Делают ли поминки на. Как поминают усопшего в церкви

Можно ли разговаривать с усопшими близкими, встретимся ли мы со своими мужьями и женами после смерти и есть ли надежда на спасение у самоубийц и атеистов? В преддверии особого поминовения усопших в день Радоницы на эти и другие вопросы мы попросили ответить иерея Стефана Домусчи, кандидата богословия и философских наук.

№ 1. С усопшими можно говорить, просить их помощи и их молитв?

Как почти во всех вопросах, касающихся загробного мира, однозначного ответа здесь быть не может. Неслучайно преподобный Анастасий Синаит говорит, что человек, который пытается своим слабым умом разузнать тайны загробной жизни, впадет в самые страшные заблуждения, потому что это ему не полезно. То, что нам полезно, говорит преподобный, Бог нам открыл, и в той мере, в какой полезно.

Что касается молитвы, из древности идет обычай молиться усопшим христианам или, точнее, просить их, чтобы они молились Богу. В стародавнее время Церковь очень четко различала умершего христианина и умершего нехристианина. Человек, который умер, будучи связан со Христом, умер членом Церкви, он хотя и разлучается физически со своими братьями и сестрами, через Христа остается с ними глубоко связан! Когда мы говорим на Пасху, что Христос «смертию смерть попрал», речь идет о том, что Он победил нашу смерть, и физическую тоже, но в первую очередь победил смерть как разлучение души и Бога. Поэтому тот, кто умирает во Христе, хотя и умирает физически, больше не умирает духовно, то есть не отлучается от Бога и во Христе остается живым. И, когда Церковь хоронила своих усопших, она ощущала, что эти люди остаются связанными с остальными живыми членами общины.

В этом ключе, естественно, можно было просить молиться и умерших. Мы привыкли просить молитв только у святых, но в древности святыми называли всех членов христианской общины, потому что они род избранный, род священный: апостол Павел пишет, например, святым, находящимся в Коринфе , обращаясь таким образом ко всем христианам Коринфа. Поэтому люди могли просить молитв всех умерших членов общины. Например, в катакомбах находят надписи на надгробиях, в которых люди обращаются к умершим родственникам. На одном из надгробий в древнеримских катакомбах IV века есть просьба от христианина Пектория, чтобы они вспоминали его всякий раз, когда будут смотреть на Христа. Причем ясно, что его родственники были простыми христианами и умерли обычной смертью, не были мучениками.

И в таком смысле, конечно, общение с умершими возможно.

С другой стороны, преподобный Анастасий Синаит говорит, что душа после смерти теряет способность проявлять себя и воспринимать что-либо. То есть человек видит через глаза, слышит через уши, говорит посредством языка и связок, и, соответственно, когда все это умирает, душа не видит, не слышит, не говорит, не общается. Однако далее он разъясняет, что души,– перешедшие в бессмертие, будучи просвещенными Духом Святым, все-таки способны и видеть, и слышать, и молиться за ближних, и проявлять свою любовь. А те, кто не просвещены Духом Святым, находятся в некотором угрызении совести - и больше ничего…

Часто для людей разговор с умершими - это такой психотренинг, психологическая практика, которая помогает человеку успокоиться. Церковь больше поддерживает молитву об умершем, чем «разговор» с ним. Наверное, единственный контекст, в котором такой разговор возможен, это контекст молитв. Для этого человек действительно должен жить духовной жизнью - он должен быть верным членом Церкви.

№ 2. Вешать на стену фотографию усопшего близкого - это православная традиция?

Конечно, вешать портрет в красный угол, рядом с иконами, не стоит. Но мы совершенно спокойно можем вешать портреты родственников где-либо еще в доме - тут не должно быть никакого суеверного страха: усопшие ничего нам сделать не могут, они не могут принести человеку удачу или неудачу. Очевидная польза от такого портрета - молитвенная память: видя фотографию родственника, близкого человека, мы будем вспоминать его и молиться за него. Часто бывает, что человек умирает, теряется из вида и вскоре уходит и из памяти.

spbda/www.flickr.com

№ 3. Говорят: «Усопший стал моим ангелом-хранителем» или «Он мне помогает». Это правильно?

Никакого культа предков, которые охраняют, оберегают, в христианстве нет и в помине - это характерно для многих языческих верований, встречающихся и сегодня. В христианстве есть уважение к предкам, есть молитва за них, но понятия о том, что они охраняют живых, конечно, нет. Помогать своими молитвами, как я уже сказал, усопший может, если он был благочестивым христианином, верным членом Церкви, его любовь не покидает близких, хотя он уже покинул этот мир. Но, конечно, человек не становится никаким ангелом-хранителем.

№ 4. Иногда считают, что, если умер младенец, который не успел пожить, он может вернуться в семью в следующем ребенке. Допустимо так считать?

