Аристотель о философии как науке. Философия аристотеля, ее основные идеи

Великий древнегреческий философ Аристотель, который проживал в 384 – 322 годах до нашей эры, оставил в своих фундаментальных трудах великое наследие.

Аристотель был учеником немало известного античного философа Платона, однако, о чем гласит известное изречение Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже», философ пошел своей дорогой и не стал последователем философских взглядов Платона. Считается, что именно это событие дало толчок к появлению двух размежеваний в философии на идеалистическую, собственно кои взгляды и представлял Платон, а также материалистической, последователем которой был Аристотель.

Собственно, на материалистических представлениях и строится философское учение Аристотеля. По его мнению, сущность, то есть причина всего существующего бытия, заключается в материи или субстрате, а это то, из чего все и возникает.

Нельзя рассматривать философские взгляды Аристотеля о сущности бытия без диалектических его взглядов. Диалектика Аристотеля заключалась в изучении противоположных знаний, источником которых был чувственный опыт. Именно исходящие из опыта знания, причем те, которые противоположны, могут дать самую достоверную картину бытия. На пересечении различных суждений, мнений, знания и рождается истинности.

Как отец логики, Аристотель также считал, что лишь путем восприятия чувственного познания, мы не можем достигнуть желаемой достоверности, поэтому нужно подключать еще и деятельность мозга – логики. Существует три трактата по логике, которые вышли из-под руки известного античного мыслителя.

Благодаря логике, как рассуждал Аристотель, потенциальное знание становится существенным. Логику нужно разрабатывать, ведь она также не дается человеку от рождения – надо научится совмещать факты, проверять их на истинность, концентрировать внимание на сущности этих фактов.

Поиск истины облегчается в учении Аристотеля, ведь он вводит категории, в рамках которых мы можем исследовать интересующие нас объекты: количество, сущность, качество, страдание, действие, время, состояние, положение, место, отношение. Можно предполагать, представлять себе эти категории критериями отбора научного знания, которое попадает в площину нашего познания.

Великому уму этого мыслителя также принадлежит классификация наук: существуют теоретические науки, практические, которые он еще называет нормативными, поэтические науки.

Под поэтическими науками Аристотель понимал те, которые регулируют производство предметов, смежные науки, а именно риторика. Практические науки относятся к практическому роду действия, но не к выработку чего-то, а к регулированию, например, политика является главенствующей единицей в системе практических или нормативных наук. Что касается теоретических наук, то к их числу известный древнегреческий философ относит математику, физику и, конечно же, философию.

Как известно из-под пера Аристотеля также вышел трактат по этике. В нем философ рассмотрел фундаментальные понятия добра и зла, а сосредоточил свое внимание на понятии блага и добродетели. Добро и благо переходят из теоретического поля в рассуждениях Аристотеля в практическое, ведь суть добра, по мнению философа, заключается не просто в осознании, что такое добро, а в господстве разумного над чувственным именно в моменты принятия решения.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Философия Аристотеля

Наше представление о древнегреческой философии будет неполным без анализа философского наследия Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.), одного из величайших мыслителей в истории человеческой цивилизации. Аристотель родился в Стагире, именно поэтому его иногда называют Стагиритом. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель становится слушателем Платоновской академии и остается там в течение двадцати лет до смерти Платона. Покинув академию, он восемь лет был воспитателем знаменитого царя и полководца Александра Македонского. В 335 - 334 гг. неподалеку от Афин организовал учебное заведение под названием Ликей, где он вместе со своими последователями обучал учеников философии. Характеризуя взгляды Аристотеля, следует сказать, что вначале он находился под сильным влиянием учения Платона, но постепенно освободился от него, затем подвергает его критическому анализу и создает собственное философское учение. Поражает масштаб деятельности древнегреческого мыслителя. Практически не было в тот период науки, которой не коснулся бы Аристотель и в развитие которой он не внес бы свою лепту. Вот название лишь некоторых его работ, по которым можно составить представление о его научных интересах: «Категории», «Аналитика первая и вторая», «Физика», «О небесных явлениях», «О душе», «История животных», «Политика», «Об искусстве поэзии», «Метафизика».

В отличие от Платона, рассматривавшего в качестве всего сущего лишь идеи, Аристотель с других позиций трактует соотношение в бытии общего и единичного, реального и логического. Он не противопоставляет и не разделяет их, как это делал Платон, а объединяет. Сущность, а также то, чьей сущностью она является, не могут, согласно Аристотелю, существовать раздельно. Сущность находится в самом предмете, а не вне его и они составляют единое целое. Свое учение Аристотель начинает с выяснения того, какая наука или науки должны изучать бытие. Такой наукой, которая бы, абстрагируясь от отдельных свойств бытия (например, количество, движение), могла бы познать сущность бытия, является философия. В отличие от других наук, которые изучают различные стороны, свойства бытия, философия изучает то, что определяет сущность бытия.

Сущность, считает Аристотель, это то, что лежит в основе: в одном смысле - это материя, в другом - понятие и форма, а на третьем месте-то, что состоит из материи и формы. При этом под материей подразумевается нечто неопределенное, которое «само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определенно сущее». По Аристотелю, материя принимает определенность только с помощью формы. Без формы материя выступает лишь как возможность, и только приобретая форму, она превращается в действительность.

Сущность - причина не только реально существующего, но и будущего бытия.

В рамках этой парадигмы Аристотель определяет четыре причины, детерминирующие бытие:

сущность и суть бытия, благодаря чему вещь такова, какова она есть;

материя и субстрат - это то, из чего все возникает;

движущая причина, означающая принцип движения;

достижение поставленной цели и блага как закономерный результат деятельности.

