Украинская автокефальная православная церковь митрополит. Другие православные автокефальные церкви

История УАПЦ на территории Украины делится на три периода. Первый это от основания церкви в 1920 до ее разгрома советской властью. Второй от нового основания в 1942 до уничтожения ее вернувшимися советскими войсками. И третий период с 1989 с возрождения автокефального движения в конце Перестройки.

  • 1) Желание создать национальную украинскую церковь было еще у Петлюры, но его идеи остались нереализованными (была небольшая инициативная группа, которая привлекла на свою сторону несколько священников и они еще не откололись от РПЦ). Возможность организовать полноценную независимую церковь появилась при советской власти. Добивающиеся украинской литургии священники образовали Всеукраинскую Церковную Раду, которая при помощи властей начала захватывать церкви. 5-го мая 1920 года состоялось собрание Церковной Рады, которая провозгласила автокефалию украинской церкви и ее полную независимость от Патриарха Московского и его иерархов. Украинская Церковь была объявлена “вдовствующей” (т. е. не имеющей своих архиереев). Однако никто из украинских епископов не захотел участвовать в расколе и отказался принять участие в предстоящем Соборе новоучрежденной церкви. “Всеукраинский Церковный Собор” открылся 14 октября 1921 г. Так как для церкви епископы необходимы, а никто не согласился им их посвятить, то было решено рукоположить их себе самим (поэтому их последователей часто называют "самосвятами"). Для этого был избран интересный способ - цепочка из священников и мирян возлагали руки друг на друга. Первый в цепочке как бы "принимал" благодать от могилы св. Владимира, а последний "рукопложил" Василия Липковского в епископы. Вторую хиротонию (24-го октября) "епикопа" Нестора (Шараевского) новоявленный митрополит совершил совместно с собором. До закрытия собра (до 30 октября) было "рукоположено" еще 11 епископов, а 5 стали епископами вскоре после окончания собора. Таким образом церковь получила иерархию из 18 епископов. Реально раскол более успешно распространяется на Киевщине и Полтавщине. Уже в 1923 году началось давление на церковь (арестован Липковский и т.п.) В октябре 1927 г. проходит второй съезд Всеукраинской Православной Церкви, который своим главой избирает Николая Борецкого. В 1930 начинается борьба с украинским национализомом, которая доходит и до УАПЦ. В конце января 1930 г. состоялся еще один “собор” УАПЦ, на котором, под давлением советской власти, были произнесены многочисленные самообвинения и было вынесено постановление о самоликвидации УАПЦ. Все “архиереи” УАПЦ были арестованы. В 1934 г. у липковцев был отнят Софийский собор. Церковь как единое целое перестала существовать, оставив малые разрозненные группы, которые влились через 8 лет в новую УАПЦ.
  • 2) Новый этап истории автокефалистов начался с немецкой оккупацией Украины. Оккупационные войска были заинтересованы в расколе и всячески его провоцировали. Украинцы нашли преемственность в Польской православной церкви. Митрополит Дионисий 24 декабря 1941 года назначил архиепископа Поликарпа (Сикорского) "Временным администратором Православной Автокефальной Церкви на освобожденных землях Украины". В феврале 1942 года в Пинске состоялось две епископские хиротонии. 4 иерарха образовали Собор, который и восстановил автокефалию Украинской церкви. Главой церкви стал Поликарп (возведенный в сан митрополита). Так же Собор признал наследие "липковщины", так как принял кающихся липковских священников и дьяконов в сущем сане. За этим последовал ряд епископских рукоположений, чтобы заполнить новообразованные епархии. 4 мая немецкие власти признают церковь и активно начинают передавать ей церковное имущество. Однако связь УАПЦ с бендеровцами, которые в 1943 разочаровались в гитлеровцах и начали против них партизанскую войну лишила церковь всемерной поддержи оккупантов. С наступлением советских войск украинские епископы начали покидать страну. Уже осенью 1943 епископы начали прибывать в Варшаву. В 1944 году уже практически все они находились в Варшаве. В Вербное воскресенье 1944 года Украинская Автокефальная иерархия поднесла митрополиту Дионисию, как создателю неоавтокефальной Церкви на Украине, титул "Патриарха всея Украины". Летом 1944 года епископат перебирается в Германию, где начинается жизнь УАПЦ в изгнании.
  • 3) 15 февраля 1989 г. при поддержке "Руха" в Киеве начал действовать инициативный комитет по восстановлению УАПЦ (признававший преемственность с УАПЦ липковцев и Сикорского). Подались документы на регистрацию первых общин. После того, как 19 августа 1989 г. из РПЦ вместе с своим приходом вышел протоиерей Владимир Ярема, настоятель львовского храма Петра и Павла, раскол начал набирать обороты. 22 октября 1989 г. образованную церковь возглавил епископ Иоанн (Боднарчук). Но Иоанн не долго номинально возглавлял УАПЦ - после обращения за океан к Мстиславу (Скрипнику), последнему епископу УАПЦ 1942 года, возглавляющему американскую украинскую автокефальную церковь - уже 30 октября тот был провозглашен Первоиерархом церкви. Бондарчук был возведен в архиепископы и назначен управляющим УАПЦ Украины. УАПЦ быстро набирает обороты на Западе Украины - к началу 1990 года в УАПЦ перешло около 200 галицийских приходов. Они успешно захватывали храмы и ширили свое влияние. Ширящейся церкви были нужны иерархи, а Мстислав не спешил ехать на Украину. Поэтому Бондарчук начал искать еще одного епископа, и в итоге нашел некого "катакомбного" епископа "Викентия" Чекалина (потом оказавшегося самозванцем), с которым "рукоположил" ряд епископов. 5-6 июня 1990 проводится Собор, на котором Мстислава избирают патриархом Киевским, который был интронизирован 17 ноября того же года. В 1991, когда Мстислав узнал об истории хиротоний Бондарчука, то прислал своего архиепископа, который перерукоположил всех "чекалинских" архиереев. Посещения патриарха были периодическими и короткими. Его попытки обеспечить себе реальную власть не увенчались успехом. В начале 1991 УАПЦ в 3-х западных областях имела уже 500 приходов (во всей остальной Украине только около 30).

В 1991 митрополит Филарет, возглавляющий УПЦ Московского Патриархата начинает настойчиво добиваться автокефалии (хотя совсем недавно ее проклинал). В итоге автокефалии он не добился и с 7 апреля 1992 перестал подчиняться Патриархии. 21 мая 1992 года собрался собор УПЦ, который окончательно отстранил Филарета от управления церковью. Так Филарет (Денисенко) с небольшой группой последователей стал независимым иерархом. Вместе с ним в раскол ушел епископ Почаевский Иаков (Панчук). Филарету удалось захватить Владимирский собор, где он продолжил служить, митрополичью резиденцию и все денежные средства УПЦ. 25 июня Филарет со своей группировкой (якобы представляя все УПЦ) провел объединительный собор с УАПЦ, в результате которого появилась новая единая церковь - Украинскую Православную Церковь Киевского патриархата. Единым патриархом остался Мстислав (который не знал об этом объединении, но позже с ним смирился). После объединения Филарет вновь перерукоположил многих автокефалистских архиереев (для некоторых это было уже третье рукоположение). (Трое иерархов отказалось от объединения с Филаретом, но один из них скоро вернулся в УПЦ-КП). В июле к расколу присоединился епископ Львовский Андрей (Горак), принесший с собой и все имущество епархии. К 1993 году патриарх Мстислав практически прервал отношения со своей украинской "паствой". За 1,5 года после объединения УПЦ КП покинуло 12 архиереев, вернувшихся в РПЦ. В первой половине 1993 г. наметился раскол. Оппозиция сконцентрировалась вокруг архиепископа Львовского Петра (отлученного Филаретом) и протоиерея Володимира Яремы. Около 500 львовских приходов (30 % от общего числа УПЦ КП) примкнули к Петру и Яреме, признавая одного лишь Мстислава как патриарха, но не Филарета в качестве его "заместителя" и настаивая на старом самоназвании церкви - "УАПЦ". Фактически уже весной 1993 года на Украине оформились две независимые конфессии. Причем обе формально возглавлял Мстислав Скрипник, и в обеих в реальности всеми делами заправляли совершенно другие лица. 11 июня 1993 г. умер патриарх Мстислав. Эта новость стала началом полного размежевания между УАПЦ и УПЦ-КП.

