☦ откровенный разговор с девушками и женщинами…священник петр гурьянов. Протоиерей Петр Гурьянов


⚓Настоятель 💒Строим храм "ВСЕЦАРИЦЫ" вместе. ♻г.Димитровград ☎ +79061475723

Публикаций: 955 | Подписчиков: 12,039 тыс. | Подписки: 904


Как молиться на чтении канона покаянного Андрея Критского – на коленях или стоя? Сам канон читают стоя, а “Душе моя, душе моя” (после Песни 6) читают, стоя на коленях. Также с земными поклонами на службе, во время которой совершается чтение канона, читают молитву преподобного Ефрема Сирина. Сразу скажу, что в православной традиции не принято молиться, стоя на коленях. Этого не знают и иные батюшки. Смотришь, иной раз начинается Евхаристический канон – и все в алтаре встают на колени и остаются в таком положении. Друзья: молиться на коленях – это обычай Католической Церкви. В Православии встают на колени на краткое время: 1. Во время перенесения святыни (например, на Литургии Преждеосвященных Даров – когда во время этой Литургии положено вставать на колени. 2. Слушают раз в году коленопреклоненные молитвы в День Святой Троицы; 3. Встают на колени во время молитвы (например, после молебна), когда диакон (или священник) к этому призвал: Преклоньше колена, помолимся. 4. Можно встать на колени, когда мимо проносят особо чтимую святыню, например Чудотворную икону, мощи. Но просто так на колени в храме не встают и, тем более, не остаются в таком положении продолжительное время. Всех случаев, когда земные поклоны положены, не привести, их много. Важно вот что: всегда, когда молящихся призывают положить земной поклон, этот поклон делают сами священнослужители. Таких случаев много в Великом посту. Смотрите за священниками – и не ошибетесь. О поклонах при чтении Великого канона Андрея Критского в Уставе сказано: «Творим же на кийждо тропарь метания три, глаголюще настоящий припев: Помилуя мя, Боже, помилуй мя». (поясными поклонами, поскольку именно таковыми считаются упоминаемые в Типиконе «метания». Следует помнить, что правильный поясной поклон совершается так, чтобы пальцами руки дотронутся до земли или пола). Более подробно вы можете узнать в Типиконе, "О поклонах во дни Святой Четыредесятницы" или в Уставе о земных поклонах. #ДневникПопа

Лайков: 1,116 тыс. | Комментариев: 54

Дорогие мои друзья! В преддверии Великого поста апостол Павел в своем послании говорит очень значимые и важные слова для каждого из нас. "Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его". (Рим 13:11Б–14:4) Понимаете о чем речь? Если кто-то из Вас не постится, не смейтесь над теми, кто взял на себя подвиг воздержания в эти святые дни, и Вы, которые взяли на себя упражнение в посте и молитве, не ОСУЖДАЙТЕ тех, кто по тем или иным причинам не может этого сделать! Кто ты такой чтобы осуждать человека перед Богом, стоит он или падает!? Есть ли в ядении и неядении грех, никто из вас решительно сказать не может, а в укорении и осуждении уже есть явный грех. Кстати, если я кого-то из вас обидел, возможно не уделил должного внимания или времени, может грубым словом или взглядом, простите меня. и помолитесь обо мне.😇 Сам Бог нам повелевает в Евангелии: "когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися..."🤔 Так, что... улыбнитесь грешники 😉

Лайков: 1,430 тыс. | Комментариев: 27

В 2019 году Великий пост начинается 11 марта. Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы Всецарица в Димитровграде предлагает верующим провести эти дни в более углубленной, покаянной молитве. 10 марта воскресенье 8:00 утра Божественная Литургия 11 марта понедельник 17:30 чтение канона Андрея Критского 12 марта вторник 17:30 чтение канона Андрея Критского 13 марта среда 8:00 Литургия Преждеосвященных Даров 17:30 чтение канона Андрея Критского 14 марта четверг 17:30 чтение канона Андрея Критского 15 марта пятница 8:00 Литургия Преждеосвященных Даров. По окончании Литургии молебное пение святому великомученику Феодору Тирону с освящением колива (разваренные зерна пшеницы или другая крупа с медом) 16 марта суббота 8:00 Божественная Литургия святителя Иоанна Златоуста Адрес храма: проспект Ленина 1, он расположен между строящимся Федеральным центром медицинской радиологии и хирургическим корпусом. Напротив санатория "Берёзка". Можно доехать на автобусе № 2 или 9, остановка "Дружба".🚌 По всем вопросам звоните по телефону 89061475723 ☎

Лайков: 637 | Комментариев: 2

Муж сделал снимки умирающей от рака жены и показал их в знак их вечной любви... Сегодня единственное, что у него осталось – эти снимки. Снимки, полные боли, отчаяния и бессилия перед страшной болезнью.

Лайков: 2,045 тыс. | Комментариев: 148

Всем священникам на заметку. 📣 О том, насколько необходимы молитвы за усопших, и о том, что существует общение с загробным миром, я расскажу вам сейчас одну историю из жизни одного храма нашей Русской Церкви. В селе Лысогорка скончался батюшка. На его место был прислан другой священник - молодой, который за первой же службой неожиданно скончался - прямо в алтаре. Прислали еще одного священника, но и с ним случилось то же самое: в первый день его служения, после того, как пропели "Отче наш" и причастный стих, батюшка очень долго не выходил со Святыми Дарами, и когда староста вошел в алтарь, то увидел священника, лежащего во всем облачении у Святого Престола мертвым. Все ужаснулись, узнав об этой таинственной смерти, и, не зная причины ее, говорили, что какой-то тяжкий грех тяготеет над приходом, если жертвою за него стали две молодые ни в чем неповинные жизни. Слух об этом прошел по всей округе, и никто из священников не решался идти на тот приход. Согласие изъявил лишь один старец-инок. "Мне все равно скоро умирать. Пойду отслужу там первую и последнюю Литургию, смерть моя никого не осиротит". Во время службы, когда допели до "Отче наш", чувство самосохранения все же заявило о своих правах, и старец распорядился, чтобы открыли и боковые двери, и Царские врата. Во время запричастного стиха он увидел за Горним местом какой-то силуэт. Этот силуэт выступал все резче и резче, и вдруг за Престолом выделился мрачный образ одетого в ризы священника, который был опутан по рукам и ногам цепями. Дрожа от страха, инок путал слова молитвы. Но через некоторое время все же собрался с силами, укрепился духом и вышел причащать верующих. Все поняли, что с ним случилось что-то неладное. А призрак все стоял, лязгая цепями, и скованными руками указывал на стоящий в алтаре ящик. По окончании Литургии иеромонах призвал старосту, и они открыли ящик, в котором оказались... поминальные записки. Дело в том, что когда покойному священнику подавали поминальные записки, он их, не прочитывая, откладывал на будущее время. Теперь старец понял причину видения и стал ежедневно служить панихиды и прочитывать накопившиеся записки. Продолжение в комментах 👇👇👇

