Отв редакторы. Должностная инструкция редактора

Да, уважаемые, девушки, чего только с нами красивыми и обаятельными не случается вдали от дома. И хорошего и, безусловно, плохого. К какой из категорий отнести курортный роман, решать каждой самостоятельно, кому-то мимолетный порыв чувств идет на пользу, а кого-то заставляет страдать долгие месяцы, а порой, даже годы. Я хотела бы рассказать вам, дорогие мои, историю из моей жизни, которая довольно многое в ней поменяла. Казалось бы, случайная встреча, но эта самая встреча, окрылила меня и дала новые силы и стремление к жизни. Итак, начнем.

Думаю, для прояснения картины, мне стоит немного рассказать о себе, мне 26 лет, «видавшая виды» дама, 7 лет я замужем. Моя семейная жизнь местами не очень благополучна, но в целом, я и мой муж, создаем впечатление довольно счастливой пары. Друзья завидуют, родственники спокойны, да и сами мы, вроде бы не воюем с мужем, но и чувств уже прежних друг к другу не испытываем. Живем как друзья больше, нежели как влюбленные, а если быть точнее, жили до моей поездки на отдых.

Поездка на курорт

Это случилось два года назад, я, будучи очень уставшей от работы и семейных хлопот, решила сделать себе подарок – поездку на курорт, в Египет или Турцию, во общем туда где тепло. Одной ехать мне не хотелось, а муж мою инициативу не очень-то разделял, говорил, что, дескать, если хочешь ехать, езжай, я тебя не держу, но сам не поеду, дел по горло. Мне, конечно, неловко было так ехать, оставлять его дома одного, да и всякие подозрения стали мучить, но, все же, я решила, что мы оба взрослые люди и сами полностью способны принимать решения. Я решила. Еду. Осталось только выбрать с кем. Подруги дружно сослались на работу, сестра на то, что ребенка не с кем оставить, кандидаты на совместный отпуск таяли на глазах и я, было, расстроилась, но тут, мне в голову пришла замечательная идея, я, кажется, знаю человека, который точно мне не откажет. Ну, конечно! Почему я об этом раньше не догадалась? Мама! Она уж точно поедет со мной.

Ура! Мы едем! Наконец-то! Моему счастью не было предела. Четырехчасовой перелет прошел незаметно и, вот, нас уже встречает своими жаркими объятиями аэропорт Шарм-Эль –Шейха. Потрясающая погода, теплое море и отличный отель, все было на высшем уровне. Впереди было еще две недели незабываемых впечатлений. Мы с мамой решили провести этот отпуск спокойно и по максимуму расслабиться, ибо дома ждала одна рутина. Моя мама старой закалки, хотя и молода еще, но, тем не менее, порекомендовала мне обойтись без приключений и быть предельно внимательной, не вступать в какие-либо контакты. К слову сказать, я и не думала уже, вообще, что такое возможно. Вроде бы я и молода еще, но уже начала сомневаться в том, что могу кому-то нравиться. Муж комплиментами не баловал никогда, коллеги по работе тоже ценили меня исключительно, как специалиста. Говорили только, что глаза у меня красивые, глубокие, засмотреться можно. А мне и ни к чему, глаза как глаза, вроде бы у всех такие…z

Вечером в ресторан

И вот, однажды, вечером мы с мамой сидели в ресторане, медленно потягивая какой-то из местных коктейлей, и наслаждались видом на садящееся солнце. В тот момент, как мне казалось, я была счастлива, я смогла забыть о домашних заботах, думала исключительно о том, как я буду завтра валяться на пляже, а может, закажу экскурсию, или поеду на дайвинг. Планов была куча, но все они рухнули, когда за моей спиной я услышала фразу: «Девушки, вы не будете против, если я составлю, так сказать, вам компанию?» Я, погруженная в свои мечтания, не посчитала нужным отвечать на поставленный вопрос, только лишь надвинула очки на глаза. Этого еще не хватало, наглость какая, нам не нужна компания! Но мама решила иначе. Она ответила согласием и, теперь, когда незнакомец присел за столик, я смогла отчетливо его разглядеть.

