Обществознание специфика и основные этапы развития. Науки о природе и науки об обществе

Знаменитый английский философ XVI-XVII вв. Ф. Бэкон ут-верждал: «Знание — сила». Действительно, знание - важнейшее оружие человека, позволяющее ему выжить в суровых условиях пла-неты Земля, адаптироваться (приспособиться) к ним. И оружие это тем более эффективно, чем более точно знания отражают окру-жающую действительность, ведь действия человека, основанные на достоверном знании, имеют гораздо больше шансов на успех, чем поведение, опирающееся на смутные представления или на простую веру в удачу.

Из всех видов знания, доступных человеку, наиболее точным, а следовательно, и наиболее ценным для успеха его деятельности яв-ляется наука.

В чем же специфика науки, что отличает научное знание от дру-гих видов знания, например, тех, которые дают нам искусство, ре-лигия, простой житейский опыт и т. д.?

Во-первых, наука — знание объективное. Она стремится отра-зить окружающий мир таким, каков он есть на самом деле, а не та-ким, как он нам представляется или каким бы мы хотели его видеть. Ученый не имеет права позволять своим предпочтениям, симпати-ям, антипатиям, эмоциям или чему бы то ни было вторгаться в ис-следование. Человек науки должен быть так же «равнодушен и невозмутим» по отношению к окружающему миру, как этот мир «рав-нодушен и невозмутим» по отношению к нам, людям.

Во-вторых, наука — знание рациональное. Это значит, что лю-бое научное положение должно быть обосновано. Всякое утвержде-ние науки требует доказательства и проверки. Этой цели служит це-лый набор научных методов, к которым относятся: наблюдение, эк-сперимент, логические процедуры и т. д. В-третьих, научное знание системно. Наука — не набор отры-вочных утверждений, а стройная система положений, принципов, утверждений, которые тесно связаны между собой и не должны про-тиворечить друг другу.

Мир, окружающий человека, бесконечно многообразен. Отразить его путем простого описания невозможно. Но при всем многообра-зии явления окружающей действительности представляют собой не хаос, а реальность, подчиняющуюся определенным принципам, регулярностям. Этим регулярностям, которые можно назвать закона-ми, подчиняются целые классы явлений. Закон — это связь между предметами и явлениями, характеризующаяся устойчивостью, повто-ряемостью, необходимостью.

Так, например, существует закон ме-ханики, согласно которому ускорение, обретаемое телом, к которо-му приложена определенная сила, зависит от величины этой силы, а также от массы тела (F = та). Этот закон соблюдается для всех яв-лений определенного класса. Задача науки — выявить подобные за-коны реальности. Ибо, зная закон, мы можем предвидеть «поведе-ние» тела (или совокупности тел) в соответствующей ситуации и ис-пользовать это знание в наших целях. Закон реальности отражается в законе науки. Система законов науки, объединенных в научные теории, с определенной (всегда неполной) степенью точности отра-жает природу объективной реальности. А знание реальности позво-ляет человеку компетентно строить наиболее удачные модели дей-ствий для достижения своих целей.


Реальность, в которой действует человек, состоит из различных областей, «царств». Так, все мы действуем в мире живой и неживой природы. Земля, на которой мы живем, Вселенная, в масштабе ко-торой наша планета — всего лишь ничтожная песчинка, воздух, ко-торым мы дышим, растительный и животный мир, наконец, наши собственные тела, организмы — все это составляет часть принуди-тельно данной нам среды обитания, в которой род человеческий обре-чен существовать.

Люди пристально изучали эту реальность, постепенно продви-гаясь вперед, получая все более и более точную информацию о ней и одновременно убеждаясь в ее неисчерпаемости, с каждым найден-ным ответом приходя к неизмеримо большему количеству новых вопросов. И все же можно признать, что сегодня человечество об-ладает гораздо более точной информацией о неживой и живой при-роде, чем тысячу, сто или даже десять лет назад.

Первоначально не-дифференцированное, основанное на мифологических и религиозных представлениях знание превратилось в разветвленную систему стро-гих наук (астрономия, физика, химия, биология и т. д.), позволяю-щую человечеству летать в космос, погружаться в недра морские или лечить болезни, обрекавшие на неминуемую смерть наших не столь уж далеких предков. В свете современных экологических и техногенных проблем можно по-разному оценивать роль естествен-ных наук в человеческой истории, но приходится признать, что от представлений о Зевсе как «источнике» молний до теории атмосфер-ного электричества или от заклинаний шамана до пенициллина — «дистанции огромного размера». Люди вправе гордиться достиже-ниями естествознания, ставшего синонимом научности.

Но реальность, в которой мы существуем, включает в себя еще одну важнейшую область, изучение которой весьма существенно для обеспечения выживания вида Homo sapiens. Эта область, созданная самим фактом существования человека и взаимодействием людей между собой, — социум. Изучение человека и общества историчес-ки началось не позже, чем изучение природы, но успехи, достигну-тые социальным знанием, вряд ли можно считать сопоставимыми с теми, которых достигли естественные, науки.

Действительно, социальные науки и по сей день не отличаются свойственными естествознанию строгостью и практической эф-фективностью. Дело явно заключается не в количестве проведенных исследо-ваний, не в недостатке интереса к общественным проблемам. Так почему же обществознание отстало от естествознания, в чем может заключаться причина неудач социальных наук?

Многие ученые, исследовавшие эту проблему, считали, что при-чина заключается в специфике предмета обществознания, т. е. в осо-бенностях самих социальных процессов. Что отличает человеческий мир от мира природного, чем харак-теризуется любой фрагмент «человеческой» реальности?

Таким образом, люди, просто ради того, чтобы выжить, обре-чены удовлетворять определенные потребности в определенных об-стоятельствах, что сообщает социальной реальности свойство объ-ективности и делает поведение людей, а следовательно, и социальные процессы в целом объяснимыми и предсказуемыми.

В кажущемся хаосе человеческих поступков, отдельных собы-тий, из которых соткана социальная реальность, представляется воз-можным вычленить инварианты, повторяющиеся модели, зависимо-сти, неизменные принципы. Именно они и составляют социальные законы, соотносимые по своему статусу и функциям со статусом и функциями законов в естественных науках.

Нельзя отрицать, что в социальных процессах люди не только наблюдатели, но и участники, способные своим вмешательством менять ход событий. Но, во-первых, и в физике есть целый ряд си-туаций, где при анализе процессов приходится учитывать роль на-блюдателя. Во-вторых, количество случаев, когда вмешательство исследователя может кардинально изменить течение социальных процессов, не столь уж велико. Учитывая, что общество — среда объективная, т. е. обладающая собственными, независимыми от человеческогопроизвола принципами организации, приходится при-знать, что эти принципы (законы) ненарушимы и неизменны, каким бы ни было состояние человеческого знания о них. Возможности использования в социальных науках такого важнейшего для есте-ствознания метода, как эксперимент, действительно ограниченны. Но, тем не менее, в целом ряде частных социальных наук (экономика, психология, социология и т. д.) эксперименты проводятся, и они выполняют функции, аналогичные функциям экспериментов в естественных науках.