  • а) УАПЦ. Созванный в сентябре Собор УАПЦ выбрал новым патриархом Львовского протоирея Володимира Ярему. Он был пострижен в монаха под именем Дмитрий и быстро проведен через все посвящения и 6 сентября 1993 стал новым Патриархом. Без особых волнений церковь жила только 2 года. В первой половине октября 1995 года состоялось объединение с 4-мя архиереями, покинувшими УПЦ КП, которые привели с собой более 700 приходов. А еще через год - осенью 1996 года грянул новый кризис, в ходе которого патриарх Дмитрий окончательно разругался с митрополитом Петром (Петрусем), которого даже лишил епископского сана. Это вызвало раскол - Петр с рядом архиереев отделился от патриарха Дмитрия и на собственном соборе низложил патриарха и его соратников. Так образовались две противоборствующие церкви с одним названием. Петро (Петрусь), Андрей (Абрамчук) и их единомышленники, считавшие именно свою церковь "Украинской автокефальной православной церковью", ввели у себя не "патриаршее", а синодальное управление, дабы не доводить ситуацию в расколе до абсурда избранием третьего "патриарха". Вместо этого они избрали патриаршего местоблюстителя, которым стал Василий Бондарчук (тем более что в церкви было два лидера и избрание в ней нового патриарха могло вызвать очередной раскол). В итоге Петро и Андрей все же разругались и последний вернулся к только что им самим низложенному патриарху Дмитрию (Яреме). В феврале 2000 года патриарх Дмитрий скончался. УАПЦ решило предложить руководство церковью американскому митрополиту Константину (что могло бы сделать из частью канонического православия), но тот только принял их под свой духовный омофор, но напрямую возглавить церковь не решился. Однако УАПЦ продолжает считать его главой церкви, тогда как на соборе в октябре 2000 года исполняющим обязанности Патриарха был избран Мефодий (Кудряков) (от избрания нового патриарха УАПЦ решило пока воздержаться). В 2003 случился новый раскол. В ходе борьбы за власть между Мефодием и Игорем УАПЦ раскололась на две части. 2 марта 2003 года Игорь (Исиченко), управляющий делами Патриархии указ о выходе в за штат УАПЦ митрополита Тернопольского и Подольского Мефодия и епископа Черкасского Иакова. В свою очередь Мефодий (Кудряков) 15 мая 2003 г. отлучает митр. Харьковского и Полтавского Игоря Исиченко. Обе группы продолжают существовать параллельно (Исиченко, имея гораздо меньше последователей, контролировал однако помещение Патриархии в Киеве, которую сторонники Мефодия захватили 4 февраля 2005 года). Весной 2005 года Львовская епархия УАПЦ провела собор, на котором прихнала своим непосредственным главой митрополита Константина, и вышла из подчинения Мефодию (в ней зарегестрировано 361 приход, реально действует ок. 250). В начале 2006 года Игорь (Исиченко) официально зарегистрировал отдельную церковь - "УАПЦ (обновленную)", имеющую около 30 приходов.
  • б) УПЦ-КП. Даже после отхода части приходов и иерархов в УАПЦ в церкви была довольно значительная партия противников избрания Филарета патриархом. Местоблюстителем патриарха стал Романюк. А 21-24 октября 1993 года в Киеве состоялся Собор УПЦ КП, на котором Романюк был избран патриархом Киевским. Филарет же остался "заместителем патриарха" и фактически продолжал руководить церковью. Владимир был лишь его марионеткой. Быстро Филарет разобрался и с оппозицией внутри церкви - 5 архиереев покинуло УПЦ-КП и вернулось в РПЦ. В то же время он увеличивает число новых, преданных ему архиереев и принимает в лоно церкви различные (иногда экзотические группы). Принимаются в лоно церкви представители Украинской Автокефальной Православной Церкви Соборноправной (последователи т.н. "Ашаффенбургского" раскол в УАПЦ, которые в 1947 г. признали липковские каноны 1921 года). В 1993 примкнул к церкви и митрополит Миланский Евлогий, некогда отделившийся от греческий старостильников, и получил "томос" на создание (вернее признание уже существующей) Автономная православная митрополии Западной Европы и Канады. Вошли в состав УПЦ КП и 16 приходов Русской Православной Церкви в Курской и Белгородской епархиях, которые объявили о создании "Курско-Белгородской епархии Свободной Российской Православной Церкви". В конце 1994 они перешли под омофор Филарета и были преобразованы в "Курско-Обоянскую епархию" УПЦ КП, которую возглавил Иоасаф (Шибаев). Также поступил и архимандрит Ногинска Адриан (Старина), ушедший из РПЦ с 6-ю приходами, позже также посвященный в епископы. В начале 1995 года из УПЦ КП вышла и присоединилась к Константинопольскому патриархату Украинская Православная Церковь в США, которая до этого времени входила в состав Киевского патриархата. Однако около 20 приходов в США, Австралии и Латинской Америке остались в юрисдикции Киевского патриархата. В 2002 г. они создали викариатство в США, которое возглавляет епископ Стефан (Биляк). Одно время к УПЦ КП присоединился Миланский синод (вышел из состава в 1996).

К середине 1995 года УПЦ КП включала в себя 24 епархии с 1700 приходов. В ней было около 1300 священнослужителей, 4 духовных учебных заведения, 7 периодических изданий и 15 монастырей. Однако многие из приходов крайне малочисленны. 14 июля 1995 года скончался патриарх Владимир. Попытка его похорон в соборе св. Софии кончилось жестоким побоищем и похоронами тела патриарха прямо на площади. Филарет провозгласил себя местоблюстителем престола. Противники Филарета (в основном из западных епархий) в августе 1995 года собралось на Собор, на котором ради единства православия призвала Филарета не выдвигаться на пост патриарха. 19 октября 1995 года состоялся Архиерейский собор, в работе которого участвовало 25 архиереев УПЦ КП, представлявших 27 епархий (7 из них за пределами Украины). Однако перед самим собором 4 архиерея вместе со своими епархиями перешли из УПЦ КП в УАПЦ. Это были западные епархии, в которых было более 700 приходов (чуть ли не половина церкви) (по другим данным 943, т.е. больше половины). На Соборе же Филарет почти единогласно был избран патриархом.
15 марта 1996 года Синод УПЦ КП принял в число епископов греческих "архиереев" - митрополита Керацинского и Саламинского Тимофея Кутальяноса, епископа Бостонского Христофора Лайнакиса, епископа Канданского Димитрия Бифиса. Митрополит Тимофей был даже произведен Филаретом в "экзарха Киевского патриарха в Греции". (По сообщению Экзарха Александрийского Патриарха при Патриархе Московском, все они являются самозванцами). А 18 марта 1996 года, как сообщило агентство Рейтер, под омофор Филарета перешла также некая "Истинная православная церковь России", возглавляемая "епископом Сибирским" Варухом и включающая в себя якобы около 30 приходов. В 1998 году к церкви присоединилось 4 прихода в Кливленде (США), которые откололись от Украинской Православной Церкви в США.

В 2004 году УПЦ КП имела 29 епархий, 3 епархии за рубежом и одно викариатство в США, 37 архиереев. 10 духовных учебных заведений. На приходах УПЦ КП служит 2 892 священника и диакона. Количество мужских и женских монастырей возросло до 64, а количество приходов возросло 3 760.

