14 июля по святцам. Православные церковные праздники июля

Екатерина Шумило суббота, 26 мая 2018, 13:46

В воскресенье, 27 мая, православные и греко-католики празднуют День Святой Троицы . Протоиерей АНДРЕЙ ДУДЧЕНКО рассказал "Апострофу", что значит этот праздник, какие традиции принято соблюдать на него и что нужно делать в этот день.

Поздравляю всех читателей "Апострофа" с великим праздником Пятидесятницы, Сошествия Святого Духа и днем Святой Троицы! Этот праздник имеет несколько названий в нашей традиции. Большинство людей знают день Святой Троицы - это вторичное название. Первоначальное название праздника - Пятидесятница, Сошествие Святого Духа.

Почему Пятидесятница?

Это пятидесятый день после Пасхи. Праздник Пятидесятницы берет свое начало еще из Ветхого Завета. У людей, которые жили по законам Ветхого Завета, был праздник Пятидесятницы, установленный Моисеем после исхода из Египта. На пятидесятый день в пустыне у горы Синай народ получил закон. Бог дал Моисею заповеди. Этот день получения закона, пятидесятый день после исхода из Египта, праздновали как Пятидесятницу.

В Новом Завете на этот день приходится событие, ставшее днем рождения христианской Церкви. Это Сошествие Духа Святого. После Вознесения Иисус завещал своим ученикам не отлучаться из Иерусалима, но ждать, пока исполнится то, что Он обещал от Отца Небесного - послать им Святого Духа Утешителя.

И вот через 10 дней после Вознесения приходит праздник Пятидесятницы, когда много людей, исполняя закон Ветхого Завета, приходили в Иерусалим на праздник. Потому что каждый верующий иудей имел обязанность прийти в Иерусалим на такие большие праздники, как Пасха, Пятидесятница и Праздник Кущей (который празднуют осенью).

И часть еврейской диаспоры, которая была очень большой во всей Римской империи, не каждый год, но хотя бы раз в какое-то время совершала паломничество на праздник в Иерусалим.

И вот в этот день в Иерусалиме на Пятидесятницу апостолы приняли Святого Духа. Что это значит? Как описывает книга Деяний апостольских, на них сошел Святой Дух в виде языков пламени. То есть они услышали как бы шум с неба, а благодать Духа Святого сошла на них в виде пламени. И результатом этого было то, что они получили дар проповедовать на иных языках. Это было нужно для того, чтобы люди, пришедшие отовсюду, услышали, как апостолы проповедуют на их языке. Ведь многие из них уже не понимали того языка, на котором читали святые книги, на котором разговаривали в Иерусалиме.

На Пятидесятницу апостол Петр выходит перед большой толпой людей и проповедует. И уже смело, безбоязненно говорит о том, что Иисус воскрес, что Иисус и есть тот обещанный Мессия, тот Царь, которого послал Господь, он воскрес и воцарился над миром. И призывает людей к обращению. И в тот день к первому сообществу христианской Церкви, к апостолам присоединились уже несколько тысяч людей. Потому этот день является днем рождения Церкви.

Фото: lavra.ua

Почему день Святой Троицы?

В библейской истории мы видим взаимоотношения Бога и человечества. До этого момента мы видели действие Бога Отца, который открывался через пророков, через Моисея, который вывел народ израильский, и так далее, заповеди давал через Моисея, через пророков давал определенные наставления. Затем он прислал своего Сына Иисуса Христа, который проповедовал, который умер и воскрес за нас. И вот этот третий момент, когда третье лицо Святой Троицы - Дух Святой - приходит к людям, к Церкви. И здесь это откровение для человека - это откровение уже третьего лица Святой Троицы, Бога как Троицы.

Поэтому этот праздник в народе более известен как день Святой Троицы. Ибо мы знали Отца, знали Сына, теперь узнали и Духа Святого. Три лица: единое Божество, единая слава, единое царство. И мы празднуем день рождения Церкви, день нашей радости. Потому что каждый христианин - это тот человек, у которого есть общность со Святым Духом. И наша личная Пятидесятница, наше личное принятие Святого Духа - это тогда, когда после крещения человек, становясь христианином, принимает помазание святым миром, что является таинством передачи принятия Святого Духа. Когда человек помазан миром после крещения, то говорится: "Печать дара Духа Святого". То есть человек принимает Святого Духа.

