Политология и политическая социология сравнение. Политология, философия и социология

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ»

Раздел I . СОЦИОЛОГИЯ

Цель науки социологии -

счастье людей

Л. Толстой

Социология - это понимание человека, это цивилизованный подход к обществу, это изучение реальных жизненных ситуаций, с которыми сталкивает­ся каждый, не всегда задумываясь об их социальном смысле и причинах.

Яркие всплески социологической мысли уходят вглубь веков, но лишь в XIX столетии социология стала самостоятельной наукой, осмысливающей и систематизирующей объективные данные о действительности. В XX веке инте­рес к социологии резко возрастает; своеобразный социологический бум наблю­дался в 20-30-х, 50-60-х, 80-90-х годах. В современных условиях социология изучается и разрабатывается во всех цивилизованных странах.

Тема 1. Социология как наука

Вопросы: 1. Объект и предмет социологии.

2. Место социологии в системе научного знания. Структура науки.

3. Роль социологии в обществе и ее функции.

Объект и предмет социологии

Объектом социологического познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Чело­веческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно яв­ляется объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общест­ва, т. е. свой предмет.

Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т. е. комплекс со­циальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Поня­тие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процес­се их взаимоотношений . Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение обще­ства, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам обще­ственных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального уст­ройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей. По мнению американ­ского исследователя Нейла Смелзера, социологи хотят знать, почему люди ве­дут себя именно так, а не иначе, почему они образуют группы, почему идут воевать, поклоняются чему-либо, женятся и голосуют, т. е. все, что происходит, когда они взаимодействуют друг с другом.

Из обозначения объекта и предмета формируется определение социоло­гии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках име­ют содержательную тождественность или близость. Социология определяется з разнообразных вариантах:

Как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);

Как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);

Как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из это­го взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия - США);

Как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функциони­рования и развития и т. д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.

Место социологии в системе научного знания. Структура науки

Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественно-научным и социогуманитарным знанием. Она одновременно ис­пользует методы философских и социально-исторических обобщений и специ­фические методы естественных наук - эксперимент и наблюдение. На вооруже­нии у социологии - новейший аппарат научного мышления, в частности, элек­тронно-вычислительная техника.

Социология имеет устойчивые связи с прикладной математикой, стати­стикой, логикой, лингвистикой. Прикладная социология имеет точки соприкос­новения с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и управления.

В системе социогуманитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общест­ва через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека.

Наиболее тесная связь у социологии с историей. Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда - соци­ально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психоло­гия, социобиология, социальная экология и пр.

Структура социологии. В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

Первый (содержательный) предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов: а) эмпирии, т. е. комплекса социоло­гических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики; б) теории - сово­купности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы разви­тия социальной системы в целом и ее элементов; в) методологии - системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социоло­гического знания.

Второй подход (целевой) делит социологию на фундаментальную и при­кладную. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирова­на на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она ре­шает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социаль­ного развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социологии вбирают и эмпирию, и теорию, и методологию.

Третий подход (масштабный) делит науку на макро - и микросоциоло­гию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государ­ства, социальные институты, группы и др.); вторая - сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сфера повседневной реальности).

В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, тео­рии,

Роль социологии в обществе и ее функции

Социология изучает жизнь общества, познает тенденции его развития, прогнозирует будущее и корректирует настоящее как на макро-, так и микро­уровнях. Изучая практически все сферы жизни общества, она нацеливает на ко­ординацию их развития.

Социология может и должна играть в обществе роль социального контро­лера, вмешиваясь в процесс развития техники, естественных и общественных наук. Она может указать пути из тупиков в общественном развитии, из кризис­ных ситуаций, может выбрать наиболее оптимальную модель дальнейшего раз­вития.

Социология непосредственно связана с производством через проблемати­ку его социального развития , совершенствования кадрового состава, .улучшения планирования и социально-психологического климата. Она может служить мощным орудием в руках политических сил, воздействуя на массовое сознание и формируя его.

Социология прокладывает мосты между личными и общественными проблемами. Под крышей этой плюралистической науки рождаются новые от­расли знания об обществе и человеке.

Социология выполняет в обществе множество различных функций. Глав­ные из них таковы:

теоретико-познавательные функции", а) информационная (получение пер­вичных данных об индивидах и общностях); б) теоретическая (выявление тенденций, обогащение социологической теории); в) методологическая (ее выполняет фундаментальная социология по отношению к другим социаль­ным;наукам и эмпирическим исследованиям);

практические функции", а) прогнозирование; б) социальный контроль; в) оп­тимизация деятельности социальных общностей и людей, внесение коррек­тив в эту деятельность; г) социальная помощь ;

мировоззренчески-идеологические функции", а) целевая; б) дискуссионная; в) пропагандистская; г) функция подготовки кадров;

критическая функция (предупреждение социальной политики об отклонени­ях в движении);

прикладная функция (совершенствование управленческих отношений);

гуманистическая функция (разработка социальных идеалов, программ науч­но-технического, социально-экономического и социально-культурного раз­вития общества).

Успех реализации этих функций зависит от уровня развития общества, социальных условий, профессиональной подготовки социологических кадров и качества организации социологической деятельности.

Тема 2. Социология в прошлом и настоящем

Вопросы: 1. Возникновение и развитие социологии (начало Х1Х-конец XX вв.)

2. Исследовательские подходы к изучению общества и основные на­правления социологической мысли

Возникновение и развитие социологии (начало XIX - конец XX вв.)

С древнейших времен людей волновали не только природные, но и соци­альные загадки и проблемы. Решать их пытались философы Древней Греции, мыслители Средневековья и Нового времени. Их суждения об обществе и чело­веке оказали значительное влияние на развитие социогуманитарного знания и способствовали выделению из него социологии в качестве самостоятельной науки.

Рождение социологии связывают, как правило, с именем французского ученого-естествоиспытателя Опоста Конта (1Он первым поставил вопрос о создании науки об обществе, моделирующей себя по образцу естественных наук. Не случайно эта наука была названа им «социальной физикой». В 30-х годах XIX века О. Конт создает свой основной научный труд «Курс пози­тивной философии», где прозвучало новое название науки об обществе - социо­логия. В учении О. Конта главнейшими были его идеи о применении научных методов в изучении общества и о практическом использовании науки в области социальных реформ.

