Христианские феминистки. С Богом и богиней: Можно ли быть православной феминисткой

Среди основ человеческого бытия природе принадлежит одно из первых мест. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. Мы «научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам надо научиться жить на земле, как люди». Экология природы не имеет будущего без экологии души.

«Растёт то, что мы выращиваем в душе, - таков вечный закон природы» И. Гёте.

Экология души - это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Это и состояние нашей с вами души, истосковавшейся по красоте. Если поступки и помыслы людей будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если будет грязной душа - будет грязной экология нашей планеты. Мы должны направлять свои усилия на возрождение духовных, нравственных традиций русского народа, на приобщение наших детей к народной культуре, на формирование экоцентрического стиля мышления (экоцентризм - мировоззрение, философия, а также идеология охраны окружающей среды ), без которого невозможно сохранение жизни на Земле. Русский человек жил среди природы, находясь в теснейшей зависимости от нее, и на протяжении многих веков наблюдал за природными явлениями, чтобы приспособиться к ним. Через фольклор наши предки передали нам самые разнообразные знания, в том числе и по экологии, о природных явлениях, о лесных обитателях, о различных растениях. И формы передачи информации народ выбрал самые оптимальные: сказки, пословицы, загадки. Они короткие, легко запоминаются, что делает их привлекательными в глазах детей. Но не только наши далекие предки заботились о природе родного края и человеческой душе. Эта тема проходит через творчество многих и многих писателей, как русских, так и зарубежных.

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

(С. Есенин)

Для природы не важно, какой ты национальности, где ты живешь. Важно, как ты относишься к своему дому, к свой природе. Многие считают, что планета Земля существует только для поддержания жизни людей, что всем этим можно пользоваться по своему усмотрению, не думая о последствиях, о том, что природные ископаемые, водные ресурсы не бесконечны. Но Земля - это живой организм, такой же как мы с вами. И все, что мы делаем, отражается на нас самих. И нам самим придется устранять все последствия своей же неразумной, безответственной деятельности.

Хорошо, что есть люди, которые свою жизнь посвящают защите природы, всей нашей планеты, у которых необыкновенные родственники и знакомые: птицы и звери с разных уголков нашей столь разнообразной и необъятной планеты! «Природа должна найти свое единственное убежище - наше духовное сознание» (писатель С. Залыгин).

Будет более правильным сравнить самого человека с родителем, а природу с ребенком, который нуждается в защите и заботе. Природа нуждается и взывает к нашей помощи, чтобы моря и океаны были чистыми, леса радовали глаз своим зеленым нарядом, пески в пустыне оставались такими же золотыми, а небо всегда было голубым. Восстановление и сохранение экологии Земли нужно начинать с восстановления и сохранения экологии человеческой души. От экологии души человека зависит жизнь всего Человечества на Земле.

Природа, я иду в тебя

С душой и сердцем обнажённым.

Прими, пожалуйста, любя,

Хочу быть заново рождённой.

Природа – матушка моя,

Твои исполню повеленья.

За все грехи прости меня,

Возьми, как детку на колени.

На фоне непрекращающихся войн, политических и экономических катаклизмов становится очевидной спасательная роль диалогов между народами, диалога культур разных стран, систем обучения, что может действительно сближать, связывать людей и, самое главное, - молодое поколение.

Все мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства природы.

Так уж получилось, что губить свою Землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её надо сохранить. Ряд документов Киевской Руси говорит, что уже в те далёкие времена славяне пытались как – то ограничить расходование природных биологических запасов. Позже, ПётрI впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным Указом объявил заповедные леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 вёрст, а к берегам мелких – на 20.

В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы. Так начиналась российская экология .

В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа», и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы несовместима без экологии души.

«Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил».

/Н. Заболоцкий./

Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность, и новые знания, и новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее и реализовать собственную ответственность, и зависит будущее.

Экологии души - охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

Хочешь изменить мир, изменись сам!

Добро и зло тесно взаимосвязаны друг с другом… Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Особый вид доброты - милосердие. Милосердие - не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. И слёзы сочувствия к другому человеку - святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца. М. Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта». Зло – всё, что губит душу человека…Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: «Ни один злой человек не бывает счастлив».

Нужно ли помогать пожилым, одиноким, больным, бедным людям? Согласны ли вы, что началом доброго отношения к людям, является умение прощать? Можно ли принудить человека быть добрым? Может мы зря приходим на митинг 9 мая, или на концерт пожилым людям? Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим?

Шла Великая Отечественная война. Рота бойцов получили приказ – овладеть высотой. Один боец, подкравшись по-пластунски к амбразуре, накрыл её своим телом. Высота была взята. Этот подвиг совершался много раз в годы войны. Как объяснить героизм воинов? Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года... Помните? Какие там яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека... 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям…

Судить человека надо по его делам. Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть: " Ну, побей, побей бабушку, – говорит с умилением старая женщина трехлетнему крепышу. – Ух, какой ты у нас сильный – пресильный, смотри, как бабушке больно!" И такими невинными забавами внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила. Как вы думаете, а что потом будет с этим мальчиком? К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам.

К сожалению, есть среди людей жестокосердие, жестокость, насилие - человек оставляет другого человека в беде, подвергает издевательствам, убивает... Мать отказывается взять своего ребёнка из роддома... Нет им прощенья, и одно лишь средство изжить эти явления – творить больше добра. Наш великий добросеятель академик Д.С. Лихачёв считал, что «самая большая цель жизни – увеличивать добро в мире». Уничтожай зло в мире, а прежде всего люби…

А как мы с вами, обычные люди, можем помочь миру стать добрее?

Каждый из нас должен задуматься. А для начала… в помощь вам эти упражнения.

Упражнение «Объясните» . Возьмите чистый лист бумаги, задумайтесь, задайте и ответьте себе на вопрос: «Почему этот человек нанёс мне обиду?» Потому что он плохо относится ко мне? Потому что он думает только о себе и не замечает, когда обижает других? Может, он желал мне добра и не знает, что, поступая так, делает мне только хуже? А может, то, что он сказал, хоть и обидно, но на самом деле правильно и мне действительно нужно избавиться от этого недостатка? А может, ему просто очень плохо и я должен помочь, забыв про обиду? Ведь я же сильнее (умнее, старше, моложе, здоровее, выдержаннее).

Упражнение «Рычите». Проговорите гласные У, О, А, И так, как будто вы артист-чревовещатель и звуки идут не просто из горла, а перемещаются к гортани (начало дыхательного горла) оттуда, откуда они идти не могут - из кишечника. Прорычите на воображаемого противника «кишками». От процедуры организм быстро устанет и агрессивность снизится. Тогда все обстоятельства можно спокойно обдумать и принять решение. Эти упражнения делают во время тренировок воины-десантники, которым действовать надо разумно и смело. Вот они во время тренировок и рычат без стеснения. И вы не стесняйтесь тренировать свою выдержку.