Приходится признать и то, что исследователям социальных про-цессов гораздо труднее избежать всякого рода предвзятости, чем бы, она ни объяснялась — классовыми интересами или культурной принадлежностью. И все-таки при соблюдении специальных процедур,; в условиях свободной дискуссии, где критика позволяет выявить и устранить предвзятость, объективность знания достижима.

Итак, несмотря на специфику предмета и методов обществознания, можно признать, что научное изучение общественных процес-сов вполне возможно. Это доказано и успешным развитием отдельных социальных наук, таких как экономика, социология, пси-хология и т. д., вполне соответствующих критериям научности (объективность, рациональность, системность, проверяемость утвержде-ний). В рамках данных наук путем применения как общенаучных, так и специфических методов устанавливаются факты, открывают-ся законы, на основании этих законов делаются предсказания, форму-лируются практические рекомендации.

другие презентации на тему «Специфика обществознания и основные этапы его развития»

«Учебник Обществознание 10-11» - Изложение учебного материала строится на понятии- «человек». Седьмая годовщина Октября в Москве. 1925 г. На какой из картин изображена толпа? Особенности учебников: Постоянство памяти. Включают все необходимые материалы на знание отдельных понятий, терминов. Компактное изложение учебного материала позволяет обеспечить санитарные нормы учебника.

«Эссе по обществознанию» - Оформление эссе. Для работы необходим черновик. Определение своей позиции к высказыванию. Обоснование собственного мнения по данной проблеме. Необходимо подобрать аргументы(доказательства), т.е вспомнить основные термины, теоретические положения. Прочитайте все имеющиеся в задании С9 цитаты. Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены.

«Обществознание ЕГЭ» - Обществознание 2011 год. Готовиться к экзамену необходимо по школьным учебникам и пособиям, которые рекомендованы ФИПИ. ЕГЭ обществознание в 2011г. СРОКИ ЭКЗАМЕНОВ ПО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫМ дисциплинам в 2011 году. НЕЛЬЗЯ пользоваться штрихом-корректором и замарывать ответы. Экзамены не сдаются сами собой.

«Учебник по обществознанию» - Кишенкова О.В. Основой содержания учебника 7 класса является понятие права. Королькова Е.С., Суворова Н.Г. Обществознание. Методический аппарат предусматривает разнообразные формы работы учащихся. Учебник дополнен электронным приложением, содержащим нормативно-правовые документы. Основы правовых знаний. 8 – 9 классы.

«ЕГЭ по обществознанию» - Рекомендации ученикам. Методические рекомендации для учителя. Используйте ассоциации. Начинайте работу с вопроса, на который вы знаете ответ. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана). ПОПС- метод. Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к ЕГЭ.

«Обществознание 11 класс» - Анализ статей. Самостоятельная работа с «Конституцией РФ». «Путь нашей страны в XX веке к демократической Конституции». Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? План урока. Могут ли республики, входящие в состав России, иметь свои Конституции? Коллективная работа. Конституция СССР 1936 г.

Обществознание является частью философии. Поэтому свой анализ начнем с философии. Философия возникла в античную эпоху (VI в. до н.э.). Она была наукой наук, в ее рамках анализировались и изучались социальные и природные явления и процессы. В те далекие времена не было еще самостоятельных естественных и общественных наук. Многие античные философы были одновременно и физиками, и математиками. Надо сказать, что еще в Новое время (XVII в.) эта традиция продолжа­лась. Декарт, Лейбниц и другие выдающиеся ученые были также выдаю­щимися философами.

Но вернемся к становлению обществознания. Уже в трудах античных философов в той или иной степени затрагиваются разные проблемы об­ществознания. Рассмотрим в первую очередь идеи Платона.

Платон (427-347 до н. э.), пожалуй, является первым философом, давшим широкую панораму социальной структуры общества, форм госу­дарственного правления и нравственных отношений, складывающихся между людьми в процессе их совместной жизни, а также вопросов о справедливости.

Платон размышляет о том, что такое справедливость, как ее характе­ризовать. Следует ли подразумевать под справедливостью честность? Яв­ляется ли одно и то же действие в некоторых случаях справедливым, а в других несправедливым? Платон полагает, что простой ответ на эти во­просы не приведет к выяснению сущности справедливости. Поэтому по­нятие справедливости относительно. Справедливость можно охарактери­зовать как воздаяние должного каждому, как никому не причинять вреда или как то, что пригодно сильнейшему, и т. д.

Относительно власти Платон пишет, что всякая власть устанавливает законы в свою пользу. Демократическая власть устанавливает демократи­ческие законы, тирания - тиранические и т. д. Они объявляются справед­ливыми для подвластных. Поэтому во всех государствах справедливостью считается то, что полезно для существующей власти. Справедливость, по убеждению античного философа, свойственна не только отдельному че­ловеку, но и целому государству, происхождение которого он связывает с потребностями, когда каждый человек, будучи не в состоянии удовле­творить свои потребности, обращается к другому человеку, производяще­му то, что необходимо остальным.

В социальной философии Платона основное место занимает идеаль­ное государство. В таком государстве все слои общества чувствуют себя счастливыми. В нем царствует справедливость, тогда как в плохом госу­дарстве доминирует несправедливость. Великий философ убежден в том, что богатство и бедность портят людей. «Одно ведет к роскоши, лени, новшествам, другая, кроме новшеств - к низостям и злодеяниям» 1 . Пла-

1 Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3. Ч. 1. С. 209.


тон выступал за единое государство, размеры которого базируются на этом единстве. Слишком большое государство, считает он, могло бы по­страдать из-за нарушения его единства.

В идеальном государстве существенное значение имеет правильное воспитание людей. По мнению Платона, есть два вида воспитания: муси­ческое и гимнастическое. Мусическое воспитание - это воспитание для души, а гимнастическое - для тела. Мусическое воспитание включает в себя поэзию, музыку, мифы, моральные нормы и принципы. Надо обе­регать государство, не нарушать заведенные в нем порядки и законы, не­соблюдение которых приводит к разрушению нравов, что в конечном итоге наносит огромный вред государству. Дети должны получать хоро­шее воспитание, уважать старших, уступать им место, вставать в их при­сутствии.

В идеальном государстве у всех должны быть общие цели и общие интересы, а также общая собственность. Правителями же должны быть философы. Но не всякий является философом, и, следовательно, не вся­кий может управлять государством. Философом (любящим мудрость) следует считать того, кто постоянно стремится учиться и заниматься нау­ками, кто ищет истину. А истина есть прекрасное. Философы-правители должны быть правдивыми, решительно отвергать всякую ложь и любить истину.

Ученик Платона Аристотель (384-322 до н. э.) - величайший фило­соф античности. Он заложил основы логики, оставил свой вклад в этике, эстетике, политологии, психологии, социальной философии, биологии и других науках.