Отпевание «епископа» Илариона, состоявшееся 28 сентября в Свято-Троицком храме с. Красная Слобода, совершил Предстоятель УАПЦ «митрополит Киевский и всея Украины» Макарий (Малетич) в сослужении «архиереев» и «духовенства» УАПЦ.

«Митрополит Львовский», управляющий Ровенской, Волынской и Таврийской епархиями Макарий (Малетич) стал новым Предстоятелем Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). 4 июня на Поместном Соборе УАПЦ за него проголосовали 360 из 499 участников Собора.

24 февраля 2015 года после продолжительной болезни скончался Предстоятель «Украинской Автокефальной Православной Церкви» (УАПЦ) «митрополит Киевский и всея Украины» Мефодий (Кудряков). Пятнадцатилетний период возглавления УАПЦ «митрополитом» Мефодием (Кудряковым) встречает неоднозначные оценки. Для многих это время ассоциируется с затяжным системным кризисом, приведшим УАПЦ к состоянию стагнации и самораспада. В день смерти «митрополита» Мефодия Предстоятель «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата» «патриарх» Филарет (Денисенко) призвал «епископат» УАПЦ возобновить переговоры относительно объединения двух неканоничных ветвей украинского Православия.

В настоящее время духовное окормление верующих УАПЦ Закарпатского региона совершает запрещенный в служении беглый «иерарх» Киевского Патриархата. Попытка «митрополита» Мефодия (Кудрякова) легитимировать канонический статус «епископа» Кирилла (Михайлюка) посредством манипуяции датами указав вряд ли способна отменить 16 и 28 Апостольские правила. Более того, согласно все тому же 16 Апостольскому правилу, принятие запрещенного в служении иерарха предполагает для «митрополита» Мефодия (Кудрякова) извержение из сана.

Предстоятель "Украинской Автокефальной Православной Церкви" "митрополит Киевский и всея Украины" Мефодий (Кудряков) дает нелицеприятную оценку деятельности Президента Украины, тернопольского губернатора и украинской власти в целом.

13 марта 2013 г. иерарх «Украинской Автокефальной Православной Церкви» (УАПЦ) «епископ Хмельницкий и Каменец-Подольский» Адриан (Кулик) выступил с Обращением на имя Предстоятеля и Освященного Архиерейского Собора УАПЦ, в котором констатировал наличие системного кризиса в названной религиозной организации. Констатировав неэффективность 13-летнего управления «Украинской Автокефальной Православной Церковью» «митрополитом Киевским и всея Украины» Мефодием (Кудряковым), «епископ» Адриан (Кулик) завершил свое Обращение призывом к созыву Поместного Собора УАПЦ.

В Житомирской епархии УАПЦ осуществляются махинации, связанные с присвоением степеней кандидата богословия и магистра богословия. Во время последнего синодального заседания УАПЦ «епископ» Адриан (Кулик) настоятельно предложил «архиепископу» Владимиру (Шлапаку) объяснить имеющиеся противоречия, связанные с обстоятельствами приобретения им степени кандидата богословия. Однако последний так и не смог дать внятный ответ.

Очередное заседание Освященного Архиерейского Собора "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ) состоялось 23 ноября 2011 г. под председательством "митрополита Киевского и всея Украины" Мефодия (Кудрякова). Помимо всех действующих "архиереев" УАПЦ, в работе Собора принял экс-президент Украины В.А. Ющенко, представлявший позицию "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" (УПЦ КП) в вопросе объединения двух названных неканоничных ветвей украинского Православия.

Вчера вечером стали известны результаты Архиерейского Собора "Украинской Автокефальной Православной Церкви", проходившего 23 сентября 2011 г. в Киеве и главным образом посвященного вопросу объединения с "Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата". Основной темой обсуждения на повестке Собора был вопрос выработки условий объединения с Киевским Патриархатом. Вполне очевидно, что в настоящее время начался принципиально новый период во взаимоотношениях двух названных неканонических религиозных организаций, психологически созревших к преодолению всех имеющихся противоречий. Однако совершенно туманно выглядят перспективы их реального объединения, поскольку условия возможного единства, предложенные Архиерейским Собором УАПЦ, могут оказаться неприемлемы для Киевского Патриархата.

24 сентября 2011 г. пресс-секретарь "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ) "протоиерей" Евгений Заплетнюк прокомментировал мотивы начавшегося несколькими днями ранее процесса объединения УАПЦ с Киевским Патриархатом.

14 сентября 2011 г. в Киеве состоялась встреча Предстоятелей "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" (УПЦ КП) и "Украинской Автокефальной Православной Церкви", проходившая в присутствии экс-президента Украины Виктора Ющенко, известного своими устремлениями к созданию единой независимой Украинской Православной Церкви. Итогом встречи стало совместное заявление "патриарха" Филарета (Денисенко) и "митрополита" Мефодия (Кудрякова), в котором лидеры крупнейших украинских неканонических религиозных сообществ констатировали насущную необходимость "забыть былые недоразумения и споры" ради объединения украинского Православия.

9 июня 2011 г. после тяжелой болезни скончался "архиепископ Кафский и Готский" Петр (Брук де Тралль), Западно-Европейский Экзарх "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ).

25 мая 2011 г. в г.Теребовля Тернопольской области под председательством "митрополита Киевского и всея Украины" Мефодия (Кудрякова) состоялся Архиерейский Собор "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ). В работе Собора приняли участие все "иерархи" УАПЦ, за исключением Экзарха Западной Европы "архиепископа" Петра (Брук де Тралля) и "епископа Фастовского" Михаила (Бондарчука), викария Киевской епархии. Кроме того, скандально известный "митрополит Винницкий и Брацлавский" Роман (Балащук), пребывающий в состоянии конфронтации с большей частью "епископата" УАПЦ, демонстративно проигнорировал приглашение на Собор...

На Архиерейском Соборе "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ), проходившем 3 февраля 2011 г., было принято решение о совершении повторной "архиерейской" хиротонии над "епископом Хмельницким" Богданом (Куликом), викарием Киевской епархии. Вполне вероятно, что решение о перерукоположении "епископа" Богдана является одним из мероприятий, осуществляемых руководством УАПЦ на пути к реализации заявленного еще в июле 2010 г. курса на переход в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.

3 февраля 2011 г. в Киеве под председательством "митрополита Киевского и всея Украины" Мефодия (Кудрякова) проходил Архиерейский Собор "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ), среди наиболее важных решений которого можно отметить следующие:

* Получила соборное одобрение новая редакция типового устава консистории (епархиального управления) епархии УАПЦ.

* "Митрополит Винницкий и Брацлавский" Роман (Балащук) по настоянию верующих отстранен от управления Хмельницкой епархией УАПЦ...

Как сообщалось ранее, 28 декабря 2010 г. в Тернополе состоялся Архиерейский Собор «Украинской Автокефальной Православной Церкви» (УАПЦ), выработавший целый ряд важных решений. Пожалуй, самым примечательным из них является принятие «Обращения Освященного Архиерейского Собора УАПЦ Преосвященным Архипастырям и Пастырям УПЦ и УПЦ КП». В этом документе, начинающемся евангельским призывом к любви между христианами, заявляется о том, что Господь и верующий украинский народ ждет от каждого священнослужителя разрозненных украинских православных деноминаций решительного шага навстречу друг другу...

Согласно определению Архиерейского Собора "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ), проходившего 28 декабря 2010 г. в Тернополе, "епископат" названной неканонической религиозной организации пополнится двумя новыми "архиереями", которым предстоит возглавить Тернопольскую и Львовскую епархии. В соответствии с соборным решением, "епископом Тернопольским и Червоногородским" станет "архимандрит" Мстислав (Гук), клирик Дрогобычско-Самборской епархии УАПЦ...