Идеи Аристотеля о познании существенным образом переплетаются с его логическим учением и диалектикой и дополняются ими. В области познания Аристотель не только признавал значение диалога, спора, дискуссии в достижении истины, но и выдвинул новые принципы и идеи о познании и, в частности, учение о знании правдоподобном и вероятностном или диалектическом, ведущем к знанию достоверному, или аподиктическому. Согласно Аристотелю, диалектике доступно вероятностное и правдоподобное знание, а истинное знание, построенное на необходимо истинных положениях, присуще только аподиктическому знанию. Разумеется, «аподиктическое» и «диалектическое» не противопоставляются друг другу, они связаны между собой. Диалектические знания, опирающиеся на чувственное восприятие, исходящее из опыта и движущееся в области несовместимых противоположностей, дает только вероятностное знание, т.е. более или менее правдоподобное мнение о предмете исследования. Чтобы придать этому знанию большую степень достоверности, следует сопоставлять различные мнения, суждения, существующие или выдвигаемые по выявлении сущности познаваемого явления. Однако несмотря на все эти приемы получить таким путем достоверное знание невозможно.

Истинное знание, согласно Аристотелю, достигается не с помощью чувственного восприятия или путем опыта, а благодаря деятельности ума, который обладает необходимыми способностями для достижения истины.

Эти качества ума присущи человеку не от рождения. Они существуют у него потенциально. Чтобы эти способности проявились, необходимо целенаправленно собрать факты, сконцентрировать ум на исследовании сущности этих фактов и лишь тогда станет возможным истинное знание. Поскольку из способностей мыслить, обладая которыми, мы познаем истину, - считает Аристотель - одними всегда постигается истина, а другие ведут также к ошибкам (например, мнение и рассуждение), истину же всегда дают наука и ум, то и никакой другой род (познания), кроме ума, не является более точным, чем наука. К теории познания Аристотеля вплотную примыкает его логика. Хотя логика у Аристотеля по содержанию имеет формальный характер, она является многопрофильной, так как включает в себя учение о бытии и учение об истине и познании.

Поиск истины осуществляется через силлогизмы (умозаключения) с использованием индукции и дедукции. Существенным элементом поисков истины выступают десять категорий Аристотеля (сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание), которые он рассматривает как тесно взаимосвязанные друг с другом, подвижные и текучие. Вот один из примеров, показывающих, как с помощью логического анализа можно познать истину. Из двух силлогизмов: «все люди смертны» и «Сократ есть человек», можно сделать вывод, что «Сократ смертен». Нельзя не отметить вклад Аристотеля в классификацию наук. До Аристотеля хотя уже и существовали различные науки, но они были разрознены, отдалены друг от друга, не определена была их направленность. Естественно, это создавало определенные трудности и в их изучении, и в определении их предмета, и в области применения. Аристотель был первым, кто провел как бы инвентаризацию имеющихся наук и определил их направленность. Существовавшие науки он разделил на три группы: теоретические, куда вошли физика, математика и философия; практические или нормативные, в рамках которых политика выступает одной из главнейших; поэтические науки, которые регулируют производство различных предметов.

В области социальной философии Аристотель выдвинул также глубокие идеи, что дает основание рассматривать его как мыслителя, стоявшего у истоков наших современных представлений об обществе, государстве, семье, человеке, праве, равенстве. Происхождение общественной жизни, формирование государства Аристотель объясняет не божественными, а земными причинами. Согласно Аристотелю, государство возникает естественным путем для удовлетворения жизненных потребностей, а цель его существования - достижение блага людей. Государство выступает как высшая форма общения между людьми, благодаря чему все другие формы человеческих отношений достигают совершенства и завершения. Естественное происхождение государства объясняется тем, что во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо. Выясняя сущность человека, закономерности его становления, Аристотель считает, что человек, по природе своей, существо политическое и свое завершение, можно сказать, совершенство он получает в государстве. Природа наделила человека интеллектуальной и моральной силой, которые он может использовать и во благо, и во зло.

Если человек обладает нравственными устоями, то он может достигнуть совершенства. Человек, лишенный нравственных устоев, оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах. Касаясь соотношения и соподчиненности триады: государство, семья, индивид, Аристотель считает, что «государство по своей природе предшествует индивиду», что природа государства стоит впереди природы семьи и индивида, а посему «необходимо, чтобы целое предшествовало части». Государство, и в этом Аристотель следует за Платоном, представляет собой некое единство составляющих его элементов, правда, не такое централизованное, как у Платона. Форму государственного правления Аристотель характеризует как политическую систему, олицетворяемую верховной властью в государстве. В зависимости от числа властвующих (один, немногие, большинство) определяется форма государства. При этом существуют как правильные, так и неправильные формы правления. Критерием правильных форм правления является их служение общим государственным интересам, неправильных - стремление к личному благу, выгоде. Тремя правильными формами государства выступают монархическое правление (царская власть), аристократия и политика (политика - это правление большинства, объединяющее в себя лучшие стороны аристократии и демократии). Ошибочные, неправильные - тирания, олигархия, демократия. В свою очередь, каждая форма имеет несколько разновидностей. Основную причину возмущения людей, приводящих порой к смене форм правления, в том числе, в результате государственных переворотов, Аристотель видит в отсутствии в государстве равенства. Именно ради достижения равенства осуществляются перевороты и восстания. В вопросе о земле Аристотель считает, что должны существовать две формы собственности на землю: одна предполагает общее пользование землей государством, другая - частное владение гражданами, которые должны на дружественных началах предоставлять выращенные продукты в общее пользование других граждан.

Законодательство в государстве - это неотъемлемая часть политики. Законодатели должны это учитывать всегда с тем, чтобы умело и адекватно отражать в законах своеобразие данного государственного строя и тем самым способствовать сохранению и укреплению существующей системы отношений.

мыслитель философия аристотель

Так же, как человек достигнув полного развития, становится лучшим из животных, то освободившись от закона и справедливости, он становится худшим из них.

Аристотель

Наш рассказ о древнегреческой философии получается одновременно рассказом об учителях и учениках. Платон был любимым и, безусловно, самым выдающимся учеником Сократа. Но у него самого был не менее выдающийся ученик, которого многие исследователи считают основоположником современного научного мышления, - Аристотель (384-322 до н. э.). Кстати, об учениках: учеником Аристотеля был Александр Македонский, тот самый, на которого позднее равнялся Юлий Цезарь, переживая: «В мои годы Александр уже завоевал полмира, а я?». Эта линия - учителей и учеников - может завести довольно далеко: в истории человечества все самым удивительным образом взаимосвязано. Взаимосвязь эта прослеживается и в философском плане, потому что проблема общего и единичного, сформулированная Сократом, нашла свое преломление не только в платоновской теории идей, но и в работах Аристотеля.