Аристотель очень много внимания уделял вопросам государства и го­сударственного правления. Он считает, что государство есть общение, ор­ганизуемое для блага граждан и охватывающее все другие формы обще­ния. Государство, подчеркивает Аристотель, есть продукт естественного возникновения, т. е. оно, как и общение, произошло естественным путем.

Государство, продолжает Аристотель, существует по природе, а чело­век по природе своей представляет существо политическое. Человек, жи­вущий вне государства, по убеждению мыслителя, ненормален. Государ­ство предшествует каждому человеку, находящему в нем свое заверше­ние.

Если анализ вопросов политики Платон начинает со справедливости, то Аристотель - с рассмотрения собственности, которую в свою очередь он изучает в связи с рабством. Он различает собственность и искусство наживать состояние, которое Аристотель сравнивает с наукой о домохо­зяйстве. Он считает, что это не одно и то же, ибо в одном случае - искус­ство наживать состояние - речь идет о приобретении средств, а в дру­гом - науке о домохозяйстве - о пользовании ими. В искусстве наживать состояние никогда не бывает предела в установлении цели, а целью ока­зывается богатство и обладание деньгами. В области, относящейся к до-


мохозяйству, такой предел имеется, ибо целью домохозяйства является не накопление денег, а их использование.

Будучи противником общественной собственности, Аристотель пи­шет, что люди об общем плохо заботятся, в то время как каждый о своем постоянно думает. Лучше, чтобы собственность была частной, а пользо­вание ею - общим. К этому должны подготовить людей законодатели. Продолжая защищать частную собственность, Аристотель пишет, что че­ловек получает наслаждение от того, что у него есть собственность. Но вместе с тем он понимает, что частная собственность может усилить эго­изм людей, их корыстолюбие. И все же Аристотель твердо уверен в том, что именно частная собственность способствует тому, что люди оказыва­ют друг другу безвозмездную помощь.

Аристотель выделяет два вида государственных устройств - правиль­ные и неправильные. Правильные устройства имеют в виду общую поль­зу, а неправильные - когда имеются в виду выгоды либо одного, либо не­многих, либо большинства.

Аристотель разработал фундаментальные положения многих общест­венных наук, вообще внес колоссальный вклад в обществознание.

В Средние века все обществознание превратилось в служанку теоло­гии и поэтому оно фактически не развивалось. Только с эпохи Возрожде­ния, а особенно в новую эпоху происходит интенсивная разработка про­блем обществознания. Бэкон, Декарт, Гоббс, Спиноза, Локк, Гольбах, Рус­со, Гегель, Маркс и другие корифеи мысли решили многие фундамен­тальные проблемы общественных наук. В их трудах нашли освещение во­просы социального прогресса, свободы и необходимости, социального детерминизма, естественного права, социального равенства и социальной справедливости, происхождения государства, гражданского общества и др. Вкратце изложим воззрения Гоббса, Локка, Руссо, Гольбаха, Гегеля и Маркса, поскольку они внесли существенный вклад в обществознание.

Гоббс (1588-1679) исходит из теории естественного права. Он утвер­ждает, что люди рождаются с одинаковыми физическими и умственны­ми способностями. Из естественного равенства вытекают и естественные возможности людей для достижения одних и тех же целей. Иначе говоря, каждый человек имеет такое же право на те или иные блага общества, как и все остальные. Но такое положение вещей приводит к конфликт­ной ситуации. И пока люди живут без общей власти, которая всех дер­жит в страхе, они, по Гоббсу, воюют друг против друга. Гоббс делает та­кой общий вывод: естественное состояние людей есть состояние войны всех против всех. В таком обществе у людей отсутствуют трудолюбие, стремление к производству благ, ибо никто не застрахован от насильст­венного грабежа результатов своего труда. Плохо развивается экономика, нет торговли, судоходства, в ужасном состоянии находятся культура, ли­тература, короче, нет общества и жизнь человека беспросветна.


Чтобы люди не уничтожили полностью друг друга, они договарива­ются создать некий верховный орган, которому отдают часть своих прав, но который их защищает и охраняет. Так, по мнению Гоббса, возникает на договорной основе государство.

Локк (1632-1704) - выдающийся английский философ-материалист, один из создателей теории разделения властей. Он жил в эпоху бурных революционных событий, закончившихся компромиссом между виги, т. е. крупной буржуазией, и тори - крупными землевладельцами.

Локк различает естественную свободу и общественную свободу чело­века. В первом случае свобода состоит в том, что человек на земле нико­му не подчиняется, но руководствуется только законом природы. Во вто­ром же случае - свобода человека в обществе - речь идет о подчинении только законодательной власти, принятой в государстве.

Весьма оригинально Локк излагает генезис частной собственности. Он пишет, что в естественном состоянии земля, плоды деревьев, живот­ные и т. д. принадлежат всем, и никто не имеет на них каких-то особых прав. Но даже в таком состоянии человек имеет нечто такое, что принад­лежит только ему. Речь идет о труде. Таким образом, с точки зрения Лок-ка, именно труд является основной причиной возникновения частной собственности. Когда человек, скажем, собирает готовые плоды, то тем самым он вкладывает свой труд, благодаря которому эти готовые плоды становятся его собственностью. Благодаря труду возникает и частная соб­ственность на землю: человек отгораживает себе участок земли, обраба­тывает ее и получает урожай.

Локк большое значение придает принципу разделения власти. При­чем законодательной власти он отводит решающую роль. Она, по его мнению, является священной и неизменной, и ни один закон не может быть принят без ее санкции. Она есть власть народа, и только с ее согла­сия можно издавать какие-либо другие законодательные акты.

Но вместе с тем Локк ее не абсолютизирует. Эта власть, считает он, не может быть деспотической по отношению к членам общества, кото­рые путем договора образовали государство. Она не может быть больше той власти, которую имели эти лица в естественном состоянии, не может повелевать посредством деспотических законов, не имеет права лишать кого-либо собственности без его согласия, не может передать право изда­вать законы каким-либо другим органам, ибо народ только ей доверил за­конодательное право. Что касается исполнительной власти, то она «явля­ется подчиненной и подотчетной законодательной власти и может быть по желанию изменена и смещена; это значит, что высшая исполнитель­ная власть не находится вне субординации» 1 .

Не оставляет без внимания Локк и вопросы взаимоотношения госу­дарства и церкви. Локк призывает к веротерпимости, к тому, чтобы нико­го не преследовали за его религиозные убеждения. Веротерпимость Локк

1 Локк Д. Избр. филос. произв: В 2 т. Т. 2. М., 1960. С. 87. 10


обосновывает Евангелием, которое, с его точки зрения, довольно лояльно относится к другим верам. Конечно, в учении Христа можно найти стро­ки, призывающие не преследовать людей другой веры. Но вместе с тем Христос предъявляет довольно жесткие требования к своим противни­кам.