Он был хорош собой, на вид лет 35, лощеный, ухоженный, довольно крупный, с чисто мужскими чертами лица и необычным профилем, который почему-то напоминал мне орлиный. Сказать, что он красив, я бы не могла, но что-то, совершенно непонятное, в нем притягивало. Он был интересен, весь вечер занимал нас беседами, маме с ним было интересно. Я не обращала ровно никакого внимания на него, чем, похоже, немного злила его. На его вопросы я отвечала короткими и едкими фразочками, после которых он немного терялся. Если честно, в тот момент, я ждала, когда вечер закончится, и мы разойдемся. Скажу прямо – с первого взгляда он мне не понравился, слишком занудный что-ли…

Когда пришло время прощаться, он решил проводить нас до номера и, о, ужас, как оказалось, мы еще и соседи. Он был чрезмерно этому рад и не скрывал своего удовольствия. Прощаясь, он сказал нам, что завтра мы обязательно должны увидеться. Мама была не против и искренне не понимала моего негативного настроения. Я же не хотела, чтобы в наш отдых вмешивался кто-то третий. Нет, я не ревновала, я просто хотела отдохнуть от людей. Засыпала я с мыслями, как бы побыстрее отделаться от нашего нового друга.

Он пришёл рано утром

Наутро меня разбудил резкий стук в дверь. Странно, обычно номер так рано не убирают… Кто бы это мог быть… Мама еще спала, поэтому накинув халат, я поплелась к двери. На пороге стоял наш вчерашний незнакомец, держал в руках полотенце и маску.

— Что, разбудил? Да ладно, хватит уже валяться, поднимай маму и пойдем купаться, — бодрым голосом произнес он.

Сказать, что я злилась на него, не сказать ничего. Мало того, что он разбудил меня, так он даже не извинился. Хам! Пробурчав что-то недовольно себе под нос, я пообещала ему, что мы скоро подойдем, что было для меня совсем неожиданно. Закрывая дверь, я думала о том, какая же я дура…зачем только я согласилась? Сев на кровать, я взглянула на часы – 6 утра… Какой кошмар. Разбудить маму мне не удалось, она упорно отказывалась идти на пляж в такую рань, слезно прося еще часочек поспать. Ну что ж, весело, теперь мне придется развлекать нашего друга самой. Надев купальник и взяв полотенце, я неторопливо вышла и направилась в сторону пляжа. Не пройдя и полдороги, я услышала уже знакомый голос.

— Все-таки пришла? Я уж думал не дождусь… — с нескрываемым сожалением произнес он.

— Лучше бы и не дождался, — вновь съязвила я.

Он понял, что я снова не в духе и всю оставшуюся дорогу мы шли молча. Он все еще напрягал меня своим присутствием, но уже меньше. Это немного радовало. Кажется, я привыкаю. И вот, я даже отважилась прервать повисшее молчание.

— А чем ты занимаешься? – на удивление робко спросила я.

И тут началось, он, окрыленный моим интересом, начал оживленно рассказывать мне обо всем, о ядерной физике, о компьютерах, архитектуре, военной авиации. Он говорил так много и в таких ярких красках, что мои неприятные чувства к нему прошли сами собой. Как оказалось он дизайнер, работает над новым проектом, и хотел бы отобразить в нем некоторые, на первый взгляд несвязные, совершенно, вещи. Я слушала его и восторгалась, а ведь, действительно, кажется у него талант. Мне стало спокойно с ним, спокойно и интересно, по вечерам я долго сидела с ним за столиком около бассейна и за рюмочкой чего-нибудь крепкого слушала его рассказы. Потом рассказывала ему сама и, что удивительно, он слушал меня, слушал с неподдельным интересом и очаровательной улыбкой. Он давал мне различные советы и, иногда, у меня создавалось впечатление, что я разговариваю со старшим братом или папой. Он понимал меня.