Лайков: 1,171 тыс. | Комментариев: 103

Друзья мои! Хочу вас познакомить с одним замечательным человеком, это священник Павел Островский @pavelostrovski Великий проповедник земель инстаграмских. 📝 Отличный миссионер, настоящий друг, и просто доброй души человек. 👍 С 2001 года ведёт активную проповедь Евангелия в интернет пространстве, за это время ответил на тысячи вопросов читателей. Очень советую вам познакомиться с его блогом, где вы можете почерпнуть очень много интересной, а главное полезной информации. 👊 Дерзайте... Подписывайтесь на его страницу, священник Павел Островский @pavelostrovski На фото, два апостола Петр и Павел 🤭

Лайков: 1,193 тыс. | Комментариев: 44

Дорогие друзья! Приближается Вселенская родительская суббота. В этот день святые отцы постановили Соборной Церкви совершать общую память всех усопших православных христиан.❤ 🦋По этому поводу 1 марта (пятница) вечером в 17:00 в нашем храме Всецарицы г.Димитровграда будет совершена Вселенская панихида с чтением 17-й кафизмы. Будем поминать всех наших сродников от века усопших православных христиан, отец, братий и сестер наших.🙏🏻 🦋В субботу 2 марта в 8.00, если Богу угодно будет, совершим Заупокойную Божественную Литургию. Готовьтесь ко Святому Причастию. Многие из Вас спрашивают, каким способом мы можем наилучше почтить усопших? ❓ Прежде всего, искренние молитвы о нем, как молитвы личные и домашние, так и, в особенности, молитвы церковные, соединенные с Бескровной Жертвой, т.е. поминовение на Литургии. ⛪ 🦋В воскресенье 3 марта в 8.00 будем совершать праздничнаю Божественную Литургию. Начало исповеди в 7.30.⏰ Кому нужна молитвенная помощь, можете присылать в коментарии имена для поминовения за Божественной литургией и панихидой, о здравии и о упокоении.✍🏻 Желающие поблагодарить за молитвы, можете помочь нам в строительстве храма Всецарицы, впереди нас ждет еще много работы. Осуществлять переводы можно по следующим реквизитам: Карта Сбербанка 4276690018272507 Получатель Гурьянов Петр Сергеевич Телефон 89061475723 привязан к карте В назначении укажите "Жертва на храм" Расчетный счет храма здесь 👉🏻 https://vk.com/topic-152964970_359142... Для перевода из других стран 👉🏻 paypal.me/petrguryanov Адрес храма: проспект Ленина 1, он расположен между строящимся Федеральным центром медицинской радиологии и хирургическим корпусом. Напротив санатория "Берёзка". Можно доехать на автобусе № 2 или 9, остановка "Дружба".🚌 По всем вопросам звоните мне 89061475723 ☎ 🆘Если возможно сделайте репост этой записи, может кто-то из Ваших близких или знакомых увидит её.

Лайков: 842 | Комментариев: 49

Храм, который строится всем миром, храм в честь иконы Пресвятой Богородицы Всецарица в Димитровграде.🌲🌲🌲 Строительство храмов на Руси почиталось величайшей добродетелью и было самым любимым делом православных людей. Церкви всегда строились всем миром. На это святое дело тратились последние лепты вдовиц и щедрые жертвы богатых людей. Так давайте же и мы оставим свой след на нашей родной земле, построив сокровищницу для спасения бессмертной души, и чтобы наши дети радовались за нас, поминали нас.Будем помнить, что Церковь всегда молится за строителей, благотворителей и жертвователей храмов. Господь принимает наши пожертвования и благословляет нас, а через нас – и наши семьи.

Этот сайт использует Instagram API, но не связан с Instagram.
На сайте публикуется только информация, доступная из публичных источников (без персональных данных).
Все логотипы и торговые марки Instagram ™, представленные на этом сайте, являются собственностью Instagram.

Как молиться на чтении канона покаянного Андрея Критского – на коленях или стоя? Сам канон читают стоя, а “Душе моя, душе моя” (после Песни 6) читают, стоя на коленях. Также с земными поклонами на службе, во время которой совершается чтение канона, читают молитву преподобного Ефрема Сирина. Сразу скажу, что в православной традиции не принято молиться, стоя на коленях. Этого не знают и иные батюшки. Смотришь, иной раз начинается Евхаристический канон – и все в алтаре встают на колени и остаются в таком положении. Друзья: молиться на коленях – это обычай Католической Церкви. В Православии встают на колени на краткое время: 1. Во время перенесения святыни (например, на Литургии Преждеосвященных Даров – когда во время этой Литургии положено вставать на колени. 2. Слушают раз в году коленопреклоненные молитвы в День Святой Троицы; 3. Встают на колени во время молитвы (например, после молебна), когда диакон (или священник) к этому призвал: Преклоньше колена, помолимся. 4. Можно встать на колени, когда мимо проносят особо чтимую святыню, например Чудотворную икону, мощи. Но просто так на колени в храме не встают и, тем более, не остаются в таком положении продолжительное время. Всех случаев, когда земные поклоны положены, не привести, их много. Важно вот что: всегда, когда молящихся призывают положить земной поклон, этот поклон делают сами священнослужители. Таких случаев много в Великом посту. Смотрите за священниками – и не ошибетесь. О поклонах при чтении Великого канона Андрея Критского в Уставе сказано: «Творим же на кийждо тропарь метания три, глаголюще настоящий припев: Помилуя мя, Боже, помилуй мя». (поясными поклонами, поскольку именно таковыми считаются упоминаемые в Типиконе «метания». Следует помнить, что правильный поясной поклон совершается так, чтобы пальцами руки дотронутся до земли или пола). Более подробно вы можете узнать в Типиконе, "О поклонах во дни Святой Четыредесятницы" или в Уставе о земных поклонах.

На телеканале СПАС @spastv_official выходит замечательная передача "До самой сути", с очаровательной девушкой Еленой Жосул @elena_zhosul Тема сегодняшней передачи очень актуальная и животрепещущая "Замуж за неверующего". В программе принимали участие верующие люди, атеисты, а также опытные психологи. Эта передача будет полезна всем, но особенно молодым людям, которые хотят создать семью или уже создали. Апостол Павел говорит замечательные слова «...жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?». Но, как быть, если твой муж мусульманин...? Это и многое другое вы узнаете во вторник! 5 февраля в 21.30 и утром 6-го в 10.00 повтор! Смотрите не пропустите☝

@moskvitina_tata (@get_repost) ・・・ Вот и вторая встреча с о. Петром Гурьяновым @petr.guryanov. Где бы вы думали?) В гостях у Лены Жосул, в её программе "До самой сути". Говорили о браке с неверующим. Горячая тема получилась, поспорили и подискутировали. Смотрите на следующей неделе на Спасе.

