это выглядит как типичный пример Out Of Character в неудачном фанфике, потому что такое представление о Боге полностью противоречит евангельскому повествованию. Христос - воплотившийся Бог, Своей земной жизнью дал миру всю доступную человеческому восприятию полноту представлений о Божественных свойствах. Перечислять их пришлось бы довольно долго, но с полной уверенностью можно утверждать, что нет среди них безжалостной мстительности и отвержения грешников, просящих о милости. Даже Иуду в самый момент предательства Христос называет Своим другом. Так неужели же такой Бог может не простить покаявшегося хулителя?

Ответ снова находим у святителя Афанасия Великого: «Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи» . Церковь ясно говорит, что нет такого греха, который бы невозможно было исцелить покаянием. И богохульство вовсе не является каким-то особым исключением из этого правила. Даже в отношениях между людьми мы видим тот же принцип: если маленький внук сгоряча назвал бабушку «дурой», а после пришел к ней просить прощения - разве она прогонит его от себя, гордо поджав губы? Для Бога любой хулитель подобен такому же несмышленышу, который и сам не понимает толком - что он делает. А любит Он каждого человека неизмеримо более сильно, чем самая добрая бабушка любит своих внуков.

Что же касается хулы на человеческую природу Христа, тут святые отцы говорят совсем уж удивительные вещи. Оказывается, самые грубые оскорбления подобного рода Христос прощает Своим хулителям даже без покаяния с их стороны!

Вот что пишет святитель Феофилакт Болгарский, объясняя слова Спасителя: «И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет. Это значит, что кто скажет хулу на Меня, по виду своему простого Сына Человеческого, ядущего, пьющего, обращающегося с мытарями и блудницами, тот, покается ли или не покается в своей хуле, прощен будет . Ибо таковому человеку неверие его в грех не вменяется. Ибо что он видел располагающего к вере? Напротив, чего он не видел достойного хулы? Он видел человека, обращающегося с блудницами, и говорит хулу на него, а посему грех не вменяется ему. Ибо, естественно, он мог подумать: что же за Сын Божий тот, кто обращается с блудницами? Посему того, кто так поступает, а между тем выдает себя за Сына Божия, он может поносить и назвать обманщиком».

«…Но когда эти люди видят, что Он творит несомненные чудеса, и между тем хулят Духа Святого, то есть чудотворения, происходящие от Святого Духа, тогда как они получат прощение, если не покаются? Когда соблазнялись плотию Христовой, то в этом случае, хотя бы и не покаялись, будут прощены как люди соблазнившиеся, а когда видели Его творящим дела Божии и все еще хулили, как будут прощены, если останутся нераскаянными? »

…Убить и Лазаря

Слова о хуле на Духа Господь произнес после того, как фарисеи обвинили его в колдовстве: Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского (Мф 12 :22-24). Логика тогдашних хулителей понятна: фарисеи не желали признать, что в бродячем проповеднике действует сила Божия. Но сверхъестественное происхождение этой силы отрицать они не могли, поскольку Христос творил чудеса на глазах у народа и никто не мог обвинить Его в обмане. Поэтому фарисеи решили объяснить эти чудеса действием бесовским. Что и было названо Христом - хулой на Духа.

С тех пор прошло две тысячи лет, христианство стало верой сотен миллионов людей и в значительной степени определило пути развития мировой истории. В наши дни уже вряд ли кому-либо придет в голову обвинить Христа в договоре с бесовским князем. Но это вовсе не означает, что для современного человека предупреждение Христа о хуле на Духа перестало быть актуальным. Сегодня, как и во все времена, человек может впасть в этот тяжкий грех и погубить себя навсегда, оставшись в нем нераскаянным.