Традиции на Святую Троицу

Пятидесятница заканчивает собой большой праздничный период. Собственно главный праздничный период года: 50 дней от Воскресения Христова до Пятидесятницы - это сплошной праздник. До Пасхи был период поста, Великого поста. Это были 7 недель особой подготовки. Перед Пятидесятницей, перед Троицей нет поста, но, во-первых, есть особый день - это суббота перед Троицей, родительская поминальная суббота Троицкая, когда люди поминают усопших, когда проходят особые заупокойные богослужения, где вспоминаются все, кто умер. Иногда люди именно в день Троицкой поминальной субботы приходят помянуть и тех, кого в церкви не поминают. То есть бывает приходят и спрашивают, можно ли самоубийц в этот день поминать, или возникают другие вопросы.

Фото: lavra.ua

Кстати, нет у церкви какого-то особенного дня, когда можно поминать самоубийц. И если человек, будучи в сознании, действительно отверг дар жизни по своей собственной воле, собственному выбору, то таким людям отказывается в церковном погребении, в особом молитвенном сопровождении. Собственно, думаю, больше с педагогической целью. Для того, чтобы это была определенная преграда для других. Не потому, что человек лишен милости Божией, потому что ни один человек не лишен милости Божией. Вопрос в том, готов ли человек сам принять этот Божий дар искупления и прощения. Нуждается ли он в этом? Просит ли он этого? И это такая тайна дальнейшей судьбы человека, куда мы не можем проникнуть своим разумом, понять это. Поэтому отдаем это уже как бы в руки Божьи.

Но есть поминальная суббота - вот такой особый день. И когда люди готовятся к Пасхе, то известно, что многие во время Великого поста приходят на исповедь, причастие. Некоторые идут причаститься раз в год именно в эти дни. И было бы очень хорошо, чтобы мы не забывали, что Пятидесятница - это также большой праздник. Конечно, Пасха, Воскресение - это самое главное событие. Но и Пятидесятница - это тоже один из величайших праздников в церковном календаре. Потому что празднуется очень серьезное, уникальное событие - Сошествие Духа Святого. И очень хорошо было бы, чтобы и в эти дни люди также готовились к исповеди и святому причастию. Исповедоваться можно не обязательно в этот день. Можно исповедоваться в субботу или за несколько дней до этого. А уже в этот день прийти для того, чтобы причаститься Святых Тайн.

Центром каждого церковного празднования является Божественная литургия. Служба, которая воспроизводит то, что сделал Господь на тайной вечере, центром которой является причастие Тела и Крови Господних. Это и есть кульминация любого празднования церковного. Например, не освящение пасок на Пасху, не освящение верб в Вербное воскресенье, а именно совместная трапеза Тела и Крови Господних - это кульминация. А остальное - это уже дополнение, это определенные черты, которые характерны именно для того ли иного праздника. Но главный момент, вершина или сердцевина всего - это когда выносится чаша с Телом и Кровью Господними, и каждый верующий призван прийти к этой трапезе. Господь приглашает нас всех. Поэтому самым лучшим празднованием было бы, если бы мы все шли в эти дни к причастию Святых Тайн. Так было бы по-христиански.

Фото: lavra.ua

Что можно и нельзя делать на Троицу

Можно делать добро. Знаете, в Евангелии мы встречаем много примеров, когда Иисус Христос в субботу исцеляет людей. А по еврейскому закону, который является Божьим законом, нельзя работать в субботу, потому что это особый день, когда нельзя ничего делать. И Иисусу этим упрекают. Потому что он делает это как бы нарочно, демонстративно. Иногда он не просто исцеляет словом, а берет, например, слюну и смешивает ее с землей. И такой смесью помажет глаза слепому, например. И это было провокацией для тех, кто соблюдал закон.

Почему именно этот поступок был? До исхода иудеев из Египта они были в рабстве. Их работой было замешивать глину и готовить кирпич. Они видели в том, что Иисус сделал эту смесь земли со слюной, подобное смешиванию глины, потому что это рабский труд. Как будто нарочно он делал то, что нельзя делать в субботу. Но Господь это делает, чтобы исцелить человека. Он говорит: суббота для человека, а не человек для субботы. Поэтому в этот день можно делать добро.

Есть люди, которые работают на таких работах, где им нельзя отказаться от работы. Некоторые работают по графику, и рабочий день приходится на субботу. Что им, не работать? Или они грешат, когда работают? Они не грешат. Потому что это их обязанность. В этот день, например, кто-то должен водить транспорт, следить за безопасностью, обеспечивать свет, воду и так далее.