Жизнь Аристотеля

Аристотель родился в полисе Стагира в семье известного врача Никомаха. Его отец был придворным врачом македонского царя. Быть врачом означало в Древней Греции занимать высокое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии. Возможно, именно из-за профессии отца Аристотель впоследствии так много времени посвятил естественно-научным занятиям.

Семнадцатилетним юношей Аристотель приехал в Афины и стал слушателем Академии Платона. Он оставался там до самой смерти учителя - двадцать лет, сначала как ученик, а затем и преподаватель. В Академии он быстро выдвинулся среди других академиков, причем в силу своей одаренности он не стал простым продолжателем и популяризатором платоновских идей. У него возникали теоретические расхождения с учителем, еще при жизни Платона он выдвигал самостоятельные идеи, с которыми Платон не соглашался. В конце концов Аристотель создал свою оригинальную философскую систему, которая вовсе не была похожа на платоновскую. Именно Аристотель произнес знаменитую фразу: «Платон мне друг, но истина дороже».

Аристотель

После смерти Платона Аристотель покинул Афины, жил в различных греческих полисах, а в 343 г. до н. э. Филипп Македонский пригласил его воспитателем к своему тринадцатилетнему сыну Александру - будущему прославленному полководцу, чья держава раскинется до самой Индии. Когда Александр стал царем Македонии, Аристотель вновь вернулся в Афины.

К этому времени Аристотель был уже умудренным опытом 50-летним мужем, он написал много трактатов на различные темы: работы по физике, этике, медицине, логике, биологии, политике, экономике, праву, риторике, поэтике, астрономии и др. Стиль мышления Аристотеля совсем не походил на платоновский. Это был не мечтатель, не поэт, не творец мифов, это был человек с систематическим складом ума, страстный естествоиспытатель. Он занимался разными науками, создал первую классификацию живых существ, положив начало биологии; изучал человеческие эмоции и стал основателем психологии; сформулировал основные законы логики, которые и до сих пор преподаются в школах и университетах; основываясь на доступных ему физических данных, пытался найти законы климата, заложив основания метеорологии; исследовал законы театра и т. д. Один только перечень произведений Аристотеля показывает эн-циклопедичность его учения. В нем не только охвачены все области знания того времени, но и произведена его классификация, - впервые из философии как таковой были выделены специальные науки. Подводя итог, можно сказать, что Аристотель строил науку как единую систему.

Поэтому неудивительно, что он, по примеру своего учителя, тоже основал в Афинах школу, получившую название Ликей. Все современные лицеи ведут свою историю именно от школы Аристотеля, посвященной Аполлону Ликейскому (отсюда и название). Школа располагалась в саду и Аристотель имел обыкновение беседовать с учениками, прогуливаясь по дорожкам. Поэтому Ликей прозвали перипатетической школой, а учеников

Аристотеля - перипатетиками, что в переводе с греческого означает «прогуливающиеся».

Скоропостижная смерть Александра Македонского вызвала во многих греческих городах антимакедонские волнения. Аристотель, связь которого с македонским двором была очевидна, был обвинен в богохульстве. Не дожидаясь суда, он передал управление Ликеем одному из своих последователей, уехал из Афин и вскоре умер.

Классификация наук

Аристотель разделял науки на три части - теоретические, практические и творческие, а инструментом, с помощью которого ведется научное исследование, он считал логику. Целью теоретических наук является истина сама по себе, познание ради познания, потому они свободны и бескорыстны, в отличие от практических наук. Целью творческих наук является создание прекрасного.

Теоретическая деятельность представлена тремя дисциплинами: физикой, математикой и первой философией (или метафизикой). Что такое физика и математика, вы знаете, а вот что такое «первая философия»?

Метафизика, или «первая философия»

Философией в античности называлось любое теоретическое знание, но Аристотель впервые попытался выделить предмет собственно философии. Он называл ее «первой философией». В отличие от физики, изучающей реальный мир наблюдаемых предметов, и математики, которая имеет дело с абстракциями в человеческом мышлении, «первая философия» занимается принципами бытия. Ведь Аристотель - все-таки ученик Платона, поэтому для него тоже было очевидно, что видимые явления и предметы суть проявления неизменных духовных сущностей, что мир, кроме «поверхности», имеет «подкладку», и вот изучением этой «подкладки» и должна, по его мысли, заниматься «первая философия».

А при чем здесь слово «метафизика»? Дело в том, что в середине I в. до н. э. в городе Александрии ученый Андроник Родосский отредактировал сохранившиеся аристотелевские сочинения и собрал их в книги. Получилось так, что несколько близких по тематике фрагментов он соединил вместе и поместил в книге вслед за разделом «Физика». Так и появилось слово «метафизика» - по-гречески это означает «то, что идет за физикой». Но поскольку эти собранные воедино отрывки говорили о предмете «первой философии», термином «метафизика » стали обозначать учение о вечных началах и принципах бытия, лежащих за миром чувственно воспринимаемых предметов и постигаемых только с помощью разума. То есть, речь опять-таки шла не о единичных изменчивых вещах, а об общем , которое в них проявляется. Тут можно выстроить линию в постановке этой проблемы: Сократ - Платон - Аристотель.

Форма и материя

Так уж развивается наука и философия, что ученики обычно начинают с критики взглядов своих учителей, благодаря этому и происходит движение мысли вперед. Аристотель не был исключением. С его точки зрения, нет никаких доказательств существования двух миров, мир один, но в нем есть место и общему, и единичному. Каким образом?

Вещи вокруг нас материальны. Но материя вещей оформлена, и благодаря форме мы отличаем медный шар от медной статуи, хотя они и сделаны из одного вещества. Более того, форма вечна, и не зависит от своего конкретного воплощения в предмете. Ведь если мы вам скажем «шар», в ваших головах возникнет образ (форма) шара. Причем эта возникшая в голове форма не будет воспроизведением реального шара, виденного вами в жизни. У всех реальных шаров, с которыми вы имели дело, были некоторые отклонения, недостатки, погрешности, например, вы-щерблины на поверхности, или немного вытянутая форма, или еще что-нибудь, нарушавшее их совершенство. Но в голове-то у вас возникает образ идеального шара, которого вы никогда в своей жизни не видели.

