Чиновник священник коза страдание язык. Одиссея отца василия

Внимание! Если Вы страдаете заболеваниями желудочно-кишечного тракта или неправильным обменом веществ, то о соблюдении поста во всей его строгости не может быть и речи. Можно постится в более щадящих формах, отойдя от строгих монастырских канонов.

Примечание. Определение недели здесь имеет не совсем привычный смысл. Неделей принято именовать только воскресный день. Семидневный промежуток, начиная с недели, имеет название - седмица.

Праздник Прощенного воскресенья знаменует начало первой седмицы. В этот день нет ограничений в пище.

Среда требует принятия только растительной пищи в сыром виде, а так же хлеб.

Четверг придется провести в полном воздержании.

В пятницу и субботу можно включить в рацион горячую пищу.

Понедельник – день сухоядения, от горячей пищи придется отказаться.

Вторник знаменуется днем памяти Сорока Севастийских мучеников. Можно есть горячую пищу, а также выпить одну чашу вина.

В этот радостный и светлый день попробуйте рецепт . Он прекрасно исполнит роль главного блюда на постном столе.

Среда, Четверг и Пятница – сухоядение с единоразовым употреблением горячей пищи.

В субботу второй седмицы можно включить в меню горячую пищу и две чаши вина.

Во вторую неделю Великого поста чтут память святителя Григория Паламы. Он проповедовал ученье о силе поста и молитвы. В этот день допустима горячая пища и две чаши вина.

С понедельника и до пятницы придётся довольствоваться сухоядением и одним принятием горячей пищи.

В субботу допустима горячая пища с растительным маслом и одна чаша вина.

Именуется Крестопоклонной или Средокрестной. Начиная с воскресного дня и до пятницы четвертой седмицы Животворящий крест занимает место иконы праздника в центре храма. Идет прославление Святого креста, как символа великой силы. В пятницу, после чтений, крест с торжественным ходом перемещается обратно в алтарь.

С понедельника по среду и пятницу – сухоядение с одним приемом горячей пищи в первой половине дня.

Ваш стол в Великий пост в 2019-м году разнообразит календарь питания по дням. Благодаря полезным рецептам в этот день Вы сможете украсить стол . Он прост в приготовлении и обладает прекрасными вкусовыми качествами.

В субботу можно порадоваться горячей пище и одной чаше с вином.

Начало седмицы знаменуется неделей, посвященной богослову Иоанну Лествичнику. Будучи игуменом, он создал великое писание "Лествица добродетелей", в котором подробно описал все вехи и путь духовного совершенства.

В этот день отличным украшением Вашего стола станет . Рецепт этого прекрасного блюда Вы сможете найти в нашем календаре.

Весё оставшееся время седмицы Вам придётся чередовать сухоядение с горячей пищей.

Неделя шестой седмицы является днем памяти преподобной Марии Египетской. Её жизнь - пример великого покаяния. После 17 лет жизни во грехе Мария пытается войти в храм Гроба Господня, но неведомая сила не дает ей этого сделать. Проведя долгие часы за молитвой перед иконой Богородицы, Мария чувствует внутренние очищение и заходит в храм. На следующий день она переправляется через реку Иордан и начинает отшельнический образ жизни. Остаток своих дней она проводит в молитве и воздержании. История Марии являет пример безграничного милосердия Господа к покаявшемся грешникам.

В эту неделю можно выпить две чаши вина и принимать горячую пищу.

В понедельник нужно соблюдать строгое сухоядение.

Во вторник, среду, четверг допустим один прием горячей пищи.
В пятницу празднуется Благовещение, в этот день разрешается употребление рыбы.

Наступление Лазоревской субботы дарует нам радость отведать рыбной икры, горячую пищу и две чаши вина.

Седмица начинается с праздника Вербного воскресенья. Этот день знаменует прибытие Христа в Иерусалим. К его ногам люди бросали многочисленные ветви, у нас они заменены на вербу.

В этот день можно насладиться вкусом блюд из рыбы и горячей пищи. Допускается выпить две чаши вина.

Все дни страстной седмицы названы великими. Ваш рацион допускает сырые овощи и фрукты, а также горячий отвар один раз в сутки.

В Чистый четверг без масла.

Последним днем Великого поста является Великая суббота, в этот день многие верующие полностью отказываются от пищи до наступления светлого праздника Пасхи.

Перед началом поста обязательно поговорите со своим духовным наставником или батюшкой. Они помогут Вам правильно провести пост. В большинстве случаев современному человеку не стоит придерживаться традиционного монастырского меню. Для этого нужно иметь подготовленный организм. Также выдержать сложный пост в 2019 году поможет календарь питания, он содержит множество полезных и самое главное вкусных блюд. Они близки к повседневному рациону обычного человека, а не монаха, и помогут скрасить трудные дни воздержания.

Пройти сложный путь великого очищения – это настоящий пример сильной внутренней воли. Мы надеемся, что в этом нелегком испытании верным спутником Вам будет служить календарь питания великого поста 2019. При его создании были выбраны и отобраны лучшие постные рецепты, которые помогут скрасить долгие дни лишения.

Великий пост в 2017: календарь питания по дням

Великий пост – очень важный период, однако, все к нему относятся по-разному. Люди, которые ни разу не постились, считают, что это нечто вроде наказания, когда верующие должны голодать и во всем себя ограничивать. Но религиозные люди воспринимают это время, как возможность очистить свое тело и душу, искупить грехи и приблизиться к Богу.
Длится пост довольно долго – сорок восемь дней. В 2017 году это время с 27 февраля по 15 апреля включительно. И все это время постящиеся должны соблюдать определенный режим. Это касается и времяпрепровождения, и питания. Именно отказ от некоторых продуктов кажется некоторым людям самым страшным испытанием, и поэтому они отказываются поститься. Но на самом деле соблюдая такую диету в течение семи недель, можно не только очистить, но и оздоровить организм.
Есть определенные тонкости, которые нужно знать тем, кто собирается по всем правилам провести Великий пост 2017: календарь питания по дням, списки запрещенных и разрешенных продуктов, а также необходимо знать, какие постные блюда можно готовить, чтобы ежедневно получать необходимые вещества и микроэлементы.