Никакой реинкарнации Церковь однозначно не допускает. Младенец, который умирает, он у Господа и, конечно, никак не может никуда вернуться. Так что это ошибка.

spbda/www.flickr.com

№ 5. Для самоубийц, людей, умерших некрещеными, или для тех, кто были при жизни ярыми атеистами, - нет никакой надежды на спасение?

Есть люди, которые утверждают уже здесь и сейчас о других, что они погибли, что они не спасутся, а будут в аду, но все же Церковь никогда не отрицала возможности молитвы за всех людей, покинувших этот мир. Есть даже Троицкая родительская суббота, в которую, по словам Василия Великого можно молиться даже о «иже во аде держимих». В этот день, как говорится в первой песне канона, мы молимся о всех«от века почивших», то есть обо всех людях. И это очень важно! Это означает, что Бог милостив, и последний суд -в Его руках, мы не имеем никакого права его предвосхищать и утверждать, спасется такой-то человек или погибнет.

Преподобному Силуану Афонскому была открыта такая «формула»: держи свой ум во аде и не отчаивайся. Мы можем сомневаться в своем спасении, но надеяться на него, а о том, что касается спасения других людей, апостол Павел прямо пишет в Послании к Коринфянам:Посему не суди те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1 Кор 4 :5). Мы не знаем отношений конкретного человека с Богом - как можно судить о том, спасен он или нет? В конце концов, у многих святых есть уверенность в том, что людей, которые не смогли при жизни услышать вести Христовой или услышали ее в искаженном виде, Господь будет судить не так, как тех, кто слышал Евангелие в полноте. Так что надежда всегда есть! И надежда, как говорит Писание, не постыжает (Рим 5 :5).

№ 6. Узнаем ли мы друг друга после смерти, сохраним ли родственные связи, ведь Христос сказал: «Там не будут ни жениться, ни выходить замуж»?

Христос не говорит, что не будет родственных привязанностей, - не стоит Ему приписывать того, что Он не имел в виду. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что муж и жена будут знать, что они муж и жена, но семейных отношений, супружеских отношений больше не будет: супруги будут любить друг друга, и совместно возрастать в любви к Господу. Поэтому неправы те, кто утверждает, что за гробом мы друг друга не узнаем, никому ни до кого не будет дела. Когда Христос говорит, что там уже не женятся и не выходят замуж, это означает, что люди уже не создают новых семей, не рожают детей, не живут такой бытовой семейной жизнью, к какой мы привыкли здесь. Это очевидно, на то оно и Царствие Небесное - совершенно иное состояние, а не просто какой-то очередной этап земного существования.

О наших телах после воскресения апостол Павел пишет, что они будут такими, какое было тело у Христа по его воскресении. Из этого иногда делают вывод, что мы все будем 33-летними… Да, мы знаем, каковы будут свойства нашего тела - как у тела Христова, но про возраст ничего нельзя сказать, нет такого однозначного церковного учения об этом! Хотя бы потому, что несложно представить себе, как воскреснет в 33-летнем теле 80-летний старик, но как, например, в этом возрасте воскреснет абортированный младенец, не сформировавшийся ни телесно, ни как личность?.. Мы не знаем.

Если вы посмотрите на святоотеческие творения, то почти не увидите в них каких-то подробных описаний загробного мира. Потому что акцент в христианском богословии всегда ставился на другое - на воскресение мертвых и на жизнь будущего века. Зачастую все подробные описания загробного мира мы находим в апокрифах, то есть в книгах неканонических, чей авторитет не абсолютен: «Мытарства блаженной Феодоры», например,- тоже апокриф, благочестивое педагогическое повествование, довольно позднее, которое на определенном уровне церковного сознания полезно, но не является точным, совершенно адекватным изображением того, что будет происходить после смерти.

Поэтому вопросы «Узнаем ли мы друг друга?», «Какого возраста будут наши родные в загробном мире?» и так далее - это вопросы о мире после воскресения мертвых, о Царствии Небесном, а не о загробном мире. А я думаю, что такое пристальное внимание к тому, что будет в Царствии Небесном, это большая ошибка, это неправильно. Православный христианин не должен этим интересоваться, он должен молиться, надеяться на Бога и не выспрашивать у Него, как Он собирается содержать души в Своем Царствии - это все не наше дело! Они у Бога, и Господь знает, где они, - всё, больше ничего не нужно. Это в том числе и вопрос доверия к Богу. Господь милостив, и мы должны понимать, что Он поступит с умершими с любовью и настолько благо по отношению к человеку, насколько это вообще возможно.

Лейбниц в свое время писал, что наш мир -наилучший из миров. То же самое можно сказать и о загробной участи человека: Бог поступит с ним наилучшим образом - настолько, насколько сам человек позволит с собою поступить (тут мы не должны забывать о свободе человека).

spbda/www.flickr.com

№ 7. Как поминать усопших вне храма: обязательно ли читать Псалтирь или можно молиться своими словами?

Молитва всегда очень индивидуальна. Несмотря на то, что есть общее правило, человек по договоренности со священником или по собственному разумению, если священника рядом нет, по собственным силам, по совести, может читать те молитвы, которые считает для себя целесообразными.