Аристотель был убежден, что нет никакого платоновского мира идей, идея вещи находится в ней самой как форма. Форма - неизменна и вечна, именно она делает предмет тем, что он есть, а не наоборот. Форма выступала у Аристотеля в качестве общего, а конкретные ее воплощения, вещи - в качестве единичного. Аристотель, как и Сократ с Платоном, не отрицал, что научное знание должно быть знанием не отдельных предметов, а знанием общего, но это общее находилось для него не вне вещей (как у Платона), а в самих вещах: знание должно быть направлено на изучение формы вещей.

Если для Платона, как вы помните, весь наш мир представлялся только тенью мира идей, то для Аристотеля, действительно, существовали не идеи, а отдельные, единичные вещи, - не «идея лошадности», а вот эта, живая, стоящая перед нами лошадь, не «львиность», а лев, греющийся на солнышке. Русский философ прошлого века Лев Шестов так сравнивал Платона и Аристотеля: «...Философия начинается с удивления. Но способность удивляться у Аристотеля кончалась раньше, чем у Платона. Там, где Платон еще удивлялся и спрашивал, там Аристотель уже считал, что понимает... И в этом, как ни странно, источник силы и значительности Аристотеля. Ограничив и сузив свои задачи, он их сделал более осуществимыми... Взойти по крутой и скалистой тропинке туда, где вместо теней предметов можно увидеть настоящие предметы, человеку, по убеждению Аристотеля, не дано... Стало быть, нужно отбросить мысль о каком-то ином, более совершенном мире, и, приняв настоящий наш мир, в котором мы живем, за единственный действительный мир, постараться как можно более тщательно и добросовестно узнать его».

Причины бытия

Что же является условием существования нашего мира, предметов в нем? Аристотель называл четыре причины:

  • 1) материальную;
  • 2) действующую;
  • 3) целевую;
  • 4) формальную.

Понять их соотношение легче на примере. Давайте посмотрим, как мог возникнуть глиняный горшок. Во-первых, необходима глина, из которой можно сделать горшок (материальная причина). Во-вторых, нужен гончар, который из этой глины вылепит горшок (действующая причина). В-третьих, гончар должен иметь цель, ради которой он возьмется за работу, например, продать горшок или сварить в нем похлебку (целевая причина). Но если даже есть и глина, и гончар, и цель - этого мало. Гончар не сможет создать горшок, если не будет знать, как он выглядит, какова форма горшка (формальная причина). Но не перепутайте форму, т. е. суть с внешним видом. Допустим, что в примере с горшком они совпадают. А что буде формой книги: ее прямоугольность или ее содержание?

Две причины из перечисленных выше являются вечными: формальная и материальная. Любая вещь - это неразрывное единство формы и материи. Не только форма вечна и не меняется даже с разрушением отдельных горшков, но и материя, субстрат вещей, тоже вечна, она лишь переходит из одного состояния в другое, от одной формы к другой, - иначе нечего было бы оформлять. Но если уж сравнивать эти две важнейшие причины бытия, то приоритет Аристотель отдавал формальной причине. Ведь материя, с его точки зрения, - неопределенный, лишенный формы субстрат, пассивный материал для оформления. Поэтому формальная причина бытия - самая важная, ведь форма является обязательным условием существования вещей, их сущностью. Все возникающее возникает лишь постольку, поскольку становится определенным, оформляется. Материя - только возможность, как медь является возможностью и для медного шара, и для монеты, и для статуи. Возможность превращается в действительность (в шар, монету или статую) только при оформлении.

Таким образом, главной проблемой метафизики Аристотеля стала проблема соотношения формы и материи.

Перводвигатель

Но откуда же в мире взялось движение? Что заставляет материю оформляться в вещи? Аристотель вводит в свою систему перводвигатель, который вносит движение в мироздание. Причем сам перводвигатель неподвижен (иначе пришлось бы объяснять, откуда взялось движение в перводвигателе). По сути, этот перводвигатель у Аристотеля - Бог, а заодно и «форма всех форм». Именно эта идея привела затем к тому, что аристотелевская философия была принята как «официальная» философия католической церкви, а сам Аристотель объявлен предтечей христианства. Аристотель был даже канонизирован (причислен к лику святых) католической церковью.

Физика

К физике Аристотель относил все естественно-научные вопросы - от теории элементов и движения, структуры космоса до биологии и психологии. Земля, по Аристотелю, шарообразна, это центр Вселенной, ограниченный в пространстве и бесконечный во времени; вокруг Земли вращаются небесные сферы, в которых закреплены планеты со звездами. Те сферы, что находятся к Земле ближе Луны, - это подлунный мир, дальше - надлунный мир. Эта аристотелевская картина космоса была позднее воспринята христианскими учеными и господствовала на протяжении всего Средневековья.

Четыре элемента - земля, огонь, вода и воздух - образуют весь подлунный мир. В космических сферах, которые находятся выше Луны (надлунный мир), материя иная, она образована пятым элементом - эфиром, который заполняет все мировое пространство выше Луны. Из него состоят и звезды.

Учение о душе

У Аристотеля есть замечательное выражение: «Друг - это одна душа, живущая в двух телах». Поэтическая фраза передает понимание дружбы философом. Но в рассуждениях о сущности души Аристотель уже не был столь поэтичен, а рассуждал как ученый своего времени. В противовес представлениям о душе, как особом начале, Аристотель учил, что душу от живого тела отделить нельзя, поскольку она является его формой, способом его организации. Такой подход придал его психологии биологическую ориентацию. Будучи принципом жизни и развития, душа не может делиться на части, но проявляется в виде нескольких функций (способностей):

  • 1) растительная («питающая и размножающая») функция души свойственна растениям;
  • 2) движущая функция - животным;
  • 3) разумная - человеку.