Что касается взаимоотношений государства и церкви, то Локк счита­ет, что необходимо установить между ними определенные границы. Госу­дарство обязано защищать интересы своих граждан, обеспечивать им свободу и здоровье. Вера должна быть внутренним убеждением человека, и ее нельзя силой навязывать кому-либо. Поэтому никакие насильствен­ные меры не помогут обратить в свою веру гражданина. Это должна по­нимать церковь, которую Локк определяет как свободное и добровольное общество, созданное для общественного отправления богослужения. Она имеет определенные властные полномочия, но вместе с тем подчиняется соответствующим законам. Церковное общество, по убеждению Локка, не должно стремиться к обладанию гражданскими и светскими благами. Его главная задача - совместное поклонение богу и достижение таким путем вечной жизни. Оно не должно применять силу, которая находится в юриспруденции гражданских правителей. Церковные власти должны использовать такие средства, как увещевания, советы, предостережения и т. д. Если эти средства не помогут, то нарушителей просто-напросто следует изгнать из общества. Но отлучение от церкви не может привести к лишению гражданских благ, которые находятся в ведении гражданско­го правительства. Оно решает, кого наказать, а кого поощрить. Церков­ное общество не может лишать благ также тех, кто исповедует другую ре­лигию и принадлежит к другой церкви. Права и льготы гражданина нахо­дятся в компетенции государства, а не религии. Церкви, продолжает Локк, являются независимыми в отношении друг друга, и ни одна из них не имеет юридической власти над другой.

Локк выступает за отделение церкви от государства. Он пишет, что гражданская власть везде одна и та же и она не имеет права вмешиваться в дела церкви. В свою очередь церковь не имеет права обращаться к гра­жданскому правительству для решения спорных вопросов, касающихся разных церквей. Локк призывает к веротерпимости, но проявляет абсо­лютную нетерпимость к атеистам, ибо, как он выражается, отказ от бога даже в мысли все разлагает.

Монтескье (1689-1755) - выдающийся французский мыслитель XVIII в. Он считает, что социальный мир разнообразен, и каждый народ создает свои собственные законы, хотя не следует забывать и о неких об­щих началах. Закон он определяет как необходимые отношения, выте­кающие из природы вещей. Монтескье считает, что вначале человек чув­ствовал свою слабость и постоянно боялся окружающей среды. Люди не нападали друг на друга, и поэтому мир являлся первым естественным за­коном человека.


После того как люди начинают вести совместный образ жизни, они становятся сильными, исчезает равенство и наступает эпоха войны меж­ду народами и отдельными лицами. Вслед за этим появляется междуна­родное право, регулирующее отношения между народами, политическое право, связанное с защитой граждан, и гражданское право, определяю­щее отношения всех граждан между собой.

Монтескье был одним из крупнейших представителей географиче­ского детерминизма. По его утверждению, климатические условия опре­деляют индивидуальные особенности развития человека, его телесную организацию, характер и склонности. Так, например, в холодном поясе люди крепче и физически сильнее, поскольку холодный воздух закаляет организм.

Монтескье считает, что в жарких странах народы по природе своей ленивы, они не способны к совершению героических поступков. Воспри­няв однажды те или иные законы, обычаи и традиции, они не расстаются с ними, ибо предпочитают покой. На юге, продолжает французский мыс­литель, где всякую работу люди выполняют из страха быть наказанными, рабство не противоречит человеческому разуму, так как без рабства в этих странах не было бы никакого прогресса. Поэтому там устанавлива­ется рабство, тогда как в холодных странах люди остались свободными. Климатические условия влияют и на образование форм правления. Так, в жарких странах с хорошим плодородием почвы устанавливается дух за­висимости, ибо крестьяне, занятые своими делами, не могут обеспечить собственную безопасность. Поэтому в них чаще всего встречается правле­ние одного человека, т. е. монарха. Люди, живущие на бесплодных зем­лях, закаляются в труде, они мужественны и готовы в любое время вести войну.

Монтескье ошибается, когда трудолюбие народа связывает с клима­тическими условиями. Народы южных стран (Китай, Индия, Ближний Восток) внесли огромный вклад в развитие мировой культуры, науки и философии.

Руссо (1712-1778) оставил глубокий след в обществознании. Он вы­двинул много интересных идей относительно формирования человече­ского общества. В этой связи он, прежде всего, исследовал вопросы про­исхождения неравенства среди людей, из которого, по его глубокому убе­ждению, возникли все общественные и политические события, потрясаю­щие человечество вообще и каждого индивида в отдельности.

Философ рисует идиллическую картину жизни первобытных людей, когда они пребывали в естественном состоянии, были невинны и добро­порядочны, жили в мире и дружбе. В отличие от Гоббса, утверждавшего, что естественное состояние людей есть состояние войны всех против всех, Руссо исходит из тезиса, согласно которому люди в естественном состоянии были добродетельными существами, и забота о самом себе 12


нисколько не вредила самосохранению других. Сострадание - вот глав­ное чувство людей.

Но шло время, и появилось неравенство. Руссо полагает, что причи­ны всех бедствий - войн, преступлений, убийств, несчастий и ужасов - заключаются в возникновении частной собственности и неравенства сре­ди людей. С появлением гражданского общества человек всюду оказыва­ется лишенным свободы. Человек рождается свободным, считает Руссо, но повсюду он в оковах. Этот тезис Руссо аргументированно доказывает путем длительного экскурса в историю человечества и анализа его перво­бытного состояния. Руссо, как и многие его предшественники, исходит из теории общественного договора происхождения государства. Люди, пишет он, заключили между собой соглашение, что предполагало добро­вольное ограничение своей свободы.

По мнению Руссо, люди в естественном состоянии руководствова­лись инстинктами. Но после перехода к гражданскому состоянию их по­ведение регулируется уже не инстинктом, а разумом. Голос долга сменя­ет, как выражается Руссо, плотские побуждения, а право - желание. При этом человек многое терпит, но приобретает еще больше, ибо развивают­ся его способности, облагораживаются чувства, возвышается душа. Вы­вод: «По Общественному договору, - отмечает автор, - человек теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то, что его прель­щает и чем он может завладеть; приобретает же он свободу гражданскую и право собственности на все то, чем обладает» 1 . Здесь Руссо различает два понятия свободы. Во-первых, понятие естественной свободы, грани­цей которой выступает лишь физическая сила человека; во-вторых, поня­тие гражданской свободы, ограниченной общей волей.

Гольбах (1723-1789) - крупнейший представитель французского про­свещения XVIII в. Он оставил глубокий след в мировой философии. Его воззрения отличаются оригинальностью, смелостью суждений и новатор­ством.

Гольбах, в отличие от Гоббса, Локка и Руссо, утверждавших, что чело­век, находясь в естественном состоянии, был изолирован от общества, ис­ходит из того, что человек всегда находится внутри социума, без которо­го немыслима его жизнь. У него есть чувство общественности, т. е. склон­ность жить совместно с подобными себе людьми. Любовь к обществу Гольбах определяет как естественное чувство. Человек сам вносил опре­деленный вклад в общее благосостояние, и ему не было никакой необхо­димости покидать себе подобных и стать добычей более сильных живот­ных. Человек всегда нуждался в другом человеке, осознавал, что именно в обществе может иметь необходимые для себя жизненные блага.

