Во что я верю. Астрология и искусство предсказания

Один из самых важных законов современной жизни – любые факты необходимо перепроверять. СМИ и порталы, телевидение и кино, искусство и звезды активно продвигают заказанные кем-то идеи и личные интересы, а многие из них связаны с одурманиванием рассудка обычного человека. Зачем это нужно? Для того чтобы остановить его личностное развитие, усилить культуру безграничного потребления ненужных вещей и продуктов, реализовать с помощью него функцию управления, где заказчик – хозяин, а обычный человек – послушный исполнитель (современный раб, если угодно).

Удивительно, но одними из самых эффективных оружий информационной войны являются астрология, мистика и религия. Внушаемым людям очень легко вложить в голову определенную идею, как это, например, происходит с помощью разделения веры на буддизм, христианство, ислам и т. д. Вместо общей веры во что-то светлое и высшее, вдохнувшее в нас душу, людям предлагаются четкие образы людей и мыслителей, которым приписывают несуществующие высказывания для управления. Например, Мохаммед, если верить исламским текстам и переводам, пропагандирует кровопролитие между братьями и физические наказания, а Иисус-богослов поощряет ростовщичество и банковскую систему. То же самое касается и других мистических фактов.

Наша задача сегодня – представить вам ТОП-10 спорных моментов, которые до сих пор не имеют неопровержимых эмпирических доказательств.

Криптиды

Эти таинственные создания – якобы сохранившиеся до наших дней водные динозавры, идея которых начала распространяться одновременно с упоминаниями о йети, призраках, мистике пирамид и т. д. Все, что может предложить наука для доказательства существования Лохнесского чудовища – любительские снимки и сумбурные рассказы очевидцев. Однако останки таковых созданий найдены не были, как и яйца, другие следы жизнедеятельности. Но СМИ выгодно поддерживать этот миф для искажения истории становления живых существ на планете, развитии теории дарвинизма, которая в последние годы была развенчана доказательной базой в пух и прах.

Астрология и искусство предсказания

Астрология как наука имеет место, так как положение звезд и планет в Солнечной системе многое говорит о летоисчислении, изменении некоторых процессов на поверхности Земли и т. д. Доказано, что лунные фазы влияют на приливы и отливы, произрастание растительности, что используют фермерские хозяйства в своей жизнедеятельности. Что касается гороскопов и астрологии – тут остается только верить людям на слово. Исполнение прогнозов астрологов мы наблюдаем регулярно, вот только может быть речь идет не об эзотерических способностях, а о грамотной психологии и политологии, понимании глобальных процессов. Что касается гороскопов – тут нельзя сказать однозначно, так как не хватает фактов. И уж тем более не стоит верить, что именно звезды определяют характер и судьбу человека.

Закон кармы

Этот закон прослеживается во многих религиозных течениях, древних учениях, да и нашей обыденной жизни (вспомним фразу: «что посеешь, то и пожнешь»). На самом деле идея имеет место быть хотя бы по причине того, что все в этой жизни подчиняется причинно-следственным связям. Сотворив зло, с высокой долей вероятности мы получим зло от источника в ответ, формирование нашего характера сегодня отразится на том, каким человеком мы станем завтра. Связано ли это с мистикой, прошлыми жизнями и отработками кармы родителей – решать вам. Четких доказательств действующей схемы пока не приведено.

Загробный мир

Тут речь идет о работе медиумов, которые якобы обеспечивают связь человека с умершими, проживающими в потусторонних и загробных мирах. На самом деле во время таких сеансов действуют различные техники, например, гипнотические (маятниковая система, монотонный размеренный голос), трансовые (ритмичная музыка, раскуривание специфических трав и других веществ), психологические (тонкими приемами человек лезет вам в душу, и создается эффект, как будто «отлегло»). Реальное существование мистики и связи с людьми из загробного мира не подтверждено ни статистикой, ни исследованиями, ни экспериментами.

Инопланетяне существуют

Действительно ли существуют летающие тарелки, или это скрытые проекты военизированных государств и испытания нового оружия? Действительно ли на Землю высаживались странные человечки и другие формы жизни, или это всего лишь сплетни, фотомонтаж и подкупленные журналисты? А эти записанные космические звуки – так ли они свидетельствуют об источнике внеземных цивилизаций? Конечно, верить в подобную возможность хочется, что объяснило бы многие процессы, происходящие на нашей планете.

Религиозные тексты

Между религией и верой на самом деле мало что общего. Последняя предполагает доверие самому Высшему разуму в любом его проявлении. Учения же о Боге, Будде, Аллахе, Кришне и других божествах воспитывают доверие печатным или устным источникам, которые не имеют доказательной базы, но способны властвовать над толпами людей. Замечали ли вы моменты в Библии, которые расходятся с учениями Христа и призывают к кровопролитию или, напротив, болезненному пацифизму? А все это потому, что Откровения не имеют ничего общего с книгой, которая была создана жрецами Египта для управления народом. А что говорить о мистических греческих трактатах, рассказывающих о Богах, способных побеждать смерть, управлять стихиями, изменять мышление человека. Возможно, древние таким образом представляли существующую в тот момент высокоразвитую цивилизацию, в которой люди действительно научились управлять погодой, нашли средство для продления жизни и развили психологию – ведь мы и сами к этому уверенно приближаемся. Но подчинение иконам с выдуманными ликами, церквям с монотонными трансовыми проповедями и регулярные пожертвования «на храм» – разве это не способ мировых заправил пополнить свою «армию» доверчивыми исполнителями?

Разные судьбы

Еще один спорный момент, который тесно переплетается с религией, астрологией, гороскопами и понятиями «кармы». Осознание, что у человека существует предначертанная судьба, делает его безвольным ее исполнителем, лишает воли, рассудка, аналитического мышления и способности действовать продуктивно. На самом деле в любых жизненных обстоятельствах у человека есть выбор, который может меняться на протяжении жизни согласно состоянию его сознания. Поэтому не стоит вдаваться в мистицизм, а лучше научитесь мыслить стратегически, что позволит достоверно определить свою «судьбу» в будущем без всяких волшебных вмешательств.