От стресса - остыньте, поборите агрессора, засевшего внутри вас. Сидя за столом, представьте себе, что перед вами обидчик. Смотрите на воображаемого противника с ненавистью, с яростью, представьте себе, что противник уменьшается. Время, затраченное на это упражнение, равно времени удлинённого и задержанного вздоха. Зажмурьтесь так, как вы умеете, выдохните. После того как проделаете это упражнение дважды, подумайте: а стоило ли так расстраиваться и злиться? Возможно, вы получите ответ «нет».

Пауло Коэльо - "О карандаше", притча из книги "Подобно реке..."

Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо и спрашивает:

Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо мне?
Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку:
- Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу .
Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш.
Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.
- Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел!
- Все зависит от того, как смотреть на вещи . Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.
Во-первых : ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки . Мы называем эту руку Богом и всегда должны вверять себя Его воле.
Во-вторых : чтобы писать, мне приходится время от времени затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль , помня, что она облагораживает тебя .
В-третьих : если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя - не всегда плохо . Часто этоединственный способ удержаться на верном пути .
В-четвертых : в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан, и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя .
И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след . Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками, и поэтому обдумывай каждый свой шаг .

И нам с вами тоже никогда не нужно забывать эти мудрые советы. Ибо именно они позволят стать, действительно, большой личностью.

Во-первых, вы сможете сделать много великих вещей в своей жизни, но только если вы доверитесь зову своего сердца, дадите другим людям то, чем обладаете сами.

Второе: Вы тоже будете испытывать боль, оттачивая свои навыки время от времени, преодолевая различные проблемы в жизни, но эти проблемы необходимы, чтобы вы стали сильнее.

Третье: У вас будет возможность исправить любую ошибку, которую вы совершите в жизни.

Четвертое: Самое важное, что в вас есть - это всегда то, что находится внутри вас.

И пятое: По какой поверхности вы бы ни шли, вы должны оставить свой след. Вне зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств, вы должны продолжать выполнять то, что обязались сделать.

И пусть эта притча поможет вам осознать, что вы - совершенно особенный человек, единственный человек на этом свете, который способен осуществить то, ради чего он появился на свет.

Никогда не позволяйте себе приходить в уныние. Вы можете изменить все.

«Душевная экология» - это дело самого человека. Ты – это твои действия, и нет другого тебя…" С.Экзюпери


Профессиональное образовательное учреждение облпотребсоюза «Брянский кооперативный техникум»
Автор: Корначева Арина Валентиновна
Научный руководитель: Борисенко Валентина Павловна
Эссе «Экология души»
Среди основ человеческого бытия особое место принадлежит душе. Многие мыслители древности и современности пытались ответить на этот вопрос. У античных философов Фалеса, Анаксимена и Гераклита душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира, например, воды, воздуха, огня. Аристотель дает три определения души, близких друг другу, но не тождественных. Он говорит, что «душа...есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же, как форма есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела»; что «душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью»; что «душа есть суть бытия и форма (логос) не такого тела, как топор, а такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя».
В душе Аристотель видит высшую деятельность человеческого тела. То, благодаря чему человек живет, ощущает и размышляет, - это душа, так что она есть некий смысл и форма, она придает смысл и цель жизни. Между душой и телом имеется, согласно Аристотелю, тесная связь.
Современная научная концепция трактует душу как внутренний мир человека. Это что-то бестелесное, но очень значимое для человека.
Болит душа…. Казалось бы, как может болеть то, что не имеет ни формы, ни цвета, ни физической основы. Мы не можем ее увидеть, но она проявляется в поступках человека, его действиях.
В современную эпоху актуален вопрос об экологии души. В этом контексте, я понимаю ее чистоту, сохранение внутренней гармонии за счет положительных эмоций и поступков по отношению к другим.
Душа, как сосуд, который наполняется либо чистым и животворящим содержанием, либо опасной, разрушающей и губительной для человека сущностью. Если ты относишься к людям с жестокостью, злобой, ненавистью, то не только отношение людей к тебе будет меняться в худшую сторону, но и твоя душа будет «загрязняться», а твой разум будет заполняться негативными эмоциями и мыслями, которые в дальнейшем могут вырваться и причинить вред самым близким и дорогим тебе людям. Для того, чтобы душа оставалась чистой и «незапятнанной», нужно честно оценивать ситуации, в которые ты попадаешь сам или в которые тебя просят вникнуть люди.
Размышляя о том, что для чистоты души нужно совершать только добрые поступки и поступки на благо общества и себя самого, мы забываем, что всё-таки людям свойственно ошибаться. Существует такое высказывание: «Раскаяние – «чистящее средство» для души». Безусловно, все могут оступиться и выбрать неправильный путь для своих действий. Но если у человека «просыпается» совесть и он готов признать ошибку, то его душа очищается. Чтобы очистить душу, необходимо начать с себя, с освобождения своих чувств и тела. Человек, который заботится об экологии души, не станет разрушать мир вокруг себя.
В высказывании знаменитого древнегреческого целителя и врача Гиппократа говорится о том, что душа человека развивается до самой смерти. Я согласна с этими словами, ведь на протяжении всей жизни человек потребляет множество информации. Она по-разному влияет на мысли человека, его поступки по отношению к себе и другим людям, к окружающему миру. Но, получая какие-то новые сведения, на их основе совершая определенные поступки, человек развивается духовно: меняется мировоззрение, характер. Соответственно меняются качества человека, а значит и меняется восприятие мира душой. Развитие во многом повлияет на внутренний мир человека или даже полностью изменит его.
«Внешний мир – отражение души». Ещё одна интересная мысль, которая заставляет задуматься о том, что всё окружающее человека – это его видение реальности. На самом деле, если на душе печаль, то ты непроизвольно пытаешься найти родственную душу среди тех, у которых есть похожая проблема. Ты просто не замечаешь счастливых и весёлых людей, потому что тебе не до них. Человеку просто хочется быть в такой атмосфере горя, в которую погружены его мысли. И в этом и ошибка таких людей. Не смотря на все неудачи нужно не погружаться в себя, а наоборот, искать то, что взбодрит и не даст закрыться в себе. Ведь мир вокруг нас такой, каким мы его представляем.
«Величие души должно быть свойством всех людей», - так считал римский философ, поэт Луций Сенека. Я считаю, что величие души присуще далеко не всем людям. Вообще, величие – это возвышенное состояние и связано с такими понятиями, как благородство, великодушие. Эти качества олицетворяют людей, живших во времена рыцарей, королей. Раньше честь, отвага, благородство было в почёте. Люди готовы были отдать всё, чтобы иметь качества, присущие высшим слоям общества. Причиной бездушия, я считаю, равнодушие и безразличие.
Реальность такова, что мы уже не верим во что-то доброе, так как окружающий нас мир меняется. Внутренний мир человека уже не имеют такую высокую ценность, как раньше. «Мир настолько испортился, что когда перед тобой чистый искренний человек, ты ищешь в этом подвох». Смысл этого высказывания навевает ужасные мысли. Если вдуматься, то это действительно так, люди становятся меркантильными, пытаются в любом деле извлечь какую-то выгоду для себя. И все как один становятся такими. Но вот когда встречается человек добрый, отзывчивый, бескорыстный, то появляется сомнение в искренности.
Многие в растущем бездушии обвиняют прогресс. Наверно, частично прогресс изменил наше мировоззрение, но от нас зависит, какими ценностями мы наполняем нашу жизнь, как мы относимся друг к другу и к окружающей среде. Экология души влияет на экологию природы. Человек с добрыми помыслами не станет разрушать природу. Он будет видеть в природе дом, в котором он живет и котором необходимо заботится.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что экология души – это охрана души и ее красота. Главное для человека - очистить свою душу. Ведь для того, чтобы помочь людям разобраться в их проблемах, нужно сначала решить свои проблемы. Для того, чтобы поддерживать чистоту нашей души, мы должны быть терпимыми, бескорыстно помогать другим людям найти себя, быть честными сами с собой и с другими людьми, но прежде всего мы должны понять свою сущность. Но, наверное, самое сложное для людей - признание своих ошибок и раскаяние в них. На это способны немногие, но в этом и заключается очищение души. Ведь если мы заботимся об экологии души, то окружающий мир станет чище и лучше.