Поскольку человек не только думает, но и ест, и двигается, а животные - не только двигаются, но и питаются, то высшие функции, по Аристотелю, возникали на основе низших, включали в себя предыдущие стадии развития.

Движущей силой поведения философ признал стремление к удовольствию. Если какие-то поступки привели к получению удовольствия, организм стремится вновь их воспроизвести: так животные и люди учатся себя вести определенным образом. Каждой ситуации соответствует определенная «правильная» реакция, связанная с поступком. Человек поступает дурно, когда эта реакция является либо избыточной, либо недостаточной. Оптимальный способ поведения необходимо вырабатывать опытом, научением. Благодаря повторяющимся поступкам формируется характер.

Как видно, в отличие от Платона его ученик уже не говорил о переселении душ, а вполне естественно-научно подходил к этому вопросу.

Логика

Обойти вниманием логику Аристотеля - значит не сказать об очень важной части его философии, оказавшей огромное влияние на развитие человеческой мысли. Конечно, без специальных занятий формальной логикой мы не сможем полностью раскрыть вам эту область творчества великого мыслителя. Но скажем хотя бы несколько слов. Аристотель сформулировал ряд правил, следуя которым можно было прийти к истинным суждениям. Основой для таких правил стал силлогизм - форма умозаключения, в которой из двух высказываний (посылок) следует новое высказывание (вывод). Приведем пример силлогизма:

Все люди смертны (первая посылка).

Сократ - человек (вторая посылка).

Следовательно, Сократ смертен (вывод, заключение).

Аристотель рассмотрел различные виды силлогизмов, а главное - показал, в каком случае из истинных посылок можно сделать истинные заключения. Ведь софисты тоже пользовались силлогизмами, но приходили к абсурдным выводам, потому что совершали логические ошибки в их построении. Приведем вам такой силлогизм, нарушающий сформулированные Аристотелем правила, а потому содержащий в себе ошибку:

Движение - вечно.

Хождение в колледж- движение.

Следовательно, хождение в колледж вечно.

Посылки - истинные, а заключение, как вы и сами знаете из своего опыта, - нет. Для получения истинного высказывания необходимо знать правила логики. Впервые систему таких правил дал европейцам Аристотель. Влияние их было очень велико на протяжении многих столетий.

Силлогизм - это дедуктивное рассуждение, где свойство быть истинным передается от более общего высказывания к менее общему. Действительно, логика Аристотеля носила прежде всего дедуктивный характер. Ее влияние определило на века строгость научных рассуждений. Научные доказательства содержали, как правило, дедуктивный вывод, и своеобразным эталоном для этого стала математика.

В своих логических трактатах Аристотель обстоятельно исследовал теорию умозаключений и доказательств, сформулировал основные законы мышления, в том числе закон тождества, закон противоречия и закон исключения третьего, согласно которому нельзя сформулировать два противоречащих друг другу суждения так, чтобы они оба были истинными. Например, если вы говорите про одну и ту же книгу: «эта книга моя» и «эта книга не моя», одно из суждений будет истинным, а другое - ложным. «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле», - так формулировал закон противоречия Аристотель. То есть, либо А, либо не-А, третьего не дано.

Этика и политика

Эти разделы у Аристотеля взаимосвязаны: этика рассматривает благо и благополучие отдельного человека, политика - благо человеческого сообщества, государства.

Высшее человеческое благо Аристотель определил как счастье , однако он сам говорил, что разные люди по-разному его понимают: то ли счастье заключено в материальных благах, то ли в уважении и почете, то ли в добродетельной жизни. Получается, что счастье - это такое состояние души, когда ее «нрав» (характер) и умственные способности находятся в гармонии и проявляют себя полнее всего. Значит, для счастья нужны не только добродетели, но и материальные блага: здоровье, жилище, одежда, деньги и т. д. В отличие от киников, Аристотель вовсе не призывал к отказу от телесных удовольствий, но предостерегал: эти удовольствия и обладание материальными вещами желательны лишь в той мере, в какой они не мешают духовному развитию личности. Действительно, если человек болен, он едва ли сможет упражняться в добродетели, ему будет не до этого, а если он беден, он не сможет проявить щедрость и т. д. Поэтому телесное благополучие необходимо, но в обладании материальными благами важна «золотая середина», мера. И мера в этом у каждого своя - как у каждого из нас различен аппетит.

В учении об обществе и государстве Аристотель исходил из понимания человека как «животного политического», то есть такого животного, для которого естественна жизнь в кругу себе подобных, в обществе. Аристотель не был согласен с платоновской идеей упразднения семьи и частной собственности. Он настаивал в этом вопросе на необходимости следовать природе, традиции и мнению большинства. Более того, его аргумент против отмены частной собственности на протяжении многих веков в разных видах повторялся критиками коммунизма: если не будет частной собственности, не будет заинтересованности людей в труде и общество перестанет развиваться. Зачем мне работать до седьмого пота, если все - общее и все получают поровну?

Философ выделил три основных принципа государственного устройства: власть одного, власть немногих и власть большинства. Но каждая форма может существовать как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Например, власть одного может нести и благо, и зло. История знает мудрых монархов, много сделавших для своих подданных. Но есть и тираны, которых народ проклинает. То же относится и к другим принципам государственного устройства. В результате Аристотель выделил 6 форм государства:

Все «правильные» формы правления Аристотель приветствовал и считал пригодными для эффективного управления государством, хотя сам склонялся к аристократии. При аристократии, считал он, правят лучшие, достойные люди, и их несколько, поэтому они могут корректировать ошибки друг друга. При поли-тии же правит большинство, а у большинства меньше достоинства. Полития может выродиться во власть толпы (демократию ), когда следование мнению и желаниям необразованного большинства может завести государство в тупик. При монархии же слишком велика вероятность прихода к власти глупого или жестокого человека, и монархия легко может выродиться в тиранию.