16 ноября 2010 г. в Киеве состоялось рукоположение нового "архиерея" "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ), каковым стал "епископ Вышгородский и Подольский" Владимир (Черпак). Накануне этой хиротонии Предстоятель УАПЦ "митрополит" Мефодий (Кудряков) постриг в монашество и возвел в сан "архимандрита" киевского "протоиерея" Владимира Черпака, избранного на "архиерейское" рукоположение...

Сегодня, 29 октября 2010 г., "иерархами" "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ) была совершена хиротония "архимандрита" Иоанна (Швеца) во "епископа Святошинского"...

23 июля 2010 г. на 61-м году жизни скоропостижно скончался "архиепископ Дрогобичский и Самборский" Феодосий (Пецина), "иерарх" "Украинской Автокефальной Православной Церкви". Похороны "архиепископа" Феодосия состоятся сегодня после окончания "архиерейского" богослужения, возглавленного Предстоятелем УАПЦ "митрополитом Киевским и всея Украины" Мефодием (Кудряковым).

Сегодня в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ) разгорелся громкий скандал, причиной которого стало обращение редакции интернет-сайта УАПЦ в лице его главного редактора "протоиерея" Евгения Заплетнюка (являющегося одновременно и пресс-секретарем УАПЦ) к Предстоятелю УАПЦ "митрополиту Киевскому и всея Украины" Мефодию (Кудрякову) с просьбой о привлечении к церковному суду "митрополита Винницкого и Брацлавского" Романа (Балащука), временно управляющего Хмельницкой епархией УАПЦ.

16 июля 2010 г. в Киеве состоялся Архиерейский Собор "Украинской Автокефальной Православной Церкви". Данный Собор принял целый ряд важнейших решений, направленных на подготовку построения национальной автокефальной Украинской Православной Церкви, выразив надежду на посредство Константинопольского Патриархата, сближение с другими ветвями украинского Православия и создание новой религиозно-политической идеологии.

Несколько дней назад в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ), возглавляемой "митрополитом Киевским и всея Украины" Мефодием (Кудряковым) были рукоположены два новых "архиерея". Согласно решению Архиерейского Собора УАПЦ, проходившего 26 августа 2009 г., наместник Свято-Покровского мужского монастыря в селе Билки Житомирской епархии "игумен" Афанасий (Шкурупий) был избран "епископом Харьковским и Полтавским". На том же заседании Архиерейского Собора УАПЦ было принято и другое решение, согласно которому "игумен" Герман (Семанчук) избирался "епископом Черновицким и Кицманским"...

Нужно сказать, что это далеко не первый скандал, связанный с «архиепископом» Владимиром (Шлапаком). В Свято-Михайловском кафедральном соборе Житомира (УПЦ КП) так прокомментировали «служение» протоиерея Василия Шлапака: «Вся его деятельность, начиная с 1996 года, была чередой скандалов. В 2008 году владыка Изяслав потерял терпение и отправил его в запрещение за все его поступки

Портал "Анти-раскол" уже неоднокартно обращал внимание читателей на скандальную ситуацию, сложившуюся в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" из-за с аморального поведения "митрополита Винницкого и Брацлавского" Романа (Балащука). Ниже публикуется фотокопия коллективного обращения представителей Винницкой епархии УАПЦ Архиерейскому Синоду и Предстоятелю "Украинской Автокефальной Православной Церкви" в связи с недостойным поведением их правящего "архиерея"...

По состоянию на конец декабря 2010 г. «епископат» «Украинской Автокефальной Православной Церкви» состоял из следующих «иерархов»:

* Мефодий (Кудряков), «митрополит Киевский и всея Украины», Предстоятель УАПЦ

* Андрей (Абрамчук), «митрополит Галицкий»

* Роман (Балащук), «митрополит Винницкий и Брацлавский»...

В период возглавления УАПЦ "патриархом" Димитрием (Яремой) (1993-2000) украинский церковный раскол окончательно разделился на "Украинскую Автокефальную Православную Церковь" и "Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата". Попытка объединения УАПЦ и УПЦ КП, предпринятая в 1995 г., не только не принесла результатов, но и породила в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" множество внутренних нестроений, завершившихся расколом. После 1997 г. в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" наступил период стабилизации, сопровождавшийся укреплением церковной структуры, открытием новых епархий и приходов, рукоположением новых "архиереев".

В период возглавления "Украинской Автокефальной Православной Церкви" "патриархом Киевским и всея Украины" Мстиславом (Скрыпником) (1990-1993) происходило активное разрастание украинского церковного раскола. В это же время в УАПЦ происходила борьба за власть между управляющим делами "митрополитом" Антонием (Масендичем) и бывшим "местоблюстителем патриаршего престола" УАПЦ "митрополитом" Иоанном (Боднарчуком), что самым непосредственным образом отразилось на состоянии раскола. В июне 1992 г. без ведома "патриарха" Мстислава состоялось вхождение УАПЦ в состав новообразованной "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата". Не признав УПЦ КП, "патриарх" Мстислав начал активное возрождение УАПЦ, завершить которое ему помешала смерть.

В октябре 1989 г. к "Комитету по возрождению УАПЦ" примкнул заштатный архиерей Московского Патриархата бывший епископ Житомирский Иоанн (Боднарчук), после чего состоялось провозглашение восстановления "Украинской Автокефальной Православной Церкви". Однако в ноябре того же года УАПЦ перешла под омофор "митрополита" Мстислава (Скрыпника), Первоиерарха "Украинской Православной Церкви США и Рассеяния". Это решение было негативно воспринято епископом Иоанном, который сам рассчитывал на возглавление УАПЦ. Властолюбивые притязания бывшего Житомирского архиерея настроили против него "митрополита" Мстислава. Однако на протяжении первого года существования возрожденной УАПЦ фактическая власть в расколе принадлежала епископу Иоанну, возведенному в сан "митрополита"...

С 1987 г. в пределах УССР стали активно возникать различные общественные организации, ставившие своей целью расширение процессов демократизации и национального возрождения. Одним из векторов этого возрождения многие видели искусственное восстановление "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ). Политизация вопроса украинской церковной автокефалии привела к забвению фундаментальных норм церковного права и породила крупномасштабный церковный раскол, разделивший не только Украинскую Православную Церковь, но и украинскую нацию...

Первые автокефальные (автокефалия от греч. autos – сам, кер-hale – голова) церкви возникли в процессе обособления патриархий и митрополий восточных провинций Византии (Антиохии, Палестины, Александрии), обусловленного сепаратистскими тенденциями, стремлением изолироваться и стать независимыми от императорской и церковной власти. По мере распространения православия появлялись новые автокефальные церкви. В настоящее время их насчитывается 15. Развитие украинской церкви было особенно тяжелым после 1596 г., когда в результате унии украинская церковь и украинское общество оказались расколотыми на два враждебных лагеря, когда значительная часть иерархов православной церкви в Белоруссии и Украине перешли в униатство. В 1620 г. православная иерархия на Украине была восстановлена Иерусалимским патриархом с помощью братств и запорожского казачества. Постепенно она приобретает черты национальной украинской церкви, особенно во времена митрополита Петра Могилы. В народно-освободительной войне она уже была одной из наиболее влиятельных сил в борьбе украинского народа против иностранных угнетателей. Развитие Украинской православной церкви продолжалось почти двести лет, до 1685 г., когда в Москве луцкий епископ Гедеон Святополк-Четвертинский был назначен митрополитом Киевским и принял присягу на верность Московскому патриарху. В 1686 г. Константинопольский патриарх дал согласие на переход Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриарха – с этого времени Украинская православная церковь постепенно утрачивает самостоятельность и независимость. Однако с этого же момента берет начало движение за автокефалию православной церкви в Украине. После того как Петр1 в 1721 г. отменил патриаршество, а Екатерина II в 1764 г. осуществила секуляризацию, политической независимости Русской православной церкви пришел конец. Она превратилась в послушное орудие самодержавия, составную часть государственного бюрократического аппарата. Отныне Русская церковь строится на принципах жесткой централизации, строгой внутренней регламентации, становится средством русификаторской политики самодержавия. В этих условиях украинский епископат, фактически формируясь в государственных сферах и исполняя установки “сверху”, стремился нивелировать специфические национальные черты православия в Украине. Правда, в среде низшего украинского православного духовенства и прогрессивной украинской интеллигенции такая политика церковной иерархии встречала отпор.