Конечно, есть такие вещи, которые нельзя отложить, а домашнюю работу, например, можно сделать в другой день. Смысл празднования состоит не в том, чтобы что-то не делать, а чтобы посвятить этот день Богу. И каждый человек может посвятить этот день Богу определенным образом. Это же не значит, что нужно весь день проводить в молитвах, в чтении Слова Божия, сосредоточении и созерцании каких-то духовных вещей. Еще очень важен момент помощи ближнему. Дела милосердия по отношению к другим - это тоже Божье дело, даже больше, чем какое-то жертвоприношение, пожертвования на церковь или количество молитв, которые человек читает.

Ведь именно через отношение к ближнему проверяется любовь к Богу. Поэтому можно делать добро другим людям. Можно, скажем, быть волонтером, помогать в больнице, что-то делать для бедных.

Когда человек, например, в селе, он работает на земле шесть дней в неделю. А этот день он должен посвятить Богу, отдохнуть от работы. Оторваться от обыденности и сделать это праздником. Провести этот день с семьей, детьми. Уделить внимание родителям, у кого они живы. Это будет хорошим празднованием. И не делать всего того, что можно отложить. Если что-то нельзя отложить - это не будет грехом, если эта работа направлена на добро!

Екатерина Шумило

Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter


Во времена гонений христиане жили в постоянном духовном напряжении и всегда были готовы встретиться со Христом. Когда гонения прекращались, ослабевало духовное напряжение христиан, и они уже нуждались в более-менее длительной подготовке к принятию Таинств Церковных, будь то Крещение или Причащение Святых Христовых Таин .

В нашей Русской Православной Церкви на протяжении уже нескольких веков сложилась благочестивая традиция говения перед Причащением. Но далеко не все знают о том, что то первоапостольское святоотеческое ощущение необходимости частого причащения Святых Христовых Таин возродилось у нас в России только в конце XIX века, благодаря благочестивым пастырям, зовущим людей объединиться у Чаши Христовой.

На протяжении нескольких веков в нашем обществе сложилась довольно плачевная традиция редкого Причащения. Многие из наших предков считали своим христианским долгом один раз в году причаститься Святых Христовых Таин. Даже возникло такое отношение к Причащению, как исполнению христианского долга. В такой ситуации вполне естественна многодневная подготовка к Причащению. Человек за неделю старался посещать церковные богослужения, готовиться к исповеди, накануне шел в баню, омываясь телесно, в день Причастия одевал свою лучшую праздничную одежду, и таким образом шел в храм причащаться.

Редкое Причащение - не норма для жизни христианина. Человек-христианин опытно понимает и осознает необходимость как можно чаще подходить к Чаше Христовой, черпая те духовные и телесные силы, которые необходимы в борьбе с греховными устремлениями нашей падшей природы. Относительно подготовки к Причащению, я могу предложить Вам ту практику, которую я воспринял и руководствуюсь ей в своей пастырской деятельности. Готовясь причащаться Святых Христовых Таин, несомненно, христианин должен соблюдать молитвенное правило, стремиться к тому, чтобы прочитать молитвы ко Святому Причащению. Если человек достаточно уже церковный и не первый год живет жизнью православного христианина, необходимо стремиться к чтению канонов, предписанных Церковным Уставом. Разумеется, накануне Причастия следует воздержаться от супружеского общения. И самое основное, первая на что следует обратить внимание перед Причастием, - прощение обид и внутреннее незлобие. Если же этого нет, то Причащаться мы можем лишь во осуждение.

Относительно же телесного поста в питании я думаю, что можно поступить таким образом. Если человек - православный христианин, не первый год ходящий в церковь, - соблюдает все четыре поста , предписанных Церковным Уставом, старается соблюдать постные дни (среду и пятницу), то в таком случае в сплошные недели на Светлой седмице, на Святках, а также в сплошные седмицы других церковных периодов, можно причащаться без телесного поста не ограничивая себя в пище, соответственно соблюдая Евхаристический пост - невкушение чего-либо после 12 часов ночи.