Дело в том, что, обвиняя Христа в использовании бесовской силы для совершения чудес, фарисеи, мягко говоря, кривили душой. Они прекрасно знали, что ни один даже самый могущественный маг никогда не отверзал очей слепорожденному, не исцелял прокаженных и уж тем более - не воскрешал мертвых. Такие чудеса могли совершаться лишь Божьей силой, и это было очевидно даже для самых непримиримых противников Иисуса. И вот, наконец, Он совершает самое удивительное, небывалое и немыслимое чудо - на глазах у множества свидетелей воскрешает умершего Лазаря, уже пролежавшего в могиле четыре дня! Вся Иудея была переполнена восхищенными слухами об этом событии. Ведь только Бог способен воскресить смердящий четверодневный труп. Жители Иерусалима встречают Христа пальмовыми ветвями и возгласами «Осанна», что в буквальном переводе означает «Спаси же!» Ни у кого нет сомнения, что Иисус - тот самый обетованный Мессия, о котором говорили пророки, и самое убедительное доказательство тому - воскресший Лазарь, сопровождающий Христа. Но что же делают первосвященники, на глазах у которых все это происходит? Они принимают решение убить Христа, а вместе с Ним - и Лазаря….

Иоанн Златоуст называл хулу на Духа бесстыдным отвержением очевидной истины, и решение первосвященников как нельзя более точно подпадает под это определение. Но, к сожалению, именно такая форма хулы на Святого Духа сегодня вполне доступна и каждому из нас.

Что есть истина?

Христос говорит ученикам, что Святой Дух …наставит вас на всякую истину… (Ин 16 :13). Но что же такое - истина? Люди так часто употребляют это слово, что уже привыкли к нему и не особенно утруждают себя поисками его значения, тем более что определений истины в философии скопилось великое множество, и разобраться в них неподготовленному человеку бывает довольно трудно.
Однако в христианстве это понятие имеет вполне конкретный смысл: истина есть творческий замысел Божий о мире и о человеке. И если человек живет в соответствии с этим замыслом, значит он стоит в истине. Если же нет, тогда - уподобляется сатане, который отказался участвовать в божественном плане творения, и …не устоял в истине (Ин 8 :44), превратившись из светлого ангела в противника Божия и убийцу людей.

Таким образом, наставление на всякую истину, подаваемое Духом Святым, заключается в обличении тех наших поступков, которые противоречат замыслу Бога о нас и о мире вокруг нас. Происходит это через действие совести, которая прямо указывает человеку на недолжные его мысли, слова и поступки.

Вот здесь и становится возможной для каждого хула на Святого Духа в виде отвержения очевидной истины, когда человек, абсолютно точно зная, что он неправ, всё же продолжает творить зло. Святитель Феофан Затворник писал: «Когда люди содержат истину в неправде? - Тогда, когда знают истину, и не исполняют, когда жизнь не отвечает знанию; одно у них на уме и совести, иногда и на словах, а другое в жизни и делах, в чувствах сердца и настроениях воли. …Сия неправда во сто крат увеличивается, когда кто делает неправое в то самое время, когда ум и совесть претит ему и не велит того делать. В сем и состоит хула на Духа Святаго , о которой Господь изрек страшное определение - непрощение ни в сей век, ни в будущий».

И дело тут вовсе не в милосердии Божием или в его отсутствии. Мы привыкли воспринимать слово «прощение» в категориях этики межчеловеческого общения, когда оно означает снятие вины, отказ потерпевшей стороны от каких-то санкций в отношении провинившегося. Но в числе множества значений слова «простой» (от которого происходит «прощение») есть и такие, как - прямой (в противоположность лукавому - изогнутому, подобно луку), цельный, чистый. Следовательно, простить значит также и - очистить, выпрямить, а самое главное - восстановить утраченную целостность, то есть - исцелить. И когда мы говорим о прощении, получаемом от Бога, его следует понимать прежде всего как исцеление, очищение, исправление в человеке того, что было искажено грехом.

Так кто же рискует остаться у Бога неисцеленным, неочищенным, неисправленным? Ответ на это столь же прост, сколь и печален: тот, кто считает себя здоровым, чистым и не нуждающимся ни в каком исправлении даже после того, как увидал свою грязь, болячки и лукавство во всей их неприглядности.