Это было удивительно

Мы вместе ходили купаться, дурачились, посещали экскурсии и магазины. Он был первым человеком, который смог за столь короткое время стать мне почти родным. Я заходила к нему в гости, мы могли часами валяться на кровати и смотреть фильмы, меня радовало, что он не пристает ко мне, не соблазняет меня. Я думала, возможно, что так и дальше будет. Но я ошибалась. Однажды вечером, он робко постучался к нам в номер и сказал, что сильно обгорел и ему нужна помощь. Я, без задних мыслей, накинула халат и пошла к нему в номер, прихватив несколько кремов от ожогов.

Все, что происходило потом, я помню смутно, помню мои руки на его горячей спине, потом его руки на пояске моего халата, потом его губы, шепчущие что-то мне на ухо. Нас накрыло дикой страстью, я не смогла удержаться, меня тянуло к нему. Я не могла и представить, что такое может случиться со мной, с верной по натуре девушкой, для которой истинной ценностью являлась семья…С ним я забыла обо всем. Каждое утро он приносил мне цветы, и мы вместе ходили завтракать. Он брал и нес меня на руках, когда я жаловалась, что песок горячий. Он заботился обо мне и всячески ухаживал. Меня приятно радовало его внимание. Но я твердо знала, что это ненадолго. Я наслаждалась каждым днем с ним, но знала, что не оставлю ему никаких контактов. Мы стали еще ближе, когда поговорили с ним по душам, как оказалось, он тоже в браке. Мы были очень похожи с ним, но, в то же время, совсем разными.

Время моего отъезда приближалось неумолимо, последний свой вечер я решила провести с ним. Он был нежен и груб, очень чувственен и трогателен. Почти до утра мы сидели на его балконе. Говорили обо всем, о своих трудностях, горестях и раздумьях. Он сказал мне, что неразрешимых ситуаций нет и во всем, что происходит нужно видеть только лишь положительную сторону. Мы тепло распрощались с ним, пожелали друг другу удачи и успеха. На прощанье он по-отечески поцеловал меня в лоб и сказал: «Береги себя, девочка, ты самая лучшая», и на глаза его, почему-то навернулись слезы.

Сидя в самолете, я прокручивала все произошедшее вновь и вновь. Задавалась вопросами «почему?», «почему именно я и он? », но так и не могла найти ответа. Единственное, что я знаю совершенно точно, и за что я ему благодарна, это за то, что он научил меня радоваться, научил находить капельку позитива в море непонимания и несчастья. Он оживил мое сердце и он, именно он, заставил меня почувствовать себя особенной. Я весьма благодарна за это ему.

Дома я стала по-другому относиться к мужу, более трепетно и с большим пониманием, на удивление, и он ко мне тоже. Мы стали говорить на одном языке, а он стал делать комплименты. Я стала радоваться каждому дню, который я провожу с ним и каждому его успеху. Наши чувства как-будто вспыхнули вновь. Про мою измену я ему не говорила, да и никогда не скажу. И, даже в случае, если он мне когда-либо изменял, я бы тоже не хотела узнать об этом. Хотя, теперь, я стала относиться к супружеской измене немного по-другому. Может быть, это для кого-то и ужасная вещь, но мне она помогла спасти брак. Я по-прежнему не сторонница постоянных хождений налево и по-прежнему считаю, что семья превыше всего, но если уж так получилось… почему бы и нет?

Когда человека интересует вопрос, кто такие редакторы, он сразу представляет себе работника, который сидит с чашкой кофе перед компьютером и руководит другими людьми, которые согласовывают с ним каждую мелкую деталь производства. В целом, так и есть. Однако разновидностей этой профессии достаточно много, поэтому чтобы понять, кто такие редакторы, следует глубже рассмотреть этот вопрос.