Поздравляю всех наших слушателей с Днем Святой Троицы – этим днем рождения Церкви, когда мы вспоминаем тот день, когда впервые на Святую Церковь в виде огненных язык – на Церковь, которая представляла собой маленькую общину святых Апостолов, учеников Христовых – сошел Дух Святый и почил на каждом из них.
И дал им особую Благодать на апостольское служение, переродив их. Они переродились из беспомощных учеников в апостолов Христовых, которые своей проповедью, своим свидетельством просветили всю Вселенную. Пошли в разные концы Земли, проповедуя Царство Божие – сперва своим соплеменникам, а потом и язычникам, утверждая начатки Церквей Божиих. И Церковь, которую они создали и в основание которой легли сами – как первые камни в основание этого дивного Божественного здания – дошла до наших дней, и каждый из нас также является живым камнем этого здания спасения человечества, которое строит Господь Бог. Этот день особенный. Этот праздник имеет древнейшее происхождение, потому что в этот же самый день и Господь, снисходя к немощи людской, приуготовал это событие именно в день еврейского праздника Кущей. В тот день, когда древние евреи получили Закон Божий через пророка Моисея. Тем самым возникала естественная ассоциация с тем древним Законом. Новый Завет является преемником и следующим этапом духовного развития человечества, но уже не для ветхого, но для нового Израиля, на котором стала и Церковь Божия. А 12 святых апостолов явились основоположниками новых духовных 12 колен нового Израиля, который есть Церковь Божия. А про ветхий Израиль Господь сказал: «Се, оставляю вам дом ваш пуст…»
Поэтому вся наша жизнь церковная родилась из этого события. И дай Бог нам уметь переживать то древнее событие сегодня, чтобы оно для нас в нашем сердце так же духовно звучало, как тогда для наших старших братьев по нашей вере православной – святых апостолов.

Батюшка, а можно ли сегодня, в Праздник Троицы, становиться на колени во время чтения особых молитв на молебне, если ты причастился Святых Христовых Таин? Ведь причастникам нельзя становиться на колени? Не кощунство ли это над святыней?

Дело в том, что кощунством называется намеренное глумление над святыней. Намеренное. Никакое коленопреклонение принципиально не может быть кощунственным. Потому что преклонение – это всегда есть знак почтения, смирения перед Богом. Поэтому по своему действу коленопреклонение ни в коей мере не может быть кощунством. Теперь – о церковной дисциплине. Действительно, в этот период жизни церковной – от Страстной седмицы, когда коленопреклонение отменяется, кроме как перед Святой плащаницей – до дня Святой Пятидесятницы (до вечерни), коленопреклонение отменяется как бы в противовес тем многочисленным поклонам, которые мы совершали Великим постом. Опять же, это видимый знак присутствия Воскресшего Господа с Церковью. Это есть обычай, но это не значит, что мы не можем коленопреклонение – по велению своего сердца – совершать, допустим, дома или в келии. Да, в храме мы это отменяем. Также и в день причастия: если человек благодарит Господа и совершает коленопреклонение (допустим, благодарственные молитвы дома читает, стоя на коленях) в этом нет никакого греха. Это каждый человек совершает свое правило в том чувстве и в таком расположении, как ему велит его сердце.
Теперь – что касается сегодняшнего богослужения. Конечно, Богу угодно, когда человек стремится к Святому Причащению и причащается. И действительно, в церкви после Причастия нет обычая коленопреклоненно благодарить, потому что соединение с Господом в Святых Таинствах – это есть вершина, кульминация духовной жизни человека. А коленопреклонение – это знак покаяния, это есть период подготовки к Святому Причащению, поэтому коленопреклонение неуместно. Но когда совершается коленопреклонение для всех и в Церкви – тогда это вполне и возможно, и уместно. Тем более, чтобы определить нам, что можно, а что нельзя, надо смотреть нам, как делают священники. Священники, которые участвовали в службе, они все причащались. И они совершают коленопреклонение. Не может быть, чтобы одно действие для одного человека было нормально, естественно и правильно, а для другого это было бы кощунством. Потому что священник – он предстоятель прихода, и он как раз показывает образ молитвы. То, что делают священники, делают и все прихожане, и в этом нет никакого греха. Некоторые говорят: «А можно причащаться?». Священнику можно причащаться? Можно. Значит, можно причащаться и мирянину. Почему? Потому что священник подсказывает, что нужно делать. Поэтому всякие «можно» и «нельзя» - это, собственно, для всех. Священник – он пастырь, причем пастырь не такой, который гонит стадо кнутом впереди себя, а идет первым, а остальные все за ним. А «литургия», в переводе на русский язык, вообще означает «общее дело». Поэтому это – наше общее дело. Общее дело – и Божественная Литургия в день Святой Троицы, общее дело – и коленопреклонение на вечерни. Потому что вечерня, хотя она по нашему обычаю совершается сразу за литургией, но это уже - Богослужение следующего дня. Оно просто переносится для удобства (потому что нет возможности у большинства людей придти и утром, и вечером в церковь), переносится вечерня на более ранний час с такой целью – чтобы наибольшее количество православных христиан смогло бы участвовать в этих дивных молитвах. Вот с какой целью! А не для того, чтобы причастников исключить из этого числа! Поэтому никакого запрета просто не может быть для того, чтобы коленопреклоненные молитвы читать на вечерне следующего дня после праздника Святой Пятидесятницы. В этом смысле будьте спокойны. Не надо сердиться на людей, которые этим возмущаются, они просто ничего в этом не понимают. А с человеком, который ничего не понимает по причине своей необразованности церковной, на него нельзя сердиться. Ну, он такое мнение имеет, если мы будем к каждому мнению, которое высказывается вслух, каким-то образом прислушиваться, мы будем полностью дезориентированы. Поэтому – есть учение Церкви, есть наша литургическая жизнь, церковное правило, и надо их слушать и из этого исходить. И тогда все будет у нас спокойно, и душа будет на месте, и ничего нас не смутит.