Когда истина не радует

Трудно найти человека, который бы утверждал, что не стремится к истине. Но далеко не всегда истина радует и греет душу. Каждый раз она как бы раскрывает перед нами два плана нашего бытия: как мы могли бы жить, следуя замыслу Божию о нас; и - как мы живем на самом деле. И тогда - через совесть, через разум, через душевную боль - мы явственно ощущаем, в чем и каким образом уклонились от истины. Это и есть действие Святого Духа в каждом человеке. А хулой на Духа является упорное и постоянное отвержение такого благодатного действия, когда, в конце концов, человек становится просто неспособен к покаянию. Известная школярская мудрость гласит: повторенье - мать ученья. Многократное и осознанное следование злу, к сожалению, тоже приносит вполне определенные плоды в виде полного омертвения души, которая делается неспособной отличить добро от зла.

Слова Господа «не простится ни в сем веке, ни в будущем» - не угроза, а заботливое предостережение от этой беды, которая может иметь свое начало в какой-нибудь самой незначительной мелочи, крошечном нравственном компромиссе. Сам по себе он, конечно же, еще не является той самой хулой, которая не простится ни здесь, ни в вечности. Но каждый такой бессовестный поступок, подобно снежному кому, способен намотать на себя множество других, уже более серьезных злых дел, которым, в свою очередь, тоже будет найдено «достойное» оправдание. И наконец наступит момент, когда все доброе в человеке окажется погребено под этими глыбами произвольно сотворенного им зла, а навык отвержения очевидной истины превратится в его вторую натуру. Такой несчастный никогда не сможет получить прощение и исцеление от Духа Истины, потому что сама истина станет для него мучительной и ненавистной. А спасти того, кто с ненавистью отвергает свое спасение, не может даже всемогущий Бог.

Добрый вечер, пастор Василий! Благодарю вас за внимание, и что вы уделили внимание моим предыдущим вопросам и дали мне ответ. У меня есть страх, который очень сильно мучает меня, и я очень прошу вас ответить на этот вопрос. Я прочёл ваши статьи о ХУЛЕ НА ДУХА СВЯТОГО. Мне хотелось бы, чтобы вы объяснили мне просто и понятно, как совершается этот грех, потому что я не знал и не понимал этого раньше. Я прочёл ваши статьи и послушал некоторые видео проповеди, и всё ещё не понимаю. Я знаю Писание, читаю, слушаю проповеди, у меня было несколько моментов покаяния, и я покаялся, после чего старался не грешить, но снова падал. Я хочу сказать вам, что я не крещён, и не принимал причастия, не посещаю церковь, смотрю проповеди дома по компьютеру, у меня есть некоторые соседи христиане, с которыми я беседую о многом… Я не могу знать, был ли я действительно рождён свыше и получил ли Святого Духа. Я говорю вам, что в 2009 году у меня был момент покаяния, после чего примерно год я старался не грешить. Затем я снова упал и, на протяжении многих лет, меня преследовала мысль, у меня не было состояния спосокойствия… Прошло время с 2009, и сейчас, прошлым летом, у меня снова было состояние самоанализа и покаяния, и я почувствовал ещё больше освобождения на душе. Хочу отметить, что я не покаялся в церкви перед братьями или с возложением рук, это было не так, я был дома один. У меня был период спокойствия, и я ходил с Богом, но, что самое ужасное, я снова упал, и я чувствую себя так плохо, чувствую печаль и боль, до нынешнего момента я не знал о ХУЛЕ НА СВЯТОГО ДУХА. Недавно я узнал и ужаснулся, и сейчас я в состоянии страха. Вообще-то, это я и хотел бы у вас спросить — моей деятельностью и жизнью до нынешнего момента я хулил Духа? Пастор Василий, прошу вас прислать мне ответ, потому что я обеспокоен, и мне страшно, я не знаю, что делать… Спасибо!

Перед тем, как ответить на вопрос, я хочу дать остальным читателям ссылки на статьи, опубликованные мной ранее о хуле на Духа Святого:

Мне кажется, что я достаточно объяснил в предыдущих статьях, чем является хула на Духа Святого, но я сделаю это ещё раз. Итак…

Что такое хула на Духа Святого?

