Почему Фонд храма Христа Спасителя занимается коммерцией? Торговцы в храме. Где находятся арендаторы

На вопросы редакции отвечает один из руководителей фонда Сергей Семененко

В прошлом номере «КМ» был опубликован материал «Так кто же торгует в храме Христа Спасителя?» - интервью с ключарём храма протоиереем Михаилом Рязанцевым. Читатели высказывают свои мнения и задают новые вопросы о храме, торговле и отношениях между Фондом храма и представителями Церкви.

Сегодня мы даём возможность высказаться другой стороне - представителю Фонда храма.

В чём причина «мелких недоразумений»

- Считаете ли вы оптимальными сегодняшние отношения между дирекцией фонда и представителями Церкви?

Поскольку наш разговор идёт как продолжение обсуждения, начатого в интервью ключаря храма Христа Спасителя протоиерея Михаила Рязанцева, хотел бы, прежде всего, сказать, что мы с глубоким уважением относимся к отцу Михаилу. Мне не хотелось бы, чтобы наш разговор был воспринят как заочная полемика. Мы находимся в ежедневном общении, товарищеских отношениях и в такой полемике не нуждаемся.

- И всё же возникают проблемы, на которые указал отец Михаил…

На территории храма действуют две организации, юридически отделённые друг от друга: Патриаршее подворье и Фонд храма. Порой включается человеческий фактор, и возникают мелкие недоразумения.

- А регламент отношений между фондом и подворьем нуждается в уточнении?

Регламент устоялся. У нас существует договор о совместном использовании помещений комплекса храма, в нём учтены все вопросы совместной деятельности фонда и подворья на территории комплекса.

- То есть юридически присутствие Церкви на территории комплекса вполне оформлено?

Сейчас установленные отношения вполне соответствуют текущему законодательству и оправдывают себя на практике.

Город тратит на храм всё больше

Ваш фонд - некоммерческий, но очевидно, что он активно занимается именно коммерцией, предпринимательством…

Тут нет противоречия. Суть некоммерческой организации в том, что получаемый ею доход не может быть использован и распределён между учредителями, руководителями и иными лицами - он должен быть направлен на решение уставных задач. У нас задача одна - жизнеобеспечение комплекса. Поэтому все средства от нашей весьма ограниченной хозяйственной деятельности идут на храм.

- Ограниченной? Но известно иное: десятки фирм, арендаторов, изрядные цены на аренду…

Некоторые СМИ, втянувшись в антицерковную кампанию, намеренно создают гипертрофированный образ того, что здесь происходит. В реальности всё ограничено, прежде всего, статусом храма. Например, Зал церковных соборов. Более половины мероприятий в нём проходят по благословению Патриарха, безвозмездно либо по льготным ценам. Другие - на арендной основе, но мы внимательно следим, чтобы они не противоречили статусу храма. И в случае сомнений согласуем наши решения с Синодальным отделом по взаимодействию Церкви и общества.

- От каких предложений вы отказываетесь?

К нам иногда обращаются с идеями провести показ новых моделей меховых изделий или устроить в зале какие-то конкурсы. Мы объясняем: зал входит в комплекс храма, и это не позволяет нам согласиться.

- Сколько зарабатывает фонд?

В прошлом году чистый доход (после выплаты зарплат и уплаты налогов) составил 44,6 млн рублей. Все эти средства были направлены на нужды комплекса, главным образом на модернизацию инженерных систем.

- Если доходы выше ожидаемых, можете ли вы распределить какую-то часть в виде премий?

Это запрещено законодательством.

- А если какие-то деньги остаются? Переходят в бюджет на следующий год?

Ничего не остаётся. Комплекс храма - 56 тыс. кв. м. Утверждается смета на дополнительные расходы, и финансируются насущные потребности эксплуатации. И год от года расходы будут возрастать, поскольку основной состав оборудования подходит к сроку технического износа.

Зачем вообще нужна коммерция, если средства на содержание храма фонд получает из городского бюджета? И немалые: в этом году около 370 млн рублей.

Правительство Москвы никогда не ставило задачу стопроцентного бюджетного обеспечения комплекса. Была отработана схема: 70 процентов необходимых средств покрывает бюджет, а остальное должен заработать фонд. Ныне доля бюджета увеличивается, потому что храму уже более 12 лет и приходит пора для ремонта и замены некоторых объектов. Предпринимательство - не главная наша задача. Из 408 сотрудников фонда 326 - технические специалисты, не имеющие никакого отношения к коммерции: инженеры, электрики, сантехники и так далее. Храм насыщен сложнейшим оборудованием, мы должны использовать и поддерживать его в надлежащем состоянии. А коммерция - небольшой фрагмент нашей деятельности, который оказался в центре повышенного внимания прессы.

Правление фонда пока не создано

По уставу фонда его президентом является ключарь храма, но особых полномочий у него нет. Нужно ли, на ваш взгляд, расширить полномочия президента фонда?

Этот вопрос находится в компетенции нашего учредителя - попечительского совета во главе с мэром Москвы и Святейшим Патриархом.

- По уставу президент фонда регулярно собирает правление. Отец Михаил Рязанцев пытался, но не получилось…

Проблема в том, что правление фонда не было сформировано нашим учредителем. Определить его состав - это компетенция совета попечителей.

- А вы как считаете - правление нужно?

Существование коллективных органов, которые осуществляют контроль за деятельностью некоммерческой организации, само по себе вполне оправданно.

- Вы согласны с тем, что ваш фонд в Церкви никому не подотчётен?

Мы светская организация и отчитываемся перед Минюстом и Правительством Москвы. Но Святейший Патриарх - сопредседатель попечительского совета, и мы ежегодно направляем ему отчёт о деятельности фонда.