Страшные призраки

Ученые утверждают, что любые мистические явления привидений и признаков зачастую связаны с нестабильным состоянием психики очевидца, ведь в минуты страха, отчаяния или транса наш мозг может нарисовать любые картинки, что имеет в науке название «галлюцинации». Вот они как раз хорошо изучены, доказаны фактами и экспериментами, статистикой. Галлюцинации по поводу привидений и душ из загробного мира являются симптомом нарушений работы ЦНС и требуют коррекции у психотерапевта, психолога и невропатолога. Те снимки, что публикуют в журналах, оказываются липой, созданной с помощью специальных зеркал и приемов освещения. Бесспорное материальное существование привидений все еще не доказано.

Рука Бога

Верить Богу или нет – это выбор каждого человека согласно его внутреннему мироощущению и миропониманию, глубине духовных поисков и самоопределению в мире. Иконы, книги, церкви и бабки-предсказательницы никоим образом не являются доказательной базой существования Высшего Разума, Божественного Перста, Руки Бога. Эмпирических данных по вопросу существования божественной силы не приведено, по крайней мере, пока. Поэтому вопрос остается открытым и оставляет право выбора для самой личности.

Интуиция человека

Шестое чувство – это связь человека с внутренним Я, способность к мощному прогнозированию, стратегическому планированию, ясному видению многих процессов на Земле. Если рассматривать интуицию как мистическое явление, которое возникает внезапно – то доказать сей процесс наука не способна. Но если шестое чувство – это развитость мышления и сознания, возможность грамотно определять последствия тех или иных поступков, то это вполне себе подтверждается психологией и имеет логическое объяснение.

Каждому человеку важно правильно самоопределиться в жизни, иметь незамутненный разум и способность анализировать протекающие в мире процессы. Даже факты из этой статьи должны быть перепроверены и пропущены через собственную призму мировоззрения, ведь только тогда вы сможете быть защищены от информационного управления.

Эмпирические доказательства позволяют нам понять, во что верить, а во что нет, но иногда получить холодные жесткие факты просто невозможно. Даже когда у нас нет твердых доказательств, подтверждающих существование чего-либо, людям свойственно все равно «расширять» свою веру в определенные явления.

Существует великое множество таких вещей, существование которых еще предстоит доказать, ниже же представлены топ-10 из них, в которые мы верим, несмотря на отсутствие поддающихся проверке доказательств.

10. Инопланетяне существуют

Несмотря на то, что теорий заговоров и теорий об НЛО существует достаточное количество, у нас нет прямых доказательств, что в пространстве за пределами нашей планеты существуют другие формы жизни. Тем не менее, многие люди твердо верят, что есть жизнь на других планетах, или что она существовала в какой-то период в прошлом.

Смотря видео, на которых демонстрируются необъяснимые объекты в небе, читая личные свидетельства людей, которые рассказывают о том, как они попали на космический корабль, мы хотим верить, что вне нашей планеты существует жизнь, даже если это еще предстоит доказать.

9. Астрология и искусство предсказания

Астрология – это не новое для нас понятие, потому как люди на протяжении веков принимали важные решения в своей жизни, основываясь на звездах. Без каких-либо реальных доказательств того, что путь планет и звезд фактически формируют личность человека, мы полагаем, что если родились под определенным знаком зодиака, то практически обязаны обладать определенным набором характеристик.

Ежедневные гороскопы и астрологические карты стали руководящим инструментом к действию для многих людей, которые действительно думают, что дата их рождения определяет судьбу, и что она может помочь им ежедневно принимать решения.

8. Криптиды

Криптиды – это животные, существование которых не было доказано наукой, также как существование снежного человека. Существует некоторое количество любительских фотографий, а также зафиксированные со слов очевидцев наблюдения. На основе этого мы полагаем, что эти существа ходили по земле или плавали, даже если никаких останков от них никогда не было обнаружено, и их присутствие на земле официально не признано.

До тех пор, пока Лохнесское чудовище или другой крептид не будет пойман, их будут продолжать относить к мистическим существам, доказательств жизни которых нет.

7. Страшные призраки

Любой кто утверждает, что видел призрака, может сказать, что есть доказательства существования духов, но скептики утверждают, что происхождение любого призрака может быть объяснено приемами освещения или другими логическими причинами. В конце концов, никогда не может быть бесспорным вопрос доказательства материального существования призраков.

В то время, как охотники за призраками вооружаются различными электронными устройствами для измерения активности духов, получаемые ими результаты всегда можно интерпретировать по-разному. Тем не менее, мы верим во встречи с призраками, полагая, что если в темноте что-то внезапно движется, то это, несомненно, призрак.

6. Загробный мир

Психические среды позволяют поговорить с людьми, которые умерли, и дуга которых перешла в иное состояние. Медиумы рассказывают о деталях, которые они якобы слышат от умерших их живым родным и близким. Несмотря на отсутствие каких-либо реальных доказательств того, как именно экстрасенсы пришли к той информации, которую они выдают, мы все равно полагаем, что они слышат какие-то звуки от умерших людей и даже видят их.

В то время как сами медиумы не говорят о том, что полученная ими информация верна на 100 процентов, наше желание поговорить с умершими родными и близкими настолько велико, что мы не замечаем их ошибок и зачастую предоставляем им презумпцию невиновности.

5. Закон кармы

Независимо от того, называете ли вы это «кармой» или же говорите: «что посеешь, то и пожнешь», у людей есть общее убеждение, что то, как вы ведете себя сегодня, каким-то образом демонстрирует, что с вами будет происходить завтра. Не основываясь ни на чем, мы полагаем, что если сейчас мы поступаем хорошо в соответствии с принципами морали, то в будущем нас ждет только позитив.

