Философия справочник студента. Справочники по философии

Школьный этап

2016 / 2017 учебный год.

    усилило роль Земских соборов

    оформило сословную структуру российского общества

А) «Табель о рангах»

Б) «Строевое положение»

В) «Регламент адмиралтейства»

    ремесленное производство

    формирование всероссийского рынка

    русско - польской

    русско - турецкой

    Северной

    Семилетней

    восстание под предводительством С.Т. Разина

    Астраханское восстание

    Башкирское восстание

    Василий Шуйский

    Иван Грозный

    Федор Алексеевич

    Михаил Федорович

1772, 1793, 1795 гг.

    разделы Речи Посполитой

    даты создания цифирных школ

    о Стефане Батории

    о Малюте Скуратове

    о Ермаке Тимофеевиче

    об Андрее Курбском



28 сентября 1708 г, у(1) ____________ корпус (2)_________________ (3)_____________ не

XII вместе бежал в (5) .

, а также Пруссия и Ганновер.






1. 2. 3.

4. 5.

А) Смоленская война

Б) Ливонская война

В) Семилетнняя война

Г) Северная война

    Тверской купец, путешественник. Совершил "хождение" в Персию, Индию (1468-74). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Автор путевых записок "Хождение за три моря"?.

Ответ:_______________________________________________

    Нижегородский посадский человек, с сентября 1611 года земский староста. Инициатор и один из руководителей Второго ополчения 1611-12 гг. В сражениях за Москву против польского гарнизона проявил личную храбрость. В 1612-13 гг. член земского правительства ("Совета всей земли"). В 1613 году вошел в состав Боярской думы (пожалован в думные дворяне).

Ответ:

    Патриарх Московский и всея Руси в 1652-67 гг. Провел церковные реформы с целью унификации богослужения и церковных текстов.

Ответ:

4.Патриарх. Отец русского царя

Ответ:___________________________________________

    Механик-самоучка. Заведовал механической мастерской Петербургской Академии наук (1769­1801 гг.). Усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного деревянного моста через реку Нева пролетом 298 м. Создал "зеркальный фонарь" (прототип прожектора), семафорный телеграф, "водоход", машину для добычи соли и другие механизмы.

Ответ:

    Российский адмирал (с 1695 г.). По происхождению швейцарец. С 1678 году на русской службе. Сподвижник Петра I, командовал флотом в Азовских походах 1695-96 гг. В 1697-98 гг. один из руководителей Великого посольства.

Ответ:

    Донской казак, предводитель восстания в 1670-71 гг.

Ответ:

    Граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799), полководец, генералиссимус (1799).

Ответ:___________________________________________

всероссийской олимпиады школьников по истории – 8 класс

2016 / 2017 учебный год.

(Ключи)

    «Соборное уложение» 1649 г (1 балл)

    усилило роль Земских соборов

    оформило сословную структуру российского общества

    расширило права крестьян и посадских людей

    определило сроки перехода крестьян к другим феодалам

2.Как назывался документ, определявший с XVIII века систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе?(1 балл)

А) «Табель о рангах»

Б) «Строевое положение»

В) «Регламент адмиралтейства»

    К какому периоду истории относятся данные понятия: Сенат, коллегии, ассамблея, гравюра, Кунсткамера. (1 балл)

  1. XVIII век

    Какая новая черта появилась в экономике России XVII в.? (1 балл)

    наличие у крестьянина земельного надела

    ремесленное производство

    формирование всероссийского рынка

    господство натурального хозяйства

    В ходе какой войны произошли сражение у деревни Лесной и морские сражения у мыса Гангут и острова Гренгам? (1 балл)

    русско - польской

    русско - турецкой

    Северной

    Семилетней

    Какое событие произошло раньше других?(2 балла)

    восстание под предводительством С.Т. Разина

    восстание под предводительством К.А. Булавина

    Астраханское восстание

    Башкирское восстание

    Расставьте имена правителей в хронологической последовательности (2 балла)

    Василий Шуйский

    Иван Грозный

    Федор Алексеевич

    Михаил Федорович

БАГВ

    По какому принципу образован ряд? (2 балла)

1772, 1793, 1795 гг.

