Жан кальвин и кальвинизм кратко. Кальвин - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

«Предопределение Кальвина сделалось машиной для фабрикации мучеников.… Если где-нибудь в Европе требовались кровь и мучения, если нужен был человек для сожжения или колесования, этот человек уже стоял наготове в Женеве - он поднимался и шёл на смерть, прославляя Бога и распевая псалмы». Жюль Мишле

В 1517 г., в Германии, проповедник и профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483-1546) публикует одно из первых и одно из важнейших своих сочинений: «95 тезисов». Продолжая грандиозную задумку Яна Гуса, Лютер начинает дело, волной прокатившееся по всей Европе - реформу церкви - называемую в истории Реформацией и имеющую глубокие последствия.

Реформация затронула жизнь Англии, Франции, Германии, Северо-западной и Северной Европы - страны, где новое движение больше всего проявило себя, хотя не совсем так, как мечтали сами реформаторы.

Все приверженцы Реформации называли себя протестантами (выражали протест против существующей церкви). Два крупнейших направления протестантства были: лютеранство (в большей мере распространилось в Германии, Северо-западной и Северной Европе) и кальвинизм (во Франции).

За восемь лет до «95 тезисов» Мартина Лютера, 10 июля 1509 года, в Нуайоне (город в Пикардии), в семье епископского секретаря Каувина, родился мальчик, ставший в будущем, наряду с Лютером, Цвингли и др., одним из знаменитейших реформаторов. В историю он вошёл с именем Жан Кальвин, так как позже латинизировал свою фамилию, как это было принято у учёных.

Его мать умерла очень рано, а отец, вечно погружённый в работу, мало обращал внимания на Жана, его братьев и сестер. Вскоре умного мальчика замечает одна из нуайонских аристократических семей, в которой он и воспитывался. Позже это проявилось в его проповеднической деятельности: в отличие от Лютера, у Кальвина всегда были утончённые, аристократические манеры. Отец хотел направить Жана по своим стопам, и в 1521 году он добивается, чтобы сыну дали пребенду - доход на содержание духовных лиц - и в 1523 году Жан Кальвин переезжает в Париж.

Именно в столице Франции формируется характер и мировоззрение будущего реформатора. Сначала он учится в коллегии Ламарше, где на него обращает внимание один из учителей, приверженец новых реформационных идей, Матюрин Кордье. Свое обучение Кальвин продолжает в коллегии Монтегю. (Интересно, что несколько лет спустя в этой же коллегии учился человек, сыгравший совершенно противоположную роль в истории Реформации - Игнатио Лойола).

Кальвин живет в Париже и под покровительством Кордье изучает грамматику и диалектику. Однако вскоре, по совету отца, Жан переезжает в Бурже, где, один из самых известных юристов тех времен, Альциати, преподает ему юриспруденцию.

В новом университете характер Кальвина становится более открытым и общительным, его замечают другие учителя. Одним из них был Мельхиор Вольмар, гуманист, приверженец Реформации, человек, оказавший огромное влияние на молодого Кальвина. Именно он предлагает Жану заняться теологией.

В 1531 году умирает отец Кальвина, что освобождает его от обязанности изучать нелюбимые для него науки. Он начинает углубленное изучение теологии. В это же время Сорбонна осуждает Лютера в ереси, что еще больше повлияло на его популярность. По всей Франции начинают распространяться листовки, обличающие сорбонистов. Теология становится модной наукой. Возможно, что именно в это время Кальвина посещают первые религиозные сомнения. Под влиянием учения Лютера он изучает Библию, усваивает идею оправдания веры. Жан даже сам пробует выражать новые идеи, он проповедует в соседнем городке Линьере. Спустя некоторое время Кальвин встречается с известным реформатором Буцером и знакомится со своим будущим соратником и биографом Теодором Де Беза (1519-1605). Некоторые историки считают, что уже тогда Кальвин полностью переходит на сторону Реформации и складывается его учение. Однако, это мнение ошибочно. Хотя Кальвин и начинал сомневаться в католицизме, но с его любовью к порядку, привитой юриспруденцией, он считал, что устранение церковного авторитета приведет к хаосу. Жан Кальвин был сторонником так называемой «легальной» оппозиции к папству и стремился не к разрушению, а к очищению церкви. Его больше привлекает «спокойная» слава Эразма Роттердамского. Кальвин хочет оставить свой след в науке и поэтому переезжает снова в Париж, где продолжает свое обучение.

Несмотря на свое плохое материальное положение, он пробует себя и на литературном поприще, в то время почти не приносящего дохода. В 1532 году выходит в свет первый научный труд Кальвина - комментарии к трактату Сенеки «О кротости», где, наряду с самими комментариями, он указывает на несовершенность правосудия того времени и злоупотребления правительства. Особенно он порицает принцип абсолютизма власти, говоря, что опора трона исходит из любви и благосостояния подданных. Кальвин очень рад успеху своего первого произведения. Он рассылает экземпляры всем своим друзьям, прося их о помощи в распространении книги. Однако это была первая и последняя философская работа Кальвина.

В это время в Европе все чаще и чаще происходят маленькие победы реформаторов. Вдохновленный этим, Кальвин снова обращается к изучению религиозных вопросов. Возможно, именно в это время, окончательно осуществляется его переход на сторону Реформации. Кальвин пишет предисловие к псалмам, где говорит о себе: «В какой бездне заблуждений погрязла моя душа! Но тогда, о, Боже, я сделал то, что было моим долгом, и со страхом и слезами, проклиная свою прежнюю жизнь, направился по твоему пути».

Очень быстро Кальвин становится во главе евангелической общины Парижа. В своих пламенных речах он громил папство, проповедовал учение об оправдании верой, отрицал исповеди, индульгенции и излишнее роскошество церкви.

Это время было сравнительно благоприятное для Реформации во Франции, так как на троне сидел король Франциск I, который был покровителем наук и искусств, а под влиянием своей сестры Маргариты Наваррской снисходительно относился к протестантам. Католическая лига не могла полностью перетянуть короля на свою сторону. Пользуясь этим,

Кальвин делает попытку вызвать движение Реформации «сверху». В 1533 году одного из друзей Кальвина избирают ректором Парижского университета, который при вступлении в должность произносит речь, написанную Кальвином, где, хотя и не прямым текстом, осуждались теологи Сорбонны и проповедовались основные принципы Лютеранской теологии.

Сорбонна была возмущена. Французский парламент принял ее сторону. На Кальвина, как на автора речи, началась «охота», и проповедник бежит из Парижа.

С этих пор у Кальвина начинается беспокойная жизнь. Биографы разукрасили этот период жизни реформатора разнообразными романтическими сюжетами, скорей всего не имеющей действительной исторической подоплеки. Поэтому об этом времени деятельности Кальвина известно очень мало. Сначала он путешествует по южной Франции, где довольно успешно проповедует. Затем он отправляется в родной Нуайон, где отказывается от своих приходов. Известно также, что некоторое время он проводит при дворе Маргариты Наваррской в Нераке. Там же он заканчивает свое первое теологическое произведение «Сон душ», в котором нападкам подвергаются распространившееся тогда учение анабаптистов. Эта секта утверждала, что души людей после смерти пребывают во сне до наступления страшного суда.

Через некоторое время Кальвин возвращается в Париж, так как Маргарита Наваррская договорилась с королем о прекращении «дела об университетской речи». Но все было не так уж хорошо для Кальвина. Спокойному сосуществованию католицизма и протестантства помешали беспорядки в среде самих реформаторов. Во-первых, наряду с учениями Лютера и Цвингли, из Германии во Францию проникало множество сектантских учений (анабаптистов, антитринитариев и др.). Некоторые из них не только враждовали с католицизмом, но и переворачивали каноны христианства. Во-вторых, не довольствуясь мирной пропагандой своего учения, приверженцы Реформации начали проводить враждебные папству демонстрации, совершали разорение церквей, что было похоже на Крестьянскую войну в Германии (1524-1525). И Кальвин, и Лютер осуждали подобные события. В Париже появились, так называемые, «летучие» листки, в которых осмеивалось папство и в оскорблениях говорилось «о великих и отвратительных злоупотреблениях папской мессы». Листки ночью развешивали на дверях монастырей, на воротах Сорбонны. Везде доказывалось, что католики только профанируют таинство причащения. Этого король вместе с католической лигой стерпеть не могли. И в 1535 году Франциск I с солдатами и с огромной толпой народа прошел по улицам Парижа к епископскому дворцу, где заявил, что не потерпит оскорблений. Этой же ночью в городе запылали костры, на которых погибли шесть осужденных протестантов.