О главном редакторе

Главный редактор - это человек, который руководит редакцией любого СМИ. Он контролирует рабочий процесс и устраняет все недочеты, которые были допущены подчиненными. Кроме того, человек этой профессии должен быть хорошим психологом, поскольку под его руководством находится много людей, среди которых журналисты, дизайнеры, корректоры, копирайтеры. Это профессии, поэтому к каждому из них нужен особый подход. Любые газеты и журналы печатаются под руководством главного редактора.

Но эта должность - высшая ступень карьеры. Если вы хотите ее получить, вам придется развиваться как умственно, так и психологически. Ваше главное оружие - это терпение и готовность упорно работать.

Что входит в обязанности главного редактора

Многие считают, что главный редактор газеты - это нетрудная должность. Это ложное мнение, поскольку в обязанности этого работника входит множество действий:

  • Разработка планов, направленных на быстрое развитие издания.
  • Контроль деятельности всех работников, задействованных в процессе производства.
  • Выбор темы материала, формулировка его главного смысла.
  • Общение с работниками издательства, помощь в решении их проблем.
  • Исправление ошибок, которые могли допустить редакторы или копирайтеры в статьях или других материалах.
  • Разработка собственного материала и написание статей.
  • Предварительная подготовка каждой статьи к печати.
  • Выступления на общих собраниях, умение доносить до каждого подчиненного суть проблемы.
  • Организация мероприятий, которые не относятся к непосредственной работе над материалом.
  • Составление всей отчетности, связанной с процессом работы в издательстве.
  • Участие во всех мероприятиях, которые касаются издательства.

Если кратко сформулировать, кто такие редакторы, то можно сказать, что это люди, на плечах которых лежит большая ответственность за судьбу редакции и за собственную репутацию.

Выпускающий редактор и требования к нему

Кроме непосредственных обязанностей, редактор должен обладать определенными навыками. Без них он не справится со своей должностью. Итак, требования к редактору:

  • опыт работы в такой же или аналогичной сфере деятельности;
  • владение современной информацией и новыми технологиями;
  • знание схемы подготовки материалов и сдачи их в печать;
  • отличное владение родным языком как в устном, так и в письменном виде;
  • наличие высшего образования;
  • эмоциональная устойчивость и способность концентрироваться на работе;
  • знание иностранных языков.

Часто человек этой профессии имеет дело с ресурсами Интернета, поэтому знание основ создания сайтов также часто выручает редактора.

где учат

Чтобы стать редактором, нужно получить высшее образование. Достоинство профессии состоит в том, что закончить ВУЗ можно по одному из направлений:

  • журналистика;
  • филология;
  • издательское дело.

Если вы окончили университет, получили диплом и готовы начинать работу, то сначала вам придется потрудиться на менее привлекательной должности, например, журналиста или копирайтера. Но если вы проявите себя как талантливый работник, то карьерная лестница может привести вас к должности главного редактора.

Какими личностными качествами должен обладать редактор

Выпускающий редактор должен владеть большим объемом информации, но этого недостаточно для успешной реализации себя как специалиста. Если вы хотите запомниться сотрудникам как талантливый и ответственный руководитель, воспитывайте в себе такие качества характера:

  1. Внимательность. Вам придется научиться замечать недостатки в материалах, которые вы проверяете, а также обращать внимание на состояние здоровья и эмоциональное состояние сотрудников редакции.
  2. Аккуратность. Без этой черты характера ваша работа превратится в хаос.
  3. Способность запоминать большие объемы информации.
  4. Развитая интуиция. Редактор - творческая профессия, часто приходится полагаться на удачу.
  5. Самостоятельность. Вам нередко будет выпадать возможность проявить себя как личность.
  6. Логическое мышление.
  7. Крепкое терпение. Часто люди не будут понимать, чего вы от них хотите. Важно не срываться на них и доступно объяснять вашу позицию столько раз, сколько потребуется для того, чтобы человек вас понял.