    крестьянские волнения, связанные с церковным расколом

    разделы Речи Посполитой

    даты проведения денежных реформ

    даты создания цифирных школ

10 .О ком говорится в отрывке из сочинения Н.М. Карамзина?(3 балла)

«Сей герой погиб безвременно, но совершив главное дело: ибо Кучум, зарезав 49 сонных казаков, уже не мог отнять Сибирского ханства у великой державы, которая единожды навсегда признала оное своим достоянием. Величавая доблесть его не только в летописаниях, но и в святых храмах, где мы еще и ныне торжественно молимся за него и за дружину храбрых, которые вместе с ним пали на берегах Иртыша»

    о Стефане Батории

    о Малюте Скуратове

    о Ермаке Тимофеевиче

    об Андрее Курбском

    О событиях какого года идет речь в отрывке из сочинения русского историка? (3 балла)

    «Старая Русь тут встала и вскрылась перед Петром со всей своей многовековой работой и ее плодами. Когда кремлевский дворец превратился в большой сарай и по нему бегали и шарили одурелые стрельцы отыскивая Нарышкиных, а потом буйствовали по всей Москве… то духовенство молчало, творя волю мятежников, благословляя двоевластие, бояре и дворяне попрятались, и только холопы боярские вступились за попранный порядок… С тех пор московский Кремль ему опротивел и был осужден на участь заброшенной барской усадьбы».

    1682 г .

    Вставьте слова и сочетания слов вместо пропусков, выбрав их из предложенного списка. Слова даны в списке в именительном падеже и в единственном числе. В таблице укажите соответствие между номером пропуска и буквенным обозначением соответствующего слова. Обратите внимание: в тексте может изменяться форма данных слов (падеж, число);в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте. (14 баллов)

28 сентября 1708 г, у(1) ____________ корпус (2)_________________ был перехвачен и разбит "летучим отрядом",возглавляемым самим Петром. В результате сражения Карл XII лишился столь нужных ему подкреплений и обоза. Была подорвана уверенность шведов в их непобедимости, зато поднялся моральный дух русской армии. Петр назвал эту победу "матерью Полтавской баталии". Расчет КарлаXII на усиление шведской армии в связи с переходом на ее сторону гетмана Украины (3)_____________ не

оправдался: только незначительная часть казачества, обманутая гетманом, перешла на сторону шведов.

Ранним утром 27 июня 1709 г. произошло решающее сражение между войсками Петра I и Карла XII под (4) К 11 часам русские войска полностью разгромили шведов. Показав чудеса храбрости, в ожесточенном рукопашном бою русская армия опрокинула шведов и обратила их в бегство. Из 30 тыс. шведских солдат 9 тыс. были убиты и 3 тыс. взяты в плен. Еще 16 тыс. шведов русские пленили в ходе преследования. Сам Карл XII вместе бежал в (5) .

Полтавская победа, в результате которой были уничтожены сухопутные войска шведов, определила исход(6) войны. Она продемонстрировала возросшую мощь русской армии, укрепила международный авторитет России, на сторону которой вновь перешли Польша и (7) , а также Пруссия и Ганновер.

А- Гренгам, Б-Ливенгаупт, В-Реншельд, Г-Нарва, Д- Мазепа, Е- Хмельницкий,

Ж- Семилетняя, З- Лесная, И- Польша, К-Полтава, Л-Отечественная, М- Турция,

Н- Кунерсдорф, О- Англия, П- Выговский, Р- Северная, С- Дания

13. Соотнесите портрет исторического деятеля и его характеристику. Ответ запиши в таблицу (20 баллов)
А) Внук великого императора, сын его любимой дочери, воспитанный на чужбине и принявший обычаи и язык чужой страны. Наречен наследником престола родной теткой, пришедшей к власти в результате очередного переворота.
Б) Став императором в двух месячном возрасте и «процарствовав» год, всю оставшуюся жизнь находился в заключении и погиб в 23 года при попытке освобождения из самой неприступной российской тюрьмы.
В) Внук великого императора, сын убитого царевича, ставший императором в подростковом возрасте. Любитель охоты и придворных забав. Умер от оспы в разгар подготовки к свадьбе.
Г) При жизни назван Великим, прорубившим «окно в Европу», он не успел оставить завещание и назвать наследника, чем положил начало длительной борьбе за власть.
1. 2. 3.

4. 5.

15. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Ответ занесите в таблицу. (5 баллов)

А) Смоленская война

Б) Ливонская война

В) Семилетнняя война

Г) Северная война

16. О ком идёт речь в данных отрывках?(по 5 б. за ответ. Всего 40 б.)

1Тверской купец, путешественник. Совершил "хождение" в Персию, Индию (1468-74). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Автор путевых записок "Хождение за три моря"?.

Ответ: _____А. Никитин __________________________________________

2.Нижегородский посадский человек, с сентября 1611 года земский староста. Инициатор и один из руководителей Второго ополчения 1611-12 гг. В сражениях за Москву против польского гарнизона проявил личную храбрость. В 1612-13 гг. член земского правительства ("Совета всей земли"). В 1613 году вошел в состав Боярской думы (пожалован в думные дворяне).

Ответ: К. Минин

3.Патриарх Московский и всея Руси в 1652-67 гг. Провел церковные реформы с целью унификации богослужения и церковных текстов.