Отцами социологии, ее классиками кроме О. Конта можно по праву на­звать английского философа и естествоиспытателя Герберта Спенсера (1и германского ученого публициста Карла Маркса (1Спенсер (главный труд - «Основание социологии») был автором органической теории, в основе которой было уподобление общества биологическим организмам, и тео­рии социал-дарвинизма, переносящей на общество природный принцип естест­венного отбора. К. Маркс (основной труд - «Капитал») - выдающийся теоретик капитализма, объяснявший общественное развитие как результат смены фор­маций, происходящей под воздействием экономических и социально-политических факторов (способ производства, классы, классовая борьба).

XIX век именуют „золотым" веком классической социологии: шло форми­рование новых подходов к изучению общества - позитивизма (Конт, Спенсер) и марксизма (Маркс, Энгельс); разрабатывалась теоретическая наука, создавались первые научные школы и направления, рождалось отраслевое социологическое знание. Условно это время называют первым этапом развития социологии и да­тируют его 40-80-ми годами XIX столетия.

Эволюция социологии с 90--х годов XIX века до 20-х годов XX века на так называемом втором этапе была связана с разработкой методов социологи­ческого мышления и становлением категориального аппарата. Профессионали­зация и институализация социологии, создание профильной периодики, рост числа новых научных школ свидетельствовали о вступлении науки в полосу своего расцвета. Но социология усложнялась содержательно и все более приоб­ретала плюралистический характер. Позитивистская доктрина О. Конта и Г. Спенсера нашла свое развитие в трудах французского ученого Эмиля Дюркгейма (1автора функциональной теории, базирующейся на анализе функций социальных институтов. В эти же годы заявили о себе и представители антипозитивистского подхода к изучению общества - гуманитаризма. Сложи­лась школа социального действия германского социолога Макса Вебера (1, явившегося основоположником «понимающей» социологии, которая, по его словам, понимает социальное действие и пытается причинно объяснить его течение и результаты. В развитии социологии это был период кризиса класси­ческой науки и поиска нового миросозерцания.

Несмотря на активную ревизию идей «отцов» социологии, в 20-60-е годы XX века в науке нарастала стабилизация. Началось бурное развитие эмпириче­ской социологии, широкое распространение и совершенствование методов и техники конкретных социологических исследований . На первый план вышла социология США, пытавшаяся с помощью эмпирических исследований исправить «несовершенства» общества. Наиболее значительной теоретической кон­цепцией данного этапа явился структурный функционализм социолога Толкотта Парсонса (1, позволивший представить общество как систему во всей ее целостности и противоречивости. Парсонс обогатил теоретические раз­работки Конта - Спенсера - Дюркгейма. Социология США была представлена и новыми теориями гуманитаристского толка. Последователь Вебера профессор Чарльз Райт Миллс (1создал «новую социологию», положившую на­чало критической социологии и социологии действия в Штатах.

Современный этап в развитии социологии, начавшийся с середины 60-х годов, характеризуется как расширением диапазона прикладных исследований, так и возрождением интереса к теоретической социологии. Основным стал во­прос о теоретической основе эмпиризма, вызвавший в 70-х годах «теоретический взрыв». Он обусловил процесс дифференциации социологиче­ского знания без авторитарного влияния какой-либо одной теоретической кон­цепции. Поэтому этап представлен многообразием подходов, концепций и их авторов: Р. Мертон - «среднего значения теории», Дж. Хоманс - теория соци­ального обмена, Г. Гарфинкель - этнометодология, Г. Мид и Г. Блумер - теория символического интеракционизма, Кодер - теория конфликта и др. Одним из направлений современной социологии является исследование будущего, охва­тывающее общие долгосрочные перспективы будущего Земли и человечества.

Исследовательские подходы к изучению общества и основные направления социологической мысли

Теоретическая социология состоит из множества научных школ, но все они базируются на двух основных подходах к изучению и объяснению общест­ва - позитивизме и гуманитаризме.

Позитивизм возник и стал господствовать в социологии XIX века в про­тивовес умозрительным рассуждениям об обществе. Это рациональный подход, основанный нз наблюдении, сравнении, эксперименте. Его исходные позиции сводятся к следующему: а) природа и общество едины и развиваются по одним законам; б) общественный организм подобен биологическому; в) общество должно изучаться теми же методами, что и природа.

Позитивизм XX века - это неопозитивизм. Его исходные принципы зна­чительно усложнены: это натурализм (общность законов развития природы и общества), сциентизм (точность, строгость и объективность методов социаль­ных исследований), бихевиоризм (изучение человека только через открытое по­ведение), верификация (обязательное наличие эмпирической основы у научного знания), квантификация (количественное выражение социальных фактов) и объективизм (свобода социологии как науки от ценностных суждений и связи с идеологией).

На основе позитивизма и его второй волны - неопозитивизма родились, функционировали и существуют следующие направления социологической мысли: натурализм (биологизм и механицизм), классический марксизм структурный функционализм. Позитивисты и кх последователи XX века рассматри­вают мир как объективную реальность, полагая, что изучать его следует, отбро­сив свои ценности. Они признают лишь две формы знания: эмпирическое и ло­гическое - только через опыт и возможность проверки и считают необходимым лишь изучение фактов, а не идей.

Гуманитаризм - это подход к изучению общества через понимание. Его исходные позиции таковы: а) общество не является аналогом природы, оно раз­вивается по своим законам; б) общество - не объективная структура, стоящая над людьми и независимая от них, а сумма взаимоотношений двух и более ин­дивидов; в) главное поэтому - это расшифровка, истолкование смысла, содер­жание этого взаимодействия; г) основные методы данного подхода: идеографи­ческий метод (исследование индивидуальных лиц, событий или предметов), ме­тод качественного анализа
(понимание явления, а не его подсчет), методы фе-номенологизма, т. е. познание причин и сущности социальных явлений, напри­мер, лингвистический метод (изучение того, что доступно языку), метод пони­мания (познание общества через самопознание), метод герменевтики (интерпретация осмысленных человеческих действий) и др.

Большинство представителей гуманитаризма настроены субъективистски, отвергая «свободу от ценностей» как невозможную в социологии - науке, затра­гивающей интересы людей.

Основное направление гуманитаризма - понимающая социология (классический гуманитаризм - В. Дильтей, Макс Вебер, П. Сорокин и др.). Среди современных версий понимающей социологии выделяются:

феноменология, главная цель которой - анализ и описание повседневной жизни и связанных с ней состояний сознания;

символический интеракционизм, определяющий поведение людей по отношению друг к другу общепринятыми значениями-символами (словами, мимикой и др.);

этнометодология, объясняющая поведение правилами, принятыми на веру и регулирующими столкновения.

Представляют также интерес теория обмена, где характер взаимодейст­вия выводится из анализа прошлого опыта и потенциальных вознаграждений и наказаний; теория социальных ролей, используемых для передачи своих впе­чатлений и др.