Кальвину было опасно оставаться во Франции, поэтому он со своим другом Тиллье переходит границу и добирается до Страсбурга, где можно чувствовать себя спокойно. Но вскоре Кальвин перебирается в Базель и решает там поселиться окончательно. В окружении гуманистов, среди которых бы Эразм Роттердамский, он занимается переводом Библии на французский язык. К переводу Кальвин пишет предисловие, где, как и Лютер, он заявляет, что изучение Библии является самостоятельным правом каждого верующего.

Но вести, приходящие с родины, тревожат его. Франциску I для победы над своим вечным врагом, королем Испании Карлом V, нужна помощь протестантских князей. Поэтому он заявляет, что все гонения в Париже были направлены против сект с их антимонархическими претензиями. Тогда Кальвин решает помочь своим оклеветанным соратникам и заканчивает давно подготавливаемый труд «Наставления христианской вере». Первоначально «Наставления» были задуманы, как краткое популярное изложение принципов нового учения, но ввиду сложившихся обстоятельств, труд был подвергнут некоторым изменениям. В 1536 году в Базеле выходи первое издание «Наставлений», состоящее из 6 глав, а в 1559 году книга состояла из 4 томов, включавших 80 глав. Кальвин всю свою жизнь дополнял книгу, включая в нее все новые принципы. За латинским изданием всегда следовал французский перевод. «Наставления» можно назвать первым образцовым памятником французской прозы, так как до Кальвина ученые сочинения писались на латинском языке. Многие считают «Наставления» самым выдающимся произведением эпохи Реформации. Мысль и попытки изложить основные теории протестантизма были и до Кальвина, но никто не смог создать такой цельный труд. В книге отражается и характер самого Кальвина. Можно заключить, что по сравнению с Лютером Кальвин более радикален. Германский реформатор, выросший в католицизме и пропитанный его духом, так и не смог отрешиться от старой религии, он признал бы и Папу, не мешай тот ему проповедовать. Кальвин же сделал шаг к новой религии, уже не бросая взглядов назад. Он признает единственный авторитет - Священной писание. Центральный пункт Мартина Лютера - учение об оправдании верой, рассматривается и как важнейший пункт кальвинистской догматики, однако Кальвин продвигает его дальше и делает его более решительным и безвыходным для самого человека. Немец доказывает, что спасти человека может только одна вера в спасительный подвиг Христа, да и то вера считалась подарком Бога. Кальвин, мысля логически, приходит к тому, что если вера является благодатью Бога, то и спасение человека зависит только от Божественной воли. Человек всецело зависит от Бога, свободы воли человека нет, спасение не полагается даже только на веру. Истинно верующим может быть человек «избранный» Богом. Поэтому, несмотря на свои плохие или хорошие дела, человек обречен либо на спасение, либо на не спасение. Бог сам, по мнению Кальвина, толкает к злу. Дьявол же может только искушать и мучить по велению Бога, но никогда не одержит победы. Но реформатор, сам, понимая безысходность этой идеи, которая к тому же открывала произвол желаниям человека, заявляет, что никто не может и не должен предвидеть тайну божественного решения и не может знать «избран» он или нет, но обязан добиваться этого своим безупречным поведением, чтобы быть достойным являться спасённым. «Человек падает, - говорит Кальвин, - потому что так постановлено свыше, но грешит он по собственной вине».

Из этого учения выходила и теория церкви по Кальвину. Он полагал, что истинная церковь состоит только из «избранных», но так как никто не знает, избран он или нет, то получается, что все люди входят в церковь. Эта всеобщая церковь является оболочкой той настоящей, главной. Каждая община должна пользоваться самоуправлением в делах веры. По Кальвину церковь должна иметь некое олигархическое устройство. Носителями церковной власти являются проповедники - пасторы. Они избираются всеми, но решающий голос отдаётся другим проповедникам, по этому власть оказывалась в руках немногих. Лютер подчинил церковь государству. Кальвин же расходится с германским реформатором во мнениях: государство установлено Богом и должно быть строгим и справедливым. В сущности, и церковь, и государство преследуют одну и туже цель - духовное самосовершенствование и совершенствование подданных. Поэтому государство должно нести Слово Бога, карать неверных, защищать угнетённых и поддерживать спокойствие и порядок. Но смешение светской и духовной власти противно Слову Бога. Государство должно всеми силами поддерживать церковь, таким образом, государство, как и в католицизме, является теократическим. Подданные должны подчиняться власти и могут протестовать только в том случае, если действия властей противоречат Богу. Из этого следует, что в принципе подданные терпят все притеснения государства и выражают покорность, так как оно создано и поставлено Богом. В вопросе богослужения Кальвин опять уходит дальше Лютера, он отменяет все праздники в честь святых, оставляя только воскресный день, католическая месса упразднена, статуи и иконы причисляются к идолопоклонству, Кальвин отменяет даже церковную музыку.

Ещё в одном из знаменитейших разделов «Наставлений» Кальвин оспаривает тезисы Лютера и Цвингли о евхаристии (греч.- благодарение) - таинства священного причащения, принесение великой жертвы Тела и Крови Христа. Лютер говорит о реальном существовании Христа в евхаристии («сие есть тело мое (хлеб)» и «сие есть кровь моя (вино)»). Цвингли утверждает, что «есть» равно «знаменует» и потому проповедует символическое значение таинства. По мнению Кальвина, при евхаристии сообщается субстанция Божественной благодати, если конечно причащающийся «избранный».

Скорее всего, Кальвин не подозревал, что ему придётся осуществлять свои идеи на практике, он решил, что будет разоблачать папство только на бумаге.

«Наставления» производят фурор среди реформаторов и ужасное негодование со стороны церкви. Кальвин даже вынужден на время покинуть Базель. В 1536 году он проповедует в Ферраре Рене Феррарской, дочери французского короля Людовика XII и полностью склоняет её на сторону Реформации, с тех пор между ними завязывается оживлённая переписка. Однако Кальвин недолго пробыл в Италии, так как на него обращает внимание инквизиция, и уезжает во Францию. В это время идёт война с Италией, и, чтобы объехать спектакль военных действий, реформатор едет через Савойю и попадает в Женеву.

Как ни странно, в Женеве уже прошли первые религиозные войны. Сначала они проходили просто как политические столкновения патриотичных жителей Женевы под предводительством епископа с герцогом Савойским. Но из Берна туда начал проникать протестантизм, а в 1532 году в город попал один из знаменитейших проповедников - Фарель, который начал активную проповедь Евангелия. После нескольких разочарований и поражений он, однако, смог пополнить партию Женевских протестантов. Огромную поддержку ему оказывал Берн, уже полностью покорившийся новой религии, на помощь в борьбе с католическим герцогом город выслал небольшую армию, состоявшую исключительно из лютеран. В 1536 году между Женевой и Берном был заключён «вечный мир». Женева признаётся независимой, но обязуется не искать союза с другими государствами без совета с Берном. Ручательством в сохранении мира должно служить полное единомыслие в делах веры. Но всё обернулось другой стороной. В Женеве протестантизм проповедовался в основном из тщеславных интересов правительства. Город открыл ворота разбойникам, грабителям монастырей, прикрывающихся под маской нового учения. Протестантство в Женеве походило скорее на антиклерикализм. На месте разрушенного строя, должен был быть воздвигнут новый. Но Фарель не мог один справиться с этим.

Приехав в Женеву, Кальвин встречает своего старого друга Тиллье, и через последнего весть о приезде автора «Наставлений» передаётся Фарелю. Положение этого проповедника было очень сложным. После победы протестантизма он являлся лишь управителем церкви и всецело зависел от Совета - главного управляющего органа в городе. Фарель настаивал на наведении дисциплины, чтобы все в намеченный срок посещали проповедь, старался поднять уровень образования в школах. Но его строгость вызывала ропот населения, да и Совет подозрительно относился к реформам. Члены Совета хотели полностью подчинить церковь государству. Фарелю не хватало организаторского таланта, и он просит Кальвина остаться. После долгих уговоров, пламенных речей Фареля, французский проповедник соглашается помочь в наведении порядка в церкви. На некоторое время Кальвин уезжает в Базель, но потом, завершив там свои дела, возвращается.

Два реформатора Женевы полностью дополняли друг друга. Фарель - пылкий, обладающий ораторским красноречием, увлекающий за собой людей, поддерживался четкой рассудительностью, ученостью и точностью Кальвина. Им содействовал третий человек - Вире - тоже обладающий блестящим красноречием, однако больше успокаивающий, чем возбуждающий публику.

Сначала Кальвин не особо выделялся на арене борьбы и только всё время сопровождал Фареля на диспутах и проповедях. Но он делал колоссальную работу в практическом управлении. Церковь действительно находилась в плачевном состоянии, и проповеди Кальвина начинали иметь большой успех. Совет принимает его под свою опёку и выплачивает ему жалование.