Молитвы об усопших есть в любом молитвослове, их можно читать и в церкви, и дома. И, конечно, никто не запрещает молиться своими словами. Традиционно в первые 40 дней читают Псалтирь по усопшему, и есть определенные правила чтения Псалтири - по одной кафизме каждый день, но в то же время человек этими правилами не ограничен! Он спокойно может читать Псалтирь и в другое время, и в том объеме, на который у него есть силы, на церковнославянском языке или на русском - как ему удобно.

Почему читается Псалтирь? Другие книги Ветхого Завета в основном -исторические, где идет повествование, учительные, где записана мудрость житейская, или пророческие, в которых идет разговор о грядущем, напоминание о Суде Божьем и так далее. А Псалтирь - книга молитв, постоянное обращение к Богу в надежде, в вере, в доверии к Нему, в просьбе о спасении. Поэтому, конечно, это самое лучшее чтение и для живого, и для умершего. И, мне кажется, не нужно разделять, читаем ли мы Псалтирь от лица усопшего или от своего лица, даже хотя бы в силу того, что мы, как члены Церкви, едины, и поэтому мы молимся не столько об усопшем, сколько вместе с усопшим.

№ 8. Нужно ли отмечать день рождения умершего человека и день его смерти?

Обычно люди просто заказывают панихиду в этот день и молятся.

Надо отдавать себе отчет в том, что поминки, которые обычно устраивают, имеют двойное значение и историческое происхождение. С одной стороны, к сожалению, часто бывает на поминках, что люди просто употребляют спиртное, начинают смеяться, шутить и просто хорошо проводить время. Повод, по которому люди собрались, теряется, об усопшем уже никто особенно не вспоминает. С другой стороны, у поминок есть глубокие христианские корни: дело в том, что на поминки собирались разные люди, все, кто мог, и знакомые, и незнакомые, и нищие, и богатые - всех людей кормили для того, чтобы они в благодарность за это угощение поминали усопшего, молились о нем. То есть поминки воспринимались как милость от его лица.

spbda/www.flickr.com

№ 9. Люди переживают, что редко приезжают на могилу родного человека. Насколько это важно?

Лучше бы люди переживали не о том, что не получается на кладбище попасть к могиле родного человека, а о том, что не получается молиться искренне за него, не получается стать членом Церкви, причащаться, исповедоваться и в молитве поминать родных! А то, что на кладбище не часто бываем и это повлечет за собой какие-то дурные последствия - это как раз суеверный страх, которого не должно быть.

В отношении к могиле усопшего, к телу усопшего, к сожалению, до сих пор есть элемент язычества: если мы говорим о попытках как-то «задобрить» покойника, позаботиться, чтоб «там у него все было хорошо» и он не беспокоил живых, как очень часто люди думают. Иногда считают, что умерший начинает сниться, что он таким образом сам влияет на это, и люди начинают какие-то ритуалы проводить, чтобы этого больше не было. Это неправильно.

Что касается вообще отношения в Церкви к телам усопших, тут были разные традиции. Мы знаем, что к телам святых у нас особое отношение - их почитают как мощи. Но и к телам простых христиан относятся с почтением и с уважением. Поэтому Православная Церковь не одобряет кремации, хотя и идет навстречу тем, кто иначе поступить не может, - отпевание, панихиду мы все равно служим, вне зависимости от способа погребения.

№ 10. Ходить на Пасху и на Светлой седмице на кладбище -грех?

На Пасху надо идти в храм: Пасха - это время празднования победы над смертью!

Так что советская традиция ездить на могилы родных на Пасху -ошибочная. В советских семьях вообще складывалось немало разных традиций, часто вполне ошибочных, с ними надо бороться.

Самый лучший вариант для посещения кладбищ - это, конечно, Радоница, вторник второй седмицы после Пасхи, специально установленный день для особого поминовения усопших. Но на кладбище можно съездить и заранее, перед Пасхой, многие люди так и делают, наводят на могиле родных порядок после зимы, стараются к празднику там убраться, если получается. Можно съездить туда в следующее воскресенье после Пасхи, если другого времени нет, если человек работает и знает, что на Радоницу никак не вырвется с работы. Это лучше, чем стремиться попасть к могилам родных именно в день Пасхи!

№ 11. Если человек годами тяжело переживает смерть близкого, как ему преодолеть скорбь и чувство отчаяния?

Скорбь, печаль - это естественно, но святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос, который прослезился на гробе Лазаря, показал нам меру нашей печали. То есть это должна быть именно печаль, грусть о том, что человек жил рядом с нами, а теперь умер, но это не должна быть чрезмерная скорбь, которая, как пишут многие авторы, оскорбляет Бога.

В службе погребения есть три основных темы: тема обязательной молитвы за усопшего, тема памяти смертной (т.е. ты сам должен помнить о смерти) и -надежда на воскресение. Евангельское чтение на отпевании и апостольское-говорят именно о воскресении!