Можно ли сказать, что фонд монополизировал право привлекать благотворителей? Церковь обратилась на хлебозавод за помощью, а там говорят: мы уже помогаем храму!

Тут недоразумение: мы конечно же не вправе и не в состоянии что-либо монополизировать. Мы можем только просить о благотворительной помощи. Точно такие же полномочия и возможности есть у Патриаршего подворья. С хлебозаводом - недоразумение: фонд договорился о помощи раньше, чем туда обратились представители подворья.

Где находятся арендаторы

- За что Церковь платит фонду?

По договору Церковь оплачивает коммунальные услуги только в тех помещениях, которые занимает персонал подворья, - кабинетах, складах, торговых точках. Слова «Церковь платит фонду» не совсем точны: нам выставляют счета Мосэнергосбыт, Мосгортепло и Мосводоканал в целом по всему комплексу, а мы делаем перерасчёт пропорционально площади, которую занимает персонал подворья, и таким образом компенсируем часть затрат. Фонд при этом ничего не зарабатывает. Что касается верхнего храма, нижнего храма, музейной галереи, то оплата всех коммунальных услуг тут осуществляется только за счёт фонда.

- Какую сумму уплачивает подворье за коммунальные услуги?

Около 100 тысяч рублей в месяц. Это зависит от сезона.

- Адвокатская контора арендует помещение над алтарём храма. Это нормально?

Над алтарём вообще нет помещений, они не предусмотрены архитектурным проектом. Помещения есть в четырёх угловых пилонах. Не над алтарём, а по бокам. В каждом пилоне кабинеты для персонала - там сидят наши бухгалтеры, кадровики, электрики, теплотехники (иных помещений для специалистов просто не предусмотрено). Три пилона занимает фонд, один - подворье. Два небольших кабинета мы предоставили адвокатской конторе, которая оказывает фонду безвозмездную правовую помощь. Там работают два юриста, приём населения они здесь не ведут.

- Есть у вас арендаторы, которые ведут приём населения?

Нет. У нас на объекте пропускной режим, и мы жёстко его контролируем. И вообще, эта адвокатская фирма - исключение. Все остальные арендаторы находятся не в самом храме, а в отдельно стоящем здании, где раньше была дирекция бассейна «Москва».

- Насколько велики площади, которые вы сдаёте в аренду фирмам?

Менее 3,5 процента от общей площади комплекса. И все эти фирмы связаны с нашими задачами. Например, у нас размещается частное охранное предприятие «Колокол» - это наша охрана, они работают только на обслуживании комплекса храма. Раньше они входили в службу безопасности фонда, затем по рекомендации МВД мы зарегистрировали их как отдельное предприятие.

- А сколько в комплексе занято охранников?

Около ста человек.
От редакции
Правовая неопределённость не на пользу дела

Проблемы в храме Христа Спасителя - это не мелкие недоразумения. Очевидно, что фактический хозяин комплекса - Фонд храма, а Церковь - арендатор, не имеющий права голоса. Характерный пример: из четырёх пилонов храма три занимают сотрудники фонда. При этом для них есть кабинеты и в здании дирекции, но они заняты арендаторами. Совет попечителей - практически не работающий орган. Десять лет он не собирался вообще. Затем собрался, изменил состав, и вновь - тишина. В такой ситуации фонд действует самостоятельно и Патриаршее подворье влияния на него не имеет. Тем временем в прессе рождаются домыслы, которые бросают тень прежде всего на безгласного арендатора. Почему бы фонду не открыть информацию, не публиковать отчётность о своей работе? Это сразу сняло бы массу вопросов. Почему повисли в воздухе важнейшие положения устава: о реальных полномочиях президента фонда, о его правлении? Правовая неопределённость явно не на пользу дела. Конечно, у фонда немало работы, но Патриаршее подворье в храме Христа Спасителя должно быть с ним хотя бы на равных. Сегодня этого равенства нет.

В конце прошлого года Арбитражный суд Москвы вынес решение, оставшееся практически незамеченным: арбитраж постановил, что торговые павильоны на территории храма Христа Спасителя возведены незаконно, и необходимо передать имущество в собственность Москвы. Однако ими, вопреки решению суда, по-прежнему продолжает распоряжаться небезызвестный Фонд храма Христа Спасителя. Как выяснил The Insider, ФХХС активно осваивает деньги налогоплательщиков, развивая свой «подземный бизнес». Среди арендаторов ХХС - организаторы коктейльных вечеринок, ЧОП и автосервис, который предлагает владельцам Land Rover и Jaguar доступ к мощам без очереди.

Торговцы в храме

Восстановленный в 1990-х храм Христа Спасителя был возведен со стилобатной частью - 17-метровым подземным сооружением, которое открыло РПЦ новые возможности. И не только в религиозном плане. Под храмом, помимо церкви Преображения Господня и нескольких залов, появились новые технические и служебные помещения. Пятиэтажное здание храма (площадь - 55 685 кв. м) и земельный участок (67 191 кв. м), по сведениям из Росреестра, принадлежат Москве. Однако перепланировкой и арендой помещений занимается Фонд храма Христа Спасителя, не имея на то никаких разрешений.

В 2017 году правительство и департамент городского имущества Москвы через Арбитражный суд установили, что Фонд храма Христа Спасителя самовольно возвел в стилобате комплекса храма три нестационарных торговых павильона (42,2 кв. м, 44,2 кв. м и 60,7 кв. м). Представители из Мосгосстройнадзора подтвердили, что ФХСС не обращался к ним и не оформлял разрешение на строительство и ввод этих объектов в эксплуатацию. По решению суда все они были переданы в собственность Москвы. Сейчас руководство фонда не выходит на контакт с журналистами. Директор Фонда храма Христа Спасителя Сергей Семененко через своего секретаря передал корреспонденту The Insider, что общаться со СМИ будет только после очередного судебного заседания.