Своеобразное положение занимает социология действия. Гуманитаристская по сути, поливариантная по методам изучения общества, она исходит из представления об обществе как универсуме деятельности, ее наборе, в котором и осуществляется движение людей.

Основными ориентациями в современной социологии являются эволю­ционистская и конфликтологическая.

Тема 3. Особенности развития отечественной социологии

Вопросы: 1. Своеобразие формирования социологической мысли России.

2. Периодизация развития отечественной социологии.

Своеобразие формирования социологической мысли России

Социология - интернациональная наука по характеру, целям и задачам. Но ее развитие в разных странах во многом определяется их своеобразием. По специфике исследований можно говорить в широком смысле об американской, французской, немецкой и других социологических школах (или условно - социологиях);

Специфична и отечественная социология. Ее становление и эволюция были обусловлены особенностями самой России, порожденными уникально­стью ее географического положения между Западом и Востоком, территориаль­ной масштабностью, обычаями, традициями, психологией, моралью и пр.

Социологическая мысль России формировалась веками на своей почве, вырастая на базе российской культуры и освободительного движения. Интерес к человеку в обществе, к их совместной участи, их будущему проявлялся на двух уровнях: массово-житейском (в народных сказаниях и легендах, к приме­ру, в «Сказании о граде Китеже»; в произведениях писателей и поэтов, в сужде­ниях общественных деятелей) и профессиональном (в теориях специалистов-исследователей - философов, историков). Российская социологическая мысль складывалась как из откровенно идеологизированных, так и из академических наработок. Первые были связаны с освободительным движением и революци­онной традицией России, вторые - непосредственно с наукой. Отечественная мысль вобрала в себя множество социальных утопий, близких прогнозу сужде­ний о будущем общества и человека. До XIX столетия социальные утопии были расплывчаты и примитивны. Но в XIX - начале XX вв. с утопиями выступили как представители демократической тенденции в революционной традиции России (А. Радищев, А. Герцен, Н. Чернышевский, М. Бакунин, Г. Плеханов, В. Ульянов-Ленин и др.), так и носители автократической тенденции (П. Пестель, С. Нечаев, И. Сталин). Утопия освобождения от рабства прозвучала в оде «Вольность» А. Радищева. Им был воспет российский идеал - простор и воля. А. Герцен и Н. Чернышевский провозгласили утопию русского общинного со­циализма, которая имела значительное число приверженцев, в их числе К. Маркс, Н. Бердяев, М. Калинин и др. Сторонники этой утопии дали блестящие социальные прогнозы: А. Герцен предначертал образ диктатора из народа (Сталина); Н. Чернышевский, вопреки сложившемуся о нем мнению, предосте­регал о гибельных последствиях революции в России и ратовал за постепенный и последовательный процесс внедрения демократии в российскую жизнь. Г. Плеханов предсказал народные бедствия от осуществления на практике ле­нинской утопии социалистической революции в России. С утопией об общест­ве, развивающемся по закону солидарности (без насилия), выступил М. Бакуяин.

Несомненную ценность представляет утопия В. Ленина о экономическая политика (нэп)" href="/text/category/novaya_yekonomicheskaya_politika__nyep_/" rel="bookmark">новой экономической политике, особенно в свете событий в стране на рубеже 80-90-х годов XX века. Представители отечественной научной мысли понимали значимость социаль­ных утопий: посвященные им спецкурсы читали в российских университетах философы Н. Бердяев и С. Булгаков.

Имея российские корни, отечественная социологическая мысль вместе с тем испытала на себе мощное воздействие Запада. Она была тесно связана с французским просвещением, английской экономической школой и немецким романтизмом. Двойственность истоков определила противоречивость социоло­гической мысли России, проявлявшуюся в противоборстве ориентации на Запад (западники) и на собственную самобытность (русофилы). Это противоборство характеризует и современную социологию.

Российская социологическая мысль стала частью европейской культуры.

Периодизация развития отечественной социологии

Социология как наука прошла свое становление в России во второй поло­вине XIX столетия. Ее последующее развитие не было непрерывным процессом набора качества. Социология напрямую зависела от условий в стране, от уровня ее демократичности, поэтому пережила периоды подъема и упадка, запрета, го­нений и подпольного существования.

В развитии отечественной социологии выделяют два этапа: дореволюци­онный и послереволюционный (рубеж - 1917 год). Второй этап, как правило, подразделяют на два периода: 20-60 и 70-80 гг., хотя почти каждое десятилетие XX века имело свои особенности.

Первый этап характеризовался богатством социологической мысли, раз­нообразием теорий и концепций развития общества, социальных общностей и человека. Наибольшую известность получили: теория публициста и социолога Н. Данилевского о «культурно-исторических типах» (цивилизациях), развиваю­щихся, по его мнению, .подобно биологическим организмам; субъективист­ская концепция о всестороннем развитии личности как мериле прогресса со­циолога и литературного критика Н. Михайловского, обличавшего марксизм с позиций крестьянского социализма; географическая теория Мечникова, объяс­нявшего неравномерность общественного развития изменением географических условий и считавшего общественную солидарность критерием общественного прогресса; учение о социальном прогрессе М. Ковалевского - историка, юриста, социолога-эволюциониста, занимавшегося эмпирическими исследованиями; теории социальной стратификации и социальной мобильности социолога П. Сорокина; позитивистские воззрения последователя О. Конта, русского со­циолога Е. Роберти и др. Эти разработки принесли их авторам мировую извест­ность. Практические дела российских социологов, например, составление зем­ской статистики, шли на пользу отечества. В дореволюционной социологии со­существовали пять основных направлений: политически ориентированная со­циология, общая и историческая социология, юридическая, психологическая и систематическая социологии. Теоретическая социология конца XIX века испы­тала на себе влияние идей К. Маркса, но оно не было всеобъемлющим. Социо­логия в России развивалась как наука и как учебная дисциплина . По своему уровню в это время она не уступала западной.

Второй этап развития отечественной социологии сложен и неоднороден.

Первое его десятилетие (1было периодом признания социоло­гии новой властью и ее определенного подъема: осуществляется институализа-ция науки, созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском уни­верситетах, открыт Социологический институт (1919 г.) и первый в России фа­культет общественных наук с социологическим отделением в университете Петрограда (1920 г.); была введена научная степень по социологии, стала изда­ваться обширная социологическая литература (как научная, так и учебная), Своеобразие социологии этих лет заключалось в еще сохраняющемся авторите­те немарксистской социологии и в то же время в усилении марксистского на­правления и ожесточенных дискуссий в нем по поводу соотношения социоло­гии и исторического материализма. В эти годы изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции, прово­дятся эмпирические исследования, получившие международное признание.