В 1536 году Кальвин составляет катехизис, где излагались идеи кальвинизма, в сущности, это был конспект «Наставлений» для горожан. Катехизис с успехом начинает преподаваться в школах. После этого Кальвин составляет евангельское исповедание в 21 тезисе.

Но письменных мер оказалось недостаточно. Французский реформатор настаивал на введении отлучения от церкви, как сильного средства для введения дисциплины. Чтобы не профанировать причащение и не осквернить это таинство, Совет должен выбрать несколько людей глубоко приверженных протестантизму. Этим доверенным людям даются участки города, где они следят за нравственностью граждан и отлучают их от церкви за непослушание, если же это не исправит виновного, его отдают гражданским властям.

Как ни странно, 16 января 1537 года Совет сочувственно отнёсся к требованиям Кальвина и Фареля и провёл ряд реформ, обойдя только отлучение от церкви. Несмотря на требовательность реформаторов, катехизис был принят единогласно.

Кальвин всё больше и больше начинает оказывать влияние на Совет. Часто он с Фарелем приходит в зал заседания и читает проповеди. Совет же всё более строго относится к нарушителям нравственности. Были запрещены роскошные костюмы, шумные публичные увеселения, танцы, азартные игры. И богатые, и бедные одинаково подчинялись закону. Католический культ искоренялся полностью. Всякий, у кого находили иконы, чётки или другие подобные элементы старого учения подвергался строгим наказаниям.

В итоге горожане, которые сначала доброжелательно относились к проповедникам, начали проявлять негодование. Первым признаком надвигающихся неудач было появление в Женеве анабаптистов. Фарель решил устроить им диспут, после долгих споров не победил никто и Совет просто приказал сектантам покинуть город, под страхом смертной казни. Однако приверженцы данного учения всё же остались в Женеве. В это же время Кальвина обвиняют в отрицании Святой Троицы (арианизме). Обвинил его в ереси проповедник Евангелия Кароли. Это нападение в большей степени потрясло Кальвина тем, что его обвинял протестант. Срочно созвав Совет, француз с таким жаром нападает на оппонента, что Женева и Берн выдают ему письменное удостоверение его правоты.

Оппозиционная партия всё возрастала, подкрепляясь Женевскими патриотами, не хотевшими принимать новую формулу веры. Совет даже отказался изгонять бунтующих из-за их огромного количества. Противники проповедников заявляли о себе всё громче и громче. Только лишь Совет не позволял им нападать на иностранцев.

Однако вскоре подвернулся удобный случай. Оппозиция не замедлила воспользоваться вопросом о «бернских обычаях». Бернская церковь, при принятии нового учения, всё-таки сохранили отголоски католицизма, оставив пресный хлеб для причастия, камни при крещении и четыре главных праздника. По Женевско-бернскому договору Берн требовал, чтобы и Женева приняла эти условия. Но Кальвин и Фарель были более радикально настроены и «обычаи» принимать не хотели. Этим и воспользовались оппозиционеры, объявив, что они борются за внедрение «бернских обычаев».

Вскоре наступило 3 февраля 1538 года - выборы нового Совета. Как не старались проповедники, в новом Совете было большое количество противников. И уже на Пасху, когда Кальвин отказался причащаться по католическому обряду, Совет запретил ему и Фарелю проповедовать. Но всё же Кальвин в назначенное время входит на кафедру. Оскорбленный неповиновением Совет принимает решение об изгнании и Кальвина, и Фареля из Женевы. С гордыми лицами проповедники уезжают из города и сразу отправляются в Берн просить помощи.

Берн, понимая, что такой поворот событий может привести к очень плохим последствиям, как, например возрастание католической партии в Женеве, или же вообще отрыв этого города от Реформации, приняли проповедников довольно милостиво. Кальвин жаловался на подготовленную интригу, на то, что он не отказывался от «обычаев», а только не хотел профанировать таинство. Берн отправляет делегацию в Женеву, откуда пришли дурные для реформаторов вести: женевцы ответили, что Кальвин представил дело в ложном свете. Тогда реформаторы обращаются в Швейцарский Синод, заседавший в Цюрихе. Там Кальвин заявил, что реформации в Женеве грозит опасность и выдвинул 14 статей, на условии которых он вернулся бы к проповедничеству в городе. Но и эта попытка оказалась неудачной, женевцы снова доказали посланникам, что Кальвин не прав. И действительно: реформация в городе шла нормальным ходом. Фарелю и Кальвину вообще запретили появляться в Женеве. Решение от 23 апреля отменено не было. Испытывая разнообразные унижения, проповедники покидают Берн и уезжают в Базель, а оттуда Фарель едет в Невшатель, а Кальвин, по приглашению Буцера, отправляется в Страсбург.

Этот город не даром протестанты называли «Новым Иерусалимом». Страсбург очень сочувствовал новым течениям. Там были общины почти всех существующих христианских конфессий того времени. Кальвин быстро стал лидером во французской общине города, а также лектором академии и проповедником при церкви Святого Николая. Общине предоставлялась полная свобода действий, и именно в Страсбурге Кальвину впервые удалось установить свой порядок. Уже в первый месяц своей деятельности он ввёл ежемесячное причащение, отлучение от церкви, при необходимости, и пастырей, присматривающих за нравственностью. Кальвину удалось ввести дисциплину, которой удивлялись немецкая и другие общины в городе. Велики были его успехи и в проповедях, его приезжали слушать даже из Англии.

В 1539 году Кальвин отправляет в печать самую значительную переработку «Наставлений», а также издает толкование «Послания к Римлянам» и «Небольшой трактат о Святом причастии», последняя книга была написана на французском и предназначалась для обыкновенной публики. Но материальное положение Кальвина в Страсбурге было не лучшим. Большие затраты требовались на издание книг, ему даже пришлось продать свою Женевскую библиотеку. Жалование страсбургского совета было небольшим. Кальвин, очевидно, решает остаться в городе на долго и принимает гражданство, записавшись в цех ткачей. Тут же, в Страсбурге, он встречает свою будущую жену, это была Идилетта Штёрдер, вдова одного из обращенных Кальвином анабаптистов.

На сеймах, проходивших в это время в Германии, в Регенсбурге, Вормсе, Франкфурте, Гагенау, реформатор встречался и общался со многими знаменитыми теологами (именно тогда Кальвин сближается с Меланхтоном). Французский проповедник очень надеялся на эти сеймы. Это было спокойное для протестантов время, на католическом фронте было уныние, и была надежда, что Папа пойдет на уступки. Кальвин хотел с помощью сеймов собрать в союз всех протестантских князей. Он пытался даже сблизить их с королём Франциском I, для борьбы с Карлом V, за что получил благодарность из Франции. Вначале всё шло как будто хорошо, Кальвин издавал анонимные брошюры против папства, призывая протестантов к объединению. Однако вскоре выяснилось, что это ни к чему не привело. Не состоялось ни соглашение с католиками, ни соединение князей. Главным камнем преткновения между протестантов был вопрос о причастии. Лютер толковал его не так как Кальвин. Француз вообще не мог сойтись с немцами, считая их ещё полностью не освободившимися от элементов католического учения и возмущаясь отсутствием дисциплины в их устройстве общества.

Хотя проповедник и не проявлял того, что хотел возвращения в Женеву, но роль простого пастыря маленькой общины его не устраивала, тогда, как в Женеве он мог управлять целой протестантской «республикой». Кальвин из Страсбурга и Фарель из Невшателя зорко следили за оставшимися в швейцарском городе кальвинистами. Основную их силу составляла организованная Кальвином коллегия проповедников, которая начинала всё громче и громче заявлять о себе. Тогда Женевский совет предпринял уже отработанный ход, потребовав раздавать причастие «по-бернски», а тех, кто отказался, изгоняли из города. После этого Совет издаёт ряд строгих законов, которые, однако, не приводят к укреплению дисциплины, неудовольствие народа начинало возрастать. Анархия росла, и вместе с этим люди начали всё чаще вспоминать порядок Кальвина.

В это время попытку обращения Женевы от Реформации предприняли католики. В Лионе собралась конференция прелатов, которая решилась написать обращение к Женеве и выбрала для этого кардинала и епископа Карпантра, одного из образованнейших людей своего времени, сочувствовавшего некоторым идеям Реформации и гуманизму - Садолета. Он даже вел дружбу с Меланхтоном и был не против реформы церкви, но при условии признания главенства Папы. С пафосом Садолет рисует преимущества католической церкви, мягко упрекает женевцев в наивности и приглашает их вернуться старую церковь. Особенно сильный эпизод - заключение послания, где описывается Страшный суд, на котором встречаются представители старого и нового учения. Первые указывают на почитание отцов церкви, существовавшее в течение многих веков, другие же осуждают всё это. Женевский совет принял обращение и обещал, что рассмотрит его. Католики приободрились, в самом городе появились те, кто был за Садолета. Множество ранее изгнанных вернулись обратно. Понимая, что это может нанести удар по Реформации, Совет готовит ответ, но соперник очень силен. Всё чаще и чаще в городе начало раздаваться имя Кальвина.