Несмотря на наличие простого факта, говорящего о том, что мы никогда не сможем доказать, что карма существует, все равно многие люди живут в надежде, что смогут получить преимущества, которые она обещает.

4. Интуиция человека

Называйте это интуицией или шестым чувством, но мы считаем, что иногда именно оно помогает нам принимать какие-либо решения. Интуиция подсказывает нам можно ли верить тому или иному человеку, развестись, не идти по определенной улице, или направляет нас по конкретному пути.

Казалось бы, при отсутствии логического объяснения, наша интуиция помогает нам принимать решения с уверенностью и чувствовать, что мы делаем это на основе «доверенной власти», которая выше нас. Мы дарим интуиции право показать нам каким путем идти, когда оказываемся на развилке.

3. Разные судьбы

Фраза «все происходит по конкретной причине» слышна повсеместно, особенно после того, как случается что-либо плохое. Хотя у нас нет реальных оснований полагать, что у каждого происходящего события в жизни есть причина, мы все равно говорим себе, что некоторые события, если не все, случаются именно тогда, когда им суждено случиться.

Идея о существовании судьбы дарит нам комфорт и помогает собраться после того, как случается что-то плохое.

2. Религиозные тексты

Независимо от своего происхождения большинство из нас верит в какую-либо ветвь религии. Религии учат тексты, такие как Библия, которые, как полагается, излагают как человеку нужно жить по мнению высших сил. Мы верим в истории про людей, которые жили на протяжении нескольких сотен лет, совершали фантастические подвиги, и даже смогли победить смерть, потому что все это является частью религиозного текста.

Хотя не существует никаких доказательств того, что эти работы являются истинным отражением какой-либо высшей силы, люди делают все возможное, чтобы соблюдать правила нравственности, изложенные в религиозных книгах.

1. Рука Бога

Самое легкое, во что верит человек, это высшая сила, или Бог, который каким-либо образом видит все наши деяния и направляет нас по жизненному пути. Начиная от мысли, что наша внутренняя молитва всегда слышится, и заканчивая нашей верой в то, что после смерти человек встречается с высшей силой, мы полагаем, что Бог – это не просто реальность, он повсюду.

Однако, существование Бога не может быть доказано с помощью каких-либо эмпирических данных, но тем не менее, понятие о высшей силе – это то, что связывает нас с древнейшими людьми и друг с другом.

Вконтакте

Давно хотелось записать и как-то систематизировать вещи, которые объединяют меня и моих друзей, которые кажутся банальными и не нуждающимися в проговаривании, но иногда неожиданно оказываются совсем неочевидными для нового знакомого. То есть написать нечто вроде нашего манифеста, или программы, или FAQ.

Но круг друзей — понятие немного размытое, чуть изменяя этот круг, мы меняем и общий знаменатель… Неожиданно стало понятно, что более-менее полно, «до конца» лучше всего получается написать от себя лично. Возникающее при этом "я" всюду можно заменить на уже довольно большое и растущее «мы» (а иначе во всём этом не было бы смысла) — но это «мы» может слегка меняться от пункта к пункту.

Несмотря на «я», текст является во многом коллективным. Включены целые куски, написанные моими друзьями, не всегда они выделены как цитаты.

Как всегда, пишу тезисно и зову к диалогу. Выстроить в единую логическую структуру оказалось трудно, поэтому пишу просто отдельные пункты под номерами — они постепенно будут добавляться.

0. Название условно. Вера смыкается с убеждением, знанием, основанным на нём действием, чувствами, оценками. На самом деле тут всё вместе.

1. Я верю в возможность человечества-семьи. Мира людей, которых объединяет забота друг о друге, любовь ко всему живому, стремление познавать и развиваться (нравственно, интеллектуально, физически). Которые способны объединёнными усилиями решать сложнейшие проблемы.

Когда-то свой «мир мечты» я описал такими словами:

«Это общество, где люди, озадаченные интересами общества в целом в большей мере, чем личными и групповыми, стали составлять большинство. Какое большинство? А такое, которое смогло поставить под контроль главные процессы в экономике, в образовании и воспитании, в распространении информации и вообще во всех сферах общественной жизни. Которое тем самым смогло создать социальную среду, которая максимально способствует развитию человека.

Это общество, в котором большинство людей находятся на высоком уровне развития - нравственного, интеллектуального, культурного - и, что более существенно, находятся в процессе непрерывного развития. Это люди со свойствами человека-хозяина - осознающие свое поведение, свободные от невротических "заморочек", свободно и умело строящие свою семейную жизнь, реализующие себя в любимой профессии. Людям доступна любая информация о происходящем с ними, и всегда известны характеристики качества информации.

Что касается противоречия общественных интересов с личными и групповыми - то оно вообще "снято". Задачи личного развития естественным образом вписываются в служение обществу, мотивируются им. Что касается отношения к "ближним" и "дальним", оно не становится равным, ближние более значимы, но здесь также нет конфликта: повышенная забота о ближних - следствие естественного распределения ответственности и заботы о каждом, отвечает интересам общества в целом.

Как следствие, остались в прошлом основные беды нынешние. Забыты войны, все дети растут в здоровых семьях, исчезли те болезни, которые связаны с беспечностью и безответственностью самого человека. Но жизнь каждого человека наполнена смыслом и перспективой, поскольку не кончаются те вызовы, которые ставит перед человеком природа (включая его собственную психологическую и физическую природу). »

2. Это не только вера и мечта, но цель и смысл, который в определённой мере задаёт «вектор» для дел сегодняшних. При этом людей с близкими взглядами находится всё больше. Они убеждены: мир, в котором мы живем, сегодняшнее общество — это мир нереализованной возможности. Эти люди верят, что человек достоин лучшего и способен на лучшее, хотя пока актуальны слова И.А.Ефремова "...он вышел из дикой природы не предназначенным к той жизни, какую он должен вести по силе своей мысли и благородству чувств". Они верят, что не вечно слепые, бессознательные силы будут навязывать человеческому обществу свой закон.

