Почему господь допускает страдания. Почему Бог допускает страдания? Казни египетские.Жан Лепотр

Ответы Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского на вопросы телезрителей православной телекомпании «Союз».

– «В программе «Новости» показали детский дом. В нем очень жестоко обращались с детьми: старшие дети били младших (дети – школьники 7-8 лет). Как же Господь Бог допускает, чтобы маленькие дети так страдали? Они и так наказаны».

– Мы свои грехи перекладываем на Бога. Господь тут не при чем, что детей бьют или оскорбляют. Господь дал каждому человеку свободную волю. Человек должен как разумное существо поступать по правде Божией, по правилам жизни на земле, которые установил человеку Господь. Но поскольку люди отступили от Бога, от правды Божией, от нравственной жизни, то они нарушают закон, и за это получают от Бога наказание.
Винить в этом Бога не надо. Винить надо самих себя.

Нам необходимо больше усилий и стараний приложить, чтобы воспитывать людей в нравственности, духовности, в страхе Божием, чтобы они не были злыми и свою злобу не распространяли на своих и чужих детей, не били их. Православная Церковь, вместе с традиционными религиями нашей страны, ходатайствует о том, чтобы в школах преподавались «Основы православной культуры», чтобы воспитывать детей в нравственности, духовности, честности, добросовестности, учить их правильно относиться друг к другу. Вот от чего мы отступили и к чему нужно прийти. Чтобы не было таких страшных явлений, когда дети жестоко бьют младших, или взрослые бьют детей или друг друга, дерутся. Винить надо себя, что мы создали такие условия нашей жизни, где бушует зло. Тут не Бог виноват, а сам человек. Чтобы не было зла, надо бороться с ним: больше добра прививать в жизни нашего общества своим личным примером, добродетельной жизнью; стремиться к созданию таких условий, чтобы приоритетом жизни общества было добро, но не зло. К этому призывает нас Господь Бог. Он не должен взять за руку каждого и вести; Он дал правила жизни, мы должны их соблюдать.

Вы, нарушив правила уличного движения, будете винить Государственную Думу, что она такой закон приняла? Будем и мы обвинять того, кто нарушает правила христианской жизни. Тут нужно правильно понимать смысл. Не Бог здесь виноват, а сам человек: мы грешим, а вину перекладываем на Бога. Это неправильно.

– Вопрос от Антонины из Чебоксар: «Я боюсь одного человека, который доставил мне очень много скорбей. По совету своего батюшки, читаю Псалтирь. Но страх не проходит. Может быть, я неправильно читаю? Что мне делать?»

– Во-первых, нам нужно себя настроить правильно, потому что мы должны иметь страх перед Богом, но не перед людьми. Господь говорит: «Бойтесь Того, Кто может и душу и тело погубить». Человек может погубить только тело. Если мы будем правильно понимать смысл жизни человека на земле, что он должен готовиться к блаженной вечности, и многими скорбями нам нужно достигнуть этой блаженной вечности, – то страх сам по себе уйдет. Мы должны воспитывать страх Божий, бояться Бога, чтобы Его не оскорбить и не прогневить, думать о своем спасении, чтобы своими делами не оскорбить Бога – проявлять любовь к Богу как к нашему Отцу небесному. Должно в этом воспитывать себя.

Страх перед человеком является нашей немощью, с которой нужно бороться чтением духовной литературы. Из нее мы можем узнать что такое страх Божий, страх перед людьми, и применять это знание в своей жизни. И избавляться от страхов молитвенным подвигом, молитвенным правилом. В том числе и чтение Псалтири имеет большое значение. Не нужно думать о том, что один-два раза почитали Псалтирь и этим кончится. Нужно больше постоянства в этом правиле, и молиться словами святой Псалтири, чтобы Господь отнял этот страх и дал страх Божий, спасительный для нас и удерживающий от многих грехов, поползновений в грех, от нарушения заповедей Божиих.

– Владыка, спасибо. Снова телефонный звонок: «Если я крестный, а родители не хотят причащать ребенка, я буду отвечать за это перед Богом?»

– Вы можете о нем молиться, если вы знаете, что он находится не с вами; ваша задача молиться за него, чтобы Господь устроил его жизнь. При возможности, помогать, говорить и учить, это обязанности духовного отца как восприемника в таинстве Крещения. Но главная задача – молиться за него, чтобы Господь его укреплял в вере, помогал ему и сохранял от всякого зла. Нужно сознавать свою ответственность и стараться в меру своих сил помогать своему крестнику, чтобы он был воспитан правильно в христианской, православной жизни.

– Таисия Ильинична из Кузнецка прислала такой вопрос: «У нас есть традиция во время отпуска посещать родственников, которые живут в другом городе. Как нам не нарушить Успенского поста? Наш отпуск обычно выпадает на август».

– Сейчас у нас есть возможности сохранить пост в любое время года, тем более в летний период, с 15 по 28 августа, когда идет Успенский пост. Он очень строгий: нельзя есть в том числе и рыбу, мясные и молочные продукты. Рыба только положена на Преображение Господне. Он очень короткий: тут даже не успеешь оглянуться, как он уже кончается. В этом посту обилие и овощей, и фруктов, и всего, чего душа желает. В этом проблемы нет – только желание должно быть. Находясь даже в отпуске, посещая своих родных, близких можно сохранить этот пост.

Ничего тяжелого, сложного в этом нет. Нужно доброе произволение. Это будет проповедь среди наших родственников, когда мы придем и скажем: «В эти дни у нас пост, поэтому давайте будем готовить постную пищу». Тогда будет повод для разговора о посте, о христианстве, о Православной вере, о церковной жизни и т.д. Поэтому не надо смущаться, потому что все эти наши действия не показуха, а как раз проповедь, миссионерское служение среди наших близких. Поскольку наши отцы, братья и сестры и т.д., близкие наши оторваны от наших церковных христианских традиций православных, нам нужно им говорить, показывать своим примером, что есть возможность поститься и ходить в церковь даже в дни отпуска. А отпуск – не отпуск от молитвы. У нас отпуска от молитвы нет. Мы знаем слова апостола Павла, который говорит: «Непрестанно молитесь». В отпуске когда находимся, не надо расслабляться в молитве – сохранить свою правильную христианскую жизнь. В праздничные и воскресные дни прийти в церковь, помолиться, получить благословение Божие, силы Божией, чтобы устоять перед всеми искушениями этого мира и получить от Бога помощь поститься нормально, точно как положено по нашему уставу.

– Владыка, Николай из города Ливны задает вопрос: «Я работаю специалистом по настройке игровых автоматов. Грешно ли это?»