Сегодня встретился со своим научным руководителем по кандидатской диссертации. 📖 Отец Владислав Цыпин, Это поистине Великий человек. 💪 Историк церкви, богослов. Доктор церковной истории, доктор церковного права, кандидат богословия, профессор и заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин, преподаватель Московской духовной академии @moscowtheologicalacademy и Сретенской духовной Семинарии @sretensky_seminary , член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Я по его книгам учился в Нижегородской Семинарии. Те знания, которые он имеет, это просто кладезь... Живёт он очень скромно, из всей мебели в его маленькой квартире это огромнейшие стеллажи книг от пола до потолка. Очень надеюсь, что он одобрит мою работу и напишет положительный отзыв. Прошу ваших святых молитв. 🙏

Пути Господни неисповедимы... Ну вот как не верить в некий замысел Бога о человеке, в Его промысел о нем? Как в огромном миллионном городе совершенно случайно могут встретиться два человека, которые занимаются одним делом, и думают одинаково и молятся об одном и том же. 🙏 Среди миллионов людей, которые встречаются мне на пути, я выбираю своих, завязываю белую ленточку на руке, запускаю их в свою жизнь, оставляя открытой входную дверь. И показываю им чёрный выход. Они теряются или исчезают из виду на какой-то период, но всегда возвращаются, потому что у них есть моя верная ленточка. Это мой человечек. Я их никогда не отпущу, прощу обиду, предательство, да и многое прощу, закрою глаза на то, что другим не простил бы никогда. Этот человек, с которым я сегодня встретился научил меня кое-чему, дал мне некоторый опыт… Людей, у которых есть невидимые ленточки, в моей жизни много. Я дорожу ими, ценю их, переживаю за них и не отпущу... И один из этих человечков, лохматая женщина @moskvitina_tata Наташа, мы сегодня поняли друг друга с полу слова... 📖Наташа мама четверых детей, лидер движения

МУЗЫКА Протоиерей Андрей Ткачев Если бы отцы всегда передавали свои таланты и умения детям, быть бы мне музыкантом или что-то около этого. Батька мой исправно в юности «пилил» скрипку, читал ноты с листа и вообще обещал реализоваться в области гармоничных звуков. Но не сложилось. И у него, и у меня. Как в «Рублеве» у Тарковского, «рецепт колокольной меди» батька забрал с собой. А я остался не то чтобы с медведем, наступившим на ухо, но с рядовой неграмотностью в музыкальном вопросе. Таким, в основном, и остаюсь. К сожалению. Хотя… Было время: вел я авторскую передачу на радио. Можно было звать в студию интересных собеседников, что я и делал. Были со мной у микрофона переводчики, кинокритики, рок-музыканты, педагоги. И однажды был он. Назовем его Гена. Скрипач. С тех пор мы подружились. Гена производил впечатление человека, находящегося под высоким напряжением. Ну, если бы мы все были куклами и питались от обычной батарейки, то Гена на общем фоне был бы похож на существо, запитанное от высоковольтного кабеля. Он все время то ли что-то слушал у себя в голове, то ли тяжко думал, то ли ворочал внутри души какие-то большие глыбы. Было очень интересно. Первое, чем он меня поразил, было скептическое отношение к музыке как к средству улучшения внутреннего мира. Ну, знаете, как каждый кулик хвалит свое болото? Артисты и режиссеры, те изображают из себя таинственных служителей в храме искусства. Так и говорят: театр – храм искусства. А ученые свои институты называют «храм науки». Они, мол, жрецы в этом храме. Художники же и поэты силятся предстать в образе медиумов. И все они якобы допущены до высших сфер. И без всех них природа-мать наутро бы непременно засохла. И как вообще, – думается, слушая их, – можно жить, не разбираясь в тонкостях того или иного искусства? Так вот всего этого снобизма, пожаренного на масле самолюбования, в Гене совершенно не было. – Музыка лучше человека не делает, – заявил он мне, не меняясь в лице и слушая что-то в своей голове или переворачивая очередную глыбу. – Вот те на! – говорю. – А зачем тогда все? Разве не для внутреннего роста? – Не знаю, – отвечает. – Может, и для роста. Только музыка человека лучше не делает. И мы вспомнили Яновский концлагерь во Львове, где комендант был тонким эстетом. Из четырех евреев, игравших до войны то ли в опере, то ли в филармонии, этот эсэсовец сколотил квартет, и бедные узники играли регулярно некое «танго смерти», когда людей вели на уничтожение. Вспомнили фильм, где офицер играет за роялем Бетховена, пока запоротый шомполами солдат Митька помирает и «ухи просит». И еще много чего вспомнили. – Так зачем она, музыка? – спрашиваю. – Да низачем, – говорит. – Она – антропологическое свойство, как прямохождение и обладание словом. Без нее нельзя. Людей без нее нет. И она, конечно, от Бога. От кого же еще?! Как и способность человека к науке от Бога. Но и наука может быть сомнительной и людоедской, и музыка тоже. И вообще все, что есть в человеке, из-за греха стало двусмысленным. Людей без музыки нет. И она, конечно, от Бога. Но… музыка лучше человека не делает Еще он говорил, что музыка не развивалась от простого к сложному. Мол, сначала «Чижик-Пыжик», потом «Во саду ли, в огороде», а потом Моцарт. Нет. Музыка, говорит, изначально была сложная. Потому опять-таки, что она от Бога. И говорили еще о том, что в древнем Китае были чиновники, которые, разъезжая по провинциям, прислушивались к песням, которые поет народ. На основании этих песен делали умозаключения о настроениях в народе, о состоянии, так сказать, народного духа. И что за изменения устоявшегося музыкального лада в том же Китае казнили смертью. Потому что изменяющий привычные и древние мелодии колеблет мироздание. Не больше и не меньше: расшатывает вселенную. Еще говорили, что словесная цензура всегда возможна, поскольку контролирует информацию, закодированную понятными словами, а музыкальной цензуры нет. Потому что музыку понимать и разумно считывать почти никто не умеет. Отсюда в нас бесконтрольно и ежедневно залетают самые злодейские, самые преступные звуки и созвучия, разрушающие внутренний мир, а мы и в ус не дуем, потому что не осознаём важности вопроса. Говорили еще, что «чайнику», стремящемуся к самообразованию, надо начинать с европейской музыки XVIII века. Именно XVIII-го. Потому что связи с христианской духовностью, с Духом Святым еще порваны не были, а техническое мастерство было на очень высоком уровне. Так среди не всуе помянутых Генделя и Мусоргского эфир и прошел. Но скажите мне, мог ли я еще не встретиться с таким собеседником? Конечно, не мог. Тут годами можно жить, как рыба, ни с кем толком не разговаривая, – и вдруг такой собеседник. Мы подружились. Я был у Гены дома. И не раз. Конечно, говорили о доремифасоли, чудесным образом связанной с Живущим на небесах. Я не все помню. Просто базовых знаний нет, и информации внутри тебя не за что зацепиться. Но кое-что все-таки помню. *** – Вот смотри. (Он взял в руки скрипку.) Это мелодия Гайдна. Она начинается с ноты «си». Он провел смычком по струнам и извлек звук. Потом сделал еще несколько движений и сыграл небольшую музыкальную фразу. – Слышишь? – Ну да. – А вот мелодия Бетховена. Она тоже начинается с ноты «си». Но это почему-то другая нота. Он извлек из скрипки начальное «си», потом еще несколько звуков, образующих мелодичное начало. И, действительно, это была какая-то другая нота. Ну, как тот же человек, только лет на десять постаревший. Видишь, что это он, только волосы седые и в глазах грусть. Как-то так. – Почему так, я не знаю. И таких фокусов в музыке на каждом шагу – тысячи. А вообще музыка, звук имеют исповедальный характер. – ??? – Через звук мир и человек исповедуются, открывают свою внутреннюю тайну. Через звук мир и человек исповедуются, открывают свою внутреннюю тайну Ты постучал по дереву и слышишь определенный звук. Это дерево говорит: я дерево. Постучишь по стеклу, и стекло скажет звуком: я стекло. Так же и с камнем, и с кирпичом, и с человеком. Музыкант пишет музыку и сам до конца не понимает, что он этой музыкой сказал. Тонкий и умный критик всегда лучше автора знает, что именно через эту музыку сказано. И он рассказал мне о том, как играл однажды сонату одного современного композитора. Несколько месяцев репетировал. В каждый аккорд вслушивался с мыслью: что автор здесь говорит, на что намекает? Потом был премьерный концерт, овации зала и благодарность автора. И вот после концерта, уже за бокалом шампанского Гена спрашивает автора музыки: «Зачем ты первую семью оставил?» Тот выпучивает молча глаза, а Генка еще раз спрашивает: «Почему ты ушел от первой жены и оставил ее с ребенком?» «А ты откуда знаешь?» – с обидой и гневом спрашивает композитор. «Так у тебя, – говорит Гена, – в музыке всё написано. Всё звучит очень ярко. Семейная драма, муки совести, самооправдание и всё такое». Они тогда поссорились. Крепко и, возможно, навсегда. Но вот такая она, музыка. *** О чем мы еще говорили тогда и в следующие встречи? Не помню. Говорю же, базы у меня нет. Информация залетает в душу и, как голубь Ноя, которому некуда ноги поставить, улетает прочь. Воды Потопа еще не сошли. Обидно. Но музыку я стал с тех пор слушать. И стало меня временами «накрывать». Однажды порвал мне душу Бетховен. Точнее – некая часть из Седьмой симфонии, аллегретто, кажется. Я в машине слушал. И такое на меня нашло, что нужно было с трассы съехать, заглушить мотор и выплакаться. Иначе разбиться можно было. Если бы любой гаишник увидал меня тогда на обочине с мокрым лицом и откинутой на спинку кресла головой, подумал бы, что меня надо прав лишить или «Скорую» вызвать. Звоню Генке, взахлеб говорю ему о Бетховене, о Седьмой симфонии. А он спокойно и медленно (видимо, постоянно в голове глыбы переворачивает) говорит: «Это оно и есть. Это музыка, которая от Бога». После меня еще подобным образом Рахманинов «накрывал», Второй концерт для фортепиано с оркестром. Даже Рахманинов больше Бетховена подействовал. Короче, внес Генка в мою жизнь нечаянные коррективы. Да, вспомнил. Он еще говорил, что музыка никоим образом не существует для заполнения бытовой пустоты, для «красивости», для всяких невинных тра-ля-ля. Она также не существует для того, чтобы сделать жизнь человека эстетичнее и приятнее. Это, говорил он, просто ересь. Хотите знать, для чего существует великая музыка и вообще великое искусство? Напрягитесь. Высокое искусство, согласно Генке, существует, чтобы страдать! СТРАДАТЬ! Подлинным, высоким и оправданным страданием. Для чего существует великое искусство? Чтобы страдать! Человек потерял Рай. Человек так или иначе страдает. Но если он по образу жизни – вьючное животное и не более, то страдать он будет только от крепкой палки в руке погонщика. Великое же искусство напоминает о Великой утрате и заставляет искать потерянное. Само по себе искусство потерянный Рай не возвращает, и поэтому деятелям искусства надувать щеки не надо. Они лишь будят спящую душу и заставляют «возвести очи в горы, откуда приидет помощь моя». «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю» (Пс. 120: 1–2). Потому подлинному творцу так тяжко на земле. Потому его никто понять не может. Все у него с душой, как у Лермонтова: И звуков небес заменить не могли Ей скучные звуки земли. *** Да, еще он говорил, что минорное и мажорное трезвучие – это как Троица в музыке. В мажорном трезвучии средняя нота возвышена. Это радость. Это Христос во славе. А в минорном средняя нота унижена. Это Сын Божий страдает: воплощается, смиряется, молится о Чаше, терпит Распятие. Но я уже говорил, что многое понять до конца, а многое просто запомнить я не могу. Базы у меня нет. Секрет «колокольной меди» батька с собой унес, и я, как и многие, музыкой долго называл то, что ею не является. Пока в моей жизни не появился Гена. Протоиерей Андрей Ткачев