В 30-е годы социология была объявлена буржуазной лженаукой и запре­щена. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены (до на­чала 60-х годов). Социология была одной из первых наук, ставшей жертвой сталинского режима. Тоталитарный характер политической власти, жесткое по­давление всех форм инакомыслия вне партии, недопущение разнообразия мне­ний внутри партии остановили развитие науки об обществе.

Ее возрождение началось лишь в конце 50-х годов, после XX съезда КПСС, да и то под прикрытием экономической и философской наук. Сложилась парадоксальная ситуация: социологические эмпирические исследования полу­чили право гражданства, а социология как наука - нет. Публиковались материа­лы о позитивных аспектах социального развития страны. Тревожные сигналы социологов о разрушении природной среды, о нарастании отчуждения власти от народа, о националистических тенденциях игнорировались и даже осужда­лись. Но и в эти годы наука продвигалась вперед: появились работы по общей теории и по конкретному социологическому анализу, обобщающие труды со­ветских социологов; предпринимались первые шаги по участию в международ­ных сравнительных исследованиях. В 60-е годы создаются социологические учреждения, основывается Советская социологическая ассоциация.

В 70-80-е годы отношение к отечественной социологии было противоре­чивым. С одной стороны, она получила полупризнание, с другой - всячески тормозилась, оказавшись в прямой зависимости от партийных решений. Социо­логические исследования носили мировоззренчески направленный характер. Но организационное становление социологии продолжалось: в 1968 году был соз­дан Институт социсследований (с 1988 г. - Институт социологии АН). Появи­лись отделы социсследований в институтах Москвы, Новосибирска, Свердловска и других городов; начали издаваться учебные пособия для вузов; с 1974 го­да стал выходить журнал «Социологические исследования» (позднее «Социс»). К концу данного периода. административно-бюрократическое вмешательство в социологию стало усиливаться, причем механизмы были почти те же, что и в 30-е годы. Теоретическая социология вновь отрицалась, снизилось количество и качество исследований.

Последствия этого второго «вторжения» в социологию могли бы быть са­мыми трагическими для науки, если бы не новая обстановка в стране. Социоло­гия была восстановлена в гражданских правах в 1986 году. Вопрос о ее разви­тии решался на государственном уровне - была поставлена задача развертыва­ния фундаментальных и прикладных исследований в стране. Социология со­временной России укрепляется содержательно и организационно, она возроди­лась как учебная дисциплина, но трудностей на ее пути еще немало. Социоло­гия сегодня нарабатывает материал об обществе на переломном этапе и прогно­зирует дальнейшее развитие.

Тема 4. Общество как объект изучения в социологии

Вопросы: 1. Понятие «общество» и его исследовательские трактовки.

2. Основные проблемы мегасоциологии.

3. Общество как социальная система. Его структура.

Понятие «общество» и его исследовательские трактовки

Социологическая мысль прошлого по-разному объясняла категорию «общество». В древние века она отождествлялась с понятием «государство». Это прослеживается, например, в суждениях древнегреческого философа Пла­тона. Исключением был только Аристотель, полагавший, что от государства от­личны семья и селение как особые типы общения и что существует иная конст­рукция социальных связей, в которой на первый план выходят отношения дружбы как высший вид взаимного общения.

В Средние века вновь воцарилась идея отождествления общества и госу­дарства. Только в Новое время в XY1 веке в трудах итальянского мыслителя Н. Макиавелли была высказана идея государства как одного из состояний обще­ства. В XYII веке английский философ Т. Гоббс формирует теорию «общественного договора», суть которого заключалась в отдаче по договору членами общества части своих свобод государству, являющемуся гарантом со­блюдения договора; XYIII век характеризовался столкновением двух подходов к определению общества: один подход трактовал общество как искусственное образование, противоречащее естественным склонностям людей, другой - как развитие и выражение природных влечений и чувств человека. Тогда же эконо­мисты Смит и Юм определили общество как трудовой меновый союз людей, связанных разделением труда, а философ И. Кант - как Человечество, взятое в историческом развитии. Начало XIX века было ознаменовано появлением идеи гражданского общества. Ее высказал Г. Гегель, назвавший гражданским обще­ством сферу частных интересов, отличных от государственных.

Основоположник социологии О. Конт рассматривал общество как при­родный феномен, а его эволюцию - как естественный процесс роста и диффе­ренциации частей и функций. Социологи-профессионалы XIX века наполнили понятие «общество» новым содержанием с большим отражением социальности. В их представлениях общество было совокупностью верований и чувств, сис­темой различных социальных функций, соединенных определенными. отноше­ниями, всеохватывающей реальностью, обладающей самоценностью и пр. В со­циологии XX века это понятие толкуется разновариантно, но преимуществом пользуются определения общества как функционально-интегрированной соци­альной системы, как системы, охваченной конфликтами.

«Общество» - основополагающая категория современной социологии, трактующей его в широком смысле как обособившуюся от природы часть мате­риального мира, представляющую собой исторически развивающуюся совокуп­ность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, а в узком смысле - как структурно или генетически определенный род, вид, подвид общения.

Основные проблемы мегасоциологии

Социологические теории различаются по уровню обобщения на общую теорию (мегасоциология), теории среднего уровня (макросоциология, изучаю­щая крупные социальные общности) и теории микроуровня (микросоциология, исследующая межличностные отношения в повседневной жизни). Общество в целом. является объектом изучения общей социологической теории. Оно рас­сматривается в науке по следующим основным проблемным блокам в их логи­ческой последовательности: Что такое общество? - Изменяется ли оно? « Как оно изменяется? - Каковы источники изменений? - Кто определяет эти изме­нения? - Каковы типы и модели изменяющихся обществ? Иными словами, ме­гасоциология посвящена объяснению социальных изменений.