В Евангелии от Матфея 12:22-37 описано столкновение Господа Иисуса с фарисеями, которые, увидев, как Иисус исцелил глухонемого одержимого бесами, сказали, в присутствии свидетелей: “Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского!”. Господь Иисус ответил, что Сатана не может изгонять Сатану, и добавил, что Он изгоняет бесов с помощью Духа Божьего и, в заключение, сказал, что хула на Духа Святого не будет прощена ни в этом веке, ни в грядущем, давая фарисеям и всем остальным людям понять, что слова, сказанные фарисеями, когда они присвоили Сатане работу Святого Духа, как раз были хулой на Духа Святого. Кстати, они не сказали ничего о Святом Духе, но хулили на Духа Святого, так как отрицали личность Христа и его работу по спасению, когда ясно это видели. Они совершили много плохих вещей, как эта, так как их переполняла горькая зависть. Точно также они поступали, когда искали всевозможные объяснения, лишь бы не сказать, что Иисус есть Христос, Сын Божий. Затем, когда Господь Иисус воскрес, явив самое большое доказательство того, что Он — Мессия, они всё таки предпочли прийти к стражникам и заплатить им денег, чтобы те солгали, сказав, что ученики пришли и украли тело Христа.

В Евангелии от Марка 3:20-30 описан другой случай, когда родственники пришли забрать Иисуса, так как думали, что он сошёл с ума. Тогда же книжники, которые спустились из Иерусалима, говорили, что Иисус одержим Вельзевулом и изгоняет бесов с помощью господина бесов. Это утверждение рассматривалось Господом Иисусом как хула на Духа Святого, и Спаситель ещё раз сказал, что этот грех не будет прощён им. Последние стихи объясняют, почему Иисус сказал эти слова, и что значит хула на Духа Святого:

Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух. (Марка 3:28-30)

Были ли твои грехи хулой на Духа Святого?

У меня нет дерзновения сказать это. Из того, что ты мне написал, я не вижу, чтобы ты отрицал когда-либо , и тот факт, что он — Спаситель мира. В то же время, я не думаю, что ты испытал истинное покаяние и рождение свыше и, следовательно, ты не был . У тебя есть желание жить святой жизнью, но у тебя нет сил, так как эту силу мы получаем тогда, когда крещены Святым Духом.

Как освободиться от страха, что ты хулил на Духа Святого?

Если ты не покаялся и не испытал , ты ещё под тяжестью всех своих грехов и идёшь в вечную погибель. Ты должен принять конкретное решение перед Богом и не допускать больше никаких компромиссов. Я не знаю, что за компромиссы ты делал до этого, но очевидно, что ты не решился умереть для себя и воскреснуть для Христа, чтобы жить полностью для Него. Я призываю тебя принять это решение прямо сейчас. Склони колени перед Богом и скажи Ему о своём решении. Затем, прийди завтра в церковь и скажи пастору, что ты решил креститься и стать членом церкви, так как крещение — это не выбор, а заповедь Господа Иисуса Христа для всех тех, кто решил быть Его учениками. Тот, кто не хочет креститься, пусть не считает себя учеником Господа Иисуса, потому что он им не является. Затем, посредством крещения ты станешь членом Церкви Христа. Господь Иисус даёт нам Духа Святого тогда, когда мы твёрдо решаем жить полностью для Него. Есть много тех, кто заблуждается, полагая, что они стали христианами, лишь повторив молитву на евангелизации или в христианском лагере и т. д., но которые не хотят покаяться и живут дальше так, как им нравится. Нет, мои дорогие, не заблуждайтесь. Вы не ученики Христа и не достойны Его. Вы не спасены, и ваши грехи остались на ваших плечах, как это было до нынешнего момента. Те, кто приходит в Церковь Благая Весть в Кишинёве , наверное заметили, что, с некоторых пор, я даже не вызываю людей вперёд для покаяния, а приглашаю лишь тех, кто решил креститься. Кто не принял этого решения, не решил жить для Бога, а заблуждается. Если ты тоже так делал, прекрати так делать. Пойди к пастырю и скажи ему, что ты хочешь креститься и следовать во всём учению Христа, что бы это не включало в себя, до конца свой жизни. Только так ты будешь истинным учеником Христа.