Справка The Insider:

Фонд храма Христа Спасителя действует с 1999 года. Его основала региональная общественная организация «Совет попечителей храма Христа Спасителя», который возглавляют Владимир Гундяев (патриарх Кирилл) и мэр Москвы Сергей Собянин. Ранее сопредседателем организации был прежний глава города Юрий Лужков. Попечители вложили в Фонд 2 млн руб.

Согласно уставу, ФХХС существует на добровольные взносы и пожертвования и может получать доход от предпринимательской деятельности. Фонду принадлежат компании, оказывающие услуги по ремонту автомобилей, и прачечная. По сведениям базы «Контур. Фокус», в 2016 году выручка Фонда достигла 124,4 млн руб. Все эти деньги организация должна направлять на эксплуатацию храмового комплекса.

Кроме того, ФХХС ежегодно получает субсидии от московских властей. На помощь Фонду в городском бюджете заложено 1,1 млрд руб. В 2006 году Фонду выделили 140 млн руб., в 2017-м - 420 млн руб.

Как сообщается на официальном сайте Фонда храма Христа Спасителя, на территории храма работают кафе, химчистка, автопарковка и автомойка. Можно снять концертный зал для светских мероприятий и устроить банкет в трапезной.

Патриарх-сервис

ФХХС развил активную коммерческую деятельность, при этом успешно распоряжаясь деньгами налогоплательщиков - фонд получает госзаказы от Пушкинского музея (в 2017 году - контракт на 3,1 млн руб.) и детского центра “Радость” (контракт на 1,2 млн руб.). Фонд сдает им в аренду помещения на Волхонке, 15.

По юридическому адресу Фонда храма Христа Спасителя на Волхонке, 15 зарегистрировано аж 55 организаций, часть из которых имеет отношение к фонду. К примеру, частное охранное предприятие « Колокол » (охраняет храмовый комплекс) относят к структурам ФХХС. ЧОП основали Михаил и Елена Поддевалины, которые впоследствии вышли из собственников, а теперь владеют ООО « Мытный двор » — автомойкой, действующей на территории храма Христа Спасителя. « Мытный двор » также получает госзаказы от госкорпораций: в том числе на 2018 год компания получила контракт на услуги мойки от АО « ВО „ Безопасность“ » и от « Роснефти ».

Автосервис зарабатывает не только на мытье машин, но и на доступе к мощам без очереди. Когда в мае 2017 года в храм Христа Спасителя привезли мощи Николая Чудотворца, к храму съехались верующие со всей России, очередь растянулась на несколько километров . Однако клиенты компаний, снимающих помещения у Фонда храма Христа Спасителя, получили VIP-доступ к святыне. “В связи с нахождением мощей Николая Чудотворца на территории храма Христа Спасителя, во время проведения ремонта или работ по техническому обслуживанию возможно посещение и поклонение мощам!” — такое объявление до сих пор висит на сайте автосервиса Lord Rover на Волхонке.

По сотовому номеру, указанному на сайте автосервиса, корреспонденту The Insider ответил «руководитель компании», отказавшийся назвать свое имя. По его словам, предложение о VIP-доступе к мощам оказалось очень востребованным. И это не единственная услуга для клиентов — в другом автосервисе посетителям предлагают в качестве бонуса пострелять из пистолета.

“Эти мощи приехали в первый раз за 900 лет в Россию, таких предложений еще не было в России никогда. У нас в другом сервисе есть предложение посетить тир - пока ремонтируются, можно пойти и пострелять из любого вида оружия. Люди приезжают ремонтироваться, а мы их спрашиваем, есть ли у них желание, чтобы не сидеть”, — пояснил представитель Lord Rover на Волхонке.

Свои пожелания клиентам автосервиса предлагают отправлять на электронную почту, начинающуюся с asgard (в скандинавской мифологии — небесный город, обитель богов-асов). «„ Асгард“ - у нас фирма такая была. Но это не языческое название, а априори христианское. Асгард - небесная крепость у древних славян», — рассказал The Insider эрудированный представитель автосервиса при храме Христа Спасителя.

Разбирательство с департаментом городского имущества Москвы — не единственное для ФХХС. Они также судятся с ЗАО «Центр изящных искусств на Волхонке». Эта арт-галерея знаменита тем, что в 2011 году прямо под храмом устроила закрытую коктейльную вечеринку. В 2014-м любители изящных искусств поссорились с ФХСС и лишились аренды. Теперь бывшие арендаторы пытаются через суд взыскать с ФХХС ущерб в 27 млн руб — вместе с арендой они лишились и неплохого заработка.

У фонда не было других отношений с галереей, кроме арендных, рассказал источник, близкий к ФХХС. «Они [Центр изящных искусств] банкроты, там была конфликтная смена руководства. Теперь они пытаются переложить свои проблемы на бывших партнеров», — утверждает источник.

Центр искусств полагает, что из-за расторжения договора аренды он недополучил выгоду, и пытается взыскать ущерб с фонда, объяснил РБК позицию галерейщиков источник в мэрии Москвы. Представители конкурсного управляющего Центра изящных искусств на момент публикации не ответили на вопросы РБК.

Вечеринки под храмом

ЗАО «Центр изящных искусств на Волхонке» было основано в 2008 году. Владельцами организации в базе данных «СПАРК-Интерфакса» указаны канадская компания «Валроз» и Алексей Волобаев. В галерее проводились художественные выставки и продажа предметов искусства, ее открытие «Коммерсантъ» называл «революцией на антикварном рынке». В 2011 году в СМИ разгорелся скандал , из-за того что в арт-центре практически под храмом состоялась коктейльная вечеринка в честь выхода очередной модели дорогого мобильного телефона.