Почему на Троицу украшают храмы березовыми ветками, деревцами, постилают траву… А, например, на Рождество – елками?..

Действительно, вопрос очень простой. Причина того, что украшают елками на Рождество, а на Троицу – березами, а на Вербное воскресенье – приносим вербы, заключается вот в чем, только по одной причине: по готовности этих древес участвовать в нашем празднике. Елка – это единственное растение, которое имеет цветущий вид зимой, на нее не распространяется зима и лето – она вечнозеленая, поэтому мы используем елку. А береза – это уже к этому времени распустившиеся листочки. Это самое распространенное красивое дерево в нашей полосе – береза – поэтому используется. А верба – это первые распускающиеся почки, которые мы приносим на Богослужение. В других странах используют тую, используют пальмы… Например, наше Вербное воскресенье – у них даже понятия такого нет – потому что верба вообще там не растет.
Почему мы украшаем ветвями храмы в этот день? Я упомянул об этом, что это древний еврейский праздник Кущей, который ведет свое начало с того времени, когда народ еврейский ожила прихода Моисея с горы Синай, и они расположились внизу и устроили себе шалаши из ветвей, или, по-славянски, кущи. Праздник Кущей. В память об этом и в Церкви – так как первая церковная община состояла практически сплошь из израильтян – они это в день Пятидесятницы сохраняли. У них в Церкви возникла такая традиция, которая, по милости Божией, дожила до наших дней. Поэтому мы березой украшаем, потому что это – первое дерево, которое так распускается, имеет листочки. Так это сложилось.
Потом – одна из версий (я не утверждаю), но возможно, что у наших языческих предков тоже были обычаи, связанные с тем, чтобы березу как-то использовать в своих ритуалах. Церковь, чтобы вытеснить религиозные языческие обычаи, стала использовать березу, чтобы насытить этот символ другим, уже христианским, содержанием. Может быть, здесь было и пастырское такое попечение, что именно береза вошла в наш русский обычай. Но это все уже затерялось в веках, и точно это неизвестно. Сам обычай – украшать древесами храмы – это древний, из Ветхого Завета Церкви, а что именно береза – такие вот версии. Пожалуйста, выбирайте любую.

Причастие — самое серьезное и важное, ради чего стоит приходить в храм. Сам Господь Иисус Христос говорил, что жизнь вечную будут иметь только те, кто станет вкушать Его плоть и пить Его кровь. Каким образом подготовить себя к этому великому Таинству, чтобы принять его во исцеление души и тела, и пойдет речь в этой небольшой статье.

Способ, с помощью которого христиане соединяются с Господом Иисусом Христом через вкушение Его Тела и Крови под видом хлеба и вина, называется Таинством Причастия (Причащения), а богослужение, на котором это Таинство совершается, — Евхаристией, или Божественной литургией.

Согласно Евангелию, причащаться Своим ученикам заповедал Сам Иисус. Первые христиане, по свидетельству книг Нового Завета, с самого начала собирались еженедельно для «преломления хлеба» — так в древности называли Причастие. Происходило это в ночь с субботы на тот день, в который Господь Иисус воскрес из мертвых. Этот первый день недели позже в христианской традиции получил название воскресенья.

По толкованию святителя Иоанна Златоуста, Тело Христово, которое мы принимаем в святом Причастии, — это то же самое тело Иисуса Христа, которое страдало на кресте, воскресло и было вознесено на Небеса, а Кровь Христова — та же самая, что была пролита ради спасения мира.

Зачем причащаться?