Деньги тоже ЛЮБЯТ -- ТИШИНУ, но про деньги обычно люди -- МОЛЧАТ, а вот, о своем счастье ВСЕМ -- все РАССКАЗЫВАЮТ, а потом, у людей начинаются -- ТЯЖЕЛЫЕ проблемы в жизни.

Действительно счастливый человек вряд ли БУДЕТ -- выставлять своё счастье, личную и семейную жизнь -- НАПОКАЗ, обнажаясь в прямом и в переносном смысле.

Ох, если бы мы знали, насколько это ОПАСНО – делиться интимным, самым дорогим и сокровенным с совершенно чужими людьми, ПОКАЗЫВАЯ -- свои фото, и фото своих родных и детей в просторах глобальной Сети.

Для чего это? Зачем это нужно? Цель-то одна чаще всего – заполнить пустоту в душе, свою ГОРДЫНЮ -- потешить, дать людям возможность все узнать о себе, посплетничать, чтобы ВСЕ вокруг -- восхищались и завидовали.

Но вызывать ЗАВИСТЬ – это ущербная позиция людей, у которых чаще всего есть всё, кроме счастья. Да, конечно, бывают примеры светлых миссионерских страничек в Соцсетях, но это большая редкость и я бы сказал - нелегкий крест. Но в основном один -- "Хвастограм и Выпендрежь" какой-то получается.

Святые ХРАНИЛИ -- себя в чистоте и молчании, а мы на весь мир ТРУБИМ -- о своей жизни и потом удивляемся, почему мы так -- несчастны.

Люди или не знают или НЕ хотят понимать, что вокруг нас -- МНОГО ЗАВИСТЛИВЫХ - недоброжелательных людей, которые, как говорит старец Паисий -- из-за своей ЧЕРНОЙ злобной ЗАВИСТИ -- ЖЕЛАЮТ всем этим неразумным людям -- ЗЛА, и это ЗЛО -- происходит, и потому, все чем люди -- Похвастались или рассказали и показали другим людям -- ТЕРЯЕТСЯ - пропадает. В народе это называется -- СГЛАЗОМ.

Ведь, сколько уже семей -- РАЗРУШЕНО из-за этой ЧЕРНОЙ зависти.

Жили, жили супруги - ТИХО и спокойно, пока НЕ ПОХВАЛИЛИСЬ своим счастьем, не показали его, НЕ РАССКАЗАЛИ -- о нем своим друзьям и подругам, знакомым и соседям и даже, своей родне. И вот, уже в семье -- ССОРЫ и скандалы на ровном месте из-за ничего. Поругались -- год, два, да и разошлись - сколько таких несчастливых семей.