Классный час на тему "Экология души. О чистоте речи". Характерной чертой нашего времени является то, что мы очень много говорим, не задумываясь, просто говорим, и все. Сквернословие сейчас звучит в разговоре взрослых и детей, а для некоторых это основной язык их речи. Данный материал можно использовать при проведении классного часа, а также на занятиях внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Экология души. О чистоте речи»

Цель : воспитание уважительного отношения к языку.

Задачи : обратить внимание на значение слова в жизни людей;

Познакомить с губительным воздействием слова на моральное и физическое здоровье личности;

Воспитывать культуру общения.

Оборудование : карточки со словами, карточки с частями пословиц, плакаты.

Ход занятия

I Вступление

В одной из глав сказочной повести И. Токмаковой «Счастливо, Ивушкин!» енот Нотя старательно отстирывает в вёдрах облака, на которых оставляют пятна злые слова и сетует: «Хоть бы люди поняли, наконец, что плохое слово не просто так – брякнул, и до свидания. Это каждый раз – грязное пятно на чистом облаке...». Таким «грязным пятном» ложатся грубые слова на человеческие взаимоотношения. Это в наших силах - промолчать, когда на языке вертится грубое, бранное слово. Мир вокруг нас будет чище.

Ученик . Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать и отзывом и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Я. Козловский

Слова – это одежда для наших мыслей. Все мы любим красивую, нарядную одежду. Такую, которую мы надеваем в праздничные дни. Так и нашим мыслям хочется одеваться в красивую одежду, красивые слова всегда, каждый день, а не только в праздник.

И если мы будем облекать наши мысли в красивую одежду – говорить красивые слова, то будем творить добро. В каждом слове есть сила. В добром – добрая, в плохом – злая. И она никуда не улетает, а ходит за своим хозяином следом, живет в его доме. Предмет, сделанный с плохими словами, быстро ломается, им никто не хочет пользоваться. Дом, построенный с плохими словами, быстро рушится. Растения гибнут, слушая брань. И сам человек начинает болеть, не зная почему, у такого человека рушатся отношения с близкими людьми.

Вот что может слово! А еще словами можно создать настроение, вызвать какие – то ощущения. Какие - зависит от произносимых слов.

Человек, говорящий хорошие, чистые слова, всегда как бы с букетом цветов или связкой шаров. Вокруг него всегда сияние и красота. Слова благодарности зажигают звезды, от них расцветают улыбки, раскрываются сердца.

А вокруг сквернослова всегда вьется рой черных мошек, серых тучек, напоминающих чудовища. Только видеть это могут не все.

II Чтение сказки

Сказка «Цветок мудрости»

В одном царстве – государстве все люди очень любили цветы. В палисаднике около дома каждый житель выращивал какие-либо цветы. Кто-то розы, кто-то пионы, кто-то маргаритки, а у самого короля рос цветок Мудрости. Это был самый необычный и самый прекрасный цветок, когда-либо известный людям. Каждый, кто видел его и вдыхал его прекрасный аромат, становился радостнее и мудрее. И не иссякал поток людей, желающих полюбоваться цветком.

Король был в восторге от цветка мудрости, и ему хотелось, чтобы цветок разросся еще больше и цвел еще пышнее. Он решил, что цветку нужно хорошее удобрение и кинул клич по всему королевству – кто привезет для цветка самую лучшую землю, богатую микроэлементами и удобрениями, того он по- королевски наградит.

Многие откликнулись, но королю особенно понравилась земля одного крестьянина одной самой дальней избы – настоящий чернозем, так она была черна. Но не знал король, что на самом деле это был вовсе не чернозем, а земля была черна из-за черных, скверных слов, которые постоянно употреблял в своей речи этот крестьянин.

Когда в эту землю посадили цветок мудрости, то он, вместо того, чтобы расти и цвести пуще прежнего, стал вдруг вянуть.

*Как вы думаете, почему стал вянуть цветок мудрости?

Король убрал привезенную землю, но цветок все засыхал. Тогда король стал искать средство, которое поможет страдающему цветку обрести прежнюю красоту. Он позвал самого главного мудреца королевства.

*Ребята, по вашему мнению, какое средство порекомендовал царю мудрец?

Правильно, красивые слова.

*А теперь представьте, что вы – жители королевства. Какие бы слова принесли вы для цветка?

Когда, ребята, все жители королевства сказали цветку мудрости красивые слова, то он почувствовал, что его очень любят, и перестал вянуть.

А однажды, когда король путешествовал по своему королевству, он забрел высоко в горы и, к своему удивлению, увидел в горах хижину, вокруг которой благоухали красивейшие цветы из всех, кого-либо виденных им. Они были точь-в-точь как его цветок мудрости, только необыкновенно больше. Удивило короля и то, что росли–то они высоко в горах, где вообще вряд ли возможно была какая-либо растительность, а тут – цветы!

Человек, который жил в хижине, был очень добрым и отзывчивым.

Как выросли у твоей хижины в таком изобилии цветы мудрости? – спросил король.

Я думаю только чистыми мыслями и произношу только чистые и красивые слова, - ответил человек,- кроме того, я очень люблю эти цветы, и они мне отвечают тем же. Король сразу понял кто перед ним.

* Кто перед ним, ребята?

Правильно, мудрец.

Король стал брать пример с мудреца и цветок его королевства заблагоухал и расцвел, как никогда прежде. И долго потом люди вспоминали добрыми и красивыми словами правление этого мудрого короля.