В Таинстве Причастия христианин реально соединяется с Богом. В шестой главе Евангелия от Иоанна Иисус говорит о Себе как о хлебе жизни: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день, ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною».

По словам преподобного Иоанна Дамаскина, Тело и Кровь Христовы очищают человека от всякой скверны и прогоняют всякое зло. Мы становимся «причастниками Божества», как пишет святой апостол Петр, «своими» для Бога, Его народом. В то же время мы соединяемся и друг с другом, «потому что все мы, причащающиеся от одного хлеба, становимся одним Телом Христовым, одною кровью и членами друг друга», — пишет Дамаскин, перефразируя слова апостола Павла из послания к Ефесянам.

В Новом Завете Церковь Божия, то есть собрание всех христиан, называется Телом Христовым. Быть в Церкви Иисуса Христа можно только через реальное соединение с Ним, то есть с помощью Причастия.

Причащаться крайне необходимо для того, чтобы спастись и наследовать жизнь вечную. Ведь спасение в православном христианском мировоззрении — не внешнее событие по отношению к человеку (вроде того, как если бы Бог на нас сначала гневался, а потом смилостивился), но внутреннее перерождение, способность человека жить в полноте любви и благодати через соединение с Самим Богом.

Достойно и недостойно

«Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает», — пишет апостол Павел в 11 главе Первого послания к Коринфянам. К Причастию следует подходить осознанно, понимая, что ни один человек в мире не может быть достоин того, чтобы принять Тело и Кровь самого Бога.

По Златоусту, достойное Причастие — такое, которое сопровождается духовным трепетом и горячей любовью, верой в реальное присутствие Христа во Святых Дарах и осознанием величия святыни.

Для того чтобы испытать свою совесть перед святым Причастием, христиане исповедуют грехи. Нельзя подходить к Чаше в состоянии смертного греха, например, после аборта, посещения гадалки, прелюбодеяния или живя в так называемом «гражданском браке». Такие грехи требуют искреннего покаяния и изменения жизни, и только тогда возможно причащение. Исповедь перед Причастием — не только благочестивая традиция, но и реальная помощь человеку для очищения души. Кроме того, это возможность непосредственно пообщаться со священником о самом главном.

Как часто причащаться?


Сам чин Божественной литургии, на которой совершается Евхаристия, то есть освящаются хлеб и вино, — совершается для того, чтобы причастились все, кто принимает участие в этом богослужении. В литургии могут быть только участники, и не может быть зрителей. Участие в литургии и причащение стали, к сожалению, «индивидуальным» делом каждого христианина, в то время как по сути это — общее дело, происходящее из самой сущности Церкви.

Выдающийся богослов ХХ века протопресвитер Николай Афанасьев писал:«Быть членом Церкви означало принимать участие в Евхаристическом собрании. Быть участником Трапезы означает «вкушать» от неё. В Евхаристическом каноне нет молитв, которые бы могли возносить не причащающиеся…».

Совместное причащение всех верующих за литургией было настолько самоочевидным, что уклонение от этого принципа рассматривается в церковных канонах как отпадение от Церкви: «Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как бесчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного», — говорится в 9-м Апостольском правиле. А правило 80 Шестого Вселенского собора говорит, что те, кто без уважительной причины не причастились 3 воскресенья подряд, сами себя фактически отлучили от Церкви.

Стоит стремиться к тому, чтобы причащаться всякий раз, когда мы приходим на литургию. Чувство недостоинства — не повод для уклонения от Причастия. Вот что писал по этому поводу преподобный Иоанн Кассиан: «Мы не должны уклоняться от Причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками; но еще более и более с жаждою надобно поспешить к нему для уврачевания души и очищения духа, однако с таким смирением духа и верою, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали бы больше врачества для наших ран. А иначе и однажды в год нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые достоинство, освящение и благотворность небесных Таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, не порочные; а лучше думать, что эти Таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми. Они подлинно больше гордости выказывают, нежели смирения, потому что когда принимают их, то считают себя достойными принятия их. А гораздо правильнее было бы, чтобы мы с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Тайн, в каждый День Господень принимали их для уврачевания наших недугов, нежели, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы после годичного срока бываем достойны принятия их…»

Действительно, бывает такое ложное смирение, которое на самом деле является разновидностью духовной гордыни. Редкое причащение, пишет в своей книге «Святая святым» замечательный богослов ХХ века протопресвитер Александр Шмеман, возникло, по единодушному свидетельству отцов Церкви, из небрежения, но вскоре «стало оправдываться псевдодуховными доводами и было постепенно принято как норма».