Проблемный блок - Что такое общество? - включает в себя комплекс во­просов об устройстве общества, его компонентах, о факторах, обеспечивающих его целостность, о процессах, происходящих в нем. Они находят свое освеще­ние в многочисленных версиях ученых: в теориях (Спенсера, Маркса, Вебера, Дарендорфа и многих других исследователей) социально-демографического и социально-классового устройства общества, социальной стратификации, этни­ческой структуры и др. Проблема изменений в обществе подразумевает два во­проса: Развивается ли общество? Обратимо или необратимо его развитие? От­вет на них делит существующие общесоциологические концепции на два клас­са: теории развития и теории исторического круговорота. Первые разрабаты­вались просветителями Нового времени, теоретиками позитивизма, марксизма и другими, доказывавшими необратимость развития общества. Вторые прони­заны идеей цикличности, т. е. движения общества в целом или его подсистем по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию и по­следующими циклами возрождения и упадка. Эта идея нашла свое отражение в суждениях Платона и Аристотеля о формах государства, в концепции «культурно-исторических типов» Н. Данилевского, в теории «морфологии культур» О. Шпенглера, в версии А. Тойнби о замкнутых цивилизациях, в соци­альной философии П. Сорокина и т. д.

Следующий проблемный блок раскрывает направление развития общест­ва постановкой вопросов о том, совершенствуется ли общество, человек, отно­шения между людьми, отношения с природной средой или идет обратный про­цесс, т. е. деградация общества, человека и отношений со средой обитания. Со­держание ответов на эти вопросы подразделяет имеющиеся вопросы на две группы: теории прогресса (оптимистические) и теории регресса (пессимистические). К первым относятся позитивизм, марксизм, теории техно­логического детерминизма , социал-дарвинизм, ко вторым - ряд теорий бюро­кратии, элит, пессимистические версии технологического детерминизма, час­тично концепция Л. Гумилева, Ж. Гобино и др. Проблема механизма прогресса, его обусловленности, его источников и движущих сил раскрывается в мегасо­циологии однофакторными и многофакторными теориями, теориями эволюции и революции.

Однофакторные теории сужают источники и причины прогресса до ка­кой-либо одной силы, абсолютизируя ее, например, биологический фактор (биологизм, органицизм, социал-дарвинизм),идеальный фактор (теории Вебера).

Многофакторные теории, выделяя одну детерминанту , стремятся учесть воздействие всех остальных факторов (теории Маркса, неомарксистов и др.). С проблемой соотношения значимости личности и роли социальных общностей в процессе социального изменения связаны те теории, которые либо отдают предпочтение общностям как основной движущей силе (этатизм, фашизм, ле­вацкий псевдомарксизм, этнонационализм), Либо выделяют приоритет лично­сти перед любыми общностями (позитивизм, социализм Маркса, неомарксизм). Проблематика типа и модели развития общества раскрывается в теориях их аб­солютизации (редукционизм) и синтезирования (комплексные теории). По во­просу о периодизации развития общества наибольшее распространение полу­чили в мегасоциологии два подхода: формационный (Маркс) и цивилизацион-ный (Морган, Энгельс, Теннис, Арон, Белл и многие другие).

Общество как социальная система. Его структура

Общество - это система/так как это совокупность элементов, находящих­ся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это сис­тема социальная, т. е. связанная с жизнедеятельностью людей и их взаимоот­ношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т. е. свою струк­туру. Она сложна и выявление ее компонентов требует аналитического подхода с использованием разных критериев. По форме жизнепроявления людей обще­ство подразделяется на экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии социальными системами (сферами общественной жизни). По субъекту общественных отношений в структуре общества выявля­ются демографическая, этническая, классовая, поселенческая, семейная, про­фессиональная и другие подсистемы. По типу социальных связей своих членов в обществе выделяются социальные группы, социальные институты, система социального контроля и социальные организации.

Современные социология и политология имеют сложную структуру, которую можно представить в виде различных уровней научного знания. По масштабу исследуемых общественных явлений и процессов выделяют макросоциологию и макрополитологию, микросоциологию и микрополитологию, теории среднего уровня.

Макросоциология и макрополитология сосредоточены на исследовании крупномасштабных социальных и политических явлений.

Микросоциология и микрополитология изучают социальное и политическое поведение людей в повседневной жизни – интеракцию, их взаимодействие в малых социальных и политических группах.

Теории среднего уровня описывают отдельные сферы общественных и политических отношений, углубленно исследуют отдельные социальные и политические институты (экономику, государство, партии, семью и пр.).

Социология и политология имеют два методологических уровня познания общества: теоретическая социология и политология, эмпирическая социология и политология. Социология первой из общественных наук стала опираться на приобретение эмпирических данных, полученных с помощью специально проводимых социологических исследований. Эмпирический уровень социологии – это непрерывный процесс проведения многочисленных социологических исследований. Теоретическая социология является результатом обобщения и анализа определенного массива социологической информации, полученной с помощью проведения эмпирических социологических исследований. Затем и политология по мере становления и развития тоже приобрела два методологических уровня.

По возможностям практического использования результатов исследований социология и политология разделяются на фундаментальную и прикладную. Социологические и политологические исследования, ориентированные на собственно научные или образовательные задачи, называют фундаментальными. Если же социологическое и политологическое исследование ориентировано на решение практических задач, то оно называется прикладным. Среди прикладных социологических и политологических исследований особое место занимают проекты «социальной инженерии» и «политического менеджмента», в которых содержится не просто ряд рекомендаций по решению практических задач, но и разработанные «социальные и политические технологии» их решения.

Социология и политология выполняют важные функции в обществе.

1. Познавательная функция. И социология, и политология расширяют кругозор населения, давая научно обоснованные данные о состоянии общества, его институтов, об эффективности проводимой политики и пр. Только точные знания об обществе и о политике могут служить надежной основой свободы личности, снижают риск стать жертвой социальных и политических манипуляций.

2. Ориентационная функция. Получаемые знания об обществе и политике позволяют членам общества лучше ориентироваться в повседневной практике общественных и политических отношений, лучше понимать оптимальные модели поведения в тех или иных ситуациях.

3. Оценочная функция. Социология и политология позволяют оценить, соответствует или нет то или иное общество, существующие в ней социальные и политические организации и институты, права и нормы ожиданиям индивидов и социальных групп, их нуждам и потребностям и целям. Они отвечают на вопрос: «Справедливо или несправедливо наше общество, демократично оно или нет?».

4. Прогностическая функция. На основе познания тенденций и закономерностей социального развития социология и политология позволяют построить наиболее вероятные сценарии тех или иных событий в будущем. Они отвечают на вопрос: «Что может произойти в обществе и политической системе в будущем?»

5. Управленческая функция. Выявив тенденции и закономерности социального и политического развития, определив прогнозируемые варианты тех или иных вариантов развития общества, социология и политология способны стать действенным инструментом социального управления процессами, протекающими в обществе. Они дают возможность ответить на вопрос: «Как лучше, эффективнее управлять социальными процессами, осуществлять государственное управление

6. Практическая функция. Социология и политология способны дать рекомендации и даже предложить комплекс технологий разрешения практических проблем общественной и политической жизни.