В хорошо устроенном государстве обязанности граждан меняются в разное время жизни: в молодости они несут военную службу, в зрелом возрасте - занимаются делами государственного управления. Физический же (земледелие, ремесла) и неквалифицированный труд должен оставаться, по Аристотелю, уделом рабов, этнических варваров, не-греков. Он был уверен, что рабство существует «от природы» и для варвара лучше стать рабом у грека, потому что сам он не будет знать, что делать со своей жизнью из-за особого устройства души, неразвитой умственно. Греки же должны быть свободны от повседневных забот для того, чтобы иметь время для упражнений в добродетели и развитии своих интеллектуальных способностей.

Философская система Аристотеля столь обширна, что мы, конечно, не можем в учебнике рассказать вам обо всех ее разделах. У Аристотеля было свое экономическое учение; он создал оригинальную эстетику, предложил теорию происхождения государства и т. д. Подобно Платону, Аристотель очень сильно повлиял на европейскую культуру. Доказательств этого факта можно привести много, но мы лишь напомним, что в честь Аристотеля была даже названа планета!

Вопросы и задания

  • 1. Какое решение проблемы взаимосвязи общего и единичного, сформулированной Сократом, предложил Аристотель?
  • 2. Что такое форма и материя в учении Аристотеля? Как они взаимодействуют?
  • 3. Какие причины бытия выделял Аристотель? Покажите на своем примере, каким образом взаимодействуют эти причины.
  • 4. Как вы думаете, почему Аристотеля в Средние века прозвали «Князем философов»? Какие идеи Аристотеля нашли продолжение в христианском богословии?
  • 5. Что такое силлогизм? Приведите свои примеры силлогизмов.
  • 6. Как вы думаете, кого из античных мыслителей критиковал Аристотель, формулируя принцип «исключенного третьего»?
  • 7. Как вы понимаете определение Аристотеля: «человек - животное политическое»?
  • 8. Какие формы государства выделял Аристотель? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из истории и современной политики. К какой форме вы бы отнесли государственное устройство России в прошлом и сейчас?

Философия Аристотеля кратко

Великий философ Аристотель вкратце

Введение

Философия Аристотеля родилась из его стремления трансформировать сократо-платоновскую философию познания в объясняющую окружающий мир теорию. Отправной точкой его философии, являлась убеждённость в том, что цель науки можно достичь лишь указанным Сократом способом — посредством состоящего из понятий познания. Он относил себя к платоновской школе именно вследствие этой убеждённости. Однако Аристотель превзошёл Платона, так как осознал, что учение об идеях не может в полной мере объяснить практическую действительность. С точки зрения Аристотеля идеи не могут рассматриваться в отрыве от явлений воспринимаемой действительности. Он считает, что идеи надлежит рассматривать как сущность, определяющую содержание вещей и изначально находящуюся в них.

Бэкон полагал, что основной целью Аристотеля было опровергнуть философов прошлого, и что именно для этого он рассматривал их учение. На деле же критика Аристотеля достаточно сдержанна и беспристрастна, так как он стремится не исказить мысли великих философов прошлого, но дать им верную трактовку.

Взгляды Аристотеля на материю и её формы
В аристотелевской философии форма и материя — основы, дающие начало всем вещам. Сталь — материя относительно меча, из которой его выковывают, при этом сталь является формой для элементов её образующих.
Взгляды Аристотеля на строение мира чем-то схоже на китайскую концепцию единства противоположностей инь-ян, а также на концепцию 5 первоэлементов, образуемых различным сочетанием этих противоположностей. Иными словами, Аристотель называет основой мира первоматерию, образованную противоположностями тепло-холод и сухо-влажно. Соединяясь в разных вариациях эти свойства, порождают 4 первоэлемента — воздух, огонь, воду и землю. К ним Аристотель добавляет новый элемент — эфир, образующий небо и небесные тела.

Эти элементы, как и всё в природе, постоянно двигаются и изменяются. Движение это, Аристотель подразделял на такие формы, как:
1. по сути (рождение и смерть);
2. по качеству (трансформация);
3. по количеству (больше и меньше);
4. по расположению (изменение положения в пространстве).

События в природе
По аристотелевской философии, каждое событие в природе включает в себя цель своего возникновения. В философии существует такое понятие, как теология (от греч. «talos» - цель). Согласно этому понятию всё в мире имеет цель. Рассматривая это понятие, Аристотель пришёл к умозаключению, что форма существует прежде материи, примерно как чертёж архитектора появляется раньше, чем само здание.
Также Аристотель выводит понятие некоего космического разума, который является первопричиной всего и приводит мир в движение, как мы заводим часы. Однако при этом Аристотель не даёт ему никакой этической оценки, а связывает с движением небесных тел.
Платон полагал, что первична идея, а Аристотель считал, что невозможно существование идеи без материи к ней относящейся.

Логика и познание
С точки зрения Платона познание возможно либо через чувства, либо посредством ума. С точки зрения аристотелевской философии познание тоже возможно посредством чувств, однако, объективно знание невозможно постигнуть посредством одних лишь ощущений, так как мир постоянно меняется, а формой абсолютного знания являются только те понятия, которые способны полностью постигнуть суть вещи.
Аристотель смог сформулировать теоретические аспекты мышления, применив три категории: понятие, суждение, умозаключение. Причём он разделял знание на два типа: точное знание и мнение. Точное знание возможно получить только с помощью логики.
Считается, и не без оснований, что именно Аристотель сформулировал основные положения формальной логики. Согласно Аристотелю, логика — это приход к одним умозаключениям от других согласно их логической форме. Он исследовал терминологию логики, теорию выводов, обоснований, логических действий и пришёл к тому, что смог вывести основополагающие правила мышления.

Сформулированные им принципы логики гласят:
1)принцип схожести — понятие не должно менять значение в ходе рассуждений;
2)принцип противоречия — не противоречь сам себе;
3)принцип исключённого третьего — «истинно либо рассуждение А либо рассуждение В и третьего не дано».

Этические взгляды в философии Аристотеля
Название этики происходит от слова «этос» - обычай, нрав, характер, образ мыслей. Само это название принадлежит Аристотелю, так, трактат «Никомахова этика» адресованный сыну был посвящён этике.
Согласно Аристотелю благо — это цель, желание человека, а так как люди разные, то и понятии блага для каждого своё, например, для грубого человека благо заключается в удовольствиях, для мудреца в познании, а для честолюбивых благо заключается в славе.