Продукты, которые нельзя есть в пост

Раньше накануне поста хозяйки сжигали все оставшиеся после Масленицы продукты, или иногда отдавали их животным. А все потому, что яйца и другие продукты животного происхождения употреблять в пищу нельзя, в том числе и мясо. Поэтому лучше сразу очистить холодильник, чтобы случайно не съесть, например, кусок колбасы.
Во время поста под запрет попадает вся молочная продукция, в блюда нельзя добавлять сливочное масло, и нельзя использовать даже сухое молоко.
Также нельзя употреблять алкогольные напитки, торты, пирожные и выпечку, приготовленную с использованием яиц.
Кроме этого, нельзя есть рыбу, исключение составляют только два дня. Также и с растительным маслом – чтобы его употреблять, нужно сверяться с церковным календарем питания.


Продукты, разрешенные в Великий пост

Стоит отметить, что список продуктов, разрешенных к употреблению в пост, куда больше, чем список запрещенной пищи. И из таких ингредиентов можно приготовить немало вкусных и питательных блюд.
Так как Великий пост проходит весной, то организму нужны витамины, а значит, нужно есть много овощей и фруктов. Эти растительные продукты можно есть практически каждый день поста. Кроме свежих овощей и фруктов, можно есть замороженные ягоды, орехи и сухофрукты. Также можно есть различные соленья и консервированные фрукты и овощи.
Люди, которые тяжело переживают отсутствие мяса в постном рационе, могут в большом количестве употреблять грибы – это продукты также разрешены.
Кроме этого, во время поста можно есть все, что растет в полях, то есть крупы. Можно варить гречневую кашу, рисовую, геркулесовую, пшеничную или пшенную. Использовать для этого можно как воду, так и натуральный овощной бульон. Также можно есть продукты семейства бобовых – они тоже могут стать отличным дополнением к овощным блюдам.
Злоупотреблять специями во время поста нельзя, но зато можно добавлять их по чуть-чуть. Не стоит также забывать и про зелень. В некоторые дни этого периода можно есть рыбу, и даже икру.
Как было сказано ранее, есть правила, которых нужно придерживаться, соблюдая «диету» в Великий пост. Меню на каждый день делится на семь недель. Рассмотрим особенности каждой из них.


Первая седмица или Федорова неделя

Иисус Христос не ел и не пил целых сорок дней, но верующим придется голодать только несколько дней за весь период. И первый день, когда ничего нельзя есть – понедельник на первой седмице, то есть самое начало поста. Допускается только употребление чистой воды.
Во второй день на этой недели кроме воды, можно есть хлеб. Только нужно убедиться, что он приготовлен без использования растительного масла. В третий день, то есть среду, можно есть фрукты, овощи, орехи, но при этом нельзя ничего готовить. Четверг — снова день голодовки, в пятницу можно есть сухие продукты.
Зато в выходные можно что-нибудь приготовить из разрешенных продуктов, используя при этом растительное масло. В воскресенье даже разрешается сделать пару глотков кагора.

Питание со второй по пятую неделю поста

Питаться в эти недели нужно по одним и тем же правилам. Так по понедельникам, а также средам и в пятый день каждой недели, верующим нельзя ничего готовить, можно есть только продукты в сыром виде.
Во второй и четвертый день на неделе можно употреблять сваренные блюда, но не разрешается использование масла. Зато каждую субботу и воскресенье разрешаются блюда с маслом, постная выпечка, а также вино, но только совсем немного.

Шестая седмица

Эта неделя немного отличается от остальных, потому что выходные имеют особое значение. 9 апреля — Вербное воскресенье, а на день раньше – Лазарева суббота. Именно поэтому правила питания в будние дни остаются прежними. Но в субботу можно будет добавить в рацион немного икры. А в воскресенье можно будет приготовить и съесть рыбу. Седьмая неделя или Страстная седмица.
После того, как Иисус Христос прошел испытание в пустыне, на его долю выпали более страшные события. И одно из них – распятие на кресте. Оно произошло в пятницу, и именно поэтому в этот день на этой неделе верующие скорбят и не должны ничего есть. В первые три дня на неделе разрешается только сухоядение. Готовить пищу без масла можно только в четверг. А в субботу, накануне Пасхи лучше тоже отказаться от пищи, или хотя бы есть только сухофрукты или орехи. Заканчивается пост после полуночи, на календаре уже будет первое мая.


Правила соблюдения Великого поста

Строгий пост обязаны соблюдать все служители церкви. Так по правилам садиться за стол в будние дни разрешается только один раз. В выходные можно принимать пищу два раза в сутки.
Но простые люди могут отойти от этого закона. Если у человека тяжелая работа, где нужно применять физическую силу, то он, конечно, может поститься по индивидуальной программе. Исключения также делаются для людей, которые больны, для детей и для женщин, находящихся в положении. Человек не должен морить себя голодом, не должен чувствовать себя плохо, пост должен приносить радость. Если у людей со слабым здоровьем возникают вопросы, касающиеся того, от каких продуктов отказаться, а от каких нет, то нужно посоветоваться не только с духовным наставником, но и с лечащим врачом.
Несмотря на то, что столько внимания во время поста уделяется питанию, конечно же, это не самое главное. Если человек будет ограничивать себя в еде, но зато будет веселиться, сквернословить, желать другим зла, то вряд ли он сможет духовно очиститься.
Люди, которые действительно хотя стать ближе к Богу, в этот период отказываются от участия в различных праздниках, не посещают развлекательные мероприятия, стараются проводить большую часть своего свободного времени дома и усердно молятся два раза в день. А в Страстную седмицу многие отказываются от просмотра телевизионных программ, не слушают музыку и стараются громко не разговаривать. Все мысли людей должны быть настроены только на хорошее. Человек должен сделать все, чтобы встретить Пасху достойно, с чистой душой и светлыми мыслями.

Рождественский пост 2017-2018 (календарь питания по дням см. в статье) посвящен подготовке празднования 7 января появления на свет Христа.

В наше время все большее количество людей обращается к Богу. Вовсе не обязательно строго следовать церковному уставу, чтобы чувствовать Его присутствие в вашей душе. Ощущать себя православной частичкой большого христианского мира означает чувствовать причастность к великой культуре, осознавать связь времен

Мы все стремимся к умиротворению в этом жестком мире. В самой основе Христианства заложено чувство любви, ради которого не пощадил себя Великий Учитель и был распят во имя рода человеческого.