Соответственно, если человек скорбит безмерно, то он своей жизнью показывает, что не имеет надежды, что он не до конца надеется на Бога, не верит в Его поддержку, не верит в Его утешение и в итоге, получается, не верит в бессмертие души и воскресение мертвых. Если он не верит, как же Церковь может ему помочь? А если верит, тогда не должен печалиться чрезмерно, и здесь Церковь дает ему утешение. Как пишет апостол Павел: Не хочу же оставить вас, братия,в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (…) Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами (1 Фес 4 :13–18).

Записала Валерия Михайлова

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Первые, о ком мы вспоминаем, молясь об умерших, - наши покойные родители. Поэтому и суббота, посвященная молитвенной памяти почивших, называется "родительской". Таких родительских суббот в течение календарного года - шесть. У родительской субботы 3 ноября есть и еще одно название: "Димитриевская". Суббота названа так по имени воспоминаемого 8 ноября святого великомученика Димитрия Солунского.

Смерть таинственна. Каждая пережитая нами смерть близких - тоненькая ниточка от нас в мир иной, к Богу. Подумаем об этом сегодня. Подумаем о любимых людях, которые ушли от нас в вечность. Они ушли, а любовь к ним и нежность и благодарность - остались. Не значит ли это, что души их не исчезли, не растворились в небытии? Что они знают, помнят и слышат нас? Что они нуждаются в нас?..

Подумаем об этом и помолимся о них.

Но не будем забывать, что это день павших за Россию воинов. Так давайте, в Дмитриеву субботу, помянем как умеем тех, кто погиб и в Финскую и Отечественную войну, в Корее, Египте, на Кубе, в Анголе, во Вьетнаме, в Афгане, в Чечне, в Чернобыле. А также наших забытых и полузабытых воинов-предков, наших умерших или погибших родителей и детей. И наш это долг поминать на русских погостах своих родных и защищать Православную веру.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы . В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром, в поминальную субботу, совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду - ваше присутствие на Литургии и панихиде необходимо. Тем более, что наши умершие являются явными свидетелями того, присутствовали ли мы на богослужение, молились ли за них или просто отписались записочками и откупились свечами.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших . В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).

При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, т.е. являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище. О том, правильно написать записку читайте .

В эти дни свечи положено ставить не к иконам, а к Распятию, на специальный столик, называемый "канун " . Свеча есть наша жертва Богу и вместе символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, они обязательно в этот момент просят Бога об упокоении их близких, называя имена усопших родственников.

С этим обычаем связан и другой, подобный ему: подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

В последнее время распространилось мнение, что нищие, просящие милостыню, чуть ли не самые богатые из всех нас. Что же, если кого-то это смущает, можно без труда найти среди своих знакомых или соседей человека больного, слабого, одинокого, да еще и живущего на одну убогую пенсию. Может быть, стоит в память о своих умерших родителях принести такому человеку сумку картошки с рынка... Кажется мне, что Бог примет нашу молитву и в такой форме. Только была бы она теплой и искренней, не отравленной горделивым самоодобрением. "Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут"(Мф.5,7).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии. Не положено приносить мясные продукты.

Если нет возможности в эти дни посетить храм, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Таким образом православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Необходимо помнить

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной.

Умерший не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Даже если ваши близкие умерли некрещеными, и Церковь их поминать не может, вы можете помолиться за них сами, дома, так же, как и за крещеных. Но лучше сделать это, придя в храм и на могилу в Димитриевскую родительскую субботу.

Традиция такого поминовения идет с незапамятных времен. Пожалуй, нет ни одного народа на Земле, который бы не имел традиции почитания памяти предков. Уклоняющиеся от этого люди покрывались заслуженным презрением сограждан. Например, в древнем Риме отличие уважаемых "патрициев" от презренных "плебеев" заключалось отнюдь не в размере богатства или общественного влияния - среди обоих групп были и богачи, и бедняки. Просто патриции помнили свою родословную на много поколений назад, а плебеи были теми, о которых говорят "без роду, без племени".

Упоминание о молитвах за усопших можно найти в Ветхом Завете. Вообще, церковное учение исходит из того, что "у Бога все живы". Но что происходит там, за гробом? Все описания загробной жизни по определению носят весьма условный и символический характер. Если уж даже апостол Павел, перу которого принадлежит большая часть Книг Нового Завета, не мог найти подходящих слов для описания всей красоты "третьего неба", куда был взят Богом во время еще земной жизни, то что говорить об остальных.

"Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что уготовил Бог любящим Его", - восхищенно писал апостол Павел в Послании коринфянам. Но, к сожалению, кроме небесных красот переходящего в загробную жизнь могут ожидать и другие, куда более малоприятные моменты. На тему адских мучений написано горы литературы, но, как и в случае с "райскими садами", это не более, чем слабенькая попытка хоть как-то отобразить "в чувственном виде" реальность преисподней.