Не откладывай больше покаяние…

Не заблуждайся, как это делают другие, как ты, думая, что шансы на спасение никогда не исчерпаются. В Послании к Евреям написано:

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне «, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. (Евреям 3:12-13)

Диавол тот, кто обманывает тебя и постоянно убеждает тебя отложить покаяние, поразвлекаться ещё, взять от жизни то, что ещё успеваешь. Чем больше ты откладываешь покаяние, тем больше благословений, которые Бог приготовил для тебя, ты теряешь, а диавол выигрывает время, чтобы сделать две вещи, которые уничтожат тебя.

  1. Обманывает тебя, чтобы ты откладывал…
  2. Использует эту задержку, чтобы ожесточить тебя, сделать тебя нечувствительным к призыву и к Слову Божьему.

Поспеши покаяться, креститься и присоединиться к церкви, чтобы служить всеми своими духовными дарами. Поспеши спасти свою душу.

Перевод: Елена Столерь.

Попытаемся теперь понять, что же имел в виду Иисус, когда говорил о грехе против Святого Духа. Нужно учитывать одно: Иисус говорил о Святом Духа не в полном христианском смысле этого термина.

Этого не могло быть потому, что прежде чем Святой Дух сошел на людей во всей Своей силе, полноте и свете, сперва должна была наступить Пятидесятница.

В данном случае выражение Святой Дух надо понимать в свете иудейской концепции Святого Духа.

В соответствии с учением иудеев Святой Дух имел две основные функции.

1 Во-первых, Святой Дух приносил людям Божественную истину.

2 Во-вторых, Святой Дух давал людям способность узнавать и понимать эту истину, когда они видели ее.

И потому, по мнению иудеев, людям был необходим Святой Дух как для того, чтобы обрести Божью ну, так и для того, чтобы узнать ее.

Это можно сказать еще по-другому. В человеке есть данная ему способность узнавать добродетель и истину, когда он видит их.

Теперь сделаем следующий шаг, чтобы понять, что подразумевал здесь Иисус.
Человек может потерять любую способность, если он отказывается пользоваться ею. Это справедливо в любых сферах жизни, как в физической, так и в духовной и умственной.

Если человек перестает пользоваться каким-то мускулом, он атрофируется; если человек не пользуется приобретенным в школе знанием иностранного языка, то он скоро совсем забудет то, что знал.

Это также справедливо в отношении всех сфер восприятия.

Человек может потерять всякое понимание хорошей музыки, если слушает только дешевую эстрадную музыку; он даже может потерять способность читать хорошие книги, если читает только легкое чтиво; он может потерять способность получать удовольствие от чистых и здоровых наслаждений, если достаточно долго ищет наслаждение в низких и грязных вещах.

И потому человек может также потерять способность распознавать добродетель и истину, когда видит их.

Если он надолго закрывает глаза и уши на Божьем пути, достаточно долго поворачивается спиной к вести, которую посылает Бог, если он достаточно долго предпочитает свои идеи идеям, которые Бог пытается вложить в его ум, то он, в конце концов, доходит до того, что не может узнать Божью истину, красоту и добродетель, когда видит их.

В этом состоянии его пороки кажутся ему единственной добродетелью, а Божья добродетель кажется ему пороком и злом.

Вот до такого состояния и дошли книжники и фарисеи.

Они долгое время оставались слепы и глухи к направляющей руке Божьей и к тому, что говорил им Святой Дух; они так долго упорствовали на своем, что уже не могли узнать Божью истину, когда увидели ее.

Они могли смотреть на воплощенную добродетель и называть ее воплощенным злом; они могли смотреть на Сына Божьего и называть Его союзником дьявола.

Грех против Святого Духа - это столь долгий и столь упорный отказ от воли Божьей, что, в конце концов, она не может быть узнана даже тогда, когда проявляется во всей своей полноте.

Почему же этот грех должен быть непростительным? Чем он так ужасно отличается от остальных грехов?

Ответ прост: когда человек достигает этой стадии, покаяние становится уже невозможным.