Основы социологии и политологии:

Шпаргалка

1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Термин «социология» происходит от фр. societas – общество и греч. logos – учение. Социология – наука об обществе. Общество – сложная совокупность людей, занимающих определенное социальное положение и действующих соответственно своим интересам. Исходя из своих интересов люди постоянно вступают в различные взаимоотношения, организуют социальные группы и социальные институты. Социология – наука, изучающая общество в целом, определенные социальные процессы, институты, социальные группы, входящие между собой в различные социальные взаимодействия. Фундаментальной категорией социологии является понятие «социальное».

Социальное – категория, выражающая специфику общества в целом, а не отдельной его сферы. Социальное как взаимодействие людей во всех сферах жизнедеятельности – основа экономики, политики и культуры. В социологической науке отсутствует четкое разграничение «социального» и «общественного». Это обусловлено тем, что при разработке научной теории общества внимание уделялось взаимодействию всех сторон жизнедеятельности. Явление или процесс обретают социальный характер, если поведение индивида изменяется под влиянием других индивидов или их групп. В отечественной социологии понятия «общественный» и «социальный» рассматриваются как синонимы.

Проблема предмета науки – вопрос о том, что изучается в данной области знания и каковы ее границы. Для понимания предмета науки важно уяснить его отличие от объекта научного познания. Объект – все то, на что направлен процесс исследования. Предметная область науки – все стороны, связи и отношения, подлежащие изучению. Объектом социологии, как и других общественных наук, является социальная реальность. Предмет социологии – социальные общности, так как они занимают решающее место в развитии общества.

Социальная общность – взаимосвязь индивидов, обусловленная общностью их интересов благодаря сходству условий жизни и деятельности людей (семейные группы, поселения, группы: социально-классовые, социально-профессиональные, социодемографические, этнонациональные и территориальные, государственные и человечество в целом). Термин «социальная общность» выражает несовпадения и столкновения интересов классов, социальных групп. Он позволяет объяснить состояние устойчивости социальных систем, организаций и институтов в силу их соответствия общим интересам.

Различие интересов социальных общностей создает многообразие возможностей развития общества.

Таким образом, социология – это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о действии социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. В этом смысле социология исследует социальные изменения, вызываемые деятельностью социальных общностей. Она изучает взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями. Социология исследует массовые социальные процессы и коллективное поведение, совместную жизнь людей.

2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Социология как наука содержит разнообразный прикладной и теоретический материал, требующий определенного подхода к его изучению. Многообразие социологических данных отражается в структуре социологического знания. Структура социологического знания – это совокупность эмпирического и теоретического материала, получаемого в результате сбора практической информации, проведения исследований, социологических опытов, обследований, изучения общественного мнения. Она формируется в ходе логического обобщения и интерпретации полученных опытных данных. В его структуру входят эмпирические данные, теории среднего звена и общие теории.

Эмпирическая основа социологического знания включает сгруппированные и обобщенные социальные факты. К ним относятся характеристики массового сознания – мнения, оценки, суждения, верования; свойства массового поведения; отдельные события, состояния социального взаимодействия Теория задает модель для объяснения эмпирических данных. В выборе теоретической модели определяющим является общетеоретическая цель исследования – теоретико-познавательная или практически-прикладная.

Специальные социологические теории раскрывают два основных типа социальных связей: между общественной системой в целом и данной сферой общественной жизни. Их предметная область ограничена отдельными элементами общества – социальной структурой, социальным взаимодействием.

культурой, социальной организацией, массовыми коммуникациями. Специальные теории формулируют только вероятностные утверждения, и их подтверждение должно быть доказано логически или фактически.

Общие социологические теории – результат объединения специальных социологических теорий и их выводов. Они являются способом описания нового знания и методологической основой для построения теорий менее высокого порядка – специальных и отраслевых. В зависимости от этого разделения социологического знания формируются основные функции социологии:

Теоретико-познавательная функция состоит в обобщении и объяснении собранных социологических данных;

Описательная функция заключается в сборе и обработке практической информации;

Практически-преобразовательная функция применяется социологами для решения практических задач, особенно в сфере производства и управления.

Прогностическая функция используется только в случае, когда социологи разрабатывают прогнозы предстоящего развития социальных процессов:

Критическая функция – это оценивание условий социальной реальности с точки зрения интересов личности. Она позволяет сообщать об отклонениях в развитии общества, которые могут привести к негативным социальным последствиям.

3. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Методы социологического исследования – система правил сбора, обработки и анализа доступной информации. Необходимо выделить приемлемые технические приемы, объединенные единой методикой социологического исследования. Методика – это понятие, обозначающее совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Методы в зависимости от типа социологических исследований подразделяются на качественные и количественные, а в зависимости от этапа исследования – на методы сбора данных, анализа социологической информации, обработки социологических данных.

Методы количественных социологических исследований – совокупность приемов, отличающихся направленностью на выделение в предмете самых типичных и устойчивых признаков. Преимущество: способность охватывать большое количество объектов, выделять самое существенное и необходимое для целей исследования. Три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных: прямое наблюдение, анализ документов и опросы. Наблюдение – прямая регистрация событий, непосредственное восприятие действительности или использование наблюдений других людей.

Анализ документов – исследование письменных, устных или фотографических документальных данных, передающих социальную информацию. Выделяют два типа анализа документов: традиционный анализ и контент-анализ. Традиционный анализ – это обычный способ осмысления содержания документов путем его прочтения, прослушивания, просматривания. Контент-анализ – формализованный метод изучения документов, предполагающий оценку их содержания путем подсчета признаков, существенных для исследования. Его спецификой является выделение единиц анализа: слова, имени, факта; определение единицы отсчета: знаков, абзацев.