1 сентября 1539 года появился ответ Садолету, но пришел он из Страсбурга. Ответ этот был написан Кальвином и является одной из лучших работ реформатора. Садолет отмечает единство и старшинство католичества, Кальвин же заявляет об испорченности церкви, снимая вопрос. Итальянец только мельком касается догматических вопросов, а француз выдвигает их на первый план. Шаг за шагом Кальвин разбивает оппонента. Защищая себя, он объявляет, что венцом всему служит Божественная воля. Защищая свою деятельность, он отсылает Садолета к внимательному прочтению катехизиса. А заканчивается ответ Кальвина, в противовес описанию Суда, словами: «Я видел, что Евангелие заглушено суеверием, что слово Божье намеренно утаивается от сынов церкви, что же мне оставалось делать?.. Если нельзя назвать изменником того, кто, видя расстройство воинов, поднимает знамя полководца и снова строит их в ряды, то неужели я заслуживаю этого названия, я, который, видя расстройство церкви, поднял старое знамя Иисуса Христа?». На этот ответ из Лиона возражений не последовало. Конференция разъехалась, и католики на некоторое время притихли. Кальвинисты ликовали. Это способствовало примирению Кальвина и Женевы.

В Женеве оппозиционеры сильно скомпрометировали себя. Жан Филипп - главный синдик - отдал часть женевских владений Берну, за что был казнён, после эта же участь постигла и других трёх членов Совета, а в выборах нового победили кальвинисты. Начинаются долгие решения по возвращению Кальвина. Женева отправляет посланника Амми Перрена в Страсбург. Там посол уговаривает теологов давление на Кальвина, дабы тот вернулся обратно. После согласия Страсбурга Перрен отправляется в Вормс, где тогда находился сам реформатор, и после долгих уговоров

женевцев, теологов и Фареля, угрожающего Божьей карой, Кальвин как победитель, на должности восстановителя церкви соглашается вернуться в Женеву. А после того, как и страсбургские, и бернские власти дают ему разрешение, Кальвин торжественно въезжает в «покорённый» город.

Женева долго готовилась к встрече, вернули многих изгнанных, как, например Матюрина Кордье. Семья Кальвина за деньги города была переведена в новую квартиру, данную Советом, жалование проповедника увеличилось почти в два раза. Совет также постарался восстановить все реформы Кальвина, отменённые после изгнания. Сам реформатор, всегда отличавшийся раздражительностью, педантичностью, нетерпением к ошибкам чужих, при приезде проявляет кротость и гуманность, он пощадил прежних проповедников и не стал изгонять оставшихся оппозиционеров.

Уже на первом совете Кальвин заявляет о том, что он начинает наводить порядок в церкви. Ему была предоставлена комиссия из шести человек, которая помогала ему осуществлять реформы, пока только на теоретическом уровне. Через некоторое время были готовы церковные ордонансы, предоставленные Совету. У многих членов Совета реформы вызвали плохие предчувствия, однако ордонансы были приняты беспрекословно. Позже их приняли и другие управляющие органы - Совет двухсот и Генеральное собрание граждан. Но всё-таки Кальвина попросили сделать уступки Совету, и, после небольших исправлений, ордонансы издаются. Это был полный кодекс будущей церкви.

Рассмотрим эти церковные реформы. Кальвин разделил всех людей, причастных к церковным делам, на четыре должности: проповедники, учителя, старейшины и дьяконы. Главными в церкви были проповедники. По ордонансам это «слуги Божественного слова». Проповедник должен учить, причащать и проповедовать. Он обязан пройти испытание в учрежденной коллегии проповедников, где удостоверятся в его правоверности, безупречной нравственности и умение нести слово своей религии не кальвинистам. После всех испытаний будущий проповедник предстаёт перед Советом, который высказывает своё мнение и оповещает все остальные правительственные инстанции, а также горожан, хотя последнее было всего лишь формальностью, так как ни один человек не мог сказать ничего против выбора церкви. После принятия в должность проповедник не имеет права выезжать за пределы города без согласия на то Совета, не имеет права он и требовать смены должности. Совет мог лишить проповедника должности только за открытую ересь или преступное поведение. В одной из статей ордонансов, Кальвин не порицает материальную обеспеченность духовных лиц, считая это признаком большей независимости духовного сословия. По этому вся городская община должна помогать проповедникам и в финансовой части. Кальвинистское духовенство, как и католическое, имеет право вмешиваться во все сферы жизни подопечных. Оно обязано управлять всей религиозно-нравственной жизнью общества. По этому были созданы некоторые организации. Коллегия проповедников или конгрегация собиралась еженедельно. Её целью было «охранение чистоты и единства учения». Здесь обсуждались различные теологические вопросы, новые реформы, здесь же был суд для обвиняемых духовников. Этот духовный совет, собиравшийся под предводительством Кальвина, решало и множество политических проблем, решающее слово предоставлялось французскому реформатору, то есть он являлся фактически правителем Женевы. Другое учреждение Кальвина это консистория или коллегия старейшин. Это было и духовное, и светское учреждение, представляющее нечто среднее между инквизицией и судом. В консисторию входили все проповедники и ещё двенадцать горожан - старейшин. Они должны были преследовать богохульство, безнравственность, отступления от веры. Старейшины, надзирали за жизнью каждого члена общины, и, вместе с проповедниками, выносить наказания. Чтобы членам консистории было легче выполнять свои обязанности, им дали право входить в любую квартиру, а ежегодно проводить обход всего города. Когда служитель находит какой-нибудь признак нарушения нравственности или порядка, он обязан донести об этом консистории, через которую дело передаётся в судебный трибунал. Консистория существовала отдельно от других инстанций. Его работа была беспристрастна, так как старейшина совмещал в себе сразу три должности: он обвинял, он докладывал, и он же выступал судьёй. Учреждение было полностью независимо и в финансовой сфере, старейшины получали жалование из штрафных денег.

Помимо церковных реформ, Кальвин издал ряд законов наводивших порядок и в светской власти. Уже к 1543 году, когда были выполнены все церковные преобразования, реформатор установил точные рамки деятельности всех государственных органов, обязанности должностей. Он поставил новый строгий религиозный аристократический характер Женевы. Небольшим дисциплинарным преобразованиям подверглось и судебное дело. Кальвин пишет инструкции даже для пожарных, строителей, ночных сторожей.

Вся эта педантичность приводит к полному изменению Женевы. Из шумного, весёлого города она превращается в тихий огромный монастырь. Кальвина можно назвать теперь «женевским Папой», его слово решающее, он отдаёт распоряжения и собирает всю власть в руках немногих. Генеральное собрание граждан почти ликвидируется, Совет двухсот уходит на задний план, главный Совет затмевается коллегией проповедников. Власть сосредотачивается в руках малого собрания из двадцати пяти человек. Женева превращается в «монастырскую» олигархическую республику.

Но наряду с дисциплиной и спокойствием, существовала ещё и обратная сторона жизни в городе. При строгости порядка система наказаний тоже была не мягкой. Читая ордонансы, мы видим: смерть богохульнику, смерть подрывателю строя государства, смерть сыну, поднявшему руку на отца, смерть изменникам, смерть еретикам. Всё это не могло остаться без последствий, так получилось, что в сравнительно небольшой промежуток времени в Женеве произошло пятьдесят восемь смертных казней и семьдесят шесть декретов об изгнании, больше чем во всей Европе. Однако это только законченные процессы, само судопроизводство было ещё более жестоким, пытка считалась необходимым при допросе. Все судебные власти Женевы того времени придерживались мнения о том, что осуждение невинного - меньшее зло, чем безнаказанность виновного, по этому множество людей привлекались только за подозрение.

Особенный произвол суда можно было увидеть во времена эпидемии чумы, охватившей тогда всю Европу. Распространение болезни приписывалось отдельным людям, «отравителям», которых обвиняли в колдовстве. В 1545 году все темницы были пере полнены, пленных уже некуда было сажать. Эти процессы «отравителей» продолжались очень долго и с всё более нарастающей жестокостью, пока сам Кальвин не высказался против них.