Конечно, если это случилось - НЕ НАДО бежать к колдунам и бабкам, это Грех - и БУДЕТ -- еще ХУЖЕ. Все колдуны и бабки знахарки служат -- дьяволу, а дьявол благотворительностью -- не занимается -- добро -- не делает, только зло.

Надо идти в церковь -- на Исповедь - исповедовать свои грехи, простить друг друга по доброму и причаститься -- Святых тайн и все БУДЕТ -- опять Хорошо в семье. Будет -- мир и согласье. Потому, что Мир и любовь в семьи -- дает Господь.

И муж, и жена, должны всячески БЕРЕЧЬ -- свои семейные отношения от всех -- ПОСТОРОННИХ людей, не только от своих родственников, но и от друзей, подруг и соседей.

Не надо особенно откровенничать с другими людьми даже о том, что вас безпокоит. И совершенно недопустимо беседовать -- о своей семейной жизни с ПОДРУЖКАМИ, особенно незамужними. «Вот он мне это сказал». - «А ты ему вот так-то ответь!». И вот, уже посеяно семя будущего развода.

Очень много завистливых и коварных людей на земле. Сколько семей -- РАЗВАЛИЛИ такие «Доброжелатели», сколько горя ПРИЧИНИЛИ -- доверчивым и неосторожным людям!

Вот почему, НЕЛЬЗЯ -- никому из ЧУЖИХ, посторонних вашей семье людей верить! Кто бы, что плохое вам -- не говорил бы о ваших близких, даже, если вы и знаете этих людей.

Не ВЕРЬТЕ – непорядочным, завистливым людям и всяким -- СПЛЕТНЯМ!

Обычно так бывает в жизни: некоторые завистливые «доброжелатели», видя как дружно живут молодые, не могут это спокойно перенести, очень такие люди НЕ ЛЮБЯТ, когда кто-то лучше -- их живет, и начинают: жене наговорят про ее мужа, что такой он и сякой, и видели его с любовницей, а мужу наговорят о его жене -- и всё, НАЧИНАЮТСЯ -- скандалы, драки, слезы, ругань, что часто ПРИВОДИТ -- к разводам. А эти люди радуются.

Вот почему, никому -- из ЧУЖИХ людей: ни соседям, ни учителям, ни коллегам по работе и знакомым -- НЕЛЬЗЯ ничего рассказывать -- о своей семье и своих близких, о том какие отношения в семье, о своих детях, как они учатся, как живут, какое у них здоровье – НЕЛЬЗЯ никому ничего рассказывать, иначе может быть много неприятностей и даже беда.

Молодые супруги должны -- ДОГОВОРИТЬСЯ между собой, что они никогда, ни при каких обстоятельствах НЕ ДОЛЖНЫ -- ВРАТЬ друг другу, должны всегда -- Верить и ДОВЕРЯТЬ друг другу, чтобы ни случилось, и чтобы, кто не наговорил на них дурное.

И если вдруг, кто-то, что-то наговорил одному из супругов, то нужно просто спросить об этом у другого, и зная, что у вас в семье говорят только правду – ВЕРИТЬ своему супругу и больше никому.

Большую опасность для семьи представляют -- ПЛОХИЕ соседи. Как часто люди недооценивают -- их ДУРНОЕ влияние!

Хитро и льстиво входя -- в ДОВЕРИЕ, иные соседи могут из-за зависти РАЗВАЛИТЬ даже самый прочный семейный мир. Сплетни, намеренно искаженная истина сеют -- недоразумения и раздоры между супругами. Плохое влияние соседей затрагивает и детей.

Так детей в одной семье священника, где, естественно не было телевизора, одна сердобольная соседка по дому стала приглашать посмотреть мультфильмы, ну а где мультики, там по телевизору можно увидеть и все, что детям нельзя смотреть. Результат -- дети СТАЛИ капризными, непослушными – матушка не знала, что и делать с ними.

Поэтому, НЕЛЬЗЯ входить в БЛИЗКИЕ отношения с людьми, предварительно не убедившись в том, что они прежде всего – ХОРОШИЕ и Добрые люди, и если они еще и верующие люди, то общение с ними может принести только пользу. Строгим правилом для семьи должно стать то, что никто из других людей не должен знать о том, что ПРОИСХОДИТ и какие отношения -- в семье.

Семья – это ТАЙНА для всех остальных людей на земле – БЕРЕГИТЕ свою семью и не пускайте в неё Посторонних! Никто – ничего НЕ ДОЛЖЕН -- ЗНАТЬ о том, как вы живёте.

Не имейте Дурной привычки ОБСУЖДАТЬ с посторонними людьми, какими бы они хорошими не казались, любые свои Семейные проблемы -- это СОХРАНИТ вашу семью от многих -- Неприятностей и тяжелых проблем.

Сколько горя -- у людей было, а людям все никак неймется. Люди продолжают -- ХВАСТАТЬСЯ своим счастьем и закономерно -- ТЕРЯЮТ его.

Напрасная публичность -- опустошает и далеко не все обладают такой духовной силой, чтобы выдержать возникающие в этой связи искушения.

Наша молодежь -- любит ОБНИМАТЬСЯ и даже целоваться -- в общественных местах, а потом, эти молодые люди ПЕРЕЖИВАЮТ, мучаются из-за ПЛОХОЙ -- семейной жизни или и за-за Одиночества -- потому что НЕ МОГУТ -- создать семьи из-за Черной зависти злобных людей.

Молодые девушки и женщины – ЛЮБЯТ выкладывать в Интернете на своих страничках – свои ФОТО в купальниках, а ведь, это ГРЕХ и тяжкий. Вот, Бог и ЛИШАЕТ всех этих девушек и женщин – семейного счастья.

Ведь, сказано – НЕ СОБЛАЗНИ. Это Божий закон и нарушать его – НЕЛЬЗЯ! Если был такой грех – НАДО немедленно -- удалить все такие нескромные Фото и Исповедовать этот грех. Тогда Бог вас – простит.

Скромнее -- надо БЫТЬ.

Счастье ЛЮБИТ -- тишину и тот, кто по-настоящему счастлив БЕРЕЖНО -- хранит его, не провоцирует зависть у людей и более того молится о том, чтобы ему никто -- не завидовал.

А плоды хвастовства, самолюбия и гордости - это СКОРБИ и всегда несчастная жизнь. Поэтому, не стоит удивляться чувству одиночества и необъяснимой печали – это чаще всего наших же рук дело. Люди порой, словно поголовно зомбированные ВЫКЛАДЫВАЮТ -- отчёт о себе во все Социальные сети, а погоня за лайками и комментами уже СТАЛА -- зависимостью. Вроде поделились чем-то личным, а на душе вместо радости в сто раз хуже стало.

К сожалению, сейчас немало тех, кто живет -- безсмысленно и безрассудно, и одержимы одним желанием, чтобы ВСЕ -- им завидовали, считая это показателем какого-то там "успеха". Но разве имеет значение мнение людей -- о нас? Разве они нам судьи?

Сегодня -- хвалят, завтра -- свалят и обольют грязью.