Что означает Рождественский пост

Один из самых почитаемых постов в православии был канонизирован еще в глубокой древности, описан Иоанном Златоустом в Ветхом Завете. В те давние времена пост длился всего семь дней, но с 1166 года Константинопольской церковью были внесены изменения, касающиеся его длительности. С тех пор пост длится 40 дней и проходит ежегодно в одно и то же время, начинается он 28 ноября и заканчивается 6 января.


Богатое разнообразие продуктов, которые можно употреблять в Рождественский пост

Как известно всем православным, у Рождественского поста есть и еще одно название Филиппов пост. Дело в том, что день поминовения этого святого, одного из двенадцати учеников Христа, приходится как раз на 27 ноября, т.е. непосредственно перед началом Рождественского поста.

Как и все православные посты установлены церковью для того, чтобы человечество не теряло нравственных ориентиров.

Церковные служители с древних времен озабочены тем, чтобы люди правильно расставляли жизненные приоритеты и не подменяли обращение к богу другими мирскими радостями. В этом и есть главный смысл установленного поста.

Несовершенство природы человека ввергают его в губительные для него самого низменные страсти и грехопадение.


В Рождественский пост 2017-2018 гг. нужно больше отдавать времени молитвам

Православие учит тому, что в душе должны быть лишь добрые чувства, испытываемые к ближнему, такие как любовь, всепрощение и сострадание. Нельзя создавать себе кумиров и фетишей, существует лишь бог, с которым не может сравниться ничто в этой жизни.

Рождественский пост 2017 - 2018 (и календарь питания по дням) установлен церковью, чтобы осознать силу приближающегося события, Рождества Христова. Именно для этого нужно себя подготовить, очистить и тело и душу от скверны и греховных помыслом.

Понятие греха было введено в православной доброй и миролюбивой религии вовсе не для того, чтобы наказать человека за что либо, а лишь для того, чтобы спасти его от неминуемой гибели. Ведь неумеренное потребление пищи, злость, зависть, ненависть, прелюбодеяние, признанные церковью не просто грехом, а смертным грехом, губят человека. Мы прекрасно осведомлены о многочисленных болезнях, связанных с этим и низменными чувствами, приводящих к преждевременной смерти.


Современный человек, в отличие от древних людей, осознает пагубное влияние вышеперечисленных грехов и все равно не может, зачастую, с ними справиться. На помощь ему приходит православие, призывающее одуматься, заглянуть внутрь себя, очиститься и стать поистине счастливым и свободным человеком, не ведающим пороков.

Общие правила питания в дни поста

Как известно, Рождественский пост в 2017-2018 гг. не такой строгий, как пост Великий, кроме того, для мирян церковь делает послабления и устанавливает совсем другие нормы питания, по сравнению с церковными.

Если посмотреть на пищевые ограничения в общих чертах, то это будет отказ от продуктов животного происхождения: мяса, молока, яиц и т.д.


Если вы приняли решение не слишком строго придерживаться норм питания, установленных церковью для Рождественского поста, то должны испросить позволения у вашего духовника, изложив ему уважительные причины.

Священнослужители стараются не слишком обременять современного человека с его многочисленными проблемами излишней строгостью в соблюдении пищевых норм. Напротив, для новичков или ослабленных людей, охотно даются послабления.


Соблюдая Рождественский пост и следуя календарю питания, нужно быть осторожными. Резкий переход на низкокалорийное питание в течение 40 дней, может серьезно навредить организму.

Если человек почувствует себя плохо при соблюдении поста, то его стремление по соблюдению Рождественского поста 2017-2018, с установленным календарем питания по дням, окажется напрасным. При таком развитии событий человек, особенно новичок, может поколебаться в вере, чего церковь допустить не может и старается поддержать таких людей, давая им послабление.


Следует отметить, что наиболее строгие ограничения накладываются в дни поста именно в среду и пятницу. Для православных это особенные дни, день предательства и день распятия Христа, поэтому даже вне поста в эти дни предписывается более скромное пищевое поведение и отмена увеселительных мероприятий.


Для того, чтобы вам было проще выдержать пищевые ограничения во время Рождественского поста, не навредив при этом своему здоровью, необходимо следовать некоторым советам:

  • в начале поста необходимо некоторое послабление, которое впоследствии, когда организм привыкнет к такому рациону, может быть снято, и пост вы продолжите, придерживаясь общих норм для мирян;
  • учитывая непривычное для организма снижение калорийности рациона в течение такого длительного времени, необходимо несколько увеличить количество пищи за один прием;
  • можно увеличить не количество пищи, а частоту приема пищи, например, через каждые два часа;
  • устраивайте постоянные перекусы фруктами и салатами из овощей;
  • пейте больше чистой некипяченой воды, не заменяя ее соками и компотами.

Не стоит пытаться в Рождественский пост 2017-2018 (с его календарем питания по дням) перехитрить самого господа и употреблять заменители животных продуктов, которые промышленность предлагает в большом количестве. Избегайте употребления молока, мяса из сои, а также майонез и другие «постные» продукты, которые способны нанести вред вашему здоровью.


Самым верным будет употребление простых традиционных продуктов питания, например:

  • бобовые (чечевица, горох, фасоль), тем более, что эти продукты являются поставщиком растительного белка, близкого по составу мясу;
  • овощи, особенно баклажаны, кроме того, все виды капусты и другие овощи;
  • грибы, но не маринованные, а свежие или сушеные;
  • фрукты и сухофрукты;
  • крупы, обязательно следует употреблять ежедневно;
  • рыба и другие морепродукты;
  • масло растительное;
  • хлеб собственного приготовления.

Питание по дням поста


Как уже говорилось, Рождественский пост является не строгим и его вполне можно выдержать и даже получить пользу для здоровья.