III Работа в группах

А сейчас, ребята, я предлагаю вам нарисовать цветок Мудрости. (Уч-ся разбиваются на группы и рисуют)

IV Чтение стихотворения М. Небогатова

Ребята, а сейчас обратимся к стихам Михаила Небогатова. (Учащиеся читают стихи и выставляют карточки с написанными словами: мир, любовь, родина, красота, мелодия, душа, песня )

Ученик . Шел человек полями и лесами,

Смотрел на мир влюбленными глазами,

Искал слова, чтоб людям рассказать,

Как хороша земля его родная

И в зимний день, и в день цветущий мая,

Как в этом мире радостно дышать.

Слова теснились пестрою гурьбою –

С листвой, с цветами, с речкой голубою,

С машинным гулом, с запахом хлебов.

Но все, что в сердце искрилось и пелось

Не так звучало, как того хотелось,

И легких крыльев не было у слов.

А где-то в поле, памятном от века,

Счастливый взор другого человека

Впивался жадно в ту же красоту.

Его любовь мелодию рождала,

Да только слов ей нужных не хватало,

Чтоб полететь, окрепнув на лету.

И, уловив минуту дорогую,

Одна душа услышала другую.

Как глубока их родственная связь!

Словам дано привольное звучанье,

А смутным звукам – точное названье.

Поют.

Ты слышишь?

Песня родилась!

V Игра «Передай словечко»

Один участник передает другому что – то хорошее, доброе, красивыми словами. Их становится двое, вдвоем они придумывают красивое выражение, передают третьему и т. д., пока все участники не соберутся в один хоровод.

VI Игра «Собери пословицы»

  • Доброе слово может исцелить , а злое – покалечить.
  • Пустые речи и слушать нечего.
  • Слово не воробей, вылетишь – не поймаешь.
  • От сабли рана заживет , от слова – нет.
  • Ласковое слово слаще меда.
  • От хорошего слова и камень добреет.
  • Недоброе слово больнее огня жжёт.
  • Язык голубит, язык и губит.

VII Заключение

А теперь прочитайте плакаты, которые вы видите на доске (слайде).

Во мне все прекрасно: и мысли, и слова, и поступки.

Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство.

С меня начинается честь и культура России.

Теперь все вместе

Мы знаем, что грубость – это не сила, а слабость. Мы знаем, что жизнь – это бумеранг. Наши мысли, слова, поступки рано или поздно возвращаются к нам с удивительной точностью. Мы знаем, что только, когда отдашь миру лучшее, что есть в тебе, к тебе вернется самое лучшее, что есть в мире.

В завершении нашего урока позвольте дать вам несколько советов:

1. Для повышения речевой грамотности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».

2. Привыкайте пользоваться словарями! Их много и задачи у них разные. О значении и употреблении слов вы узнаете из толкового словаря русского языка. Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов. Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи. Вот сколько у вас надежных помощников – читай, не ленись!

3. И последний совет. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга!













1 из 12

Презентация на тему: Экология души

№ слайда 1

Описание слайда:

Экология души (по материалам сайтов PsyCenter.ru, rusecocentre.ru, анимации с сайта forumsmile.ru) Подготовил: лопарева а.с., педагог – психолог мбдоу № 39 «сказка» г. кызыла Республики Тыва «Величие души должно быть свойством всех людей» Сенека «Душа человека развивается до самой смерти» Гиппократ «Душа человека заключается в его делах» Ибсен Г. 900igr.net К неделе «Экология и мы»

№ слайда 2

Описание слайда:

Инициология - наука об экологии Души. Экология Души жизненно необходима каждому современному человеку, который заботится о своем здоровье и благополучии. С точки зрения Инициологии, экология Души означает заботу о своей энергетике, защищенность от негативных воздействий, поддержание внутренней гармонии и душевного равновесия. На сегодняшний день Инициология является самой ожидаемой, востребованной и эффективной системой исцеления человека и практикой личностного роста. Инициология адаптирована для восприятия современного человека, может быть понятна и доступна каждому, независимо от возраста, образования, уровня базовой подготовки. Хочешь изменить мир, изменись сам! Это не просто слова. Душа первична, физическое тело, как сосуд для Души, - вторично.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

В «экологию души» входят такие понятия, как: Альтруизм - желание и стремление бескорыстно принести пользу другим людям, самоотречение, самоотверженность; противоположность эгоизму. Благоговение - глубочайшее почтение, уважение, преклонение, признание. Благовоспитанность - умение хорошо держать себя в обществе, обладание хорошими манерами. Благодарность – способность чувствовать и проявлять признательность за оказанное добро. Благожелательность - доброжелательность, приветливость. Благопристойность - соответствие требованиям приличия. Благоразумие – рассудительность, осмотрительность, здравомыслие. Благородство – высокая нравственность, достоинство, безукоризненная честность, способность пренебречь личными интересами, открытость и совестливость. Благотворительность - обеспечение людей благами и услугами, оказание безвозмездной материальной или денежной помощи нуждающимся. Вежливость - склонность и умение соблюдать правила приличия, воспитанность, учтивость. При составлении словаря были использованы следующие источники: 1. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. - М.: ПЕР СЭ, 2007. 2. Культурологический словарь. Методического пособия по культурологии под ред. В.Константинова, Владимирский государственный педагогический университет, - http://arslonga.33info.ru/muzved/kultslovar.htm 3. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - http://slovari.yandex.ru/dict/ brokminor 4. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. - «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002. 5. Служба тематических толковых словарей. - http://www.glossary.ru/ 6. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. - http://slovari.yandex.ru/dict/dal 7. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т «Советская энциклопедия»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1935-1940. 8. Энциклопедия «Кругосвет». - http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet.

№ слайда 6

Описание слайда:

Великодушие - обладание высокими душевными качествами, способность прощать и быть бескорыстно уступчивым, готовность жертвовать своими интересами ради других. Верность - надежность, преданность, постоянство, неизменность в выполнении своих обязанностей, в чувствах и отношениях. Воля - стремление и способность человека к осуществлению своих желаний, к преодолению препятствий, достижению поставленных целей. Воспитанность - обладание хорошим воспитанием, знание правил поведения в обществе и умение вести себя в соответствии с этими правилами. Гуманность – человеколюбие, отзывчивость, внимательность к нуждам других людей. Гуманизм – признание ценности человека как личности, уважение достоинства и прав человека. Добродушие – благожелательная приветливость, доброта и мягкость характера. Добросовестность - склонность честно выполнять свои обязательства; верность, надежность в делах. Доброта - готовность помогать людям, оказывать им услуги («делать добро»), отзывчивость, душевность. Долг – нравственная обязанность личности, ответственность за выполнение требований общества или за принятые внутренние обязательства.