«Кого нам похвалить? — спрашивает Иоанн Златоуст. — Тех, кто причащается один раз в году, тех, кто часто причащается или тех, кто редко? Нет, похвалим тех, кто приступает с чистой совестью, с чистым сердцем, с безупречной жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие — никогда. Почему? Потому что они навлекают на себя суд, осуждение, наказание и мучение… Ты сподобляешься трапезы духовной, трапезы царской, и потом опять оскверняешь уста нечистотою? Ты намащаешься миром, и потом опять наполняешься зловонием? Приступая к причащению через год, неужели ты думаешь, что сорока дней тебе достаточно для очищения твоих грехов за всё время? А потом пройдет неделя, и ты снова делаешь то же самое? Скажи же мне: если бы ты, выздоравливая в течение сорока дней от продолжительной болезни, потом опять принялся за ту же пищу, которая причинила болезнь, то не потерял ли бы ты и предшествовавшего труда? Очевидно, что так. Сорок дней ты употребляешь на восстановление здоровья души, а быть может даже не сорок, — и думаешь умилостивить Бога? Ты шутишь, человек. Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы непрестанно приступали к Святым Тайнам».

Как подготовиться?

1. Понимать смысл и искренне желать Причастия. Приходящий ко Причастию должен осознавать, что это такое и зачем. Мы причащаемся, как уже было сказано выше, для того чтобы соединиться с Самим Богом, вступить с Ним в общение, принять Тело и Кровь Христовы для освящения и очищения от грехов. К этому необходимо иметь искреннее личное желание, а не вынужденное каким-то авторитетом, «долгом», или рекомендацией знахарки или «бабки».

2. Иметь мир со всеми. Чтобы причаститься, необходимо пребывать в мире со всеми людьми, по крайней мере, не иметь желания отомстить. Нельзя принимать Таинство в состоянии вражды или ненависти. Господь Иисус сказал: «Если ты ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».

3. Не совершать смертных грехов , отлучающих от Причатия. Это прежде всего убийство (в том числе аборты), нарушение супруженской верности, измена Богу с различными гадателями-целителями-экстрасенсами. В случае отступления необходимо прежде всего воссоединиться с Церковью через исповедь у священника.

4. Жить по-христиански каждый день. Для того, чтобы причаститься, лучше не изобретать специальные периоды подготовки, но жить так, чтобы сама повседневная жизнь была совместима с регулярным участием в Трапезе Господней. Существенным содержанием такой жизни являются ежедневная личная молитва, чтение и изучение Библии — Слова Божия, обязательное исполнение Божьих заповедей и постоянная внутренняя борьба с живущим внутри нас «ветхим человеком», с поврежденной грехом нашей природой, влекущей ко греху. Важными составляющими духовной жизни являются ежедневное испытание совести (например, перед сном) и регулярная исповедь. Крайне важно для правильной духовной жизни стремление жить не ради себя, но ради ближнего, внутренняя честность, правдивость и смирение перед каждым человеком. Важно также, насколько это возможно, соразмерять свой жизненный ритм и график с богослужебным ритмом, соблюдая общепринятые посты (среду и пятницу, а также многодневные посты, из которых наиболее важный — предпасхальный Великий пост) и по возможности участвуя в праздничных богослужениях, которые случаются не только в воскресеные дни.

5. Литургический пост. Издавна в церковной традиции принято подходить ко Причастию натощак. Эта дисциплинарная норма называется «литургический пост». Как правило, от пищи и питья воздерживаются с полуночи перед Причастием. Согласно определению Священного Синода РПЦ от 1969 года, продолжительность литургического поста должна составлять не менее 6 часов. То есть, если вы после полуночи выпили воды, а утром к 9 часам собираетесь на литургию — это не повод отказываться от Причащения. Точно так же не повод отказываться от Причастия, если утром проглотил немного воды при умывании. Следует помнить, что дисциплинарная норма распространяется на физически здоровых людей. Для тех же, кто, например, страдает сахарным диабетом, утром разрешается кушать. Точно так же можно принимать перед Причастием лекарства, необходимые по жизненным показаниям. В конце концов, и Тайная Вечеря, и евхаристические трапезы первых христиан совершались вечером, после приема пищи. И при подготовке к Причастию имеет значение состояние сердца и души, а не состояние желудка.