– Сейчас у нас большая беда: люди предались играм на автоматах и стали зависимыми от них. Даже появилась болезнь – так называемая игромания. Конечно, нам необходимо с этим бороться, помочь людям не попадать в зависимость. Ведь поначалу, когда появились подобные игры, казалось: пускай ребенок тешится, только не курит, не пьет, не употребляет наркотики. А сейчас, оказывается, это тоже негативно влияет на психику, на здоровье человека. Игры – это что? Наслаждение, азарт. Это тоже плохо. Когда человек наслаждается от делания добра, от труда, радуется, что сделал доброе, хорошее, – это истинное, правильное наслаждение. А когда он теряет время ради греховных зрелищ, удовольствий, это негативно влияет на телесное и духовное здоровье человека. Поэтому очень важно, чтобы мы поняли это и взялись за дело.

Господь создал человека для труда: «В поте лица будешь добывать хлеб свой». К труду «в поте лица» призывает нас Господь: в этом труде находить наслаждение, удовольствие, радость, утешение. И эту радость никто не отнимет у нас. Конечно, в Боге наслаждение.

Когда идет подмена ценностей, люди обмануты, наслаждаются какими-то зрелищами, играми, но ничего не делают полезного, – они становятся зависимыми от этих наслаждений, попадают в очень тяжелую ситуацию. Это грех, беззаконие.
Другое дело, человек потрудился. Потрудился, устал от трудов своих, и пошел на 15-20 минут развеяться, раскрепоститься, – это еще полбеды. А когда человек постоянно занят поиском греховных наслаждений и так увлекся, что не может себя сдержать, становится слабовольным, не может остановиться – это уже грех, страсть, с которой надо бороться. Наш организм, наше тело, наше человеческое существо очень страстные: быстро пристращаются ко всему. И наша задача быть очень внимательными к себе, не стать пристрастными, привязанными ни к чему. Как апостол говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно. Все мне позволительно, но не все назидает». По этим принципам мы должны строить свою жизнь. Ответ на вопрос, который сейчас мне задали – нужно думать: если это полезно для людей – нужно делать, если не полезно – делать не надо.

– Владыка, вопрос от Елены: «Можно ли приобретать церковную литературу не в церковных киосках, а в обыкновенных книжных магазинах?»
– Если приобретать в светских магазинах, то есть опасность, что мы можем взять не совсем церковную литературу, не совсем полезную для нас. Под красивым, хорошим названием внутри книги могут быть такие моменты, которые человека уведут «в страну далече», как мы говорим – в заблуждение. Поэтому лучше взять литературу в наших церковных киосках. Слава Богу, сейчас очень много у нас литературы – хорошей, полезной. К сожалению, хоть и редко, но и здесь попадается книжка без благословения чиноначалия нашей Церкви. Так что всегда нужно быть внимательным. Но в основном в церковных киосках хорошая, добрая, полезная литература, которая необходима для нашего назидания, для руководства в нашей земной жизни.

1. Уважаемые читатели, зная обо всех ужасах, которые происходили и происходят на протяжении всей истории человечества, видя, как страдает и мучается большинство жителей нашей планеты, кто-то может быть скажет: «Куда смотрит Бог? Если он любящий и справедливый (как об этом говорит Библия ), то почему он допускает несправедливость и страдание людей»? Как-бы противоречиво (на первый взгляд ) это не звучало, но, Бог все эти ужасы допускает потому, что он, является любящим и справедливым .Но каковы же причины того, почему любящий Бог допускает весь тот ужас который происходит на земле?

2. А - когда наши прародители (Адам и Ева ) нарушили основной закон жизни (признание главенства своего Творца ), в их организме произошла «поломка» (на генном уровне ), которую они передали всем своим потомкам по наследству (генетическая наследственность ). Следствие этой «поломки» - старение и смерть. Поэтому, все люди (хотя и не виновны в грехе Адама и Евы ), рождаются «поломанными» и нуждаются в серьёзном «ремонте» (Римлянам 5:12). Для такого ремонта необходимо создать подходящие условия, а на это, как мы понимаем, нужно определённое время.

3.Б - Сатана (противник Бога ), утверждал (и продолжает утверждать ), что люди без Бога, «будучи сами как боги», под его (Сатаны ) «чутким руководством», смогут быть успешны в своей жизни (Бытие 3:5). Эта мысль была посеяна не только в сознании людей, но

и ангелов. Прав ли Сатана? На то, чтобы получить ответ на этот вопрос, тоже необходимо определённое время.

4.В - Сатана поставил под сомнение то, что люди любят своего Создателя, и преданны ему из любви, а не из корысти. Он утверждал, что все люди (если Создатель предоставит их самим себе и перестанет их благословлять ) проклянут Бога и не будут ему послушны (сравните Иов 1:9-11). Сегодня у каждого из нас есть прекрасная возможность доказать то, что Сатана (в нашем случае ) является лжецом. Каждый из нас может показать, что любит Бога не потому, что «жизнь удалась», а по тому, что Бог подарил нам эту жизнь, и прекрасный мир который нас окружает. Вдумайтесь, будет ли величина нашей любви к родителям, оцениваться, исходя из их возможностей делать нам подарки? Или мы любим их потому, что они дали нам жизнь и являются нашими родителями? Для того чтобы люди ответили на этот вопрос, и показали свою суть, необходимо время.



5.Г - Всеми своими действиями, Сатана поставил под сомнение право и правильность Божьего правления над людьми, тем самым утверждая, что он с этим справится лучше, и, что под его правлением, люди смогут жить лучше. Для того чтобы был виден результат правления Сатаны, опять же таки нужно было время. Развитие (или деградация ) человечества, должны были это доказать (или опровергнуть ). Сегодня (говоря с иронией ), стал неоспоримо очевидным тот факт, что как говорил И.В. Сталин: «Жить стало лучше, жить стало веселей». Настолько «веселей», что«вся тварь (творение, люди ) совокупно стенает и мучится доныне » (Римлянам 8:22). Но, для того чтобы результат был всем очевиден, нужно было время.

6.Д - Во всех перечисленных выше обстоятельствах, намерение Бога, населить землю людьми, должно было исполняться. Поэтому в истории человечества всё происходит так, как происходит, до необходимого времени, когда в этом деле, можно будет поставить точку. Бог «назначил день, в который (будут даны все ответы на все вопросы поднятые Сатаной ) будет праведно судить вселенную (обитаемую землю )» (Деяния 17:31). По сути, этот «день » очень скоро придёт!

7. Часто, в адрес Бога, можно услышать следующую претензию. Люди говорят: «Если он нас любит, то, видя то, как нам тяжело, мог бы, хоть где-то, хоть в чем-то, нам помогать». Для того чтобы ещё лучше понять, почему Бог не вмешивается в дела человечества, давайте обратим наше внимание на один важный момент земной жизни Иисуса Христа. Видя прекрасные качества и уникальные способности Иисуса, народ решил сделать его своим царём. Как в этой ситуации поступил Иисус? Узнав об этом, Иисус скрылся, не позволив людям этого сделать (Иоанна 6:15). Не смотря на это, противники истины обвинили Иисуса Христа в том, что он хочет иметь политическую власть и стать царём. Именно по этому, Понтий Пилат, на суде, спросил его: «Ты Царь Иудейский? » . Что на это ответил Иисус? «Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители мои подвязались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям » (Иоанна 18:33,36. 19:12).