В середине XIX ст. национально-демократическая общественность Украины снова выдвигает вопрос об автокефалии православной церкви в Украине . Это движение значительно усилилось после первой русской революции 1905-1907 гг., когда в Русской православной церкви начали нарастать кризисные явления. Революция 1917 г. и пробужденное ею стремление масс к национальному самовыражению неизбежно должны были сказаться на статусе церкви в Украине. Епархиальные собрания, крестьянские и солдатские съезды в 1917-1918 гг. один за другим выдвигали требования к церкви порвать с Москвой и оформиться в самостоятельную (автокефальную) организацию. Эта идея вынашивалась низшим духовенством и городской интеллигенцией. В результате в январе 1918 г. для выполнения этой задачи был создан Всеукраинский Православный Церковный Совет (ВПЦС). Однако Центральная Рада с ее левой ориентацией мало заботилась о церковных делах. В лице министров по делам религии В. Зинькивского и А. Лотоцкого идею церковного разрыва с Москвой поддержало консервативное правительство гетмана Скоропадского. После падения Скоропадского выразила живой интерес к идее самостоятельности церкви Директория. Однако поскольку оба правительства продержались у власти недолго, их поддержка в этом вопросе не обрела конкретного воплощения. Как ни парадоксально, но движение за независимую украинскую церковь достигло высшей точки именно при советской власти. Поскольку Советы считали Русскую православную церковь во главе с новоизбранным патриархом Тихоном своим главным и опаснейшим религиозным оппонентом, они не возражали против появления религиозных группировок, размывающих господствующую церковь. Именно этим объясняется их первоначальная терпимость к украинизации церкви. Решительными противниками автокефалии выступили Московский патриарх Тихон и почти вся православная иерархия в Украине. Пользуясь правом на отлучение от церкви и анафему, они неоднократно блокировали попытки ВПЦС распространить свое влияние. Столь резкая позиция удерживала Многих священников и мирян от поддержки требования автокефалии. Невзирая на эти неблагоприятные обстоятельства, 21 октября 1921 г. на соборе, созванном ВПЦС (присутствовало 500 делегатов, включая 64 священника), были предприняты решительные шаги. Пренебрегая каноническими установлениями и проигнорировав угрозы иерархов, ВПЦС избрала митрополитом одного из своих членов – священника Василя Лыпкивского, который немедленно возвел в сан архиепископа четырех епископов. Те, в свою очередь, рукоположили несколько сотен священников и дьяков. Затем ВПЦС подтвердила свое прежнее решение о создании Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).



Новая церковь возродилась очень быстро. К 1924 г. в ней насчитывалось 30 епископов, около 1500 священников, более 1100 парафий, объединявших миллионы прихожан (всего в Украине было 9 тыс. парафий). К ней присоединились многие украинские церковные общины США, Канады и Европы. В отличие от традиционного православия, гордившегося своей ортодоксальностью, украинская автокефалия пошла на разнообразные нововведения – такое, например, как отправление службы на украинском языке вместо церковнославянского. Она отказалась от таких непременных внешних атрибутов православного священника, как ряса, длинные волосы и борода. Решительным разрывом с устоявшейся веками практикой стало решение для высшего духовенства вступать в брак. Вполне в духе времени украинская церковь приняла и более демократичные принципы самоуправления. Она отказалась от авторитарной системы патриаршества, возложив высшую власть в церковных делах на выборный совет епископов, священников и представителей мирян. Принцип выборности был распространен также на епископат и приходских священников. В основе всех этих реформ лежало стремление новой церкви максимально сблизиться с верующими, привлечь их к своей деятельности .

Однако в январе 1930 г. на III Всеукраинском Православном соборе было принято решение о самороспуске УАПЦ, значительная часть ее деятелей была арестована по обвинению в участии в деятельности Союза освобождения Украины. Новое движение за возрождение УАПЦ в Украине началось в феврале 1989 г. с созданием Инициативного комитета за возрождение УАПЦ. В июне 1990 г. состоялся Всеукраинский собор УАПЦ, а в ноябре – интронизация патриарха. Им был избран митрополит Мстислав (Скрипник), который одновременно оставался главою Украинской православной церкви в США. В июне 1992 г. в Киеве состоялся Объединительный собор, на котором представители той ветви Украинской православной церкви, которая поддерживала линию митрополита Филарета (Денисенко) на полную каноническую независимость (автокефалию) руководимой им УПЦ, а также представители от УАПЦ создали Украинскую православную церковь – Киевский Патриархат. Однако решения этого собора не нашли поддержки среди части клира и мирян УАПЦ. Они не вошли в объединенную церковь. После смерти Мстислава в сентябре 1994 г. был проведен собор УАПЦ, на котором патриархом УАПЦ был избран протопресвитер Владимир Ярема, взявший имя Дмитрий. В июне 1995 г. состоялась регистрация государственными органами Устава УАПЦ.

Является преемницей учрежденной в 988 году Киевской Митрополии Константинопольского Патриархата, перешедшей в 17м веке в юрисдикцию Московского Патриархата, который, в свою очередь, является преемником древних Митрополитов Киевских.

УПЦ получила права широкой автономии согласно Томосу Патриарха Алексия II и Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 25-27 октября 1990 года. Ее границы определены в границах Республики Украина. УПЦ является самой многочисленной религиозной организацией на всей территории страны, за исключением трёх западных областей (Львовской, Ивано Франковской и Тернопольской).

Предстоятелю УПЦ усвоен титул «Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины».

По данным, приведенным 25 июня 2008 года на Архиерейском Соборе РПЦ митрополитом Владимиром, УПЦ состоит из 43 епархий , которые управляются 54 четырьмя архиереями (из них 43 правящих и 11 викарных), и насчитывает около 10.900 реальных общин. В Украинской

Православной Церкви несет послушание 8 962 священнослужителя (из них 8.517 священников и 445 диаконов), действуют 20 учебных заведений (одна академия, 7 семинарий и 12 училищ), 3 850 воскресных школ. В 175 монастырях, из которых 85 мужских и 90 женскихБ 4.650 монашествующих.

Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ)

Украинская Автокефальная Православная Церковь восходит к националистически ориентированной украинской церковной группе, неканонически сформированной в 1920 году, уничтоженной в 30-е годы, восстановленной под немецкой оккупацией в 1942 году и сохранившейся в послевоенные годы только в эмиграции, главным образом в Канаде, в то время как все оставшиеся храмы УАПЦ (как и УГКЦ) на территории Украины были переданы в юрисдикцию РПЦ.

19 августа 1989 года о выходе из юрисдикции Московского Патриархата объявил приход святых апостолов Петра и Павла во Львове во главе со своим настоятелем - протоиереем Владимиром Яремой. На соборе 1990 года предстоятелем был избран митрополит Мстислав (Скрыпник), после смерти которого большинство епископов УАПЦ перешло под юрисдикцию Московского Патриархата либо создававшейся Украинской Православной Церкви - Киевского Патриарахата. Вторым главой УАПЦ в современный период стал Ярема с титулом «патриарха Димитрия» (умер в 2000). В ноябре 2000 года новым предстоятелем УАПЦ избран Мефодий (Кудряков), носящий титул «митрополита Тернопольского и Подольского». УАПЦ на Украине имеет 11 епархий.

Общее число приходов (данные на 2001 год) - 556, число священников - 409.

Канонический статус и взаимоотношения УАПЦ с православными Церквями остаются неурегулированными .

Распространена преимущественно в Западной Украине.