Общие требования, по которым составляется меню на каждый день такие:

  • с 28 ноября по 19 декабря. В этот период поста по понедельникам можно употреблять горячую пищу, но без добавления масла, это могут быть каши и супы. По вторникам, четвергам, субботу и воскресенье – к горячей пище в течение дня можно добавить рыбу или морепродукты. Среда, пятница – сухоядие;
  • с 20 декабря по 1 января. В понедельник, вторник, четверг горячая пища без масла, ранее разрешенный прием рыбы во вторник и четверг, отменяется, но в эти дни можно употреблять горячую пищу с маслом. Среда, пятница – сухоядие, пишет сайт C-ib.ru. Суббота, воскресенье – горячая пища без масла, рыба или морепродукты;
  • 2 января по 5 января. Самый строгий период Рождественского поста 2017 – 2018, следует придерживаться календаря питания по дням. Так, понедельник, среда и пятница – сухоядие. Во вторник и четверг разрешается горячая пища без масла. В субботу и воскресенье – горячая пища без масла.

Что касается Сочельника, 6 января, то целый день придется воздержаться от принятия пищи и только после появления первой звезды разрешается отведать кутию или сочиво, это блюдо из отварного риса или пшеницы с добавлением меда и сухофруктов.


Отдельно следует обратить ваше внимание на то, что едят в дни сухоедения.

Под сухоедением понимается употребление пищи, не требующей приготовления на огне, но вовсе не означает отказ от употребления жидкости, как думают многие.

В дни сухоедения можно есть салаты из овощей без масла, фрукты, сухофрукты, мед, орехи, отруби, лепешки вместо хлеба.

Питание по календарным дням поста

Для удобства ознакомления с тем, что можно употреблять в каждый конкретный день Рождественского поста, распишем питание более подробно:

  • 28 ноября вторник – кроме горячей пищи без масла можно употреблять рыбу;
  • 29 ноября среда – сухедение;
  • 30 ноября четверг - горячая пища без масла и рыба;
  • 1 декабря пятница – сухоедение;
  • 2 декабря суббота – горячая пища без масла и разрешается рыба;
  • 3 декабря воскресенье – горячая пища без масла и рыба;
  • 4 декабря понедельник, праздничный день Введение богородицы во храм – горячая пища без масла и рыба;
  • 5 декабря вторник – горячая пища без масла и рыба;
  • 6 декабря среда – сухоедение;
  • 7 декабря четверг – горячая пища без масла и рыба;
  • 8 декабря пятница – сухоедение;
  • 9 декабря субббота – горячая пища без масла и рыба;
  • 10 декабря воскресенье – горячая пища без масла и рыба;
  • 11 декабря понедельник – сухоедение;
  • 12 декабря вторник– горячая пища без масла и рыба;
  • 13 декабря среда – сухоедение;
  • 14 декабря четверг – горячая пища без масла и рыба;
  • 15 декабря пятница – сухоедение;
  • 16 декабря суббота – горячая пища без масла и рыба;
  • 17 декабря воскресенье – горячая пища без масла и рыба;
  • 18 декабря понедельник – сухоедение;
  • 19 декабря вторник, памятный день Святителя Николая – на Рождественский пост 2017 – 2018 по календарю питания по дням, разрешается горячая пища без масла и рыба;
  • 20 декабря среда – сухоедение;
  • 21 декабря четверг – горячая пища с маслом;
  • 22 декабря пятница – сухоедение;
  • 23 декабря суббота – горячая пища без мала и рыба;
  • 24 декабря воскресенье – горячая пища без масла и рыба;
  • 25 декабря понедельник – горячая пища без масла;
  • 26 декабря вторник – горяча пища без масла;
  • 27 декабря среда – сухоедение;
  • 28 декабря четверг – горячая пища с маслом;
  • 29 декабря пятница – сухоедение;
  • 30 декабря суббота – горячая пища без масла и рыба;
  • 31 декабря воскресенье – горячая пища без масла и рыба;
  • 1 января понедельник – горячая пища без масла;
  • 2 января вторние – горячая пища без масла;
  • 3 января среда – сухоедение;
  • 4 января четверг – горячая пища без масла;
  • 5 января пятница – сухоедение;
  • 6 января Сочельник – сухоедение, на Рождественский пост 2017 – 2018 по календарю питания по дням разрешается кутья вечером, после появления первой звезды.

Если вы не слишком плотно связаны с церковью, но являетесь верующим человеком и желаете приобщиться к Рождественскому посту, то вполне можете лишь придерживаться вышеописанного расписания питания.

Главное, не забывать усиленно молиться в эти дни и не позволять себе впадать в греховное состояние.


Примерное меню в дни поста

Во время соблюдения Рождественского поста необходимо особенное внимание уделять разнообразию и сбалансированности вашего рациона питания. От этой важной внутренней работы, зависит не только успешное соблюдение поста, но и сохранение вашего здоровья.


Похлебка и салат - главные блюда меню на Рождественский пост

В дни, когда разрешена горячая пища (масло добавлять лишь в разрешенные дни) можно составить такое меню:

  • завтрак. Сухофрукты, каша из любых злаковых культур с добавлением небольшого количества варенья или меда, горсть орехов, чай;
  • обед. Салат из любых овощей, суп из бобовых с овощами, хлебцы, компот;
  • полдник. Любые фрукты, хлебцы, вода;
  • ужин. Отварные овощи (картофель, тыква, репа, морковь, пастернак, свекла), чай.

Яйца курицу... учат

"Белые платочки"... Этот образ уже прочно вошел в нашу жизнь и вызывает вполне определенные ассоциации. Прежде всего со старческим возрастом. Хотя белые косынки можно увидеть и на молодых женщинах, и на девушках, и даже на малютках, еще не умеющих ходить, "белыми платочками" называют церковных старушек. Короче, наблюдается несоответствие ассоциативного образа реальной действительности. И еще одно, быть может, более загадочное несоответствие относится к области психолингвистики. Ведь белое - символ чистоты, а также праздничности. Уменьшительно-ласкательный суффикс в слове "платочки" должен настраивать на умиление, симпатию. То есть, "белые платочки" теоретически должны были бы вызывать ассоциации сугубо положительные, а вызывают усугубленно-отрицательные. ("Эти злые бабки, которые только шикают, одергивают, все им не так. Не так крестишься, не так стоишь, не так одеваешься. Видите ли, колени и плечи надо прикрывать. Щас! Мне не до того было, на душе тоска, а тут старухи учат жить. Вообще больше не пойду никогда!")