Ответ: Никон

4.Патриарх, отец русского царя

Ответ: ______Филарет_____________________________________

5.Механик-самоучка. Заведовал механической мастерской Петербургской Академии наук (1769­1801 гг.). Усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного деревянного моста через реку Нева пролетом 298 м. Создал "зеркальный фонарь" (прототип прожектора), семафорный телеграф, "водоход", машину для добычи соли и другие механизмы.

Ответ: И. Кулибин

6.Российский адмирал (с 1695 г.). По происхождению швейцарец. С 1678 году на русской службе. Сподвижник Петра I, командовал флотом в Азовских походах 1695-96 гг. В 1697-98 гг. один из руководителей Великого посольства.

Ответ: Лефорт

7.Донской казак, предводитель восстания в 1670-71 гг.

Ответ: С. Разин

8.Граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799), полководец, генералиссимус (1799).

Ответ:_____Суворов______________________________________

Желаем успеха!

Выберите правильный ответ.

1. Указ об «урочных летах»:

а) запрещал свободный переход крестьян от одного хозяина к другому;

б) устанавливал пятилетний срок сыска беглых крестьян;

в) определял переход крестьян к другому помещику только в Юрьев день;

г) установил бессрочный розыск беглых крестьян

2 . Усиление роли гвардии связано с эпохой, которую называют периодом:

б) Регентства;

в) Фаворитизма;

г) Дворцовых переворотов;

3 . Какое сражение относится к морским победам России в Северной войне?

а) при Гренгаме;

б) при Полтаве;

в) при Лесной;

г) при Нарве;

4. О каком событии идет речь в строках?

Суровый был в науке славы

Ей дан учитель: не один

Урок нежданный и кровавый

Задал ей шведский паладин.

а)выходе Дании из войны со Швеции;

б) снятии осады польскими войсками Риги;

в) поражении русских войск под Нарвой;

г) Прутском походе

5. Высший церковный орган при Петре I:

а)Монастырский приказ;

б) Главный магистрат;

в) Правительствующий сенат;

6. Россия стала империей после:

а) Азовского похода;

б) подавления восстания под предводительством;

в) Прутского похода;

г) Северной войны

7. Усиление роли дворянской гвардии в 1725-1762 гг. в государственных делах:

а) способствовало укреплению самодержавия;

б) стало одной из причин легкости и частоты дворцовых переворотов;

в) привело к ограничению абсолютной власти российских императоров;

г) привело к конфликтам и потрясениям

8. Все привилегии, данные дворянству после смерти Петра I, были подтверждены в правление:

а) Елизаветы Петровны;

б) Петра III;

в) Екатерины II;

9. Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами в период царствования Екатерины II привели к:

а) Медному бунту;

б) восстанию под предводительством;

в) восстанию под предводительством С. Разина;

г) крестьянской войне под предводительством

Часть В

В 1. Из перечисленных мероприятий относятся царствованию Екатерины II:

а) секуляризация церковных земель;

б) отмена указа о единонаследии;

в) восстановление полномочий Правительствующего сената;

г) губернская реформа;

д) «Манифест о вольности дворянства»;

е) «Жалованная грамота городам»;

ж) образование Канцелярии тайных розыскных дел;

з) введение свободы предпринимательства

и) созыв Уложенной комиссии

В 2 . Соборное уложение утвердило: а) полное право феодала на землю и зависимых крестьян;


В 3 . Установите правильное соответствие:

1) 1697-1698 гг. а) русско-турецкая война

2) 1700-1721 гг. б) Великое посольство в страны Западной Европы

3) 1722 г. в) принятие Табели о рангах

4) 1787-1791 гг. г) Северная война

Ответ ______________________________________________________

В 4 . Из перечисленных мероприятий к царствованию Петра I относятся: а) роспуск Верховного тайного совета;
б) учреждение Сената;

г) создание системы коллегий;
д) созыв Уложенной комиссии;

ж)установление подушной подати;


к) учреждение Святейшего Правительствующего синода

В 5 . О ком идет речь?

И в могиле ему не было покоя: в народе разнеслась молва, что ночью там виден огонь и раздается веселая музыка; для того через восемь дней вырыли труп из могилы, сожгли в пепел и, зарядив им пушку, выстрелили в те ворота, коими он вступил в Москву,

Ответ _________________________________________________

Всероссийская олимпиада школьников по истории

Школьный этап

8 класс

2016-2017 уч. год

Инструкция по выполнению работы.

На выполнение работы по истории даётся 40 минут. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Желаем успеха!

Фамилия, имя______________________________________________________________

Класс ____________________________________________________________________

Вариант 2.

Выберите правильный ответ.