Главное жить -- благочестиво и тихо в доброй совести и быть честным перед Господом, ведь только Он наш судья и Спаситель.

И надо, обязательно всегда МОЛИТЬСЯ -- друг за друга и за свою семью -- тогда Бог будет -- ХРАНИТЬ ваше семейное счастье.

Потому и проблем много в семьях - потому что люди НЕ МОЛЯТСЯ -- друг за друга, даже родители НЕ МОЛЯТСЯ -- за своих детей, потому и дети у них -- НЕПОСЛУШНЫ и в жизни -- НЕСЧАСТЛИВЫ.

Поэтому, если не хотите -- страдать, НИКОГДА И НИКОМУ (кроме духовника и ближайших людей, кто действительно может помочь, порадоваться, а главное -- помолиться)

НЕЛЬЗЯ -- НИЧЕГО говорить -- о своей ЛИЧНОЙ семейной жизни, о своих -- детях и внуках, о своих делах -- особенно в Соцсетях.

А чтобы защитить себя от зла, БУДЬТЕ -- благоразумны не только в интернете, но и в реальной жизни.

Поменьше языком болтайте, о себе -- не рассказывайте, ПОБОЛЬШЕ -- молчите, а главное – ЧАЩЕ ходите в храм и регулярно, исповедайте свои грехи и причащайтесь. И молитесь друг за друга.

И детей своих -- ПРИУЧАЙТЕ, чтобы никогда и НИКОМУ они НИЧЕГО -- НЕ РАССКАЗЫВАЛИ, о том, как вы живете, и что у вас дома происходит -- в том числе и учителям и соседям.

Берегите себя -- от зла. Да будет милостив к Вам Господь!

Годы «безбожной пятилетки» - очень трудный и сложный период для верующих людей того времени, для нашего государства в целом.

Сталин, подписав 15 мая 1932 года Декрет Правительства, фактически открыл «безбожную пятилетку», поставив задачу: к 1937 году «имя Бога должно быть забыто на территории страны». Власть всячески пыталась переориентировать сознание и мировоззрение людей, убеждая их: всё, во что они верили прежде, что считали своей поддержкой и опорой, лучом надежды на спасение и облегчением земных тягот, являлось искусственным, ненастоящим, выдуманным царским правительством для манипуляции общественным сознанием. Большевики видели: у религии, а точнее - у Русской Православной Церкви, есть очень сильные рычаги воздействия на людей, на их мнения и представления о том, что делается в стране, на их отношение к новой власти, и допускать существование такого влияния им совершенно не хотелось. Нужно было кардинально изменить всё, что складывалось и создавалось столетиями, на новый лад, дабы показать (а может, и потешить свое тщеславие, гордыню и самолюбие), что большевистская идеология и есть правда, та абсолютная истина, которая не требует доказательств.

Концепция «безбожной пятилетки», квинтэссенция которой была озвучена в 1932 году Союзом воинствующих безбожников во главе со знаменитым Емельяном Ярославским в формуле «забыть имя Бога», редко становится предметом философского и тем более богословского анализа. Обычно рассматриваются идеологические и политические аспекты «безбожной пятилетки», причем в контексте непримиримой борьбы с религией вообще и в первую очередь с Православием, однако, как нам представляется, эта концепция обладает самостоятельным и специфичным богословским содержанием, которые мы в данной статье контурно обрисуем и проанализируем.

«Безбожная пятилетка» была подготовлена своеобразным «квазибогословием» большевизма, которое, с одной стороны, отвергало все существующие формы религиозного сознания, но с другой - предлагало взамен иную форму религиозности - со своей догматикой, со своим учением о сотворении мира, со своими пророками, подвижниками, «святыми местами» и эсхатологией. С практической точки зрения ленинские заветы в области атеистической пропаганды активно выполнялись в 1920-е годы, подготавливая «безбожную пятилетку». В это время выходит огромное количество самых разнообразных атеистических изданий: «Революция и церковь», «Безбожник», «Антирелигиозник», «Безбожник у станка», «Деревенский безбожник», «Юные безбожники» и многие другие. К началу «безбожной пятилетки» в 1932 году в СССР «издавалось 10 газет антирелигиозного содержания и 23 антирелигиозных журнала, функционировали Союз воинствующих безбожников и Государственное антирелигиозное издательство».

Если посмотреть на многочисленные плакатно-пропагандистские иллюстрации из этих изданий, можно заметить первый неочевидный элемент «теологии безбожной пятилетки»: это идея изменения системы времяисчисления и организации человеческой (личной и общественной) жизни в соответствии с ним. Так, на одной из иллюстраций «Безбожника у станка» (№ 20, 1929 год, который назван «12-м годом пролетарской революции») видим: мальчик идет с красным флагом с лозунгом «Перехожу на непрерывную неделю!!!», чем вызывает возглас изображенных над ним «небесных сил»: «Караул! Зарезали! Спасите!». Здесь в символической форме представлено сразу несколько «богословских» идей.

1) Идея нового летоисчисления, начинающегося с 1917 года - с года Октябрьской революции, который принимался за год «0», точку создания нового мира, сотворения мира ex nihilo - из ничего. Действительно, с точки зрения К. Маркса, весь мир до социалистической революции - это неподлинный мир, мир отчуждения и эксплуатации, внеисторический мир. История в собственном смысле этого слова начинается с социалистической революции. Здесь перед нами своеобразное переворачивание христианской идеи о сотворении мира, а также секуляризованная христианская идея возрождения.

2) Идея непрерывной недели также является переворачиванием описанного в Библии сотворения мира за шесть дней и седьмого дня, когда Бог почил и объявил, что сотворенное Им хорошо (см.: Быт. 2: 2-3). Начиная с 1929 года в СССР рабочая неделя была «подвижной» - пять дней трудящиеся работали, на шестой отдыхали (для характеристики такой недели существовал даже специальный термин - «непрерывка»). За этим стояла идея непрерывного производства, то есть день, когда «вся страна» отдыхала, отменялся, был введен единый «табель-календарь», по которому год состоял из 72 пятидневок (360 дней), пять оставшихся дней отводились под праздники. Христианское воскресенье перестало быть неизменным праздником для верующих, ведь выходным мог оказаться любой день недели. Подобное положение сохранялось почти до начала Великой Отечественной войны, лишь указ СНК СССР от 26 июня 1940 года вновь вернул все «на круги своя», заявив о переходе на восьмичасовой рабочий день, семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода с предприятий рабочих и служащих.

Характерно, что идея управления временем является одной из ключевых религиозных максим большевизма (впрочем, эта максима характерна для Нового времени (эпохи модерна) в целом: именно эта эпоха изобрела «машину времени»). Так, В.Н. Муравьев, русский космист, в молодости близкий к метафизике всеединства, а после революции считавший себя «больше большевиком, чем сами большевики», пишет в 1920-е годы книгу «Овладение временем», где высказывает идею, согласно которой время должно быть технически переработано, упорядочено и из хаотического времени мира должно возникнуть время-вечность рукотворного бессмертия. Этот же пафос сверхбольшевизма слышался в стихах В. Маяковского, в названии книги В. Катаева «Время, вперед!» и в фантастической повести А. Беляева «Властелин времени». Не стоит думать, что эта масштабная задача производственного овладения временем, которое больше не рассматривается как дар и как способ существования сотворенного Богом мира, была всего лишь фантастической или философской мечтой. В те же 1920-е годы возникает и начинает активно работать Институт труда, созданный А. Гастевым, - в нем-то и начинает работать после выхода своей главной книги Валериан Муравьев.