В общем, мы наблюдаем очень грубое искажение словесно-образной связи, которое произошло, конечно, не само по себе, а потому что разные авторитетные люди многократно употребляли и продолжают употреблять словосочетание "белые платочки" в отрицательном контексте.

В результате сформировалось устойчивое негативное представление о церковных старушках как о некоем враждебном классе, преграждающем молодежи дорогу к Храму. Иногда, правда, раздаются возражение: дескать, не надо так нападать на бедных старух. Ведь именно "белые платочки" вкупе со священством в советское время спасли Церковь. Но возражения эти погоды не делают, утопая во множественных рассказах о злодеяниях наглых бабок. И соответственно, люди, волнующиеся за будущее Церкви, встают на сторону молодежи. Настоятели многих храмов строго-настрого запретили бабушкам делать замечания молодым. И бабушки эти стали тише воды-ниже травы. Но разговоры про "белые платочки" не утихли. На них продолжают вешать всех собак.

А некоторые пошли дальше. Осенью 2005 года одна из нас присутствовала на церковной конференции, где старшеклассница поучала с трибуны уже не только бабушек, но и самих священников, как надо правильно обращаться с молодежью, чтобы произвести на нее благоприятное впечатление. А то иные батюшки так бестактно себя ведут, что оскорбленные ребята могут больше никогда не прийти в храм. "Какое право имеют священники делать замечания девушке в брюках или с непокрытой головой? А если ей не идут юбка или платок? Это же такая мелочь! Зачем цепляться?"

Правда, юная наставница батюшек не нашлась, что ответить на вопрос: "Если это мелочь, то почему вам должны уступать, а не вы? Когда приходишь в гости, делаешь так, как принято у хозяев. Разве вы будете спорить, если вас в чужом доме попросят переобуться в тапочки или вытереть руки определенным полотенцем?"

Однако большинство в зале, судя во всему, наших взглядов не разделяло, и девушке торжественно вручили приз: ее сочинение, которое она и зачитала в качестве доклада, было признано лучшим на конкурсе детских работ по теме "Православная культура в современном обществе" . То есть, девочку наградили за осуждение старших, причем облеченных священническим саном. И наградили не сотрудники какого-нибудь, условно говоря, фонда Сороса, а именно те, которых она с таким апломбом учила жить - священники. Хотя все они, наверное, много раз слышали пословицу "яйца курицу не учат". А ведь эта народная мудрость простым, но весьма доходчивым образом иллюстрирует библейскую заповедь, служа своеобразной профилактикой греха хамства. И нам кажется, что ее, эту пословицу, сейчас надо бы вспоминать почаще.

О преднамеренном разжигании конфликта поколений написано, в том числе и нами, довольно много. Уже понятно, что стравливание "отцов" и "детей" есть важнейшая задача глобалистского проекта. Делается это для разрушения традиций и морально-этических установок, которые обычно передаются от старших к младшим и которые, по замыслам глобалистов, необходимо заменить антитрадиционными, антихристианскими и античеловеческими "ценностями". Без дискредитации нормальных взрослых это невозможно.

К сожалению, в последние годы разрушительные процессы начали проникать и в церковную среду. Кампания против "белых платочков" - яркое тому подтверждение. Что неудивительно: Церковь у нас хоть и отделена от государства, но ее члены живут не в вакууме, а в том самом обществе, о котором сейчас идет речь.

Мудрецы местного значения наверное,какие-то охранительные механизмы мешают нам по-настоящему увидеть, в насколько искаженной реальности мы живем. Когда начинаешь серьезно задумываться, вздрагиваешь. Нет, конечно, нельзя сказать, что старость у нас в принципе считается чем-то презренным. До такого мы пока не докатились. Но спросим себя, какое место занимает старшее поколение в традиционных культурах, и сравним с сегодняшним днем. А также с тем, что намечается на день грядущий.

Поскольку глобалистский стиль еще не утвердился по всей планете, на ней пока что довольно много мест, где можно увидеть традиционное отношение к старости, традиционную роль стариков в жизни общества. В Непале, например, пожилые и старые родственники до сих пор имеют РЕШАЮЩЕЕ право голоса, когда молодые собираются вступить в брак. Жрецы, выполняющие там, помимо всего прочего, роль психиатров, тоже весьма преклонного возраста.

А вот свидетельство сирийца: "Мой отец - очень прогрессивный, очень демократичный человек. Таких широких взглядов у нас мало кто придерживается. Представляете? Я при нем могу даже выпить бокал вина!" (Сириец был христианином, а не мусульманином, поэтому в принципе вино потреблял.) Заметим, что на момент разговора сыну прогрессивного отца было около сорока лет, он имел уже своих детей и в недалеком будущем мог стать дедушкой.

Да надо ли так далеко ходить, когда и на Кавказе, причем в курортной полосе, где гораздо более "продвинутые" нравы, до сих пор существует совет старейшин, к которому апеллируют как к истине в последней инстанции при решении разных спорных вопросов: от конфликтов в семье до конфликтов государственного масштаба.

Но старику для того, чтобы его почитали, не обязательно входить в совет старейшин. Ему достаточно войти в комнату - и все немедленно встают, а снова садятся только тошда, когда получат от вошедшего разрешение. Абхазская невестка и сегодня, в век компьютера (который она, между прочим, если есть нужда, прекрасно осваивает), в буквальном смысле слова не подает голоса в присутствии свекра. Так она выражает ему свое сугубое почтение. Когда в тех краях умирает старик, скорбь полагается выражать сильнее, чем по молодому. Вроде нелепость: один пожил, сколько положено, другой ушел преждевременнно. Но абхазцы считают, что у старого человека больше заслуг, оттого и утрата его более значительна.

Сейчас нам все это кажется экзотикой, но не так давно (во всяком случае, в историческом масштабе) старики и в России играли совсем не ту роль, что играют сейчас. "Во главе крестьянской семьи стоял один человек - большак , - пишет в книге "О воззрениях русского народа" известный историк М.М.Громыко. - Это положение его, как главы в религиозно-нравственном, хозяйственном и даже административном отношениях признавали все члены семьи, община и власти. Из таких глав каждой семьи, а следовательно, и хозяйственного двора, состояла сходка общины. Большаком как правило становились по праву старшинства" ("Паломник", 2000, стр. 341).