№ слайда 7

Описание слайда:

Дружба – устойчивые доверительные, близкие отношения, основанные на общих интересах, идеалах и целях, на симпатии и активной взаимопомощи. Дружелюбие - чувство симпатии и приязни, дружеское расположение к кому-либо. Душа - внутренний мир человека; особое идеальное начало, противоположное материальному миру. Здравый смысл - благоразумие, чувство меры, мудрость, правильность представлений людей о природе, обществе и окружающем мире. Идеал – высшее совершенство, лучший образец для подражания; реальный или собирательный образ, воплощающий в себе наиболее ценные и привлекательные человеческие черты. Интеллигентность – сочетание высокого уровня развития интеллекта и образованности; приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры; глубокое принятие и следование общечеловеческим ценностям; чувство социальной справедливости и терпимость к инакомыслию; честность, тактичность, совестливость, принципиальность, скромность, порядочность, благородство. Интеллект – умственные, познавательные способности человека; глубина его знаний и способность к их использованию.

№ слайда 8

Описание слайда:

Интуиция - способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий; чутье, проницательность, тонкое понимание происходящего. Культура - творческая деятельность человека по созданию материальных и духовных ценностей. Любезность - обходительность, предупредительность, учтивость, приятность в общении. Мечты - планы и фантазии человека о будущем, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы. Мировоззрение - система взглядов на мир и место человека в мире, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе; убеждения, идеалы и принципы, определяющие поведение. Миролюбие - стремление к миру и согласию, добродушие, мягкость в общении, уступчивость, склонность избегать конфликтов или готовность к сотрудничеству и поиску компромиссов. Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь нуждающимся и обездоленным; доброжелательное отношение к другому человеку. Мораль - система воззрений на жизненное предназначение человека, охватывающая понятия добра и зла, должного и непозволительного, справедливости, совести, смысла жизни. Мудрость - обладание большим умом, высшим знанием, основанное на жизненном опыте.

№ слайда 9

Описание слайда:

Мужество – спокойная храбрость, душевная стойкость и сила духа; способность разумно, смело и решительно действовать в ситуациях беды или опасности; умение преодолевать страх и неуверенность в себе. Мягкосердечие - доброта, отзывчивость, сострадательность, душевная мягкость. Нравственность (мораль) – свод принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Ответственность - волевое качество, способность осуществлять контроль над своим поведением и деятельностью, отвечать за совершенные поступки и их последствия, выполнять принятые на себя обязательства. Отзывчивость - сочувственное отношение к другим людям, готовность отозваться на чужие нужды, оказать помощь. Патриотизм - любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, традициям; преданность своему отечеству и своему народу, гордость за его прошлое и настоящее, стремление своими действиями служить его интересам. Почтительность - склонность относиться к кому-нибудь с большим уважением и даже благоговением. Принципиальность – стремление следовать убеждениям, действовать в строгом согласии с важными твердыми правилами (научными или нравственными основами).

№ слайда 10

Описание слайда:

Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих способностей и возможностей. Самообладание - волевое качество; способность владеть своими эмоциями, сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях. Самосознание - осознание человеком самого себя, своих собственных качеств, своего «Я». Смысл жизни - более или менее осознанное переживание осмысленности и результативности собственной жизни, субъективное понимание своего предназначения и цели существования. Симпатия - одобрительное отношение к другому человеку (людям), чувство внутреннего расположения, проявляющееся в оказании внимания, приветливости, доброжелательности. Совесть - особое нравственное чувство, способность распознавать добро и зло, внутренняя оценка моральности своих и чужих поступков, чувство ответственности за свое поведение. Сознательность - склонность адекватно и разумно понимать и оценивать окружающее, совершать обдуманные поступки. Сопереживание - сочувствие другому человеку, совместное переживание его душевного, эмоционального состояния. Сострадание – деятельное сочувствие чужому страданию, стремление к эмоциональной поддержке другого человека, готовность оказать помощь. Справедливость – беспристрастное отношение к чему-либо, стремление следовать истине, правде в словах и поступках.

№ слайда 11

Описание слайда:

Тактичность - склонность учитывать в процессе общения интересы окружающих, проявлять вежливость и учтивость; осторожность, бережность, чувство меры в общении. Терпимость - умение терпеливо и спокойно относиться к чужому мнению, взглядам, поведению. толерантность - уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира и форм самовыражения каждой личности. Трудолюбие - положительное отношение к труду, активность, инициативность, добросовестность, усердие в работе, увлеченность и удовлетворенность самим процессом труда. Учтивость – вежливость, почтительность. Целеустремленность – направленность на достижение значимых для личности целей, упорство при их достижении, готовность преодолевать трудности. Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, самоуважение, основанное на следовании моральным принципам; обязательность, честность, ответственность, единство слова и дела, благородство души и чистая совесть. Эмпатия – сочувствие, сопереживание, интуитивная способность чувствовать и разделять эмоциональное состояние других людей. Этика - учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой жизни с точки зрения понятий о добре и зле.

№ слайда 12

Описание слайда:

«душевная экология» - это дело самого человека. Если человек изначально чист душой, он никогда не сойдёт с пути правды. О чистоте души может говорить вера человека. Человек, соблюдающий законы божьи, будет чист душой. Чистота души зависит от самого человека, никто не в праве навязывать ему веру, мнение, мысли, понятия.

Круглый стол

«От экологии пространства - к экологии души»

Дата : 7.11.2014 г.

Место проведения : актовый зал.

Участники : студенты 3 и 4 курса, преподаватели.

  1. Вступительное слово ведущего.

Ведущий

Добрый день, дорогие друзья!

Мы рады приветствовать вас на «круглом столе» «От экологии пространства - к экологии души».

На круглом столе мы всегда рассматриваем самые наболевшие, самые актуальные вопросы. Для того чтобы их освещение и обсуждение было содержательным и конструктивным, вспомним законы «круглого стола»:

1. Если пришёл – не молчи!

2. Каждый имеет право на собственную точку зрения.

3. Умей слушать собеседника.

4. Говори лаконично, кратко, по делу.

5. Хочешь спросить – подними руку.

В качестве эпиграфа я хочу предложить коротенькое, но очень глубокое стихотворение Алексея Решетова «Возьми немного света моего…». Послушайте, пожалуйста, внимательно… Прочувствуйте!

Мы в детстве были много откровенней.

Что у тебя на завтрак? - Ничего.

А у меня хлеб с маслом и вареньем.

Возьми немного хлеба моего…

Года прошли, и мы иными стали,

Теперь никто не спросит никого:

Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли?

Возьми немного света моего.

«От экологии пространства - к экологии души». Данная мысль выводит нас на размышления о вечных проблемах соотношения мира, природы и человека. Экология мира начинается с экологии души.

Человек - не только тело, но - прежде всего, - сознание, душа.

Душа человека.… У одних она с горошину, а у других - всеохватная, готовая вместить весь мир. Сострадание, милосердие, совесть, а рядом - жестокость, зависть, насилие, жажда власти. И человек, выходит, то душевный, то равнодушный, с деформированной душой.