Можно сказать, что посмертное состояние человеческой души определяется желанием и способностью воспринять Божественную Любовь.

Дни особого поминовения умерших в 2019 году

Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову - 11 февраля

Поминовение усопших воинов -

Важно заметить, что, согласно христианскому вероучению, человек может совершенствоваться на своем пути к Богу лишь во время земной жизни. Принося деятельные плоды покаяния: сея вокруг себя добро и любовь в меру своих сил, тем самым и подготавливая себя для Вечности. Ведь, по словам самого Христа: "В чем застану - в том и сужу". Но многие ли из нас действительно готовы в любой момент встать на Его Суд?

Можно сказать, что Учителя Церкви были не только оптимистами, но и реалистами. Великий Отпуст, заключительные слова священника после Божественной Литургии вселяют в собравшихся надежду: "Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистые своей Матери … помилует и спасет нас, яко Един Благ и человеколюбец".

С другой стороны, в словах заупокойной службы исповедывается в отношении к Господу: "Ты бо един еси, кроме всякого греха" - и горько констатируется "несть бо человека, иже поживет и не согрешит". И принесенное на исповеди покаяние далеко не всегда подтверждается соответствующими делами. Особенно - когда на них уже просто нет ни сил, ни времени перед наступающим концом…Тем более, что в современной жизни даже перед ее окончанием у многих недостает времени и желания приобщиться к Таинствам Церкви.

Живущим на Земле неведомы суды Божьи и судьбы перешедших в иную жизнь. Доподлинно известно лишь о загробной участи святых, которых Бог прославляет через нетление их мощей, подачу через них чудотворений, исцелений и другие чудеса. Но ведь далеко не все святые прославлены поименно. Недаром земная Церковь отмечает День Всех Святых, понимая, что ей открыты далеко не все знания о небесной канцелярии. В тоже время верующие знают и о том, что какая-то часть умерших может и страдать, не имея возможности предпринять хоть что-то для улучшения своей участи.

Помогать ушедшим - удел оставшихся в живых, и каждый христианин считает своей прямой обязанностью молиться за умерших близких. Но общее церковное поминовение обладает еще большей, по сравнению с обычными поминками, благотворной силой для усопших. Ведь за него молится вся Церковь - живущие и перешедшие в Вечную Жизнь святые.

Поминки - ритуал, совершающийся, чтобы удостоить памятью усопшего . Основа поминок - совместная трапеза, устраиваемая близкими людьми в доме умершего человека, либо в столовой.

Поминки осуществляют:

  • в день смерти;
  • спустя три дня после кончины - день похорон, когда душа отправляется в иной мир;
  • на девятый день;
  • на сороковой день;
  • поминальная трапеза устраивается спустя полгода после кончины, а после уже на все дальнейшие годовщины.

По обыкновению, на поминки приходят родственники, либо близкие люди покойного. Важно помнить, что нельзя прогонять пришедших почтить память усопшего. Как правило, поминки организуются не для гостей и не ради застолья, а с целью вспомнить о покойнике, помолиться о его упокоении. Особенно важно прочесть молитву об усопшем перед поминальной трапезой. Священники советуют прочесть семнадцатую Кафизму из Псалтыря и молитву «Отче наш», прежде чем начать трапезничать.

Сдвиг даты поминок

Случается такое, что поминальный день приходятся на церковный праздник, или же на рабочие будни, когда нет возможности отлучиться с работы, в связи с подготовкой всего необходимого для поминальной трапезы. Вследствие этого появляется вопрос: возможно ли перенести дату поминовения?

Священники полагают, что трапезу можно устраивать раньше, либо позже точной даты кончины. При наличии уважительных причин, мешающих провести поминальный обед, следует держать ориентир, первым долгом, именно на них. Однако если нет веских причин на то, чтобы перенести поминальную трапезу на другой день, лучше этого не делать, ведь в загробном мире существуют свои правила. В этот день лучше сделать акцент на добрых делах, например, раздать поминальные угощенья нуждающимся людям.

Не следует устраивать поминки во время Светлой Пасхи и страстной недели Великого поста. На этих неделях всё устремляется к пожертвованию Иисуса Христа, а также к известию о его возвращении к жизни. Поэтому, если дата, отведённая для поминального обеда, совпадает с этими периодами, лучше всего передвинуть поминальную трапезу на день Радоницы - день, когда поминают усопших.

Если день поминовения выпадает на канун Рождественских праздников, будет правильнее, если поминки перенесут на 8 января. Такое событие принимают за хорошую примету, ведь поминки посвящены событию рождения в нескончаемой жизни в ином мире.

Также священники рекомендуют помнить о том, что об усопших, в первый черёд, следует помолиться. Потому за день до поминальной трапезы рекомендуется заказать Литургию о погребении Души усопшего и Панихиду на поминальный день. А поминальную трапезу можно отложить на один из первых выходных дней последующих годовщин кончины. Однако не желательно откладывать поминки, устраиваемые на сороковой день после упокоения, на ранний срок.