Хотя в семье и в более широких социальных средах главенствовал мужчина, почитали и пожилых женщин. "Каждое сложное семейство повинуется одному хозяину... а женщины, кроме хозяина, еще и хозяйке... - рассказывал в середине XIX века этнограф А.Архангельский. - Все в семействе твердо знают и опытом научены, что для счастья семейства необходимо, чтобы все повиновались одному старшему, умнейшему и опытнейшему в семействе, от которого бы зависели все хозяйственные распоряжения" (там же, стр. 345).

Собственно говоря, в последней цитате вполне определенно обозначено, какие свойства старости получали особое признание общества, что давало пожилым такой высокий статус, почему этот возраст даже назывался "почтенным". Мудрость - вот качество, особо ценимое в людях данного возраста. Качество, иному возрасту как правило не присущее, потому что оно приходит с жизненным опытом.

Да и на нашей детской памяти эта роль стариков была еще актуальной. Обе мы проводили много времени со своими бабушками и дедушками и хорошо помним, как к ним приходили соседи, знакомые, бывшие сослуживцы - самые разные люди более молодого возраста. Приходили именно как к старшим, чтобы получить совет в какой-то затруднительной ситуации. Другие члены семьи воспринимали это как нечто само собой разумеющееся: с кем еще советоваться как не с людьми, прожившими жизнь? И гордились тем, что к их родственнику столь многие обращаются за советом. Хотя им, учитывая тогдашние жилищные условия, это доставляло определенные неудобства. И так деваться было некуда, а тут еще чужие люди сидят.

Старики в глубине души тоже гордились оказываемым им доверием и подходили к делу очень ответственно. В каких-то особо сложных случаях они отвечали не сразу, а, в свою очередь, посоветовавшись с другими стариками.

Важно подчеркнуть, что наставническую роль давала человеку сама старость, а не профессиональные заслуги, не богатство или социальное положение. Наши бабушки, например, всю жизнь были домохозяйками. Но их мнение во многих вопросах ценилось не меньше (а то и больше!), чем мнение иных ученых с регалиями. Для того, чтобы стать "мудрецом местного значения", старику нужна была лишь открытость, лишь готовность делиться своим житейским опытом с другими.

Старость в традиционной системе координат была в каком-то смысле наградой за правильно прожитую жизнь. Почитая в юности старших, молодежь знала, что когда она доживет до седин, почтение бумерангом вернется к ней. Это помогало вытерпеть отца с крутым характером, ворчливую свекровь, и перспектива старости уже не рисовалась столь печальной, несмотря на неизбежные в этом возрасте скорби.

К концу 60-х ситуация стала вроде бы не очень заметно, а на самом деле довольно быстро меняться. Сказывалось бурное строительство городов, но главное, давали о себе знать новые тенденции. Ведь именно тогда мир начали активно переделывать. Хотя мы еще долго этого не подозревали и даже слов таких, как "глобализм", "глобализация" до последнего времени не слышали.

Дежурные по храму

Старики, переезжая в новостройки, лишались своего привычного мирка, и молодежь уже потихоньку настраивалась на новый лад. Вошло в обиход понятие "бабушки на лавочках", окрашенное отрицательно и обозначавшее праздных, вредных и злобных старух. Они от нечего делать целыми днями сидят у своих подъездов, лузгают семечки, сплетничают, смотрят, кто с кем и к кому пришел. У них досье на всех жильцов, но особенно они ненавидят молодых, шипят вслед. Брюки надела - так выглядишь "как мужик", мини-юбки - "разврат "... Житья от них нет! Лучше бы занялись чем-нибудь полезным вместо того, чтобы нос совать в чужие дела.

То, что эти бабушки натрудились в своей жизни так, как последующим поколениям и не снилось, было вынесено за скобки. Главное, что они портили настроение, мешали жить.

Кстати, не кажется ли вам, что между "бабушками на лавочках " и "белыми платочками " есть нечто общее? И не только то, что и там, и тут речь идет о старых женщинах. Есть и кое-что поинтересней. Опять хорошим, безусловно положительным словам придан отрицательный смысл. И снова уменьшительно-ласкательные суффиксы, на сей раз в обоих словах, что для нормального русского языка, которым пользуются взрослые люди, нехарактерно. Такая перегрузка бывает лишь в общении с ребенком, да и та порой звучит как-то неестественно-слащаво. Не есть ли это сознательная, намеренная апелляция к архетипу ребенка в расчете на то, что у молодых, еще недавно бывших детьми, он легко актуализируется? Что-то из области психолингвистики?


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | Все
© Все права защищены

Те, кто воспринимают писания святых отцов-аскетов однобоко, порой думают, что голова человеку дана для того только, чтобы ею вредные помыслы уловлять, а затем вытряхивать. Что-то типа ловушки для тараканов. Но на самом деле в голове бывают и нужные размышления, и их бывает полезно думать.

Так-то размышляя про, например, священство, думаю я: поразительный народ, эти священники, даже таинственный, я бы сказал!

Одни о них говорят: «Попов все ненавидят» и приводят сотни тому примеров.

Другие говорят: «Батюшек все любят» и тоже приводят сотни примеров.

Нередко это говорят одни и те же люди, вполне воцерковленные. Мало того, бывает даже, об одних и тех же священниках.

Знаю, например, одного яркого проповедника, чьи выступления часто появляются в СМИ и в интернете. Для одних он ненавидимый «поп», из-за которого усугубляется раскол между Церковью и обществом, и имя Божие хулится между язычниками, а для других хвалимый «батюшка», благодаря коему, наоборот, имя Божие прославляется между язычниками и крепнет спайка Церкви и общества.

Вы, читающие эти строки, наверняка тоже знаете такого священника-витию, да и не одного…

Худшие христиане

Есть старая еврейская притча о том, как к раввину пришли двое с просьбой разрешить их непримиримый спор. Одному он сказал: «Ты прав», и другому: «Ты прав». Мальчик, подметающий пол в синагоге, не удержался и воскликнул: «Ребе, но ведь так не бывает, чтобы двое, утверждающие противоположное, оба были правы!» На что раввин ответил: «И ты прав, мой мальчик». В случае разговоров про отношение к священникам эта притча как раз уместна.