Алексей Волобаев (Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости)

В 2013 году сменилось руководство галереи, а через год организацию признали банкротом по иску строительной компании, следует из материалов Арбитражного суда. Всего Центр изящных искусств задолжал кредиторам более 100 млн руб., в частности, ФХХС требовал почти 9 млн руб. за аренду.

Фонд храма Христа Спасителя занимается эксплуатацией храмового комплекса. Учредитель — совет попечителей храма, который возглавляют мэр Сергей Собянин и патриарх Кирилл. Согласно своему уставу фонд существует на добровольные взносы и пожертвования, в том числе от учредителей, и может получать доход от предпринимательской деятельности. Согласно базе данных «СПАРК-Интерфакса», в 2016 году выручка фонда составила 124,4 млн руб., прибыль — 17,4 млн руб., размер чистых активов — 500,6 млн руб. Московские власти выделяют фонду ежегодные субсидии «на возмещение части затрат» по содержанию храма. В 2017 году размер субсидии составит 420 млн руб., на ближайшие три года в столичном бюджете заложены 1,1 млрд руб. на помощь фонду.


Храм Христа Спасителя (Фото: Константин Кокошкин / Global Look Press)

В 2012 году Общество защиты прав потребителей обратилось в прокуратуру и другие надзорные органы с просьбой проверить деятельность фонда и «нецелевое использование» средств, выделяемых из московского бюджета. ОЗПП заявило, что фонд превратился в бизнес-центр, под религиозную деятельность отдано только 7% площади храма, а остальное сдается коммерческим структурам, в том числе Центру изящных искусств на Волхонке. Руководство фонда подало в суд, и в 2013 году Михаил Аншаков был признан виновным в клевете и на 100 тыс. руб.


Для аккумулирования средств и финансирования крупнейшего созидательного проекта конца XX века - воссоздания Храма Христа Спасителя - Общественным наблюдательным Советом 8 сентября 1994 года был учрежден Фонд финансовой поддержки воссоздания Храма Христа Спасителя , на счета которого переводили средства тысячи российских и зарубежных организаций. Исполнительный директор Фонда - Поддевалин Василий Михайлович.

Динамичная, слаженная, профессиональная работа Фонда на протяжении всего периода с момента его создания во многом определила ход работ и позволила воссоздать за 4,5 года Храм, который в XIX веке строился 44 года.

Сегодня, когда основные работы по воссозданию Храма завершены, Храм освящен, одной из основных задач Фонда по прежнему остается организация, а также привлечение и аккумулирование средств и финансирование работ по целому ряду направлений.

По решению Совета попечителей Храма, под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , на Фонд возложены функции охраны и эксплуатации комплекса Храма.

В соответствии с распоряжением Правительства Москвы в целях улучшения обслуживания посетителей комплекса и дополнительного привлечения средств на воссоздание и эксплуатацию Храма Фондом разработан уникальный маршрут, состоящий из трех видов экскурсий.

1. Экскурсия по Музею Храма Христа Спасителя. История строительства, разрушения и воссоздания Храма Христа Спасителя.

2. Экскурсия по Храму Христа Спасителя. Знакомство с внутренним убранством.

3. Экскурсия на обзорные смотровые площадки Храма Христа Спасителя. Знакомство с панорамой Москвы с высоты 40 метров.

Вырученные средства направляются на эксплуатацию комплекса Храма Христа Спасителя.

На сегодняшний день воссозданы еще не все элементы художественного убранства Храма: не завершено воссоздание икон, Богослужебной утвари и др., предстоят работы по замене круглых горельефов фасадов Храма, работы по росписи Спасо-Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. Проведение этих работ также финансируется Фондом.

В основные задачи Фонда с момента его создания входит и информационное обеспечение проекта воссоздания Храма Христа Спасителя, формирование благожелательного общественного мнения вокруг него, взаимодействие со средствами массовой информации, подготовка и проведение под руководством Московского Патриархата и Правительства Москвы различных мероприятий. Поскольку изначально Храм был построен как Храм-памятник, Храм Российской воинской славы, Фондом совместно с Подворьем Патриарха Московского и всея Руси Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя проводятся мероприятия, возрождающие практику принятия воинскими подразделениями присяги у стен Храма.

с недоумением прочитал в ЖМП интервью о.ключаря Храма Христа Спасителя о том, что в храме всем заправляет некий "фонд Храма Христа Спасителя", которому они платят аренду:
http://www.xxc.ru/ru/news/index.php?id=219
не совсем понял в чем message этой статьи? спасибо

26.01.2012
Протоиерей Михаил Рязанцев: Храм Христа Спасителя - памятник доблести и святости наших предков

5 декабря 2011 года исполнилось 80 лет с того дня, как в Москве был взорван Храм Христа Спасителя. Восстановление разрушенной святыни стало делом Церкви, общества и государства, так как было зримым свидетельством возвращения России к своим духовным истокам. Собор поражает каждого, кто сюда попадает, не только своим величием. Здесь возрождаются традиции уставного богослужения старой Москвы. Об устроении внутренней жизни храма и о трудностях сегодняшнего дня рассказывает ключарь кафедрального собора протоиерей Михаил Рязанцев.

Отец Михаил, Храм Христа Спасителя сегодня - это огромный комплекс. Какие помещения он включает и чем отличается от того здания, которое было построено во второй половине XIX столетия?