Для существования и сохранения души, нужно нечто большее, чем просто чистый воздух и чистая вода.

Что же нужно? Это мы с вами обсудим за «круглым столом» для того, чтобы дойти до сути, до истины, выбрать с нашей точки зрения правильное решение, довести его в последующем до школьников и других студентов.

По крайней мере, вы выскажете своё мнение относительно экологии души в российском обществе, представите свою позицию.

Попробуем ответить на вопросы: что же влияет на экологию внутреннего мира? Какова роль современного учителя? А самое главное, у каждого будет возможность понять: готов ли я жить со светом в душе и делиться этим светом.

II. Выступления участников. Обсуждение проблемы.

Ведущий

Прежде чем мы будем говорить об экологии души, предлагаю рассмотреть это понятие как философский термин. Инициативная группа студентов подготовила интересный материал. Слово Бродовинской Ольге.

Студент

Понятие «экология души» широко употребляется в публицистической, экологической, психологической, педагогической, философской литературе в качестве метафоры.

Метафора позволяет по-новому взглянуть на изучаемое явление. Это глубоко философский термин, поскольку философская рефлексия проникает вглубь метафоры, вскрывая различные пласты человеческой духовности.
Понятие «экология души» актуально в свете перемен, через которые проходит российское сообщество, вступив на путь инновационного развития. С движением по этой траектории Россия связывает воплощение в реальность социального бытия новых гуманитарных парадигм и целеполаганий. Потребность в них выстрадана необходимостью по-новому задать меру и смысл человеческому существованию, скорректировать систему ценностных ориентаций человека в современных условиях, разработать механизмы содействия человеку в поисках идентичности.

Понятие «экология души» аккумулирует в себе уникальный космос значений и смысловых нагрузок, свернутых в единое целое, с тем, чтобы развернуть их уже в какой-то иной конкретности, иной ипостаси во внутреннем мире субъекта восприятия.

Феномен «экология души» может быть рассмотрен как некая целостность, выражающая стержневые конструкты внутреннего мира человека, реализующиеся во всей полноте только в процессе восприятия конкретного события конкретным человеком в конкретно исторических условиях его бытия.
Нравственная составляющая субъекта определяется его активностью и должна быть устремлена к улучшению жизни социума. Каждый человек должен нести ответственность за себя, свое ближайшее окружение, за мир в целом.

Ведущий:

Спасибо. «Экология души в современном мире» - это очень интересный многогранный вопрос. Какой смысл вкладываете вы, уважаемые участники «круглого стола», в понятие «экология души»?

Студент

Я считаю, экология души – это наука, предметом которой является охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

Студент

Я называю экологией души уважение к своим истинным желаниям и чувствам, чувствам других людей и всему живому. И самое главное – человек должен осознавать, для чего ему заботиться о себе, о других людях, о природе. Для чего жизнь вообще?

Студент

С моей точки зрения, экология души человека во многом обусловлена его чувствами, его радостями, его внутренним светом в соотношении с окружающим миром: родителями и семьей, природой и друзьями, наставниками (учителями, воспитателями) и другими людьми, культурой, обществом, Вселенной.

Студент

Готовясь к сегодняшней встрече, я посмотрела в Интернете высказывания учёных. Меня заинтересовала позиция Николая Николаевича Дроздова. Вы знаете о том, что он профессор МГУ, доктор биологических наук, автор и ведущий телепередач «В мире животных», «В мире людей». Он обращается к проблемам духовности. Я выписала несколько тезисов, которые хотела бы здесь озвучить.

«Живём-то мы всё равно душой, двигаемся и делаем, но только под руководством души, всех нервных центров.

Ни одно, даже самое простое физическое действие – скажем, застилание улиц асфальтом, не может производиться без душевного контроля. Если это делать без души, асфальт развалится, и всё будет плохо. Только если с душой человек делает - это человек.

Результат будет видеть, душа участвовала в этом или нет. Любые технологии - это тоже часть душевной культуры человека. Если человек не соблюдает известную ему технологию, не знает или не хочет её знать, значит, он работает без души.

Добромыслие, доброречие и доброделание. Такие кажущиеся чуть-чуть корявыми слова, но они не корявые они просто более старинные – добромыслие, доброречие и доброделание . И в мыслях, и в речи делать только добрые дела. Только так. Тогда мы максимально приблизимся к хорошей экологии нашей собственной души и будем влиять на экологию душ окружающих именно также».

По-моему, лучше сказать невозможно.

Ведущий

И правильно Николай Николаевич Дроздов призывает: начни с себя по этому принципу добромыслия, доброговорение, добродеяния. Может быть, следование ему, сделает каждого из нас человеком. «Нам бы про душу не забыть, нам бы добрее быть».

Студент

А я хочу напомнить слова нашего замечательного святого Серафима Соровского.

Вся Россия к нему тянулась, ходили за сотни вёрст без самолёта, без автобуса, приходили только чтобы очиститься, потому что знали, что он очищает людей. Шли бандиты, грабители бывшие, но желающие раскаяться. Вот они приходят, а он сидит. К нему подходит человек. Кто он такой? Если помните, кто, читал его жизнеописание, он говорил: «Здравствуй, радость моя»! Говорил он, улыбаясь любому бандиту, падшей женщине, воришке какому-нибудь. И человек сам понимал: сейчас очистится душа и я больше такого уже делать не буду.

И вот с такой радостью надо каждому раскрывать свою душу, стараться каждый день говорить, думать, делать только доброе, тогда общество сможет решить проблемы экологии души.

Ведущий

Мы знаем примеры героизма, самопожертвования, милосердия и в наше время.

А главное, маленькие дети понимают, какой должна быть душа.

У маленького ребёнка спросили: «Что такое душа?».

«Ну, это внутренность наша, она живая» - отвечает девочка.

«Хороший человек какой?».

«Он весёлый, улыбчивый, вежливый, добрый. Люди должны быть добрыми».

Так понимают и описывают душу человека маленькие дети. А как вы, студенты колледжа, можете описать человека, у которого воспитана экология внутреннего мира?

Студент

Если составить обобщенный портрет нравственно здорового человека, то мы увидим творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром. Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания является слово "гармония". Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Студент

Замечательно, что проводится такой «круглый стол» про экологию души и то, что здесь много неравнодушных людей.

Нравственность должна пронизывать и определять все стороны жизни человека. Ещё Конфуций учил о том, что нравственность лежит в основе всей цивилизации и служит условием существования общества.

Безнравственный человек, не может быть мудрым.

Безнравственный человек жалок и несчастен. Он никогда не может обрести покоя. Каждый фрагмент его разболтанной души постоянно чего-то желает. Но как только какое-нибудь желание исполняется, то другая часть души начинает испытывать подлинное мучение и повергается в беспросветное уныние. И чем большего достигает безнравственный человек, тем меньше радости он испытывает, поскольку подлинная радость – это явление духовного порядка.