1. Мануфактура – это:

а) тип предприятия, основанного на разделении труда и ручной ремесленной технике;

б) система, основанная на производстве небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке;

в) специальное место, где осуществлялись купля и продажа товаров и ценных бумаг

2. Главную роль в дворцовых переворотах играла(и):

а) стрельцы;

б) представители старой родовой аристократии;

в) дворянская гвардия;

г) казаки

3. Необходимость обновления церковных книг и обрядов стало одной из причин:

а) конфликта между патриархом Никоном и Алексеем Михайловичем;

б) церковной реформы середины XVII в.;

в) упразднения патриаршества;

г) секуляризации церковных земель

4. После окончания Северной войны мирный договор был подписан а) в Нарве;
б) в Ништадте;
в) в Петербурге

5. При Петре I армия формировалась на основе:

а) всеобщей воинской повинности;

б) сбора дворянского ополчения;

в) рекрутской повинности;

г) наемного войска

6. Основное значения «Табели о рангах» заключалось в:

а) ликвидации местничества;

б) подтверждении принципа знатности и родовитости при продвижении по службе;

в) определении правил поведения чиновников;

г) возможности служебного роста служивому человеку вне зависимости от его происхождения

7. Основное значение победы русской армии под Полтавой:

а) изгнание шведов с территории России;

б) восстановление Северного союза;

в) присоединение к Северному союзу Пруссии;

г) перелом в войне в пользу России

8 . Форма правления при Петре I это:
а) республика;
б) абсолютная монархия;
в) конституционная монархия

9.К политике « просвещенного абсолютизма» в период правления Екатерины II относится:

а) созыв Уложенной комиссии;

б) генеральное межевание земли;

в) губернская реформа;

г) указ о единонаследии

Часть В.

В 1 . Из перечисленных мероприятий к царствованию Петра I относятся:

а) роспуск Верховного тайного совета;

б) учреждение Сената;

в) отказ от вынесения смертных приговоров;

г) создание системы коллегий;

д) созыв Уложенной комиссии;

е) принятие «Табели о рангах»;

ж) установление подушной подати;

з) создание Кабинета министров;

и) разделение страны на губернии;

к) учреждение Святейшего Правительствующего синода

В 2. Установите правильное соответствие.

3) 1697-1698 гг. а) русско-турецкая война

4) 1700-1721 гг. б) Великое посольство в страны Западной Европы

5) 1722 г. в) принятие Табели о рангах

6) 1787-1791 гг. г) Северная война

Ответ ___________________________________________________

В 3. Расположите в хронологическом порядке события, относящиеся ко времени царствования Петра I :

1) Азовские походы;

2) «Великое посольство»;

3) регентство царевны Софьи;

4) заключение Северного союза;

5) провозглашение России империей

В 4.Соборное уложение утвердило: а) полное право феодала на землю и зависимых крестьян;
б) право помещика ссылать крестьян в Сибирь и на каторгу;
в) 15-летний сыск беглых крестьян;
г) прикрепление к земле государственных крестьян

В 5 .О каком великом русском полководце идет речь?

В начале декабря 1790____ послал турецкому главнокомандующему письмо с требованием немедленной сдачи Измаила:
- Даю двадцать четыре часа на размышление вам. Первый мой выстрел - неволя. Штурм - смерть. Что выбрать, оставляю вам на рассмотрение.
- Скорее Дунай остановится в своем течении, и небо упадет на землю, чем сдастся Измаил, - был ответ турок, уверенных в неприступности своей крепости.

Ответ ____________________________________________________________


Кириленко Г.Г. , Шевцов Е.В.