Центром комплекса является само здание храма, которое было разрушено и отстроено заново в первозданном виде. На месте собора собирались возвести дворец советов с огромной статуей Ленина наверху. Для этого был выкопан громадный котлован и положено бетонное кольцо в основание фундамента. Великая Отечественная война остановила эти работы. Котлован просуществовал до 60-х годов прошлого века, а потом из него сделали бассейн "Москва". Когда в 1994 году было принято решение воссоздать Храм Христа Спасителя, эту грандиозную и крепкую конструкцию решили использовать, раньше храм стоял на высоком берегу Москвы-реки, и, когда строительство развернулось во второй раз, грунт решили не насыпать, а использовать разницу в высоте.

Был построен так называемый стиллобатный этаж, в котором разместился нижний храм Преображения Господня с двумя приделами в честь Алексия, человека Божия, и Тихвинской иконы Божией Матери. Это очень символично, поскольку раньше на месте Храма Христа Спасителя находился Алексеевский монастырь и главным собором монастыря был Преображенский. Кроме того, самым чтимым образом обители был список чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Нижний храм служит напоминанием о святынях Алексеевского холма, срытого во время строительства дворца советов.
Всем известна легенда, что игумения Алексеевского монастыря предрекла, что на этом месте храм долго не простоит. С этим связаны и современные слухи о том, что собор может сползти в реку или разрушиться каким-то иным способом. Однако зная, какой основательный фундамент имеет возрожденное здание, поверить в это очень сложно.

А история о проклятии игумении реальна?

Если заглянуть в исторические свидетельства, то очевидно, что игумения Антония (Троилина), которая была старицей высокой духовной жизни, конечно, никаких проклятий изречь не могла. Тем более что перемещение монастыря и постройка храма делались по благословению ее духовного отца митрополита Филарета (Дроздова). Это была нормальная практика: старые постройки разбирали, на их месте устраивали новые здания, в том числе церковные. Так вот, мать Антония тогда произнесла следующие слова:"Бедный. Недолго ему здесь стоять". Так она предрекла драматичную судьбу храма.

Какие помещения помимо храмов включает комплекс и как они используются?

В помещениях, примыкающих к храму, - Зал церковных соборов и несколько трапезных палат, ведь многочисленных участников соборов или международных форумов необходимо где-то размещать и кормить, не вывозя в другие места. Трапезных залов всего пять, они разной вместимости, и в них устраиваются не только обеды, но и совещания, симпозиумы, встречи.
В Зале церковных соборов проходили заседание Поместного Собора и несколько Архиерейских Соборов. Кроме того, зал уже стал известной на всю Москву площадкой, где проходят концерты и торжественные акты, посвященные важным событиям церковной и государственной жизни. Средства за аренду этой площади идут на содержание всего храмового комплекса.

В непосредственной близости верхнего и нижнего храма расположена подземная автостоянка и автомойка. Вокруг этого время от времени возникает какой-то нездоровый ажиотаж. Но я считаю, что тут нет ничего плохого, ведь эти технические службы расположены вне площадей храма. Напротив, очень удобно, чтобы человек, приехавший на службу, поставил свою машину в теплый гараж. Сегодня это особенно актуально, учитывая, какие проблемы есть с парковками в центре Москвы. Кроме того, плата за аренду машиномест тоже идет на содержание храма.
Под нижним храмом располагаются технические помещения. Они необходимы, чтобы обеспечить жизнеспособность всего комплекса. Например, там центр управления электропитанием и кондиционированием.

В целом могу сказать, что помещений много, но для церковных структур их не хватает. Когда проектировали комплекс, не учли того, что церковная жизнь развивается. Например, сейчас при храме действует воскресная школа, в которой учится около 100–150 детей и 150 взрослых. Число учеников постоянно растет, но из-за нехватки места школа работает в трех разных помещениях. Мы даже в трапезных залах иногда проводим занятия, поскольку другого места нет. Что-то достроить или перестроить невозможно. Так что приходится как-то выкручиваться. Если же мы хотим провести, например, детский праздник, конференцию, встречу или концерт, то за всё это приходится платить, несмотря на то что мы церковная структура. Никаких скидок на то, что мы являемся"своими", нет.

Как принимается решение о том, кому и для каких целей предоставляются в аренду помещения?

Все решения принимаются исключительно руководством фонда Храма Христа Спасителя, структурой, которая управляет всем недвижимым имуществом. Это светская и совершенно далекая от Церкви организация. Опасность того, что в зале могут проводиться какие-то сомнительные мероприятия, была. Совсем недавно в Зале церковных соборов кришнаиты хотели провести акцию, рекламирующую их деятельность, но мы вовремя успели предупредить руководство фонда об этом. Тогда вмешалась общественность и пресса.

Часто распознать, кто есть кто, руководству фонда бывает трудно. Чтобы таких ситуаций больше не возникало, мы убедили руководство фонда подписать соглашения с Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества, чтобы в дальнейшем согласовывать с ними все мероприятия, которые планируется проводить в Зале церковных соборов.

Дорого ли вам обходится аренда помещений?

Судите сами. Например, когда мы хотели устроить торжественный акт для выпускников нашей воскресной школы и для этого собраться в одном из залов, нам выставили счет на 70 тыс. рублей за два часа, которые мы там намеревались провести. Мы стараемся договариваться, но для нас скидок не делают. Отношение, как и ко всем остальным организациям, арендующим помещения: хотите что-то делать - платите. Причем никаких документов, регламентирующих присутствие Церкви в Храме Христа Спасителя, не существует. Юридически мы никак здесь не обозначены. Когда храм построили, нам сказали: приходите и проводите службы. И земля, и здания принадлежат городу Москве. Оперативное управление комплексом осуществляет, как я уже сказал, фонд Храма Христа Спасителя, которому принадлежат все права. Дошло до того, что у нас над алтарем сдается помещение, в котором располагается офис адвокатской конторы "Ваш надежный советник".