Изучив неудачный опыт Платона в плане создания совершенного государства Аристотель пришёл к выводу, что нравственность и морально-этические качества следует воспитывать с раннего возраста. Согласно его воззрениям образование должно дать знания, с помощью которых человек сможет различить ложное и истинное, а нравственное воспитание позволит отличить добро от зла.

Также Аристотель вычленил 11 этических качеств, нужных для развития гармоничной личности. Это такие качества как: мужество, достоинство, скромность, великодушие, искренность, предупредительность, постоянство, доброжелательность, беспристрастность, честолюбие, доброта, благородство. Согласно Аристотелю нравственным можно назвать человека, который применяет разум, используя добродетели.

Политика в философии Аристотеля
В аристотелевской философии главной целью нравственного развития провозглашается государство, при этом основой государства считается семья. Отношения в семье по Аристотелю должны быть такими: глава семьи муж, но это не должно ущемлять жену в бытовых вопросах. Также согласно аристотелевской философии власть мужа над детьми должна быть больше чем власть над женой. При этом философ оправдывает рабство и вменяет рабам покорно выполнять приказы хозяина, так как, по его мнению, племена варваров в отличие от эллинов являются существами низшего сорта.

Разрастаясь, семьи начинают образовывать общины, а общины, объединяясь, образовывают государство. Высшая цель государства — счастье всех граждан, однако, так как счастье может дать только добродетель, то государство обязано воспитывать в своих гражданах добродетельность и нравственность. Исходя из этого государство — это сообщество людей, объединённых для общей нравственной деятельности с тем, чтобы выработать идеальное жизненное устройство.

Труд Аристотеля «Политика»
В своём труде «Политика», посвящённом политическому устройству, Аристотель выступает против крайнего идеализма, также он пропагандирует частную собственность, воспитание юношества, а также считает, что для выработки добродетели и нравственности людям нужен досуг, а значит, физическую работу стоит переложить с полноправных граждан государства на рабов.

Также в «Политике» Аристотель описывает три основные формы устройства государства: монархия (власть одного человека), демократия (управляет народ) и аристократию (государством управляет группа избранных граждан). Помимо этого он указывает, что каждая из трёх указанных форм государственного устройства имеет свои преимущества и недостатки. Причём, если начинают преобладать недостатки, то каждая из форм превращается в свою «неправильную» версию. Так, монархия вырождается в тиранию, демократия во власть толпы или охлократию, а аристократия превращается в олигархию.

Философ также упоминает три основные социальные группы: очень богатые, зажиточные и очень бедные люди. При этом он враждебно относится к первой и третьей социальной группе, так как они антагонистичны по своей сути и при достижении перевеса той или иной группы устанавливается соответствующий государственный строй (олигархия или же охлократия).

С особенной враждебностью Аристотель относится к очень богатому социальному слою. По его мнению, эта прослойка стремиться не к счастливой жизни, а к жизни вообще, делая своей целью наживу и нарушая при этом все и всяческие законы. По мнению философа идеальным является такое государство, в котором средний социальный слой представлен в подавляющем большинстве. Самое же главное при этом не давать ни одному гражданину чрезмерных прав и власти. Заслуживает внимания мысль философа о невозможности создать совершенное государство, не создав совершенных граждан.

Значимость Аристотеля для потомков
Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что заслуга Аристотеля заключается, не только в дополнении философских идей Платона материалистическим взглядом на происхождение и устройство мира, но и в формировании фундамента философской науки. При этом стоит отметить, что и Аристотель и Платон намного опередили своих современников. Особо стоит упомянуть труды Аристотеля, посвящённые политическому устройству, которые можно смело назвать актуальными и сейчас, в частности заслуживают внимания мысли философа относительно чрезмерной власти в руках какой-либо социальной прослойки общества. Восхищает и то, что философия Аристотеля пронизывает буквально все его исследования: от физики и метафизики, до этического воспитания и политического устройства.

Но не только в философии и политике известны труды Аристотеля, немало он сделал и для литературы, описав еще в античности все актуальный и сегодня роды литературы. По сути, им было создана система родов и жанром в том виде, в котором она существует и поныне, за это один из великих мыслителей также заслуживает отдельной благодарности.

Еще мнение по поводу гениального философа

Среди разнообразных учений античного мира философия Аристотеля, кратко изложенная, стоит на особом месте. С одной стороны, на ее формирование большое влияние оказали труды Платона, которого великий ученый считал для себя главным авторитетом. С другой стороны, Аристотель полностью переработал теорию своего учителя и во многом был не согласен с ним. Вступая в полемику с учением Платона, он в первую очередь подвергает критике созданную им теорию «эйдосов» - нематериальных воплощениях, прообразах вещей. Таким образом, философию Аристотеля, кратко изложенную, следует рассматривать в неразрывном единстве с теориями других философов.
Для Аристотеля первичным всегда был именно материальный, объективный мир. По его мнению, сущность находится только в самой вещи, и смысл познания - в изучении, познании вещи через нее. Для этого Аристотель вводит специальную антитезу между материей и формой. Вся природа поэтому для ученого - это череда последовательных переходов из материи в форму и обратно. При этом материя у Аристотеля пассивна, активной он считал только форму. Первоисточник любого движения для него - бог.
Интересно разделение Аристотелем существования (бытия) на единичное и общее. Единичное - существующее в данный момент времени в данном месте, общее - то, которое находится везде в пространстве, и в любое время. Постигнуть общее бытие можно только посредством ума, и именно оно (бытие) является предметом изучения науки.
Главный труд Аристотеля, в котором он излагает свои взгляды на понимание сущности философии - это «Метафизика». В нем он ставит следующий вопрос: «Какими причинами должна заниматься философия?». По мнению Аристотеля, высказанному в этом труде, предметом философской науки является существующая реальность как единое целое. Он считал, что многие науки намного важнее и нужнее для людей, чем философия, но отмечал, что она стоит выше всех наук.
Аристотель первым разделил науки на три категории:
1. практические - политика, этика;
2. теоретические - математика, физика, метафизика;
3. творческие - поэзия, риторика.
Он дал полное объяснение событию или явлению, которое, как считал Аристотель, обусловлено четырьмя причинами: материальной, целевой, формальной и движущей.
Наследие Аристотеля огромно, значение его неоценимо. Он создал логику и заложил начало других наук. Творческий размах великого ученого античного мира поражает до сих пор.