Украинская Православная Церковь - Киевский Патриархат (УПЦ КП)

Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата была учреждена на т.н. "всеукраинском православном соборе" , проходившем 25-26 июня 1992 года, и включила в себя отколовшуюся часть бывшего Украинского Экзархата РПЦ и часть УАПЦ. Главным создателем этого движения является бывший митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины (РПЦ) Филарет (Денисенко), который после проигрыша выборов на московский патриарший престол в 1990 году заключил союз с первым президентом Украины Леонидом Кравчуком.

Сегодня носит титул «Святейший Патриарх Киевский и всея Руси Украины».

Эта церковь провозглашает свое начало от крещения Руси Украины и именует себя наследницей Киевской митрополи и в составе

Константинопольского Патриархата, существовавшей до 17го века.

Однако каноничность т.н. Киевского патриархата не признала ни Русская Православная Церковь, ни другие поместные православные церкви , включая Константинопольскую.

Решением Архиерейского Собора РПЦ , который прошел 18-23 февраля 1997 года в Москве, монах Филарет отлучен от Церкви за раскольническую деятельность (всех степеней священства он был лишен Деянием Архиерейского Собора еще в 1992 году).

По данным УПЦ КП , церковь включает около 4000 приходов, объединенных в 29 епархий, в ней служат около 40 архиереев (большая их часть поставлена Филаретом уже после его анафемы).

К этому религиозному объединению относятся четыре высших духовных заведения, две духовных семинарии, 48 мужских и женских монастырей

Кроме того, в стране существует Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ)

Украинская Греко-Католическая Церковь также возводит свою историю к Крещению Руси в 988 году, однако реально возникла в результате Брестской Унии 1596 года, когда все епископы тогдашней Киевской митрополии Константинопольского Патриархата, находившейся в рамках Речи Посполитой, приняли власть Папы Римского и католическую догматику при сохранении византийского обряда. Укоренилась в западной части Украины, входившей в состав польского государства и Австро-Венгерской Империи. Является крупнейшей католической церковью восточного обряда. После проходившего под контролем советских властей Львовского собора 1946 года часть УГКЦ была включена в РПЦ, а часть ушла в подполье. Исторически была важной составляющей украинского национального движения в польских областях, в послевоенное время оставалась активной силой в украинской диаспоре. Легализована в СССР в 1990 году и быстро вышла из подполья, вернув себе на волне национального подъема большую часть храмов. В начале 1990х нередки были физические столкновения с православными из-за храмов.

По данным католического ежегодника Annuario Pontificio за 2008 год , численность верующих составляет 4 миллиона 284 тысячи человек. В церкви около 3000 священников и 43 епископа. Церкви принадлежат 4 175 приходов, десятки монастырей и более 10 средних и высших учебных заведений.

Предстоятель Украинской Греко-Католической Церкви - Верховный Архиепископ Киево Галицкий кардинал Блаженнейший Любомир Гузар (с 26 января 2001 года).

В последние годы Церковь лоббирует в Ватикане признание за кандиналом Гузаром патриаршего достоинства - пока безуспешно.

Является главенствующей конфессией в Львовской и Ивано-Франковской, отчасти в Тернопольской области, активно распространяется на Восток Украины. В 2005 году кафедра главы Церкви перенесена из Львова в Киев, где идет строительство кафедрального собора.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Сторонники и противники автокефалии

Перефразируя известное выражение, можно сказать так: если мы не будем касаться темы автокефалии, автокефалия коснется нас. Коснется как результат деятельности тех людей, которые прилагают свои усилия в направлении «совершенствования канонического статуса Украинской Православной Церкви».

Попробуем очертить в общих чертах круг активных сторонников автокефалии. Прежде всего, это ряд архиереев и клириков УПЦ, имеющих непосредственное влияние на события церковной жизни. Многие из них не скрывают своих чаяний и уже сейчас активно проводят в церковную жизнь изменения, соответствующие, по их мнению, статусу Украинской Церкви и одновременно подготавливающие ее автокефалию. Среди таких нововведений особенно выделяются следующие.

Во-первых, прибавление к титулу Блаженнейшего слов «и отца нашего». В течение семи лет употребление этих слов насаждалось почти во всех епархиях в устной форме, без каких-либо письменных указаний. Когда же в результате этих усилий сформировался как бы обычай такого поминовения, эта формула в мае 2007 года была предписана решением Синода УПЦ.

Во-вторых, практикуется и оправдывается непоминовение Святейшего Патриарха за богослужением в ряде епархий. Из этой же серии нововведений, только еще более тяготеющее к каноническому нарушению - отсутствие имени Патриарха Московского на некоторых антиминсах, изготовленных в Киевской митрополии и даже уже кое-где употребляющихся в богослужении.

К активным сторонникам автокефалии можно отнести также некоторых архиереев и клириков Константинопольского Патриархата украинского происхождения, отличившихся весной 2005 года скандальными заявлениями о том, что территория Украины является канонической территорией Константинополя.

Президент Украины, чиновники разных рангов и некоторые депутаты активно лоббируют идею автокефалии. При этом на Украине, в отличие от России, нет такой проблемы, как необходимость преодоления в общественном сознании атеистических установок, унаследованных от советского прошлого. В России же эта проблема есть, и поэтому здесь уже не один год идет настоящая борьба за преподавание в школах предмета, рассказывающего о христианстве, о Православии. На Украине все было гораздо проще: президент подписал указ, парламент поддержал, и в итоге в программу начальных классов общеобразовательных школ введен обязательный предмет - «Христианская этика». Это вроде бы неплохо. Но неравнодушие политиков к церковным проблемам приводит к попыткам вмешательства во внутренние дела Церкви, что порой ставит иерархов в очень трудное положение, вынуждает принимать специальные постановления, обращенные к правительству . Можно упомянуть и о совместных межконфессиональных молениях, устраиваемых на высшем государственном уровне, о создании депутатской группы «За единую Поместную Церковь» в украинском парламенте - Верховной Раде, о неоднократных контактах правительства с Константинопольской Патриархией и многое другое.

Помимо активных сторонников автокефалии в УПЦ немало и таких, кто особенно не дорожит своей принадлежностью к Московской Патриархии, и хотя и не предпринимает каких-либо активных действий, но при первой же представившейся возможности безболезненно покинет юрисдикцию Русской Церкви. Это пассивные сторонники автокефалии. Если первые - идеологи, то вторые - конъюнктурщики.

Что же питает сторонников автокефалии? Прежде всего - украинский национализм. Чтобы понять, что же такое украинский национализм, достаточно просто пожить в нынешней Украине: пообщаться с людьми, полистать школьные и вузовские учебники, посмотреть телевизор и почитать газеты. Например, однажды утром весь Донецк оказался обклеен большими цветными плакатами: в центре - профиль А.С. Пушкина, перечеркнутый красными линиями, и внизу подпись: «Сбережемо рiдну мову». Это и есть сущность украинского национализма - самоутверждение, основанное на отрицании всего русского.

Национализм - это идеология активных автокефалистов, а ее пассивным сторонникам, тем, кого мы назвали «конъюнктурщиками», более свойствен иной тип мировоззрения - космополитизм.

Ущербность национализма, в общем-то, очевидна. Самоутверждение, самопревозношение - все это ложные посылки, которые ведут в никуда. Они противоречат основным христианским нормам. Космополиты же более склонны к христианской риторике. Мол, Отец у нас один - Небесный, и отечество у нас одно - Небесное. Все остальное не имеет никакого значения. Какая разница, русская Церковь, украинская или английская? Главное, что Церковь. Один мой знакомый священник говорил о себе: «Чем дольше я служу священником, тем менее я патриот, потому что понимаю, что моя родина - всё творение Божие».

Определенная логика в подобного рода рассуждениях присутствует, но уж больно она мертвящая, сектантская, упраздняющая в человеке человеческое. Духовно мы рождаемся от Бога в таинстве крещения, но по плоти-то мы не на небе рождаемся, а в земном отечестве нашем. И то, что есть у нас Отец Небесный, не значит же, что мы должны забыть своих земных отцов! Праведный Иоанн Кронштадтский называл земное отечество образом, иконой отечества Небесного.