Литературные издания, во главе которых стоит талантливый редактор, быстро становятся популярными, поскольку от организации работы напрямую зависит конечный результат. Все эти черты характера можно в себе развить, поэтому не расстраивайтесь, если каким-либо из перечисленных качеств вы не владеете.

В каких случаях работа редактора противопоказана

Иногда человек не может работать редактором из медицинских соображений. Здоровье нужно беречь, а эта профессия может навредить в некоторых случаях. К ним относятся:

  • плохое зрение;
  • проблемы с координацией движений;
  • заболевания нервной системы;
  • психологические заболевания;
  • проблемы с сердечно-сосудистой и кровеносной системой;
  • инфекционные болезни;
  • проблемы с произношением;
  • проблемы со слухом.

Эти факторы мешают успешной работе редактора и могут привести к большим проблемам со здоровьем, поэтому при наличии хотя бы одной из этих проблем лучше выбрать другую должность.

Где можно работать редактором

Газеты и журналы - не единственная область применения редакторских навыков. Если вас привлекает эта профессия, вы можете работать:

  • во всевозможных издательствах;
  • удаленно, посредством Интернета;
  • на радиостанциях;
  • на телеканалах;
  • в информационных агентствах;
  • в продюсерских центрах.

Кроме того, вы можете работать самостоятельно, можете развивать свою деятельность в коллективе. Достоинство этой профессии состоит в том, что вы не ограничиваете себя определенными рамками, у вас всегда есть выбор. Но не стоит полагаться на это достоинство, поскольку ему можно противопоставить и недостатки, которые состоят в том, что у вас практически не будет свободного времени, а также вам придется столкнуться с людьми разного характера и найти к каждому из них особый подход.

Итак, мы разобрались, кто такие редакторы. Если вы творческий человек, который способен контролировать и управлять людьми, то эта профессия вам подойдет. Будьте целеустремленными, и у вас все получится.

Редактор - один из ведущих сотрудников редакции, ведь именно он определяет цели, задачи и политику издания. Эта профессия имеет множество «подвидов»: главный, выпускающий, ответственный, контент-редактор, и чтобы четко прописать права, обязанности и требования к каждому из видов, можно воспользоваться данной универсальной должностной инструкцией .

Должностная инструкция редактора

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Редактор относится к категории специалистов.
1.2. Назначение на должность редактора и освобождение от нее производится приказом директора организации по представлению главного редактора.
1.3. Редактор подчиняется непосредственно главному редактору.
1.4. На время отсутствия редактора его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
1.5. На должность редактора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
1.6. Редактор должен знать:
- законодательные и нормативные правовые акты;
- методы редактирования научно-методической литературы, информационных и нормативных материалов, редакционной обработки цифр, формул, символов, иллюстраций, составления справочного аппарата издания;
- порядок подготовки материалов к сдаче в производство;
- грамматику и стилистику русского языка;
- авторское право;
- порядок заключения издательских договоров с авторами, трудовых договоров (контрактов) с рецензентами;
- основы технологии полиграфического производства.
1.7. Редактор руководствуется в своей деятельности:
- законодательными актами РФ;
- правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами;
- приказами и распоряжениями руководства;
- настоящей должностной инструкцией.