Если человек не может распознать добродетель и добро, когда видит их, он не может уже желать их. Если человек неспособен распознать порок, он не может сожалеть о нем, в нем не могут проснуться стыд и сожаление о нем и желание расстаться с ним. А кто не может, несмотря на все прегрешения, любить добро и ненавидеть зло, тот не может раскаяться; а кто не может раскаяться, тот не может быть прощен, потому что раскаяние - единственное условие прощения.

Можно было бы избежать много горя, если бы люди осознали, что тот не может согрешить против Святого Духа, кто боится, что он согрешит против Него, потому что грех против Святого Духа - это полная потеря чувства греха.

И вот как раз до такой стадии дошли книжники и фарисеи. Они так долго были умышленно слепы и глухи к Богу, что потеряли способность узнать Его, когда встретили лицом к лицу. Это не Бог изгнал их за пределы прощения; они сами исключили себя. Долгие годы сопротивления Богу довели их до такого состояния.

И в этом нам ужасное предостережение.

Мы должны всегда так внимательно смотреть на Бога, чтобы все наши дни не притупилась наша чувствительность, чтобы наше сознание не ослабло, наш духовный слух не обратился в духовную глухоту. Таков уж закон жизни, что человек слышит лишь то, к чему он прислушивается и лишь то, что он настроен слушать.

Есть такой рассказ о деревенском жителе, попавшем в контору своего городского друга, через которой был слышен шум уличного движения.

«Послушай!» - сказал он вдруг. «Что такое?» - спросил гражданин. «Кузнечик», - сказал сельский житель.

Долгие годы жизни в деревне настроили его на восприятие сельских звуков, которые ухо городского жителя вообще не могло слышать. И, напротив, урони тут серебряную монету, и звон серебра сразу же достигнет слуха делового человека, зарабатывающего деньги, тогда как сельский житель, может быть, вообще никогда не слышал его. Лишь специалист, приучивший себя слышать это, может различать голос каждой птицы в птичьем хоре. Лишь специалист может различать различные инструменты в оркестре и уловить одну фальшивую ноту у второй скрипки.

Таков уж закон жизни, что мы слышим то, чему приучили себя слышать; мы должны каждый день прислушиваться к Богу, чтобы с каждым днем голос Бога становился не все слабее и слабее, пока мы не можем слышать его вообще, а все яснее и яснее, он не станет тем голосом, на звук которого в первую очередь настроены наши уши.

Перечень наиболее распространенных грехов с объяснением их духовного смысла Автор неизвестен

Особые смертные грехи: хула на Духа Святого

К этим грехам относятся:

1. Чрезмерное упование на Бога , или продолжение тяжкогреховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.

2. Отчаяние, или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.

3. Упорное неверие , не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.

Из книги Борьба с грехом автора Дьяченко Григорий Михайлович

Грехи смертные, то есть делающие человека повинным вечной смерти или погибели 1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему, словом – гордость до самообожания.2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам,

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

21. Что означают слова: хула на Духа Святого? Вопрос: Что означают слова: хула на Духа Святого?Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого,

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Что означают слова: хула на Духа Святого? иеромонах Иов (Гумеров)Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему

Из книги Проповеди. Том 2 автора

СЛОВО О СОШЕСТВИИ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ, СКАЗАННОЕ В ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА Силы материальной природы узнаем мы по их проявлениям с большим или меньшим могуществом.Легкий ветерок, ласкающий наши щеки, и страшный ураган, разрушающий целые города – это только движение

Из книги Введение в изучение св. Григория Паламы автора

Две особые проблемы: исхождение Святого Духа и мариология Нет ни одного средневекового византийского богослова, который так или иначе не принял бы участия в бесконечном споре об исхождении Святого Духа. Как известно, впервые проблема filioque была поставлена в VIII в.