Церковь - это богочеловеческий организм. И через человеческий элемент Церковь неизбежно укоренена в какой-либо традиции, в какой-либо культуре. Это не значит, конечно, что бытие Церкви исчерпывается какими-то культурными явлениями, но, воплощаясь в определенной культуре, Церковь свидетельствует о Божественном, освящает и преображает человеческое.

Русская Православная Церковь укоренена в тысячелетней русской культуре. И автокефалисты, отрекаясь от Русской Церкви, отрекаются, по существу, не только от русской культуры, но и от своей же истории, отрекаются от отечества и от своих отцов. Для большей части населения Украины, которая определенно осознает себя принадлежащей к русской культуре, это равносильно отречению от самих себя.

А теперь обратимся к тем, для кого такое отречение невозможно, кто осознанно или неосознанно является противником автокефалии, для кого неприемлемой является мысль об отделении от Русской Церкви.

Есть принципиальные противники автокефалии среди архиереев и клириков УПЦ. По некоторым данным, голоса архиереев УПЦ, выступающих за и против автокефалии, разделяются сегодня примерно поровну. Очевидно, что в русскоязычных областях число противников автокефалии намного превышает ее сторонников.

Конечно, среди политиков, чиновников разного ранга также есть много противников церковного разделения, но далеко не все из них открыто выражают свои взгляды.

И вот что еще характерно. Если сторонники автокефалии объединены по большей части в политические организации (различные ОУНы, та же депутатская группа «За единую Поместную Церковь» в Верховной Раде и т.п.), то сторонники единства с Русской Церковью объединяются преимущественно в братствах - традиционных для Украины организациях православных мирян.

Особый вес позиции сторонников единства Русской Церкви придает то обстоятельство, что они могут опереться на мнение людей, обладающих непререкаемым авторитетом и особой властью над сердцами и умами - людей святых. Я назову только два имени.

Во-первых, это прославленный в лике святых старец Лаврентий Черниговский († 1950; память 29 декабря / 11 января), почти что наш современник, бывший очевидцем первой (в 1920-е годы) и второй (в 1940-е) волн автокефальных движений на Украине. Преподобный Лаврентий говорил: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа - это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе - Святая Русь. Знайте, помните и не забывайте, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев - это второй Иерусалим и мать русских городов».

Имя второго подвижника - схиархимандрит Зосима (Сокур). Он почил в 2002 году и вынес на своих плечах борьбу за единство Русской Церкви в недавние 1990-е годы. Его подвиг засвидетельствован тысячами духовных чад. Вокруг него выросло два монастыря. Его память чтут Блаженнейший митрополит Владимир, многие архиереи, клирики и миряне на Украине, в России и в других странах. Отец Зосима оставил своим чадам такое духовное завещание.

«Аз, грешный схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей: Успенского Васильевского мужского и Успенского Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю.

И по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений.

Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия - беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с митрополитом Киевским.

Из существующих монастырей тогда образовать Дом милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия - служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные.

Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви.

В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви - правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор.

Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала XX столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность…

Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, дорогие братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви - в ней спасение.

Всем даю из гроба прощение, Бог вас да простит и помилует по Его велицей и богатой милости. Кто приходил ко мне за духовным руководством, держитесь святой обители - братья и сестры помогут вам и наставят на путь спасения…

Сие завещание прошу прочесть у моего гроба перед последним целованием и раздать всем.

Подаю из гроба, бездыханный и безгласный, мир, любовь и благословение Божие.

Схиархимандрит Зосима ».

Внешний фактор автокефального движения

Помимо стремящихся к автокефалии сил внутри УПЦ, существует еще и так называемый внешний фактор.

Ни для кого не секрет, что в последние годы на Украине чрезвычайно обострились межконфессиональные отношения, и прежде всего отношения между православными и католиками. Кроме того, появилось множество раскольничьих объединений, именующих себя «православными церквами». Православная Церковь оказалась в очень непростых условиях.

Можно говорить об открытой экспансии униатов - католиков восточного обряда.

Так, в Украинской Католической Церкви, подчиненной Ватикану, несколько лет назад создано новое структурное подразделение - Одесский экзархат во главе с архиепископом Василем Ивасюком.

Деятельность новообразованной церковной администрации распространяется на пять областей юго-запада Украины, где в общей сложности проживает всего 70 тысяч греко-католиков.

70 тысяч прихожан-униатов - это менее 1 % населения пяти юго-западных областей Украины, где проживает более 8 миллионов 700 тысяч человек. Экзархат в Украинской Католической Церкви - это аналог митрополии в Православии, то есть для Одессы установлен очень высокий уровень представительства в иерархии Украинской Католической Церкви, что явно не соответствует числу прихожан. Например, вся Галичина, где проживает несколько миллионов униатов, своего экзархата не имеет.

Совершенно очевидно, что подлинная причина создания экзархата в Одессе - это стремление греко-католиков к экспансии на исконно православных землях Украины, где сейчас униаты лишены какого-либо влияния.

Столь же очевидно, что создание нового экзархата - это проявление тенденции усиления экспансии Ватикана на Восток, четко обозначившейся после визита папы Римского в Киев. Мало кто тогда обратил внимание на выразительный символ: Иоанн Павел II провел литургию с помоста в виде корабля под парусами с крестом - эмблема миссионеров и крестоносцев. Именно на таких кораблях испанцы отправлялись в Америку приобщать к вере «истинной» аборигенов. Уже вскоре после визита папы в Киев резиденция главы Украинской Католической Церкви кардинала Любачевского была перенесена из Львова в столицу, где униатов тоже довольно мало. В столице Украины даже построили по этому случаю кафедральный греко-католический собор святого Василия.

И вот теперь создан экзархат в Одессе. Идея подчинения Православия на протяжении столетий была одной из главных внешнеполитических целей Ватикана. Еще Александр Невский на льду Чудского озера остановил благословленный тогдашним папой крестовый поход, политической целью которого было установление на Руси господства Ватикана.

Ставка на Украине сейчас делается именно на униатов. Здесь их могут принять за «своих». Униатов от православных отличает только признание подчиненности Ватикану, обрядность у них такая же, как у православных. И униатские храмы, и священников невозможно по внешнему виду отличить от православных, что вполне закономерно, ибо униатскую Церковь создали отрекшиеся от Православия священники.

В XVII веке унию огнем и мечом насаждала на Украине польская шляхта. Кровавые польско-казачьи войны остановили тогда экспансию Ватикана. После распада Советского Союза греко-католики в прямом смысле слова захватили более трех тысяч храмов Русской Православной Церкви на Галичине, а спровоцированный националистами в рясах, путающих Божие и кесарево, раскол Православия на Украине создал еще более благоприятные условия для тихой экспансии Ватикана, чем он и не преминул воспользоваться .

Даже при поверхностном знакомстве с историей Русской Церкви от ее основания в 988 до разделения в 1458 году , а после - с историей Московской Церкви и Киевской митрополии до их воссоединения в 1686 году, не остается сомнений, что это разделение не принесло блага Южно-Русской Церкви. Хотя Киевская митрополия не являлась автокефальной, она пользовалась большой самостоятельностью и независимостью в управлении, находясь в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Общеизвестна печальная история деградации епископата Киевской митрополии, что привело к соблазну унии, навязанной католиками в 1596 году. На протяжении двух веков разделения Русской Церкви много раз поднимался вопрос о полной автокефалии Киевской митрополии, и неизменно инициаторами и активными деятелями здесь являлись папские агенты. Сегодня в этом уже ни для кого нет никакой тайны, и их секретная переписка доступна историкам для изучения . Еще тогда впервые появилась идея так называемой «универсальной унии», то есть унии между православными и униатами. Понятно, что ее удобнее было бы осуществить, если бы Православная Церковь на Украине была автокефальной. Конечно, с дозволения папы Римского был бы на Украине и свой «патриарх» Киевский, который бы возглавил объединенную такой универсальной унией Церковь. Естественно, вся эта Церковь, а вернее сказать - лже-Церковь, подчинялась бы в итоге папе Римскому.