2. Функциональные обязанности редактора

Редактор выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществляет редактирование выпускаемой редакционно-издательским отделом научной и методической литературы, информационных и нормативных материалов с целью обеспечения высокого научного и литературного уровня изданий.
2.2. Участвует в подготовке издательских договоров с авторами изданий и трудовых соглашений с внешними рецензентами.
2.3. Рассматривает рукописи и рецензии на них.
2.4. Подготавливает заключения о возможности издания рукописи в представленном виде или после доработки с учетом предлагаемых исправлений, дополнений, сокращений.
2.5. В случаях отклонения издания рукописей подготавливает обоснованные письменные отказы в установленные договорами сроки.
2.6. Редактирует принятые к изданию рукописи, оказывая при этом авторам необходимую помощь (по улучшению структуры рукописей, выбору терминов, оформлению иллюстраций и т. п.), согласовывает с ними рекомендованные изменения.
2.7. В процессе редактирования проверяет выполнение авторами замечаний рецензентов и требований, предъявляемых к рукописям при их доработке, комплектность представленного материала, соответствие названий разделов рукописи их содержанию.
2.8. Проверяет по первоисточникам правильность написания приводимых цитат и цифровых данных, употребления и написания имен, научно-технических терминов, единиц измерения, оформление справочного аппарата издания, соответствие приводимых символов обозначениям, установленным стандартами или принятым в научной и нормативной литературе.
2.9. Осуществляет необходимое литературное редактирование рукописей.
2.10. Составляет редакторский паспорт рукописи, дает указания и пояснения техническому редактору, корректору, наборщику.
2.11. Подготавливает сноски, дубликаты, рабочее оглавление.
2.12. Совместно с авторами и техническим редактором рассматривает иллюстративные материалы, определяет их место в издании.
2.13. Участвует в решении вопросов, связанных с художественным и техническим оформлением редактируемых изданий.
2.14. Подписывает рукописи в производство и проверяет сигнальные экземпляры перед выпуском в свет.
2.15. Составляет список обнаруженных опечаток.

3. Права редактора

Редактор имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства редакционно-издательского отдела, касающимися его деятельности.
3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3.3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю обо всех недостатках, выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.
3.4. Привлекать всех (отдельных) специалистов редакционно-издательского отдела к решению задач, возложенных на него.
3.5. Требовать от руководства редакционно-издательского отдела оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4. Ответственность редактора

Редактор несет ответственность за:

4.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
4.2. Причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.3. Правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Философия - Отв. редакторы Губин В.Д., Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. - Учебник - 2001

Учебник подготовлен коллективом известных российских ученых - преподавателей Российского государственного гуманитарного университета и ряда других ведущих вузов, сотрудников научных учреждений Российской Академии наук.

Учебник содержит изложение истории философии и рассмотрение ее основных областей. При этом многие вопросы, входящие в вузовский курс философии, освещены достаточно подробно, что позволит студентам и преподавателям специализированных вузов углубленно изучить философские проблемы применительно к своей специальности.

Второе издание переработано и дополнено рядом новых глав. Рекомендуется как для студентов, начинающих изучать вузовский курс философии, так и для аспирантов, преподавателей; всех интересующихся современным уровнем рассмотрения проблем истории философии и ее теоретических областей.