Французский реформатор вносил свои исправления и ограничения во все сферы жизни. Он даже определял цвет и фасон костюмов, законы женской причёски и количество еды на столах. Исчезли все увеселения - театры, ярмарки, игры. Были созданы так называемые аббатства, в которых женевские граждане могли провести свой досуг и удовлетворить потребность в общении. Хозяин заведения следил за тем чтобы гости садились за стол с надлежащей молитвой, за нравственностью посетителей.

Женева, по определению французского историка Мишле, стала «городом духа, основанным стоицизмом на скале предопределения».

(Calvin, или Cauvin), основоположник одного из главных течений протестантизма , родился 10 июля 1509 года на севере Франции, в Пикардии, в городке Нойоне. Семья Кальвина принадлежала к старинной ремесленной буржуазии, но уже отец выдвинулся на почетное место прокурора и синдика местного соборного капитула. Способный к ученью мальчик был предназначен отцом сперва к духовному званию. Обеспеченный бенефицией, Жан получил возможность продолжить свое образование в лучших парижских коллежах. Сдержанный, строго замкнутый, целомудренно-нравственный юноша легко выделился своим острым умом среди товарищей, но не снискал их любви; он обличал их мелкие грешки, за что получил даже насмешливое прозвище «винительного падежа» (аккузатива).

Портрет Жана Кальвина

Следуя указаниям отца, затем усердно изучал право, слушая, между прочим, лекции гуманиста Альциати. Молодой ум привыкшего к контроверзам пикардийца подвергается тщательной закалке, мысль приобретает стройность и ясность, изощряется диалектика. Рано оторванный от семьи, весь ушедший в занятия, этот, по-видимому, сухой книжник умеет найти себе близких по духу среди товарищей и, холодный к отцу, к родине, способен на прочную дружескую привязанность. Под кажущейся холодностью таится страстная воля, непоколебимая уверенность в добытых путем упорного умственного труда убеждениях. Уже в 1532 году появляется первый ученый труд Жана Кальвина – комментарий к произведению Сенеки «De Clementia».

Но после этого в душе Кальвина происходит перелом, и он решительно становится на сторону церковной реформы , которой сочувствовали его ближайшие друзья. Вскоре он делается духовным руководителем парижского кружка сторонников реформы и с молодой пылкостью новообращенного убеждает своего друга ректора университета Николая Копа произнести публично сочиненную самим Кальвином речь об оправдании верой. И автор речи, и оратор едва смогли спастись от преследования раздраженных Сорбонны и парламента. Некоторое время Жан Кальвин путешествует на юге Франции, ликвидирует свои материальные отношения в Нойоне, посещает двор Маргариты Наваррской . Вернувшись в Париж, он вскоре принужден опять покинуть его вследствие жестоких гонений на сторонников реформы. Он переезжает в Базель и в 1536 году издает свое знаменитое «Наставление христианской веры» («Institutio religionis christianae»). Это его любимый главный труд, который тщательно обрабатывался реформатором в течение всей последующей жизни (6 прижизненных изданий!). Совершенствуя и обрабатывая свое «Наставление», Жан Кальвин дает стройную логическую систему нового реформационного учения - кальвинизма .

«Наставление в христианской вере» Кальвина. Женевское издание 1559 г.

После краткого пребывания в Базеле и затем при дворе герцогини Феррарской, Кальвин проездом попал в Женеву (1536 г.), в которой только что одержала верх реформация. Здесь он и остался, уступая просьбам духовного главы женевской общины, пылкого проповедника Гильома Фареля. Вместе с последним он начинает усердно работать над организацией молодой церковной общины, стремится ввести строгую дисциплину нравов. Это вызывает резкое сопротивление городского совета. Кальвин удаляется в Страсбург. Здесь он посвящает себя обработке своего «Наставления». Им овладевает отвращена к общественной деятельности, он жаждет покоя, стремится основать собственный семейный очаг и женится на тихой, болезненной вдове Иделетте Штордер. В то же время Кальвин принимает деятельное участие в съездах реформационных проповедников и сближается с Меланхтоном .

Но мысль о Женеве не покидает его. И обращение красноречивого гуманиста-кардинала Садолета к женевцам с призывом вернуться в лоно католической церкви встречает с его стороны горячую отповедь. Партия сторонников Фареля берет верх в Женеве, и Жан Кальвин вновь возвращается в 1541 г. Теперь он осуществляет религиозно-нравственную диктатуру консистории пасторов. И в последний раз сторонники твердой самостоятельной власти совета и свободомыслящие объединяются, чтобы избежать суровой моральной опеки, жестоко карающей тюрьмой и смертью даже мелкие проступки против нравственной дисциплины. В то же время Кальвину приходится бороться с Больсеком, отрицающим учение о предопределении, с германскими богословами, с гуманистом-протестантом Кастеллионом и защищать с напряжением всех сил собственную религиозную систему. Мало-помалу он превращается в догматического фанатика, не признающего никаких компромиссов, занятого только одной мыслью: дать торжество своей собственной догм. Непримиримый, холодный, «женевский папа» становится настоящим инквизитором и безжалостно расправляется с врагами, причем не всегда отделяет врагов своего дела от личных своих недругов. Никогда с памяти Кальвина невозможно будет стереть этого клейма инквизиторского фанатизма.

Реформаторы Женевы: Гийом Фарель, Жан Кальвин, Теодор Беза, Джон Нокс. "Стена реформаторов" в Женеве

В момент самой горячей борьбы является в Женеву талантливый естествоиспытатель и горячий сторонник учения антитринитариев (отрицания троичности Бога) . Уже раньше Кальвин, ненавидевший Сервета за его учение, косвенным путем сообщил католической инквизиции данные, уличавшие Сервета в авторстве еретической книги «Восстановление христианства». Теперь, пользуясь своей властью, Кальвин вооружает против него женевское правительство и посылает пылкого испанца на костер (1553 г.). Оппозиция терпит окончательное поражение на выборах 1555 года и частью гибнет на плахе, частью изгоняется из города. Кальвин становится направителем и внутренней и внешней политики Женевы, которая все более и более проникается религиозным настроением. 9 лет напряженной борьбы, неутомимая писательская деятельность ослабляют и истощают хрупкий организм Жана Кальвина, смерть уносит его сына и жену, но тем яростнее его энергия, тем жестче его суровое, непримиримое отношение к врагам. Его первоначальные монархические воззрения уступают место республиканским, хотя он не против мысли произвести религиозную революцию сверху.

Поощряя, увещевая, грозя и утешая, Кальвин переписывается со многими крупными политическими деятелями. Женева, благодаря его неусыпной деятельности, становится духовным центром реформации, её оплотом. Незадолго до смерти, в 1559 году, Кальвин устраивает академию для подготовки проповедников, которая должна была продолжать его дело. Вся эта неустанная деятельность рано состарила реформатора, и 27 мая 1564 года Жан Кальвин скончался после долгих страданий.

Литература о Жане Кальвине и кальвинизме

Кампшульте,

Думерг,

Боссерт,

Р. Виппер, «Церковь и государство в Женеве XVI века»

А. М. Васютинский, «Кальвинизм во Франции и Женеве» (Книга для чтения по новой истории, т. I).

Французский богослов и юрист, основатель кальвинизма (пуританства).

«Робкий, необщительный мальчик уже рано стал обнаруживать редкие способности. В городской школе он был первым. Семейство Моммор, одно из первых в этой местности, обратило внимание на талантливого мальчика, приблизило его к себе и позволило заниматься под руководством своего домашнего учителя. В этом-то доме, в обществе своих аристократических сверстников, Кальвин получил своё первоначальное образование; здесь он усвоил себе те несколько утончённые манеры, которые отличали его всегда от германского реформатора, те аристократические симпатии, которые отразились даже на самом характере его учения. […] … благодаря своим успехам, Кальвин скоро переводится в коллегию Монтегю, где, под руководством профессора-испанца, занимается изучением диалектики. По странному совпадению в этой самой коллегии несколько лет спустя слушал лекции другой знаменитый деятель, которому в истории церкви пришлось играть роль диаметрально противоположную той, какая выпала на долю нуайонского воспитанника. Это был испанец Игнатий Лойола .

Судя по тем немногим известиям, которые сохранились об этом периоде его жизни, Кальвин уже и тогда обнаруживал необыкновенно сосредоточенный характер. Он вёл тихую, уединенную жизнь, был очень религиозен и работал с усердием и усидчивостью, приводившими в изумление его учителей. В коллегии Монтегю он не только был первым, но даже до срока переводился в высший класс. Товарищи его, однако, не любили. Его сдержанность, нелюдимость, строгий нетерпимый тон и в особенности нотации, которые он позволял себе читать им по поводу их увлечений, раздражали их, вызывали к нему неприязнь. Они мстили своему обличителю насмешками и за склонность к обвинениям дали ему ироническое прозвище «винительный падеж». Зато учителя не могли нахвалиться талантливым, необыкновенно прилежным учеником и уже рано стали возлагать на него большие надежды».