М.: ACT: СЛОВО, 2000. - 672 с.Философия в изложении авторов оказывается особым «жизненным разумом», который размышляет над проблемами живого, страдающего, смертного существа. Разделы, которые традиционно изучаются как сферы движения «чистых» философских абстракций, таких как «бытие», «субстанция», «диалектика», наполняются «человеческим» смыслом. Человек в его «низких» и «высоких» проявлениях рассматривается авторами в качестве подлинного центра философии, сгущения философских категорий.Данное справочное пособие - удачная попытка избавиться от упрощения, мнимого всезнайства, свойственных «школьной» философии. Сверхзадача авторов - знакомство читателя с современными проблемами философии, с развитием человеческой мысли во всей ее полноте и противоречивости.Серия предназначена для студентов высших учебных заведений, а также абитуриентов. Книги этой серии написаны ведущими специалистами МГУ им. М.В. Ломоносова.Предисловие.
Философия и ее предмет.
Специфика философского знания: различие подходов.
Философия как «жизненный разум».
Основной вопрос философии. Принципы классификации философских направлений.
Рекомендуемая литература.
Основные этапы истории философии.
Античная философия.
Средневековая философия.
Философские идеи Возрождения.
Европейская философия XVII-XVII веков.
Немецкая классическая философия.
У истоков философии XX века: Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше.
Рекомендуемая литература.
Современная западная философия .
Философия экзистенциализма.
Фрейдизм и неофрейдизм.
Позитивизм и неопозитивизм.
Философские идеи постмодернизма.
Рекомендуемая литература.
Русская философия .
Особенности русской философии.
Философские идеи в духовном наследии Древней Руси.
Столкновение мировоззрений: язычество и христианство.
Православная вера - опыт осмысления (Ила Риони «книжники»).
Философия и становление личностного самосознания (Нил Сорский и Иосиф Волоцкий).
Философия и становление национального самосознания.
Пути самоопределения («традиционалисты и новаторы»).
Становление русского западничества, П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский и А.С. Хомяков - представители славянофильства.
Н.Г. Чернышевский как представитель радикального направления в социально-философской мысли России.
Философские идеи в русской литературе XIX века.
Философия Л.Н. Толстого как выражение его жизненной драмы.
Философия человека Ф. М. Достоевского.
Систематическая философия в России.
Философия «всеединства » В.С. Соловьева.
Р.А. Бердяев - философ свободы и творчества.
Философия социального прагматизма (А.В. Луначарский и А.А. Богданов).
«Абсолютная мифология» А.Ф. Лосева.
Философия сознания М.К. Мамардашвили.
Рекомендуемая литература.
Бытие и познание .
Проблемы онтологии.
Субстанция и бытие.
Материя как субстанция.
Новая онтология: бытие без субстанции.
Диалектика и ее исторические формы.
У истоков диалектики. Диалектика и миф.
Диалектика тождества мышления и бытия.
Диалектика как аналитика человеческой конечности.
Познание: возможности и границы.
Сознание и познание.
Мысль о мире (Классический образ познания).
Мысль в мире (Современные проблемы познания).
Мысль о мысли (Познание и самосознание).
Рекомендуемая литература.
Общество, природа, история .
Общество: многомерность социального.
Особенности философского изучения общества.
Общество как система.
Социальная структура общества и социальный конфликт.
«Человеческое измерение» общества.
Историческая реальность.
«Прогрессизм» и единство исторического процесса.
«Релятивизма и многообразие историй.
«Конец истории».
Экономический универсализм и постиндустриальное общество.
История и утопическое сознание.
Общество и природа.
Природа и географическая среда.
Антропосоциогенез. Проблемы и дискуссии.
Исторические типы взаимодействия общества и природы.
На пути к новому экологическому сознанию.
Рекомендуемая литература.
Человек и культура .
Проблема человека в философии.
Человек как проблема для самого себя.
Природа человека и его сущность.
Индивид, личность, индивидуальность.
Индивидуализм как жизненная ориентация и философская концепция.
Судьба и жизненный путь.
Жизненный мир личности и его основные типы.
Философия культуры.
Представления о культуре в истории философской мысли.
Культур как противоречивая целостность.
Культура и «жизнь».
«Человек-в-культуре» и «человек культуры».
Культура и идеология.
Три модели самосознания культуры.
Религиозное освоение мира.
Религия как предмет исследования и оценки.
Особенности религиозного опыта.
Философия и религия.
Исторические формы религии.
Религия в современном мире.
Мораль.
Мораль, обычай, право.
Исторические типы морали.
«Золотое правило» нравственности.
Особенности нравственного сознания и поведения.
Структура нравственного дознания.
Нравственность и этическая теория.
Искусство и эстетическое освоение действительности.
Три подхода к искусству.
Происхождение искусства.
Проблема функций искусства.
Культурная миссия интеллигенции.
Интеллигенция и проблема интеллигенции.
Интеллигенция и повседневность.
Приверженность культуре.
Сущее, должное, возможное.
Рекомендуемая литература.
Алфавитный указатель.

Министерствообразования РоссийскойФедерации Псковскийгосударственныйпедагогическийинститут им. С.М. Кирова

КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК ПО ФИЛОСОФИИ

Печатается по решению кафедры философских наук и редакционноиздательского совета ПГПИ им. С.М. Кирова

Краткий справочник по философии/Составитель Петров Г.В.

Псков: ПГПИ, 2004. - 52 с.

Учебно-методическое пособие «Краткий справочник по философии» рассчитан на студентов, готовящихся к зачетам и экзаменам по курсу философии. Он предназначен для системного повторения ранее усвоенного материала. Справочник не может заменить учебники и учебные пособия по философии, изучение которых предусмотрено учебными программами.

Рецензенты:

кандидат философских наук Н.Н. Габдулова кандидат философских наукЛ.С. Щенникова

ISBN 5-87854-290-0

Петров Г.В., 2004

Псковский государственный

педагогический институт

им. С.М. Кирова, 2004

(ПГПИ им. С.М.Кирова), 2004

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СИСТЕМНОГО ПОВТОРЕНИЯ

ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ

1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

2. Понятие мировоззрения и его структура. Исторические формы мировоззрения.