ЧАСТЬ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ
Глава 1.1. Философия Древней Индии
Философские традиции Индии. Индуизм и классическая индийская философия. Миманса и веданта
Глава 1.2. Философия Древнего Китая
Периодизация истории китайской философии. Школы и течения в древнекитайской философии. Становление китайской философии. Философия древнего даосизма. Философия древнего конфуцианства. Философия "Книги перемен". Философия школы Мо-цзы (Мо Ди). Воззрения школы легистов (фацзя, законников)
Глава 1.3. Античная философия
Становление философии в Греции. Философские школы досок-ратиков. Проблематика и содержание учений. Сократ и платоновская традиция. Философские школы поздней античности. Неоплатонизм и завершение античной эпохи в истории философии
Глава 2.1. Средневековая философия Запада
Периодизация философии. Особенности средневековой философии. Виды философии. Смыслы философии. Теология. Практическая (или моральная) философия. Рациональная философия
Глава 2.2. Классическая арабо-мусульманская философия... 109
Особенности мусульманской цивилизации. Калам. Фальсафа. Суфизм
Глава 2.3. Философия эпохи Возрождения и Реформации
Принципы философии Возрождения. Смыслы философствования. Расщепление миров. Натурфилософские основания. Начала социальной философии. Европейский гуманизм. Новый пирронизм. Утопия как социальный проект. Реформация
Глава 3. Философия нового времени (от Декарта до Канта)
Философия Фрэнсиса Бэкона. Философия Рене Декарта. Эмпиризм и рационализм после Бэкона и Декарта. Философия Просвещения
Глава 4. Немецкая классическая философия
Философия Иммануила Канта. Школа классического немецкого идеализма (Фихте, Шеллинг, Гегель)
Глава 5. Постклассическая философия ХIХ века
Глава 6. Философия К. Маркса
К. Маркс и младогегельянство. Философия Л. Фейербаха. Концепция превратного мира. Критика религии, гражданского общества и государства. Концепция отчуждения труда. Частная собственность и коммунизм. Гуманизм и натурализм. Материалистическое понимание истории. Сознание как осознанное бытие. Диалектический и исторический материализм. Маркс и философская мысль Запада
Глава 7. Русская философия
Формирование философской культуры в средневековой Руси. Развитие философии в послепетровской России XVIII в. Русская философия XIX в. Славянофильство. Западничество. Позитивизм и материализм в России. 1860 - 1870-е гг. Философия российского консерватизма. Метафизика всеединства B.C. Соловьева. Русская религиозная метафизика XX в. Новое религиозное сознание
ЧАСТЬ II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Глава 1. Онтология: проблема бытия в философии
Метафизика и онтология. К. Ясперс: экзистенция и трансценденция. Язык - дом бытия. Николай Гартман: учение о построении реального мира. Реальный мир и его слои. Идеальное бытие. Логическая сфера. Сфера познания. Онтология сознания
Глава 2. Эпистемология: философское учение о знании
Предмет эпистемологии и характер ее вопросов. Онтологизм, скептицизм и критицизм в эпистемологии. Эпистемологический поворот. Что такое знание? Классический эпистемологический фундаментализм. О "первичности" различных видов знания. Перцептивное знание. Здравый смысл. Наивный реализм. Научное знание. Критический, научный реализм. Проблема истины
Глава 3. Философия науки
"Аристотелевская" и "галилеевская" науки. Стандартная концепция научного знания. Структура научного объяснения. Критерии демаркации науки и не-науки. Роль парадигм в науке. Методология научно-исследовательских программ
Глава 4. Мировоззрение, категории философии и научная картина мира
Философия как теоретическое мировоззрение. Материализм, идеализм, дуализм. Сознание и мозг. Философские категории как базовый язык мировоззрений. Философия и научная картина мира. Пространство и время в научной картине мира. Причинность и детерминизм.
Глава 5. Философия истории
Христианская философия истории. Философия истории нового времени. Философия истории XX в.
ЧАСТЬ III. ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО
Глава 1. Социальная философия
1. Ключевые проблемы социальной философии. Предмет социальной философии. Общество в человеке. Понятие общественного производства. Человек в обществе. Посредники между людьми
2. Человек в его истории. Экология социального. Человек в традиционном доиндустриальном обществе. Человек в современном индустриальном обществе (обществе модерна). Человек в постсовременном обществе (обществе постмодерна)
Глава 2. Философия политики
Предмет политической философии. Государство и власть. Политическая идеология. Тоталитаризм и его исследователи в XX в. Мир политических конфликтов. От конфликта к консенсусу. Формы политической жизни и социально-историческое бытие
Глава 3. Философия права