Порозовская Б.Д., Жан Кальвин: его жизнь и реформаторская деятельность / Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки (переиздание биографической библиотеки Ф.Ф. Павленкова), М., «Республика», 1995 г., с. 172-173.

В 1533 году под влиянием идей Мартина Лютера , Жан Кальвин отрёкся от католической церкви. В этом же году он опубликовал первую версию сочинения: Institutio religionis christianae / Наставление в христианской вере, где систематизировал идеи Эразма Роттердамского , Мартина Лютера , Ульриха Цвингли и других реформаторов католической церкви, но выразил их в более категоричной форме. Иногда это сочинение называют «энциклопедией протестантизма»…

«Первоначальный план Кальвина, когда он задумал этот труд, состоял в том, чтобы дать соотечественникам краткое популярное изложение основных принципов нового ученья. Теперь, ввиду изменившихся обстоятельств, план этот подвергся некоторым изменениям. Противники Реформации должны были убедиться, что последователи её не только не придерживаются каких-либо разрушительных доктрин, но что они одни стоят на истинно евангельской почве, что истинная церковь лишь та, к которой принадлежат они, приверженцы так называемого нового, но в сущности первоначального, неискажённого христианского учения .

Сочинение, таким образом, должно было приобрести характер апологетически-полемический. Кроме того, чтобы сделать его доступным всему образованному миру, необходимо было издать его на латинском языке. В 1536 году в Базеле появилось первое издание «Наставления в христианской вере»; это был небольшой том.

С тех пор одно издание следовало за другим и каждый раз объём книги всё увеличивался. Это был главный, любимый труд реформатора, к которому он постоянно возвращался, отделывая детали, усиливая доказательства и пополняя пропуски.

В первом издании книга состояла всего лишь из 6 глав; последнее (6-е, при жизни реформатора) издание 1559 года состояло уже из 4 книг, подразделявшихся на 80 глав. За каждым латинским изданием обыкновенно следовал его французский перевод. Но, несмотря на эти переработки, основные идеи сочинения остаются одинаковыми во всех изданиях. Двадцатишестилетний автор исповедовал те же принципы, которые защищал до конца своей жизни».

Порозовская Б.Д., Жан Кальвин: его жизнь и реформаторская деятельность / Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки (переиздание биографической библиотеки Ф.Ф. Павленкова), М., «Республика», 1995 г., с. 186-187.

«Основная идея богословия Кальвина - это полная суверенность Бога. Кальвин имел величественную концепцию Бога и Его славы, которая так типична для некоторых пророков Ветхого завета. Он верил в полную греховность всех людей. Человек наследует вину греха от Адама и не может ничего сделать для своего собственного спасения, поскольку воля его полностью развращена. Затем Кальвин учил, что спасение - это дело безусловного выбора, не зависящего от человеческих достоинств или Божественного предвидения. Выбор же основывается на суверенной воле Бога и является двойным предопределением одних ко спасению, других к осуждению. Кальвин также полагал, что служение Христа на кресте совершилось лишь для тех, кто избран ко спасению. Эта вера проявляется в его учении об ограниченном примирении. Учение о неизбежной благодати является естественным следствием этого. Избранные будут спасены независимо от их собственного начального желания, когда Дух Святой неизбежно приведёт их ко Христу . Сохранность святых является последним важным положением в его системе: те, кто избран и кто неизбежно спасётся через работу Духа Святого, никогда не будет окончательно потерян».

Эрл Кернс, Дорогами христианства, М., «Протестант», 1992 г., с. 255-256.

«Согласно Кальвину, никакими усилиями человек не может изменить свою судьбу, но сам факт его усилий - знак принадлежности к спасённым. Добродетели, которыми должен обладать человек, - это скромность и умеренность, справедливость в том смысле, что каждый должен получить причитающуюся ему долю. «Добросовестное стяжание» - благочестие, соединяющее человека с Богом. Добродетелям и непрерывным усилиям кальвинизм придавал всё большее значение. Успехи в земной жизни - не что иное, как знак спасения. Кальвинизм требует, чтобы человек постоянно старался жить по-божески и никогда не ослаблял этого стремления . Оно должно быть непрерывным. Сам факт неутомимости человека в его усилиях, какие-то достижения в моральном совершенствовании или в мирских делах служат более или менее явным признаком того, что человек принадлежит к числу избранных. Деятельность служит не достижению какого-то результата, а выяснению будущего…»

Гуревич П.С., Философия человека, Часть 2, М., «ИФРАН», 2001 г., с. 20-21.

С 1536 года он жил в Женеве, где, в 1541 году, стал – за исключением небольшого перерыва – фактически диктатором города до конца своих дней и подчинил светскую власть протестантской церкви… (Интересно, что первоначально, бежавшего из Франции из-за религиозных преследований Жана Кальвина - как автора Institutio religionis christianae - попросили прочитать в Женеве ряд богословских лекций).

«Поддерживаемый некоторыми французскими эмигрантами, искавшими убежища в Женеве и горячо преданными делу Реформации. Кальвин обнаруживает неутомимую деятельность. Многочисленные проповеди, религиозное обучение детей и взрослых, строгий надзор за нравственностью жителей быстро подвигают дело Реформации. Часто проповедники являются в зал заседаний совета, произносят длинные увещевательные речи, и совет под их влиянием всё более усиливает свои строгости. В протоколах совета мы находим целый ряд самых строгих взысканий за сравнительно незначительные проступки. Так, например, азартный игрок выставляется у позорного столба с картами, привязанными к шее. Молодая женщина, явившаяся в церковь с завитыми по-модному волосами, присуждается к тюремному заключению на несколько дней, и вместе с ней и парикмахерша, убиравшая её голову. Запрещается всякая роскошь в костюмах, шумные публичные увеселения, танцы, употребление непристойных выражений и т.п. Постепенно город потерял своё обычное лицо, и вместо прежней шумной весёлости в нём водворяется почти монастырская тишина. В наказаниях закон не делал почти никаких исключений - богатые и бедные одинаково должны были ему подчиняться. Это обстоятельство первое время даже доставляло проповедникам известную популярность и простом народе. Но особенной беспощадностью они отличались в преследовании остатков католического культа. Всякий, кто сохранял у себя дома какую-нибудь икону, чётки или другую принадлежность старого культа, считался богоотступником и подвергался жестоким наказаниям».

Порозовская Б.Д., Жан Кальвин: его жизнь и реформаторская деятельность / Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки (переиздание биографической библиотеки Ф.Ф. Павленкова), М., «Республика», 1995 г., с. 207.

«Кальвин был также плодовитым автором посланий ко многим, кто обращался к нему за советом со всей Европы и Британских островов. Его послания и другие сочинения составляют примерно 57 томов в сочинениях Реформации. Сохранились до сих пор 2000 его проповедей».

Эрл Кернс, Дорогами христианства, М., «Протестант», 1992 г., с. 257.

Жан Кальвин (фр. Jean Calvin, ср.-франц. Jean Cauvin, лат. Ioannes Calvinus; 10 июля 1509, Нуайон - 27 мая 1564, Женева) - французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.

Рождение и детство

Жан Кальвин родился 10 июля 1509 года в городе Нуайон во французской провинции Пикардия. В возрасте 14 лет был отправлен отцом, адвокатом Жераром Ковеном, в Парижский университет для изучения гуманитарных наук и права.

Образование

В Париже изучал диалектику. Владел (?) церковным приходом, в котором в возрасте 18 лет выступал с проповедями. По совету отца вернулся в Париж и начал учиться на юриста. Из Парижа Жан переезжает в Орлеан, где работает под руководством известного юриста Пьера Стеллы, а затем переезжает в Бурж, где миланский юрист Альциати читал лекции в Буржском университете. Под руководством Альциати изучал римское право. У Мельхиора Вольмара начал изучать гуманитарные науки. После смерти отца, он бросает занятия юриспруденцией. Вольмар посоветовал Кальвину изучать теологию.

Кальвин изучает Библию, труды реформаторов, включая Мартина Лютера. Кальвин не выходит из католической церкви, проповедует идеи очищения церкви. Окончил курс наук со степенью лиценциата. Летом 1531 года уезжает в Париж, где продолжает самостоятельное образование. Получал незначительные доходы от двух церковных приходов. Весной 1532 года публикует на собственные средства свой первый научный труд - комментарии к трактату Сенеки «О кротости». В 1532 году получил в Орлеане докторскую степень.