8. Почему, любя людей и заботясь о них, Иисус не хотел быть царём в этом мире? Имея царскую власть и полномочия, он (для людей ), мог бы сделать гораздо больше добра. Ответ на этот вопрос, находится в предложении, которое Сатана сделал Иисусу в начале его земного служения: «И сказал

Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сиими царствами, ибо она (власть )предана мне, и я, кому хочу, даю её » (Луки 4:6). Посути, Сатана предложил Иисусу возможность заботиться о благополучии всех людей на земле (делать добро во всемирном масштабе ), ведь именно в этом заключается «воля Бога ». Естественно, как и в выше описанном случае, Иисус отказался от такого предложения. Почему? Потому, что он не хотел работать на Сатану. Стал бы Иисус, помогать Сатане, доказывать Богу то, что Сатана (без Бога ) в состоянии решать проблемы людей, что его правление лучше правления Создателя?

9. Иисус прекрасно понимал, что имея предложенную ему Сатаной политическую, экономическую и религиозную власть над миром, он не избавил бы человечество от корня всех его проблем (от власти Сатаны и состояния греха ), а наоборот усугубил бы их ещё больше . Иисус понимал, что только Царство (правительство ) Бога сможет решить все проблемы человечества . Именно поэтому он не вмешивался в политические дела этого мира, и именно поэтому, его ученики, сегодня поступают также (Иоанна 17:16).

10. Претензии людей к Богу, стары как мир. Свои претензии люди высказывали так же и в адрес Иисуса Христа. Если бы Иисус жил и служил в наши дни, то к претензиям в его адрес (которые были в прошлом ), добавились бы новые. Почему? Потому, что людям, не ценящим истину, угодить не возможно. Если таким людям сказать: «белое», то они скажут: «а должно быть чёрное», и наоборот. Иисус Христос описал эту ситуацию так: «Пришёл Иоанн Креститель, ни хлеба не ест, ни вина не пьёт; и говорят: «в нём бес ». Пришёл Сын Человеческий (Иисус ), ест и пьёт; и говорите: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам » (Луки 7:33,34). Сегодня, как мне часто приходилось слышать, Иисусу бы сказали: «Вместо того чтобы ходить и что-то говорить, лучше бы помогал людям физически и материально», как это делают другие.

11. В связи с этим давайте спросим себя: если бы Иисус занимался благотворительностью, то существовало бы сегодня христианство с учениями Иисуса Христа? Знали бы мы правду в отношении того, что происходит в мире и как можно спастись? Хотя Иисус (по мере своих возможностей ) и помогал людям (кормил их и исцелял ), но в первую очередь, все знали и знают его сегодня, как «учителя», который «истинно пути Божию учит » (Матфея 22:16), (Марка 10:17). Иисус всецело был занят делом проповеди и подготовки учеников. Почему? Потому, что он понимал, что его благотворительность не решила бы проблем людей, которые будут существовать, пока существует эта сатанинская система вещей. Все и всегда будут в чем-то нуждаться. Как говорят: «всех не обогреешь», на это не хватит, ни сил, ни средств, ни самой жизни (Матфея 26:6-11). Именно поэтому Иисус был сосредоточен на деле проповеди и подготовки учеников, и именно по этой причине, такое же задание он поручил выполнять и своим последователям (Луки 4:43), (Матфея 28:19,20).

12. Обучение, это основная задача, которую должны выполнять христиане, при этом, по возможности , помогая ближним физически и материально (Галатам 6:10). Самое большое добро, которое Иисус сделал людям, дал им возможность узнать истину, которая при условии её принятия, может освободить человека от всех проблем и страданий (Иоанна 8:32). Всем нам известна мудрость в отношении того, как лучше всего помочь нуждающемуся человеку. Конечно же (если у нас есть такая возможность ), мы можем дать ему рыбу, но, для решения проблемы, необходимо научить его, её ловить. Являясь великим учителем, Иисус Христос учил людей тому, как нужно жить, чтобы у нас было меньше проблем сейчас, и чтобы в конечном итоге, все проблемы исчезли полностью и навсегда (Матфея, главы с 5-7).

13. Уважаемые читатели, очень надеюсь на то, что помог вам найти ответ на вопрос поставленный в заголовке этой статьи, и вы поняли, что в том как Бог ведёт себя по отношению к проблемам человечества, проявляются его: любовь, сила, мудрость, и справедливость . Надеюсь, что помог вам понять и то, что претензии (относительно происходящего в мире ) необходимо предъявлять не к Богу, а только лишь к себе и Сатане, «избранному» правителю этого мира. Также надеюсь, что вы поняли, что всё происходящее на земле допущено (вынуждено ), как прецедент, чтобы раз и навсегда расставить все точки над «I», чтобы подобное, никогда, во всей вечности, больше не повторялось.

Бог дал человеку свободу выбора, и мы выбрали себе всё по грехам нашим - и образ жизни, и власть. Вот последствие наших решений.

Претензии к Творцу

– В апреле 2017 года в Кемерово прошёл массовый молебен о защите от пожаров, – пишет блоггер, намекая, что таки не помогло обращение к Богу.

– Помолились год назад, один раз, и сочли, что застраховались? – Недоумённо спросила я.

Когда ищут виноватых в очередной трагедии, Бог тоже в списке – почему допустил?

Интернет-истерия отметает здравый смысл, френд-лента в визгах и воплях, все ищут виноватых, тут же скандалят и обставляются фотографиями свечек на чёрном фоне – так демонстрируют сострадание.

Сострадать в виртуальном мире удобно – это не требует затрат.

Где-то в комментариях я робко заметила, что вообще-то в Великий пост развлекаться православным не след. Так чему удивляться, если люди, нарушая каноны своей религии, страдают? В ответ вспылила пожилая дама:

– Мракобесие! Днище! Вы считаете, что Бог сжигает людей за просмотр кино в пост?

Я уже не раз поясняла в статьях, что Бог сам не наказывает, он просто отворачивается от человека, который не чтит его. Бог - личность. Вы сами разве не отворачиваетесь от тех, кому вы не интересны, кто не уважает вас? Но когда мы становимся безразличны Творцу, на его место приходит Дьявол. Вот он и сжигает, он рушит, он губит. Потому что мы сами принимаем его власть.

– Я вообще не православная! – Сообщила собеседница.

Но примечательно то, что представители других религий на постсоветском пространстве тоже не отличаются набожностью. В Москве я из любопытства заходила в храмы разных конфессий – как правило, на будничных службах присутствовали 20-25 человек.