3. Важно не только то, что такой образ привлекателен, манит и т.п., а и то (или даже в первую очередь то), что нынешнее состояние человеческого общества неприемлемо , с ним невозможно «примириться». Причём сразу в двух смыслах. Во-первых, по причине страдания массы людей, которое в принципе устранимо, которое разобщённое человечество как бы «позволяет себе». Во-вторых, по причине уязвимости: у нас нет средств противостоять внешним угрозам, очень легко возникающим (вирус, космический катаклизм, скачок климата); значимая часть этих угроз снималась бы уже при нынешнем научно-техническом уровне, но при ином состоянии сознания — нашей способности действовать разумно и солидарно.

4. Очень важно, что мир, о котором идёт речь, не обладает характеристикой «всё или ничего». Такой мир возможен (и постоянно тут и там возникает) «в малом», «просвечивает» в виде отношений в семьях, трудовых коллективах или неформальных сообществах. Важный качественный скачок происходит, когда хотя бы для небольшого круга такой мир становится плановым , становится объединяющей целью и предметом коллективного творчества.

5. Мир будущего можно называть коммунистическим, или ноосферным, или... никак не называть. Во всех этих словах есть польза и вред, но в любом случае они вторичны по отношению к образу человечества-семьи, горячего братства всех (или очень многих) людей. Конкретные слова относятся к средствам, к определённым теориям; но важнее, «первичнее» этого общность чувства. Про средства мы сможем договориться, а общее чувство для этого уже должно быть. Есть прекрасная фраза Радищева ровно об этом: «Хотя мнения мои о многих вещах различествуют с твоими, но сердце твоё бьёт моему согласно — и ты мой друг.»

6. Вероятно, всё же нужно проговорить, что в этом мире необходимым образом будет общественная экономика, работающая в интересах всех. При этом «технически» она может быть какой угодно — такой, какой она нужна будет Кругу людей, заботящихся друг о друге. Нужен будет хозрасчет и рынок — они введут, мешать будет — отменят.

7. Очень важный принцип: «В каждом человеке есть Солнце, и нужно лишь дать ему светить». В каждом скрыт огромный потенциал развития, реализовать который мешают лишь нынешние социальные условия. Чем больше мы с ними «справляемся», даже в малом, тем больше у нас возможности «закрепить успех». Это вера или, скорее, убеждение, так как на него работает множество эмпирики, личных наблюдений.

При этом социально-экономические условия — лишь половина проблемы. Мы ещё и не используем в полной мере то, что возможно уже сейчас, в нынешнем обществе. Можно учиться и учить тому, как принести свет в свою жизнь — веру в себя, навыки солидарности, гибкость и универсальность ума, умение управлять своей психикой.

8. Я не верю в Бога, но я не чувствую глубоких разногласий с тем верующим в Бога человеком, который при этом считает, что всё в руках человеческих, что царство добра, любви, истины достижимо в этом мире, «под», а не «над» небом голубым. И наоборот, мне крайне трудно было бы искать общий фундамент с человеком, для которого «всё возвращается на круги свои» и «всё в руках Божьих».

9. Мне крайне далёк любой национализм, даже в мягких формах. «Здоровое национальное чувство» у меня всё же есть и сводится только к тому, что необходимо — ради блага человечества в целом — сохранять наследие всех национальных культур, сохранять языки, беречь памятники. Любая же «национальная идея», «национальная миссия» рано или поздно начинает конфликтовать со стремлением к общечеловеческому братству.

10. Примерно то же можно сказать о патриотических чувствах. Да, это нормально, когда человек выделяет тех, с кем у него общая историческая судьба. Когда есть место, называемое Родиной, которое служит предметом особой заботы. Но эта забота должна быть органичной частью заботы о бóльшем общем Доме — обо всей Земле, всём человечестве. Это созвучно тому, что уже сказано выше: «забота о ближних - следствие естественного распределения ответственности и заботы о каждом, отвечает интересам общества в целом».

11. Люди способны глубоко воспринять друг друга; если не «посмотреть глазами другого», то подойти к этому очень близко, впустить в себя ту «связь вещей», которая есть у другого. При подлинном контакте это впускание взаимно и ведет к созданию общего пространства смысла, когда на смену двум частным истинам приходят более сложная и включающая в себя эти частные.

В принципе «всем дано всё», каждому дано воспринимать чувства и мысли любого другого человека. В конечном счёте, можно увидеть фундаментальную одинаковость всех нас; различия определяются лишь индивидуальным опытом, который можно отделить от своего «я» как внешний слой. Остаётся одно и то же «я», миллиарды раз заброшенное в женские и мужские тела, в разные эпохи, страны, культуры. Поэтому наше развитие, растущая способность видеть в себе «со стороны» всё особенное и тем самым случайное — неизбежно рождает чувство братства каждого с каждым.

12. При этом есть абсолюты: истина, добро, красота как таковые, к пониманию которых мы можем лишь бесконечно приближаться. Пути же движения к абсолютам многообразны. Впуская в себя видение Другого, мы становимся ближе друг к другу... и дальше друг от друга тоже, так как случившийся инсайт подталкивает наше развитие непредсказуемым образом. Чаемое будущее, мир мечты — мир очень разных людей, красивых каждый своей особенной красотой. В нём нам не грозит «тепловая смерть», унификация и остановка движения. Всё ровно наоборот.

Да, как ни странно, развитие состоит в движении одновременно к сознаванию общей для всех нас простой «альфы» и к «омеге» реализованного многообразия.

13. Все рассуждения о неизменной «природе человека» со ссылками на историю разнообразных обществ и сообществ относились к ситуации, когда есть некая среда (более благоприятная или менее), и есть погруженные в неё индивиды, действующие исходя из каких-то своих априорных интересов. Но опыт солидарной деятельности людей, реализующих общую мечту — совершенно другой. Здесь «природа» отходит на второй план, превращается в субстрат, а определяющей становится свободная воля людей, выраженная в коллективном действии, создающем новые условия и правила.