История становления социальных наук насчитывает многие века. Изначально социальное знание было синкретичным - т.е. нерасчленен- ным на отдельные науки, неразвитым. В ранних, протонаучных, теориях исторические знания нередко соседствовали с астрологическими, учения о государстве и обществе - с медицинскими и религиозными трактатами. Первые научные попытки понять сущность социальных отношений и законы их развития получили воплощение в ранней философской мысли в Индии, Китае, Египте и обрели зрелые формы в Древней Греции. О сущности человека, государстве, политике, проблемах управления обществом писали Конфуций и Лао-цзы, Платон и Аристотель, Демокрит и Эпикур. Несмотря на то что история социально-политической мысли насчитывает более четырех тысячелетий, социология и политология как самостоятельные науки окончательно сформировались к концу XIX в., чему в значительной мере способствовало интенсивное развитие капитализма в Европе и Америке, демократизация общественной жизни в целом, образование массовых политических партий и их политическая деятельность. Социальные науки стали рассматриваться как способ самопознания общества, которое нуждалось в точных инструментах измерения общественных явлений, стройных теориях развития. Французский ученый О. Конт (1798-1857) считал, что справиться с этой задачей может точная, конкретная, опирающаяся на факты, полезная для общества наука. В своей классификации наук, имевшей в период с 1822 по 1852 г. несколько вариантов, он называл ее сначала политической наукой, затем - «социальной физикой» и, наконец, социологией, что в переводе с латинского означает «наука (учение) об обществе», «обществознание». Интересно то, что, если исходить из латинского societas и греческого logos, термин «социология» можно трактовать и как «политическая наука», и как «наука об обществе». Слова «социальный» и «политический» очень близки по смыслу: французское «социальный» эквивалентно греческому politike. Высказывание Аристотеля zoon politikon может быть переведено двояко: «человек есть политическое животное» или «человек есть общественное животное». В эпоху своего становления социология и политология концептуально были близки друг другу, хотя впоследствии они более четко разграничили изучаемую проблематику и разошлись в исследовательских методах. По замыслу О. Конта, создаваемая для глубокого изучения общества новая наука должна исключить все, что не поддается проверке, отказаться от вопросов, на которые в принципе нет точных ответов. Тем самым были сформированы базовые требования к социологической науке. О. Конт понимал, что общество - сложная, многоуровневая конструкция, познать которую на основе абстрактных социально-философских теорий невозможно, как невозможно это сделать и силами единственной науки. Поэтому должна быть определена специализация соответствующих отраслей знания: экономические отношения должны изучаться экономическими науками, политические - политическими, соответствие общественного поведения правовым нормам - юридическими и т.д. Социология стала пониматься как единственная наука, способная за счет универсализма своих познавательных методов изучать все сферы общественной жизни, поскольку непосредственный объект ее исследования - социальное - имеет множество конкретных форм и уровней существования. Социальным может быть действие, поведение, связь, факт, отношения, политика, общности, группы, общество в целом - все то, в чем участвуют люди. Но социальными являются не любые отношения между индивидами, а лишь те, при которых между ними устанавливаются взаимные обязательства друг перед другом и каждый человек изменяется внутренне и меняет свое поведение под влиянием других.

Целенаправленное и устойчивое, повторяющееся взаимодействие является непременным условием возникновения социального эффекта. В процессе этого взаимодействия люди вырабатывают единые цели, согласовывают принципы, правила деятельности, выбирают подходя- щйе формы. При этом нередко бывает так, что отдельный человек отказывается от собственных принципов, установок, планов в пользу тех, которые важны для других субъектов - членов взаимодействия, принимая правила поведения, выработанные ими, как свои собственные.

Основоположникам социологии удалось преодолеть неизбежную узость предмета, когда речь идет о разграничении исследовательского поля многих наук, изучающих общество.

Таким образом, объектом изучения социологии является социальное во всем многообразии его проявлений.

Социальные взаимодействия, локализованные в сфере политики, относятся к объекту исследования политологии.

Творцами социальной реальности и ее политической сферы выступают с"ознательно реализующие свои цели индивиды, субъекты социального взаимодействия. Они определяют его уровни: конкретные, непосредственные индивидуальные и групповые взаимодействия образуют микроуровень, а опосредованные, наиболее общие, абстрактные взаимодействия на уровне общества - это макроуровень. Наиболее глобальные результаты их деятельности - общество и его политическая организация - государство. Особенности функционирования этих социальных институтов предопределили различия в предмете исследования социологии и политологии. Социология уделяет основное внимание изучению социальных взаимодействий в обществе. Политологию сегодня истолковывают как науку о политике или мире политического - особой подсистеме общества, связанной с властью, государством, политическими отношениями и процессами, протекающими в том или ином обществе. Древние греки считали, что политика - это «искусство управления государством». Современная наука мыслит это понятие шире.

Политика - это система социальных отношений и взаимодействий по поводу власти.

Политика имеет место там, где существует борьба за власть - овладение ею, удержание и использование. Без власти не может быть политики, поскольку именно власть выступает средством ее реализации. Категория «политическая власть» наиболее полно отражает сущность и содержание феномена политики.

Предметом политологии является политическая власть -- ее источники, институты, закономерности и проблемы осуществления.

Политология исследует также и иные конкретные стороны политических отношений: ее интересуют вопросы формирования политического мировоззрения, политической культуры, политического поведения, методы познания явлений политической жизни. Задачами политологии является исследование условий возникновения политической власти, партий, рассмотрение закономерностей формирования политических элит, избирательных систем, изучение особенностей политических процессов. Ныне политическая наука - это одна из обширных областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение. В этом смысле ее важнейшей задачей является выработка практических рекомендаций по совершенствованию социально-политического механизма, позволяющего корректировать развитие политической системы в целом и ее основных элементов, выявление причин возникновения кризисных ситуаций и конкретных мер по их урегулированию.

По поводу предмета исследования социологии на протяжении всей истории ее существования ведутся научные дискуссии.

Основоположнику французской социологической школы Э. Дюркгейму, стремившемуся найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от его личных интересов и общепринятых мнений, предмет социологии виделся как выявление социальных фактов, лежащих в основе функционирования общества, - особой социальной реальности, основанной на органической солидарности, первичной по отношению к индивиду.

Наоборот, немецкий ученый М. Вебер полагал, что общество - это абстракция до тех пор, пока оно не рассматривается как результат взаимодействия многих индивидов, поэтому социология должна сосредоточить свое внимание на понимании внутренних смыслов социальных действий отдельных индивидов, а также значения возникающих в ходе такого взаимодействия социальных отношений для людей. По его мнению, это должна быть не описательная, а понимающая социология.

В спорах на эту тему принимали участие не только Э. Дюркгейм и М. Вебер, но и К. Маркс и Г. Зиммель, Г. Спенсер и П. Сорокин, а также современные исследователи Р. Мертон, Т. Парсонс, 3. Бауман, П. Бергер, П. Монсон, Э. Гидденс, в том числе российские - В. Ядов, С. Фролов, Ж. Тощенко, А. Эфендиев.

Предметом социологии выступают устойчивые формы социальных взаимодействий людей - социальные отношения и процессы, общности и общества как целостные системы, изучаемые на основе социальных фактов и эмпирических данных.