Про то, что попы – худшие из христиан, и что Церковь если еще и жива, то разве что каким-то чудом, вопреки их безобразиям, говорят на всех углах, и разговор этот начат далеко не сегодня. Ленивые, косные, нечуткие к страданиям людей, лицемеры, прикрывающиеся своим саном, они манипулируют прихожанами и возлагают на них неподъемные бремена канонов, а сами этих бремен не несут, зато разглагольствуют о Боге, любят деньги, дорогие иномарки и мирские удовольствия. И так далее…

А вообще-то он хороший

Буквально вот только что в фейсбуке разгорелась очередная баталия по вполне болезненному поводу: какой-то священник на отпевании ребенка сказал родителям, что чадо умерло из-за их грехов. Действительно, явный пример нечуткости человеческой, отсутствие духа сострадания и утешения скорбящих. И сколько через этот случай последовало плевков в сторону «всей вашей РПЦ» от «внешних»… Хотя обличающие тут же и оговорились: а вообще-то в остальном этот священник хороший.

А вот другой священник, тоже известный из фейсбука. На него завели уголовное дело как на педофила. Казалось бы, по вышеизложенной схеме его тоже надо заклеймить – ан нет, наоборот, о нем горячо молятся и ему сочувствуют.

Вот еще батюшка, уже лично мне знакомый. Истории его жизни хватило бы на целый триллер: и юность у него была лихая, с драками и приключениями, и после рукоположения некое время вел он себя неподобающе сану, служил притчей во языцех, бывал в запрете и пил запоями, да так, что и в реанимацию попадал. За день мог выпить изрядный запас богослужебного кагора в алтаре доверенного ему храма. А прихожане, пострадавшие, вроде бы, в результате сего запоя, специально просили архиерея не наказывать батюшку. Они своему священнику и подарки дарят, и любят его, и верят ему, и он от этой веры как-то держится. Падает, но и встает снова.

Борода слишком длинная/короткая

Еще один батюшка, наоборот, строгий ригорист и блюститель устава, трезвенник и вегетарианец, служит подробно и истово, пылает ревностью к молитве и на исповеди кающихся по полчаса не отпускает, дотошно грехи исследует. С него ну хоть икону пиши, а прихожане как-то не стремятся к нему на многочасовые службы ходить, и на исповедь особо не рвутся, и критикуют часто.

Еще один, напротив, и служит ненапряжно, и на исповеди строго не взыскивает, и потакает прихожанам во всем, и отзывчивый, а его почему-то тоже критикуют и не особо почитают, мол, «настоящий батюшка должен быть строгий».

И опять-таки, знаю, что есть те, кто любят и первого, и второго. И снова ситуация в шаблон не вписывается.

Одного батюшку критикуют за то, что имеет длинную бороду и ходит по городу в рясе: «Мозолит всем глаза своим клерикальным видом, вводит в искушение». Другого – за то, что бородку подбривает и ходит по городу в джинсах: «Видать, страха Божия не имеет, вводит в искушение».

И тот, и другой батюшка как-то в беседе об этих пресловутых «искушениях» сошлись на том, что жалеют: нет у них шапки-невидимки, чтоб на улицах их вообще не замечали.

Когда и шапка-невидимка не спасает

Но ведь даже и в шапке-невидимке замечать будут. Думаете, со времен перестройки лица духовного звания на улице успели примелькаться, и к ним относятся спокойно? Как бы не так! Стоит пройти по улице в рясе, будь то улица столицы или провинциального городка, чтобы тут же ощутить на себе взгляды - то насмешливые, то раздраженные, то удивленные, то радостные, но никогда – равнодушные. И обязательно кто-то или поклонится, или свистнет вслед, или шутку отпустит едкую, а то и подойдет - либо за благословением, если человек церковный, либо с разговором «за жизнь», если выпивший…

Не успели попы примелькаться на улицах. И не в том дело, что больше их стало количественно по сравнению с предыдущими временами, а в том, что не стала, вопреки заявлениям с иных высоких трибун или в блогах, Церковь «частью общества». Она осталась Церковью. Отделенной от мира вовсе не Конституцией, а самой своей природой.

bifacephotography.blogspot.com

Батьки в Церкви

Служит миру, но сама не в мире. И в Церкви поговорка «Что ни поп, то батька» продолжает иметь два смысла: насмешливый и наряду с этим вполне прямой.

Поп в Церкви – действительно, батька. По самому смыслу своего назначения. Как в семье старший брат, хочет он того или нет, но старший. Ему и родители многое доверяют, много на него обязанностей возлагают, и для младших он защитник, воспитатель, помощник отцу с матерью. (Ради объективности помяну, что таким старшим в Божьей семье может быть и человек без сана, мирянин. Я знаю таких - и мужчин, и женщин. И если бывает возможность у такого мирянина принять сан священника или монашеский постриг, многие из них следуют этому призыву).

Так устроена Церковь, а устроена она Христом, не самими людьми. Как семья. И все в ней – по закону любви.

Не диво, что в современной Церкви этой любви часто не видно, потому-то священников и ненавидят («вам доверено ТАКОЕ, настоящее, а вы…»). Но диво, что в современной же Церкви эту любовь бывает видно. Потому священников и любят.

Греху мы уже и не удивляемся: выросли в нем и к нему привыкли. Но удивляемся, когда Небо бывает видно сквозь земную грязь. Этим Небом, собственно, мы и живы.

Несколько выводов

Поразмыслив обо всём этом, я сделал для себя несколько выводов.

Первый. Когда говорят: «Как же священнику не грешить, он такой же человек…», то это и так, и не так. Да, человек. Как и всякий, он способен и грешить, и каяться. Но неудивительно, что спрос-то с него совсем иной, чем с других, не имеющих сана. Спрос и перед Богом, и перед людьми, и перед собственной совестью, когда вроде и Бог молчит, и люди не замечают, но сам-то про себя многое знаешь…

Именно спрос - больше никакой совершенно привилегии по сравнению с прихожанами батюшка не имеет, ничем иным от них не отличается, и гордиться и величаться ему нечем. А вот на чем именно делает батюшка акцент в своей жизни и служении - снисходительно ли сам себя оправдывает или помнит про этот самый спрос, и он у него на первом месте, это уж каждый выбирает сам. Понимает ли, каковы отношения любви в Церкви-семье, или ошибочно полагает Церковь просто организацией, считая свое служение «такой работой». И возможности осознать и выбрать спрос, равно как и поддаться искушению упокоиться на самооправдании, имеет каждый из священников.