14. Таким образом, путь к обществу будущего — растущий мир людей, объединяемых общей мечтой, строящий желаемые отношения внутри себя и по возможности вокруг себя.

15. Что первично: социальные и политические изменения, благоприятствующие росту такого сообщества — или же возникновение достаточного количества людей, которые способны обеспечить устойчивые социально-политические изменения?

На самом деле есть три составляющих работы, точное соотношение между которыми непонятно и, видимо, вариабельно, но так или иначе необходимы все три.

(1) Должен происходить процесс, в результате которого стремление к общечеловеческому братству, вера в Человека и ощущение возможности, досягаемости качественно иных межчеловеческих отношений станут охватывать всё новых людей. Как зарождаются эти стремления и чувства? Они синтезируются из двух переживаний: из боли за неустроенность мира сегодняшнего, сочувствия к страданиям близких и далёких людей с одной стороны, и чувства «иное возможно», идущее из личного опыта иных отношений в миниатюре, в каком-то сообществе, через который человек прошёл, обычно в подростковом возрасте или юности — с другой. Это мог быть опыт коммунарских сборов, или кружка, лагеря, похода, или какой-то общественной организации, а в редких случаях такие отношения складывались в школьном классе или трудовом коллективе. У каждого этот опыт свой, но общим является чувство, выраженной фразой Леонардо да Винчи: "Если вам довелось летать, то впредь вы будете ходить по земле, обратив глаза к небу, ибо там вы были и туда вы будете стремиться всегда".

Этот опыт воспроизводим; у нас есть средства для создания таких отношений, одно из которых это коммунарская методика (методика И.П.Иванова), и о ней нужно подробно говорить отдельно. Но пока отметим, что без этой составляющей ничего не получится. Будут лишь всё новые и новые «левые проекты», устойчивая поддержка которых не выходит за пределы маргинальных кругов (см. также пункт 19). Либо проекты с поддержкой чуть более широкой, но зато со сниженной планкой цели, когда идея братства и заботы заменяется, например, на более приземлённую идею справедливости.

(2) Должен быть собственно мир людей, которые осознают себя этим растущим братством. Не организация, не партия — но среда, субкультура из людей, имеющих общие ценности, пронизанная множеством связей и совместного опыта. Среда, которая служит основой для возникновения и партий, и общественных организаций, и трудовых коллективов, и школ, и семей. И главное, способная обеспечить каждого референтной группой — не принижающим, как это часто бывает, а, напротив, возвышающим окружением; способная поддерживать каждого в его вере.

Если этого нет , человека, прошедшего в юности через коммунарскую или подобную среду, произнесшего когда-то «Наша цель — счастье людей», в большинстве случаев ждёт либо жестокое разочарование и отказ от своих идеалов, либо компромисс, адаптация, размельчение этих идеалов (иногда под лозунгом «делай что должно, и будь что будет»), либо донкихотство, борьба за нечто принципиально неосуществимое. Чтобы этого не происходило, нужно, чтобы у каждого «было куда прийти», была возможность найти единомышленников и союзников.

(3) Социально-политический контекст, экономические условия и культурный фон тоже важны , как ресурс, от которого зависит медленный или быстрый рост ноосферной субкультуры. Достаточно вспомнить бурный расцвет коммунарского движения в начале 60-ых (и некоторый подъём в конце 80-ых), который обеспечен был соединением трёх факторов: доступности ресурсов для социального творчества в СССР, созвучности коммунарства и настроений в обществе в целом в указанные периоды и прямой государственной поддержки во времена «оттепели».

Но внешние условия определяют лишь темп роста (или соотношение роста и умирания) субкультуры, о которой мы говорим, но не её внутренние характеристики. Берёза может вырасти крошечной в тундре или не вырасти совсем в пустыне, но не станет ёлкой. Поскольку мы говорим о субкультуре освобождения человека, проявления его сути, подлинно человеческого в нём — характерные черты этой субкультуры будут одними и теми же в разном окружении, быть может, проявляясь с разной скоростью и в разном порядке.

16. Попробую назвать в хаотическом порядке некоторые черты людей и отношений, принадлежащих такой субкультуре, в моём представлении. (Здесь речь сразу и об идеальном представлении — и о наблюдении за тем, что постепенно складывается.)

(1) Открытость, способность говорить про себя все сколько-то значимое для общего дела. Закрытой зоной служит в основном то, что задевает посторонних людей. Или что-то очень личное. И уж во всяком случае есть полная искренность — отсутствие как прямой лжи, так и демагогии, манипуляции. В частности, отсутствие политкорректности и прочих "обиняков". Предполагается, что мы как можно более прямо выражаем свои мысли, не боясь, что критика может быть болезненной. Отсутствие "недоговоренностей", оправдываемых нежеланием обидеть. (В то же время должны быть чуткость и деликатность в той мере, в какой они не приводят к «умолчаниям».)

(2) Забота друг о друге, взаимопомощь. Дружественная атмосфера — когда легко обратиться за помощью, естественно ожидать дружеской поддержки, посильной помощи и совета.

(3) Обязательность. Выполнение всех взятых обязательств, сроков. Соблюдение времени и повестки встреч, уважение к чужому времени. Прогнозирование личных цейтнотов, своевременное делегирование взятых обязательств. Здесь же: реализм. Человек или группа берет обязательства после тщательной оценки своих возможностей. При этом: отсутствие неявных ожиданий. Каждый свободен в той мере, в какой не брал на себя явных обязательств.

(4) Коллективизм, умение каждого работать в команде — при необходимости как быть лидером, так и "работать под лидера"; всегда быть готовым подстраховать лидера. Плюс способность к смене ролей, умение принимать нужную, сообразуясь с конкретными задачами коллектива При этом: отсутствие любых постоянных иерархий.