Протестант

Во второй половине 1532 года становится протестантом. Кальвин познакомился с купцом Этьеном Делафорже, лавка которого использовалась для встреч протестантов. Кальвин читает проповеди в лавке.

В октябре 1533 года Кальвин пишет речь «О христианской философии» для Николя Копа - ректора университета. После произнесения речи ректор был вынужден сбежать в Базель. Против Кальвина, как автора речи, также начато преследование, и он в крестьянской одежде покинул Париж. Под чужим именем скрывался на юге Франции. В мае 1534 года отказался от своих приходов. Некоторое время жил при дворе Маргариты Наваррской. Написал свой первый теологический труд «Сон душ». Кальвин планировал вернуться в Париж, но после скандала с распространением протестантской пропаганды в королевском дворце 29 января 1535 года в Париже были сожжены шесть протестантов. Кальвин окончательно покидает Францию.

В Базеле

Кальвин поселяется в Базеле, где жили многие французские эмигранты. Живёт под чужим именем. Принимает участие в переводе Библии на французский язык, заканчивает свой труд «Наставление в христианской вере».

«Наставление в христианской вере» впервые было издано в 1536 году в Базеле. Основные идеи, изложенные в сочинении: каждая церковная община должна пользоваться самоуправлением в делах веры, самостоятельно организовывать свое церковное управление, охранять свою веру.

Весной 1536 года Кальвин посещает город Феррара, живёт при дворе герцогини Феррарской Рене, дочери короля Людовика XII. Кальвину удалось склонить герцогиню к Реформации; их переписка продолжалась до его смерти. Из Италии Кальвин вернулся в Нуайон, планирует переехать в Базель. Из-за войны поехал в Базель через Женеву.

В Женеве

В Женеве светская и духовная власть была сосредоточена в руках епископа. Епископ избирался соборным капитулом. Епископу подчинялся Совет, также избираемый из членов соборного капитула. Совету подчинялся суд. Исполнительная власть принадлежала Савойскому графу (позднее герцогу). Городская община пользовалась широкими правами самоуправления.

Город был крупным торговым центром, привлекавшим большое количество иностранцев. С октября 1532 года в Женеве вёл свою деятельность реформатор Гийом Фарель. В 1536 году Женева добилась независимости при условии соблюдения нейтралитета. С 1535 года протестантизм был признан господствующей религией в Женеве, а Собор Святого Петра из католического стал реформатским.

В июле 1536 года Кальвин остановился на одну ночь в гостинице Женевы. Старые парижские друзья Кальвина сообщили Г. Фарелю, что в городе появился автор «Наставления в христианской вере». Фарель просит Кальвина остаться в городе и принять участие в организации новой церкви. Кальвин уезжает в Базель, но в конце августа возвращается в Женеву.

Кальвин пишет «Катехизис» - краткое изложение своих взглядов на реформацию. В 1537 году Катехизис единогласно был принят городским советом, и граждане Женевы начали приносить присягу новой формуле веры. В городе устанавливаются строгие порядки, у Кальвина и реформаторов появляется оппозиция.

3 февраля 1538 года состоялись выборы нового совета; в совет попало большое число противников реформации. 23 апреля Генеральное собрание требует изгнания из Женевы Кальвина и Фареля в 3-х дневный срок. Кальвин и Фарель уезжают в Берн, выступают на Швейцарском синоде в Цюрихе. Берн безуспешно пытался убедить совет Женевы вернуть проповедников. Кальвин и Фарель принимают решение ехать в Базель. Фареля пригласили проповедником в Невшатель, а Кальвина - в Страсбург.

В Страсбурге

В Страсбурге Кальвина назначили лектором при академии и проповедником при французской церкви Святого Николая. На лекции Кальвина приезжало много слушателей из Франции и Англии. В Страсбурге, как и в Женеве, Кальвин вновь попытался установить строгие церковные порядки. В Страсбурге Кальвин близко знакомится с немецкими теологами.

В 1539 году были опубликованы второе издание «Наставления в христианской вере», толкование «Послания к Римлянам» и «Небольшой трактат о Святом причастии». Летом 1539 года Кальвин принял страсбургское гражданство, записавшись в цех портных. В сентябре 1540 года Кальвин женился на вдове Иделетте Штордер.

В отсутствие Кальвина католическая церковь предприняла попытку вернуть своё влияние в Женеве, а политические противники Кальвина были казнены или погибли.

21 сентября 1540 года совет Женевы принимает решение просить Кальвина вернуться в Женеву. Совет пишет несколько писем Кальвину, посылает делегатов, и летом 1541 года Кальвин принимает решение вернуться в Женеву и 13 сентября возвращается в город.

Идеи Кальвина

Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то Кальвин пошёл дальше - он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Протестантская Реформация церкви по Кальвину характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистицизму. Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины - суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём.

С точки зрения Кальвина, от человека не зависит, принять дар благодати или противиться ему, так как это совершается помимо его воли. Вероятно, из лютеровских посылок он сделал вывод о том, что раз одни принимают веру и обретают ее в своей душе, а другие оказываются не имеющими веры, то из этого следует, что одни от века Богом предопределены к погибели, а другие от века Богом же предопределены ко спасению. Это учение о безусловном предопределении одних к погибели, а других ко спасению.

Предопределение, по этому учению, совершается в Совете Божием, на путях Промысла Божия вне зависимости от волеизъявления человека, его образа мыслей и жизни.

Реформы Кальвина

В Женеве Кальвин представил проект устава церкви, который был утверждён 20 ноября Генеральным собранием граждан. Устав предусматривал избрание 12 старейшин, которые должны были надзирать за жизнью членов общины. В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть. Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер. Постепенно вся городская власть концентрируется в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние.

Широко применялась смертная казнь. Только в 1546 году в Женеве было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании из города. Самым известным актом расправы над неугодными является казнь антитринитария Мигеля Сервета.

В 1555 году были разгромлены последние противники Кальвина - либертины. За время жизни Кальвина в Женеве в городе постепенно установился режим, напоминавший теократическую диктатуру. Его так и называли - «Женевский папа». Тем не менее организация Кальвинистской церкви сохранила сравнительно демократический характер.

Кальвин, несмотря на идею об угодности зажиточного человека Богу, не считал достойным подчеркивать свою зажиточность. Это требование он распространил на всю паству. Постепенно в Женеве не осталось ни одного театра, зеркала разбивались за ненужностью, изящные прически подвергались всеобщей обструкции.

Наставление в христианской вере, Женева, 1559

Женева превратилась в центр реформации. Реформаторские идеи Кальвина не только получили широкое распространение в Швейцарии, но вскоре стали популярны во многих странах мира. В 1559 году Кальвин открыл Женевскую академию - высшее богословское заведение для подготовки проповедников. Кальвин ведёт активную церковную деятельность. Переписывается с европейскими аристократами, продолжает читать лекции и проповедовать. 6 февраля 1564 года Кальвин из-за болезни не смог завершить свою лекцию.

Жан Кальвин умер 27 мая 1564 года в 8 часов вечера. Он был похоронен без церемоний, без памятника на могиле. Вскоре место его захоронения было утеряно.

После смерти Кальвина старшиной женевских церквей стал Теодор Беза.

Сочинения

Кальвин оставил большое количество трудов: комментарии почти ко всем книгам Библии, полемические сочинения, политические памфлеты и научно-богословские трактаты. Было издано большое количество проповедей, записанных последователями. Около 3 тысяч рукописных проповедей и лекций хранится в библиотеках Швейцарии. Известно около 1300 писем на различные темы. Большая часть писем адресована Г. Фарелю. Многие книги были посвящены правителям государств, что было поводом для завязывания отношений. Например, комментарий к апостолам Кальвин посвятил датскому королю Кристиану, комментарий к 12 малым пророкам посвящён Густаву Вазе Шведскому. А в начале своего opus magnum - главного труда - «Наставление в христианской вере» реформатор написал обращение королю Франции Франциску I.

Особое место в учении Кальвина занимала идея божественного предопределения.

Влияние идей Кальвина

Идеи Кальвина положили начало широкому развитию индивидуализма, содействовали в различных странах приобретению политической независимости:

  • Освобождение Нидерландов от власти Филиппа II
  • Национальная пресвитерианская церковь Шотландии основана учеником Кальвина Джоном Ноксом,
  • Английская революция XVII века.

В Великом княжестве Литовском и Польше Кальвин вёл переписку с приверженцами реформации, в том числе с князем Радзивиллом и краковским воеводой Тарновским. Кальвин предлагал королю Сигизмунду II Августу стать во главе реформации. В Англии Кальвин переписывался с герцогом Сомерсетом - регентом и воспитателем Эдуарда VI, а также с архиепископом Кранмером.