Для этого нужны верные критерии и ориентиры. Без нравственных ориентиров общественная жизнь принимает невероятно уродливые формы, о которых людям, живущим в современной России нет нужды рассказывать.

Ведущий

- Конечно, нужна система ценностей, нужен идеал, пример. Что же определяет норму человеческой жизни? Какие ценности?

Студент

- В современном мире, в российском мире особенно, восторжествовала прагматичная позиция о системе ценностей . В этой системе ценностей духовность упоминается, но она очень не высоко по своему рейтингу среди прочих ценностей.

Каждый человек в отдельности хочет прожить свою жизнь не в выполнении долга, а хочет прожить свою жизнь по возможности с удовольствием.

Чтобы усовершенствовать свою душу, надо слегка потеснить прагматичные ценности, которые сейчас восторжествовали. В этом залог выживания человечества.

И если мир не найдет в себе сил отказаться от «ценностей» общества потребления, то нам придется готовиться к серьезным бедствиям, в том числе и экологическим.

Как в России, так и на Западе о нравственном подходе ко всем проблемам человечества говорят давно. Ещё А. Н. Уайтхед писал в тридцатых годах ХХ века о необходимости поиска мировоззрения, способного спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей.

Ведущий

Что же должно занимать первенство в человеческой жизни - материальное или духовное? Почему? Обоснуйте свой вывод.

Студент

Если главенствует материальное - оно в первую очередь питает и радует тело. Душа здесь вторична. Отсюда возникает опасность, что во имя материальной ценности можно попрать человеческие интересы и самого человека, его свободу, волю, достоинство, даже жизнь. В возникшем соперничестве и борьбе за материальные блага возникает действие принципа: все дозволено. Ни преград, ни запретов - беспредел.
Если же на первом месте духовные ценности, богатеет душа чувством сопричастности с другими, чувством радости жизни и незапятнанностью перед ней. Тогда все совершаемое человеком не может быть во вред другому человеку или любому живому. Здесь срабатывает табу, нравственный закон. Он охраняет каждого и делает жизнь людей безопасной. Потому и возникли в жизни человеческой заповеди, охраняющие его душу от зла. Отсюда и духовные ценности, оберегающие жизнь, сохраняющие её и человека как высшую ценность.

Ведущий

Хочется добавить не менее главное строками Б.Окуджавы:

Совесть, благородство и достоинство -

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

Долг и честь, совесть, благородство и достоинство. Давайте уточним смысл каждого слова.

Каково значение слова долг ?

Студент

Долг - это обязательство

Долг - внутренне принимаемое (добровольное ) обязательство .

Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами. Чаще всего в качестве долга рассматривается моральное обязательство (моральный долг , нравственный долг ) - добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми.

Другие виды долга: гражданский долг , патриотический долг , воинский долг .

Первым понятие долга (должного) ввёл Демокрит .

По Канту, долг - это необходимость поступка из уважения к нравственному закону. Долг позволяет индивиду быть нравственным. Стремление исполнить долг - это стремление человека к счастью.

Ведущий

- Слово инициативной группе.

Студент

На Руси всегда эти свойства являлись показателем благонравия: «Честь имею!» - заявлял человек (воин, гражданин Отечества), готовый выполнить свой долг достойно. Честь (по словарю) - это достойные уважения и гордости моральные качества человека. Очевидно, поэтому А. С. Пушкин в своей повести «Капитанская дочка» сосредоточивает внимание читателя на мысли: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Слово совесть в словаре раскрывается как чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

В педагогическом плане хотелось бы особо подчеркнуть одно свойство совести, которое побуждает анализировать и поступки других и свои собственные. В совести отражается активность сознания, его
анализирующее начало, рефлексия, что и необходимо настойчиво развивать, чтобы оно вошло в привычку. Совесть - это голос сознания.

Разумность и сознание в жизни и деятельности позволяют отличить, где он человек, а где нечто другое.

Очень важно совершать все действия, поступки, строить свои отношения с родными, сверстниками, учителями, с природой, обществом, Отечеством, осознавая, что ты поступаешь по совести.

Студент

Благоро́дство - это совокупность личностных качеств человека. В основном связано с понятием человека о чести, для обозначения которой сейчас часто используется более узкий термин «чувство собственного достоинства».

Благородство - высокая нравственность , самоотверженность и честность .

Благоро́дный посту́пок – это поступок безукоризненно честный, самоотверженно великодушный.

Достоинство - это морально-нравственная категория .

Из величайшей ценности человеческой жизни следует наличие достоинства у каждого человека .

В гражданском праве достоинство - одно из тех нематериальных благ (ст. 150 ), которые принадлежат человеку от рождения.

Достоинство – это уважение и самоуважение человеческой личности .

Ведущий

Это основа человеческого бытия. Почему от экологии души зависит будущее человечества?

Студент

В центре всего человек, и только от него, его души и разума, от того, какие нормы и принципы он изберет для себя, зависит все то, что ожидает нас в будущем.
Только от души человека зависит, способны ли мы найти гармонию с природой, изменить свой образ поведения в окружающей среде, вести здоровый образ жизни, вернуться к истинным человеческим ценностям, нравственному поведению, любви и совести, к заботе о ближнем.
Наше общество должно преобразиться в общество разумной достаточности, мир личностей, способных к самоограничению, преисполненных чувства долга, ответственности перед другими людьми, своим будущим и будущим своих детей. В мире, и в каждом человеке должна восторжествовать вечная истина нравственного закона, сопряжённого с вечной идеей долга. Человечество уже пришло к необходимости принять новый закон существования, полярно противоположный общепринятому ныне закону потребления закон самоограничения.
Без духовного развития человека, без нравственных принципов, по которым он существует в этом мире невозможна нормальная экологическая среда, которая нас окружает. Поэтому всё, что мы сегодня видим, это есть некая проекция нашего внутреннего мира.

Мы должны понять и увидеть, кто мы есть, в чем наша роль, какими мы хотим видеть себя и нашу страну через годы.

Ведущий

Римский философ Марк Аврелий утверждал: «Неизбежно будет несчастлив тот, кто не следит за движениями своей собственной души». Поэтому так важно нам работать над собой.

Я хочу добавить о том, как важно состояние души человека. О том, как оно отражается на здоровье, на всех сферах жизни - на семье, на работе, на карьере, на досуге. Да, от «плохих» мыслей портится не только настроение, но и здоровье.

Результаты исследований показали: для долгожителей характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам. Задумайтесь, а у вас преобладают такие качества или противоположные.

От экологии человеческой души, по сути, зависит, будущее человечества.

Почему люди об этом забывают?

Что можно нам сделать? Как исправить сложившуюся ситуацию? При каких условиях развитие детей и молодежи в современном информационном пространстве будет наиболее культурным, высоконравственным.