Церковь может как-то повлиять на сложившуюся ситуацию?

Когда шло строительство храма, регулярно собирался наблюдательный совет, в котором участвовали известные предприниматели, политики, артисты. В 2000 году прошло последнее заседание этого совета, на котором были подведены итоги строительства. И с тех пор вот уже 11 лет храмом ведают только упомянутый фонд, а также финансовые и имущественные структуры правительства Москвы, которым он подотчетен.
Разговоры о том, что Церковь должна принимать более тесное участие в управлении Храмом Христа Спасителя, шли давно, но только в июле 2011 года состоялось учредительное собрание нового попечительского совета Храма Христа Спасителя, который возглавил Святейший Патриарх Кирилл, а сопредседателем стал мэр Москвы Сергей Собянин. В состав этой структуры частично вошли члены предыдущего наблюдательного совета. Двери совета открыты, и любой желающий, кто заинтересован в жизни Храма Христа Спасителя, может принять участие в его работе. Следующее заседание совета пройдет в начале 2012 года, и на нем будут конкретно разбираться вопросы существования храма, юридические и практические. Надеюсь, наше пребывание здесь получит какую-то документальную основу, и взаимоотношения с фондом примут нормальные формы.

Каков порядок богослужений в Преображенской церкви и храме Рождества Христова?

В нижнем храме богослужения проходят ежедневно утром и вечером. В верхнем храме Рождества Христова по субботам служится всенощное бдение, по воскресеньям Литургия. По понедельникам до 13 часов санитарный день.

Многие туристы и паломники интересуются музейной экспозицией, которая расположена в цокольном этаже. Как она там появилась?

Вокруг нижнего храма есть обходная галерея, в которой по благословению приснопамятного Патриарха Алексия II разместился музей. Тогда, кроме Церковно-археологического кабинета в Московской духовной академии, у нас не было музейного пространства, где можно было бы разместить предметы церковного искусства и реликвии. Долгое время это экспозиционное пространство было филиалом Музея истории Москвы, и только перед самым своим уходом мэр Москвы Юрий Лужков вывел отсюда музей. Сейчас мы хотим разместить там музей церковного искусства, как это и было задумано. Я надеюсь, что уже скоро с благословения Святейшего Патриарха Кирилла создание музея будет оформлено юридически и мы сможем показать богатейшу коллекцию редких и старинных икон из собрания Святейшего Патриарха Алексия II и Святейшего Патриарха Кирилла.

Музей Храма Христа Спасителя уже полюбился многим москвичам, туристам и паломникам. Например, на рубеже 2005 и 2006 годов здесь проходила знаменитая выставка рождественских вертепов, которые привезли из различных областей Италии. Успех был настолько впечатляющим, что работу этой выставки пришлось продлить еще на месяц. Сейчас функционирует только четверть всего выставочного пространства, поскольку там удобно проводить"сменные" выставки.

В строительстве храма участвовало множество благотворителей. Помогают ли они вам сейчас?

Фонд узурпировал деятельность по привлечению благотворителей. Он собирает пожертвования и сегодня. Например, недавно у нас возникла необходимость в приобретении муки. Мы обратились на один из хлебозаводов, а там нам сообщили, что предприятие уже Храму Христа Спасителя муку пожертвовало. Когда мы стали выяснять, то узнали, что фонд обратился за помощью к этому заводу и им бесплатно выделяют муку, а она идет на то, чтобы выпекать булочки и продавать в киосках около храма. Так что когда мы к кому-то обращаемся, то часто слышим: извините, но мы храму уже помогаем.
Думаю, необходимо как-то отрегулировать этот вопрос. Ведь людям не объяснишь, что мы и фонд Храма Христа Спасителя - это не одно и то же. И хотя их пожертвования действительно, как правило, идут на благоустройство храма, но люди хотят жертвовать церковным структурам, а на самом деле жертвуют структуре коммерческой. Это очень щекотливый вопрос, который надо решить.

А вы могли бы как-то договориться с фондом хотя бы в конкретном случае с мукой?

С фондом договориться о чем-либо сложно. По каким-то вопросам мы находим общий язык, но когда касается денег, то тут все разговоры заходят в тупик. Например, недавно забрали табуретки, которые были у нас в пользовании, и теперь дети, приходящие на занятия в воскресную школу, вынуждены перекусывать стоя после Литургии. Такие мелочи зависят только от настроения исполнительного директора фонда, который далек от реалий церковной жизни.

Ситуация не из простых, тем не менее Храм Христа Спасителя остается центром богослужебной жизни Москвы, да и, пожалуй, всей России. Расскажите, чем организация служения в кафедральном соборе отличается от обыкновенного приходского храма?

Конечно, главным отличием является то, что здесь часто служит настоятель нашего храма Святейший Патриарх Кирилл. И на всех нас, клириках храма, лежит ответственность за то, чтобы в полной мере обеспечить патриаршее богослужение.

Если же снова вспомнить о мифах и легендах, которые сложились вокруг храма за эти годы, то часто можно услышать, что раз здесь проходят патриаршие богослужения, то собор открыт только для определенного круга лиц, войти сюда можно только по приглашениям, и без проблем проходят только Президент и его окружение.
Действительно, на Рождество и на Пасху у нас бывают первые лица государства, и вот именно в эти дни на богослужения можно прийти по пригласительным билетам, но это делается исключительно ради того, чтобы ограничить доступ желающих. Потому как при всей своей громадности, а собор, как известно, вмещает около 10 000 человек, храм в эти дни не может принять всех. Надо дать людям возможность нормально помолиться на службе без давки.