Сегодня область научных интересов социологии простирается на все без исключения аспекты бытия человека и общества. Активно изучаются проблемы труда, его условия, организация и стимулирование деятельности, проблемы вхождения в рынок, занятости, экологическая и демографическая ситуация. Социология активно интересуется собственно социальными процессами (проблемы социальной структуры, организации распределительных отношений, социального расслоения, образа жизни носителей разных статусов, национальных и межнациональных отношений и т.д.). Социологические исследования обращаются и к раскрытию сущности политических процессов и явлений, связанных с развитием демократии, решением проблем власти, участием населения в управлении, деятельностью общественных организаций. Социология глубоко изучает и духовную жизнь общества: предметом ее исследований выступают проблемы образования, культуры, науки, искусства, религии.

Социология стремится к пониманию сущности любого изучаемого явления, его внутренних механизмов реализации. Тем самым она помогает человеку выработать социологическое видение мира (3. Бауман), раскрывает в индивидуальном - социальное, в частном - общее. Она уникальна в своей способности видеть мир как целостную систему.

Приведем пример. Такая проблема, как политический конфликт, находится в поле зрения политологии, межличностные конфликты изучают конфликтология и социальная психология, организационные и производственные - теория организации и менеджмента. Социология тоже изучает конфликты, но с точки зрения их внутренних механизмов, как определенный тип социального взаимодействия. Это позволяет сначала понять их сущность, логику развития, а потом уже рассматривать конкретные формы - политические, экономические. Именно такой подход позволяет видеть любую социальную проблему изнутри.

Этот пример свидетельствует о наличии тесной связи социологии с политологией. Она определяется, во-первых, тем, что выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности общества как социальной системы, а во-вторых, общество нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают на него различные политические структуры, режимы власти. В XX в. социология стала проявлять глубокий интерес к политической сфере общества и политической науке. Взаимодействие этих двух наук породило новую отрасль науки - политическую социологию.

Целостное видение мира вырабатывается на основе специфического «угла зрения», который определяется, по мнению Р. Мертона, упорядоченным поиском среди огромного многообразия единичных событий и явлений тех, которые являются типичными, повторяющимися, устойчивыми, т.е. отражают объективные характеристики социальной жизни. Такой подход и сближает, и отличает социологию от политологии.

Рассмотрим это отличие на примере. Такой объект, как армия, может представлять интерес для обеих наук. При этом политологов армия интересует как возможный инструмент политической борьбы за власть, ими исследуется роль армии в системе сложившихся властных институтов. Социология же рассматривает армию с точки зрения происходящих в ней социальных процессов и их связи с процессами, развивающимися в обществе в целом (например, «дедовщина », причины ее развития и пути искоренения; социальные корни уклонения молодых людей призывного возраста от выполнения своего гражданского долга - службы в армии; социальные резервы реформирования армии).

Социология оперирует большими группами фактов, этим она тяготеет к статистике. Отдельные события, факты, индивиды могут быть в поле ее зрения лишь постольку, поскольку они являются типичными. Этим социология отличается от истории, которая не стремится к выделению только типичных событий, а фиксирует и изучает все социально значимые события и явления, так как ее задача - как можно полнее описать в фактах жизнь общества.

Этим же социология отличается и от психологии , которая сосредоточена на внутреннем мире человека, объясняет его. поступки индивидуально-психологическими особенностями, действием подсознательных факторов. С точки зрения же социологии «объяснение социальной жизни нужно искать в природе самого общества, а не в природе индивида», как заметил Э. Дюркгейм.

Социологи в своих поисках не могут отвлечься от условий, в которых развиваются и осуществляются реальное сознание и фактическое поведение людей. Это вынуждает и обязывает социолога рассматривать макроусловия - среду, которая обусловлена существованием экономических и социально-политических отношений в обществе, мезоусловия , продиктованные региональными и национальными особенностями, и, наконец, микроусловия , которые связаны с непосредственным окружением человека в его трудовой и повседневной жизни.

Социология располагает средствами проникновения и во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей, но всегда рассматривает не личность вообще, а личность в ее взаимодействии с другими людьми, социальной средой, в контексте ее положения в социальных общностях - в совокупности всех ее социальных связей и отношений.

Тесно связана социология и с философией. Социология как знание об обществе, выйдя из недр социальной философии, перенимает философскую культуру, признает особое значение теоретического обобщения, целостного концептуального осмысления социальных явлений. Вместе с тем социология стремится к преодолению той ограниченности, которую обнаруживает философия при анализе реальных социальных проблем. Используя разнообразные методы научного познания, социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельно общую абстрактность, а как реальность, образуемую социальными взаимодействиями людей.

Многоаспектность проблематики, высокое качество исследований способствовали тому, что социология сегодня, как и предсказывали ее основоположники, стала занимать ключевое положение среди других социальных наук.

Страница 13 из 44

Политическая социология.

Политическая социология - наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами. Политическая социология занимает промежуточное положение между политологией и социологией. Политическая социология выясняет влияние остальной, неполитической части общества и всей социальной системы на политику, а также ее обратное воздействие на свою окружающую социальную среду.

Возникновение политической социологии относится к концу XIX - началу XX века и связано с трудами таких ученых, как М. Вебер, Р. Михельс, Г. Моска и В. Парето, которые одновременно были крупнейшими политологами и социологами.

Политическая социология использует как макросоциологический подход, предполагающий выяснение социальных основ власти, влияния конфликтов между социальными группами на политические процессы, так и микросоциологический метод, суть которого состоит в рассмотрении конкретных политических институтов как социальных организаций, в анализе их формальной и неформальной структур, методов руководства и т.д.

Политическая социология изучает политическую жизнь под углом зрения проявления в ней социальных законов развития общества как целого. В центре внимания политической социологии находятся проблемы взаимосвязи политического и социального, особенно социальной обусловленности политической власти, отражения в ней интересов различных социальных групп, политических отношений в связи с социальным статусом, ролью и сознанием личности и социальных групп, социального содержания политики и власти, влияния социальных конфликтов на политическую жизнь и пути достижения социально-политического согласия и порядка и т.д.

Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентаций и установок. Эта наука рассматривает человеческое поведение как процесс и результат взаимодействия индивида со средой, при котором действия личности определяются как характером внешнего воздействия, так и особенностями их восприятия и осознания субъектом, который и является непосредственным предметом психологического анализа.

Политико-психологические исследования особенно широко применяются при анализе электорального и иного политического поведения, политического лидерства, политической социализации, политического конфликта и сотрудничества. Относительно самостоятельным направлением этой науки является политический психоанализ, представленный в трудах З. Фрейда, Э.Фромма и других.

Loading...Loading...