Из книги Миссионерские письма автора Сербский Николай Велимирович

Письмо 44 миссионеру Петру С., на вопрос о том, что есть хула на Духа Святаго Ты прочел в Евангелии слова Христа: Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа Святаго не простится, ни в этом мире, ни в будущем . И спрашиваешь, что такое хула на Духа Святаго.Это хула

Из книги Перечень наиболее распространенных грехов с объяснением их духовного смысла автора Автор неизвестен

Смертные грехи, которые вопиют небу об отмщении за них 1. Вообще умышленное человекоубийство, в том числе аборты, а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство).2. Содомский грех.3. Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и

Из книги Семь смертных грехов. Наказание и покаяние автора Исаева Елена Львовна

Смертные грехи Как мы уже упоминали ранее, смертными в христианстве называют такие грехи, которые ведут к смерти духовной. По мнению Православной церкви, избавиться от них поможет только чистосердечное раскаяние на исповеди и точное выполнение епитимьи. Священное

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

Смертные грехи и противопоставляемые им добродетели Каждому из семи смертных грехов противопоставляется одна из христианских добродетелей. Нет таковой только для уныния – одной из самых тяжелых для человека страстей. А вот для «страшного» греха гордыни существует не

Из книги Что играет мной? Страсти и борьба с ними в современном мире автора Калинина Галина

31. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; (Мк. 3:28, 29). Последнего слова "человекам" нет в лучших кодексах; в некоторых же прибавлено вместо "человекам" - "им". Уже в древности полагали, что смысл выражения таков: "если

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Из книги Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров» автора Ивлиев Ианнуарий

Из книги Как спастись автора Ландос Агапий

Хула на Святого Духа (Blasphemy Against the Holy Spirit). Этот грех упоминается только в Мк 3:28-29; Лк 12:10; Мф 12:31. ВМк, где говорится о хулении Св. Духа, контекст ясно показывает, что этот грех заключается не просто в к.-л. серьезном преступлении против нравственности или в упорстве грешника,

Из книги Евангельское злато. Беседы на Евангелие автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

а) Хула на Духа Святого. 3.20-27 - «Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть. И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет [в Себе] веельзевула и что

Из книги автора

Смертные грехи Основанием твоего священного делания, первым камнем этого разумного строения является твердое убеждение и бесповоротное решение сердца тысячу раз умереть, прежде чем совершить смертный грех.Христианин должен быть безгранично верен и предан своему Богу.

Из книги автора

О сошествии Святого Духа на апостолов, сказанное в день Святого Духа Силы материальной природы узнаем мы по их проявлениям с большим или меньшим могуществом.Легкий ветерок, ласкающий наши щеки, и страшный ураган, разрушающий целые города - это только движение воздуха со

Здравствуйте! Меня давно мучает такой вопрос, в Евангелии от Матфея Христос отвечает фарисеям: "Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. (Св. Евангелие от Матфея 12:31,32)" Как понимать это утверждение? То есть, если человек как-то похулил Дух Святой, то у него нет возможности раскаяться до конца своих дней на Земле и он, как бы не каялся, не будет прощён? Или речь только о тех вещах, которые прощаются без покаяния: что Христос без покаяния прощает оскорбление своей человеческой сущности, а в хуле на Духа требуется раскаяние при жизни? О чем идет речь в этом трудном для понимания стихе... Разъясните пожалуйста! Этот вопрос терзает мой ум... Мирослав.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте, Мирослав!

Здесь важен контекст, в котором Иисус дал такое предостережение! Посмотрите чуть раньше: Иисус исцелил бесноватого, слепого и немого (12, 22). Фарисеи истолковали это так, будто Он изгоняет бесов силой «князя бесов» веельзевула (12, 24). Хотя все вокруг прекрасно знали, что Иисус делает это силой Бога и духом Божьим! И фарисеи прекрасно знали об этом, но из черной зависти намеренно клеветали на Иисуса, выдавая дух Божий, которым Он действовал, за дух нечистый, бесовский. Но такая злонамеренная клевета, действительно, только отсекает самого человека от благодати Божьей и лишает его вечной жизни. Это и есть хула на Духа Святого, о которой предупреждал Иисус. А вообще нет ни одного непростительного греха, кроме нераскаянного, и в данном случае тоже. Но враги Христа нисколько не собирались раскаиваться, а лишь больше ожесточались при виде множества чудес, совершаемых Иисусом.

С уважением, священник Филипп Парфенов.

Читайте также

Loading...Loading...