Гольбах утверждает, что чувство общественности есть следствие инте­реса или потребности. Целью любого общества является создание необ­ходимых условий для совершенствования духовных и физических способ-

1 Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. С. 164.


ностей людей. Общество обязано, во-первых, обеспечить гражданину бла­госостояние, помочь ему пользоваться теми благами, на которые он име­ет право, если это не противоречит общественным интересам. Во-вторых, обеспечить человеку безопасность, без которой любые блага общества не имеют никакого значения. Отсюда вытекают и взаимные обязанности, т. е. обязанности, которые связывают людей, объединившихся в общест­во. В противоположность воззрениям Гоббса, Локка и Руссо Гольбах ви­дит причины человеческого несовершенства в обществе. Гольбах отверга­ет изолированное от общества существование человека, но зато принима­ет теорию общественного договора. Он утверждает, что общество и чело­век берут на себя взаимные обязательства. Одна сторона (человек) обязу­ется подчиняться принятым законам, а другая (общество) - заботиться о благополучии всех. Условия общественного договора: 1) человек добро­вольно отдает обществу свои способности; 2) совместный труд на благо всех и каждого; 3) обеспечение отдыха каждого члена общества; 4) обес­печение безопасности каждого члена общества; 5) любовь, уважение и ус­луги со стороны всех членов общества.

Происхождение социального неравенства французский просветитель связывает с природой, которая наделила людей различными способностя­ми, физическими и духовными силами. Такое неравенство, считает он, способствует сохранению и совершенствованию общества. Если бы люди от природы были абсолютно одинаковыми, то в практической жизни они постоянно конфликтовали бы между собой. В то время как естественное неравенство заставляет людей стремиться к достижению успехов, кото­рых добились другие.

Для стабильного развития общества, пишет Гольбах, нужна власть, главной целью которой является счастье, безопасность и защита интере­сов людей, подчиняющихся законам и верховной власти ради реализации этой цели. Если же правители заняты своими личными делами, то граж­дане имеют полное право игнорировать их распоряжения. Гольбах убеж­ден в том, что общество всегда является, как он выражается, хозяином верховной власти. А подлинной верховной властью он считает такую власть, которая подчиняется законам, одобренным народом. Верховный правитель должен любить свой народ, заботиться о его благосостоянии. Он должен жить жизнью народа, знать его желания и чувства.

Особое место в философии Гольбаха занимают вопросы свободы. Он выступает за свободу, так как уверен, что ни одно общество не может считать себя счастливым без свободы, которую французский мыслитель определяет как возможность делать все для своего счастья при условии, что твои действия не мешают счастью других людей. Критерием же сво­боды каждого члена общества является благо общества в целом. Чем вы­ше это благо, чем свободнее человек, тем у него больше возможностей наслаждаться жизнью. 14


Фундамент свободы - разум и добродетель. Человек, утверждает Голь­бах, свободен повсюду, где правит закон, где люди руководствуются разу­мом, а не страстями. Свобода, пишет Гольбах, выгодна всем. Во-первых, она выгодна государю, ибо ему легче править свободными гражданами; во-вторых, она выгодна всем гражданам, так как благодаря свободе они могут трудиться, наслаждаться жизнью, подчиняться разумным законам; в-третьих, она обеспечивает безопасность граждан, неприкосновенность их личности и собственности; в-четвертых, способствует развитию про­мышленности, земледелия, вообще экономическому процветанию обще­ства; в-пятых, свобода дает возможность людям исповедовать ту религию, которую они сами выбрали, или же не придерживаться никаких религи­озных верований; в-шестых, нет отечества без свободы, ибо там, где она уничтожена, человек лишен счастья, отдыха и безопасности; в-седьмых, государство сильно лишь тогда, когда его граждане свободны. Без свобо­ды могущество любого государства недолговечно; в-восьмых, только в свободном государстве люди добродетельны - у них проявляется лю­бовь к общему благу, к справедливости, к уважению друг друга и т. д.

Немецкий философ Гегель (1770-1831) создал целую философскую систему, в которой нашли отражение многие вопросы обществознания, в частности проблемы свободы, государства, права, гражданского обще­ства, социального прогресса, периодизации общества и т. д. Всемирную историю, которая развивается по восходящей линии, он рассматривал как прогресс в сознании свободы.

По мнению Гегеля, гоббсовский тезис о войне всех против всех бази­руется на чисто эмпирических данных. Вполне понятно, почему немец­кий философ так отзывается о концепции Гоббса. Гегель-диалектик исхо­дит из единства противоположностей, а не из их механического разделе­ния. Он предлагает подняться выше эмпирии и исследовать сущность, имманентные механизмы естественного права.

Важное значение Гегель придавал возникновению гражданского об­щества. Три элемента гражданского общества: 1) система потребностей; 2) защита собственности посредством правосудия; 3) полиция и корпора­ции. Потребности удовлетворяются, прежде всего, через трудовую дея­тельность. Гегель подчеркивает, что человек своим трудом создает необ­ходимые предметы потребления, что средства удовлетворения человече­ских потребностей добываются потом и трудом человека. В этой связи он критикует тех мыслителей, которые утверждают, что в естественном состоянии человек свободен с точки зрения своих потребностей, ибо он их удовлетворяет готовыми продуктами природы. И сам человек, и его потребности, отмечает немецкий мыслитель, не выходят за пределы при­роды, и поэтому он не был свободен.

Для отправления правосудия необходимо иметь соответствующие юридические законы. Но Гегель рассматривает право как закон, который должны знать граждане. Вообще Гегель придает огромное значение пра-


восознанию. Право касается свободы человека, и он должен знать содер­жание законов, представлять и понимать, что можно делать в их рамках и за что следует понести наказание в случае их нарушения. Текст законов должен быть написан простым, ясным и четким языком.

Анализируя корпорацию, Гегель пишет, что возникновение много­численных корпораций связано с тем, что труд распадается на различные отрасли, которые составляют определенные корпоративные сообщества, имеющие свои собственные интересы, не противоречащие интересам всех остальных. Гегель считает, что семья и корпорация составляют кор­ни гражданского общества. То, что государство не может дать индивиду, он получает в корпорации.

Гегель очень высоко ценил роль государства в обществе. Государство, считает он, есть субстанция, и индивид обладает истиной и нравственно­стью лишь потому, что он является членом государства. Государство для него есть шествие Бога в мире.

Много внимания Гегель уделял роли великих людей в истории. Он их называет героями, ибо они, по его мнению, появляются вовремя, когда созревают необходимые условия для принятия решительных действий, имеющих всемирно-историческое значение. Вместе с тем они обладают блестящим умом и понимают то, что нужно в данный момент обществу. Они делают своей целью то, что необходимо в настоящее время социуму, в чем давно нуждается сама история. Они лучше постигают суть дела, чем все остальные люди. Таким образом, с точки зрения Гегеля, появле­ние великих людей на исторической сцене необходимо и неизбежно, так как дальнейший прогресс общества становится невозможным из-за нако­пившихся противоречий между старым и новым.