6. Исповедь. Как правило, перед Причастием в храмах требуют обязательной исповеди. Она может совершаться как непосредственно перед литургией, так и вечером накануне или за несколько дней. Тем людям, которых священник знает как сознательных христиан, живущих согласно вере и регулярно причащающихся, может быть позволено причащаться без обязательной исповеди — такая практика общепринята в Греческой Церкви, и мы рассматриваем этот вопрос подробнее, например, в статье: Исповедь: о важном и несерьезном.

7. Молитвенная подготовка перед Причастием включает в себя чтение канона и молитв ко Святому Причащению — вечером либо утром перед литургией. Здоровому человеку рекомендуется прийти накауне в храм на вечернее богослужение. Во время литургии в храме нужно молиться вместе со всеми, а не читать свое правило, которое не успел «вычитать» дома. Чтение других молитвословий, таких как каноны покаянный, Богородице, Ангелу-хранителю, акафист Иисусу Сладчайшему, остается на усмотрение каждого верующего.

8. Телесное воздержание. Супругам в ночь накануне Причащения принято воздержаться от телесных супружеских отношений.

Все возникающие у вас вопросы, касающиеся церковных Таинств, смысла и значения молитв и священнодействий, Вы также можете задать священнику.

    Главным Таинством Церкви является Евхаристия - Причащение, под видом хлеба и вина, Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную. Установлено это Таинство было Самим Спасителем. Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26. 26-28).

    Претворение (преложение) вина и хлеба в Тело и Кровь Христовы совершается за Божественной литургией, которая есть повторение, продолжение Тайной вечери, предшествовавшей страданиям и смерти Спасителя на Голгофе. «Не человек претворяет предложенное в Тело и Кровь Христа, но Сам распятый за нас Христос. Представляя Его образ, стоит священник, произносящий те слова, а действует сила и благодать Божия», — писал о Евхаристии святитель Иоанн Златоуст. «Кто сотворил их на той вечери, и ныне совершает их, — отмечает он в другом своем труде. — Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары Сам Христос».

    Причащаясь Святых Таин - Тела и Крови Христовых, христианин таинственно соединяется с Господом. Причащение Святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6. 53-54)», — говорит Спаситель.

    К Таинству Причащения могут приступать только члены Церкви — православные христиане.

    Как следует готовиться к принятию Тела и Крови Христовых? Нет человека, который был бы достоин этого, но нужно помнить: в Священной Евхаристии верующим подается священное «лекарство бессмертия», «противоядие, чтобы не умирать», как говорил священномученик Игнатий Богоносец. И потому, несмотря на наше недостоинство, не следует уклоняться от Причастия. Однако по мере сил нужно достойно подготовиться к нему, прежде всего, очистив душу покаянием.

    Все возникающие у вас вопросы, касающиеся церковных Таинств, смысла и значения молитв и священнодействий, вы можете задать священнику.

    К Таинству Причащения приступают натощак, поэтому принято уже с полуночи не принимать пищи и питья. Это правило не применяется к маленьким детям, которым в силу возраста и состояния здоровья нельзя придерживаться строгих ограничений.

    Молитвенная подготовка к Причащению Тела и Крови Христовых по традиции включает пост (воздержание от скоромной пищи - мяса, молока, при строгом посте — рыбы) и чтение трех канонов - Покаянного, молебного ко Пресвятой Богорогдице и канона Ангелу-хранителю, которые обычно печатаются в любом молитвослове. Вопрос об объеме молитвенного правила и приемлемой мере поста перед Причастием можно задать священнику на исповеди или во время беседы.

    Накануне Причащения либо утром перед Литургией по прочтении обычного молитвенного правила читаются молитвы ко Святому Причащению. Эти молитвы, называемые также «Последование ко Святому Причащению», можно найти в любом молитвослове.

    В храм нужно прийти к началу службы. В конце Божественной литургии через открытые царские врата священник выносит Чашу со Святыми Дарами и произносит молитву, которую верующие повторяют вслед за ним:

    «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедший в мир грешныя спасти, от них же первый семь аз. Еще верую, яко сие самое есть пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную».

    И еще одну:

    «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя. Господи, во Царствии Твоем. Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь».

    По прочтении священником молитвы причащающиеся по очереди подходят к Чаше, сложив руки на груди крестообразно, правую поверх левой. Перед причащением каждый отчетливо называет свое имя. Священник произносит слова: «Причащается раб Божий (имя) честного и святого Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную».

    Приняв в себя Тело и Кровь Спасителя, причастник целует край Чаши. После этого он принимает немного теплоты и кусочек просфоры, которые подготовлены в некотором отдалении, на отдельном столике.

Loading...Loading...