Поэтому – какие претензии к Богу? Его просто игнорируют.

В детстве я жила недалеко от Дома культуры, где демонстрировались различные фильмы. В пост и под православные праздники бабушка-церковница запрещала мне посещать сеансы, поскольку это грех. Однако мама была не столь ортодоксальна и разрешала ходить в кино в любое время. Но она опасалась обидеть бабушку, которая часто приезжала в гости. Поэтому порой происходила такая сцена. Я сижу в кинозале, заходит мама, вызывает меня, говорит:

– Сейчас из церкви вернётся бабушка, иди домой, иначе она расстроится.

И я шла домой. И так продолжалось до девятого класса.

Наверное, ни у кого из погибших в кинозале детей не было такой вот надоедливой бабушки, которая заявила бы:

– В пост никуда не пойдешь! Никаких развлечений!

Мракобесие? А сколько бы людей уцелело…

– РПЦ видит причину в том, что плохо молимся! – Заходятся в соцсетях либеральные соотечественники.

Да, молимся скверно, точнее вообще не молимся – только когда дело доходит до чьей-то панихиды, вспоминаем про иной мир.

Конечно, в случае трагедий, подобных кемеровской, с рациональной точки зрения, виноваты и владельцы, и чиновники, и охранники, и спасатели. Не просчитали, не успели, не сообразили… И не были действительно верующими людьми! Потому что в религиозном обществе такие трагедии были бы невозможны. Там сделали бы всё ради блага ближних, ради их безопасности. Не врали бы, не воровали, не подписывали фальшивых документов о безопасности здания, не медлили, когда требуется помощь.

Бог дал человеку свободу выбора, и мы выбрали себе всё по грехам нашим – и образ жизни, и власть. Вот последствие наших решений.

Без Бога - не до порога

Конечно, невинное развлечение в пост само по себе не преступление. Но проблема в повседневном мышлении россиянина – абсолютно не религиозном. Он лба не перекрестит перед едой, перед поездкой, перед работой. А потом грозит кулаком небу: как Ты допустил?!

Сама атмосфера, в которой мы живём, лишена благодати.

Раньше даже речь человека была полна упоминаний о Всевышнем: «Ступай с Богом!», «Ради Бога, послушай», «С Божьей помощью сделаю», «По Божьей милости получилось», «Слава Богу, всё хорошо».

Сегодня, по моим наблюдениям, в провинции разговорным языком является мат. Особенно у мужчин и, увы, подростковых компаний. Они не ссорятся, они так общаются – мирно и дружелюбно. Не только междометия, но и существительные и глаголы заменяет виртуозное сквернословие. И вот уже кто-то полез чистить колодец, а его завалило. Или трое въехали на машине в электрический трансформатор. Или гуляли летом свадьбу, а детей оставили в надувном бассейне – один там и утонул. И снова вопли над гробом: «Почему ушёл такой молодой?» «Почему такой маленький?» Горько, страшно, несправедливо.

Смотрела я ролик с пожара, где мужчины пытаются выломать дверь, чтобы спастись. Что там звучало? «Ё…ный в рот, мужики!» Даже в такой обстановке люди не просили: «Господи, помоги!» Ну непривычно это для них.

И кто из нас, начиная день, просит Всевышнего о защите? «Господи, благослови. Спаси и сохрани от внезапной лютой смерти». Монахи, священники да старушки.

Современный демотиватор

Грядёт сезон отпусков. Не раз на знойном юге слетали в пропасть туристические автобусы. Но о чём волнуется отдыхающий, садясь в такой автобус? Не забыл ли купить минералку и шоколадку! А про дорожную молитву не слышал. И некому вслед перекрестить.

Заткнул уши наушниками, а там любимый рэп и снова – здравствуй, матерщина. Что рядом с такими людьми делать ангелу-хранителю?

И к вопросу: почему гибнут дети? Придётся напомнить, уже сказанное в предыдущей статье о катастрофах – за грехи родителей.

«Если родители за детей не молятся, к Богу их не приучают, как Господь будет их хранить?» – задаёт риторический вопрос Паисий Святогорец.

Толерантное православие

Что интересно, когда происходят массовая гибель людей, даже на православном форуме нет религиозного осмысления трагедии, только вскрики: «Какой ужас!»

Тем, кто пытается найти в происходящем смысл, затыкают рот – мол, родственникам погибших это не нужно, не надо искать логику в случившемся.

Но у Бога есть логика. Это не бессмысленная стихия, которой поклонялся пещерный человек. И я не могу верить, отключив мозги ради толерантности. Неужели святые отцы также, как некоторые сегодняшние пастыри, говорили, что не следует искать причинно-следственную связь в происходящем?

Почти все современные люди блудили или блудят, все осуждают ближних, кто-то травит тех, кто от них зависит, кто-то попивает, кто-то подворовывает, но все считают, что на них это никогда не отразится! А если отражается, считают, что пали жертвами слепой судьбы. И для остальных это так же не становится уроком. Они слышать не хотят о Боге, они считают себя мудрыми, добрыми, чистыми. Случилась беда? Не повезло! Напортачили политики, чиновники. И только.

Но свечки надо ставить не в интернете, а в храме!


Современный священник Александр Уминский когда-то по поводу другой трагедии пояснил: «По большому счету все войны и все теракты по отношению друг другу мы устраиваем сами – пусть и маленькие, микроскопические, но жуткие. Когда мстим друг другу, воюем друг против друга, ненавидим, не прощаем друг друга. Эти теракты есть в нашей жизни, но мы их не замечаем, потому что они гомеопатического размера.

И такие теракты мы устраиваем ежедневно – оскорблением, проклятьем, пожеланием другому сдохнуть. Они происходят в нашем мире постоянно, случаются с нами ежедневно, а мы обращаем на них внимание и воспринимаем их как трагедию только тогда, когда они вырастают до катастрофических размеров».

Мои оппоненты могут сказать: значит, в том, что что-то где-то горит, рушится, взрывается, не виноваты ответственные лица? Разумеется, виноваты. Их долг заботиться о технической безопасности. Но всем не помешает забота о безопасности духовной!

Как защитить себя молитвой?

В современном обществе бытует заблуждение, что для молитвы предназначены только определённые места – церкви, часовни, святые родники. Туда приходят в трудные минуты. Однако молиться следует ежедневно, а по мнению святых отцов, ежеминутно.

Но поскольку современный человек не отшельник и многие профессии требуют сосредоточенности, то

нужно хотя бы утро начинать с обращения к Богу, креститься, начиная важное занятие, вспоминать ангела-хранителя, отправляясь в путь и отходя ко сну.

Вот как говорит об этом святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894):

«Надобно в продолжение дня чаще к Богу из сердца взывать краткими словами, судя по нужде души и текущим делам. Начинаешь что, например, говори: «Благослови, Господи!» Кончаешь дело - говори: «Слава Тебе, Господи», и не языком только, но и чувством сердца. Страсть какая подымается - говори: «Спаси, Господи, погибаю»».