Мы раздаем билеты в первую очередь нашим постоянным прихожанам. Часть билетов поступает на московские приходы, если их настоятели об этом просят, также приглашения расходятся по различным церковным структурам и социальным учреждениям. Мы приглашаем детей из детских домов или детей-инвалидов. Они очень радуются этому событию и с удовольствием приезжают на службу, исповедуются и причащаются.
На Рождество пригласительные билеты нужны только для прохода в центральную часть, в боковые приделы доступ свободный. На Пасху на службу вход исключительно по пригласительным билетам, так как в этот день приходит огромное количество людей и ограничение необходимо для безопасности самих же молящихся. Но такая система ограничений только два раза в год! В другие дни вход свободный для каждого, храм открыт на протяжении всего дня, причем как верхний, так и нижний. Во всем остальном у нас такой же приход, как и везде. В штате - пять священников и четыре диакона.
Про воскресную школу я уже упоминал. Единственное ее отличие в том, что детей сюда не приводят, а привозят издалека, поскольку в центре практически не осталось жилых домов. Но, несмотря на то что детям и родителям приходится ездить из разных концов города, школа живет и разрастается. Дети у нас занимаются в основном не из церковных семей, они иногда шумно ведут себя в храме, но потом, оглядываясь на старших и на сверстников, часто меняются на глазах.

Одна из наших певчих, Галина Алонзова, организовала детский хор, который принимает участие в Литургиях. Сейчас мы готовимся к тому, чтобы детский хор спел Литургию целиком.

Много ли у вас просьб о крещении, венчании или отпевании?

На самом деле не очень, многие и не подозревают о том, что в величественном кафедральном соборе может быть что-то, кроме официальных мероприятий. Например, в день могут совершаться максимум по пять венчаний. Зато мы никогда не проводим венчания нескольких пар сразу.

Со временем люди становятся более грамотными. Те, кто хоть немного осведомлен о церковной жизни, без смущения приходят в Храм Христа Спасителя помолиться так же, как и в любой другой храм.
К подготовке к таинствам крещения или венчания духовенство храма подходит серьезно. Мы начали проводить катехизические беседы еще задолго до того, как они стали обязательными для всех приходов. Кроме этого, мы всегда беседуем с теми, кто желает вступить в брак.

Не так давно у нас появились помощники, группа мирян-катехизаторов, которые дежурят в храме постоянно по одному-два человека. Всего их пока восемнадцать.

Как приходящие в Храм Христа Спасителя реагируют на то, что к ним с разговорами подходят незнакомые молодые люди?

Наши катехизаторы проходят длительную подготовку. Как правило, люди сами ищут, к кому в храме можно обратиться, кому-то проще подойти к дежурному священнику, кому-то - к мирянину. Когда видно, что человек чем-то обеспокоен или смущен, то к нему может катехизатор подойти и сам, спросить, чем можно помочь.

Сам факт, что кому-то не всё равно, уже положительно действует на человека. Клирики храма, например, после совершения крещения всегда оставляют свои телефоны, чтобы человек мог не терять связи с церковной общиной. Протоиерей Андрей Овчинников ведет взрослую воскресную школу, которая существует уже восемь лет. Они беседуют, изучают Евангелие, наследие святых отцов. И все наши катехизаторы как раз выросли из воспитанников этого кружка.

Да, в нашем храме бывает много случайных туристов и трудность служения священников и катехизаторов заключается в том, что приходится часто повторять одно и то же, потому что вопросы одинаковые. Тут нужна большая выдержка и терпение, умение убедительно выразить свою мысль. Найти простой ответ на непростой вопрос.

Кто ваши прихожане?

Основное ядро нашей общины - около 200 человек. Многие из них ходят сюда с момента, когда еще велось строительство. Я помню, что поначалу было всего около 50 человек, тогда в нижнем храме прошли первые богослужения. Нужно было всё отмыть от строительной пыли, приготовить утварь и всё остальное. Когда строительство закончилось, к первым энтузиастам присоединились и другие, кроме постоянных прихожан. На богослужении присутствуют в основном или люди, попавшие суда первый раз, или туристы. Конечно, людей не так много, как хотелось бы, но мы рады, что люди здесь остаются. Значит, наши скромные труды не проходят даром. Чтобы быть обычной приходской общиной, нам нужно завоевывать сердца людей.

Расскажите, как проходят практику в вашем храме только что рукоположенные священники.

Это очень большая честь для нас. В Москве есть четыре места, где священники проходят"боевое крещение": это Храм Христа Спасителя, Богоявленский кафедральный собор, храм Большое Вознесение у Никитских ворот и церковь Мартина Исповедника.

Но не обходится и без проблем. Казалось бы, священников рукополагают из диаконского чина, и человек, который готовится стать пастырем, должен был бы внимательно изучить богослужение в деталях, но тем не менее многие теряются, когда впервые служат.

Поэтому мне жаль, что сорокадневная священническая практика сейчас несколько сокращена: они служат ежедневно в течение 25 дней, а потом 15 дней проходят послушания в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению у владыки Пантелеимона. Конечно, 25 дней это мало. Многие молодые священники рассказывают, что только-только они начали спокойно служить без излишней суеты и страха, понимать, что и как надо делать, как всё заканчивается. Как мне кажется, сорокоуст - это оптимальное время для того, чтобы приобрести необходимые навыки. Конечно, всех премудростей за этот срок не постигнешь, но уверенность получить можно, и когда он придет на приход, то сможет спокойно влиться в жизнь общины.

А какое социальное служение осуществляет главный храм России?