3. Космоцентризм и натурфилософия древних греков.

5. Учение Платона об идеях.

6. Учение Аристотеля о материи и форме.

7. Средневековая западная философия. Патристика и схола-

9. Натурфилософия Н. Кузанского.

10. Учение Д. Бруно. Гелиоцентризм.

11. Социально-политические идеи эпохи Возрождения.

12. Социально-исторические предпосылки возникновения философии Нового Времени. Взаимосвязь естествознания, технического прогресса и философии.

13. Ф. Бэкон и теория экспериментирующего знания.

14. Рационализм Р. Декарта.

15. Философия Б. Спинозы. Пантеизм.

16. Сенсуализм учения о познании Д. Локка.

17. Субъективный идеализм Д. Беркли. Агностицизм Д. Юма.

18. Философия французского просвещения.

19. Критическая философия И. Канта.

20. Абсолютный идеализм Г. Гегеля.

21. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

22. Критика идеализма и разработка материалистического понимания истории К. Маркса.

23. Ленинский этап в развитии марксистской философии.

24. Материалистические взгляды А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского.

25. Философия «всеединства» В. Соловьева.

26. Русская религиозная философия в ХХ в.

27. Современная западная философия. Особенности и основные направления.

28. Бытие как фундаментальная категория философии.

29. Бытие и субстанция. Основные формы бытия.

30. Философское и естественнонаучное понимание материи.

31. Движение как способ существования материи. Формы и виды движения.

32. Философское и естественнонаучное понимание пространства и времени.

33. Сознание, его происхождение и сущность.

34. Сознание и мозг. Мышление и язык.

35. Диалектика и метафизика как методы познания.

36. Диалектика и ее исторические формы.

37. Принципы и законы диалектики.

38. Основные категории диалектики.

39. Концепции познания в философии.

40. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и способы взаимодействия.

41. Проблема истины. Истина. Заблуждение. Ложь.

42. Практика как критерий истины.

43. Особенности научного знания.

44. Структура научного познания: формы и методы.

45. Понятие общества. Основные концепции общественного развития.

46. Общество как система.

47. Специфика законов общественного развития.

48. Смысл истории.

49. Человек как предпосылка и результат истории.

50. Философская антропология о природе и сущности чело-

51. Биологическое и социальное в человеке, их соотношение

и взаимосвязь.

52. Проблема антропосоциогенеза. Альтернативные концепции происхождения человека.

53. Проблема смысла жизни.

54. Понятия «человек», «личность», «индивидуальность». Условия и механизмы формирования личности.

55. Свобода и творчество как высшие ценности личности.

56. Коллективность как основная форма бытия человека.

57. Человек и природа. Исторические формы отношения человека к природе.

58. Экономическое бытие общества: понятие и структура.

59. Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

60. Человек в компьютеризованном мире: социокультурный

и психологический аспекты проблемы.

61. Понятие социальной структуры общества. Исторические виды и формы социальной общности: семья, род, племя, народность, нация.

62. Проблема этногенеза. Основные концепции.

63. Классы и их роль в системе социальных связей.

64. Понятие социальной стратификации. Социальная мобильность.

65. Государство и гражданское общество: признаки и функции.

66. Общественное сознание и его структура.

67. Понятие политики. Политика и право.

68. Нравственное сознание и нравственные ценности.

69. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

70. Религиозные ценности и свобода совести.

71. Наука как форма духовной деятельности: специфика и функции.

72. Техника. Происхождение и сущность. Техника и этика.

73. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

74. Понятие цивилизации и ее исторические типы.

75. Содержание и основные признаки современной информационной цивилизации.

76. Место России в мировом цивилизационном процессе.

77. Динамикаобщественногоразвития. Эволюцияиреволюция.

78. Понятие культуры и ее исторические типы.

79. Культура как система. Символический характер культуры.

80. Культура и цивилизация. Проблемы человека в современной культуре.

81. Диалог культур: Запад – Восток – Россия.

82. Гуманизм как цель и мера социального прогресса.

83. Кризис гуманизма в условиях индустриального общества.

84. Гуманизм и тоталитаризм, гуманизм и демократия: проблемы и противоречия.

85. Глобальные проблемы человечества, их типология. Экологические проблемы современности. Пути выхода из кризиса.

86. Человечество как планетарное явление. Понятие ноос-

87. Взаимодействие цивилизаций и стратегия будущего.

88. Социальное познание и его особенности. Уровни социального познания.