Студенты

Каждый человек, по своим возможностям, должен наводить порядок. Не ждать действий от государства, а начать с самого малого - с себя. Кто-то подобрал чужой окурок и бросил рядом в урну, а ребенок увидел и запомнил, что нужно делать именно так. Как говорит восточная мудрость: «Бесполезно воспитывать детей, все равно они будут похожи на Вас!» Кто-то очистил несколько метров пляжа и забрал мусор с собой. А дети видели и начали подражать. Ведь они как губка – все впитывают и плохое, и хорошее. Взрослые не замечают, как дети их копируют, держа сигарету как они. Выпивают первый стакан пива или вина - как взрослые. И они начинают друг перед другом показывать кто сильнее. Кто выпьет больше пива одним глотком, выругается матом и тут же разобьет пустую бутылку… Ведь на мой век хватит, а там…

Это тема морали. Давайте вспомним, какими были наши предки – трудолюбивый и чистоплотный народ, как воспитывали своих детей – наших дедов и бабушек. Это было не так уж и давно. А ведь жизнь была на много тяжелее, чем сейчас и семьи были огромные, а еще нужно было ухаживать за стариками. Даже крысы не бросают инвалидов и малышей, переносят во время опасности, кормят и ухаживают за ними. Но мы - современные люди, образованные и высокомерные, оставляем детей, бросаем стариков, не обращаем внимания на инвалидов. Где уж нам увидеть, что происходит у нас перед ногами, что происходит с нашим домом – с планетой Земля! Мы настолько заняты собой, что просто у нас нет времени обращать на это внимание?

Ведущий

- Спасибо Вам за такую точку зрения. Слово Лобкарёвой Екатерине.

Студент

Поэзия лечит больные души своим живительным словом. Строчки, идущие от сердца, находят отклики у других людей, вдохновляют на добрые порывы, а иногда происходит прозрение и отказ от того, что казалось притягательным. Готовясь к «круглому столу», я встретила стихи Нины Уманской, созвучные нашей теме.

Экология души
Есть экология земли, мы за нее в ответе.
Страдаем сами мы, страдают наши дети.
Есть экология души. Ждать от кого ответа?
Страдает все вокруг. Страдает вся планета.

Очистим экологию души,
И экология Земли сама воспрянет.
Ведь каждая безнравственная мысль
Последствием своим планету ранит.

Очистим душу, смоем с мыслей грязь,
И вся Земля очистится от сора.
Природа благодарно возродясь,
Моря очистит, реки и озера.

Чтоб люди перестали умирать,
От каждого нужна такая малость:
Любить, ценить, прощать, не осуждать,
Чтоб на планете нашей жизнь осталась.

Ведущий

Спасибо. А теперь нам необходимо перевести обсуждение именно в плоскость педагогических знаний и профессиональной деятельности.

Какова роль учителя? Что мы должны сделать для экологии души? Как же можно прикоснуться к душе ребёнка, чтобы она встрепенулась и пробудилась? Надо чётко обозначить ориентиры для своей профессиональной подготовки и дальнейшей деятельности.

Студент

Я думаю, что сейчас ответственность школы за духовное воспитание подрастающего поколения

возрастает многократно. Главная задача: научить учащихся жить в гармонии с окружающей средой, в гармонии с окружающими людьми, в гармонии с самим с собой.

В основе воспитания должен лежать нравственный пример учителя, его доброе слово. Учитель просто обязан делиться светом, ведь где к человеку прикасается луч прекрасного, там отступают разрушение и разложение.

Необходимо в процессе воспитания затронуть душу и чувства ребенка; заставить видеть в обычных явлениях удивительное; научить удивляться и переживать, выражать свои чувства и мысли образно, логично и обоснованно, воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Я два месяца работала в школе и убедилась в том, что большинство учителей это понимают и именно в этом видят смысл воспитания.

Меня заинтересовала воспитательная программа «Экология души», разработанная Ольгой Анатольевной Воробьёвой, учителем русского языка и литературы.

«Каждый человек - неповторимая личность, индивидуальность, со своим характером, психическим складом, душой. Он просто не знает себя, пределов собственных возможностей. Наверное, поэтому говорят, что "чужая душа - потемки", что в нее не заглянешь. Помочь ребенку найти себя, раскрыть свои таланты и способности, а вместе с ними и душу, сделать её открытой, красивой и щедрой - главная задача данной программы».

Полагаю, что воспитательную программу «Экология души» мы можем в дальнейшем взять за основу.

Ведущий

Душевная открытость Кристины, её обаяние, чувство ответственности, готовность делиться светом своей души – это важнейшая предпосылка педагогического мастерства.

Современный педагог обязан воспитывать экологию внутреннего мира ребенка.

Наша задача - пробуждать во внутренних силах человека искреннюю готовность проявлять добро и дарить радость, быть воистину человечным, наполняться светом и в глазах, и в душе, и в мыслях.

Душу человека надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Другого пути у человечества нет, если оно хочет жить по-человечески.

III. Заключительная часть.

1. Рефлексия

Ведущий

– Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли?

Возьми немного света моего.

В жизни человеку предоставлено все, чтобы быть счастливым, человеку дана свобода выбора.

Ответственность за правильность выбора целиком ложится на плечи молодого человека: от его внутренней готовности к работе, прежде всего над самим собой зависит дальнейшая его жизнь.

У вас есть возможность высказаться, обозначить свои пожелания и опасения, возникшие в процессе обсуждения. Какая здесь может быть альтернатива сказанному? Что вы обнаружили или поняли в себе? Ответим себе на вопрос: готов ли я жить со светом в душе и дарить свет ближнему своему?

Кто желает об этом сказать?

Студенты

Участвуя в работе круглого стола, я почувствовала, как рождается радость приобретения новых знаний о мире и о себе, о своей сопричастности с огромным миром, о своих достижениях в познании, о своей возможности жить со светом в душе.

Ведущий

Сегодняшнее обсуждение показало ещё раз, насколько актуальна тема нашего «круглого стола» «От экологии пространства – к экологии души» и насколько по-своему каждый из нас понимает эту экологию души в современном мире. Наша задача объединить всё в единое целое и главное не потерять драгоценную нить и идею всего того, что было сказано.

Итак, на основании всего вышеизложенного можно выделить ряд направлений деятельности, обеспечивающей экологию души:

Осмысление двойственных полей всего сущего и свобода выбора человеком своего жизнеустройства, своего жизненного пути;

Своевременное и целенаправленное развитие, приобщение к различным видам полезной деятельности: к чтению книг, к целенаправленному познанию, к увлеченным занятиям спортом, искусством, физическим трудом;

Освоение нравственных законов жизни.

Разумно выбирайте то светлое и доброе, что будет вести вас дорогой счастья. Удачи вам во всех ваших делах и начинаниях.

Благодарю всех, кто принял активное участие в дискуссии.


Loading...Loading...