Страдаем за Христа или за грехи

Второе. Слова Мандельштама: «Не сравнивай, живущий несравним» - верны. Перечисляя всех вышеописанных батюшек, я не имел намерения «вывести типажи», потому что их вывести просто невозможно. Человек есть тайна, несводимая к формуле, и в этом глубокий смысл любви, как ее Церкви являет Бог. Тем, что можно свести к формуле, можно овладеть, а любовь не есть овладение, поглощение одного другим. Она есть свободное отношение между личностями.

Человек есть тайна, и священник быть человеком не перестает, только тайна в нем принимает еще и иные, Христовы измерения.

Третье . Попа видать и в рогожке - народ прав. Не спрячешься все равно. Потому привыкни, поп-батюшка, что всегда и везде к тебе будут неравнодушны. И смеяться над тобой будут, и пальцем показывать, и придираться, и спокойно спать не дадут. И ненавидеть будут (и далеко не всегда по слову Христа: «за имя Мое», ох, если бы! А часто – поделом, за твои же грехи). Так, бывает, до слез ненавидит младший брат старшего, если тот его обижает или к нему равнодушен.

И прощать тебя будут, и будешь ты зависеть не только и не столько от Бога, сколько еще и от милосердия тех самых людей, которых высокомерно считал «паствой». И научишься быть им благодарным и уважать их, но не человекоугодничая перед ними, потому что все равно они остаются младшими, а ты - старшим.

Верх горы - некомфортное место

И любить тебя будут, и часто ты искренне не будешь понимать, за что. Все в одном флаконе – см. притчу в начале нашего разговора…

И претензии обо всех несправедливостях, мерзостях, нестроениях этого мира - неважно, где они случаются и с кем, предъявлять будут тебе. И внутренняя логика твоей души не даст тебе скорчить физиономию, дескать, «а я-то тут причем», потому что не укроется град, стоящий наверху горы.

Ты когда-то тщеславился, что ты град и сияешь? Погоди, это еще зеленый был, глупый. Скоро поймешь, что верх горы – самое некомфортное место для города: и молнии в него долбят, и ливни его секут, и ветром его сносит, и врагам он виден издалека. И если в народе мор, глад, бедствия – всё окрестное население к тебе тянется, в твои стены: будь добр дать всем приют и защиту.

И привыкнешь ты к этому, и не сможешь никогда привыкнуть, и настигнет тебя «пастырское выгорание». И этот выгоревший пепел снова и снова возгорится, как феникс - и так день за днем, то умрешь, то воскреснешь. И это будут просто будни, и каждый из будней - как потрясающий незабываемый праздник.

И сто раз пожалеешь, что стал священником. И пуще всего на свете не захочешь себе иной планиды…

Как к попу относиться?

Четвертое. Как нам, дорогие братья и сестры, миряне-прихожане, к попу относиться? Кратко рещи: любить как сидорову козу. Любить как душу, трясти как грушу.

Отнюдь не делать из него кумира, или оракула, или маленького Сталина, но и помогать чем можно, и поддерживать его и его семью, и постоянно учинять ему спрос: ты как, батюшка поп, про Христа там не забыл? Помнить, что священник – наш старший брат, потому что это Отец углядел в нем старшинство, а Отец никогда не ошибается.

Еще помнить, что хоть он и старший, но по сравнению с Отцом все-таки тоже ребенок: может и ошибаться, и согрешить, и быть слабым. Потому шибко не обижаться, если, например, старший захотел отдохнуть, улизнуть потусоваться со своей компанией, а ему младшего навязали с ним водиться, и он сопляком тяготится, ну или там щелбана даст или подразнит. Надо постараться уж как-нибудь да простить и отнестись со снисхождением - это всё пройдет, дело житейское.

Если же не пройдет… Помнить, что коли старший брат не сберег, погубил в себе этот дар старшинства, утратил любовь, то Отец с него так спросит, что мало не покажется, страшно и представить. И еще по той же причине плохого попа бояться не надо, а надо, если действительно есть повод, обличать его перед Богом и Церковью - оно ему не во вред, а во спасение будет.

Ну, а коли такая беда настанет, что вдруг вымерли все попы вокруг, и нет ни одного достойного нести служение… Что ж, младший брат, коли и в самом деле нет больше старшего в церковной семье, сам становись тогда старшим. Кто первый это осознал, тот и неси на себе это ярмо перед Богом и людьми.

Будь же сам вином

В одном стихотворении Рильке есть строки: «В чем, скажи, твой неутешный опыт? Пить не сладко? Будь же сам вином…»

Был, рассказывали, такой случай в одной деревне: прислали туда батюшку, плохо он нес служение, и один горячий алтарник не вытерпел, батюшку обличил, еще и врезал ему - бывает и такое. Батюшка уехал. А народ говорит алтарнику: «Что, постоял за веру? Лишил нас попа? Вот сам и будь теперь попом». Ну и пришлось ему взять священнический крест на себя, и нести всю жизнь… К слову сказать, нес он его достойно.

Это всё не то чтоб поучения, нет. Просто, как и предупреждал, размышления. Какое отношение они имеют к жизни? В конкретной жизни, оно, конечно, бывает по-всякому.

Бывает, например, так. Однажды случилась беда: повесился священник. Много там у него всего было - и болезнь, и всякое… Было в нем и то самое зерно, потенция старшинства, был и дар священства, да вот не вытянул человек. Ну, самоубийство, конечно, тяжкий грех, по канонам и отпевать-то нельзя его. А потом я узнал: многие о нем все-таки молятся. И не формально, а так истово, как о собственном отце или сыне.

Спросил я одного такого: «Не страшно молиться о самоубийце?» А тот ответил: «Я ему не судья, Бог Сам разберется. А для меня он - священник. Все равно он и там, может, нас будет поминать перед Богом. Я так верю».

Так что, несмотря на все соображения, которые вызвал этот ответ, не поспешил я того человека переубеждать. Ведь Господь на это его «верю» может сказать и так: «По вере твоей и будет тебе». А Господь на то и Бог - кто ж Ему запретит?

Loading...Loading...