СПРАВОЧНИК ОТВЕТОВ

1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

Термин «философия» был введен в обиход древнегреческим мыслителем Пифагором и переводится на русский язык как любовь к мудрости. В древности под философией понимали любое знание. В современном представлении философией называется область теоретических знаний о мире в целом, о месте человека в этом мире и о принципах взаимоотношения человека с этим миром. Важнейшими чертами философии являются научность, критичность и фундаментальность. Основной вопрос философии есть вопрос об отношении сознания к материи.

В структуру философии входят учение о бытии (онтология), учение о познании (гносеология) и учение о развитии (диалектика).

Философия является важнейшей частью духовной культуры. Ее роль в обществе определяется основными функциями: мировоззренческой, методологической, гуманистической и моральной.

2. Понятие мировоззрения и его структура. Исторические формы мировоззрения.

Мировоззрение – это целостный взгляд на мир и место в нем человека. Основными структурными элементами мировоззрения являются: 1) знания о мире, 2) ценности, с позиций которых человек осмысливает мир, 3) убеждения, которые определяют поступки человека.

Основные типы мировоззрения. Мифологическое мировоззрение. Это наиболее древний тип мировосприятия. Его характеризуют эмоционально-образная форма, очеловечивание природы, некритичность, утилитарная направленность. Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественных сил. Философское мировоззрение – это теоретическая форма осмысления мира и человека. Научным мировоззрением на-

зывается такое миропонимание, которое опирается на достижения философии, естественных и общественных наук.

Философия, с одной стороны, сама является мировоззрением в его наиболее общей, теоретической форме, с другой стороны, способствует формированию осознанного взгляда на мир и место в нем человека.

3. Космоцентризм и натурфилософия древних греков.

Характерной чертой античной философии является космоцентризм, т.е. взгляд на мир как единое целое (космос). Античные философы были заняты поисками первоосновы мира, его вечного и неизменного начала. Таким началом у Фалеса была вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь и т.д. Подобные взгляды получили название натурфилософии. В наиболее развитом виде античная натурфилософия представлена в атомистическом учении Демокрита и Эпикура.

4. Проблема человека в античной философии. Нравственная философия Сократа.

Проблема человека в античной философии была поставлена Сократом, который сформулировал вопрос: «Что есть сущность человека?» Его ответ: сущность человека – его душа (разум), которую надо совершенствовать через познание. Сократ разработал метод познания – диалектику, которую он понимал как искусство отстаивать истину в споре с оппонентом. Сократ утверждал, что добродетель всегда следствие знания, а порок – следствие невежества.

5. Учение Платона об идеях.

Материалистическому решению проблемы бытия в натурфилософии древних греков Платон противопоставил идеалистическое решение. Он создал учение об идеях – бестелесных сущностях (образах) классов вещей и явлений. Конкретные вещи представляют собой лишь слабые копии (тени) совершенных идей, пребывающих в наднебесных сферах. Наивысшей идеей является идея блага.

6. Учение Аристотеля о материи и форме.

Согласно учению великого античного ученого Аристотеля, все единичные вещи представляют собой единство материи и формы. Материя является пассивной возможностью и субстратом (строительным материалом) вещей, а форма (эйдос) – их активным динамичным началом. Форма нематериальна. В иерархии всех форм высшее место занимает неподвижный ум-перво- двигатель (форма всех форм), которого Аристотель называет богом. Само наличие перводвигателя приводит в движение все нижестоящие формы.

7. Средневековая западная философия. Патристика и схоластика.

Средневековая западная философия – это философия эпохи расцвета феодализма и могущества церкви. Ее характерная черта – теоцентризм (бог – центр философских представлений). Бог

это и творец мира (принцип креационизма) и Абсолютная личность. Назначение человека – стремиться к богоподобию через любовь к богу. Фома Аквинский выдвинул пять доказательств существования бога.

Патристика – это учения т.н. отцов церкви (Августина блаженного и др.), которые считали, что, только углубляясь в душу, человек познает себя как образ и подобие бога. Схоластика – это религиозная философия, которая с помощью формально-логи- ческих приемов решала вопрос о соотношении знания и веры в пользу последней.

Философы средних веков поставили вопрос о природе Универсалий, т.е. общих понятий: т.н. реалисты считали, что подлинной реальностью обладают лишь общие понятия, которые существуют до вещей в божественном разуме, а т.н. номиналисты считали, что общие понятия существуют не до, а после вещей и представляют собой имена, ноумены, знаки.

8. Характерные черты философии эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения – это переходная эпоха от феодализма

к капитализму. Ее характеризуют переход к городскому образу жизни, развитие промышленности, кругосветные путешествия и

географические открытия, освобождение человека от сословных ограничений, начало второй глобальной естественнонаучной революции(гелиоцентрическая системаКоперника). Своеназвание этаэпохаполучилаблагодарявозрождениюантичногоискусствасегоидеалами телесной красоты и жизнеутверждающим мировосприятием.