Ждет ли нас в будущем еще что-то, подобное Всемирному потопу? Почему добрый Бог допускает массовую гибель и страдание людей? Правильно ли бояться катастроф христианину и как можно победить этот страх?

За что Бог посылает людям бедствия, подобные потопу, землетрясению и т. п.?

Сама подобная постановка вопроса - «за что?» - с христианской точки зрения неверна. Когда речь заходит о страдании целого народа во время стихийного бедствия, объяснять эту катастрофу действием рассердившегося Бога можно только с позиции языческих религий, но никак не из тех представлений о Боге, которые открыты в Евангелии. Правда, и в Ветхом Завете тоже можно найти упоминания о гневающемся на людей Боге, о Боге - мстителе за зло, о Боге - погубителе грешников. Но ветхозаветное Откровение было дано одному, вполне конкретному народу, исходя из его уровня интеллектуального, нравственного и общекультурного развития. А в те времена этот уровень у народа Израиля мало чем отличался от культуры окружавших Израиль языческих племен. И образ грозного Бога, карающего людей за их грехи, был просто наиболее понятным для иудеев ветхозаветной эпохи. Святитель Иоанн Златоуст прямо об этом пишет: «Когда ты слышишь слова „ярость“ и „гнев“ в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного, говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых».
С пришествием Христа - воплотившегося Бога, любые иносказания, образы и культурологические трактовки стали излишни и бессмысленны. Евангельский рассказ о Христе прямо, без всяких аллегорий показывает, каковы на самом деле свойства Бога. Может ли Он повелевать стихиями? Да, конечно. Но не стирает Христос с лица земли города вместе с их жителями, напротив - укрощает бурю, смертельно испугавшую галилейских рыбаков. Не обрушивает на головы еретиков-самарян огонь с неба, но запрещает своим ученикам думать о Нем в ветхозаветных категориях: …и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение (Лк 9:52–56).
На страницах Евангелия раскрывается такая полнота представлений о Боге, которую даже ученикам Христа было непросто воспринять. «Не погубить, а спасти» - как понять эти слова, если речь в них идет о том же Боге, Который сказал когда-то во времена Ноя: И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни (Быт 6:17).
Казалось бы - вот, прямое и ясное указание на причину катаклизма, погубившего допотопное человечество: Бог истребил людей за их грехи. На таком понимании Библии были воспитаны апостолы, подобным же образом они собирались поступить и с жителями самарянской деревни - грешниками, отказавшимися принять у себя Мессию. И вдруг - слышат от Христа упрек в том, что их понимание отношений Бога с грешниками - неверное. Такой же упрек потом, в Гефсиманском саду, услышит апостол Петр, попытавшийся с мечом в руках защищать Христа от пришедшей за Ним храмовой стражи. Если внимательно рассмотреть все подобные ситуации, описанные в Евангелии, вывод окажется вполне однозначным: Христос - воплотившийся Бог, много раз показывал Свою ничем не ограниченную власть над природой и стихиями, но ни разу не употребил эту власть для наказания людей за их грехи. Он чудесным образом восполнял недостаток еды и питья, исцелял болезни, возвращал людям зрение и способность двигаться, воскрешал мертвых. Но нигде мы не найдем в Евангелии упоминания о том, как Христос навел потоп или устроил землетрясение.
Хотя, конечно же, связь человеческого греха и происходящих на земле катастроф в христианстве ни в коем случае не отрицается. Но сводить эту связь лишь к примитивной схеме «человек согрешил - Бог покарал» было бы принципиально неверно.

Как такое может быть, чтобы добрый Бог был способен убить во время Потопа почти все человечество?