Маркс (1818-1883) - великий немецкий мыслитель, оставивший глу­бокий след во всех областях обществознания. В поле его научной дея­тельности находились проблемы политической экономии (он написал трехтомный труд «Капитал»), права, истории, политологии, философии, диалектики и др. Он открыл материалистическое понимание истории, со­гласно которому, прежде чем заниматься политикой, наукой, искусством, философией и т. д., нужно есть, одеваться и иметь крышу над головой, т. е. жилье. Все это создается в материальной (экономической) сфере. Поэтому люди в первую очередь должны заниматься экономикой, произ­водить необходимые для них жизненные средства. Производя эти средст­ва, люди тем самым производят свою материальную жизнь, которая явля­ется фундаментом общества. Материальная жизнь, материальные обще­ственные отношения, формирующиеся в процессе производства матери­альных благ, определяют все другие формы деятельности людей - поли­тическую, духовную, социальную и т. д. Идеи, даже туманные образова­ния в мозгу людей, являются искажением их материальной жизни. Мо­раль, религия, философия и другие формы общественного сознания от­ражают материальную жизнь общества. 1 а


Хотя материальное производство играет решающую роль в жизни че­ловеческого общества, тем не менее другие сферы общественной жиз­ни - политическая, духовная, культурная, социальная и т. д. - тоже игра­ют свою роль. Политика, например, пронизывает все общество и оказы­вает на его развитие сильное влияние. Кроме того, находясь в постоян­ном взаимодействии, все сферы общественной жизни влияют друг на друга и тем самым на все историческое развитие. Общественное созна­ние, государство, социальная сфера и другие неэкономические факторы обладают относительной самостоятельностью, имеют собственные зако­номерности развития и логику. Если взять искусство, то наблюдается та­кая же картина. Искусство как духовный феномен сложно и многообра­зно, и его объяснение нельзя ограничивать одними ссылками на матери­альные условия жизни. Никакими материальными факторами нельзя объяснить феномен Пушкина, гениальное творчество Моцарта, Чайков­ского, Бальзака и Толстого. И все же эти величайшие деятели мировой культуры появились тогда, когда уже был достигнут определенный уро­вень материальной цивилизации.

Маркс разработал такие фундаментальные категории социальной фи­лософии, как базис и надстройка, общественное бытие и общественное сознание, общественно-экономическая формация, способ производства материальной жизни, производственные отношения и др. Они использу­ются в обществознании при исследовании процессов и явлений общества как целостного социального образования.

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Название: Обществознание. Учебное пособие.

Учебное пособие является вторым, переработанным и дополненным, изданием, которое подготовлено в строгом соответствии с государственным общеобразовательным стандартом по курсу «Обществознание». В нем в доступной форме изложены исходные понятия общей теории возникновения, взаимодействия и развития общества, государства и права, основные вопросы, рассматриваемые на семинарах и входящие в билеты на зачетах и экзаменах по данной дисциплине.
Материал пособия, изложенный в форме небольших лекций по каждому вопросу, способствует легкому усвоению предмета, позволяет быстро и эффективно подготовиться к занятию, сдаче экзамена.
Для абитуриентов, студентов и преподавателей ВУЗов.

Наука есть систематизированное и теоретически оформленное знание об окружающей человека природной и социальной действительности. Но чтобы получить систематизированное знание, необходимо использовать определенные методы и категории как инструменты познания. Каждая наука разрабатывает свои категории. В социальной философии, например, используются такие категории, как «общество», «прогресс», «общественное сознание», «общественное бытие», «социальный детерминизм», «цивилизация», «общественно-экономическая формация», «гуманизм» и др.
Все науки, как естественные, так и общественные, исследуют объективный мир, т. е. окружающую природную и социальную действительность. Они открывают законы его развития и функционирования, выявляют внутренние механизмы взаимодействия и взаимосвязей природных и социальных процессов и явлений.

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. СПЕЦИФИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ 3