Большую работу по систематизации всей предшествующей философии проделал Аристотель (384-322 гг. до н. э). В его системе философское знание той эпохи приобретает наиболее всесторонний характер.

Аристотель в молодости входил в кружок Платона. Несколько лет (с 343 по 340 гг. до н. э) был воспитателем и учителем Александра Македонского. В 340 г. до н.э. основывает свою философскую школу в роще Ликея (ликей - лицей). Являясь мыслителем - энциклопедистом, Аристотель оставил сочинения по всем важным областям знания. Ему принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив для каждой из них специальные области исследований, и установить различие между теоретическими, практическими и творческими науками. Теоретические науки: метафизика ("что после физики") - изучает первопричины всех вещей, первоначала всего сущего; физика - изучает состояние тел и определенные "материи"; математика - абстрактные свойства реальных вещей. Практические: этика - наука о норме поведения людей; экономика; политика. Творческие науки, связанные с деятельностью творцов: поэтика - теория стихосложения; риторика - теория ораторского искусства.

Учение о бытии (онтология). Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в работе (сборнике лекций) "Метафизике". Аристотель сохраняет характерное для элеатов (Парменида) и Платона понимания бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного. Однако Аристотель не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. В результате Аристотель дает понятию бытия иное, чем Платон, толкование. Сущность - это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: "Что есть вещь?" и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими.

Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя у Аристотеля, также как и у Платона, - это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, то есть превращает ее из возможности в действительность, форма. Таким образом, Аристотель понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма - это активное начало, начало жизни и деятельности. Чистые формы - идеальные сущности. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи, форму - Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего Космоса. В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бытия, выделяя четыре вида причин:

1. Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.

2. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.

3. Действующие или производящие - рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей.

4. Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы "Почему?" и "Для чего?".

Аристотель всегда связывал движение с соответствующей энергией (в пер. с греч. - действие, осуществление; понятие, впервые сформулированное Аристотелем), без которой не может произойти превращение потенциального в актуальное (возможного в действительное). Завершение развития, воплощение энергии у Аристотеля носит название энтелехии (достигнутый результат, цель движения, завершение процесса). Каждое бытие содержит в себе внутренние цели. Благодаря цели, заключенной в предмете, результат находится в бытии до его осуществления (телеологизм, полная целесообразность всего). Свое высшее развитие телеологизм Аристотеля находит в учении о перводвигателе, вечном двигателе. Указав, что движение вечно, Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. Он сам есть энергия, чистая деятельность, не обладающая материей, в нем нет косного, он есть чистая форма - цель.

Учение о душе. Душа является формой по отношению к материи, однако, по Аристотелю, присуща лишь живому существу. Душа - это проявление активности живительной силы. Ею обладают только растения, животное и человек. Но в каждом проявлении душа носит своеобразный характер. "Растительная душа" ведает функциями питания, роста и размножения, общими для живых существ. У животных к функциям души прибавляется способность желания, то есть стремление к приятному и избеганию неприятного.

Разумной же душой обладает только человек. Аристотель определяет разумную душу как такую часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Он не зависит от тела. Он бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия и составляет сущность первого двигателя, который есть чистое мышление и которым живет все в мире.

Учение о человеке. Главное отличие человека от животного, по Аристотелю, основывается на способности человека к интеллектуальной жизни. Интеллектуальная же жизнь предполагает нравственную позицию, следование определенным нравственным правилам и нормам. Только человек способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость (идеи, выраженные в работе "Политика"). Центральное понятие аристотелевской этики - добродетель. Аристотель разделял добродетель на два главных вида: дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые). Дианоэтические возникают преимущественно путем обучения, этические складываются благодаря привычки. Решающее значение, для Аристотеля, имеют дианоэтические добродетели мудрость, разумная деятельность, благоразумие.

Добродетелью обладает не каждый человек, а лишь тот, кто сумел ее активно обнаружить, тот, кто действует. Высшей формой деятельности является познавательная, теоретическая. Человек получает высшее наслаждение не в потреблении материальных благ, не в почестях, не в деятельности, направленной на достижение каких-то целей, пользы, а в самом процессе теоретической деятельности, в созерцании. Общим мотивом, звучащим в этических предписаниях Аристотеля, является стремление найти среднюю линию поведения: "Середина - принадлежность добродетели".

Согласно Аристотелю, человек есть политическое животное. Человек родился политическим существом и носит в себе инстинктивное стремление к "совместному сожительству". Поскольку Аристотеля занимали, прежде всего, добродетели, применяемые и осуществляемые в общественной жизни, постольку центральное место он отводил понятию справедливости. Справедливым можно быть лишь по отношению к другому человеку. Забота о другом, в свою очередь, есть проявление заботы об обществе. В справедливости человек обнаруживает себя, прежде всего, политическим общественным существом.

Аристотелевское влияние европейская философия испытала только в средние века. К этому времени относится огромный интерес к мыслям и произведениям Аристотеля у многих представителей христианского богословия периода схоластики (наиболее известным среди них был Фома Аквинский). Но известен Аристотель средневековым философам был только со стороны теоретико-познавательной, прежде всего - логической. Именно на логике Аристотеля базируются все логические разработки средневековой философии, именно она сослужила огромную службу теологии ("Философия служанка богословия" - эта средневековая максима относится прежде всего к теории обоснования, доказательства, аргументации, тем логическим искусствам, которые применялись в целях защиты и подтверждения доводов схоластических богословов). Интересно отметить также, что Аристотель попал в средневековую европейскую философию через философскую традицию арабов (благодаря, напр., таким арабам-аристотеликам, как Ибн Сина и Ибн Рушд), которым он стал известен несколько ранее благодаря тому, что многие культурные центры античного мира оказались в их распоряжении в результате арабских завоеваний (напр., Александрия).

Loading...Loading...