И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их (Быт 6:5–7).
Этот библейский текст в самом деле звучит очень страшно и вызывает множество нареканий как у самых разнообразных критиков христианства, так и у некоторых верующих. Но, помня мысль Антония Великого о том, что «…нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих», было бы столь же нелепо считать, будто Господь и в самом деле может «восскорбеть» или «раскаяться». Все это, безусловно, лишь образы, призванные показать всю глубину нравственного развращения допотопного человечества, по словам прп. Ефрема Сирина, «…дошедшего до такой степени невоздержания, что ни в чем не раскаивающегося Бога как бы доводит до раскаяния».
Бог ни в чем не раскаялся и не перестал любить людей даже после того, как вся жизнь их стала сплошным злом. И, конечно же, Бог участвовал в судьбе погрязшего в грехах человечества, вот только характер этого участия был совсем иным, нежели может показаться на первый взгляд.
В Библии сказано, что Господь повелел единственному праведнику допотопного мира строить огромный корабль. Это была очень тяжелая, трудоемкая работа, на которую у Ноя ушло сто лет. Но посмотрите, какими удивительными словами комментирует это строительство прп. Ефрем Сирин: «…Такой тяжкий труд возложил Бог на праведника, не желая навести потопа на грешников». По мнению авторитетнейшего толкователя Библии, Бог не желал потопа! Так почему же потоп все-таки обрушился на землю?
Дело в том, что, творя зло, человек нарушает вовсе не какие-то формальные и внешние по отношению к нему повеления Бога, а идет наперекор собственной богоданной природе, мучает и разрушает ее своими грехами. Но ведь природа человека не является чем-то изолированным от остального творения, а напротив - теснейшим образом связана с ним. Более того, церковное Предание прямо называет человека венцом творения, неким средоточием всего сотворенного бытия. Поэтому все, что происходит в духовной жизни человека, неизбежно оказывает сильнейшее влияние на окружающий его мир. Так, Писание прямо свидетельствует, что грехом Адама была проклята земля, потерявшая после грехопадения способность обильно плодоносить, и что именно из-за людских грехов вся тварь совокупно стенает и мучится доныне.
Наглядный пример этой связи духовного состояния человечества со всей природой - экологический кризис, в который люди ввергли свою планету всего за одно только столетие научно-технического прогресса. Марина Цветаева еще в первой половине прошлого века писала:
Мы, с ремеслами, мы, с заводами,
Что мы сделали с раем, отданным
Нам?.. Планету, где все о Нем -
На предметов бездарный лом?
Слава разносилась реками,
Славу возвещал утес.
В мир - одушевленней некуда! -
Что же человек принес?
В ответ на горький вопрос Цветаевой сегодня можно с еще большей горечью констатировать: ничего хорошего. Уничтожение лесов, истребление целых видов животных, загрязнение рек, атмосферы, ближнего космоса… Нравственное состояние человечества эпохи НТР оказалось вопиюще не соответствующим тому уровню власти над миром, который люди получили с помощью науки и техники. Конечно, и озоновые дыры, и дефицит пресной воды, и глобальное потепление с религиозной точки зрения можно считать наказанием Божиим за людское сребролюбие, сластолюбие и славолюбие (которые, собственно, и являются причиной сегодняшнего безудержного развития материального производства и потребления). Но вот вопрос: если алкоголик сгорел заживо на собственном матрасе, который он спьяну поджег непотушенной сигаретой, то можно ли считать такую смерть наказанием от Бога? Наверное, все же разумнее предположить, что Бог просто предоставил ему возможность следовать собственной греховной воле, в которой он так упорствовал всю жизнь и которая его в конце концов убила.
Очевидно, нечто подобное происходило и с допотопным человечеством, мысли которого были зло во всякое время. Библия не говорит, в чем конкретно выражалось это зло, но понятно, что столь беспрецедентное стремление людей к греху неминуемо должно было вызвать такой же беспрецедентный катаклизм в природе. Всеведущий Бог знал о надвигающейся катастрофе и еще за сто лет до ее начала повелел Ною строить ковчег спасения, тем самым предупреждая о грядущей беде все человечество. Ведь Ной строил свой ковчег не таясь, на виду у всех, и само это строительство по сути уже было пропо­ведью покаяния. Любой человек мог бы при желании построить себе такой же корабль и спасся бы так же, как и Ной. А если бы все люди осознали серьезность грозящей им опасности и начали строить себе ковчеги, это уже означало бы, что они поверили Богу и покаялись. И тогда вполне возможно, что никакого потопа не было бы вообще. Ведь уцелела же Ниневия, жители которой также получили предупреждение от пророка Ионы о том, что мера их грехов превысила критический порог и через сорок дней Ниневия погибнет. Жители обреченного города перестали грешить, и город уцелел. Но не Бога они ублажили, не «гнев» Его отвели от себя, а покаявшись, устранили саму причину надвигавшейся катастрофы.
К сожалению, допотопное человечество оказалось менее разумным и не вняло Божиему предостережению, хотя им было отпущено для этого гораздо больше времени. Ефрем Сирин пишет:
«Бог давал людям на покаяние сто лет, пока строился ковчег, но они не покаялись; Он собрал зверей, дотоле ими невиданных, однако же люди не хотели покаяться; водворил мир между животными вредоносными и безвредными, и тогда они не устрашились. Даже после того, как Ной и все животные вошли в ковчег, Бог медлил еще семь дней, дверь ковчега оставляя отверстою. Удивительно… то, что современники Ноевы, видя все, что совершалось вне ковчега и в ковчеге, не убедились оставить нечестивые дела свои».
Трудно себе представить, будто все это Бог совершал для того, чтобы уничтожить грешных людей. Описанные прп. Ефремом Сирином события напоминают скорее спасательную операцию, во время которой подавляющее большинство терпящих бедствие почему-то вдруг отказалось от спасения.
Опять, как и в Райском саду, человек не захотел поверить Богу. А ведь любой поверивший мог бы спастись, подобно Ною, и именно к этому призывал Бог всех людей древнего мира накануне катастрофы. Но, увы, никто, кроме Ноя и его семьи не внял призыву Господа. И то, что произошло с допотопным человечеством, вполне можно определить как массовое самоубийство посредством неверия Слову Божиему. Наверное, главный урок этой трагедии в том, что любое стихийное бедствие не случайность и не карательная акция со стороны Бога, а прямое следствие человеческих грехов. И когда нежелание людей следовать добру становится для них основным жизненным принципом, Господь не казнит их, а просто перестает защищать от последствий их же собственной греховной жизни. Не «гнев» Божий был причиной человеческих страданий и гибели во все времена, а злоба и безжалостность людей друг к другу и к самим себе.

Согласно Библии, нас ожидают еще глобальные потрясения в будущем?

Да, в Библии прямо говорится об этом. Апостол Петр пишет о финале истории человечества: Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет 3:10).
Апостол Иоанн в Откровении говорит, что предшествовать этой последней глобальной катастрофе будет ряд других катаклизмов: И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Такое великое! И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его.
И всякий остров убежал, и гор не стало, и град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая (Откр 16:18–21).
Правильно ли считать, что трагедии посылаются определенным народам или странам за их грехи? Точно так же можно было бы спросить, например: «Правильно ли считать, что цирроз печени посылается алкоголику за его грех пьянства?» Безусловно, праведная или греховная жизнь отдельного человека или целого народа влияет на внешние обстоятельства их жизни. Таким обстоятельством вполне может оказаться и катастрофа - землетрясение или наводнение.
Эта зависимость жизни людей от их нравственного состояния называется у святых отцов законом духовным. К сожалению, сегодня люди об этом законе практически ничего не знают, поэтому и не находят для себя ответы на вопросы о соотношении человеческих грехов и последующих за ними воздаяний. Поэтому приведем здесь слова преподобного Марка Подвижника, в которых святой подробнейшим образом разъясняет эту проблему именно с точки зрения закона духовного:
«Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих; Он не приводится к действиям страстью гнева, не вымышляет способов к наказанию за согрешения, не изменяется соответственно достоинству каждого, но все сотворил премудро, предопределив, чтоб все было судимо по духовному закону. По этой причине Он не сказал Адаму и Еве „…в тот день, в который вы вкусите запрещенного плода, Я умерщвлю вас“; но, предостерегая и утверждая их, предъявил им закон правды, сказав: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2:17). Вообще Бог установил, чтоб каждому делу, и доброму, и злому, последовало естественно надлежащее возмездие. Воздаяние не вымышляется при каждом случае, как думают некоторые, не знающие закона духовного».
На первый взгляд, здесь можно усмотреть прямую аналогию с кармическим принципом воздаяния или с атеистическим детерминизмом, при котором каждое событие в жизни мира является неизбежным следствием предшествующих событий. Однако это лишь кажущаяся аналогия. Согласно христианскому вероучению, помимо духовных причин и их следствий в мире действует еще и всемогущий Бог, способный разорвать связь между человеческим грехом и его, казалось бы, неизбежными результатами. Говоря образно, в кармических учениях пущенная стрела обязательно должна поразить цель, даже если пустивший ее человек вдруг с ужасом понял, что эта стрела направлена в его сына. В христианстве же такую «греховную стрелу» Бог может остановить даже в миллиметре от цели или даже после поражения цели. Поэтому даже самые страшные катастрофы, которые люди или целые народы уже навлекли на себя своими грехами, Бог может предотвратить, если люди покаются, осудят свой греховный образ жизни, и начнут жить праведно. Именно такая ситуация описана в библейской истории о пророке Ионе, когда покаяние жителей Ниневии спасло их город от неминуемой гибели.
Поэтому правильнее было бы говорить, что бедствия не посылаются людям, а попускаются любящим их Богом, но попускаются лишь в той мере, которая может оказаться полезной для нас. Это и есть наказание Божие. Но не в юридическом смысле, а в исходном, корневом значении этого слова - наказ, научение, средство к исправлению. Здесь есть еще один очень важный момент: наше личное отношение к таким попущениям Божиим. Если рассматривать наводнения, катастрофы или даже обычную болезнь какого-либо человека в категориях «за что» и считать эти бедствия наказанием, посланным от Бога за грехи, тогда очень легко можно и самому впасть в осуждение этого человека или даже целого народа. Действительно, почему бы не подражать Богу в Его отношении к наказанным грешникам? Однако Бог не посылает людям бедствия, а лишь попускает им произойти - как следствию человеческих грехов. И ждет от нас не безжалостного осуждения таких наказанных людей, а совсем другого к ним отношения. Вот как об этом пишет преподобный авва Дорофей: «…Всё, что отягощает нас, т. е. всё скорбное, бывающее к наказанию нашему за порочность нашу, как то: голод, мор, землетрясение, бездождие, болезни, брани - всё сие бывает не по благоволению но попустительно, когда Бог попускает этому находить на нас для нашей пользы. Но Бог не хочет, чтобы мы этого желали или этому содействовали. Например, как я сказал, бывает попустительная воля Божия на то, чтобы город был разорён, но Бог не хочет, чтобы мы - поскольку есть Его воля на разорение города - сами положили огонь и подожгли его или чтобы мы взяли топоры и стали разрушать его. Также Бог попускает, чтобы кто-нибудь находился в печали или в болезни, но хотя воля Божия и такова, чтобы он печалился, но Бог не хочет, чтобы и мы опечаливали его или чтобы сказали: так как есть воля Божия на то, чтобы он был болен, то не будем жалеть его. Этого Бог не хочет; не хочет, чтобы мы служили таковой Его воле. Он желает, напротив, видеть нас столь благими, чтобы мы не хотели того, что Он делает попустительно».