Эта идея «универсальной унии» продолжает жить и сейчас. Более того, национализм, возведенный в ранг государственной идеологии современной независимой Украины, в религиозном плане питается именно идеей «единой Поместной Церкви» и «универсальной унии». Об этом нам говорит хотя бы содержание рекомендованных Академией наук Украины учебников для высших учебных заведений по предмету «История религии в Украине» .

Итак, на протяжении всей истории Киевской митрополии как в составе Константинопольского Патриархата (с 1458 года), так и потом - в составе Московского Патриархата, с разной интенсивностью и напряженностью поднимался вопрос о ее полной автокефалии. Неизменной заинтересованной стороной в этом вопросе выступал папский Рим. Именно польза Римской Католической, а не благо святой единой соборной и апостольской Православной Церкви лежит в основе автокефального движения на Украине.

Еще одним внешним для Православной Церкви фактором автокефалии является наличие и активные действие на территории Украины и за ее пределами (в США, Канаде и других странах) разного рода раскольнических сообществ, именующих себя «украинскими автокефальными православными Церквями».

Среди определенных кругов активных сторонников автокефалии весьма существенным является мотив присоединения к Православию целого ряда таких раскольнических сообществ. Тем более что сами раскольники зачастую подают повод к такого рода надеждам. Мотив этот не нов. Это был один из главных мотивов, на который ссылался, будучи митрополитом Киевским, ныне отлученный от Церкви М.А. Денисенко. Теперь Денисенко сам возглавляет наиболее многочисленное раскольническое сообщество - «Киевский патриархат». И если прочие, более мелкие раскольнические организации (идейные автокефалисты), может, и присоединятся через покаяние к вновь образованной автокефальной УПЦ, то меньше всего можно ожидать этого от Денисенко, который вряд ли уже откажется от своего лже-патриаршества.

Угрожает ли единству Русской Церкви грядущий Собор УПЦ?

14 ноября 2007 года Священный Синод Украинской Православной Церкви на своем очередном заседании принял решение о созыве Собора епископов УПЦ 21 декабря 2007 года и на следующий день, 22 декабря, Собора УПЦ в составе архиереев, клириков и мирян. Одновременно был назначен новый глава синодальной богословской комиссии, которая занималась подготовкой изменений в Уставе УПЦ.

Данное известие сразу же породило ряд законных вопросов.

Во-первых, чем же вызвана необходимость созыва Собора УПЦ, который не созывался в течение более чем 15 лет? Во-вторых, очень смущали сроки для такого неординарного мероприятия - всего месяц подготовки. Наконец, усугубило неясность наименование данного Собора «Поместным Собором УПЦ» на официальном сайте УПЦ, что явно противоречило действующему Уставу и невольно намекало на грядущее изменение статуса УПЦ.

Все это в совокупности мгновенно вызвало бурную противодействующую реакцию со стороны православной общественности. Уже через неделю после решения о созыве Собора - 21 ноября 2007 года - к Блаженнейшему митрополиту Владимиру обратились участники крестного хода в городе Киеве с просьбой отменить Собор.

После многочисленных обращений различных православных общественных организаций к Блаженнейшему митрополиту Владимиру глава богословской комиссии УПЦ епископ Бориспольский Антоний отметил по этому поводу: «Создается впечатление, что кто-то специально нагнетает атмосферу и сознательно политизирует чисто богословские и канонические положения Православной Церкви» .

Однако статус УПЦ и Устав, определяющий этот статус, трудно назвать чисто «богословскими и каноническими положениями», не имеющими отношения к политике. Тем более что определенные политические силы внутри Украины и, прежде всего, ее президент, активно пытаются изменить существующий статус УПЦ. В данном контексте заявление владыки Антония выглядело, по меньшей мере, странно. Поэтому мало кто поверил и уверениям епископа Антония относительно того, что кардинальных изменений в Уставе не будет.

Известный миссионер и православный публицист диакон Андрей Кураев заявил, что он ничего хорошего от грядущего Собора не ждет. Еще ранее отец Андрей так высказывался публично на тему автокефалии: «Нельзя не заметить, что годы нашего раздельного существования приносят свои печальные плоды. По моим наблюдениям, в епископате Украинской Православной Церкви настроения скорее в пользу отделения» .

Тем временем с разницей в две недели в адрес грядущего Собора УПЦ принимаются два близких по смыслу обращения двух наиболее многочисленных раскольнических объединений - УАПЦ и УПЦ КП. В обоих обращениях содержится призыв принять автокефалию и обещание присоединиться к вновь образованной автокефальной УПЦ.

И когда до Собора оставалось уже меньше двух недель, по-прежнему никто не видел проекта будущего Устава. Самое же удивительное, что в епархиях не были проведены епархиальные собрания, на которых по Уставу должны были избрать делегатов из клириков и мирян на будущий Собор!

Наконец за неделю до запланированного открытия Собора на очередном заседании Священного Синода 14 декабря 2007 года было принято решение перенести Собор УПЦ на 2008 год. В оправдание данного решения приводятся вполне резонные доводы: нужно хорошо подготовить Собор, провести собрания в епархиях, изучить предложения по изменениям в Уставе, да и вообще логично проведение такого Собора в рамках празднования 1020-летия Крещения Руси. Это все, безусловно, правильно. Но чем же было вызвано предыдущее решение Синода о созыве Собора 22 декабря - некомпетентностью секретариата или чем-то другим?

Между тем в Киево-Печерской лавре 21 декабря прошел Архиерейский Собор УПЦ МП. Самым важным его решением, пожалуй, является принятие новой редакции Устава об управлении УПЦ. При этом члены Собора специально подчеркнули, что внесенные в Устав поправки «не касаются статуса Украинской Православной Церкви как автономной составляющей исторической Русской Православной Церкви». Новая редакция Устава опубликована на официальном сайте Украинской Православной Церкви .

Что же, все разговоры о скорой автокефалии лишь «напрасные страхи», как поспешил обобщить ситуацию один из авторов интернет-публикаций?

Собор епископов УПЦ ознакомился с вышеупомянутыми обращениями схизматических групп УПЦ КП и УАПЦ. Обращения были переданы для изучения в богословскую комиссию.

Данный факт, а также то, что раскольнические объединения и их лидеры на официальном сайте УПЦ последнее время именуются соответственно Церквами и епископами без обозначения их раскольнической принадлежности и без кавычек, так что, порой и не отличишь раскольника от канонического епископа, заставляет задуматься о перспективах скорейшего «воссоединения».

Непременным условием такого «воссоединения» остается автокефалия.

«Какой способ получения канонической автокефалии вы поддерживаете?» - проводят опрос администраторы сайта «Православие в Украине».

Для большинства же противников автокефалии неприемлема даже сама мысль об отделении от Русской Церкви, поэтому все поползновения к отделению от Московского Патриархата, которых было немало за последнее время, воспринимаются ими очень болезненно и с горечью. А поползновения эти заходят очень далеко и касаются ныне уже и литургической жизни Церкви. Например, в календаре, издаваемом Киевской митрополией, не печатают имена русских новомучеников.

Особенно контрастируют автокефалистские настроения украинских националистов на фоне возвращения под омофор Святейшего Патриарха Московского русского рассеяния - Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).

Так хочется верить, что и на Украине здравый смысл и действительная забота о благе Церкви восторжествуют в конце концов над личными и политическими амбициями и что Украинская Церковь останется до скончания века под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в составе единой Поместной Русской Православной Церкви .

Loading...Loading...