Литература

  • Кальвин, Жан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Жан Кальвин. Наставление в христианской вере. Полный текст
  • Виппер Р. Ю. Церковь и государство в Женеве в эпоху кальвинизма. - СПб., 1893.
  • Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. - М., 1991. - С. 61-272.
  • Bouswa W. J. John Calvin. A sixteenth-century portrait. - Cambridge, 1984.
  • Павленков Ф. Овчинников В. Биографическая библиотека Ф. Павленкова: Жизнь замечательных людей: В 3 т. - М.: Олма. - ISBN 5224031214
  • Д. Б. Порозовская. Иоган Кальвин. Его жизнь и реформаторская деятельность. - СПб.: Типография Ю. Н. Эрлих, 1891.

Одним из признаков современности является рост влияния церкви на людей. Наряду с церквями православными и католическими в России все чаще появляются так называемые протестантские. Одной из наиболее устойчивых в этом отношении является кальвинистская церковь. В этой статье вы сможете почерпнуть информацию о ее основателе Ж. Кальвине, узнать о кальвинистском вероучении, понять, в чем его основные отличия и как проводятся обряды.

Как произошло разделение вер

Предпосылкой исторического разделения вер можно считать борьбу между существующим в Западной Европе феодальным строем и зарождающимся капиталистическим. Церковь во все века играла в политической жизни государств немаловажную роль. Противостояние, приведшее к разделению людей путем религии и вероисповедания, проявилось в лоне

Началось все с выступления Мартина Лютера, известного доктора богословия из Виттенбергского университета, которое состоялось в конце октября 1517 года. Он обнародовал «95 тезисов», в которых предъявил претензии к канонам Критике предавались:

  • образ жизни католических священников, погрязших в роскоши и пороках;
  • продажа индульгенций;
  • отрицалось католиков, права церквей и монастырей на земельные наделы.

Реформаторы, являющиеся сторонниками Мартина Лютера, считали ненужной иерархию католической церкви, а также духовенство.

Почему появилось кальвинистское учение

Ряды реформаторского движения ширились, но это не значит, что сторонники во всем были согласны с основоположником противоречащего вероисповедания. В результате возникали разные направления в протестантизме. Как один из самых ярких примеров можно рассматривать кальвинизм. Его часто сравнивают с новыми жизненными силами Реформации.

Это вероучение было более радикальным. Мартин Лютер в основу Реформации ставил необходимость очистить церковь от всего, что противоречит Библии и ее основополагающим принципам. А учение Кальвина предполагает, что нужно убрать из церкви все, что Библия не требует. Также данное вероисповедание культивирует суверенитет Бога, а именно, его полную власть везде и во всем.

Кто такой Жан Кальвин (немного биографии)

Что же представлял собой ставший всемирно известным основатель кальвинизма? Это движение, собственно, и получило название в честь своего руководителя. А возглавил его Жан Кальвин (1509-1564 г.).

Он родился на севере Франции в городе Нуайоне в июле 1509 и был довольно образованным человеком для своего времени. Учился в Париже и Орлеане, после чего мог заниматься как юридической практикой, так и теологией. Приверженность идеям реформаторства не прошла для него бесследно. Юноше в 1533 году запретили находиться в Париже. С этого момента начинается новая веха в жизни Кальвина.

Он полностью посвящает себя богословию и проповедованию протестантства. К этому времени Жан серьезно занялся разработкой основ вероучения кальвинистов. И в 1536 году они были готовы. На тот момент Жан Кальвин проживал в Женеве.

Побеждает сильнейший

Между сторонниками и противниками Кальвина велась постоянная яростная борьба. Победу в итоге одержали кальвинисты, и Женева стала признанным центром кальвинистской Реформации с безграничной диктатурой и неоспоримым авторитетом церкви во всех вопросах власти и правления. А самого Кальвина с этого момента, учитывая его заслуги в создании новой ветви религии, называли не иначе как Женевский Папа.

Скончался Жан Кальвин в возрасте 55 лет в Женеве, оставив после себя главный труд «Наставление в христианской вере» и мощную армию последователей из многих стран Западной Европы. Его учение получило широкое развитие в Англии, Шотландии, Нидерландах и Франции и стало одним из основных направлений протестантизма.

Как организована кальвинистская церковь

Представление о церкви, соответствующей этому вероучению, у Кальвина сложилось не сразу. На первых порах он не ставил своей целью создать церковь, но позже для ведения борьбы с контрреформацией и разными ересями необходима была церковная организация, которая была бы построена на республиканских основах и имела бы авторитет.

Устройство кальвинистской церкви виделось Кальвину изначально как объединение общин во главе с пресвитером, которого избирали из светских членов общины. Обязанностью проповедников было ведение проповеди религиозно-нравственной направленности. Обратите внимание: они не имели священнического сана. Пресвитеры и проповедники ведали религиозной жизнью общины и решали участь ее членов, совершивших аморальные и антирелигиозные проступки.

Позже консистории, которые состояли из пресвитеров и проповедников (министров), стали руководить всеми делами общины.

Все, что касалось основ кальвинистского вероучения, выносилось на обсуждение собрания министров - конгрегации. Затем они преобразовались в синоды, чтобы бороться с ересью и защищать вероучение и культ.

Организация кальвинистской церкви позволила сделать ее более боеспособной, сплоченной и гибкой. Она отличалась нетерпимостью к сектантским учениям и с особой жестокостью расправлялась с инакомыслящими.

Строгость в быту и воспитании - основа кальвинизма

Что касается главенствующей роли государства или церкви, то вопрос решался однозначно в пользу последней.

Ведущее предусматривало чрезмерную строгость в нравственном воспитании и в быту. Ни о каком стремлении к роскоши и праздному образу жизни не могло быть и речи. Только труд кальвинистская церковь ставила во главу угла и рассматривала как приоритетную форму служения Творцу. Все доходы от трудовой деятельности верующих должны сразу пускаться в оборот, а не откладываться на черный день. Отсюда и произошел один из главных постулатов кальвинизма. Его кальвинистская церковь кратко трактует следующим образом: «Судьба человека полностью и во всех проявления предопределена Богом». Судить об отношении Всевышнего к нему человек мог исключительно по своим успехам в жизни.

Обряды

Кальвин вместе со своими последователями признавали лишь два обряда: крещение и евхаристию.

Кальвинистская церковь считает, что благодать никак не связана со священнодействиями или внешними знаками. Исходя из учений Ж. Кальвина, отметим, что таинства не имеют ни символического, ни благодатного значения.

Один из обрядов, признаваемый кальвинистской церковью - это крещение. Проводится оно путем окропления. Учение Кальвина на крещение имеет свой взгляд. Некрещеный человек не может быть спасен, но и крещение не является гарантией спасения души. Оно не освобождает человека от первородного греха, он остается и после обряда.

Что касается евхаристии, то люди вкушают благодать, но это не является вкушением от Тела и Крови Христовых, а воссоединиться со Спасителем можно и читая Слово Божие.

Евхаристия в этой церкви проводится единожды в месяц, но необязательна, поэтому на обряде может вообще отсутствовать.

Интерпретация Библии по Кальвину

Кальвинизм относится к протестантскому вероисповеданию, а это значит, что основополагающие его правила как бы протестуют против того, как воспринимают Библию православные христиане и католики. Интерпретация Библии по Кальвину, возможно, многим будет непонятна, но в созданную им позицию веруют многие люди и по сей день, поэтому их выбор нужно уважать. Например, Кальвин был уверен, что человек изначально существо порочное и никоим образом повлиять на спасение своей души не может. Также в его учении утверждается, что Иисус принял смерть не за все человечество, а лишь чтобы снять грехи с неких избранных, «откупить» их у дьявола. Отталкиваясь от этих и вытекающих из них позиций, сформировались основные каноны кальвинизма:

  • абсолютная порочность человека;
  • избранность Богом без оснований или условий;
  • частичное искупление грехов;
  • непреодолимая благодать;
  • безоговорочная безопасность.

Если говорить на простом языке, то это можно объяснить следующим образом. Появляясь на свет от греха, человек уже порочен. Он абсолютно испорчен и самостоятельно исправиться не может. Если же он будет по какой-то причине избран Богом, то его благодать будет надежной защитой от грехов. И в этом случае избранный находится в полной безопасности. Следовательно, человеку, чтобы избежать ада, нужно сделать все, чтобы его своей благодатью отметил Господь.

Развитие продолжается

Кальвинистская церковь и ее сторонники все чаще появляются в Восточной Европе, что наглядно демонстрирует расширение географических границ учения. На сегодняшний день кальвинисты не столь радикальны и более толерантны.

Loading...Loading...