Поминальный день

В каждом вероисповедании для поминального дня отводится определённая дата, когда родственники, либо просто близкие люди поминают почивших. Если, в связи с неотложными обстоятельствами, почтить память о близких усопших людях не получилось в день их кончины, нужно это сделать в поминальный день.

  • В православном вероисповедании для поминального дня отводится вторник второй недели после Пасхи. Однако это не единственный день, когда можно помянуть родных. Кроме Радоницы выделяют ещё пять дней, отведённых памяти об усопших;
  • В католическом веровании поминальный день приходится на 2 ноября. Поминовение на третий, седьмой и тридцатый дни может не устраивать;
  • В религии ислама главная задача - вспомнить об усопшем молитвой, совершить хорошие поступки от его имени: помочь сиротам, нищим людям. В этой религии совершенно неважно, на какой день после упокоения души будет устроена поминальная трапеза. Важно, что никто не должен знать от чьего имени свершаются эти деяния;
  • В буддизме день повиновения - праздник Уламбана - приходится на первую половину седьмого месяца по Лунному календарю.

Все знают, что ушедших в мир иной людей следует поминать, но не часто люди понимают с какой целью это нужно делать. Не стоит забывать, что связь между живыми и мёртвыми существует. Потому, после кончины человека, его близкие беспокойны, в их душе тревога и печаль, им часто снятся покойники, которые просят еду, либо оказать им какую-нибудь помощь.

Принято считать, что после таких снов человек должен помолиться, посетить храм, свершить какое-либо хорошее дело (помочь нищим, сиротам). Вся эта благодетельность оказывает хорошее влияние на души покойников. Если нет возможности устроить поминальную панихиду в положенный день, не стоит огорчаться. Можно оставить священнослужителю записку, и он сам проведёт её.

Духовное состояние человека оказывает влияние и на состоянии усопших в загробном, в ином мире с целью оказать им помощь. Для этого следует начинать изменять, в первую очередь, себя и общество вокруг себя. Для начала было бы неплохо освободиться от вредных повадок, простить всех своих обидчиков, не таить на них зла, начать молиться, посещать храмы, читать Библию, помогать окружающим и сиротам.

Во время поминовение следует помнить о цели, своего рода, ритуала. Произнося общую молитву, лучше попросить у Господа Бога, чтобы он наделил усопшего Царством Небесным и упокоил Душу его.

Горе может постичь каждую семью. Годовщина смерти – это одна из траурных дат, которые нужно просто пережить. В эти дни все родные поминают добрыми словами усопшего, высказывают свои соболезнования, делятся пережитым. Как правило, годовщину смерти близкого человека отмечают в небольшой, узком семейном кругу. Многие задаются вопросами: как правильно нужно поминать усопшего, какие блюда готовить на стол, какие стоит знать молитвы и что ставить в церкви. Попробуем разобраться во всех этих моментах с точки зрения христианской морали, которая превалирует над другими вероисповеданиями. Начнем мы с небольшой исторической справки.

История Поминок

Поминать и трапезничать по поводу годовщины смерти близких родственников начали со времен появления христианства на Руси. Сами Поминки или поминание – это траурный ритуал, во время которого вспоминают об усопшем, чтят его память. По сути, каждая религия имеет похоронный и поминальный ритуал. Мы будем говорить о христианских верованиях исключительно потому, что эта религия самая распространенная в России. Однако согласно православным учениям, поминать можно только крещеных людей. Православная церковь не молится и не поминает самоубийц, некрещенных людей, и всех неправославных и отступников. Христиане поминают всех усопших в 3 этапа: на третий день после смерти, на девятый и сороковые дни. Основу составляет поминальный обед. Во время его родные, близкие и знакомые вспоминают добрым словом усопшего, его хорошие дела и поступки. В день похорон на кладбище могут прийти все желающие, равно как и сесть за поминальный стол. В обязательном порядке тело покойника везут в церковь или отпевают дома. А уже на 9 дней зовут за поминальный стол только близких людей. Обязательно ставят возле фотографию покойного, наливают стакан воды и кладут соль, хлеб. Нужно отметить, что делать это начали еще далеко до принятия христианства на Руси, по сути, это языческая традиция, прижившаяся до наших дней.

На сороковой день после смерти могут пригласить всех желающих и тех родственников, и друзей, которые не смогли прийти на похороны. Трапеза получается большой. То же происходит и на годовщину смерти, когда зовут близких и родных людей.

Христианские традиции

Мы привыкли отмечать Поминки на 3, 9 и 40 день. Но почему так происходит? Что об этом говорит православная вера? Третий день мы поминаем усопшего в честь Воскресенья Христа, который поднялся на небеса как раз на третий день после распятия. Девятый день пришел к нам из православной традиции почитать ангелов, которые просят у Господа поминовения для умершей души. Сороковой день почитается православными в честь вознесения Христа. Именно до этого периода принято считать, что душа находится в скитаниях, ища Бога. И решение это происходит именно на 40 день. Именно тогда происходит главное – определяют место души до наступления Страшного Суда. А вот начинается новая жизнь с годовщины после смерти.