(5) Рост психологической культуры - умения понимать свое поведение, эмоции и пр., а также текущие отношения. Стремление к самосовершенствованию. Готовность обсуждать любые проблемы, говорить о качествах, которые хочется выработать.

(6) Взаимное доверие и уверенность друг в друге.

(7) Высокая ценность творчества и неприятие потребительства.

(8) Неприемлемость любых культурных черт, связанных с неравенством людей — национализма, сексизма/патриархальности, стигматизации в связи с каким-либо заболеванием и т.п.

(9) Уважение личных особенностей, вкусов, привязанностей, нерушимость личного пространства. Добровольность взаимодействия, возможность ограничить своё общение.

(10) Признание высокой ценности научного знания, как движущей силы общественного бытия и развития.

17. Не стоит думать, что речь о том, чтобы «делать всё хорошее и не делать всего плохого». Многие названные черты однозначно «хороши» и осмысленны только в рамках сообщества или субкультуры, где они приняты. «Полная искренность», в том числе в ущерб тактичности/деликатности, хороша только среди людей, которые вместе с тобой выбрали именно такую систему отношений. Обсуждение «качеств, которые хочется выработать», вне сообщества может восприниматься как нескромность и т. п.

18. Важнейшая черта, которую необходимо назвать отдельно, и которая должна быть в зоне постоянного внимания — открытость сообщества, направленность на мир вокруг, противостояние легко возникающему соблазну построить «уютный мир для себя» и успокоиться на этом. А также: открытость в плане постоянной верификации своих представлений, сверки с теми, кто рядом — профилактика догматизма, « сектантства » .

19. Подавляющее большинство (левых) социально-политических проектов, которые мы наблюдаем, молчаливо базируются на признании неизменной «природы человека», на априорной заданности неких «интересов», которые надо лишь согласовать и удовлетворить. Идея развития человека включается лишь в некоторые из таких программ и лишь как отдалённое следствие изменений «общественного бытия». В результате стоящая за такими проектами энергетика минимальна: они могут получить поддержку узкого круга «своих», либо поддержку более широкую, но сиюминутную, в случае временного совпадения тактической задачи и текущих «интересов» определенного общественного класса или группы.

20. Одной из самых важных задач сегодняшнего дня видится соединение наших ресурсов, организация диалога между людьми, которым близки ценности и задачи, о которых идёт речь, помощь друг другу в поиске единомышленников. Помогая человеку почувствовать "Нас много ", мы делаем его сильнее — тем самым увеличиваем общий потенциал.

21. Отдельная сторона этого, которая видится самым узким местом — соединение потенциала неформальных педагогов и социотехников, с одной стороны, и «политиков», с другой. Цель в том, чтобы убедить тех и других во взаимодополнительности решаемых ими задач, в необходимости всех трех составляющих, о которых шла речь в п. 15. А более частная цель — показать людям (и через литературу, и через живой контакт, и через включение в личный опыт), что коммунарство — это не «детские игры», как многим представляется, и не эскапистская субкультура, а мощнейшее средство изменения общества снизу. (Которому, однако, решительно необходимо «дополнение» в виде «взрослой субкультуры», т.е. (2) в п. 15.) Вероятно, вполне рационально убедить в этом и невозможно, необходим элемент веры, готовность к творчеству и риску.

22. Я понимаю важность поддержки идейно близких товарищей, участвующих в политической борьбе, но приоритет составляющей (3) для меня всё же чуть ниже, чем (1) и (2). Хорошо сказал один из моих товарищей:

Сейчас, к сожалению, я не вижу партии, способной защищать интересы "коммунитариев". И не будет, пока не созреет движение-заказчик, не будет на практике выработана идеология. Поэтому в политику как таковую пока рано. Я вижу задачей убедить "политиков" увидеть связь между нашим социотворчеством и их основной задачей. Как sine qua non их задачи. Две стороны одного процесса. Цель - самоуправляемое бесклассовое общество свободных и реализующихся людей. Примерно как она описана у Ленина в "Государстве и революции". Т.е. не политика, а антиполитика - создание таких условий, когда политика в современном смысле не нужна.

И ещё:

Политика в современном смысле ИМХО мало отвечает нашим потребностям. Это институт буржуазной демократии, её же цели преследующий. Как только речь идет о большем, система дает сбой, автоматически возвращая на прежние позиции. В нашем же случае (опять-таки ИМХО), речь о формировании социального действия, способного в потенциале и имеющего целью сначала создать нужную нам политику, а затем отменить её нафиг как устаревший институт.
С другой стороны, имеет смысл воспринимать политику - и большую и малую - как один из видов социального действия. Т.е. там, где это имеет смысл для изменения текущих условий и общественного сознания в нужную сторону - участвовать в ней стоит, но понимая её ограниченность, не сводя к ней.

Кстати, беря слова «политика», «политики» в кавычки, я и пытался адресоваться к более широкой сфере деятельности, может быть, примерно к понятию гражданского общества.

23. Ещё один миф, с которым необходимо справиться — об «элитарности» коммунарской педагогики; представление о том, что эта методика «имеет право на жизнь» лишь в исполнении педагогов, наделённых особыми талантами. Опять же литература («Педагогическая мифология» Ланцберга) + личный контакт и личный опыт.

24. Но и наоборот, нельзя представлять себе коммунарскую методику как механическое средство, работающее в любых руках. Нет, эта «техника» работает лишь в сочетании с полнотой личностной включенности и силой мотивации. Личность тут в центре, педагог «работает собой» и иначе ничего не выйдет. Но не надо никаких «личностей с большой буквы», нужно то, что есть: уникальные личности и уникальный контакт каждого с каждым. Чтобы работало, не надо быть «великим»; надо просто быть , на 100% собой, на 100% здесь и сейчас.