Правда ли, что верующим запрещено паниковать и бояться катастроф - ведь «на все воля Божия» и без нее «не упадет с головы человека даже волосок»?

Дело тут не в каком-то формальном запрете. И вовсе не грядущих катастроф нужно бояться человеку, а совсем других вещей, куда более близких и очевидных. Каждый верующий человек должен когда-нибудь задаться простым вопросом: каким же образом Бог участвует в воздаянии, которое мы получаем за соделанный нами грех? По здравому рассуждению, ответов на это может быть три:
Бог усиливает естественные последствия нашего греха, чтобы наказать нас как можно больнее.
Бог никак не участвует в этом наказании, полностью и безраздельно отнеся его в область действия некоего «автоматического» принципа воздаяния.
Бог различными средствами делает так, чтобы закономерные последствия наших грехов не уничтожили нас вконец и чтобы мы, даже согрешив, имели возможность покаяться и спастись.
Первый вариант даже рассматривать нет смысла: это картина, не имеющая и малейшего подтверждения в Евангелии. Второй тоже нельзя отнести к христианству: это кармическое миропонимание в чистом виде, где Богу попросту нет места. Лишь третий вариант соответствует тому знанию о Боге, которое нам открывают Священное Писание и Предание Церкви. Именно благодаря такому, действию Божьему, «сдерживающему» последствия наших грехов, мы всё еще существуем на этой земле, несмотря на то, что мир тысячелетиями лежит во зле из-за нашей греховной жизни.
Святой Исаак Сирин пишет: «Будь проповедником благости Божией, потому что Бог окормляет тебя, недостойного, и потому что много ты должен ему, а взыскания Его не видно на тебе; и за малые дела, соделанные тобой, воздает он тебе великим. Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах. Хотя Давид именует Его правосудным и справедливым, но Сын Его открыл нам, что паче Он благ и благостен».
И уж коль скоро мы, христиане, веруем именно в такого - благого и благостного Бога, тогда вовсе не грядущих катастроф, потопов и землетрясений следует нам бояться. Все это будет лишь неким божественным инструментом нашего спасения в тот момент истории, когда все прочие способы окажутся для нас уже бесполезными.
И в какую бы безнадежную катастрофу мы себя ни ввергли, Господь всегда протягивает нам руку помощи. Нам остается только поверить Ему или, не поверив, - погибнуть. В этом и будет заключаться выбор людей в последние времена. Перед концом света отвергающие Бога будут …издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную (Лк 21:26). Тем же, кто сохранит веру, Христос говорит: Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше (Лк 21:28). Одни и те же признаки приближающегося финала человеческой истории будут действовать на людей совершенно по-разному. Для одних эти приметы станут причиной страха, уныния и жестоких страданий. Для других - радостным известием о скором прекращении всех бед и несчастий человечества и наступлении новой эры в истории этого мира.
И бояться верующему человеку нужно не самих грядущих катастроф, а утраты веры в Бога, а также своей привязанности к благам этого мира. Бояться нужно собственных грехов, которые отделяют нас от Бога и заставляют полагать свое упование в земной жизни не на Его заступничество и помощь, а лишь на земные же учреждения: государство, МЧС, армию, полицию, мудрых правителей… Вот такого греховного устроения собственной души нужно бояться верующему человеку, а не потопов и землетрясений. Ведь в катастрофе ли, или в собственной постели - но каждому из нас раньше или позже предстоит дать ответ Богу и закончить свое земное существование. Потоп и землетрясение могут обойти нас стороной, но еще никто на свете не смог избежать смерти. Поэтому, хотя это и непросто, нужно учиться жить так, чтобы в любой день быть готовым умереть и предстать на суд Божий. Других рецептов от страха бедствий, грядущих на вселенную, у Церкви нет.

Мы просим Бога оградить нас от «землетрясения, голода, потопа, огня, меча», зная, что это по Божьему попущению может с нами случиться. О чем же именно эта молитва? Получается, мы, зная, что «всему этому надлежит быть», тайно надеемся, что нас минует чаша сия?