Организация Поминок

В годовщине со дня смерти нужно хорошо подготовиться. Вам необходимо заранее предупредить всех людей, которых вы считаете важным видеть на траурных поминках. Как правило, это самые близкие люди: родственники, друзья, коллеги по работе. Вам нужно точно определиться с тем, на сколько порций накрывать стол. Лучше приготовить или заказать больше еды, и остатки отдать беднякам и нищим.

Первое, что нужно сделать в годовщину смерти – это проведать могилку покойного и положить цвету, можно зажечь лампадку и почитать заупокойную молитву. Итак, чтобы правильно организовать поминальную годовщину вам будет необходимо:

  • Заранее пригласить всех близких и родственников покойного;
  • Определить место проведения поминок. Это можно провести дома или в кафе;
  • Сходить в церковь для заказа всех необходимых церковных ритуалов;
  • Посетить кладбище в первой половине дня, положить цветы и прочитать заупокойную молитву;
  • Помочь бедным.

Пожалуй, основное во всем этом – искренняя молитва за душу умершего, которая поможет обрести покой на том свете. Разумеется, лучше заказать в церкви Божественную Литургию и присутствовать на ней, вместе с другими прихожанами вознестись со словами скорби и уважения к душе покойного.

Что стоит заказать в храме?

Без молитвы душа покойного будет пребывать в страданиях. Именно поэтому заказывают Литургию и рано утром заказывают обедню об упокоению души. Для этого нужно прийти в храм еще до начала службы. После съедают просфору и поминают покойного. Некоторые заказывают на год Сорокоуст и в обязательном порядке ставят свечку за упокой души. Кроме того, всегда можно читать заупокойные молитвы.

Поминальный обед

Многих интересуют следующие вопросы:

  • Какие блюда лучше готовить на годовщину смерти;
  • Какие приборы нужны;
  • Порядок подачи блюд;
  • Что и как нужно говорить;
  • Как правильно себя вести за столом во время траурного мероприятия.

Здесь главное точно знать, не попадает ли этот день с церковным праздником или постом. Если так происходит, нужно придерживаться церковных канонов и готовить постную еду. Если же день по календарю христианина позволяет есть мясные блюда, то их тоже можно включить в траурное меню. Христианские догматы гласят:

Непосредственно перед тем, как сесть за стол, старший взрослый мужчина читает молитву и благодарит за все хорошее покойного. Обед стоит начинать с кутьи, которую нужно съесть 3 ложки. Обратите внимание, что на столе из столовых приборов находятся только ложки. А кутью лучше варить из зерна. Это тоже языческая традиция, символизирующая воскресенье души.

Блюда на поминальный стол каждая хозяйка подбирает по своему вкусу. Лучше, чтобы это были скромные, постные блюда, без особых изысков и та еда, которую больше всего любил покойный. Чаще всего это борщ или лапша на первое, картофель с мясом, отварная и жареная рыба, салаты из капусты, голубцы и проч. Варят много компота, узвара, ставят сладкие напитки для детей.

Количество блюд на поминальном столе не существенно важно. Ведь главное, не убранство стола, а память об усопшем, добрые слова и помыслы. Ведь каждый человек, с которым сводит нас судьба, так или иначе учит нас чему-то. На отдельном столике обязательно нужно поставить фотография покойного с черной лентой, стакан воды, соль и кусочек хлеба. С этого дня душа усопшего переходит в Царствие небесное.

Правила поведения

В этот день нужно одеться в темное, женщины покрывают голову черными платками, мужчины одевают пиджаки и костюмы. Говорить нужно не громко, за столом после молитвы можно произнести речь благодарности, вспомнить о доброте умершего, напомнить о каком-то интересном случаен из его жизни.

Не стоит заводить громких разговоров или скандалить. Именно поэтому лучше не пить спиртных напитков. Отдайте предпочтение кагору или некрепким сухим винам. Если кто-то из присутствующих находится в стадии алкогольного опьянения, его лучше тихонько вывести из трапезной или корректно попросить удалиться.

В конце дня не лишним будет отдать еду со стола больным и нищим. Такими поступками вы сделаете добро не только для усопшей души, но и для себя. Ведь никогда не поздно стать милосердными и добрыми!

Перенос годовщины

Иногда по разным причинам случается так, что годовщину смерти нужно перенести. Можно ли отмечать траурный день заранее? На этот вопрос точно сможет ответить ваш православный священник, которому вы расскажите о причине переноса и сможете посоветоваться. Случается, так, что дата выпадает на какой-то большой православный праздник. В таком случае можно перенести траурную дату на несколько дней.

Годовщина смерти (1 год) - траурная дата. В этот день родные и близкие усопшего человека собираются для того, чтобы помянуть его. По традиции собравшиеся вспоминают о добрых делах, которые умерший человек успел сделать при жизни, делятся своими воспоминаниями друг с другом, выражают соболезнования близким родственникам.