25. Обратная сторона: что делать с недоверием к «политике»; с тем, что большинство из нас живёт только в контексте очень «конкретном» — ближней перспективы и того или иного малого круга — а по отношению к процессам более масштабным чувствует себя «песчинкой», от которой ничего зависит? Вот отрывок из переписки с одним из моих друзей:

idalinew : Конкретно - это значит здесь и сейчас, в отличии от глобального мышления - о перспективах, масштабах, мировых проблемах и так далее. Нет, для человека "конкретного", это все существует, но он слишком занят конретными делами и конкретными людьми, ему некогда об этом думать.
Конечно, "глобальный" человек тоже занят здесь и сейчас, но в отличии от конкретного, нацелен на перспективу.
Зачем человеку поиск единомышленников?
Если человек их еще не нашел, то понятно "возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке. А если у него уже есть - группа, клуб, отряд, то есть конкретные люди и конкретное дело?
Зачем ему искать новых единомышленников? "Глобальному" это ясно само собой, а "конкретному" ?
Для обмена опытом? Для укрепления своей группы? Для подготовки смены? Для создания подобных групп там, где их не было? Для создания постоянного коммунарского лагеря?...
Если человек мыслит конкретно, то ему нужны конкретные ответы, а не наши мечты о братстве своих, субкультуре, ЭМВ и прочее... Это может быть для такого человека привлекательно, но вкладываться в столь неконкретное дело он не будет, а будет только если увидит ясные перспективы для своей группы, своего дела и так далее..
Вот такие перспективы мы и должны дать, а если не знаем как, спросить самих людей

: Да, мы должны спросить людей. Но не сейчас . Я имею в виду, что человек — он «разный» в разных контекстах. Есть поверхностное, повседневное общение. (Интернетное общение малознакомых людей неизбежно такое.) Но есть контексты, где человек раскрывается глубже, в том числе сам в себе открывает более глубокие слои.

Именно на такой эффект рассчитан коммунарский сбор. Люди в целом сдвигаются в сторону «глобального», кто в большей, кто в меньшей степени. Почему? Потому что видят возникающую силу ; то, что наши знакомые из сообщества НКК называли «энергией дружбы». Они чувствуют, что могут замахнуться на большее, чем только что казалось. Потому что, оказывается, есть единомышленники; потому что, оказывается, можно отказаться от многих сдерживающих «условностей»; потому что, оказывается, умеем вместе делать сложные вещи, которые еще вчера казались нереальными, да и не только вместе, но и сам себе я приоткрыл себя-нового.

Глобальные перспективы не «мы» должны дать (чем это мы особенные), а все вместе должны свое недовысказанное высказать, соединить, развить. Мы же можем создавать для этого контексты, соединяя людей, способных усилить друг друга, создавая средства для их со-творчества.

Многие вещи есть в потенциале человека, который он сам не видит. Есть то, о чем мы «не позволяем себе думать» (т.к. «никто не поддержит», страшно, «стрёмно»...). Проблески поддержки, причем в эмоционально значимом контексте - и многое видится в новом свете.

Конкретный процесс может идти по спирали. Сперва какой-то план складывается у людей, более открытых и готовых к «глобальному», они создают контекст с относительно конкретными задачами, который подтягивает и раскрывает следующий круг людей. Новых людей сперва привлекают конкретные задачи, но в процессе они включаются и в относительно более глобальное проектирование.

В целом, коммунарский уровень общения и сотрудничества гармонизирует человека, приводит в равновесие «глобальное» и «локальное» в соответствии с формулой "think globally, act locally". «Конкретный» человек станет больше задумываться о перспективе («бросая в воду камешки...»), но какого-нибудь «прожектёра» это сотрудничество, наоборот, способно «вписать в реальность», заставить продумать конкретные ближние шаги.

26. Есть сегодняшняя работа, действующие сообщества и проекты, а также новые планы. Но разговор о них — уже за рамками этого текста. Пишите.

Мы решили начать наш сегодняшний круглый стол с прекрасного стихотворения Левитанского:

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку,
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох да заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже, как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
Ю.Левитанский

Говоря проще - расскажите о том, во что Вы верите, что важно для Вас?

Умиротворение...
У руля мира со-творения...
Вдохновение...
Волшебной палкой мановение...
Уверенность уже здесь...
Лучшая вера...
Верить в то, что я есть!

Я верю в себя, и это, на мой взгляд, самое главное.

Верю, обнаруживаю, выражаю, самовыражаюсь, смело презентую себя миру. Легко и с удовольствием!

Верю себе и своим желаниям. Именно мои желания знают, куда мне идти.

Верю, что могу "свое воображаемое" сделать "своей реальностью".

Я верю в себя, в родных и друзей! Верю в то, что если делаешь добро, оно всегда вернется! Верю в то, что если человек чего-то действительно хочет, он обязательно достигнет своей цели!

Вера великий дар, но и наказание человеку - во что веришь, то и имеешь в жизни.

Мы видим то, во что мы верим.
Находим только то, что ищем.
Кругом распахнутые двери,
А мы проходы рубим в днище.

Я верю, что каждый человек получает от жизни то, во что он верит. Верю, что все вокруг очень плохо - и будет плохо, думаю и верю, что жизнь прекрасна - и она прекрасна. Думаю, что выхода нет - и не могу его найти, а если верю, что выход есть - обязательно появится просвет. Мы есть то, во что мы верим, и только от нас зависит и счастье, и успех в нашей жизни, надо только верить.

Я верю в то, что мы на этой Земле не просто так. Мы здесь для того, чтобы стать лучше.

Я верю в то, что кто-то нас по жизни ведет. Причем он еще и подает нам сигналы, которые иногда трудно бывает увидеть (или услышать), расшифровать и понять. Верю в то, что когда мы идем по правильной дороге, Жизнь подает нам зеленый сигнал светофора: встречаются нужные люди, попадаются нужные книги, слышится нужная фраза и т. д. И когда ты вдруг ни с того, ни с сего решил: а дай-ка я проверю, что там лежит/написано/делается, то там лежит/написано/делается как раз то, что тебе нужно. И это - сигнал к тому, что ты на верном пути.