Несколько лет назад мы начали с того, что отвечали на письма заключенных. Раньше таких писем приходило очень много. Люди просили прислать им не только книги, но и какие-то вещи, деньги. Мы сразу определили для себя, что никакие продукты посылать не будем, только какие-то предметы одежды, туалетные принадлежности, письменные приборы, литературу. Отсылаем Новый Завет и простые для восприятия просветительские книги. Также посылаем утварь в несколько церквей, которые были открыты при колониях, богослужебные книги, облачения. Потом наше служение стало постепенно расширяться. Мы наладили связь с 32 военно-морским госпиталем, с госпиталем им. Н.Бурденко. В детскую республиканскую больницу мы привозим лекарства, которые необходимы, но не предусмотрены централизованными поставками, иначе родителям больных детей приходится доставать их за свой счет. Окормляем и детские дома. Кроме того, очень много заявок поступает на проведение экскурсий по храму. Обращаются школы, детские дома. Экскурсии проводят преподаватели нашей воскресной школы и ребята из молодежного клуба общины. В фонде Храма Христа Спасителя есть экскурсионное бюро, но они всё делают за деньги, это доступно не всем.

Духовенство храма тесно сотрудничает с Синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Как строится эта работа?

Иначе и быть не может, ведь Храм Христа Спасителя - это памятник воинам-освободителям. У нас сложилась давняя традиция: каждый год первого сентября около храма принимали присягу воспитанники Московского суворовского училища. Когда командиром училища был генерал-майор Вячеслав Рощин, он был хорошо расположен к Церкви, даже построил на территории училища небольшую часовню. На протяжении пяти-шести лет торжественные линейки проходили у Храма Христа Спасителя, а потом служился молебен на начало учебного года. Потом начальник училища сменился и торжественные акты прекратились, впрочем, ненадолго. Теперь первого сентября к нам приходят ребята военно-дирижерского факультета Московской консерватории. Они проходят торжественным маршем перед храмом, а потом показывают свое умение в исполнении произведений, сочетая его с приемами строевой подготовки. Всё это очень красиво и привлекает немало зрителей. На молебне поет военный хор, с которым предварительно занимается наш регент. Кроме того, здесь принимают присягу и несколько раз служили благодарственный молебен после успешного окончания учений воспитанники Московского высшего военного командного училища.

Очень важно, чтобы молодые офицеры действительно осознавали свою миссию, а сделать это можно только через духовное воспитание, просвещение, через прикосновение к святыням. Приобщение к церковному бытию для них необходимо, к сожалению, не все военноначальники понимают это.

Богослужение в Храме Христа Спасителя является в некотором смысле "эталонным". Благодаря тому, что много лет пасхальные и рождественские службы транслируются по центральным телеканалам, вас видит и на вас ориентируется почти вся Русская Церковь. Как бы вы могли охарактеризовать богослужебную традицию храма?

Я вырос в семье московского протоиерея и с самого детства впитал в себя стиль и манеру служения Богу как моего отца, протоиерея Иоанна Рязанцева, так и других маститых московских священников. Кроме того, в течение 11 лет я был иподиаконом Святейшего Патриарха Пимена, богослужения которого, на мой взгляд, были эталоном не только для московского духовенства. После окончания Московской духовной академии я был назначен штатным священником в Успенский храм Новодевичьего монастыря, где совершает свое служение митрополит Ювеналий. Всё это было для меня хорошей школой, и, когда меня назначили ключарем Храма Христа Спасителя, я постарался приобретенный опыт перенести и на наш кафедральный собор. Таким образом, богослужебная деятельность Храма Христа Спасителя складывалась по образцам Богоявленского собора, Успенского храма и тех московских храмов, где мне приходилось бывать.

Надеюсь, что, несмотря на свою относительную"молодость", кафедральный соборный Храм Христа Спасителя продолжает те замечательные традиции, которые всегда были характерны для московских храмов, а именно уставное богослужение, сопряженное с чистотой, уютом, теплом и благолепием, способствующими молитвенному настроению.

В чем, по вашему мнению, главная миссия Храма Христа Спасителя сегодня?

Уникальное сооружение производит на людей неизгладимое впечатление, ведь это памятник доблести и святости наших предков. Храм сам по себе воздействует на человеческую душу. Я часто наблюдаю, как это происходит, когда кто-то, кто раньше не бывал в церкви, оказывается под его сводами в первый раз. Почти у всех вырывается вздох: какой масштаб, какая красота! А вторая мысль у людей, и они мне тоже часто об этом говорят: и как же такую красоту можно было разрушить? А потом люди остаются на богослужение, встречают заботу и понимание и уже начинают всё чувствовать по-другому.

Нельзя забывать и о том, что Храм Христа Спасителя - памятник всем воинам, положившим жизнь за Отечество в 1812 году, мраморные доски с именами героев той войны свидетельствуют нам об этом. Если пройти по галерее и почитать не только их имена и фамилии, но и краткие сведения, которые там есть, о военных действиях, то можно приблизительно восстановить ход Отечественной войны 1812 года. Некоторых привлекает именно это, и, будучи нецерковными людьми, они тем не менее приходят в храм, чтобы вспомнить историю или рассказать о ней своим детям. Можно сказать, что у нашего храма духовно-просветительская миссия.

Зная о том, сколько туристов попадает к нам на богослужение, мы стараемся сделать службу как можно более красивой и запоминающейся. У нас поет большой замечательный хор. Люди смотрят на живопись, росписи, иконы, и, конечно, служба должна соответствовать этому величию - мы строго следим, чтобы чтение в храме всегда было внятным и выразительным. Священноначалие старается подобрать грамотных и образованных священников, чтобы каждый приходящий в храм мог обратиться к пастырю и получить мудрый совет.

Loading...Loading...