Идея производственного овладения временем, которая была одной из составляющих частей «безбожной пятилетки», символически отображена на обложке того же журнала «Безбожник у станка», где основную часть пространства картинки занимают вздымающиеся вверх красные производственные конструкции, а в нижнем правом углу рабочий выметает из этого технически организованного мира окарикатуренную фигуру Бога. С богословской точки зрения здесь заявлена нетривиальная идея. Христианское богословие времени, наиболее яркой иллюстрацией которого является XI книга «Исповеди» блаженного Аврелия Августина, предполагает, что время сотворено Богом, а также и то, что время как бы раздваивается. У апостола Павла мы находим два типа времени: время как хронос (как автоматически протекающее гомогенное время ежесекундных изменений) и время как кайрос - время события, время, которое неподвластно и неподконтрольно человеку, потому что это время всегда предшествует человеческому опыту и является залогом того, что в истории в разрыве хронологического времени может явить себя нечто внеисторическое, божественное. Это наблюдение и описание двух времен живого христианского опыта принадлежит немецкому философу Мартину Хайдеггеру. «Хайдеггер фокусирует внимание на различии между хронологическим и кайрологическим временем. Хронологическое время характеризуется как нечто исчислимое, объективное, доступное распоряжению и при этом ничего не говорящее о смысле исторических событий. Кайрологическое время принадлежит к осуществленной историчности жизни и не может объективироваться. Кайрос настает внезапно, являясь как событие, которым мы не можем распоряжаться».

Когда Августин пишет: «Время есть не что иное, как растяжение, но чего? - не знаю; может быть, самой души», он недвусмысленно связывает реальность времени с грехопадением, растяжение здесь - не что иное, как травма души, следствие первородного греха. Это значит, с одной стороны, что во времени Бог является тем, кто способен к покаянию, а с другой - что любая попытка «овладения временем» есть не что иное, как сведение всей полноты времени (хроноса и кайроса) к исчислимому хроносу, и, как исходная предпосылка и неизбежное следствие, что «овладение временем» есть не что иное, как отрицание грехопадения и невозможность надеяться на Бога как на Спасителя.

Мы считаем, что именно такая богословская максима стоит за концепцией «безбожной пятилетки». В ней обнаруживаются следующие элементы: (гностическая) идея пересотворения (несовершенного) мира в Революции, отвержение грехопадения (и кайрологического времени) и идея производственного и технического овладения временем как исчислимым хроносом.

Неслучайно «безбожная пятилетка» должна была завершиться к 1937 году - к 20-летию Октябрьской революции, которая мыслилась как исходное событие сотворения мира ex nihilo. С точки зрения этой большевистской ортодоксии, всякая другая религия рассматривалась как ересь (можно сказать, что все религии мыслились, по аналогии с марксовой концепцией неисторичности предшествующих эпох, как извращенные, отчужденные формы религиозности, тогда как большевистская ортодоксия мыслилась как единственное истинное мировоззрение, единственное учение, располагающее истиной и путями к спасению, то есть как единственная истинная религия). На обложке № 22 «Безбожника у станка» красовалась «реклама» будущей «безбожной пятилетки». Под огромной римской цифрой «V» помещались окарикатуренные и раздавленные «боги» монотеистических религий, провозглашалось: «Пятилетка - это сокрушительная практическая программа в борьбе с религией» и «Да здравствует пятилетка!». То есть сама идея управления временем и жизнью становилась самостоятельной формой религиозной ортодоксии.

Если таким образом поставить вопрос о сущности «безбожной пятилетки», важным ее аспектом станет техника осуществления поставленных перед советской властью целей. В сущности, если время и жизнь сводятся к регулируемым параметрам целиком и полностью посюстороннего производства, главным фактором в этом процессе становится именно техника. Здесь необходимо отметить два главных параметра «техники обезбоживания».

С 30 января по 4 февраля 1932 года в Москве проходила XVII партийная конференция, одобрившая план развития промышленности на 1932 год и принявшая директивы к составлению второго пятилетнего плана социалистического строительства. На конференции была сформулирована главная политическая задача второй пятилетки: окончательно ликвидировать капиталистические элементы и классы вообще; полностью уничтожить причины, порождавшие классовые различия и эксплуатацию, преодолев пережитки капитализма в экономике и сознании людей, превратив всё трудящееся население страны в сознательных и активных строителей бесклассового социалистического общества. Уничтожение классовых различий и эксплуатации воспринималось как искоренение исходного изъяна миропорядка, как искоренение секулярно истолкованного греха, как спасение, которое отныне находилось не в руках Сына Божия, но в руках человека. Такова была основная цель, показывающая, что, хоть Октябрь и был чем-то вроде начала Нового мира, этот Новый мир мог начаться лишь благодаря техническим усилиям человека. Главный парадокс, таким образом, состоял в следующем: несмотря на то, что формально Новый мир уже сотворен, его реальное начало откладывалось в запланированную точку в будущем. В сущности, эта растянутость времени между двумя фиктивными точками «начала» и «осуществленного начала» и порождала феномен «пустого» секулярного времени «безбожной пятилетки».

Как отмечает С.Л. Фирсов, «сознательные и активные строители нового общества не могли быть носителями “религиозной заразы”. Антирелигиозную деятельность необходимо было усилить. Разумеется, Союз воинствующих безбожников не мог стоять в стороне от этого дела. И действительно, к ноябрю 1931 года в его рядах числилось уже свыше 5 миллионов членов, объединенных в более чем 60 тысяч ячеек (а ведь в 1926 г. в Союзе было только 87 тысяч человек, в 1929 г. - 465 тысяч, а в 1930 г. - свыше 3,5 миллиона!). Тиражи антирелигиозной литературы также увеличивались год от года: если в 1927 году организации безбожников издали книг и брошюр общим объемом в 700 тысяч печатных листов-оттисков, то в 1930 году - уже свыше 50 миллионов. Тираж газеты “Безбожник” в 1931 году достиг полумиллиона экземпляров, а тираж журнала “Безбожник” - 200 тысяч. Вовсю организовывались кружки юных безбожников (к концу 1931 г. в них было 2 миллиона человек). Кстати сказать, в 1932 году в государственном антирелигиозном издательстве тиражом 12,5 тысячи экземпляров вышел и первый том пятитомного сборника председателя ЦС СВБ Е.М. Ярославского “Против религии и Церкви”».