Еще я верю в то, что истинные истины - те, что прошли проверку тысячелетий. Их мало, но они прописаны во всех религиях . Все же остальное - понятия, придуманные людьми. И они не обязательны к исполнению. :-) (Окромя тех, которые прописаны в законах.)

И еще я верю в силу человеческого ума.
В широту русского сердца и души.
В доброту. Во взаимопомощь. В сострадание.
В веру в себя. В нас, людей.

Вера .... Это слово помогает жить... помогает верить в чудеса... помогает преодолевать препятствия.

Сущность человека - это вера: вера в то, что всё наладится, что сбудутся заветные мечты и желания.

Верить - значит делать всё, чтобы работать над собой и получать желаемый результат.

Я верю, что порядочность и честность всегда были основами нашей жизни. Без этих качеств не прожить.

Я ВЕРЮ... в море обещаний.

Я ВЕРЮ... в океан желаний......

Я верю, что счастье в гармонии с самим собой, и что эта гармония достижима для любого.

Я верю в жизнь! Я верю, что она должна приносить радость и удовольствие.

Я верю в себя! Я верю, что все, что запланировано на жизненном пути, будет сделано - и сделано хорошо и с удовольствием!

Я верю в добрых людей, способных чувствовать чужую боль, с которыми тепло и радостно находится рядом.

Я верю в ум, который не даст развязаться распрям и войнам в большом и малом масштабе.

Бог/Вселенная/Всевышний/Высшая сила есть любовь. Мы - проявление. Значит и мы все изначально есть любовь.

Я верю в то, что все всегда хорошо, даже если сначала кажется, что все плохо!

Я верю в жизнь, я верю в любовь , я верю в людей, я верю, что любой человек приходит в этот мир, чтобы исполнить своё предназначение. И всё, и все в нашей жизни - взаимосвязаны! Из наших мыслей и наших дел вытекают разные последствия, и необходимо об этом помнить;

Я верю в творчество, в развитие, в искусство. Верю, что у любой веры есть мотив - замечательно, когда мотив открывается и осознается.

Одно из моих любимых - про веру от И. Бродского.

...что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Ярчайшая звезда XX века Одри Хепберн была не только великой актрисой и иконой стиля своей эпохи. Она была еще и прекрасным человеком, любящей матерью и гуманитарным деятелем. Ее утонченные образы до сих пор пленяют многих поклонников.

сайт вспоминает лучшие высказывания этой потрясающей женщины.

  1. Обожаю людей, которые заставляют меня смеяться. Я правда думаю, что смеяться - это то, что я люблю больше всего. Это лечит множество болезней. Возможно, это самое важное в человеке.
  2. Если тебе понадобится рука помощи, знай: она у тебя есть - твоя собственная. Когда ты станешь старше, ты поймешь, что у тебя две руки: одна - чтобы помогать себе, другая - чтобы помогать другим.
  3. Слезы могут значить больше, чем улыбка. Потому что улыбаемся мы почти всем подряд, а плачем только из-за тех, кого любим...
  4. Сексуальность - это что-то, что скрывается внутри женщины.
  1. На меня у отца и мамы времени почти не оставалось. Я запомнила, что никому не была нужна, и всю жизнь сомневалась, что может быть по-другому. Шоколад был моей единственной любовью, и он меня ни разу не предал.
  2. Прекрасны те уста, которые часто произносят добрые слова. Прекрасны те глаза, которые стараются видеть в людях одно только хорошее. Стройной будет фигура у того, кто разделит свою еду с голодным. И волосы станут как шелк, если их каждый день будет гладить ребенок.
  3. Мне не нужна кровать, чтобы доказать свою женственность. Я могу быть сексуальной, просто срывая яблоки с дерева или стоя под дождем.
  4. Для уверенности ходи с сознанием того, что ты не одна.
  5. Жить - это как бежать по музею. И только потом вы начинаете по-настоящему осознавать, что вы увидели, думать об этом, наводить справки в книгах и вспоминать - поскольку вы не можете принять это все и сразу.
  1. Красота женщины множится вместе с ее годами.
  2. Я верю в маникюр, в кричащую одежду, в то, что на отдыхе тоже необходимо делать прическу и наносить губную помаду. Я верю в розовый цвет, а также в то, что счастливые девушки - самые красивые. Я верю в то, что лучшее средство для сжигания калорий - это смех. Я верю в то, что завтра будет новый день, и... я верю в чудеса.
  3. Я никогда не хотела развода. Я терпеть не могу это слово. Я вся сжимаюсь, когда его произносят, говоря обо мне. Мой идеал был выйти замуж раз и навсегда.
  4. Успех - это все равно что достичь какой-то круглой даты и увидеть, что вы ничуть не изменились.
  5. Красота женщины должна быть видна в ее глазах - это дверь в ее сердце, то место, где живет любовь.
  1. Отдавать - значит жить. Если прекратишь отдавать, то не для чего будет жить.
  2. Красота женщины в заботе, которую она дарит с любовью, и в страсти, которую она не скрывает.
  3. Всю жизнь мама внушала мне, что человек должен быть полезным. Она была уверена, что дарить любовь гораздо важнее, чем ее получать.
  4. Обязанность каждого человека - помочь детям, которые страдают. Все остальное - просто прихоти и баловство.
  5. Люди гораздо больше, чем вещи, нуждаются в том, чтобы их подобрали, починили, нашли им место и простили; никогда никого не выбрасывайте...
  6. Говорят, любовь - самый выгодный вклад: чем больше отдаешь, тем больше получаешь в ответ. Не в этом дело. Любовь - самый уникальный вклад: чем больше ее даришь, тем больше ее рождается в вас самих. Если бы все это понимали, насколько легче было бы жить.
Loading...Loading...