Возникновение права и механизмы саморегуляции общества в философских учениях древности. Власть и право в философских теориях средних веков. Общественный договор и естественное право (Гоббс и Локк). Альтернативы рационалистического понимания естественного права: народный суверенитет или дух законов (Руссо и Монтескье). Право и модернизация: философия права в Германии и России
Глава 4. Философия экономики
"Хозяйство": историческая эволюция понятия. Категория труда в философии и экономике. "Экономический человек": рациональность, аскетизм и желание. Свобода индивида и экономическая свобода. План или рынок? Богатство и бедность
Глава 5. Философия техники
"Техника": истоки и эволюция понятия, современная трактовка. Природа технического знания. Техника и искусство. Техника в контексте глобальных проблем. "Антропология техники". Русская философия: "технический" Апокалипсис. "Технократическая концепция" и ее критика. Этика в техническом обществе. Перспективы философии техники
ЧАСТЬ IV. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
Глава 1. Философская антропология
Происхождение и сущность человека. Метафизика человеческого бытия. Проблема Я. Попытки классификации человека. Основные характеристики человека. Несводимость. Непредопределенность. Незаменимость и неповторимость. Невыразимость. Категории человеческого бытия. Счастье. Вера. Смерть
Глава 2. Философия культуры
Что означает понятие "культура". "По природе" и "по установлению". Культура и природа человека. Культура и цивилизация. Культура и культуры. Культура и модернизация. Культура и современный мир. Есть ли столбовая дорога в философии культуры?
Глава 3. Философия религии
Что такое "философия религии". Две основные ее формы. Философское религиоведение. Философская теология
Глава 4. Философия творчества
Как возможно творчество? Творчество как образ жизни. Этика закона и этика творчества. Творчество в искусстве и в жизни
Глава 5. Философия любви
Любовь как способ человеческого существования. Тема любви в русской философии. Псевдолюбовь и ее формы
ЧАСТЬ V. ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА
Глава 1. Основные направления современной западной философии
Глава 2. Прагматизм
Чарльз Пирс: от прагматизма к прагматицизму. Радикальный эмпиризм Уильяма Джеймса. Инструменталистская версия прагматизма Джона Дьюи
Глава 3. Аналитическая философия и рационализм XX века
Наследие классического рационализма. Понятие аналитической философии. Исторические корни современного философского анализа. Основные трактовки философского анализа. Соотношение с другими направлениями современности. Лингвистический и логический аспекты философского анализа. Дисциплинарная структура аналитической философии
Глава 4. Феноменология
Феноменологический метод. Сознание и его предмет. Интенцио-нальность сознания. Работа сознания. Феноменологическая редукция. "Горизонты" сознания. Ноэма и ноэза. Жизненный мир
Глава 5. Экзистенциальная философия
Особенности экзистенциального стиля философствования - понятие экзистенции. Экзистенция как истина бытия. Переходность экзистенции. Экзистенция и время. Фактичность экзистенции. Экзистенция и свобода. Интерсубъективность экзистенции
Глава 6. Философская герменевтика
Герменевтика как практика и как теория. Становление герменевтики как теории. Герменевтика как универсальная теория понимания. Герменевтика как методология гуманитарного познания. Герменевтика как философия. Размежевание традиционной и философской герменевтики. Герменевтическая философия после Гадамера
Глава 7. Классический и современный психоанализ
Понятие психоанализа. Психическая реальность и бессознательное. Познание бессознательного. Эдипов комплекс. Психоанализ и культура. Современный психоанализ
Глава 8. Философия кризиса
Введение. Первая мировая война и кризис культуры. Тема кризиса человека в западноевропейской философии. От кризиса культуры и технологической цивилизации к мировому глобальному кризису. Пути преодоления кризиса
Глава 9. Философия феминизма
Из истории формирования феминистских идей. Основные идеи и понятия феминизма 1960 - 1990-х гг. Феминистская критика западной культуры. Пол/гендер как культурная метафора. Феминистская ревизия западной философии. Античность. Средние века. Новое время. Просвещение. Классическая немецкая философия. Социалистическая и марксистская философия. Русская философия. Становление гендерных исследований как новой области гуманитарного знания
Глава 10. Постмодернизм
Модерн и постмодерн. Философско-теоретические истоки. Критика "мышления идентичности" и "дифференция". Серийная событийность против "события бытия". "Смерть субъекта" и критика "метафизики". Параметры трансформации. "Исчезновение социального" и симуляция
Сведения об авторах
Указатель имен
Предметный указатель

Loading...Loading...