ВфилософииВозрождениятеоцентризмуступилместоантропоцентризму игуманизму. Антропоцентризмтаких мыслителей какНиколайКузанский, ДжорданоБруно, ЛеонардодаВинчии др. состоялв том, чтосвой главный философский интересони обратили на человека, его природуи местово Вселенной. Их гуманизм проявился, преждевсего, в реабилитацииестественной природы человека, важнейшей чертой которого становится благородство, понимаемое как доблесть духа, как свобода творчества.

9. Натурфилософия Н. Кузанского.

Николай Кузанский, кардинал и епископ эпохи Возрождения. В философии природы он обосновывал три положения: 1) бог содержит в себе все вещи, т.е. всю природу, 2) бог во всех вещах, т.е. во всей природе, 3) бог, как единство всех вещей, проявляет себя во множественности этих вещей. Бог не находится где-то вне мира, он находится в единстве с этим миром. Мир является бесконечным шаром, который не имеет определенного центра.

В теории познания Н. Кузанский выдвинул тезис «ученого незнания», суть которого в том, что конечный человеческий ум способен только приближаться к познанию бесконечного, никогда не достигая полного знания о бесконечном, как вписанный в круг многоугольник с увеличением своих углов никогда не станет равен кругу.

10. Учение Д. Бруно. Гелиоцентризм.

Философ эпохи Возрождения Джордано Бруно исходил из того, что нельзя представлять бога как что-то изолированное от мира. Бог везде и во всем, он ест мировое поле. Из этого следует, что движение содержится в самом мире. Пантеизм Д. Бруно (отождествление бога с природой) стал теоретической основой его гуманизма – возвеличивания личности.

Вдохновленныйгелиоцентрической системой Коперника, кото-

Любое учебно-справочное издание решает несколько задач: оно знакомит с достигнутым уровнем знания, указывает на существующие проблемы, открывает горизонты возможного. Философия как учебная дисциплина имеет свои особенности. Ее нельзя «выучить» как набор формул, определений, правил. Это живое движение мысли, где простое соседствует со сложным, повседневность - с глубинами человеческого духа. Донести эти особенности философского знания до читателя - особое искусство.
Образ философа в европейской культуре XX века крайне противоречив. Порой философ выступает в одеждах академического ученого, а философия оказывается « строгой наукой». Философ может надеть маску моралиста, социального лидера. Философ иронизирует, нагромождает метафоры, пророчествует, вступает в политическую борьбу. Как совместить эти лики философии с устоявшимися в нашей отечественной учебной литературе представлениями и существовании одной единственной «истинной» философии? Авторы не стремятся найти «среднее арифметическое» - дают возможность мыслителям различных эпох, представителям различных философских традиций говорить своим собственным языком.
Философия в изложении авторов оказывается особым «жизненным разумом», который размышляет над проблемами живого, страдающего, смертного существа. Разделы, которые традиционно изучаются как сферы движения «чистых» философских абстракций, таких как «бытие», «субстанция», «диалектика», наполняются «человеческим» смыслом. Человек в его «низких» и «высоких» проявлениях рассматривается авторами в качестве подлинного центра философии, сгущения философских категорий.
Диапазон философских размышлений о человеке крайне широк. В поле внимания авторов оказывается и человек архаического общества, погруженный в «племенной транс», и «эко
номический человек» современного общества потребления. Неожиданное сходство столь несходных типов человеческого отношения к миру, обнаруживаемое авторами, возможно, заставит читателя задуматься.
Человек есть не только проблема философии, человек - это проблема для самого себя, утверждают авторы. Философия ничего не решает за человека. Она лишь организует пространство индивидуального выбора, предоставляет «интеллектуальные инструменты» самопознания. Судьба, счастье, смерть, смысл жизни - вот те координаты жизненного мира, которые всегда были предметом философских размышлений и одновременно концентрируют в себе человеческие страхи, надежды, мечты.
Античная философская традиция, русская философская мысль и современная европейская философия сохраняют свои ясные контуры и в то же время становятся объектом оценки, сопоставления, интерпретации.
Философия дополняет и завершает любое специальное образование, помогая стать специалисту интеллигентом. Что это - быть интеллигентом? Вопрос этот волнует не только ученых. От его решения во многом зависит судьба нашей культуры. Обращаясь в заключительном разделе пособия к проблеме интеллигенции, авторы показывают, что альтернатива «или философствовать - или жить» - ложная: Интеллигент не может жить, мыслить, действовать, не обращаясь к философии.
Данное справочное пособие - удачная попытка избавиться от упрощения, мнимого всезнайства, свойственных «школьной» философии. Сверхзадача авторов - знакомство читателя с современными проблемами философии, с развитием человеческой мысли во всей ее полноте и противоречивости.

Loading...Loading...