1. Науки о природе и науки об обществе. В чем заключается их сходство и различие? 3
2. Этапы становления обществознания. Обществоведческая проблематика в истории античной и средневековой мысли 7
3. Каковы основные направления современной общественной мысли? 17
Раздел II. ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. ИСТОРИЯ 23
1. Индивид, человек, личность: основные черты и особенности 23
2. Общество как целостное социальное образование: понятие и основные особенности 25
3. Общество и его законы 29
4. Каковы движущие силы общественного развития? 29
5. Что собой представляют сферы общественной жизни и каковы их виды? 39
6. Социальные классы: понятие и пути их образования 44
7. Социальная стратификация 46
8. Политика - сфера общественной жизни: основные элементы 48
9. Власть: общая характеристика 48
10. Власть и авторитет 52
11. Типология политической власти 52
12. Политические отношения 53
13. Политическая организация или система 54
14. Политические интересы и идеи 54
15. Происхождение государства 56
16. Что собой представляет гражданское общество? 58
17. Соотношение политики и морали 61
18. Сфера политики и сфера морали 66
19. Политика и общечеловеческие ценности 71
20. Что такое свобода? Ее общая характеристика 72
21. Экономический, духовный и политический аспекты свободы 78
22. Свобода и ответственность 79
23. Общественный прогресс 80
24. Критерии общественного прогресса 89
25. Эволюционный и революционный пути общественного развития. Эволюция и революция 95
26. Что такое цивилизация? Возникновение, развитие и распад цивилизаций. Цивилизационный подход к истории человечества 97
27. Общие черты и особенности различных цивилизаций 101
28. Типология общества. Его исторические типы 102
29. Общественно-экономическая формация. Формационный подход к истории человечества 106
30. Культура: понятие, виды 108
31. Социально-этнические общности людей. Этнос, народы 109
32. Глобальные проблемы современного человечества: мир и войны, сохранение среды обитания 111
33. Понятие и виды субъектов истории 121
Раздел III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 136
1. Что такое экономика? Ее понятие и различные смысловые значения 136
2. Откуда происходит термин «экономика»? 140
3. Меркантилизм (идеология торговли), экономическая наука и экономическая политика 141
4. Что такое политическая экономия и можно ли ее отождествлять с экономической политикой? 145
5. Чем отличается классическая политическая экономия от вульгарной? Что называют «факторами производства» и в каком смысле можно говорить об их производительности? 148
6. Что такое производство? Чем отличается производство в широком смысле от производства в узком смысле? 150
7. Экономические отношения - основа типологии современных государств 152
8. Деньги: их сущность, виды, функции 154
9. Что означает превращение денег в капитал? Что называется «грязными» деньгами? 158
10. Что собой представляет государственный бюджет? 158
11. Рынок рабочей силы («рынок труда») и его особенности 159
12. Безработица и занятость 160
13. «Рыночные реформы» в Российской Федерации. Ход и итоги реформ 161
14. Что представляет собой мировая экономика и какова хозяйственная специализация ведущих стран? В чем особенность хозяйственной специализации России? 163
15. Какова современная международная финансовая система? 165
16. Правовые аспекты экономики 166
17. Юридическое лицо и его основные признаки 167
18. Трудовые отношения: понятие, основания возникновения и стороны (участники) трудовых отношений 168
19. Что такое социальное партнерство в сфере труда? 170
20. Стороны социального партнерства и их представители 172
21. Что понимается под коллективным договором и каково его содержание? 173
22. Трудовые споры: понятие, виды 176
23. Каковы особенности рассмотрения коллективных трудовых споров? 178
24. Гарантии права на труд и компенсации, предусмотренные трудовым правом 178
25. Особенности правового регулирования труда молодежи в РФ и других странах 182
Раздел IV. ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА 184
1. Что такое власть и какие виды общественной власти существуют? 184
2. Каковы особенности политической и государственной власти? 185
3. В чем суть таких политических понятий и категорий, как «политические отношения», «политическая борьба», «политический режим» и «политический плюрализм»? 186
4. Политические права и свободы граждан 189
5. Что подразумевается под конституционными правами и свободами граждан? 191
6. Какие основные виды конституционных прав и свобод существуют? 194
7. Что такое политическая система общества и какова ее структура? 197
8. Чем определяются особое место и роль государства в политической системе общества? 199
9. Политические партии, политические движения и другие объединения граждан как элементы политической системы общества 203
10. В чем заключается суть принципа разделения властей и каковы его роль и назначение? 208
11. Что такое политическая культура и каково ее содержание? 215
12. Политика и религиозные объединения 216
13. Каковы особенности политической системы современного российского общества? 218
14. Что такое демократия и каковы ее виды? 220
15. Что понимается под гарантиями и формами прямой и представительной демократии? 225
16. Выборы. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации 232
17. Гражданство Российской Федерации 238
18. Основания приобретения гражданства Российской Федерации 239
19. Основания прекращения гражданства Российской Федерации 241
20. Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации 242
21. Органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации и их полномочия 242
22. Что понимается под местным самоуправлением? 242
23. Каковы основные принципы и полномочия органов местного самоуправления? 244
Раздел V. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 246
1. Какой смысл вкладывается в понятие государства? 246
2. Каковы основные признаки государства? 248
3. Что означает публичная власть как один из основных признаков государства? 250
4. Территориальная организация населения как признак государства 251
5. Суверенитет и другие признаки государства 252
6. Формы государства: понятие и многообразие форм государства 253
7. В чем заключаются особенности форм правления и каковы их виды?- 255
8. Каковы формы правления современных государств? 260
9. Какова форма правления в современной России? 262
10. Кто может быть Президентом России и каков порядок его избрания? 264
11. Каковы полномочия Президента Российской Федерации и каков характер издаваемых им актов? 265
12. Что понимается под формой государственного устройства и каковы ее виды? 268
13. Отличительные особенности конфедерации 271
14. Форма государственного устройства России 274
15. Каковы принципы построения и функционирования Российской Федерации? 275
16. Конституционно-правовой статус Российской Федерации 277
17. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации 279
18. Что собой представляет государственный режим и каковы его виды? 281
19. Правовое государство: основные черты и особенности 282
20. Что понимается под государственным аппаратом? 291
21. В чем состоят отличительные особенности государственных органов - составных частей государственного аппарата? 292
22. Что представляет собой структура государственного аппарата? 294
23. Органы законодательной и исполнительной власти 294
24. Судебные органы и органы прокуратуры 296
25. Что понимается под функциями государства? 297
26. Каковы общие черты и особенности функций государства? 299
27. Критерии классификации функций государства и их виды 300
28. Понятие и виды внутренних и внешних функций государства 301
29. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации 303
30. Каков правовой статус членов российского парламента? 305
31. Государственная Дума и ее полномочия 307
32. Совет Федерации - верхняя палата российского парламента 309
33. Правительство РФ - высший орган исполнительной власти: правовая основа, состав, структура 310
34. Полномочия Правительства Российской Федерации 311
35. Акты Правительства и его ответственность перед Федеральным Собранием 312
36. Что собой представляет система судебных органов России? 313
37. Суды конституционной юстиции России 315
38. Суды общей юрисдикции России 317
39. Арбитражные суды России 319
40. Прокуратура Российской Федерации 320
41. Что понимается под правом? 321
42. Каковы место и роль права в жизни общества? 324
43. Нормы права. Понятие и основные признаки, отличающие нормы права от других социальных норм 326
44. Структура, порядок изложения и виды норм права 329
45. Что понимается под правоотношениями и каковы их особенности? 333
46. Юридическое содержание правоотношений 334
47. Какие виды правоотношений существуют? 33.6
48. Кто может быть субъектом (участником) правоотношений? 337
49. Что означает правоспособность и дееспособность физических лиц и других участников правоотношений? 339
50. Основания (юридические факты) возникновения, изменения и прекращения правоотношений и их виды 341
51. Правосознание: понятие, структура, роль в жизни общества 343
52. Понятие и формы правотворчества 345
53. Каковы принципы правотворчества? 346
54. Что означает законодательная процедура и какова ее роль? 347
55. Основные стадии законодательного процесса 348
56. Что понимается под реализацией права и каковы ее формы? 349
57. Правоприменение и его особенности 351
58. Принципы, стадии и акты правоприменения 353
59. Что такое правопорядок и законность? 356
60. Что такое форма (источник) права и какие виды форм права существуют? 357
61. Понятие нормативно-правовых актов и их соотношение с индивидуальными актами 358
62. Закон и его основные признаки 359
63. Виды законов 361
64. Конституция - Основной Закон государства 361
65. Действующая Конституция Российской Федерации и ее связь с прежними российскими конституциями 363
66. Характерные черты и особенности Конституции РФ 1993 г. 367
67. Структура Конституции РФ и порядок ее изменения- 369
68. Что понимается под системой права и какова ее структура? 372
69. Понятие и виды отраслей права 373
70. Институты права 374
71. Какие существуют основания деления права на отрасли и институты? 375
72. В чем заключаются особенности публичного и частного права? 377
73. Правомерное поведение: понятие, формы реализации, основные виды 379
74. Что такое правонарушение и каковы его основные признаки? 382
75. Что означает юридический состав правонарушений и каковы их виды? 384
76. Юридическая ответственность и ее виды 386
Раздел VI. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 390
1. Семья - основная ячейка общества. Осуществление и защита семейных прав 390
2. Личные права и обязанности супругов 391
3. Каковы имущественные права и обязанности супругов? 392
4. Каковы особенности договорного режима имущества супругов? 393
5. Какие права имеют несовершеннолетние дети? 394
6. Какие обязанности несут совершеннолетние дети по содержанию родителей? 396
7. Что такое опека и попечительство? 397
8. Алиментные обязательства членов семьи: их общая характеристика 398
9. Общественное сознание: понятие, структура 401
10. Каковы формы общественного сознания? 401
11. Политическое сознание 402
12. Моральное сознание 403
13. Эстетическое сознание 404
14. Религиозное сознание 404
15. Мировоззрение. Типы и формы 405
16. Духовное производство 407
17. Религия: ее сущность и функции 408
18. Взаимоотношение религии с другими областями духовной культуры. Религия и наука. Религия и мораль. Религия и искусство 410
19. Типы религий. Мировые религии 412
20. Буддизм 412
21. Христианство 414
22. Русская Православная Церковь 418
23. Ислам 420
24. Свободомыслие в отношении религии 422

Особенности обществознания заключаются в том, что это интегративный курс, который включает в себя основы нескольких дисциплин, таких как социология, философия, социальная психология, экономика, культурология, политика и право.