Как подготовиться

На человека принято устраивать поминки. О проведении траурного мероприятия сообщается только тем людям, которых родственники покойного желают видеть за поминальным столом. Прежде чем провести поминки, родственникам покойного человека необходимо:

  1. Заблаговременно оповестить близких людей о приближении траурной даты.
  2. Выбрать заведение (кафе или столовую) для проведения поминок или организовать поминальный стол в домашних условиях.
  3. Накануне проведения поминок еще раз обзвонить приглашенных и узнать, кто собирается прийти.

Порционные блюда рекомендуется сделать немного больше заявленного количества гостей. Это необходимо в случае, если на поминки придет неприглашенный дальний родственник или коллега усопшего. Не стоит уделять большого внимания оформлению помещения, где будет проходить поминальная трапеза. Достаточно поставить на видное место фотографию поминаемого человека, перетянутую траурной лентой черного цвета.

Поминки 1 год - важная дата, но не стоит приглашать слишком много людей. Предпочтительно, если среди приглашенных будут близкие родственники и те люди, которых умерший человек любил при жизни. Но не стоит отказывать тем, кто сам изъявил желание посетить мероприятие (исключение составляют случаи, когда на поминки пришел человек, явно желающий испортить траурное мероприятие).

Многих интересует вопрос о том, можно ли устраивать поминки раньше фактического наступления годовщины. Церковь дает на это разрешение. Например, если годовщина смерти выпадает на рабочий день недели, то лучше проводить поминки накануне в выходной день. Не все родственники знают, можно ли устраивать поминальный обед во время поста. Это допустимо с условием, что на столе будет присутствовать только постная пища.

Если такой вариант не устраивает, то поминки лучше организовать раньше - до начала поста.

Посещение церкви и кладбища

Христианский долг живых - молиться о душах умерших родственников. Только по искренним молитвам поминаемый человек может быть прощен на небесах. Именно поэтому на год со дня смерти человека родственники обязательно должны посетить церковь, поставить свечки за упокой души и заказать специальную молитву - панихиду. В храме служится литургия, перед которой родственники подают записку с именем умершего человека. Посетить церковь нужно обязательно утром. Если человек посещает храм в первый раз, ему необходимо узнать у настоятеля о том, как правильно заказать молебен и поставить свечки.


После похода в храм родственникам рекомендуется посетить могилу поминаемого человека, особенно если на улице лето. Если на могилу приглашен священник, то он может прочитать акафист и совершить литию. Проведенный обряд - это тоже часть поминовения, за который человеку прощаются грехи. Родственники должны произносить добрые слова, мысленно просить прощения у покойного. На кладбище рекомендуется приносить живые цветы. Священнослужители категорически запрещают нести на могилу продукты питания, алкогольные напитки и сигареты. На место захоронения лучше принести свечи и лампадки. Есть и выпивать на могиле - языческий обряд. Это способствует разведению всяческого мусора на кладбище.

По христианским традициям могилы усопших должны содержаться в чистоте.

Для того чтобы как можно больше людей помянули человека, произнеся добрые слова, через год после смерти рекомендуется раздавать милостыню. Этот обряд позволяет живым людям совершить благое дело, результатом которого является улучшение загробной жизни усопшего. Раздают милостыню обычно тем, кто в ней нуждается - бедным людям. Родственники могут угостить чем-то вкусным коллег, друзей или отнести небольшой поминальный паек в дом престарелых или детский дом. Спустя год уже можно отдать нуждающимся личные вещи покойного.

Поминальный обед

Сервировать стол для поминального обеда следует скромно. Необходимо приготовить первое блюдо, второе, закуски, кутью. Коливо лучше освятить в церкви или самостоятельно окропить святой водой - таковы правила. Рекомендуется исключить спиртные напитки. В исключительных случаях можно поставить на стол водку, коньяк или кагор. Игристые вина будут неуместны. Если день поминок выпадает на пост, то на столе преимущественно должны находится постные блюда. В качестве десерта подойдет любая выпечка.

Многих интересует вопрос о том, можно ли произносить тост. Во время обеда собравшимся уместно говорить добрые слова о покойном человеке. Стихи, теплые слова в прозе - это то, что говорят на поминках. Допустимо делиться своими воспоминаниями. Не следует превращать годовой поминальный обед в праздник, где люди сплетничают, развлекаются, произносят слова, очерняющие память умершего человека.

Один год с того момента, как прошли похороны человека, - очень важная траурная дата. Подготовиться к проведению поминального обеда следует заранее. Однако нужно помнить о том, что главная цель обеда и посещения кладбища - поминовение усопшего человека, совершение молитвы о его душе. Не стоит только для того, чтобы угодить окружающим людям. Если по каким-то причинам устроить поминки, посетить храм и кладбище нет возможности, то можно просто мысленно вспомнить человека и помолиться о нем.

Loading...Loading...