Это вовсе не тайная надежда. Слова «О еже милостивно услышати глас молитвы нашея и избавити нас от глада, губительства, землетрясения, потопа, огня, града, меча, нашествия иноплеменник, междоусобныя брани и всякая смертоносныя язвы - Господу помолимся» священник вполне открыто произносит на православном богослужении в храме. И просьба эта основана на нашей вере в милосердие и долготерпение Божие. Мы просим Господа защитить нас от закономерного последствия наших же грехов, просим Его «…не помянути беззаконий и неправд людей Своих». Основание для надежды на то, что Бог может оградить покаявшегося человека от губительных результатов его прошлой греховной жизни, можно увидеть в Библии: …Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его (Пс 102:10–11).
Как не превратить готовность к любым бедам в постоянное депрессивное ожидание худшего, а смирение перед Божьей волей и Его Промыслом не спутать с апатией и отказом от борьбы за свою жизнь? Говорить о том, как правильно настраивать свою душу в отношении к грядущим бедам, имеет моральное право лишь тот, кто эти беды пережил. Но все же какие-то минимальные представления об этом можно и даже нужно иметь заранее. В фильме «Титаник» (режиссер Р. Линдерман, 1996 год) есть короткий эпизод, где раскрывается вся глубина настоящего христианского отношения к катастрофе. В числе прочих пассажиров на корабле путешествует многодетная семья. Дети совсем еще маленькие, старшему нет и десяти. И вот, когда корабль уже начал погружаться в воду, семья выбралась, наконец, на палубу с нижних ярусов, и оказалось, что все шлюпки спущены на воду, а значит - они обречены на гибель. Отец семейства в отчаянии растерянно говорит:
- Что я наделал? Какая жестокая шутка - вот так, отдать наши жизни ни за что…
На что жена отвечает, глядя ему в глаза:
- Мы никогда не боялись трудностей, мы всегда встречали их с поднятой головой. Ты хороший человек, Билли Джек. Ты честный, трудолюбивый и добрый. Ты сильный духом. И за это я тебя люблю.
Они укутывают детей потеплее, садятся на скамейку и начинают читать молитву «Отче наш». А в это время мимо них по палубе носятся толпы обезумевших от ужаса людей, пытающихся спастись от неминуемой гибели…
Наверное, это и есть единственно верное отношение к грядущим бедам: до самого последнего момента делать все, что можешь, для спасения своих близких и себя, надеясь на Божью помощь. А если вдруг окажется, что дальнейшие усилия уже не имеют смысла - найти добрые слова для прощания с любимыми людьми, и просить у Господа сил на принятие неизбежного. Ведь молитва в подобной ситуации - это тоже борьба. Борьба против тех самых апатии и депрессии, которые обязательно поселяются в душе, утратившей молитву. Божию, но попустительно, когда Бог попускает этому находить на нас для нашей пользы. Но Бог не хочет, чтобы мы этого желали или этому содействовали. Например, как я сказал, бывает попустительная воля Божия на то, чтобы город был разорён, но Бог не хочет, чтобы мы - поскольку есть Его воля на разорение города - сами положили огонь и подожгли его или чтобы мы взяли топоры и стали разрушать его. Также Бог попускает, чтобы кто-нибудь находился в печали или в болезни, но хотя воля Божия и такова, чтобы он печалился, но Бог не хочет, чтобы и мы опечаливали его или чтобы сказали: так как есть воля Божия на то, чтобы он был болен, то не будем жалеть его. Этого Бог не хочет; не хочет, чтобы мы служили таковой Его воле. Он желает, напротив, видеть нас столь благими, чтобы мы не хотели того, что Он делает попустительно».

Патриарх Кирилл, из слова в храме Архангела Михаила

Крымск, 23 июля 2012 года

Патриарх Кирилл посещает пострадавших от наводнения в Крымске. Фото предоставлено пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси

У верующих людей есть понимание того, что Промысл Божий - благой и совершенный. Об этом трудно говорить перед лицом страдания. Мы своим человеческим разумом не можем проникнуть в эти таинственные, неведомые для нас пути Божии. Но знаем только одно - что, поскольку жизнь человеческая не кончается с физической смертью его тела, Бог творит с нами по воле Своей то, что имеет отношение и к земной жизни, и к вечности. А если нет вечности, то всё становится бессмысленным - и жизнь, и смерть, и радость, и страдание, - всё теряет свой смысл, всё становится неким безумием. Ибо скоротечна земная жизнь человека - 70, от силы 80 лет, как говорит слово Божие (Пс 89:10).
Но мы верим в вечную жизнь, мы ее чувствуем, мы ее духовно созерцаем в момент совершения Божественной литургии, в момент причастия Святых Христовых Таин. Каждая Литургия начинается возгласом «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа», потому что через Таинство мы прикасаемся к вечности. Именно в перспективе вечной жизни призван христианин взирать и на радости, и на скорби своей жизни, понимая ограниченность, конечность этих скорбей. Смерть не есть абсолютное явление, разрушающее человеческую жизнь. И это наш ответ на страдания, смысл которых так тяжело понять».

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Мой друг тяжело болен, настолько сильно, что пережил великие мучения. Сейчас у меня нет связи с ним! Скажите, пожалуйста, неужели Бог будет и дальше допускать до человека муки, когда он уже великомученичество пережил? Понимание того, что после великих мучений Бог может и дальше так относиться к человеку, убило мою веру! Я сняла крест и больше не хожу в церковь! Когда я вспоминаю, как немцы издевались над маленькими детьми, сжигая их заживо в печках, то моя вера на этом закончилась! Объясните, пожалуйста!

Отвечает игумен Андрей (Мороз):

Уважаемая Ангелина! Ваше письмо содержит горькие слова. Болезнь Вашего друга послужила поводом к испытанию Вашей веры, о чём Вы пишите в своем обращении, и, более того, поводом обвинения Бога в причинение Вашему ближнему страданий. Думаю, что было бы справедливо уточнить, чем болеет Ваш друг? Потому что некоторые болезни являются прямым следствием предшествующего им образа жизни. Об этом говорят врачи, проводя профилактические беседы на страницах газет, журналов и в телепередачах, предлагая выбрать здоровый образ жизни. Святоотеческая традиция вполне согласна с этой озабоченностью врачей, поощряя воздержание во всех проявлениях нашей жизни. В Священном Писании мы находим такие слова: «В искушении (испытании, болезни, несчастьях - иг.А) никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачавшись, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:13-15). Здесь апостол Иаков, собственно, обращается к Вам, говоря о том, что Вы неправильно установили причину болезни и страданий Вашего друга, допустили ошибку сделав Бога причиной того, чего Он не мог бы и желать. Причиной страданий, несчастий, болезни и смерти является грех. Святитель Феофан Затворник вот, что пишет о этом возбудителе всех страданий и болезней: «Грех не душу только поражает, но и тело. В иных случаях это весьма очевидно; в других, хоть не так ясно, но истина остается истиною, что и болезни тела все и всегда от грехов и ради грехов. Грех совершается в душе и прямо делает ее больною, но так как жизнь тела от души, то от больной души, конечно, жизнь не здоровая. Уже одно то, что грех наводит мрак, муки, печаль, беду и скорби должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание здоровья телесного. Но когда припомнишь, что он отделяет от Бога - Источника жизни, и ставит человека в разлад со всеми законами, действующими и в нем самом, и в природе, то еще дивиться надо, как остается живым грешник после греха. Это милость Божия, ожидающая покаяния и обращения. Следовательно, больному прежде всякого другого дела надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом. Этим проложится путь к благодетельному действию лекарств. Известно, что был какой-то знаменитый врач, который не приступал к лечению, пока больной не исповедуется и не причастится Святых Тайн; и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее этого требовал». «Сняла крест и в церковь больше не хожу» означает то, что болезнь греха оказалась еще и заразной».

Архив всех вопросов можно найти

Loading...Loading...