Обществознание относится к числу самых популярных предметов из числа тех, которые предоставляются по выбору.
Большинство гуманитарных и педагогических специальностей в ВУЗах принимают результаты экзамена по обществознанию.
Не совсем верное представление о том, что обществознание является очень легким предметом. На самом деле предмет более чем серьезный, ввиду того, что здесь выпускнику необходимо владеть понятиями и понимать их смысл, понимать смысл ведущих идей культурологии, политологии, экономики, права и философии. Требуется определенный уровень общей эрудиции, интерес к социальным проблемам.
Многие задания имеют практико-ориентированный характер. Необходимы умения анализировать определенные события, определять факты, мнения, теоретический характер суждения.
Научиться этому за короткий срок просто невозможно. Оптимальное время подготовки при нулевом уровне это 10 класс. Подготовка к ЕГЭ должна быть систематической, на протяжении всего учебного года.
Предмет обществознание очень важный и его роль также высока в процессе социализации.

Три важнейших документа при подготовки к ЕГЭ. Это спецификация, кодификатор и демоверсия. В спецификации отражена вся та необходимая информация которая касается непосредственно теста. В демонстрационном варианте обратите внимание на систему критериев оценивания работ. В кодификаторе отражаются темы курса, которые необходимо знать для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
При подготовке к экзамену необходимо использовать учебники школьной программы рекомендованные Министерством образования и науки.

Работа представляет собой задания с 1 по 36. Максимальный первичный балл за всю работу 62 балла. Время выполнения работы 235 минут. Минимальный порог 42 балла.
Ответы в 1 части записываются без пробелов, запятых и других дополнительных символов. В заданиях 25, 26 и 27 обращайте внимание на инструкции порядка записи ответа.
Вторая часть экзаменационной работы представляет собой задания с ответами в свободной форме.
Доля заданий с развернутыми ответами в общем результате экзаменационной работы - 43,5%.

Задания второй части позволяют проверить умение целостно формулировать, логично последовательно излагать свои мысли, делать выводы, использовать полученные знания в смоделированных жизненных ситуациях, выражать и аргументировать собственную позицию.
Основные типы заданий второй части, встречающихся на экзамене:
- поиск, анализ, интерпретация информации из неадаптированного текста;
- дать определение обществоведческому термину;
- привести примеры раскрывающие обществоведческий термин;
- решить жизненно-практическую задачу;
- сформулировать собственные суждения и аргументировать их.

Все тексты, включаемые в задания 28-31 должны соответствовать следующим критериям:
а) они должны быть тематически связаны с темами школьного курса обществознания;
б) в них должна присутствовать точка зрения автора;
в) они не должны быть перегружены научными терминами или статистической информацией.

Задания 28-31 (С1-С4) это составное задание с определенным фрагментом неадаптированного текста научного, научно-популярного и философского характера объемом 250-300 слов.
Задание 28 (С1) вопрос по тексту. Ответ на который находится в тексте в явном виде. Здесь проверяется способность выявить информацию и точно ее воспроизвести в ответе. Максимальный балл за полностью правильный ответ - 2 балла.
Задания 29 (С2) на интерпретацию текста, и ответ находится в тексте не в явном, а в завуалированном виде. Здесь проверяется способность анализировать и интерпретировать текст. Максимальный балл за полностью правильный ответ - 2 балла.
В задании 30 (С3) зачастую просят дать ответ, который находится в явном виде в тексте. Однако, помимо этого, во второй части этого задания просят как правило привести несколько примеров или аргументов, иллюстрирующих или подтверждающих ответ. Максимальный балл за полностью правильный ответ - 3 балла.
Задание 31 (С4) - это задание на подтверждение или опровержение оценочного суждения связанного с положением текста. Максимальный балл за полностью правильный ответ - 3 балла.
Многие выпускники, как показывает практика, не видят разницы между примером и аргументом. Так вот, пример - это факт, частный случай, в качестве иллюстрации подкрепляющий уже установленное положение; аргументы - это довод, доказательство, посредством которого обосновывается истинность какого-либо суждения.
ВАЖНО!!!
В случаях, когда в заданиях 28-31 присутствуют несколько вопросов и ученик, отвечает на них не в той последовательности, в которой они были обозначены, или не пронумеровав их - то все равно экспертом оцениваются все элементы ответа, которые удастся идентифицировать, независимо от их порядка.
Если в задании 28-31 необходимо найти ответ из тексте в явном виде, например перечислить признаки или виды какого-либо объекта, а ученик переписывает фрагмент текста целиком, то экспертом этот ответ будет оценен в 0 баллов
Всегда сначала прочитайте внимательно текст до конца, затем переходите к вопросам.
Все что кажется вам банальным, типа "Это и так понятно" - все равно нужно писать. Если вы чего-то не напишите, это будет означать одно - вы этого не знаете.

ОШИБКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Популярные ошибки, допускаемые выпускниками в заданиях 28-31 (С1-С4)
1. Раскрытие в ответе часть предложенного вопроса - зачастую в одном задании несколько вопросов и выпускники по своей невнимательности отвечают не полностью на вопрос.
2. Несоответствие ответа предъявляемому вопросу.
3. Неграмотная запись ответа с точки зрения стилистики, структурирования, логических связей.
4. Присутствие в ответе противоположных положений, когда одно исключает присутствие другого.
5. Ошибочные суждения выпускника.
6. Отсутствие требуемых аргументов и обоснований.
7. Нечеткие, расплывчатые формулировки.

Рекомендации.
В целях не повторения вышеизложенных ошибок во второй части экзаменационной работы, необходимо при ответах руководствоваться следующими рекомендациями:
1. Прежде чем выполнять задание 28-31 (С1-С4) обязательно внимательно прочитайте текст.
2. Соотнесите проблематику теста с темами обществознания.
3. Дайте ответ на вопрос: "О чем этот текст?".
4. Читайте вопросы внимательно, отвечайте только на поставленные вопросы, избегайте лишних ответов.
5. Обращайте внимание на то, что должно быть положено в основу ответа: авторская мысль, социальный опыт или материал обществоведческого курса.
6. Сформулировав ответ, еще раз вернувшись к вопросу, проверьте его правильность.
7. Один и тот же фрагмент текста не может служить ответом на два разных вопроса. Если Вам кажется, что это так, повнимательнее прочитайте задание.
8. В заданиях где Вас просят выразить свое мнение обязательно писать "Я согласен/Я не согласен".

Loading...Loading...