Итак, первым техническим средством осуществления «безбожной пятилетки» была печать. Стоит отметить, что в печатных изданиях сразу появляется мотив «канонизации» фигуры В.И. Ленина, суждения которого о религии становятся чем-то вроде «канона» и «священного писания». Например, Емельян Ярославский еще в год смерти Ленина выпустил сборник «Мысли Ленина о религии», который потом неоднократно переиздавался и дополнялся. Этот сборник открывался замечательным «благовестием» о воскресении Ленина: «Ленин умер! Да здравствует дело и учение товарища Ленина!». Он пишет: «Они [«вековые враги»] думают, что Ленин умер навсегда, что умерло и дело Ленина. Мы, безбожники, мы не верим в бессмертие тела Ленина. Но мы знаем, что мысли его, что дела его - бессмертны. Только такого бессмертия должен искать человек, только?оно ценно, нетленно». На большинстве плакатов «безбожной пятилетки» Ленин занимает композиционное место «красного угла». Плакат - еще одно техническое средство «обезбоживания».

Однако если сразу перенестись в конец безбожной пятилетки и посмотреть на ее результаты по переписи населения 1937 года, которая стала своего рода барометром религиозных настроений, имевших место в советском обществе, мы увидим следующее. Внесенные в опросные листы по личному указанию Сталина вопросы о религиозных убеждениях дали потрясающую информацию: из 30 миллионов неграмотных граждан СССР старше 16 лет 84% (или 25 миллионов) признали себя верующими, а из 68,5 миллиона грамотных - 45% (или более 30 миллионов).

Из этих данных видно, что распространению печатных средств борьбы с религией препятствовало естественное ограничение: безграмотность. И здесь, с одной стороны, нужно указать на то, что курс на ликвидацию безграмотности был составляющей частью эсхатологии большевиков, с другой же стороны, выявляется еще одно важное обстоятельство: более эффективным средством борьбы с религией (и более совершенным в техническом отношении) был - кинематограф. Знаменитое ленинское «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» должно быть прочитано в том числе в этом смысле. В 1930 году, перед началом «безбожной пятилетки», появляется книга, специально посвященная атеистическому потенциалу кинематографа: «Безбожное кино в деревне. Методика и практика антирелигиозной пропаганды через кино». Автор - Н. Шагурин -специально сосредотачивается на той тревоге, которую вызвало само появление кинематографа в России у православного духовенства. Ближе к середине своего опуса он специально подчеркивает, что кинематограф особенно действенной силой обладает в среде деревенских жителей, преимущественно безграмотного крестьянства. Но самое важное он обозначает почти в самом начале, когда говорит, что, в сущности, кино само по себе является искусством атеизации, само по себе является искусством безбожным, которое устроено таким образом, что даже религиозные сюжеты в кино приводят к обезбоживанию. Работы, написанные сухим техническим языком киномеханика, языком методички, посвященные той же теме, массово распространялись в эпоху «безбожной пятилетки».

Удивительно, но это прямо согласуется с тем, что в это же самое время писал немецкий философ-марксист Вальтер Беньямин в работе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». Современное искусство - это техническое средство секуляризации, которую Беньямин описывает как «уничтожение ауры». Аура - это пребывающее в предмете искусства время, живая память произведения искусства - отметка о времени и пространстве его создания и о его создателе. И «наиболее могущественным представителем [такого рода искусства] является кино. Его общественное значение даже в его наиболее позитивном проявлении, и именно в нем, немыслимо без этой деструктивной, вызывающей катарсис составляющей: ликвидации традиционной ценности в составе культурного наследия. Это явление наиболее очевидно в больших исторических фильмах. Оно все больше расширяет свою сферу. И когда Абель Ганс в 1927 году с энтузиазмом восклицал: “Шекспир, Рембрандт, Бетховен будут снимать кино… все легенды, все мифологии, все религиозные деятели, да и все религии… ждут экранного воскрешения, и герои нетерпеливо толпятся у дверей”, он - очевидно, сам того не сознавая, - приглашал к массовой ликвидации».

«Безбожная пятилетка» в основных своих целях и задачах, однако, провалилась (как мы видели по переписи 1937 года). Но ее богословское осмысление приводит нас к важным выводам и новым проблемам. Ключевые глубинные (богословские) идеи «безбожной пятилетки»: пересоздание мира, производственное управление временем и жизнью, сведение времени к одномерному (безвечностному) управляемому хроносу («забыть имя Бога») и посюсторонняя эсхатология «безгрешности». Технические средства: кино как на тот момент наиболее «безбожная технология воспроизведения».

Проблемы же связаны с тем, что эти цели и средства в разных формах осуществляются и используются и сегодня, и в нашей стране, пусть они и не называются больше «безбожной пятилеткой».

Литература :

1. Аксенов Г.П. Искатель последней правды // Муравьев В.Н. Овладение временем. Избранные философские и публицистические произведения. М., 1998.

2. Benjamin W. Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit. Frankfurt/Main: Suhrkamp, 1963.

3. Болтянский Г.М. Ленин и кино. М.: Л., 1925.

4. Вселенское дело. Рига, 1934.

5. Гурьянов Петр, священник. Большевизм и (как) религия // http://www.bogoslov.ru/text/4917481.html.

6. Коначева С.А. Феноменология и теология в ранних работах Хайдеггера // http://spf.ff-rggu.ru/prepod/konacheva_s_a/fenomenologiya_i_teologiya/.

7. Муравьев В.Н. Овладение временем. Избранные философские и публицистические произведения. М., 1998.

8. Рыклин М. Коммунизм как религия: Интеллектуалы и Октябрьская революция. М., 2009.

9. Фирсов С.Л. Была ли безбожная пятилетка? // Независимая газета: НГ-религии. 2002. 30 октября.

10. Шагурин Н. Безбожное кино в деревне. Методика и практика антирелигиозной пропаганды через кино. М., 1930.

11. Ярославский Ем. Мысли Ленина о религии. М., 1924.

См.: Гурьянов Петр, священник. Большевизм и (как) религия // http://www.bogoslov.ru/text/4917481.html.

Рыклин М. Коммунизм как религия: Интеллектуалы и Октябрьская революция. М., 2009. С. 10.

См.: Вселенское дело. Рига, 1934.

См.: Муравьев В.Н. Овладение временем. Избранные философские и публицистические произведения. М., 1998.

Аксенов Г.П. Искатель последней правды // Муравьев В.Н. Овладение временем. Избранные философские и публицистические произведения. С. 16-17.

Коначева С.А. Феноменология и теология в ранних работах Хайдеггера // http://spf.ff-rggu.ru/prepod/konacheva_s_a/fenomenologiya_i_teologiya/.

Августин, блаженный. Исповедь. Кн. 11. XXVI, 33.

Фирсов С.Л. Была ли безбожная пятилетка? // Независимая газета: НГ-религии. 2002. 30 октября.

Ярославский Ем. Мысли Ленина о религии. М., 1924.

Там же. С. 4.

Фирсов С.Л. Была ли безбожная пятилетка?

Болтянский Г.М. Ленин и кино. М.: Л., 1925. С. 19.

Шагурин Н. Безбожное кино в деревне. Методика и практика антирелигиозной пропаганды через кино. М., 1930. С. 3-6.

Там же. С. 49-53.

Там же. С. 3-7.

Benjamin W. Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit. Frankfurt/Main: Suhrkamp, 1963. P. 14.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Loading...Loading...